План-конспект урока на тему: «Формирование социально-бытовых навыков". Методы формирования и коррекции социально-бытовых навыков умственно-отсталых детей
Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых навыков осуществляется по большей мере в рамках именно трудового воспитание. Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, т.е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. совершенствование умений и навыков состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Именно поэтому организация в рамках дошкольного учреждения формирования социально-бытовых навыков так важна в общем процессе обучения и воспитания детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего
Дошкольного возраста в условиях детского сада
Дошкольный возраст – это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень большой путь развития. Это период не только физического роста, но и психического, социального. Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его мира, и особенно значительную роль в этом играют детский сад и семья. Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых навыков осуществляется по большей мере в рамках именно трудового воспитание. Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, т.е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. совершенствование умений и навыков состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Именно поэтому организация в рамках дошкольного учреждения формирования социально-бытовых навыков так важна в общем процессе обучения и воспитания детей. Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.
В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания. Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим.
Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными социально-бытовыми навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.
Таким образом, овладение младшими дошкольниками социально-бытовыми навыками – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость
На четвертом году жизни у ребенка повышаются активность и целенаправленность действий, улучшается координация. Дети начинают овладевать умениями действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому.
В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.
Положительная оценка взрослого даже небольших успехов ребенка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребенку избалованному, имеющему склонность к зазнайству, следует поощрение использовать осторожно.
Навыки самообслуживания у малышей формируются в играх с куклами, в процессе выполнения разнообразных действий (раздевание, одевание, умывание и др.), в дидактических играх типа «Мишка замерз», «Кукла Наташа пришла в детский сад» и др.
Ребенку трехлетнего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! – заявляет он, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста занимает самообслуживание. Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавить стремление к самостоятельности, это великое «завоевание» трехлетнего ребенка – важный фактор в формировании его трудолюбия.
Огромное трудолюбие и педагогический такт требуются от воспитателя, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и способствовать его развитию. Решающее значение имеют игровые приемы, поскольку именно они позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.
Эффективным приемом может стать положительный прием сверстников. «Посмотрите, как Таня быстро и правильно одевается!», - говорит педагог. Большое место занимают такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование эмоциональных песенок, потешек, пословиц, поговорок. Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у него интерес к предмету. Так, во время умывания воспитатель дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть посмотреть и говорит: «Какое гладкое мыло, как хорошо оно пахнет! А как наверно хорошо это мыло пенится! Давайте попробуем!».
Весьма действенным приемом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо и т. п. сюжеты воспитатель может придумать сам.
Воспитателю необходимо помнить, что, если не обращать внимание на то, как ребенок выполняет действие (как завернул рукава, зашнуровал ботинки, убрал в шкаф сменную обувь), у него не только не формируются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки
(небрежность, неряшливость и т.д.).
Важно побуждать детей к взаимопомощи, используя пример тех, у кого уже воспитаны определенные навыки, учить внимательному, доброжелательному отношению друг к другу. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи.
Хозяйственно-бытовой труд в данном возрасте в основном сводится к выполнению детьми простейших индивидуальных поручений. Содержание труда не сложно – это отдельные действия, которые ребенок производит на первых порах совместно со взрослым. И пусть их труд совсем незначителен, но его следует всячески поощрять, поскольку он содержит зачатки коллективного труда и способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых.
Формирование у ребенка потребности участвовать в посильном для него труде способствует воспитанию у малыша интереса к трудовой деятельности взрослых. Давая малышам элементарные представления о труде няни, дворника, шофера, повара, нужно обратить внимание на добросовестное отношение взрослых к работе. В процессе наблюдения следует привлечь внимание детей к трудовым операциям, совершаемым взрослым, рассмотреть с ними материалы и оборудование, которые используются в работе. Нужно обязательно подчеркнуть результат труда. Так у ребенка складывается представление о том, что в основе каждого трудового процесса лежит удовлетворение той или иной потребности людей. На основе таких конкретных впечатлений у ребенка начинает складываться представление о трудовой деятельности человека, воспитывается положительное отношение к труду, желание принимать в нем посильное участие.
В течение дня важно найти для каждого ребенка полезное и важное дело. Можно дать одно и тоже поручение нескольким детям одновременно
Например протереть стулья. Это самая первая ступень к коллективному труду – труд рядом.
Со второго полугодия детям начинают прививать умения и навыки дежурства по столовой. Готовят их к этому постепенно. Путем поручений у ребенка исподволь воспитывают умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например, сначала его учат ставить салфетницы и хлебницы на стол, затем раскладывать ложки. После этого, как ребенок освоит эти действия, его учат расставлять тарелки. На первоначальных этапах привития навыков дежурства дети накрывают на стол с помощью воспитателя, затем с незначительной помощью. При этом используются дидактические игры. В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает развитие социально-бытовых навыков, связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. Особое место в системе воспитания детей занимает дошкольное учреждение, целью деятельности которого является развитие детей. Существуют различные методы формирования социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста, выбор которых осуществляется в соответствии с особенностями ребенка, с конкретными условиями и т.д. Овладение данными навыками способствует развитию необходимых умений для социализации человека, для формирования самостоятельности, независимости в бытовом отношении, что, безусловно, является и фактором личностного развития.
Формирование социально-бытовых навыков происходит постепенно и планомерно. Очень важно при этом активное сотрудничество детского сада и семьи, так как в первую очередь ребенок берет пример со своих родителей.
Каждому возрасту присуще развитие определенных практических навыков, и не нужно заставлять ребенка что-то делать раньше времени. Какие навыки нужно формировать в дошкольном возрасте? Какие качества необходимо привить уже с малых лет? Как помочь ребенку легко адаптироваться в современном социуме? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы и узнаете, как нужно формировать практические навыки у детей дошкольного возраста.
Практические навыки - автоматизированные действия человека, основанные на навыках, приобретенных на личном опыте (ходить, говорить, писать и другие). Без практических навыков, которые приобретаются преимущественно в процессе подражания взрослым, невозможна полноценная жизнь и адаптация ребенка к социальным условиям. Именно поэтому очень важно, чтобы родители не просто рассказывали ребенку как правильно делать то или это, но и показывали все на собственном примере.
Отметим, что каждому возрасту присуще развитие определенных практических навыков, и не нужно заставлять ребенка что-то делать раньше времени. Какие навыки нужно формировать в дошкольном возрасте? Какие качества необходимо привить уже с малых лет? Как помочь ребенку легко адаптироваться в современном социуме? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы и узнаете, как нужно формировать практические навыки у детей дошкольного возраста .
Итак, какие же практические навыки нужно формировать у дошкольников?
Коммуникативные навыки
Общение - главное инструмент, формирующий личность и способствующий ее реализации в социуме. Умение общаться в различных ситуациях, понимать собеседника и демонстрировать гибкость поведения - вот те задачи, которые стоят перед детьми этого возраста.
Активными помощниками детей дошкольного возраста при формировании коммуникативных навыков выступают родители и воспитатели.
Пути развития коммуникативных способностей:
- Стимулировать здоровый интерес к окружающим собеседникам (детям и взрослым).
- Находить решение конфликтных ситуаций.
- Справляться с негативными эмоциями при неудачном общении.
- Отыскивать возможности постоянного контакта с детским коллективом.
Одной из ведущей деятельности этого возраста является игра. В ней дети обучаются общению и подчиняются общим правилам игры. В таких забавах корректирующая роль отводится воспитателю. Под его руководством дети учатся планировать и обговаривать свои действия, приходить к общим результатам.
Трудовые навыки
Образование трудового навыка в дошкольном возрасте способствует становлению человека в обществе. Начинается оно с семейных отношений и трудовых поручений. Самообслуживание и бытовые задания формируют самостоятельность у детей . Ребенок должен сначала научиться выполнять какой-то элемент работы, а потом и весь процесс целиком. При этом задания должны соответствовать возрасту ребенка.
Если малыш не хочет трудиться - не принуждайте. Личным примером покажите ему всю значимость трудовой деятельности. Не наказывайте трудом, иначе ребенок будет ассоциировать его с чем-то плохим. Пусть разрешение трудиться и будет той самой долгожданной наградой.
Развитие трудового навыка имеет место и в детском коллективе. Здесь формируются физические и волевые усилия. В детской группе воспитатель помогает сформировать следующую деятельность:
- организация работы;
- сбор всего необходимого для труда;
- уборка рабочего места по окончанию занятий;
- очистка инструментов и распределение их по местам.
В группах постарше все этапы работы делятся между участниками трудовой деятельности. Умение договариваться, распределение ролей, оказание помощи, согласование совместной деятельности, советы и замечания - вот те основные навыки, которые формируют трудовую личность.
Культурно-гигиенические навыки
К таким навыкам относится повседневная деятельность, формирующая основу жизни. Большая роль в этом отводится подражанию деятельности родителей. Культурно-гигиенические навыки начинаются с элементарных вещей:
- гигиена рук после прогулки и перед едой;
- водные процедуры и чистка зубов утром и вечером;
- полоскание рта после приема пищи;
- опрятность одежды;
- порядок среди игрушек в комнате;
- культура приема пищи.
Научить ребенка совершать все эти элементарные действия самостоятельно - задача каждой семьи. Таким образом формируется: настойчивость, организованность, выдержка, самостоятельность, дисциплинированность.
Двигательные навыки
Формирование двигательных навыков осуществляется последовательно: знание, как выполнять движение, переходит в умение и впоследствии - в навык. Для решения задачи развития двигательных навыков целесообразно применение игры или подражания.
Этапы формирования:
- Выполнения упражнений с помощью воспитателя.
- Самостоятельное осуществление задач при помощи специальных предметов (мячей, гимнастических палок, лестниц и другое.)
- Зрительная ориентация.
Физические качества (ловкость, сила, умение, гибкость, выносливость) являются составляющими понятия двигательных навыков.
Социально-бытовые навыки
На каждом этапе роста ребенка происходит формирование социально-бытовых навыков :
- Новорожденный - улыбка, смех, мимика, жесты, звукоподражание.
- Малыш (2 года) - понимание слов «не надо» и «надо», выполнение элементарных поручений взрослых.
- Ребенок (3 года) - общение согласно ситуации, помощь взрослым, стремление к позитивной оценке.
- Младший дошкольник (4-5 лет) - партнерские отношения со сверстниками, познавательное общение со взрослыми, развитие самооценки, гибкость поведения.
- Старшие дошкольники (6 лет) - совершение сложных бытовых обязанностей и мелких социальных поручений.
Совместные прогулки, подготовка к праздникам, бытовые задания - все это включает детей в активную семейную и социальную жизнь. Задача взрослых объяснить такие понятия, как вежливость, добро, понимание близких, забота.
Графомоторные навыки
Готовность ребенка к школе определяется степенью развития мелкой моторики. Она стимулирует развитие связанности речи, внимания, памяти и логического рассуждения.
Формирование навыка графомоторики начинается с младенчества. Массаж пальчиков осуществляется для детей до года. Стихотворные тексты с упражнениями применимы для малышей 1-3 лет. Умение застегивать пуговицы, мелкие кнопки, замки и завязывать шнурки способствует развитию моторики пальцев в младшем дошкольном возрасте. Координация движения и развитие мелкой моторики с помощью обучения элементам письма осуществляется в возрасте 6 лет и является подготовкой к школе.
Этапы формирования:
- 1-2 года – удержание двух предметов в одной руке, листание книги, собирание пирамидки;
- 2-3 года – нанизывание предметов, игра с глиной и песком, открывание ящиков и крышек, рисование пальцами;
- 3-5 лет – складывание бумаги, рисование мелками, шнурование ботинок, лепка пластилином;
- 5-6 лет – усовершенствование мелкой моторики.
Зрительное восприятие и координация, а также графическая активность способствуют формированию навыка письма.
Творческие навыки
Развитию креативности мышления и индивидуальности подхода к решению различных ситуаций способствуют творческие навыки. Они персональные для каждого ребенка. При проявлении первых признаков необходимо создать благоприятные условия для их развития.
Существует немало развивающих методик:
Игры. Они должны учитывать возрастные особенности ребенка и осуществлять полезные функции (конструктор, мозаика).
Окружающий мир. Сюда входят рассказы о растениях и животных, ответы на вопросы малыша, описание окружающих вещей на улице и в доме, пояснение элементарных процессов.
Лепка. Начинать можно с простейших задач: шариков, палочек и колечек, постепенно переходя на более сложные элементы.
Рисование. Изучайте вместе форму и цвет, используйте самые разнообразные материалы (краски, карандаши, фломастеры и т.д.).
Музыка. Колыбельные на ночь, детские песенки и классическая музыка помогут развитию образного мышления и памяти.
Стимулом для развития творческого навыка является личный пример и регулярная похвала родителей.
Оценка социально-бытовых навыков показала, что у всех молодых людей (100%) с умеренной умственной отсталостью они сформированы в основном, как в условиях дома, так и вне дома, но уровень развития различен. Среднее значение сформированности этих навыков в домашних условиях составляло
12,4 балла (при максимуме 13), а вне дома - 31,1 балла (при максимуме 34). Как в условиях дома, так и вне его, в группе обследованных с умеренной умственной отсталостью 94,1% молодых людей имели высокий уровень сформированное™ социально-бытовой адаптации (табл. 9).
В группе молодых людей с тяжелой умственной отсталостью сформирован-ность социально-бытовых навыков была ниже. У 83,0% обследованных в домашних условиях и у 70,0% - вне дома выявлялась низкая социально-бытовая адаптация, причем ее средние значения составляли 8,0 баллов дома и 14,5 баллов - вне дома, то есть были в 1,6 и 2,1 раза ниже, чем при умеренной умственной отсталости. По уровням сформированности этих навыков (табл. 9) выявлялась неоднозначная ситуация: высокий уровень отмечался у 58,9% тяжело умственно отсталых дома и у 29,4% - вне дома. У достаточно большого числа обследованных этой группы выявлен низкий уровень, чего не наблюдалось в группе молодых людей с умеренной умственной отсталостью.
Таблица 9
Уровни сформированности социально-бытовых навыков у молодых людей с нарушением интеллекта,%
Навыки |
Уровень молодых людей группы с УУО |
Уровень молодых людей группы с ТУО |
||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
|
Социально-бытовые навыки в домашних условиях |
94,1 |
5,9 |
58,9 |
18,0 |
23,1 |
|
Социально-бытовые навыки вне дома |
94,1 |
5,9 |
- |
29,4 |
23,5 |
37,1 |
При получении представлений о степени владения молодыми людьми навыками личной гигиены нами выделены следующие уровни оценки:
П высокий уровень (ВУ) - владеет самостоятельно (чистит зубы, не требует помощи при посещении туалета, принятии ванны и т. д.);
П средний уровень (СУ) - владеет частично, требуется посторонняя помощь при ежедневном выполнении гигиенических процедур;
□I низкий уровень (НУ) - в вопросах личной гигиены не самостоятелен, требуется постоянная помощь и контроль со стороны взрослых.
Самостоятельно владеют навыками личной гигиены большинство (74%) лиц с УУО и лишь 21% лиц с ТУО. Они не требуют помощи при умывании, чистке зубов, посещении туалета, принятии ванны. Эти результаты можно видеть на рис. 9.
У 16% лице УУО и у большей части лиц с ТУО (63%) эти навыки сформированы частично, то есть в ряде случаев им необходима помощь либо контроль над выполнением со стороны взрослых.
В обеих обследованных группах встречаются молодые люди, у которых навыки личной гигиены не сформированы вообще (10% - среди лиц с УУО; 16% - у лиц с ТУО), что кажется трудно объяснимым: эти дети воспитываются в семьях, и следовательно, родители просто не занимаются с ними.
Степень владения молодыми людьми навыками самообслуживания оценивали в зависимости от объема и качества выполнения ими действий по самообслуживанию.
Исследование навыков самообслуживания показало, что незначительная часть лиц с УУО и ТУО владеют ими удовлетворительно (37 и 21 %, соответственно), то есть они могут самостоятельно переодеться, подогреть себе пищу, сходить в магазин за покупками, заняться дома уборкой. И все же почти у половины лиц в обеих группах (42 и 47%) эти навыки сформированы недостаточно, в связи с чем необходим контроль над их выполнением со стороны взрослых.
21 % лиц с УУО и 32% лиц с ТУО вообще не владеют навыками самообслуживания, нуждаются в постоянной посторонней помощи при одевании-раздевании, приготовлении и принятии пищи и т. д., что еще раз подтверждает наше мнение об отсутствии систематической работы с ними в семье.
Следовательно, улице УУО наиболее высокий уровень сформированности навыков личной гигиены. Хотя многие из этих молодых людей обучались в школе, и к моменту нашего исследования они уже вышли из детского возраста (им было от 15 до 29 лет), даже жизненно важные навыки самообслуживания и приема пищи развиты лишь у части из них, а остальные нуждаются в помощи либо совершенно не могут выполнять простые действия самостоятельно. Эти факты крайне тревожны, поскольку взрослые дети проживают с родителями и другими родственниками, которые уделяют им мало внимания, не пытаясь обучить самостоятельности и стараясь сделать все за них. Полученные результаты настораживают еще и потому, что более половины из этих детей (59,5%) обучались в школе, где также, очевидно, очень мало внимания уделялось кор-рекционной работе с ними и подготовке их к самостоятельной жизни в пределах их возможностей. Возможно также, что часть из них потеряли ранее полученные адаптивные навыки.
В группе лиц с ТУО только около 33% детей владеет навыками самостоятельного приема пищи, однако с помощью других они довольно сносно реализуют навыки личной гигиены, самообслуживания и питания. Очевидно, здесь есть достаточно значимый резерв для их обучения и развития этих навыков в большей степени .
Представления о предметах одежды у умеренно умственно отсталых молодых людей (табл. 11) достаточно хорошо развиты, даже в отношении диффе-
Табл и ца 10 Представления умственно отсталых молодых людей о предметах одежды,%
Группы обследованных |
Одежда |
||
Летняя - зимняя |
Мужская - женская |
Спортивная - для отдыха |
|
|
89,0 |
90,0 |
80,0 |
Молодые люди с тяжелой умственной отсталостью |
42,9 |
48,0 |
- |
ренцировки спортивной одежды и одежды для отдыха. В группе обследованных с тяжелой умственной отсталостью менее половины молодых людей различают летнюю и зимнюю, мужскую и женскую виды одежды и ни один из них не дифференцирует спортивную одежду и одежду для отдыха.
Для социализации молодых людей с умственной отсталостью крайне важны умения и навыки работы по дому. Мы наблюдали их способности справляться с мытьем посуды, пола, сервировкой стола, с необходимостью подогреть себе пищу, сделать бутерброды, постирать свою одежду, вытереть пыль и проч.
По способности умственно отсталых молодых людей справляться с обязанностями по дому были выявлены три уровня.
Было установлено, что имели постоянные обязанности (сервировка стола, мытье посуды, уборка и др.) и выполняли их на высоком уровне 74% лиц с УУО и лишь 21% лиц с ТУО. Эти молодые люди были способны пользоваться плитой для разогревания пищи, стирать белье, ходить в магазин за элементарными покупками. В целом, у них наблюдалось позитивное отношение к домашней работе, ответственное и своевременное ее выполнение.
Средний уровень выполнения обязанностей по дому был присущ 26% лиц с УУО и 47% лиц с ТУО. Для молодых людей этого уровня было характерным выполнение определенных домашних обязанностей, однако зачастую у них отмечались низкая мотивация, нерегулярность исполнения и избегание работы по дому.
Не могли справляться с домашними обязанностями либо выполняли их на очень низком качественном уровне 32% лиц с ТУО, в то время как среди УУО таких не было вовсе. В данном случае такие низкие результаты можно, видимо, объяснить тяжестью нарушений их развития, в частности - моторной сферы, а также низкой мотивацией к выполнению какой-либо работы по дому.
Большую важность представляет знание умственно отсталыми молодыми людьми правил техники безопасности дома, поскольку зачастую они находятся дома одни и многие ситуации (насыщенные электроприборами, газовыми горелками и химическими веществами) могут представлять для них опасность. В связи с этим мы обследовали степень владения навыками безопасного поведения дома по следующим параметрам: понимание смысла слов «опасно» и «безопасно»; выполнение элементарных правил пользования водой, газом, некоторыми электроприборами, режущими предметами; адекватное реагирование на звонок в дверь незнакомого человека.
Изучение осведомленности молодых людей о правилах техники безопасности дома приведено по уровням владения этими знаниями.
Среди лиц с УУО 68% хорошо знают и выполняют правила техники безопасности дома, 32% выполняют их частично, например, умеют пользоваться водой, газом, при этом могут открыть дверь незнакомому человеку или испытывают затруднения при пользовании электроприборами.
Молодые люди с ТУО выполняют правила безопасности дома. Не знакомы сданными правилами 26% обследованных молодых людей этой группы.
Немаловажной составляющей процесса успешной социальной адаптации умственно отсталого человека является умение связаться с нужным учреждением по телефону в экстремальной ситуации.
Выявлено, что большинство УУО молодых людей (86%) умеют пользоваться телефоном, 10% могут воспользоваться им только в экстренных случаях, 4% не умеют пользоваться им вообще.
Напротив, среди обследованных лиц с ТУО лишь 4% способны уверенно пользоваться телефоном (в 20 раз реже, чем молодые люди с УУО), 53% из них могут делать это только в случаях вынужденной необходимости, а для 43% людей этой группы пользование телефоном недоступно.
Подобные низкие результаты в группе лиц с ТУО выглядят естественно, поскольку многие из молодых людей этой группы являются «безречевыми», следовательно, общение по телефону для них не представляется возможным.
3.5.2. Развитие социально-бытовых навыков вне дома
Для полноценной социальной реабилитации весьма важно научить умственно отсталых лиц наиболее необходимым и простым правилам поведения на улице и в транспорте (правила дорожного движения для пешеходов и проезда в транспорте; правила безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми; представление о том, как вести себя в ситуации «если ты заблудился» (в магазине, в городе, в лесу)).
Исследование знания и выполнения умственно отсталыми молодыми людьми правил поведения на улице и в транспорте позволило выявить 3 уровня овладения этими навыками:
1) высокий уровень (ВУ) - знаком с правилами дорожного движения, может самостоятельно пользоваться транспортом, ходить в магазин;
2) средний уровень (СУ) - знания сформированы недостаточно, из дома выходит только во двор , на более дальние расстояния - в сопровождении взрослых; транспортом самостоятельно пользоваться не может;
3) низкий уровень (НУ) -знания не сформированы, выходит из дома только в сопровождении взрослых.
Изучение правил поведения на улице и в транспорте показало, что все обследованные с УУО имеют представление о правилах поведения на улице и в транспорте, из них 57% знают их хорошо и выполняют, 43% - выполняют их частично и не всегда (рис. 10).
Иную картину демонстрируют данные по лицам с ТУО: только 10% из них хорошо знают и выполняют данные правила (почти в 6 раз меньше), 64% имеют элементарные представления, а 26% совсем не осведомлены по этому поводу.
У обследованных этой группы наибольшие трудности вызывал субтест «Если ты заблудился», с ним не справились 80%.
3.5.3. Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности
Исследование показало, что существуют значительные различия в степени владения учебными навыками (письма, счета, чтения) лицами с УУО и с ТУО. В достаточной степени эти навыки сформированы у 53% лиц с УУО, в то время как никто из группы обследованных лиц с ТУО не владеет таковыми. Могут написать свое имя, адрес, сосчитать до 5-10 и проч. 37% лиц с УУО и 47% лиц с ТУО. Следует отметить, что среди молодых людей с УУО у 10%, атакже у 53% лиц с ТУО даже элементарные навыки письма, счета, чтения не сформированы вообще.
При исследовании выполнения более тонких и сложных трудовых операций разного рода (работа с ножницами, цветной бумагой, клеем и т. д.) были выявлены различия в способности их реализации обследуемым. Хорошо справлялись и имели высокую мотивацию 32% лиц с УУО и небольшая часть лиц с ТУО (10%).
Большая часть обследуемых обеих групп (68% лиц с УУО и 43% лиц с ТУО), хотя и овладели навыками работы с ножницами, бумагой, клеем и т. д., делали это неохотно и лишь при помощи взрослых членов семьи. Среди молодых людей с ТУО почти половине (47%) было недоступно выполнение элементарных трудовых операций.
По субтесту «Представление о профессиях» также выявлены отчетливые различия в обследованных группах (табл. 11).
Почти у половины обследованных с тяжелой умственной отсталостью полностью отсутствуют представления о профессиях.
Понимание молодыми людьми с нарушениями интеллекта значимости тру-
Табл и ца 11
Представление |
о профессиях | ||||
Группы обследованных |
Полное |
Частичное |
Отсутствие представления |
||
Молодые люди с умеренной умственной отсталостью |
63,5 |
46,5 |
- |
||
Молодью люди с тяжелой умственной отсталостью |
14,5 |
39,5 |
46,0 |
довой деятельности для человека выявляли по задаваемым вопросам и предъявляемым картинкам. Для этого использовались следующие вопросы: «Для чего люди ходят на работу?» «Какая профессия тебе нравится? Почему?» и др.
Большая часть молодых людей с УУО (53%) и очень небольшая часть лиц с ТУО (10%) имеют достаточно хорошо сформированное представление о значимости труда для человека, на примере могут рассказать, для чего нужно трудиться, какую пользу это приносит самому человеку и окружающим.
Частичные представления имеют 37% лиц с УУО и 69% лиц с ТУО. Эти молодые люди смогли лишь фрагментарно описать смысл трудовой деятельности человека. Отвечая на уточняющие вопросы, они испытывали затруднения.
Совсем не сформированными оказались представления у 10% лиц с УУО и у 21 % лиц с ТУО (в 2 раза больше), которые не смогли дать ответа на поставленные вопросы.
Резюмируя общие и специфические особенности развития социальных и трудовых навыков умственно отсталых молодых людей, можно заключить, что в силу тяжести нарушений в их физическом и интеллектуальном развитии, формирование этих навыков значительно затруднено, а в некоторых индивидуальных случаях может оказаться невозможным. Однако систематическая работа по развитию и закреплению учебных и трудовых навыков приносит весомые положительные результаты. Как правило, удовлетворительным уровнем сформированности тех или иных навыков обладают те молодые люди, родители которых прилагают к этому достаточно усилий и времени. Отношение самих родителей к воспитанию «особого» ребенка и их реалистичная оценка возможностей своих детей играют существенную роль в развитии, реабилитации и дальнейшей социальной адаптации.
3.6. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Эмоциональные отклонения являются неотъемлемой частью симптоматики психического недоразвития. Они очень различны и не всегда соответствуют степени нарушений в познавательной сфере. Обычно высшие чувства (долга, дружбы и т. д.) оказываются менее сформированными, а имеющиеся
эмоциональные проявления недостаточно динамичны, малодифференцирова-ны и нередко не соответствуют реальным стимулам. Крайне недостаточны мотивации, побуждающие к познавательной деятельности (Д. Н. Исаев, 1982).
Незрелость эмоций и чувств умственно отсталых обусловлена, в первую очередь, особенностями развития их потребностей, мотивов и интеллекта. Так, установлено, что у умственно отсталых дошкольников и школьников недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности. Игра долго задерживается на стадии простого манипулирования, элементарных подражательных стереотипов, в ней отчетливо видно отсутствие инициативы, творчества. Недопонимание условий ролевой игры, затрудняя общение со сверстниками, усугубляет дефицит интеллектуального развития (В. В.Лебединский, 2003).
Любовь Фликова
Формирование социально-бытовой ориентировки у дошкольников с особыми образовательными потребностями
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети , нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Коррекционная педагогика опирается на ряд принципов, в соответствии с которыми педагоги строят коррекционно-развивающие программы для обучения и воспитания детей данной категории. Такая стратегия призвана обеспечить социализацию ребенка , т. е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности , максимально возможному введению его в социум , формированию у него способности жить самостоятельно .
Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях . В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной деятельности.
В обучении выделяется два направления.
Первое из них включает формирование у детей тех навыков , которые необходимы в повседневной жизни. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту («физической независимости» , связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью).
Другое направление связано с достижением более отдаленной цели - овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление детей со сферой социально -бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями, воспитание культуры поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения .
Классификация социально - бытовых навыков представлена в исследованиях Куцаковой Л. В. и Логиновой В. И. Они выделяют :
1. Навыки по уходу за собой :
Умение надеть рубашку, штанишки, застегивать пуговицы, кнопки, вешать одежду, мыть лицо, шею, уши, вытирать нос платком, чистить зубы, причесывать волосы, пользоваться уборной.
2. Навыки, относящиеся к питанию :
Умение намазать хлеб маслом, налить чай, накрыть стол, убрать со стола, раздать пищу, есть ложкой, пить из чашки и т. д.
3. Элементарные движения :
Умение вытереть ноги при входе, сесть на стул, подниматься по лестнице и т. д.
4. Навыки, относящиеся к ручному труду :
Умение держать иглу, сделать узелок, пришить пуговицу, сшить для куклы, стирать для куклы и т. д.
5. Уход за помещением :
Умение открыть окно, дверь ключом, вытирать пыль, постлать постель, зажечь лампу, плиту, выключить свет.
Специальные задачи социально-бытовой ориентации :
Обучать этике поведения;
Развивать гигиенические навыки; умение правильно умываться и мыть руки, чистить зубы, пользоваться салфетками (полотенцем, туалетной бумагой
Развивать умение работать, подчиняться общим требованиям;
Активизировать познавательный интерес;
Развивать коммуникативные навыки; учить детей вежливому обращению со сверстниками и со взрослыми в ролевых играх и коммуникативных тренингах и бытовых - ситуациях.
Формировать навыки самообслуживания, позитивные качества личности;
Заключение
В воспитании дошкольников большое место занимает развитие социально-бытовых навыков , связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. Особое место в системе воспитания детей занимает дошкольное учреждение , целью деятельности которого является развитие детей. Существуют различные методы формирования социально -бытовых навыков у детей дошкольного возраста , выбор которых осуществляется в соответствии с особенностями ребенка , с конкретными условиями и т. д. Овладение данными навыками способствует развитию необходимых умений для социализации человека , для формирования самостоятельности , независимости в бытовом отношении, что, безусловно, является и фактором личностного развития.
Публикации по теме:
Формирование социально-коммуникативных качеств дошкольников посредством зарядки позитивного внушения В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению.
Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально-коммуникативных задач Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в среду нормально развивающихся сверстников признается сегодня в нашей стране.
Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в старшей группе «Зимушка-зима» Цель:повторить основные признаки зимы. Задачи:1. развитие временных представлений 2. ориентировка во времени и в пространстве 3. координация.
Медико-психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями Медико-психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями Мир, в котором живет современный ребенок существенно.
Методическая разработка развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностями МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностямиИщенко И. Н. Енакиевская СОШИ № 30 МОН.
Особенности развития мелкой моторики у детей 3–4 с особыми образовательными потребностями Развитие мелкой моторики одна из важнейших задач педагогов дошкольного учреждения. Ежедневное развитие мелкой моторики способствует формированию.
Развитие социально - бытовых навыков у детей с нарушением зрения через педагогическое проектирование, как одной из форм эффективной социализации детей в обществе.
Проблема формирования социально – бытовых навыков у детей с нарушением зрения является одной из важных, так как является неотъемлемой частью успешной социализации ребёнка в общество. Неумение детей с нарушением зрения пользоваться сохранными анализаторами, затрудняет познание детьми окружающего мира, и не позволяет им быть самостоятельными, активными и успешными в разнообразных играх, в быту, на занятиях. У детей с нарушением зрения в ряде случаев возникает желание отстраниться от окружающих, замкнуться в себе. В связи с этим огромное значение имеет целенаправленная работа по развитию всей сенсорной сферы детей с нарушением зрения и активного ее включения во все виды детской деятельности, по овладению необходимыми умениями и навыками по взаимодействию с окружающей средой, пространством и социумом.
Специалистами и педагогами нашего образовательного учреждения был составлен педагогический проект «Узнаем, запоминаем и активно применяем», который стал действовать с сентября 2014 года. Участниками, данного проекта являются воспитанники старшего возраста, педагоги и родители.
Актуальность данного проекта заключается в тесном взаимодействии всех педагогов в коррекционно – воспитательной работе, осуществляемое учителем – дефектологом (тифлопедагогом), воспитателем группы, учителем – логопедом, психологом и в приобщении родителей воспитанников через совместную деятельность.
Педагогами была определена цель проекта: «Подготовить прочную базу для успешной самостоятельной деятельности детей в условиях школьного обучения». Проект рассчитан на два года обучения: старшая - подготовительная к школе группы.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Совершенствовать знания детей об окружающем мире.
2. Формировать необходимые умения и навыки у детей для дальнейшей социализации в школьный период обучения.
3. Формировать самостоятельность и умение применять знания в жизненных ситуациях.
4. Формировать навыки сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций.
Реализация данного проекта будет способствовать успешной социализации детей в школьный период обучения. При осуществлении работы по проекту обучающиеся научатся:
- Пользоваться сохранными анализаторами при изучении окружающего мира.
- Будут осмысленно отражать в речи, воспринимаемые ими предметы, свойства, качества, суть происходящих событий и явлений;
- Смогут свободно самостоятельно ориентироваться в пространстве и контактировать с окружающей их средой;
- Смогут практически применять сформированные умения и навыки в самостоятельной деятельности;
- Будут знать правила техники безопасности на кухне, в доме, на улице;
- Будут владеть элементарными валеологическими знаниями и умениями по охране своего здоровья.
- Будут свободно выстраивать диалог и самостоятельный монолог при описании своих действий.
Родителям поможет:
- Увидеть своего ребенка в активном сотрудничестве, увидеть проблемы и пути их решения.
- Вовлечь в образовательный процесс, повысить уровень педагогической грамотности родителей;
- Овладеть формами организации совместной деятельности с детьми.
Педагогам поможет:
- Активизировать работу в команде единомышленников, обладающей инновационным потенциалом, объединенной общими идеями;
- Наладить взаимосвязь содержания специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке с общеобразовательными занятиями и с работой, проводимой с детьми воспитателями в повседневной жизни.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми, умение нести ответственность за качество своей работы;
- Формированию умения педагогического коллектива глубоко и всесторонне анализировать результаты педагогической деятельности, работать как над совершенствованием личности обучающегося, так и над самосовершенствованием;
- Установить взаимосвязь между родителями - детьми и педагогом.
Коррекционно – воспитательная деятельность по проекту выстраивалась согласно специальной (коррекционной) программе для детей с нарушением зрения под редакцией Л. И. Плаксиной по следующим разделам: предметные представления, приобщение к труду взрослых, ребёнку о нем самом и окружающих людях, наблюдение и поведение на улице.
Первый опыт работы по педагогическому проекту «Узнаем, запоминаем и активно применяем» в старшей группе по результатам мониторинга и наблюдениям в повседневной жизни дал положительный результат.
Вся работа по социально – бытовой ориентировке осуществлялась не только по единым лексическим темам, плавно перетекающим из одной в другую, но каждая форма работы педагога и специалиста дополняли другую. Что позволило максимально создать благоприятные условия для овладения дошкольниками социально – бытовой ориентировки, закрепить и совершенствовать формируемые у них навыки и постепенное включение детей в самостоятельную деятельность.
Остановимся на этом подробнее. Каждый месяц включал разные формы работы по единой лексической теме. Например, по лексической теме «Овощи и фрукты» были проведены следующие мероприятия:
В разделе предметные представления учителем – дефектологом была проведена игра – занятие «Полезный урожай», для введения детей в изучаемую тему. Воспитатель по этой же теме организовывала дидактические игры «Узнай по вкусу», по запаху, «Чудесный мешочек». Для закрепления материала проведены: развлечение «Что такое огород?», экскурсия «Электроприборы на кухне (знакомство с картофелечисткой, электрической овощерезкой), чтение стихотворения «Овощи» автор Ю. Тувим. Совместно с родителями организована выставка поделок из овощей «Дары осени». Учитель – логопед одновременно проводил речевые игры на развитие грамматического строя речи «Собираем урожай», на словообразование и на закрепление качественных прилагательных, учил строить диалог для сюжетно – ролевых игр при обыгрывании профессий, знакомил с новыми словами, встречающимися по данной теме.
В разделе проекта «Приобщение к труду взрослых» было организовано наблюдение за работой повара «Труд повара», где дети знакомились с последовательностью действий подготовления овощей для приготовления салатов, учителем – дефектологом проведено занятие – практикум «Как правильно мыть овощи и фрукты?», а воспитателем организована игра «Чтоб убрать урожай, инструменты выбирай». Педагог психолог участвовал в проведении игры – занятия на создание проблемных ситуаций «Как вместе сотрудничать при выполнении общей работы по уборке урожая». Кроме того были организованы сюжетно – ролевые игры «Магазин овощей и фруктов», «Готовим обед для семьи», в которых дети учились принимать и выполнять роли. Выпуск – памяток нарисованных детьми «Как правильно мыть овощи и фрукты», позволил не только закрепить знания, но и приобщить к активному сотрудничеству друг с другом.
В разделе плана проекта «Ребенку о нем самом и окружающих людях» учитель – дефектолог совместно с врачом провёл игровое занятие «Раз зубок, два зубок» с использованием муляжей и проведением опытов, на котором дети познакомились с правилами ухода за зубами, научились различать полезные и вредные продукты для зубов. Воспитатель провела практикум по уходу за полость рта «Чистим зубы», в котором дети показывали умения и навыки пользования зубной щеткой и пастой. Педагог - психолог провела игры на развитие чувственного опыта сопереживания и радости «Мой друг болен».
Так при изучении темы «Одежда», детей знакомили не только с видами одежды, и как она создаётся, но была организованна экскурсия в магазин тканей и в ателье, организована совместная выставка «Одежда своими руками», изготовленная бабушками и мамами (рукоделие), дети познакомились с новыми словами «модельер, спецовка, и так далее» и их происхождением. Через практикумы дети учились ухаживать за обувью, проводилась акция «Самый аккуратный шкаф», организованы сюжетно – ролевые игры «Покупки в магазине», «Стирка», «Шьём куклам одежду», дидактические игры «О чем может «рассказать» одежда?», «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют одежду?». Через занятия - тренинги дети научились, правилам поведения и умениям передачи своего настроения с учетом места и внешнего вида. Такая работа велась на протяжении всего учебного года по всем лексическим темам.
Благодаря плодотворному сотрудничеству у детей пополнился запас знаний об окружающем мире, дети научились правильно выстраивать предложения при оречевлении практических действий работая орудиями труда, через проблемные ситуации - научились выстраивать взаимоотношения в играх, находить правильные решения в сложных ситуациях.
Активность родителей помогла организовать разнообразные выставки из поделок сделанными своими руками совместно с детьми, тем самым лучше увидеть своего ребёнка и понять его интересы и трудности. Знания, полученные от родителей в организованных встречах «Интересный гость», помог детям подробнее узнать о труде своих мам и пап. Познакомиться с профессиями, услышать и увидеть в презентациях и альбомах своих родителей с другой стороны. Советы родителей пополнили опыт детей, были важны для каждого ребёнка.
Все полученные знания дети применили в организованных сюжетно – ролевых играх, специальных практикумах проблемно – поискового характера и в повседневной деятельности по охране своего здоровья. Дети стали более общительны, открыты, уверенней в себе, а полученные знания, умения и навыки стараются активно применять в повседневной жизни.