Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Академия чудес. План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школ
Конспект занятия по организации исследовательской деятельности «Его Величество - воздух»
Конспект занятия по организации исследовательской деятельности для детей 6 лет
Цель: Расширять представление детей о мире. Развивать навыки экспериментально- исследовательской деятельности. Развивать логическое мышление. Учить анализировать и делать выводы. Развивать внимание зрительную и слуховую чувствительность, исследовательские умения и навыки.
Задачи:
1. Учить детей выдвигать гипотезы, проводить эксперимент, анализировать объект, делать выводы.
2. Развивать исследовательский интерес, знакомить детей со свойствами воздуха, со способами обследования объекта.
3. Воспитывать усидчивость, любознательность, доброжелательность, желание помогать сверстникам.
4. Развивать представление об основных физических свойствах окружающего мира.
5. Активизировать речь и обогащать словарь детей
Методы и приёмы:
Игровой, наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, исследовательский.
Предварительная работа:
Проведение тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности, беседы с детьми о свойствах воздуха, чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии для детей.
Оборудование:
Одноразовые стаканчики, хлеб, апельсин, духи, мыло, салфетка. прозрачный стакан, тазик с водой, целлофановые пакеты на каждого ребенка.
Ход занятия.
В группу вбегает Незнайка
Незнайка: Мне все мои друзья в Цветочном городе говорят, что на нашей планете существует что то, что находится везде и без чего невозможно жить, и я хотел бы узнать, что же это такое?
Дорогие ребята, нам придется пройти в лабораторию маленьких академиков. Ведь нам нужно ответить на интересующие нас и Незнайку вопросы
Воспитатель: - Готовы юные академики?
Дети: - Да.
В-ль: Для начала отгадайте загадку
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (Воздух)
Дети: Воздух
В-ль: Правильно воздух.
В-ль: Что вы знаете о воздухе? (ответы детей - воздух невидим, он прозрачный, бесцветный) .
Для чего нам нужен воздух? (ответы детей). А вы знаете, что человек, как и все живое, не может жить без воздуха? Как это проверить?
Воспитатель: - А мы знаем как.
Воспитатель предлагает детям плотно закрыть рот, а нос зажать пальцами.
Ну вот, никто из вас не смог прожить без воздуха и ни минуты! А кому еще воздух необходим? (детям, животным, растениям) .
А кому (чему) воздух не нужен? (ответы детей).Правильно, молодцы.
Воспитатель: А как вы думаете, где живет воздух? (Он повсюду, он вокруг людей и внутри нас) .
Подумайте, как еще вы можете доказать, что воздух есть везде (вокруг нас) (ответы детей).
Опыт 1
Воспитатель:- А мы проведём сейчас опыт. Давайте попробуем поймать воздух.(ладошками)
Поймали?
Кто сумеет доказать, что поймал воздух?
Не получается. А давайте попробуем целлофановым пакетом. (Дети подходят к стол, берут пакеты и ловят ими воздух. У воспитателя пакет с дыркой - и воздух не ловится).
Воспитатель: - А почему воздух не ловится этим пакетом? (ответы детей - в пакете дырка, воздух выходит из пакета.) Правильно, воздух можно поймать только в плотно закрытый пакет.
А почему пакет надулся? (Потому что там воздух) .
Молодцы, ребята. Какой же вывод вы можете сделать из этого опыта?
Вывод: воздух есть вокруг нас, он невидимый, прозрачный, бесцветный, упругий; воздух принимает форму предмета, в котором он находится.
Дети садятся на стулья.
Опыт 2
Воспитатель: - Возьмем стакан. Как вы думаете, в нем есть воздух? Давайте проверим.
Поместим на дно стакана кусочек пластилина, прикрепим к нему салфетку и прижмем ее ко дну стакана. А теперь я переверну стакан и погружу его полностью в воду.
Как вы думаете, вода намочит салфетку?
Проверим. Вынимаем стакан из воды и трогаем салфетку руками. Салфетка сухая. Почему? (Воздух не дал воде войти в стакан)
Мы видим воздух в стакане? (Нет) Значит, он невидимка. А почему мы можем назвать его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)
А что еще прозрачным может быть? (стекло, вода)
Вывод: Воздух есть везде, он невидимый.
Опыт 3 «Буря в стакане воды».
Воспитатель раздает каждому ребенку стаканчик с водой и трубочку, дети дуют в трубочку, получается «буря».
Воспитатель: - Почему получились пузыри? Откуда в трубочках взялся воздух?
Вывод: воздух есть внутри нас.
Воспитатель: -Молодцы, ребята, а теперь я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка «Если весело живётся, делай так… » (показывает воспитатель)
Опыт 4
Воспитатель: - А как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей). И это можно проверить. Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.
(подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, хлеб, мыло). Один ребенок вдыхает просто воздух)
Кто что почувствовал? (ответы детей). А ты, Саша? (ребенок отвечает, что ничем не пахло). А почему? (ответы детей) Правильно, Саша ничего не почувствовал, потому что я ему ничего не давала понюхать. Он вдыхал просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. Ответили на все вопросы
Воспитатель: Дети. О чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей)
Верно. Мы убедились, проделав опыты, что воздух: невидимый, прозрачный, без вкуса и запаха. Воздух есть везде. Без воздуха не было бы жизни на нашей Земле.
Воспитатель: Ну что Незнайка доказали мы тебе, что воздух действительно существует Везде на планете Земля и что жить без него невозможно?
Незнайка: Да спасибо ребята.
Воспитатель: А еще Незнайка наши ребята знают стихи о воздухе, вот послушай их.
1 ребенок: Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
2 ребенок: Он в лесу, густой, душистый
Как целительный настой
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
3 ребенок: Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой
Когда иней лег на стекла
Пышной белой бахромой.
4 ребенок: Мы его не замечаем
Мы о нем не говорим
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим.
Незнайка: Вот молодцы, спасибо вам, а мне мой друг Знайка передал письмо для вас, вот читайте.
«Секретное письмо»
Если на чистом листе сделать рисунок или надпись молоком, лимонным соком. Затем нагреть лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, что проявится на листе бумаги. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.
В-ль: Ребята, смотрите появляются буквы. Сейчас мы прочтем это послание.
« Удачи! Новых открытий. Знайка.»
Всем спасибо, на этом наша лаборатория юных академиков закрывается до новых экспериментов.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 г. Лениногорска» МО «Лениногорский муниципальный район» РТ
Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Его Величество – Воздух»
Подготовила воспитатель: Ревенко М.Ю.
Конспект открытого занятия по экспериментально — исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие в город Мастеров»
Тема «Путешествие в город Мастеров»
Цель: Продолжать формировать интерес к человеку, закреплять знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
Коррекционно -образовательные:
- обобщать имеющиеся знания у детей о функциях органов чувств;
- уточнить значение органов чувств для человека, при восприятии им окружающего мира;
- формировать способность анализировать данные, полученные путём экспериментирования;
- обсудить вопросы гигиены органов чувств.
Коррекционно -развивающие:
- развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями «орган слуха, орган зрения, ушная раковина, перепонка, осязания»;
- развивать тактильные, слуховые, вкусовые, зрительные ощущения;
- развивать быстроту мышления, творческое воображение;
- расширять кругозор.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму;
- воспитывать любознательность, умение внимательно слушать.
Методы и приёмы:
- наглядные (показ, демонстрация);
- словесные (беседа, художественное слово, логические рассуждения, вопрос – ответ);
- игровые (дидактические игры, сюрпризный момент, пальчиковая игра;
- практические (рисование, упражнения, экспериментирование, самонаблюдение).
Предварительная работа:
- беседа об органах чувств у животных и человека;
- беседа по теме «Профессии разные важны»;
- беседа по теме «Зрение»;
- беседа по теме «Наши руки»;
- чтение художественной литературы: «Чем пахнут ремёсла», К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», А. Барто «Очки»;
- сюжетно ролевая игра «Больница»;
- разучивание комплекса упражнений для глаз;
- цикл образовательных ситуаций по валеологии (органы чувств)
- рассматривание познавательных рисунков;
- разучивание дидактических и подвижных игр.
Здоровье сберегающие технологии:
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- массаж для спины;
- игры с речевым сопровождением.
Ход занятия:
Доброе утро!
Собрались мы с вами вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем!
Что же, дети, начинаем!
На экране звонок по скайпу.
«Здравствуйте дорогие ребята! Я мастер Трудяжка. У нас в городе Мастеров случилось несчастье! Злая колдунья Лень давно хотела захватить наш город, но ей это не удавалось. Тогда Лень наложила на наших мастеров заклятье, при котором мастера не могут выполнять свою любимую работу: Повар совершенно не чувствует вкус; Художник не различает размер; Музыкант не слышит звуков; Парфюмер не различает запахов; Скульптор совсем не ощущает рук. Прошу вас помогите нам, пожалуйста, без вас нам не справиться! Спасибо! А чтобы вы быстрее до нас добрались, я приготовил для вас карту. Она поможет найти наших мастеров! Удачи вам, дорогие ребята!
Логопед: Ну что же, если вы решили помочь, тогда надо отправляться в путь. А как же мы доберемся в этот город? (высказывания детей, рассуждения).
Звучит фонограмма
«Я забыл вам сказать, что попасть в наш город можно через портал……
(звучит музыка и дети проходят через тоннель )
Логопед: Вот мы и на месте в городе Мастеров!
Вот надпись: « Пройти в город Мастеров можно через волшебные ворота два раза: сначала с открытыми глазами, а затем закрытыми»
Дети выполняют задание.
Логопед: Скажите, когда вам было проходить тяжелее? (во второй раз)
Почему? (глаза были закрыты)
Вот и попали мы в город Мастеров. Улица Зоркая – на ней проживает Художник.
«1) Помоги Художнику – что он напутал?» (серая лиса -рыжий заяц (цвет); большая мышь и маленький слон (размер); ….. (форма)
2) собрать пазлы (картинки с животными) и подобрать к ним схемы.
Воспитатель: Ребята давайте теперь нашему Художнику расскажем, как нужно беречь глаза.
КАРТИНКИ ПО МНЕМОТЕХНИКЕ:
Нельзя глаза тереть грязными руками.
Нужно беречь глаза от режущих и колющих предметов.
Нельзя долго и близко смотреть телевизор.
Нельзя долго играть в компьютерные игры.
Нужно тренировать глаза, смотреть вдаль.
Воспитатель: А ещё, чтобы глаза оставались зоркими и не болели, нужно делать гимнастику для глаз, давайте научим Художника.
(гимнастика для глаз)
Ослик ходит, выбирает, Обвести глазами круг.
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива, Посмотреть вверх.
А внизу растет крапива, Посмотреть вниз
Слева – свекла, справа – брюква.
Посмотреть влево — вправо
Слева – тыква, справа – клюква, Влево — вправо.
Снизу – свежая трава, Посмотреть вниз.
Сверху – сочная ботва. Посмотреть вверх.
Выбрать ничего не смог. Зажмурить глаза,
И без сил на землю слег поморгать 10 раз.
Воспитатель: Спасибо, ребята, вы так помогли, что у Художника рассеялись чары злой волшебницы.
ПОДСКАЗКА — «По короткой дорожке пойдешь – к Злой Колдунье попадешь, по длинной дорожке пойдешь – к Скульптору попадешь»
Дети выбирают предметы которыми можно измерить расстояние (клубочек, палка гимнастическая, ……..)
Воспитатель: Ребята, вот и улица Рукодельников.
ПОДСКАЗКА – « Скульптор перестал ощущать предметы руками. Помогите узнать где находиться мука? Подпишите продукты. Составьте предложения к схемам»
(подходят к столу, на котором изображён Скульптор, на столе разложены две миски: с крахмалом, мука, мел, соль)
Воспитатель: Скажите какой орган может нам помочь? (руки)
Д/игра «Угадай-ка» (миски с крахмалом, мукой, солью и мелом).
Эксперимент.
Описать свои ощущения и представить предмет, который бывает в реальности. (у каждого ребенка один продукт)
Давайте определим эти вещества на ощупь. 1 (мука) – дети описывают свои ощущения (рыхлая, мягкая, воздушная) 2 (крахмал) – плотный, сырой, скрипучий – как что? (Он скрипит как снег) 3 (соль) – колючая, твердая, сыпучая 4 (манка) – рыхлая, сыпучая, зернистая.
Дети определяют и приклеивают надписи. К схемам подбирают предложения.
Воспитатель: Ребята, расскажите нашему Скульптору, как правильно ухаживать за кожей.
Надо чаще мыть кожу
Защищать кожу от переохлаждения
Защищать кожу от перегревания
Не трогать незнакомые растения и насекомых, не гладить бездомных собак и кошек, голубей и т. д.
Не играть с огнём.
Очень осторожно пользоваться колющими и режущими предметами
ПОДСКАЗКА: «Соберите пазлы и попадете в «Ароматную долину»
ПОДСКАЗКА – «У Парфюмера исчезло обоняние. Помогите определить запах и назови какой он»
Д/игра «Узнай какой запах»
Дети по запаху определяют, что в баночке и подписывают колбочки. (у лимона – лимонный, у апельсина – апельсиновый, у огурца – огуречный, у чеснока чесночный)
Воспитатель: Молодцы, мы справились с этим заданием. А для того, чтобы наши носики оставались такими же чувствительными и хорошо дышали, предлагаю сделать дыхательную гимнастику.
«Подуем на плечо»
Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены.
Голова прямо – вдох.
Подуем на плечо, (повернуть голову налево, сделать губы трубочкой)
Подуем на другое, (повернуть голову направо, сделать губы трубочкой)
Нас солнце горячо (голова прямо – вдох носом)
Пекло дневной порой (голова прямо- выдох прямо)
Подуем на живот, (опустить голову, подбородком касаясь груди)
Как трубка станет рот (вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох.)
Ну а теперь на облака (Голова прямо – вдох носом)
И остановимся пока. (Поднять лицо кверху и снова подуть через губы)
Потом повторим всё опять: (Голова прямо – вдох носом)
Раз, два и три, четыре, пять (Поднять лицо кверху и снова подуть через губы)
(Е. Антоновой-Чалой)
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем парфюмеру, как мы ухаживаем за носом:
Беречь организм от простуды
Чистить нос
Иметь свой носовой платок
Не засовывать в нос предметы
Закаляться
Не курить
ПОДСКАЗКА – Выберите себе дорожку определенного цвета. Продвигаться только по камушкам, произнося звуки – правая нога – ША, левая нога – СА.
«Повар перестал чувствовать вкус – «Описать продукт так, чтобы другие догадались что это за продукт»
Д/игра: «Угадай на вкус»
Дети одевают повязки на глаза – учитель кладет каждому кусочек (сыра, яблока, виноградинку, шоколадку)
После дегустации – снимают повязку и описывают по очереди ощущения. Дети потом отгадывают продукт.
Логопед: Напомним повару правила ухода за полостью рта!
После приема пищи полоскать рот.
Не брать острые предметы, чтобы не поранить язык.
Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить сосочки.
Систематически очищать язык от налета, чтобы избежать инфекции в организме.
ПОДСКАЗКА — Продвигаться только тогда, когда услышите звуковой сигнал.
Если нет сигнала, надо стоять на месте.
Дети продвигаются по сигналу и приходят к Музыканту.
«Помогите Музыканту узнать на чем играю?»
Д/игра: «Угадай, на чём играю?»
Воспитатель включает аудиозапись звуков (шелест бумаги, переливание воды, шуршание пакета, стук карандаша), а дети определяют на слух и подбирают подходящую картинку.
Логопед: А теперь попытайтесь найти одинаковый звук. Детям предлагается, из множества коробочек, найти одинаково звучащие.
Логопед: Спасибо, благодаря вам, наш Музыкант опять стал слышать!
А для того, чтобы с ним не приключалось ни какой беды, наши детки расскажут, как надо беречь ушки (ответы детей)
Не ковырять в ушах.
Не допускать попадания воды.
Не использовать для чистки ушей неподходящие предметы.
Логопед: Спасибо вам большое, ребята. Вы очень помогли жителям города, освободив его от чар злой колдуньи Лени. Мы теперь знаем, как необходимы нам, наши помощники – органы чувств.
Логопед: Не зря говорят: «Человек получает всю информацию об окружающем мире при помощи органов чувств».
Давайте и мы с вами составим пословицы и поговорки про органы чувств.
Детям предлагается из рассыпанных слов составить пословицы и прочитать их.
Логопед: Ну что ж, ребята, вы справились с заданием! Вы очень помогли жителям города Мастеров, освободив его от чар злой колдуньи Лени. Я горжусь вами! Но теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад.
ЗВУК – Возвращение через портал.
Логопед: Вот мы и вернулись!
На экране звонок по скайпу. Мастер Трудяжка благодарит детей за помощь и дарит детям брошурки с памятками по уходу за органами чувств.
Учитель-логопед
высшей категории
Гришина Л.А.,
г. Ижевск
Цель: Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Способствовать развитию познавательной активности. Развивать любознательность, воображение.
Задачи: Расширять представления детей о химических свойствах окружающего мира. Познакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, растворение и т.д.). Развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы. Закреплять опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в команде, развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас детей.
Материал: две картины зима и лето, парафин, лед, плитка, металлическая кружка, таз с холодной водой.
Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, они сегодня посмотрят, как мы с вами будем играть.
Повернись налево к другу
Левую дай руку другу
Шаг назад, и два – вперед!
Влево – вправо поворот!
Покружимся, повернемся
Снова за руки возьмемся.
Три шага вперед, дружок
Станет тесным наш кружок!
Покружились, потолкались
Повернулись, разбежались!!!
Вижу, Вы, готовы, присаживайтесь. Сегодня мы отправляемся в нашу лабораторию, которую создали в нашей группе.
— Что такое лаборатория?
Мы будем лаборантами.
— Кем, вы будете? (лаборантами).
Чтобы начать проводить опыты. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:
- Внимательно слушать старшего лаборанта.
- Не шуметь, не мешать, друг другу выполнять, все задания.
- Соблюдать правила безопасности.
Приготовились: « 1,2,3,4,5
Вокруг себя верчусь, в лаборанта превращусь».
Внимание на монитор посмотрите, какие герои в лаборатории сегодня у вас в гостях.
Как, зовут этих героев? (Винни – пух, пятачок)
Что же сегодня приготовили для вас эти замечательные герои «Диснея», сейчас и начнем узнавать.
Также интересный материал по экспериментально – опытнической деятельности:
Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да) . Тогда слушайте.
Дел у меня немало – я белым одеялом
всю землю укрываю, в лед реки превращаю,
белю леса, поля, дома, а зовут меня… (Зима)
Как хорошо, привольно жить!
Играй — и некуда спешить!
Устал на улице играть —
Иди купаться, загорать. —
Всё в мире солнышком согрето,
Пришло оно, настало …!
Ответ (Лето)
Скажите, зима сразу превратится в лето?
Нет, сначала зима, потом будет весна, а затем лето.
Весной бывает холодно? (да) А тепло бывает? (да)
Весной бывает то холодно, то тепло, значит, весна – это зима и лето одновременно: иногда холодно – но чаще? (тепло). Светит солнце, снег и лед начинают таять. Все теплее и теплее на улице. А потом, наступает? (лето). После лета, наступит? (осень). Осенью все холоднее и холоднее даже скажут нам об этом наши гости, но иногда еще бывает тепло. Значит осень – это уже не лето, но и ещё, ни зима. Осень это и зима и лето одновременно.
А что, бывает зимой? (снег, лед)
Лед, какой? (холодный, твердый и т.д.).
Пройдите, пожалуйста, к столам, возьмите кусочек льда. Как только вы его взяли, что происходит? (начал таять).
От чего так происходит? (от теплоты рук).
Попробуйте сломать?
Возьмите лед и посмотрите через него на свой палец?
Что скажите своим друзьям, лед какой? (лед прозрачный)
Молодцы! Теперь возьмите рядом на тарелочке другой кусочек.
Они похожи? Что это такое вы знаете? Может, быть, знают ваши друзья?
Не знаете, а знаю – это парафин (хоровое и индивидуальное повторение).
Какой парафин? (твердый, непрозрачный и т.д.)
Как вы думаете, может ли парафин стать жидким.
Давайте вспомним: что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду? (нагревали).
А как нагревали? (ладошками)
Пробуйте, нагреть парафин ладошками, получается? (нет)
Скажите, руки у вас горячие? (теплые)
Верно, теплые. Почему же тогда парафин не тает? Кто скажет?
Дети: мало тепла, руки не достаточно горячие.
Как же нам быть. Если руками не получается. Может, есть что – то, что может быть еще горячее?
Дети: солнце, плита.
Ну, солнце на улице, а вот плита у нас есть. Она очень горячая!
Дети: нагревать.
Отлично, давайте нагреем парафин, а чтобы он не пролился, поместим его в железную кружку. Дети наблюдают за плавлением парафина, пока он не растает.
— Что теперь в кружке?
Дети: жидкость
— А откуда взялась жидкость, кто объяснит нашим друзьям?
Дети: Парафин после нагревания стал жидким.
Молодцы! Предлагаю отдохнуть. В круг скорее дружно встанем.
Разминка
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгаем на месте
Эх! Руками машем вместе.
Эхе – хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь итог!
Ребята, теперь вы знаете, что твердое может превратится в жидкое.
— как сделать, чтобы он опять стал твердым?
Дети: охладить.
Правильно, чтобы жидкий, горячий парафин стал твердым его нужно охладить.
Как это сделать? Вы знаете?
Высказывания детей.
Нужно взять холодную воду и влить туда горячий парафин.
— Что происходит с жидкостью?
Дети: Стала остывать, поменяла цвет, собралась в одно целое.
Умнички, все, верно, предлагаю потрогать парафин, каким стал.
Дети: Был парафин жидким, теперь стал твердеть.
Вывод: Горячее нагревает – холодное остужает.
Сейчас будем играть в игру, которую для вас приготовили наши друзья Винни – пух и пятачок называется «Твёрдое – жидкое». Если предмет «твердый», то приседаете и руками обхватываете колени, а если «жидкий» — встаете и поднимаете руки вверх.
Например: (брусок – вода; кирпич – чай; камень – молоко; лед – сок; пенал – коктейль; и т.д.).
Молодцы. Ребята!
Время наше подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу, скажем нашим друзьям до свидания, до новых встреч. Произнесем наши слова: «Вокруг себя повернись и в ребенка превратись».
Занятие построено на основе деятельносного подхода. В ходе занятия дети изучают свойства воздуха с помощью опытов и делают выводы. На занятие используются модели, обозначающие свойства воздуха. Занятие способствует расширению представлений детей о свойствах воздуха. Развитию способности детей устанавливать причинно-следственные связи. Воспитанию интереса к познавательно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух повсюду»
Задачи:
- Расширение представлений о свойствах воздуха. Активизация речи: невидимка, поместили, приобрел.
- Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
- Воспитание интереса к познавательно-исследовательской деятельности.
Материал и оборудование: игра «Мыльные пузыри»; воздушные шары, надувные игрушки; таз с водой, пустая бутылка; веера на каждого ребенка; стаканы с водой и трубочки по числу детей; воздушные фломастеры по числу детей; листы белой бумаги и трафареты по числу детей; полиэтиленовые пакеты по числу детей; карточки-символы; аудиозапись «звук ветра»; магнитофон.
Ход эксперимента .
Организационный момент. К детям приходит фея Фиалка с воздушными шарами.
Фея: Здравствуйте, ребята! Меня зовут фея Фиалка. Я живу на радуге. Посмотрите, какие у меня красивые шары. Мне их подарил самый главный волшебник. Но как только эти шарики оказались у меня, подул такой сильный ветер. И я оказалась здесь. Хотите узнать, что этот за волшебник?
Дети: Да!
Фея: Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем! (Воздух)
Фея: Воздух. Конечно этот волшебник воздух.
Ребята, волшебник Воздух приготовил столько разных фокусов. Вы поможете мне их разгадать? Дело в том, что если мы разгадаем все фокусы этого волшебника, то я смогу вернуться домой, на радугу.
А чтобы мы не забыли, какие фокусы воздуха отгадали, мы будем обозначать их символами. Согласны? Ну, раз все согласны, тогда я приглашаю вас встать в круг. Мне будет помогать палочка моя волшебная. Встаем. Вот, молодцы.
Основная часть.
Фея: Ребята, помните, в загадке было сказано: он невидимый, воздух невидимый. Давайте это проверим? Посмотрим направо, налево, вверх, вниз. Кто-нибудь увидел воздух? Мы разгадали с вами первый фокус воздуха: Воздух – невидимый. А если воздух невидимый, то как мы его можем назвать? Воздух кто?
Дети: Невидимка.
Фея: Посмотрите, этот символ будет обозначать, что воздух невидимка. Давайте повторим этот вывод.
Дети : Воздух невидимка.
Игра «Поймай воздух».
Фея: Ребята, раз воздух невидимка, значит, он где-то прячется. Согласны? Давайте попробуем его поймать. Для этого я сейчас вам раздам вот такие пакетики. Всем досталось? Сейчас я покажу вам, как нужно ловить воздух.
Фея поворачивается вокруг себя и зажимает пакет.
Фея: Оп и зажали. Попробуйте все поймать воздух. Все поймали? Алеша, что у тебя в пакете? Данила, что у тебя в пакете? У всех в пакете воздух? А где мы его взяли?
Дети: Вокруг нас.
Фея: Мы разгадали еще один фокус. Воздух вокруг нас. Запомните символ, который будет это обозначать. Антон, повтори этот вывод.
Фея: Ребята, когда мы поместили воздух в пакеты, форму чего приобрел воздух?
Дети: Воздух приобретет форму пакета.
Фея: Андрей, скажи полным предложением.
А если я помещу воздух в шарик, форму чего приобретет воздух?
Дети: Воздух приобретет форму шарика.
Фея: Давайте, проверим. (Воспитатель надувает шарик). Скажи Полина, форму чего приобрел воздух?
Фея: Ребята, как вы думаете, имеет воздух свою форму или не имеет?
Дети: Воздух форму не имеет.
Фея: Это еще один фокус воздуха. Посмотрите, каким символом мы будем это обозначать.
Итак, воздух формы не имеет, а приобретает форму того предмета, в который его помещают. Вот какой сложный вывод у нас получился. Кто за мной повторит этот вывод? Кто сможет хорошо сказать? Может Вероника повторит?
Игра с мыльными пузырями «Выпустим воздух из мыльных пузырей»
Фея: А теперь я с помощью волшебной палочки помещу воздух в мыльные пузыри. А вы его оттуда будете выпускать. Договорились? Но будьте осторожны, чтобы мыльные пузыри вас не перехитрили и не попали в ваши глаза. Хорошо? И не сталкивайтесь друг с другом. Давайте сделаем шаг назад. Готовы? Выпускаем воздух!
Фея: По-моему, вы, ребята весь воздух из мыльных пузырей выпустили. Присаживайтесь на стульчики.
После игры дети садятся на стулья.
Фея: Ребята, что было внутри мыльных пузырей?
Дети: Внутри был воздух.
Фея: Скажите, когда вы надували игрушки, я шарик, откуда мы брали воздух?
Дети: Мы брали воздух изнутри нас.
Фея: значит, воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас? Давайте это проверим. Подойдите к столам, посмотрите, какие специальные приспособления я для вас приготовила. Как же мы будем проверять, есть ли внутри нас воздух? Попробуйте предположить.
Дети: подуем в трубочку.
Дети дуют в стакан с водой при помощи трубочки .
Фея: Что мы с вами наблюдали, когда дули в водичку?
Дети: мы наблюдали пузыри.
Фея: Какие (что) это были за пузыри?
Дети: Это были воздушные пузыри.
Фея: Это были воздушные пузыри. Мы выдыхали воздух, и он в виде пузырей выходил из воды. Давайте еще немножко подуем. Молодцы! Вернемся в круг. Ребята, какой вывод мы можем сделать?
Дети: Воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас.
Фея: Данила, повтори, где еще есть воздух. Посмотрите, каким символом мы будем это обозначать.
Фея: Вспомните, какие предметы мы наполняем воздухом?
Дети: Воздушные шары, велосипедную шину, круг для купания.
Фея: Ребята, вам нравится разгадывать фокусы воздуха? Тогда продолжим.
Мы с вами уже выяснили: воздух есть вокруг нас, внутри нас. Может быть, он есть еще где-то? Как вы думаете воздух есть внутри предметов? Давайте мы это проверим. Вставайте вокруг стола. Я предлагаю вам проверить, есть ли воздух в пустой бутылке. Для этого я опущу пустую бутылку в таз с водой, а вы внимательно понаблюдайте, что будет происходить.
Ребята, что происходит?
Дети: Из бутылки выходят пузырьки.
Фея: Что же это за пузырьки?
Дети: Это воздушные пузырьки, это воздух.
Фея: Выходит, что пустая бутылка, вовсе непустая, в ней воздух.
Фея: Ребята, если воздух есть вокруг нас, внутри нас, внутри предметов. Какой мы сделаем вывод?
Дети: Воздух есть везде.
Фея: Давайте хором повторим. Посмотрите, каким символом мы это обозначим.
Игра «Почувствуй воздух»
Ребята, а вы хотите почувствовать воздух?
Дети: Да.
Фея: Я для вас приготовила веера. Помашите веером возле своего лица. Что вы ощущаете.
Дети: ветерок.
Фея: Веер толкает окружающий нас воздух и получается легкий ветерок. Может кто-то знает, как называется движение воздуха в природе. Движение воздуха в природе называется ветром.
Ребята, хотите научиться рисовать с помощью воздуха. Тогда присаживайтесь за столы. Только не спешите. Я вам все объясню. Договорились?
(На столах листы белой бумаги с желтым кругом посередине, трафареты и фломастеры).
Посмотрите, перед вами листы бумаги и трафареты. Трафарет надо положить на лист бумаги таким образом, чтобы желтая серединка на листе бумаги совпала с желтой серединкой на трафарете. Посмотрите, вот так. А рисовать мы будем с помощью волшебных фломастеров. Они рисуют с помощью воздуха. Надо взять фломастер, чтобы цветная сторона была вверху, и дуть в отверстие в цветной стороне. Дуть надо на наши трафареты. Посмотрите, вот так. Понятно?
Возьмите себе по одному трафарету. Всем-всем достанется, не переживайте.
Рисование в технике выдувания.
Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Ребята, отложите трафареты в сторону. Возьмите свои рисунки. Волшебная палочка приглашает вас встать в круг. Встаем-встаем-встаем! Покажите свои замечательные работы. Как вы думаете, что вы нарисовали?
Дети: Мы нарисовали цветок.
Фея: А какой цветок вы нарисовали?
Дети: Мы нарисовали фиалки.
Фея: А кто помнит, как меня зовут?
Дети: Фея Фиалка.
Фея: Ребята, вы нарисовали мои портреты, и они останутся вам на память. Положите свои рисунки на столы и возвращайтесь в круг.
Ребята, вы большие молодцы. Вы помогли мне разгадать столько фокусов Воздуха. Давайте все их вспомним, а помогут нам символы. Что обозначает этот символ? (Воздух невидимка). Давайте повторим все хором! И т.д.
Ребята, как вы считаете, без воздуха можно обойтись? Кто не может обойтись без воздуха?
Ребята, это еще не все фокусы воздуха. В следующий раз мы продолжим разгадывать фокусы этого Волшебника. И обязательно разгадаем все-все-все фокусы. Правда?
(Звучит звук ветра)
Фея: Ребята, вы слышите? Что это?
Дети: Это ветер.
Фея: Это значит, что мне уже пора возвращаться домой, на радугу. Но за то, что вы помогли мне, я хочу вас поблагодарить и подарить по шарику.
У меня осталось два шарика, чтобы я смогла вернуться на радугу. Спасибо! До свидания!
Название:
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в подземное царство».
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Подготовительная группа
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ детский сад комбинированного вида № 46
Месторасположение: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
Познавательно- исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы по теме «Путешествие в подземное царство».
Цель:
Дети в процессе экспериментальной деятельности научатся называть особенности почвы; смогут объяснить значение почвы.
Задачи:
1.Познакомить детей с почвой, её особенностями.
2.Расширять представление детей о значении почвы для растений, животных, человека.
3. Развивать умение высказывать предположения, доказывать свою точку зрения через организацию опытнической деятельности.
4.Воспитывать элементарную экологическую культуру.
В группу входит Синеглазка.
Синеглазка: «Ой ребята, помогите, что мне делать подскажите! Я цветов расточки в воду опустила, красивые цветочки вырастить решила, вот стоят расточки в вазе с корешками, и что мне с ними делать, я совсем не знаю?»
Дети: Их надо посадить в землю.
Синеглазка: А где её взять?
Воспитатель: Ребята, Синеглазка, я знаю, землю можно попросить у Царя подземного царства, но для этого нам придётся отправиться в путешествие. Вы готовы?
Дети: Да
Синеглазка: А как туда попасть?
Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим вокруг, может быть, мы найдём подсказку.
Ребята расходятся по группе, находят ворота, но открыть не могут, возле ворот записка:»Кто слово заветное отгадает, в царство подземное тот попадает».
П | Ч | О | А | В |
1 | 3 | 2 | 5 | 4 |
Составляем слово (почва) и проходим в ворота, на ширме появляется царь.
Царь: Я- царь подземного царства, с каким делом ко мне пожаловали?
Дети: Нам очень нужна земля, чтобы помочь Синеглазке посадить цветы.
Царь: Земля — главное богатство моего царства, я её так просто не дам, выполните мои задания, вот тогда одарю вас землицей.
Задания царя:
1. Скажите, что мы найдём в земле?
Дети высказывают свои предположения. Затем «усаживаются на полянке» (на ковре), берут совком из «кладовой » (таз с землёй) землю рассыпают на лист бумаги и рассматривают через лупу. После проверки делают вывод и составляют на фланелеграфе макет «Этажи подземного царства.Царь объясняет, что верхний слой самый плодородный (дать толкование слова)» , он называется почвой.
Вывод: Земля состоит из корешков, камешков, палочек, насекомых, песка.
2. Из каких слоёв состоит почва?
Дети высказывают свои предположения. Царь предлагает смешать в банке почву, песок, глину и гальку, потом всё залить водой и оставить.
Царь: Пусть немного постоит, а потом вы расскажите мне, что увидели в банке. А пока предлагаю отправиться дальше в путешествие по моему царству.
Также интересный конспект по опытно-экспериментальная деятельности:
3. Отгадайте-ка, ребятки, есть ли в почве воздух?
Дети высказывают свои предположения, подтверждают опытом. Подходят к «подземной речке»(банке с водой) и бросают кусочки почвы в воду. В воде появляются пузырьки.
Вывод: в почве есть воздух, и он виден в виде пузырьков.
4. Пропускает ли почва воздух?
Дети поливают водой землю в горшочке, а в поддоне появляется вода.
Вывод: Почва пропускает воду.
Царь: А куда вы выливаете грязную воду на даче?
Дети: На землю.
Царь: Как вы думаете, что происходит с почвой?
Дети проделывают опыт Как происходит загрязнение почвы?»(поливают мыльной водой землю в горшочке). Высказывают своё мнение по поводу загрязнения почвы.
Воспитатель: А теперь давайте вернёмся и посмотрим, что произошло в банке?
Дети рассматривают и видят, что самые крупные частицы оказались на дне, а мелкие на верху, перечисляют слои почвы: почва. песок, глина, камни.
Царь:
Вижу, вы природу любите, так и быть одарю вас царским подарком! (передаёт детям корзину с землёй).
Дети благодарят царя и возвращаются в группу. Вместе с Синеглазкой сажают цветы. Каждый выбирает себе горшочек, насыпает в него земли, делают углубление и сажают отросток цветка, поливают, засыпают землёй и снова поливают.
Синеглазка: Спасибо вам ребята, вы мне очень помогли. Теперь хорошо ухаживайте за цветами.(уходит)