Воспитание ребенка с трудным характером. Секреты воспитания трудных детей Что вас затрудняет в воспитании ребенка
Даже самые хорошие родители часто совершают ошибки в воспитании детей, которые впоследствии могут негативно сказываться на ребенке и его взаимоотношениях с родными и близкими. Каждый отец и мать хотят видеть своего ребенка воспитанным, здоровым, счастливым и эрудированным, но в какой-то момент их тревоги и волнения о будущем своего чада способны приводить к сбою, следствием которого становится противоположный эффект.
Эта статья поможет вам узнать о наиболее частых ошибках родителей в воспитании детей и пересмотреть свое отношение к этому важному этапу в вашей жизни и развитии вашего ребенка. Цена этих ошибок очень высока, но зная о них, вы сможете избежать тех последствий, которые они влекут за собой.
Ошибка №1 - хвалить ребенка за все, что он делает, и преувеличение его реальных способностей
Хвалить ребенка нужно только заслуженно.Многие родители так зацикливаются на своем ребенке, что любое его достижение, даже самое незначительное, вызывает у них гипертрофированный восторг, умиление и гордость. Они бесконечно твердят своему чаду: какой он особенный, он может стать кем захочет, какой он умный и как он справляется с чем-то лучше остальных. Такая чрезмерная похвала так же негативно сказывается на становлении личности ребенка, как и ее отсутствие.
Перехваливая ребенка, родители могут вызвать в нем отсутствие желания делать что-либо, за что он не получает награды и восхищенных возгласов. Именно поэтому, прежде чем похвалить своего сына или дочь, обязательно задумайтесь о том, а действительно ли это то достижение, за которое требуется награда. Ведь часто мы хвалим наших детей за вполне банальные поступки (например, ребенок сам убрал за собой игрушки, съел кашу или навел порядок на своем письменном столе).
В дальнейшем таким детям приходится сталкиваться с тем, что на их жизненном пути будут возникать различные неприятности, т. к. они могут оказаться неподготовленным к тому, что решение многих жизненных проблем требует усилий и реальной оценки своих способностей. Не забывайте о том, что хвалить детей нужно только заслуженно!
Ошибка №2 – игра в демократию
Многие родители считают своего ребенка равной себе личностью, разрушая его понятия о необходимом уважении к мнению взрослых и более опытных людей. Приведем простой пример эволюции в природе: утка всегда водит за собой своих утят, а те ее детеныши, которые уходят в противоположном направлении, отсеиваются путем естественного отбора – их съедают. Примерно то же самое происходит и с детьми, которые пытаются распоряжаться взрослыми. А ведь решение таких проблем и вопросов им еще не по силам… В результате такие дети становятся невротичными.
Во многих случаях такая игра с собственными детьми в демократию уходит своими корнями в детство самих родителей. У многих из них были сложные взаимоотношения с отцом или матерью, и они искренне хотят не повторять их ошибок и стать для своего ребенка настоящим «другом». Однако такая ситуация невозможна, т. к. у ребенка нет еще достаточного опыта для жизни и он не знаком со всеми ее недостатками и опасностями. Именно поэтому не нужно забывать о том, что дети приходят в этот мир под наше крыло, и должно пройти какое-то время, пока они наберутся опыта, вырастут и станут «взрослыми утками».
Ошибка №3 – родители делают ребенка центром Вселенной
Очень часто родители полагают, что жизнь всей семьи должна вертеться вокруг ребенка. Домашние задания, прогулки в парке, посещение музыкальной школы или спортивного кружка – список потребностей ребенка почти бесконечен. Во многих семьях после рождения ребенка происходит полное переключение на его нужды, и в результате таких изменений страдают взаимоотношения между родителями, ведь внимание полностью переключается на нового члена семьи.
Конечно же, детям нужна наша помощь, забота и внимание, но если абсолютно все будет сосредотачиваться только на них, то они могут вырасти эгоистичными и эгоцентричными. Гораздо лучше будет, если вы сможете создать в своей семье условия, в которых каждый ее член получает равное количество внимания. В таких семьях дети становятся более лояльными и приспособленными к жизни вне дома.
Ошибка №4 – попытка реализовать свои мечты через ребенка
Есть родители, которые пытаются навязывать своим детям свои мечты только потому, что они сами не смогли воплотить их в жизнь. Кто-то не смог в силу каких-либо обстоятельств стать инженером, хирургом, преподавателем, спортсменом или музыкантом, но это не означает, что вы сможете пройти через этот путь вместе с вашим ребенком.
Дети являются нашим продолжением: в них заложены наши гены, мы передаем им часть своего опыта. Однако у каждого в этой жизни своя дорога, и не стоит их заставлять идти по тому пути, который всецело избрали вы, не учитывая желания, мнения и реальных способностей вашего ребенка. В результате вы рискуете сделать вашего ребенка несчастным и неуверенным в своих силах человеком, которому будет за что винить вас.
Ошибка №5 – вы не учите детей контролировать свои эмоции
Ребенку приходится сталкиваться на своем жизненном пути со многими стрессами, разочарованиями и трудностями. Если вы не научите их преодолевать и справляться с теми чувствами и эмоциями, которые они вызывают, то проблемы и сложности будут нарастать как снежный ком и полностью поглотят еще незрелого и неопытного ребенка.
Именно поэтому важно с раннего детства приучать ребенка контролировать проявления своих эмоций. Для этого вы можете сделать следующее:
- показывать пример собственным поведением;
- научить ребенка различать различные эмоции и обучить их названиям;
- обращать такое же внимание как на свои эмоции, так и на его переживания;
- научить обсуждать свои эмоции и переживания с вами;
- не осуждать за эмоции;
- сопереживать ребенку.
Ошибка № 6 – дарить подарки за что-то
Делая подарки за хорошее поведение, успехи в учебе или достижения на кружках мы рискуем выработать в ребенке зависимость от таких «призов». В результате такая погоня за никогда не удовлетворяющими бонусами и призами станет для ребенка сама собой разумеющейся, и у него пропадет ощущение, что подарки можно получать только за то, что его любят и хотят о нем заботиться.
Ошибка №7 – чрезмерная критика за ошибки
Дети, которые постоянно подвергаются критике за малейшую оплошность и отклонения от курса на совершенство, становятся буквально зависимыми от необходимости быть первым и лучшим во всем. При совершении какой-то ошибки они будут чувствовать себя ничтожными и бесполезными, и это негативно отразится на их личности: они станут обозленными и нервозными.
Ошибка №8 – угрозы, унижение и стыд для наказания
Ругая или критикуя ребенка, никогда не следует делать даже намека на то, что вы его не любите или он вам неприятен. Такое поведение родителей всегда приводит к тому, что дети становятся на время покладистыми, но потом ваши угрозы будут вызывать в них только безразличие или озлобленность.
Рано или поздно вы рискуете получить пренебрежительное отношение к себе, своим просьбам и возведете между вами стену непонимания и безразличия. Ребенок может стать скрытным, закомплексованным и нервозным или начать искать общение с плохой компанией, чтобы все делать вам назло.
Ошибка № 9 – требовать сделать то, что не соответствует возрасту ребенка
Некоторые родители в своем стремлении вырастить самостоятельного ребенка перекладывают на его плечи множество непосильных для него дел и обязанностей (постоянно нянчиться с маленькими братьями или сестрами, готовить себе еду и т. п.). В будущем такое «детство» способно вызвать негативное отношение к таким понятиям как семья и дети, т. к. у еще не сформировавшейся личности такой груз обязанностей может вызывать только негативное отношение, приводящее к эмоциональным срывам.
Ошибка №10 – постоянные попытки не давать детям скучать
Многие родители считают, что ребенок постоянно должен веселиться и чем-то заниматься. Однако такой насыщенный режим дня приводит к переутомлению и перенапряжению нервной системы, которые выливаются в раздражительности и нервозности. В течение дня каждому ребенку необходимо время, когда он может побыть наедине с собой.
Такое чередование спокойного времяпрепровождения и активности будет благотворно сказываться на психоэмоциональном состоянии ребенка и его расположении духа.
Ошибка №11 – защищать детей от потерь, любого риска и последствий их поведения
Многие родители хотят, чтобы их ребенок ни в чем не испытывал разочарования и получал буквально все: от покупки самой простой игрушки до защиты от неприятностей с законодательством за какие-то весомые проступки. В результате такие дети становятся неблагодарными и воспринимают такую гиперзаботу как что-то должное и само собой разумеющееся. Избалованные дети, которым все позволено, необремененные поручениями и не знакомые с самостоятельностью, рано или поздно оказываются неспособными преодолеть даже минимальные жизненные препятствия.
Помните о том, что каждый из нас должен научиться проигрывать и отвечать за каждый свой поступок или ошибку. Так мы учимся быть мудрыми и становимся опытными. По данным исследований, дети, которые бывают в детских лагерях в лесу или в горах, становятся более самостоятельными, ответственными и преуспевающими. Вывод один: дайте своему ребенку возможность учиться на собственных ошибках или неудачах.
Ошибка №12 – невнимание к мнению ребенка
Некоторые родители настолько зациклены только на своей ответственности, что считают нецелесообразным прислушиваться к мнению своего ребенка. Такое отношение к мыслям и желаниям своего ребенка может привести к тому, что, став взрослым, он так и не научится принимать взвешенные и самостоятельные решения.
Помните о том, что инфантильность в ребенке – это ваша вина. Ребенку нельзя категорично навязывать свои решения, необходимо предоставлять право выбора.
Ошибка №13 – тотальный контроль и категорические запреты
Чрезмерная забота о детях часто приводит к тому, что родители начинают полностью контролировать любой шаг ребенка и жестко ограничивают его в свободе. Любые попытки ограничивать свободу и пренебрежение мнением ребенка приводят к тому, что впоследствии он не сможет адаптироваться в обществе, и у него постоянно будут возникать конфликты со сверстниками.
Категорические запреты даже на самые безобидные поступки и нежелание родителей попытаться выяснить, почему ребенок поступает именно так, а не иначе, могут привести к тому, что он будет что-то делать украдкой или жульничать. Впоследствии ребенок перестанет уважать ваше мнение или требования, и гармоничные доверительные взаимоотношения будет сложно возобновить.
Ошибка №14 – разногласия между родителями в вопросах о воспитании ребенка и непоследовательность
Нередко в семьях наблюдается следующая ситуация: отец излишне категоричен и строг, а мать окружает ребенка чрезмерной заботой и слишком мягко относится к некоторым его проступкам. Ребенку таких родителей бывает трудно провести черту между такими понятиями как «легкая шалость» и «значительный проступок». В результате это приводит к тому, что ребенок не способен адекватно оценивать различные проблематичные ситуации, и он не знает, как на тот или иной поступок отреагируют его родители. Это может приводить к появлению постоянных противоречий или ссор с матерью или отцом, попыток скрывать какие-то свои проступки, обманывать и т. п. Для исключения таких противоречий родителям ребенка необходимо выстроить единую систему взглядов в воспитании ребенка.
К не меньшим проблемам в воспитании ребенка приводит и непоследовательность родителей. Например, вчера мать разрешила ребенку гулять допоздна, а сегодня она уже категорическим тоном отправляет ребенка спать. В результате такая модель воспитания приводит к тому, что ребенок не знает, что от него требуется и начинает несерьезно относиться к запретам или наказаниям родителей.
Ошибка №15 – эгоизм родителей
К сожалению, это самая частая ошибка многих семей. Очень часто родительский гнев и недовольство обрушивается на шумно играющего ребенка в тот момент, когда мать или отец хотят отдохнуть, т. к. они устали после работы или плохо себя чувствуют. В результате ребенок начинает чувствовать себя отверженным и никому не нужным. Попутно с этими переживаниями он прекрасно понимает, что, как и вы, имеет право на общение и игры с вами.
В таких ситуациях чрезвычайно важно не отдавать предпочтение своим эмоциям, а попытаться объяснить ребенку сложившееся обстоятельство. Приложите максимум усилий и научите его с пониманием относиться к тому, что маме или папе нужно дать просто отдохнуть, а потом она или он обязательно поиграют с ним и уделят ему внимание. Так вы сможете привить ребенку понимание и сострадание, и он с малых лет будет знать о том, что его родителям тоже необходимы его поддержка и забота.
Ошибка №16 – сравнивать ребенка с другими детьми
Многие родители часто пытаются сравнивать своего ребенка с другими детьми, ставя их в пример. Задумайтесь над этими моментами и представьте, что переживает такое сравнение ваш ребенок, слыша фразу: «А у Максима больше пятерок в табеле» или «Как хорошо себя ведет Танечка и какая она умница», ребенок думает о том, что он хуже других. Возникающие у него переживания подрывают его самооценку и психику, и впоследствии такие внутренние терзания и страдания приводят к развитию комплексов, нервозности и даже психосоматических заболеваний.
Ошибка №17 – приучать ребенка к дисциплине в плохом расположении духа
Пытаясь приучать ребенка к дисциплине в тот момент, когда вы злитесь, вы рискуете зайти в этом процессе настолько далеко, что прибегнете к излишней силе или несправедливому наказанию. Такие действия всегда надолго оставляют в душе ребенка печальный и глубокий след. Впоследствии некоторые дети из-за этого могут замыкаться в себе, и вам будет еще сложнее наладить доверительный контакт.
Так что, если вы чувствуете, что раздражены до предела и можете выйти из себя, то возьмите себя в руки и оставьте ситуацию в покое на 10-15 минут (пока разум не возьмет верх над эмоциями). Воспитываете своего ребенка только после того, как окончательно успокоитесь, только так вы будете чувствовать, что поступаете правильно.
Ошибка №18 – не поощрять хорошее поведение ребенка и не хвалить за достижения в учебе, спорте и т. п.
Полное отсутствие похвалы так же вредит психике ребенка, как и ее избыток. Не забывайте хвалить своего ребенка, если он действительно заслуживает этого и достигает того или иного успеха. Если вы заметили, что он стал больше внимания уделять учебе, исправился и выполнил домашнее задание вовремя, помог младшему ребенку, то не забудьте сказать о том, что вы гордитесь им и он молодец.
Такие маленькие похвалы будут значить очень многое, самооценка и желание стать лучше будут только укрепляться, толкая вашего ребенка к новым свершениям и достижениям. Чем больше и чаще вы будете замечать хорошие поступки, тем лучше он будет становиться.
Ошибка №19 – не делитесь собственными ошибками из прошлого
Воспитывая ребенка, помните о том, что он должен уметь чувствовать опасность, отвечать за свои поступки и уметь справляться с неприятностями. Помочь вам в этом могут беседы с вашим сыном или дочерью, в которых вы поделитесь своими переживаниями о совершенных вами в их возрасте ошибках. Избегайте быть излишне эмоциональными и не прибегайте в такие моменты к излишним нравоучениям. Попытайтесь быть в этот момент для своего просто старшим товарищем, который делится своим опытом.
Ошибка №20 – не делаете сами то, чему учите ребенка
Именно поведение родителей во многом предопределяет моделирование будущей жизни ребенка. Он воспринимает их как лидеров и перенимает от них множество взглядов на жизнь, манеру поведения в обществе и между членами семьи.
Поэтому мать и отец должны постоянно следить за своими поступками и понимать тот факт, что они являются примером для подражания. Совершая проступки и не соблюдая те же правила поведения, о которых они постоянно твердят ребенку, родители должны понимать, что ребенок будет совершать такие же проступки в будущем.
Покажите своим детям личным примером, как необходимо вести себя в обществе: научите их помогать близким или окружающим людям, приучите не мусорить на природе или на улицах, научите говорить правду и отвечать за свои поступки. Беря пример с вас и чувствуя вашу поддержку, они будут поступать в будущем так же, как и вы.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал счастливым человеком. Помните о том, что счастливый человек – это уверенная, здоровая, самостоятельная, деятельная и гармоничная во всех отношениях личность. Для того, чтоб он стал именно такой личностью, вам необходимо:
- Уделять ребенку время и всегда проводить его с пользой.
- Внимательно слушать ребенка.
- Быть духовным наставником для ребенка.
- Учить любить окружающий мир и природу.
- Развивать его тело и ум.
- Подавать собственный пример.
Задачи, поставленные перед родителями, можно считать одними из самых сложных в мире. Воспитание ребенка – это искусство, в котором все индивидуально и не имеет стопроцентно срабатывающих правил и методов. Если вы хотите стать достойным примером для своего ребенка и вырастить его счастливым человеком, то старайтесь избегать ошибок в их воспитании.
Полезное видео по теме
Доктор Комаровский о воспитании детей:
1
, среднее: 5,00
из 5)
Хорошо, если родители проявляют мудрость, такт, терпение, исправляя отрицательные черты в характере ребенка. При соответствующем правильном воспитании в детском возрасте эти качества могут обеспечить ребенку преуспевание в будущем.
У вас особенный ребенок.
Характер определяет индивидуальный стиль поведения и взаимодействия с окружающими. Характер не является ни «хорошим», ни «плохим», он только существует. Мир был бы очень уныл, если бы все вели себя одинаково. Однако дети с определенным характером более приятны для родителей, чем другие. Стиль воспитания детей с трудным характером может определять, станут ли эти качества в конечном счете активом или грузом.
С нашими первыми тремя детьми было несложно. Они хорошо спали ночью, их желания были предсказуемы и легко удовлетворялись. К счастью для нас, они легко и просто адаптировались в окружающей и непредсказуемой жизни. Но когда родился наш четвертый ребенок, Хейден, я был вынужден пересмотреть свои взгляды на воспитание. Единственный график, который она знала, был ее собственный. Ее крики сплотили бы армию. Единственное, что можно было предсказать в ней, - была ее непредсказуемость. Если бы Хейден была нашим первым ребенком, мы считали бы, что ее поведение - результат наших ошибок и неопытности в воспитании. Но она была четвертым ребенком, и к этому времени мы уже знали, как заботиться о ребенке. Так мы получили урок номер один: младенцы беспокойны из-за характера, а не из-за родительской неопытности.
Почему Хейден была такой беспокойной, раздражительной, не имело значения; вопрос был в том, что делать. Позже мы сформулировали термин «ребенок с высокой потребностью». Я использовал этот термин в разговоре с родителями, которые приходили в мой офис в поисках консультации, как справиться со своими трудными младенцами. Он понравился им. И даже воспринимался как комплимент. Это помогло им развить хорошее, доброжелательное чувство к своим младенцам.
Мы поняли, что наша цель состоит в том, чтобы помочь Хейден приспособиться к окружающей жизни. Хейден нужно было научить войти в наш семейный образ жизни. Чтобы сделать это, мы должны были усилить предъявляемые ей требования. Это помогло бы Хейден, учитывая наши условия, проявить свои разнообразные способности. Так мы получили второй урок: воспитание трудного ребенка начинается со смягчения его характера при возрастании чувствительности родителей.
Мы определили те особенности характера Хейден, которые больше всего беспокоили ее и нас. Затем мы продолжали работать с ней до тех пор, пока не получали определенного результата. Интенсивные крики Хейден смягчались, когда мы носили ее на руках, поэтому мы продолжали носить ее. Она хорошо спала ночью рядом с нами, поэтому мы продолжили укладывать ее рядом с собой. Она приспособилась к постоянному ношению у груди. Урок номер три: младенцы с высокими потребностями требуют более высокого уровня воспитания. Одно слово характеризовало потребности Хейден - «больше».
Она нуждалась в большем времени ношения на руках, большем количестве питания, большей энергии для успокоения - большем количестве всего, кроме сна. Хейден открыла нам новый уровень воспитания. По мере роста она продолжала нуждаться в «большем» от нас - больше терпения, больше физической и эмоциональной энергии, больше творческого потенциала, больше внимания, зрелости и заботы.
Конечно, мы могли нарушить ее внутренние потребности и приспособить к сложившемуся стилю воспитания. Но в этом случае проиграли бы сражение. При таком подходе Хейден никогда бы не превратилась в великолепного лидера", каким она является сегодня. Мы не узнали бы радости от полноценного результата, который дает метод «прикрепления».
Соответствие или несоответствие? Соответствие характеров ребенка и родителя (характер пары) влияет на формирование взаимоотношений в процессе воспитания. Так же как дети появляются на свет с различными характерами, различными способностями и разными уровнями потребностей, так и у родителей различные уровни чувствительности, соучастия и сочувствия. Некоторые родители автоматически откликаются на потребности детей. Другие не находят ответы автоматически, и их воспитательные способности нуждаются во времени, чтобы созреть. Когда уровень потребности ребенка соответствует уровню родительского отклика, проблемы воспитания маловероятны, и если они происходят, то решаются легче. Характер ребенка влияет на характер родителя, и наоборот. Не только характер детей создает проблемы, но и особенности характера родителей создают проблемы воспитания. Некоторые родители пытаются согласовать свои характеры, другие конфликтуют. Чем больше свободы в выборе методов у матери, воспитывающей чувствительного, требовательного ребенка, тем лучших результатов она добивается. Она сосредотачивается на «крупном» и не тратит впустую энергию на «мелочи». Напряженная, легко возбудимая мать столкнется с энергией своего ребенка, и, очень вероятно, появятся трудности в воспитании. Определите ситуации, которые приводят к конфликтам. Интенсивный, властный родитель должен немного ослабить давление на детей. Родители, управляющие послушным ребенком, должны давать больше свободы и возможности для принятия самостоятельных решений. Трудные дети нуждаются в большинстве методов воспитания, которые описаны в этой книге, и нуждаются в них больше, чем другие дети.
Оставайтесь в тесном контакте. Трудные дети не хотят повиноваться инструкциям и указаниям - это особенность их характера. Они расценивают любое давление как вызов. Цель воспитания по методу «прикрепления» состоит в том, чтобы помочь этим детям самостоятельно принять решение, необходимое вам и полезное для всех. Этот ребенок, вероятно, со временем будет более послушен.
Усиливайте положительные факторы.
Изучайте проблемы поведения, острые углы в индивидуальности вашего ребенка, которые нужно смягчить. Сосредоточение на негативе, вероятно, будет способствовать созданию отрицательной атмосферы. Помогая ребенку избавиться от ошибок, подчеркивайте то, что правильно. Уделяйте больше времени правильным чертам его индивидуальности, чем отрицательным признакам характера. Дети с трудным характером восприимчивы к негативам в окружающей среде, которые укрепляют их и без того отрицательную атмосферу. Они нуждаются в днях, полных положительными эмоциями:
«Да», «Замечательно», «Спасибо», «Хорошая работа», «Одобряю».
Оставайтесь положительно настроенным. При воспитании трудного ребенка проще всего постоянно употреблять «Нет» в течение всего дня. В конечном счете ребенок подхватывает негативное настроение своих родителей, что усиливает все проблемы его поведения. Труднее оставаться положительно настроенным, когда ваш ребенок (единственный в группе играющих) бьет собаку. Вы не должны даже в такой ситуации срываться на гнев и жалобы. Родители, которые воспринимают своего ребенка негативно/часто используют отрицательные ярлыки, и ребенок ведет себя соответственно. Таким образом, «плохая девочка» становится пророчеством, которое может исполниться.
Не усугубляйте проблему. Дети с трудным характером привыкают к ярлыкам, к тому, что их выделяют из группы только для наказания. Это становится их неотъемлемым качеством. Однако не улучшает поведение, а может сделать его хуже. Традиционные методы исправления, типа «перерыва» или лишения привилегий, редко работают.
Рассеять гнев. Ворчание, крик, гнев усиливают оппозиционное поведение трудного ребенка; оскорбительное наказание, особенно телесное, делает ребенка еще более неуправляемым. Например, если вы требуете, чтобы ребенок навел порядок в своей комнате, он воспринимает это как вызов. Чем больше вы наказываете его, тем больше он замыкается в себе и отказывается сотрудничать. В конечном счете вы проиграете эту игру, так что лучше ее не начинать.
Помогите вашему ребенку преуспеть. Выявляйте таланты и желания детей. Помогите им приобрести навыки игры на музыкальном инструменте, добиться превосходства в спорте или проявить свои способности в художественном творчестве. Не оставляйте ребенка наедине с проблемой, с которой он не может справиться.
Увеличьте допуск. Поведение детей с трудным характером раздражает не только окружающих, но и родителей. Они, кажется, знают, когда и где вы уязвимы. Планируйте на один шаг вперед. Если ребенок пристает к вам, когда вы говорите по телефону, делайте звонки, когда его нет рядом. Выигрывайте «сражения» мудростью и гибкостью.
Угрозы не работают.
Я спросил Хейден, нашего трудного ребенка (с высокой потребностью), о том, что думает она о воспитании. Она сказала: «Не угрожайте мне. Это только отбивает у меня желание делать то, что вы заставляете». По логике Хейден (и она права), она предпочитает думать, что принимает решение самостоятельно. Она хочет, чтобы это был ее выбор. Угрозы типа: «Если ты не вернешься к определенному времени, я должен буду забрать автомобиль», лишают ее выбора. Решительные дети не любят, когда их загоняют в угол.
После того как мы выслушали описание родителями поведения Натана, мы предположили, что он был ребенок с высокой потребностью, который требует высокого уровня воспитания. Джанет согласилась: «Я всегда думала, что его характер сделает его королем или преступником». Мы подчеркнули, что искусство воспитания Натана предусматривает строгое равновесие. Они не должны растоптать его индивидуальность, и при этом они должны позволить ему много работать. Мы также советовали Джанет и Тому тщательно выбирать себе советников. Люди, у которых нет такого ребенка, как Натан, не поймут его.
Разные характеры - разные подходы к воспитанию
Воспитание детей с различными характерами - это сложный, кропотливый труд, требующий знаний и терпения. Вот почему мы постоянно подчеркиваем, что главная часть воспитания - изучение индивидуальности ребенка, чтобы, учитывая его характер, найти выход из любой сложившейся ситуации. Вот как мы решаем вопрос о наведении порядка в детской комнате. Нашему «ответственному» ребенку мы говорим: «Я возлагаю на тебя ответственность за порядок в твоей комнате». Если мы скажем ему, когда и как это делать, он, вероятно, отклонит наше требование, заподозрив давление на него. Для нашего вспыльчивого ребенка требование превращаем в игру: «Посмотрим, сможешь ли ты навести порядок в комнате до сигнала таймера». Нашему противоречивому ребенку мы даем достаточно времени, чтобы настроить его на выполнение задания: «Я бы хотел видеть порядок в твоей комнате к вечеру». Первоначально поиски разнообразных подходов к разным детям требуют много творческого потенциала и энергии, но в конечном счете мы извлекаем пользу в виде растущего взаимопонимания и сотрудничества.
Природа и забота
На индивидуальность ребенка влияют как наследственные факторы, так и окружающая обстановка. Ребенок, который считается «трудным» на одной стадии развития, благодаря заботливому стилю воспитания может в дальнейшем стать послушным. Как только проблемы, связанные с формированием характера, нарастают и не находят разрешения, ребенок все более становится неуправляемым, сложным во взаимоотношениях и хронически сердитым. А это становится очень серьезной проблемой.
Воспитание должно сосредоточиться не только на предотвращении чрезмерного выражения гнева. Оно должно помочь ребенку выработать механизмы самостоятельно справляться с отрицательными чувствами.
Дети с трудным характером нуждаются в выходе избыточной энергии и выражении бури чувств. Прекрасный способ - это спортивные состязания или любой тип физической деятельности. Дайте им больше возможностей для физической игры на открытом воздухе, если возможно. Поощряйте их желание заниматься бегом или велоспортом. Если они находятся в закрытом помещении, включите музыку и предложите всем танцевать или петь.
Уровень потребности
Окончательная цель воспитания состоит в том, чтобы помочь ребенку добиться успеха - процветать. Термин «процветание» значит больше, чем просто достижение чего-то более высокого или большого. Это значит, что ребенок максимально развил свой физический, умственный или эмоциональный потенциал. Невозможно измерить уровень потенциальных возможностей, а следовательно и процветания, поэтому нам трудно определить, достигнет ли ребенок когда-либо своего полного потенциала. Мы только создаем для этого условия. Чтобы реально помочь процветанию ребенка, важно понять, что мы определяем термином «уровень потребности».
Каждый ребенок появляется на свет с определенным уровнем потребности, и если этот уровень достаточен, ребенок развивает свой потенциал полностью. Он процветает. Например, всех младенцев нужно носить на руках, некоторые младенцы для процветания требуют постоянного ношения. Эти младенцы обычно появляются на свет с соответствующим характером, который требует, чтобы их держали на руках столько времени, сколько им нужно. Эти младенцы кричат, если вы пытаетесь отклонить их требования. Малыши, потребности которых обычно удовлетворяются, получают свою самую первую характеристику: «требовательный». Фактически «требовательный» - это положительная черта, которая помогает ребенку процветать. Если у ребенка высокие потребности, но он не может выразить их, он не будет процветать. Сигналы ребенка - ключ к пониманию его характера, а следовательно, и его потребностей. Как только вы поймете это, вы сможете реагировать на его запросы адекватно.
Уровень потребности малыша определяет, направляет поведение матери при формировании взаимодействия высокого уровня. Мать, ощущая уникальную индивидуальность ребенка, старается сама стать лучше. Пара родитель - ребенок достигает гармонии, и воспитание действует. Если мать не проявляет гибкость, а идет на конфликт, родитель и ребенок не проявляют лучшее друг в друге.
Концепция «уровень потребности» не означает, что ребенок всегда получает, а "родители всегда отдают. Суть этого метода состоит в том, что чем больше вы даете, тем больше получаете. Вы даете ребенку внимание, заботу, тепло, чтобы удовлетворить особые потребности ребенка. Удовлетворяя их, вы получаете навыки, которых не имели прежде, кроме того, ребенок становится чувствительным к вашему руководству. Вы не можете управлять характером и способностями своего ребенка. Но вы сможете понять, действительно ли ребенок имеет особые потребности и в чем они заключаются. Поступая так, вы сможете обогатить свою жизнь, поскольку становитесь более зрелым.
Способы воздействия на ребенка
Хорошо или плохо повлияет выбранная методика воспитания на ребенка, часто зависит от того, как вы применяете ее. Наказания, подобные лишению привилегий, которые выбраны в гневе или под влиянием отрицательных эмоций, будут плохо воздействовать на ребенка. То же самое наказание, если оно применено в состоянии покоя и связано с подлинным беспокойством о формировании хорошего поведения ребенка, даст эффект, который вы хотите. Исправляйте поведение ребенка любя и чувствительно, независимо от того, какой метод вы используете.
Создайте вокруг ребенка благоприятную атмосферу, это изменит ваше отношение к нему. Мать ребенка с трудным характером сказала нам: «Однажды я создала положительную атмосферу вокруг малыша, перестала сосредотачиваться на негативах, и наше взаимопонимание улучшилось». Пробуйте использовать эпитеты, несущие положительные эмоции, например «энергичный», «интересный», «возражающий», «сострадательный», «требовательный» и «чувствительный». Наш опыт свидетельствует, если «трудный ребенок» получает воспитание по методу «прикрепления» и комфортную среду, он наверняка заслужит эти комплименты.
Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет
С проблемами при воспитании современных детей сталкиваются все родители без исключения. И даже обладая знаниями в сфере психологии и педагогическими навыками, не исключены промахи и перекосы. К самым типичным ошибкам семейного воспитания относятся неверная установка границ дозволенного, отсутствие правил в семье, неправильная реакция на детские эмоции и панибратство.
Непосредственным воплощением того, как встраивается ребенок в семейный уклад, являются границы, которые взрослые устанавливают ребенку, правила и требования, которые ему предъявляют. Трудности с установлением этих границ знакомы многим родителям. Однако проблемы воспитания детей дошкольного возраста, связанные с установлением границ – явление в истории педагогики, вероятнее всего, молодое. Оно появилось в связи с тенденцией гуманизации воспитания, отказом от физического и грубого психологического «оружия» в обеспечении дисциплины детей.
Именно отказ от грубых методов воздействия на ребенка, понимание того, что взрослый может нанести непоправимый вред ребенку, если обращается с ним жестоко, и становится ошибкой воспитания, причиной трудностей в установлении правил для него. Родители лишились традиционного инструмента власти - физического наказания, которое объявлено вредоносным. В то же время родители не приобрели (или прибрели в недостаточном количестве) иные инструменты воспитания – психологические приемы, умение убеждать и вести детей за собой, мотивировать их. В этой ситуации и возникает такая проблема семейного воспитания детей, как ошибка в установлении границ для ребенка. Кроме того, многие родители отождествляют понятие жестокости в отношении ребенка с понятием жесткости в следовании правилам, отношения к некоторым ситуациям с ребенком. Однако жесткость не означает жестокости, и в некоторых ситуациях для поддержания порядка родители должны иметь смелость эту жесткость проявить.
Проблемы воспитания детей дошкольного возраста в современной семье
Большинство обращений к психологу по поводу детей касается именно проблем с поведением детей, сложностей родителей в том, чтобы добиваться исполнения семейных или общественных правил.
На внешнем уровне проблемы воспитания детей, связанные с установлением границ для ребенка, выражаются в том, что с ребенком трудно в ежедневных делах: он не желает соблюдать гигиенические предписания (чистить зубы, умываться), не хочет вставать утром, идти, куда следует, или, наоборот, покидать милые его сердцу места. Может кричать или грубить, а иногда и бить родителей, отказываться делать уроки, убирать свои вещи, обижать младших или животных. Все эти явления сами по себе объяснимы, сопротивление ребенка правилам – в целом дело совершенно естественное. Однако, когда сопротивление правилам становится тотальным, жизнь родителей и детей превращается в непрерывную борьбу вокруг правил, ситуация явно нуждается в коррекции. Отношения обостряются, родители начинают даже побаиваться ребенка, так как тот часто устраивает изматывающие скандалы, может легко поставить окружающих в неудобное положение своим поведением. Ошибки семейного воспитания проявляются тем, что ребенок постоянно сопротивляется требованиям, и становится трудно обеспечить элементарные нормы поведения и даже безопасности.
Чем старше ребенок, чем больше у него опыт войны с правилами родителей или игнорирования этих правил, тем сложнее может оказаться ситуация.
У такой ситуации, когда ребенок отказывается подчиняться правилам, могут быть глубокие причины, которые кроются в личности родителей или самого ребенка. Глубинные причины могут касаться прошлого семьи, болезни кого-то из ее членов или других обстоятельств. Эти проблемы воспитания детей в семье всегда индивидуальны, их анализом лучше заниматься со специалистом.
Множество проблем с поведением детей касается того, каким образом детям устанавливаются правила и границы. И какая внутренняя мотивация движет родителями, когда те устанавливают правила для ребенка.
Начнем именно с внутреннего состояния родителей, их установок относительно правил для ребенка.
Существует несколько типичных ошибок семейного воспитания детей, неконструктивных установок и способов поведения родителей, которые мешают им установить в семье разумные правила.
Актуальная проблема воспитания детей: отсутствие границ
Актуальной проблемой воспитания детей в семье является отсутствие границ. Часто ошибки в воспитании связаны с тем, что родители и сами не очень уверены, где должны пролегать границы. Если родители не имеют собственной уверенности, что можно, а чего не стоит делать детям, то они не могут передать этой уверенности детям.
Отсутствие родительской уверенности в запретах, предписаниях и своих собственных действиях могут быть связаны с противоречивыми или ложно понятыми теориями воспитания. Например, родитель может теряться между идеями, что ребенок не нанесет себе вреда (не ушибется, не отравится и не обрежется, если ему доверять), и традиционными методами контроля и присмотра за ребенком. Либо родитель может жить в неопределенности между противоречивыми установками – вмешиваться ли в конфликты детей или довериться их природным инстинктам и позволить обучаться общению, так сказать, «в бою». Таких актуальных проблемы воспитания детей на родительском пути множество, и если родитель не имеет четкого представления о том, как правильно действовать, то он постоянно транслирует свою неуверенность ребенку. Непродуманность позиции родителей, колебания видны ребенку, считываются им на бессознательном уровне, и к тому времени, когда ребенку все-таки предъявляются требования, он не слушается родителя.
Многие родители возражают, что, дескать, все очень относительно, и времена меняются, не говоря уж о воспитательных теориях, которые часто диаметрально противоположны в своих предписаниях. И это тоже является ошибкой в воспитании детей, ведь очень трудно выработать собственное мнение о том, как действовать, когда противоречивой информации так много, а собственного опыта так мало. Все это, правда, однако это не избавляет родителей от необходимости найти точку опоры, выработать свое мнение и действовать исходя из него. Люди могут делать ошибки, менять свои суждения, признавать прошлые решения неверными. Однако если вы решились воспитывать детей, то ваша прямая обязанность – выработать ту систему ориентиров (пусть и несовершенную), в которой они воспитываются.
Ошибки родительского воспитания: отсутствие правил в семье
Ещё одна типичная ошибка воспитания – отсутствие правил в семье, отрицательное отношение к границам, когда родители вообще считают, что они душат свободу личности. Такие люди по различным причинам негативно настроены к правилам как к явлению. Такая ситуация имеет свои истоки, произрастает из истории человека. Некоторые родители сами, по сути, бунтари, не приемлющие каких-то правил, власти над собой, сопротивляющиеся установленным правилам. Такие родители могут, с одной стороны, пытаться правила для ребенка устанавливать, а с другой - втайне поощрять его сопротивление правилам, любоваться своеволием детей.
Другие же родители повышенно конформны, боятся отойти от предписаний, но не хотели бы, чтобы дети повторили их судьбу и по этой причине выставляют требования неохотно, как бы стесняясь своей роли.
Если вы внутренне сопротивляетесь самой идее установки правил для ребенка, правила ассоциируются у вас с серостью, скучной жизнью, посредственностью, то вы транслируете ему противоречивые послания на двух уровнях. На внешнем уровне вы, конечно, должны установить ему правила, с родителей ведь никто не снимает обязанности ознакомить ребенка хотя бы с минимальными социальными нормами. Но на более тонком уровне, как правило, не вербально, сложной системой поощрений бунтарского поведения ребенка вы передаете совсем другие сигналы. На тонком уровне он получает предписание не повиноваться, не признавать правил. Ребенок никогда не осознает самого факта противоречия различных посланий. Однако это сильно влияет на него, заставляет беспокоиться. В результате такого двойного послания возникают проблемы с воспитанием детей родителями, ведь ребенок теряется, не желает отождествлять себя с правилами, которые ему предлагаются, ведь и сами взрослые относятся к ним негативно.
Проблема, связанная с воспитанием ребенка: боязнь детских эмоций
Часто встречающейся проблемой, связанной с воспитанием ребенка, является боязнь его эмоций. Часто родители не могут эффективно установить правила для ребенка, так как они боятся яркого проявления его эмоций: истерик, плача, вспышек ярости.
Многие родители боятся, что сильными эмоциями ребенок нанесет вред своему телесному или психологическому здоровью. Стремясь не допустить сильной истерики или плача, такие родители допускают ошибки при воспитании детей, идут у них на поводу, когда малыши демонстрируют сильные эмоции. Любопытно, что именно дети, у которых трудности с границами, обычно наиболее истеричны. Идя на уступки во время плача или истерики ребенка, вы учите его постоянно прибегать к этому средству, чтобы достичь желаемого, то есть фактически формируете истерический характер.
Такого рода поведение быстро формируется детьми, родители которых уверены, что плач ребенка – явление крайне опасное, и ребенок, не контролируя себя, может нанести себе увечье. Обычно такие опасения сильно преувеличены, и рыдающий ребенок находится в сравнительной безопасности, если предоставить ему выразить свои эмоции.
Никто из родителей не хотел бы, чтобы плакал его ребенок, это, как правило, очень болезненное переживание. Плач ребенка – один из наиболее раздражающих звуков для человеческого уха, сама природа позаботилась о том, чтобы мы стремились утешить ребенка и остановить плач. Однако всегда ли нужно останавливать плач, всегда ли сильные эмоции, будь то слезы ярости или горя, ребенка вредны ему? Ниже рассмотрены несколько педагогических проблем в воспитании детей, возникающих в ситуациях, когда ребенок демонстрирует слишком острую эмоциональную реакцию.
Когда ребенок плачет от жестокости взрослого, страха, отвержения родителей, хронического плохого обращения с ним - это слезы, которые обозначают ситуации, сами по себе приносящие вред ребенку. Так, например, если вы в наказание за непослушание заперли ребенка в темной комнате, где он испытывает ужас и плачет, это, безусловно, травмирующая история, которую нужно прекратить как можно скорее. Но если ваш ребенок требует папин телефон, очередную конфету или включить ему мультфильмы и при этом устраивает очень громкий скандал, то его положение безопасно, несмотря на бурные эмоции. Дайте ему просто выразить свои чувства.
Часть родителей не выносит истерик, потому что во время этих истерик они остро ощущают себя плохими родителями. Они начинают переживать, что ребенок их не любит или он слишком несчастен, и, значит, они оказываются плохими родителями.
Еще одной важной причиной, по которой люди боятся детских истерик, является, конечно же, общественное мнение. Это может быть мнение близких вам людей, например, бабушек или супруга или мнение посторонних наблюдателей. И в том и в другом случае вы можете совершить типичную ошибку при воспитании детей – пойти на неразумные уступки ребенку, чтобы избежать осуждения окружающих.
Страх детской истерики, боязнь, что плачущий ребенок наносит себе большой вред (в том числе и физический), боязнь критики со стороны окружающих заставляет родителей идти на уступки, которые сказываются как на текущей ситуации, так и на будущем характере ребенка. Кроме того, ситуация, когда родители не могут переносить эмоций ребенка, изматывает и самих родителей, делая их заложниками ситуации, лишая средств и инструментов управления.
Ошибка воспитания в семье: панибратство
К числу основных проблем воспитания детей можно отнести и панибратство, то есть чрезмерное стремление стать ребенку другом. Множество родителей уверены, что наилучшая картина отношений между взрослым и ребенком - дружба. Для них наивысшим достижением была бы возможность сказать: «Я лучший друг для своего ребенка!»
У убеждения, что с ребенком необходимо дружить, много аспектов. Один из них состоит в том, что родитель хочет полностью контролировать жизнь и мысли ребенка, поэтому стремится к нему в лучшие друзья, чтобы ребенок не имел от него секретов. Другая ошибка родительского воспитания заключается в том, что взрослый никому не хочет уступать место в жизни и душе ребенка, хочет стать для него всем, в том числе и лучшим другом. Часто родители, которые претендуют на то, чтобы стать с ребенком лучшими друзьями, имеют напряженные или отстраненные отношения со своими родителями, всегда чувствовали недостаток любви к себе. Такие люди могут стремиться к дружбе с ребенком, чтобы не допустить образования той же пропасти, что разделяет их с собственными родителями. Кроме этого, в близости и эксклюзивном положении в жизни ребенка они как бы компенсируют боль отвержения, которую пережили в отношениях с собственными родителями. Любовь и привязанность ребенка в таком случае должны компенсировать урон, полученный человеком в других
близких отношениях (с собственными родителями, партнерами). В таких случаях родители хотят, чтобы все чувства и привязанности ребенка принадлежали только им.
Как добиться выполнения неприятных ребенку требований, не вызывая его раздражения? Как не допустить ошибок в семейном воспитании детей? Рушится главная концепция, на которой выстроена основная идея – дружба с ребенком. Если бы мать действовала, ощущая свое право на установку границ и не стремясь во что бы то ни стало нравиться ребенку, девочка быстрее приняла бы правила. Обстановка стала бы более определенной, спокойной, и именно это позволило бы ее участникам проводить больше приятного времени вместе.
Руководящая роль взрослого отнюдь не означает армейской дисциплины, игнорирование чувств и воли ребенка, командно-приказную систему общения. Однако если рядом с ребенком не оказывается лица, направляющего и при необходимости ограничивающего его, то можно только гадать, какие выборы он сделает.
Родители - мать и отец - уникальные люди в судьбе человека. С ними его связывают самые разнообразные чувства и отношения, часто эти чувства сложны и противоречивы, но они всегда очень важны, кардинально влияют на его отношения с миром. Дружба между ребенком и родителем, конечно, возможна, но это происходит только на определенном этапе жизни ребенка, когда он достаточно взрослый, равен родителю по своему статусу. Пока же ребенок маленький, отношения между родителем и ребенком - крайне несимметричные. Родитель обязан нести ответственность за него, устанавливать правила, руководить ребенком, то есть быть главным. А основа дружбы состоит в близких, почти симметричных отношениях, где каждый свободен эти отношения покинуть, если того пожелает. Опускаясь до панибратства, вы совершаете серьезную ошибку воспитания в семье, ведь дружба с ребенком изначально лицемерна, так как отношения не равны и ребенок не свободен их покинуть по своей воле. Кроме того, он должен подчиняться родителям в принципиальных вопросах. Родитель должен опекать, направлять, любить, поддерживать и учить ребенка, но не пытаться дружить с ним. В этих отношениях может быть много тепла, веселья и удовольствия, дружелюбия, сотрудничества и взаимного внимания, однако это не отношения двух друзей. Не стоит совершать такую типичную ошибку родителей в воспитании детей, как подменять ребенку друга – нужно научить его искать друзей, строить и сохранять дружеские отношения. У родителей уникальная роль, им не стоит претендовать на нечто большее.
Другая частая ошибка воспитания детей в семье – это боязнь родителей, что в результате требований они просто потеряют любовь и привязанность ребенка. Ребенок, недовольный вечным давлением и требованиями, которые к нему предъявляются, просто отвергнет родителя, внутренне отстранится от него. Что может быть печальнее потери любви родного ребенка? В таком случае родители совершают ещё одну педагогическую ошибку в воспитании детей – не хотят добиваться дисциплины, охраняя такую важную вещь, как привязанность ребенка. Такие опасения чаще свойственны тем родителям, которые воспитывают ребенка в одиночку. Также подобная ситуация встречается в семьях, где один из родителей отстраняется от воспитания, предоставляя действовать второму. Именно этот второй, обязанный нести весь груз ответственности, и переживает, что станет для ребенка лишь источником ограничений, в то время как второй родитель останется для ребенка вечным праздником.
В действительности гораздо важнее то, что происходит в отношениях помимо требований к ребенку. Что еще вы предлагаете, что даете своему ребенку? Если ваше общение сводится к требованиям, критике, устранению «ошибок детского воспитания», то рано или поздно отдаление неизбежно, как бы успешно ни было ваше «управление». Да, с родителей никто не снимает ответственности за ребенка, необходимости его направлять, но важно, что еще вы даете своему ребенку. Психологи, размышляя над тем, почему возникают проблемы воспитания детей в современной семье, предлагают родителям проанализировать:
- Умеют ли они по-настоящему понять ребенка, соприкоснуться с его миром?
- Часто ли проводят вместе приятное обоим время?
- Могут ли они сказать, что их ребенок полностью доверяет им, чувствует себя спокойно и защищенно рядом с родителями?
Если на эти вопросы вы с уверенностью отвечаете «да», то вряд ли вы будете бояться предъявлять к ребенку требования.
Чтобы не допускать ошибок в семейном воспитании, родители должны налаживать отношения с ребенком, не снимая требований к нему, а наполняя общение теплом, любовью и близостью. Тогда на основе хороших отношений ребенок примет правила, как часть жизни. Если у ребенка есть уверенность в любви родителей, чувство тепла в отношениях, то дискомфорт от ограничений ему есть чем сглаживать, за счет чего переживать.
Родителям, которые боятся установить правила, чтобы не потерять привязанность ребенка, лучше всего обратить внимание на то, чем, кроме правил, наполнена жизнь ребенка, и направить свою активность именно в это русло.
Родителям вне зависимости от их установок приходится устанавливать правила для ребенка. Не существует родителей, свободных от этой необходимости. Чтобы не совершать типичных родительских ошибок в воспитании детей, постарайтесь установить свои правила, без внутреннего конфликта и раздора с ребенком.
Статья прочитана 15 014 раз(a).
Проблема воспитания трудных детей , на сегодняшний день, является одной из наиболее актуальных. Потому что с каждым годом численность «трудных детей» увеличивается в несколько раз. Они воруют, употребляют наркотики и алкоголь, убегают из дома, или же не выходят из дома, проводя многие часы перед компьютерами или телевизорами. Раньше большую часть «трудных детей» составляли подростки, сейчас в их состав входят и дети в возрасте 7-10 лет.
Кого можно считать «трудным ребенком»?
«Трудный ребёнок» - это чаще всего человек, лишённый родительской любви, ласки, поддержки, в результате чего, психологическое состояние ребёнка ослабевает, не формируется нормальным образом. В душе таких детей появляется чувство беззащитности, отверженности, ненужности, что приводит к развитию «комплекса неполноценности». В такой ситуации непроизвольно срабатывает самозащита, формируется потребность в самоутверждении, в большинстве случаев неправильными способами. А ведь этим детям никто не объяснил, как надо поступать в тех или иных ситуация, как надо бороться с трудностями и решать проблемы. Основная мотивация деятельности «трудных детей» - привлечь к себе внимание, добиться любви, поддержки, понимания, сострадания. Американский психолог Р.Дрейкус так интерпретировал цели этого поведения, к которым, не осознавая того, стремятся дети:
- требование внимания или комфорта;
- желание показать свою власть или демонстративное неповиновение;
- месть, возмездие;
- подтверждение своей несостоятельности и неполноценности (кроме достижения вышеперечисленных целей, деструктивное переживание собственной "никчемности" само по себе может являться целью плохого поведения).
Такие дети склонны к эгоцентризму, раздвоению личности, повышенной обидчивости, неправильной восприимчивости. Добиться своей цели они пытаются различными способами: грубостью, неординарным внешним видом, нестандартными поступками, которые пугают и шокируют родителей, учителей, воспитателей и т.д. У взрослых возникает страх того, что они не справятся с такими детьми, покажутся им смешными или беспомощными.
«Трудные дети » в большинстве случаев являются эгоистами, что приводит к его душевной катастрофе. Такой ребёнок не готов к общению с обществом, он замыкается в себе, не давая себе возможности развиваться и формироваться. Такие дети не замечают разрушающих последствий своего поведения, они не слышат советов, рекомендаций, наставлений, они не различают, что является «плохим», что является «хорошим», не принимают помощи взрослых.
Каковы основные жалобы родителей?
Примерно 95% родителей обычно жалуются на то, что они перестали понимать своих детей, появились постоянные конфликты, их школьные учителя стали жаловаться ни повышенную агрессивность или просто им не нравится круг общения их детей. У родителей появляется страх из-за частой перемены настроения детей, их психологического непостоянства. Они боятся потерять над ними контроль.
Как помочь «Трудным детям»?
Для того, чтобы помочь «трудным» детям, существует особый педагогический подход, который называется «жизнедеятельностным». Воспитателями в этом методе являются не только школьные учителя, или родители ребёнка, а особые люди, способные к сочуствию, переживанию, терпимости к проблемам детей, доброму отношению к ребенку. Воспитатель должен войти в его жизнь в роли Друга, человека, которому он сможет во всём доверять, которому он сможет полностью открыться, рассказать о своих проблемах и переживаниях. Не случайно Святитель Василий Великий говорил: "Если хочешь воспитывать других, - воспитай сначала самого себя в Боге". Личный опыт преодоления трудностей, самосовершенствования, становления на правильный жизненный путь, помогут восстановить истощенную душу ребёнка. Поставленная цель будет достигаться не педагогическим давлением, а любовью.
Воспитатель должен вникнуться в проблему ребёнка, разобраться в его душевном конфликте, и без всяких насмешек, дать ему совет, наставление. Ребёнок, в своем общении с воспитателем, должен чувствовать комфортно, в результате чего он решится стать на тяжелый восстановительный путь, опираясь на помощь своего верного «Друга». У «трудного» ребёнка должен появиться «манипулятор», побуждающий его к самосовершенствованию
Елена Панченко
Консультация для родителей «Трудности в воспитании детей»
«Трудности в воспитании детей » .
Наши дети дышат атмосферой дома. От того, хорошая она или плохая, зависит и влияние его на детей – будет ли оно благоприятным или неблагоприятным.
Одна из самых главных задач сегодняшнего дня - воспитание детей . Один мудрый педагог писал :» Начинайте воспитывать ребенка еще до его рождения» Другими словами, это значит :воспитывайте самих себя , только тогда вы сможете правильно воспитывать своего ребенка . Такое самовоспитание родителей является основой для воспитания детей .
Когда между родителями разлад и разногласия, то что же будет с детьми, которым приходится расти в такой атмосфере? Очень важно, чтобы малыши этого не слышали и не видели, особенно если мы спорим о воспитании . Чрезмерная занятость обоих родителей отрицательно сказывается на семейной обстановке и на детях, которые рано попадают под влияние непонятного для них и, порой чуждого мира. Нередко уставшие и нервные родители начинают по всяким пустякам спорить, повышают голос, и даже оскорбляют друг друга. Это создает в доме нездоровую атмосферу, которая сказывается на детях. Раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение.
Родителям нужно обратить внимание на средства домашнего развлечения – телевизор, компьютер, музыку, которые так сильно влияют на семейную обстановку. Телевизор был бы прекрасным изобретением, если бы им пользовались умеренно и выбирали полезные программы.
На практике же телевизор и компьютер чаще всего имеют отрицательное влияние на детей . Заняв в доме самые почетные места, наподобие неких идолов, они не только отнимают у детей и у нас много времени, но и приучают к пассивным и легким развлечениям. Большинство программ засоряют детские души. На эту тему написано много книг и статей. Дети, которые много проводят времени у телевизора и компьютера,как правило, плохо учатся, становятся своевольными, нервными, в них рано начинают проявляться отрицательные качества.
Замечено, что телевизор имеет гипнотизирующее влияние не только на детей , но и на взрослых. Поэтому совершенно правы те родители , которые ради собственного блага и блага своих детей строго контролируют время, которое дети проводят у телевизора.
Педагогическая психология нас учит, что в первые несколько лет ребенок получает почти одну треть понятий о жизни взрослого человека, в первые семь лет человек устанавливает канву своей последующей жизни. Иными словами, взрослый человек в течении всей своей жизни лишь расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за период первых семи лет. К трем годам появляется у ребенка и осознание своей личности, и он начинает говорить «я» . В это время надо последовательно приучать к послушанию.
Последовательность не обходится без строгости. Строгость же должна сопровождаться любовью, чтобы дети не были подавлены. Если мы хотим, чтобы наши дети относились к нам с уважением, то мы должны быть последовательными в требованиях к ним, строгими и любящими.
Дорогие родители не забывайте , что недостаток последовательности является одной из главных трудностей в воспитании . Заботьтесь о том, чтобы ваши дети слушались вас сразу. Не ждите, когда ваш ребенок будет старше, чтобы проявить последовательность в своем воспитании . Последовательность и настойчивость – вот основные принципы в воспитании . Всем хорошо известно, что дети имеют обыкновение подражать : одинаково подражают как хорошему, так и плохому. Принимая во внимание, будущее своих детей и их благополучие , родители должны выработать привычку говорить и поступать так, чтобы стать хорошим примером для своих детей , проявляя благородный образ мыслей, стремление к справедливости.
При всех трудностях , с которыми сталкиваются родители в деле воспитания своих детей , есть одна безусловно положительная сторона : стараясь направить детей на правильный путь , родители одновременно с этим и сами учатся, воспитывают самих себя .
Отец, мать, кем вы являетесь? Ваши дети судят о вас по тому, что вы из себя представляете. И они перенимают в своей жизни больше из того, что увидели в вас, чем из ваших слов, возможно, весьма подходящих лишь для хороших советов.