Конспект занятия по экологии в старшей группе. Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе " юные знатоки природы"
Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе
Образовательные области. «Познание», «коммуникация», «социализация», «музыкально-художественная деятельность».
Программные задачи.
Образовательная: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, закреплять у детей нормы и правила поведения в природе. Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад природоохраном воспитании, развивать кругозор, мышление, связную речь.
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к окружающей нас природе, учить бережному и доброму отношению к природе, доставить детям радость от участия в экологическом занятии.
Ход занятия
Воспитатель: у нас сегодня много гостей и мы все рады их приходу. Сейчас мы улыбнемся и дружно поздороваемся.
Дети: «Здравствуй!»- лучшее из слов, потому что «Здравствуй» значит будь здоров! Здравствуйте.
Воспитатель: сегодня у нас с вами будет необычное занятие. У нас у всех на груди эмблемы юных экологов. И у нас состоится первый ученый совет юных экологов. А чтобы гостям было понятно, скажите пожалуйста, кто это - юные экологи.
Ответы детей.
Воспитатель: хотя мы еще юные экологи, но у нас есть девиз.
Дети: Наш девиз: Родную природу, любимый свой край, всем сердцем люби, береги, охраняй,
Ребенок читает стихотворение.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
чтоб вокруг леса шумели,
чтобы были голубыми небеса,
чтобы речка серебрилась,
чтобы бабочка резвилась, и была на ягодах роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,
и под елкой жил смешной, колючий еж.
Чтобы белочка скакала,
чтобы радуга сверкала,
чтобы лил веселый дождь.
Воспитатель: а теперь я попрошу вас пройти в зал заседаний и занять свои рабочие места.
Наш ученый совет мы начнём с задания. Скажите мне, пожалуйста, чтобы вы посоветовали детям и взрослым отправляясь на прогулку или выезжая на природу не брать с собой.
Ответы детей.
· Не брать с собой громкую музыку, чтобы не распугать жителей леса.
· Не брать печки, чтобы...
· Не брать рогатку, чтобы...
· Не брать ружье, чтобы...
· Не брать спички, чтобы...
· Не брать топор, чтобы...
Следующее задание. Сейчас перед вами выступят ваши коллеги юные экологи с заданием.
Игра «Экологический светофор»
В зависимости от рассказанной ситуации вам необходимо поднимать карточки красного или зеленого цвета. Дети рассказывают различные ситуации по сюжетным картинкам. Воспитатель. Мы люди должны беречь и охранять нашу природу, леса, поля, реки, птиц, животных, и всё живое. Ведь без них не сможет человек жить на земле. И сейчас нам предстоит это доказать.
Ребенок читает стихотворение.
Наша планета земля очень щедра и богата,
Горы, леса и поля дом наш родимый ребята.
Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нет.
Развеем над нею тучи и дым, в обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей от этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами такая планета нужна нам с вами.
Физминутка
Воспитатель: теперь всех гостей мы познакомим с правилами друзей природы - юных экологов.
Дети по очереди рассказывают о правилах поведения в природе.
По окончанию игры дети читают стихотворение.
Если в лес пришел гулять свежим воздухом дышать,
Прыгай, бегай и играй только, чур, не забывай,
что в лесу нельзя шуметь даже очень громко петь,
испугаются зверушки убегут с лесной опушки.
ветки дуба не ломай, никогда не забывай
мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять ты пришел не убивать.
Бабочки пускай летают, но кому они мешают.
Здесь не нужно всех ловить. Топать, хлопать, палкой бить,
ты в лесу всего лишь гость здесь хозяин дуб и лось
их покой побереги, ведь, они нам не враги.
Воспитатель: рыбе - вода, птице - воздух, зверю – лес, горы и степи, а человеку нужна Родина. И охранять природу- значит охранять Родину. Так говорил русский писатель Михаил Пришвин. А еще люди сложили много пословиц и поговорок о природе, которые сейчас расскажут дети.
По лесу ходи - под ноги гляди.
Одно дерево срубил - 40 посади.
Сломать дерево секунда - вырастить города.
Лес не школа, а всех учит.
Лес - это воздух для легких, влага и тень.
Лес люби, люби природу - будешь вечно мил народу.
Растение земли украшение.
Лес богатство и красота, береги свои леса.
Воспитатель: в конце нашего заседания расскажите пожалуйста какие добрые дела вы сделали для природы.
Ответы детей.
Итог занятия.
Для гостей дети исполняют песню «Мои птицы».
Воспитатель: наше заседание ученого совета подошло к концу, и если вам понравилось наше занятие поднимите зелёную карточку, если нет - красную карточку.
Воспитатель хвалит детей. В завершении заседания дети аплодируют себе.
Воспитатель: Люманова Э. Р.
План-конспект занятия по основам экологии в старшей группе ДОУ
Образовательная область: Социум
Раздел: Основы экологии
Тема: Путешествие в страну Дендрарию
Цели: Дать детям элементарные экологические знания о деревьях, о лесе. Учить разрешать проблемные ситуации, различать и называть деревья. Дать представление о разнообразии деревьев, их назначении и пользе. Развивать внимание, наблюдательность, память. Воспитывать гуманное отношение к природе.
Оборудование: перчаточные куклы зайца, лисы, медведя; иллюстрации «Хвойные», «Лиственные деревья»; алгоритмы по исследованию объектов природы; плакат и картины с изображением деревьев; сборная картина «Дерево»; рисунки с изображением птицы, капельки воды, солнца, дождевого червяка; карточки «Найди хвойное дерево»; плоды (каштан), шишки, желуди; раскраски, медали.
Предварительная работа: наблюдение и ознакомление с деревьями, растущими на территории детского сада, заучивание стихотворений.
Билингвальный компонент: су, к үн, торғай, шылаушын.
Мотивационно-побудительный этап деятельности
Воспитатель здоровается с детьми и обращает внимание детей на гостей группы. Здравствуйте, ребята. Посмотрите по сторонам, что-то нас так много? Давайте поздороваемся с нашими гостями!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, мой родимый край!
Здравствуй, вольный ветерок!
Всех мы вас приветствуем!
Организационно-поисковый этап деятельности
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну, страну деревьев Дендрарию. Вы хотите стать жителями этой сказочной страны? Для этого нам нужно выполнить задания. Готовы ли вы к испытаниям?
Игровой момент.
Ребята, что за странный звук? Давайте посмотрим, кто же это? Правильно, заяц. Заяц тоже спешит с нами в сказочную страну. А следом кто идет за зайцем? И лисичка присоединяется к нам! А кто же еще хочет попасть в страну деревьев? Правильно, ребята, медведь. (Дети изображают зайца, лису и медведя посредством перчаточных кукол. Другие дети их узнают и называют)
Испытание 1. «Вспоминалки».
Ребята, посмотрите на деревья, изображенные на плакате. Какие деревья нам знакомы? Вспомните, какие деревья растут на территории детского сада? Правильно ребята. (Клен, карагач, береза, ель, каштан)
На доске рисунок дерева.
Что вы видите?
Назовите части дерева.
Для чего дереву корень?
Для чего необходим ствол?
Для чего необходимы листья?
Чем деревья отличаются друг от друга?
Сегодня ребята я познакомлю вас с новым словом «крона». Ветки с листьями на дереве образуют крону дерева.
Молодцы, ребята, первое испытание позади.
Испытание 2. «Различалки».
Ребята, деревья у нас бывают двух больших видов лиственные и хвойные деревья. Давайте с вами подумаем, чем же различаются лиственные и хвойные деревья?
Работа по иллюстрациям «Лиственные деревья» и «Хвойные деревья». Назовите и покажите лиственные и хвойные деревья.
Испытание 3. «Отгадалки»
Загадывает загадки, показывает изображение отгадки на рисунке.
1. «Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит».
2. «Лист в зубцах, кора черна, что за дерево, друзья?»
3. «Что за чудо-дерево зимой и летом зеленеет?»
4. Свесила ветки с обрыва, старая, грустная …
5. Стоит у плотины, на коре морщины, хорош на сруб, красавец …
6. Что же это за девица, не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.
6. У меня иголки длиннее, чем у елки. Очень прямо я расту. Если я не на опушке, ветки только на макушке.
Ребята, как вы думаете, интересно быть деревьями? Сейчас я превращу вас в деревья. Ваша кожа превращается в кору, а руки в ветки.
Психогимнастика – релаксация «Деревья»
- Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь.
Вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами -корнями в пол. Сожмите кулаки. Сильный ветер еле-еле раскачивает дубы, они стонут низким голосом «ы-ы-ы».
Вокруг себя повернитесь, и в березки превратитесь. Березки раскачивает даже самый слабый ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте. Березы поют высоким голосом «ы-ы-ы».
Вдруг поднялось солнышко. Все деревья потянули к нему ветки. Чтобы каждый листочек согрелся. Ветер принес дождевые тучи и пошел дождь. Деревья стряхнули лишнюю влагу. Почувствовали бодрость, радость. 1,2,3,4,5 – превратитесь в ребят.
Испытание 4. Окажи помощь дереву.
Какие подарки мы можем подарить сухому дереву? Давайте подарим ему подарки.
«Солнышко»
«Капелька воды»
«Дождевой червяк»
«Птица»
Дети дарят дереву подарки-картинки и говорят ему пожелания.
Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит тебе и делает твои листики зелеными. Солнце – на казахском « күн » .
Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит тебя и умоет. Вода на казахском – су.
Я дарю тебе дождевого червяка, он будет рыхлить твою почву. Дождевой червяк на казахском – шылаушын.
Я дарю тебе птичку воробья , она будет беречь тебя от жуков и гусениц. Воробей на казахском – торғай.
Давайте посмотрим, каким же станет наше дерево после наших подарков.
Оно выздоровело, позеленело. А вот, смотрите, и новые листочки появились. Какие мы молодцы!!
Испытание 5. Командное состязание «Кто быстрее?»
А сейчас, поиграем в игру «Кто быстрее?». Для этого нам нужно разделиться на три группы.
Воспитатель делит детей на три группы. Первая группа должна собрать в правильной последовательности картину-дерево. Второй группе детей раздаются карточки с заданием найти хвойное дерево. Третья группа детей должна найти детку с ветки дерева (каштан, желуди, шишки).
А теперь, давайте с вами вспомним, в какой местности встречается очень много деревьев? Правильно, в лесу. Вспомните и скажите, какие бывают леса?
А почему мы должны беречь лес?
Да, ребята, лес прекрасен. Здесь много интересного и удивительного.
Работа по алгоритмам.
На доске схемы-алгоритмы (нос, рот, ухо, рука, глаза).
Что можно увидеть в лесу?
Что услышать?
Что понюхать?
Что потрогать?
Что можно попробовать?
Вот как интересно в лесу.
Но всегда ли мы правильно ведем себя в гостях леса?
Игра «Кто чем будет?»
- Чем будет дерево?
Чем будет ветка?
Чем будет лист?
Цветок?
(Столом, стулом, посудой, музыкальным инструментом, бумагой, книгой, дровами, домом. Веником, кнутом, хворостом. Лекарством, удобрением, гербарием. Ягодкой, фруктом.)
Рефлексивно-коррегирующий этап деятельности
Обобщение сказанного.
Какие части дерева мы знаем?
Как помочь больному дереву?
Зачем в городе сажают деревья?
Для чего нам нужен лес?
Правила поведения в лесу?
Польза дерева для человека.
(Корень, ствол, ветви, листья. Для очищения воздуха. Для прохлады. Лес - для зверей и птиц. Лес дарит нам ягоды, грибы и лекарственные травы. Лес нужно беречь. Пробовать ничего нельзя. Трогать диких зверей нельзя. Дерево может быть домом, дровами, инструментом, посудой, книгой)
Молодцы, ребята! Вы сегодня преодолели все испытания, выполнили задания. Вот теперь вы стали жителями сказочной страны Дендрарии. Научились понимать язык деревьев. Наше путешествие подошло к концу. Сегодня вы узнали много нового и интересного о деревьях. Все вы получаете в память о нашем путешествии медали и раскраски с изображением деревьев.
Ожидаемый результат:
Знать: элементарные экологические знания о деревьях, о лесе; об их назначении и пользе;
Иметь: представление о разнообразии деревьев, леса; чувства бережного отношения к природе;
Уметь: разрешать проблемные ситуации; называть и различать деревья.
Данный тематический раздел обобщает опыт дошкольных педагогов в области экологического воспитания детей. Здесь Вы найдёте большое количество опробованных на практике конспектов и сценариев занятий, развлечений, игр, виртуальных путешествий экологической направленности. Они помогут закрепить и уточнить знания детей об окружающей среде, внушить им осознанное, бережное отношение к природным богатствам. В наших силах воспитать новое поколение, культурное и высоконравственное по отношению к родной природе. Поколение людей, которые будут жить в согласии с окружающим миром.
"Азбука экологии для детей" - в этом разделе есть всё для её изучения.
Содержится в разделах:Включает в себя разделы:
- Море, океан, подводный мир. Морские глубины и его обитатели
Показаны публикации 1-10
из 7009
.
Все разделы
| Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию
Конспект занятия в подготовительной группе «Планета Земля» Пр. задачи : 1.Познакомить с глобусом и физической картой Земли. Обогатить словарь (планета, земная ось, Северный и Южный полюса, экватор. Объяснить на основе экспериментальной деятельности, что такое земное притяжение. 2.Развивать поисково-познавательные способности....
Конспект занятия по экологии «Волшебница - вода» во второй младшей группе Цель : Продолжать выявлять свойства воды – она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус) Задачи : Образовательные : Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в...
Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию - Конспект НОД в первой младшей группе по экологическому воспитанию «Берегите природу»
Публикация «Конспект НОД в первой младшей группе по экологическому воспитанию...» Цель: дать детям первоначальное понятие по экологии Задачи: Образовательная: -учить детей четко, ясно, громко отвечать на вопросы; -при помощи картинок произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назначение; -обобщать знания детей о диких животных, птицах; - закрепить...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
«Дикие животные». Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные» Конспект составлен воспитателем Бреховой Е.С. Цель: расширять представления детей о диких животных. Задачи: закреплять названия диких животных и их детенышей, продолжать формировать...
"Эти удивительные и загадочные кристаллы" (занятие из кружковой деятельности: "Лаборатория неживой природы") Программное содержание: - уточнить представления детей о свойствах воды, вспомнить вещества которые растворяются в воде, закрепить умение детей фильтровать воду при...
Конспект НОД по экологическому и художественно-эстетическому развитию «Птичка прилетела» Цель: Формировать элементарные представления о птицах. Воспитывать доброжелательное отношение к ним. Закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать его между ладонями круговыми движениями. Задачи: Продолжать развивать интерес к природе;...
Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию - Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Вода - чудесный дар природы»
«Вода – чудесный дар природы» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значение в жизни человека растений и животных. Задачи: Образовательные: Учить детей проводить несложные опыты с водой. Расширить знания детей о...
Всем известен тот факт, что ребенок получает все задатки развития в раннем детстве. И насколько он будет успешен в будущем, зависит от того, как занимались с ним в дошкольном возрасте.
Поэтому не стоит удивляться, увидев в расписании занятие по экологии в старшей группе, ведь новые стандарты для детского сада предусматривают развитие детей с разных сторон образовательного процесса.
Целеполагание занятий по экологии
Безусловно, каждая деятельность, проводимая в ДОУ, должна иметь свою основную цель, не исключение и экология. по данному направлению должны способствовать развитию у дошкольников любви к родине и бережливого отношения к природе.
Чтобы был получен результат на выпуске, воспитателю необходимо выстроить цепочку более мелких целей (задач) и на каждом стремиться к их достижению. Они могут быть следующего плана:
- помогать дошкольникам увидеть сезонные изменения природы;
- объяснить детям, что в природе все взаимосвязано (через построение экологических цепочек);
- закрепить имеющиеся знания у детей о птицах (животных, рыбах);
- развивать у детей любовь к природе, способствовать умению видеть прекрасное (через оформление цветников на участке группы).
Это, конечно, далеко не все задачи. Занятие по экологии в старшей группе может носить различный тематический характер, поэтому и цели будут более конкретные.
Типы занятий по экологии
Первичные навыки общения ребенка с природой дает экология. Старшая группа занятие может построить по одному из нескольких типов. К ним относят:
- первично-ознакомительное;
- углубленно-познавательное;
- обобщающее;
- комплексное.
Самое главное при построении занятий - это соблюдение следующих требований:
- эмоциональность;
- яркость;
- возможность принятия участия;
- познавательность;
- доступность;
- заинтересованность.
Кто должен вести занятия по экологии?
Любые занятия в детском саду - это часть образовательного процесса, ответственные за него воспитатели групп. Кроме того, воспитанники чаще всего очень доверяют им и стараются подражать во всем.
Поэтому занятие по экологии в старшей группе должен проводить именно воспитатель. Он доступно объяснит значимость природы в жизни каждого человека и то, как нужно бережно к ней относиться.
Занятие по экологии средняя группа расценивает как один из способов познания окружающего мира. Дети знакомятся с его многообразием и учатся общению с ним.
Каким может быть занятие?
Множество форм образовательного процесса позволяет воспитателям сделать его интересным, необычным, эмоциональным. В данном случае это могут быть:
- занятие-сказка;
- занятие-путешествие;
- по экологии;
- открытое занятие.
Самое главное - педагогу необходимо осуществить творческий подход и построить процесс так, чтобы у воспитанников появилось желание принимать участие в данном мероприятии.
Например, есть такая тема занятия по экологии - «Деревья», его можно проводить в виде экскурсий с ребятами старшей группы в парке. Особенно оно может запомниться в осенний период, когда дети совместно с воспитателем смогут собрать яркие листья, опавшие шишки и сделать из них в последующем поделки.
Что такое открытое занятие?
Открытое занятие по экологии предусматривает присутствие на нем посторонних лиц - это могут быть другие воспитатели, дети из параллельных групп, родители, участники образовательного процесса из соседних детских садов.
Данное занятие является чаще всего показательным, и ребята совместно с педагогом-воспитателем к нему заранее готовятся. Самая грубая ошибка организатора в данном случае - это то, что он всецело репетирует процесс проведения несколько раз, и у детей пропадает интерес.
Безусловно, репетировать надо, но только наиболее сложные элементы хода мероприятия, а само оно для ребят тоже в период проведения должно быть новым. Именно такой подход позволяет получить наилучший результат.
Считается большим плюсом, если в ходе открытого занятия будет выделено время для того, чтобы дети смогли высказать свое мнение по теме или задать интересующие их вопросы. Нужно помнить о том, что ребенок-дошкольник не умеет долгое время заниматься одним и тем же делом, поэтому мероприятие не должно быть затянутым и в процессе его должна быть продумана смена деятельности.
Экологический проект
Если рассматривать занятие по экологии, средняя группа может избрать Ребята обычно очень любят участвовать в различного рода исследованиях, данный метод является и познавательным, и воспитательным.
Экологический проект может быть краткосрочным (длиться от нескольких часов до нескольких дней) и долгосрочным (месяц и более). Временной промежуток в данном случае зависит от выбранной темы исследования.
Работа с экологическим проектом строится на интегрированном подходе - данный вид предусматривает участие детей в различных видах деятельности:
- наблюдение;
- чтение тематических произведений;
- рисование;
- постановка тематического танца;
- лепка;
- сочинение сказок и рассказов по теме.
Данная форма работы может как быть самостоятельной, так и являться дополнением к образовательному процессу.
Родители как участники экологического воспитания детей
Не стоит забывать о том, что воспитанием детей занимается не только дошкольное образовательное учреждение, но и социум, в котором живет ребенок, а именно его семья.
Родителям необходимо тесно сотрудничать с воспитателем, поскольку цели образования должны быть едины. Для этого воспитатель проводит родительские собрания, рассказывая на них о том, что должен знать и уметь ребенок в данном возрасте. И чаще всего просит о помощи родителей, например, папы могут сделать стенд для календаря природы, а мамы - оформить цветник, создать огород на окне.
Занятие по экологии в старшей группе можно провести в совместном с родителями походе. Данные мероприятия проходят всегда весело и способствуют сплочению, а кроме того, детям можно наглядно продемонстрировать через личный пример.
Кроме того, занятие по экологии в старшей группе может быть открытым, то есть проведено совместно с родителями. В данном случае воспитатель показывает выдвигаемые учебной программой требования к детям. А ребята с большим удовольствием могут похвастаться родителям своими успехами в данной области знаний.
«Домашние животные»
Домашний питомец есть практически у каждого ребенка. Поэтому занятие по экологии «Домашние животные» можно провести в виде фотовыставки.
Для этого необходимо заранее попросить ребят принести фотографии своих животных, а на занятии - рассказать о них. Кроме того, воспитатель должен обязательно дополнить знания детей новыми сведениями. Например, что кошек и собак можно дрессировать и они способны выступать даже в цирке, а мыши и крысы - это грызуны, и живут они в норах.
Дошколятам очень нравится рассказывать о своих питомцах, таким образом, кроме знаний по экологии, они приобретают навыки распространенной речи.
Экологическое воспитание - это основной способ развития чувства ответственности у детей. Кроме того, такого всегда вызывают повышенный интерес у малышей.
Задачи:
1. дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
— Продолжать знакомить детей со свойствами воды, самостоятельно проводить эксперименты. Закрепить значимость воды и воздуха в жизни человека и вообще в жизни на Земле.
2. Воспитывать бережное отношение к окружающей действительности, способствовать воспитанию экологической культуры.
— Формировать умение анализировать поступки людей и свои, делать экологические выводы.
3. Закрепить с детьми понятие «кислород» и «углекислый газ» и источники их возникновения.
— закреплять социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
1.Беседы о воде и ее роли в жизни человека. Беседы о необходимости воздуха для дыхания живых существ; Проведение экспериментов с водой. Игры с воздушными шарами и надувными игрушками; наблюдение за движением воздуха в природе – за ветром, его силой, направлением; чтение художественных произведений С.Я.Маршака, А. С. Пушкина. В. Бианки, Ф. Тютчева.
Материалы.
Плакаты с рисунками, конверты, рисунки с проблемными ситуациями, прозрачные стаканы, вата, фильтр для воды, клеёнки, бумажные рыбки, фигуры рыб, водорослей, уточек, бутылок, пакеты, колеса от машин, два обруча.
Ход занятия
I. Ребята сегодня, когда я пришла на работу, я увидела письмо. И оно адресовано, нам, старшей группе «Рябинка». На письме написано, большими буквами «Очень важно» и «Срочно!» Письмо от Лесовика. «Срочно! Нужна помощь жителям цветочного городка. Они попали в беду. Жители постоянно болеют, слабеют, не могут работать и играть! Что-то случилось. Помогите разобраться! Ваш Лесовик.»
Ребята поможем, узнаем причину несчастья? (Да!)
Как же нам попасть в цветочный городок? Он же далеко, да и транспорт нам нужен необычный. На чём Незнайка летал со своими друзьями? (На воздушном шаре) Верно! Вот и нам он нужен. Давайте мы его сейчас сделаем.
Физкультминутка «Воздушный шар»
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. (Все встают в маленький круг, затем, имитируя что надувают в нем воздух, круг расширяют)
Ждет волшебная страна, надо нам попасть туда (шагаем на месте)
Мы к друзьям своим летим, помощь оказать хотим (кружимся на месте, и садимся на корточки)
Воспитатель: Ну вот, мы и прилетели. Посмотрите, ребята, разве так выглядит Цветочный город? (Дети подходят к плакату на котором нарисован большой завод с трубами, из которых идёт черный дым, вокруг завода одни пеньки, сточные воды стекают в речку.)
Дети: Нет! В цветочном городе красивая природа, много деревьев, цветов, птиц, насекомых, красивых домов, солнце ярко светит, небо голубое.
Воспитатель: Верно. Ребята, посмотрите, тут ещё одно письмо от жителей цветочного городка. Давайте прочитаем: « Помогите, спасите, мы решили из нашего городка сделать такой же большой город как у вас, чтобы были дома большие и заводы огромные, прибыльные, но мы что то сделали неправильно, и вместо большого города у нас большие проблемы. Воздух стал грязным, животные лесные от нас разбежались, а вода в речке стала такая мутная и грязная и рыбы теперь в ней не видать. Да мы тоже болеем и кашляем, что мы сделали неправильно? Помогите разобраться»
Вопросы к детям:
Ребята, как вы думаете, что же произошло в Цветочном городке?
Дети: Жители загубили природу, вырубили лес, загрязнили воду.
А что стало с речкой?
Дети: Речку загрязнили сточными водами с завода.
Может ли рыба жить в такой реке?
Дети: Нет, вода слишком грязная.
4. А что стало с лесом? Куда исчезли животные?
Дети: Лес вырубили, животные разбежались, потому что им негде стало жить.
5. А что будет с жителями городка?
Дети: Они будут болеть. Им нужна помощь.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем исправить ситуацию (Да)
II. Дидактическая игра «Хорошо-плохо».
Давайте пройдем за столы. У вас на столах карточки с рисунками экологических проблем. Вам нужно определить правильно поступают на них люди или нет. Если правильно, то обведите картинку зеленым фломастером, если нет – красным. Объясните, почему это плохо или хорошо.
Каринка «Моют машину в реке»
— (красный фломастер) — плохо, люди поступают неправильно, т.к. загрязняют воду, в грязной воде не могут жить рыбы, водоросли. Люди если будут купаться – заболеют. Машины нужно мыть на автомойках.
Картинка «Раненое
дерево»
— (зеленый фломастер) — Если у дерева ранка, нужно ранку залепить землей; если сломаны ветки – перебинтовать ленточкой, тряпочкой.
Картинка «Костер»
— (красный фломастер) – Костер в лесу разводить нельзя, а если развели – потушить: засыпать землей, залить водой.
Картинка «Кормушки. скворечник»
— (зеленый фломастер) – Зимой нужно вывешивать кормушки, чтобы подкармливать птиц; весной – скворечники, чтобы птицы выводили птенцов.
Картинка «Мусор»
— (красный фломастер) – Мусор после себя оставлять нельзя, его нужно собрать в пакет или мешок и унести с собой.
Картинка «Посадка дерева»
— (зеленый фломастер) – Чем больше деревьев, тем чище воздух, больше места для жизни животных, насекомых.
Картинка «Сорванный цветок»
— (красный фломастер) – Рвать цветы нельзя, их можно нюхать, фотографировать, рисовать, любоваться. (и т.п.)
Воспитатель: Молодцы! Помогли разобраться в сложных ситуациях!
Ребята скажите, а чем мы дышим? воздухом)
А как? (носом, иногда ртом)
А может мы прожить без воздуха? (нет)
Можем ли мы дышать грязным воздухом? (можем, но будем болеть)
А что загрязняет воздух, знаете? (Дым из заводских труб, выхлопные газы от машин)
А может человек в настоящее время прожить без машин, заводов и фабрик? (Нет, будет тяжело без них)
Что люди могут сделать, чтобы воздух стал чище? (Высаживать деревья, кустарники, цветы)
А как деревья помогают очищать воздух? (Деревья выделяют кислород, поглощают углекислый газ. Чем больше деревьев, тем чище воздух)
Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы природа не болела, не страдала?
На заводские трубы поставить фильтры, очистить сточные воды (воспитатель устанавливает на плакате фильтры);
Посадить лес (на плакате прикрепляются растения).
III. Ребята, пойдемте прогуляемся по Цветочному городку. Смотрите, река.
Какая грязная, сколько в ней мусора. Могут ли рыбы жить там, удобно ли
им плавать среди мусора? (нет) Давайте очистим реку от мусора!
Эстафета «Чистый водоем»
Дети делятся на две команды. Перед ними два круга. В каждом круге – рыбы,
водоросли, уточки, бутылки, пакеты, колеса от машин и т.п. Задача команд –
очистить «реку» от мусора. Чья команда справится быстрее и правильно, та и
побеждает.
Воспитатель: Молодцы ребята, в реке теперь нет мусора. Посмотрите, а вода-то —
мутная!
IV. Эксперимент
Воспитатель: Заводы сбрасывают в реку вредные примеси, от которых мутнеет
вода, гибнет рыба, водоросли. Пойдемте в лабораторию, и поможем жителям
Цветочного городка очистить воду. (дети рассаживаются за столы).
У каждого из вас загрязненная вода. Эту воду нужно пропустить через фильтр.
Каждый ребенок пропускает загрязненную воду через простой фильтр.
Обращается внимание детей, как изменилась вода.
Какая была вода? (мутная, грязная, с песком).
А после фильтрации вода какой стала? (чистая).
А можно ли эту воду пить? (Нет, сырую воду надо кипятить, или нужны специальные фильтры)
Ребята, мы все поправили и помогли жителям цветочного городка.
Поставили фильтры на трубы завода;
2. Убрали мусор;
3. Почистили реку;
4. Посадили деревья в лесу.
Ребята, давайте запустим рыбок в реку, которых мы недавно сделали (дети прикрепляют рыбок на плакате).
А теперь опять надуем наш волшебный воздушный шар, и отправимся домой (Все встают в маленький круг, затем, имитируя что надувают в нем воздух, круг расширяют).
Вот мы и помогли жителям Цветочного городка, выполнили просьбу Лесовика. В благодарность он оставил нам свой сундучок с подарком. В сундучке – экоэмблемы. Воспитатель награждает каждого ребенка.
Название: Конспект занятия по экологии в старшей группе
«Помощь жителям цветочного городка»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, Экология, старшая группа
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №237 «Веселый хоровод»
Месторасположение: г. Новокузнецк, Кемеровская область