Что такое Святки и когда они начинаются? Традиции, гадания на суженого на Святки. Святки - народные традиции, обычаи и приметы праздничных дней
Православные праздники Рождества Христова и Крещения Господня соединяет череда дней, которые называются святочными. Если быть точным, то Святки начинаются в вечер рождественского сочельника и заканчиваются утром дня Крещения Господня. Это самый весёлый из зимних праздников, – как в дохристианской Руси (торжества, посвящённые богу Святовиту), так и в Руси православной. Гадания, которые сопутствовали языческим Святкам, сохранились до сих пор (раньше произносились заклинания на год вперёд плюс проводились гадания, целью самых важных было узнать о будущем урожае). Наверняка вам приходилось сталкиваться с тем, что родители говорили вам, что в дни Святок нельзя браться ни за какую работу, – это поверье тоже пришло из старины (люди боялись навлечь на свой труд несчастье, поскольку в эти дни разгул нечистой силы был как никогда силён).
Немного истории
Святки также называют «святыми вечерами», в память о библейских событиях рождества и крещения Христовых, которые происходили в тёмное время суток (ночью и вечером). Название «святые вечера» также пришло из традиции не работать во время Святок, особенно в тёмную часть суток. Уже церковный собор 567-го года утвердил эти 12 дней как праздничные (12 – по числу месяцев в году). В них было запрещено совершать таинство брака, например. Православные установки запрещали на Руси в эти дни ходить разряженными по улицам, плясать и петь песни (всё это считалось бесовским). Кроме того, читатели МирСовeтов должны знать, что Церковью запрещены гадания в рождественский сочельник. Нарушение этих установок наказывается отлучением от православия на 6 лет.Во время святочных празднеств среди людей православного вероисповедания считалось обязательным совершать такие дела как раздача подарков детям, подаяния – бедным людям, помощь старикам тоже считалась делом необходимым.
Христианин должен во время святочных празднеств отстоять хотя бы одну церковную службу.
День 14-го января считается церковным новым годом. В этот день в православных церквах проводятся богослужения в честь наступающего года. 14-го января вечером, как и в рождественский сочельник (как и в крещенский сочельник), в народе проходят колядки.
1-я неделя Святок, которая включала в себя , называется «святой» неделей, 2-я – «страшная» неделя (название связано с разгулом нечистой силы в этот период).
Традиции праздничных дней
В первый же день Святок зажигается костёр, посвящённый Коляде (это также древнее божество восточных славян), – в старину этот огонь поддерживался все 12 святочных дней. Праздник в настоящее время с размахом отмечается в сельских поселениях. Одной из примет его является, например, то, что в первый вечер Святок с возвышенности спускают горящее колесо, символизирующее то, что старый год вместе со всеми его ненастьями кончился.Одна из традиций праздника – переодеваниие в праздничные одежды, или ряженье (обычно это толкуется как образ обновления природы). Молодые люди (особенно это актуально было для старины) переодевались в праздничные одежды, плясали и веселились (все эти приметы до сих пор живы в российских деревнях). С ряженьем связано и пение колядок – праздничных песен, которыми славились хозяева домов, через которые проходили колядующие (диалектные, т.е. местные названия колядок – овсени, виноградье). Ещё одна тема колядок – это будущий урожай. В качестве колядок иногда исполняются тропарь и кондак рождественского дня (этот обычай пришёл из православия; тропарь – краткое песнопение, в котором излагается сущность праздничного дня, кондак – небольшое песнопение, 1-2 строчки молитвы, которые произносятся в параллель тропарю, т.е. раскрывают суть дня). Колядующие обычно выходят из чужих домов не с пустыми руками – там их одаривают сладостями, например. Эта традиция также сохранилась в сельских поселениях России. Там до сих пор в вечер перед Рождеством Христовым ходят колядующие и поют колядки (обычно это делают маленькие дети 10-12 лет). Происходит это так: детвора входит без стука в чужой дом, начинает петь песни-колядки (про урожай), дети разбрасывают зерно по дому (обычно в прихожей), затем хозяева дома дают им сладости, и дети удаляются – колядовать в другом доме.
Святки у язычников воспринимались как дни перехода между старым хозяйственным годом и новым, несущим новые труды и новый урожай. Славянские язычники считали, что в эти 12 дней с того света приходят души умерших (помимо разгула нечистой силы). Все эти приметы были связаны с зимним солнцестоянием и удлинением световой части дня.
На Святки считается правильным не жалеть денег, идти на базар, к примеру, и тратить от широкой славянской души. В этот день в прихожей стелют новые ковры.
Как, наверно, известно читателям MирCоветов, две главные темы святочных игр и представлений – это темы брака и похорон.
Весь день 7-е января следует либо ходить по гостям, либо принимать гостей.
День 6-е января считается днём поста (рождественский сочельник), пост продолжается буквально до появления первой звезды на небе. К встрече Рождества Христова и пиршеству после поста готовят новую чистую одежду (работает примета «нельзя на пир являться в старой одежде»).
Если в ночь перед Рождеством загадать желание, то оно непременно сбудется.
Вот некоторые святочные приметы: если накануне Рождества Христова метель, то быстро снег сойдёт весной и природа начнёт покрываться ранней листвой (также означает то, что пасечники соберут большой урожай мёда). Напротив, если Рождество выдастся без морозов, то весна будет холодной. Если в первые дни Святок на деревьях иней, то будет хороший урожай хлеба. Есть и такая примета-поговорка: «С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима – на мороз», т.е. солнечный день удлиняется, но вплоть до марта будут морозы.
Гадания на Святки проходят в вечер рождественского сочельника (кроме того, это также вечер Васильева дня и крещенский сочельник). Помимо гаданий на урожай и на будущий год проводятся гадания на девичью судьбу (такие гадания проходят в бане, традиция, как и большинство святочных традиций, сохранилась в российских деревнях). В девичьих гаданиях принимали участие только молодые девушки, приступали они к этому, распустив волосы и сняв с себя все обереги, в том числе и православный крест.
Существует традиция не выметать сор из дома в период с рождественского сочельника до дня 14-го января (церковный новый год), потом весь этот сор, собранный вместе, сжигается за один раз во дворе (так несчастья прошедшего года уходят в прошлое).
Во время Святок каждый день хочется прожить по-особенному. Снам и знамениям в эти дни уделяется повышенное внимание, потому что в некотором роде эти 12 дней считаются «волшебными». Самый «вещий» сон снится в рождественский сочельник.
Во время Святок огромное значение имело общее семейное застолье (для святочных дней характерны три больших застолья – в рождественский сочельник, в вечер Васильева дня, т.е. 14-е января, в крещенский сочельник). Главное блюдо – кутья (распаренные зёрна пшеницы и ягоды, например, изюм). Кроме того, на столе стояли блины и овсяный кисель. Если в прошедшем году из членов семьи кто-то умер, то на столе появлялся дополнительный прибор – для умершего. Считалось ведь, что в эти дни души умерших витают среди нас.
Из крестьянских традиций царских времён следует отметить и такие: солома в эти дни разбрасывалась по полу дома, праздничной кутьёй кормили куриц, если они были в хозяйстве, сноп ставился в красный угол (т.е. угол с иконой), яблочные и прочие фруктовые деревья во дворе обвязывались ленточками. Всё это делалось с надеждой на будущий урожай, достаток и счастье.
2-я неделя Святок, т.е. «страшная» неделя, ознаменовывается тем, что дома окропляются святой водой, мелом ставятся кресты на внешних и внутренних дверях, помещения окуриваются ладаном (присутствие нечистой силы даёт о себе знать таким образом).
«Страшная» неделя также важна подготовкой к встрече (прорубаются проруби во льду, загодя освящается вода в церквях).
Таковы святочные дни, являющиеся переходом от одного глобального православного праздника к другому. Они соединили в себе множество православных и языческих черт, став своеобразной данью памяти седой старине.
Здравствуйте, друзья!
28-е декабря — предновогодняя суетливая пора и... самое загадочное время года, не только у славян, а вообще. Люди прошлого были тесно связаны с природой, даже сейчас наша жизнь целиком и полностью от нее зависит (и очень жаль, что мы редко об этом задумываемся). Но в прошлом такая связь ощущалась довольно таки сильно.
И больший трепет у людей вызывало Солнце — его движение по кругу и явления с ним связанные (солнцестояния и равноденствия). Все крупные и важные праздники были приурочены к этим датам, но большей важностью отмечено именно зимнее солнцестояние — период, когда заканчивается старое (старый год, если хотите), и начинается новое (год новый). Период, когда граница между Навью и Явью (миром живых и миром теней) предельно тонка. Период, когда можно попросить помощи у добрых духов и необходимо защититься от злых. И, наконец, период, когда нужно помочь Свету побороть Тьму.
И у славян есть праздник приуроченный к этому времени, даже два праздника (они тесно связаны между собой, поэтому рекомендую к прочтению следующие статьи):
Но! Все эти праздники объединяет одна волшебная пора — Святки.
Что такое Святки?
Святки (Святые вечера) — это целый комплекс празднеств, состоящий из:
различных примет;
массовых народных гуляний и веселья.
Зимние Cвятки на Руси были длительным (двенадцатидневным) заклинательным комплексом, во время которого подводились итоги прошедшему (исполнение эпических сказаний) и производились заклинания на все 12 месяцев предстоящего года: "слава хлебу", гадания о замужестве и т. д. (Рыбаков Б.А. Язычество древних славян)
Само слово «святки» (святьё, светки, святые вечера) уже дает нам понять, с каким трепетом люди относились к этому промежутку времени. Есть версия, что такого рода праздники пришли к славянам от греков, а некоторые исторические источники утверждают, что похожие празднования с переодеваниями и песнями были у индийцев и египтян. Ничего удивительного в этом нет, вы можете присмотреться к празднику Йоль (у него тоже есть свои «святые дни»).
Когда начинаются Зимние Святки
Интересный вопрос. Пока я готовила статью, нашла три даты начала Зимних Святок. С одной стороны, в этом нет ничего удивительного: календари двигаются, а одни праздники накладываются на другие.
- По одной из версий, Большие Велесовы Святки начинаются с праздника Коляды, который, если так разобраться, приходится на 25-е декабря и заканчиваются 6-го января.
- По другой версии - в день солнцеворота. В 2017 году — это было 21-е декабря. Такая разница в датах объясняется движением солнца, которое, естественно отражается на длине года и, как итог, на календаре (кому интересно, это явление называется предварение равноденствий). Так вот, из-за этого астрономического явления дата в календаре сдвинулась, то есть, раньше она приходилась на 24-25 декабря, а сейчас на 21-22 декабря.
- Но самая актуальная дата, та, по которой мы сегодня ждем Святок — в январе. Промежуток между Рождеством и Крещением (с 1-го по 19-е января, по старому стилю с 25 декабря по 14-е января).
Святки, пожалуй, самые неоднозначные праздничные дни, в которых тесно переплетаются языческие и христианские традиции, а корни уходят аж в VI век (и, возможно, еще в более раннее время). Но давайте по порядку.
Кстати, у славян есть еще и так называемые Зеленые святки .
Святки (или Святые вечера) можно разделить на две части, до Нового года, и после. Период времени до Нового года так и называется - Святые вечера, а промежуток от Нового года и до Крещения - Страшные вечера.
В пору двоеверия на Руси Святки так же делили на Святые и Страшные вечера. Другими были только даты.
Святые вечера - самое сакральное время, время почитания Христа, празднование его рождения. Вечером 24 декабря заканчивался Рождественский пост, который длился сорок дней. К этому моменту шла особая подготовка, готовилось особое блюдо - сочиво (канун, коливо или же просто - кутья). Люди накрывали на стол, собирались семьями, вспоминали события из жизни Христа, и так далее.
Страшные вечера - время гаданий и ворожбы. По народному поверью Бог так был рад рождению сына, что разрешил в эти дни нечистой силе гулять по земле, отсюда и название. И раз уж вся нечисть в эти дни так близко к людям, самое время воспользоваться ее «помощью» в ворожбе, ну и, естественно, защититься. Отсюда обычай рисовать мелом кресты на дверях, дабы защитить свое жилище в эти дни.
Святки - являлся самым любимым праздником на Руси, особенно для молодежи. Ну, еще бы! Время плясок, песен, колядок, гаданий, вечерних посиделок. Считалось, что в Святки нельзя работать после захода солнца, а коротать время за беседами - приятное занятие. Так же в эти дни принято было помогать нуждающимся, раздавать милостыню, посещать приюты.
Святочный календарь
Каждый день Зимних Святок на Руси считался, да и считается до сих пор, особенным и имеет свое название, свои традиции. Давайте подробней рассмотрим эти 12 святочных дней. Итак:
6-е января - Сочельник (он же Кутейник). Люди ждали «первую звезду», до которой нельзя было вкушать пищу, а потом садились за вечернюю трапезу. Чуть позже отправлялись колядовать, гадать, и всячески развлекаться.
7-е января. Рождество Христово. День, который стоило проводить в радости и отдыхе. Очень большой христианский праздник.
8-е января. Бабьи Каши. В этот день ходили к повивальным бабкам и приносили им различные угощения. Так же почитали пророка Давида.
11-е января - в этот день(и до самого Крещений) женщинам нельзя было играть в карты, так же 11-го января почитали младенцев, которых погубил Ирод.
12-е января. В этот день, как правило, гадали по требухе и особенно по свиным желудкам. В народе 12-е января прозвали Анисьей желудочницей.
13-е января - Васильева коляда или же день святой Меланьи. Канун Нового года по старому стилю.
15-е января. В этот день нельзя было есть яйца и кур. Им, вообще, уделялось особое внимание: на курятник делали обереги. Так же заговаривали лихоманок, чтобы он не насылали на людей несчастья и беды. В народе 15-е января называли Сильверстов день.
16-е января. В этот день разгулявшаяся нечисть очень и очень зла, чтобы не попасть под ее горячую руку нужно было просить помощи у домового, ну, или обстучать все углы дома старой метлой. В народе этот день именуется днем пророка Малахии.
17-е января. В этот день женщинам строго-настрого запрещено было шить, нарушившие запрет могли родить слепого ребенка.
18 -е января. Канун Крещения. В этот вечер нужно было гадать, колядовать, рисовать мелом кресты на дверях и стенах дома, дабы оградить себя от проделок нечистого. Ночью следовало ходить за водой на реку. Вода в этот вечер считалась святой, и могла помочь при разных хворях и несчастьях.
Ну вот, наверное, и все. А прежде, чем попрощаться, хочу вспомнить замечательную повесть Николая Васильевича Гоголя - Ночь перед Рождеством. Она отлично погружает в атмосферу святочных вечеров.
Есть в христианской традиции особый праздник – отмечают его в период начиная с Рождественского Сочельника 6 января (канун Рождества Христова 7 января) до наступления дня включительно 19 января.
На период Святок приходятся три праздника — Сочельник (6 января), Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (19 января). Эти две святочные недели относят к периоду веселья и отдыха, формы которых могут быть различными. А поскольку торжества длятся более одних суток, то и употребляют слово «Святки» лишь во множественном числе.
Об истоках традиций
История праздника восходит к глубокой древности. Упоминание о Святках есть в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в далеком 373 году, и в церковном уставе преподобного Саввы Освященного, почившего в 532 году. А в 567 году дни, следующие от Рождества Христова до торжества Богоявления, церковь официально причислила к праздничным.
Что делать на Святки
Верующим предписывалось славить Рождество и Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа, посещать богослужения – ведь не только же за накрытым столом проводить святые дни. Добропорядочный христианин во время святочных празднеств был обязан отстоять хотя бы одну службу в церкви. В эти дни чаще обычного раздавали подаяния беднякам, одаривали деток, помогали немощным старикам.
К Святкам, 6 января, заканчивается . В этот день, вечером, в Сочельник, готовятся к празднику , который отмечают 7 января.
В Сочельник накрывают постный стол из 12 блюд в сумерках до первой звезды. По традиции, даже в нерелигиозных семьях, в день Сочельника постились.
7 января празднуют Рождество и включают в застолье мясные блюда. Подробнее о том, что подают на стол в Сочельник и на Рождество читайте .
Л. Соломаткин. «Славильщицы», 1868 г.
Как отмечают Святки православные
Святочные колядования — один из основных обрядов праздничного периода. Время исполнения — первые три дня Рождества (включая Сочельник, но чаще — рано поутру на Рождество), а также в канун и первый день старого Нового года (ночь с 13 на 14 января); канун Крещения.
Колядование включает исполнение благожелательных песен — колядок , славящих Рождество Спасителя. Как правило, колядующие — чаще детвора — небольшими группами ходили из одной избы в другую. Они могли быть наряжены самым затейливым образом: медведем или козой, бродягой или коробейником, кикиморой или бесом. Ряженые пели поздравительные песни, а выступив – требовали угощений. Благодарили хозяев за дары тоже песнопениями.
Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются преимущественно на севере, в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое».
Нередко во время ритуальных обходов домов исполняли и иной праздничный обряд – христославление . Он символизировал собой приход волхвов, возвещающих о Рождестве Иисуса Христа. Исполнители обряда (чаще всего это были дети либо молодежь) ходили группами до 15 человек. Славили Христа по обычаю в первый или второй день Рождества. Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка – символ Вифлеемской звезды. Славильщики песнями поздравляли хозяев, те же в свою очередь одаривали гостей пирогами, баранками, пряниками либо монетками.
Традиции Святок включают также церемонию посевания . Деревенская ребятня или пастухи ходили из дома в дом и носили с собой зерно в варежках. В горницах гости имитировали сев, приговаривая при этом ритуальные пожелания добра и привлекая будущий богатый урожай. По завершении обряда хозяева одаряли или угощали посевателей.
Ольга Кваша. Колядки. 1976 г.
В святочные дни во многих избах учиняли настоящие спектакли. Такое действо называли вертепом. По сути, это был мобильный кукольный театр, представлявший зрителям мистерию Рождества Христова. В качестве кукол выступали сделанные из глины или дерева ангелы, волхвы, несущие дары пастухи.
Чем угощают во время Рождественских Святок
Основная задача святочных угощений у православных христиан состояла не в насыщении – скорее, еда была символом праздника. На стол подавали и , а также традиционную (в Рождественский сочельник и Крещенский сочельник) — это блюдо обычно приготавливали из цельного зерна (пшеницы, ячменя, пшена) с добавлением лесных ягод и меда. Зажиточные семьи могли приготовить кутью с изюмом и орехами. А еще гостей угощали узваром – напитком из сухофруктов, подслащенным медом.
Январь – время, когда световой день начинает медленно увеличиваться. А потому в Святки обычно пекли блины, издревле считавшиеся символом света и солнца. Нередко перед Рождеством хозяюшки готовили печенье, называемое колядками. Форма у такой выпечки могла быть разная, но вот тесто всегда изготавливали пресное – из ржаной муки. Это угощение могли есть и с квасом, и с чаем, и со щами.
Зачастую к святочному столу, начиная с 7 января, подавали жареного поросенка – его почитали символом грядущего плодородия и благополучия. В праздник могли употреблять и другие мясные деликатесы: баранину, дичь, рябчиков, гуся или курицу.
Надежда Полуян-Внукова. Рождественский вечер
Как украшают дома
В убранстве домов накануне Рождества всегда присутствовали свечи – их свет символизировал самого Христа. К празднику готовились, запасаясь крупными восковыми свечками, горевшими почти сутки: огонь зажигали с наступлением темноты, а тушили к исходу следующего дня.
В период Святок крестьяне разбрасывали по полу изб солому, а в красный угол ставили сноп. Не забывали и об украшении садов: фруктовые деревья во дворе было принято обвязывать ленточками. Находившихся в хозяйстве кур кормили праздничной кутьей. Все это делали, дабы привлечь в дом счастье и достаток.
Константин Маковский. «Святочные гадания», 1890-ые
Святочные гадания
Церковь не одобряет святочные гадания. Гадальщицы считают карты всего лишь игрой
В пору Святок было принято гадать о будущем . То, что некогда было обрядом языческих жрецов, со временем стало девичьей забавой. И хотя церковь никогда не поощряла суеверие, сами гадальщицы относились к этому процессу как к игре. Девушки уединялись в каком-нибудь помещении – приступая к ворожбе, каждая из них распускала волосы, снимала с себя крест и обереги. Существовали разные способы гаданий: с использованием зеркала, по травам и цветам, по звукам и свечному воску. И пусть такая игра не открывала завесы будущего – в ней было много смеха и святочного снега, пения и надежды на счастье.
Окончание Святок 19 января
Заканчивались Рождественские Святки в день – 19 января (другие названия — Богоявление, Водосвятие, Водокрещи, Иорданов день). Православные приходили к замерзшим водоемам, дабы окунуться в студеную воду – для этого во льду проделывали крестообразную прорубь. Все окрест иордани украшали узорами из дерева и цветными лентами. Строгий пост, предшествующий Крещенскому сочельнику, а также окунание в освященную воду, помогали люду очиститься от всех грехов, случившихся на Святках – как вольных, так и невольных.
В ожидании Крестного хода на Богоявление. 1898 г. Автор неизвестен
Как отмечают праздник католики
Католической церковью этот период именуется Рождественским временем. Он длится от сочельника Рождества (вечер 24 декабря) до дня Крещения Господня (первое воскресенье после торжества Богоявления). Основу такого времени составляет Октава Рождества: она состоит из 8 дней и заканчивается 1 января – в день Торжества Пресвятой Богородицы.
Весь этот период считается очень торжественным: духовенство появляется на литургиях в кипенно-белых праздничных облачениях. В последний день Святок – 6 января – католики устраивают Карнавал. Его кульминация обычно приходится на три дня, предваряющие Великий пост. И хотя сроки этих торжеств строго регламентированы церковным календарем, по сути празднества тесно связаны с язычеством – с проводами зимушки-зимы и встречей долгожданной весны.
Святки - основной зимний праздник на Руси. Святки, святые дни - две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.
До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба — Белбога). По другим источникам это слово происходит от старославянского «свиатки» - души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. Цель гаданий — узнать о будущем урожае.
Гадания, сопутствовавшие языческим Святкам, сохранились до сих пор
В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней) , вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, собравшись, в какой-либо избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное — рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам, в вечернее время и по ночам, ходили ряженные — колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих.
Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Церковь убедила в греховности многих святочных обрядов, в частности - насколько опасно занятие гаданием для православного. И все же, считается, что в период от Рождества до Крещения гадание перестает быть бесовским действием, а становится просто забавой.
Главные темы святочных игр и представлений – это темы брака и похорон
Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, характеризующиеся наличием ритуальной пищи, остатки которой после ужина оставляли на столе для приходящих в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза. Обрядовое кормление покойных «родителей», то есть всех поколений предков, которые, по народным представлениям, являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни. Было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» - гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем - покататься на санях, поиграть в снежки.
Во время Святок огромное значение имело общее семейное застолье
Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» - умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы. Так, например, в надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник - канун Рождества - выпекали из теста «козульки» («коровки») - печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья. Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен - пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник.
Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым.
Примета: если Рождество выдастся без морозов, то весна будет холодной
Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным.
Самые дешевые билеты из Екатеринбурга в Сочи и обратно
Дата вылета | Дата возвращения | Пересадки | Авиакомпания | Найти билет |
1 пересадка | ||||
2 пересадки |
Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду - скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.
Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. Своеобразным испытанием готовности к браку, было умение и парней, и девушек правильно вести себя при приходе на игрище ряженых. Одетые в самые разнообразные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои многочисленные игры всех, без исключения, кто присутствовал на посиделке. Сама молодежь вечерами нередко «машкаровалась» и ходила по деревне, тормоша и веселя хозяев в каждом доме.
Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.
Если в ночь перед Рождеством загадать желание, то оно непременно сбудется
Водосвятие в крещенский сочельник и в Крещение также рассматривалось как один из способов изгнания нечистой силы из рек, озер, прудов и колодцев.
«С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима – на мороз»
Название «святые вечера» также пришло из традиции не работать во время Святок
С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.
Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Перед Крещением большинство злобствующей нечисти отступало. Дабы окончательно избавиться от неприятностей народ устраивал Проводы святок. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль сила, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».
Двенадцатидневный период от Рождества Христова и до Крещения Господня – это время игрищ и гуляний, называемый в народе зимними или Рождественскими Святками
.
На первой неделе Святок
необходимо строгое соблюдение запретов и предписаний, это наиболее значимое время. В этот период церковь не проводит обряд венчания. Хорошо эти дни посвятить общению со своими близкими и родными. Уделить время делам милосердия и помочь людям, которые оказались одинокими или немощными. Считалось, что в эту пору на землю приходят души умерших, и поэтому за рождественским столом для почивших родственников оставляли место. Рождественскими вечерами нельзя работать.
В святочные вечера молодежь и дети переодевалась в различных зверей или сказочных персонажей, лица разрисовывали или надевали маски, назывались они ряженные
. Заходя в каждый дом, в таком обличье, распевали колядки
или святочные песни. Хозяева обязательно готовились к приходу колядующих, считалось, чем лучше одаришь пришедших, тем богаче, счастливей и радостней будет наступающий год. Эти походы по дворам всегда были шумными и радостными, с разыгрыванием весёлых представлений и сценок.
Святки
– это время особого перехода, когда подошел к концу старый год, а новый только начинается, световой день начинает свой обратный отсчет и становится длиннее. Бытовало поверье, что в эти праздничные дни бог приоткрывал врата ада, чтобы демоны и черти смогли порадоваться Рождеству. Эта пора святости и магии, наиболее подходящая для проведения обрядов и гаданий.
Язычники считали, что это время рождения солнца и поэтому можно увидеть своё грядущее, которое в другое время сокрыто. Считалось, что на Святки ничто не помешает увидеть будущее, поэтому немалая доля гаданий приурочена именно к этим дням. Христианство не приветствовало гадание и считало грехом. Но желание узнать своё будущее было слишком велико и поэтому, народ нашел оправдание: Иисус был рожден на Рождество, но до Крещения не был крещен, поэтому гадать во время Святок
не грешно.
Для гаданий выбирали не жилые помещения: баню, чердак или покинутый дом. К гаданию необходимо было подготовиться: снять нательный крестик и пояс, распустить волосы, убрать домашние обереги и украшения. Накануне желательно не с кем не ругаться и не сквернословить. Проводился обряд в полночь, когда большинство людей уже легли спать. Главное желание девушек, во все времена, увидеть суженого-ряженого, узнать о возможности замужества.
Извечные вопросы здоровья, материального благосостояния и перспективы на будущее интересовали людей во все времена. Самыми верными считаются предсказания в Рождественскую и Крещенскую ночь, но выполнять обряды можно в любую из ночей Святок. В зависимости от вида гадания выбирались необходимые атрибуты, обычно использовались свечи, вода, кольца и зеркала.
Выставив на крыльцо на ночь блюдце с водой, утром по форме образовавшегося льда определяли, какой будет год: спокойный и радостный, либо тяжелый и горестный. Девушки, желающие узнать имя своего суженного, на ночь под подушку ложили листочки с мужскими именами, а один листочек оставляли чистым. Утром проснувшись, не глядя, вытягивали заветный листочек с именем будущего мужа. Если вытягивался чистый лист, значит, с замужество надо подождать, как минимум еще год. В наши дни святочные гадания потеряли свою актуальность и относятся к ним, как к развлечению.
Рождественские Святки
особо любимы были в народе, потому что праздников было не много, да ещё и таких длительных. Неуёмное веселье, сжигание костров, катание на санях и вечерние посиделки, всё это делало Святки
общенародным праздником, любимым и долгожданным. Каждый святочный день стремились провести правильно и по особенному, используя каждую минуту этих магических дней. Особое внимание уделялось очищению дома, с этой целью дом и все пристройки обкуривали ладаном и окропляли святой водой, изгоняя из всех углов нечистую силу. Все эти обряды сопровождали святочными песнями и молитвами.