Как помочь ребенку в три месяца правильно развиваться? Что должен уметь ребенок в три месяца: особенности развития младенца
Итак, ребенку 3 месяца. С виду это все тот же кроха, только набравший 2-3 дополнительных килограмма и плюс/минус 10 см роста. Однако по развитию 3-х месячный малыш сильно отличается от того беспомощного младенца, который приехал из роддома домой. Что должен уметь ребенок в 3 месяца? Давайте разберем основные моменты развития, которых малыш, возможно, уже достиг к данному возрасту.
1. В 3 месяца дети начинают все больше осваиваться со своим телом в окружающем пространстве. Прежде всего, это может выражаться в том, что малыш все больше времени начинает проводить лежа на животике. Он уже не просто держит голову поднятой, но и более или менее уверенно опирается на руки и локти, поднимая тело. Иногда дети могут делать т.н. «лодочку», т.е. поднимают и голову, и ножки одновременно, не опираясь на ручки. Конечно, долго так пролежать сложно, но это и не нужно. Данная поза говорит о возросшей уверенности малыша по отношению к управлению своим телом.
2. Постепенно к возрасту 3-4 месяцев малыш начинает потихоньку перемещаться, лежа на животе. Т.е. если его что-то интересует, он может поменять свое положение относительно горизонтальной плоскости. Пока особой уверенности в этом движении у ребенка не может быть, потому что он почти не ползает. Вернее, он может стараться ползти, но пока его тельце слишком тяжелое для перемещения за счет силы рук и ног.
Однако, пусть Вас не удивляет, если оставив ребенка повернутым в одну сторону, через некоторое время Вы находите его развернувшимся на 180 и более градусов. С связи с этим будьте крайне осторожны, оставляя ребенка на кровати, развивающем коврике или иной поверхности, с которой он может упасть. Обязательно страхуйтесь тем или иным образом (мы обкладываем малыша плотными подушками, через которые он точно не переползет).
3. Малыш отлично плавает. По крайней мере, если нет возможности для него поплавать, то купание уже перестает причинять ему страх или неудовольствие. Теперь уже проблема вынуть визжащее и улыбающееся чадо из воды.
Наш малыш почти совсем не принимал купание как таковое до этого возраста. Совсем не лежал на спине, заходился в крике. Но, в то же время, почти всё время купания плыл (с маминой помощью). Недавно мы купили для него специальный круг для купания, который закрепляется на шее малыша, благодаря чему он может самостоятельно передвигаться в ванне. С этого момента абсолютно всё изменилось. Малыш смеется, улыбается, плавает (самостоятельно!) на груди и на спине, отталкивается ножками от дна и стенок ванны, иногда сам переворачивается со спины на груди и обратно. Основная проблема теперь – вынуть его из ванны.
4. Ребенок активно осваивает разговорную речь. Здесь, наверное, основную роль играют мама и папа. Чем больше с малышом ведется разговоров на любые темы, чем больше ему читают стихов, песенок и т.д., тем чаще у него должно появляться желание что-то произнести в ответ.
В одной из статей на сайте (Что должен уметь ребенок в 2 месяца) я писал, что наш малыш почти не говорил «агу», сколько бы мы не просили. Но теперь всё поменялось. Засунет кулачок в ротик и болтает без умолку. Тут и «агу», и «бо», и еще много того, что нельзя описать, но очень приятно слышать.
5. Наверное, одно из самых приятных умений детей 3-х месячного возраста – это умение смеяться. Раньше ребенок только улыбался, а теперь уже смеется, если что-то ему очень нравится.
Здесь же следует упомянуть менее приятное, но, наверное, необходимое умение визжать. Интересно наблюдать, как малыш с постоянством все лучше и лучше осваивает это дело.
На данный момент наш малыш учится это делать очень высоким голоском (жена шутит, как павлин из мультфильма про Мюнхаузена). Пока не получается, но упорству стоит позавидовать.
6. В этом месяце дети всё активнее знакомятся с окружающим пространством. Именно поэтому считается, что малыш должен предпочитать лежать на животике. В таком положение «сканировать» окружающие предметы намного удобнее, чем лежа на спине. И именно поэтому следует насторожиться, если малыш предпочитает пребывать лежа на спине.
Наш малыш (к сожалению или к счастью, смотря как посмотреть) привык часто бывать на ручках у своих родителей. И очень любит, когда его повернешь спинкой к себе и поднесешь к окну. Не знаю, насколько далеко он способен видеть, но наблюдать на движущимися внизу машинами он способен, кажется, бесконечно. Приходится терпеть (в смысле, мне).
7. В 3 месяца или чуть позже, малыш уже может (конечно, с поддержкой) стоять на полной стопе, не поджимая пальчиков на ногах. Вообще он уже не старается «шагать» (поднимать ножку), как только касается ногами поверхности. Вполне возможно, что Ваш малыш уже отлично и прямо стоит на своих ножках. Кажется, отпусти его, и он сам будет стоять, но этого, конечно же, делать нельзя, т.к. позвоночник еще недостаточно окреп. Но с поддержкой и, особенно, в воде, малышу данное положение уже дается без особых проблем.
8. Возможно, Ваш малыш делает намного больше (или немного меньше) упомянутого. Я был и остаюсь на позиции того, что ребенок никому ничего не должен. Не научился сейчас, научится завтра.
Однако существуют некоторые моменты в развитии малышей, которые должны насторожить родителей. В связи с этим предлагают ознакомиться с коротким видео, в котором, помимо общих умений детей в возрасте 3-х месяцев, упомянуты основные моменты, на которые родителям следует обратить пристальное внимание.
У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.
Новорожденный ребенок
Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.Ребенок 1 месяц
Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.Ребенок 2 месяца
Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.Ребенок 3 месяца
У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.Ребенок 4 месяца
В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.Ребенок 5 месяцев
Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.Ребенок 6 месяцев
В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.Ребенок 7 месяцев
В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.Ребенок 8 месяцев
Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.Ребенок 9 месяцев
Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.Ребенок 10 месяцев
В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.Ребенок 11 месяцев
В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.Ребенок 1 год
Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.Ребенок 1 год 3 месяца
Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.Ребенок 1,5 года
В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.Ребенок 1 год 9 месяцев
В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.Ребенок 2 года
К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.Ребенок 2,5 года
В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.Ребенок 3 года
Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.В 3 месяца ребенок:
- уверенно держит голову лежа на животе, опираясь на предплечья;
- находит одной рукой другую, сосет руки и рассматривает их;
- смеется в голос;
- поворачивается (перекатывается) на бок;
Некоторые дети в 3 месяца:
- хватают и удерживают в руке игрушку;
- переворачиваются с живота на спину и со спины на живот.
Рост и вес ребенка в 3 месяца данные отечественных педиатров
Рост и вес детей в возрасте 3 месяцев данные ВОЗ
Питание ребенка 3 месяцев
Грудное вскармливание: обычно 10-12 кормлений в течение дня и 2-4 ночью. Число непродолжительных прикладываний у ребенка 3 месяцев заметно сокращается. Во время кормлений малыш часто отрывается от груди. Ночные перерывы в кормлении составляют обычно 2,5-3,5 часа.
Уход за ребенком 3 месяцев
Стул ребенка на грудном вскармливании становится более регулярным и однородным, в виде сметанообразной массы. Периодичность может быть различной: ежедневно примерно в одно и то же время; до 5 раз в день, стул кислый; и даже один раз в 2-5 дней. Это нормальное явление для детей 3-4-го месяца жизни, находящихся на исключительно грудном вскармливании — если стул по-прежнему мягкий, ребенок не нуждается в клизмах и слабительных.
Сон . Ночной сон ребенка 3 месяцев длится около 10 часов, обычно присутствуют 2-4 кормления между 4 и 8 часами. Днем остаются 2 длинных — по 1-2 часа и 2 коротких сна — по 30-40 минут. Малыш по-прежнему довольно долго засыпает (20-30 минут), посасывая грудь. Примерно в 3 месяца малыш начинает реагировать на перемену погоды, новолуние и полнолуние — может беспокойно спать, капризничать без причины.
Познавательное развитие ребенка в 3 месяца
Ребенок в возрасте 3 месяцев всматривается в игрушку, крупный узор. Замечает игрушку в разных положениях:
- лежа на спине,
- лежа на животе с опорой рук на предплечья,
- лежа на боку,
- на руках у взрослого.
Развитие ребенка в 3 месяца позволяет ему следить внимательно за перемещением крупных объектов (человека, животного), сосредоточивать взгляд, следить взором за мелкими игрушками, отличными по форме, цвету, величине. Ребенок 3 месяцев вслушивается в звуки погремушки, поворачивает голову в сторону источника звука. Что еще умеет ребенок в 3 месяца? Тянет руки к подвешенным игрушкам, наталкивается на низко подвешенные над грудью игрушки руками, выпрямляет их, разжимает пальцы. Захватывает, притягивает, удерживает игрушки (погремушки).
Эмоционально-социальное развитие ребенка в 3 месяца
В возрасте 3 месяцев ребенок отвечает улыбкой, увидя лицо матери (узнает). Улыбается, гулит, двигается (комплекс оживления):
- при виде близкого человека,
- только слыша его голос,
- всматриваясь в игрушку,
- в ответ на пение взрослого, звучание музыкального инструмента.
Привлекает (удерживает) внимание близкого человека:
- улыбками,
- движениями,
- гулением,
- криком,
- хныканьем,
- беспокойными движениями.
Улыбкой отвечает как на отрицательные, так и на положительные негромкие возгласы и различную мимику взрослого. Недовольство, отрицательные эмоции проявляет при:
- прекращении общения с мамой,
- внезапном исчезновении игрушки,
- резком изменении окружающей температуры,
- болевых ощущениях,
- ограничении движений.
Ребенок 3 месяцев вздрагивает, услышав внезапные резкие звуки, замирает (ненадолго), рассматривая игрушку, слыша ее звучание. В 3 месяца ребенок может прислушиваться к пению взрослого, звучанию музыкального инструмента, внимательно смотреть на говорящих людей. В 3 месяца ребенок умеет гулить, бодрствуя самостоятельно, и в ответ на произносимые взрослым протяжные звуки (гласные). Появляются индивидуальные интонации голоса.
Лежа на животе трехмесячный ребенок опирается на ладошки и приподнимает уже не только голову, но и верхнюю часть туловища. В таком положении намного удобнее рассматривать окружающую обстановку. Трехмесячного малыша нельзя оставлять без присмотра ни на минуту, ведь он стал таким шустрым!
Рост и вес ребенка 3 месяцев
К концу третьего месяца ребенок набирает от 800 до 900 г. Вырасти он может примерно на 2,5 см.
Показатели нормы*. Возраст ребенка - 3 месяца |
Нижняя граница нормы |
Верхняя граница нормы |
Вес мальчиков, кг |
||
Вес девочек, кг |
||
Рост мальчиков, см |
||
Рост девочек, см |
||
Окружность головы мальчиков, см |
||
Окружность головы девочек, см |
*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров
Что умеет ребенок в 3 месяца:
Узнавать игрушки, которые мама прячет на несколько дней, а потом показывает;
Активно двигать руками и ногами, рассматривая их;
Почти выпрямлять руки;
Узнавать близких людей и просто знакомых;
Удерживать в кулачке погремушку и играть ею;
Опираться на всю стопу, когда папа поддерживает подмышки.
Развитие ребенка в 3 месяца
Игрушки для ребенка трех месяцев
Главная роль в развитии ребенка в три месяца принадлежит игрушкам. Хорошо, если они разные - по фактуре, цвету, назначению, например, звенящие погремушки и матерчатые куколки, которые удобно держать в руке. Во время бодрствования ребенок все активнее двигается, он уже может познакомиться с подвесными игрушками и мобилем.
Совсем скоро он будет тянуться к погремушке осознанно.
Зрение ребенка 3 месяцев
С этого месяца зрение ребенка изменилось - он начал видеть предметы почти так, как взрослый. Если раньше он воспринимал мир каждым глазом отдельно, то сейчас его зрение становится бинокулярным. Малыш уже может рассматривать предметы с близкого расстояния: он хорошо фокусирует взгляд и видит детали предметов. Кроме того, ребенок знает, что игрушка не исчезает совсем, а только прячется. Покажите малышу игрушку и спрячьте его за спину. Ребенок понял, что игрушка временно пропала из поля зрения. Он вытянет шею и будет ждать, когда же игрушка появится снова.
Слух ребенка в 3 месяца
Слух маленького человека тоже становится острее. Поэтому надо использовать любые способы для его развития. С трехмесячного возраста специалисты рекомендуют включать ребенку разную музыку: быструю и медленную, тихую и в меру громкую. Чтобы ему было еще интереснее, хлопайте в ладоши в такт мелодии. Читайте ребенку детские стихи - их четкий ритм положительно влияет на развитие слуха, пойте песенки. Повесьте крохе на руку колокольчик и научите его сознательно звонить им. Благодаря этому упражнению ребенок знакомится со своим телом и тренирует слух. Ребенок ищет источники звука, поворачивая голову в его сторону. У него уже появляются «любимые» и «нелюбимые» звуки. Например, малыш с удовольствием прислушивается к своему гулению, которое с каждым днем становится все разнообразнее.
Здоровье ребенка в три месяца: витамин Д, прививки, плановый осмотр
Чтобы рос ребенок здоровым, не забывайте о ежемесячных плановых посещениях участкового педиатра. В три месяца у вас следующий план:
Сдайте анализы. Перед прививкой врач проверит мочу и кровь. Запасы железа в организме ребенка, накопленные еще до рождения, истощились, поэтому нужно следить за уровнем гемоглобина.
Сделайте ребенку комбинированную от дифтерии, столбняка и коклюша (АКДС), а также от полиомиелита и гепатита В.
Обеспечьте профилактику рахита у детей с помощью витамина D. Если вы заметили у ребенка признаки рахита: ребенок стал больше потеть, у него появилась залысина на затылке, повысилась возбудимость, то, скорее всего, дело именно в нехватке витамина Д. Это распространенное явление на третьем - четвертом месяце жизни. Скажите об этом педиатру, он подберет препарат для лечения рахита у ребенка и определит дозу и длительность приема.
Психология детей 3 месяцев: почему ребенок плачет
Психологи установили интересный факт: оказывается, существует взаимосвязь между тем, понимает ли мама причину плача ребенка, и его интеллектуальным развитием после года. Конечно, в первые два месяца жизни ребенок плачет часто, и разобраться в причинах непросто. Но немного практики - и у вас все получится. К третьему месяцу вы уже научились понимать, что именно хочет «сказать» вам ребенок. Ведь плач - это в первую очередь способ общения. Как же еще малыш может объяснить, что он проголодался или что ему надоело смотреть на розового слона?
Если внимательно наблюдать за настроением ребенка, легко уловить различные оттенки его плача. Он может выражать просьбу, протест, испуг. «Голодный» плач слышится приблизительно каждые 3 часа. По первому звуку понятно, что ребенок настойчиво требует молока. А вот на мокрые подгузники малыш пока может не обращать внимания. Поэтому мама сама следит за этим.
Ребенок 3 месяцев часто плачет, когда хочет спать. Его глаза закрываются, а он изо всех сил этому сопротивляется. Такая дилемма нарушает его душевное равновесие, и… малыш начинает плакать. Его голосок в это время звучит очень обиженно. Крик ребенка ни в коем случае нельзя игнорировать. Он спокойнее себя чувствует, если наверняка знает, что его услышат и помогут. Не забывайте, что у каждого ребенка свои оттенки плача. У вашего малютки они особенные. И если в ответ на мамины действия он успокаивается, значит, вы хорошо понимаете друг друга.
Упражнения для детей трех месяцев
1. Ходьба
В упражнениях для новорожденных детей активно используются рефлексы. Одно из них - врожденное «умение» ходить. Возьмите ребенка подмышки и держите в вертикальном положении, чтобы он чуть прикасался ступнями к поверхности. Кроха рефлекторно сделает пару шагов. Если же у него не возникнет желания «пройтись», слегка наклоните верхнюю часть туловища вперед, и он наверняка шагнет. Только не переусердствуйте: помните, что мышцы и кости у ребенка еще очень слабые.
2. Разведение бедер
Положите ребенка на спинку и согните его ноги в коленях. Поддерживая за область коленных суставов, полукруговым движением осторожно разведите бедра в стороны.
3. Ползание
Положите ребенка на живот, разведите колени в стороны и согните ножки. Дайте малышу упереться стопами в ваши ладони. Ребенок оттолкнется от них и чуть-чуть проползет.
Что делать, если:
- у ребенка появилась сыпь
В большинстве случаев высыпания на коже ребенка это потница, опрелости или аллергия. С высыпаниями у детей легко справиться: чаще меняйте подгузники, устраивайте ребенку воздушные ванны, исключите аллерген. Но если на коже ребенка появились гнойнички, есть повод вызвать врача.
Гнойничковые заболевания кожи обычно провоцируются стрептококками и стафилококками. У новорожденных эти возбудители вызывают пузырчатку. Появлению сыпи у ребенка способствует недостаточно тщательный уход за кожей младенца. Также источником инфицирования может быть ухаживающий за ребенком человек с гнойничковыми заболеваниями.
Симптомы пузырчатки: на шее новорожденного, в подмышечных впадинах, на животе и в паховой области появляются маленькие пузырьки, наполненные серозно-гнойным содержимым; оболочка пузырей очень тонкая и легко прорывается, из них вытекает инфицированная жидкость, которая заражает соседние участки кожи. Болезнь обычно протекает с температурой, но при лечении длится 6-8 суток и заканчивается выздоровлением.
Так как заболевание очень заразно, оно может быстро распространяться в родильных домах. Поэтому как только вы принесете ребенка домой, осмотрите внимательно его кожные покровы. И если заметите что-то похожее на пузырьки, то сразу же скажите об этом лечащему врачу. Помните, что лучший способ избежать заболевания - это его профилактика. Следите за состоянием кожи младенца, а также за своим здоровьем, и высыпаний на коже у ребенка не будет.
- у ребенка 3 месяцев судороги, дрожь в ручках и ножках
Нервная система ребенка еще только развивается, иногда она не поспевает за семимильными шагами, которые делает ваш ребенок на пути своего развития.
Если вы заметили, что ваш ребенок пытается перевернуться, потягивается и при этом у него возникает дрожь в конечностях, то, скорее всего, это не опасно. Скоро движения ребенка станут более четкими, скоординированными, дрожь исчезнет. Однако всегда говорите с вашим педиатром о том, что вас тревожит дрожь у ребенка.
Уже к возрасту 10 дней малыш общается с миром не только рефлекторно - он активно учится пользоваться своими сенсорами. В частности, большинство детей к середине второй недели жизни умеет удерживать в поле зрения движущийся предмет - яркую погремушку диаметромоколо 10 сантиметров, например. Если Вы поместите таковую на уровне груди лежащего на спине ребенка (на расстоянии около 40-50 см), и станете медленно перемещать ее вправо-влево, то увидите, как малыш фиксирует игрушку взглядом. И пусть эта фиксация продлится всего лишь несколько секунд, а "избыточные" скачкообразные движения глаз новорожденного будут далеки от скупого рационализма, с которым отслеживают движение предметов глаза взрослых, непременно похвалите малыша - в конце концов, это стоило маленькому человеку определенного труда
Пройдет всего лишь неделя-другая, и ориентировочные зрительные реакции ребенка станут еще более развитыми - новорожденный трехнедельного возраста обычно уже способен фиксировать взглядом более или менее крупные неподвижные предметы - лицо взрослого человека, например. Попробуйте приблизиться к лежащему на спине малышу на расстояние 40-50 см и привлечь его внимание разговором, а потом замолчать, оставаясь неподвижным - и Вы увидите, как маленький человек тоже замрет, затормозит свои и без того не особенно быстрые движения, при этом внимательно, даже испытующе вглядываясь в Ваше лицо. Этот взгляд, между прочим, обладает огромной гипнотизирующей силой - не одна тысяча новоиспеченных отцов, в реальной жизни занимающихся делами жесткими и совершенно лишенными всяких сантиментов, таяла под этим строгим испытующим взглядом, как тает снег под апрельским солнцем. Равнодушно выдержать пристальный взгляд недавно родившегося человека не может никто - если не верите, попробуйте сами
К концу первогомесяца жизни новорожденный уже совсем неплохо владеет зрительным слежением - если Вы попробуете повторить тест с яркой погремушкой, описанный выше, то к собственной радости, увидите, как малыш легко фиксирует игрушку взглядом и успешно "провожает" ее глазами вправо и влево на расстояние до 30-40 см, ловко поворачивая при этом голову в нужную сторону. И движения глазных яблок ребенка уже намного более плавные и координированные.
Не менее эффективно "набирают обороты" и реакции, запускаемые с другого сенсора новорожденного - органов слуха. Если Вы встанете вне поля зрения ребенка 10 дней от роду,и на расстоянии 35-40 см несколько раз хлопнете в ладоши, то здоровый малыш отреагирует на звуковой раздражитель вздрагиванием и миганием. Нечего и говорить, что за прохождение этого теста ребенка следует похвалить вдвойне - хотя бы потому, что сами взрослые не очень-то любят резкие звуки, возникающие вне пределов видимости.
К третьей неделе жизни новорожденный придает звукам внешней среды гораздо большее значение - они интенсивно учат его головной мозг принимать первые решения. Если ребенок беспокоен, громко плачет или выражает свою неудовлетворенность хныканьем, попробуйте погреметь, простите за тавтологию, погремушкой, находясь вне поля зрения малыша. Или запеть. Или громко продекламировать отрывок из какого-нибудь сочинения Маяковского. Уже через несколько секунд маленький человек успокоится - его "бортовой компьютер" изменит приоритеты. Лежать тихо и прислушиваться малыш будет в течение нескольких секунд, после чего, возможно, примет решение вновь продолжить демонстрацию своей неудовлетворенности бытием - еди эта неудовлетворенность действительно имеет веские причины (кушать хочется, например А к концу первого месяца жизни слуховое сосредоточение ребенка на посторонних звуках станет еще более выраженным, достигая целых 10 - 15 секунд! Поверьте, это немало - даже полчаса времени, уделенные Вам самим генеральным секретарем ООН, стоят меньше, чем секунды внимания, подаренные мамам-папам месячными отпрысками
Тесты, оценивающие зрительные и слуховые ориентировочные реакции, имеют довольно важное значение, поскольку позволяет родителям убедиться в том, что соответствующие сенсоры малыша работают нормально.
К концу первого месяца жизни малыши обычно радуют родителей не только прогрессирующим улучшением работы сенсоров - куда более приятным бывает обнаружение первых положительных эмоциональных реакций ребенка на родительское присутствие. Месячный грудничок уже способен практически "сознательно" улыбаться матери или отцу в ответ на повторные ласковые обращения к его, малыша, драгоценнейшей персоне Внимание, новоиспеченные папы! Постарайтесь непременно заполучить этот замечательный приз раньше мам - мало что в этом мире настоящий мужчина может счесть более значимым достижением, чем первая в жизни улыбка ребенка, адресованная именно отцу. Добейтесь этого - и, честное слово, не пожалеете. Рецепт же достижения успеха довольно прост: нужно лишь стараться проводить с малышом значительную часть своего свободного времени. И не жалеть собственной мимической мускулатуры - чем больше Вы будете улыбаться ребенку, тем скорее он ответит Вам аналогичным образом
Иногда родителям месячного ребенка может даже посчастливиться услышать... его смех. Чего и говорить, это бывает очень приятным - но, если этого не случилось в первый месяц, поводов для расстройства у мам и пап нет абсолютно никаких. В конце концов, у Вас впереди еще целая жизнь с малышом, и в Ваших силах сделать так, чтобы смех ребенка не был редкостью.
А еще ребенок первого месяца жизни пытается поднимать и удерживать голову, если его выложить на живот(и плоскую, умеренно мягкую поверхность). Кое-кому даже удается удержать голову в течение нескольких десятков секунд. Кроме того, уже месячные груднички частенько пробуют "говорить" - издают отдельные звукив ответ на настойчивые приглашения взрослого к "разговору"... В общем, достижениями первый месяц жизни отнюдь не обделен. И пусть некоторые из вышеперечисленных умений в той или иной степени имелись у малыша еще во внутриутробном периоде, это не в счет: свидетельства овладения собственным сложнейшим организмом, демонстрируемые ребенком после рождения, действительно заслуживают самого глубокого родительского уважения. В конце концов, обзавестись столькими чрезвычайно важными умениями за весьма небольшой, в общем-то срок, под силу далеко не всем взрослым. То ли, как говорится, еще будет!
Еще один месяц в жизни малыша не прошел даром - ребенок гораздо увереннее пользуется своими коммуникативными органами, чем в периоде новорожденности. В этот период дети способны на довольно продолжительное по времени зрительное сосредоточение: неподвижный (и достойный его, малыша, то есть, внимания) предмет цепко "схватывается" взглядом и не отпускается на протяжении 20, а то и 30 секунд. Для того, чтобы убедиться в этом, возьмите яркую игрушку диаметром около 5-10 сантиметров и поместите ее в поле зрения ребенка - на расстоянии полуметра. Вместо яркой игрушки можете использовать... свое лицо. Раскрашивать его акварелью необязательно - малыша в Вашем лице привлекает отнюдь не игра цветов и оттенков: он уже достаточно взрослый для того, чтобы интересоваться, что за существо столь бесцеремонно вторглось в его персональное жизненное пространство
Не менее внимательно ребенок второго месяца жизни следит и за движущимися объектами - сопровождает перемещение заинтересовавшего его предмета не только взглядом, но и соответствующими поворотами головы. Для оценки этого умения можно использовать ту же самую игрушку, на том же расстоянии, медленно перемещая ее вправо-влево.
"Повзрослел" и слуховой анализатор малыша: теперь он активно пытается определять местоположение звучащего объекта в пространстве. Возьмите погремушку (достаточно "громкую") и слегка поработайте ею в течение 10 секунд, стояв полуметре от ребенка, но одновременно - вне поля его зрения. Услышав грохот, производимый пластиковым шедевром инженерной мысли, ребенок на некоторое время "задумается", после чего начнет поворачивать голову вправо-влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет.
Кроме погремушек и прочих рукотворных источников шума, малыша интересуют и человеческие голоса. Попробуйте ласково заговорить с лежащим на спине ребенком, стоя все в том же полуметре от него и во все той же недосягаемости для его прямого взгляда - и маленький человек повернет голову в Вашу сторону! Это уже достижение, и немалое - всего месяц тому назад малыш этого не умел.
Расширился и объем двигательных умений ребенка - лежа на животе он уже умеет поднимать и в течение нескольких секунд удерживать голову. Используйте это в качестве ежедневного физического упражнения - наряду с другими, оно укрепляет скелетную мускулатуру малыша и способствует развитию координации движений. А отдельные, особо подвижные индивидуумы двухмесячного возраста в этом положении умеют еще и приподнимать верхнюю часть туловища, отталкиваясь от опорной плоскости обеими руками. Самые одаренные из таких маленьких "спортсменов" поражают родителей способностью переворачиваться не только на правый или левый бок, но и соспины на живот.
Но, пожалуй, самыми впечатляющими из достижений, свойственных второму месяцу жизни, являются прогресс в развитии эмоциональной сферы малыша и первые (если не считать возмущенного плача) попытки практического использования им своего речевого аппарата. Ребенок этого возраста способен запросто отреагировать широкой и искренней улыбкой на ласковое обращение к нему взрослого. И он уже умеет отличать живые объекты от неодушевленных предметов - если в поле зрения двухмесячного малыша попадает другой ребенок, он будет непременно удостоен продолжительного и внимательного изучения. Изучения взглядом, разумеется - сам же юный исследователь при этом остается практически неподвижным (размышления, по-видимому, в этот момент захватывают его, как говорится, целиком и полностью
Некоторые малыши в это время уже умеют спонтанно... смеяться. Да-да - заливисто смеяться. Трудно найти на планете живое существо, способное ответить на вопрос, чего же такого смешного обнаружилось в жизни человека двух месяцев от роду, но это и неважно - просто сам смех такогомаленького ребенка великолепен и незабываем. И, пожалуй, именно этот смех можно смело отнести к числу самых ценных наград, предусмотренных природой для поощрения ударников и отличников на поприще нелегкого родительского труда
Что же касается "речи" двухмесячного отпрыска, то более умиляющей родительское естество можно признать, пожалуй, лишь... "речь" трех-четырех-пяти-и-более-месячного отпрыска На втором месяце жизни малыши периодически радуют слух мам и пап так называемым гулением - отдельными звуковыми феноменами, производимыми на свет, как правило, вне всякой связи с внешними раздражителями и всегда -довольно эмоционально. Что только добавляет интенсивности родительским восторгам. Запишите, то что Ваш малыш "сказал" в это время на пленку, или хотя бы на бумагу - все эти замечательные неподражаемые "а-а", "гу-у", "э-э-и" или даже великолепнейшее "кхе-е-е" доставят Вам в последующем немало удовольствия во время просмотра, прослушивания или просто прочтения.
Все это, разумеется, только начало. Какими будут последующие достижения малыша - в немалой степени зависит от развивающего участия родителей. Помните об этом, уважаемые мамы и папы.
Маленький человек продолжает усердно развивать своюмоторику и коммуникативную сферу - к концу 3-го месяца жизни достигнутый прогресс обычно оставляет довольно яркое впечатление у тех взрослых, что видят малыша не постоянно, а лишь время от времени. И пораженных взрослых можно легко понять: три месяца действительно являются слишком уж незначительным сроком для столь ощутимого прогресса вразвитии.
Во-первых, трехмесячный малыш уже умеет быть "собеседником" - пусть пока и не особенно разговорчивым. Будучи в вертикальном положении на руках у взрослого, он не только способен удерживать голову, но и может при этом фиксировать взглядом лицо другогочеловека, обратившегося к его драгоценнейшей персоне с приветливой речью. Иногда такое сосредоточение на лице собеседника длится больше минуты - это ли не самый, что ни есть, настоящий "разговор по душам"? Возможно, кому-то это достижение покажется не особенно значимым - ведь фиксировать лицо говорящего взрослого умеют и двухмесячные дети. Да, умеют - но только в положении лежа. Освоение же визуального сосредоточения в положении "сидя" требует от нервной системы малыша немалого труда - так что на самом деле это новое зрительное умение ребенка действительно достойно уважения.
Во-вторых, трехмесячный ребенок прекрасно умеет лежать на животе, опираясь на предплечья и довольно длительно удерживая голову в вертикальном положении. А это всегда производит впечатление на взрослых, запомнивших малыша крохотным и совершенно беспомощным существом - каким он, собственно, и был на момент выписки из родильного дома. Если же лежащий на животе малыш еще и "поймает" лицо визитера взглядом или произнесет пару звуков, то произведенное впечатление будет просто сногсшибательным.
Кстати, о звуках. На третьем месяце жизни интенсивно продолжается (впрочем, у многих малышей только начинается) подготовительный этап развития речи - гуление. С каждой прожитой неделей вокальная продукция ребенка становится все разнообразнее - произносимые (как гласные, так и согласные) звуки нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа "а-а-а-ы-ы" или "г-у-у". Эти незамысловатые спичи являются свидетельством существенного прогресса в развитии эмоциональнойсферы ребенка - потому что малыши такого возраста гулят лишь будучи в прекрасном настроении. А ведь всего лишь три месяца тому назад маленькийчеловек еще не умел демонстрировать родителям свою удовлетворенность жизнью, скупо и абсолютно рационально сигнализируя плачем лишь в тех случаях, когда ему досаждал тот или иной дискомфорт.
Некоторые малыши уже к концу третьего месяца жизни способны демонстрировать так называемый "комплекс оживления" - позитивную эмоциональную реакцию в ответ на ласковое обращение к нему взрослого. Попробуйте наклониться надлежащим на спине бодрствующим ребенком так, чтобы расстояние между Вашим и его лицом составляло 30-40 см, и минуту-другую посвятить нахваливанию малыша, не забывая при этом приветливо улыбаться. Вначале ребенок будет присматриваться и прислушиваться, а затем (если Вам повезет, он широко улыбнется, задвигает ручками и ножками, и даже, возможно, произнесет несколько коротких звуков. Впрочем, если всего этого и не последует, огорчаться не следует - большинство детей умеет так "комплексно оживляться" не на третьем, а на четвертом, и даже пятом месяце жизни. Так что все еще впереди
А еще дети трех месяцевжизни нередко умеют опираться на ножки - если их поддерживать под мышки, разумеется. Для проверки этого умения нужно повернуть малыша лицом к себе и, фиксируя обеими руками его туловище, предоставить возможность стопам ребенка соприкоснуться с твердой и плоской поверхностью. Обычно при этом малыш выпрямляет ноги в коленях и "стоит",опираясь на всю ступню. Использовать это моторное "умение" ребенка в качестве физического упражнения не следует - потому что опорно-двигательный аппарат трехмесячного малыша еще не совсем готов к нагрузкам, возникающим в результате придания телу вертикального положения. Тем более, что существует множество других гимнастичеких упражнений, позволяющих развивать мускулатуру и нервную систему детей этого возраста.
Кроме того, в течение третьего месяца своего внеутробного существования маленькие люди нередко демонстрируют восхищенным родителям и гостям массу других навыков и умений - смех и восторженный визг, например. Многие дети могут переворачиваться на один бок, а то и вообще со спины на живот; некоторые умудряются непостижимым образом развернуться в кроватке на 90, или больше градусов. Практически все малыши этого возраста могут дотягиваться ручками до подвешенных над кроваткой погремушек, радуя производимым грохотом и без того счастливых мам и пап. А кое-кто из трехмесячных вундеркиндов умеет даже деликатно удерживать маленькую погремушку, вложенную ему в руку.
А кое-кто умеет и того больше - уже к этому возрасту индивидуальность темпов нервно-психического развития детей становится совершенно очевидной. Чем старше возраст, тем значительнее разброс освоенных малышами навыков и умений - так что не стоит сгоряча делать серьезных негативных выводов, заметив умеренное отставание в развитии той или инойсферы малыша: вначале следует проконсультироваться с компетентным специалистом. Это позволит избежать лишних переживаний и вовремя заметить моменты, действительно требующие коррекции.
В течение 4-го месяца жизни так называемый "комплекс оживления" - ярко выраженную позитивную реакцию в ответ на приветливое обращение взрослого демонстрируют практически все грудные дети. Особенно активно малыши дарят ослепительные улыбки, конечно же, мамам. И, конечно же, во время, непосредственно предшествующее кормлению И вообще, ребенок 4-х месяцев уже умеет легко выделять собственную мать из окружения - даже если в доме полным полно других людей. То время, что мама и малыш провели вместе, не прошло даром: маленький человек уже твердо знает, что в этом мире есть, по крайней мере, одно живое существо, готовое по первому зову прийти на помощь, накормить, защитить и подарить свои любовь, тепло и ласку. Еще лучше, если малыш к этому времени хорошо знает и другое такое существо - имеется в виду, отец, конечно Правда, для этого папе малыша нужно очень и очень постараться. К сожалению, жизненные реалии чаще всего таковы, что по количеству проведенного с ребенком времени подавляющее большинство отцов конкурировать с матерями попросту не в состоянии. Выход один: свое присутствие в жизни ребенка отец должен сделать максимально ярким и запоминающимся - вот это как раз и требует стараний
Слуховой анализатор малыша четырех месяцев уже вполне способен решать все возложенные на него природой задачи - ребенокможет уверенно обнаруживать взглядом источник звука, расположенный вне его полей зрения. Для оценки этого умения попробуйте, например, позвонить в колокольчик (или включить магнитолу), стоя сбоку или сзади, на расстоянии метра от лежащего в кроватке малыша - после 2-3 секунд прислушивания, ребенок безошибочно повернет голову в Вашу сторону, найдет газами источник звука и уставится на него долгим изучающим взглядом.
То, что малыш уже научился прекрасно пользоваться своим слухом, можно увидеть и потому, насколько разной бывает его реакция на разные по характеру звуки и шумы. Если у Вас имеется какое-никакое музыкальное образование, а в доме наличествует музыкальныйинструмент, способный производит на свет мелодии (барабаны в данном случае не годятся, то можете попробовать сделать следующий тест. Дождитесь, когда маленький человек будет бодрствовать и сыграйте ему в течение минуты-другой что-нибудь размеренно-минорное - колыбельную, например. Или печальную балладу. Затем сделайте паузу в 15-20 секунд и "сбацайте" нечто зажигательно-танцевальное. Если малыш выдал на Вашу "плясовую" комплекс оживления, значит все у него в порядке. Вновь перейдите на минор - вскоре маленький человек успокоится и начнет демонстрировать лирическое настроение. Впрочем, для проведения этого теста можно запросто использовать и магнитофон, и CD-плейер, и компьютер, и свой собственный голос - так что музыкальное образование родителей тут обязательным, конечно же не является
Как "собеседник" малыш также "вырос" - к концу четвертого месяца жизни дети обычно частенько награждают обращающихся к ним взрослым не просто внимательным изучением и улыбками, но и громким смехом. Если взрослый говорит что-нибудь смешное (на взгляд малыша), разумеется Но особенно интересны четырехмесячным малышам не взрослые, а дети - если рядом с Вашим грудничком находится другое маленькое существо, стоит последнему лишь подать голос, как Ваш малыш тут же начнет искать его взглядом. И найдет, в конце концов, не сомневайтесь!
Кроме громкого смеха, четырехмесячный малыш может одарить взрослого собеседника и самой, что ни есть настоящей "речью". Ну, почти "настоящей", ладно уж... Звуки, которые производит на свет ребенок этого возраста, в физиологии и педиатрии официально именуются "свирелью" - потому что действительно нередко бывают весьма мелодичными и певучими.
Нормализовавшийсямышечный тонус в руках малыша и стремительноразвивающиеся мозговые центры позволяют этим самым рукам найти себе дела - к концу четвертого месяца жизни большинство детей уже не просто рассматривают предметы, но истараются дотянуться до таковых руками, ощупать, а то и захватить. Во время кормления ребенок также уверенно пускает "в ход" свои руки - старается придерживать ими грудь матери или бутылочку со смесью. Впрочем, отдельные вундеркинды норовят помимо рук придержать заветный источник калорий и положительных эмоций еще и... ногой. Но удается это действительно немногим - потому что гипертонус в мышечных группах нижнихконечностей в этом возрасте все еще сохраняется
Что еще умеет четырехмесячный малыш? Все то, что умеет трехмесячный - только более уверенно. А еще дети этого возраста могут демонстрировать восхищенным родителям массу других любопытных умений. Каких? Вот это мы надеемся узнать с Вашей помощью - пишите нам, не стесняясь: думается этобудет интересно любому человеку, носящему замечательное звание мамы илипапы. Или даже тем, кто только "примеряет" на себя эти самые звания.
На протяжении первого года ребенок развивается так интенсивно, как не будет уже никогда в жизни. Но и на этом фоне есть периоды более замедленного и более ускоренного роста. 3 месяц развития ребенка - как раз такой.
Комплекс оживления
За эти четыре недели малыш обычно достигает максимальной месячной прибавки - около 900граммов, и вырастает еще на 2-2,5 сантиметра. Ему уже маловаты распашонки и кофточки, в которых он буквально утопал, когда вы забирали его из родильного дома. Пора пополнить гардероб ползунками, надевая их во время бодрствования.На третьем месяце ни дня не проходит без какого-то нового достижения, нового умения. А самое наглядное и симпатичное из них - умение радоваться, что называется, всем существом. Стоит вам подойти к кроватке, заговорить с ребенком, и он с готовностью ответит вам не только самой широкой из своих улыбок, но и быстрыми, оживленными движениями рук и ног. На медицинском языке это так и называется - "комплекс оживления". Как и улыбка на четвертой-пятой неделе жизни, так и этот комплекс на третьем месяце - одно из свидетельств нормального психофизического развития малыша.
В вертикальном положении у вас на руках он уже уверенно удерживает голову,лежа на животе даже немного приподымает плечи, а когда вы, придерживая,ставите его на твердую плоскость, - хорошо упирается стопами. Ребенок умеет активно развлекаться и как будто изучает самого себя. В положении на спине, в кроватке, он размахивает руками и, случайно захватив одну кисть другой или вытянув обе перед собой, с величайшим интересом рассматривает их. Это настолько характерно для третьего месяца, что отсутствие подобных движений - один из поводов обратиться к врачу. Другие поводы: если он, лежа на животе, не может удерживать голову даже втечение одной минуты, не тянется полураскрытой ручкой к показанному емуяркому предмету.
3 месячному ребенку уже малопросто рассматривать игрушку - он стремится действовать с ней, в его жизнь входит игра. Подвесьте на уровне его вытянутой руки несколько удобных для захватывания игрушек. Наткнувшись на одну из них, он вначалеудивленно замирает, потом начинает ощупывать и пытается тянуть к себе. Вэтих попытках заключены познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Упражнение кисти будет впоследствии иметь для ребенка универсальное значение: оно облегчит письмо, владение любым инструментом, любую работу. Вкладывайте попеременно в правую и левую ручки ребенка маленькие пластмассовые колечки, палочки с гладкой, шершавой, ребристой поверхностью, забирайте их у него и предлагайте снова. Пусть захватывает, трогает, удерживает.
С трехмесячным ребенком можно уже и побеседовать. Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: "Откуда это? Что это?" Музыку, как доказали физиологи, он воспринимал уже во внутриутробном периоде, причемкогда звучала негромкая, мелодичная, вел себя спокойно, а при громкой, сподчеркнутыми ритмами ударных инструментов, резкими толчками давал мамезнать о своем неудовольствии или возбуждении. Такая музыка пугает и возбуждает его и сейчас, а спокойную, мелодичную можно давать послушать минут 10-15. Больше всех музыкальных инструментов пока нравится малышу человеческий голос: мамин или папин - ведь их он тоже часто слышал еще до рождения, они для него родные. И, бывает, когда ребенку не по себе, когда он плачет, стоит папе взять его на руки, начать что-то рассказывать, он успокаивается и затихает.
К окончанию 3 месяца жизни малыша он должен уметь:
Лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;
- провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см.
Возможно, также, ваш малыш будет уметь:
- смеяться и визжать от восторга;
- лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
- твердо держать голову в вертикальном положении;
- лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
- держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
- переносить часть веса на ноги в вертикальном положении;
- произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания.
Режим дня 3 месячного ребенка
К трем месяцам большинство детей устанавливают для себя достаточно строгий дневной режим. Обычно это происходит так: ребенок просыпается примерно в одно и то же время каждое утро, ест, бодрствует какое-то время, засыпает, просыпается для полдника, за которым следует очереднойсон, ест, а затем в течение второй половины дня достаточно долго бодрствует и заканчивает день едой и сном. Если сон продолжается до тоговремени, когда родители сами собираются ложиться спать, его можно разбудить примерно в 11 вечера и покормить. Затем ребенок может проспатьдо раннего утра, ведь дети в таком возрасте уже способны спать непрерывно по 6 часов, а иногда и больше. Однако многие дети не приспосабливаются к какому-либо расписанию даже по прошествии 3 месяцев.Тогда вы можете попытаться сделать его жизнь более организованной. Купание, кормление и сон должны каждый день происходить примерно в одно ито же время. Попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями, поговорив с ребенком или поиграв с ним, прежде чем дать ему грудь или бутылочку. Его частые требования пищи могут быть скорее связаны со скукой: он уже не новорожденный и потому нуждается в более активном поведении.Ночное кормление 3х месячного ребенка
Хотя некоторые дети к 3 месяцам уже не нуждаются в ночных кормлениях, большинство трехмесячных малышей, особенно те, кого кормят грудью, все еще требуют кормления 1-2 раза в течение ночи. Хотя ваш ребенок пока имеет полное право на одно кормление среди ночи, он не должен есть за ночь несколько раз. Вам нужно постепенно сокращать количество ночных кормлений и приучать его спать всю ночь. Вот как это можно сделать.Увеличьте количество пищи, которую даете ему перед сном. Многие сонные дети засыпают до того, как они полностью наелись; помогите ему выпуститьвоздух, покачайте его или используйте еще какой-либо способ, чтобы разбудить, после чего продолжите кормление и кормите до тех пор, пока непочувствуете, что он съел достаточно.
Убедитесь в том, что вашребенок получает достаточно пищи в течение дня. Если это не так, то он может использовать ночные кормления для того, чтобы набрать недостающие калории. В таком случае обдумайте возможность более частых дневных кормлений в течение дня. Однако помните о том, что если некоторых детей кормить в течение дня через каждые пару часов, то у них вырабатывается привычка заявлять о себе круглосуточно.
Если ребенок просыпается и требует еду каждые 2 часа, попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями. Не торопитесь давать ребенку еду по первому требованию, дайте ему шанс заснуть самостоятельно. Если он не заснет и хныканье перейдет в плач и крики, попытайтесь успокоить его не беря на руки, каким-либо способом. Если плач не прекратится в течение 15 минут, то возьмите его на руки, укачайте, приласкайте. Если вы кормите грудью, то успокаивающая тактика будет иметь больше шансов на успех, если вас сменит отец ребенка; совсем не просто отвлечь от еды грудного младенца, который видит и чувствует близость источника молока. Не включайте в комнате свет, избегайте громких разговоров или других источников возбуждения.
Развивающие занятия с 3 месячным ребенком
Не следует забывать о необходимости постоянных развивающих занятий с ребенком. Стремительно растущий головной мозг малыша нуждается в адекватной нагрузке и потому жадно впитывает любую информацию - будь то импульсы от кожных рецепторов, стимулируемых заботливыми и опытными руками массажиста, или сигналы от вестибулярного аппарата, атакующие мозговые центры маленького человека во время выполнения им рефлекторных упражнений. Все пойдет на пользу малышу.
Общение с представителями "самой гуманной профессии" в это время становится довольно интенсивным даже для тех родителей, чьи дети, в общем-то, здоровы. Ведь приближается время вакцинации - и довольно сложной. В три месяца малыш должен получить прививки против крайне неприятных инфекций -дифтерии, столбняка, полиомиелита и коклюша. Первые три заболевания продолжают оставаться смертельно опасными даже сейчас. Коклюш, конечно, не столь ужасен, но тоже ничего хорошего собой не представляет. С другойстороны, общепринятая ныне технология вакцинации против вышеозначенных инфекций не гарантирует от ряда неприятных, хотя и редких послепрививочных осложнений. И потому родителям не помешает побеседоватьс опытным специалистом.
Малыш по-прежнему продолжает расти - и хотя он делает это уже несколько медленнее, чем в предыдущие месяцы, темпы ростаи развития остаются все еще очень высокими. К концу четвертого месяца жизни
масса ребенка увеличивается в среднем на 750 -800 граммов, окружность головы становится больше на 1-1,5 сантиметра, а груди - на 1,5-2 см. Линейный же рост ребенка увеличивается в среднем на 2,5 сантиметра.
Неутомимо развиваются аналитические центры головного мозга и вся нервная система в целом - для того, чтобы убедиться в справедливости этого утверждения, достаточно сравнить навыки и умения четырехмесячного малыша с теми, что свойственны детям третьего месяца жизни. Конечно, мощность, с которой функционируют анализаторы ребенка этого возраста далека от 100% - например, органы слуха малыша пока что "умеют" дифференцировать лишь звуки, различающиеся между собой на несколько целых тонов, в то время, как годовалый ребенок улавливает разницу в десятые доли тонов. До сих пор еще не "заработала" в полном объеме возможность стереоскопической оценки окружающего пространства, только-только начался процесс тонкого распознавания запахов... Но в целом умения и навыки четырехмесячного малыша несравненно совершеннее и разностороннее, чем те, что имелись на момент рождения.
Растут исовершенствуются также и другие органы и системы ребенка - масса легкихв этом возрасте уже почти в два раза превышает таковую у новорожденных,и примерно во столько же раз увеличивается площадь легочной поверхности, на которой происходит газообмен в процессе дыхания. В 1,5 раза по сравнению с периодом новорожденности увеличились размеры поджелудочной железы, масса печени стала больше на целых 40-50 граммов... Малыш стал гораздо лучше справляться с перевариванием пищи - теперь он может спать практически всю ночь, поднимая родителей лишь на заре (кушать потому что хочется. Кстати, теперь у ребенка уже имеется более или менее оформленное представление о времени суток: по крайней мере день от ночи он уже отличает и суточные ритмы с соответствующими пиками и спадами активности ему также хорошо знакомы.
Анатомический и физиологический "прорыв", который совершила центральная нервная система ребенка в предыдущие три месяца, требует адекватной развивающей нагрузки - так что у неравнодушных родителей-энтузиастов забот в это время явно прибывает. Нужно осваивать новую массажную технику, новый гимнастический комплекс, интенсифицировать и усложнять стимулирующие воздействия на нервно-психическую сферу малыша. А это требует времени и сил - так что крепитесь, дорогие папы и мамы... В утешение можно сказать только одно: по сравнению с последующими нагрузками на Вас, нагрузки нынешние очень скоро покажутся незначительными
С диететикой же пока что все обстоит по-прежнему: четвертый месяц жизни не подразумевает введения в рацион малыша принципиально новой пищи - чего бы там не было написано на этикетках и упаковках продуктов детского питания.
После внутриутробного развития и появления на свет малыш начинает привыкать к условиям новой жизни. После первых 2 месяцев, организм продолжает стремительно развиваться: набирает в весе, изменяются нормы питания, сна и бодрствования. Каждый месяц кроха познает что-то новое, обретает новые навыки и умения. От того, как развивается ребенок в 3 месяца, многое зависит от его родителей. Итак, рассмотрим основные достижения трехмесячного карапуза, что он умеет делать, и когда необходима консультация специалиста.
Малышу 3 месяца: что должен уметь?
Педиатры считают, что третий месяц жизни грудничка является одним из переломных в его психомоторном развитии. Это время, когда наступает активная фаза изучения внешнего мира.
Происходят изменения в психическом, физическом, физиологическом и эмоциональном этапах становления маленькой личности.
В 3 месячном возрасте ребенок много чего умеет:
- рассматривает игрушки и уверенно удерживает пальчиками ручек;
- умеет фокусировать взгляд, внимательно следит за движущими объектами, узнает родителей, особенно маму;
- привыкает к установленному распорядку сна, бодрствования и кормлений;
- любит тянуть в рот свой кулачок и все, что попадает в его маленькие руки;
- умеет приподняться, опираясь на локти, переворачиваться со спины на бок;
- издает звуки и начинает гулить;
- научился уверенно удерживать голову в положении «лежа на животе»;
- если младенец чем-то недоволен, проявляет эмоции: громко плачет, смеется, внимательно слушает музыку;
Физическое развитие: рост и вес
Ежемесячные плановые осмотры у педиатра необходимы для наблюдения за физическим развитием маленьких детей. Существуют определенные показатели нормы веса, роста, окружности груди и головы, как для мальчиков, так и девочек.
Развитие ребенка в 3 месяца протекает очень интенсивно. По медицинским меркам, при весе крохи: 5600 и росте 59 см, средние показатели окружности головы составляют 38-39 см.
При нормальном развитии, его масса тела находится в пределах 800-900 грамм, а рост увеличивается на 2-3 см. Более подробно о физических изменениях трехмесячных детей смотрите в таблице.
Мамочкам не стоит падать в панику, когда они заметили небольшие отклонения в недоборе веса или роста ребенка. Если он находится в хорошем настроении, активный, хорошо кушает и сладко спит, а также у него нормальная консистенция кала, значит, нет причин для особого беспокойства.
На показатели физического развития ребенка в 3 месяца влияют множество факторов:
- генетическая наследственность;
- способ питания (грудное или искусственное);
- врожденные патологии и другие объективные причины.
В любом случае, заключение, о наличии или отсутствие у ребенка каких-либо проблем в развитии может дать только специалист.
Изменения в физиологии
Что касается физиологического развития ребенка на третьем месяце, то здесь можно выделить следующие особенности:
- благодаря быстрой адаптации подкожной жировой ткани к внешней среде, происходят позитивные изменения в организме: появляются складочки под коленками, локтевыми сгибами, вокруг шеи, тело становится мягким, а лицо приобретает округленность;
- гипертонус мышц, который присутствовал в первые два месяца уже прошел и ребенок готов учиться новым достижениям. Он уже умеет переворачиваться на животик и обратно на спинку и уверенно удерживать голову. Постепенно развивается мелкая моторика, любопытный младенец трогает и тянет в рот все, что попадает на его пути;
- происходит развитие пищеварительной системы. Увеличивается объем употребляемого молока либо специально адаптированной смеси для малышей «искусственников». Суточная норма молока на грудном вскармливании достигает 900 мл. Недоношенным детям и с ослабленным иммунитетом дополнительно назначаться витаминотерапия против рахита.
- Одним из показателей нормальной работы желудочка является стул ребенка. Испражнения в 3 месяца становятся регулярными (от 2 до 5 раз в сутки) и однородными.
Зрение
Как же развивается зрительное восприятие в 3 месячной крохи? В этом возрасте дети четко фокусируют взгляд на предметах, которые находятся вблизи и следят за удаленными предметами в комнате. Ребенок все меньше косит глазками и часто концентрирует внимание на одном объекте, может подолгу задерживать свой взгляд, рассматривая и изучая незнакомые предметы.
Мама может заметить, как во время кормления ее маленькое чадо пристально смотрит в ее глаза и лицо. Если взять в руки яркую игрушку и перемещать: вверх-вниз, влево-вправо, то ребенок будет следить глазками, как в вертикальном, так и горизонтальном направлениях.
На 3 месяце развития малыш различает не только голоса, но и также узнает маму и папу.
Важно знать! Если у трехмесячного грудничка наблюдается легкая несимметричность взгляда (косоглазие), без видимых двигательных нарушений глазных яблок относительно вертикали и горизонтали, волноваться не стоит. Это естественное явление не является патологией и характерно всем маленьким деткам. Ближе к 4 месяцу развития «мнимое косоглазие» самостоятельно исчезнет.
Слух
Развитие слуха в 3 месячного ребенка значительно увеличивается. Если погреметь игрушкой, включить тихую музыку, то малыш сможет определить, откуда идет звучание или находится источник звука.
Также, к концу третьего месяца кроха хорошо распознает голоса родителей и посторонних лиц. Стремясь увидеть источник, он быстро и безошибочно поворачивает голову в сторону, где услышал звуковой фон говорящего человека.
Как развить слух у ребенка?
Умение различать и определять звуки помогает крохе лучше воспринять окружающий его мир. Чтобы помочь малышу в развитии органов слуха, родители должны этому способствовать.
- соблюдать интонацию, (разговаривать нежным тоном);
- проявлять эмоции, нежность и ласку;
- включать аудиозаписи с классической музыкой;
- использовать развивающие игрушки и звонкие погремушки;
- постоянно общаться, читать книги и детские сказки.
Развитие слухового внимания должно находиться под постоянным наблюдением за малышом. Насколько он хорошо слышит, могут определить сами родители, если проявят бдительность. В случае плохого восприятия звука, срочно обращаться к детскому педиатру.
Питание и сон для ребенка 3 месяцев
От правильно составленного режима дня зависит не только время бодрствования, но также, сколько спит и ест 3 месячный ребенок. Не у всех детей распорядок одинаковый, все зависит от особенностей их индивидуального развития.
В 3 месяца, сон и кормления малыша – составляют основную часть дневного распорядка. В отличие от 2 месяцев, трехмесячный ребенок должен спать:
- днем (4/2) – общее время, не более 7-8 часов;
- ночью – до 10 часов;
- общее время сна в течение суток – 17-18 часов.
Рассмотрим основные нюансы кормления на третьем месяце жизни малыша.
В этом возрасте педиатры не советуют докармливать кроху или переводить на прикорм. Основной источник питания – это грудное молоко, которое содержит все полезные вещества необходимые для правильного развития и роста детей.
В 3 месяца можно постепенно переводить ребенка на почасовое кормление. При грудном вскармливании распорядок приема еды следующий: 6.00, 9.30, 13.00, 16.30, 19.00 и перед сном 22.00 час. Такой график еды подходит и для малышей находящихся на искусственном кормлении.
На третьем месяце, многие кормящие женщины испытывают трудности с кормлением грудью, так называемый «лактационный кризис». Маме кажется, что приливы молока значительно сократились и ребенок голоден. Некоторые не проконсультировавшись с педиатром, начинают докармливать и допаивать кроху, чего делать категорически нельзя.
Совет! Специалисты по грудному вскармливанию в этот кризисный период рекомендуют кормящим мамочкам употреблять лактационные чаи, меньше нервничать и как можно чаще прикладывать грудного ребенка к груди. Таким образом, молочные железы начнут отдавать молока больше. Лактационный промежуток длиться не более 3-5 дней, после чего все становится на свои места и возникшие проблемы отпадают.
Занятия на развитие и игры
Для гармоничного развития ребенка 3 месяцев следует уделить время на забавные игры и занятия. Игровая деятельность не должна раздражать кроху и доставлять ей дискомфорт. Развивающие игры и гимнастические упражнения, направленные на развитие зрительных, осязательных и двигательных способностей лучше проводить, когда ребенок бодр и находится в приподнятом настроении.
Превратите картины и рисунки на стенах в развлекательную игру. Познакомьте малыша с изображениями, поочередно рассказывая, что изображено на картине. Если это сказочные персонажи или животные – озвучивайте, это будет еще больше завораживать ребенка.
Для развития взгляда можно использовать яркий мячик или воздушный шарик. Перемещайте предметами поочередно в разные стороны. Кроха любит смотреть за движением объектов и будет учиться концентрировать (задерживать взгляд) на них свое внимание.
Подвесные погремушки, пищалки и музыкальные игрушки способствуют быстрому развитию слуха у ребенка. Их развешивают над манежем или кроваткой так, чтоб младенец смог прикоснуться и услышать звук.
В возрасте 3 месяцев у детей начинает развиваться речь. Поэтому с ребенком нужно чаще разговаривать, например: читать потешки, петь песенки, произносить несложные предложения (мама, папа, б-б-б, а-а-а, у-у-у).
Игры для ребенка в три месяца не должны быть сложными и утомительными. Общение должно происходить в спокойной обстановке, без резких эмоций. Ведь для каждого малыша, чувство безопасности, любви и забота – это нечто больше, чем освоение умений и навыков.