Праздничная молитва (намаз). Порядок совершения праздничной молитвы по случаю Ураза Байрам (‘Ид аль Фитр)
Праздничный намаз выполняется во время праздников Курбан- байрам (праздник жертвоприношения) и Ураза- байрам (праздник разговения). Выполнение праздничного намаза в коллективе является ваджибом. Если у мусульманина есть объективные, согласно Шариата, причины, по которым он не может прийти в мечеть, то ему разрешается совершить праздничный намаз дома.
Мусульмане совершают омовение тела, одевают чистые одежды и наносят на тело благовония перед совершением молитвы. В мечеть желательно прийти пораньше.
Праздничная молитва совершается по прошествии получаса с момента восхода солнца. Пророк (с.а.в.) однажды произнес: «Воистину первое, с чего мы начинаем сегодняшний день, это совершение намаза», а день начинается с восхода солнца».
Праздничный намаз состоит из двух ракаатов, и начинается с произнесения намерения следующего содержания: «Я намереваюсь совершить два ракаата праздничного намаза в честь праздника Ураза-байрам (или Курбан-байрама) ради Всевышнего Аллаха». Если мусульманин совершает молитву в коллективе, то нужно добавить слова: «вместе с джамаатом» или «за имамом».
Начинают намаз с произношения слов «ассалату джамиа» (в переводе с арабского- «приходите на коллективный намаз»). Мусульмане встают в тесные ровные ряды и произносят намерение. Всем процессом руководит имам, за которым повторяются все движения. Произносятся слова такбира «Аллаху акбар» и читающие поднимают к ушам руки, после чего складывают их на животе и читают дуа «Санаъ». Затем имам произносит три такбира, поднимая руки к ушам перед каждым из них и опуская руки вдоль тела. После чтения третьего такбира мусульмане складывают вновь руки на живот. Имамом произносится сура «Аль-Фатиха» и сура «А"ля» («Высочайший») вслух, затем мусульмане совершают руку(поясной поклон) и сужуд(земной поклон), после чего встают на ноги для прочтения второго ракаата. Имам вновь читает суру «Аль-Фатиха» и суру «Аль-Хашия» («Покрывающее»). Далее произносятся снова три такбира, после чего с произнесением четвертого такбира мусульмане нагибаются на поясной поклон. Впоследствии совершается сужуд и произносятся слова молитвы «Аттахийяту». Заканчивают намаз так же, как обычный с произнесением салама. После прочтения намаза имам поворачивается к коллективу и произносит две хутбы.
В преддверии наступающего праздника Курбан-байрам (Ид-уль-Адха) предлагаем читателям ознакомиться с материалом, раскрывающим особенности совершения праздничной молитвы (салят-уль-ид или ид-намаза), которая является важной составляющей этого дня.
По мазхабу имама Абу Ханифы
"Ид - это праздник, названный в честь того, что милости Всевышнего Аллаха нисходят на рабов Его и что они возвращаются каждый год с радостями.
Оба "ид-намаза установились в шариате в первом году хиджры. От Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что при переселении Пророка (мир ему и благословение) в Медину жители этого города праздновали два дня. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил об этом, ему ответили, что во времена джахилии веселились в эти дни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний дал им два дня лучше прежних - это Идуль-фитр (праздник разговения) и Идуль-адха (праздник жертвоприношения).
Совершать "ид-намаз должен каждый, кто обязан совершить джума-намаз. Праздничный намаз имеет те же условия, что и пятничный, т.е. два ракаата и хутба. Для "ид-намаза хутбу читают (суннат) после намаза. А в пятницу же нужно (фарз) читать хутбу перед намазом.
Время для обоих праздничных намазов наступает, когда в этот день солнце поднимется над горизонтом на размер штыка. Это время начала зуха-намаза. По времени же это будет спустя 30 минут после восхода солнца. Срок же истекает до наступления обеденного намаза, т.е. до зенита.
Порядок совершения "ид-намазов
Начинается намаз со слов «ассалату джамиа», что в буквальном переводе означает «приходите на коллективный намаз». Все становятся в ряды и совершают намерение (имам и ма"мумы) для праздничного намаза. Ма"мумы при намерении вторят имаму. После произнесения слов «Аллаху акбар» совершающие намаз за имамом ма"мумы складывают руки на животе. Читают дуа «Санаъ» («Субханака Аллаhума табарака исмука ва та"ала джаддука вала иляhа гайрука»). Затем имам начинает читать такбиры. Их еще называют добавленными. Это три такбира, не считая такбира при вступлении в намаз, при каждом из них поднимают руки, как для вступления в молитву, затем опускают, но не складывают. Каждый такбир произносится отдельно друг от друга три раза, с интервалом на время, за которое можно произнести «Аллаhу акбар» или прочитать «субханаллаhи валхамдулилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар» . После произнесения третьего добавленного такбира руки складываются на животе. Имам читает суру «аль-Фатиха» и желательно суру «А"ла» вслух, затем совершают руку" и сужуд и встают на второй ракаат. Имам читает суру «аль-Фатиха», затем желательно суру «аль-Хашия». После чтения приступают к такбирам, их произносят, как и для предыдущего ракаата, три раза и четвертый такбир для руку"а. Совершают руку" сужуд, читают «Аттахийяту» и, как обычно, выходят из намаза саламом. После салама остаются сидеть на местах, имам читает обе хутбы. После этого он читает проповедь (о жертвоприношении или о празднике разговения, соответственно).
Ташриком называют сушку мяса. Поэтому 11-й, 12-й, 13-й дни месяца зуль-хиджа, т. е. следующие за Курбан-байрамом, называют днями ташрика (аяму ташрик). В эти дни после совершения всех фарз-намазов необходимо мужчинам и женщинам читать такбир. Он читается до послеобеденного намаза 13-го дня.
Порядок чтения такбира таков: «Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар. Аллаhу акбар валилляhиль хамд» . Необходимо после каждого намаза читать по одному разу, а по три раза читать - сунна.
Желательные действия в оба дня
В эти дни желательно все то, что желательно в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть лучшую одежду, отправиться на намаз пораньше. Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно съесть что-либо, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы поесть из жертвенного мяса.
По дороге в мечеть (на намаз) читают такбир (в день разговения - про себя, в Курбан-байрам - вслух). Желательно идти одной дорогой, возвращаться - другой. Раздать закятуль-фитр до отправления на намаз. Желательно после молитвы совершить зияраты на кладбище, как можно больше раздать милостыни.
Обе праздничные ночи проходят в бдениях, время проводят в поклонении Аллаху (мир ему и благословение), за чтением Корана, совершая намаз, поминая Аллаха.
Желательно оба эти намаза совершать в поле, порицается без уважительной причины совершать их в мечетях.
Некоторые решения, связанные с обоими праздниками
Если не смог совершить коллективный праздничный намаз (за имамом), его не нужно самому возмещать. Если прошло время "ид-намаза (т. е. наступило время обеденного намаза) и вы не успели на намаз, то его можно совершить и на следующий день. Намаз Курбан-байрама можно совершить еще в три последующих дня, если была причина, по которой его перенесли.
Тот, кто вступит в намаз после того, как имам, прочитав такбиры, приступит к чтению суры «аль-Фатиха», прочитает такбиры, следуя за имамом, если не пропускает руку" за ним. Если не успевает на руку" за имамом, он, вступив в намаз, отправится на руку", такбиры же прочтет там. Если вступит в намаз после того, как имам поднимется с руку"а, то восстановит пропущенное по завершении намаза имамом.
Порицательно до или после "ид-намазов совершать суннат-намазы. Их можно совершить по прибытии домой. Хутбу начинают с чтения такбира: первый - 9 раз, второй - 7 раз. В дни ташрика такбир можно продолжить добавив: «…Аллаhу акбар кабиран вальхамдулилляhи касиран ва субханаллаhи букратан ва асиля ля иляhа илляллаhу вахдаhу садака ва"даhу ва нассара "абдаhу ва а"аза джундаhу ва газамал ахзаба вахдаhу ля иляhа илля ллаhу валя на"буду илля иййяhу мухлисина лаhуддина ва ляв кариhал кафируна. Аллаhумма салли "ала саййидина Мухаммадин ва "аля али Мухаммадин ва "аля асхаби Мухаммадин ва "аля азваджи Мухаммадин ва саллим таслима» .
Зайнула Гамзатов
По мазхабу имама аш-Шафии
Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить желательный праздничный намаз в два ракаата во имя Аллаха (следуя за имамом) ».
После произнесения «Аллаху акбар» вступления в намаз, желательно прочитать молитву «ваджжахту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести «Аллаху акбар», и после шести прочесть молитву . А после седьмого «Аллаху акбар» следует прочесть суру «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтет вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Каф» или суру «аль-А‘ла».
Во втором ракаате после произнесения «Аллаху акбар» вставания на второй ракаат желательно произнести вышеупомянутым способом «Аллаhу акбар» и прочесть молитву «Субхана ллаhи вальхамду лилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар» после четырех, а после пятого прочесть суру «аль-Фатиха». После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Камар», или «ал-Гашия».
Если намаз был коллективным, после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.
Если человек не может совершить намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз и делает обычный желательный намаз в два ракаата.
И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.
Ахмад Абдурашидов
Поздравляем наших уважаемых читателей и всех братьев по вере с праздником Ураза Байрам! Да простит Аллаху тааля наши грехи и введет нас в Рай, иншаллах!
Завтра наступает праздник Ураза Байрам. В этот день во всех мечетях будет читаться праздничный намаз. Сегодня последний день месяца Рамазан, сегодня тарауих не читается.
Первый день арабского месяца Шаууаль, является днем Ураза Байрама. Ураза Байрам длится три дня. Мусульмане придают большое значение празднику окончания поста. Потому что это дни в которые прощаются грехи, дни в которые укрепляются дружественные отношения, дни радости и веселья!
В праздничные дни является сунной вставать рано, совершать гусль, чистить зубы мисуаком, надушиться духами, пораньше идти в мечеть, читать такбир на пути к мечети, надеть перстень. Нужно проведать, поздравить с праздником родителей, друзей, родственников, соседей. Перед праздником готовятся сладкие, праздничные блюда. К празднику подготавливаются чистые и новые одежды. Дома производят уборку и украшают к празднику. В праздничные дни, все мусульмане надевают все свои лучшие и новые одежды. Радуют подарками сирот и одиноких людей. После праздничного намаза весь джамаат посещает могилы ушедших родственников и ученых ислама. Читают Коран, делают дуа, дают милостыню и приносят в жертву скот, все блага отдают душам умерших. После этого идут поздравлят в дома старших, друзей, знакомых.
После переселения в Медину, наш пророк видя как мединцы празднуют свои праздники, сказал мусульманам: «Аллаху тааля дал вам еще более лучшие два праздника (ураза и курбан айт).» тем самым показав им дни праздника и веселья.
И кроме того, великие люди ислама принимали дни которые мусульманин провел подчиняясь правилам Аллаху тааля, избегая запретов, не совершая грехов, не употребляя запретного, как праздничные. Досточтимый Али увидев некую веселящуюся толпу людей спросил что они празднуют, на что ему овтетили что у них сегодня праздник. На что Али сказал «Наши праздники те дни которые мы проводим не совершая грехов.»
Также некоторые ученые сказали что праздником является также и момент смерти, когда мусульмане видят ангелов милосердия, блага Рая, проведя тем самым самые счастливые моменты своей жизни.
Сахур
Сахур едят перед тем днем в который собираются соблюдать пост. В праздничный день соблюдение поста является харамом и поэтому на сахур вставать не нужно. В последний день Рамазана после завершения поста заканчивается месяц поста, и на сахур больше вставать не нужно. Напротив, в праздничный день лучше поесть сладкое, например такие как финики и конфеты.
Праздничный намаз
В первый день Шаууаля начнется первый день праздника Ураза-айт. В этот день, спустя примерно 50 минут после восхода солнца, т.е. после окончания времени карахат совершение двух ракатов праздничного намаза, для мужчин является уаджибом. Хутба этого намаза, так как она является сунной, читается после намаза.
Перед прадничным намазом съест сладкое наподобие фиников, совершение гусля, чистка зубов мисуаком, одеваться в новые, чистые одежды, отдать фитр садака перед намазом, повторять по дороге тихим голосом зикр, является мустахабом. Праздничный намаз состоит из двух ракатов. Праздничный намаз совершается только совместно, в одиночку не совершается.
Как совершается праздничный намаз?
1) Делается намерение: «Намереваюсь совершить праздничный намаз который является уаджибом, следуя на имамом.» После ифтитах такбира читают дуа «Субханака».
2) Посе прочтения Субханака произносится три такбира, при каждом такбире руки возносятся к ушам, после первых двух такбиров руки опускаются. После третьего такбира руки укладываются под пупком. Имам читает фатиху, затем короткую суру (зам сура) и затем совершает руку.
3) Во втором ракате имам читает фатиху и зам суру. Затем три раза поднимает руки к ушам, где при каждом подъеме произносит такбир. Произнеся четвертый такбир идет на руку.
, по степени приоритетности расценивается как «ваджиб» для совершеннолетних, разумных мужчин. Для женщин, детей, путников и физически немощных выполнение данной молитвы не является обязательным. А богословы-шафииты расценивали ее как «сунна-муаккяда» /2/ . В практическом плане это, в общем-то, одно и то же.
По мнению ученых ханафитского мазхаба, данный намаз совершается только коллективно /3/ . В одиночку, считала данная группа ученых, праздничный намаз не совершается, так как не относится к обязательным фард-молитвам /4/ . Однако теологи шафиитского мазхаба допускали восполнение (када’) праздничной молитвы для опоздавшего на нее. Это можно сделать в любое время, но лучше — в этот же день /5/ . Они считали, в отличие от богословов-ханафитов, что данная молитва может быть выполнена и одним человеком.
Порядок выполнения праздничной молитвы
Время ее совершения наступает через 20 — 40 минут после восхода солнца и завершается с приближением солнца к зениту (за 20 — 40 минут до наступления времени дневной молитвы Зухр).
Краткое описание праздничнго намаза /6/
Первый рака"ат
1)
намерение;
2)
ду‘а «ас-Сана»;
3)
три такбира с поднятием рук и свободным их опусканием вдоль туловища;
4)
чтение сур «аль-Фатиха» и «аль-А‘ля»;
Второй рака"ат
1)
чтение суры «аль-Фатиха» и любой короткой суры;
2)
три такбира с поднятием рук, а с четвертым такбиром молящиеся опускаются на поясной поклон /7/
. Последующие действия такие же, как в обычной двухрака"атной молитве.
Затем имам проводит праздничную проповедь (хутбу), состоящую из двух частей. Вслед за проповедью возможно традиционное завершающее чтение Священного Корана, после чего прихожане могут поздравить друг друга с отмечаемым праздником.
Подробное описание праздничного намаза
Первый рака"ат:
Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два рака"ата праздничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего» /8/ .
Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек, а женщины — на уровень плеч, вслед за имамом произносят такбир: «Аллаху акбар» («Господь превыше всего») /9/ . Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам — сомкнуть. После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой /10/ . Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой на запястье левой.
Взгляд каждого молящегося должен быть направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона (ас-саджда).
Сразу после этого всеми и про себя читается ду‘а «ас-Сана» («Восхваление Всевышнего»):
Приведенное ду‘а чаще употребляется представителями ханафитского мазхаба. Шафииты же используют следующую мольбу:
После прочтения «ас-Сана» имам, а вслед за ним и все молящиеся, проговаривают три такбира («Аллаху акбар») /11/
с поднятием кистей рук при каждом такбире, делая это так же, как и в начале молитвы-намаза. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища/12/
. Между такбирами имам делает незначительные паузы /13/
.
По завершении третьего такбира руки принимают исходное положение.
Имам и все молящиеся продолжают намаз со словами «а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» (про себя) /14/ .
Перевод:
«Я удаляюсь от проклятого Сатаны, приближаясь к Всевышнему, и начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна».
Затем имамом читается сура «аль-Фатиха» вслух:
После суры «аль-Фатиха» (как у ханафитов, так и у шафиитов) /16/ в первом рака"ате является желательным (только желательным) чтение суры «аль-А‘ля» (она также читается имамом вслух).
Затем имам вместе со стоящими за ним верующими со словами «Аллаху акбар» /18/ в обычном порядке делает поясной /19/ и земной поклоны.
Второй рака"ат:
Во втором рака"ате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим»/20/ .
Имам проговаривает про себя «бисмил-ляхи ррахмани ррахим» /21/ , читает вслух суру «аль-Фатиха», а затем короткую суру, например «аль-Ихляс»:
После этого, прежде чем пойти на поясной поклон, имам, а вслед за ним и все молящиеся проговаривают три такбира («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом такбире, подобно как в первом рака"ате. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища /22/ . Между такбирами имам делает незначительные паузы.
По завершении третьего такбира имам проговаривает четвертый такбир и опускается вместе с молящимися на поясной поклон /23/ . Затем все делается так же, как при совершении первого рака"ата.
Когда имам, а за ним и молящиеся поднимутся со второго земного поклона второго рака"ата, они садятся на левую ступню /24/ и читают ташаххуд.
Ханафиты (кладя руки свободно на бедра, не смыкая пальцев):
Во время произнесения слов «ля иляхэ» указательный палец правой руки надо поднять вверх, а при словах «илля ллааху» — опустить.
Шафииты (располагая левую руку свободно, не разъединяя пальцев, а правую сжав в кулак и высвободив большой и указательный пальцы, при этом большой палец в согнутом положении примыкает к кисти) говорят:
Во время произнесения слов «илля ллааху» указательный палец правой руки поднимают вверх без дополнительных движений им /25/ (при этом взор молящегося обращается на этот палец) и опускают.
Прочитав ташаххуд, молящиеся, не меняя своего положения, произносят салават:
По прочтении салавата желательно обратиться к Господу с мольбой (ду‘а). Богословы ханафитского мазхаба утверждают, что в данном случае в качестве ду‘а может быть использована только та форма мольбы, которая упомянута в Священном Коране или в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Другая часть исламских богословов допускает применение любых форм ду‘а. В то же время мнение ученых едино в том, что текст ду‘а, используемый в намазе, должен быть только на арабском языке.
После этого имам, а вслед за ним и остальные молящиеся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаах» («мир вам и благословение Всевышнего») поворачивают голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую /26/ . На этом два рака"ата праздничной молитвы завершаются.
2. Воздев руки на уровень груди, молящиеся говорят (про себя):
Затем опускают руки, проводя ладонями по лицу /27/ .
Необходимо заметить, что во время совершения двух рака"атов праздничной молитвы молящиеся, стоя за имамом, все произносят про себя, то есть неслышно, шепотом.
Первая проповедь
Имам поднимается на минбар /28/ и проговаривает девять такбиров один за другим /29/ .
Наиболее распространенной является следующая форма праздничного такбира:
Начинается проповедь словами восхваления Всевышнего и просьбой о благословении для пророка Мухаммада. В проповеди праздника Ураза-байрам имам акцентирует внимание верующих на важности обязательной милостыни окончания поста — закятуль-фитр, а также кратко на том, что актуально для верующих, цитируя аяты Священного Корана и хадисы.
Во время проповеди в праздник Курбан-байрам проповеднику желательно говорить о том, что важно при совершении жертвоприношения, а также о дополнительных такбирах, которые будут проговариваться верующими в последующие несколько дней.
По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на минбар /30/ (если пожелает), и молящиеся могут обратиться с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.
Вторая проповедь
Имам проговаривает семь такбиров один за другим. Вторая проповедь короче, чем первая, и носит назидательный характер.
На этом праздничная церемония завершается. Обычно читается Священный Коран, затем имам проговаривает общую мольбу-ду‘а, по завершении которой все встают, приветствуя и поздравляя друг друга.
Комментарии
/1/ Праздничный намаз совершается в мечетях дважды в год (по лунному календарю) — в праздник Ураза-байрам и в праздник Курбан-байрам.
/2/ См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 7 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 1. С. 408; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 563.
/3/ Ханафиты говорят о необходимости для данной молитвы кворума подобно тому, как это требуется при пятничной молитве — трое совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мусульман-мужчин. Подробнее см.: Мусульманское право 1-2. М.: 2011. С. 280, 281.
/4/ См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 7 т. Т. 1. С. 414.
/5/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1391, 1392.
/6/ Праздничный намаз состоит лишь из двух рака"атов, совершаемых вместе с имамом.
/7/ Некоторые подробности, касающиеся требований шафиитского мазхаба, см. ниже.
/8/ Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним людьми. А прихожане должны оговорить, что совершают молитву с имамом.
/9/ Данная последовательность движений принята в ханафитском мазхабе. Согласно ритуалу шафиитского мазхаба, такбир произносится одновременно с поднятием рук (причем мужчины, так же как и женщины, поднимают руки на уровень плеч). См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 186, 187. Оба варианта возможны. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 300.
/10/ Согласно шафиитскому мазхабу, желательно опускать руки на верхнюю часть живота между грудью и пупком в области сердца так, чтобы ладонь правой руки лежала на локте или между локтем и запястьем левой руки. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 873.
/11/ Если имам следует в религиозной практике Сунне Пророка с пояснениями ученых шафиитского мазхаба, то в первом рака"ате он проговаривает семь такбиров перед чтением суры «аль-Фатиха», а во втором — пять, также перед сурой «аль-Фатиха». См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1400; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 564.
/12/ Богословы-шафииты считали, что в промежутках между данными такбирами необходимо опускать руки в исходное положение, то есть на верхнюю часть живота между грудью и пупком в области сердца. Также паузы между такбирами заполняются чтением про себя различных форм восхваления Всевышнего, однако наилучшей является следующая формула: «субхаанал-ла, валь-хамду лил-ля, ва ляя иляяхэ иллял-лаху вал-лаху акбар».
См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 564.
/13/ Данные дополнительные такбиры, по мнению всех ученых, не относятся к основной части праздничной молитвы. Если они вдруг будут забыты имамом, то дополнительного земного поклона (садждатус-сахв) делать не нужно. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1400.
Относительно количества такбиров у исламских богословов было несколько мнений, каждое из которых в определенной степени правильно и верно с точки зрения Сунны. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1395.
/14/ Имам-шафиит, в отличие от имама-ханафита, произносит слова «бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» перед сурой «аль-Фатиха» в обоих рака"атах вслух.
/15/ По мнению мусульманских комментаторов, слово «амин» означает «Боже, ответь на мою молитву» или «Да будет так».
При совершении праздничной молитвы (как и в трех из пяти обязательных, а также в пятничной), согласно ханафитскому мазхабу, когда имам завершает чтение суры «аль-Фатиха», «амин» произносится всеми про себя, а по шафиитскому мазхабу — вслух.
/16/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1396, 1401.
/17/ Перевод суры см. в разделе «Тафсир» на сайте umma.ru.
/18/ Все такбиры имам проговаривает вслух.
/19/ По шафиитскому мазхабу молящийся, говоря «Аллаху акбар», поднимает кисти рук на уровень плеч, а затем делает поясной поклон. Возвращаясь в прежнее положение, он также поднимает кисти рук на уровень плеч, проговаривая «сами‘а ллааху ли мэн хамидэхь».
/20/ У шафиитов желательно в начале каждого рака"ата читать про себя «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим».
/21/ Имам-шафиит, в отличие от имама-ханафита, слова «бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» перед сурой «аль-Фатиха» произносит в обоих рака"атах вслух.
/22/ Богословы-шафииты считали, что в промежутках между данными такбирами необходимо опускать руки в исходное положение, то есть на верхнюю часть живота между грудью и пупком в области сердца.
/23/ Прихожане во всех движениях молитвы-намаза не опережают имама, а строго повторяют вслед за ним.
/24/ Шафииты перед заключительным приветствием обычно садятся, подбирая ступню левой ноги под правую. Оба положения являются правильными с точки зрения Сунны, и оба — лишь желательны.
/25/ Совершение ритмичных движений (дерганье) указательным пальцем при чтении ташаххуда или по завершении его не является правильным. По Сунне, с учетом комментариев ученых, более верно не делать лишних движений указательным пальцем. Подавляющее большинство исламских богословов придерживалось именно этого мнения. К тому же некоторые правоведы считали, что излишнее движение указательным пальцем может нарушить молитву, сделать ее недействительной. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Т. 1. С. 334. Подробныйбогословский материал по данному вопросу см. в моей книге «Как увидеть Рай?» или на сайте umma.ru в разделе «Фетвы».
/26/ Этим действием мусульманин приветствует двух ангелов, находящихся на его плечах и фиксирующих все благие деяния и прегрешения.
/27/ Предположительный смысл данного действия, оговариваемый мусульманскими учеными, состоит в следующем: видение доброго предзнаменования (тафауль) в том, что кисти, вознесенные к небу с мольбою, переполняются Божественной благодатью, благом. По завершении молитвы-ду‘а верующий протирает этой благодатью свое лицо. В мусульманских богословских трудах присутствует множество доводов в пользу того, что данное действие имеет основание в достоверной Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Подробнее об этом читайте в материале «Протирание лица после мольбы-ду‘а» на нашем сайте или в моей книге «Как увидеть Рай?».
/28/ В отличие от пятничной проповеди, во время праздничной проповеди имам-проповедник, поднявшись на минбар, не садится, а всегда стоит. Это подчеркивали богословы-ханафиты. Остальные исламские ученые допускали, что имам может присесть, дабы отдохнуть. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1406.
/29/ Проговаривание имамом данных такбиров является сунной. Слушающим его прихожанам желательно говорить их про себя. Так утверждают богословы-ханафиты. Ученые шафиитского мазхаба считают, что присутствующие на праздничной проповеди не повторяют такбиры за имамом, а только слушают его.
/30/ См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 7 т. Т. 1. С. 410; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1419.
Статья подготовлена с использованием материалов Ш. Аляутдинова
"Ид — это праздник, названный в честь того, что милости Всевышнего Аллаха нисходят на рабов Его и что они возвращаются каждый год с радостями.
Оба "ид-намаза установились в шариате в первом году хиджры. От Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что при переселении Пророка (мир ему и благословение) в Медину жители этого города праздновали два дня. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил об этом, ему ответили, что во времена джахилии веселились в эти дни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний дал им два дня лучше прежних — это Идуль-фитр (праздник разговения) и Идуль-адха (праздник жертвоприношения).
Совершать "ид-намаз должен каждый, кто обязан совершить джума-намаз. Праздничный намаз имеет те же условия, что и пятничный, т.е. два ракаата и хутба. Для "ид-намаза хутбу читают (суннат) после намаза. А в пятницу же нужно (фарз) читать хутбу перед намазом.
Время для обоих праздничных намазов наступает, когда в этот день солнце поднимется над горизонтом на размер штыка. Это время начала зуха-намаза. По времени же это будет спустя 30 минут после восхода солнца. Срок же истекает до наступления обеденного намаза, т.е. до зенита.
Порядок совершения "ид-намазов
Начинается намаз со слов «ассалату джамиа», что в буквальном переводе означает «приходите на коллективный намаз». Все становятся в ряды и совершают намерение (имам и ма"мумы) для праздничного намаза. Ма"мумы при намерении вторят имаму. После произнесения слов «Аллаху акбар» совершающие намаз за имамом ма"мумы складывают руки на животе. Читают дуа «Санаъ» («Субханака Аллахума табарака исмука ва та"ала джаддука вала илаха гайрука»). Затем имам начинает читать такбиры. Их еще называют добавленными. Это три такбира, не считая такбира при вступлении в намаз, при каждом из них поднимают руки, как для вступления в молитву, затем опускают, но не складывают. Каждый такбир произносится отдельно друг от друга три раза, с интервалом на время, за которое можно произнести «Аллаху акбар» или прочитать «субханаллахи валхамдулиллахи ва иллаха иллаллаху валлаху акбар». После произнесения третьего добавленного такбира руки складываются на животе. Имам читает суру «Аль-Фатиха» и желательно суру «А"ла» вслух, затем совершают руку" и сужуд и встают на второй ракаат. Имам читает суру «Аль-Фатиха», затем желательно суру «Аль-Хашия». После чтения приступают к такбирам, их произносят, как и для предыдущего ракаата, три раза и четвертый такбир для руку"а. Совершают руку" сужуд, читают «Аттахийяту» и, как обычно, выходят из намаза саламом. После салама остаются сидеть на местах, имам читает обе хутбы. После этого он читает проповедь (о жертвоприношении или о празднике разговения, соответственно).
Такбир, читаемый в дни ташрика
Ташриком называют сушку мяса. Поэтому 11-й, 12-й, 13-й дни месяца зуль-хиджа, т. е. следующие за Курбан-байрамом, называют днями ташрика (аяму ташрик). В эти дни после совершения всех фарз-намазов необходимо мужчинам и женщинам читать такбир. Он читается до послеобеденного намаза 13-го дня.
Порядок чтения такбира таков: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Ла илаха иллаллаху валлаху акбар. Аллаху акбар валилахил хамд». Необходимо после каждого намаза читать по одному разу, а по три раза читать — сунна.
Желательные действия в оба дня
В эти дни желательно все то, что желательно в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть лучшую одежду, отправиться на намаз пораньше. Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно съесть что-либо, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы поесть из жертвенного мяса.
По дороге в мечеть (на намаз) читают такбир (в день разговения — про себя, в Курбан-байрам — вслух). Желательно идти одной дорогой, возвращаться — другой. Раздать закятуль-фитр до отправления на намаз. Желательно после молитвы совершить зияраты на кладбище, как можно больше раздать милостыни.
Обе праздничные ночи проходят в бдениях, время проводят в поклонении Аллаху (мир ему и благословение), за чтением Корана, совершая намаз, поминая Аллаха (мир ему и благословение).
Желательно оба эти намаза совершать в поле, порицается без уважительной причины совершать их в мечетях.
Некоторые решения, связанные с обоими праздниками
Если не смог совершить коллективный праздничный намаз (за имамом), его не нужно самому возмещать. Если прошло время "ид-намаза (т. е. наступило время обеденного намаза) и вы не успели на намаз, то его можно совершить и на следующий день. Намаз Курбан-байрама можно совершить еще в три последующих дня, если была причина, по которой его перенесли.
Тот, кто вступит в намаз после того, как имам, прочитав такбиры, приступит к чтению суры «Аль-Фатиха», прочитает такбиры, следуя за имамом, если не пропускает руку" за ним. Если не успевает на руку" за имамом, он, вступив в намаз, отправится на руку", такбиры же прочтет там. Если вступит в намаз после того, как имам поднимется с руку"а, то восстановит пропущенное по завершении намаза имамом.
Порицательно до или после "ид-намазов совершать суннат-намазы. Их можно совершить по прибытии домой. Хутбу начинают с чтения такбира: первый — 9 раз, второй — 7 раз. В дни ташрика такбир можно продолжить добавив: «…Аллаху акбар кабиран валхамдулиллахи касиран ва субханаллахи букратан ва асила ла илаха иллаллаху вахдаху садака ва"даху ва нассара "абдаху ва а"аза джундаху ва газамал ахзаба вахдаху ла илагьа илла ллаху вала на"буду илла иййяху мухлисина лахуддина ва лав карихал кафируна. Аллахумма салли "ала саййидина Мухаммадин ва "ала али Мухаммадин ва "ала асхаби Мухаммадин ва "ала азваджи Мухаммадин ва салим таслима».
Зайнула Гамзатов
По мазхабу имама аш-Шафии
Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить желательный праздничный намаз в два ракаата во имя Аллаха (следуя за имамом) ».
После произнесения «Аллаху акбар» вступления в намаз, желательно прочитать молитву «ваджжахту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести «Аллаху акбар», и после шести прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар». А после седьмого «Аллаху акбар» следует прочесть суру «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтет вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Каф» или суру «аль-А‘ла».
Во втором ракаате после произнесения «Аллаху акбар» вставания на второй ракаат желательно произнести вышеупомянутым способом «Аллаху акбар» и прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар» после четырех, а после пятого прочесть суру «альФатиха». После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Камар», или «ал-Гашия».
Если намаз был коллективным, после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.
Если человек не может совершить намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз и делает обычный желательный намаз в два ракаата.
И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.
Ахмад Абдурашидов