Игры на развитие 1 год. Инсценирование с помощью игрушек. Занятия для развития
В далёкой древности дети росли без игрушек, развивающих книг, мультфильмов и занятий. Образ жизни древнего человека был таков, что абсолютно все делалось руками, и ребенок с рождения был включён в повседневные дела племени. Современная жизнь устроена иначе: не нужно охотиться на мамонтов, плести корзины, мастерить орудия, шить одежду. Стирает стиральная машина, обед варится в мультиварке, одежду и продукты мы покупаем в магазине. Именно поэтому современным родителям не избежать того, чтобы придумывать для своих карапузов занятия и игры. В каких-то занятиях обязательно присутствие взрослого, а какие нужны как раз для того, чтобы взрослый мог выкроить время на свои дела.
Как развлекают младенца
Пока малыш маленький, игры и занятия с ними очень просты. Кроху возрастом до года можно легко увлечь яркой погремушкой. Этот возраст больше всего связан с развитием разных ощущений. Малышу интересно всё: щупать, слышать, видеть, облизывать. Именно на знакомство с разными ощущениями лучше всего и направить свои усилия.
Можно вместе с крохой перебирать тряпочки разных фактур, нажимать на кнопки музыкальной игрушки, рассматривать крупные картинки в книжки. Иной раз мама может и отлучиться от ребёнка, оставив его с вращающимся или в развивающем коврике, где можно много всего потрогать и порассматривать. Однако к концу первого года жизни ребенок осваивает перемещение в пространстве: либо он уверенно и очень быстро ползает и встаёт у опоры, либо пытается делать первые шаги. С этого момента его интерес все больше направлен на изучение окружающего мира, и маме необходимо озадачиться новыми идеями занятий для крохи.
Проводим время вместе с малышом возраста 1-2 года
В возрасте 1-2 лет лучшим партнёром по играм является мама. Конечно, компания сверстников ребёнку тоже будет интересна, но развиваются дети именно в процессе совместной деятельности со взрослым. Чем же можно заниматься с ребёнком?
- Пускаем мыльные пузыри . Обычно все малыши очень любят наблюдать, как летают разноцветные мыльные пузыри и смотреть за «волшебством» превращения воды в разноцветные переливающиеся пузыри. Им будет интересно, откуда берется столько лопающихся шариков, и ребенок обязательно захочет попробовать сам выдувать мыльный пузырь. Это занятие может растянуться, пока не кончится раствор в бутылочке.
- Художественное творчество. Годовалый малыш с удовольствием порисует пальчиковыми красками, в 2 года ребенок уже вполне справится с жидкой гуашью, акварелью, карандашам и фломастерами. Маме нет смысла активно участвовать в процессе рисования: пусть ребенок сам изучает свойства красок, смешивает цвета и делает собственные открытия. От взрослого в этом процессе требуется лишь правильно организовать «рабочее место» художника и немного направлять его действия.
Творческие занятия с малышами от 1 года — рисование пальчиковыми красками
- Лепка. Предложите малышу тесто для лепки или обычный мягкий пластилин. Можно показать крохе, как скатать шарик, колбаску, как сделать лепёшку. Не стоит требовать конкретных результатов или учить ребёнка лепить конкретные формы: малышам всегда интересно самим изучать свойства материала. Плюс такого занятия — развитие моторики.
Лепим из теста для лепки
- Чтение книг. Дети 1-2 лет ещё не способны воспринимать длинную прозу и улавливать сюжетную нить. Как бы мы не любили сказки, 1-2 года – это возраст стихотворений и рифмы. Небольшие стихотворения на понятные и известные ребёнку темы будут в самый раз. Родителям при этом можно не «изобретать велосипед», и отдать предпочтения классике детской литературы. Еще, детки очень сильно любят специальные музыкальные детские книги.
- Ролевые игры. Примерно в 1,5 года у малышей просыпается интерес к ролевым играм. В такой игре ребенок подражает взрослому, выполняя те действия, которые ежедневно наблюдает сам. Самые популярные сюжеты у малышей – накормить куклу, запеленать ее, покатать в коляске, уложить спать. Правда, многие манипуляции крохе ещё недоступны, поэтому без помощи мамы не обойтись. Чем старше ребенок, тем более «продвинутыми» становятся сюжеты его игр.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
- Активные игры. Без них не должен обходиться ни один день с ребёнком. Не сидеть же постоянно за столом с кисточками, пластилином и книжками?! Обязательно нужно побегать и попрыгать, размяться. Например, можно развлечь малыша игрой в догонялки. Если ребенок ещё не умеет не то, чтобы бегать, но и уверенно ходить – можно покатать на полу мячик, попрыгать на фитболе.
- Играем в игрушки. Недостаточно заставить всю детскую разными игрушками. Осваивать их ребенок может только со взрослым, поэтому мамам и папам обязательно нужно включаться в такие игры. Для малышей 1-2 лет идеально подойдут кубики, пирамидки, музыкальные инструменты, рамки с вкладышами, конструкторы с крупными деталями.
Игрушки для ребенка 1-2 года
- Воздушные шарики. Детки обожают играть с воздушными шариками. На шарике можно рисовать, можно надувать и, не завязывая, отпускать – он будет очень весело и быстро свистеть в процессе сдувания. Ребёнок будет удивлен и заинтересован, как из такого маленького кусочка резины можно сделать легкий и большой шар. (Из личного опыта: небольшой надутый шарик засунули мальчику под футболку (как большой животик). Его радостному удивлению не было предела. Минут 10 он бегал со счастливым лицом обладателя чуда под футболкой! http://club-mam.com/parenting/chem-zanyat-rebyenka-v-1-2-goda.html)
Чем занять ребенка
«Отвлекающие» занятия для малыша (1-2 года)
Иногда маме необходимо занять малыша, чтобы сделать запланированные домашние дела или просто немного передохнуть. Оставлять ребёнка без дела и без присмотра не безопасно, поэтому лучше предложить ему какое-нибудь интересное занятие.
- Бумажное раздолье. И в 1 год, и в 2 года, малыши проявляются большой интерес к тому, чтобы пошуршать бумагой, порвать или помять ее. Самый безопасный вариант – выдать карапузу рулон туалетной бумаги. Бумага с перфорацией интересно отрывается по листочкам, к тому же, какое удовольствие — размотать рулон и посмотреть, что же в середине. Здорово шуршат газеты и журналы, но их давать малышу не желательно: газеты сильно пачкают краской, а листы глянцевых журналов имеют острые края, о которые легко можно пораниться.
- Мешок с сюрпризами. В текстильную сумку или подарочный мешочек складываем разные предметы и вручаем малышу. Детям интересно вынимать предметы один за одним, рассматривать их, складывать обратно. Кстати, многие малыши любят пошуршать пакетами из супермаркета. Это не лучшее занятие для ребёнка: малыш может надеть пакет на голову, откусить и вдохнуть кусочек целлофана. Такие игры возможны только под чутким контролем взрослого.
- Кухонная утварь. Если маме нужно готовить обед – можно взять кроху с собой на кухню. Пластиковые контейнеры, силиконовые лопатки, кастрюли, ложки и поварёшки нравятся всем деткам.
- Пересыпаем, переливаем. Надолго увлечь малыша может такое медитативное занятие, как переливание воды из ёмкости в ёмкость или пересыпание круп. Для игры нужен большой таз, который мы наполняем либо водой, либо чем-то сыпучим (крупными макаронами, фасолью) и разные баночки, коробочки, бутыльки. Если ребенок играет с макаронами или крупами – выбирайте такой вариант, чтобы частички были крупными.
Игры с КРУПОЙ для самых маленьких
- Включаем в домашние дела. В некоторых ситуациях можно не пытаться занять ребёнка на время, а сделать домашние дела вместе. Например, дать ему влажную тряпочку и показать, как протирать пыль. В 2 года малыш сможет орудовать детской щёткой для пола и даже мыть посуду. Можно поставить карапуза на устойчивую поставку возле раковины, открыть кран с водой, намылить губку и дать помыть пластиковую посудку.
- Интерактивные игрушки и мультики. Конечно, даже мультики ребёнку лучше смотреть вместе со взрослыми, но иногда маме нужно хорошенько сосредоточиться и совершенно не отвлекаться на ребенка 15-20 минут. Не стоит злоупотреблять этим способом и «выключать» малыша из повседневной жизни семьи, потому что наблюдение за действиями взрослых людей даёт намного больше для развития, чем самый «развивающий» мультфильм.
Совместные и раздельные занятия лучше чередовать, при этом обязательно нужно давать ребёнку возможность поскучать, побездельничать и самому придумать себе игру. Постоянное подсовывание готовых игр и занятий тормозит творческое развитие малыша и притупляет его познавательную активность.
Подведем небольшой итог.
- Развлечения с участием взрослого:
- Мыльные пузыри;
- Воздушные шарики;
- Рисование красками (пальчиковыми, акварельными, гуашью);
- Лепка тестом или мягким пластилином;
- Книги (можно музыкальные);
- Ролевые и активные игры;
- Игры с игрушками;
- Самостоятельное времяпровождение ребенка:
- Туалетная бумага / газеты / журналы;
- Шуршащие пакеты;
- Переливание воды;
- Пересыпание круп;
- Помощь по думу: мытье посуды / уборка;
- Мультики.
Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Откуда берутся умные дети? Почему один ребенок лучше учится в школе, чем другой? Психолог Анна Быкова, автор книги "Развивающие занятия ленивой мамы" знает точный ответ на этот вопрос. Все дело в том, как часто с ребенком в 1-2 года играли в самые простые игры, которые заставляли его удерживать внимание. Попробуйте - и лет через 5-6 оценим результат! Кроме того, эти игры на внимание помогут вам занять ребенка в дороге и во время незапланированного ожидания.
От чего зависит способность к обучению у ребенка? Понятно, что играет роль наследственность, - и это тот фактор, на который родители уже не могут повлиять, что пришло, то пришло. Но есть и другие факторы, которые напрямую зависят от усилий родителей, бабушек и дедушек. Что такого предложить , чтобы потом он был успешен в учебе? Можно ли на это повлиять?
Вопросы эти волнуют не только родителей, но и ученых. Как водится, проводили исследования, в ходе которых была установлена прямая взаимосвязь между интеллектом детей в 5 лет и в 10 лет. То есть дети, показавшие высокие результаты в тестах на интеллект в пятилетнем возрасте, такие же высокие результаты показали и в десять лет.
А вот с показателями интеллекта в возрасте 1–2 года такой взаимосвязи обнаружено не было: оценки интеллекта малыша никак не коррелировали с оценками в других возрастах. Почему? Может быть, что-то не то измеряли?
После длительных исследований ученые пришли к выводу, что на развитие интеллекта главным образом влияет способность удерживать внимание. Причем эндогенное внимание. То есть то, которое возникает изнутри, через собственную активность и волю, а не только как ответ на внешние раздражители.
Предельно фокусированное внимание появляется при наличии эмоций. Из этого следует, что игра в "Ку-ку!" очень даже развивающая. Мама говорит "ку-ку", а потом прячется за полотенце или за угол шкафа. Ребенок какое-то время смотрит на ничем не примечательное полотенце, которое само по себе не вызвало бы его внимания. Ничего не происходит. Просто полотенце (или просто шкаф).
Но ребенок удерживает внимание, потому что ожидает, что мама снова появится. И когда мама появляется, это вызывает яркую эмоцию радости. Малыш и мама вместе смеются. И это повторяется несколько раз подряд. Новизны нет. А внимание к деятельности есть.
Игра "Где же ручки?". Ребенок прячет ручки за спину. Взрослый озадаченно произносит: "Где же ручки? Нет ручек!". В какой-то момент ребенок вытягивает руки перед собой, и взрослый выдает эмоцию удивления и радости: "Вот они!". Ребенок инициирует игру, ребенок сам управляет процессом, ребенок удерживает свое внимание на процессе.
Игра "Угадай, в какой руке" . Взрослый берет маленький предмет и несколько раз перекладывает его из одной руки в другую. Потом заводит руки за спину и повторяет действие там. А потом демонстрирует ребенку две руки со сжатыми кулаками. В каком-то одном кулаке спрятан предмет.
Ребенок смотрит, ребенок удерживает внимание на неподвижных руках, ребенок делает выбор. Он не отводит глаз от неподвижных рук взрослого, ожидая следующего действия. В какой руке окажется игрушка после того, как кулаки будут разжаты? Угадал или не угадал?
Прятки. Ребенок встал за штору. Мама видит его ноги, выглядывающие из-под портьерной ткани. Но мама продляет игру. "Где же Дима? Может быть, он под кроватью? Может быть, он в шкафу? И здесь нет... А! Он, наверное, под столом! Нет, и тут пусто... Где же Дима?" Игра длится, и вместе с ней длится Димино внимание.
Это лишь некоторые примеры простых игр на удержание внимания. Таких игр можно придумать сотни. Но все они невозможны без участия взрослого, эмоционально включенного в игровой процесс: сам с собой в прятки не поиграешь. А если взрослый будет играть без эмоционально окрашенных комментариев, то и игра ребенку быстро наскучит. Эмоции помогают удерживать внимание.
Сколько различных игр можно придумать, используя носовой платок? Несколько десятков! Вот некоторые из них. Есть здесь игры коллективные, но их легко адаптировать для самого маленького коллектива: мама и ребенок.
Танцы под музыку с платочком. Ребенок повторяет движения за взрослым.
Хоровод с платочками . Дети, двигаясь по кругу, держат друг друга не за руки, а за уголки платочков. В этом есть определенная сложность - не выпустить из руки уголок платка.
Передаем платочек по кругу . Это игра на развитие координации движений. Можно превратить игру в речевое упражнение, усложнив ее условия.
Берем платочек от того, кто стоит слева, говорим "спасибо", поворачиваемся к тому, кто стоит справа, отдаем платочек, говорим "пожалуйста".
Другой уровень сложности . Под музыку передаем платочек по кругу, но ручки у всех за спиной. Когда музыка обрывается, стоящий в центре должен угадать, у кого сейчас платочек.
Возьми платочек . Платочки лежат на полу, дети под музыку произвольно перемещаются по залу. Когда музыка перестает играть, нужно быстро взять платочек.
Достань платочек . Платочки висят на перекладинах шведской стенки. Нужно подняться и скинуть платочек вниз.
Другой вариант . Платочки висят на бельевой веревке. Чтобы дотянуться и снять, нужно залезть на небольшую скамеечку. Можно усложнить выполнение задачи, закрепив платочки прищепками.
Спрячь платочек в кулачок. У взрослого это легко получится, а ребенку придется потрудиться, пальчиком пропихивая платочек в маленький кулачок. Можно спрятать платочек не в кулачок, а в бутылочку из-под йогурта или в контейнер из-под шоколадного яйца.
Игры на сворачивание платочков по образцу . Пополам, по диагонали, квадратиком, конвертиком, конфеткой, рулетиком, бантиком.
Прятки с платочком . Понадобятся три маленьких предмета, например, машинка, матрешка и кубик.
Просим ребенка закрыть глаза. Один из предметов прячем под платочек. Ребенок открывает глазки, смотрит, что осталось, и говорит, какой предмет спрятан под платочком. Количество предметов постепенно можно увеличивать.
Другой вариант . Прячем сам платок. Взрослый может положить платочек в карман, или в рукав, или за вырез платья, но так, чтобы торчал уголок. Задача ребенка, внимательно оглядывая взрослого, найти платочек.
Платок можно спрятать и в комнате. Ребенок закрывает глаза, взрослый помещает платок на видное место (это важно, в комнате и так глаза разбегаются) и просит малыша найти платочек.
"Угадай, что я в платочек завернула". Задача ребенка - определить знакомый ему предмет на ощупь.
Вариант для неговорящих детей старше двух лет. Положить на стол три разных по размеру простых предмета, например, сушку, кусочек сахара и вишенку. Один такой же предмет завернуть в платочек. "Что у нас в платочке лежит? Сушка? Сахарок? Покажи пальчиком, что там спрятано? Давай развернем и посмотрим, угадал ты или нет".
Для годовалых малышей сам процесс разворачивания платочка уже развивающий (мелкая моторика), можно и не угадывать.
"Ветерок" . Подуть на платочек, чтобы он слетел со стола.
Узелки . Завязать на платке узелок, а потом развязать. (Взрослый завязывает нетугой узел, а ребенок развязывает.)
Стирка . Намочить, намылить, прополоскать платочек и повесить сушить. (И игра, и полезное занятие.)
Куколка . Положить в центр платочка кусочек ваты или скомканную бумажную салфетку, перевязать ниточкой. Получилась голова. Из двух противоположных концов свернуть ручки и перевязать ниткой. Получится куколка.
Другой вариант . Нарисовать на ладошке лицо, пальчики обвязать платочком. Также получится куколка. Можно эту куколку баюкать, разговаривать с ней, петь ей песенки.
Птичка . Сверните платочек по диагонали - получится равнобедренный треугольник. Завяжите на его вершине узелок - получится голова и клюв птицы. Сформируйте тельце, хвост и два крыла, закрепите ниткой. Птица готова!
Бабочка . Сложите платок гармошкой, по центру завяжите узлом, расправьте концы. Разве не похоже на бабочку?
Человечек . Поставьте два пальца, указательный и средний (это будут ножки), на один из уголков платка. Обмотайте платок между пальцами, как будто делаете перевязку. Ребенку нетрудно представить, что это человечек в штанишках. Человечек умеет смешно ходить, переваливаясь из стороны в сторону, бегать и даже танцевать под музыку.
Мы как-то застряли с ребенком в лифте. Полчаса до нашего вызволения пролетели незаметно - мы развлекались, играя с носовым платком.
Купить эту книгу
Обсуждение
Комментировать статью "20 самых полезных развивающих игр для ребенка 1-2 лет"
Срочно!. Опрос для Мужчин 25-55 л Не менее 2 раз за последний год болели ОРВИ или простудой. При болезни пользуются лекарственными препаратами. Имеют проблемы с пищеварением (нам НЕ НУЖНЫ люди с серьёзным диагнозом и принимающие назначенные врачом препараты), микс по частоте присутствия чувства тяжести/вздутия после еды: каждый день, несколько раз в неделю, раз в неделю, 1-2 раза в месяц Имеют проблемы с пищеварением не менее полугода и не более 5 лет Не обращались к врачу или обращались, но...
Наконец-то я нашла первые в истории программы для раннего развития младенцев! Они созданы и реализованы в 1988 году. Это удивительно, но по ним ребенок начал читать - раньше, чем ходить, и делал это "про себя", показывая правильно на требуемое слово в длинном списке слов. Кроме того ребенок по этим программам в 1год и 2 месяца начал печатать на электрической пишущей машинке "Роботрон". Это произошло в феврале 1989 года и этот день отмечается во всем мире, как праздник "Печатать - раньше, чем...
Сохраните себе эти игры! Все малыши любят играть. Если ты думаешь, что крохе до годика игры не интересны, то ты заблуждаешься. Попробуй поиграть со своим сокровищем в предложенные игры для младенцев! 1. Игра «Дукалки» Надуй свои щеки и дунь в лицо ребенку. Кроха постарается дунуть в ответ на тебя. Если этого не произойдет, попробуй дунуть еще раз и покачай при этом головой. Если малыш не может дунуть, покажи ему, как это надо сделать, с силой выдохнув воздух. Так малыш скорее поймет, как надо...
Игры для детей - это некий метод познания окружающего мира, адаптация в нём и получение различных навыков. Именно поэтому так важны развивающие игры для детей. С их помощью можно обучить деток читать, писать, считать, рисовать и так далее. Более того, развивающие игры для детей могут вырабатывать у них такие навыки, как развитие быстрой реакции, умение концентрировать внимание, дифференцировать картинки и предметы и так далее. Все развивающие и обучающие программы по сути, это те же...
Ребенок запоминает лучше то, что ему действительно интересно. Поэтому очень важно в процессе обучения вызвать в нем любопытство, заинтересовать, увлечь в мир познания. Каждому родителю стоит помнить, что обучение ребенка не должно быть тяжелым и утомительным. Именно таким принципом руководствовался Тору Кумон, создавая свои знаменитые развивающие тетради для своего сына Такеши. Сложность заданий в тетрадях Kumon увеличивается постепенно, незаметно для ребенка. Короткие упражнения занимают...
Прежде всего, рекомендуются игры с мячом. «Кати мяч», «Кати мяч в ворота», «Лови мяч», «Бросай мяч», «Целься и кидай» (можно кидать шарики в коробку, мячик в кегли, шарики - липучки в доску и т.д.) Формируем зрительно-двигательную координацию. Игра «Варим кашу» Мама предлагает ребёнку сварить гороховую кашу. Достаёт детскую кастрюлю с горохом и «нечайно» рассыпает его на пол. «Антоша, горох просыпался, помоги собрать горошек в кастрюльку». Мама показывает ребёнку, как правильно собирать...
Одна из наших с дочкой любимых книжек "Ладошки/Ловкие пальчики" (автор Елена Кмит) Может кому еще пригодится... Дочь с удовольствием выполняет упражнения. И да, может кто еще что-нибудь подобное нам посоветует. Спасибо большое. Ловкие пальчики Ручки маленьких ребят Веселятся и шалят. Вот мы хлопаем в ладоши: «Ах, какой денек хороший!»(хлопает в ладоши) Посмотрите: можно ручкой Показать на небе тучку,(показывает указательным пальцем) Ну а если грянет гром- Ушки быстренько заткнем.(закрывает...
1. Свойства предметов. Эта игра развивает осязание и речь ребёнка. Разложите перед ребёнком различные предметы с интересной фактурой, например, что – нибудь очень твёрдое (кубик) и что – то очень мягкое (плюшевую игрушку). Положите руку ребёнка на твёрдый предмет и назовите его, предварив определением «твёрдый»: «твёрдый кубик». Теперь поместите его руку еще, на какой – нибудь твёрдый предмет и снова назовите его: «твёрдый стол». Повторите это несколько раз, а потом переходите к мягким...
«Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, – считает школьный психолог Наталья Евсикова, – просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится...
Обсуждение
Хорошие советы, хочу добавить. По моим наблюдениям, почти все дети, которым в детстве регулярно читали родители вырастают читающими. Причем имеет смысл читать даже детям, которые уже умеют это делать сами (если им это конечно нравится) Я помню как в детстве очень любила оставаться ночевать у своей тетушки, она своему сыну читала каждый день на ночь наверное по пол-часа лет до 10. Мы с ним ровесники, и мне очень нравилось ее слушать.
Рассмотрим 5 развивающих игр для младенца. Развивающие игры помогают научить младенцев и детей ясельного возраста навыкам речи даже раньше, чем они теоретически способны заговорить. Позитивное взаимодействие, активное общение с родителями, повторение знакомой игры развивают различные полезные навыки и умения у твоего малыша. Итак, 5 развивающих игр для младенцев: 1. Игра для новорожденных, обучающая навыкам социального взаимодействия Прячься от ребенка, прикрываясь одеялом и...
Яркие задания, они непременно заинтересуют малышей 2 - 4 лет. Найди отличия - это прекрасная игра для детей любого возраста. Благодаря игре дети научатся: 1.сосредотачивать внимание на мелочах, 2. учиться концентрироваться на задании, 3. быть усидчивыми в течение некоторого времени. Инструкции по работе с детьми младшего дошкольного возраста в игре "Найди 5 отличий": 1. Покажите распечатанную картинку ребенку. Пусть он её рассмотрит. Обсудите, что есть на картинках. 2. Спросите одинаковые ли...
Целый день мама занята домашними делами: то посуду помыть, то белье постирать, то кушать приготовить. И обязательно нужно поиграть с ребенком. Если Вашему ребенку больше года, и он уже самостоятельно может ходить, то игрой для него может быть участие в маминых хлопотах. Можно заняться вместе развешиванием постиранного белья. Можно вместе складывать вещи в стиральную машину. Маленький помощник подает Вам по одной вещичке, а Вы кладете их в стирку. Маленький помощник учится вешать свои...
Обсуждение
У меня такая помогаша растёт! Памперсы свои сама ходит в ведро выкидывает. Специально купили большое ведро устойчивое с шатающейся крышкой-дверцей, ещё и т.к. стало "разрешено" у дочери пропал к нему лишний интерес. Любит маленькой метёлочкой-щёткой подметать, я даже планирую ей отдельную такую купить, а то иногда она помогает тогда, когда метёлочка мне нужна:)
В магазине покупки складывает в тележку, потом все покупки по одной надо давать ей, а она отдает продавцу, а потом даёт продавцу денежку или карточку.
вешать стирку- прищепки подаёт. Тоже любит салат перемешивать ложкой, даже недавно смешно было, готовила я суп, пока закипала вода я овощи в миску резала, повернулась убавить газ. оборачиваюсь-нет миски. Полшла искать, сидит дочь посреди комнаты и барабаной палочкой перемешивает))))
"дети обожают пылесос"-ага, прям все как один! Особенно мои, особенно Владик. У него разве что нервный срыв не случается, когда пылесос жужжит в соседней комнате за двумя дверями. Орет как потерпевший, падает и закрывает голову руками. А вообще, смотря о каком возрасте речь. Если маму устраивает "качество" оказанной помощи-флаг в руки, только я бы к таким в гости не пошла. А то у наших соседей двухлетка салаты резала. Потом там собачей шерсти было больше, чем овощей. А они эти салаты на стол подавали. И посуду она у них "мыла". Они не проверяли, как. Потом чашку в руки не взять было. А им нравилось. А уж про развешивание белья малышней... тогда можно и не утруждать себя стиркой-толку нет.
Избирательный аппетит и отказ от приема пищи характерны для маленьких детей во всем мире. По данным исследований, от 20% до 60% детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют проблемы с питанием. Не все проблемы питания одинаковы, и иногда сложно определить, является ли такое поведение серьезной проблемой или возрастной особенностью. Родители должны проконсультироваться с педиатром в случае, если у их ребенка наблюдается хотя бы один из следующих признаков: Отсутствует прибавка в...
Развивающие занятия могут быть интересны и полезны не только самому малышу,но и тому кто с ним занимается.На этом видео можно посмотреть, как старший брат занимается с младшим.Думаю,что эти уроки принесут пользу им обоим.
Летние занятия и скидки в сети детских развивающих центров «АЗ-БУ-КА» КЛАССНОЕ ЛЕТО с «АЗБУКОЙ» для детей от 1 года до 6 лет Все лето мы ОБЩАЕМСЯ, РАЗВИВАЕМСЯ и РАЗВЛЕКАЕМСЯ! Сеть детских развивающих центров «Азбука» приглашает малышей на летние занятия. Вы сможете дополнить летний режим дня малыша увлекательными, необычными и при этом полезными играми. Все лето действует гибкая система скидок на занятия. Вы можете приобрести абонемент на необходимое Вам количество занятий со сроком действия...
Многие родители часто слышат: «У вас невнимательный ребенок», «все ошибки в тексте из-за невнимательности». Да и сами родители, скорее всего, замечают, что их ребенок не может сосредоточиться на одной теме, часто отвлекается, может пропускать буквы при чтении, делать ошибки и не замечать их, задавать вопрос на одну тему и сразу перескакивать на другую. Все это - невнимательность. Воспитатель детского сада, учитель или психолог могут помочь Вам определить есть ли проблемы со вниманием у вашего...
КЛАССНОЕ ЛЕТО с «АЗБУКОЙ» для детей от 1 года до 6 лет Все лето мы ОБЩАЕМСЯ, РАЗВИВАЕМСЯ и РАЗВЛЕКАЕМСЯ! Сеть детских развивающих центров «Азбука» приглашает малышей на летние занятия. Вы сможете дополнить летний режим дня малыша увлекательными, необычными и при этом полезными играми. С 1 мая по 15 октября Вы можете посетить пробное занятие – БЕСПЛАТНО! Все лето скидки на занятия до 30%. Вы можете приобрести абонемент на необходимое Вам количество занятий со сроком действия на весь летний...
Что и говорить, а детство для любого человека, навсегда остается в памяти, как самый радостный, беззаботный и светлый период жизни. В этот период родителям дается возможность максимально проявить свою бесконечную заботу и любовь для своего малыша. А чем, как ни интересными игрушками, можно эту любовь проявить еще больше. Ведь игры для детей, это наверно самое ценное в их жизненном периоде. Но сегодня многих интересует вопрос, где купить качественные игрушки. И это совершенно логичный и...
Время идет, а малыш молчит или в лучшем случае «бормочет» что-то на ему одному понятном языке, почему? Однозначно ответить на этот вопрос непросто, причинами могут быть неблагоприятная экология, неважное здоровье мамы во время беременности, несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы, неврологические заболевания самого ребенка, проблемы со слухом... А может, вашему малышу не хватает общения. Разговариваете ли вы с ним, комментируете ли вы свои и его действия, обсуждаете ли все...
Чем увлечь любопытного годовалого карапуза? Многие мамы задают себе этот вопрос, поскольку совмещать занятия с малышом и домашние дела достаточно сложно. Тем более что после годика активности у крохи становится больше, а вот усидчивости пока не хватает.
Предлагаем вам перечень увлекательных игр, которые помогут ненадолго занять ребенка в 1-2 года и одновременно развить у него моторику пальцев, внимание, сенсорику.
Малыша до года увлечь несложно, для этого понадобится обычная погремушка, вращающийся мобиль или развивающий коврик.
Но к первому круглому юбилею дети начинают активно осваивать пространство: они либо быстро ползают, либо делают первые шаги. Неудивительно, что теперь родителям нужно придумывать новые идеи для занятий с крохами.
Давайте рассмотрим два варианта: совместные игры с мамой и самостоятельная деятельность малыша, когда женщине необходимо высвободить для себя чуточку свободного времени и одновременно занять чем-то ребенка.
Предлагаем несколько интересных игр для ребятишек от годика до двух лет.
Чем занять ребенка в 1-2 года: совместные игры
Лучший партнер для годовалых деток – это его любимая мама.
В этом возрасте компания ровесников ребенка еще не привлекает, поскольку ни он сам, ни другие дети еще не могут придумать идеи для развлечений.
Какие игры родители могут предложить малышу?
- Мыльные пузыри. Пожалуй, нет на свете крохи, который бы не любил наблюдать, как вода превращается в разноцветные прозрачные шарики. Детей в этом процессе интересует все: откуда берутся пузыри, как их можно выдуть, почему они лопаются? Малышня обязательно захочет создать мыльные пузыри сама, вот почему это занятие порой затягивается до тех пор, пока раствор в баночке не закончится.
- Рисование. 12-месячный ребенок уже с явным удовольствием рисует пальчиковыми красками, к двум годам он уже может справиться с гуашью, акварельной живописью. Самое главное – подобрать безопасную краску и создать рабочее место, а потом наблюдать, как малыш смешивает краски, ставит отпечатки ладошек и пальцев. Кстати, в этом деле вам пригодятся рулоны старых обоев. Они гораздо экономнее дорогих альбомов.
- Лепка. Лепить можно из специального соленого теста или обычного мягкого пластилина. Только не покупайте ароматную пластичную массу, потому что ребенок обязательно захочет ее попробовать. Покажите ему простейшие упражнения: скатайте шарик, колбаску, продемонстрируйте, как изготовить лепешку. Не ждите красивых фигурок, в этом возрасте детям интересно изучать свойства материалов. Плюс подобного занятия неоспорим – активное развитие мелкой моторики!
- Ролевые игры. Полуторагодовалый ребенок уже проявляет неподдельный интерес к ролевой игре. В этот момент он подражает действиям родителей, которые видит ежедневно. Обычные сюжеты: покормить куколку, сделать с ней зарядку, запеленать ее, покачать в коляске, уложить ее спать. И все же без маминой помощи пока не обойтись. Ближе к трем годам сюжеты игр станут более сложными, ведь к непосредственному опыту добавится и воображение.
- Чтение книг. Годовалые детки пока не могут воспринять длинные произведения с сюжетом, поэтому сказки оставьте на потом. Один-два года – возраст для чтения стихотворений, прибауток. Обычно «на ура» идет классическая детская литература: стихи А. Барто, К. Чуковского и т.д. Кстати, возьмите эти произведения за основу для детских мини-спектаклей, приобретя пальчиковый театр или сделав его из обычных перчаток.
- «Прогулочные» игры. Варианты игр на свежем воздухе ограничиваются лишь маминой фантазией. Вы можете поиграть с другими детками на игровой площадке, взяв с собой на улицу мяч. Покормите голубей кусочком старого батона, развивая тем самым детскую моторику и наблюдательность. Покачайтесь на качелях, зимой слепите снежную бабу, осенью соберите яркие листья. Летом перечень развлечений значительно расширяется.
- Подвижные игры дома. Без этих полезных занятий сложно представить обычный день с малышом. Нельзя же усадить кроху на несколько часов за стол и ждать, что он будет рисовать, лепить или собирать что-то. Если кроха уверенно ходит, поиграйте с ним в прятки, пятнашки или догонялки. Если же он только делает первые шаги, просто покатайте мячик на полу или попрыгайте на фитболе.
- Кубики, матрешки, пирамидки. Пусть ваши занятия с малышом будут не только веселыми, но и полезными. Для этого недостаточно купить развивающие игрушки, взрослым обязательно нужно включаться в игры, научить ребенка взаимодействовать с предметами. Для детей в 1-2 года подходят кубики, пирамиды, рамки-вкладыши, сортеры, крупные конструкторы, музыкальные инструменты.
- Игры с крупами. Возьмите большой таз с манкой, поместите в него множество «секретиков» и «сокровищ». Это могут небольшие игрушки, крышки от баночек, фигурные макаронные изделия. Кстати, на поддонах или на больших темных блюдах можно рисовать необычные картины детскими пальчиками.
- Воздушные шары. Потрясающе увлекательное занятие с маленькими детьми. На шарике вы можете рисовать фломастером веселые рожицы. Шарик можно надуть и отпустить, не завязывая горлышко – радостных воплей не избежать. Маленького исследователя надолго заинтересует, как из такой маленькой тряпочки получается большой и легкий шарик.
- Домашние дела. Иногда не стоит придумывать новые занятия для ребенка, достаточно просто разрешить ему помочь вам по хозяйству. К примеру, дайте карапузу губку и влажную салфетку и покажите, как вытирать пыль. Двухлетние дети уже могут орудовать щеткой для пола и мыть тарелки. Поставьте свое чадо на небольшой постамент возле раковины, намыльте губку и дайте вымыть пластиковую посуду.
Чем можно занять малыша в один-два года: самостоятельные игры
Сразу оговоримся, что понятие «самостоятельные игры» довольно относительно, поскольку в этом возрастном периоде ребенок еще не может сам себя занять. Да и оставлять такого маленького карапуза одного небезопасно.
Однако никто не мешает вам ненадолго занять малыша, чтобы выполнить домашние дела или взять передышку. Какие идеи понравятся вашему чаду?
- «Чудо-коробочка». В обычную коробку необходимо сложить разные безделушки и мелочи. Содержимое нужно регулярно обновлять, а саму коробку не стоит держать на виду. Пусть ее появление будет сюрпризом. Внутри «чудесной» коробочки могут быть детали от конструкторов, небольшие игрушки, флакончики, упаковки от витаминов, то есть все, что подсказывает вам ваша фантазия. Будьте осторожны – не кладите маленькие детальки, которые кроха может проглотить.
- Развлечения с бумагой. И в 12 месяцев, и в два годика дети интересуются бумажными изделиями – любят пошуршать бумагой, разорвать на кусочки, помять и сделать из нее шарики. Самый дешевый и безопасный вариант – игры с рулоном туалетной бумаги. А вот глянцевые журналы и газеты давать не стоит. Газетные страницы пачкаются типографской краской, а журнальный глянец имеет острые края, которые могут поранить маленькие пальчики.
- Пакет с одеждой. В текстильную сумку сложите вещи, из которых малыш уже вырос, или одежду не по сезону. Маленьких модниц и модников подобные игры с гардеробом обычно увлекает минут на 20-30. Они любят стоять перед зеркалом и примерять вещички на себя. Кстати, тем самым вы можете научить кроху самостоятельно одеваться.
- Водные развлечения. В таз наберите не очень много воды, вручите крохе самые разные резиновые игрушки (уточки, медвежата, кораблики), пусть он играет. Многим детям нравится вполне невинная забава – шлепать ладошками по поверхности воды и наблюдать за брызгами. Однако не стоит малышу разрешать играть в ванной без вашего присмотра. Лучше постелить в комнате клеенку и поставить на нее тазик с водой.
- Мультфильмы и развивающие презентации. Безусловно, смотреть мультфильмы лучше вместе с ребенком, но если вам нужно отвлечься минут на 10-15, можно включить хороший анимационный фильм или интересную презентацию. Однако подобным методом не стоит увлекаться, ничто не заменит крохе общение со взрослыми и взаимодействие с реальными предметами.
3.6666666666667
Приблизительное время чтения: 7 минут
Игры – дело серьезное. На первый взгляд звучит парадоксально, но на самом деле объем информации получаемый маленькими детьми в виде игры превышает всё то, чему учат в школе и институте в придачу, а необходимость этой информации невозможно оценить.
Проведенные на детенышах приматов эксперименты убедительно доказали – малыши, лишенные игр, никогда не станут полноценными членами стаи. Выводы делайте сами. Можно прожить жизнь полноценно и счастливо без высшего образования. И даже без среднего. Но без тех бесценных навыков, что дают ребенку игры влиться в «человеческую стаю» на правах своего просто невозможно. Поэтому предлагаю поговорить об играх со всей возможной серьезностью.
Во что поиграть окологовым детям
Только что состоявшимся родителям кажется, будто их чадо нуждается в активном «развивании» буквально с первого дня жизни. В реальности, почти до 8 месяцев младенец способен сам себя развлекать, трогая, рассматривая, пробуя, гремя, стуча и царапая все и всем, что его окружает. Таким образом он изучает физические свойства предметов и перестает их пугаться. В этот период можно ограничиться мобиле, погремушками и иными яркими игрушками, которые можно захватывать пальчиками и сжимать ладонями.
Это вовсе не означает, что малыш не нуждается в общении. Общение уму необходимо буквально как воздух, но об играх, как отдельном виде деятельности говорить рано. Время игр наступает примерно с 9 месяцев.
Игры для развития моторики
Если вам кажется, что с 9-тимесячным малышом, кроме как, в погремушки и сыграть-то не во что, вы глубоко ошибаетесь. Скорее всего, он уже уверенно сидит, крепко держит предметы, старается их куда-то закинуть, затолкнуть и засунуть. Всю эту неистощимую энергию следует направить в нужное русло, в чем вам помогут несложные игры на развитие мелкой моторики. К примеру, вы можете поиграть в:
- Пирамидки, состоящие из 3-5 кругов разного размера и цвета. Сначала малыш будет пытаться одеть «бублики» на положенное место, не уделяя внимания их принципиальному отличию в размерах. Спустя некоторое время он поймет, что средний кружок не может одеваться первым, как и самый маленький, тогда как большой несуразно смотрится на пустом стержне пирамидки. Помогайте чаду, четко комментируйте действия и их результаты. Таким образом, вы будете вместе тренировать зрительно-моторную координацию и мелкую моторику.
- Строительные кубики (желательно мягкие набивные или полые пластиковые, обязательно с закругленными гранями) тоже хороши для развития пальчиков и мышления, связанного с их обязанностями и возможностями. Покажите ребенку, как построить, а потом разрушить небольшую башенку.
- Сортеры, а проще говоря, логические кубы тоже помогут чаду совладеть с непослушными пальчиками. Вместе с ребенком втискивайте квадратные, круглые и разномастные элементы в отверстия с такими же абрисами. Следите за тем, чтоб детали не были слишком мелкими, и малыш их просто не проглотил.
- Пальчиковые игры – это самый доступный и распространенный способ развития мелкой моторики «окологодовалых» ребят. Выучив несложную прибаутку или забавный стишок, вы можете разминать, сгибать и разгибать пальцы и ладошки чада, делая их гибкими и податливыми.
Игры для развития интеллекта
Малыша, которому еще не исполнилось и года, можно развить в плане интеллекта следующими способами:
- Порадовать его заводными игрушками, демонстрируя, что они едут только после того, как покрутишь ключик. Следите, чтоб слишком громкая музыка или активные действия игрушки не испугали младенца.
- Можете побаловать годовасика пальчиковым театром, двух или даже одного героя которого вполне реально сделать самому, например, из квадратного лоскута материи, скрученного наподобие тряпичной куклы, с нарисованной фломастером мордочкой.
- Обучающие картинки – отличный материал для развития интеллекта. Главное, чтоб изображение на них было четким и легким для восприятия. Один рисунок можно показывать сек. 30, словесно оглашая его значение.
- Крупная детская мозаика из пластика, отдельные разноцветные элементы которой накладываются на поле, образуя хаотичные рисунки. Немного позже чадо научится складывать из нее примитивные узоры, сортировать по цветам и формировать изображения из своих фантазий.
- Конструктор, состоящий из разноцветных деталей, легко и плотно насаживающихся друг на друга, будет не только развивать моторику и делать пальчики сильными, но и даст понять, что из него получаются разные фигуры, целые конструкции и даже «дома».
Примеры игр для развития речи
Самое лучшее, что могут сделать родители для речевого развития своего ребенка – это общаться с ним как можно больше. Пусть вы не знаете детских песенок или стихов, просто разговаривайте с чадом, рассказывайте ему обо всем, что происходит, читайте вслух и делитесь своими мыслями. Вместе с этим можете пополнять арсенал игр, развивающих речь годовалого чада, и внести в него такие забавы:
- «Разговор» по игрушечному телефону. Обязательно проговаривайте слова алло, да, слушаю, кто это, рада вас слышать и все в таком духе. Обязательно скажите малышу, кто и зачем позвонил, попрощайтесь с невидимым собеседником.
- Почаще просите ребенка принести с другого конца комнаты конкретный предмет. Причем просьба должна звучать полноценно, к примеру: «Даша, принеси мне, пожалуйста, синий блокнот с журнального столика». В процессе того, как ребенок будет соображать и прокладывать маршрут, помогайте ему словесно, направляйте и обязательно хвалите за выполненную задачу.
- «Болтающие пальчики». В эту игру можно играть в транспорте и даже в очереди. Просто нарисуйте физиономии на двух своих пальцах, и разыграйте между ними оживленную беседу.
- Заучите несколько стишков-игр, мотивирующих выполнять определенное действие. К примеру, что на слово «стук-стук» малыш стучал кулачком о пол, «топ-топ» - топал, а «хлюп-хлюп» - бил ладошкой по воде, если действие происходит в ванной.
Что уже умеет малыш к полутора годам
На самом деле, повода для обоюдного огорчения попросту нет, особенно если принять во внимание все, то, что уже умеет делать малыш. Присмотритесь, и вы поймете, что чадо способно:
- примитивно танцевать;
- лазить по лесенкам;
- худо-бедно умываться и елозить щеткой по зубам;
- орудовать ложкой;
- снять носки или стянуть шапку;
- рисовать каракули;
- включать кнопки на аппаратуре;
- собирать игрушки;
- узнавать/называть предметы и людей;
- приносить с улицы заинтересовавшие его предметы;
- соотносить действия с их итогом;
- проявлять осторожность;
- хорошо ходить и долго стоять, прыгать, в конце концов;
- менять положение тела по вашей просьбе;
- выражать эмоции;
- различать величину предметов и многое иное.
Как видите, список того, что умеет ребенок в полтора года, достаточно велик, и это при всем том, что каждый малыш обладает своими личными темпами развития, и может демонстрировать более солидные и «взрослые» навыки. Но речь сейчас вовсе не об этом, а о том, как можно использовать и развить уже имеющиеся способности, направить их в нужное русло, увлечь чадо и приучить его играть самостоятельно, причем в «правильные» и полезные забавы.
Оказывается, что это не так сложно. Главное, чтоб наследник пребывал в хорошем расположении духа, игра не длилась дольше 20 минут и не была ему навязана. Родителям стоит заранее приготовить все расходные материалы и инвентарь, если таковой требуется, и с воодушевлением погрузиться в детство.
Что нужно делать родителям – это не ограничивать свободу деток, давать возможность оттачивать координацию движений и развивать ловкость в целом. Отмечено, что именно в этом возрасте обостряется взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой, а потому последней необходимо уделять максимальное внимание.
Игры для детей 1,5 - 2 года
Игры для развития моторики
Думаете, что соответствующие игры для деток от полтора до двух лет потребуют от вас приобретения нового инвентаря? Совершенно нет, и вы можете убедиться в этом на таких примерах:
На обычном противне для запекания расстелите цветную или простую бумагу, которую посыпьте тонким слоем манной крупы или сахара. Предложите чаду провести по крупинкам пальчикам, отмечая, что за ним остается след. Постепенно показывайте, что можно не просто рисовать хаотичные линии, но и изображать овалы, спиральки и волны.
Предложите ребенку поиграть с грецким орехом. Пусть он его попрячет от вас в кулачке, покатает по столу, спустит с горки, образованной другой рукой, а под конец спрячет в емкость с гречкой, к примеру. Потом его там же нужно будет и отыскать, для чего придется изрядно потрудиться пальчиками.
Выставьте перед малышом несколько баночек, кастрюлек и судочков разной окружности и формы. Рядом разложите их крышки, и пусть он старается правильно совместить пары. Потом можно снова все раскрыть и перемешать, вот только теперь это будете делать не вы, а ваше чадо. Аналогичный вариант возможен с разноцветными крышками от пластиковых бутылок, но с ними нужно быть осторожными, ведь малышу может вполне захотеться попробовать их на вкус.
Пусть наследник попытается воткнуть ушные палочки в отверстия дуршлага или в заранее скатанный шар из пластилина.
В пятилитровой бутыли для воды сделайте отверстия, в которые можно будет проталкивать контейнеры из-под «киндеров», большие пуговицы и иные запчасти.
Разрежьте трубку из-под туалетной бумаги на кольца, и предложите ребенку нанизать их на толстый обувной шнур.
Не забывайте о существовании восковых карандашей. Для их рисования нужно прилагать минимум усилий, тогда как пальчики будут тренироваться удерживать довольно толстый карандаш и направлять его по нужной траектории.
Игры для развития интеллекта
Всестороннее развитие ребенка становится все важней, а повышение уровня его интеллекта – в частности. Что могут предпринять в этом отношении сами родители? В домашних условиях предложите чаду:
- Собрать пазл, состоящий их 2-3 крупных элементов. Его можно заменить на самодельные бумажные квадратики, треугольники и прямоугольники, из которых складываются (наклеиваются) примитивные домики и башенки.
- Не игнорируйте возможность пользоваться играми-вкладышами. Это такие дощечки с вынимающимися фигурами зверушек или предметов, которые потом нужно вернуть на их места.
- Из цветной бумаги можно вырезать геометрические фигуры разных размеров и цветов. Потом они перемешиваются, и малышу предлагается отыскать «самый большой красный квадрат», к примеру.
- Разложите перед ребенком парные предметы: свечки, носки и т.д. Попросите его отыскать каждой вещи его пару.
- Читая книгу или просматривая мультфильм, акцентируйте внимание малыша на поступках положительных и отрицательных героев, их мимике, поступках и их результатах.
Игры для развития речи
Существует мнение, будто мальчики начинают говорить несколько позже, чем девочки. Педиатры настаивают на том, что подобное убеждение не имеет научного основания, и рекомендуют одинаково заниматься речевым развитием с детьми обоего пола. Как это делать в домашних условиях? Предлагаем такие варианты игровых занятий:
- Осваивайте звуки, которые произносят животные, пусть ребенок пробует подражать мычанию коровы, лаю собаки, гудению парохода и т.д.
- Научите чадо выдувать шарики, тренируя его артикуляцию.
- Продолжайте заниматься пальчиковой гимнастикой, как можно больше общайтесь с малышом, комментируйте все свои действия, пока его одеваете или кормите.
- Читайте малышу короткие рассказы, делайте это четко и не спеша.
- Разучите небольшие стишки, и мотивируйте чадо за вас произносить последнее слово каждой строчки.
- Разыгрывайте сценки с участием мягких игрушек, кукол и роботов. Пусть машинка произносит положенные ей звуки, «просит» поднять шлагбаум или пропустить ее вперед.
- Научите чадо прощаться и здороваться с родными и близкими.
Развитие ребенка в полтора года и старше – это увлекательный процесс, в который вы сами захотите окунуться с головой. Его можно оставить спонтанным и хаотичным, просто не забывая делать игры и занятия более «взрослыми». А можно подобрать специальную развивающую методику, к примеру, Никитина или Железновы, но это уже тема для другой статьи.
Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.
Физиологические изменения
- Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
- Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
- Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.
Физическое развитие
За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.
Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:
При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.
Рассчитайте календарь прививок
Что малыш умеет?
- Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
- Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
- В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
- У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
- Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
- Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
- Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
- Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
- Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
- Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
- Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
- Кроха знает способ использования разных предметов.
- Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
- Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.
Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:
- Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
- Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
- Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
- Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
- Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.
Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.
Занятия для развития
- Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
- Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
- Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
- Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
- Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
- Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
- Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
- Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
- Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
- В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
- Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
- Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
- Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
- Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.
Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.
Психическое развитие
Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.
На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.
На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.
Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:
- Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
- Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
- Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
- Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.
Играйте вместе с крохой и стройте с ним башни из разных фигурок, объясняйте, почему башня падает
Моторика
Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:
- Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
- Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
- Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
- Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
- Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.
Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:
- Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
- Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
- Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
- Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
- Лепить из соленого теста.
- Приклеивать наклейки на себя или на листок.
- Рисовать пальчиковыми красками.
- Играть со шнуровками.
- Наматывать нитки на клубок.
- Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
- Закручивать и откручивать крышечки.
- Играть с сортером и рамками-вкладышами.
- Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
- Играть с прищепками.
- Заниматься с сенсорной коробкой.
Развитие речи
На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.
Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:
- Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
- Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
- Выполнять артикуляционную гимнастику.
- Делать гимнастику и массаж пальчиков.
- Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.
Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.
Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка
Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.
Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
|
Физическое развитие | Игры с мячом | Гимнастика под музыку | Упражнения на фитболе | Ходьба с препятствиями | Гимнастика по видео-уроку | ||
Познавательное развитие | Собираем пазл | Находим целое по части | Игры с кубиками | Изучаем фрукты | Сортируем предметы по цвету | Игры с пирамидкой | Ищем пропавшую игрушку |
Сенсорное и музыкальное развитие | Слушаем звуки музыкальных инструментов | Изучаем запахи | Изучаем материалы на ощупь | Слушаем детские песенки | Изучаем вкусы | Игра с сенсорной коробочкой | Слушаем классическую музыку |
Мелкая моторика | Пальчиковая гимнастика | Игры с крупой | Игры со шнуровкой | Пальчиковая гимнастика | Игры с прищепками | Игры с наклейками | Игры с песком |
Речевое развитие | Чтение сказки | Артикуляционная гимнастика | Обсуждение сюжетной картинки | Чтение стихов | Артикуляционная гимнастика | Рассматривание картинок и их обсуждение | Чтение потешек |
Творческое развитие | Рисование пальчиковыми красками | Аппликация | Рисование карандашами | Лепка из соленого теста | Рисование красками | Игра с конструктором | Лепка из пластилина |
Это лишь примерный план, который следует изменять для каждого конкретного ребенка. Обязательно включайте в свой недельный распорядок занятия, которые нравятся малышу. В конце недели сделайте анализ выполненного, на основе которого можно добавить какие-либо занятия или сократить список игр на день.
Игрушки от 1 до 2 лет
Игрушки помогают крохе развивать и физическую, и эмоциональную сферу. С их помощью ребенок познает мир, изучает окружающую обстановку, развивает воображение, становится инициативным и узнает причинно-следственные связи.
О том, какие игрушки стоит приобрести для крохи 1-2 лет смотрите в видео Анны Гапченко.
Среди игрушек ребенка 1-2 лет должны быть:
- Кубики.
- Сортер с несколькими несложными отверстиями.
- Пирамидка с 3-4 кольцами.
- Стаканчики квадратные и круглые.
- Коробочки разного размера.
- Игрушки для улицы – лопатка, формочки, машина с кузовом, ведро.
- Игрушки, которые тянут или толкают.
- Мягкие игрушки, которые малыш сможет укладывать спать, кормить.
- Игрушки для игры с водой.
- Пластмассовая посуда.
- Игрушечный телефон.
- Игрушки, имитирующие бытовые предметы.
- Музыкальные игрушки.
- Картонные или тканевые книжки.
Игры с крупой являются одними из самых любимых у крохи. Как проводить такие занятия, смотрите в следующем видео.
Уход
Гигиенические процедуры выступают важным элементом ежедневного распорядка в жизни годовалого карапуза. В утреннее время ребенка умывают и подмывают. Также малышу важно чистить зубки и обязательно мыть ручки перед едой и после прогулок. Перед сном кроху традиционно купают, совмещая эту водную процедуру с веселыми играми в воде.
Режим дня
К году у всех детей имеется определенный распорядок дня, сменившись за 12 месяцев жизни несколько раз. Его поддержание важно для хорошего самочувствия малыша. Основными моментами режима дня ребенка 12 месяцев являются организация сна и бодрствования, а также питания.
Сон
Дети 1 года бодрствуют больше, но по-прежнему спят около 14-15 часов в сутки. Ночной отдых в среднем длится 10-11 часов, а днем ребенок 12 месяцев спит дважды. При этом первый дневной сон обычно длится дольше (2-2,5 часа), а второй – менее длительный (1,5 часа). К одному дневному сну дети начинают переходить примерно в 18 месяцев.
Бодрствование
В режиме дня 12-месячного ребенка есть активные и спокойные игры, гимнастические упражнения, чтение книг, прогулки, визиты в гости и многое другое. В первую половину дня активные игры лишь приветствуются, а вечером их следует избегать. Гимнастику с ребенком нужно выполнять за час до приема пищи.
Прогулки
Гулять с годовасиком советуют 2 раза в день, причем в хорошую погоду хотя бы один из дневных снов стоит организовать на прогулке. Выходить с крохой на улицу рекомендуют утром в 10-11 часов, а в послеобеденное время – в 16-17 часов. Длительность прогулок должна составлять от 2 часов и больше. На нее будут влиять погодные условия, например, в теплые летние дни малыш вполне может проводить на прогулке 5-6 часов. Если же на улице мороз ниже -10, сильный дождь или очень ветрено, от прогулки стоит воздержаться.
Питание
Ребенок 1 года по-прежнему ест 5 раз в день с паузами между приемами пищи 3,5-4 часа. Рекомендуется придерживаться режима питания, предлагая малышу еду примерно в одно время, а также не допуская длительных перерывов. Определить общее суточное количество пищи для годовалого малыша можно, разделив массу тела крохи на 9. В среднем детки этого возраста съедают в день 1000-1300 мл пищи. Разделив такой объем на число кормлений, вы получите средний объем порции в 200-260 мл.
Питание малыша на грудном вскармливании включает все больше блюд прикорма. Малыш прикладывается к груди в основном около снов, в течение дня (например, если упал) и после еды (запить прикорм). В ночное время сохраняются активные подутренние кормления, которые бывают в 4-8 часов утра.
Детей на искусственном вскармливании можно продолжать кормить адаптированной смесью, предлагая ее в два кормления (первое и перед ночным сном). При необходимости смесь уже можно отменить, предлагая на завтрак крохе кашу и заменив смесь перед сном кисломолочным напитком.
В питании годовалого ребенка появляются специи, зелень, соль, некоторые виды сладостей (пастила, зефир). Таким детям по-прежнему рано знакомиться с жареными блюдами, колбасами и сосисками , копченостями, жирными видами мяса, экзотическими фруктами, грибами и шоколадом.
Рассчитайте свою таблицу введения прикорма