С помощью каких приемов создаются загадки. Композиционные и языковые особенности загадок. Простые модели сочинения загадок для самых маленьких
Предположим, Вам вдруг захотелось обыграть понятие / явление / объект. Или пришлось запомнить какой-то термин. А может, просто надо намекнуть, какой подарок Вы хотите получить.. В любом случае, выбранное Вами «нечто» можно закодировать в загадку! Всего за 3,5 шага! Автор - Алла Александровна Нестеренко
Шаг 1. Ответ
Первым делом решите, о чем будет Ваша загадка.
Как правило, это существительное, отвечающее на вопрос «Что?».
Для примера возьмем часы.
Шаг 2. Характеристики
В левый столбик запишите основные характеристики и функции выбранного объекта или явления. Для этого просто ответьте на вопросы «Какой?», «Что делает?» и т.д.
Например, наши часы: точные, карманные, ходят и показывают.
Кстати, Вы можете дополнить список своими ассоциациями, отношением и т.д. А также смело внедрить : часы ведь могут быть и академическими, и настенными, и…
Шаг 3. Аналогии
Далее для каждого выделенного Вами свойства приведите . Для этого подберите примеры того, что подходит под данное описание, выполняет те же функции. Иными словами, ответьте на вопрос: «Что еще бывает таким?». Ответы запишите в правом столбике.
Например,
точными бывают также науки,
карманными – фонарики,
ходят (в том числе) шахматные фигуры,
а показывать умеют и проекторы.
Всё! Загадка готова! Осталось реализовать половинку шага – вставить связки! Просто допишите словесные конструкции «но не» между каждой характеристикой и объектом-аналогией (2м и 3м пунктом). В результате стилизации получается загадка:
«Точные, но не науки;
карманные, но не фонарики;
ходят, но не шахматные фигуры;
показывают, но не проекторы.
Что это? Часы!».
Теперь Ваша очередь составлять загадку. Чему Вы посвятите ее?? Может быть, вам захочется составить ?
Таким образом, для каждой выделенной характеристики исходного понятия Вы подобрали соответствующие объекты-аналогии, после чего сформулировали итоговую загадку.
Загадка для термина
А теперь
с помощью загадки запомним какой-нибудь термин.
Для этого в качестве исходного объекта загадки выберите понятие или явление, относящееся к профильной области. Например: «электрон».
Вспомним, что это - стабильная, отрицательно заряженная элементарная частица, одна из основных структурных единиц вещества. Выделим ключевые слова и воспользуемся разобранной схемой составления загадки.
АЛГОРИТМ
СОЗДАНИЯ
ЗАГАДОК.
П 1.
Загадки в нашей жизни.
Роль загадок в занятиях с детьми.
Загадки любят все. Особенно, конечно, дети. Прежде всего, любят загадывать. Причина - интересно поставить " втупик" товарища, а нередко - и взрослого. Детям просто необычно видеть, что родитель или воспитатель что-то не знает! "Как же это? Папа не знает!". Восторг пополам с некоторым страхом и изумлением... "Не знает!". И блестят хитрые глаза - вот она, отгадка, такая простая...
Любят отгадывать. Может быть, дети где-то чувствуют, что отгадывание загадок - это суть жизни человека. Сначала игра, потом жизнь.
А об успехе загадок говорит игра "Что? Где? Когда?", обоюдные каверзы студентов в КВН"е, родившееся на наших глазах капитал-шоу "Поле-чудес", всевозможные конкурсы и викторины. Чуть не забыл детективный жанр. Там-то сплошь загадки.
Естественно, что загадки - прекрасный материал для педагога. В занимательной форме дети получают знания:
О предметах и их связях в живой и неживой природе:
морковь- "красна-девица", растет в земле - "сидит в темнице", а ботва над землей - "коса на улице";
Об аналогиях: очень большое небо - "поле немерено", большое количество звезд - "овцы не считаны", месяц - "пастух рогат";
О функциях вещей: книга - рассказывает, часы – показывают время;
О характере процессов и последовательности явлений: "На болоте родился, три раза крестился, никому не покорился, Героем оборотился" - Ленинград.
Похоже, что проблемное обучение - по сути, это обучение на загадках! Поставим в трудное положение, заставим задуматься...
А откуда берутся загадки? Как они попали в детские книжки, в конспекты педагогов? Как хотелось бы самому сочинять их. Ведь мир вещей расширяется буквально с каждым днем. Вокруг нас персональные компьютеры и ведеомагнитофоны, лазеры и космические станции, роботы. Рождаются новые общественные движения, рождается новое государство. Когда-то сочинятся про это все загадки?! Способ нужен сегодня, сейчас, вчера!
П 2.
Существующие способы создания загадок.
Старинные загадки стали частью фольклора, устного народного творчества. И тут мы сильно не погрешим против истины, если предположим, что загадки создавались испытанным веками способом - методом проб и ошибок (МПИО).
Так, загадки тесно смыкались с творчеством скоморохов, часто использовавших иносказания. Острый глаз помогал подметить явление в мире вещей и процессов, а острый язык - это выразить в нескольких емких словах-образах. А дело слушателя
Догадаться, о чем или о ком идет речь...
И отбирались загадки временем, проверялись на выживаемость. "Четыре братца под одной крышей стоят", "Два брюшка, четыре ушка", - кто скажет, из какого времени пришли к нам эти загадки?
Писатели-переводчики дарят нам загадки других народов. Хорошо известны загадки в переводах К.Чуковского, С.Маршака.
"Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей..."
/Губы и зубы во рту/.
"Шалтай-Болтай сидел на стене..."
/ Яйцо/
"Был белый дом, чудесный дом,
Но что-то застучало в нем..."
/Яйцо/
Это образы англо-американских загадок из сборника "Сказки Матушки Гусыни".
Загадки сегодняшнего дня приходят к нам в журналах "Мурзилка" и "Веселые картинки", в стихах детских поэтов.
"Я горячее храню, и холодное храню.
Я и печь, и холодильник вам в походе заменю"
/Термос/
"По небу ходит маляр без кистей.
Краской коричневой красит людей".
/Солнце/
"Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает".
/Свеча/
"На железной клумбе
цветы голубые,
Помогают стряпать
кушанья любые".
/Газовая плита/
"В нашей кухне круглый год
Дед Мороз в шкафу живет".
/Холодильник/
Судя по выбору тем-объектов и отсутсвию каких-либо рекомендаций, можно сделать вывод, что и в настоящее время загадки создаются все тем же методом проб и ошибок. И остается уповать на то, что кто-то вновь подметит острым глазом и выразит острым, запоминающимся словом новые вещи и явления нашего быстро меняющегося мира.
Критика существующих способов создания загадок.
1. Бесплановость в работе создания загадок.
Создание загадок - творческий процесс. А широко распространено мнение, что творчество принципиально не планируемо. Вот придет вдохновение, тогда...
2. Случайность выбора объектов загадок.
Объектами загадок становятся чаще всего предметы обихода, природные явления, школа и ее атрибуты, игрушки, техника. Но так отстают современные загадки от сегодняшнего мира вещей и явлений!
3. Узок круг объектов загадок.
Даже после выбора объекта фантазия не идет дальше нескольких предметов этого круга:
Мебель (стол, стул);
Овощи (капуста, лук, морковь);
Транспорт (автомобиль, паровоз, самолет);
Природные явления (дождь, радуга, снег, ветер);
Школа (мел, доска, звонок).
4. Отсутствие системы в выборе качеств (действий) объектов загадок.
Какие элементы объекта взять для составления загадки, какие его действия описать в завуалированной форме? Ответ существующие методы не дают, вся надежда на фантазию.
5. Невозможность научить любого человека "конструированию" загадок.
Упование на интуицию и фантазию, озарение, напрочь отвергают возможность обучения этому искусству. Есть талант - удешь создавать загадки, нет - извини...
Требования к способу создания загадок.
Основные требования к способу создания загадок вытекают з предыдущего раздела с критическими замечаниями. Естественно, что способ должен обеспечить:
Возможность плановой работы по созданию загадок. Конечно, дохновение - вещь хорошая, но метод должен обеспечить создание 5-ти загадок в час. Шутка, но все же...
Направленный выбор объектов загадок. Например, представили ебе комнату, и об всех предметах (на потолке, стенах, полу, стен) создали загадки.
Расширение круга объектов загадок. Этот пункт тесно смыкается с предыдущим. Ну, куда входит комната? В квартиру. И еперь квартира - объект загадки.
Выбор всех атрибутов (характеристик) объектов. Любой объект состоит из элементов, которые как-то между собой связаны, выполняют какие-то функции; объект как-то развивается во
времени. Именно это и берем.
возможность научить любого человека "конструировать" загадки. Уже предыдущие пункты показывают, что их реализация похожа на метод-способ: берем объект с его окружением, пристально изучим его элементный состав, связи, функции, историю. И опишем простыми словами. Заготовка загадки готова. Ну, можно этому научиться? Думаю, да.
Что есть для разработки способа создания загадок?
1. Алгоритм создания загадок, предложенный в мае 1989 года слушателем НУНТТ-а Шамовым А.
Объект загадки
Структурный анализ объекта
Функциональный анализ объекта и его элементов
Есть ли
Нет сходный объект Да
Со сходными
Функциями
Описание через Отрицательное
функции сравнение
Композиция
Ритмическая организация
Загадка где O - объект
Пример работы по предложенному алгоритму:
а) выбираем объект - очки;
б) очки состоят из:
Стекол
Оправы (металлической или пластмассовой)
в) стекла исправляют дефект зрения (глаза), оправа
удерживает очки перед глазами;
г) сходный объект - окно, витрина;
И сразу появились два варианта загадки:
Немного стекляшек,
Пластмассы немножко.
И вот уж готово
Для стекол окошко.
Вы бывали в магазине?
Что такое глаз в витрине?
Правда, здесь при наличии сходного объекта использовано не отрицательное сравнение типа "есть стекло и рамка, но не окно", а положительное сравнение "окно для глаза". Аналогично использован сходный объект - витрина.
Полученные загадки показали возможность использования алгоритма. Но в алгоритме есть и недостатки:
Использован только структурный, а правильнее сказать, элементный анализ объекта и функциональный анализ;
Указанные операции идут последовательно;
Предлагается при отсутствии сходного объекта давать описание объекта загадки через его функции;
Предлагается при наличии сходного объекта давать описание объекта через отрицательное сравнение.
2. Для разработки уточненного алгоритма создания загадок воспользовались опытом создания АРИЗ:
Сбор и обработка информационного фонда;
Выявление закономерностей;
Формализация.
п.6
Процесс разработки уточненного алгоритма
создания загадок.
1. В качестве информационного фонда использован сборник загадок для детей (Н>Н>Понамарева), Загадки из книги "Сказки Матушки Гусыни" и др.
2. Загадки из ИФ "пропущены через алгоритм Шамова А., что помогло выявить недостатки алгоритма. Недостатки указаны в предыдущем разделе.
3. Использован опыт работы по проведению ФСА: предлагается сделать параллельный анализ:
Элементный;
Структурный;
Функциональный;
Параметрический;
Генетический.
4. Получена развернутая схема алгоритма, причем схема достаточно сложна для работы.
5. Произведено свертывание схемы. В этом варианте она приобрела вид (см рис 2).
6. Проверка схемы с помощью создания загадок.
Блок-схема алгоритма создания загадок
Объект загадки Надсистема объекта
О1 анализ
Нарушение, изъятие
О1 Положительное описание через Описание
нет Есть ли да через Отрицательное
О1 сравнение
Композиция
Ритмическая организация
Загадка рис. 2
Виды анализа объекта загадки О1:
Элементный;
Структурный;
Функциональный;
Параметрический;
Генетический;
Элементы, из которых построен объект загадки;
Связи между элементами объекта и связи с надсистемой;
Функции самого объекта и его элементов;
Параметры элементов, связей и функций;
Развитие объекта или его элементов во времени.
Рассмотреть возможность нарушения, изъятия какого-либо объекта анализа (исчезновение элемента объекта загадки, исчезновение связи между элементами, нарушение функционирования элемента, нарушение параметра, нарушение хода развития). Естественно, что это приведет к какому-то нежелательному эффекту (НЭ).
Список НЭ даст композицию, а ритмическая организация списка даст искомую загадку.
Загадка может создаваться по линии выбора объекта О", у которого могут быть сходными с О1 элементы, структура, функции, параметры, генезис. Если такого О2 нет, то описание идет через элементы (структуру и т.д.) О1. Если такой О2 есть, то через его элементы (структуру и т.д.) при положительном описании, и через отрицательное сравнение.
Пример создания загадки по алгоритму.
Я на клавиши нажал,
Только музыки не слышу.
А послушный мне металл
На бумаге буквы пишет.
п.7
Примеры создания загадок.
1. Объект загадки - загадка.
Человек Загадка Знание
Слова связаны в фразы.
Заставляет задуматься.
От развлечения до размышления
Слова образы сложного
Образы создают цельную картину.
Учит думать
Загадка часто похожа на стихи, ритмическая организация помогает придать загадке запоминающуюся форму.
Хоть похожа на стишок,
Только действует иначе:
Развлекая - учит нас,
Задает уму задачу.
2. Объект загадки - яйцо.
Яйцо
Скорлупа Скорлупа Служит едой Долго хранится в холоде
Белок
Белок Желток
Дает Не хранится
Желток Цыпленок Цыпленка тепле
Цыпленок
Скорлупа похожа на белую стенку, белок - на кисель, желток - на солнце
Если в холоде держать,
Может целый год лежать.
А положите в тепло,- неожиданно разбиться,
И на ножках убежать.
Если в холоде держать,
Может целый год лежать.
А в тепле, то будет риск,
Что услышим скоро писк.
Желтый шар похож на солнце,
Вокруг кисель, есть белая стена,
И нет ни одного оконца.
3. Объект загадки - паутина.
Паук Муха Паутина усты,
ветки
трава нити сеть из нитей ловит мух нити тонкие
сеть ажурная
Нити похожи на леску для ловли рыбы, на волосы.
Сеть похожа на кружева, на антенну радиолакатора,
на невод, на висячий мост, на сетку-авоську.
По действию есть сходство с ловлей рыбы, с
подстраховкой акробата с помощью сетки.
Между ветками, кустами
Лесной строитель вяжет мост...
И для мухи-пешехода
На том мосту - прощай, свобода!
Я не вратарь, поэтому люблю,
Когда жужжащий "мяч"
В сетку влетает мою.
Кто повесил эти сетки,
Расчертив траву на клетки?
В них pыбки попадаются,
Жужжат и тpепыхаются.
Что за стpанный pыбачок
В лесных кустах забыл сачок?
Как pыбки попадутся,
То жужжат и pвутся.
Про лесного жителя
Спросим у ребят:
С сеткой кто работает,
Словно акробат?
4. Объект загадки - иголка.
Рука Иголка Нить Ткань
Игла, протаскивая нить, оставляет след.
Игла похожа на рыбу.
Вот так рыбка, чудо-рыбка,
Хвост из нитки тянет.
То нырнет, то вновь блеснет
На волнах из ткани.
5. Объект загадки - снегирь.
Ветка Снегирь Мороз, зима Клюв Птица Летает Красная
грудка Тело Свистит Хвост Лапки
Снегирь похож на яблоко, на красный сигнал светофора, на
воздушный шарик.
Может быть, я прав,
Возможно, это шутка:
У птицы на морозе
Раскраснелась грудка.
В зимний сад нельзя войти.
Почему? Готов ответ:
Светофор живой на ветке
Не дает зеленый свет.
6. Объект загадки - утюг.
¦ Рука Шнур Утюг Ткань Пятка Гладит Горячий От нагрева ткань углями до Подошва электрического нагрева Острый Ручка
Утюг похож на пароход, на чайник (такая же ручка).
Электрический пароход,
ТО назад плывет, то вперед.
Были волны, - и нет.
Остается за мной гладкий след.
Я похож на пароход,
И на чайник тоже.
А горячий мой живот
Гладить ткань поможет.
7. Объект загадки - петух.
Куры Двор Петух Голова с Птица Поет по утрам и вечерам
Яркий хвост гребнем
Красный гребень Тело Хвост Ноги со шпорами
тух похож на будильник (по своей функции), по "одеянию"
На клоуна, хвост похож на веер.
Яркий веер за спиной.
Угадайте, кто такой?
Был сначала желтенький комочек.
А сейчас на нем узор из полос и точек.
Был белый - молчун.
Потом желтый - пискун.
Теперь разноцветный - певун.
Ваш будильник просто ходит,
Будит по утру.
Наш будильник очень важно
Ходит по двору.
Я с гребешком, хотя не парикмахер.
Со шпорами, хоть не кавалерист.
В одежде яркой, хоть я и не клоун.
Загадка - это своеобразный диалог: один загадывает, другой отгадывает. Многие загадки в первой части не содержат прямого вопроса: в них дается замысловатое описание предмета, по которому надо отгадать, о чем идет речь. При этом первая часть обязательно предполагает ответ. Например: Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).
Иногда загадки построены в виде прямого вопроса: Что видно только ночью? (звезды); Что за тварь людей питает, в церкви освещает? (пчела).
В большинстве загадок описание признаков предмета, который надо отгадать, дано от третьего лица. Нередки загадки, в которых описание дано от первого лица - отгадываемого предмета. Например:
Меня бьют, колотят, ворочают, режут - Я все терплю и всем добром плачу (земля).
Встречаются загадки, построенные на диалоге:
- Это черная?
- Нет, красная.
- А почему белая?
- Потому, что зеленая (красная смородина).
Нередки загадки, в которых отгадываемый предмет описан путем отрицания:
Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь (репа).
Встречаются загадки, в которых описание изложено в услов-, ной форме:
Кабы я встала -
До неба достала,
Кабы руки да ноги -
Я бы вора связала.
Кабы рот да глаза -
Я бы все рассказала (дорога).
В загадках использованы разнообразные средства и приемы художественной выразительности. Среди них прежде всего следует назвать метафору.
М. А. Рыбникова отметила, что в загадках метафора черпает свой материал из круга хозяйственных впечатлений. Руки - овечки, куде-ля - стог:
Пять овечек стог подъедают,
Пять овечек прочь отбегают.
Игла - свинка, золотая щетинка, соха - корова, все поле рогами перепорола. Среди метафорических образов животных преобладают домашние, а среди них - корова, бык и конь (кобыла, жеребец). Они используются очень многообразно, во всех «слагаемых»: рога, хвост, грива, копыта, молоко, ржание, рев, бег и т. д. Дикие животные - медведь, волк, лиса, заяц - обслуживают незначительное число загадок. Обильны птичьи метафоры, и в них также чаще всего встречаются домашние птицы: курица, петух, гусь. Тетерев, галка, орел, сокол фигурируют значительно реже.
Метонимии в загадках встречаются реже метафор. Загадка называет материал, из которого сделан предмет:
Стоит дерево, (стол)
На дереве конопля, (скатерть)
На конопле глина, (горшок)
На глине капуста, (щи)
А в капусте свинья, (свинина)
Используются в загадках, хотя и не очень часто, разнообразные сравнения:
Бел как снег,
В чести у всех (сахар).
В некоторых загадках для сравнения использованы образы Священного писания и старославянская лексика:
Взят от земли, яко же Адам;
Ввержен в пещь огненную, яко три отрока;
Взят от пещи и возложен на колесницу, яко Илия;
Везен бысть на торжище, яко же Иосиф;
Ставлен на лобное место и биен по главе, яко же Иисус;
Возопи велиим гласом, и на глас его приде некая жена,
яко же Мария Магдалина,
И, купивши его за медницу, принесе домой;
Но расплакался по своей матери, умре,
И доныне его кости лежат не погребены (горшок,).
Встречаются в загадках и антитезы. Например:
Матушкой-весной в платьице цветном.
Матушкой-зимой в саване одном (поле).
Некоторые загадки построены путем изменения названия отгадки, при этом начальные звуки сохраняются, а конец слова сильно изменен:
Стоит пендра.
На пендре лежит дендра
И говорит кондре:
"Не лазай на пендру.
Там не одна кандра -
И ундра есть" (печь, дед, кот, каша и утка).
Из приведенных примеров видно, что загадки часто рифмованы. В двустрочных загадках строки могут рифмоваться. В многострочных рифмовка разнообразна. Смежная рифма:
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены;
Ходит дом ходуном
На столбе золотом (рожь).
Иногда первая строка рифмой не связана, другие зарифмованы:
Маленький, горбатенький.
Все поле обежал,
Домой прибежал -
Целый год пролежал (серп).
Часто в загадках встречаются эпитеты, аллитерации и звукоподражания (см., например, в Хрестоматии варианты загадки о бруске для заточки косы).
Каждая загадка - это отдельное художественное произведение со своими поэтическими особенностями.
36. Загадки.
Загадка замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном, уводящем в сторону виде.
Чаще всего загадки имеют иносказательный характер.
Способы создания загадок.
В основе создания загадок лежит сопоставление различных предметов реального мира по их отдельным качествам и признакам. Несколько способов создания загадок:
Предметы сопоставляются на основе какого-нибудь внешнего сходства: «Как во поле, во кургане стоит девушка с серьгами» (овёс)
Предметы сопоставляются по цвету: «Под лесом, лесом красна понька висит» (рябина)
Предметы (явления) сближаются на основе каких-либо признаков их внутренней структуры.
Предметы (образы) сравниваются по их функции, по той роли, которую они роли выполняют в бытовой жизни народа: «Синенька шубенка весь мир покрыла» (небо).
Предметы сопоставляются по особенностям их движения: «Бурко бежит, а оглобли стоят» (река и её берега).
37. Детский фольклор
область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. История происхождения и развития Ф.д. не вполне изучена, но мн. исследования показывают его связь с календарной и семейной обрядовой культурой, в которую ребёнок органично включён. Глубинные и многоуровневые связи с фольклором взрослых особым образом отразились на самой структуре Ф.д., его сюжетно-тематической основе, роли и функциях в жизни ребёнка, системе поэтических средств.
Как сфера народной культуры Ф.д. относительно самостоятелен. Он обладает собственной жанровой системой и эстетической спецификой. Каждый жанр Ф.д. по-своему способствует сохранению душевного и физического здоровья ребёнка, развитию его личности, установлению её многообразных отношений в сообществе взрослых и детей. Очевидно, именно ориентация Ф.д. на общие закономерности возрастного развития детей, чёткое функциональное назначение каждого жанра обусловливают глубокое типологическое сходство разных его национальных форм. При этом каждая из них обладает самобытными особенностями, незаменимым источником сохранения и наследия народного менталитета. В 20 в. формируется, в т.ч. и в России, научное направление - фольклористика детства, в рамках которой изучается Ф.д.
Классификация материала русского Ф.д. на основе функционально-возрастного критерия делит его на две группы. В первую группу ("поэзия пестования"), обращённую взрослыми к самым маленьким детям, входят колыбельные песни, пестушки, потешки и прибаутки. Колыбельные песни - произведения, назначение которых успокоить и усыпить ребёнка. В народе их называют "байками" (от глагола "баять", "баить" - "говорить"; древнее значение его - "заговаривать"). К заклинательной поэзии восходят самые древние образы и сюжетные мотивы колыбельных песен (Дрёмы, Буки, Кота). К таким мотивам относится и накликание смерти на ребёнка как способ уберечь его от болезней. По мере исторического развития колыбельные песни утратили обрядовую, заклинательную функцию; расширился диапазон тем и сюжетов, в т.ч. за счёт других жанров фольклора. Важнейшая особенность всех колыбельных песен - монотонный ритм и успокаивающий мелодико-интонационный стих. Пестушки - произведения, предназначенные для сопровождения физических упражнений и гигиенических процедур, необходимых для младенца. Ритмичные, весёлые приговоры, соединённые с приятными для ребёнка поглаживаниями, бодрыми или плавными движениями ручек и ножек, которым обучают его взрослые, доставляли удовольствие и развивали как физически, так и эмоционально. В потешках - первых играх взрослых с маленькими детьми - поэтические произведения соединяются с драматическим сюжетом, в котором персонажами становятся пальчики, ручки, ножки младенца, руки того, кто его забавляет ("Ладушки", "Коза рогатая", "Сорока- воровка" и т.д.). В потешках содержатся первые уроки нравственности, элементы обучения счёту, соотношениям в размерах. Прибаутки - песенки или приговоры более сложного содержания, которыми взрослые забавляли детей. От потешек они отличаются тем, что не связаны с игровыми действиями, а привлекают внимание ребёнка исключительно поэтическими средствами. Одна из разновидностей прибауток - небылицы-перевёртыши (наследие рассказчиков-балагуров). Они представляют собой песенки-стихи, в которых произвольно изменены связи и отношения, характерные для реальной действительности. Ребёнок, понимающий истинное соотношение явлений, учится признавать перевёртышную условность как способ создания художественной действительности. Поэтика народных прибауток оказала существенное влияние на развитие профессиональной поэзии для детей. В жанре прибаутки как бы соединяются взрослый и детский фольклор. Детские прибаутки также обеспечивают преемственность между двумя группами Ф.д. - поэзией пестования и собственно детским фольклором.
Собственно детский фольклор включает несколько жанровых объединений. Календарный Ф.д. объединяет заклички и приговорки, большинство из которых связано с древними заклинаниями и заговорами, с верой в магическую силу слова, воздействующего на природу. В определённых ситуациях дети выкрикивали хором обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. Существовали и индивидуальные приговорки. Заклички и приговорки со временем превратились в игру, но в силу своего происхождения они до сих пор открывают для детей традиционный способ общения с миром природы.
Игровые жанры составляют самую значительную по количеству произведений, разнообразию их типов и форм часть Ф.д. Игровые припевы и приговорки по своему происхождению глубоко уходят в древность, отражая старинные обрядовые обычаи и игры. Традиционные детские игры были тесно связаны с жизнью и бытом крестьян, имитировали охоту, посев и обработку льна, свадебные обряды и др. Большинство современных игр и в настоящее время соединяет в себе педагогические и эстетические функции, способствуя приобщению детей к народной культуре. В игровом фольклоре выделяются т.н. игровые прелюдии - жеребьёвые сговорки, считалки. В этих жанрах особенно проявилась творческая фантазия детей, хотя толчком для неё часто становились произведения, созданные взрослыми. Жеребьёвые сговорки - рифмованные формулы-вопросы, с которыми обращаются к "маткам" при необходимости по условиям игры разделиться на две партии. Для этого дети широко использовали традиционные образы из сказок, песен, загадок и пр. ("Наливное яблочко или золотое блюдечко?", "Грудь в крестах или голова в кустах?"). Считалки - исполняемые скандированием рифмованные и ритмизованные произведения, с помощью которых дети распределяют функции в игре, определяют очерёдность действий её участников. По происхождению считалки - наиболее архаичные жанры, передающие веру древних в судьбу, выпадающую каждому по жребию или магическому, зашифрованному пересчёту. Со временем по аналогии со старыми возникали новые считалки, увеличивалось количество осмысленных сюжетов, часто складывавшихся из взрослых и детских фольклорных произведений другого назначения; водевильных песенок и переделок детских стихов, созданных профессиональными авторами (например, считалка "Раз, два, три, четыре, пять, / Вышел зайчик погулять", прототипом которой является стихотворение поэта 19 в. В.Ф. Миллера). Как ни один другой жанр Ф.д. считалки давали широчайший простор для импровизации на традиционной основе, для развития умения комбинировать и создавать неожиданные сочетания мотивов и образов; придумывать новые.
Сатирический Ф.д. выполняет особую функцию во взаимоотношениях, складывающихся среди детей. Произведения сатирического Ф.д. способствуют психологической закалке ребёнка, помогая ему найти своё место среди сверстников с помощью испытания острым (на детский взгляд) словом. Такова дразнилка - унаследованный от взрослых жанр, который включает прозвища, клички, присловья. Некоторые дразнилки осуждают отрицательные качества и явления: плаксивость, ябедничество, обжорство, воровство ("Ябеда-корябеда, солёный огурец!"). Ребёнок, умеющий за себя постоять, найдёт и подходящий ответ обидчику, т.н. оговорку: "Обзывайся целый год, всё равно ты - бегемот; обзывайся целый век, всё равно я - человек!". Видом сатирического Ф.д. являются и поддёвки, которые представляют собой искусственный или естественный диалог, в котором человек ловится на слове ("Скажи: Медь - Медь - Твой отец медведь").
Ф.д. как объективное отражение особенностей детской жизни в ту или иную эпоху - явление развивающееся. Система жанров, в основном сформировавшаяся в условиях аграрной страны с устойчивым домашним бытом, стала постепенно изменяться с развитием школьного образования, бытового и хозяйственного уклада в России. Городские грамотные дети, в противовес неграмотным сельским - хранителям бытовых и поэтических традиций, становились трансформаторами Ф.д. Городской гимназический фольклор 19 в., свидетельства о котором скупы, повлиял на расширение тематического состава Ф.д. (особенно загадок-каламбуров, загадок-игр), способствовал развитию и укреплению прозаических жанров (страшные истории, анекдот). С уменьшением в воспитательной практике семьи и детских учреждений доли традиционной поэзии пестования современная детская устная культура всё более обособляется от культуры взрослых; изменяются типы отношений между двумя этими формами культуры. Происходит переориентация на другие фольклорные жанры взрослых - частушку, анекдот, а также на произведения, созданные профессиональными авторами. Если крестьянский фольклор становится достоянием книжной культуры, то современный Ф.д. - жизненное явление, отражающее стихийную оценку детьми общества, в котором они растут. Особого внимания детских педагогов и психологов заслуживают относительно новые образования: "чёрный юмор", "школьный словарь", "афоризмы военной кафедры" и другие произведения, активно бытующие в детской и подростковой среде.
Чёрный юмор" - разножанровый пласт детского и подросткового фольклора, который стихийно осмысляет противоречия современной действительности: обесценение художественного слова в значительной части литературы 50-70-х гг., ослабление и распад естественных человеческих связей в семье, между поколениями, а также потерю нравственных ориентиров и душевное опустошение человека под давлением псевдоценностей. Ироничное противостояние этому средствами пародийного развенчания, жёсткого гротеска или сознательного эпатажа и эстетического шока есть способ психологической личности в условиях социальной безысходности. Школьный словарь - пародийный жанр детской устной прозы, осмысляющий особенности взаимоотношений учителей и учеников, мальчиков и девочек; быта и нравов школы; школьных программ и методов обучения ("Ученик у доски - партизан на допросе"). Афоризмы военной кафедры - фольклорный жанр студенчества, постепенно спустившийся к школьникам старших классов. Представляет собой микрозарисовки из армейской жизни ("От меня до следующего столба - бегом марш!"). Различные жанры современной фольклорной прозы и поэзии при тактичном использовании могут стать материалом для диагностики менталитета, нравственного, эстетического уровня развития ребёнка и прийти на помощь в выборе методов психолого-педагогической работы воспитателя.
Загадка это жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. В древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами.
Логическая структура и стратегия отгадывания загадок недостаточно изучена. По оценкам Г. Л. Пермякова, логических моделей, по которым построены загадки (аналогия, метафора, метонимия, парадокс и т. д.), не более сорока, но они универсальны для всех типов культур.
Семантическая структура загадки определяется соотношением трех ее основных компонентов: денотата (или десигната), т. е. объекта, загадываемого и подлежащего дешифровке; заместительного объекта, имеющего какие-то общие с загаданным свойства, и «образа», т. е. некоторого описания, применимого одновременно к обоим объектам.
Создаваемый в загадке образ принципиально «нереалистичен», он строится на расчленении загаданного объекта и выделении некоторых его свойств, на сочетании несочетаемого (отсюда частый прием негации), на изменении границ, на преобразовании ситуации и т. п. Разные фольклорные традиции располагают примерно одинаковым набором структурных типов загадки, однако удельный вес каждого из них в разных традициях не совпадает. Сравнительное изучение слав. загадок в отношении их структуры практически отсутствует.
Самое главное в пословице – умение выразить суждения о жизни в сжатой, меткой форме. В пословицах нет ничего случайного. Н.В. Гоголь прекрасно определил художественные достоинства пословицы. Он писал: «В пословицах наших видна необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного изображения»
Двухчастная Целостное предложение, отличающееся неразрывной связью двух частей сложного предложения. "Белый свет не околица, а пустая речь не пословица", "Умный плачет, глупый скачет"
П.У Бакирова выделяет в своей работе черты, присущие и пословицам и поговоркам: Клишированность - свойство того или иного текста восприниматься глобально, как существующее в готовом виде конструктивное и семантическое целое без существенных изменений в соответствующих коммуникативных ситуациях). Афористичность - свойство предполагает меткость, емкость и сжатость. Утилитарность. С этим свойством связан наставительный, назидательный характер пословиц, отражение в них жизненно-практического смысла. Этим свойством обладают все виды паремий. Антропоцентричность. "Пословица всегда обращена к человеку: она учит его жить, предписывает или запрещает какие-либо действия, дает мудрые советы"