Знаменитые женщины-путешественницы. Интересные факты о женщинах-путешественницах Русские женщины путешественницы
Когда я только уезжала в путешествие по Юго-Восточной Азии, многие спрашивали меня, не страшно ли мне ехать одной, не пакетным туром, а самостоятельно? В одиночку я пропутешествовала всего месяц (потом было 8 месяцев путешествия с мужем), но за это время успела убедиться, что самостоятельные путешествия — это просто потрясающий опыт и совершенно не нужно бояться ехать, если у Вас нет подходящей компании (и даже если Вы — девушка). Сегодня я хочу рассказать о потрясающих женщинах-путешественницах, которые доказали всем, что покорить мир может каждый!
Наша соотечественница
, родилась в Нижегородской губернии. Вместе с мужем путешествовала по малоизвестным регионам Центральной Азии. Александра приняла участие в 4 исследовательских экспедициях
— Северо-западная Монголия
, Северный Китай
, Восточный Тибет
и Центральная Монголия
. Сведения, полученные в ходе экспедиций, легли в основу ее работ о местной природе, а также жизни и быте народов Центральной Азии.
2. Александра Давид Неэль (1868—1969)
Родилась во Франции , с самых малых лет интересовалась путешествиями, а в юности даже убежала от родителей в Испанию на велосипеде (конечно же, ее вскоре вернули домой). Но самое интересное и впечатляющее путешествие она совершила в Тибет , причем в те времена, когда границы Тибета был закрыты для иностранцев. Сделать ей это удалось исключительно благодаря тому, что добиралась до Тибета она пешком из Китая, переодевшись в тибетскую нищенку. Сопровождал ее в этом необычайном приключении Лама Йонгден, которого она впоследствии усыновила. Вернувшись во Францию, Александра написала книгу о своем путешествии, которая так и называется — «Путешествие парижанки в Лхасу» — потрясающая книга , советую всем ее прочитать!
3. Нэлли Блай (1864—1922)
Настоящее имя — Элизабет Кокрейн
(Нэлли Блай — творческий псевдоним), не только путешественница, но и известная американская журналистка
, основоположница расследовательской журналистики. Вдохновленная романом Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней», она решила проверить, действительно ли возможно совершить кругосветное путешествие за 80 дней. Через 16 лет после выхода романа Жюля Верна, отважная журналистка отправилась в путь по маршруту, описанному в книге. И что бы Вы думали? Она действительно смогла это сделать! Причем все путешествие заняло у нее всего 72 дня, один из которых она потратила, чтобы навестить вдохновившего ее автора — Жюля Верна!
После возвращения она стала национальной героиней, ведь в те времена сложно было представить, чтобы женщина могла решиться на такое приключение — женщины не могли обучаться в университете или голосовать на выборах, у них даже не было права распоряжаться своим имуществом!
4. Анни Коэн Копчовски («Лондондерри») (1870–1947)
Родилась Анни в Риге, но еще ребенком эмигрировала в США. Прославилась Анни тем, что была первой женщиной, совершившей кругосветное путешествие на велосипеде ! До путешествия семья Анни сильно нуждалась в деньгах, и именно это толкнуло ее на столь отважный поступок. В Бостоне два джентльмена поспорили, сможет ли женщина проехать вокруг земли на велосипеде? Победительнице был обещан приз — 10 тыс.долларов. И Анни отправилась в дорогу. Ей разрешалось пользоваться водным видом транспорта, но по суше добираться можно было только на велосипеде. Маршрут велопробега включал маршруты от Нью-Йорка до Чикаго, от Иерусалима до Коломбо, от Мексики до Техаса. Спустя 15 месяцев непрерывного путешествия Анни вернулась в Бостон, войдя в мировую историю женщин-путешественниц.
Ну а что же наши современницы? И среди них найдется немало отважных путешественниц, расскажу о некоторых из них.
5. Рози Суэйл-Поуп (1947)
Британка Рози Суэйл-Поуп тоже совершила кругосветное путешествие , но даже не на велосипеде, а пешком ! На все путешествие у нее ушло 5 долгих лет, а расстояние, которое она прошла — аж 32 тыс. км. Маршрут путешествия проходил через Европу, Россию, США и Канаду. Свое путешествие Рози начала в 2003 году, в 57 лет (!) после смерти мужа. Несмотря на всю сложность подобного маршрута, это путешествие помогло ей снова полюбить жизнь.
6. Джессика Уотсон (1993)
Одна из самых юных путешественниц , австралийская мореплавательница. Невероятно, но в кругосветное путешествие она отправилась, когда ей было всего 16 лет ! Путешествие длилось 210 дней, за это время Джессика в одиночку прошла на своей яхте 42 тыс. км. Маршрут был выбран такой: Австралия - Новая Зеландия - Фиджи - Кирибати - Мыс Горн - Южная Африка - Австралия. Несмотря на то, что на тот момент она была самой молодой путешественницей, совершившей безостановочную кругосветку, в Книгу рекордов Гиннеса ее решили не включать, чтобы не провоцировать других юных любителей путешествий на подобное опасное приключение. Кстати, Джессика написала книгу про свои приключения — « ». Очень крутая книга, вдохновляющая — почитайте!
7. Лаура Деккер (1995)
Именно ее признали, как самую молодую мореплавательницу, совершившую одиночное кругосветное путешествие! Голландская путешественница изначально хотела отправиться в кругосветку, когда ей было только 14 лет! Но голландские власти не разрешили ей это сделать, даже наложив судебное ограничение до достижения Лаурой 16 лет. И вот, в 2011 году она отправилась на своей яхте «Гуппи» в море. Родители Лауры - яхтсмены, они и научили Лауру всем хитростям управления яхтой. Спустя год и один день, в январе 2012 года Лаура завершила свою кругосветку, став самой молодой путешественницей, обогнувшей земной шар.
8. Элен МакАртур (1976)
В продолжение морских путешествий хочется рассказать и про Элен МакАртур, которая в 2005 году совершила кругосветное путешествие за рекордный срок — 71 день . Элен попала в Книгу рекордов Гиннеса в номинации самое быстрое одиночное кругосветное плавание на парусном судне. После возвращения Элен наградили Орденом Британской Империи. Сейчас Элен занимается благотворительностью.
9. Александра Толстая
Британка Александра Толстая — настоящая внучатая племянница Льва Толстого, окончила Эдинбургский университет со степенью магистра гуманитарных наук по русскому языку. Но знаменита она не только своим родством с великим писателем. В 1999 году Александра отправилась вместе с 3 подругами и проводником в путешествие по маршруту Великого шелкового пути через Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан и Китай. По возвращении из конного похода Александра написала книгу «Последние секреты Шелкового пути». После покорения Шелкового пути были и другие конные походы — от Байкала до Монголии, от Москвы до Ашхабада (преодолев пустыню Кара-Кум).
10. Герлинда Кальтенбруннер (1970)
Но не только море и равнины покорялись отважным женщинам! Австрийка Герлинда Кальтенбруннер покорила все 14 самых высоких вершин планеты! Причем она является единственной в мире женщиной , поднявшейся на все 14 восьмитысячников без кислородного баллона! Первую вершину Герлинда покорила в 1998 году, ей стала гора Чо-Ойю в Непале, затем были Аннапурна, Лхоцзе, Эверест и другие вершины высотой более 8000 метров. Самой последней в этом списке стала опаснейшая вершина в мире — К-2 (по статистике на каждых 4 альпинистов, достигших вершины, приходится один погибший), на которую Герлинда поднялась в 2012 году.
11. Эдурне Пасабан (1973)
Еще одна знаменитая альпинистка — испанка Эдурне Пасабан , которая так же покорила все 14 величайших гор, на последнюю из которых - Шиша Пангма она забралась, когда ей было 36 лет (2010 год). Причем сделала это она раньше Герлинды Кальтенбруннер, но с использованием кислородной маски. Так что пальму первенства среди женщин-альпинисток они поделили пополам — Эдурне как первая женщина, покорившая все 14 восьмитысячников, а Герлинда — как первая женщина, покорившая их без использования кислородного баллона. После завершения рекордных восхождений Эдурне не собирается останавливаться на достигнутом, планируя и дальше покорять разные вершины, не менее сложные,чем восьмитысячники.
12. Сара Оутен (1985)
В 2009 году Сара пересекла на лодке Индийский океан, став первой женщиной и самым молодым мореплавателем, совершившей подобное плавание. А в 2011 году Сара отправилась в кругосветное путешествие
, в котором она передвигается на велосипеде, каяке и байдарке
. Путешествие началось в Лондоне, после пересечения Ла-Манша на каяке Сара проехала на велосипеде Европу и Азию, на велосипеде и каяке проехала Японию, пересекла на лодке Тихий океан, затем на велосипеде проехала почти всю Канаду. Путешествие еще не закончилось, за передвижениями Сары можно следить на ее официальном сайте здесь: http://www.sarahouten.com/the-mission/journey-tracker/
Говоря о знаменитых женщинах проще всего их представить в образе взбалмошной придворной куртизанки, коварной обольстительнице или отравительницы, знаменитыми певицами, актрисами, поэтессами. Ну, пусть даже правительницами! Но уж никак не путешественницами, ведь именно мужчин обычно тянет куда подальше – завоевывать, открывать, исследовать. Хотя может они там, в глуши, просто пытаются скрыть от своих дам?
И потому мы приоткроем и эту грань женского характера, расскажем несколько интересных фактов
про женщин с совершенно неожиданной тягой к странствиям.
1. Гудридур
Гудридур жила в 10 веке в Исландии. В юности она вместе с викингами доплыла на их корабле до Америки. Именно ей принадлежит честь рождения первого европейского ребенка на континенте. позже женщина вернулась на родину, но долго на месте на задержалась и отправилась в Рим в паломничество к папе. Только после этого Гудридур осела в Исландии, родила множество детей, была долгие годы уважаемой матерью семейства. И теперь в Исландии живут ее потомки.
2. Леди Хестер Стэнхоуп
Леди Хестер, была дочерью третьего графа Стэнхоупа. Она жила во времена становления и развития Британской империи и полностью прониклась этим духом. В детстве она попыталась совершить путешествие во Францию в крохотной лодочке, к счастью, ее вовремя остановили. С замужеством тяга к путешествиям несколько поутихла, вплоть до смерти супруга. А вот тут уже леди Хестер осуществила все свои мечты – сначала она отправилась в Афины. Потом море двинулась в Египет.
Но из-за шторма корабль затонул у острова Родос, и дальше она путешествовала уже пешком. Она была первым европейцем, которому удалось посетить столько арабских городов, но последние годы своей жизни леди Хестер провела в одном из дворцов в центре Ливана.
3. Гаррет Чалмерс Адамс
Вместе с отцом Гаррет часто ездила на верховые прогулки в горы. Ее страсть к путешествиям поддержал и муж, с которым они посетили все интересные места Мексики – древние руины майя и ацтеков. Причем супругов совершенно не пугала удаленность достопримечательностей от современной цивилизации.
4. Энни Смит Пек (1850 - 1935)
Энни Смит Пек не просто известная альпинистка. Она имела степень магистра мичиганского университета, обучалась в Греции и Германии, затем сама преподавала в Университете Пердью. Ее однажды поразила гора в Альпах - Маттерхорн. Энни долго готовилась и в наконец взошла на эту гору. После этого она покоряла разные вершины в Европе, Северной и Южной Америке.
В 58 лет она поднялась на гору Хуаскаран (6 656 м) в Андах, что стало рекордом обще американским, в 61 год – на Коропуна (6 377 м), а последнее свое восхождение Энни совершила в 81 год!
5. Фрея Старк (1893-1993)
Фрея провела большую часть своего детства у бабушки в Италии. С 9 лет, когда ей подарили книгу сказок «1000 и 1 ночь», Старк «заболела» Востоком. В юности из-за проблем со здоровьем девушка проводила большую часть времени дома с книгами. Она много читала, изучала языки. В 13 Фрея попала в аварию на фабрике, долгое время восстанавливалась после пересадок кожи, но ее лицо осталось не идеальным. Далее девушка посвятила себя полностью своему увлечению – она изучила персидский и арабский язык и отправилась на Средний Восток. За годы странствий она забиралась и картографировала самые дальние и недоступные уголки. Во время Второй мировой ее пригласили к сотрудничеству в британской Министерства информации, где она готовила пропагандистские материалы для арабских стран в поддержку союзников.
После войны Фрея посетила Китай, прошла путем Македонского от Киликии до Карии, регулярно бывала в Турции и опубликовала несколько книг о своих путешествиях.
6. Нелли Блай (Элизабет Джейн Кокран) (1864-1922)
После выхода в свет романа «Вокруг света за 80 дней» многие пытались повторить это путешествие. Единственной женщиной так же увлекшейся этой идеей была журналистка из Нью-Йоркска Нелли Блай. Ей при использовании обычных видов транспорта и средств связи удалось обогнуть земной шар за 72 дня 6 часов 10 минут 11 секунд.
7. Мэри Кингсли (1862-1900)
Мэри была дочерью известного писателя и путешественника Джорджа Кингсли. В детстве она много читала, причем в основном научную литературу и заметки путешественников. А после смерти родилетей Мэри отправилась в Африку. Она хотела изучить быт племен, что бы закончить книгу своего отца. Мэри Кингсли побывала в Сьерра-Леоне, Луанде, Анголе. Местные научили ее выживать в джунглях и женщина посетила самые отдаленные места, описала множество новых видов рыб и насекомых, провела исследование туземных обычаев и верований.
8. Луиза Бойд (1887-1972)
Ее называли «ледяной женщиной» за исследования Гренландии. Ей принадлежат не только исследования фиордов и ледников, но и открытие подводного горного массива в Северном Ледовитом океане, ее путешествия были полны неожиданностей и самых захватывающих приключений. Луиза стала также первой женщиной пролетевшей над Северным полюсом в 1955 году.
9. Кира Салак (род. 1971)
Кира Салак является известным писателем, путешественницей и журналисткой. Ей принадлежит несколько научных и фантастических книг по результатам ее путешествий в Папуа-Новую Гвиню, Мали, Перу, Бутан, Ливию, Иран, Бирму. Самым захватывающим стало путешествие в Конго, где она изучала горных горилл.
10. Гертруда Белл (1868-1926)
Гертруда родилась в семье богатого промышленника, получила великолепное образование, несколько раз ездила на Восток. Позже уехала в Иран, где занялась археологией и историей, основала Багдадский музей со множеством уникальных редкостей. Активно принимала участие в политической и культурной жизни Востока, с 1920 года была восточным секретарем Высшей Британской комиссии в Междуречье. В 1921 году приняла участие (единственная женщина!) в конференции в Каире. Позже сотрудничала с Британской разведкой, была соратницей Лоуренса Аравийского.
Так что женщины могут быть великими в самых разных областях. Это ярко показывает пост -
А.Э. Афанасьева
В наше время не стоит удивляться ничему, на что отваживаются женщины
W.G.Blaikie. Lady Travelers. (1896) .
Феномен женщин-путешественниц является одной из наиболее интересных особенностей викторианского периода истории Англии. Викторианский период, как называют годы долгого правления королевы Виктории (1837 - 1901), известен как время значительного подчинения женщин, когда суровая общественная мораль строго регламентировала их жизнь, ограничивая ее пределами домашней сферы и сводя их деятельность лишь к занятию домашним хозяйством и заботе о семье. Однако именно в эти годы все более заметным явлением в жизни английского общества становятся путешествия женщин, совершаемые в самых разных частях света - от Балкан до Южной Америки, - и этот факт представляет собой разительный контраст с мрачной картиной женской несвободы викторианской эпохи.
Деятельность путешественниц свидетельствует о многообразии вариантов социальной активности женщин викторианского периода, в том числе за пределами Англии. Ее исследование в русле гендерной теории дает возможность, с одной стороны, выявить стратегии, позволявшие женщинам выходить за пределы предписанного им круга занятий, с другой стороны, - проследить определенные изменения в восприятии гендерных ролей, происходившие в общественном сознании в это время. Кроме того, рассмотрение деятельности путешественниц на территориях британского господства или влияния способствует осмыслению роли женщин как в процессе имперской экспансии, так и в повседневной жизни империи. Анализ взглядов английских путешественниц и тех критериев, с которыми они подходили к оценке других народов и культур, способствует лучшему пониманию представлений британцев о культурно и этнически "другом", а также выявлению характера кросс-культурных связей на имперских территориях.
Как видим, аспекты возможного анализа деятельности английских путешественниц довольно многообразны. В рамках данной статьи хотелось бы сосредоточиться на одном из них, а именно, на рассмотрении феномена женщин-путешественниц как явления социальной жизни Великобритании, добавляющего новые штрихи к портрету английского общества викторианского периода.
Несмотря на то, что путешествие в европейской культуре всегда считалось занятием мужским, во все времена среди путешественников встречались и женщины. Первое описание путешествия, совершенного европейской женщиной, относится к IV в. и принадлежит перу аквитанской аббатиссы Эджерии. Как и другие редкие свидетельства женщин-путе-шественниц средневековья и раннего нового времени, оно повествует о паломничестве в Святую Землю: на протяжении долгих лет паломничество оставалось единственным легитимным способом путешествия для женщин.
В XVIII в. появляется новая, светская традиция женских путешествий, начало которой, как считается, было положено публикацией леди Мэри Уортли Монтегю в 1763 г. ее "Писем, написанных во время путешествий в Европе, Азии и Африке". С этого времени число женщин, путешествовавших по вполне светским мотивам, неуклонно возрастало, и в XIX в., особенно во второй его половине (на которую и приходится большая часть викторианского периода), количество написанных ими "Удивительных приключений", "Странствий" и "Путевых заметок" исчислялось сотнями. К концу века появились специальные руководства для путешественниц, свидетельствующие о распространенности явления, а современник отмечал, что "женщина-путешественница перестала быть редкостью; теперь утонченно воспитанные женщины поднимаются на Монблан, проникают в леса Норвегии, переправляются через Тихий океан, пересекают пустыни и посещают далекие острова..." .
Увеличение числа путешествующих жен-щин во второй половине XIX века было частью общей тенденции, характерной для высших и средних слоев английского общества викторианского периода. Количество британцев, выезжавших за пределы своей страны, возрастало с каждым годом. Если в 1830-х гг. Ла-Манш пересекали ежегодно около 50000 пассажиров, то к 1913 году соответствующие цифры составили более 660000 . Многие были вынуждены совершать поездки в силу профессиональной необходимости, призывавшей их в самые разные уголки огромной Британской империи. Однако все больше викторианцев выезжало из Англии по собственному желанию. Это обстоятельство имеет для нас тем более важное значение, что именно к их числу принадлежало и большинство путешествовавших женщин.
Отмечая многочисленность британцев за рубежом, известный французский писатель и путешественник Теофиль Готье писал: "Англичане - везде, за исключением Лондона, где обретаются лишь итальянцы и поляки" . Это ироническое замечание имело под собой вполне реальную основу. Викторианцы переживали настоящий туристический бум. Именно в это время появляется организованный туризм, связанный прежде всего с именем Томаса Кука: предприимчивый уроженец Лестера вошел в историю британского досуга как первый устроитель групповых экскурсий по разработанным им же туристическим маршрутам. Численность этих групп могла быть весьма значительной: описывая одну из них, Изабелла Бертон, жена известного английского путешественника, сообщает о 180 участниках тура по Сирии . Для тех же, кто предпочитал путешествовать самостоятельно, издавались многочисленные путеводители по странам Европы и Востока, наиболее авторитетными среди которых считались издания Мюррея.
География путешествий была довольно обширной: британцев можно было встретить в странах Европы - Швейцарии, Германии, Бельгии, Франции; большой популярностью среди уставших от туманов родины англичан пользовалась Италия с ее "роскошным летом, изобилием цветов и плодов, нестерпимой жарой и ослепительной яркостью" . Многие интересовались Новым Светом: путешествие в Соединенные Штаты или Канаду было не просто отдыхом, но привлекало прежде всего возможностью наблюдений над обществом нового типа. Особой притягательностью обладал Восток: один из наиболее популярных туристических маршрутов викторианского периода пролегал из Египта через Синайский полуостров на Ближний Восток. Тур по библейским местам, по словам современницы Фрэнсис Пауэр Кобб, доставлял путешественникам небывалое "удовольствие от созерцания тех мест, которыми с детства было очаровано воображение" .
Мотивы для путешествий могли быть самыми разнообразными. Так, описывая Каир в 1873 г., английская путешественница Амелия Эдвардс отмечала: "Здесь и больные в поисках здоровья, и спортсмены, охотящиеся на крокодилов, государственные служащие на отдыхе, корреспонденты, собирающие слухи, коллекционеры, разыскивающие папирусы и мумии, ученые, интересующиеся только наукой, и непременная свита бездельников, которые путешествуют из любви к путешествию или для удовлетворения своего праздного любопытства" . Как видим, спектр причин, привлекавших британцев за границу, был довольно широк.
Путешествия в столь значительных масштабах стали возможны благодаря целому ряду благоприятных факторов, сложившихся ко второй половине XIX в. К ним относились, прежде всего, успехи в развитии транспорта. Активное строительство железных дорог - как в Европе, так и в Азии, - появление пароходов давало возможность передвигаться значительно быстрее и комфортнее, чем в предыдущие годы. Дорога, занимавшая ранее четыре месяца при благоприятных условиях, теперь требовала не более четырех недель.
Важным для английских путешественников обстоятельством являлось могущество Британии, ее высокий авторитет в мире, поддерживаемый экономическим благосостоянием и военной мощью, - все это обеспечивало им ощущение безопасности пребывания за рубежом. В наибольшей степени это относилось к регионам британского влияния - таким, как Средиземноморье - и территориям Британской империи. Обладание империей было одним из самых мощных стимулов к путешествию: где еще можно было удовлетворить свой интерес к экзотической природе и народам, продвигаясь под защитой английского флага? Помимо исследователей-географов, миссионеров, колониальных чиновников, для которых путешествия были неотъемлемой частью профессиональной деятельности, на территории империи устремлялся целый поток любителей, желавших внести свой вклад в исследование имперских земель и народов или же просто расширить кругозор.
Все более значительную долю от числа путешествующих в викторианский период составляли женщины; при этом они совершали поездки не только по относительно безопасной и знакомой Европе, но и отваживались на путешествия по малоисследованным территориям Африки и Ближнего Востока. Разница между опытом каждой из них была существенной, однако делать некоторые обобщения вполне возможно.
Прежде всего, большинство англичанок-путешественниц викторианского периода принадлежали к среднему классу . Тенденцию путешествовать создавали женщины из семей нетитулованного дворянства, духовенства, врачей, коммерсантов и средней руки промышленников. Английский средний класс богател и увеличивался в размерах; в этой среде путешествие постепенно становилось необходимой частью образования - не только мужского, но и женского.
Вопреки расхожему стереотипу викторианской путешественницы как эксцентричной старой девы (который до сих пор нередко можно увидеть в посвященных им публикациях), большинство их составляли женщины замужние . Нередко они оказывались в отдаленных от Англии землях благодаря профессиональной карьере своих мужей (иногда братьев) - военных, чиновников, миссионеров, исследователей на службе Британской империи. Стереотип "старых дев" сформировался благодаря нескольким незамужним путешественницам средних лет, чья деятельность получила наиболее широкую известность - Изабелле Берд, Энн Тэйлор, Марианне Норт, Мэри Кингсли и др., однако эти женщины отнюдь не представляли большинства.
Важной особенностью, объединяющей практически всех путешественниц, было стрем-ление описать и опубликовать свои впечатления от поездки. В Англии второй половины XIX в. жанр "описания путешествий" был одним из наиболее востребованных читательской аудиторией. Наряду с естественным интересом человека к разного рода необычным историям, существенную роль сыграл здесь всплеск интереса британцев к неевропейским культурам, обусловленный дальнейшим расширением империи. Книги о путешествиях, по выражению Б. Мелман, стали "одним из оплотов викторианской издательской индустрии" ; нередко они занимали верхние строчки в списках наиболее продаваемых изданий, вытесняя религиозную и рекомендательную литературу. Большинство из них и в это время принадлежало перу путешественников мужского пола, однако (по сравнению с предыдущим периодом) во второй половине XIX в. произошел настоящий прорыв женщин-писательниц в эту до тех пор почти эксклюзивно мужскую область литературы. Публикации приносили значительные доходы, и этим во многом объяснялось стремление путешественниц сделать рассказы о своих приключениях достоянием общественности. Чтобы подчеркнуть своеобразие испытанного, женщины прибегали к обычным для путешественников приемам: заголовки их книг акцентировали внимание на экзотичности места путешествия ("Десять дней на Масляной реке", "Египетские гробницы и сирийские святыни") или протяженности маршрута ("Тысяча миль вверх по Нилу", "От Гебрид до Гималаев"). Но кроме этого, в их распоряжении был гораздо более действенный способ привлечь внимание к книге: подчеркнуть саму принадлежность автора к слабому полу. Такие заголовки, как "Путешествие, совершенное леди на французском военном корабле" или "Жизнь леди в Скалистых горах", фиксировали необычность присутствия женщин в столь нетипичной обстановке, придавая повествованию ореол неординарности.
Отвечая ожиданиям читателей, тексты книг изобиловали описаниями приключений, удивительных случаев и любопытных эпизодов, изображениями туземных народов и красот тропической природы. Однако далеко не все путешественницы собирали различные сведения о посещенной ими стране лишь для удовольствия читателей. Для целого ряда из них сбор информации был попыткой внести посильный вклад в научное знание: вторая половина XIX века - время возникновения этнографии и антропологии, интенсивного развития биологии, географии и других естественных наук; прогресс этих дисциплин требовал накопления фактов. Работа женщины-исследова-тельницы была, как правило, неформальной: их инициативы довольно редко поддерживались на официальном уровне. До XX в. женщины были исключены из большинства сообществ специалистов. Так, Лондонское Королевское географическое общество, самый крупный и авторитетный покровитель географических исследований в викторианский период, долгое время сопротивлялось допуску женщин в свои ряды. Женщинам-исследовательницам разрешалось лишь читать доклады о проделанной ими работе, но не голосовать или занимать пост в Обществе. В связи с этим некоторые путешественницы предпочитали членство в других, менее консервативных (но и менее авторитетных) организациях, таких, как Королевское азиатское общество, Шотландское королевское географическое общество и др. Только в 1913 г., после двадцатилетней кампании, проходившей весьма эмоционально и в самом Лондонском географическом обществе, и в британской прессе, Общество приняло окончательное решение, разрешавшее женщинам вступать в его ряды . Аналогично складывались отношения путешественниц и с другими официальными научными организациями. Вплоть до конца XIX века их работа считалась любительской и потому не всегда достойной внимания профессионалов.
Пренебрежение специалистов результатами работы женщин не было единственной проблемой, с которой приходилось сталкиваться путешественницам. В конце концов, не все из них были столь амбициозны. Гораздо сложнее было другое: в эпоху господства идеологии разделенных сфер женщины, отправлявшиеся в длительную поездку по так называемым "неевропейским территориям", должны были преодолевать настороженное, если не сказать негативное, отношение общества к подобным инициативам. Само решение путешествовать было в определенной мере вызовом принятым нормам женского поведения, вступало в противоречие с идеалом женской пассивности, культивируемым в викторианский период.
Отношение общества к путешественницам было неоднозначным и в значительной степени зависело от наличия или отсутствия в их поездках спутников мужского пола. Женщины, отправлявшиеся в отдаленные земли вместе с мужьями, находились под их охраной и защитой, одновременно выступая в роли помощника мужа среди опасностей пути. Как следствие, они неизменно удостаивались похвал и одобрения общества, превозносившего их храбрость и преданность супругу .
Иным было отношение к женщинам, путешествовавшим без сопровождения мужчин. Независимо от физических способностей, умения защищать себя в опасных ситуациях и числа компаньонок, их относили к разряду "незащищенных", что подразумевало определенную эксцентричность. Важным способом убедить общество в своей лояльности предписанным нормам поведения было стремление путешественниц следовать всем остальным установлениям викторианской морали - от манеры поведения и соблюдения английских традиций до обязательного ношения исключительно женской одежды. Последняя особенность, наверное, наиболее ярко свидетельствует о противоречивости и неоднозначности статуса женщины-путешественницы как в глазах общества, так и в своих собственных. Женская одежда викторианского периода была одним из самых неудобных костюмов для путешествия: жесткие корсеты, длинные тяжелые юбки с многочисленными складками, высокие, подступающие к горлу воротнички. Мужская одежда была бы намного более уместной в тех суровых условиях, в которых им приходилось передвигаться. Тем не менее, даже тогда, когда в Англии велась борьба за реформу женской одежды, путешественницы упорно продолжали носить корсеты и шляпы и тщательно заботились о поддерживании надлежащей женщине внешности, как бы ни было это трудно. Более того, по их словам, только эта одежда была единственно подходящей и уместной для женщины в непривычных условиях. Так, Мэри Кингсли подчеркивала преимущества "хорошей толстой юбки" во время странствий по африканским болотам . Другая известная путешественница, Изабелла Берд, прочитав в "Таймс" о том, что она ездит верхом в Скалистых горах в "мужском платье", сочла своим долгом просить одного из друзей вступиться за ее честь и отхлестать оскорбившего ее корреспондента газеты . По мнению английской исследовательницы Кэтрин Стивенсон, "носить брюки, даже в африканских джунглях или горах Тибета, было равносильно признанию в поддержке женской эмансипации" . Отказаться от привычной одежды в пользу более удобной означало примкнуть к так называемым "новым женщинам", чей свободный образ мыслей и поведения шокировал и раздражал общество. Выбирая привычный обществу облик, путешественницы тем самым как бы убеждали его в своей нормальности и безобидности. То же относилось и к избранному ими способу передвижения: они предпочитали ездить верхом исключительно в дамском седле, находя мужской способ езды неприемлемо "неэлегантным" для женщины . Описывая свои действия в пути, путешественницы неизменно представляли собственное поведение как безупречно женственное, подчеркивая свое "истинно женское любопытство" , неприятие жестокости и насилия, внимание к деталям, эмоциональность. Все это давало основания заверениям Уильяма Блэйки в 1896 г. о том, что при всей своей тяге к путешествиям англичанки "ни разу не обнаружили качеств, несовместимых со скромностью, грацией, мягкостью, которые всегда должны признаваться надлежащим украшением этого пола" .
Деятельность женщин-путешественниц, безусловно, была эмансипирующей по своей сути: путешествуя, они утверждали свою способность к самостоятельности, способность заниматься делами, далекими от домашней сферы, все более завоевывали признание и авторитет в сфере научных изысканий. Общество, по выражению Б. М. Ингемансон, начинало привыкать к "маленьким дозам мобильности женщин" . В то же время стереотипы женского поведения, существовавшие в общественном сознании, накладывали особый отпечаток на их слова, дела и даже внешний облик. Внимание путешественниц к одежде, поведению, так же, как и особые приемы повествования, определялось их стремлением примирить свою деятельность с идеологией викторианской эпохи. Опыт английских путешественниц еще раз демонстрирует значимость гендерных стереотипов и норм поведения в жизни общества.
Список литературы
Adams, William H.D. Celebrated Women Travellers of the Nineteenth Century. L.,1883. P.383. Цит. по: Frawley, Maria H. A Wider Range: Travel Writing by Women in Victorian England. Rutherford,1994. P.110.
Pemble, J. The Mediterranean Passion:Victorians and Edwardians in the South. Oxford,1987. P.1.
Burton, Isabel. The Inner Life of Syria, Palestine and the Holy Land from my Private Journal. L., 1875. /Unsuitable for ladies: an anthology of women travellers - selected by J.Robinson . - Oxford, 1994. P.133.
Edwards, Amelia. Untrodden Peaks and Unfrequented Valleys: A Midsummer Ramble in the Dolomites. 1873. Reprint. Boston, 1987. P.1. Цит. по: Frawley, Maria H. Op.cit., p.21.
Цит. по: Frawley, Maria H. Op.cit., p.20.
Mitsi, E. Roving Englishwomen in Greece: Gendering Travel Writing. http://www.women.-it/quarta/workshops/writing1/efterpimitsi.htm
Melman, B. Women"s Orients: English Women and the Middle East, 1718-1918: Sexuality, Religion and Work. Basingstoke, 1992. P.34.
Middleton, D. Victorian Lady Travellers. L., 1965. P.14.
См., например, о Флоренс Бэйкер: Blaikie, W.G. Op.cit., p.56-58; предисловие редактора к "Африканскому журналу" Кэтрин Питрик: Mrs.Petherick"s African Journal. //Blackwood"s Magazine. Vol. 91 (June, 1862). P.673.
Kingsley, Mary. Travels in West Africa. Congo Francais, Corisco and Cameroon.1897. /Un-suitable for ladies, p.214.
Middleton, D. Op.cit., p.8.
Stevenson, Catherine B. Victorian Women Travel Writers in Africa. Boston,1982. P.3. Цит. по: Ingemanson, B.M. Under Cover: The Paradox of Victorian Women"s Travel Costume. /Women and http://www.yspu.yar.ru/vestnik/novye_Issledovaniy/14_4/ - h1#h1
the Journey: the Female Travel Experience. - ed. by B. Frederick and S. McLeod. Pullman,1993. P.7.
Edwards, Amelia. Untrodden Peaks... p.XXXII. Цит. по:Ingemanson, B.M. Op.cit., p.8.
Petherick, Mrs. Mrs.Petherick"s African Journal. //Blackwood"s Magazine. Vol. 91 (June, 1862). P.674. См. также: Duff-Gordon, Lucy Lady. Letters from Egypt. 1863-1865. NY., 1972. P.18,19; Colvile, Zelie. Ten Days on an Oil River. //Blackwood"s Magazine. Vol.153 (March 1893). P.378, 380-382.
Blaikie, W.G. Op.cit., p.66.
Ingemanson, B.M. Op.cit., p.5.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
Английские женщины-путешественницы второй половины XIX века
А.Э. Афанасьева В наше время не стоит удивляться ничему, на что отваживаются женщины W.G.Blaikie. Lady Travelers. (1896) .
Феномен женщин-путешественниц является одной из наиболее интересных особенностей викторианского периода истории Англии. Викторианский период, как называют годы долгого правления королевы Виктории (1837 - 1901), известен как время значительного подчинения женщин, когда суровая общественная мораль строго регламентировала их жизнь, ограничивая ее пределами домашней сферы и сводя их деятельность лишь к занятию домашним хозяйством и заботе о семье. Однако именно в эти годы все более заметным явлением в жизни английского общества становятся путешествия женщин, совершаемые в самых разных частях света - от Балкан до Южной Америки, - и этот факт представляет собой разительный контраст с мрачной картиной женской несвободы викторианской эпохи.
Деятельность путешественниц свидетельствует о многообразии вариантов социальной активности женщин викторианского периода, в том числе за пределами Англии. Ее исследование в русле гендерной теории дает возможность, с одной стороны, выявить стратегии, позволявшие женщинам выходить за пределы предписанного им круга занятий, с другой стороны, - проследить определенные изменения в восприятии гендерных ролей, происходившие в общественном сознании в это время. Кроме того, рассмотрение деятельности путешественниц на территориях британского господства или влияния способствует осмыслению роли женщин как в процессе имперской экспансии, так и в повседневной жизни империи. Анализ взглядов английских путешественниц и тех критериев, с которыми они подходили к оценке других народов и культур, способствует лучшему пониманию представлений британцев о культурно и этнически "другом", а также выявлению характера кросс-культурных связей на имперских территориях.
Как видим, аспекты возможного анализа деятельности английских путешественниц довольно многообразны. В рамках данной статьи хотелось бы сосредоточиться на одном из них, а именно, на рассмотрении феномена женщин-путешественниц как явления социальной жизни Великобритании, добавляющего новые штрихи к портрету английского общества викторианского периода.
Несмотря на то, что путешествие в европейской культуре всегда считалось занятием мужским, во все времена среди путешественников встречались и женщины. Первое описание путешествия, совершенного европейской женщиной, относится к IV в. и принадлежит перу аквитанской аббатиссы Эджерии. Как и другие редкие свидетельства женщин-путе- шественниц средневековья и раннего нового времени, оно повествует о паломничестве в Святую Землю: на протяжении долгих лет паломничество оставалось единственным легитимным способом путешествия для женщин.
В XVIII в. появляется новая, светская традиция женских путешествий, начало которой, как считается, было положено публикацией леди Мэри Уортли Монтегю в 1763 г. ее "Писем, написанных во время путешествий в Европе, Азии и Африке". С этого времени число женщин, путешествовавших по вполне светским мотивам, неуклонно возрастало, и в XIX в., особенно во второй его половине (на которую и приходится большая часть викторианского периода), количество написанных ими "Удивительных приключений", "Странствий" и "Путевых заметок" исчислялось сотнями. К концу века появились специальные руководства для путешественниц, свидетельствующие о распространенности явления, а современник отмечал, что "женщина-путешественница перестала быть редкостью; теперь утонченно воспитанные женщины поднимаются на Монблан, проникают в леса Норвегии, переправляются через Тихий океан, пересекают пустыни и посещают далекие острова..." .
Увеличение числа путешествующих жен-щин во второй половине XIX века было частью общей тенденции, характерной для высших и средних слоев английского общества викторианского периода. Количество британцев, выезжавших за пределы своей страны, возрастало с каждым годом. Если в 1830-х гг. Ла-Манш пересекали ежегодно около 50000 пассажиров, то к 1913 году соответствующие цифры составили более 660000 . Многие были вынуждены совершать поездки в силу профессиональной необходимости, призывавшей их в самые разные уголки огромной Британской империи. Однако все больше викторианцев выезжало из Англии по собственному желанию. Это обстоятельство имеет для нас тем более важное значение, что именно к их числу принадлежало и большинство путешествовавших женщин.
Отмечая многочисленность британцев за рубежом, известный французский писатель и путешественник Теофиль Готье писал: "Англичане - везде, за исключением Лондона, где обретаются лишь итальянцы и поляки" . Это ироническое замечание имело под собой вполне реальную основу. Викторианцы переживали настоящий туристический бум. Именно в это время появляется организованный туризм, связанный прежде всего с именем Томаса Кука: предприимчивый уроженец Лестера вошел в историю британского досуга как первый устроитель групповых экскурсий по разработанным им же туристическим маршрутам. Численность этих групп могла быть весьма значительной: описывая одну из них, Изабелла Бертон, жена известного английского путешественника, сообщает о 180 участниках тура по Сирии . Для тех же, кто предпочитал путешествовать самостоятельно, издавались многочисленные путеводители по странам Европы и Востока, наиболее авторитетными среди которых считались издания Мюррея.
География путешествий была довольно обширной: британцев можно было встретить в странах Европы - Швейцарии, Германии, Бельгии, Франции; большой популярностью среди уставших от туманов родины англичан пользовалась Италия с ее "роскошным летом, изобилием цветов и плодов, нестерпимой жарой и ослепительной яркостью" . Многие интересовались Новым Светом: путешествие в Соединенные Штаты или Канаду было не просто отдыхом, но привлекало прежде всего возможностью наблюдений над обществом нового типа. Особой притягательностью обладал Восток: один из наиболее популярных туристических маршрутов викторианского периода пролегал из Египта через Синайский полуостров на Ближний Восток. Тур по библейским местам, по словам современницы Фрэнсис Пауэр Кобб, доставлял путешественникам небывалое "удовольствие от созерцания тех мест, которыми с детства было очаровано воображение" .
Мотивы для путешествий могли быть самыми разнообразными. Так, описывая Каир в 1873 г., английская путешественница Амелия Эдвардс отмечала: "Здесь и больные в поисках здоровья, и спортсмены, охотящиеся на крокодилов, государственные служащие на отдыхе, корреспонденты, собирающие слухи, коллекционеры, разыскивающие папирусы и мумии, ученые, интересующиеся только наукой, и непременная свита бездельников, которые путешествуют из любви к путешествию или для удовлетворения своего праздного любопытства" . Как видим, спектр причин, привлекавших британцев за границу, был довольно широк.
Путешествия в столь значительных масштабах стали возможны благодаря целому ряду благоприятных факторов, сложившихся ко второй половине XIX в. К ним относились, прежде всего, успехи в развитии транспорта. Активное строительство железных дорог - как в Европе, так и в Азии, - появление пароходов давало возможность передвигаться значительно быстрее и комфортнее, чем в предыдущие годы. Дорога, занимавшая ранее четыре месяца при благоприятных условиях, теперь требовала не более четырех недель.
Важным для английских путешественников обстоятельством являлось могущество Британии, ее высокий авторитет в мире, поддерживаемый экономическим благосостоянием и военной мощью, - все это обеспечивало им ощущение безопасности пребывания за рубежом. В наибольшей степени это относилось к регионам британского влияния - таким, как Средиземноморье - и территориям Британской империи. Обладание империей было
одним из самых мощных стимулов к путешествию: где еще можно было удовлетворить свой интерес к экзотической природе и народам, продвигаясь под защитой английского флага? Помимо исследователей-географов, миссионеров, колониальных чиновников, для которых путешествия были неотъемлемой частью профессиональной деятельности, на территории империи устремлялся целый поток любителей, желавших внести свой вклад в исследование имперских земель и народов или же просто расширить кругозор.
Все более значительную долю от числа путешествующих в викторианский период составляли женщины; при этом они совершали поездки не только по относительно безопасной и знакомой Европе, но и отваживались на путешествия по малоисследованным территориям Африки и Ближнего Востока. Разница между опытом каждой из них была существенной, однако делать некоторые обобщения вполне возможно.
Прежде всего, большинство англичанок-путешественниц викторианского периода принадлежали к среднему классу . Тенденцию путешествовать создавали женщины из семей нетитулованного дворянства, духовенства, врачей, коммерсантов и средней руки промышленников. Английский средний класс богател и увеличивался в размерах; в этой среде путешествие постепенно становилось необходимой частью образования - не только мужского, но и женского.
Вопреки расхожему стереотипу викторианской путешественницы как эксцентричной старой девы (который до сих пор нередко можно увидеть в посвященных им публикациях), большинство их составляли женщины замужние . Нередко они оказывались в отдаленных от Англии землях благодаря профессиональной карьере своих мужей (иногда братьев) - военных, чиновников, миссионеров, исследователей на службе Британской империи. Стереотип "старых дев" сформировался благодаря нескольким незамужним путешественницам средних лет, чья деятельность получила наиболее широкую известность - Изабелле Берд, Энн Тэйлор, Марианне Норт, Мэри Кингсли и др., однако эти женщины отнюдь не представляли большинства.
Важной особенностью, объединяющей практически всех путешественниц, было стрем- ление описать и опубликовать свои впечатления от поездки. В Англии второй половины XIX в. жанр "описания путешествий" был одним из наиболее востребованных читательской аудиторией. Наряду с естественным интересом человека к разного рода необычным историям, существенную роль сыграл здесь всплеск интереса британцев к неевропейским культурам, обусловленный дальнейшим расширением империи. Книги о путешествиях, по выражению Б. Мелман, стали "одним из оплотов викторианской издательской индустрии" ; нередко они занимали верхние строчки в списках наиболее продаваемых изданий, вытесняя религиозную и рекомендательную литературу. Большинство из них и в это время принадлежало перу путешественников мужского пола, однако (по сравнению с предыдущим периодом) во второй половине XIX в. произошел настоящий прорыв женщин- писательниц в эту до тех пор почти эксклюзивно мужскую область литературы. Публикации приносили значительные доходы, и этим во многом объяснялось стремление путешественниц сделать рассказы о своих приключениях достоянием общественности. Чтобы подчеркнуть своеобразие испытанного, женщины прибегали к обычным для путешественников приемам: заголовки их книг акцентировали внимание на экзотичности места путешествия ("Десять дней на Масляной реке", "Египетские гробницы и сирийские святыни") или протяженности маршрута ("Тысяча миль вверх по Нилу", "От Гебрид до Гималаев"). Но кроме этого, в их распоряжении был гораздо более действенный способ привлечь внимание к книге: подчеркнуть саму принадлежность автора к слабому полу. Такие заголовки, как "Путешествие, совершенное леди на французском военном корабле" или "Жизнь леди в Скалистых горах", фиксировали необычность присутствия женщин в столь нетипичной обстановке, придавая повествованию ореол неординарности.
Отвечая ожиданиям читателей, тексты книг изобиловали описаниями приключений, удивительных случаев и любопытных эпизодов, изображениями туземных народов и красот тропической природы. Однако далеко не все путешественницы собирали различные сведения
о посещенной ими стране лишь для удовольствия читателей. Для целого ряда из них сбор информации был попыткой внести посильный вклад в научное знание: вторая половина XIX века - время возникновения этнографии и антропологии, интенсивного развития биологии, географии и других естественных наук; прогресс этих дисциплин требовал накопления фактов. Работа женщины-исследова-тельницы была, как правило, неформальной: их инициативы довольно редко поддерживались на официальном уровне. До XX в. женщины были исключены из большинства сообществ специалистов. Так, Лондонское Королевское географическое общество, самый крупный и авторитетный покровитель географических исследований в викторианский период, долгое время сопротивлялось допуску женщин в свои ряды. Женщинам-исследовательницам разрешалось лишь читать доклады о проделанной ими работе, но не голосовать или занимать пост в Обществе. В связи с этим некоторые путешественницы предпочитали членство в других, менее консервативных (но и менее авторитетных) организациях, таких, как Королевское азиатское общество, Шотландское королевское географическое общество и др. Только в 1913 г., после двадцатилетней кампании, проходившей весьма эмоционально и в самом Лондонском географическом обществе, и в британской прессе, Общество приняло окончательное решение, разрешавшее женщинам вступать в его ряды . Аналогично складывались отношения путешественниц и с другими официальными научными организациями. Вплоть до конца XIX века их работа считалась любительской и потому не всегда достойной внимания профессионалов.
Пренебрежение специалистов результатами работы женщин не было единственной проблемой, с которой приходилось сталкиваться путешественницам. В конце концов, не все из них были столь амбициозны. Гораздо сложнее было другое: в эпоху господства идеологии разделенных сфер женщины, отправлявшиеся в длительную поездку по так называемым "неевропейским территориям", должны были преодолевать настороженное, если не сказать негативное, отношение общества к подобным инициативам. Само решение путешествовать было в определенной мере вызовом принятым нормам женского поведения, вступало в противоречие с идеалом женской пассивности, культивируемым в викторианский период.
Отношение общества к путешественницам было неоднозначным и в значительной степени зависело от наличия или отсутствия в их поездках спутников мужского пола. Женщины, отправлявшиеся в отдаленные земли вместе с мужьями, находились под их охраной и защитой, одновременно выступая в роли помощника мужа среди опасностей пути. Как следствие, они неизменно удостаивались похвал и одобрения общества, превозносившего их храбрость и преданность супругу .
Иным было отношение к женщинам, путешествовавшим без сопровождения мужчин. Независимо от физических способностей, умения защищать себя в опасных ситуациях и числа компаньонок, их относили к разряду "незащищенных", что подразумевало определенную эксцентричность. Важным способом убедить общество в своей лояльности предписанным нормам поведения было стремление путешественниц следовать всем остальным установлениям викторианской морали - от манеры поведения и соблюдения английских традиций до обязательного ношения исключительно женской одежды. Последняя особенность, наверное, наиболее ярко свидетельствует о противоречивости и неоднозначности статуса женщины-путешественницы как в глазах общества, так и в своих собственных. Женская одежда викторианского периода была одним из самых неудобных костюмов для путешествия: жесткие корсеты, длинные тяжелые юбки с многочисленными складками, высокие, подступающие к горлу воротнички. Мужская одежда была бы намного более уместной в тех суровых условиях, в которых им приходилось передвигаться. Тем не менее, даже тогда, когда в Англии велась борьба за реформу женской одежды, путешественницы упорно продолжали носить корсеты и шляпы и тщательно заботились о поддерживании надлежащей женщине внешности, как бы ни было это трудно. Более того, по их словам, только эта одежда была единственно подходящей и уместной для женщины в непривычных условиях. Так, Мэри Кингсли подчеркивала преимущества "хорошей толстой юбки" во время странствий по африканским болотам . Другая известная путешественница, Изабелла Берд, прочитав в "Таймс" о том, что она ездит верхом в
Скалистых горах в "мужском платье", сочла своим долгом просить одного из друзей вступиться за ее честь и отхлестать оскорбившего ее корреспондента газеты . По мнению английской исследовательницы Кэтрин Стивенсон, "носить брюки, даже в африканских джунглях или горах Тибета, было равносильно признанию в поддержке женской эмансипации" . Отказаться от привычной одежды в пользу более удобной означало примкнуть к так называемым "новым женщинам", чей свободный образ мыслей и поведения шокировал и раздражал общество. Выбирая привычный обществу облик, путешественницы тем самым как бы убеждали его в своей нормальности и безобидности. То же относилось и к избранному ими способу передвижения: они предпочитали ездить верхом исключительно в дамском седле, находя мужской способ езды неприемлемо "неэлегантным" для женщины . Описывая свои действия в пути, путешественницы неизменно представляли собственное поведение как безупречно женственное, подчеркивая свое "истинно женское любопытство" , неприятие жестокости и насилия, внимание к деталям, эмоциональность. Все это давало основания заверениям Уильяма Блэйки в 1896 г. о том, что при всей своей тяге к путешествиям англичанки "ни разу не обнаружили качеств, несовместимых со скромностью, грацией, мягкостью, которые всегда должны признаваться надлежащим украшением этого пола" .
Деятельность женщин-путешественниц, безусловно, была эмансипирующей по своей сути: путешествуя, они утверждали свою способность к самостоятельности, способность заниматься делами, далекими от домашней сферы, все более завоевывали признание и авторитет в сфере научных изысканий. Общество, по выражению Б. М. Ингемансон, начинало привыкать к "маленьким дозам мобильности женщин" . В то же время стереотипы женского поведения, существовавшие в общественном сознании, накладывали особый отпечаток на их слова, дела и даже внешний облик. Внимание путешественниц к одежде, поведению, так же, как и особые приемы повествования, определялось их стремлением примирить свою деятельность с идеологией викторианской эпохи. Опыт английских путешественниц еще раз демонстрирует значимость гендерных стереотипов и норм поведения в жизни общества.
Список литературы Blaikie, W.G. Lady Travellers. //Blackwood"s Magazine.Vol.160 (July, 1896). P.49. Adams, William H.D. Celebrated Women Travellers of the Nineteenth Century. L.,1883.
P.383. Цит. по: Frawley, Maria H. A Wider Range: Travel Writing by Women in Victorian England. Rutherford,1994. P.110.
Pemble, J. The Mediterranean Passion:Victorians and Edwardians in the South. Oxford,1987. P.1.
Ibid. Burton, Isabel. The Inner Life of Syria, Palestine and the Holy Land from my Private Journal.
L., 1875. /Unsuitable for ladies: an anthology of women travellers - selected by J.Robinson . - Oxford, 1994. P.133.
Edwards, Amelia. Untrodden Peaks and Unfrequented Valleys: A Midsummer Ramble in the Dolomites. 1873. Reprint. Boston, 1987. P.1. Цит. по: Frawley, Maria H. Op.cit., p.21.
Цит. по: Frawley, Maria H. Op.cit., p.20. Ibid., p.21. Mitsi, E. Roving Englishwomen in Greece: Gendering Travel Writing. http://www.women.-it/
quarta/workshops/writing1/efterpimitsi.htm
Melman, B. Women"s Orients: English Women and the Middle East, 1718-1918: Sexuality, Religion and Work. Basingstoke, 1992. P.34.
Middleton, D. Victorian Lady Travellers. L., 1965. P.14. См., например, о Флоренс Бэйкер: Blaikie, W.G. Op.cit., p.56-58; предисловие редактора
к "Африканскому журналу" Кэтрин Питрик: Mrs.Petherick"s African Journal. //Blackwood"s Magazine. Vol. 91 (June, 1862). P.673.
Kingsley, Mary. Travels in West Africa. Congo Francais, Corisco and Cameroon.1897. /Un- suitable for ladies, p.214.
Middleton, D. Op.cit., p.8. Stevenson, Catherine B. Victorian Women Travel Writers in Africa. Boston,1982. P.3. Цит.
по: Ingemanson, B.M. Under Cover: The Paradox of Victorian Women"s Travel Costume. /Women and http://www.yspu.yar.ru/vestnik/novye_Issledovaniy/14_4/ - h1#h1
the Journey: the Female Travel Experience. - ed. by B. Frederick and S. McLeod. Pullman,1993. P.7.
Edwards, Amelia. Untrodden Peaks... p.XXXII. Цит. по:Ingemanson, B.M. Op.cit., p.8. Petherick, Mrs. Mrs.Petherick"s African Journal. //Blackwood"s Magazine. Vol. 91 (June,
1862). P.674. См. также: Duff-Gordon, Lucy Lady. Letters from Egypt. 1863-1865. NY., 1972. P.18,19; Colvile, Zelie. Ten Days on an Oil River. //Blackwood"s Magazine. Vol.153 (March 1893). P.378, 380-382.
Blaikie, W.G. Op.cit., p.66. Ingemanson, B.M. Op.cit., p.5.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http:// www.yspu.yar.ru
Когда мы говорим об отважных искателях приключений, бесстрашных путешественниках и покорителях новых земель, мы обычно имеем в виду мужчин, бородатых и суровых, которые отправляются в путь, одержимые амбициями или жаждой острых ощущений. Тем не менее, истории известны женщины, которые нарушили многовековую традицию, оставили домашний очаг и пустились на приключения. Женщины-путешественницы странствовали по миру и вели бурную жизнь, полную приключений, потому что хотели расширить свой кругозор, следовали за любимым, или просто потому, что не могли усидеть дома.
Леди Эстер Стэнхоуп (1776-1839)
Леди Эстер Стэнхоуп
Леди Эстер Стэнхоуп родилась в семье Чарльза Стэнхоупа, 3-го графа Стэнхоупа, в 1776 году. Страсть к путешествиям проявилась у леди Эстер уже в раннем возрасте, когда она попыталась переправиться на лодке во Францию, но была быстро перехвачена взрослыми и возвращена домой. Активная, независимая и умная девушка, Эстер в 1803 году стала хозяйкой, а затем и секретарем, в доме будущего премьер-министра Великобритании, Уильяма Питта-младшего. После его смерти Эстер была назначена пенсия за старания. Именно этот доход дал ей свободу передвижения.
Некоторое время леди Эстер жила в Лондоне, затем переехала в Уэльс, а затем навсегда и отправилась в Афины. По слухам, когда Эстер Стэнхоуп прибыла в греческую столицу, лорд Байрон бросился в море, чтобы поприветствовать ее. Она якобы должна была стать тайным агентом и шпионить за Наполеоном. Но британские дипломаты положили конец этим планам, и леди Эстер и ее маленькая семья вынуждены были отправиться в Египет. По пути в Каир у Родоса корабль попал в сильнейший шторм, леди Эстер со спутниками спаслись, но все их вещи погибли. Леди Стэнхоуп была вынуждена надеть мужскую одежду, что продолжала делать до конца жизни. Она посетила за два года Гибралтар, Мальту, Ионические острова, Пелопоннес, Палестину, Сирию и Ливан. Леди Эстер первой из европейцев посетила некоторые восточные города, в которых встречала очень теплый прием.
Эмир радушно принял ее, и с тех пор она называла себя «королевой Эстер», и ничто не могло поколебать ее убеждения.
Последние годы жизни леди Эстер Стэнхоуп провела в уединенном особняке в горах неподалеку от ливанского города Сайда на средиземноморском побережье.
Энни Смит Пек (1850-1935)
Энни Смит Пек
Энни Пек с детства интесовалась наукой, и еще до тридцати лет получила ученую степень магистра филологии. Знание классических языков - латыни и греческого - позволило ей стать первой женщиной, изучавшей археологию в Американской школе классических исследований в Греции. Впервые интерес к альпинизму проснулся у Пек только в 44 года, когда она своими глазами увидела мощь и величие горы Маттерхорн. Она начала упорно тренироваться и вскоре покорила гору.
Вернувшись в Америку, Энни Смит Пек посвящала все время альпинизму, покоряя вершины Южной Америки и пытаясь найти самую высокую гору Нового Света. В 1904 году она поднялась на гору Сората в Боливии, а в 1908 году стала первым человеком, поднявшимся на гору Невадо-Уаскаран (6768 м) в Перу (Peru), северная вершина которой впоследствии была переименована в ее честь. О своих восхождениях Энни Смит написала несколько книг, выступала с лекциями о своих приключениях и продолжала заниматься альпинизмом до глубокой старости.
Самое громкое восхождение альпинистка совершила в 1909 году: 61-летняя Пек покорила вершину Коропуна в Перу, водрузив на ней флаг с лозунгом «Право голоса для женщин!». Свое последнее восхождение Энни Смит Пек совершила в возрасте 82 лет.
Гудридур
Гудридур
Гудридур родилась в Исландии примерно в 980 году н.э. Историю ее жизни донесли до нас великие исландские саги. Гудридур выпала судьба путешествовать на гораздо большее расстояние, чем большинству ее современников. Отец отвез Гудридур в колонию в Гренландии, основанную Эриком Рыжим, и выдал замуж за Торстейна, сын Эрика. Вместе с мужем и другими поселенцами-викингами она отправилась на запад от Гренландии. Путь этой экспедиции лежал в Винландию - так викинги называли Северную Америку. К сожалению, эта экспедиция не увенчалась успехом, и на обратном пути Торстейн умер.
Вернувшись в Гренландию, Гудридур снова вышла замуж. Вместе с новым мужем, Торфиннром, она предприняла еще одну попытку добраться до Винландии и основать там поселение. В Саге Гренландии описаны два года, которые просуществовала эта исландская колония в Новом Свете. Гудридур родила первого ребенка-европейца на земле Нового Света - сына Снорри. Сага Гренландии рассказывает о странных людях, аборигенах, которых колонисты называют «скрелингами». Вначале скандинавы вели торговлю со скрелингами, но потом между ними началась вражда, победа в которой осталась за скандинавами. Однако опасаясь более серьезных нападений и войны, скандинавы вернулись в Гренландию. Вместе со своими соплеменниками Гудридур приняла христианство. Когда ее муж Торфиннр умер, Гудридур решила совершить паломничество в Рим, где встретилась с Папой и рассказала ему о своих приключениях. Вернувшись в Гренландию, она стала монахиней и остаток своей долгой и интересной жизни провела в уединении.
Гарриет Чалмерс Адамс (1875-1937)
Гарриет Чалмерс Адамс
Любовь к путешествиям и природе Адамс унаследовала от отца, который, не имея сыновей, часто брал Гарриет с собой на конные прогулки в горах. В возрасте четырнадцати лет она сопровождала отца в годовой экспедиции на лошадях через мексиканские территории. Вскоре после того, как Гарриет вышла замуж за инженера Фрэнка Адамса, его пригласили на работу в Мексику. Для влюбленных это время превратилось в долгий медовый месяц. Чалмерс посетила все руины поселений ацтеков и майя, многие из которых были обнаружены незадолго до этого. Гарриет была очарована Латинской Америкой, и по ее просьбе Фрэнк согласился на должность в горной корпорации, что позволила им свободно путешествовать по Южной Америке.
Желая задокументировать свои путешествия, Гарриет научилась фотографировать. Именно великолепные фотографии и способность увлекать читателей и слушателей рассказами об увиденном сделали Адамс одним из самых известных путешественников своего времени. Со временем она научилась превращать свои впечатления в статьи для журналов и даже выступала с лекциями об увиденном. Наиболее известны ее репортажи о Южной Америке, но Гарриет Чалмерс также посетила Азию, а когда началась Первая мировая война, стала военным корреспондентом. Поскольку в то время женщина не могла стать полноправным членом Географического общества, Гарриет Чалмерс Адамс основала «Общество женщин-географов» и стала его первым председателем.
Фрея Старк (1893-1993)
Фрея Старк
В некрологе Фрею Старк называют «последней романтической путешественницей». Именно романтический взгляд на окружающий мир так полюбился читателям ее туристических репортажей. За свою долгую (Фрея Старк дожила до ста лет) и богатую приключениями жизнь она объездила почти весь мир. Ее детство и юность прошли в Италии, где она жила с бабушкой. В 9 лет ей подарили «1000 и 1 ночь» и маленькая Фрея «заболела» Востоком.
В юности из-за проблем со здоровьем большую часть времени она проводила дома, с книгами: много читала, изучала языки. В 13 лет Фрея попала в аварию на фабрике, несколько месяцев восстанавливалась после пересадок кожи и за это время выучила латынь. Далее девушка посвятила себя полностью своему увлечению - изучила персидский и арабский язык и в конце 1920-х гг. отправилась на Ближний Восток. В своей второй книге, «Долина ассасинов», Фрея Старк рассказывает, как стала первой европейкой, ступившей на землю Луристана, Иран, и как впервые увидела разрушенные замки ассасинов. Вернувшись из этой экспедиции, Фрея опубликовала первую из почти тридцати книг о путешествиях, которые пользуются успехом и у современного читателя.
Кроме того, в Египте Фрея Старк создала демократическую политическую группу для борьбы с фашистской пропагандой, распространяемой немецкими агентами. После войны она продолжила путешествовать и писать, за что в 1974 году была награждена орденом Британской Империи.
Нелли Блай (1864-1922)
Нелли Блай
Нелли Блай - одно из самых известных имен в списке женщин-путешественниц, но изначально Нелли Блай звали иначе - Элизабет Кокрэн. Большинство путешествий и приключений журналистки Нелли Блай связаны с ее работой в газете New York World. Это была эпоха «сенсационной» журналистики, и первый репортаж Блай был посвящен разоблачению условий содержания пациенток в сумасшедшем доме для женщин. Выдавая себя за душевнобольную, Блай добровольно легла в клинику и на собственном опыте испытала все «прелести» изоляции на острове. Кормили пациенток испорченной прогорклой пищей, медсестры были жестоки и равнодушны, а условия содержания мало подходили для людей. Статья Блай стала прорывом в области журналистских расследований, спровоцировала скандал в обществе и послужила толчком к реформе психиатрических больниц.
Следующее приключение Нелли Блай принесло ей мировую славу. Она стала единственной женщиной, захотевшей побить рекорд героя романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» Филеаса Фогга. Нелли Блай отправилась в путь 14 ноября 1889 года с единственным «козырем» - особым иностранным паспортом, подписанным государственным секретарем США. Ее путешествие началось с морской болезни, но закончилось триумфом.
Во Франции Блай встретилась с Жюлем Верном, который полагал, что ей удастся завершить кругосветное путешествие за 79 дней, но никак не за 75, как она надеялась. Блай переправилась через несколько морей, прошла через Суэцкий канал, побывала в Коломбо и Адене, посетила колонию прокаженных в Китае, купила обезьянку и вернулась обратно в Нью-Йорк, потратив на это 72 дня 6 часов 10 минут 11 секунд.
Луиза Бойд (1887-1972)
Луиза Бойд
Луиза Бойд родилась в богатой семье и в дальнейшем использовала свое большое наследство для изучения арктических регионов, которые она так любила. Бойд стала первой женщиной, пролетевшей над Северным полюсом (в 1955 году). Путешествуя по Европе после смерти родителей в 1920 году, Бойд провела некоторое время на Шпицбергене, где и влюбилась в красоту льдов. Ее первая арктическая экспедиция состоялась в 1926 году; она занималась кино-и фотосъемкой арктической флоры и фауны. Благодаря охоте на белых медведей Бойд получила прозвище «Диана Арктики». Ее также называли «ледяной женщины» за ее полные приключений исследования Гренландии. Бойд не только изучала фьорды и ледники, но и открыла подводный горный массив в Северном Ледовитом океане.
Самая известная экспедиция Луизы Бойд - участие в поисках знаменитого антарктического исследователя Руаля Амундсена, который исчез, оказывая помощь сбитому итальянскому дирижаблю. Бойд пролетела десять тысяч миль на своем самолете, но Амундсена так и не удалось найти. За участие в этой поисковой экспедии Бойд - первая женщина, не являющаяся подданной Норвегии - была награждена королем Хоконом VII орденом Святого Олафа. Бойд вернулась в США и возглавила пять экспедиций в Гренландию, за что была особо отмечена Географическим обществом. На Гренландии есть территория, названная в ее честь Землей Луизы Бойд.
Кира Салак (1971-
Кира Салак
Кажется, что золотой век приключений и открытий давно миновал, и путешествия превратились для женщин в приятное развлечение. Но жизнь Киры Салак, журналистки и профессиональной искательницы приключений, доказывает, что в мире есть еще немало неизученных мест и «темных пятен».
Салак достойно продолжает традиции знаменитых женщин-путещественниц. Получив степень кандидата наук в области литературы и туристического репортажа, Кира Салак отправилась в долгое путешествие по Папуа-Новой Гвинее. Этот опыт она превратила в книгу «Четыре стороны» (Four Corners). С тех пор она написала много книг. Отважным ее приключением было в Конго, где она прошла по следу горных горилл. Салак тайно провезли в страну украинские контрабандисты оружия. Об этом путешествии Кира написала статью, за которую получила несколько профессиональных наград. В городе Буниа Салак встретилась с несколькими детьми-солдатами из местной милиции.
В ее стиле нет и следа викторианской сентиментальности, которую традиционно ожидают от британской журналистики, но ведь Салак описывает явления, которые не оставляют места для подобных эмоций. В своих менее шокирующих репортажах Кира Салак открывает увлекательный мир, который мы, живущие в век, когда путешествовать легко и приятно, часто не замечаем.
Гертруда Белл (1868-1926)
Гертруда Белл
У Гертруды Белл множество достижений, но лучше всего ее помнят сегодня благодаря ее роли в образовании национального государства в Ираке после Первой мировой войны. Белл во многом была первой: первой женщиной, получившей высшую ученую степень по истории в Оксфорде; первой женщиной, написавшей документ для британского правительства. Она совершила два кругосветных путешествия. Однажды, поднимаясь на гору в Швейцарии, Белл попала в метель и два дня провисела на страховочной веревке.
Свое истинное призвание Белл нашла, когда отправилась в Тегеран, чтобы навестить своего дядю. На Ближнем Востоке она учила местные языки и изучала археологию. Многие археологи, работающие в то время на Ближнем Востоке, также были агентами британской разведки, как, например, Лоуренс Аравийский, с которым Белл познакомилась на раскопках.
В 1915 году вновь работала с Лоуренсом, в Каире, в Британском Арабском бюро. Ее знание Ближнего Востока нашло широкое применение в мирное время. В Басре Гертруда Белл встретилась и установила контакты со многими важными местными жителями, в том числе с будущими королями Ирака Абдуллой и Фейсалом. На послевоенных конференциях, посвященных британскому влиянию на Ближнем Востоке, Белл выступала за самоуправление Ирака и некоторое время была негласным советником короля Фейсала. Гертруда Белл похоронена в Багдаде, столице государства, которое она помогла создать.