Информационный час: Международный день школьных библиотек. Всемирный день библиотек Какого числа день школьных библиотек
Международный день школьных библиотек появился в реестре праздников в 1999 году по инициативе ЮНЕСКО. С тех пор его ежегодно отмечали каждый четвертый понедельник октября. Но в 2008 году на смену одному праздничному дню пришел Месячник школьных библиотек. Теперь каждая организация может выбрать любой подходящий день для проведения праздника и мероприятий.
Главной целью месячника является привлечение общественного внимания к школьным библиотекам, нуждающимся в регулярном пополнении запасов классической и современной литературы. В рамках Дня школьных библиотек проводятся мероприятия по сбору книг от добровольцев, встречи с авторами произведений и интересными людьми, литературные презентации, профессиональные конференции и конкурсы.
Этот праздник не простой,
Он международный.
Вместе мы встречаем День
Библиотеки школьной.
Ждут учебники ребят,
Классики скучают,
Книги выстроились в ряд,
Знания сохраняют.
Будьте частыми гостями
Вы в библиотеке,
И раскроют книги вам
Все свои секреты.
Книги учат нас видеть истину,
Понимать настоящие ценности.
Они делятся важными мыслями
Из прошлого и современности.
Мы знакомились с этими книгами
В школьных библиотеках.
И хотим мы сказать им спасибо.
Они делали нас человеком.
Сегодня замечательный праздник - международный день школьных библиотек. Библиотека открывает школьнику безграничный мир книги, дает возможность познакомиться с выдающимися произведениями художественной литературы, прививает любовь к чтению. В профессиональный праздник мы желаем всем работникам школьных библиотек удачи в делах, хорошего настроения и благодарных читателей.
Школьная библиотека -
Удивительное место!
Для любого человека
Здесь найдутся интересы.
И учебники, и книги -
Кладезь знаний и событий,
Здесь возможно без сомненья
Сделать миллионы открытий!
Все ответы и подсказки
Здесь найдешь ты без труда!
Веришь здесь в мечту и в сказку
Школа, книга - навсегда!
Планшеты, компьютеры, смарты, айфоны -
Сегодня все школьники с ними знакомы!
Но как ни стремителен времени бег -
Учиться не сможем без библиотек!
Учебники здесь поселились гурьбой,
И нам не пройти мимо книги с тобой.
Не клавиши жмем, а листаем страницы.
Без книг ничему нам не научиться,
Ведь книгу с душою писал человек.
Прославим же День школьных библиотек!
Здесь даже воздух затаился,
Здесь кладезь мудрости разлился,
Её безмеренно черпай.
Есть в школе тихий мирный край,
Здесь все учебники хранятся,
Здесь книги долго не пылятся,
Бери на радость и читай.
Есть в школе тихий мирный край,
Его зовут библиотека,
Там неуч станет человеком,
И ты его не забывай!
В нашей школе есть библиотекарь,
Она книги детям выдает,
Нет спокойнее, мудрее человека,
Кто приходит - всех она поймет.
В этот славный день международный,
Мы вас поздравляем от души,
Труд ваш, несомненно, благородный,
Пусть проходит в благостной тиши.
Пусть вас очень сильно любят дети,
Ценят сердце доброе всегда,
Будет мир в душе и на планете,
И не будет горя никогда!
Кто всем школьникам поможет?
Кто подскажет нужный том?
Кто, по автору лишь, сможет
Книгу подобрать, притом?
Это наш библиотекарь!
Отвечаем в тот же миг,
Поздравляем и желаем
Добрых дней и ярких книг.
Библиотеки школьные сегодня поздравляем,
И всех работников приветствуем сейчас!
Вам процветанья, вдохновения желаем,
Чтоб было все и блеск, и класс.
Пусть стеллажи пустуют чаще,
Читали книжки чтобы школьники «в запой».
Библиотеки развиваются пускай блестяще,
И в них детишки пусть торопятся толпой.
Школьная библиотека -
Храм прекрасных, добрых книг,
Это шанс для человека,
Чтоб все науки он постиг!
Об этом помните ребята,
Ходите чаще в этот храм,
Вся мудрость мира вековая,
Тогда откроется здесь вам!
Сегодня День библиотеки,
И с ним, вас поздравляю я,
Больше умных книг читайте,
И будьте счастливы друзья!
«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»
Информационный час
на тему:
«Международный день школьных библиотек»
Воспитатель:
Умерова Лилия Аликовна
Симферополь 2016 г.
Цель информирования : повышение уровня информационной культуры учащихся.
Международный день школьных библиотек отмечается в четвертый понедельник октября. В 2016 году мероприятия проходят 24 октября. С инициативой о создании и проведении праздника выступила в 1999 году ЮНЕСКО. Его целью стало привлечение внимания общества к состоянию, формированию и пополнению литературных запасов в школьных библиотеках.
Впервые событие отпраздновали 25 октября 1999 года. В 2005 г. официальный статус этого дня был закреплен главой Международной ассоциации школьных библиотек. 2008-й год ознаменовался великими переменами. Тогда в октябре прошел первый Месячник школьных библиотек. Участники данной акции смогли самостоятельно выбрать день или неделю для проведения своих праздничных мероприятий, посвященных этим учреждениям – хранилищам книг. Россия впервые отметила данное событие в 2008 году, организовав Месячник школьных библиотек.
Традиционно в этот праздник проходят сборы книг для нужд библиотек, организуются встречи с авторами произведений, презентации, конференции, конкурсы. При помощи учеников библиотекари готовят стенгазеты и оформляют школьные уголки.
Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.
И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровню грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно - коммуникативными технологиями.
В одном ряду с умением писать, читать и считать сегодня стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, куда входит:
- Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения;
- Владение навыками самостоятельного выбора книг, умения пользоваться каталогами, картотеками, рекомендательными списками литературы;
- Знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, полученных учащимися на уроках.
Справедливо утверждение, что именно интерес к книге во все времена объединяет людей, воспитывает культуру общения, является носителем нравственных и духовных ценностей. Являясь своего рода «спасательным кругом», школьная библиотека, открывает двери всем желающим, помогает детям с толком и интересно провести свободное время, а родителям оказывает помощь в гармоничном воспитании ребенка. Именно в библиотеке дети получают первое представление о необъятности книжного мира, учатся пользоваться справочной литературой. Привитие ребенку любви к книге, воспитание тяги к знаниям, потребности постигать окружающий мир, обучение навыкам культуры чтения – являются основными задачами школьной библиотеки.
Чтение формирует взгляды на жизнь, закладывает многие нравственные качества. Иногда воздействует на человека в противовес, впечатлениям окружающего мира, сохраняя и создавая личность. У многих людей старшего поколения привычка к чтению, заложенная в детстве, осознается как одна из самых необходимых для внутреннего комфорта.
Согласно исследованиям психологов, чтение обладает лечебным воздействием на человека. Оказывается, чтение помогает при бессоннице, при зубной и головной боли, при расстройстве желудка. Например, русская классическая литература рекомендована при нервных расстройствах и депрессивных состояниях. Таким образом, литература влияет на физическое здоровье, но ведь физическое здоровье связано с нашим душевным состоянием.
Улучшая духовное состояние и тем самым «заряжая» человека положительной энергией, незаметно, но благотворно и мощно воздействует на нас и наше здоровье чтение книг.
И главное не в том, что, читая, допустим, детектив, мы увлекаемся, переключаем внимание, и зубная боль перестает беспокоить. Главное в том, что привычка к постоянному чтению серьезной литературы гармонизирует личность, закладывает позитивное отношение к жизни. Для подрастающего, неокрепшего еще человека это очень важно. Взрослые часто жалуются на усталость от потока негативной информации, «отрицательных» впечатлений, которые буквально вторгаются в нашу жизнь – с экранов, по радио, со страниц газет… Но взрослые знают, что должно быть «не так», что это не «норма» бытия, что в жизни должно быть гораздо больше другого – радостного, светлого. Детская психика - как губка, доверчиво вбирающая все впечатления, у нее нет критериев отбора и не выработаны способы защиты от негативного воздействия. Появляется отторжение от жизни, неприятие окружающего, в котором воспринимается только мрачное, черное. Как результат – растущее число детских неврозов. Физическое здоровье подрастающего поколения обеспечивается, прежде всего, здоровьем духовным. И здесь роль чтения переоценить невозможно.
Полезные советы.
1. Чтение делает взгляд острее.
Вы будете лучше понимать и видеть окружающий мир и людей, а самое главное, самого себя. Хорошую книгу обязательно прочитайте ещё раз – вы наверняка увидите там что-то новое.
2. Чтение сохраняет ваше физическое здоровье.
Складывать буквы в слова, слова в образы, осознавать то, что хотел выразить ими автор, и находить им собственное объяснение – это гимнастика для мозга. Без всякого риска получить травму!
3. Чтение положительно влияет на окружающую среду.
Если вы читаете книгу, значит, дерево из которого она изготовлена, было срублено не напрасно. Для чтения книг нет нужды тратить электричество или покупать батарейки, и при этом они легче ноутбука. Вы читаете, а значит, не можете вести машину и ходить по улицам, что ведёт к сокращению пробок и очередей.
4. Чтение научит вас общаться.
Ваши интересные замечания чудесным образом преобразят даже скучные разговоры о вчерашних спортивных событиях или телевизионной передаче. А ваш растущий талант рассказчика позволит вам с лёгкостью приписывать себе приключения вымышленных персонажей. Особенно большое впечатление это производит на людей, которые почти не читают.
5. Чтение помогает приятно проводить свободное время.
Вам никогда не надоест читать книги, потому что их – огромное множество, не хватит и нескольких жизней, чтобы прочитать всё. Придётся перепробовать много разных жанров, прежде чем вы найдёте книги, от которых действительно получаете удовольствие. Не сдавайтесь, пока не отыщете «свою» книгу, ведь она может изменить жизнь.
6. Чтение дарует спокойствие.
Родители, учителя и другие взрослые будут настолько рады видеть ребёнка читающим, что не станут лишний раз дёргать его.
7. Чтение выгодно для вашего кошелька.
Во-первых, книги дешевле, чем компьютерные игры. Во-вторых, ваши знакомые не будут мучиться с выбором подарка, если узнают, что вы любите читать. (Есть одно «но»: составляйте списки пожеланий, иначе придётся довольствоваться одними только бестселлерами.) А в-третьих, для тех, кто не получил книгу в подарок, всегда существуют библиотеки – книги там ничего не стоят.
8. Чтение помогает сконцентрироваться.
Читать можно и под музыку, и во время занятий: читать и не обращать внимания на суету вокруг. Тренированный читатель без проблем может параллельно смотреть четыре передачи, всё время переключая каналы. При желании вы можете читать в транспорте.
9. Чтение хорошо сказывается на вашей фигуре.
Не бойтесь набрать лишние килограммы. Читающему человеку не требуется калорийная пища, чтобы справиться с тяготами скучной жизни. С книгой вы способны путешествовать так далеко, как только пожелаете, и воплощать самые фантастические мечты. Вас сложнее соблазнить попкорном: ведь «кино» уже идёт в вашей голове.
10. Чтение полезно для родителей.
Наблюдая за тем, как ребёнок наслаждается книгой, взрослые тоже втягиваются в чтение, даже если они слишком заняты, чтобы читать. Взрослые будут благодарны ребёнку за вновь обретённое счастье.
Международный день школьных библиотек ежегодно отмечают в четвертый понедельник октября (в 2016 году – 24 октября).
Главная цель праздника –привлечение внимания общественности к школьным библиотекам, нуждающимся в регулярном пополнении фондов.
Как отмечают День школьных библиотек?
Как проходит празднование? Программа мероприятий включает семинары, выставки, конференции, съезды школьных библиотекарей, презентации профессии «педагог-библиотекарь», чествование ветеранов библиотечного дела.
В День школьного библиотекаря устраиваются различные мероприятия для школьников: конкурсы, викторины, литературные презентации и др. Также проходят сборы книг для нужд библиотек.
История и традиции Всемирного дня школьных библиотек
Расскажем об истории и традициях праздника. Международный день школьных библиотек отмечается в разных странах мира по инициативе ЮНЕСКО с 1999 года. Инициатором проведения праздника был президент Международной ассоциации школьных библиотек Бланш Вуллз. В 2005 году праздник получил официальный статус.
В 2008 году к Дню школьного библиотекаря был приурочен Месячник школьных библиотек, который впервые прошел под девизом «Грамотность и обучение – в вашей школьной библиотеке».
В нашей стране месячник также впервые отмечали в 2008 году, под девизом «Школьная библиотека – на повестке дня». Главным событием месячника в России стал Форум школьных библиотекарей в Михайловском – Пушкинском заповеднике в Псковской области.
История школьных библиотек в нашей стране насчитывает несколько веков. Первая учебная библиотека на Руси появилась в 1630-е годы при Киево-Могилянской академии.
В период правления Петра Первого была создана библиотека при Академии Наук. Тогда же появились и первые школьные библиотеки: «При школах надлежит быть библиотеке довольной, ибо без библиотеки Академия яко без души».
В ХVIII веке было положено начало формированию государственной системы образования. Для каждого сословия создавались свои школы, при которых появлялись библиотеки.
В 1830-х годах в России действовало 62 гимназических библиотеки и несколько десятков при уездных училищах.
Однако настоящее развитие библиотечное дело получило только при советской власти. В 1930-х годах в нашей стране насчитывалось уже свыше 44 тысяч школьных библиотек.
А в настоящее время в России функционирует более 62 тысяч библиотек образовательных учреждений.
Кроме Дня школьного библиотекаря, в нашей стране отмечается Всероссийский день библиотек (27 мая).
В любой школе мира имеется заветный кабинет, главной «начинкой» которого являются не стильная мебель или современная техника, а книги. Речь идет, конечно же, о школьной библиотеке. К услугам работающего в ее рамках специалиста - школьного библиотекаря - ежедневно обращаются как учителя, так и ученики. Интересно, что существует праздник мирового масштаба, посвященный библиотекам учебных заведений. Узнаем о нем побольше!
Сведения о празднике
Интересующее нас торжество носит название Международного дня школьных библиотек. Впервые его отметили в 1999 году. Инициаторами учреждения такого праздника стали представители ЮНЕСКО. Время проведения общественно-значимой акции всегда одно и то же и приходится на четвертый понедельник среднего осеннего месяца.
О том, что новая дата внесена в календарь, объявил в соответствующий момент Бланш Вуллз - человек, занимавший в то время должность президента ASL (Международной ассоциации школьных библиотек). Официальный статус празднику присвоили спустя 6 лет, в 2005 году, о чем сообщил Питер Дженко, сменивший на президентском посту указанного объединения уже упомянутого ранее Бланша Вуллза.
Прошло еще два года, и Международный день школьных библиотек из однократной ежегодной акции превратился в месячник. Об этом новшестве сотрудники «книгохранилищ» в учебных заведениях разных стран, поддерживающих проект, узнали от координатора праздничного мероприятия - Рика Малхолланда. Девиз первого октябрьского месячника в рамках общественно-значимой даты звучал следующим образом: «Грамотность и обучение в вашей школьной библиотеке». Примечательно то, что для проведения специфического праздника от школьных библиотекарей не требовалось следовать каким-то строгим предписаниям: достаточно было выбрать один день в указанном осеннем месяце на свое усмотрение для организации тематического мероприятия. Однако многие с недюжинным энтузиазмом отнеслись к этой инициативе, в результате посвятив Международном дню школьных библиотек неделю своего времени.
Как обстоит дело с праздничной датой в нашей стране? Российские школы присоединились к проведению месячника школьных библиотек относительно недавно - лишь в 2008 году. Именно тогда было организована и проведена эта замечательная полезная акция. Девизом ее послужила прекрасная фраза: «Школьная библиотека на повестке дня». В рамках отечественного месячника в большинстве российских школ прошли самые разные мероприятия: выставки, конкурсы, семинары, конференции, презентации и съезды библиотекарей.
История создания школьной библиотеки
Такое структурное подразделение учебного заведения, как школьная библиотека, появилось в конце XVII-го столетия. Произошло это благодаря усилиям москвичей, которые неоднократно подавали соответствующие ходатайства и прошения в вышестоящие инстанции.
Первыми появились школьные библиотеки в престижных учебных заведениях - гимназиях, училищах и кадетских корпусах. Постепенно этот процесс охватил школы среднего и низшего звена. Чуть позже данная структурная единица обосновалась даже в церковно-приходских училищах. О темпах возникновения школьных библиотек можно судить по следующей статистике: в 30-е гг. позапрошлого века в одних только гимназиях насчитывалось более 60-ти библиотек, а в церковно-приходских школах их было около 30-ти.
В 1860-м году власти провели реформу, имевшую большое значение для развития школьных «книгохранилищ». Она состояла в создании так называемой народной школы, в связи с чем началось формирование сети ученических библиотек. Становление этой системы происходило за счет средств, поступавших из карманов родителей, плативших государству за обучение своих детей, и благодаря добровольным пожертвованием неравнодушного населения.
В то время сетью школьных библиотек заведовало три правительственных органа: Министерство государственного имущества, Просвещения и образования, а также Синод. К началу XX-го столетия доля школьных библиотек в общем количестве всех структурных единиц данного типа составляла почти 80%. В 30-е гг. появилась профессия школьного библиотекаря. Ее возникновение было вызвано необходимостью улучшить библиотечное обслуживание.
Удивительно, но Великой Отечественной войне не удалось поставить раз и навсегда крест на идее разветвленной сети школьных библиотек. После ее окончания восстановление последних произошло в рекордно сжатые сроки. Вплоть до 1975 года в обязанность школьных библиотекарей вменялось лишь обслуживание учеников. Но, начиная с озвученного момента, к школьникам присоединиться и учителя.
Спустя 2 года школьные библиотеки стали укомплектовывать бесплатными учебниками. Вдобавок к школьному библиотекарю добавляются добавились новые специалисты: инспектор по учебным фондам и методист.
В настоящее время на территории России в рамках школ и подобных им учебных заведений свою деятельность осуществляют более 60-ти тысяч библиотек.
Задачи и функции
Школьную библиотеку образно называют «мозгом» школы. Справедливость этого неформального статуса подтверждают функции, которые выполняет библиотека в стенах общеобразовательного учебного заведения.
Всего можно выделить три таких основных функции:
Информационная . Она заключается в предоставлении школьникам и их наставникам возможности получать и использовать по своему усмотрению любые запрашиваемые ими сведения.
Культурная . Школьные библиотекари обязаны в рамках своей работы время от времени организовывать тематические мероприятия, целью которых является воспитание у учеников социального самосознания и культурное развитие.
Общеобразовательная . Имеется в виду способствование выполнению образовательных задач, обозначенных в школьной программе и присутствующих в концепции учебного заведения.
Направлений деятельности у школьных библиотек тоже несколько. Они должны быть оборудованы таким образом, чтобы дети, их родители и преподаватели могли беспрепятственно получать доступ к книгам и периодическим изданиям для прочтения и ознакомления; к компьютерным программам. Что касается непосредственно учителей, то они должны иметь возможность использования еще и методической и педагогической литературы. Методические консультации, оказываемые всем перечисленным категориям граждан, также входят в перечень услуг, оказываемых школьными библиотеками и их сотрудниками. Кроме того, деятельность школьных библиотек направлена на сохранение, пополнение и охрану книжного фонда.
Какие задачи стоят перед школьными библиотеками? Привитие ученикам любви к книгам, здоровому образу жизни, процессу чтения, удовлетворение потребностей педагогов информации, осуществление идейно-воспитательной работы. При этом школьные библиотекари должны использовать в своей деятельности новые компьютерные технологии, вести электронные каталоги, чтобы облегчить работу себе и обращение к услугам библиотеки лиц, ее посещающих.
Коллективное творческое дело (КТД)
«Международный день школьных библиотек»
Время проведения мероприятия: 1 час.
Возраст участников: 13 – 14 лет
Форма проведения: игровая программа
Место проведения: аудитория
Цели:
познакомить учащихся с историей праздника;
расширять кругозор учащихся;
сформировать интерес к отмечаемому празднику;
способствовать воспитанию коллективизма;
Задачи:
развивать наблюдательность, внимание, память;
развивать интеллектуальную активность, умения анализировать, обобщать, сравнивать;
побудить учащихся к чтению литературы, к посещению библиотек.
Участники: ученики 7 класса. Ребята делятся на равные по силам команды. Численность команд зависит от общего количества детей.
Необходимый инвентарь:
изображения портретов писателей и поэтов;
бланки ответов на вопросы викторины;
бланки для решения головоломок и для написания письма младшим школьникам;
медали для награждения.
Ход проведения мероприятия
На доске написана цитата, один из учащихся читает ее вслух:
Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье. Перед вами пир, достойный богов; вы сознаёте, что можно принять в нём участие и наполнить до краёв свою чашу.
(Уильям Мейкпис Теккерей)
Учитель: Ребята, перед вами слова английского писателя-сатирика XIX века Уильяма Мейкписа Теккерея. Как вы понимаете их?
Дети выражают свое мнение.
Учитель: Молодцы ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем мероприятии?
Дети предполагают.
Учитель: Совершенно верно! Речь сегодня пойдет о библиотеках. 24 октября отмечается Международный день школьных библиотек, ежегодно его проводят в четвертый понедельник октября. Этот праздник отмечается во многих странах уже на протяжении многих лет, начиная с 1999 года.
Впервые президент Международной ассоциации школьных библиотек (International Association of School Librarianship, IASL) Бланш Вуллз провозгласил этот праздник. Только к 2005 году Питер Дженко, новый президент данной организации, подтвердил уже официальный статус праздника. С 2008 года Международный день школьных библиотек стал преобразовываться в месячник, проходящий под разными девизами.
В нашей стране Международный месячник школьных библиотек был впервые проведен в 2008 году. В этот период были проведены обучающие семинары, чествование ветеранов библиотечного дела, были организованы съезды школьных библиотекарей, многочисленные мероприятия для школьников (конкурсы, выставки, конференции, сборы книг).
Следует отметить что, наряду с международным днем и месячником школьных библиотек, отмечается также профессиональный праздник весной. Общероссийский день библиотек, который приходится на 27 мая.
Учитель: Ребята, а вы любите ходить в библиотеки? Почему?
Дети отвечают.
Учитель: Библиотека школы всегда занимала особое место в образовательной сфере. Библиотеки были в каждом учебном заведении: в духовных школах, в гимназиях, лицеях и т. д. Отечественные педагоги всегда рассматривали библиотеку как важнейшее неотъемлемое звено учебно-воспитательного процесса, они говорили о колоссальном влиянии содержания ресурсов библиотек на качество обучения учащихся.
Библиотека школы развивается в рамках конкретного учебного заведения, планирует свою работу, опираясь на цели, которые были поставлены перед педагогическим коллективом школы. Стоит отметить, что школьная библиотека становится первой в жизни для ребёнка.
Итак, ребята, сейчас мы с вами узнаем, ходите ли вы в библиотеки, как много вы читаете, и сколько интересного вы знаете. Я предлагаю вам разделиться на две команды, придумать название и девиз.
Дети: Первая команда «Библиотекари», наш девиз: «Библиотека – наш дом, и нам прекрасно в нем».
Вторая команда «Читатели», наш девиз «Читаем мы везде и всюду, ведь знание подобно изумруду».
1 этап
Учитель: Итак, начинаем первый этап нашего мероприятия. Внимание, «Викторина»!!!
Звуковой повтор, преимущественно на конце, в двух или более стихах (Рифма).
В лицее этот человек серьезно занимался французской поэзией, за что его прозвали «французом» (Пушкин).
Совокупность событий в художественном произведении, которые представлены в определенной связи (Сюжет).
В молодости этот писатель был участником обороны Севастополя, после этого он написал цикл «Севастопольские рассказы» (Толстой).
Когда, по вашему мнению, появилась первая библиотека? (Первые библи o теки, обнаруженные археологами, относятся к IV веку до нашей эры. При раскопках древнего государства Ассирия, был найден огромный дворец, где в ящиках были размещены глиняные таблички с тестами).
Устный рассказ, в основе которого, лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимаемое как достоверное (Легенда).
Этот великий поэт и драматург никогда не хотел, чтобы его пьесы записывались и публиковались, он считал, что его пьесы должны воспроизводиться только на сцене (Шекспир).
Перенос наименования одного предмета или явления на другой предмет или явление по сходству (Метафора).
Учитель: молодцы ребята, по итогам первого конкурса побеждает команда «Библиотекари».
2 этап
Учитель: следующий этап называется «Юный поэт». Для каждой команды предоставляется список слов, из которых вы должны составить свое собственное стихотворение.
Список слов для первой команды: литература, желание, физкультура, послание, любить, служить, радость.
Список слов для второй команды: писать, поэт, воспитать, совет, книга, двигать, мир.
Дети выполняют задание.
Учитель: молодцы ребята! Подводим итоги, по-прежнему лидирует команда «Библиотекари».
3 этап
Учитель: Для следующего конкурса, который называется «Я – фотоаппарат» приглашаются капитаны команд. Этот конкурс поможет узнать нам, насколько наши «Библиотекари» и «Читатели» внимательны, и как хорошо развита их память, ведь это так важно.
На доске (для каждого учащегося отдельно) расположены портреты известных писателей и поэтов (с указанием фамилий). Ваша задача в течение 30 секунд запомнить все портреты, после этого, одно изображение удаляется, и каждый из капитанов должен озвучить, кто был изображен на исчезнувшем портрете.
Подводим итоги… Побеждает команда «Читатели».
4 этап
Учитель: Сегодня было получено письмо от одного неизвестного писателя. Но, к сожалению, содержание письма непонятно, так как состоит оно их хаотичного набора букв, и вам, ребята, предстоит понять, какие слова зашифрованы. Письмо для первой команды:
Сеть локоть онод дерствос татсь руткульмын мечелоков – теинче.
Ответ: «Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение». (А. Моруа)
Письмо для второй команды:
Водасбо тесущетвус тазем, бочты дохить в олибебтику.
Ответ: «Свобода существует затем, чтобы ходить в библиотеку». (И. Бродский)
5 этап
Учитель: молодцы, ребята! Пока жюри подводит итоги конкурсов, ваша задача написать письмо младшим школьникам, рассказав им, почему же так важно посещать библиотеки.
Подведение итогов.
Дети завершают работу. Подсчитывается общее количество баллов. Учитель объявляет результаты, награждает победителей памятными призами.
По итогам всех конкурсов побеждает команда «Библиотекари». (Команде «Библиотекари» учитель вручает медали «Победитель», а команде «Читатели» медали «За активную работу»). Учитель спрашивает у ребят, понравилось ли им мероприятие, он должен спросить у них то, что они предлагают провести в следующий раз.