Ребенок 1 год мычит не говорит. Если в год ребенок не говорит: что важно знать. Факторы, играющие роль в формировании речи
Вашему ребенку исполнился 1 год. У других дети разговаривают, а Ваш малыш молчит. Если повод волноваться? Нарушение речи сегодня встречается очень часто. У многих детей задержка речи до 4 лет. А после очень быстро развивается речь. Почему ребенок не говорит в 1 год? Существует несколько факторов и об этом следующая информация.
Нарушение речи из-за физиологических особенностей – это основная причина. Ребенка надо обследовать и выявить, какие внутренние органы больны. Из-за заболевания этих органов происходит торможение памяти, внимания и речи.
Недостатой к малышу, тоже может стать торможение и отсутствие речи. Ребенок должен постоянно получать общение. Это ему поможет приобрести новый опыт в жизни. Родителям надо следить за развитием своего ребенка и развивать его способности.
Отсутствие контакта со сверстниками , несомненно, влияет на отставание в развитии речи. Ребенок должен иметь общение со сверстниками. Он уже будет анализировать, что дети, которые его окружают — делают. Если он этого еще не умеет, то будет копировать детей и подражать им. Общаясь с детьми нормального поведения, Ваш малыш как губка, скопирует модель поведения и сам будет себя так вести. Поэтому выбирая компанию для его общения, обратите внимание — какие дети по характеру. Если есть агрессивные: топающие ногами, визжащие, с отклонениями психики – не желательно, чтобы Ваш ребенок находился с ними рядом. Завтра он тоже будет топать ногами, и кататься по полу с истерикой.
Испуг , который перенес ребенок, также может способствовать задержке речи. Испуг может вызвать: укус собаки, увиденный пожар, присутствие при драке, авария. Не ссорьтесь, в присутствии ребенка – это может повлиять на его психику, и он не будет разговаривать. Если Вы его несправедливо наказываете – эффект тот же.
Что необходимо предпринять родителям, у которых не говорит ребенок в 1 год?
Первое. Показать ребенка педиатру и пройти обследование. Если нет отставания в умственном развитии и физиологических заболеваний, то можно самим справиться с этой проблемой.
Второе. Ребенок в возрасте одного года очень активен. Он стремится познать мир, ему все интересно, все надо потрогать и пощупать. Если Ваш ребенок часами сидит и ни на что не реагирует, то на это надо обратить внимание. Ребенок начинает познавать мир через игрушки, и если их ему не хватает, также возникает отсутствие речи, он отстает в развитии.
Третье. Нужен постоянный контакт с ребенком. Ваше общение с ним должно происходить в форме похвалы, ласки, играйте с ним. Не наказывайте, когда он балуется. Этим он хочет обратить внимание на себя и вызвать Вас на общение с ним. Больше с ним разговаривайте, чтобы ребенок стал понимать, что для того чтобы его услышали – он должен сказать необходимое слово.
Четвертое. У ребенка должны быть книги, различные конструкторы, с помощью которых он будет развиваться. Дети любят рисовать. Чем раньше Вы дадите ребенку в руки карандаш, тем лучше у него будет подчерк. Раскрашивая картинки, он изучит цветовую гамму. Будет знать, что небо –синее, облака белые, трава – зеленая, а солнце – желтое. Меньше ребенка оставлять у телевизора. Современные мультфильмы про вампиров и бетманов, воздействуют на психику негативно. И ребенок на всю жизнь сможет замолчать. Советские мультфильмы, которые с доброй тематикой, иногда можно показывать ребенку. И учить повторять, что говорят птички, или ослик. Так ребенок быстрее заговорит.
И последнее. Ваш ребенок обязательно должен общаться со сверстниками. В компании детей он быстрее заговорит.
Какая мама не пристает к ребенку со словами: «Ну, скажи МА-МА!» Без сомнения, нам хочется, чтобы наши дети поскорее заговорили, поскорее пошли, научились самостоятельно кушать… мы торопим время, желая увидеть успехи и достижения своего чада, хотя каждый день и так полон свершений. А еще мы склонны сравнивать своих детей с их ровесниками на площадке. Однако стоит ли зацикливаться, что ваш малыш в чем-то «отстает» от сверстников?
В этой статье мы обсудим ситуацию, когда ребенок в год не говорит. Вообще понятие «не говорит» достаточно размытое. Речь идет о полном молчании или о недостаточном наборе слов, а может об отсутствии целых предложений? Давайте узнаем, как развивается речь годовалого малыша, что этому способствует, и выясним, стоит ли бить тревогу.
Этапы развития речи
Хотя речевое развитие индивидуально, существуют определенные нормы, служащие ориентиром для педиатров, что формирование речи проходит успешно. И если первые 2 месяца младенец умеет лишь кричать с различными интонациями так, что мама понимает, чего он хочет, а к третьему месяцу появляется гуление, агуканье (именно его мы называем детским лепетом), то к полугодию ребенок делает большой прорыв: он учится издавать звуки. Обычно это простые сочетания, типа «ба», «бу», «ма», «ка», со временем переходящие в своеобразную песенку «ба-ба-ба-ба, та-та-та-та» и т. п.
В 8 месяцев ребенок очень хорошо откликается на свое имя и готов «общаться» с родителями на своем языке. И хотя пока его слова состоят из однообразных простейших звуков, пассивный словарный запас пополняется с каждым днем. Малыш улавливает связь между названием предмета и его предназначением.
Первые осознанные слова появляются, как правило, к 11 месяцу. Они просты и означают самое дорогое, самое необходимое для малыша. Он учится говорить «мама, папа, дай, на, баба». К году словарный запас составляет около 10 слов «первой необходимости», включая звукоподражания типа «би-би», «мяу», «гав-гав».
Родители с нетерпением ждут от крохи первых слов
Факторы, играющие роль в формировании речи
На развитие речевых навыков влияет множество факторов. Все они в той или иной степени могут оказывать влияние на то, когда карапуз начнет говорить.
- Правильное физиологическое развитие. Это один из самых важных критериев для формирования навыков речи. Так, если у ребенка проблемы со слухом, он не может адекватно оценивать услышанную речь, а значит, не сможет ее воспроизвести. Зрительные нарушения также негативно сказываются на развитии, ведь малыш внимательно наблюдает за артикуляцией взрослых, как двигаются их губы при произношении слов. Наконец, группа неврологических нарушений, способствующая отставанию в психическом развитии, нередко приводит к задержкам речи.
- Генетика. Наследственный фактор немаловажен. Если один из родителей долгое время был молчуном, вполне возможно, что его дети тоже поздно заговорят.
- Половая принадлежность. Считается, что девочки учатся разговаривать быстрее мальчиков, у них более богатый словарный запас, однако они долгое время используют лишь слова, обозначающие предметы. Мальчики же, отмолчавшись, начинают говорить предложениями, используя глаголы, местоимения и т. д.
- Личные интеллектуальные способности. Надо признать, что умственные способности малыша зависят не только от заложенных в него склонностей, но в большей степени от того, насколько в нем развивают желание познавать что-то новое. Если в семье спокойная атмосфера, с ребенком помногу общаются, то у него будет тяга к новым открытиям. Итак, внимание родителей влияет в какой-то степени на интеллект их чада.
- Правильная мотивация. Зачем напрягаться и учиться говорить, если родители по первому писку дают все, что нужно, безошибочно угадывая желания? Правильно, не зачем. Поэтому малыш может просто лениться говорить. Так что, если в 9 месяцев нормально подавать ребенку желаемый предмет или кормить тем, на что он показывает, то к полутора годам нужно настойчиво предлагать ему обликать желаемое в словесную форму.
- Общительное окружение. Современные технологии предлагают родителям многочисленные гаджеты типа радионянь, телефонов с записанными сказками, мобилей, качелей с различными голосовыми функциями, не говоря уже о компьютерах, планшетах и т. п. Однако ничто не заменит живого общения с родителями, через которое передаются эмоции, духовная связь, где малыш может наблюдать за мимикой и жестами и получать ответы на вопросы, волнующие его сейчас. Просто слушая запрограммированную речь, нельзя удовлетворить потребностей малыша.
- Медвежьи услуги пустышки. Было замечено, что пустышка никак не стимулирует быстрейшее речевое развитие, а даже тормозит его. Ребенок с пустышкой во рту испытывает эмоциональное удовлетворение и часто «уходит в себя». Более того, соска после 2-х лет способствует формированию неправильного прикуса, что также негативно сказывается на произношении шипящих и свистящих звуков.
- Слишком много информации. Стремление воспитать гения может сыграть злую шутку. Если ребенок не овладел еще элементарными навыками общения, а его водят на всевозможные секции, занимаются с ним изучением иностранных языков, учат азбуке и счету, у крохи возникает перегруз. Вначале ему нужно представить мир на понятном ему языке, где даже сложные вещи будут звучать просто и где кроха будет исследовать не абстрактные, ничего не значащие в данный момент цифры, а предметы, которые его окружают каждый день: вещи в доме, детская площадка, его собственное тело, растения и деревья, еда и т. п.
- Малыш из двойни. Двойняшки - особые детки. Им не скучно вдвоем, и они могут часами разговаривать друг с другом на своем языке, поэтому потребность переходить к нормальной речи у них появляется позже.
- Стрессовый фактор. Крики, ссоры, насилие в семье, переезд, долгое отлучение от родителей - все это может негативно отразиться на психике малыша. В итоге ребенок становится замкнутым, плохо спит, капризничает. Поэтому важно, чтобы подрастающее поколение росло в спокойной обстановке.
Почему малыш молчит?
Итак, развитие речи никогда не рассматривается профессионалами отдельно от иных показателей формирования. Если ребенок в год реагирует на разговор близких (поворачивает голову в сторону говорящего, кивает утвердительно или отрицательно на вопрос, отзывается на свое имя), лепечет на своем языке (пусть не совсем похожем на нашу речь), берет пальчиками мелкие предметы и в игре повторяет простые действия (кормит куклу, гладит мишку, катает машинку) - скорее всего, речь немного запаздывает, но это не страшно.
Когда нужно беспокоиться? Если были замечены какие-либо отклонения или родители просто переживают, что их чадо мало говорит (а может, и совсем молчит), было бы правильно показать кроху педиатру и неврологу, а также исключить зрительные и слуховые нарушения. К дефектологу и логопеду обычно обращаются не раньше чем в 2 года.
Как понять, что у ребенка проблемы со слухом
Понаблюдайте, как ребенок реагирует на звуки бытовых приборов, человеческие голоса, шум на улице. Поворачивается ли он к вам, когда вы зовете его, стоя у него за спиной. Если были замечены хоть малейшие отклонения, запишитесь на прием к сурдологу. Сегодня слух можно обследовать даже у новорожденных, ведь существуют специально разработанные аудиограммы для разных возрастов. Помните, что даже незначительное снижение слуха может плохо сказаться на речевых способностях ребенка.
Существуют разные способы проверить слух. Один из них - сделать аудиограмму
Как «разговорить» кроху
Все же многое для развития речи могут сделать сами родители. Что им в этом поможет?
Все время говорите
Общение - социальный навык. Поэтому чем больше вы будете говорить со своим чадом, тем большая вероятность, что он быстрее освоит язык. Не спеша проговаривайте все действия, особенно бытовые, повторяющиеся изо дня в день. Например, идя утром умываться, можно сказать следующее: «Пойдем сейчас умываться, умоем личико, чтобы оно было чистеньким. Давай откроем водичку, поворачивай краник, вот так...водичка прохладная, умоем Ванечке глазки, носик, ротик, вытрем лицо полотенцем...Молодец. Теперь пойдем кушать».
Важно устанавливать связь между словами и говорить о качествах предметов. Например, чай горячий, пахнет; травка мягкая, зеленая; молочко белое, вкусное и т. д. Очень хорошо, если карапуз, изучая предметы, может их потрогать. Так, когда ему показывают дерево, и при этом он дотрагивается до его коры, то получает больше информации о его структуре. Простым языком рассказывайте крохе, как прошел ваш день, вспоминая события, которыми он был наполнен.
Отвечайте на вопросы крохи, пусть даже они пока звучат не в форме слов
Не сюсюкайтесь
Специалисты по развитию речи утверждают, что сюсюканье мешает ребенку правильно повторять сказанное. Поэтому родители, являющиеся эталоном для подражания в речи, должны произносить слова правильно, не шипилявя и не искажая их.
Однако не стоит путать сюсюканье с так называемым языком нянь. Речь идет о звукоподражательных словах, когда пока еще «сложные» слова заменяются на простые слоги, к примеру, упал - бух, пойдем кушать - ам-ам, кошка - кися, машинка - биби.
Любимая буква «Ы»
Иногда можно услашыть от мамы: «Мой научился ыкать, ходит и на все предметы тыкает пальцем». Хотя некоторых бесконечное «ы» может раздражать, на самом деле это скачок в развитии. «Ы» ‒ это интерес к окружающему миру, жадный вопрос «Что это?». Ни в коем случае не ругайте кроху за ыканье. Напротив, насколько возможно, подробно объясняйте названия и предназначение предметов, поймав взгляд малыша на них.
Чтение книжек
Красочные, хорошо иллюстрированные книги непременно должны быть в доме. С помощью их чтения создается атмосфера уюта и тепла. Усадив малыша на колени, рассматривайте с ним картинки в книжке, просите ребенка показать, где зайчик, где мишка, что котик кушает, начиная с 8 месяцев он с удовольствием будет участвовать в процессе, указывая пальчиком на главных героев. Зрительное восприятие услышанного помогает задействовать воображение. Деткам нравятся стихи К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто.
Дети очень любят, когда им читают
Роль игры и потешек
В форме игры можно не только развивать речь, но и добиться от ребенка желаемого результата. Например, если кроху трудно накормить, читайте во время обеда потешки в стихотворной форме, хотя бы ту же сороку-ворону. Дети с жадностью впитывают рассказываемые взрослыми стишки. Потешки пригодятся и вместо лекарства, когда нужно успокоить плачущего малыша, и в качестве ритуала перед отходом ко сну. Так что родителям было бы неплохо выучить несколько таких стишков.
О развитии мелкой моторики
О том, что развитие речи связано с тренировкой пальчиков, давно уже знают во всем мире. Поэтому пальчиковые игры, направленные на развитие мелкой моторики, необходимы для годовалого малыша. Необязательно покупать дорогие развивающие игрушки, ведь вполне может хватить и подручных средств. Например, дети любят откручивать и закручивать крышки на бутылках и банках (конечно же, в целях безопасности такие «игрушки» должны быть из небьющегося материала), рвать все, что рвется и рассыпать все, что рассыпается.
Креативное развитие мелкой моторики
Играть с крупами - одно удовольствие. Можно смешать в миске фасоль и горох, а затем предложить ребенку рассортировать их. Также детям нравится цеплять разноцветные прищепки на миску или какой-либо другой предмет. Главное, чтобы во время таких игр кто-то из взрослых всегда был рядом и следил за безопасностью. Ведь маленькие непоседы так и норовят засунуть себе что-нибудь в рот или, еще хуже, в нос, или опрокинуть на себя поднос с крупой.
Итак, в большинстве случаев ситуация, когда ребенок в год не говорит или использует совсем мало слов, вполне нормальна. Родителям нужно запастись терпением, а также делать со своей стороны все необходимое для полноценного развития малыша: читать ему книжки, разговаривать, петь песенки, помогать познавать окружающий мир. И совсем скоро ваш молчун превратится в маленького почемучку, так что приготовьтесь отвечать на множество вопросов, поверьте: их у него накопилось достаточно.
Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы - от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.
Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.
Причина 1. Индивидуальный темп
Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.
Такая задержка развития речи так и называется - темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.
Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!
Причина 2. Отсутствие необходимости
Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.
Причина 3. Педагогическая запущенность
Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.
Причина 4. Двуязычная семья
Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.
Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.
Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка
К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.
Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.
Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.
Причина 6. Негативизм у ребенка
Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.
Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату - малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.
Причина 7. Генетическая предрасположенность
Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность - великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.
Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.
Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери
Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.
Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов - от невролога до дефектолога.
Причина 9. Нарушения слуха
Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.
Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.
Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы
Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.
Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.
Причина 11. Алалия
Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.
Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.
Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка .
Причина 12. Проблемы интеллектуального развития
Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.
Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения .
Большинство новоиспеченных мам находятся в постоянных переживаниях о том, когда их дети начнут улыбаться, держать головку, смеяться, переворачиваться, сидеть, ползать, ходить. Обычно, когда ребенку исполняется 1 год, страхи за физическое развитие малыша уже позади. Но начинается новый этап - родители начинают всё внимательнее наблюдать за развитием речи своего малыша. Даже зная, что ребенок никому ничего не должен, зачастую родители сравнивают свое чадо с другими детьми - "А вот у Маши дочка в год говорит уже 20 слов, а наш всё мычит!"
Нормы речевого развития
Существуют нормы физического и психомоторного развития, на которые ориентируются педиатры. Согласно отечественной методике оценки показателей нервно-психического развития, ребенок:
- в 1-2 месяца может кричать с разной интонацией (крики радости и неудовольствия);
- в 2-3 месяца агукает и "гулит" - это переход речевого аппарата от крика к лепету;
- в 5-6 месяцев начинает издавать лепетные звуки, повторяя за мамой, или самостоятельно (ба, бу, па, ма), звуки могут повторяться; в это же время узнает собственное имя, различает добрые и сердитые интонации;
- в 7-10 месяцев активно лепечет - повторяет за мамой различные звуки и слоги (а-а-а; о-о-о; ка; ма-ма-ма; ба-ба-ба; па-па-па);
- в 11 месяцев произносит первые слова (мама, папа, баба, кака, ав-ав, дай);
- к 12 месяцам имеет небольшой набор простых слов. Это могут быть "мама", "папа", "тетя", "дядя", "баба", "бух", "дай", "на", "ам" и различные звукоподражания типа "мяу", "му", "га-га-га". По разным данным, норма количества слов в 1 год - от 2 до 10.
Отличие лепета от лепетных слов в том, что слово обязательно обозначает что-то конкретное, ребенок вкладывает в него некий смысл, в то время как лепет - это набор звуков, которые ребенок только учится говорить, и поэтому повторяет их, "разговаривая" сам с собой или родителями. Лепетные слова состоят из одного-трех слогов, обычно одинаковых и открытых. Одно "слово" может иметь несколько обозначений, поскольку количество звуков, которые ребенок выговаривает, ограниченно. Например, "ка-ка" может подразумевать мусор, карканье вороны, качели (кач-кач) - и это уже будет не одно слово, а несколько. Если прислушаться внимательнее, можно различить, что произношение для разных слов будет отличаться. Также ввиду небольшого "жизненного опыта" малыш может называть одним словом все похожие для него предметы и явления - например слово "дядя" будет обозначать всех незнакомых людей, даже женщин, "биби" - всё, что имеет колеса - машину, велосипед, тележку.
Нужно ли беспокоиться, если ребенок в год не говорит?
Часто, слыша от мамы, что ребенок в 1 год не говорит, или говорит "мало" слов, врач своим вниманием к этому аспекту развития может вызвать у мамы беспокойство и даже страх, что ребенок отстает в развитии. Однако стоит заметить - профессиональный невролог, логопед, дефектолог, да и просто квалифицированный педиатр никогда не рассматривает речь отдельно от других показателей развития.
Если ребенок развивается нормально в области крупной (двигательные функции) и мелкой моторики (сформирован "пинцетный" захват), живо интересуется окружающим миром и не имеет в анамнезе факторов риска по задержке речевого развития (патологические роды, нарушения слуха и зрения), но при этом не говорит, паниковать не нужно! Для собственного спокойствия проконсультируйтесь с педиатром и неврологом - они оценят развитие ребенка в комплексе. Полностью полагаться на то, что ребенок заговорит сам, не стоит - конечно, это может произойти, но в настоящее время довольно распространены случаи задержки речевого развития, которые лучше предупредить, чем в дальнейшем пытаться исправлять последствия.
Не "говорить" в год - это нормально, важно следить за тем, чтобы годовалый ребенок:
- реагировал на речь окружающих, свое имя;
- выполнял подражательные игровые действия, демонстрировал понимание простых команд;
- издавал разные лепетные звуки, пусть даже вам кажется, что они не похожи на слова.
Активная речь начинает формироваться в 1-1,6 года, причем для каждого ребенка эти сроки индивидуальны.
От чего зависит, когда ребенок начнет говорить?
Ответ на этот вопрос неоднозначен.
В первую очередь, на развитие речи влияют физиологические факторы. Нарушения слуха не позволяют малышу правильно воспринимать речь и соответственно воспроизводить звуки. Плохое зрение так же, как и слух, мешает речи развиваться - ведь ребенок учится произносить звуки, глядя на движение губ окружающих взрослых. Также задержка речевого развития может быть вызвана родовой травмой при патологических родах (кесарево сечение, в частности, является фактором риска речевых нарушений), неврологическими проблемами, общей задержкой физического развития.
Если же не рассматривать случаи задержки речи, связанные с физиологией, на формирование речи у ребенка влияют многие факторы:
- Генетика . Часто задержка речевого развития может передаваться по наследству. Если кто-то из родителей молчал до двух или трех лет, велика вероятность, что и ребенок начнет говорить несколько позже положенных сроков. Однако это не означает, что играть и заниматься с ребенком бесполезно. Продолжайте как можно больше с ним разговаривать - пусть на первых порах он будет накапливать только пассивный словарный запас.
- Пол ребенка . Принято считать, что мальчики начинают разговаривать позже, чем девочки. В этом есть доля истины - речь у мальчиков формируется несколько позже, и задержки речевого развития случаются чаще. Но и в этом случае не стоит списывать "молчание" ребенка лишь на его пол. Также существуют некоторые различия в используемых мальчиками и девочками слов - для девочек характерно большее количество слов, обозначающих предметы и относительно позднее формирование фразовой речи, в то время как мальчики часто долго говорят "на своем языке", при этом рано начинают копировать слова, обозначающие действия, движения, в связи с чем "предложения" в их речи появляются сравнительно рано.
- Интеллект, умственные и познавательные способности ребенка - всё это зависит не только от наследственности и физиологических причин, но и (возможно даже в большей степени) от количества времени и внимания, уделенных ребенку, доверия его к миру, а следовательно, и желания этот мир изучать. Никогда не недооценивайте своего малыша - будьте с ним рядом, помогайте ему совершать новые открытия, разговаривайте как можно больше - для этого не нужны специальные пособия и игрушки для "раннего развития" и воспитания гениального ребенка.
- Наличие постоянного общения с родителями . Это, пожалуй, один из самых главных моментов в развитии речи. Однако в современных реалиях привычным становится использование таких игрушек и приспособлений по уходу за ребенком, которые позволяют оставить малыша одного, а самим заниматься делами. Поверьте, никакая игрушка, телевизор или гаджет не заменят голос мамы и мамины руки. Речь может развиваться только при постоянном взаимодействии ребенка со взрослым, причем не только словесном - здесь важны и жесты, и мимика, и интонации.
- Мотивация для развития речи . Поставьте себя на место малыша - если вы по одному движению руки сразу получаете желаемое, разве вам захочется напрягаться и называть окружающие предметы словами? Поэтому для ребенка важно не только иметь рядом любящих людей, но и встречать адекватное отношение к себе - гиперопека не принесет никакой пользы. Указательные жесты вполне нормальны для детей 8-месячного-годовалового возраста, однако к полутора годам стоит стараться стимулировать ребенка к обозначению желаемого в словесной форме.
- Перегруженность занятиями . Если вы пытаетесь научить азбуке, английскому языку и счету ребенка, который еще не говорит, возможно, последствия для его развития будут не такими, как вам бы хотелось. Такая нагрузка не соответствует уровню развития ребенка и может тормозить развитие речи. Психологи не рекомендуют перегружать мозг ребенка символами - малыш их, конечно, запомнит, но это помешает ему овладевать навыками, нужными именно в этот период.
- Использование ребенком пустышки . В случае если рот ребенка постоянно занят пустышкой, ему становится проще общаться с помощью жестов, либо он "уходит в себя". Поэтому малыш может начать разговаривать значительно позже. Также в случае долгого использования пустышки (больше двух лет) могут происходить нарушения прикуса, которые в дальнейшем будут влиять уже на качество речи - например, произношение свистящих и шипящих звуков. Если вы используете соску-пустышку в уходе за ребенком, постарайтесь отказаться от нее хотя бы к двум годам, а до этого времени используйте ее по минимуму (допустим, только на сон).
- Ребенок - один из двойни или тройни . Несмотря на то, что официально для двойняшек не существует особых норм, логопеды обычно отмечают более позднее развитие речи таких малышей. Дети из двойни долго общаются друг с другом на "своем" языке, т.е. у них отсутствует мотивация для перехода к "нормальным" словам. Родителям двойняшек стоит уделить развитию речи детей особое внимание.
- Пережитый ребенком стресс может отрицательно сказаться на развитии речи. Развод или ссора родителей, переезд, несправедливое наказание могут повлиять на психику ребенка, и это выразится не только в плохом сне и беспокойном поведении, но и в нежелании говорить.
Что делать, если ребенок в год не говорит или говорит "мало" слов? Как научить ребенка говорить?
В первую очередь, исключите физиологические причины неблагополучия речи - проконсультируйтесь с педиатром и неврологом. Скорее всего, если проблемы есть, вы уже об этом знаете, тогда именно специалист посоветует вам, как лечить ребенка, нужен ли особый массаж или медикаменты.
Если врач сообщит, что со здоровьем ребенка всё в порядке, то до двух лет главное, о чем вы должны позаботиться - постоянное общение с ребенком. Не злоупотребляйте пустышкой, если вы ей пользуетесь; не старайтесь развлекать ребенка мультфильмами - пользы для речи (не говоря уж о зрении и нервной системе) от них не будет. Часто родителям сложно общаться с малышом, который им не отвечает, так сказать, в одностороннем порядке. Но развитие речи - процесс постепенный, результатов занятий придется ждать несколько месяцев, но зато какую радость они вам принесут! Если же взрослые разговаривают только друг с другом, быстрый темп их речи не позволяет ребенку научиться повторять слова. Иногда родители, особенно если малыш первый, просто не умеют правильно разговаривать с ребенком. Но научиться этому несложно - необходимо постоянно проговаривать свои действия, описывать окружающие предметы, говорить с ребенком так, как будто он вам вот-вот ответит. Важно говорить медленно, акцентировать внимание малыша на своих губах (именно так дети и учатся произносить звуки), выделять простые слова, которые ребенок может повторить, интонацией. Очень полезно для развития речи чтение стихов и потешек, пение детских песенок. Телевизор и даже аудионосители никогда не смогут заменить для ребенка общение с мамой. Важно не сюсюкаться с малышом - вы должны быть для него эталоном правильной речи, однако применение простых звукоподражательных слов (упал - бах, машинка - биби, дудочка - дуду, рыбка плывет - буль-буль, кушать - ам) поможет ребенку скорее заговорить.
Чтение книг детям - важный элемент развития, ведь это одновременно и игра, и незаметное обучение. Прививать любовь к книгам нужно начинать как можно раньше - с 7-8 месяцев уже можно начинать читать вслух. Это создает теплую атмосферу в семье, помогает ребенку осваивать родной язык и усваивать новые понятия и образы. Читать нужно медленно, нараспев, выделяя интонацией простые слова, которые ребенок сможет повторить. Лучше всего ребенок воспринимает и запоминает звукоподражания ("мяу", "му", "гав-гав"), облегченные слова (машинка - биби, уточка - утя, дудочка - ду-ду, часики - тик-так) и слова-повторы (туда-сюда, тут как тут). Бывает, что годовалый ребенок не проявляет интереса к книге. Но даже если вам кажется, что ребенок не слушает, просто почитайте, сидя с ним рядом, или попробуйте заинтересовать его картинками в книжке. Обращайте внимание малыша на знакомые ему предметы на картинках, задавайте вопросы - "Что это? Что делает малыш? Что кушает котик? Есть ли у мишки рога?" На первых порах вы будете отвечать на них сами - это нормально, главное, чтобы ребенку было интересно.
Какие книги читать ребенку? Лучше всего для чтения самым маленьким подходят классические стихотворения - Чуковского, Барто, Маршака, Михалкова, Токмаковой. Выбирайте книги с яркими крупными иллюстрациями, картинками, в которых малыш узнает что-то знакомое ему (животных, маленьких детей, песочницу, игрушки, которые у него есть). Существуют пособия, направленные именно на развитие речи, вот некоторые из них:
- "Альбом по развитию речи для самых маленьких" (авторы С.В. Батяева и Е.В. Савостьянова),
- "Большой логопедический учебник" или "Уроки логопеда" (автор Е.М. Косинова)
- предметные и сюжетные картинки и карточки разных авторов
- серия книг "Первые фразы. Начинаем говорить" (автор Савушкин С.Н.)
- "Про зайку" (автор Генденштейн Л.Э.)
и многие другие.
Развитие речи неразрывно связано с формированием мелкой (тонкой) моторики, поэтому важность пальчиковых игр и игр с мелкими предметами неоценима. Бывает, ребенок не дает маме свои руки для "сороки-белобоки", и мама решает, что малыш для таких игр еще мал - но это не совсем так. Не настаивайте, а просто покажите движения игры сами. Постепенно малышу понравится, и он захочет повторить движения, пусть пока и по-своему.
Полезно для развития моторики рисовать пальчиковыми красками, лепить из соленого теста, давить пальчиками пластилин .
Мелкие предметы без присмотра давать, конечно, не стоит - велика вероятность, что они будут проглочены. Используйте для игр счетные палочки , прищепки , специально предназначенные для развития мелкой моторики игрушки - шнуровки , лабиринты , на прогулке знакомьте малыша с окружающим миром - разглядывайте и щупайте цветочки, камешки, веточки. Всё это благотворно повлияет на развитие речи ребенка. Если стадия, когда малыш тащит всё в рот, прошла, начинайте играть с фасолью, макаронами, пуговицами - но быть рядом при этом обязательно!
Очень полезны для развития речи упражнения артикуляционной гимнастики , самые простые можно делать и с годовалым ребенком. Покажите малышу, как улыбается лягушка - растяните губы в улыбке как можно шире, какой у слона хобот - вытяните губы вперед, изобразите рычащего тигра, бегемота, который широко открывает рот, кошку, лакающую молоко, поцокайте язычком, как лошадка. Сначала ребенок будет с интересом присматриваться к вашим действиям, а вскоре захочет и повторить их. Подуйте с ребенком в дудочку или на одуванчик, оближите губки после вкусной кашки. Эти незамысловатые упражнения (вы можете придумать их и сами, а можете воспользоваться примерами из книг или интернета) не только помогут развиться артикуляционному аппарату ребенка, но и станут приятной и полезной частью вашего с ним общения, ведь жесты, мимика и звуки при формировании речи важны не меньше, чем слова.
Если ваш малыш упорно молчит, не сердитесь на него и не говорите постоянно: "Скажи", "Повтори" - это только вызовет стойкий речевой негативизм. Нельзя заставлять говорить точно так же, как нельзя заставлять есть насильно. Отпустите проблему, продолжайте разговаривать, играть и заниматься с ребенком - пусть это приносит вам радость! Постепенно вы увидите результаты своих усилий, и они окупят все былые переживания. Желаем вам успехов в занятиях с ребенком – пусть уже скоро ваш монолог превратится в диалог!
Фото из фотобанка Лори