Когда ребенок начинает кушать сам ложкой. Как научить ребенка правильно держать ложку и кушать самостоятельно: рекомендации доктора Комаровского
Рано или поздно перед родителями встает вопрос: а не пора ли приучать малыша кушать самостоятельно? Данная проблема касается даже тех, у кого подрастает уже не первый ребенок. Ведь не все способы воспитания, которые работали со старшими детьми, могут быть также действенны. Порой приходится долго экспериментировать, чтобы найти подход к шаловливому крохе.
Когда нужно начинать учить ребенка есть ложкой?
Ответ прост – чем раньше, тем лучше. Если ребенок уже готов попробовать новые блюда прикорма и уверенно сидит в детском стульчике, отправляйтесь в магазин за первым столовым прибором для малыша. Не стоит, конечно, ожидать, что 8-ми месячный кроха самостоятельно съест тарелку каши. До этого момента еще очень и очень далеко. Пусть играется, ковыряется в тарелке и вместе с этим постепенно привыкает. Но ложка должна присутствовать в поле зрения ребенка во время каждой трапезы!
Какой должна быть первая ложка у ребенка?
Первая ложка должна быть в первую очередь безопасной для ребенка. Вот несколько критериев, по которым можно сделать выбор. Ложка должна быть:
- силиконовой или пластмассовой. Металлические предметы не допустимы в первое время, так как ребенок может себя травмировать. Большой плюс, если ручка ложки будет прорезиненная, так она не будет выскальзывать из маленькой ладошки;
- легкой. Еще не развитым пальчикам будет сложно управляться с тяжелым предметом;
- небольшой. Лучше всего подойдет прибор продолговатой узкой формы.
5 золотых правил, как научить ребенка есть ложкой
Дождитесь момента, когда ребенок будет готов
Если каждое кормление «взрослой» пищей проходит под спектакли, малыш отказывается съедать даже половину каши, вряд ли он проявит желание есть самостоятельно. Дождитесь, пока придет интерес к процессу. Для этого ужинайте вместе всей семьей в присутствии ребенка. Покажите ему, как здорово уметь обращаться с тарелкой, ложкой, чашкой. Не запрещайте брать пищу с вашей тарелки, если она подходит по составу.
Важно! Не будьте слишком настойчивы. Уже научно доказано, что пищевое насилие самым худшим образом отражается на психике и пищеварительном процессе.
Не торопите ребенка
Забудьте фразы: «Давай глотай!», «Клади ложку в рот!», «Ешь быстрее!». Поверьте, на время еды эти слова никак не повлияют. А вот желание самостоятельно есть пропадает у ребенка надолго. Пусть малыш сидит за столом столько, сколько ему кажется необходимым. В крайнем случае, вы всегда можете взять в руки вторую ложку и «подкармливать» карапуза в перерывах между самостоятельными попытками.
Не пытайтесь подогнать своего ребенка под среднестатистические нормы
Если вы прочитали в очередном журнале, что к 12 месяцем ребенок должен (просто обязан!) уметь есть ложкой, не нужно за три дня до первого дня рождения пытаться всеми силами обучить его процессу. Ваш ребенок – индивидуальность. И самостоятельно кушать он начнет тогда, когда нужно ему, а не 100 000 детей, которые участвовали в исследовании
И последнее, что нужно сказать – запаситесь терпением! Иногда мама хочет научить кушать как можно быстрее из-за ряда причин. Например, часто такое поведение обусловлено тем, что ребенок идет в ясли. Поверьте, это не тот случай, когда нужно переживать. В детском саду маленькие повторюшки учатся всему гораздо быстрее, чем дома в одиночестве. Через пару недель жизни в коллективе малыш сам расскажет вам, как нужно обращаться не только с ложкой, но и с вилкой.
Малыш растет, и приходит время научить ребенка самостоятельно есть ложкой. Этот предмет интересует кроху очень давно, он с удовольствием хватает чайную ложечку, размахивает ею и бросает на пол. Не препятствуйте его увлечению, но постоянно напоминайте, зачем нужны столовые приборы. Купите кукольный сервиз, вместе с ребенком усаживайте игрушки за стол и «угощайте» их вкусными блюдами. Не забывайте, что дети учатся на примере взрослых и если их всегда кормят в одиночестве, они не видят, как кушают мама и папа, – в этом случае объяснять правила поведения за столом придется очень долго.
Использование ложки – первый навык самообслуживания
Некоторые мамы совершают ошибку, не давая малышу самостоятельно развиваться. Ребенок хочет сам покушать ложкой, попить из чашечки, взять тряпку и вместе с мамой протереть пыль. После таких упражнений приходится мыть и свое чадо, и все окружающие его предметы. Не нужно сердиться на кроху, подумайте: а у вас с первого раза получается любое новое дело? Найдите повод каждый раз похвалить его, скажите, что сегодня уже получается лучше, чем вчера, и малыш в следующий раз приложит все силы, чтобы порадовать маму.
Еще до года у младенцев проявляется желание что-то сделать самостоятельно. Воспользуйтесь этой возможностью и учите его первым навыкам самообслуживания. Главная потребность ребенка – пища, с решения этой задачи и нужно начать. Определите, какие кушанья больше всего нравятся сыну или дочери, и для первых уроков составьте именно такое меню. Научить ребенка есть ложкой проще, начиная с густых блюд: пюре, каш. Очередь супа подойдет, когда он сможет держать столовые приборы ровно.
Любой младенец хочет скорее вырасти и научиться делать все, как мама с папой. Объясняйте ребенку, что с ложки кормят только маленьких, а большие дети и кушают, и одеваются сами. Хорошо, если в семье есть старшие братья и сестры, – покажите на их примере, что подросшие дети все делают самостоятельно. Не спешите, наберитесь терпения. Придет время, когда ваш малыш тоже захочет стать большим и самостоятельно схватится за ложку.
С какого возраста нужно давать малышу ложку
Учить ребенка кушать самостоятельно нужно как можно раньше. Это не значит, что можно давать уроки поведения за столом трехмесячному грудничку. Сначала малыш должен научиться уверенно сидеть за столом, развить координацию движений. Вот он уже прекрасно чувствует себя на детском стульчике и за обедом пытается отобрать у мамы столовые приборы. Дайте ему другую ложечку, пусть пробует зачерпнуть кашу или пюре. Обычно такое происходит после 9 месяцев, но у каждого малыша развитие проходит по-разному. Кто-то после полугода уже пытается разбросать пищу по столу, а кого-то приходится кормить чуть ли не до 3 лет.
По мнению специалистов, начинать обучение нужно не позже 10 месяцев, и к полутора годам ребенок освоит эту науку. Эти навыки ему очень пригодятся: впереди поступление в детский сад, а там умение пользоваться столовыми приборами – обязательное требование. Каждый новый навык повышает самооценку малыша, он гордится, что без помощи мамы смог взобраться на стул или скушать кашку. Если вы разделите его радость, покажете, как довольны достижениями своего чада, его желание научиться чему-то повысится в несколько раз.
Не забывайте, что желание освоить новое дело возникает с определенного возраста, а через некоторое время угасает. Занятая мама старается побыстрее накормить малыша и не убирать разбросанную пищу со стола, пола стен и одежды. Ребенку комфортно: за столом его задача состоит только в том, чтобы открывать ротик, все остальное сделают родители. И вдруг примерно в 3 года он слышит, что должен кушать сам. Время, когда малыш хотел этому научиться, было упущено, теперь умение орудовать ложкой его не привлекает, поэтому слез и истерик избежать не удастся. Будьте внимательны к интересам своих детей – как только заметите их желание освоить новый навык, поддержите это начинание.
Какой должна быть правильная ложка?
Чтобы после первого же опыта малыш с ревом не отбросил ложку и не запомнил обиду надолго, столовые приборы нужно выбирать правильно. Вы можете приобрести специальную анатомическую ложечку. Она удобно ложится в крохотную ручку, малышу будет несложно зачерпывать пищу. Есть только один недостаток: ребенок не научится кушать обычными столовыми приборами и через несколько месяцев его придется переучивать.
Первая ложечка обязательно должна понравиться малышу. Иногда дети по непонятным причинам категорически отвергают какой-нибудь предмет, плачут при одном его виде. Если такое произошло, не заставляйте его пользоваться нелюбимыми приборами, приобретите другую ложку. При этом учтите основные требования.
Детская посуда должна быть:
- небольшой;
- легкой:
- безопасной:
- удобной.
Внимательно подойдите к выбору материала, из которого изготовлены детские столовые приборы. Традиционно малышей кормили из металлической чайной ложечки. Лучше, чтобы она была сделана из серебра, этот металл обладает способностью уничтожать инфекцию.
В продаже можно встретить модели из разных материалов.
- Резиновая (силиконовая) ложечка мягкая, удобно входит в маленький ротик и не травмирует его в случае неосторожного движения.
- Пластмасса хороша тем, что из нее можно изготовить изделия разных расцветок. Красочные легкие столовые приборы очень нравятся малышам. Кроме того, можно найти пластиковую ложку, которая меняет цвет зависимости от температуры пищи. Но в любом случаем маме всегда важно пробовать пищу, которой она собирается накормить ребенка, чтобы не обжечь его, поэтому это качество скорее способно развлечь кроху и пригодится для экспериментов и игр с водой в большей степени, чем для кормления.
- Для приучения к садику лучше пользоваться стальными или железными ложками. С ребенком можно пойти в гости, там он будет спокойно кушать и не искать с ревом свою любимую красную ложечку.
Как учить малыша правильно кушать?
Обучение правильному поведению за столом нужно начинать задолго до того, как малыш захочет взять в руки ложку. Грудничок должен понимать, что питание – ответственный процесс, в это время нужно сосредоточиться на приеме пищи и ни на что не отвлекаться. Ошибка многих мам, дети которых плохо кушают, – развлекать ребенка мультиками, новыми игрушками, чтением и незаметно совать ему в рот ложку с пищей. Развивайте аппетит видом красиво оформленного блюда, вкусными ароматами пищи, приятной обстановкой за столом.
Младенец проголодался и с удовольствием поглощает кашу, которой его кормит мама. В какой-то момент его начинает интересовать ложка в ее руке. Дайте ему другую ложечку, и не ругайтесь, когда малыш начнет шлепать по пище, разбрасывать ее по столу. Движения крохи еще не скоординированы, он не может выполнять сложные манипуляции. Если к обеду полагается печенье, фрукты или другие продукты, которые можно взять в руку или помесить в ниблер, дайте малышу его, пусть он попробует самостоятельно поднести еду ко рту. Такие действия обычно не вызывают затруднений – все груднички грызут колечки, ручки погремушек и другие предметы. Поставьте в уголке, где играет ребенок, небьющуюся чашечку и легкий кувшинчик с водой. Когда малыш захочет пить, он сможет самостоятельно налить воды и утолить жажду. Первые дни вам придется постоянно устранять последствия небольшого наводнения, но со временем движения станут увереннее, вся жидкость будет попадать по назначению.
Когда малыш сильно двигает ложкой, тарелка может скользить по столу. Чтобы ему было удобнее, приобретите специальную детскую тарелочку на присоске, которая будет надежно закреплена. Но пользуясь такой тарелкой, следите за тем, чтобы малыш с усилием не пытался снять ее со стола, в этом случае все ее содержимое по инерции может разлететься по всей кухне.
На первом этапе, когда малыш только учится держать ложку в руке, ласково возьмите его ручку и помогите направить пищу в рот. Хорошо, если в это время за столом будет кушать папа. Если дома никого нет, поставьте тарелку и себе, покажите, как нужно брать ложкой кашу и подносить ее ко рту. Помните, что взрослые должны правильно держать приборы и есть аккуратно. Не нужно думать, что малыш не обратит внимания на ваши ошибки, – хороший пример он может и не увидеть, зато любой огрех хорошо запомнит. Когда ребенок начинает сам уверенно кушать, можно приучать его держать ложку правильно. Придумайте игру, в которой каждый пальчик должен занять свое место.
Хорошей тренировкой перед обучением кушать самостоятельно методика Монтессори и многие другие системы воспитания называют игры в песочнице. Дайте ребенку небольшую лопатку или самую настоящую ложку, покажите, как набирать в нее песок. Пусть он пересыпает небольшие порции из одного совочка в другой, наполняет ведерки и формочки. Такое занятие хорошо развивает точность и координацию движений. Дома можно пересыпать ложкой крупу из одной баночки в другую. Объясните малышу, что так вы готовите обед его игрушкам. Посадите кукол и мишек за столик, разложите по тарелочкам приготовленное «блюдо» и вместе с малышом «покормите» их.
Ошибки родителей
Маленького ребенка нельзя заставлять делать то, что он не хочет. Родители, которые воспитывают детей по системе Монтессори или похожим методикам, без принуждения быстро приучают ребенка обслуживать себя самостоятельно. Не заставляйте кроху брать ложку, если он отказывается это делать. Через некоторое время ему самому захочется кушать, как папа и мама.
Начинайте обучение, когда ребенок веселый, а на столе стоит его любимое блюдо. Не ругайте, если он бросит ложку и начнет хватать еду руками. Лучше возьмите сами столовый прибор, зачерпните из его тарелки, покажите своим примером и объясните словами, что так кушать намного вкуснее и приятнее. Не начинайте обучение, если малыш не в настроении, капризничает или плохо себя чувствует.
Некоторые дети не хотят брать ложку, зато с удовольствием хватаются за вилку. Ничего страшного, если вначале малыш освоит этот прибор. Приобретите ему безопасную вилочку с тупыми зубцами и покажите, как ею пользоваться. Первые занятия могут быстро утомить малыша. Если он устал, не настаивайте и докормите сами.
Приучение детей к аккуратности
Малыш уже умеет кушать сам, но делает это очень медленно и неаккуратно. Возможно, он хочет, чтобы маме надоело отмывать грязный стол и она сама покормила его. Делать этого не следует, тем более нельзя ругать и наказывать ребенка. Дождитесь, пока он проголодается, и поставьте на стол его любимое блюдо. Когда хочется кушать, рука сама начнет двигаться быстрее. Если малыш нарочно разбрасывает пищу, не ругайте, а просто завершите кормление и объясните, что еда очень вкусная, и если бы он ел аккуратно, в ротик попало бы намного больше.
Если ребенок ест очень медленно, сядьте обедать всей семьей. Когда взрослые закончат трапезу, они выйдут из-за стола и займутся своими делами. Кушать всем вместе было весело, а в одиночку сидеть над тарелкой совсем не хочется. Чтобы поскорей заняться играми, малышу придется быстро доесть блюдо.
Когда малыш подрастет и начнет уверенно орудовать ложкой, можно приучить его убирать за собой со стола. Пусть он поймет, что после аккуратного обеда протереть стол нетрудно, а когда вся пища раскидана, мыть придется много. Не заставляйте малыша наводить чистоту, а покажите, какое красивое место у взрослых и какой грязный его уголок. Кушать там будет неприятно, лучше вместе с мамой убрать крошки и больше не безобразничать за обедом.
Не волнуйтесь, если малыш долго не может научиться есть самостоятельно и аккуратно, со временем он обязательно освоит это умение. Угрозы и наказания – плохие помощники в таком деле, они только замедлят обучение и отобьют у малыша желание быть самостоятельным. Покажите на своем примере, как приятно зачерпнуть ложкой вкусную кашку и отправить ее в рот. Ласково и доброжелательно помогайте малышу справиться с непослушным прибором. Если вы все сделаете правильно, очень скоро он сам будет за обе щеки уплетать любимые блюда и просить добавки.
Хочется, чтобы ребенок постепенно научился обходиться без помощи взрослых в своих повседневных делах. Умение есть ложкой – это, наверное, первый самостоятельный навык, который ты можешь привить своему малышу.
Когда начинать уроки «управления» ложкой?
Простой ответ – как только ты заметишь, что твой малыш готов для этого. Есть два основных признака:
- Ребенок берет пищу из тарелки руками и тянет в рот. Ругать за столь «неприличное» поведение не стоит – есть риск отбить интерес к самому процессу «взял из тарелки – положил в рот».
- Он интересуется ложкой : указывает на нее, просит дать или же старается выхватить из рук родителя. Лучше дать. Так сформируется позитивное отношение к столовым приборам: они не запрещены, их разрешено брать и изучать.
Однако не все мамы согласны дожидаться осознанного интереса своего чада к тому, чтобы орудовать ложкой. Хочется побыстрее научить ребенка. Для них есть советы о том, как приучить к ложке поэтапно.
Как учить есть ложкой? Этапы обучения
Стоит учесть, что предлагаемая разбивка по возрастам весьма условна, потому что каждый малыш развивается в своем темпе.
6 месяцев Позволять изучать пищу, брать ее пальцами . Такое разрешение чревато тем, что еда будет размазана по лицу, волосам и столику. Давать ложку в руки , если ребенок ею интересуется. Возможно, с помощью этого прибора ему удастся разбросать еду по полу, стенам и потолку. Нужно быть готовым к издержкам: надевать фартук для кормления, расстилать клеенку под детским столиком, иметь на кухне легко моющиеся обои.
7 месяцев Демонстрировать, что еда находится именно в ложке , что этот прибор предназначен именно для того, чтобы вкуснятина попала из тарелки в рот. Приговаривать что-то вроде: «Ложечкой зачерпнем вкусной кашки и отправим ее в ротик – ам». Позволять малышу пользоваться ложкой самостоятельно, если он хочет. Устраивать семейные ужины, чтобы ребенок видел, как старшие пользуются приборами, и стремился подражать.
8-9 месяцев Продолжить применять метод копирования , но не только когда вся семья в сборе за столом, но и когда ты один на один с ребенком. Попробуй дать ему тарелку с едой, ложку. Сама сядь рядом за стол и начни есть. Покажи малышу свою пустую тарелку, а после покорми его. Метод немного экстремальный, потому что ребенок наверняка начнет . Не все сочтут необходимым это выдержать. Однако со временем дети начинают повторять за мамой.
Инструкция для родителей: 7 правил
1 Не накладывать полную тарелку . Так ты уменьшает риск, что по кухне будет разбросано слишком много еды. Да и самому ребенку психологически легче, когда он видит, что от него не ждут подвига.
2 Начинать с любимой еды. Вкусную пищу ребенок охотнее попробует ложкой, чем нелюбимую. Пусть это будут густые каши, творожок. Они лучше прилипают к ложке, их легче поддеть.
3 Докармливать . Процесс самостоятельного приема пищи требует сосредоточенности и напряжения сил. Вероятно, на первых порах ребенок будет быстро уставать: донес до рта 4-5 ложек с едой и обессилел. Многое разбросал и размазал вокруг. Придется докормить, чтобы он не остался голодным.
4 Усаживать за стол голодным . Если ребенок хочет есть, он приложит больше усилий, чтобы насытиться. Кроме того при наличии аппетита, процесс пойдет быстрее и веселее.
5 Соблюдать режим и ритуалы . Кормить в одно и то же время и сопровождать процесс привычными ритуалами: надеть фартук, расставить приборы, тарелку.
6 Выбирать удобные приборы. Тарелка на присоске, чтобы малыш не мог ее опрокинуть. Чашка для питья достаточно высокая. Ложка изогнутая, удобная для того, чтобы захватить еду.
7 Хвалить . Подмечать, что именно у ребенка получается хорошо, и говорить об этом. С психологической точки зрения вместо «Умница» лучше сказать что-то вроде «Я рада, что ты сегодня сам съел целых три ложечки каши. У тебя получается».
Психологические приемы
Игра . Помнишь, как в «Джентльменах удачи» герой Евгения Леонова накормил бунтующую детсадовскую группу? Он объявил, что завтрак отменяется, и все дети начинают подготовку к космическому полету, а первым делом подкрепляются едой для космонавтов. Попробуй придумать нечто похожее.
Мнение авторитетного взрослого . Если подросший малыш отказывается брать ложку в руки, попробуй апеллировать к образу значимого для него взрослого. Например, скажи о том, что не кормишь с ложечки папу или обрати внимание на то, как ест старший брат, которому младший стремится подражать.
Подражание сверстникам . Можно пригласить на обед друзей и, если среди них есть те, кто ловко орудует столовыми приборами, то сказать об этом своему ребенку: «Смотри, как здорово Валя ест тортик ложкой». Добрый пример заразителен. Старайся избегать – не говори ничего похожего на: «А ты до сих пор не научилась».
Последовательность . Полезно будет договориться со всеми членами семьи о том, что ребенка приучают к самостоятельности за столом. Чтобы избежать ситуации, когда папа настаивает на , а мама ратует за кормление с ложки, потому что так быстрее и удобнее.
Здравствуйте! Если ребёнок кушает сам - это отлично. Но бывает, что ребёнок отказывается есть самостоятельно и приходится ему в этом помогать. Об этом и поговорим: как научить ребёнка кушать самостоятельно?
Здравствуйте, Людмила. Кушать мы научились благодаря Вашему курсу! Четко исполняя все рекомендации, потихоньку, не спеша, вводя новые правила! Даже и не заметила, как стало все получаться. Времени ушло где-то 1,5 мес.
Единственный вопрос, который остался это КАК научить ребёнка есть самостоятельно?
Мы пытались, но ложкой только играем и раскидываем еду, естественно из-за стола переместились за свой столик -играли там, но дальше размазанной каши по столу и раскрошенному хлебу дело не идёт…
1,2 ребёнку
Очень рада, когда вы делитесь своими успехами! Учитывая, что прошло всего 1,5 месяца, результаты замечательные.
Как можно научить ребёнка есть самостоятельно?
Как и в любом процессе, во взрослении ребёнка есть периоды, когда он испытывает ЕСТЕСТВЕННЫЙ интерес к познанию нового.
Научился ходить? Хочет ходить сам! Отталкивает руку и топает.
Дали чашку и учим пить? Хочет пить только сам и только из чашки. Уже никакие поильники, бутылочки не устраивают. В 1,2 уже немного поздновато, поэтому ребёнок видимо и не хочет сам кушать.
Что можно сделать?
- Обязательно кушайте всей семьей. Ребёнок должен видеть, что все взрослые пользуются столовыми приборами по назначению. Включается врожденное стремление «быть взрослым» и ребёнок начинает повторять за вами ваши движения.
- Ходите в гости к подругам с более старшими детьми. Пусть ребёнок везде видит подтверждение того, что взрослые детки кушают сами. У них это получается и они это делают.
- Всегда вначале давайте ребёнку время кушать самому. В 1,2 ребенок уже может сидеть на своём месте (идеально, если это взрослый стул, придвинутый к столу), у него есть своя чашка и свои столовые приборы. Накладывайте ребёнку еду и давайте ложку/вилку в зависимости от пищи. Сами садитесь и активно кушайте, не заглядывая в его тарелку. Не делайте тревожное лицо, выражающее «Нет, у тебя не получится. Надо тебе помочь».
- Столовые приборы должны быть удобными ребёнку. Сейчас много разных видов ложек и вилок продаётся: ортопедические, супер-изогнутые и т.д.
Честно говоря, я ни одной из дочерей не покупала специальные приборы. Выдавала по возрасту: обычная вилка и вначале чайная ложка, потом десертная, и сейчас обычная большая столовая ложка. Но в практике были случаи, когда ребёнок обычной ложкой не ел, а вот специальной детской, облегчённой и яркой, с мультяшными рисунками, ел. Можно попробовать этот вариант. - Вилкой ребёнок учится есть быстрее, чем ложкой. Ложкой хорошо кушают к 2-м годам, а вилкой могут прекрасно управляться уже в 10-11 месяцев. Главное в этом деле тренировка и практика. Поэтому разрешайте ребёнку кушать самому. Давайте возможность тренировки, но не «свинячества» за столом.
- Если ребёнок пока плохо ест ложкой, то обязательно докормите его после еды.
Ребёнок действительно устает справляться с этим «непослушным» предметом и может из-за усталости съесть 1-3 ложки супа и отказаться. Если вы видите что он в принципе готов кушать, но не может – то просто возьмите к себе на ручки и докормите.
Смотрите также мой небольшой видеоурок о том как научить ребенка кушать самостоятельно:
После прохождения курса Едим с удовольствием: как добиться, чтобы ребенок ел с аппетитом вы сможете отличить, когда ребёнок хочет есть, а когда нет – и я уверена, не станете насильно его накармливать.
Ведь вы четко понимаете, что способствует аппетиту ребёнка, а что мешает.
Задавайте свои вопросы по питанию ребёнка в комментариях.
Людмила Шарова.
Детский психолог. Консультант по грудному вскармливанию и введению прикорма
Есть с помощью ложки – первое чему должен научиться малыш, чтобы стать еще взрослее. Введение прикорма в 6 месяцев выполняется с помощью ложки. Столь юный возраст не позволяет деткам освоить процесс самостоятельного кормления, поэтому пройдет еще несколько месяцев, прежде чем ребенок научиться пользоваться ложкой. Родителям требуется терпение и выдержка, чтобы не торопить этот процесс, а ненавязчиво обучать малыша столь полезному навыку. Мы предложим вам ряд полезных советов и рекомендаций, которые облегчат решение вопроса, как научить ребенка кушать без помощи мамы.
Хотя прикорм вводится малышу при помощи ложки, в этот период он еще не может кушать сам. Тем не менее, мама может потихоньку учить ребенка несложному навыку самостоятельной пищиОптимальный возраст
Освоить навык самостоятельного приема пищи ребенок сможет не сразу, для этого понадобится не один месяц. Несмотря на дальность перспективы, не стоит начинать обучение слишком рано. Часто мамочки дают карапузу ложку, как только начинается прикорм, где-то в возрасте 6 месяцев. Полугодовалый малыш еще плохо владеет координацией движений и не осилит выполнение этой задачи. Результат слишком раннего приучения к ложке – грязь на полу или на стенах. Когда же наступает пора учить малыша есть самостоятельно?
Обучение малыша любому навыку пойдет быстрее, если начать его в возрасте, когда он в состоянии воспринимать и понимать речь. Постарайтесь не упустить этот момент. Чем старше будет становиться ребенок, тем все сложнее вам будет его увлечь процессом обучения. Подходя к рубежу 2 лет многие детки становятся упрямыми и могут противиться освоению самостоятельной трапезы.
Кушать самостоятельно нужно приучать примерно в 1 год с небольшим разбросом в ту или другую сторону. Заметив, что малыш отказывается от ложки и в этот период, не настаивайте. Отложите обучение еще на пару месяцев.
Доктор Комаровский убеждает мам, что не стоит заставлять ребенка пользоваться ложкой, если у него нет для этого внутренней готовности или отсутствует интерес. Излишняя настойчивость может привести к новым трудностям.
Малыш в 8-10 месяцев вполне может самостоятельно брать рукой небольшие кусочки пищи - порезанные фрукты, печенье. При выборе «сухомятки» учитывайте, что она должна легко растворяться во рту, чтобы ребенок не подавился. Еще один способ приучить ребенка к приему пищи – дать ему в руку ложку с пюре. Первые успехи придут не сразу, учтите это. Для освоения процесса питья возьмите кружку-непроливайку – это оптимальный переходный вариант к взрослой чашке.
Возможность кушать за одним столом со взрослыми - не только интересное познавательное времяпровождение для ребенка, но еще и отличный тренажер правил поведения за столом, использования приборов
10 правил для быстрого обучения
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
Научить ребенка есть самостоятельно можно и сделать это очень просто. Вы убедитесь, насколько это легко, стоит лишь запастись терпением, спокойствием и хорошим настроением. Наши специалисты подготовили для вас 10 простых правил, соблюдая которые, вы сделаете процесс обучения проще и приятнее, узнаете, как научить ребенка кушать ложкой.
Подготовьтесь
В первую очередь необходимо вызвать интерес у ребенка к процессу еды, а уж затем начинать обучение пользованию столовыми принадлежностями. При кормлении ребенка с помощью игр, угроз или мультиков маловероятно, что он захочет научиться есть самостоятельно. Отличный способ заинтересовать кроху – сесть за стол всей семьей. В идеале стоит сделать семейный обед или ужин традицией, особенно это важно для деток, находящихся на грудном вскармливании.
Увидев, что малыш проявляет желание держать ложку уже при первом прикорме, не препятствуйте этому. Если ребенок хочет что-то взять из взрослой тарелки, позвольте ему и это. Усвойте одно важное правило – никогда не заставляйте ребенка есть. Специалисты выяснили, что принуждение к приему пищи крайне негативно отражается на детской психике, а также нарушает систему пищеварения ребенка. Главный пример для ребенка – его родители и то, как они пользуются столовыми принадлежностями.
Не спешите
Малыш осваивает ложку, но кушает очень-очень медленно. Скорее всего, вы ужасно раздражаетесь этой медлительности. Он ест так неторопливо, чтобы быть максимально аккуратным и не расстроить вас своими ошибками. Если малыша постоянно поторапливать, он лишится удовольствия от еды, ведь обед или ужин для него - это не просто прием пищи, а еще и возможность проявить себя, поиграть и побыть вместе с любимой мамой. Когда ребенка не торопят, он скорее обучается правильно пользоваться ложкой и быстрее учится хорошо прожевывать пищу. Пусть ест в своем темпе, не торопите его. Самое лучшее – это подбадривать и поддерживать его.
Если вы планируете в скором времени отдать крошку в ясли и спешка научить его самостоятельному питанию вызвана именно этим, то мы рады вас успокоить - в яслях малыш быстро адаптируется и начнет есть наравне со сверстниками.
Не упустите момент
Не пропустите момент, когда кроха заинтересуется ложкой, ведь порой в спешке этого можно и не заметить. Видя потребность малыша попробовать свои силы в этом деле, незамедлительно выдайте ему собственную ложку, начиная таким образом тренировку. Правильно «подловленный» момент гарантирует, что уже к полутора годам ребенок сможет самостоятельно есть творожок, кашу и даже суп.
Помогайте
Иногда ребенку недостаточно только вашего примера в том, как научиться пользоваться ложкой. Если вы видите, что малыш боится ошибиться и никак не справится, помогите ему. Своей рукой возьмите его ручку вместе с ложкой и направьте к ротику. Увидев, что малыш понял принцип действия, дайте ему возможность попробовать это сделать самому.
Будьте рядом
Всегда будьте рядом во время еды, если ребенку будет нужна ваша помощь. Малыш может устать кушать сам и начать капризничать или он расстроится из-за пролитой каши, может подавиться - это все будет играть не в вашу пользу. Придите на выручку и покормите кроху сами. Хороший вариант кормления - в две ложки, когда одна ложка у мамы, а другая у ребенка, и он ест в меру своих сил.
Если малыш устал кушать сам или немного расплескал жидкую пищу, маме желательно прийти к нему на помощь и докормить кроху самостоятельно
Тренируйтесь
Можно тренироваться пользоваться ложкой не только дома. Отлично для этой цели подойдет игра в песочнице - по сути, эти процессы идентичны. Помогайте малышу освоить аккуратное наполнение формочек лопаткой. Еще хорошим подспорьем в обучении самостоятельному питанию станет игра в дочки-матери, где ребенок будет кормить своих куколок.
Приготовьте«кашу»
Выбирайте правильную консистенцию блюда - она не должна быть жидкой, иначе у ребенка будет меньше шансов донести еду в целости до ротика. «Удобными» блюдами будут каша, пюре из овощей, крем-суп или творожок. Чтобы кушать было приятно и обед не стыл в тарелке, кладите еду небольшими порциями и добавляйте по мере надобности. Порционные кусочки - не самый хороший вариант, потому что малыш их будет брать руками, а не ложкой.
Дайте выбор
Некоторые дети быстрее осваивают вилку, а не ложку. Для пробы дайте ребенку попробовать и то и другое. Покупайте специальные безопасные детские вилки с закругленными краями и тупыми зубчиками. Разумеется, в таком случае нужно изменить и подачу блюда. Нарежьте еду кусочками (морковку, капусту, картошку).
Иногда вилка оказывается для детишек даже более удобной, чем ложка. Нежелательно давать ребенку взрослый прибор, поскольку его зубчики достаточно острые
Проявите терпение
Обязательно вооружитесь терпением, оно - ваш главный помощник. Обустройте место для кормления, чтобы быть спокойными в тот период, когда малыш будет учиться кушать сам. Пол застелите клеенкой, чтобы не расстраиваться из-за возможных промахов крохи, а также будьте готовы сменить обои. Стирка в эти дни тоже будет увеличена. Если на улице и дома тепло, можно полностью раздеть карапуза, а после еды помочь принять душ.
Заинтересуйте
Чтобы вызвать интерес ребенка к еде, воспользуйтесь следующими вариантами:
- Оформите блюдо красиво. Выложите из продуктов цветочки, веселые мордашки, изобразите животных.
- Купите тарелочки с рисунками на дне и скажите крохе, что в конце трапезы его ждет сюрприз, тогда он очень будет рад, увидев «в конце» своей кашки веселого зайчика или медвежонка. Можно купить несколько вариантов таких тарелочек.
Чтобы найти для себя новые идеи для оформления детских блюд, посмотрите ряд видеоматериалов, которые мы подобрали для вас. Пусть ваши совместные трапезы будут веселыми и радостными!