Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Ранняя весна. Конспект " весна" подготовительная группа Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему весна
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Весна» в подготовительной группе.
Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»; совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, существительных мн. ч. в род. падеже; поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом; совершенствование навыка анализа предложения.
Ход занятия:
Игра «Что за окном?» (посмотрим, что интересного мы увидели в окно)
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Значит, к нам пришла... (Весна)
Вы, ждали весну? Вот она и пришла. Зимой вся природа спала, скованная снегом и льдом. Весной всё вокруг оживает.
А какие месяцы Весна с собой привела?
Назовите по порядку весенние месяцы?
Назовите первые признаки наступившей весны? Предполагаемые ответы детей:
Днём стало пригревать солнце.
Стало теплее, день стал длиннее.
Снег потемнел, стал таять.
Появились первые проталины.
Слышно звонкое чирикание воробьёв, они радуются наступлению весны.
Побежали, зазвенели ручьи.
Возвращаются перелётные птицы.
-Давайте сядем поудобнее и поговорим о весне.
Да, ребята к нам уже пришла весна. Весна - замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Послушайте, какие замечательные строки написаны о весне.
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна! Алферов
А вы знаете стихотворение про весну? (Ночь и день. Соловьева)
Зима никак не хочет уходить от нас. Ребята, для того чтобы прогнать зиму, мне нужна ваша помощь. Вы хотите стать помощниками Весны?
Игра «Помощники Весны»
Положите на рисунок подснежника Ваши снежные кусочки бумаги так, чтобы цветка не было видно из-под снежного сугроба. Покажите получившийся снежный сугроб детям. Предложите помочь весне, растопить снежный сугроб и увидеть, что спрятано под сугробом снега. Чтобы помочь весне, надо подобрать весенние слова.(Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая. )Одно слово весеннее сказано – убираем один комочек снега. Задача – помочь весне растопить снег полностью. А под снегом детей ждет сюрприз – первые весенние цветы – подснежники.
- Молодцы, помогли Весне растопить снег, и я думаю, что Весна скоро полностью вступит в свои права.
Игра «Весенняя поляна»(с мячом)
Представьте, что мы находятся на весенней поляне, где все весеннее.
Я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».
Н – р: день-весенний день.(солнце, погода, лес, трава, небо, месяцы, гроза, дождь, цветы,настроение )
-Давайте красивые подснежники возьмем и к самой Весне пойдем (плакат на доске.) Садитесь поудобнее.
А Весна приготовила для вас шкатулку с весенними словами.
Игра «Шкатулка весенних слов» (картинки)
Послушайте загадки, если отгадаете – картинку увидаете.
· (солнышко)Солнышко, какое? (весеннее, яркое, веселое, теплое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее, большое, радостное, нежное , жгучее, щедрое, утреннее, вечернее, желтое, золотистое, огненное, огромное, рыжее, благодатное, ликующее, нежное, приветливое ).Что делает солнышко? (светит, пригревает, ласкает) .
· (небо)Небо, какое? (голубое, чистое, ясное, яркое, весеннее, высокое) .
· (сосулька)Сосульки, какие? (Веселая, звонкая, длинные, прозрачные, блестящие).Что делают сосульки? Капают, тают.
· (снег)Весной снег, какой? (Рыхлый, серый, темный, талый, грязный). Что делает снег? (темнеет, оседает, тает)
· (ручей) Какие ручьи? (Весёлые, звонкие, прозрачный, журчащий,быстрые , бурливые, бурные, бурлящие, говорливые, звенящие, стремительные, шумные, шумливые, кипучие, чистые, мутные, серебристые, светлые, студеные, хрустальные, холодные, весенние. ). Что ручьи делают? (Бегут, журчат, звенят, шумят, сливаются в речку. )
· (травка) какая? - молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная Трава (что делает?) - пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вянет, желтеет, радует...;
Ребята, когда появляется солнышко, что происходит со снегом? (тает)
Правильно, тает, бегут веселые ручейки, а с крыш капает…. (капель).
Но что-то я не слышу звона капели. Давайте ее разбудим.
Я буду говорить, что происходит весной, и если так бывает- вы звонко хлопаете в ладоши. Но если так не бывает, то молчите.
дидактическая игра “Бывает - не бывает”
· Весной ярко светит солнышко.
· Весной на деревьях распускаются желтые листочки.
· Весной тает снег.
· Весной в лесу собирают грибы.
· Весной люди снимают теплую одежду и одевают более легкую.
· Весной идет дождь.
· Прилетают насекомые с юга
· Весной журчат грачи
· Набухают листочки
· Тают слезинки
Картинка –небылица «Что весной не бывает?»
Словесная игра «Исправь ошибку».
Я буду называть приметы весны, а вы найдите ошибку в моем предложении и исправьте.
· Весна наступила потому, что прилетели птицы.
· Солнце светит потому, что тает снег.
· Снег тает потому, что бегут ручьи.
· Тепло потому, что все ожило.
· Солнце вышло потому, что стало тепло.
· Солнце светит потому, что звенит капель
· Подснежник расцвела первыми.
Как много вы знаете о весне! А знаете ли вы, чем весна отличается от зимы?
Игра «Я начну, а ты продолжи».
· Зимой солнце морозит, а весной..... греет,
· Зима ушла, а весна...... пришла,
· Зима холодная, а весна...... тёплая,
· Зимой надевают шубы, а весной...... куртки,
· Зимой сугробы высокие, а весной...... низкие.
· Зимой снег чистый, а весной - ....
· Зимой солнце тусклое, а весной - ....
· Зимой дни холодные, а весной - ....
· Зимой погода часто пасмурная, а весной - ....
· Зимой медведь спит, а весной - (просыпается)
· Зимой снег выпадает, а весной (тает)
· Зимой заяц белый, а весной (серый)
· Зимой дни короткие, а весной (длинные)
· Зимой деревья спят, а весной (просыпаются)
А сейчас, ребята, я предлагаю вам вместе отдохнуть.
Физкультминутка «Заботливое солнышко».
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик. Дети ритмично скрещивают руки над головой.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи. Плавно покачивают руки вверху.
Потом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки. Ритмично потирают щечки.
И весной на носик ставит
Точки, точки, точки. Ритмично постукивают пальцем по носу.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это. Прыжки на месте, руки на поясе.
Ребята, как вы уже говорили, перелетные птицы возвращаются к нам с юга весной. Назовите их(картинки). Чтобы птицы быстрее вернулись домой, нужно назвать их ласково.
Игра «Назови ласково» (с птицами) .
Скворец – скворушка
Соловей – соловушка
Журавль - журавушка
Лебедь – лебедушка
Утка – уточка
Кукушка – кукушечка
Трясогузка – трясогузочка
Жаворонок – жаворонушек
Какие изменения в жизни животных происходят весной? (Медведица выходит из берлоги, у зайчихи появляются зайчата).
Игра «Чей хвост? Чьи Уши?» -называют притяжательные прилагательные(лисий, медвежий)
- Ребята, весна наступила, солнышко пригрело и на полянках появляются первые весенние цветы. А кто мне может сказать, как они называются? Подснежники.
А почему их так называют? Потому, что они первыми появляются из под снега.
Ребята, а еще какие весенние цветы вы знаете? Мать и мачеха, мимоза.
(выставить картинки-первоцветы)
Игра « Один – много» (первоцветы)
Физкультминутка «Весна пришла»
Ребята, давайте мы тоже выйдем на весеннюю улицу и на весну полюбуемся.
Солнце, солнце, высоко (На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу)
Тает снег от лучей, (Приседание)
Звонко побежал ручей. (Бег по кругу)
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните. (Ходьба по кругу)
Вот веселый воробей
В лужице купается, (Руки перекрещены за спиной, прыжки на 2 ногах по кругу)
Чистит свои перышки (Легкое поглаживание рук)
И отряхается. (Потрясти кистями )
А теперь полетели и на место тихо сели.
Игра «Народные заклички» -игра с шелковой лентой .
Весна прекрасное время года, когда природа просыпается от зимнего сна.
Все рады весне, ждали ее с нетерпением. Раньше люди звали весну в гости и говорили такие слова:
Весна-красна! В гости просим. Приди скорей.
Принеси теплое солнышко, певчих птичек, травки зеленой, цветов ярких».
А что бы вы хотели попросить у весны.
Дети передают друг другу жёлтую атласную ленточку.
У нас с вами получилось свое солнышко, солнышко-дружбы.
Молодцы, а теперь мы с вами нарисуем весну и ее приметы, признаки. Возьмите каждый себе необходимые материалы, вспомните, все о чем, мы с вами говорили, придумайте картинку и приступайте к работе.
- Замечательные у вас получились рисунки, давайте соберем все рисунки вместе и сделаем книгу своими руками, а назовем мы ее «Весна идет – весне дорогу».
Юлия Адамова
«Весна». Конспект занятия в подготовительной группе с интеграцией областей «Познание», «Речевое развитие»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Малышок»
Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
г. Советский
Непосредственно образовательная деятельность
с интеграцией образовательных областей
«Коммуникация» «Познание » «Социализация»
в подготовительной к школе группе «Улыбка»
Тема : «Весна »
Подготовила воспитатель : Адамова Юлия Викторовна
Задачи :
Образовательные :
Работать над формированием связной речи. Учить детей выражать свои мысли в грамматически правильной форме.
Развивать навык словообразования
Продолжать учить составлять сюжетный рассказ по картинке используя раннее полученные знания о композиции (завязка, кульминация, развязка ) .
систематизировать знания детей о весне и весенних явлениях .
Закреплять умение детей составлять звуковой анализ слов.
Развивающие :
Развивать внимание , мышление, сообразительность, мелкую моторику рук, фонетический слух, навыки речевого общения , память, творческое воображение, познавательные способности , способность к умозаключению.
Воспитательные :
формировать интерес и любовь к природе .
Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Формировать навыки сотрудничества на занятии .
Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма.
Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Материал
Демонстрационный :
Колокольчик, картина с изображением весны , иллюстрации с приметами весны , схема звукового анализа слов : грач, аист; иллюстрации с изображением птиц, указка.
Раздаточный :
Пеналы по обучению грамоте, листочки из зеленой бумаги свернутые в трубочку внутри которых наклейка бабочки.
Методические приемы :
1. Оргмомент (в кругу) ;
2. Загадка о весне ;
3. Игра с колокольчиком;
4. Ассоциации к слову «весна » ;
5. Слова – определения к слову «весна » ;
6. Игра «Что делает ручей?» ;
7. Игра «Весенние месяцы» ;
8. Подбор родственных слов;
9. Составление предложений;
10. Составление схемы предложения;
11. Пословицы и поговорки о весне ;
12. Составление рассказов по картине;
13. Физминутка. Гимнастика для глаз.
14. Звуковой анализ слов;
15. Составление слов из двух основ;
16. Разделение слова на две основы;
17. Объяснение значения слова;
18. Самоанализ;
19. Вручение призов.
Словарная работа :
расширять и активировать словарный запас.
Грамматика : совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в умении подбирать определение к существительным и согласовывать их, однокоренные слова к загаданному слову.
Инд. работа : воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу
В : Здравствуйте, мальчики и девочки! Сегодня у нас необычное занятие . На нем присутствуют гости. Подарите им свои улыбки. А теперь улыбнитесь друг другу. Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее веселое настроение. Вот с таким настроением мы и начнем наше занятие ?
В : Я прочитаю вам стихотворение. О каком времени года в нем говорится?
Загадка о весне :
На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи,
по дорогам лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
(Ответы детей)
В : Правильно, весна . Давайте поиграем с колокольчиком.
Посмотрите у меня
Колокольчик расписной.
Он всегда со мной.
Дин – дон, дин – дон,
Раздает вопросы он!
В : Говорить будет тот, кто услышит около себя звон колокольчика :
Назовите «весенние» слова.
(Дети называют : ручей, солнце, подснежник, почки, перелетные птицы и т. д.)
Подберите определение к слову «весна » . Какая она?
Скажите, что делает ручеек? (журчит, льется, бежит) .
Какие слова можно образовать от слова «весна » ? (веснушка ) .
В : Спасибо! А теперь садитесь за столы на свои места.
Назовите весенние месяцы.
Назовите первые признаки весны .
(на доске висит картинка с изображением весны ) .
В : Можете опираться на картину.
Дети называют предполагаемые ответы.
Днем стало пригревать солнце.
Стало теплее.
День стал длиннее.
Снег стал темнеть, стал таять.
Побежали, зазвенели ручьи.
Возвращаются перелетные птицы.
Слышно звонкое чириканье воробьев, они радуются наступлению весны .
В : Какие пословицы и поговорки о весне вы знаете ? (ответы детей) .
В : Молодцы, вы знаете много пословиц и поговорок о весне !
Работа со схемой предложения
В : Я приготовила карточки. Что они обозначают? (схему предложения) . Придумайте предложение по этой схеме :
А теперь придумайте 1 предложение. Выложите схему. И проверьте друг друга в парах.
(дети работают с пеналами, выкладывают полоски) .
В : Вы назвали приметы весны , пословицы и поговорки. Теперь внимательно посмотрите на эти 2 картинки и попробуйте составить рассказ по ним о весне . Что здесь изображено? Какое небо, светит ли солнце, какие деревья, земля? что делают птицы? Дети? Рассказ должен быть полным, интересным . Вы знаете в рассказе должно быть начало :
К нам пришла весна .
Наконец-то, наступила весна !
Затем идет основная часть. О чем говорится, что изображено. И закончить рассказ : Я люблю весну !
(Дети составляют рассказы по картине)
Физминутка
Жаворонушки – перепетушки,
Прилетите к нам! Гууу!
(в кругу летят и машут руками)
Весну ясную , весну красную
Принесите нам! Гууу!
(разводят руки в стороны )
С сохою бороною
И с лошадкой вороною!
С пряльцем и донцем,
С новым веретенцем!
Зима надоела, хлеб весь поела!
Ручки познобила , скотину поморила.
Зрительная гимнастика
Вот стоит весенний лес!
В нем много сказок и чудес! (круговые движения глазами)
Слева сосны, справа ели. (движения глазами влево - вправо)
Дятел сверху, тук да тук! (движения глазами вверх - вниз)
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой.
В : Ребята, вы сказали, что весной прилетают перелетные птицы из теплых стран. А зачем они к нам прилетают. Подумайте и скажите.
(рассуждения детей)
В : Д/и «Угадай птенца»
У птиц есть птенцы. Назовите их!
У стрижа -(стрижонок)
У грача -(грачонок)
Птенец совы -(совенок)
Птенец кукушки -(кукушонок)
У аиста -(аистенок)
У скворца -(скворчонок)
У вороны -(вороненок)
У сороки -(сороченок)
Звуковой анализ слов.
В : С помощью кружочков из пеналов выложите :
I ряд – слово грач
II ряд – слово аист.
В : Это ласточка (выставляется картинка ласточек) . У нее длинный хвост, значит какая ласточка? (длиннохвостая)
У аиста длинный клюв, значит какой он? - длинноклювый.
У жаворонка короткий хвост, значит какой он? – короткохвостый.
У сороки белый бок, значит какая она? – она белобокая.
У аиста длинные ноги, значит какой он? – длинноногий.
В : Ребята, образуйте из одного сложного слова – 2 слова.
Например : землетрясение – земля и трястись.
Ледоход – лед идет
Ледокол – лед колоть
Первоцвет – первый цветок
Водопад – вода падает
В : Д/и «Значение слов»
Первоцвет, проталинка, саженцы.
В : Д/у «Пищевая цепочка»
Назовите какую-нибудь пищевую цепочку.
(Дети называют) .
В : Я хочу подарить вам по капельке весны мая и наступающего лета. Давайте мы почки согреем теплом, и станут они зеленым листом. Разверните почки , что лежит в листочке?
(Дети находят наклейки бабочек)
Самоанализ занятия
В : Ребята, наше занятие подошло к концу и я хочу сказать вам вот что :
У меня сегодня дети просто чудо хороши,
Этот узнает все на свете, ты играешь от души.
Ты внимателен, ты весел, ты послушен, ты «звезда» .
Я бы с вами, ребятишки, не рассталась никогда.
Но пришла пора прощаться и хотела бы я узнать,
Что понравилось, ребята? Во что будете играть?
Давайте встанем в круг и вспомним, как вы занимались, что делали.
(В. спрашивает у детей, что им понравилось на занятии , какими трудностями они столкнулись)
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Весна — красна» и презентацию к этой деятельности.
Интегрированное логопедическое занятие для детей подготовительной к школе группы даёт возможность закрепить знания детей по лексической теме весна, звукобуквенный анализ слов, грамматический строй речи и связную речь. Использование ИКТ даёт возможность проводить образовательную деятельность на современном уровне.
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Тема: «Весна»
- закрепить знания детей по теме,
- совершенствовать навыки словообразования и словотворчества,
- формировать навыки работы с деформированным текстом,
- совершенствовать звуко-буквенный анализ слов,
- развивать навыки работать в коллективе.
Оборудование:
- мультимедийные средства,
- карточки для звукобуквенного анализа,
- слоговое лото (разрезанные облака со слогами слов),
- карточки со словами.
1. Организационный момент.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Подарим улыбки друг другу
2. Сообщение темы.
Отгадайте загадку:
Голубые, синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
стайкой воробьи.
На сугробах ломкие льдинки – кружева.
Первые проталинки, первая трава.
Слово – отгадка зашифровано при помощи картинок. (по первым буквам слов – картинок составьте слово)
(весы, ежевика, санки, носки, астры) ВЕСНА.
3. Подбери определения к слову ВЕСНА (какая?) ранняя, красивая, тёплая, весёлая, мокрая, солнечная, ветреная, поздняя, цветущая, звенящая, долгожданная.
4. Весна что делает? Приходит, наступает, идёт.
5. Туча солнышко закрыла,
Чтобы тучу нам прогнать,
Задания будем выполнять.
Назови весенние слова.
Отгадай загадки. НАЙДИ ОТГАДКИ: (спрятаны в таблице).
Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели и пахнет весной. (сосулька).
Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не наденешь валенки,
На снегу…
(проталинки)
Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап-кап-кап - звенит… (капель)
Ветер с облаком играл, ветер облако порвал.
Облако соедините, слово вы прочтёте.
(Слоговое лото)
Бегу, я как по лесенке, по камушкам звеня, издалека по песенке узнаете меня. (ру — чей).
В дверь, в окно стучать не будет, а взойдёт и всех разбудит (сол – ныш – ко)
Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (под – снеж — ник).
Звуковой анализ слов: СОЛНЫШКО, ПОДСНЕЖНИК.
Сосулька плачет целый день,
Собрать мне капельки не лень.
В ладошки капли соберу,
На них я буквы прочту.
Капли буквы разложу,
Из них слова я соберу.
Расшифруйте слова: РЛЕПЁТЫНЕЕ ЫТЦПИ (перелётные птицы).
Лучики солнышко нам протянуло.
Туча немного уже отступила.
6. Физминутка:
Кто по лесу ходил?
В нём порядки наводил?
В лесу ямки и следы
Полны холодной, талой воды.
Кто бродил по лесам?
Кто ходил по лугам?
На полях уже видны чёрные проталины.
Среди птиц шум и гам,
Лес стал словно балаган.
Ах, да это же весна!
В гости к нам она пришла.
Где бы весна ни бывала,
Всем тепло своё раздавала.
Ну а детям для красы
Брызнула веснушки на белые носы.
Крупные и мелкие,
Радуйтесь детки!
7. Подобрать родственные слова к слову ВЕСНА: весенний, веснянка, веснушки, веснушечки, веснушчатый, по – весеннему, весной.
Солнце пробивается, туча уменьшается.
8. Подбери слова – действия. Солнце весной что делает? Светит, пригревает, припекает, греет, сияет, ослепляет, согревает, печёт, улыбается.
Ручеёк что делает? Бежит, поёт, журчит, звенит, течёт, шумит, блестит, спешит, сверкает, перекатывается.
Подснежник что делает? Растёт, расцветает, прорастает, пробивается, вылезает.
Уже солнышко видно, заглянет к нам оно в окно.
9. О чём можно так сказать?
- Звонкий, весёлый, звенящий, журчащий … (ручей)
- Высокое, чистое, голубое, ясное … (небо)
- Длинная, тонкая, ледяная … (сосулька)
- Яркое, весеннее, ласковое, тёплое … (солнце)
- Красивый, хрупкий, нежный, первый … (подснежник).
Солнце дарит нам улыбку.
10. Найди ошибку и исправь предложение.
- Пригрело солнце, потому что тает снег.
- Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
- Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
- Наступила весна, потому что прилетели грачи.
- Пришла весна, потому что пробудился медведь.
Солнце светит ярко нам множеством лучей.
Туча уменьшается всё быстрей.
11. Какое слово лишнее:
- Капель, проталина, урожай, сосулька.
- Подснежник, весна, листопад, грач.
- Таять, капать, набухать, заготавливать.
- Март, апрель, декабрь, март.
Нам улыбку весёлую солнышко дарит.
Туча совсем скоро растает.
12. Предложение рассыпалось. (Составить предложение из слов)
Весна, солнышко, греть, сильно. Сосульки, крыши, дома, висят, на. Проталинки, снег, появились, из-под. Дороги, ручьи, бежать, весело, по.
13. Итог занятия.
Солнце радостно смеётся,
Звон капели раздаётся.
Ручейки звенят, бегут.
Птицы весело поют.
Шагает по земле весна,
В гости к нам она пришла.
Солнце дарит всем улыбку и тепло своих лучей. Маленькое солнышко возьми дружок скорей. (Ребятам раздаются маленькие солнышки с прикреплёнными к ним шоколадными медальками).
Презентация к занятию
Бессонова Наталья Борисовна,
учитель-логопед МБДОУ № 123,
г. Иркутск
Cветлана Гористова
Конспект НОД «Весна пришла» в подготовительной группе
Конспект НОД
в подготовительной к школе группе
Тема : «Весна пришла »
Образовательная область «Познание»
Направление – «Познавательно-речевое развитие»
Интеграция образовательных областей :
«Познание» ,
«Коммуникация» ,
«Чтение художественной литературы» ,
«Музыка» .
Цель : способствовать обобщению представлений о весне как времени года , о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.
Задачи :
1. Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т. д.) .
2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне ; развивать логическое мышление, разговорную речь : обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки.
3. Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
Планируемые результаты :
Дети имеют представления о характерных признаках весны (сильнее греет солнце, увеличивается день, тает снег, возвращаются перелетные птицы);
умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.
Материалы :
Картинки с изображением примет весны .
«Солнышко» .
Предварительная работа :
1. Рассматривание с детьми иллюстраций о весне , весенних изменениях в природе.
2. Беседы с детьми о бережном отношении к природе.
3. Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о признаках весны , почему наступает весна .
4. Чтение художественной литературы.
5. Заучивание стихов о весне , о весенних месяцах, загадывание загадок, поговорок и пословиц.
Ход НОД:
Воспитатель : Дети, подойдите ко мне, пожалуйста, давайте посмотрим в окно, что вы там увидели.
Красиво как кругом.
Сегодня мы с вами будем говорить о замечательном времени года. О каком - вы догадайтесь сами.
Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.
Прослушивание мелодии «Весенняя капель» .
Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?
Почему вы так думаете?
Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.
Дидактическая игра «Составь слово»
Из названий картинок вы должны выделить первый звук и составить из них слово.
Дети выполняют задание.
: Какое слово получилось? /Весна/
Она приходит ласково.
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
И как мы уже сказали - говорить мы сегодня будем о весне .
: Ответьте на мои вопросы, пожалуйста :
После какого времени года наступает весна ?
А перед каким временем года?
Все времена года идут друг за другом, а сколько их всего?
Дети, давайте вспомним приметы весны , а помогут нам в этом картинки. Начинать предложение нужно со слова «Весной… » .
(Дети выполняют задание) .
Как вы думаете, почему тает снег, лед, бегут ручьи?
Наступит ли весна , если солнце не будет светить и пригревать?
Что-то загрустило наше солнышко.
Давайте придумаем красивые слова к солнышку и будем расправлять его лучики.
Дидактическая игра «Подбери слово»
Солнышко, какое? (ласковое, желтое, теплое, яркое, лучистое, золотое, красивое, доброе, светлое)
- Есть такая пословица : «При матушке добро, а при солнышке тепло»
Какое красивое солнышко получилось, оно улыбается нам, а мы улыбнемся ему.
Физкультминутка «Веснянка »
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
(Идут по кругу.)
Побежал в саду ручей,
(Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей,
(Машут руками.)
А сугробы тают, тают,
(Приседают.)
А цветочки подрастают.
(Поднимают руки вверх.)
Ребята, ответьте на вопросы :
Какая погода бывает весной ?
Какие облака весной ?
Какая весной капель ?
Какое небо весной ?
В какую одежду одеваются весной люди ?
Какая весной вырастает травка ?
Дидактическое упражнение.
Продолжите словосочетание «Весенний»
/ день, погода, настроение, гроза, солнце, трава, месяцы. /
- Послушайте загадки :
Дует теплый южный ветер.
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (МАРТ)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел ? (АПРЕЛЬ)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Птицы первые летят.
Гром грохочет, угадай,
Что за месяц это? (МАЙ)
А сейчас мы с вами проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.
Викторина.
1. Какие деревья ранней весной украшают себя первыми? (ива или верба)
2. А какие деревья ранней весной остаются зелёными ? (ель и сосна)
3. Где лежит прошлогодний снег? (на земле, под новым снегом)
4. Где быстрее тает снег-в поле или в лесу?
5. Почему вокруг деревьев весной образуются воронки ?
6. Где гнездятся скворцы, если нет скворечников (под крышами домов, в дуплах птиц)
7. Для чего скворцы садятся на животных весной (коров, лошадей?
8. Почему птицы летят за тракторами и садятся на вспаханную землю?
Игра «Исправь ошибку»
Весенние месяцы – декабрь, январь, февраль?
-Весной идет листопад ?
Звери делают запасы весной ?
- Весной на юг улетают птицы .
Дети весной надевают весеннюю одежду
Подведение итогов.
Молодцы! О чем мы сегодня говорили на занятии? (о весне , о приметах весны , отгадывали загадки и т. д.)
Что было легко, а что трудно?
Публикации по теме:
Тема: Пришла весна – красна. Путешествие на луг, где много насекомых вокруг. (Познавательное развитие, развитие речи, коллективное рисование).
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе (с использованием нетрадиционных техник рисования – рисование.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная.
Планируемые результаты: Имеют представления о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, возвращаются перелетные птицы); умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.
Цель: Формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны.
Задачи:
1. Углубить представления о сезонных изменений в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (почему таят снег, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).
2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, заклички); развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас слов; закрепить умение конструировать из бумаги; развивать коммуникативные навыки.
3. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к природе.
Ход
Дети входят в зал
Воспитатель: – Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Поздоровайтесь, можете поздороваться за руку и сказать, как вас зовут. А теперь подойдите ко мне и послушайте внимательно. Я вам сейчас загадаю загадки, а вы их отгадайте.
1. Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает? (весной)
2. Была белая седая
Пришла зелёная молодая? (зима-весна)
Воспитатель : - Молодцы вы правильно отгадали загадки.
Начинает тихо звучать музыка «Весенняя капель».
Воспитатель: – Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.
Дети слушают мелодию весенняя капель.
Воспитатель: – Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?
Дети: О весне.
Воспитатель: – Почему ты Арина (Таня, Артём и т.д.) так думаешь?
Дети: – Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.
Воспитатель: – Значит, о каком времени года эта музыка?
Дети: – О весне.
Воспитатель: – Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.
За дверью слышится карканье
Воспитатель: – Ой, ребята мне показалось или вы тоже, что-то слышали. Пойду-ка я посмотрю.
Воспитатель за дверью берёт Каркушу и вносит в зал
Воспитатель: – Дети, посмотрите кто нам за дверью каркал, кто это?
Дети: – Каркуша.
Воспитатель: – Узнали, молодцы, а Каркуша ребята очень, обеспокоена.
Воспитатель подносит Каркушу к уху.
Она говорит, что летала в лес и там ещё морозно и холодно, а в городе давно уже весна и Каркуша просит вас помочь ей позвать весну в лес, поможем Каркуше?
Дети: – Поможем.
Воспитатель: – Ребята, а чтобы Каркуше помочь, нужно нам до леса добраться. На чём можно быстро добраться до леса?
Дети: – На машине, на самолёте, вертолёте.
Воспитатель: – Хорошо, а я предлагаю построить самим летательный аппарат и назвать его как-то по - весеннему, как мы назовём наш летательный аппарат?
Дети: – Весналёт и т.д.
Воспитатель: – Вот мы и построили наш весналёт занимайте места.
Дети по 3 человека встают в обручи
Воспитатель: – Каркушу берём с собой. Заводим мотор. Полетели ребята! А чтобы весну в лес позвать, о ней надо многое знать. Вот мы прилетели в лес.
На экране фото леса
Воспитатель: – Посмотрите ребята, а в какой мы лес прилетели? В весенний или зимний?
Дети находят признаки весны
Дети: – В весенний, потому что нет сугробов, снега на ветках, видно проталины и светит солнце.
Воспитатель: – А какие признаки весны вы ещё знаете?
Дети: – Капают сосульки, снег потемнел и тает ит.д.
Воспитатель: – Какие вы молодцы, назовите первый месяц весны?
Дети: – Март.
Воспитатель: – Правильно, а март в народе называют капельником, дни со звонкими капелями-солнечниками. Вы и в правду о весне много знаете, а теперь пришла пора весну закликать.
Физкультминутка
Улыбаются все люди,
Весна! Весна! Весна!
Она везде она повсюду,
Красна! Красна! Красна!
По лугу, лесу и полянки,
Идёт! Идёт! Идёт!
На солнышке зовёт погреться,
Скорей! Скорей! Скорей!
И ручеёк бежит задорно,
Звенит! Звенит! Звенит!
По камушкам река широко,
Журчит! Журчит! Журчит!
И запахи кругом повсюду,
Цветы! Цветы! Цветы!
И всё живое сразу слышит,
Весенний звон!
Воспитатель: – Послушайте, ребята, как весело щебечут птицы. Наверное, весна нас услышала. И в лес пришла с весёлым щебетаньем птиц. Назовите ребята птицу, которая первой прилетает весной?
Дети: – Грач.
Воспитатель: – Правильно.
Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на вскач
А зовётся птица-грач.
Воспитатель: – А каких перелётных птиц вы ещё знаете?
Дети: – Скворцы, ласточки ит.д.
Воспитатель: – Ребята, я предлагаю поиграть. Игра называется « Прилетели птицы».
Послушайте правила: я называю птиц, но если я что-то не- то скажу, вы хлопаете в ладоши, будьте внимательны.
1. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и вороны, стрижи и макароны.
2. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты. Вороны, мухи и грачи.
3. Прилетели птицы: голуби, синицы, волки и стрижи.
Воспитатель: - молодцы вы были очень внимательны.
Посмотрите дети, что-то наша Каркуша заскучала. Я предлагаю вам сделать для Каркуши подарок. Давайте сядем за столы. Сядем красиво, спинка прямая. Мы подарим Каркуши жаворонков. Пусть они вместе с Каркушей весну зазывают.
Дети из бумаги делают жаворонков.
Воспитатель: - Жаворонки – жавороночки, летите весну на крыльях несите.
Каркуша, посмотри,каких для тебя жаворонков сделали дети. Теперь ты не одна о весне стрекотать будешь. Дети, давайте мы жаворонков по веткам развешаем, пусть щебечут. Ребята, Каркуша очень довольная осталась и говорит вам спасибо. А нам пора возвращаться в детский сад. Экипаж занимает места. Заводи мотор! Полетели!
Вот мы с вами и в детском саду.
Ребята, как вы думаете, мы помогли Каркуше весну позвать?
Дети: - Да.
Воспитатель: - А как вы помогли?
Дети: - Загадки отгадывали, весну закликали, жаворонков делали.
Воспитатель: - Вы молодцы! Много знаете о весне. Вы дружные ребята. А теперь попрощаемся с гостями.
Дети : – До свидание.