Конспект занятия по чтению художественной литературы. Сказка «Айога» план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Обучение рассказыванию ("Айога") Завершение работы над ск
Тема: Чтение художественных произведений. «Как аукнется, так и откликнется» (по произведениям Н. Благининой «Посидим в тишине», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», нанайской сказке «Айога»).
Цель: учить принимать участие в групповой беседе; внимательно слушать. высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать; воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил.
Ход занятия
Воспитатель беседует с детьми:
— Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей).
— Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо?
Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься. завязываешь бант и т. д.)
— А почему плохо? (Мож но много времени проводить у зеркала, любоваться собой, кривляться, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)
— Ребята, возьмите в руки зеркало и рассмотрите себя. Расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказываю!.)
— Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если мною собой любоваться, то произойдет беда. Послушайте нанайскую сказку «Айога» про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было.
В роду самаров жил один нанаец — Ла. Была у него дочка Айога. Красивая девочка. Все ее очень любили. И сказал кто-то, что красивее Айоги ни в ипом, ни в каком другом стойбище никого нет.
Айога загордилась. Стала рассматривать свое лицо. И понравилась сама себе. Смотрит — не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде. Совсем стала Айога ленивая. Все любуется собой.
Вот однажды говорит ей мать:
— Пойди принеси воды, Айога!
Дочка отвечает:
— Я в воду упаду.
— А ты за куст держись. — говорит ей мать.
— Куст оборвется! отвечает Айога.
-А ты за крепкий куст возьмись.
— Руки поцарапаю…
…Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
— Я схожу за водой, мать.
Пошла и принесла.
Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:
-Дай мне лепешку, мать!
— Горячая она. Руки обожжешь, — отвечает мать.
— Я рукавицы надену. — говорит Айога.
— Рукавицы мокрые.
— Я их на солнце высушу.
— Покоробятся они. — отвечает мать.
Я их мялкой разомну.
— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить. Лучше я лепешку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.
Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке. Расселилась Айога. Пошла за дверь на реку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка жует лепешку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась — длинная стала. Говорит девочка А йоге:
— Возьми лепешку. Мне не жалко.
Совсем разоглилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила. побелела вся от злости — так замахала, что руки у нее в крылья превратились.
— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.
Не удержалась на берегу, бултыхнулась Айога в воду и превратилась в гуся. Плавает и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах. какая я красивая!
Плавала-плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась.
Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее. красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит:
— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!
Воспитатель предлагает детям два рисунка с изображением девочек.
— Ребята, посмогри ге внимательно и скажите, какая из них Айога. Как вы догадались? Айога — ленивая, а соседская девочка какая? (Трудолюбивая.) Айога — злая, а другая девочка … (добрая). Айога — жадная, а другая девочка … (щедрая).
— О чем попросила дочку мать? (Принести воды.)
— Как поступила Айога? (Стала отговариваться, нашила много причин, чтобы не идти.)
— Какая Айога? (Горделивая, ленивая, хитрая, дерзкая, пая, грубая, невоспитанная, невнимательная к людям.)
— Какая у Айоги мать? (Терпеливая, трудолюбивая, мудрая, справедливая…)
— Кто помог матери? (Соседская девочка.)
— Какая она? (Трудолюбивая, добрая, щедрая, бескорыстная, покорная, послушная, вежливая, внимательная, независтливая…)
— Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? Почему? (Ответы детей).
— Мать поступила по справедливости. В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).
— А в стихотворении Е. Благининой «Посидим в тишине» мы узнаем совсем про другую девочку и увидим, как она относится к своей маме и как можно объяснить в этом случае пословицу «Как аукнется, так и откликнется».
Посидим в тишине
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала.
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
— Я тоже двигаться хочу.
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит — и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул по мне.
«Ничего, — шепнул он будто,
Посидим и в тишине!»
(Е. Благинина)
— Ребята, вам понравилась девочка в этом стихотворении? (Ответы детей).
— Какими словами ее можно охарактеризовать? (Добрая, внимательная. послушная, тихая, умная, милосердная и т. д.)
— Как вы думаете, когда мама проснется и попросит дочку что-нибудь сделать, как поступит девочка? (Ответы детей).
— Как отнесется мать к послушной дочери? (Ответы детей).
Правильно, любая мама любит своих детей, какими бы они ни были. И если мама наказывает своих дочерей и сыновей, то это по мудрости и по справедливости.
— Всегда старайтесь слушаться своих мам. И всегда помогать во всех делах. Пусть небольшую помощь, но оказать. Ведь недаром говорится, что «Маленькое дело лучше большого безделья».
— Правда, иногда получается, что помощь бывает не всегда удачной, как, например, в стихотворении Л. Квитко «Лемеле хозяйничает» мальчик помогал маме.
Лемеле хозяйничает Мама уходит,
Спешит в магазин.
Лемеле, ты Остаешься один.
Мама сказала:
Ты мне услужи:
Вымой тарелки,
Сестру уложи.
Дрова наколоть Не забудь, мой сынок,
Поймай петуха И запри на замок.
Сестренка, тарелки,
Петух и дрова…
У Лемеле только Одна голова!
Схватил он сестренку И запер в сарай.
Сказал он сестренке:
«Ты здесь поиграй!»
Дрова он усердно Помыл кипятком,
Четыре тарелки Разбил молотком.
Но долго пришлось С петухом воевать — Ему не хотелось Ложиться в кровать.
(Л. Квитко)
— Ребята, вот какой у мамы растет помощник! Что мы ему пожелаем? (Чтобы он лучше справлялся с мамиными заданиями. Внимательно слушал маму, не спешил, не волновался, думал головой и, конечно, оставался таким же трудолюбивым помощником и любящим сыном.)
Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами оригами «Чему нас учит сказка»
Шигапова Елена Феликсовна
Воспитатель МБДОУ №125 «Ладушки»
г. Мурманск
Программные задачи:
Образовательные:
1. Формирование умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию.
2. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения.
3. Расширение лексико – грамматических возможностей.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса к художественной литературе.
2. Поощрение желания помочь, сопереживать.
3. Формирование способности к коллективному анализу.
4. Закрепление умения отстаивать свое мнение.
5. Воспитание у детей навыка коллективной работы, закрепление у них уверенности в том, что общий результат зависит от каждого.
Развивающие:
1. Активизация и обогащение словаря детей за счет глаголов и прилагательных.
2. Закрепление умения правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.
3. Развитие творческих способностей, зрительного и слухового внимания.
4. Развитие вариативного мышления, умение использовать полученные ранее знания.
Коррекционно-развивающие:
1. Увеличение прочности удержания предъявленного для запоминания материала.
2. Увеличение объема слухового и зрительного внимания и памяти.
Здоровье - сберегающие:
1. Профилактика нарушения зрения и осанки.
Оборудование:
Экран, видеопроектор, бумага для оригами, зеркала на каждого ребенка, газета, схемы, карточки-модели.
Предварительная работа:
Чтение сказок зарубежных авторов, просматривание иллюстраций к сказкам, разучивание физминуток с использованием бумаги, рисование по прочитанным сказкам.
Ход занятия:
Ребята, вы любите сказки? Я тоже их очень люблю. Мы с вами очень много читаем. Давайте вспомним, на какие группы можно разделить все сказки?
(Волшебные, бытовые, о животных)
По ходу ответов детей вывешиваются картинки-модели.
А еще, ребята, мы с вами решили, что есть сказки поучительные. Сейчас посмотрим, как вы внимательно меня слушали, какие сказки запомнили. Попробуйте ответить на мои вопросы. (По ходу ответов детей на экране появляются фрагменты сказок).
1. Сказка про простую палочку, которая помогала друзьям в беде. («Палочка-выручалочка»)
2. Сказка про ленивых и жестоких сыновей. («Кукушка»)
3. Сказка о девочке гордячке, превратившейся в сову. («Дочка мельника»)
4. Сказка про друзей, где один постоянно обижал другого. («Змея и рыба»)
5. Сказка о хитрости и коварстве. («Гордый олень»)
6. Сказка про друзей, где один был очень ленив и хитер. («Лиса и муравей»)
7. Сказка о том, как вежливость помогает. («Вежливый кролик»)
Молодцы, много сказок знаете. Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной очень интересной сказкой.
А пока немного разомнемся (проводится физминутка)
Оказавшись в сказке, вдруг, повернемся мы вокруг.
Поворот на раз и два дружно сделаем друзья.
Удивительно кругом: тут Кощей и Кошкин дом.
По дорожке мы пойдем. Дуб волшебный мы найдем.
Мы построим вверх и вниз, чудо дуб вознесся ввысь.
В темном небе звезды блещут, в синем море волны плещут.
Но пора и возвращаться, чтобы в сказке не остаться.
Ждут нас в садике дела, возвращаться нам пора.
А сейчас, ребята, пройдите к стульчикам, присаживайтесь. (Воспитатель предлагает взять каждому ребенку зеркало).
По ходу стихотворения дети выполняют массаж лица.
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Губы ниточкой сложу, все я краше, погляжу!
Ребята, а вы любите смотреть на себя в зеркало? Как вы думаете, часто смотреть на себя в зеркало это хорошо или плохо? А почему хорошо? Еще раз посмотрите на себя в зеркало и расскажите о себе, какие вы? Да, зеркало – очень полезный и нужный предмет, но с ним надо обращаться очень осторожно. Если очень много и долго собой любоваться у зеркала, то может произойти беда. Хотите узнать, какая? Тогда давайте послушаем нанайскую сказку «Айога» (Чтение сказки)
Ребята, вам понравилась сказка?
Как вы считаете, она поучительная?
Почему вы так решили?
Как вы думаете, чему она нас учит?
Как звали девочку в сказке? (Айога)
Давайте вместе произнесем ее имя - А Й О Г А
Какая она была? (ленивая, хитрая, дерзкая, злая, грубая, невоспитанная, горделивая, не внимательная к людям).
А соседская девочка какой была? (доброй, отзывчивой, внимательной, щедрой, трудолюбивой, бескорыстной, послушной, вежливой, ласковой).
Почему мама отдала лепешку соседской девочке?
Правильно ли она поступила? Может, надо было накормить родную дочку?
Ребята, а что вы можете сказать про маму Айоги? Какая она была? (терпеливая, трудолюбивая, мудрая, справедливая).
Мама поступила по справедливости, как аукнется, так и откликнется!
Как вы понимаете это выражение?
Ребята, я просила вас дома подобрать пословицы о труде, доброте, помощи. (ответы детей)
Молодцы! Очень порадовали меня, надеюсь, никто не будет похож на девочку Айогу?
А сейчас подойдите к столам и возьмите по листу бумаги. (Один из детей проводит разминку для рук:
Раз, два, три, четыре, пять, мы бумажку будем мять
Мы бумажку будем мять, свои ручки развивать
В ручку правую возьмем и чуть-чуть ее пожмем
Левой ручке отдаем
В ручку левую возьмем и опять ее пожмем
И опять чуть-чуть пожмем и на стол быстрей кладем.
Присаживайтесь за столы и сейчас мы с вами будем делать гусочку путем складывания бумаги. Как это можно назвать по-другому? (оригами).
Каждому ребенку предлагается схема выполнения задания.
Эту гусочку поставьте дома перед зеркалом и не забывайте историю про девочку Айогу.
Ребята, вы молодцы, очень хорошо поработал
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.
Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога».
Цель: Знакомить со сказками других народов. Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости. Воспитывать заботливое отношение к близким.
Задачи: Формирование умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения. Воспитание интереса к художественной литературе. Поощрение желания помочь, сопереживать. Активизация и обогащение словаря детей.
Оборудование и материалы: презентация сказки, компьютер и проектор, игрушка солнышко, запись музыки.
Методы и приемы: показ презентации, чтение стихотворения, дидактическая игра, чтение сказки, объяснение.
Работа по закреплению пройденного материала: чтение сказки «Айога», сопровождающееся показом слайдов; беседа о хороших поступках; игра «Назови лишнее», чтение поговорок о доброте.
Рекомендации для родителей: повторить сказку «Айога»; совместно с ребенком придумать концовку к сказке со счастливым концом; нарисовать рисунок по сказке; поиграть в игру «Назови лишнее».
Индивидуальная работа: закрепить умение правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.
Ход:
Воспитатель включает спокойную музыку и предлагает детям встать в круг. Воспитатель показывает игрушку солнышко и читает стихотворение.
Доброе утро! – птицы запели.
Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам!
И к нам солнышко заглянуло –
Доброе, ласковое, нежное!
Воспитатель: ребята, давайте поприветствуем друг друга ласково. Для этого можно поиграть в игру. Правила этой игры такие: вы передаете друг другу игрушку солнышко, при этом говоря ласково имя ребенка, которому передается солнышко: «Доброе утро, Анечка! Доброе утро, Вовочка!»
Дети приветствуют друг друга, передавая игрушку по кругу.
Воспитатель: Доброе утро, солнце! (поднимает руки вверх)
Доброе утро, детки! (разводит руками встороны)
Дети: Доброе утро, всем!
Воспитатель: Взошло солнышко высоко, высоко и осветило нашу группу! Дети, я приглашаю вас присесть на свои стульчики.
Воспитатель: Дети, вы любите слушать сказки?
Дети: Да, любим!
Воспитатель: Я тоже очень люблю сказки. Мы с вами читали много разных сказок. Какие сказки вы знаете?
Дети: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Три поросенка» и т.д.
Воспитатель: Молодцы, дети, много сказок знаете! И сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой. Это нанайская сказка «Айога».
Воспитатель показывает слайд 1.
Воспитатель: На этом слайде изображена кукла в нанайском костюме. Нанайцы – это люди, которые живут на севере России. Но прежде чем приступить к просмотру сказки, мы с вами отдохнем и сделаем массаж лица. Возьмите себе каждый зеркало.
Воспитатель читает стихотворение и дети выполняют массаж лица с зеркалом:
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Губки ниточкой сложу, всех я краше, погляжу!
Воспитатель: Дети, а кто из вас любит смотреть на себя в зеркале?
Дети: мы!
Воспитатель: Скажите, а хорошо ли это – смотреть часто на себя в зеркале?
Дети: хорошо.
Воспитатель: А почему вы считаете, что хорошо?
Дети высказывают свои мнения.
Воспитатель: Да, дети, зеркало – это нужный предмет. И с ним нужно обращаться осторожно. Если очень долго любоваться собой в зеркале, то может произойти беда. А вот что именно может случится, вы узнаете, когда послушаете нанайскую сказку «Айога».
Воспитатель читает сказку, чередуя с показом слайдов с изображением сюжетных картинок.
Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка?
Дети: Да!
Воспитатель: Как звали девочку в этой сказке?
Дети: Айога.
Воспитатель: Какая Айога была в сказке?
Дети: Ленивая, злая, грубая, невоспитанная, хитрая.
Воспитатель: А какая была мама Айоги?
Дети: Добрая, трудолюбивая, справедливая.
Воспитатель: А какая была соседская девочка?
Дети: Доброй, отзывчивой, внимательной, послушной, вежливой, ласковой.
Воспитатель: Как вы думаете, почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке?
Дети: Мама Айоги очень переживала, что у нее растет такая дочка. Она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями.
Воспитатель: Правильно ли поступила мама Айоги?
Дети: Да, мама поступила по справедливости.
Воспитатель: Дети, кто же виноват в том, что Айога превратилась в гуся?
Дети: Айога.
Воспитатель: Как вы думаете, кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками»?
Дети: соседской девочке.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку?
Дети: Доброй, вежливой, ласковой, внимательной.
Воспитатель: А в наше время встречаются люди, которые любуются только собой и не замечают никого вокруг?
Дети: Да.
Воспитатель: В этой сказке девочка Айога превратилась в гуся. А что может случится с таким человеком в реальной жизни?
Дети: Такого человека ждет одиночество.
Воспитатель: Дети, придумайте каждый из вас продолжение сказки, только со счастливым концом.
Воспитатель: Дети, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Назови лишнее слово». Я вам буду называть ряд слов, а вы определите, какое слово в этом ряду лишнее. Почему оно не подходит к остальным словам и объясните почему.
Игра «Назови лишнее»:
Радость, грусть, веселье, счастье.
Внимательность, забота, злость, доброта.
Жадный, добрый, заботливый, щедрый.
Лживый, справедливый, воспитанный, честный.
Аккуратный, смелый, трудолюбивый, ленивый.
Воспитатель: Сегодня вы познакомились с нанайской сказкой «Айога». Как вы считаете, что делает красивым человека и что же важнее: внешность человека или его внутренние качества? Чему учит эта сказка?
Воспитатель выслушивает ответы нескольких детей.
Воспитатель: Сегодня вы все молодцы, каждый из вас усвоил урок этой сказки и я уверенна, что никто не повторит ошибки девочки Айоги. Ну а сейчас давайте попрощаемся друг с другом. Я предлагаю встать всем в круг и взяться за руки.
Дети с воспитателем встают вкруг, и берется за руки.
Воспитатель читает стихотворение:
Все мы дружные ребята. Мы ребята-дошколята. Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо, Будет радостно светло!
Список используемой литературы:
В.В. Гербова, «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Планы занятий.
Любина Г.А. Развитие речи дошкольников в общении: пособие для педагогов дошк.учреждений.- Мн. Нар. Асвета, 1999.
«Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста», сост. Л.Е.Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Цель. Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям о домашнем задании. Хвалит ребят, которые не забыли выполнить его. Напоминает, что старшие дошкольники должны более ответственно относиться к просьбам и поручениям взрослых, что ответственность – очень важное качество человека.
Педагог выслушивает концовки сказки, придуманные детьми. Помогает правильнее строить предложения, подсказывает более точные слова для характеристики объекта, ситуации. Интересуется, чей вариант концовки понравился ребятам.
Если возникнет необходимость, воспитатель предлагает детям собственный вариант концовки. Например, Айога просит птиц, оленей, белых медведей взять ее к себе, но те отказываются от ленивой, сердитой, самовлюбленной девочки.
В конце занятия педагог читает сказку целиком.
Занятие 7. Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»
Цель. Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».
Ход занятия
Воспитатель выслушивает ответы детей. Если ребенок называет сказку, педагог напоминает эпизод, из которого следует, что речь идет не о реальной, а о волшебной ситуации. Например: «Разве в жизни можно встретить мышонка, который дрова рубит, или блин, который щи да кашу варит?» (Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный».)
Педагог помогает детям вспомнить программные произведения: Л. Толстого «Косточка», «Прыжок»; Н. Носова «Ступеньки», «Живая шляпа»; В. Бианки «Подкидыш» и др. Затем читает рассказ Б. Житкова.
По окончании чтения воспитатель уточняет, сказка это или рассказ. Выясняет, что будет, когда бабушка увидит пароходик, и почему ревел мальчик.
Занятие 8. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
Цель. Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.
Ход занятия
Воспитатель 1–2 раза читает детям рассказ В. Бианки «Купание медвежат».
Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два веселых медвежонка и пестун – ее годовалый сын, медвежья нянька.
Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом – в воду, как первого.
Полоскал, полоскал его, да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорет! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.
Педагог спрашивает, догадались ли дети, кого называют пестуном (годовалый медвежонок, нянька для младших медвежат) и как в рассказе назван очень жаркий день (знойный) .
«Пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроем, даже вчетвером, – поясняет педагог. – Сначала надо рассказать о том, как полоскали первого малыша. А потом? (Как купали второго медвежонка.) И чем завершить пересказ?» (Выкупанные медвежата остались довольны.)
Воспитатель вызывает ребенка пересказывать рассказ (по желанию), а тот приглашает следующего желающего, который, в свою очередь, выбирает третьего рассказчика. Воспитатель следит за тем, чтобы дети своевременно передавали «эстафету» друг другу.
Педагог вызывает следующую тройку детей.
Каждый раз воспитатель называет имя и фамилию писателя и рассказ: Виталий Бианки «Купание медвежат».
Примечание. Если пересказ доставляет ребятам удовольствие, можно предложить им показать детям третьего года жизни кукольный спектакль «Купание медвежат».
Педагог просит ребят подумать, как это удобнее сделать, удастся ли показать, как полоскали медвежат, изобразить, как визжали малыши. Дети, проявляя инициативу, приносят четырех игрушечных медведей нужного размера и репетируют.
Тема : Чтение художественных произведений. «Как аукнется, так и откликнется» (по произведениям Е. Благининой «Посидим в тишине», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», нанайской сказке «Айога»),
Цель: учить принимать участие в групповой беседе; внимательно слушать, высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать; воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил.
Ход занятия
Воспитатель беседует с детьми:
Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей).
Как вы думаете, часто смотреть в зеркало - это хорошо или плохо?
Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)
А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, кривляться, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т. д.)
Ребята, возьмите в руки зеркало и рассмотрите себя. Расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказывают.)
Ребята, зеркало - это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда. Послушайте нанайскую сказку «Айога» про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было.
Айога
В роду самаров жил один нанаец - Ла. Была у него дочка Айога. Красивая девочка. Все ее очень любили. И сказал кто-то, что красивее Айоги ни в этом, ни в каком другом стойбище никого нет.
Айога загордилась. Стала рассматривать свое лицо. И понравилась сама себе. Смотрит - не может оторваться. Глядит - не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде. Совсем стала Айога ленивая. Все любуется собой.
Вот однажды говорит ей мать:
Пойди принеси воды, Айога!
Дочка отвечает:
Я в воду упаду.
А ты за куст держись, - говорит ей мать.
Куст оборвется! - отвечает Айога.
А ты за крепкий куст возьмись.
Руки поцарапаю...
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
Я схожу за водой, мать.
Пошла и принесла.
Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:
— Дай мне лепешку, мать!
Горячая она. Руки обожжешь, - отвечает мать.
Я рукавицы надену, - говорит Айога.
Рукавицы мокрые.
Я их на солнце высушу.
Покоробятся они, - отвечает мать.
Я их мялкой разомну.
Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе трудиться, красоту свою портить. Лучше я лепешку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.
Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла за дверь на реку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка жует лепешку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:
Возьми лепешку. Мне не жалко.
Совсем разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости - так замахала, что руки у нее в крылья превратились.
Не надо мне ничего-го-го! - кричит.
Не удержалась на берегу, бултыхнулась Айога в воду и превратилась в гуся. Плавает и кричит:
Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!
Плавала-плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась.
Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит:
Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!
Воспитатель предлагает детям два рисунка с изображением девочек.
Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая из них Айога. Как вы догадались? Айога - ленивая, а соседская девочка какая? (Трудолюбивая.) Айога - злая, а другая девочка... (добрая). Айога - жадная, а другая девочка... (щедрая).
О чем попросила дочку мать? (Принести воды.)
Как поступила Айога? (Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не идти.)
Какая Айога? (Горделивая, ленивая, хитрая, дерзкая, злая, грубая, невоспитанная, невнимательная к людям.)
Какая у Айоги мать? (Терпеливая, трудолюбивая, мудрая, справедливая...)
Кто помог матери? (Соседская девочка.)
Какая она? (Трудолюбивая, добрая, щедрая, бескорыстная, покорная, послушная, вежливая, внимательная, независтливая...)
Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? Почему? (Ответы детей).
Мать поступила по справедливости. В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).
А в стихотворении Е. Благининой «Посидим в тишине» мы узнаем совсем про другую девочку и увидим, как она относится к своей маме и как можно объяснить в этом случае пословицу «Как аукнется, так и откликнется».
Посидим в тишине
Мама спит, она устала...
Ну и я играть не стала.
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
Я тоже двигаться хочу.
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит - и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул по мне.
«Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!»
(Е. Благинина)
Ребята, вам понравилась девочка в этом стихотворении? (Ответы детей).
Какими словами ее можно охарактеризовать? (Добрая, внимательная, послушная, тихая, умная, милосердная и т. д.)
Как вы думаете, когда ее мама проснется и попросит дочку что-нибудь сделать, как поступит девочка? (Ответы детей).
Как отнесется мать к послушной дочери? (Ответы детей).
Правильно, любая мама любит своих детей, какими бы они ни были. И если мама наказывает своих дочерей и сыновей, то это по мудрости и по справедливости.
Всегда старайтесь слушаться своих мам. И всегда помогать во всех делах. Пусть небольшую помощь, но оказать. Ведь недаром говорится, что «Маленькое дело лучше большого безделья».
Правда, иногда получается, что помощь бывает не всегда удачной, как, например, в стихотворении Л. Квитко «Лемеле хозяйничает» мальчик помогал маме.
Лемеле хозяйничает
Мама уходит,
Спешит в магазин.
Лемеле, ты
Остаешься один.
Мама сказала:
Ты мне услужи:
Вымой тарелки,
Сестру уложи.
Дрова наколоть
Не забудь, мой сынок,
Поймай петуха
И запри на замок.
Сестренка, тарелки,
Петух и дрова...
У Лемеле только
Одна голова!
Схватил он сестренку
И запер в сарай.
Сказал он сестренке:
«Ты здесь поиграй!»
Дрова он усердно
Помыл кипятком,
Четыре тарелки
Разбил молотком.
Но долго пришлось
С петухом воевать -
Ему не хотелось
Ложиться в кровать.
(Л. Квитко)
Ребята, вот какой у мамы растет помощник! Что мы ему пожелаем? (Чтобы он лучше справлялся с мамиными заданиями. Внимательно слушал маму, не спешил, не волновался, думал головой и, конечно, оставался таким же трудолюбивым помощником и любящим сыном.)