Конспект занятия по матем в старшей группе. Конспект открытого занятия по математике в старшей группе. Оборудование и материал
Конспекты занятий ориентированы на развитие математических способностей детей дошкольного возраста.
Освоение программного материала происходит через игры, игровые упражнения, игровые ситуации. Основное внимание на занятиях уделяется поиску самостоятельных путей для решения поставленных задач.
Конспекты занятий с детьми шестого года жизни построены с учетом методики формирования элементарных математических представлений A.M. Леушиной и А.А. Столяра. Данная методика уделяет внимание не только обучению дошкольников, но и совершенствованию их познавательной деятельности, общему умственному развитию.
Главными задачами в развитии математических способностей ребенка следует считать:
Активизацию мыслительных процессов;
Стимулирование активных познавательных интересов;
Формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
Совершенствование речевых умений.
Пособие содержит немало примеров из художественной литературы: загадки, стихотворения. Герои сказок, мультфильмов, авторских произведений в виде игрушек, иллюстраций — частые гости занятий. Их использование вызывает интерес к процессу познания математики.
Для успешного обучения детей математике не требуется дорогостоящее оборудование. Все, что нужно для занятий, — это предметы окружающей действительности, иллюстрации, модели, схемы, имеющийся в ДОУ дидактический материал как фабричного производства, так и собственного изготовления.
Занятия желательно проводить по подгруппам. Это способствует улучшению качества обучения и формированию творческой личности. Воспитатель сможет осуществлять индивидуальную работу при формировании групп детей разного уровня развития. Для детей, имеющих более высокий уровень развития, нагрузка (в виде дополнительного материала) увеличится. Детям с более низким уровнем развития воспитатель даст меньшую нагрузку.
Организация занятий предполагает различные варианты объединения детей. В зависимости от поставленных целей они могут объединяться в пары, тройки, шестерки. Это поможет им активно включиться в коллективную игру, успешно выполнить творческие задания.
Занятия проводятся один раз в неделю. Исключение составляют дошкольные каникулы: последняя неделя декабря и первая неделя января.
Для закрепления математических знаний и умений не следует ограничиваться только занятиями. Создавать игровые математические ситуации можно и в свободное от занятий время.
Если программная задача сложна для усвоения детьми, нужно организовать игру, упражнения, ситуацию с данной задачей до занятия. Этим вы подготовите ребенка к усвоению программного материала.
Не все задачи математического раздела программы можно решить на занятиях. Некоторые из них лучше усвоятся во время проведения сюжетно-ролевых, дидактических игр или на прогулках.
Конспекты занятий из данного пособия не стоит копировать педагогам полностью. Вы можете брать или не брать конкретную игру, можете добавлять или убирать какие-либо упражнения. Ориентируйтесь на своих детей, на их способности. Что можно провести с одной аудиторией, то невозможно с другой.
Надеюсь, что данное пособие поможет вам в работе по формированию у детей математических способностей.
Задачи математического развития детей шестого года жизни
Свойства
1. Сформировать представления:
О длине предмета;
Ширине предмета;
Высоте предмета;
Геометрических фигурах: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат;
Геометрических телах: шар, куб, цилиндр.
2. Дать представление:
О весе предмета;
Об объеме, глубине;
О вершинах, углах, сторонах геометрических фигур;
О понятиях «четырехугольник», «треугольник».
3. Учить классифицировать геометрические фигуры, изменять принцип классификации.
Отношения
Упорядочивать предметы по количеству, размеру, весу и т.д.;
Видеть отношения между числами;
Определять свое местонахождение среди объектов окружения;
Ориентироваться в пространстве.
2. Сформировать представление:
Об отношениях целого и части при делении предмета на несколько частей;
О плане как уменьшенном смоделированном отношении между предметами в пространстве.
3. Закрепить знания о временных отношениях: сутки, неделя, месяц.
Числа и цифры
1. Закрепить:
Количественный счет предметов в пределах первого десятка;
Порядковый счет предметов в пределах первого десятка;
Знание цифр от 0 до 9;
Знания о составе числа из единиц;
Знания о монетах.
2. Дать представление о числе как результате измерения длины, веса, времени.
3. Учить устанавливать связи и зависимости между числами (больше, меньше, равно).
Сохранение количества, величины
Дать представление:
О неизменности числа в результате изменения способа размещения предметов в пространстве;
О неизменности объема в результате осуществленного действия переливания;
О неизменности веса в результате осуществленного действия перекладывания;
Об изменении величины в зависимости от добавления или уменьшения объема;
Об изменении величины в зависимости от добавления или уменьшения количества.
Последовательность действий
Выполнять действия с ориентировкой на символ (стрела, стрелки);
Обнаруживать логические связи между последовательными этапами какого-либо действия.
Речевые умения
Использовать в речи слова из специальной терминологии: размер, цвет, форма, фигура, вне, внутри, некоторые, все и др.;
Называть все свойства, присущие и не присущие объектам (маленькая, не красная, не квадратная и др.);
Отражать в речи основания группировки и классификации;
Самостоятельно высказываться о количестве, способах и результатах действий;
Объяснять последовательность и этапность выполнения.
В разделе представлены конспекты занятий по развитию математических способностей у детей старшей группы, которые включают в себя игровые ситуации, учебно-игровые задачи, методику работы с детьми на занятиях.
Материалы адресованы педагогам дошкольных учреждений и родителям.
Конспект игрового занятия по математике для дошкольников «Путешествие по сказкам»Описание: представленный материал может быть использован педагогами дополнительного образования, методистами, педагогами-организаторами при организации работы занятий для дошкольников по математике. Цели и задачи: 1. Закрепление счета от 0 до 10 и от 10 до 1, знания места каждой из 10 чисел в этой последовательности. 2. Продолжать учить детей счету и сравнению предметов, установлению соответствий между ч... |
Итоговое занятие по математике «По дороге в подготовительную к школе группу». Для детей старшего дошкольного возрастаЗадачи: Обучающие: - познакомить детей с порядковыми числительными в пределах 10; - продолжать закреплять навыки порядкового счета; уточнить представление о количественном составе числа из единиц в пределах 5; - упражнять в группировке геометрических фигур по разным признакам (цвету, размеру); - упражнять в нахождении в окружающей обстановке указанного числа предметов; - с... |
Конспект ООД по математике в старшей группеКонспект занятия "Умники и умницы для детей 5-7 лет"Автор: Распопина Ольга Викторовна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №32" Программное содержание: поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием; развивать логическое мышление, воображение, зрительное внимание, находчивость, смекалку, настойчивость; закреплять знание цифр, геометрических фигур, ориентировку в простр... |
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ при знакомстве детей старшей группы с числом и цифрой 5. Автор: Быкова Наталья Ивановна, воспитатель, МДОУ "Центр развития ребенка-детский сад№110", г.Петрозаводска, Республики КарелияКонспект занятия по математике в старшей группе.Тема: «Пять, пятеро, пятый» Цель: Познакомить с числом пять. Задачи: 1. Познавательное развитие. Продолжать знакомить с понятием «след... |
Конспект занятия по математике в старшей группе "В гостях у Буратино"Автор: Бондаренко Нелли Александровна, воспитатель МБДОУ № 186 «Журавлик» г. Ростов на Дону. Цели: Продолжать уточнять знания о прямом и обратном счете 10, учить состав числа до 5, продолжать учить детей склдывать и вычитать примеры, называть числа соседи, уточнить знания о геометрических фигурах. Предварительная работа: решение примеров на сложение и вычитание, считать до 10 и обратно, изучение состава числа до 5. Материа... |
Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП "Поможем Незнайке"Цель: продолжать формировать элементарные математические представления в совместной игровой деятельности, обобщить и систематизировать знания детей. Задачи: закрепить знание цифр от 1 до 10; упражнять в количественном счете в прямом и обратном порядке; закреплять представления о геометрических фигурах; закрепить знания о днях недели; закрепить знания пространственных отношений: слева, справа; умение ориентироваться в прост... |
Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие в Страну Чудес» в ДОУ. Старшая группаЦель: формирование элементарных математических представлений. Образовательные задачи: Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…». Познакомить с цифрой 4. Продолжать учить определять направление движения, используя знаки –... |
ФЭМП старшая группа на тему «Знакомство с порядковым значением чисел 8 и 9»Форма занятия: Групповое (подгруппа) Возрастная группа: 5-6 лет Продолжительность занятия: 25 минут Цель: познакомить с числом 9 Задачи: - познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»; - упражнять в умении сравнивать предметы по величине,обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше (и наоборот... |
Конспект познавательного развития детей старшего дошкольного возраста |
Цель:
Продолжать учить дошкольников составлять и решать примеры по рисунку.
Углубить знания детей о последовательности дней, которые составляют неделю.
Закрепить названия времен года, названия месяцев.
Упражнять в порядковом счете.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, выполняя графический диктант.
Формировать умение группировать предметы по определенным признакам, определяя эти признаки и ориентируясь по схеме.
Формировать самостоятельность в поиске ответов, побуждать детей замечать недостатки в работе сверстников, проявлять взаимопомощь, воспитывать смекалку и любознательность.
Ход занятия в старшей группе детского сада
Вводная часть
Воспитатель. - Дети, послушайте загадку:
«Семь братьев возрастом равные, а именами разные.» (Дни недели )
Сколько всего дней недели? Кто хочет их назвать?
Какой первый? Седьмой? Пятый?
Среда по порядку какой день недели? А суббота?
Какой сегодня день недели? Какой он по порядку? (Вторник)
Воспитатель. -Сегодня Королева Математики приглашает нас в свое королевство. Скажите, а зачем нам нужна математика?
Ответы детей.
Тогда давайте выполним несколько ее задач, чтобы проверить свои знания.
1 задание
Первое о чем она хотела бы узнать - знаете ли вы времена года .
Какое сейчас время года?
Сколько всего времен года? Назовите их.
А сколько месяцев в каждом времени года?
Назовите осенние, зимние, весенние и летние месяцы.
Сколько всего в году месяцев?
Королева Математика хотела бы проверить, всем ли хватит задач на столах.
Дети считаются парами.
Королева Математика предлагает новые задачи. (Дети садятся за столы)
Основная часть
Следующая задача от королевы:
2 задание
Составление примеров по рисункам.
Какие математические знаки нужны для решения примеров?
Когда мы используем знак «+»? (Когда выполняем прибавление или увеличиваем количество)
А когда используется знак «-»? (Когда вычитаем, или уменьшаем количество)
Какой еще знак нам нужен? (=)
Королева Математика хотела бы вам напомнить правила сложения и вычитания.
Чтобы выполнить сложение, надо к одной части добавить еще часть и найти целое.
Чтобы выполнить вычитание надо от целого отнять часть и получить оставшуюся часть.
Кто изображен на рисунке?
Сколько было котят?
Сколько прибежали? Какое действие необходимо выполнить чтобы узнать сколько их всего стало?
Почему Вы считаете, что следует добавлять?
Как можно это записать в виде примера? математика в детском саду
Составим пример по следующему рисунком.
Сколько птиц было в кормушке?
Сколько полетело? Какое действие необходимо выполнить чтобы узнать сколько их осталось? Улетели все птицы или только часть из них? Как найти вторую часть, если мы знаем сколько было всего птиц?
Почему Вы считаете, что следует отнимать?
Как можно это записать в виде примера?
А теперь выполните самостоятельно задачи, которые у вас на столах. (Составление примеров по рисункам) (Воспитатель проверяет правильность выполнения и предлагает проверить друг друга)
Королева Математика довольна вашей работой и она решила пригласить вас на прогулку в «Геометрический лес», но прежде чем мы туда пойдем, она хотела бы, чтобы вы узнали кто в нем живет.
3 задание
Графический диктант «Кто в лесу живет».(сложность подбирается)
Двигайтесь от точки по схеме.
Воспитатель предлагает помочь друг другу. (Детям, которые справились раньше других предлагается раскрасить рисунок)
Как вы думаете, кто в лесу живет?
Да, это волк. Он приглашает нас на лесную поляну.
Физкультминутка «Лесная полянка»
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем отдохнём,
А потом гулять пойдём.
(Идут, высоко поднимая ноги, садятся на корточки, встают и продолжают движение.)
4 задание
Дидактическая игра «Поможем посадить деревья»
В геометрическом лесу растут деревья различной формы, размера и цвета. Нужно взять саженцы (геометрические фигуры) и посадить их на трех аллеях:
1 аллея- деревья, которые не имеют углов, большие по размеру, красного и желтого цвета.
2 аллея - деревья, которые имеют четыре и меньше углов, маленькие по размеру, синего и зеленого цвета.
3 аллея - деревья, которые имеют пять и более углов, большие по размеру, оранжевого и фиолетового цвета.
Посмотрите, впереди аллеи указана схема, посадите свое деревцо на нужную аллею.
Почему ты посадил свое дерево на этой аллее?
Воспитатель. - Королева Математика осталась довольна вашими знаниями и умением. Но она хотела бы спросить у вас...
Итог. Рефлексия
Какие задачи вам больше всего понравились?
А какие задачи выполнить было сложнее?
Кому помогали сегодня на занятии?
Цель: Познакомить детей с овалом.
Программное содержание.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником, путем наложения (вытянутый, плоский, тонкий, неустойчивый, без углов) ;
- Учить находить овал среди других фигур;
- Закрепить умения в порядковом счете в пределах пяти;
- Закрепить умение ориентировки относительно себе (различать левую и правую руки, левую и правую ноги);
- Упражнять в определении текущего времени года и дня недели.
Развивающие задачи:
- Развивать мелкую моторики рук;
- Развивать мыслительные операции: сравнения, внимания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать усидчивость, умение слушать и слышать воспитателя;
- Воспитывать интерес к математической деятельности.
Словарная работа: один, два, три, четыре, пять, всего пять овалов, овал, прямоугольник, круг, вытянутый, продолговатый, нет углов, плоский, не катится, не устойчивый, тонкий.
Пособия:
Д: овал, прямоугольник, круг.
Р: поднос, 5 овалов, 4 прямоугольника, карточка с двумя полосками.
Ход занятия:
В.: Постройтесь в круг. Ребята, знаете ли вы какое сейчас время года?
Д.: Осень.
В.: А какой день недели?
Д.: Вторник.
В.: А наши пальчики отправляются в осенний лес. А что же они там могут найти, вы сейчас послушаете и потом мне скажете. Приготовьте все правую руку. Начинаем выполнять упражнения на правой руке и повторяем слова:
Этот пальчик- в лес пошел,
Этот пальчик – гриб нашел,
Этот пальчик – гриб почистил,
Этот пальчик – гриб пожарил,
А этот пальчик – гриб съел,
Потому и потолстел!
А теперь приготовьте левую руку, начинаем выполнять упражнения и повторяем слова. Ну и что же наши пальчики нашли в осеннем лесу?
Д.: Грибочки.
Вот побывали мы с вами в осеннем лесу, а теперь я вам предлагаю отправиться в лес, но лес этот необычный, там живут геометрические фигуры. Но прежде чем туда отправиться, я хочу посмотреть все ли дети у нас внимательные. Сейчас я топну ногой и вы мне скажете, сколько раз я топнула?
Д.: четыре.
В.: Правильно, я думаю теперь мы можем отправиться в наш волшебный лес, там очень много интересного. Идемте в волшебный лес только тихо, тихо. Ой, а наши стульчики превратились в пенечки, давайте присядем на них. Спинки все выпрямили, ноги поставьте вместе.
Ребята, послушайте нам надо отгадать одну загадку:
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая вот окружность-
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал
Получился вдруг …. (овал)
В.: Правильно, сегодня мы с вами в гостях у овала. (Вешаю на доску овал)
Посмотрите на доску – это овал. Повторим все вместе – овал.
Мы уже учились с вами рассказывать о разных геометрических фигурах, может кто-то из вас захочет рассказать о нем, а овал послушает, правильно ли вы все говорите о нём.
Д.: Это овал, у овала нет углов
В.: Все согласны, у овала нет углов? Посмотрите овал у нас плоский, если овал положить на пенек, его почти не видною Давайте все вместе проверим (прикладываю к доске плоскую фигуру). Давайте все вместе повторим – плоский. А давайте мы его попробуем поставить на стол? (пытаюсь поставить овал ребром). Ребята, он не стоит. О каких свойствах овала говорит наш опыт?
Д.: Он неустойчив
Посмотрите внимательно на овал и скажите, на какую геометрическую фигуру похож овал?
Д.: Круг. (Вешаю на доску круг)
В.: Чем он похож на круг?
Д.: У овала, как и у круга нет углов, он плоски, тонкий, неустойчивый. Круг и овал имеют округлую форму.
В.: А чем же тогда они отличаются друг от друга?
Д.: Овал вытянутый.
В.: Какие молодцы, заметили отличие. Правильно он вытянутый, продолговатый. Давайте повторим вместе — вытянутый, продолговатый.
А давайте мы проверим путем накладывания, на сколько вытянут овал? Берем круг и кладем его на овал. Смотрите на сколько вытянут овал. А как вы думаете, катится ли овал так же как и круг? А давайте проверим. Что мешает овалу катиться?
Д.: Он вытянутый, поэтому и не катится.
В.: А на какую геометрическую фигуру еще похож овал?
Д.: Прямоугольник. (вешаю на доску прямоугольник)
В.: А почему вы так думаете?
Д.: Прямоугольник, как и овал – вытянут.
В.: А давайте мы проверим путем наложения. Чем же они похожи?
Д.: Прямоугольник и овал вытянуты, плоские фигуры, тонкие, неустойчивые, не катятся
В.: А чем же они тогда отличаются?
Д.: У прямоугольника есть углы, а у овала нет.
В.: Овал обрадовался, что вы назвали все его свойства и не ошиблись. А овал предлагает еще разобраться в одном задании, мы ему поможем?
У каждого на столе лежат карточки, 5 овалов, 4 прямоугольника.
Ребята, перед вами на столе лежат карточки с двумя полосками и геометрические фигуры. Какие? Назовите их.
Д.: Овалы и прямоугольники.
В.: Посчитайте сколько овалов? Коля сейчас будет считать вслух, а остальные проверят у себя.
В.: Правильно, теперь Даша посчитает в слух сколько прямоугольников, а остальные проверят у себя.
Д.: Один, два, три, четыре. Всего четыре прямоугольника
В.: Ребята, покажите мне пальчиком верхнюю полоску, посмотрите друг на друга, все ли правильно показывают, затем нижнюю полоску.
На верхнюю полоску положите овалы. Слева направо. Овалы кладите в вертикальном положении, стоя, посмотрите, как у меня. Выкладывайте правой рукой.
Сколько овалов выложил Вова? Сосчитай.
Д.: Один, два, три, четыре, пять. Всего пять овалов.
В.: Сколько овалов выложила Соня?
Д.: Один, два, три, четыре, пять. Всего пять овалов.
В.: А теперь положите все прямоугольники на нижнюю полоску, так же вертикально, стоя, как и овалы.
Сколько прямоугольников? Сосчитаем все вместе.
В.: Каких геометрических фигур больше?
Д.: Овалов больше, чем прямоугольников.
В.: А как вы догадались, что овалов больше, чем прямоугольников?
Д.: Посчитали; одному овалу не хватает пары.
В.: А сколько овалов?
Д.: Один, два, три, четыре, пять овалов. Всего пять овалов.
В.: А прямоугольников?
Д.: Один, два, три, четыре прямоугольника. Всего четыре прямоугольника.
В.: Какие вы молодцы! Помогли овалу разобраться в это сложном задании. Соберите все геометрические фигуры на поднос и отложите на край стола. Посмотрите, овал утомился, может мы с ним поиграем в игру, которая называется «Веселые игрушки»
Будьте внимательны:
- Покажите все правую руку
- Покажите все левую руку
- Топните правой ногой, топните левой ногой 2 раза
- Дотроньтесь правой рукой до носа
- Дотроньтесь левой рукой до левого уха
- Возьмитесь за руки, идемте в правую сторону, идем в левую сторону. Ребята, в детском саде нас уже заждались, нам пора обратно возвращаться. Ведь у нас там еще не мало дел. Давайте скажем овалу «До свидание, мы в следующий раз еще обязательно вернемся!»
В.: Вот мы и вернулись в нашу группу. А кто скажет, у кого в гостях мы сейчас были?
Д.: В гостях у овала.
В.: А какие свойства овала мы с вами сегодня узнали?
Тема : «Монеты, временные отношения»
Задачи:
1. Закрепить:
Знания о временных отношениях: сутки, неделя;
Порядковый счет;
Представления о вершинах и углах геометрических фигур.
2. Дать представление о монетах.
3. Продолжать формировать представление о высоте предмета.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением утра, дня, вечера, ночи; купюры и монеты разного достоинства; 3 куклы разного роста; 2 матрешки (высокая и низкая); 2 стола (высокий и низкий); 2 стакана (высокий и низкий); 2 кувшина (высокий и низкий).
Раздаточный материал : монеты (1 коп., 5 коп., 10 коп., 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб.); наборы геометрических фигур.
Ход занятия
Воспитатель с детьми стоят полукругом. На столе возле доски лежат иллюстрации с изображением утра, дня, вечера, ночи.
Зажигают фонари за окном,
Сядь со мной, поговори перед сном.
Целый вечер ты со мной не была.
У тебя все дела да дела.
А. Барто
Солнышко ясное встало.
— Доброе утро! — сказало.
— Доброе утро! —
Кричу я прохожим,
На утро похожим.
В. Коркин
Ночь стоит в лесу густом.
Слышен шорох под кустом:
Ходят хвостиком лисята
За Лисицыным хвостом.
В. Орлов
Под солнышком подсолнечник,
Когда денек погожий,
Весь день глядит на солнышко,
Сам на него похожий.
Е. Трутнева
Мы повторили с вами части суток. А сейчас я проверю, знаете ли вы дни недели. Помогайте мне читать стихотворение:
Вот неделя. В ней — семь дней,
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется... (понедельником).
Вторник — это день... (второй).
Он стоит перед... (средой).
Серединочка - ... (среда)
Третьим днем была всегда.
А четверг — ... (четвертый) день -
Шапку носит набекрень.
Пятый — ... (пятница) сестрица,
Очень модная девица.
А в субботу — день... (шестой)
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний — ... (воскресенье),
Назначаем днем веселья.
М. Пожарский
Воспитатель закрепляет с детьми названия и чередование дней недели и порядковый счет. Затем благодарит детей за работу и приглашает их пройти за столы, на которых лежат монеты (1 коп., 5 коп., 10 коп., 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб.).
— Откуда берутся деньги? (Предположения детей.)
— А что такое деньги?
— Зачем людям нужны деньги?
— Какие деньги вы знаете?
— Чем похожи эти деньги? (Все — монеты.)
— Это — металлические деньги (показывает), их называют монетами.
— Какие монеты лежат на столе?
— Покажите мне монеты: 1 коп., 5 коп. и т.д.
— Что больше: эта монета (2 руб.) или две эти (две монеты по 1 руб.)?
— Как можно набрать 5 руб. несколькими монетами?
Воспитатель благодарит детей за выполненные задания и приглашает выйти из-за столов. Перед детьми 2 куклы (высокая и низкая); 2 матрешки (высокая и низкая); 2 стола (высокий и низкий); 2 стакана (высокий и низкий); 2 кувшина (высокий и низкий).
— Перед вами 2 куклы. Даша — высокая, а Маша — ниже Даши. Найдите Дашу и Машу. Даша играла низкой матрешкой, а Маша — высокой.
Дети ставят матрешки нужной высоты перед куклами.
— Даша решила попить воды и села за высокий стол, а Маша села за низкий.
— Даше на стол поставили низкий кувшин, а Маше — высокий.
— Даша взяла высокий стакан, а Маша - низкий.
Дети поочередно выполняют задания и определяют правильность их выполнения вместе с воспитателем.
— Тут к подружкам прибежала еще одна кукла — Таня. Определите рост всех кукол.
Дети определяют рост кукол: высокая, ниже, самая низкая. Воспитатель благодарит детей за выполнение заданий и предлагает им разделиться на 3 команды. Дети садятся на ковер.
— Перед вами лежат разные геометрические фигуры. Найдите фигуры с тремя вершинами.
— Найдите фигуры, у которых четыре угла.
— Найдите фигуры, у которых три угла.
— Найдите фигуры, у которых четыре вершины.
— Найдите фигуры без углов и вершин.
Воспитатель благодарит детей за выполнение заданий.
Конспект занятия по математике в старшей группе «Играем с Машей и Медведем»
Задачи:
Образовательные:
Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о геометрических фигурах.
Продолжать учить называть дни недели.
Соотносить цифры с количеством предметов.
Упражнять в умении составлять фигуры из счетных палочек, формировать умение решать логические задачи.
Воспитательные:
Воспитывать навык культуры поведения (девочкам надо уступать).
Развивающие:
Развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое мышление.
Демонстрационный материал:
Куклы Маша и медведь, геометрические фигуры, цветные облака, образец домиков.
Раздаточный материал:
Геометрические фигуры, счетные палочки, карточки с цифрами.
Ход занятия:
Часть 1
Воспитаетель:
Дети сегодня к нам на занятие пришли очень интересные гости. Узнаем и увидим мы их, только когда отгадаем загадку. Слушайте внимательно:
Сидит в корзинке девочка
У Мишки за спиной
Он сам того не ведая
Несет ее домой.
Воспитаетель:
Из какой сказки гости, ребята?
Ответы детей:
Маша и Медведь.
Воспитаетель:
Да, действительно, эта сказка называется Маша и Медведь. А вот и они. Маша и Медведь мне рассказали, что скучно им стало в лесу, и они решили придти к ребятам в детский сад и поиграть с вами. Дело в том, что Маша и Медведь очень любят у себя в лесном домике заниматься математикой. Но есть у них и такие задания, с которыми они справиться не могут. Дети, давайте мы им поможем? Согласны?
Ответы детей:
Воспитаетель:
У каждого их них есть конверты, в котором написаны задания. У кого мы сначала возьмем конверт: у Маши или у Медведя?
Медведь говорит, что надо взять конверт у Маши, т.к. она девочка, а девочкам надо уступать.
Берем конверт, открываем и читаем:
У вас на столах лежат геометрические фигуры. На листок надо выложить геометрической фигурой предметы, которые я буду называть, например, тарелка, какой формы? Круглая, значит выкладываем круг. А дальше думайте сами.
(Дверь, крыша дома, огурец, кубик).
Какие геометрические фигуры выложил Дима?
- Какие фигуры выложил Максим, Ваня?
- Сколько всего фигур?
Молодцы, как быстро вы справились с заданием.
Часть 2
А теперь возьмем конверт у Мишки. Открываем его (достаю цветные облака и размещаю на фланелеграфе).
- Смотрите, что это за волшебные облака?
Ответы детей:
Дни недели.
Сколько дней в неделе? Давайте вместе назовем дни недели.
- Сегодня у нас третий день недели. Назовите и покажите какого он цвета.
(Третий день недели среда, он голубого цвета).
А какой будет завтра день недели, какого он цвета.
А вчера какой был день недели? Какого цвета?
Воспитаетель:
Очень хорошо, ребята. Медведю очень понравились ваши ответы.
Часть 3
Воспитаетель:
Возьмем еще конверт у Маши?
Открываю: Маша приглашает вас поиграть.
- Ребята, а сейчас вы все будете зайчиками. Согласны?
Зайчикам не будет скучно,
Сделаем зарядку дружно?
Вправо, влево повернись, наклонись и поднимись.
Лапки кверху, лапки в бок
И на месте скок-скок - скок.
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляйте детки шаг,
Шаг на месте, стой!
Вот так!
Воспитаетель:
Хорошо отдохнули.
Часть 4
Можно и у Медведя взять еще конвертик, да?
Читаю: Поиграйте в игру «Молчанка».
Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.
Сколько пальцев на правой руке?
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько носов у двух собак?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у двух котов?
- Все верно, показали. Молодцы.
Часть 5
Я смотрю, у Маши еще один конвертик, откроем? Маша просит вас выложить из счетных палочек два домика: маленький для Маши и большой для Медведя. (Образец на доске).
Что сделала Настя?
- Что сделала Даша?
- Что сделал Максим?
- Сколько палочек использовали для домика Маши?
- Сколько палочек использовал Илья для домика Медведя?
Какие красивые домики у вас получились.
Часть 6
Воспитаетель:
Сейчас я возьму последний конвертик у Медведя и прочитаю. «Сюрприз найдете, если Максим сделает 2 шага вперед, повернет налево и сделает 5 шагов вперед».
Анализ занятия:
Воспитаетель:
Ребята, а кто был у нас в гостях, из какой сказки?
Что мы делали сегодня на занятии? (играли в игру «Молчанка», строили домики из счетных палочек, считали дни недели по волшебным облакам, ходили по лабиринту и нашли сюрприз. Все вы сегодня молодцы, справились с заданиями и помогли Маше и Медведю понять, как надо делать задания.
Обо всём на свете:
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...
Материалы раздела
Занятия для младшей группы:
Занятия для средней группы.