Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зимние забавы. Конспект интегрированного логопедического занятия «Зима» в логопедической группе
Новая лексика Существительные: зима, декабрь, январь, февраль, лёд, мороз, холод, иней, метель, вьюга, пурга, снег, сугробы, снежинка, снежки. Глаголы: мести, морозить, расписывать (о морозе), сковать, бушевать. Прилагательные: морозный, заснеженный, крепкий (мороз, лёд), холодный, ледяной, снежный, сильный, вьюжный. Наречия: холодно, зябко, морозно, пасмурно, вьюжно, снежно, бело. Диалог Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи. ВЬЮГА Где была ты ночью, ну-ка? Я по всем дворам крутила, Я деревьям шубы шила, Разодела их в меха. И мороз им - чепуха! Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга, Что творила утром, ну-ка? Вдоль по улицам бродила, Все заборы побелила. Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга, Где ты днём кружила, ну-ка? Шапки днём с людей срывала, Снег за воротник бросала... Чтоб вокруг красиво стало, Небо я с землёй смешала! Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга, Вечерком где будешь, ну-ка? Что за вечер накружу, Завтра утром расскажу! Повторение названий зимних месяцев Цели: закрепить в речи названия зимних месяцев, учить связному монологическому высказыванию. Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из стихотворения «Двенадцать месяцев». Проводит беседу по стихотворению, разучивает его с детьми. Отчалил осени корабль , И реки льдом сковал декабрь . Начинает календарь Месяц с именем январь. Белой вьюги вьётся шаль, Весь в снегу пришёл февраль. В. Степанов Вопросы и задания: Что происходит с природой в декабре? Почему говорят, что январь начинает календарь? Какой зимний месяц обычно бывает вьюжным? Назови первый (второй, третий) зимний месяц. Перечисли зимние месяцы по порядку. |
Игра «Какая? Какой?»
Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать прилагательные к заданному существительному.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинку, спрашивает, что на ней изображено, и просит подобрать слова-
признаки.
Например:
Зима (какая?) - белая, вьюжная, холодная, морозная и т. д.
Слова: зима, снеговик, снегирь, лёд, снежинка.
Игра «Назови ласково»
Цели: развивать грамматический строй речи, учить образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных
суффиксов.
Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает одному из детей мяч и называет слово по теме. Ребёнок
возвращает мяч, употребив данное слово с уменьшительно- ласкательным суффиксом, т. е. называет предмет или явление
ласково.
Слова: снег (снежок), снеговик, ветер, зима, лёд, мороз,
холод и т.д.
Игра «Семейка»
Цели: развивать грамматический строй речи, учить детей подбирать слова-родственники к заданному слову.
Ход игры. Воспитатель раздаёт детям карточки, на каждой из которых написано слово «снег» (игра проводится с небольшой
Например:
Снегурочка, снеговик, снегирь, снегопад, снегоход, снеговой.
Игра « Кто больше ?»
Цели: развивать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто придумает больше слов на звук [с] по теме «Зима». За каждый
правильный ответ выдаётся жетон. В конце игры подводится итог.
Игра «Волшебные снежки»
Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дис-
графии.
Ход игры. Воспитатель помещает на фланелеграфе (либо рисует на листе, в тетради) кружки белого цвета с написанными
на них буквами. Сообщает детям, что это снежные комки. Затем педагог предлагает детям назвать, какое слово
получится, если расположить комки от самого большого к маленькому .
Например : горка .
Игра « Будь внимательным »
Цели: развивать зрительное внимание, фонематический слух, закреплять умение подбирать слова, включающие
заданный звук, уточнить и активизировать словарь по лексической теме «Зима».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и найти на ней «зимние слова» со звуком [с]. Когда все
слова названы, воспитатель может предложить детям подобрать другие слова с заданным звуком и определить место звука в
слове (начало, середина, конец).
Слова: санки, снегирь, снег, снежинки, сугробы и др.
Стихи для чтения и заучивания наизусть
Занялась зима побелкой.
Побелить решила лес.
Помогать ей стали белки -
Известь брызжет до небес.
Тут и заинька несмело
Предложил друзьям помочь -
Он себя побелкой белой
В зиму выбелить не прочь.
Н.Антонова
ЛЕС И ПОЛЕ БЕЛЫЕ...
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога.
Подо льдами крепкими
Дремлют воды рек.
Белыми сугробами
Лёг на крыши снег.
В небе звёзды яркие
Водят хоровод.
Старый год прощается -
Входит Новый год.
Е. Трутнева
СНЕЖИНКИ
Лёгкие, крылатые,
Как ночные бабочки,
Кружатся, кружатся
Над столом у лампочки.
Собрались на огонёк.
А куда им деться?
Им ведь тоже, ледяным,
Хочется погреться.
И . Бурсов
ПРИШЛА ЗИМА
Пришла зима весёлая
С коньками и салазками,
С лыжнёю припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На ёлке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка весёлая
Подольше не кончается!
И. Черницкая
Загадки
Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
(Зима)
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(Снег)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
(Февраль )
Придумывание продолжения к данному началу рассказа
Воспитатель предлагает детям прослушать начало рассказа и придумать конец.
На зимние каникулы мама отправила Сашу к бабушке в деревню. Хорошо в деревне, много снега! Хочешь с гор на санях
катайся, хочешь - на лыжи вставай. Но больше всего Саше нравилось лепить из снега! И вот однажды, когда Саша
мастерил снежную крепость, он услышал чей-то жалобный писк...
Тексты для пересказа
* * *
Лесная поляна покрыта пушистым снегом. Мелкие букашки запрятались от холода под корой. Тихо кругом. Изредка
пролетят стайкой щеглы или синицы. Или дятел начнёт выколачивать клювом из шишки вкусные семена. Иной раз заяц
столбиком постоит на полянке, послушает и побежит в лес.
Г. Скребицкий
Вопросы:
Куда спрятались букашки?
Что делают птицы в зимнем лесу?
Кого можно встретить в зимнем лесу?
ВЬЮГА
Разыгралась вьюга. Небо слилось с землёй. В деревне вьюга намела большие сугробы. Малыш
отправился с Жучкой из школы домой. В пути они сбились с дороги. Малыш упал. Он прислонился
спиной к скирде соломы и уснул. Собака стала выть и звать на помощь. Из деревни
пришла учительница с ребятами. Стали откапывать Малыша. Жучка помогала лапами и мордой откапывать мальчика. Малыша
откопали, принесли в избу, закрыли шубой. Он был спасён.
По В. Дмитриевой
Вопросы:
Какая погода была в деревне?
Откуда возвращались Малыш и Жучка?
Что случилось в пути?
Что произошло с Малышом?
Что сделала собака?
Кто пришёл на помощь?
Как Жучка помогала людям?
Чем закончился рассказ?
Текст для пересказа
ЗИМА ВЬЮЖНАЯ
Пролетело жаркое лето, прошла золотая осень, выпал снег - пришла зима.
Подули холодные ветры. Много раз большими хлопьями начинал падать снег...
Протянулся через дорогу и скрылся в ельнике заячий след. Лисий след, лапка за лапкой, вьётся
вдоль дороги. Белка перебежала дорогу и, вздрогнув пушистым хвостом, махнула на ёлку. На вершинах ёлок много шишек. Прыгают
по шишкам бойкие птицы - клесты. А внизу, на берёзе, точно бусы, уселись красногрудые снегири.
По И. Соколову-Микитову
Вопросы:
О каком времени года рассказ?
Какие признаки зимы перечислены в рассказе?
Чьи следы видны на снегу?
Что сделала белка?
Какие птицы прыгают по шишкам? Зачем?
Какие птицы уселись на берёзе? На что они похожи ?
Цели: Формирование лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков.
- Закреплять представления о зиме и её приметах.
- Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
- Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в образовании множественного числа существительных; в образовании относительных прилагательных; в подборе слов-действий и слов-признаков к слову-предмету; в составлении простых предложений.
- Учить согласовывать слово с движением.
- Развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, графо-моторные навыки.
- Воспитывать умение слушать товарищей, отвечать на вопросы полным предложением.
Словарь: зима, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод;
морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;
метёт, дует, завывает, падает, кружися, летит, морозит, воет, чистят, сгребают, скользят, скрипят, сверкает.
Оборудование: Игрушки (кукла Лилу - попуас), предметные картинки, простые карандандаши, цветные карандаши, раздаточные карточки.
Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций о зиме, отгадывание загадок на зимнюю тематику, беседы по картинам с зимними пейзажами.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Сегодня на занятии у нас гость – девочка Лилу из жаркой Африки. Там никогда не бывает зимы и снега. Давайте ей расскажем о зиме и картинки покажем, а потом и в игры поиграем. Лилу принесла нам письмо, но не может понять о чём в нём написано.
2. Игра «Письмо от Матушки-Зимы»
Логопед: Это Матушка-Зима прислала вам письмо и просит рассказать:
Что и почему зимой бывает;
Знаете ли вы приметы Матушки-Зимы?
Зиму-зимушку встречай и скорее отвечай:
День какой? (Короткий.) А ночь какая? (Длинная.) Что всегда зимой бывает? (Снег.)
Кто на ветках не поёт? (Птицы.) Почему снег идёт? (Мороз.)
И у деревьев голый вид? (Листья облетели.)
До весны в лесу кто спит? (Медведь, ёж, барсук.)
Чем покрылась река? (Льдом.) И какие облака? (Снежные, тяжёлые.)
Как люди одеваются? (Люди одевают тёплую зимнюю одежду и обувь.)
Как дети развлекаются? (Дети катаются на санках, коньках, лыжах, лепят снеговика и играют в снежки.)
3. (демонстрационная таблица)
Дети подходят к доске и рассматривают картинку.
Логопед: Про картинку дай ответ: всё здесь верно или нет?
Кто здесь расстроен, кто боится, кто удивлён, кто веселится?
Ответы детей: Девочка веселится – она катается на коньках.
Мальчик веселится – он катает снежный ком и лепит снеговика.
Медведь зимой спит, а не собирает цветы. (Не бывает.) и т.д.
4. Физминутка «Зимушка»
Логопед с детьми проговаривают текст и выполняют движения.
Логопед: Давайте представим, что мы вышли на заснеженную дорожку и погреемся.
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки,
Ножками потопаем
И себя похлопаем.
5. Игра «Зимние забавы с зимними словами»
Логопед: Все предметы зимними скорее называй,
С этими словами в игры поиграй.
Игра «Жадина»
Игра «Один - много»
Игра «Назови ласково»
Игра «Чего не стало»
Игра «Наоборот»
Игра «Спрячь слоги в ладошки».
Логопед начинает игру:
Буду я сейчас водить,
Слова вслух произносить,
Слово нужно повторить
И на части разделить.
Логопед произносит слова (лексический материал по теме «Зима»), а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.
6. Игра «Обведи сугробы» (раздаточные карточки)
Логопед: Ребята, посмотрите, какие сугробы намела метель. Давайте их обведём.
Без отрыва линию веди
Все сугробы быстро обведи.
(Дети голубым карандашом проводят линию.)
7. Игра «Снежная страничка»
Логопед: Рассмотрите картинку на доске. И назовите все снежные картинки и объясните.
Почему вы выбрали эту картинку.
Предметы из снега найди
И указкой обведи.
(Снежок, снеговик, снежная (горка),
Снегурочка, снеговая... (туча)…)
8. Игра «Какой бывает снег?» (раздаточные карточки)
Логопед: Расскажите Лилу о снеге.
Какой бывает снег? Скажи не торопясь.
И за каждый признак треугольничек раскрась.
Дети получают карточки и называют слова-признаки, а затем на своей карточке раскрашивают треугольник цветным карандашом.
Слова-признаки: лёгкий, белый, пушистый, сверкающий, блестящий, рыхлый, плотный, липкий, рассыпчатый…
9. Игра «Шагаем – действия называем» (раздаточные карточки к заданию 7, 8)
Дети называют слова-действия и обводят стрелочку синим карандашом.
Логопед: Что делает снег? Попробуй сказать,
Все стрелочки-действия прошагать.
Слова-действия: идёт, летит, сыпет, ложится, падает, кружится, скрипит, тает, липнет, лепится…
10. Игра «Дорисуй снежинку» (раздаточные карточки)
Логопед: Растаяли снежинки – дорисуй картинки.
Дети рисуют снежинки и считают сколько снежинок они дорисовали.
11. Игра «Снежная крепость» (демонстрационная таблица)
Логопед просит рассмотреть таблицу на доске. Провести путь по которому Ваня должен выйти из лабиринта. Дети проводят путь указкой и проговаривают слова(приставочные глаголы к слову шёл ):
Логопед: Строил Ваня крепость, так старался,
Что в снежном лабиринте оказался.
Помоги ему немножко – к выходу веди дорожку.
Ваня направо вы(шел), налево по(шёл), повернул направо и вдоль стены про(шёл), долго вперед шёл, через проём в стене про(шёл), налево шёл, шёл, шёл. И из лабиринта вышел.
12. Игра «Закончи предложение» (демонстрационная таблица)
Логопед: Закончи предложение одним из этих слов.
Будет твой рассказ о снеге и зиме готов.
На улице...
Мы ждали...
Белый цвет у...
Мы рады...
Мы любуемся...
Мы думаем о...
13. Игра «Расскажи и дорисуй»
Логопед: Послушайте рассказ о том как Петя лепил снеговика. Давайте рассказ перескажем и снеговика дорисуем.
Рассказ: «Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом – средний, а затем – маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа – морковку, вместо рта – веточку. Снеговик получился красивый».
Логопед: Чтоб снеговика слепить, нужно очень точным быть.
Комков ты контур обводи и с пунктира не сходи.
Самый маленький комок нарисуй-ка сам, дружок!
Дорисуй глаза и нос и про ротик не забудь!
14. Итог занятия
Логопед подводит итог занятия. И просит детей рассказать, что они запомнили на занятии и какая игра им понравилась больше других.
Сделаны задания без ошибки?
Молодец, раскрашивай улыбку!
Литература:
- Киселёва Г. А. «Книжка-учишка», Издательство «Книголюб», 2007.
- Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов», Изд.: Мозаика-Синтез, 2010.
Конспект логопедического занятия по теме
«Зима. Зимние забавы».
(старшая логопедическая группа)
Лакина Алина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ
"Детский сад "Малыш"
Коррекционно-образовательные цели:
Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).
Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).
Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
Развитие речевого слуха.
Развитие диалогической речи.
Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.
Доска магнитная, магниты, конверты с загадками, презентация, картинки снеговиков с недостающими деталями, цветные карандаши, «волшебный снежок» (ватный комочек).
Ход занятия:
1. Организационный момент.Дети входят, здороваются. Занимают свои места за столом.
2. Знакомство с темой. Логопед. Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно. «Запорошила дорожки, разукрасила окошки. Радость детям подарила и на санках прокатила». О каком времени года эта загадка? (О зиме.)
И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.
Ребята, назовите мне признаки зимы. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).
Молодцы!3. Образование относительных прилагательных.
Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?
Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);
- Если сильный мороз, то погода какая? (морозная) - Если метет метель, то погода какая? (метельная) - А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная) - Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная) 4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за». Дидактическая игра «Что наделала зима?»Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Что же наделала Зимушка-зима?
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки – (замела) . Река покрылась льдом и вся… – (заледенела ). Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила). Снежная пороша дорожки все…– (запорошила ).5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Дидактическая игра «Назови ласково».
Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).
Мороз – ( морозец) . Лёд – ( ледок). Холод – ( холодок). Снежинка – ( снежиночка ). Метель – ( метелица) 6. Дыхательные упражнения.Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.
Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку. Снежинка лежит на ладони. )
А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).
7. Образование родственных слов. Игра «Доскажи словечко».Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Ребята, давайте поиграем со словом «снег».
(Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,Падает на землю... (Снег .) С неба всё скользят пушинки -
Серебристые... (Снежинки.) На дорожки, на лужок
Всё снижается... (Снежок. ) Вот веселье для ребят -
Всё сильнее... (Снегопад.) Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (Снежки .) Словно в белый пуховик
Нарядился... (Снеговик. ) Рядом снежная фигурка -
Эта девочка - ... (Снегурка .) На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой... (Снегири .) Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (Снег .)»
Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)
8. Физкультминутка. Логопед: Дети все в кружок вставайте, Физкультминутку начинайте. (Дети встают в кружок). «Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны Стали белыми дома , Складывают руки домиком над головой Снег на улице идёт , Двигают руками сверху вниз Дворник улицу метёт, Имитируют Мы катаемся на санках , Приседают, руки вытягивают вперёд Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно кружатся Ловко бегаем на лыжах, Имитируют И играем все в снежки. Лепят и бросают снежки9. Загадки
Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.
Логопед читает: - Мои новые дружки и блестящи, и легки, И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)Две новые кленовые подошвы двухметровые: На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи )
Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка. За верёвочку-узду через двор коня веду, С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
Меня не растили – из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. Глазки – угольки, ручки – сучки. Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик ) (Слайды).
10. Употребление существительных в родительном падеже . Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»
Логопед: Ребята, кто нарисовал снеговика?
Дети: Снеговика нарисовал художник,
Логопед: Правильно, художник, который очень любил рисовать зимние картины. Но как-то раз художник решил нарисовать братьев снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику - дорисуем снеговичков и расскажем об этом.
Садитесь за стол и выбирайте картинки.
( Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)
«У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…» (Логопед хвалит детей и вывешивает картинки на магнитной доске.) 11.Заключительная часть.Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?
(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают). Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.- Закрепить и обобщить знания по теме «Зима» (признаки зимы, дикие животные зимой, забавы детей зимой), продолжать формировать умения ориентироваться на листе бумаги.
- Вовлечь родителей в учебный процесс и расширить их представления об игровых приемах выполнения артикуляционных, дыхательных упражнений, зрительной гимнастики.
- Создать эмоциональный контакт на занятии между родителями и детьми, чувство принадлежности к группе.
Участники занятия: учитель – логопед, педагог – психолог, дети, родители.
Оборудование:
– мультимедиа;
– предметы: снегирь, ласточка, шапка, панамка, свитер, сарафан,
мяч, санки, валенки, босоножки, заяц белый, заяц серый, лыжи, лейка,
санки-ледянки, коньки;
– картинки: зима, лето;
– индивидуальные зеркала, конфеты, «волшебная снежинка», наборы
геометрических фигур, листы картона.
Ход занятия
Организационный момент.
Заключительная часть (подведение итогов)
Логопед. Пора нам возвращаться домой из зимнего леса (Слайд) . Все задания волшебной снежинки мы с вами выполнили правильно, значит все задуманное нами сбудется. Давайте сделаем так:(Слайд) , (звучит спокойная музыка).
Выход из занятия (психолог) Когнитивное упражнение «Чаша доброты» (эмоциональное развитие)
Психолог. Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты, Рядом еще пустые чашки. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Познавательное занятие планировалось с учётом ФГТ, проводилось как итоговое по лексической теме «Зима» в старшей логопедической группе.
Основная часть заканчивается сюрпризом от Матушки Зимы и переходит в продуктивную деятельность, которая продолжается несколько дней. Дети упражняются в составлении сюжетных зимних картин из манной крупы, вырезанных из цветной бумаги фигурок диких зверей, деревьев.
Задачи:
Расширять представления детей о характерных признаках зимы.
Учить находить эти признаки самостоятельно; учить анализировать, сравнивать с признаками других времён года, делать выводы.
Развивать познавательный интерес к наблюдению в природе и экспериментированию; творческие способности в продуктивной деятельности; связную речь; мышцы мелкой моторики; эстетический вкус.
Формировать ОБЖ.
Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, толерантность.
Планируемые результаты: дети активно сравнивают, делают выводы, интересуются играми на классификацию, составляют сложноподчинённые предложения; активно наблюдают за объектами природы, делятся рассказами из личного опыта; измеряют пути движения других машин; с интересом создают новые картины из манной крупы «Звери в лесу», «Ночь», «Метель»; экспериментируют с соломинкой, выдувая новые изображения разной конфигурации; дети активно общаются, формируются новые симпатии в детском коллективе.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально - художественная, чтение.
Мотивация: в группе появляется зимняя картина с заданием от Матушки Зимы, (если дети выполнят все игровые задания, то она их научит рисовать интересным способом).
I. Сейчас вы услышите рассказ - загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь.
Растянулись по небу серые тучи и ну давай покрывать землю белым пушистым снегом. Побелели дорожки, тонким льдом покрылась река, притихла, уснула как в сказке. Деревья оделись в снеговые шубы и шапки. Солнце на небо вышло, заискрились снежинки, дети выбежали на санках да на коньках кататься, в снежки играть, и такая тут потеха пошла, мороз - не мороз.
О каком времени года рассказ? Как вы догадались? Что за шубы и шапки на деревьях?
1. Мы знаем о зиме интересное стихотворение (с движением). Поможете мне его рассказать?
Пришла, рассыпалась,
Клоками, повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов… (А.С. Пушкин)
- Что же это за проказы Матушки Зимы? Давайте поиграем?
2. Дидактическая игра «Найди нужную картинку».
Выберите картинки с изображением, как вам кажется, проказов Матушки Зимы и переложите на этот стол.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Снег. (И. Суриков)
По снегу покатите
-
я подрасту.
На костре нагреете
-
я пропаду.
Снежный ком.
Растёт она вниз головою.
Не летом растёт, а зимою.
На солнце её припечёт
-
Заплачет она и умрёт.
Сосулька.
Превратилась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь.
В спячку впал в бору медведь.
Звери готовятся к зиме.
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно
Лед.
3. Беседа и опыт.
На эту проказу Матушки Зимы я бы хотела обратить ваше внимание. На дороге бывает гололёд? Что это такое? Как вы думаете, как получилось это слово? Гололед - голый лёд.
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица,
Но зато прекрасно падается.
Почему никто не радуется?
(В. Берестов)
На ледяной дорожке трудно или легко остановиться? Почему? А по асфальту можно прокатиться? Почему? В группе есть гладкая поверхность как у льда? Линолеум, стол… - гладкая и машины легко катать. На какой поверхности машинки катаются плохо? На ковре. Почему? Шероховатый. Представим, пол - лёд, а ковёр - асфальт. Прокатим машины, измерим их путь (отметка тормозного пути обеих машин на схеме).
Вывод: на гладкой поверхности путь длиннее.
- На какой дороге мы будем в безопасности: на асфальте летом или на ледяной зимой?
Вывод: по скользкой поверхности надо двигаться осторожно и обязательно смотреть на светофор.
4. Какой картинки здесь не хватает? Давайте поиграем в метель.
Всё быстрее вертится
Белая метелица.
Всё засыпала снежком
Да блестящим серебром.
Игра на дыхание «Сдуй снежинку».
Обращаю внимание детей на оставшиеся снежинки.
А почему они не слетели? В природе так бывает? Если снежинки зацепятся друг за друга, что получится? (Сугроб).
5. Психологический этюд «Сугроб». Под звуки метели дети изображают сугроб: вырос сугроб, растаял сугроб.
6. Игра на имитацию «Лыжники».
III. Продуктивная деятельность: составление картины из манной крупы.
А вот и сюрприз от Матушки Зимы (рассматривание манной крупы, материалов для работы). Хотите научиться составлять необычную картину?
Изображение на картине может меняться. У неё может быть несколько названий. Нам не нужны краски, хотя она будет цветная. Мы будем рисовать руками, по необходимости, будем пользоваться кисточками, палочками, стеками и соломинками на выдувание. У нашей картины будет одна особенность: её нельзя будет повесить на стену.
Дети под музыку «Декабрь» П.И.Чайковского составляют картину.
Вывод: эту картину нельзя повесить, потому что крупяные изображения рассыпаются.
Литература:
Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. Комплексные занятия.
А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимова, И.К.Белова. Здравствуй, мир!
Г.Ладонщиков. Зимние картинки.
Хрестоматия по детской литературе.