Умственное воспитание детей как показатель их интеллектуального развития. Развитие ребенка
екатерина манжосова
Статья для воспитателей «Умственное развитие детей»
Статья «Умственное развитие »
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна .
Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников , Н. Н. Поддьяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремится к исчерпающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания .
Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка. На умственном развитии ребёнка сказывается и биологические факторы : строение мозга, состояние анализаторов, изменения первой деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.
Об умственном развитии ребёнка судит по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие , память, мышление, воображение, внимание, по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребёнка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум . В дошкольном возрасте с большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.
Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от и комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и она бучение .
Умственное воспитание планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.
Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие , способствует ему. В дошкольные года наблюдается более высокие темпы умственного развития , чем в последующие возрастные периоды. Основная особенность умственного развития ребёнка дошкольного возраста – преобладание образовательных форм познания : восприятия , образовательного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.
Умственное воспитание ребёнка , как подчёркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития , от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик. И на самом деле познавательные процессы, которые развивают у ребёнка , проявляются в различных видах деятельности. Таким образом, умственное воспитание , имея своей целью воздействие на ум, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии , приобретения привычки к здоровому образу жизни.
Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир. Маленький ребёнок познаёт окружающий мир в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления . При помощи восприятия ребёнок познаёт внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину) . Отражение этих свойств в мозге создаёт образ предмета. Благодаря мышлению ребёнок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно- следственные, временные, количественные) .
Для полноценного умственного развития ребёнок первых лет жизни необходимо заботится о развитии его восприятия и мышления . В связи с этими важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются :
Сенсорное воспитание (развитие ) ;
- развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).
Становление речи.
Умственное воспитание детей этого возраста направленно на формирование познавательных мотивов, поэтому одна из его задач : - воспитание любознательности , познавательных интересов.
Так же можно сказать, что умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх (подвижных, дидактических) заключены разнообразные знания, мыслительные операции умственного действия , которые дети должны освоить.
В умственное воспитание входят и творческие игры они по своей природе отобразительные в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. Что касается продуктивных видов деятельности (труда, конструирования, изобразительной деятельности) они обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребёнок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы её организации. В этом и заключается умственное развитие детей дошкольного возраста.
Список используемой литературы :
1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учеб., пособие для студентов. М.: 2000г.
2. Усова А. П. Обучение в детском саду, 3-е изд., М.: 1981г.
Умственное развитие каждого ребенка происходит по индивидуальной схеме. Не существует детей с совершенно одинаковым развитием. Мозг ребенка развивается быстрее, когда к нему поступает какая-либо новая информация.
Типы умственного развития ребенка
В умственном развитии обычно выделяют 3 составляющих: эмоциональное, речевое и логическое развитие. Причем для каждого из них существуют свои этапы, так называемые «окна возможностей», во время которых эти навыки развиваются особенно успешно.
Развитие эмоций: от рождения до 18 месяцев.
Психологи считают, что 80% успеха человека в его профессиональной карьере зависят от его эмоционального развития. Эмоции (такие, как: чувство удовлетворенности, надежда, грусть, радость от общения с другим человеком и др.) начинают развиваться с самого рождения, и часто зависят даже от того, как хорошо накормлен был младенец. Хорошо развитый эмоциональный фон человека формирует у него хорошие моральные стандарты. И хотя эмоциональное развитие продолжается в течение всей жизни, основы его закладываются в соответствии с младенческим опытом. Вот несколько правил, благодаря которым можно ускорить эмоциональное развитие ребенка:
- Создайте вокруг ребенка благоприятную спокойную обстановку.
- Чаще улыбайтесь.
- Узнавайте и проговаривайте словами эмоции, испытываемые ребенком по тому или иному поводу.
- Утешайте ребенка, если тот чем-то огорчен.
- Объясняйте причину ваших отказов, а не просто говорите «нельзя!».
- Хвалите ребенка за хорошее поведение.
- Объясняйте ребенку, как его поведение влияет на окружающих.
Развитие речи: от рождения до 10 лет.
Дети рождаются со способностью к изучению любого языка. Чем больше с ребенком общаются, тем быстрее и лучше он научится говорить. Взрослый человек, изучая иностранный язык, не может с такой легкостью овладеть грамматическими и речевыми конструкциями, как это делает маленький ребенок. Вы можете ускорить овладение ребенком речью:
- Читайте ребенку книжки, начиная с самого рождения, не обращая внимания на то, понимает ли вас ребенок или нет.
- Всегда отвечайте на младенческий лепет и агуканье.
- Показывайте ребенку окружающие вас вещи и называйте их.
- Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.
- Объясняйте ребенку, что вы делаете в данный момент.
- Разучивайте с ребенком стишки и песенки.
- Начните учить ребенка иностранному языку, пока он еще маленький.
Математическое и логическое развитие: от 1 до 5 лет.
Навыки решения проблем тесно связаны с навыками зрения, слуха и осязания. Как это ни странно, но, согласно исследованиям, зачастую развитие математических способностей зависит от хороших музыкальных способностей. Стимулируя эти навыки, вы можете развить у ребенка хорошие логические и математические способности:
- Давайте ребенку играть с разными по форме, цвету и текстуре предметами.
- Давайте ребенку слушать классическую музыку.
- Давайте ребенку музыкальные игрушки и игрушки-пищалки.
- Повесьте зеркало напротив детской кроватки.
- Учите ребенка сортировать предметы по категориям (игрушки, изображающие животных, круглые предметы и т.д.)
- Играйте в математические игры.
- Купите ему конструктор.
Умственное развитие вашего ребенка
В зависимости от комбинации в развитии ребенка всех этих трех типов (речевого, эмоционального и логического), психологи выделяют несколько видов умственного развития ребенка:
Лингвистическое развитие.
Дети с сильным лингвистическим развитием имеют большой словарный запас, ясно выражают свои мысли и умело пользуются языком для достижения своих целей. С раннего возраста они любят читать, писать и рассказывать истории. Любят играть в игры со словами, обожают загадки, стихи и скороговорки. Такие дети склонны запоминать информацию, проговаривая ее вслух.
Логико-математическое развитие.
Даже будучи еще дошкольниками, такие дети проявляют рациональный, систематический подход к жизни. Они любят раскладывать и сортировать предметы, проводить эксперименты, находить связь между явлениями, наблюдать за проявлениями жизни и находить им место в своем мировоззрении. Обычно они быстро учатся считать (часто в уме). Хорошо играют в игры, требующие логического и стратегического мышления, например, в шахматы, шашки или карты. По мере роста они склонны увлекаться абстрактными понятиями, и зачастую задают вопросы с глубоким смыслом, например, «Существует ли время в реальности?» Любят работать с компьютером.
Пространственное развитие.
Дети с таким типом развития сразу узнают, если в их отсутствие в комнате что-то поменялось. У них очень развито чувство, благодаря которому они осознают связь между вещами, или то, как разрозненные вещи формируют единое целое. Такие дети ощущают себя единым целым с окружающим миром. Они склонны мыслить визуальными образами, и поэтому часто хорошо рисуют, конструируют, лепят или по-другому проявляют склонность к искусству. Бывают просто очарованы машинами или другими механизмами. Любят изобретать и способны руками сделать что-то буквально «из ничего». Быстро устают воспринимать слишком многословную информацию.
Музыкальное развитие.
Склонность ребенка к музыке становится очевидной еще в самом раннем возрасте. Дети с музыкальными способностями очень чувствительны к звукам окружающей среды и легко запоминают и воспроизводят ритмы и мелодии. Причем если некоторые из них хорошо играют на музыкальных инструментах, то другие довольствуются просто коллекционированием музыкальных записей и дисков. Зачастую таким детям бывает трудно сосредоточиться в тишине, если не играет какая-нибудь музыка.
Двигательное (кинестетическое) развитие.
Эти дети имеют редкую способность выражать свои чувства и контролировать себя посредством движения. Зачастую они становятся одаренными актерами, танцорами или спортсменами. Таким детям необходимо движение. Даже если их принуждают сидеть смирно – они начинают елозить, постукивать пальцами рук или ногами. Во время запоминания информации они трогают или передвигают какие-либо предметы. Свободное время посвящено физической активности – они бегают, прыгают, играют в мяч.
Межличностное развитие.
Такие дети исключительно хорошо и свободно общаются с другими людьми. Легко заводят друзей и вступают в социальные контакты. Они легко становятся лидерами в своей среде, и их часто привлекают к улаживанию конфликтов. Будучи прирожденными организаторами, эти дети много времени и энергии посвящают общественной деятельности, с легкостью привлекая к своим проектам других людей.
Внутри-личностное развитие.
Выражение «белая ворона» как нельзя лучше подходит к детям с высокой степенью внутри-личностного развития. Они очень сильно осознают свое внутреннее «я» и не особенно обращают внимание на то, что о них думают окружающие. Они живут по своим ощущениям и мыслям. Очень дорожат своим частным пространством, и активной общественной жизни часто предпочитают одиночество. И хотя такие дети обычно не очень «популярны» в общепринятом смысле этого слова, ими часто восхищаются и завидуют им благодаря их уверенности в себе, целеустремленности и одухотворенности.
Может быть, ваш ребенок – гений?
Согласно исследованиям, приблизительно 5% детей признаются высокоодаренными, или даже гениальными. Может быть, ваш ребенок – как раз один из них? Вот некоторые ранние признаки, которые могут свидетельствовать об особой одаренности дошкольника:
Ваш ребенок:
- быстро учится и легко запоминает новую информацию.
- кажется более зрелым для своего возраста.
- имеет большой словарный запас или уже самостоятельно читает.
- не признает авторитетов.
- экспериментирует при решении какой-либо проблемы.
- предпочитает друзей более старшего возраста.
- необычайно чувствителен.
- проявляет интеллектуальное любопытство.
- проявляет сострадание к людям и животным.
- любит головоломки и цифровые загадки.
- ему быстро наскучивает однообразная деятельность.
- очень энергичен.
Если у вашего ребенка наблюдаются некоторые из этих признаков, вы можете помочь ему развить его одаренность, вовлекая его в разнообразные сферы деятельности: искусство, спорт, математику и т.д.
Марина Аль-Рабаки
Биполярные ионизаторы:
Когда мы начинаем мечтать о своем ребенке, представлять, каким он должен быть, то прежде всего, видим его умным и красивым.
И если посредственная внешность ребенка не особенно нас волнует, то в умственных его способностях мы бы хотели быть уверены на все 100%.
Задержка умственного развития ребенка - самое большое и обидное огорчение для родителей. Очень часто из-за этого распадаются семьи.
У матери даже такой ребенок будет вызывать еще более острое чувство любви, а у отцов чувства противоречивые, вплоть до неприятия - ну, не может быть мой сын дураком.
А каково это - быть или слыть дураком? Все твои действия вызывают насмешки, тебя не боятся обидеть, ты всех раздражаешь.
Дети в начальных классах очень тонко чувствуют, кого любит и уважает учительница, и пренебрегают тем, кем она недовольна.
Ребенок замыкается в себе, предпочитает отмалчиваться, чтобы не сказать что-то невпопад и не вызвать обидный смех одноклассников. Молчит, когда не знает, молчит, когда знает. Поэтому кажется глупее, чем на самом деле.
Когда ребенок становится постарше, то все эти непрерывные упреки, наказания, плохая успеваемость так достают его, что он начинает протестовать - плохим поведением, враждебным отношением к школе, к обидчикам. Они ищут компанию себе подобных, но и там их используют и подставляют, и рано или поздно такие дети попадают в беду.
Именно задержка умственного развития чаще всего приводит к трудному поведению и к неврозам. И очень важно вовремя определить такую временную задержку умственного развития.
Наблюдение за развитием интеллекта у ребенка
Большая роль в этом принадлежит родителям. Уже с первых дней пребывания ребенка в школе надо следить за его настроением, за развитием отношений с детьми, чтобы вовремя отреагировать и уберечь психику ребенка от травмирования.
Да, вы работаете, на вас дом и множество других обязанностей, но что может быть важнее ребенка. Ведь речь не идет об умственной отсталости - речь о задержке развития, и задача родителей в том, чтобы этот сдвиг во времени не успел сделать из нормального ребенка с особенностями развития действительно умственно отсталого или безнадежного невротика.
Очень часто наблюдается позднее развитие интеллекта, но при этом его высокий уровень впоследствии.
Очень многое зависит от отношения к ребенку его первой учительницы, поэтому имеет смысл маме с ней подружиться. И речь не идет о грубом задаривании и задобривании, просто расположить к себе человека всегда полезно, а особенно, если у вас проблемный ребенок.
Только любящие, наблюдательные родители и искренне заинтересованные воспитатели и учителя могут оценить уровень умственного развития ребенка, а разово проведенная оценка умственного развития медицинским психологом не может дать реальной картины, потому что слишком много факторов будут влиять на оценку.
Ведь для ребенка визит к доктору уже стрессовая ситуация, которая, конечно же, повлияет на выполнение заданий. Он ведь не ощущает всей важности момента, а в результате появится ложная оценка его умственного развития.
Известен такой случай. К известному невропатологу пришел однажды молодой человек и молча положил перед ним диплом с отличием технического вуза, известного своим высоким уровнем требований.
На вопрос доктора парень ответил: «20 лет назад вы посоветовали моей маме сдать меня в спецучреждение для умственно отсталых детей.
Она не пошла на это, а упорно стала заниматься со мной. Сегодня я принес ей этот диплом, а она попросила показать его вам».
Известно много случаев, когда в школе оценивали как посредственности людей, ставших потом знаменитыми.
Чехов никогда не получал за сочинения выше тройки, Белинский, Гоголь, Герцен считались неспособными. Д.Байрон, Ньютон, В.Скотт - также.
Умственное развитие ребенка по годам
- Развитие до года
К четырем месяцам жизни ребенок уже узнает маму - радуется ей, улыбается. Проявляется его эмоциональность, за ней стоит понаблюдать, потому что эмоциональность напрямую связана с умом.
Чем эмоциональнее пережить что-то в жизни, тем глубже оно войдет в память, как жизненный опыт.
В пять месяцев уже можно наблюдать сосредоточенность ребенка - он сам выбирает предмет своего внимания и это подтверждает его умственную полноценность. Но вот ему и этого мало.
Он берет в руки предмет, ощупывает его ручками, кусает, рассматривает. Это важная веха в умственном развитии.
Если ребенок берет в руки предмет и заинтересованно его изучает - это нормально, если же он схватывает предмет и тут же его отбрасывает, чтобы взять другой и отбросить, не заинтересовавшись им - это уже свидетельствует о поверхностности и отвлекаемости, а значит, и задержке умственного развития.
Малыш растет и все больше понимает требования взрослых. С ним разговаривают, объясняют ему свои действия - это умственное воспитание.
Когда ребенок начинает сидеть, у него освобождаются ручки, которые надо занять делом. Он берет игрушку и сосредоточенно стучит ею, не способный к сосредоточенности уже отстает в умственном развитии.
В 9 месяцев ребенок уже отзывается на свое имя. В его глазах - постоянный интерес ко всему окружающему.
Вялый, пассивный взгляд говорит о задержке в развитии.
- Развитие от года до двух лет
К году жизни ребенок уже знает десятка полтора слов, подолгу играет с одним предметом, понимает, что означает слово «нельзя».
Примерно в это время он начинает ходить. Не потому, что окреп для этого, а потому что появилась потребность ходить, дозрел ум, развернулась генетическая программа.
Главное в ней - сосредоточенность, последовательность, когда каждый новый шаг готовит и предваряет последующий.
Необходимо все развивать комплексно, ведь хотя голова управляет руками и ногами, но и развитие рук и ног влияют на развитие головы.
- Развитие от двух до трех лет
Второй год жизни - психоречевой. Малыш осваивает речь, задает вопросы.
К полутора - двум годам появляется фразовая речь. Это уже показатель нормального умственного развития.
В этом возрасте ребенок способен заниматься одним делом до 20 минут.
И чем больше вопросов способен задавать ребенок, тем выше уровень его умственного развития.
- Развитие от трех до четырех лет
К трем годам ребенок уже использует 1500 слов.
Как утверждает всемирно признанный психолог Л.С. Выготский, если ребенок не знает названия вещи, то он как бы не видит ее. А значит, чтобы расширить его кругозор, надо вовлекать его в эмоциональное общение с родителями, старшими детьми.
Особенно развивает ребенка игра, окрашенная эмоциями а наиболее эмоциональны игры со сверстниками или вообще с детьми, ведь, как уже было сказано, эмоциональность напрямую связана с умом.
Задержка умственного развития нередко провоцирует и задержку речи.
Очень часто дети с потенциально глубоким умом начинают говорить позже, как будто потому, что им нечего сказать. Но плохо, если ребенок хочет, но не может выразить мысль.
Надо стараться его успокоить и не заострять внимание на его неудаче.
Заподозрив задержку речи, надо обследовать ушки ребенка и установить, нет ли проблем со слухом, и если все в порядке, начать работать с речью.
Это и постановка речи, и умственное развитие, и работа с психикой.
На третьем году жизни вначале ребенок задает вопросы: откуда? где? когда? - как бы развиваясь по горизонтали.
Во второй половине третьего года возникает вопрос: почему?, продвигаясь в глубину понятия.
Чудо третьего года жизни в том, что ребенок осваивает родной язык и просто нуждается в постоянном речевом общении со взрослыми. С ним надо говорить умно, серьезно.
Трехлетний ребенок уже может по какому-то одному признаку определить, что за предмет перед ним.
Трехгодовалый ребенок может сосредоточенно заниматься одним делом до 30 минут.
Если у трехлетнего ребенка нормальное умственное развитие, он чувствует насмешку, обиду, радуется, скучает, завидует, жадничает, сочувствует.
При задержке умственного развития ребенок испытывает примитивные эмоции - удовольствие-неудовольствие и грубо выражает их. Тонкая эмоциональность сопутствует тонкому уму.
Решающим фактором в воспитании эмоциональности ребенка является богатая эмоциональность матери. Чем одарила мать, тем и владеет ребенок. Ум без эмоциональности - ум холодный, ущербный.
Ребенок радуется, когда другим грустно, и печалится, когда другим весело.
Вторая сторона воспитания эмоциональности - культура самовыражения. Воспитанный ребенок рано улавливает уместную степень проявления эмоций, он не подавляет их, но и не истерит.
Он сердится, обижается, но не агрессивно. Радостный, он обнимает маму, недовольный - молча насупливается, а не вопит истошно.
Он с раннего детства наблюдает, как выражают эмоции в его семье, и если это интеллигентные отношения, то и ребенок усвоит правила поведения культурных людей.
Упустили для воспитания третий год - упустили многое.
- Развитие от четырех до пяти
На четвертом году ребенок продолжает развивать то, чего достиг на 3 году.
Он уже способен толково пересказать увиденное, обобщить, классифицировать. А еще он может задать до 400 вопросов в день.
По характеру вопросов судят об уме ребенка, о направленности мышления.
Иногда дети задают вопрос, и не дождавшись ответа, тут же задают следующий. Это уже расположенность к пустозвонству, пустой болтовне, хотя иногда родители это принимают за разносторонность, увлеченность.
Умный ребенок задает вопрос и взрослый озадачен. Авиценна сказал о себе в детстве: «Я был лучшим из задающих вопросы».
Четырехлетний занимается одним делом 40-50 минут, много играет с игрушками.
- Развитие от пяти до семи
Пятилетнего волнует, что такое справедливость, правда, предательство.
Он хорошо знает правила игры, соревнуется, спорит, командует, подчиняется.
Он рисует человека с головой, ногами, руками и другими деталями.
К концу шестого года ребенок использует 4000 слов. Он выражает оттенки мысли, понимает смысл речи взрослого во всех нюансах.
Он решает простые задачи и примеры, обобщает, выделяет. Выучивает стихи, уверенно ориентируется на улице.
В этом возрасте уже ясно - ребенок умственно развит или однозначно задержан в развитии. Фундамент интеллекта или заложен, или только закладывается.
Клуб Увлеченных Мам
Вашему малышу уже исполнился годик, и не только вы, конечно, заметили, как вырос ваш карапуз: он уже начинает ходить и разговаривать и умеет гораздо больше по сравнению с новорожденным малышом. Интеллектуальное развитие ребенка
очень важно для становления всех его способностей, но период от года и до двух лет тоже очень значимый этап интеллектуального развития способностей детей, так как именно этот возрастной промежуток является, по мнению монтессори-педагогов, периодом развития устной речи ребенка и интеллектуального развития в целом.
Давайте вместе рассмотрим все стороны интеллектуального развития ребенка в 1 год
и определим, чему учится годовалый малыш, и что он может уметь к двум годам.
Сенсорное развитие
Очень важно в период от года и до двух лет обеспечить малышу возможности для сенсорного развития. И лучше всего в этом поможет родителям создание дома и на прогулке благоприятной развивающей среды. Полезны для развития способностей у детей будут различные пирамидки и рамки-вкладыши, благодаря которым ребенок учится видеть разницу в величине предметов. Также пригодятся в этот период (да и дальше) кубики разных цветов и из разнообразных материалов и наборы продуктов (только не маленькие, чтобы малыш не мог их проглотить). С такими игрушками можно поиграть, сравнивая, например, кубик и яблочко: «Яблочко круглое, оно катится, а кубик – не катится».
В этом возрасте ребенок должен знать как минимум две геометрических формы (круг и квадрат) и научиться определять геометрические тела — шар, куб и «кирпичик».
Кроме того, в развитии способностей детей после года вам помогут , которые вы можете сделать сами. Для этого подберите материалы разных фактур, например, атлас, бархат, металлическую пластину, кусочек кожи и подобные. Для прочности и удобства вы можете приклеить их на картонную основу. Предлагайте малышу потрогать и провести пальчиком по поверхности, называя при этом отличающийся признак предмета.
Еще одной особенностью интеллектуального развития детей в 1 год
является то, что в этот период ребенок учится различать от 4 до 8 цветов. В этом, конечно, малышу должны помочь родители, играя с ним в различные игры на изучение цветов. Например, поиграйте с малышом в «огородников». Разложите овощи и фрукты на полу и собирайте вместе в ведерко, называя то, что кладете: «Положим в ведерко желтый лимон, красный помидор, теперь зеленый огурчик».
Развитие речи
Обычно в годик ребенок произносит 5-10 простых слов, таких как «мама», «дай» и т.п., и много болтает на своем «марсианском». И часто бывает ситуация, когда родители бьют тревогу, что развитие речи малыша останавливается, и он не произносит новых слов. На самом деле, зачастую причина в том, что малыш просто ленится говорить, так как мама и папа его и так понимают. Поэтому очень важно в этом возрасте часто и помногу разговаривать с малышом, петь ему песенки, читать книжки, чтобы у ребенка накапливался пассивный речевой словарь и стимулировать его на речь, тогда пассивный запас перейдет в дальнейшем в активный. Для этого полезны игры на побуждение к речи, например, вместе с малышом поучите куклу или мишутку говорить. Возьмите для этого игрушку и просите ребенка учить куклу словам, пусть он произносит слова, а вы повторяйте за малышом вместо игрушки тоненьким голосом.
И, конечно, вам помогут в развитии речи , которые также способствуют речевому развитию вашего малыша.
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Логико-математическое развитие
Основы логико-математического мышления у детей начинают закладываться как раз в период от года. Так что в этом возрасте начинается время игр с конструктором, сортировки предметов по величине и форме, а также занятия с геометриком (как его сделать самостоятельно, можете прочитать ).
Для развития логико-математических представлений у малыша от года должны быть игрушки, отличающиеся по форме, величине и количеству деталей, например, несколько мячиков разных размеров. Также все игрушки должны находиться в зоне доступа детей, чтобы в любое время они могли исследовать их.
Еще для развития логико-математических способностей у детей полезны игры с различными наборами карточек: картинки мам-зверей и малышей, картинки животных и их домов, где ребенок подбирает подходящие друг другу пары карточек.
Особенности интеллектуального развития детей к двум годам
Конечно, все мамы, увлеченно занимающиеся со своим ребенком, задаются периодически вопросом, все ли умеет малыш в рамках возрастных норм, и нет ли каких-то проблем в его интеллектуальном развитии? Понятно, что малыш никому ничего не должен, но давайте все-таки обобщим особенности интеллектуального развития детей к двум годам жизни:
Направление развития | Что умеет малыш к 2 годам |
Сенсорное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Развитие логики |
|
Как бы ни развивался ваш малыш, помните, что все детки индивидуальны и интеллектуальное развитие ребенка в 1 год происходит на своей собственной «скорости»! Занимайтесь со своим малышом с удовольствием!
А как вы занимаетесь интеллектуальным развитием? Расскажите в комментариях!