Техники лоскутной мозаики. Лоскутное шитье: пэчворк для начинающих. Подготовка к работе
Юлия Школьная
Лоскуточек к лоскутку
На квадраты поделю,
Простегаю все иглой,
Окантую все каймой.
Что же такое ПЭЧВОРК ?
Это лоскутная мозаика .
Которая все больше и больше набирает популярность в современном мире.
(Пэчворк , англ. "patchwork" обозначает «одеяло или покрывало из разноцветных лоскутков » ).
Проще говоря это вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается из "КУСОЧКОВ" изделие и получается совершенно другое изделие с узором,цветом и фактурой.
Где же можно использовать приемы "лоскутного шитья "?
А как душе вашей будет угодно : и сумочки, постельные принадлежности, панно и даже одежда, где только пожелаете.
Первые упоминания о "ЛОСКУТНОМ ШИТЬЕ ",как искусстве встречается XI в.
Возможно появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Но принято считать что "ПЭЧВОРК " появился в Англии, а потом распространился и в других странах.
как же он появился?
Причина появления лоскутного шитья - бедность . Она вынуждала женщин из остатков одежды делать новую, и создавать изделия для быта. Всегда повышенный интерес к лоскутному шитью возникал в периоды кризисных ситуаций.
Лоскутное шитье появилось и развивалось в крестьянской среде.
Предметы деревенского быта создавались не только красивыми, но и полезными.
Лоскутные одеяла , дорожки из полосок ткани,коврики-кругляшки, так же как игрушки,расписная посуда и прялки, а так же вышивка, наполняли быт и радовали глаз.
"Лоскутное шитье " в России появилось в XIX в., когда ткань стала предметом повседневного обихода. В любой крестьянской избе было лоскутное одеяло , сшитого из кусочков отслужившей свой срок одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется.
В некоторых областях России шитье лоскутных одеял связано со свадебным обрядом : оно было частью приданого.
Лоскутное одеяло дарили на рождение ребенка. Такие одеяла сочетали в себе практичность и декоративность.
Заплатка к заплатке, лоскуток к лоскутку
Сшивала и штопала жизнь по куску.
Брала все подряд, иногда что попало
И сшила лоскутное одеяло .
Существует и притча о лоскутном шитье .
Однажды женщина пришла к мудрецу и сказала : "Учитель, все у меня есть : и муж, и дети, и дом - полная чаша, но я думала : "зачем мне все это?" И жизнь моя стала не в радость!"
Мудрец,выслушал и посоветовал попробовать сшить свою жизнь.
Женщина очень сомневалась в словах мудреца, но попробовала.
Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который был виден из окна. Засмеялся её маленький сынок, и она пришила кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица - и ещё один лоскуток добавляется ,появится радуга в небе- еще один лоскуток , обидят - ещё один. Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки. И все, к кому она их дарила, чувствовали, как тепло поселялось в душе, и никогда не было одиноко, и жизнь не казалась пустой и бесполезной.
Все изделия выполненные с душой,руками (Приносят ощущение домашнего тепла. уюта, добра, радости) .
Публикации по теме:
Вот наступила золотая осень. Самая красивая и живописная пора года. Осень любит желтые, красные, оранжевые краски, а как любит она осыпать.
Конспект мастер-класса для родителей «Лоскутная мозаика дома» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области.
Консультация для родителей «Ручной труд. Лоскутная техника» Лоскутная техника занимает сейчас не последнее место среди различных форм декоративно-прикладного искусства. А зародилось она в конце 19.
С сентября этого года в нашей группе действует кружок "Русская мозаика". Ведет его педагог Детского Дома творчества Татьяна Васильевна.
Лоскутная мозаика Аппликация из ярких разноцветных лоскутков ткани вызывает только добрые эмоции. Лоскутные узоры живут и радуют нас.
Полоски одинаковой ширины кроят по шаблону, обязательно по долевой нити и никогда по косой (не путайте с раскроем ткани на полоски для окантовки – там кроят по косой). Иногда, когда не хватает ткани, кроят по поперечной нити. Шаблон накладывают на изнаночную сторону ткани параллельно кромке. Размечая ткань на полоски, не забывайте о припусках на швы. Если не хватает ткани, то полоски сшивают. Для этого одну полосу прикладывают под прямым углом к другой (лицевая к лицевой) и сострачивают по косой под углом 45 градусов.
Сшивание полосок
Сострачивать полоски для художественного изделия удобно на основе.
Стачивание полосок на основе. На основу кладут полоску лицевой стороной вверх. Вторую полоску кладут на первую лицевой вниз и пристрачивают к основе. Шов отутюживают «на ребро».
Шитье полосок
Нарезанные и разложенные по цвету полоски начинайте пришивать с правой стороны основы. На первую полоску положите вторую, лицевая к лицевой, и приколите их булавками к основе. Прострочите вместе с основой. Выньте булавки и отутюжьте шов на одну сторону – «на ребро», а затем отверните и проутюжьте обе полоски с лицевой стороны. Третью полоску наложите на вторую и также пристрочите вместе с основой.
Аналогично заполните весь нужный формат. Потом прогладьте полотно через влажную тряпку и срежьте лишнюю ткань.
Полоски для утилитарных целей (карманов, каймы) сострачивайте без основы, сначала – в цельное полотно и лишь потом разрежьте поперек на нужный формат. Можно из нарезанных из сшитого полотна полос составить квадратный блок.
Полотно, состроченное из полос, нарезают на квадраты. Квадраты из полосок формируют в блоки
Диагонально расположенные полоски очень красивы и могут украсить любое изделие. Их сшивают на основе, начиная шить от центра изделия. На основу по диагонали и строго по центру уложите первую полоску. К ней с обеих сторон пристрачивайте (так же, как и прямые полоски на основе), сохраняя цветовой порядок, другие полоски, пока не заполнится формат. Из четырех состроченных форматов можно составить квадратный блок с диагональным расположением полос.
На основу строго по центру прикалывают первую полоску
Вторую полоску кладут на первую лицевая к лицевой и пристрачивают к первой и основе
Шов разглаживают, углы обрезают
Пристрачивая полоски в обе стороны, заполняют весь объем
Постепенно, в течение двух веков, выработались три основные схемы шитья из полосок: «Елочка», или «Паркет», «Пашня» и «Колодец».
«Елочка» («Паркет»)
Для данной лоскутной техники необходимы лоскутные заготовки из квадрата и полосок. К квадрату пришивают полоску первого яруса. Ее длину не отмеряют, так как после притачивания излишки ткани отрезают. Сразу следует отутюжить шов и разложить его на две стороны. Вторую полоску пришивают к другой стороне квадрата и захватывают и первую полоску. Второй шов будет идти перпендикулярно первому шву. Шов опять утюжат и раскладывают на две стороны. Так получается первый ярус «Елочки».
Чтобы узор получился красивым, надо придерживаться следующих правил.
Квадрат должен быть активным по цвету или рисунку, то есть нести на себе акцент всей композиции.
Ширина полос каждого яруса должна быть одинаковой.
Каждый последующий ярус по ширине может быть либо таким же, как первый ярус, либо отличаться от него в зависимости от задачи автора.
Желательно, чтобы ширина шва у всех полосок была одинаковой (предпочтительная ширина – 0,5-0,7 см).
Нельзя нарушать последовательность притачивания полос друг к другу.
Эта композиция – своеобразная имитация борозд на вспаханном поле. Для «Пашни», чтобы сохранить и подчеркнуть динамику полос, следует выбирать ткани, близкие по цветовой гамме и с мелким набивным рисунком. Подобный орнамент интересно сшить из атласных лент, чередуя лицевую и изнаночную стороны.
Сначала готовят бумажный шаблон квадрата-основы. Квадрат разбивают на три участка, границы которых сходятся под прямым углом. Каждый участок разбивают на ряд параллельных полос. На каждый участок и на полосы делают шаблоны из картона. Полосы сшивают лицевая к лицевой в последовательности, показанной на рисунке, шов утюжат. Величина припуска – 0,5– 0,7 см. Излишки ткани срезают.
Схема раскроя и сшивания полос в «Пашне»
Каждый участок собирают отдельно и потом только сшивают в общий квадрат. Сначала участки 1 и 2 (по часовой стрелке), а потом к ним пришивается участок 3.
«Колодец» («Американский квадрат», «Сруб», «Прямой желоб»)
Данная лоскутная техника была очень популярна в Америке и Европе, и ей уже не меньше двухсот лет. В основе ее лежит геометрическая фигура квадрата, которая составляется из полос. Полоски ткани именуются «бревнами».
Существуют два варианта соединения «бревен» в квадрат. В обоих вариантах центральной фигурой будет лоскут в виде квадрата, а вот схема сборки полосок – «бревен» разная.
Первый вариант сборки «Колодца»
Сначала к центральному квадрату пришивают полоску
Схема сшивания «Колодца»
Начальным элементом композиции, на котором делается цветовой акцент, является квадрат. Первые две полоски пришивают к квадрату так же, как и в композиции «Елочка», соблюдая те же правила шитья. Каждую новую полоску («бревно») притачивают так, чтобы захватить предыдущий элемент. Двигаться нужно по часовой стрелке, постепенно наращивая первоначальный квадрат ярусами «бревен».
Естественно, что цветовое решение работы может быть различным, но особенно красиво в данной схеме смотрится цветовая растяжка: от темного квадрата к светлым полосам, что дает эффект колодца, либо от светлого квадрата к темным «бревнам» – создается эффект космической глубины. И в том, и в другом варианте яруса «бревен» пришивают, соблюдая возможную цветовую растяжку, что дает возможность достигнуть объемного восприятия композиции.
Яруса «бревен» могут быть одинаковыми по размеру, или композиция может заканчиваться ярусом из более широких полос. В принципе такую композицию можно расширять до бесконечности и сделать ее, например, во всю стену. Главное, чтобы в конце она имела цветовое логическое завершение – темный, светлый или цветной ярус (исходя их придуманного вами квадрата), собирающий всю композицию.
Иногда данный вариант выполняют с диагональной цветовой разбивкой. Центральным элементом остается квадрат, а остальную композицию выстраивают по диагонали – вся схема условно делится диагональю на две части. Так, «бревна», расположенные по одну сторону диагонали, изготавливают из ткани насыщенного тона (желательно тоже в растяжке), а «бревна» по другую сторону диагонали – из более светлой ткани.
Чтобы облегчить себе работу и не запутаться в цветах и «бревнах», желательно сделать четкий цветовой эскиз. В остальном принцип сшивания «бревен» остается таким же, как и при основной схеме.
Второй вариант сборки схемы «Колодец»
В этом варианте в центре также доминирует квадрат, но последовательность сборки «бревен» относительно основного элемента – другая. К двум противоположным сторонам квадрата пристрачивают по одинаковой полоске («бревну»). Затем к двум другим противоположным сторонам квадрата пристрачивают «бревна», которые по длине перекрывают первые «бревна». Так завершается первый ярус композиции. В дальнейшем, соблюдая первоначальную последовательность притачивания, наращивают композицию от яруса к ярусу до нужного размера (любого).
Смещение центра и применение полос разной ширины дает оптический эффект глубины
Одинаковые полоски пристрачивают с противоположных сторон центрального квадрата параллельно друг другу
Данная композиция тяготеет к другим цветовым решениям – по парной разбивке цвета на параллельных «бревнах». Иногда делают и диагональную разбивку цветового решения, но в этом случае весь квадрат делят на четыре части двумя диагоналями и цветные «бревна» располагают попарно, относительно сторон центрального квадрата. Варианты бесконечны.
Квадрат может располагаться и совсем не в центре, а сбоку. Но принцип сборки остается тем же.
Квадратики
Это одна из самых распространенных старинных простых техник, в основе которой лежит квадрат. Можно сшивать квадраты любых размеров – от гигантских до клочков в почтовую марку – и в любой последовательности. Но определенную прелесть представляют изделия из квадратов, объединенных в различные геометрические фигуры. Это может быть и простой узор шахматной доски (двуцветный), или «ход конем» (трехцветный), или многоцветное поле из разных лоскутов, но подчиняющихся геометрическому порядку, шахматная диагональ и прочее. Вариантов, в зависимости от вашего мастерства и фантазии – множество.
Шитье из квадратиков
Сшивание квадратов
Прежде чем приступать к шитью, сделайте на миллиметровке уменьшенный эскиз будущего полотна.
Предположим, что ваше квадратное изделие состоит из четырех цветных квадратиков, объединенных в определенный рисунок. Сшивать квадратики нужно по порядку и сразу в полосы.
Начните, например, с верхнего ряда. Первые два лоскутка пристрочите друг к другу лицевой стороной внутрь, затем проутюжьте припуски на швы либо на две стороны, либо на сторону более темного квадрата, чтобы припуски не просвечивали наружу. Затем, следуя вашему эскизу, пристрочите оставшиеся квадраты верхнего ряда и обработайте швы.
Аналогично изготовьте и другие полосы.
Потом полосы сложите лицевыми сторонами внутрь, сколите их булавками точно по машинным швам перпендикулярно будущей строчке и прострочите.
Соединив все полосы в единое полотно, отутюжьте припуски на швы. Потом переверните изделие и отутюжьте готовый образец на мягкой подстилке (чтобы не проступил рельеф припусков на швы).
Композиция из четырех квадратов
Шахматные узоры
Рассмотрим самые простые способы сшивания «шахматного» полотна.
«Шахматка»Она делается из двух тканей контрастной расцветки. Можно квадратики сшивать в полосы. Но еще проще сначала сострочить одинаковые цветные полосы в единое полотно, а затем, отметив размер заданных квадратов (не забывайте о припусках на швы с двух сторон квадрата!), разрезать на новые полосы. Каждую вторую полосу переверните «вверх ногами», и на вашем полотне сразу образуется шахматный узор. Теперь осталось только сострочить полосы между собой.
Полосы сшивают в полотно
Полотно расчерчивают на полосы, идущие в другом направлении, и разрезают
Каждую вторую полосу переворачивают «вверх ногами»
Получается шахматная доска
Шахматный узор по диагоналиВозьмите несколько различных по цвету полос и сострочите их в единое полотно. Затем, разметив полотно на заданные квадраты (не забывайте оставлять припуски на швы!), разрежьте полотно на полоски. Теперь разложите получившиеся полосы так, чтобы каждая полоса смещалась на один квадрат относительно предыдущей, и аккуратно их сшейте.
Теперь сверху и снизу срежьте углы, и у вас получится ровная полоса из диагональных квадратиков. Вы можете использовать получившееся полотно в качестве декоративной каймы или просто пришить получившуюся фигурную полосу приемом аппликации, например на подол юбки.
Сшитое из разноцветных полос полотно разрезают на поперечные полосы
Полосы раскладывают так, чтобы они были сдвинуты на один квадрат
Срезав углы у получившейся полосы., получают орнамент из диагональных квадратиков
Шахматный узор в виде ромбовДля изготовления такого узора необходимо нарезать и сшить полоски разноцветной ткани, а затем из получившегося цельного полотна нарезать новые полосы под углом 30, 45 или 60 градусов. Ширина полос должна быть равна стороне ромба плюс 1,5 см – припуск на швы. В собранном виде эти косо нарезанные детали сами собой образуют ромбы.
Из ромбов, состроченных в таком виде, можно собрать знаменитую «Американскую звезду».
Схема шитья узора в виде ромбов
Шахматный узор в виде шевроновЭтот узор напоминает отражение в воде. Двуцветные полоски сострочите вместе в два полотна, чередуя их по цвету. Затем от каждого полотна под нужным вам углом отрежьте одинаковые косые полоски, зеркально расположенные друг к другу. Когда вы сошьете получившиеся полоски, чередуя их, то у вас получится шеврон. Останется только сверху и снизу обрезать ненужные углы на 0,75 см.
Изготовление шевронов
«Квадрат в квадрате»
В основе этой композиции лежит квадрат. Сборка задуманного изделия начинается от центра. Каждый ярус, состоящий из четырех равнобедренных треугольников, визуально как бы увеличивает первоначальный квадрат.
Для каждого яруса выкраивают свой шаблон прямоугольного треугольника, гипотенуза которого равна стороне центрального квадрата. Каждые четыре одинаковых треугольника пристрачивают к четырем сторонам квадрата. Получается как бы квадрат в квадрате.
Как правило, эту схему шьют на основе, используя ткань или флизелин. Размер основы равен задуманной композиции. На основе отмечают четыре пересекающиеся линии: две по диагонали и две перпендикулярные им. Затем в центре прикрепляют лицевой стороной вверх центральный квадрат. К одной из сторон квадрата прикалывают треугольник лицевой стороной вниз и стачивают вместе с основой, оставляя припуски на шов. Пристрочив подобным образом все четыре треугольника, сверяют, совпадают ли углы получившегося квадрата с линиями на основе.
Таким образом настрачивают все ярусы квадратов. Эта техника еще имеет название «Алмаз» и часто рассматривается как схема шитья из треугольников. Чередование цвета по ярусам придает изделию графичность и эффектность. Количество квадратов ограничивается только фантазией автора.
Схема пришивания лоскутов
«Русский квадрат»
Несколько сложнее национальная русская техника «Русский квадрат». В основе схемы лежит квадрат, и первый, и второй ярусы, составленные из четырех равнобедренных треугольников, тоже образуют квадраты. Получаются как бы три квадрата – один в другом: центральный и два яруса. Третий и последующие ярусы включают в себя уже по четыре угловых квадрата и по четыре полосы. Схема шитья двуцветного «Русского квадрата» следующая.
Схема пришивания треугольников
К центральному квадрату пришивают четыре равнобедренных треугольника контрастного цвета. Затем к каждой стороне получившегося квадрата пришивают по равнобедренному треугольнику цвета центрального квадрата. Третий и последующие ярусы выполняют так: сначала к сторонам квадрата притачивают полосы, длина которых больше стороны квадрата, затем к углам яруса пришивают треугольники.
Желательно, чтобы все ярусы были одинакового размера или равномерно увеличивались от центра к краям.
Работы в этой технике могут быть и многоцветными.
«Ананас»
Сложная техника, чем-то схожая с «Русским квадратом», «Ананас» шьется из однотонных лоскутков контрастного цвета. В основе композиции располагается цветной квадрат (он может быть дополнительного цвета), к его четырем сторонам по кругу пришивают первый ярус «бревен». Каждая полоска должна иметь припуск на шов 0,5 см с каждой стороны (в длину).
Приложите первую полоску к стороне квадрата (лицевая – к лицевой), пристрочите, загладьте шов «на ребро», отверните, отгладьте и срежьте излишек. Все остальные полоски этого яруса притачивайте аналогично первой так, чтобы каждая перекрывала сторону квадрата и 0,5 см бокового среза предыдущей полоски.
Второй ряд полосок (контрастного цвета) пришивайте параллельно сторонам основы. Чтобы не нарушить контуры центрального квадрата, швы этого яруса должны проходить строго по углам квадрата. Концы полосок выходят за срезы полосок первого ряда на расстояние припуска.
Схема шитья
Аналогичным образом пристрочите все остальные ярусы полос (не забывайте делать их разного цвета). Когда у вас будет набран желаемый объем, то в образовавшиеся углы по бокам вшейте треугольники (можно в цвет центрального квадрата).
«Крейзи» («Безумные лоскутки»)
Английская техника XIX века «Крейзи» (она же – «Безумные лоскутки», «Спираль», «Карусель», «Роза») – композиция из асимметричных лоскутков – была создана для декоративных целей. В ней делали покрывала и скатерти, часто из взаимоисключающих материалов, сочетая, например, бархат с шелком или тюлем. Эта остроумная и оригинальная техника позволяет использовать даже самые мелкие обрезки ткани, оставшиеся от других работ, для создания оригинальных и красивых изделий (см. фото 17 на вклейке). Шьется «Крейзи» на основе, схема шитья следующая.
На основу булавкой прикрепляют лоскут, в данном случае – треугольник.. К одной из его сторон пристрачивают контрастную по ивету полоску
Сшитые лоскутки разглаживают
К одной из сторон образовавшейся фигуры пришивают очередную полоску контрастного цвета
Сшитые лоскутки снова разглаживают
В центре композиции размещается не квадратный, а треугольный, трапециевидный, но лучше всего – пятисторонний лоскут. Сам центр композиции может находиться совсем и не в центре заданного формата, а, например, в углу, он может быть сдвинут к любому краю, но это не влияет на порядок выполнения работы. К центральному лоскуту в направлении по часовой стрелке пришиваются другие лоскутки произвольной формы и цвета. Чем дальше от центра, тем лоскутки крупнее. Когда композиция заполнит весь блок (квадрат, круг), края подравнивают и обрезают.
Основные правила таковы.
Центральный лоскуток должен быть ярким, выделяющимся из общей массы лоскута.
Лоскутки одного цвета не должны соседствовать (иначе они будут восприниматься как одно цветовое пятно); их надо располагать в противоположных сторонах от центра композиции.
Следует избегать параллельных линий между ярусами.
Эта схема шитья красива сама по себе, и по ней можно сделать, например, чисто белую композицию (включая и центр). Для нее лучше подбирать четко очерченные лоскуты и соблюдать гармоничное их расположение на формате от центра к краям. Эффект будет создан за счет графики линий.
Волшебные треугольники
Треугольник – это магический элемент, который находит свое отражение в эзотерике многих религий. На треугольник возлагалась защитная роль – он нашивался на одежду как некий тотем. Поэтому он чаще других элементов применялся и в вышивке, и в лоскутной технике.
С треугольниками интересно и легко работать. Из них можно составить любой орнамент – квадрат, ромб, сложную звезду и прочие.
Наиболее часто используется прямоугольный равнобедренный треугольник, который кроят по шаблону так, чтобы направление долевой нити на ткани совпадало с одной из коротких сторон. Складывая треугольники по длинной стороне, получают квадрат. Квадраты соединяют в единое полотно.
Прямоугольные треугольники можно не только стачивать основаниями, но и сшивать по короткой стороне, в результате получается полоса. Затем полосы стачивают в единое полотно. Такой метод называется сборка по диагонали. Он требует большой тщательности в подгонке рисунка и стачивании швов сборных деталей.
Нередко приходится сшивать большое количество небольших треугольников, и тогда для быстроты их шьют «флажком»: складывают попарно лицевыми сторонами внутрь, скалывают булавкой и сострачивают на машине – одну пару за другой, не обрезая нитки. Когда все пары треугольников готовы, нитки перерезают.
Шитье «флажком»
Существует и еще один метод, ускоряющий работу с треугольниками, но только с двуцветными.
Сначала вырезают из ткани одинаковое количество квадратов обоих цветов (обязательно оставляют припуски на швы).
Потом квадраты разрезают по диагонали.
Разгладив припуски на одну сторону (более темного треугольника), получают готовые два двуцветных квадрата.
При сшивании квадратов в общее полотно нужно обрезать выступающие уголки припусков.
Затем разноцветные квадраты складывают попарно лицевой стороной внутрь, проводят диагональную линию и прострачивают дважды – с каждой стороны диагонали, оставляя припуски на шов.
Для украшения квадратных или прямоугольных деталей небольшими треугольными вставками используют следующий метод, облегчающий работу.
Нужный уголок выкраивают в виде треугольника, накладывают его (лицевая к лицевой) на квадрат, как показано на рисунке, и пристрачивают. Затем отрезают лишние уголки.
Треугольник отгибают и проглаживают.
Таким же образом пришивают уголки и к оставшимся углам прямоугольника.
Если треугольники приходится шить из ткани, которая под иглой машины вытягивается, то под строчку подкладывают бумагу.
Наиболее популярные узоры из треугольников – «Мельница», «Звезда», «Алмаз». (Технику «Алмаз» мы уже рассматривали в разделе «Квадрат в квадрате».)
«Мельница»
Этот узор выполняют из ткани двух контрастных цветов и составляют из восьми одинаковых треугольников – по четыре каждого цвета.
Для начала треугольники (например, белый с черным) сшивают по длинной стороне в квадрат. Затем квадраты сшивают вместе, чередуя цвета, – получается полоса.
Окончательно собирают две получившиеся полосы вместе, начиная сшивать от центра (так легче соединить все точки вместе). Припуски на швы утюжат, раскладывая на обе стороны.
Два треуголъника контрастных цветов сшивают в квадрат
Квадраты сшивают в две полосы
«Звезда»
Это красивая лоскутная техника, имеющая в основе восьмиконечную звезду, базирующуюся на центральном квадрате. Рассмотрим два варианта сборки «Звезды».
Стороны квадрата расположены параллельно краям основы
Для этой композиции используют не меньше четырех видов ткани контрастных цветов и рисунков. Считается, что «Звезда» лучше всего смотрится, если ткань для ее лучей выбрана однотонная, а фоны – с рисунками.
Чтобы не запутаться, что с чем сшить, лучше сначала сделать эскиз композиции. Сама композиция «Звезда» представляет из себя квадрат, состоящий из трех параллельных полос, разбитых на девять квадратов. (Сначала всю композицию разбивают на квадраты, а их – на треугольники.) В первой и третьей полосах крайние квадраты будут состоять из двух треугольников, а средние – из четырех. Центральная по лоса состоит из цельного центрального квадрата и двух примыка ющих к нему квадратов, состоящих из четырех треугольников
Собрав таким образом три полосы, их сшивают вместе, четко соблюдая рисунок.
Можно сшивать треугольники в квадраты, и их уже соединять друг с другом. Но в этом случае сложнее соблюсти строгие геометрические линии.
Схема сборки «Звезды», первый вариант
Стороны квадрата расположены параллельно углам основы
Схема сборки «Звезды», второй вариант
В этом варианте схема сборки другая. К центральному квадрату по длинной стороне пришивают четыре контрастных треугольника. Получается новый квадрат, расположенный параллельно краям основы. К нему, к верхней и нижней его частям, пришивают полосы, составленные из четырех треугольников (двух квадратов). Затем, точно следуя эскизу, делают две боковые (вертикальные) полосы из четырех квадратов, составленных из восьми треугольников.
Остается только сшить боковые полосы с центральной частью – и «Звезда» готова.
Это трудное шитье из многоугольников
Если с полосами, квадратами и треугольниками можно еще как-то справиться без особой подготовки с помощью швейной машинки, то многоугольники потребуют от вас много терпения и мастерства. Поэтому очень многие мастерицы предпочитают многоугольники собирать вручную.
Ромб – это тоже многоугольник, самый простой их них. Лоскутный ромб можно собрать из двух симметричных треугольников. Здесь важно следить, чтобы рисунок, объединенный в одно целое – в ромб, не сбивался. Рисунок должен быть абсолютно симметричным. Но можно и сразу выкроить по шаблону ромб и составить из него композицию.
«Кубики»
Можно попробовать сшить композицию «Кубики», где ромб с углом 60 градусов будет самостоятельной фигурой. Особенность этой композиции состоит в том, что, помимо правильной сборки элементов, здесь очень важно четко подобрать цвет – света, тени и полутени на кубике, образованном тремя ромбами.
Чтобы «Кубики» получились объемными (а любая ошибка исказит иллюзию объема), сначала необходимо расчертить всю композицию на миллиметровой бумаге и только затем делать шаблон.
Ромбы – простые фигуры, и их можно сострочить на машинке, не вынимая иглу из ткани в углах ромба, а, подняв лапку, поворачивать ткань и строчить дальше. А можно и стачивать вручную, натягивая ткань на картонные шаблоны и сшивая фрагменты между собой. Это уж как вам больше нравится.
Схема сшивания деталей-ромбов для узора «Кубики»
«Цветок»
Из ромбов выполняют и шестиугольный цветок. Он состоит из шести ромбов или двенадцати треугольников. У ромба в этой композиции должен быть острый угол 60 градусов. Если же цветок состоит из восьми ромбовидных лепестков, то острый угол составляет 45 градусов.
Из таких ромбовидных цветов можно составить композицию (аналог «Бабушкиного сада»), но здесь центр цветка следует выделить, например пуговицей, обтянутой контрастной тканью.
«Бабушкин сад» («Соты»)
Принцип сборки многоугольников рассмотрим на примере схемы «Бабушкин сад», где композиция состоит из многих шестиугольников, объединенных в шестиугольные цветы. Это красивая старинная техника, которой можно украсить салфетки, скатерти, подушки. Другое название этой техники – «Соты», так как шестиугольники напоминают пчелиные соты.
Схема сборки следующая: для каждого шестиугольника изготавливают картонный шаблон (по количеству деталей). Картон не должен быть слишком толстым и твердым, но и слишком хлипкий тоже нежелателен – иначе во время натягивания ткани шаблон может перекручиваться.
Схема шитья в технике «Бабушкин сад»
Шаблон кладут на изнаночную сторону ткани и выкраивают по нему многоугольник, оставляя припуски на швы. Затем эти припуски загибают на картонку, а параллельные стороны стягивают нитками. Обтянутые таким образом шаблоны складывают лицевыми сторонами внутрь и начинают сшивать между собой плотной ручной строчкой потайным швом (на рисунке показана обратная сторона изделия). Потом картон вынимают, швы утюжат и все изделие сажают на подкладку (можно на клеевой флизелин).
Создание новых узоров
Разобравшись в техниках лоскутного шитья и научившись выкраивать и сшивать все эти ромбы, треугольники и квадраты, вы можете придумать и парочку своих узоров.
Принцип создания нового рисунка очень прост: задуманный рисунок чертится на миллиметровке и раскладывается на квадраты и трегольники, реже – на ромбы, трапеции и прямоугольники. Что-то похожее есть в вышивке крестом. По получившейся схеме делаются основные шаблоны.
Какую бы сложную схему вы ни придумали, принцип соединения деталей остается одинаковым: сначала сшиваются все мелкие лоскутки, затем к ним присоединяются остальные – и у вас получается своеобразный блок, а потом пристрачивается ткань фона и кайма.
Выкроив по шаблону нужные вам лоскутки, разложите их по схеме вашего рисунка, чтобы проверить, как они сочетаются по цвету.
Приведу несколько самых простых вариантов схем, которые помогут вам понять принцип создания рисунков из геометрических фигур. Для всех узоров вам потребуются всего два шаблона – треугольник и квадрат.
«Цветок», первый вариант (см. рис. 2 на вклейке) Блок узора – 25 квадратов, из них 9 квадратов – одноцветных и 16 – двуцветных, составленных из 24 треугольников. Двуцветные квадраты можно стачать скоростным способом, а блок – собирать полосами.
«Цветок», второй вариант (см. рис. 3 на вклейке) Блок узора – 16 квадратов, из них 10 – однотонных и 6 – двуцветных. Двуцветные квадраты (6 штук) стачивают скоростным методом. Блок собирают полосами.
«Тюльпан» (см. рис. 4 на вклейке) Узор составлен из 10 квадратов: 2 – одноцветных и 8 – двуцветных.
«Сердце» (см.. рис. 5 на вклейке) Узор содержит 36 квадратов: 20 – одноцветных и 16 – двуцветных.
«Кораблик» (см.. рис. 6 на вклейке) Композиция состоит из 16 квадратов: 6 – двуцветных и 10 – одноцветных.
«Звездочка» (см. рис. 7 на вклейке) Узор состоит из 9 квадратов: 5 – одноцветных и 4 – двуцветных.
«Кленовые листья» (см. рис. 8 на вклейке) Узор состоит из четырех блоков. Рассмотрим один блок (один лист), он включает 16 квадратов: 12 одноцветных и 4 – двуцветных. Сначала сострачивают каждый блок – один лист, а потом соединяют их в композицию из четырех листьев. Можно сострачивать и полосами, если будет сделана тщательная выкройка.
Как видите, все это очень просто. Вы можете и усовершенствовать на ваш вкус приведенные выше схемы, и создать новые рисунки. Главное – вдохновение.
Техника «Витраж» («Окна Домского собора»)
Для работы в этой технике требуется и большое умение, и большое терпение. Но она того стоит. Изделия, выполненные в технике «Витраж», напоминают цветочную клумбу из объемных, выпуклых цветов, посаженных в шахматном порядке. В композиции используют однотонные ткани и ткани с рисунком. Если ваши цветы выполнены из однотонной ткани, то фон к ним обязательно должен быть пестрым (и наоборот).
Технику изготовления рассмотрим на изделии размером 40 х 40 см.
Предположим, что у вас будут цветы красного цвета на фоне в зеленую пестринку. Для каждого цветка вам потребуется квадратный лоскуток ткани, размер которого должен быть в два раза больше, чем сам цветок. Поэтому для цветка размером 9 х 9 см необходим отрезок ткани размером 20 х 20 см с учетом 1 см с каждой стороны на припуски швов. Вырежьте 16 красных квадратов такого размера.
Из ткани для фона выкройте 32 квадрата размером 5 х 5 см; 8 квадратов согните пополам и разрежьте по диагонали, чтобы у вас получилось 16 треугольников, ими вы будете заделывать фон по краям изделия. Также вам нужно вырезать основу для нижней стороны изделия размером 41 х 41см с учетом припуска, подобрать ткань для каймы, 25 пуговиц для центра цветков (в цвет цветков – красные или желтые).
Сначала делаем цветы.
1. Положите вырезанный для цветка квадрат (20 х 20 см) лицевой стороной на стол и отверните наизнанку по 1 см от каждого края. Отутюжьте края, а если ткань упругая, то и приметайте. Затем совместите в центре углы квадрата и заколите их булавками.
Булавки следует располагать строго посередине образовавшегося треугольника, острием к центру.
2. Углы у получившегося квадратика заверните к центру так же, как и в первый раз, стараясь аккуратно совместить вершины углов в центре, и опять закрепите их булавками.
3. Затем небольшими стежками скрепите между собой углы треугольников в центре квадрата, прокалывая иглой насквозь все слои ткани.
Сшейте таким же образом оставшиеся 15 квадратов-цветков.
4. Сложив квадратики попарно (лицевая к лицевой), соедините их швом «через край» (стежки должны быть мелкими и частыми). Из пар сшейте четыре полосы, а затем, также вручную, соедините их в квадратное полотно.
5. В центр квадратиков приколите булавками квадратики фона. По краям булавками прикрепите треугольники фона.
6. Теперь, поочередно отгибая края конвертиков на квадраты фона, пришивайте их аккуратно потайным швом так, чтобы получились овальные лепестки.
7. Сделайте таким образом весь центр (края с треугольниками пока не трогайте) и пришейте кайму (рамку). Кайму накладывайте так, чтобы один ее край перекрывал припускной шов, а другой подворачивался под другой припуск на шов. Строчку прокладывайте по двум сторонам.
После того как вы пришьете кайму, можно сделать лепестки по краю, отгибая их на треугольники.
8. В центре цветков желательно пришить пуговицы, подобранные в цвет ткани цветка или обтянутые нужной тканью. Можно по краю к кайме прикрепить рюш и после этого сшить верхнее полотно с цветами с нижней тканью (лицевая к лицевой).
Потом выворачиваете – и изделие готово.
Приведенные выше схемы можно использовать и для создания самостоятельной композиции, и для того, чтобы из изготовленных элементов (например, из квадратов, сшитых по схеме «Колодец») собрать скатерть, покрывало или панно на стену (см. фото 22-24 на вклейке). Не возбраняется использовать эти элементы и в виде вставок в одежде, на сумках.
Много еще чего интересного и неожиданного можно сделать своими руками. Приведенные схемы дают широкие возможности для творчества. Техники лоскутного шитья все время развиваются, и постоянно появляются новые техники. В принципе, каждая мастерица придумывает что-то свое.
Техника «Уголки»
Эта очень милая техника «оживит» любое изделие. В ней можно создавать различные объемные коврики, подушки, панно и игрушки, украшать ею одежду и окантовывать одеяла. К достоинству этой техники можно отнести и то, что она дает возможность использовать многочисленные обрезки лоскута, оставшиеся после работы над масштабными изделиями.
Особенностью техники «Уголки» является то, что лоскутки не сострачивают между собой в единую плоскость, а делают из них треугольники (уголки) и пришивают их слоями на основу. Использовать для уголков можно любой материал, но, как и в других случаях, легче и лучше всего работать с хлопчатобумажными тканями. Ткань должна держать форму, хорошо утюжиться и быть однотонной или с мелким рисунком.
В одном изделии предпочтительно использовать ткани одинаковой толщины, или хотя бы для каждого ряда уголков толщина ткани должна быть единой.
Существует несколько способов «складывания» лоскута в уголки.
1. Сначала из лоскута нарезаются квадраты нужного размера. Каждый квадратик складывают по диагонали изнанкой внутрь и утюжат. Получившиеся треугольники еще раз перегибают пополам и тоже утюжат. В итоге образуется уголок в четыре сложения со швом сбоку.
2. Квадрат ткани перегибают сначала пополам изнанкой внутрь, утюжат, а затем подворачивают углы (шов в центре).
Эти два способа применяются в основном для тонких тканей
3. Для толстых тканей используют прием «уголок в два сложения». Нарезают прямоугольные лоскуты и на одной из длинных сторон ткань загибают на изнаночную сторону на 1 см, утюжат. Затем отгибают углы к средней линии прямоугольного лоскутка и опять утюжат (шов в центре). Этот способ применяют и в том случае, когда ткани совсем немного.
4. Для сыпучих тканей подойдет прием «уголок в четыре сложения». Ткань (ситец) нарезают по шаблону в форме полукруга. Затем отмечают среднюю линию и подворачивают к ней ткань, утюжат. Еще раз складывают лоскуток пополам и опять утюжат (шов сбоку). Уголок получается с острым кончиком.
После того как нужное количество уголков приготовлено, их пришивают на основу. Основа должна быть плотная и заранее выкроенная по форме будущего изделия (квадрат, круг, выкройка игрушки).
На основе раскладывают уголки начиная с нижнего ряда. Если уголки сделаны в два сложения, то их кладут швом в одну сторону, и каждый следующий уголок краем немного входит в предыдущий. Если у уголка шов в центре, то его укладывают швом вниз (изнанка изделия), и уголки только касаются друг друга.
Пришивание уголков
Приколов первый ряд булавками, его прострачивают, отступив на 1 см от края. Так как получается довольно толстый слой ткани, строчить нужно более толстой иголкой и ниткой (можно использовать лапку для вшивания молнии). Неплохо для прочности прошить край еще и зигзагом. Далее сверху накладывают следующий ряд уголков, располагая их в шахматном порядке по отношению к первому ряду, при этом стараясь полностью закрыть строчку пришитого ряда. Каждый ряд тщательно утюжат.
Можно строчить и по шаблону, по изнаночной стороне, а потом вывернуть на лицевую, но тогда трудно сделать четкий угол– кончик. Уголки могут разлезаться и сыпаться. Легче всего пришивать уголки по прямым линиям.
Узоры из уголков варьируются и по форме, и по цвету. Можно, например, небольшие оранжевые уголки накладывать на центр крупных красных или мелкие уголки чередовать с крупными через раз или два. Здесь множество вариантов – как подсказывает фантазия.
Очень мило выглядит лоскутное одеяло или панно, края которого украшены разноцветными уголками в качестве фестонов.
Половик «Солнышко»
Довольно популярно шитье круглых изделий (ковриков и салфеток) в симпатичной технике «Уголки». Оно носит милое название «Солнышко».
Схема шитья половика «Солнышко» с зубчатыми краями
Схема шитья половика «Солнышко» с круглыми краями
На плотной круглой основе прочерчивают циркулем несколько окружностей, по которым пристрачивают уголки. (Удобнее работать с уголками, образованными в два сложения.) Первым делают самый нижний ряд, затем последовательно другие, двигаясь от краев к центру. В середину круга (а она остается незаполненной) на руках пришивают потайным швом круг из плотной ткани или кожи.
Можно уголки выкладывать от центра к краям – тогда, в отличие от первого варианта, край изделия будет круглым, а не зубчатым. В центре пришивают цветной круг из ткани или кожи и накладывают на него первый ряд уголков вершиной к центру. Основание первого ряда совмещают со срезом центрального круга и пристрачивают все одним швом. Утюжат.
Когда уложен последний ряд уголков, изделие снова утюжат, подрезают выступающие углы и окантовывают каймой вместе с подкладкой. (Кайма кроится по косой.)
Более сложный вариант, когда к последнему ряду уголков, повернутых внутрь изделия, пришивают уголки, торчащие «солнышком» наружу. В этом случае образовавшиеся швы прячут под декоративной тесьмой или полоской плотной ткани, нашиваемой поверх изделия. А круглую подкладку подшивают по шву потаиным швом к нижним уголкам.
Интересные и красивые композиции получаются и в форме квадрата, когда уголки пришивают от края к центру. Здесь очень важен правильный подбор ярких, контрастных тканей. Принцип шитья тот же, что и при изготовлении половика «Солнышко».
Лоскутная мозаика или пэчворк – популярная техника, вариаций которой придумано так много, что даже опытные рукодельницы могут и не знать каких-то нюансов. Это отдельное искусство со своими правилами, технологиями, методами и весьма поэтичными названиями различных приемов.
Техника лоскутного шитья очень популярна в настоящее время
Что такое лоскутная мозаика
У лоскутной мозаики много других названий – пэчворк, шитье из лоскутков, лоскутное шитье. Все это обозначает одно и то же понятие, которое представляет искусство соединения лоскутков в красивые узоры.
Хлопчатобумажные ткани – лучший выбор для пэчворка. Потому, если вы собираетесь шить лоскутную мозаику, не выбрасывайте даже мелкие отрезки.
Специалисты по пэчворку дают немало советов в своих книгах, которые помогают начинающим рукодельницам сориентироваться. Если систематизировать эти советы и подсказки, получится небольшая инструкция.
Прежде чем начинать работу с тканью, ее необходимо выстирать и отутюжить
Подсказки начинающим мастерицам пэчворка:
- Можно начинать лоскутное шитье с прихваток и других небольших деталей, но это, скажем так, программа кружка. Если же вы хотите своими руками научиться чему-то в этой технике, первой вещью должно быть достаточно крупное изделие, но простое по своей конструкции. Авторы книг по лоскутному шитью утверждают: большое изделие по времени займет фактически столько, сколько и маленькое, а вот эффект несопоставим. Поэтому простенькое покрывало из квадратов лучше любой прихватки со сложным узором для дебюта в пэчворке.
- Швейная машинка необходима. Ручное творчество – это, конечно, великолепно. И если вы уж совсем верны традициям, шейте руками. Но приготовьтесь, что это будет долго и утомительно. И свободные вечера уйдут на это сложное занятия. Машинка упрощает работу.
- Рабочее место должно быть удобным, хорошо освещенным. Стул со спинкой – обязательно, удобная высота стола – обязательно. Глаза не должны уставать.
- Из дополнительных приспособлений вам понадобятся: миллиметровая бумага, картон, калька, пластик (прозрачный), циркуль и линейки.
- Чтобы на ткань перевести рисунок, понадобятся мягкие цветные карандаши. Иногда вместо них используется копирка. Для перевода рисунка на темную ткань подойдет сухой обмылок или тонкий школьный мел.
- В качестве отделки вам точно пригодятся тесьма, кружева (как ручные, так и машинные), лента, бейка, бисер, пуговицы и заклепки.
- Аккуратность – основа лоскутного шитья. Если перед вами окажется программа кружка по пэчворку, вы увидите, какое внимание там уделяется подготовительным работам. К примеру, нельзя лоскутки собирать в одну кучу. Вырезайте сразу отрезки, стирайте, выглаживайте, сортируйте по коробочкам. Можно сортировать по цветам или по плотности ткани. А в качестве коробочек подойдут коробки от конфет, подарочные коробки, упаковки от посуды и т.д.
- Новые ткани обязательно намочите, иначе они сядут.
Советов можно привести еще много, но можно перейти и к конкретным примерам, чтобы прояснить ситуацию.
Лоскутные мозаики (видео)
Лоскутная мозаика: колодец
Техника колодец покоряется даже новичкам. Это последовательная, несложная работа, в результате которой получаются красивые узоры.
Программа действий такова:
- Начальный элемент композиции – квадрат. Он находится в центре и получается, что полосками из лоскутков обшивается именно он.
- Каждая новая полосочка, образующая колодец, называется бревном. Ее притачивают так, чтобы был захвачен предыдущий элемент.
- Движение идет по часовой стрелке, первоначальный квадратик наращивается ярусами бревнышек.
- Важный декоративный момент, образующий красивый колодец, цветовая растяжка. К примеру, от темного колодца к светлым полосам, или наоборот.
- Яруса бревнышек можно делать равными по размеру, а можно постепенно увеличивать.
Частый случай – диагональная цветовая разбивка. То есть квадрат остается на своем месте, а остальные части выстраиваются по диагонали.
Визуально двуцветная схема делится на две части по диагонали
Лоскутная мозаика своими руками
Чтобы своими руками сделать первую же работу красивой, без явных дефектов, уделите особое внимание построению композиции.
Любой кружок пэчворка акцентирует внимание учеников именно на этом моменте.
Что важно для построения композиции:
- Начните работу с определения ее размеров и геометрической формы;
- Между фигурой, центром композиции, и окантовкой вещи должен быть фон, так называемый «воздух» композиции;
- Крупные и темные фигуры обычно располагаются внизу композиции, а маленькие и светлые – сверху;
- Равновесие должно быть и сверху и снизу, и справа и слева;
- Не смещайте композиционный центр;
- Будущую композицию стоит расположить на полу, посмотрите на нее со стороны, будет видно, все ли ровно, соблюдены ли цветовые доминанты.
Обязательно делайте предварительные просмотры, чтобы вовремя увидеть просчеты
Ручное изготовление особых, оригинальных вещей всегда переплеталось с жизнью человека. Текстильная мозаика – тип рукоделия, где материалом для работы служат части ткани различных размеров и цветов, при сшивании которых получается цельное изделие. В результате лоскутного шитья возникает полотно с индивидуальными узорами и цветовыми решениями. Техника пошива делает возможным создавать объемно-пространственные структуры. Уровень развития лоскутной мозаики позволяет отнести ее к роду декоративно-прикладного искусства.
История лоскутного шитья
Раскопки и письменные исторические источники свидетельствуют, что человек с древних времен использовал ткани. Он мог добывать и перерабатывать природные волокна, создавая текстильные материалы. При работе с таким сырьем, после получения готового изделия, всегда остаются обрезки. Возникла необходимость их использовать, поэтому лоскутное шитье, в определенном его виде, появилось у многих народов мира.
Ткань отличается своей недолговечностью. Возникновение текстильной мозаики имеет условное определение. Однако, Англия – родина данной техники. Признана за то, что здесь лоскутное шитье вылилось в отдельный класс декоративного искусства, развитие которого началось с начала 18-го века. Отсюда происходит и терминология – пэчворк. Дословно означает следующее: work – работа, patch – заплатка.
Возникновение пэчворка связано с принятым законом от 1721 года, которым руководство Англии поддержало местных производителей шерсти, запретив ввоз и продажу изделий из ситца. В результате в стране выросли цены на данный продукт. Ввиду дефицита ярких цветов, умелые хозяйки начали нашивать лоскуты ситца на шерстяные полотна.
Основные этапы и необходимые инструменты
Для выполнения любой работы необходим специальный набор инструмента. Пэчворк не исключение, он требует своих орудий труда. Средства, без которых не обойтись при работе, представлены в таблице.
Наличие необходимого инструмента важно, но выбор материала тоже играет большую роль. В текстильной мозаике можно воспользоваться любыми тканями. Легче всего работать с хлопчатобумажными. Ситцевая ткань – пример недорогого полотна с яркими окрасками.
Ситец имеет свойство усадки. Постирать, высушить – желательные меры при работе с материалом.
Драп или джинсовый материал позволяют получить хороший результат. Сочетание с другими видами лоскутов создает оригинальные узоры готовых изделий. А вот работать с таким сырьем, как синель, шелк сложно. Но результат оправдывает их использование.
Перед началом шитья из лоскутов требуется придумать эскиз конечного продукта. Выбрав подходящий проект, можно приступать к выкройке. Но потребуется наличие шаблонов. Для их создания можно воспользоваться образцами, взятыми из источников в сети Интернет, книг и журналов по данной теме. На основании собственных измерений сделать образец тоже не составит труда. Сделав эскиз и подобрав требуемые материалы, можно приступать к соединению отдельных лоскутов.
Разновидности
Искусство декоративного шитья разнообразно. Имеет собственные техники и разделяется на виды. Используя пэчворк, можно создать изделия для гардероба, разные вариации ручной клади, предметы интерьера. Рассмотрим основные виды текстильной мозаики и их применение в жизни.
Традиционный пэчворк
Самая распространенная техника шитья в мире. Зародившись в Англии, она перекочевала в другие страны. Характерные черты стиля – сочетание точных геометрических форм с односложностью рисунка. Стандартное полотно состоит из двух слоев: подкладки и лицевой стороны, которая сшивается из лоскутов. Этот образ подходит для создания предметов разной величины, например, рукавицы, наволочка на подушку, коврик для прихожей.
Традиционное лоскутное шитье представляет собой единое полотно, состоящее из квадратов. Они располагаются в строгом порядке, имеют два цвета. Применяются и другие формы лоскута – треугольники, полосы, ромбы разной окраски. Детали можно компоновать в любом виде. Благодаря сравнительной простоте изготовления конечного продукта, этот стиль является главным при освоении декоративного искусства.
Крэйзи или сумасшедший
Разновидность мозаики, где сохраняется технология производства ткани из лоскутов с использованием кривых полос, фигур неправильной формы, произвольных аппликаций. Оригинальность является сутью стиля. В нем применяют неповторимые расцветки, клочки разной формы, особые поверхности объекта (фактуры).
Стиль отличается тем, что печворкинг выполняется мгновенно, без лишних размышлений. А еще, при изготовлении изделий (панно, наволочка, плед, подушка), здесь применяется технология маскировки швов. Их скрывают при помощи:
- Бижутерии (бусы, стразы, органическое стекло);
- Лент;
- Вспомогательных частей (фурнитуры);
- Тесьмы.
Стиль крейзи позволяет сочетать разные материалы при создании швов. Хоть размер лоскутков значения не имеет, но конечное изделие должно иметь определенную форму, поэтому следует придерживаться общих правил при изготовлении полотна.
Вязаный
Версия пэчворка, особенность которого заключается в технологии соединения лоскутков. Разные фрагменты привязывают между собой. Процесс изготовления полотна трудоемок. Он подразумевает не только вязаные швы, но и каждый кусочек должен быть сделан своими руками.
В рукоделии используют разные способы вязания. Они отличаются по применяемым в работе инструментам (крючок, спицы). Встречаются комбинированные варианты, где совмещаются мотивы обоих орудий.
Способ вязания спицами занимает меньше времени. Этот метод используют при создании одежды, сумок, покрывал, украшая их рисунками. Крючок имеет преимущество. При его использовании получают более изящные изделия. Пряжа хорошо держит форму. Для создания полотна могут применять любые геометрические фигуры, даже делать объемные рисунки. Скатерти, подушки, накидки, изготовленные таким способом, выгодно отличаются своим видом.
Японский
Одна из сложнейших техник, возникновение которой связано с ранее существовавшим законом, запрещающим низшему классу носить дорогую, красочную одежду. Поэтому, мастера своими руками превращали старый кусок ткани в штаны или накидку, делая изделия не только практичными, но и украшали черное дешевое полотно так, чтобы оно сочетало в себе сдержанность и минимальную роскошь.
Предпочтение в этом стиле отдается шелку. Активно применяются стежки, являются главной изюминкой, благодаря использованию шва «вперед иголку» или классический «сашико». Употребление таких стежков позволяет особым образом подчеркнуть узоры и контуры.
Особый интерес предается орнаменту, который представляет собой отпечатанный принт или вышитый ручной узор. Еще одна черта, выделяющая японский пэчворк – применение аппликаций. Прием делает картины более живыми.
Японские специалисты в процессе работы не применяют швейное оборудование.
Рукоделие зародилось в Америке. Считается народным искусством. Свое начало берет от первых переселенцев. Квилтинг можно еще назвать как американский пэчворк, но в более широком понимании. Стеганое, лоскутное одеяло – прямой перевод слова «квилт». В свою очередь «квилтинг» – процесс, в ходе которого создается изделие.
Сшивание минимум трех слоев ткани – главный признак данной техники. В отличие от традиционного пэчворка, здесь применяют промежуточный слой – наполнитель (синтепон). Шьют изделия вручную и на швейной машинке. На лицевой поверхности выполняют объемный стеганый узор, который создает трехмерный эффект.
Технология квилтинга позволяет создать разные вещи: накидка на диван, покрывало, картина, одежда, подушка, коврик, пуфик, другие предметы интерьера (здесь все зависит от фантазии мастера). Легкий в исполнении стиль только на вид, он требует скрупулезного подхода к работе, поэтому при создании первых изделий следует выбирать простой геометрический рисунок.
Кинусайга – пэчворк без шва и иголки
Экономия и бережливость стали причиной появления искусства. На его возникновение оказала влияние дороговизна шелка, из коего шили кимоно. Одежда передавалась по наследству, а когда изнашивалась, ее использовали повторно для изготовления других вещей, получивших название комоно. Ни один лоскуток не выбрасывался, все остатки от переработки шли на изготовление картин.
Пошагово технология состоит в следующем: первым делали зарисовку эскиза, затем его переносили на будущее полотно (деревянная рамка). После приходилось резать углубления и покрывать контуры шелком. Такая методика позволила создавать объемные изображения, получать полноценные картины.
В искусстве шить ничего не надо, поэтому оно получило название «пэчворк без иголки». Аппликация – основа стиля. Применяют его для декорации бытовых предметов, можно использовать при создании сувениров, любая вещь (книга, картина, шкатулка, игрушка), украшенная декором, выгодно смотрится.
В этой технике рекомендуется применять натуральный материал. Стиль подразумевает создание изображений, где обрезок ткани и приклеивают, и пришивают к полотну. Лоскутный материал не следует клеить на аппликации, которые в последующем попадут в стирку.
Создать аппликацию просто. Главное наличие идеи, схема которой воплотится на полотне. Основой изделия должны служить плотные ткани. В качестве материала для эскизов берут картон. На вырезы из картона накладывают ткани разной расцветки и крепят иглами, после чего делается выкройка. Полученные элементы можно пришивать или приклеить к основе. В заключение остается нанести декор в виде страз, пенопласта, бусин. Такое простое выполнение действий позволяет создать изящное изделие. В этом и заключается мастер-класс по изготовлению аппликаций из лоскутов.
Разнообразие техник
Лоскутным шитьем занимаются любители, мастера, профессиональные художники. Их деятельность поддерживает, в некоторой степени возрождает, создает новые техники текстильной мозаики. Используя непохожие технологии от традиционной до крейзи, применяя разные цвета материалов, будь то черно-белый или цветной, работая с любыми тканями (шерстяной, джинсовой, трикотажной, шелковой), а также пользуясь своей фантазией, создают шедевры.
Существует достаточно много техник создания лоскутной мозаики. Рассмотрим некоторые из них:
- Быстрые квадраты. Одно из первых умений в этом искусстве. Квадрат вырезают из заготовленных ранее полос имеющегося сырья. Изначально в традиционной технологии использовался двухцветный материал, но теперь все изменилось. Сшивать квадратики просто, а полученные одеяла, простыни, подушки сделают любимую кровать уютной, создадут комфорт в спальне.
- Акварель. Здесь все тоже построено на квадратах. Эффект изображения, созданного акварельными красками, достигается путем комбинирования темных и светлы цветов, которые имеет лоскут.
- Полоска в полоске. Появлению техники способствовало использование швейной машинки. Чем меньше полоса, тем лучше выходит орнамент. Располагать полосы ткани можно как угодно, здесь дизайнерский полет мысли неограничен.
- Бревенчатая изба. Основной особенностью является спиральное расположение полос вокруг квадрата, находящегося в центре полотна. Стандартные цвета квадрата – желтый или красный.
- Волшебные треугольники. В текстильной мозаике треугольные формы очень популярны. Соединяя их, можно получать разные формы от ромба до многоконечной звезды.
- Лоскутные уголки. Техника позволяет создать объемные прихватки, игрушки, украсить одежду, сделать окантовку покрывала. Для создания цельного полотна лоскуты не сшиваются. Края полос, квадратов заворачивают в треугольник, а после делают шов, которым закрепляют их на основании.
- Шахматка. Техника говорит сама за себя. Квадратики небольших размеров соединяют в шахматном порядке. Развернув покрывало пэчворк, созданное шахматкой, можно получить ромбы.
- Русский квадрат. Отличается сложностью сборки многоярусного орнамента. Применяют сочетание квадратов, полос и равнобедренных треугольников.
- Ляпочиха. Своеобразное искусство. Основу необходимо обшивать очень мелкими кусочками ткани. Базовый материал представлен в любой форме, его могут набивать наполнителями. Для придания изделию объема выбирают трикотаж. «Ляпак», «ляп» – служат названием этой техники.
- Синель. Полотно содержит от пяти до восьми слоев. Нижний или базовый должен быть самым плотным, можно использовать старые джинсы. Промежуточные слои (3-5). Лицевой представляет собой аккуратные полосы. Техника позволяет создать новый материал из старых тканей.
Многие не знают куда деть старые джинсы, а в лоскутной мозаике есть целая техника по их использованию. Джинсовый пэчворк хоть и считается сложным, но не требует при шитье подкладок. Здесь сочетаются черные и синие цвета и оттенки.
Лоскутная мозаика позволяет облагородить практически любые предметы интерьера, применяется в создании декоративных вещей, служит в качестве аппликации. Даже в истории были случаи, когда она применялась на официальном уровне в армии, где использовали помпоны на головных уборах солдат.
Рассмотрим, что можно сделать, используя пэчворк:
- украсить обои картинами, созданными путем кинусайга;
- повесить шторы ручного изготовления;
- накрыть мебельный ряд скатертью, салфеткой;
- застелить постель оригинальным бельем;
- положить на пол вязаный коврик;
- уложить плитку в стиле пэчворк.
Заключение
Пэчворк действительно является искусством. В ходе его развития в разных странах появились технологии с характерными чертами. Количество техник также неуклонно растет. Текстильная мозаика встречается повсеместно, она позволяет дать новую жизнь старым вещам.
Пэчворк или лоскутное шитьё, лоскутная мозаика - вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.
В России шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75-80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию - защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма.
В конце XIX - начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей.
После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров.
Правила раскроя
Перед этапом раскроя помните о следующих вещах:
1. Перед раскроем новую ткань нужно обязательно постирать, затем отпарить утюгом. Это делается для того, чтобы предотвратить возможную усадку и изменение цвета ткани после стирки готового изделия.
2. Лоскуты, уже применявшиеся ранее, нужно накрахмалить и отутюжить.
4. Раскрой всегда принято производить по направлению долевой нити, тогда во время сшивания лоскутные детали не перекосятся.
5. При использовании новой ткани ориентируйтесь на её кромку.
6. Для того, чтобы раскроить нужный элемент, приложите к обратной стороне ткани шаблон с отступами, обведите его мелом, затем, приложите сверху шаблон без припусков и вновь обведите по контуру.
7. После того, как раскроили все нужные детали, можете сшить их согласно выбранной схеме лоскутного шитья.
Виды лоскутного шитья
1. Традиционный
Относится к англо-американскому типу рукоделия. Основная его цель –создать цельное полотно из лоскутков. При этом создаются геометрические узоры. Для этого пэчворка нужны схемы, шаблоны и выкройки масштабные, к примеру, одеяла. Именно большие изделия выглядят лучше всего. Зачастую тут используется подкладка на изнаночной стороне.
2. Сумасшедшие лоскутки
В качестве материала используются лоскуты ткани разного размера и геометрической формы. Кривые полосы, аппликации, неправильные фигуры. Швы маскируются при помощи тесьмы или вышивки. Непременным атрибутом является щедрое декорирование изделия.
3. Вязаный
В вязаном стиле, фрагменты пришиваются друг к другу с помощью вязального крючка. Именно эта техника пэчворк воплощается в покрывалах.
4. Японский стиль
Он объединил в себе восточные и западные мотивы. В этом стиле используются стежка, в качестве ткани шелк. Кроме практичных покрывал или одежды, часто такой вид шитья применяется в декоративных панно. В основе создания композиции геометрические формы – ромб, треугольник, уголок, квадрат.
5.Акварель
Популярная техника, в ней также могут использоваться квадраты, которые сшиваются в блоки и с них формируется полотно. Основная особенность заключается в правильном подборе цветовой палитры лоскутков.
6. Полоска к полоске
В данном стиле применяются, полоски ткани разных цветов и даже фактур. Сочетать при этом полоски можно как угодно. Из таких полосок можно создавать уникальную палитру, и даже узоры. К примеру, классические паркетные, елочки, колодцы.
7. Изба из бревен
Стиль подразумевает формирование узора из полос вокруг центрального элемента – квадрата. Они укладываются по спирали. Есть вариации этой техники – смещение квадрата в угол.
8. Магический треугольник
Это самый распространенный узор в пэчворке, в частности такие схемы, выкройки и шаблоны используются при создании подушек, прихваток, покрывал. Кроме магической силы этой фигуры, в которую верят многие народы, треугольник еще и отличается удобством в работе. С его помощью можно создать самые разные формы, в том числе сложные звезды и простейшие квадраты. При использовании этой техники удается достичь интересных комбинаций.
9. Уголки
Основное отличие стиля в том, что уголки составляются не из вырезанных заготовок, а формируются из кусочков ткани разных форм. Образовавшиеся полосы сшиваются в полотна. В результате выходит объемное полотно.
10. Шахматка
Основной элемент – мелкие квадраты или ромбы. Они складываются в шахматном порядке из контрастных расцветок.
11. Русский квадрат
Центральная часть полотна собирается из квадратов, а по периметру обшивается равнобедренными треугольниками. Также бывает поочередное пришивание – квадраты-треугольники - полосы.
12. Соты или бабушкин сад
Основу полотна формируют шестигранные заготовки.
Для чего нужны шаблоны в лоскутном шитье
Если приступаете к технике пэчворк и необходимо создать цветные или фактурные блоки, то для этого понадобится подготовить специальный шаблон, который поможет быстрее выкроить мелкие детали. Именно из мелких элементов с определенными размерами и конфигурациями, складываются блоки.
Шаблон подготавливается для детали с учетом припусков на швы. Если вы не приобрели специальную линейку под лоскутное шитье, тогда придется использовать шаблон, а для припуска на швы обычно устанавливается один размер от 5 до 7 мм. Шаблон в работе с выкройками удобен из картона или пластика.