Русский Семик — народный праздник, обряды, обычаи. Обычаи на троицу
В текущем отборочном турнире это будет второй матч российской команды. Напомним, в первой встрече Россия встречалась с Бельгией, которой уступила со счетом 1:3.
Встреча Россия - Казахстан состоится 24 марта 2019 года в столице Республики Казахстан - городе Астане (который 20 марта буквально за пару часов был переименован в Нур-Султан по решению депутатов парламента). И как уж тут не вспомнить одну из шуток, посвященных переименованию города, и не сказать применительно к сборной России по футболу что она "Улетела в Астану, а прилетела в Нур-Султан". Официально город сменил название с 23 марта 2019 года, после подписания соответствующего Указа новым главой государства Касым-Жомартом Токаевым.
Проведен матч будет на стадионе "Астана Арена" ("Нур-Султан Арена"). Начало - в 17:00 по московскому времени (в 20:00 по местному времени).
То есть:
* Место проведения матча - Казахстан, г. Астана (г. Нур-Султан), "Астана Арена".
* Время начала трансляции - 17:00 мск.
Где смотреть в прямом эфире матч Россия - Казахстан:
В России прямую трансляцию футбольного поединка покажет федеральный телеканал "Матч!" . Передача, посвященная игре, начнется в 16:35 мск., сама прямая трансляция - в 17:00 мск.В Казахстане
прямой эфир игры сборных по футболу можно будет увидеть на канале "QAZAQSTAN"
в 20:00 по местному времени.
18 марта в Крыму - это выходной или рабочий день:
Согласно указанным выше законам, на территории Республики Крым и г. Севастополь дата "18 марта" является нерабочим праздничным днем, дополнительным выходным .То есть:
* 18 марта в Крыму и г. Севастополь - выходной день.
Если 18 марта совпадает с выходным днем (как, например, происходит в 2023 году), выходной переносится на ближайший рабочий день.
При совпадении праздничной даты с ежегодным оплачиваемым отпуском, 18 марта не входит в число календарных дней отпуска, а продлевает его.
Является ли 17 марта сокращенным рабочим днем:
Если календарная дата 17 марта приходится на рабочий день, то продолжительность работы в этот день сокращается на 1 час.Данная норма установлена в 95-й статье Трудового кодекса РФ и распространяется на рабочие дни, предшествующие в том числе и региональным праздникам.
Международный женский день 8 марта является памятной датой ООН, а в состав организации входит 193 государства. Памятные даты, объявленные Генасамблеей, призваны стимулировать членов ООН проявлять повышенный интерес к указанным событиям. Однако, на данный момент не все государства-члены Организации объединенных наций утвердили празднование женского дня на своих территориях в указанную дату.
Ниже приводим список стран, в которых празднуют Международный женский день. Страны сгруппированы в группы: в ряде государств праздник является официальным нерабочим днем (выходным) для всех граждан, где-то на 8 марта отдыхают только женщины, а есть государства где 8 марта работают.
В каких странах праздник 8 марта - выходной день (для всех):
* В России - 8 марта является одним из самых любимых праздников, когда мужчины поздравляют всех без исключения женщин.
* В Украине
- Международный женский день продолжает оставаться дополнительным выходным, несмотря на регулярные предложения исключить событие из числа нерабочих дней и заменить его, к примеру, на Шевченковский день, который будет отмечаться 9 марта.
* В Абхазии
.
* В Азербайджане
.
* В Алжире
.
* В Анголе
.
* В Армении
.
* В Афганистане
.
* В Беларуси
.
* В Буркина-Фасо
.
* Во Вьетнаме
.
* В Гвинее-Бисау
.
* В Грузии
.
* В Замбии
.
* В Казахстане
.
* В Камбодже
.
* В Кении
.
* В Кыргызстане
.
* В КНДР
.
* На Кубе
.
* В Лаосе
.
* В Латвии
.
* В Мадагаскаре
.
* В Молдове
.
* В Монголии
.
* В Непале
.
* В Таджикистане
- с 2009-го года праздник был переименован в День матери.
* В Туркменистане
.
* В Уганде
.
* В Узбекистане
.
* В Эритрее
.
* В Южной Осетии
.
Страны, в которых 8 марта - выходной день только для женщин:
Есть страны, в которых в Международный женский день освобождены от работы только женщины. Данное правило утверждено:
* В Китае
.
* На Мадагаскаре
.
Какие страны отмечают 8 марта, но это рабочий день:
В некоторых странах Международный женский день широко отмечается, однако является рабочим днем. Это:
* Австрия
.
* Болгария
.
* Босния и Герцеговина
.
* Германия
- в Берлине с 2019-го года 8 марта - это выходной день, в целом по стране - рабочий.
* Дания
.
* Италия
.
* Камерун
.
* Румыния
.
* Хорватия
.
* Чили
.
* Швейцария
.
В каких странах 8 марта НЕ отмечают:
* В Бразилии - большинство жителей которой о "международном" празднике 8 марта даже и не слышали. Главным событием конца февраля - начала марта для бразильцев и бразильянок является вовсе не женский день, а крупнейший в мире по версии Книги рекордов Гиннеса Бразильский фестиваль, называемый также карнавалом в Рио-де-Жанейро. В честь фестиваля жители Бразилии отдыхают несколько дней подряд, с пятницы до полудня католической Пепельной среды, которая знаменует собой начало Великого поста (который у католиков имеет подвижную дату и начинается за 40 дней до католической Пасхи).* В США - праздник не является официальным праздничным днем. В 1994 году попытка активистов утвердить празднование в Конгрессе не увенчалась успехом.
* В Чешской республике (Чехии) - большая часть населения страны рассматривает праздник как пережиток коммунистического прошлого и главный символ старого режима.
СЕМИК и ТРОИЦА
Один из самых главных, ответственных периодов народного земледельческого календаря падает на седьмую неделю после Пасхи. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», «грязной», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица – воскресенье, 50-й день после Пасхи.
Семик – седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем – березкой.
Селения на этот небольшой отрезок времени буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой.
Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбища, где и встречали семик. Веселье начиналось после обеда. Молодежные гулянья, игры, хороводы происходили или в лесу, вокруг березки, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце.
По традиции в Смоленской губернии в семик шли с березкой под песню:
Ой, где девки шли, там и рожь густа, Ой, где вдовы шли, там трава росла, Что трава росла высока, зелена; Где молодушки шли, там цветы цветут, Ну цветут цветы по всей улице, По всей улице да по бережку, Что по бережку под кусточками.
Во владимирских деревнях «накануне семика девушки рубят березку, украшают ее лентами, а в самый семик они вместе с парнями, которые несут березку, ходят с нею по полю, распевают песни и потом бросают ее в рожь».
Береза моя, березонька! Береза моя белая, Береза моя кудрявая! Стоишь ты, березонька, Осередь долинушки. На тебе, березонька, Трава шелковая. Близ тебя, березонька Красны девушки, Красны девушки Семик поют, Под тобою, березонька, Красны девушки, Красны девушки Венок плетут.
«В Саратовской губернии для празднования семика избирался особый дом, куда приносили разных припасов для пира, не забывая солода и хмеля; варится брага, затирается, заквашиваемая и сливаемая при пении веселых песен. В самый же семик, в полдень, начинается торжество. Посреди двора воткнуто срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым стоит горшок с водою. Девицы ходят по двору или сидят, а мальчуганы держат в руках заготовленные кушанья, другие – ведро с пивом на палке. Более веселая, бойкая девушка подходит к дереву, опрокидывает горшок с водою, выдергивает дерево из земли и затягивает песню. С пением:
Ио, ио, семик-троица,
Туча с громом сговаривалась:
Пойдем, гром, погуляем с тобой,
Во ту слободу, в Радышевчину,
Ио, ио, семик-троица! -
идут в лес, где происходит пир».
На обширной русской территории троичный обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, неодинаково, каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой обязательный песенный репертуар, при том что основные элементы обряда сохранялись. К числу таких элементов относятся: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, завивание венков, кумление, срубание дерева с последующим уничтожением его, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду.
Как это происходило на самом деле, в конкретных условиях русской деревни прошлого века, покажут приводимые ниже примеры.
В большинстве деревень Дмитровского уезда Московской губернии «в среду перед Троицей девушки отправляются выбирать – „заламывать“ березки, а на другой день, в семицкий четверг, или же в субботу, с яичницей и пивом идут завивать выбранные березки. Каждая приносила с собой глазок яичницы. После того как все березки завиты, яичницы размещались вокруг одной березки, а девушки, взявшись за руки, водили хоровод под следующую песню:
Березка, березка, Завивайся, кудрявая, К тебе девки пришли, Пироги принесли Со яичницею».
Березонька кудрявая, Кудрявая моложавая, Под тобою, березонька, Все не мак цветет, Под тобою, березонька, Не огонь горит, Не мак цветет – Красные девушки В хороводе стоят, Про тебя, березонька, Все песни поют.
На поляне, на лугу Гнулася березонька. Завивали девушки, Лентой украшали, Березку прославляли: «Белая березонька, Ходи с нами гулять, Пойдем песни играть!» (Владимирская губ.)
Березка девушкам
Приказывала,
Ой лялё-лялё, Всё приказывала:
«Придите вы, девушки,
Придите вы, красные! Ой, лялё-лялё, Придите, красные!
Сама я, березынька,
Сама я оденуся, Ой, лялё-лялё, Сама оденуся,
Надену платьико,
Все зеленое,
Ой, лялё-лялё, Все зеленое,
Усе зеленое, Всё шелковое,
Ой, лялё-лялё,
Всё шелковое! Ветрик повеет – Всё шуметь буду,
Ой, лялё-лялё,
Всё шуметь буду, Дождичек пройдет – Лопотать буду,
Ой, лялё-лялё,
Всё лопотать буду, Солнце выблеснет – Зеленеть буду,
Ой, лялё-лялё,
Всё зеленеть буду». Не радуйся Ни кленье-дубье,
Ой, лялё-лялё,
Ни кленье-дубье, Только радуйся Да белая береза,
Ой, лялё-лялё,
Белая береза, Белая береза, Горькая осина,
Ой, лялё-лялё,
Горькая осина! Идут к тебе Девки красные,
Ой, лялё-лялё,
Девки красные,
Девки красные, Косы русые,
Ой лялё-лялё,
Косы русые, Несут тебе Горелку горькую,
Ой лялё-лялё,
Горелку горькую,
Горелку горькую, Скрипку звонкую,
Ой лялё-лялё,
Скрипку звонкую, Скрипку звонкую, Яишню смачную,
Ой лялё-лялё,
Яишню смачную! (Смоленская губ.)
Мы завьем венки Мы на все святки, Мы на все святки, На все празднички, На все празднички На Духовые, На Духовые, На венковые. (Смоленская губ.)
Кто не идет Венков завивать, Положь того Колодою дубовою, Детей его Курчижкою сосновою! Кто венков не вьет, Того матка умрет! А кто вить будет, Того жить будет! (Смоленская губ.)
В некоторых селах и деревнях начала прошлого столетия пекли «для девиц козули, род круглых лепешек с яйцами в виде венка. С козулями они идут в лес, где с песнями завивают ленточки, бумажки и нитки на березе, на коей завязывают еще ветки венками».
Пойдем, девочки, Завивать веночки! Завьем веночки, Завьем зеленые. Стой, мой веночек, Всю недельку зелен, А я, молодешенька, Увесь год веселешенька! Святой дух Троица! Позволь нам гуляти, Венки завивати! Завью я веночек На круглый годочек, Кругло наше поле, Кругло невеличко, На нем ягод много, Зрелых и спелых, Ну я, млада, брала Ох, в фартушок клала, Зрелки на тарелку, Зеленушки в фартушки. Зрелки родному батьке, Зеленушки все свекру, Чтоб он подавился, Со мной не бранился. (Тверская губ.)
В Сибири вершины березок пригибали к траве и делали «косы», связывая эти вершины с травой.
Не радуйтесь, дубы, Не радуйтесь, зеленые, Не к вам девушки идут. Не к вам красные, Не вам пироги несут, Лепешки, яичницы, Ио, ио, Семик да Троица!
Радуйтесь, березы, Радуйтесь, зеленые, К вам девушки идут, К вам пироги несут, Лепешки, яичницы, Ио, ио, семик да троица!
Ты не радуйся, осина, А ты радуйся, береза: К тебе девки идут, К тебе красные идут Со куличками, со яичками!
Завивайся ты, березка, Завивайся ты, кудрявая, Мы к тебе пришли Со яичками, со куличками. Яички-те красные, Кулички-те сдобные.
«Семик, Семик, Троица, Пресвятая мать Купальница, Ты на чем приехала?» «На овсяном зерночке, На оржаном колосе!» (Владимирская губ.)
В Семик нижегородская молодежь «рядит в „девицу“ березу, а девку или парня – в шутовской наряд барабанщика», все вместе отправляются на луг, идут ряженые – человек и дерево. На лугу становятся в круг и поют плясовую песню про притоптанную травушку.
«Травина ли моя,
Травинушка шелковая!
Еще кто же траву притоптал?»
«Притоптали меня,
Травинушку шелковую,
Да все девушки,
Да все красные,
В зеленом саду гуляючи,
Золотым мячом играючи,
Все себя же утешаючи».
Еще в записях XVIII века говорится о том, что «поселянки, собравшись в рощи, нагибают молодые плакучие березки, свивают из них венки и попарно подходят сквозь их целоваться, приговаривая:
Покумимся, кума, покумимся, Нам с тобою не браниться, Вечно дружиться».
«Обряд кумления совершался девушками в лесу после завивания березок… Ветки березок загибаются в круг, так что образуются венки, или венки из березок или трав и цветов навешиваются на березки. К этим венкам девушки подвязывали свои крестики, затем сквозь венки целовались, менялись крестами и пели песни, содержанием которых является призыв к кумлению. Покумившиеся девушки считаются подругами на всю жизнь или до следующего кумления через год с другой девушкой, или на срок праздника. Кумятся все девушки, присутствующие при обряде»
Кумушка, голубушка, Серая кукушечка! Давай с тобой, девица, Давай покумимся! Ты мне кумушка, Я тебе голубушка! Кумушка, голубушка, Горюшко размыкаем! Будешь мне помощница, Рукам моим пособница!
Во время кумления «девушек-подростков приветствуют обыкновенно так: „Еще тебе подрасти да побольше расцвести“, а девице заневестившейся говорят: „До налетья (следующего года) косу тебе расплесть надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью (т. е. в девушках)“, а бабам пожелания высказываются несколько иного характера: „На лето тебе сына родить, на тот год сам-третьей тебе быть“. Девушки свои пожелания шепчут друг другу на ухо».
Что ты, белая береза,
В чистом поле не шумишь?
Что ты, белая хороша, Со мной дела не решишь? (Тверская губ.)
В Семик в Саратовской губернии устраивают в лесу пир. «По завиванию венков, после кумовства, выбирают подбрасыванием вверх платков старшую куму, которая и носит это название в продолжение целого дня. Потом возвращаются веселым хороводом в село с тем, чтобы в Троицын день снова прийти в тот же лес развить свои венки. Каждая пара рассматривает, завял или еще свеж ее венок; по нему судят о своем счастье или несчастье. Кроме того, свивают еще венки и для своих родных, испытуя и их судьбу».
Пойдем, девки, В зелену рощу,
Пойдем, девки! Совьем, девки, Себе по веночку,
Совьем, девки! На мне венок Не сохнет, не вянет
На мне венок! По мне дружок Не тужит, не плачет
По мне дружок! (Смоленская губ.)
Вью, вью колечко На батюшка, Другое колечко На матушку, Третье колечко Сама на себя, Четверто колечко На своего старика. (Костромская губ.)
«В Троицын день девушки спрашивают у кукушки, когда она кукует, долго ли еще быть им в доме отца. Сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ждать им замужества».
Местами в Валдайском уезде Новгородской губ. «в день Троицы вяжут небольшие веники, и с ними ходят в села к обедне. После одной отправляются на могилы своих родителей, чтобы, как говорят, „попарить родителей“.
Посещение на Троицу могил – обычай очень древний. Знаменитый Стоглавый собор 1551 года, осуждая этот языческий праздник, отмечал: «В троицкую субботу по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом с великим причитаньем. И егда начнут играти скоморохи, и гудцы и перегудники, они же, от плача переставше, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сатанинские пети…»
Итак, троицкая суббота, как правило, посвящалаь умершим. Воскресенье же вновь проводили в лесу, вокруг березки. «После обедни девушки меняют свой наряд на лучшие платья, на голову надевают свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе идут в лес развивать березку. При-шедши туда, они становятся в кружок около завитой березки, и кто-нибудь из них срубает ее и устанавливает посреди кружка. Тут все девушки подходят к березе и начинают ее украшать лентами и цветами. Далее открывается триумфальное шествие девушек попарно; а впереди всех одна из них несет березку, и таким образом обносят ее кругом всей деревни. Пришедши в которую-нибудь из улиц, они втыкают березку в землю и начинают водить вокруг нее хороводы, тут присоединяются к ним парни, и все хором поют». К вечеру снимают с деревца ленты и отламывают по прутику, вырывают его из земли и «тащат уже к речке, как преступника, топить, несут по улице целой толпой, кто за какой сучок ухватится и, пришедши на берег, бросают ее в воду с криком: „Тони, Семик, топи сердитых мужей!“, и несчастная березка ‹…› плывет туда, куда понесет ее течение воды» (Владимирская губ.).
Да уж вы милые девушки мои,
Да вы подруженьки мои!
Да вы зачем меня да раздеваете?
Да чем же, чем же вам да разглянулася?
Да я кудрявая, да я нарядная была,
А теперь, березынька, да оголенная стою.
Все наряды мои да подаренные,
Все листочки мои, да все свернулися!
Вы подруженьки мои, да отнесите вы меня,
Киньте-бросьте вы меня да в речку быструю,
И поплачьте надо мной да над березынькой!
(Пермская губ.)
Своеобразным ответом на вопросы этой песни-причитания служит смоленская троичная песня:
Мы у поле были, Венки развили,
Венки развили,
И жито глядели. «Зароди, боже, Жито густое,
Жито густое,
Колосистое, Колосистое, Ядристое!»
А святой Илья
По межам ходит, По межам ходит Да житушко родит, -
Тое житушко
На пивушко, Дочек отдавать, Сынов женить,
Сынов женить
И пиво варить!
Наряженная, опетая, накормленная, прославляемая в течение нескольких дней, березка должна была отдать всю свою силу начинающему зеленеть полю, способствовать урожаю и соответственно – благополучию людей.
В Московской губ. ветки от троицкой березки не выбрасываются, «а втыкаются над воротами во дворе для охраны скота или кладутся в сусек для охраны от мышей. Для этого же они впоследствии кладутся под снопы хлеба, под сено и в картофельные ямы».
Не менее важное и увлекательное действо семиковой, троицкой недели – гадание по венкам.
В воронежских селах в Троицын день «вьют венки с известными песнями и потом эти венки бросают в воду. Чей венок пристанет к берегу, та останется в девках, чей уплывет, та выйдет замуж, чей потонет, та умрет».
Одно и то же «поведение» венков в разных местах, понималось по-разному. Так, потонувший венок мог означать смерть, измену или конец любви, а также противоположное – свидетельствовать о том, что милый помнит и тоскует.
Пойду на Дунай на реку, Стану на крутом берегу, Брошу венок на воду, Отойду подале, погляжу: Тонет ли, не тонет ли Венок мой на воде? Мой веночек потонул, Меня милый вспомянул. «О свет, моя ласковая! О свет, моя приветливая!»
Кумушки, голубушки!
Пойдете вы в венки,
Возьмите й меня!
Сорвете вы по цветику,
Сорвите и мне.
Совьете вы по веночку,
Совейте и мне.
Пойдете вы на Дунай-речку,
Возьмите и меня.
Покидайте на Дунай веночки,
Киньте и мой.
Все венки поверх воды,
А мой потонул.
Усе дружки с Москвы пришли, А мойго й нет.
У славян всегда было много праздников, связанных с природой. Праздник под названием Семик олицетворяет собой симбиоз христианства, народных примет, и древних традиций.
В 2016 году этот праздник будет отмечаться 16 июня. Он всегда попадает на четверг, поэтому его иногда называют Великим Четвергом. Этот праздник входит в состав так называемых Зеленых Святок, праздничного комплекса , начинающегося в конце мая и заканчивающегося в конце июня.
История праздника
Семик — это народный праздник, о котором не упоминается в церковных календарях. Несмотря на это он неразрывно связан волей народа с историей Иисуса Христа. Чтобы определить день, когда справлять Семик, нужно вспомнить весь пасхальный цикл празднований. На Пасху празднуется Воскресение Спасителя. Далее идет вознесение, когда произошел уход Иисуса из мира живых. Замыкающим праздником в этой череде является Троица, когда все верующие преклоняются перед силой триединства нашего Бога.
В соответствии с церковной традицией, в субботу перед Троицей положено поминать всех когда либо живших, умерших и ныне живущих христиан. Это величайшая родительская суббота в году, названная вселенской из-за того, что поминаются все сразу.
В древние времена, когда христианство еще сформировалось не до конца на территории нашей великой страны, народом был придуман праздник Семик, который во времена язычества называли русальным днем. В знак уважения новой религии, люди приурочили празднование Семика к четвергу перед каждой Троицей . В этот день поминают всех, кто умер неестественной смертью. Сюда можно отнести самоубийц, некрещеных детей, умерших от пьянства, утонувших, колдунов. Повелителями таких мертвых являлись русалки. Поэтому Семик называли русальным днем.
Этот день использовали и до сих пор используют для того, чтобы вспомнить близких людей, которые умерли в безверии и грехах. Раньше, когда на Руси была популярна казнь, этот день был очень важен для тех людей, чьих родных лишили жизни насильственно.
Традиции Семика 16 июня
Традиции Семика сильно отличаются от традиций Троицы , о которых мы писали ранее. Ознакомьтесь с ними, чтобы знать, как правильно праздновать один из величайших праздников для всех христиан.
- Главная обрядная традиция — посещение кладбища, поминание усопших. Некоторые эксперты считают, что Семик изначально был создан для поминовения утопленников.
- В этот день принято завивать венки и оставлять их дома, чтобы они отгоняли нечистую силу.
- Считается, что в соответствии с традициями, 16 июня будет благоприятное время для посева ячменя.
- По традиции наблюдали за погодой — если до субботы не будет дождя, жарко и ветрено, это означает, что мертвые недовольны.
- В этот день обычно следят за своими детьми больше обыкновенного, потому что некоторые древние поверья утверждают, что ребенка могут похитить русалки. Они загадывают загадку. Обычно ребенок не отгадывает ее, и его забирают навсегда. Именно поэтому русалок отпугивали громкими песнями и гуляньями.
- В этот день обычно не уединяются — в современной интерпретации женщины встречаются с подругами, чтобы пройтись по магазинам, а мужчины с друзьями ходят, например, на рыбалку.
- Семик, по традиции, считается днем, когда в силу вступает летний период. От весны ничего не остается, потому что она окончательно покидает нас.
- Обычно, примерно во время Семика открывается купальный сезон, хотя научного обоснования этой традиции нет. Так было положено на Руси, а именно в ее северных широтах.
Эти традиции являются отчасти языческими и не признаются церковью. Раньше, в средние века был найден компромисс, однако сейчас праздник воспринимается церковнослужителями негативно. Он противоречит канонам церкви, однако многие люди все равно поминают тех, кто умер не своей смертью, утратил веру перед смертью или жил в безверии всю свою жизнь. Есть неупокоенные души, которые никто не поминает, поэтому традиции Семика велят вспомнить об этих людях. Каждый из нас достоин светлой памяти, а этот праздник — единственный способ успокоить блуждающие по земле души умерших.
Пусть этот день принесет вам только счастье и заставит вас задуматься о том, что наша жизнь слишком коротка, чтобы отказываться от Бога и его милости. И народный праздник Семик наведет вас на праведные мысли.
Семик предшествует поминальной вселенской субботе и Троице, одному из 12 главных православных праздников . Воля Божья бесконечная, а сущность его милосердна, поэтому помолитесь за всех, кого нет рядом с нами в этот четверг, чтобы души их обрели спокойствие и свет. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и
15.06.2016 06:12
Пасха является одним из самых любимых праздников для христиан. В Христово Воскресенье люди разговляются, едят куличи, христосуются, ...
В 2018 году Троицу празднуют 27 мая. В ожидании любого праздника люди стараются чисто убраться и красиво украсить дом. Это помогает почувствовать особенность дня и создать торжественное настроение. Издавна существовал у нас на Руси обычай украшать святые храмы и дом перед каждым большим православным праздником. На Троицу их украшают по-особому.
Что празднуют в Троицу
Отмечается на 50 день после Пасхи и является одним из важнейших праздников у православных христиан, ведь это день рождения Церкви. В Евангелие от Луки рассказывается, что на 50-й день после Пасхи двенадцать учеников и Дева Мария почитали память Иисуса Христа. Вдруг они услышали с неба сильный шум и увидели огненные языки, которые остановились над каждым апостолом. Это на них сошел Святой Дух, и дал каждому в дар способность говорить на разных языках, которые они раньше не знали. Так, апостолы стали проповедовать учение Христа об Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом.
Троицу отмечают, когда природа уже окончательно проснулась
В 2018 году Троица приходится на 27 мая. Ее отмечают в то время, когда природа уже окончательно проснулась от зимней спячки, и все вокруг начинает цвести. Окончательно распускаются к этому времени листики березы — главного символа Троицы. Храмы в этот праздничный день благоухают травами и цветами, ветками деревьев. Прихожане несут в свои церкви различную зелень – подарки Богу.
Обычаи и символы Святой Троицы
В народе дни перед Троицей и после именуют – зелеными святками. С древних времен этот праздник проводят на природе – где-нибудь на лугах, в лесу. К веселым и шумным гуляниям готовятся заранее.
Четверг перед Троицей считается русалочьей Пасхой
Четверг перед Троицей считается русалочьей Пасхой. Русалки выходили из воды и смотрели, чем занимаются люди в их великий праздник. Увидев работающих людей в поле, они могли погубить их посевы. В четверг на меже поля хозяева оставляли для русалок краюшку хлеба, а на подоконник ставили горячий каравай. Русалки насыщались его запахом.
В троицкую (родительскую субботу) собирают в лесу аир, чабрец, мяту, полынь, любисток и другие травы
В троицкую (родительскую субботу) собирают в лесу аир, чабрец, мяту, полынь, любисток и другие травы, они считаются лучшими защитниками от злых духов. К тому же перед Троицей все травы имеют магическую силу и могут справиться с любыми недугами. Также приносили в дом ветки березы, ольхи, липы, клена, ясеня. В вот вербу в эти дни ломать категорически запрещается.
В родительскую субботу принято посещать могилы близких людей
В родительскую субботу принято посещать могилы близких людей. Это единственный день в году, в который разрешено в церкви поминать самоубийц, считается, что так эти бесприютные души получают временный покой. Для мирно усопших родственников во время церковной службы просят у Господа вечного упокоения.
Как украшают дом
Очень важно украсить дом зеленью перед Троицей, чем больше ее будет в доме, тем счастливее он будет. Зелень должна быть простой, букеты делают из болотной и лесной, полевой травы и цветов.
Очень важно украсить дом зеленью перед Троицей, чем больше ее будет в доме, тем счастливее он будет.После праздника травы не выбрасывают, а собираются и используются в качестве лечебного средства. В деревнях ей кормят домашний скот, чтобы не болел. Пучок травы, взятый из церкви, засушивают и хранят в качестве оберега от дурных случайных гостей. Если истолочь в порошок цветы, принесенные из храма и вовремя окурить благовонным дымом больного, то он пойдет на поправку.
В воскресенье хозяйки встают с восходом солнца и пекут каравай. Когда все готово, зовут к себе гостей и дарят им венки, сплетенные из трав. Пол в домах застилали вместо ковров травами, а ветками украшали дом, их втыкали в дверные проемы, окна. Люди верили в то, что в Троицу прилетают души умерших родственников, которые прячутся в ветках и защищают от нечистой силы.
Венок, свитый из живых цветов, имеет силу оберега, наделенного чудотворными свойствам
А еще плели венки и - символы молодости и незапятнанной красоты. Венок, свитый из живых цветов, имеет силу оберега, наделенного чудотворными свойствами. Также в этот день можно попросить прощения у людей, которых вы когда-то даже совершенно случайно обидели. После Святой Троицы в понедельник наступает особый – Духов день, когда на свет выходит различная нечисть. В этот день запрещается копать землю, так как считается, что она беременна и надо дать ей отдохнуть. Церковная служба в Духов день изгоняет всякую нечисть, поэтому родители стараются привести в церковь детей, чтобы снять с них сглаз.
Семик (Зеленые Святки) отмечается за три дня до Троицы, в седьмой четверг после Пасхи. В 2018 году празднование Семика приходится на 24 мая.
Что такое Семик
В языческой традиции Семик завершает весенний праздничный цикл, который начинала Масленица: «Честь ей и хвала, что Масляна Семика в гости звала». В Семик празднуется переход от весны к лету. Главным участником праздника была молодежь, в основном девушки. Их «переходное» положение соотносилось с состоянием природы поздней весной – цветение, но еще не плодоношение.
С принятием христианства Семику, как и другим языческим празднествам, стала соответствовать одна из церковных знаменательных дат – Троица. Однако праздник смог сохранить древние языческие традиции и оказался предваряющим празднование Троицы. В Семик собирали продукты для ритуальной трапезы, тогда как сама трапеза и приготовление блюд для нее происходили в Троицу.
С Семиком связывали весенний этап полевых работ – посев ячменя (в некоторых местах его предпочитали сеять или в Семик или в троицкую субботу), льна, конопли, посадку овощей. Крестьяне устраивали гулянья в полях с непременной обрядовой трапезой, обращались за помощью к предкам и совершали различные обряды, такие как «Обходы полей», «Величание ржи». Магическим ритуальным блюдом были яйца или яичницы, сделанные «на урожай».
Обряды и традиции на Семик
Главная часть празднования Семика – обряд «Завивание березы» . В этот день девушки шли в лес выбирать березу. Выбрав дерево, девушки его «завивали» – связывали верхушки двух молодых березок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под березками ели принесенную с собой еду (среди нее обязательно должна была быть яичница).
Кумление
При завивании венков девушки кумились. На связанные в виде круга ветви берез вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли друг дружку кумой. Впервые в праздновании принимали участие девушки-подростки. Участие их в празднике символизировало причастность молодой девушки к миру важнейших женских занятий.
Поминание на Семик
Отличительной чертой Семика было поминовение «заложных», к которым причисляли умерших «не своей» смертью (скоропостижной, насильственной). В этот день, считали местные крестьяне, «самые великие грешники отдыхают от адских мучений».
В народных легендах «заложные» или сами обладали свойствами нечисти, или находились в услужении у разных представителей нечистой силы. Им приписывалась возможность управлять различными природными стихиями: дождем, громом, градом: «Мало бывает тепла до Семика; когда же покойников обмоет, тогда уж не бывает холода».
Поминая удавившихся и утопившихся родственников, на их могилы приносили блины, вино, красное яйцо, которое разбивали тут же за упокой души. По обычаю часть блинов оставляли русалке: «Русалочка царица, красная девица, не загуби душки, не дай удавиться! А мы тебе кланяемся».
По церковной традиции, в этот день молятся о «безродных и безыменных», о тех, за кого некому молиться и «чье христианское имя изгладилось из памяти людской». Вселенские панихиды в Семик проходят на местах массовых погребений.
При поминовении читают молитву: «Помяни, Господи, убиенных рабов своих, и от неизвестной смерти умерших, их же имена Ты Сам, Господи, веси, иже зде лежащих и повсюду православных христиан».
Семик: гадания и привороты на любовь
В Семик, седьмой четверг после Пасхи, наступает волшебная неделя любовных приворотов и гаданий – Зеленые Святки. В древности ее посвящали юной и строптивой богине Весны, Леле, душа которой по преданию живет в березке. Ветки этого дерева считались сильным оберегом от сглаза, болезней, злых духов, ими на Святки украшали иконы, окна и двери домов, зачастую в храм ходили с березовыми веточками.
Высохшие листья не выбрасывали, добавляли в любовные напитки, приворотные зелья, верили, что обладают они необыкновенной силой, пробуждающей в мужском сердце пылкое чувство. Заговоры и домашние привороты, даже «легкие», в Семик очень действенны, поэтому не стоит делать их ради забавы или за компанию с подружкой, чтобы не навредить околдованному человеку. Ведь работают они по принципу: если не мне, то никому.
Простой приворот на любовь
Этот домашний приворот выполняется ровно в полночь. Прозрачный стеклянный стакан, без рисунка, граней, каемки, наполовину заполняют родниковой водой. Берут его в руку, обязательно в левую, ближе к сердцу. Нашептывая имя любимого, правым указательным пальцем семь раз обводят кромку стакана. Затем его ставят на подоконник, на свежие березовые листья, их число должно быть кратно семи, и ложатся спать.
Чтобы приворот на любовь довести до конца, на следующий день приглашают суженого в гости, угощают каким-нибудь неалкогольным, собственноручно приготовленным напитком (черным или зеленым чаем, кофе, морсом, компотом). Добавляют в него три капли заговоренной, наполненной лунным светом воды. Пока пьет, смотрят милому в глаза и мысленно повторяют: «Ты меня любишь, жить без меня не можешь». Домашний приворот усилится, если на святочной неделе выполнить его трижды.
Заговор на березовые ветки
В Семик с молодой красивой березки отламывают две маленьких веточки. Держат двумя руками и читают над ними любую православную молитву, горячо, искренне, с чувством, ясно представляя лицо любимого. Ночью заговоренные ветки кладут крестом под коврик у входной двери квартиры, в которой живет ненаглядный. Приворот на любовь начнет действовать, когда он переступит через тайный амулет. После этого веточки нужно достать, унести домой и побыстрее высушить, на батарее, над газовой плитой, возле печи. Их хранят в укромном месте, подальше от посторонних глаз, чтоб никто случайно колдовства не порушил.
Гадание на бересте
На Зеленые Святки девушки ворожили, на травах, цветах, листьях и березовой коре. Гадание на любовь помогало невестам определить, будет ли предстоящее замужество счастливым. Спозаранку шла девица в ближайшую березовую рощу, бродила в тишине, искала дерево, что к себе манит. Кланялась ему в пояс, гладила, прощение просила за беспокойство. А потом аккуратно отрывала небольшой кусочек бересты и разглядывала обнажившийся участок.
Ровная, влажная, окрашенная в один тон древесина сулила удачный брак, мужа любящего да заботливого. Если ствол под корой покрыт темными пятнами и червоточинами, семейная жизнь вначале будет неспокойной, с размолвками и неурядицами, но со временем наладится. Трухлявое, гнилое березовое нутро – плохой знак, со свадьбой лучше повременить, а то и вовсе отменить, чтоб жизнь себе не испортить.
Березовое гадание на будущее
В старину знали: береза – дерево вещее, тому, кто слушать его умеет, все расскажет. Знай только, вопросы правильные задавай, чтобы ответом на них было «да» или «нет». Например, спросила девушка громко: «Скоро сватов в гости ждать?». Березка чуть слышно, ласково зашелестела пышной кроной, значит, сватовство состоится. Если зашумела порывисто, грозно, напрасно девица ждет, не хочет парень на ней жениться. Обидно до слез, однако делать нечего, береза обманывать не станет, ее гадание на будущее – самое верное.
Семицветное гадание на любовь
На вечерней зорьке в Семик собирали девушки цветы и травы, из семи разных растений плели колдовские венки. Перед сном душистую корону одевали на голову и загадывали желание: с суженым-ряженым свидеться. Говорят, многим это удавалось. Утром заветный веночек бросали в реку. Уплывет, недолго красавице в девках сидеть, к берегу прибьется – под венец через год пойдет. Гадание на любовь толковали, как неудачное, если венок шел ко дну, тонул.