Постановления кс или определения о пенсиях. Исчисление стажа для установления трудовой пенсии с учетом решений конституционного суда рф. Определение общего трудового стажа
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи Ю.Д. Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области, установил:
1. В запросе Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области, в производстве которого находится гражданское дело по иску гражданки О.А. Поповой к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области о перерасчете размера получаемой ею страховой пенсии по старости, оспаривается конституционность положений статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которым со дня вступления в силу данного Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей данному Федеральному закону (часть 3); федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (часть 4).
Как следует из представленных в Конституционный Суд Российской Федерации материалов, О.А. Попова является получателем пенсии по старости, назначенной ей с 27 марта 2013 года (момента достижения возраста 55 лет). С 1 января 2015 года, т.е. со дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", по документам выплатного дела был произведен перерасчет размера страховой пенсии О.А. Поповой исходя из установленной ей на 31 декабря 2014 года трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), а также назначена фиксированная выплата к страховой пенсии по старости.
В запросе указывается, что, по мнению истицы, размер получаемой пенсии исчислен неверно, поскольку при перерасчете ее страховой пенсии не было учтено предусмотренное пунктом 17 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ) с 1 января 2015 года увеличение на 30 процентов фиксированного базового размера страховой части ее трудовой пенсии по старости исходя из имеющегося у нее на день назначения трудовой пенсии по старости страхового стажа свыше 25 лет.
Придя к выводу о том, что оспариваемые законоположения противоречат статьям 1 (часть 1), 2, 18, 39 (часть 1), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку они, не допуская возможность применения пункта 17 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при перерасчете страховых пенсий лицам, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости, приводят к тому, что их законные ожидания, связанные с повышением размеров трудовых пенсий по старости в зависимости от продолжительности стажа, не реализуются в связи с вступлением в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", судья Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области приостановил производство по делу и направил в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке их конституционности.
2. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсий в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации путем создания систем обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией в указанной сфере и вправе закрепить в законе правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, а также, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, вправе изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 29 января 2004 года N 2-П и др.).
2.1. До 1 января 2015 года одним из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являлась трудовая пенсия по старости, установление и выплата которой осуществлялись в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ).
Закрепляя механизм исчисления трудовой пенсии по старости, Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ) предусматривал в пунктах 1-22 статьи 14 определение размера ее страховой части исходя из устанавливаемого в твердых суммах фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и сумм расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, сформированного в том числе за счет страховых взносов за данное лицо начиная с 2002 года.
При этом согласно положениям пунктов 17 и 18 статьи 14 данного Федерального закона устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 указанной статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, - на день достижения общеустановленного пенсионного возраста подлежал увеличению на 6 процентов; а при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), - уменьшению на 3 процента за каждый полный недостающий год (абзацы сорок пятый и сорок шестой пункта 10 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").
Однако данные законоположения в соответствии с частью 5 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ вступали в силу с 1 января 2015 года, и поэтому при назначении и определении размера трудовых пенсий до указанной даты фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливался без учета продолжительности страхового стажа, имеющегося у гражданина на момент назначения пенсии (день достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Таким образом, положения пунктов 17 и 18 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливали порядок исчисления только одной из составляющих трудовой пенсии по старости - фиксированного базового размера страховой части и подлежали применению с 1 января 2015 года.
2.2. В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с 1 января 2015 года были введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия (пункт 1 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ), а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии").
В Федеральном законе "О страховых пенсиях" страховая пенсия и фиксированная выплата к ней также выделены в качестве самостоятельных видов обязательного страхового обеспечения застрахованных лиц (пункты 1 и 6 статьи 3) и определение их размеров осуществляется по различным правилам (статьи 15-18). Так, с 1 января 2015 года (момента вступления в силу указанного Федерального закона) размер страховой пенсии по старости стал определяться исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента и индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, рассчитываемого с учетом сумм страховых взносов, начисленных и уплаченных за застрахованное лицо, а размер фиксированной выплаты к ней - в твердых суммах, не зависящих от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (статьи 15-17 Федерального закона "О страховых пенсиях"). При этом фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.
Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионного обеспечения граждан в рамках системы обязательного пенсионного страхования осуществлен законодателем в пределах дискреционных полномочий, с соблюдением требования о предоставлении гражданам возможности в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, направлен на реализацию конституционных предписаний и не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
3. Закрепляя новый порядок исчисления обязательного страхового обеспечения, в целях сохранения ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц законодатель при определении размера страховой пенсии по старости предусмотрел возможность учета периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до 1 января 2015 года, исходя из исчисленного по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размера страховой части трудовой пенсии по старости (без ее фиксированного базового размера страховой части и накопительной части) и коэффициентов, предусмотренных для иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, а также увеличил размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по сравнению с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии, закреплявшимся в пункте 2 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (части 10 и 12 статьи 15 и статья 16 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Для пенсионеров, получавших на 31 декабря 2014 года трудовые пенсии по старости, в статье 34 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлен особый порядок перерасчета их пенсий, который позволяет определять величину их индивидуального пенсионного коэффициента, необходимого для исчисления им страховой пенсии, исходя из размера установленной им ранее пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии); а если при перерасчете размеров трудовой пенсии размер страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) не достигает получаемого пенсионером на день вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" (1 января 2015 года) размера страховой пенсии трудовой части пенсии (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), пенсионеру выплачивается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.
Следовательно, лицам, получавшим трудовую пенсию по старости, с 1 января 2015 года в результате перерасчета устанавливались страховая пенсия и в размерах, предусмотренных статьями 16-17 Федерального закона "О страховых пенсиях", фиксированная выплата к ней.
Именно в связи с закреплением такого механизма сохранения ранее приобретенных застрахованными лицами пенсионных прав законодатель в статье 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел правило о том, что со дня вступления в силу данного Федерального закона ранее принятые федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей ему, а Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.
Таким образом, оспариваемые нормы в системе действующего законодательства являются элементами механизма, который при изменении условий и порядка пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования гарантирует разумную стабильность правового регулирования и реализацию пенсионных прав застрахованных лиц, а потому не могут расцениваться как противоречащие конституционным предписаниям.
Кроме того, как следует из представленных материалов, при перерасчете пенсии О.А. Поповой фиксированная выплата к страховой пенсии была установлена в новом - более высоком - размере, а страховая пенсия по старости - исчислена с учетом величины индивидуального пенсионного коэффициента, определенной из размера страховой части трудовой пенсии, без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, что, согласно сведениям, полученным из государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области, привело к увеличению размера ее пенсионного обеспечения.
4. В соответствии с частью второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" основанием для рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о конституционности оспариваемой нормы.
Поскольку неопределенность в вопросе о конституционности частей 3 и 4 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" отсутствует, запрос Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Признать запрос Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области не подлежащим дальнейшему рассмотрению, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Обзор документа
С 01.01.2015 произошли важные изменения в сфере обязательного пенсионного страхования. Так, вместо трудовой пенсии по старости были введены страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия.
С указанной даты вступил в силу Закон о страховых пенсиях, а Закон о трудовых пенсиях не применяется (кроме норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий).
Согласно Закону о трудовых пенсиях с 2015 г. фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части пенсии впервые, а для лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии, - на день достижения общеустановленного пенсионного возраста подлежал увеличению на 6%.
Заявитель просил проверить конституционность отдельных положений Закона о страховых пенсиях. Он ссылался на то, что эти нормы не позволяют применить данное увеличение при перерасчете страховых пенсий лицам, которым на 31.12.2014 установлена трудовая пенсия по старости.
В ответ на поступивший запрос Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.
Для граждан, получавших на 31.12.2014 трудовые пенсии по старости, установлен особый порядок перерасчета пенсий. Он позволяет определять величину их индивидуального пенсионного коэффициента, необходимого для исчисления страховой пенсии, исходя из размера установленной им ранее пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии). Если при перерасчете размер страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты) не достигает получаемого на 01.01.2015 размера страховой части трудовой части пенсии (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), выплачивается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.
Следовательно, лицам, получавшим трудовую пенсию по старости, с 01.01.2015 в результате перерасчета устанавливались страховая пенсия и, в размерах, предусмотренных Законом о страховых пенсиях, фиксированная выплата к ней.
Таким образом, оспариваемые нормы являются элементами механизма, который гарантирует разумную стабильность правового регулирования и реализацию пенсионных прав застрахованных лиц.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
СОТНИКОВА ВАЛЕРИЯ СЕРГЕЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТАМИ 3 И 5 СТАТЬИ 17,
ПУНКТАМИ 2 И 4 СТАТЬИ 30, ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 32
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 17
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ
СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина , судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой , Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова , А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой , С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина , Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова , О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.С. Сотникова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.С. Сотников просит признать противоречащими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1, 19, 37, 39, 54, 55 и 120, следующие положения Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации":
пункт 3 статьи 17, устанавливающий порядок перерасчета страховой части трудовой пенсии лицам, осуществлявшим работу и (или) иную соответствующую деятельность не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии либо со дня предыдущего перерасчета ее размера, и пункт 5 той же статьи, определяющий порядок корректировки размера страховой части трудовой пенсии, поскольку содержащиеся в них нормы являются, по мнению заявителя, нечеткими и двусмысленными;
пункт 2 статьи 30, поскольку, как указывает заявитель, закрепленный им порядок определения расчетного размера трудовых пенсий отличается от порядка исчисления пенсий федеральных государственных служащих, установленного Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", что ставит соответствующие категории граждан в неравное положение;
пункт 4 статьи 30, определяющий порядок исчисления общего трудового стажа при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года, который, по утверждению заявителя, не предусматривает включение в общий трудовой стаж неполных лет, а также периодов, подлежавших зачету по ранее действовавшему законодательству;
пункт 1 статьи 32, устанавливающий порядок определения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии при исчислении размера ее страховой части, поскольку, как утверждает заявитель, в нем не указывается размер ожидаемого периода при перерасчете пенсий работающим пенсионерам.
Кроме того, в жалобе оспаривается конституционность пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", определяющего порядок финансовых взаимоотношений бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, на том основании, что им не предусматривается обязанность государства выделять средства из федерального бюджета на финансовое и материально-техническое обеспечение Пенсионного фонда Российской Федерации.
Заявитель также просит Конституционный Суд Российской Федерации признать его право на перерасчет пенсии по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" с применением в качестве размера минимальной пенсии 660 рублей (суммы, менее которой, согласно положению пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не допускается установление расчетного размера трудовой пенсии), а также - со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П - просит обязать Пенсионный фонд Российской Федерации проиндексировать и выплатить ему часть трудовой пенсии, недополученную в связи с неполной уплатой работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002 - 2007 годы.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Для обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе порядка исчисления пенсий (в том числе правил подсчета трудового стажа), их перерасчета и корректировки. Так, в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" регламентируются вопросы, связанные с исчислением, перерасчетом и корректировкой трудовых пенсий.
2.1. Пункты 3 и 5 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие порядок пересмотра в сторону увеличения размера одной из составных частей трудовой пенсии, а также ее корректировки, имеют целью обеспечить повышение уровня трудовых пенсий граждан. Такое правовое регулирование, осуществленное в интересах граждан, не может расцениваться как противоречащее конституционным предписаниям.
2.2. Работа по трудовому договору и государственная служба представляют собой различные формы осуществления права на труд.
Граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации), имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности. При этом дифференциация условий пенсионного обеспечения не может расцениваться как ограничивающая указанное право либо как нарушающая принцип равенства всех перед законом (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2005 года N 14-О, от 24 ноября 2005 года N 434-О, от 16 ноября 2006 года N 512-О, от 21 декабря 2006 года N 579-О).
2.3. Вопрос о порядке учета общего трудового стажа уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации признал закрепляющую этот порядок норму пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не противоречащей Конституции Российской Федерации - в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством.
Таким образом, нет оснований полагать, что пунктом 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" были нарушены конституционные права и свободы заявителя.
2.4. Оспаривая конституционность положения пункта 1 статьи 32 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", заявитель фактически выражает несогласие с правильностью определения ожидаемого периода выплаты пенсии при ее перерасчете пенсионными органами. Между тем проверка законности и обоснованности решений правоприменительных органов не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.
2.5. Заявителем не представлены, вопреки требованию части второй статьи 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", какие-либо документы, подтверждающие применение или возможность применения в его деле пункта 2 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в связи с чем его жалоба в этой части не отвечает критерию допустимости обращений.
2.6. Решение вопроса о перерасчете пенсии по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", с применением в качестве размера минимальной пенсии суммы 660 рублей, требует изменения действующего порядка оценки пенсионных прав, приобретенных застрахованным лицом до 1 января 2002 года, что не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.
2.7. В своем Определении от 20 ноября 2007 года N 798-О-О по ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что возложение на государство обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств для обеспечения пересмотра размеров страховой части трудовых пенсий в соответствии с Постановлением от 10 июля 2007 года N 9-П призвано гарантировать реализацию лицами, выполнявшими оплачиваемую работу по трудовому договору, своих пенсионных прав в полном объеме. Следовательно, осуществляемый в соответствии с данным Постановлением пересмотр размера страховой части назначенных (пересчитанных) этим лицам трудовых пенсий должен обеспечить ее установление в сумме, которую надлежало бы получать застрахованным лицам к моменту указанного пересмотра, если бы страховые взносы уплачивались страхователем (работодателем) в их пользу в полном объеме.
Определение же путей и способов достижения этой цели с использованием действующих либо подлежащих разработке процедурных механизмов не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сотникова Валерия Сергеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку разрешение поставленных заявителем вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ n 107-О от 06.03.2003 Запрос о проверке конституционности отдельных положений ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации признан не подлежащим рассмотрению, так как они сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы граждан, которые в период до 01.01.1992 были заняты на работах с тяжелыми условиями труда и до 01.01.2002 имели право на пенсию в связи с особыми условиями труда, назначаемую ранее общего пенсионного возраста.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 марта 2003 г. N 107-О
ПО
ЗАПРОСУ СОРМОВСКОГО РАЙОННОГО СУДА
ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПОДПУНКТА 2 ПУНКТА 1,
ПУНКТОВ 2 И 3 СТАТЬИ 27
И ПУНКТОВ 1 И 2
СТАТЬИ 31 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О
ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации
в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей
М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М.
Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М.
Казанцева, М.И. Клеандрова, Л.О.
Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева,
А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой,
Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав
в пленарном заседании заключение судьи О.С.
Хохряковой, проводившей на основании
статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" предварительное изучение
запроса Сормовского районного суда города
Нижнего Новгорода,
установил:
1. В
запросе Сормовского районного суда города
Нижнего Новгорода оспаривается
конституционность подпункта 2 пункта 1,
пунктов 2 и 3 статьи 27 Федерального закона от
17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации", предусматривающих
условия и порядок сохранения за лицами,
которые трудились на работах с тяжелыми
условиями труда, права на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости, а
также пунктов 1 и 2 статьи 31 того же
Федерального закона, устанавливающих, что
со дня вступления его в силу (1 января 2002
года) утрачивает силу Закон Российской
Федерации "О государственных пенсиях в
Российской Федерации".
Как следует из
представленных материалов, в производстве
Сормовского районного суда города Нижнего
Новгорода находится дело по жалобе
гражданки В.А. Тарасовой на решение
Управления Пенсионного фонда Российской
Федерации в Сормовском районе города
Нижнего Новгорода, на основании указанных
норм отказавшего в назначении ей с 23
февраля 2002 года трудовой пенсии досрочно -
по достижении 52-летнего возраста.
В.А.
Тарасова с 14 сентября 1977 года по 28 февраля
1985 года работала кочегаром котельной на
жидком и газообразном топливе Сормовской
кондитерской фабрики. Действовавший в тот
период Закон СССР от 14 июля 1956 года "О
государственных пенсиях" предусматривал
установление пенсии по старости на
льготных условиях, назначаемой ранее
общего пенсионного возраста (статья 9).
Право на такую пенсию предоставлялось, в
частности, за работу с вредными и тяжелыми
условиями труда по списку производств,
цехов, профессий и должностей,
утверждаемому Советом Министров СССР.
Поскольку профессия "машинист (кочегар)
котельной" была включена в Список N 2
производств, цехов, профессий и должностей,
работа в которых дает право на
государственную пенсию на льготных
условиях и в льготных размерах (утвержден
Постановлением Совета Министров СССР от 22
августа 1956 года N 1173, раздел XIV), время работы
В.А. Тарасовой в данной профессии в период
до 27 ноября 1984 года подлежало зачету в
специальный стаж, дающий право на пенсию по
старости на льготных условиях
(Постановление Государственного комитета
по труду и социальным вопросам и
Секретариата ВЦСПС от 27 ноября 1984 года N
342/22-123).
Постановлением Кабинета
Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 был
утвержден новый Список N 2 производств,
работ, профессий, должностей и показателей
с вредными и тяжелыми условиями труда,
занятость в которых дает право на пенсию по
возрасту (по старости) на льготных условиях.
Этот Список, введенный в действие на
территории РСФСР с 1 января 1992 года,
применялся при назначении пенсии в связи с
особыми условиями труда на основании
пункта "б" части первой статьи 12 Закона
Российской Федерации "О государственных
пенсиях в Российской Федерации", согласно
которому пенсия устанавливалась мужчинам
по достижении 55 лет и женщинам - по
достижении 50 лет, если они трудились на
работах с тяжелыми условиями труда
соответственно не менее 12 лет и шести
месяцев и 10 лет и их общий трудовой стаж
составлял не менее 25 и 20 лет; тем гражданам,
которые имели не менее половины стажа на
работах с тяжелыми условиями труда, пенсия
назначалась с уменьшением указанного
возраста на один год за каждые два года и
шесть месяцев такой работы мужчинам и за
каждые два года такой работы - женщинам.
Несмотря на то что в Списке N 2 1991 года
значилась профессия "кочегар котельной (на
угле и сланце)", а В.А. Тарасова работала
кочегаром котельной на жидком и
газообразном топливе, стаж ее работы в
указанной профессии в силу статьи 133.1
названного Закона (ею устанавливалось
правило о включении в специальный трудовой
стаж времени выполняемых до 1 января 1992 года
подземных работ, работ с вредными условиями
труда и в горячих цехах, а также других
работ с тяжелыми условиями труда, дающих до
1 января 1992 года право на получение пенсии
на льготных условиях) подлежал зачету в
специальный трудовой стаж, с учетом
которого назначалась пенсия в связи с
особыми условиями труда при пониженном
пенсионном возрасте. Таким образом, в
соответствии с нормами действовавшего до 1
января 2002 года Закона Российской Федерации
"О государственных пенсиях в Российской
Федерации" В.А. Тарасовой, как имеющей стаж
работы с тяжелыми условиями труда более
шести лет, пенсия по старости могла быть
назначена с 52 лет.
В феврале 2002 года, по
достижении указанного возраста, В.А.
Тарасова обратилась за назначением пенсии
в Управление Пенсионного фонда Российской
Федерации в Сормовском районе города
Нижнего Новгорода, однако в этом ей было
отказано на том основании, что хотя абзац
второй подпункта 2 пункта 1 статьи 27
Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" и предусматривает
сохранение права на уменьшение пенсионного
возраста для граждан, которые трудились на
работах с тяжелыми условиями и имеют не
менее половины требуемого специального
стажа, при подсчете стажа такой работы
Список N 2 1956 года более применяться не
может; время выполнения работ, указанных в
этом Списке, включалось в специальный стаж
лишь в период действия Закона Российской
Федерации "О государственных пенсиях в
Российской Федерации" и в соответствии с
прямым предписанием его статьи 133.1;
поскольку данный Закон утратил силу с 1
января 2002 года, а в Федеральном законе "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации"
нет нормы, аналогичной по содержанию статье
133.1, периоды тех работ, которые согласно
Списку N 2 1991 года перестали считаться
тяжелыми по сравнению со Списком N 2 1956 года,
не могут быть в настоящее время учтены при
исчислении стажа, дающего право на
назначение трудовой пенсии по старости
досрочно.
Сормовский районный суд
города Нижнего Новгорода, придя к выводу о
том, что подлежащие применению при
разрешении данного дела положения
подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 27 и
пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации" - в
той мере, в какой они исключают зачет стажа,
выработанного до вступления в силу
названного Федерального закона при
выполнении работ, предусмотренных Списком N
2 1956 года, и лишают тем самым права на
досрочное назначение трудовой пенсии по
старости лиц, имеющих такой стаж и общий
трудовой стаж необходимой
продолжительности, - не соответствуют
статьям 7, 19, 39 и 55 Конституции Российской
Федерации, приостановил производство по
делу и обратился в Конституционный Суд
Российской Федерации с запросом о проверке
их конституционности.
2. Согласно
Конституции Российской Федерации каждому
гарантируется социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потери кормильца, для воспитания детей и в
иных случаях, установленных законом (статья
39, часть 1). Конституционное право на
социальное обеспечение включает и право на
получение пенсии в определенных законом
случаях и размерах.
Федеральный закон
от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации", устанавливая
основания возникновения и порядок
реализации права граждан Российской
Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в
качестве условий назначения трудовой
пенсии по старости достижение пенсионного
возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для
женщин) и наличие страхового стажа не менее
пяти лет (статья 7), предусматривает также
порядок сохранения и преобразования
пенсионных прав, приобретенных гражданами
до вступления его в силу на основании ранее
действовавшего законодательства, в том
числе права на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости для лиц,
которые длительное время были заняты на
подземных работах, на работах с вредными,
тяжелыми условиями труда, а также иной
профессиональной деятельностью, в процессе
которой организм человека подвергается
неблагоприятному воздействию различного
рода факторов, обусловленных спецификой и
характером труда.
В соответствии с
оспариваемыми в запросе положениями статьи
27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" трудовая пенсия по
старости назначается ранее достижения
возраста, установленного его статьей 7,
мужчинам - по достижении возраста 55 лет и
женщинам - по достижении возраста 50 лет,
если они проработали на работах с тяжелыми
условиями труда соответственно не менее 12
лет и шести месяцев и 10 лет и имеют
страховой стаж соответственно не менее 25 и
20 лет, а в случае, если указанные лица
проработали на перечисленных работах не
менее половины установленного срока и
имеют требуемую продолжительность
страхового стажа, трудовая пенсия им
назначается с уменьшением возраста,
предусмотренного статьей 7 данного
Федерального закона, на один год за каждые
два года и шесть месяцев такой работы
мужчинам и за каждые два года такой работы -
женщинам (подпункт 2 пункта 1); условия
назначения трудовой пенсии по старости
ранее достижения возраста, установленного
статьей 7 данного Федерального закона,
применяются в том случае, если
застрахованное лицо проработало на
соответствующих видах работ не менее
половины требуемого срока по состоянию на 1
января 2003 года, а в случае назначения
трудовой пенсии по старости в период с 1
января по 31 декабря 2002 года - на день, с
которого назначается эта пенсия (пункт 3).
Содержание приведенных норм
свидетельствует о том, что ими
гарантируется сохранение права на
назначение трудовой пенсии по старости
досрочно в равной мере всем гражданам,
которые на день введения в действие
Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" уже имели
необходимый стаж работы с тяжелыми
условиями труда (в том числе тем, кто был
занят на работах с тяжелыми условиями труда
в период до 1 января 1992 года и именно тогда
выработал требуемый специальный стаж). При
этом из предписаний подпункта 2 пункта 1 и
пункта 3 статьи 27, а также иных статей
данного Федерального закона не следует, что
право граждан указанной категории на
досрочное назначение трудовой пенсии по
старости может быть поставлено в
зависимость от того, являются ли в
настоящее время тяжелыми (или перестали
считаться таковыми) те работы, которые в
период их выполнения гражданином
относились, согласно действовавшим
нормативным правовым актам, к работам с
тяжелыми условиями труда (в частности, были
включены в Список N 2 1956 года) и до 1 января 2002
года засчитывались в стаж, дающий право на
пенсию, назначаемую при пониженном
пенсионном возрасте.
Истолкование
названных норм как позволяющих не включать
время выполнения указанных работ в
специальный стаж на том основании, что эти
работы по своему характеру и условиям более
не признаются тяжелыми, не только
противоречило бы их действительному смыслу
и предназначению, но и создавало бы
неравенство при реализации права на
досрочное назначение трудовой пенсии, что
недопустимо с точки зрения требований
статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской
Федерации, а также приводило бы к
неправомерному ограничению права граждан
на социальное обеспечение (статья 39, часть 1,
Конституции Российской Федерации).
3.
Несоответствие Конституции Российской
Федерации пункта 2 статьи 27 Федерального
закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации", предусматривающего право
Правительства Российской Федерации
утверждать при необходимости списки
соответствующих работ, производств,
профессий, должностей и специальностей и
учреждений, с учетом которых трудовая
пенсия назначается досрочно, а также
правила исчисления периодов работы и
назначения трудовых пенсий, заявитель
усматривает, в частности, в том, что
Правительство Российской Федерации,
реализуя предоставленные ему этой нормой
полномочия, предписывает применять при
решении вопроса о досрочном назначении
трудовой пенсии по старости работникам,
занятым на работах с тяжелыми условиями
труда, Список N 2 производств, работ,
профессий, должностей и показателей с
вредными и тяжелыми условиями труда,
утвержденный Постановлением Кабинета
Министров СССР от 26 января 1991 года N 10
(подпункт "б" пункта 1 Постановления
Правительства Российской Федерации от 18
июля 2002 года N 537 "О списках производств,
работ, профессий и должностей, с учетом
которых досрочно назначается трудовая
пенсия по старости в соответствии со
статьей 27 Федерального закона "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации", и об
утверждении правил исчисления периодов
работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости
работникам летного состава гражданской
авиации в соответствии со статьей 27
Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации"), исключая тем самым
для пенсионных органов возможность
применения Списка N 2 1956 года.
Между тем
из содержания пункта 2 статьи 27
Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" не вытекает, что
Правительство Российской Федерации
наделяется правом по своему усмотрению
регулировать пенсионные отношения
работников, занятых на работах с вредными и
тяжелыми условиями труда, устанавливать их
пенсионные права, вводить какие-либо не
предусмотренные законом ограничения права
на пенсионное обеспечение за работу в
тяжелых условиях. При осуществлении
названных полномочий Правительство
Российской Федерации не только связано
законодательными нормами,
устанавливающими основания возникновения
и порядок реализации права граждан
Российской Федерации на трудовые пенсии, в
том числе регламентирующими порядок
сохранения и преобразования ранее
приобретенных прав в сфере пенсионного
обеспечения, но и обязано учитывать
предписания статьи 15 (часть 1) Конституции
Российской Федерации, в соответствии с
которой законы и иные правовые акты,
принимаемые в Российской Федерации, не
должны противоречить Конституции
Российской Федерации.
Положение пункта
2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации" не
препятствует суду общей юрисдикции - в
случае, если при разрешении конкретного
дела он придет к выводу о нарушении
конституционных прав и свобод граждан
актом Правительства Российской Федерации,
определяющим, какие именно списки
производств, работ, профессий и должностей,
занятость в которых дает право на пенсию по
старости на льготных условиях, должны
применяться при досрочном назначении
трудовой пенсии, предусмотренной
подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации", а также о несоответствии
предписаний такого акта нормам
федерального закона, - принять решение на
основе Конституции Российской Федерации и
федерального закона.
4. Таким образом,
оспариваемые положения подпункта 2 пункта 1,
пунктов 2 и 3 статьи 27 и пунктов 1 и 2 статьи 31
Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" сами по себе не могут
рассматриваться как нарушающие
конституционные права и свободы граждан,
которые в период до 1 января 1992 года были
заняты на работах с тяжелыми условиями
труда и до 1 января 2002 года имели право на
пенсию в связи с особыми условиями труда,
назначаемую ранее общего пенсионного
возраста.
Данные положения не
препятствуют правоприменительным органам
учитывать при исчислении стажа работы с
тяжелыми условиями труда, дающего право на
назначение трудовой пенсии досрочно, время
выполнения гражданином работ,
предусмотренных Списком N 2 производств,
цехов, профессий и должностей, работа в
которых дает право на государственную
пенсию на льготных условиях и в льготных
размерах, утвержденным Постановлением
Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N
1173; иное истолкование данных положений
противоречило бы их
конституционно-правовому смыслу,
выявленному Конституционным Судом
Российской Федерации в настоящем
Определении.
Исходя из изложенного и
руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79
Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской
Федерации
определил:
1. Положения
подпункта 2 пункта 1 и пунктов 2, 3 статьи 27,
пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации"
подлежат применению в соответствии с их
конституционно-правовым смыслом,
выявленным в настоящем Определении.
2.
Признать запрос Сормовского районного суда
города Нижнего Новгорода не подлежащим
дальнейшему рассмотрению в заседании
Конституционного Суда Российской
Федерации, поскольку для разрешения
поставленного в нем вопроса не требуется
вынесения предусмотренного статьей 71
Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации"
итогового решения в виде постановления.
3. Определение Конституционного Суда
Российской Федерации по данному запросу
окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Настоящее Определение подлежит
опубликованию в "Российской газете",
"Собрании законодательства Российской
Федерации" и "Вестнике Конституционного
Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного
Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПО ЗАПРОСУ ГРУППЫ ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬИ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
Заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса группы депутатов Государственной Думы,
Установил:
1. В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации группа депутатов Государственной Думы просит признать не соответствующими 17, 18, 20, и Конституции Российской Федерации положения статей 2, 11, 12, 14, 15, 16, 17, и Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". По мнению заявителей, этими положениями отменяются либо умаляются ранее установленные пенсионные права граждан, а содержащимися в них понятиями "государственная пенсия", "трудовая пенсия", "размеры пенсий", "условия расчета, индексации и выплаты пенсий", "расчетный пенсионный капитал" ущемляются права большинства российских граждан.
Кроме того, в запросе утверждается, что пункт 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", которым из категории застрахованных лиц исключены некоторые категории граждан, не соответствует 17, 18, 20, и Конституции Российской Федерации.
2. Группа депутатов Государственной Думы оспаривает конституционность значительного числа нормативных положений (более 200), при этом в запросе фактически отсутствует предусмотренное пунктом 8 части второй статьи 37 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" правовое обоснование их позиции в отношении большинства оспариваемых норм.
Так, заявители не указывают, в чем, по их мнению, заключается неконституционность статьи 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которая как раз и содержит определения основных понятий, применяемых в данном Федеральном законе, и даже не уточняют, все ли эти понятия являются неконституционными. Предлагая признать не соответствующей Конституции Российской Федерации часть первую статьи 3 названного Федерального закона, они лишь упоминают, что в соответствии с содержащейся в ней нормой все граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", имеют право на трудовую пенсию. В чем заключается неконституционность отсылочной нормы статьи 6 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающей, что порядок финансирования трудовых пенсий определяется на основании Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в запросе также не указывается. Оспаривая Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", закрепляющую право на досрочное назначение трудовой пенсии, заявители не уточняют, какие именно положения данной статьи устанавливают более жесткие, по их мнению, условия назначения трудовой пенсии.
В запросе утверждается, что пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в которых указаны нестраховые периоды трудовой деятельности граждан, засчитываемые в страховой стаж, ограничиваются права граждан: пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" - поскольку он не включает в число застрахованных лиц учащихся, военнослужащих и иных лиц, а пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому указанные в данной статье нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж, только если они предшествовали или за ними следовали периоды работы или иной деятельности, в период осуществления которой уплачивались бы страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, - поскольку в силу Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до вступления в силу оспариваемых Федеральных законов, для включения тех же периодов в трудовой стаж таких дополнительных условий не требовалось. Кроме того, Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которой исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке для всех категорий пенсионеров, нарушает, по мнению заявителей, конституционные права лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, многодетных матерей и граждан иных категорий, в отношении которых ранее действовало льготное исчисление некоторых нестраховых периодов, зачисляемых в трудовой стаж.
Тем самым заявители необоснованно отождествляют институты страхового стажа и общего трудового стажа. Под страховым стажем, о котором говорится, в частности, в и Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также в пункте 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; его величина не влияет на размер трудовой пенсии. Понятие же "общий трудовой стаж" применяется в названных Федеральных законах для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии, а также учитывается при досрочном назначении пенсий отдельным категориям граждан (пункты 2, и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Следовательно, заявителями фактически оспаривается конституционность изменения порядка учета общего трудового стажа, установленного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" а не страхового (статьи 11 и Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Таким образом, запрос группы депутатов Государственной Думы в части, касающейся проверки конституционности положений статей 2, 11, и Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению, поскольку он не отвечает требованиям пункта 8 части второй статьи 37 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
3. 15, 16, и Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливаются соответственно размер трудовых пенсий по старости, трудовых пенсий по инвалидности, трудовых пенсий по случаю потери кормильца и порядок их исчисления, а также порядок определения, перерасчета, индексации и корректировки размеров трудовых пенсий.
По мнению заявителей, закрепленный ими уровень социального обеспечения не гарантирует каждому пенсионеру право на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, чем нарушаются статьи 7, и (часть 1) Конституции Российской Федерации и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; праву человека на "достаточный жизненный уровень", который признают государства - участники Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, корреспондирует обязанность государства устанавливать такой минимальный размер пенсии, который был бы выше прожиточного минимума и гарантировался бы средствами федерального бюджета, а не бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Иными словами, заявители, по сути, предлагают значительно увеличить размер минимальной пенсии, хотя оспаривают конституционность не пункта 8 статьи 14 и аналогичных ему пункта 4 статьи 15 и пункта 4 статьи 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые закрепляют, что сумма базовой части и страховой части трудовой пенсии по старости (как и по инвалидности и потере кормильца) не может быть менее 660 рублей в месяц, а всю совокупность нормативных положений названных статей (в общей сложности 92 абзаца).
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление размеров пенсий, к компетенции законодателя. Этому корреспондирует Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, который, закрепляя обязанность государства обеспечить каждому человеку достаточный жизненный уровень, не уточняет, какие именно меры надлежит принять по обеспечению такого уровня.
Поскольку разрешение вопроса об увеличении минимального размера трудовой пенсии не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, предусмотренным статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", запрос группы депутатов Государственной Думы в части, касающейся проверки конституционности положений статей 14, 15, 16, и Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", также не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
4. Нарушение права на социальное обеспечение, а также равенства граждан группа депутатов Государственной Думы усматривает в том, что для тех, кто вышел на пенсию до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", максимальный размер пенсии (по расчетам заявителей) ограничивается суммой в 1504 рубля, тогда как при более позднем назначении пенсии такой предел не устанавливается; дискриминация в праве на социальное обеспечение заключается, по их утверждению, в том, что для лиц, получающих пенсии в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении", существует иная, нежели для пенсионеров, обеспечиваемых в соответствии с оспариваемым Федеральным законом, система расчета и индексации пенсий, позволяющая выплачивать пенсию в более высоком размере.
В запросе указывается, что регулирующее этот вопрос нормативное положение содержится в совокупности норм главы 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статьи 14 - и в его
Делая акцент на активной роли Конституционного Суда России, Н.С. Бондарь отмечает, что "через гарантирование, последовательное обеспечение и использование различных механизмов, включая судебные, защиты социальных прав граждан становится возможным и преодоление в конечном счете противоречий между конституционными ценностями правового государства, с одной стороны, и социального государства - с другой" Бондарь, Н. Социальная защита граждан: конституционная "рихтовка" законов и правоприменительной практики // Российская юстиция. - 2005. - № 6. - С. 11..
Конституционный Суд РФ неоднократно восстанавливал нарушенное право на пенсионное обеспечение. Так, было признано ограничением конституционного права на социальное обеспечение приостановление выплаты пенсии лицам в период нахождения в местах лишения свободы Постановление Конституционного Суда РФ от 16 октября 2007 года № 11-П в связи с жалобами граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки // СЗ РФ. - 2007. - № 43. - Ст. 4110., прекращение начисления и выплаты трудовых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 1998 г. № 18-П по делу о проверке конституционности положений статей 2, 5 и 6 Закона РФ от 2 июля 1993 года "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан // СЗ РФ. - 1998. - № 25. - Ст. 3003..
Особого внимания требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики, но и от изменения концепции пенсионного обеспечения. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2007 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2007 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2007. - № 6. - Ст. 450. была закреплена принципиально важная позиция: уровень пенсионного обеспечения постепенно должен повышаться, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.
Эта концепция прослеживается и в других решениях Конституционного Суда РФ. Так, проверялась конституционность п. 8 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому сумма базовой и страховой части трудовой пенсии по старости не может быть менее 660 руб. в месяц, и было дано его конституционно-правовое истолкование: данная правовая норма предполагает установление лицам, приобретшим право на получение трудовой пенсии по старости в полном размере до вступления в силу названного Закона, а также являющимся инвалидами второй группы, ветеранами труда и тружениками тыла, минимального размера трудовой пенсии по старости, выражающегося в сумме ее базовой и страховой части, который в совокупности с иными видами социального обеспечения и учетом применения механизма своевременной индексации пенсионных выплат был бы ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации Определение Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2005 г. № 17-О по жалобе гражданки Енборисовой П.Ф. на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Российская газета. - 2005. - № 81(3750)..
Определение Конституционного Суда от 21 декабря 2000 г. № 276-О содержит позицию относительно различного пенсионного возраста и требований к продолжительности стажа мужчин и женщин. Установив для мужчин и женщин разный возраст выхода на пенсию по старости и необходимый трудовой стаж для назначения пенсии по старости на общих основаниях и на льготных условиях, законодатель применил дифференциацию, основанную на физиологических и других различиях между ними, а также исходя из особой социальной роли женщины, связанной с материнством, что согласуется с положением ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, в соответствии с которым материнство находится под защитой государства и не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав, так как такое решение законодателя обеспечивает по смыслу ст. 19 Конституции РФ достижение подлинного, а не формального равенства. Но это не исключает в дальнейшем, при проведении пенсионной реформы, возможности решения вопроса о том, чтобы пенсия по старости назначалась мужчинам на тех же условиях, что и женщинам Определение Конституционного Суда от 21 декабря 2000 г. № 276-О // СПС КонсультантПлюс..
Не раз была проверена конституционность отдельных положений Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Например, Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, была признана не соответствующей Конституции РФ правовая норма, предусматривающая, что в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Поскольку в действующем законодательстве отсутствуют достаточные гарантии беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, в случае неуплаты или неполной уплаты работодателем страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц можно не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении трудовой пенсии размер ее страховой части. Для обеспечения права застрахованных лиц на трудовую пенсию законодателю необходимо установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими прав в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами работодателя Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2007. - № 29. - Ст. 3744..
Определением Конституционного Суда РФ от 6 марта 2008 г. № 107-О был выявлен конституционно-правовой смысл положения подп. 2 п. 1 и п. 2, 3 ст. 27, п. 1 и 2 ст. 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Из указанных правовых норм не следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим правовым актам, к работам с тяжелыми условиями труда и до 1 января 2002 г. засчитывались в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном пенсионном возрасте. Истолкование названных правовых норм как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются тяжелыми, не только не противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение Определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2008 г. № 107-О // СЗ РФ. - 2008. - № 21. - Ст. 2059..
На устранение различий в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицами, осуществлявшими педагогическую деятельность в учреждениях для детей, деятельность в учреждениях здравоохранения, творческую деятельность в театрах и театрально-зрелищных организациях, направлено Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. № 11-П по делу о проверке конституционности положений подп. 10, 11 и 12 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. № 11-П по делу о проверке конституционности положений подп. 10, 11 и 12 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2004. - № 24. - Ст. 2476.. С принятием Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перестали засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды осуществления указанными лицами деятельности в учреждениях, не являющихся государственными и муниципальными. Конституционный Суд РФ восстановил право на пенсионное обеспечение указанных категорий граждан, указав, что различия в условии приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности, нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции РФ требования равноправия применительно к правам.
Было признано не соответствующим Конституции РФ положение подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающее для матерей инвалидов с детства условия назначения трудовой пенсии по старости до достижения пенсионного возраста, в той части, в которой оно исключало возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости отцам инвалидов с детства, воспитавшим их до восьмилетнего возраста без матерей Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2006 г. № 231-О по жалобе гражданина Галеева К.А. на нарушение его конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2006. - № 29. - Ст. 3097..
Предметом рассмотрения Конституционного Суда России была норма, предписывающая направлять все суммы страховых взносов, уплачиваемых страхователями (работодателями) в бюджет Пенсионного фонда РФ за застрахованных лиц - мужчин с 1953 по 1966 г. рождения и женщин с 1957 по 1966 г. рождения, на финансирование страховой части их трудовых пенсий. Суд подтвердил, что норма, ограничивающая участие в накопительной пенсионной системе граждан, которые родились раньше 1967 г., не противоречит Основному Закону России, поскольку не препятствует реализации указанными застрахованными лицами своих пенсионных прав, в том числе права передавать средства пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд либо получить эти средства и доход от их инвестирования при назначении трудовой пенсии по старости Постановление Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2007 г. № 14-П по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан К.А. Катаняна, Л.В. Ревенко и Д.В. Слободянюка // СЗ РФ. - 2007. - № 53. - Ст. 6674..
Делая вывод о значимости постановлений Конституционного Суда и их роли в защите конституционного права граждан на социальное обеспечение, важно отметить, что все решения Конституционного Суда РФ обязательны для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Эти решения способствуют становлению и развитию России как подлинно социального государства.