Плюсы и минусы быть единственным ребенком в семье. Один ребенок в семье. Интервью с И.Я. Медведевой
Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала прошлого века очень скептически относились к такой семейной структуре. Слова американского психолога С. Холла о том, что быть единственным ребенком - это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснованна и в последнее время встречает все больше возражений. Но давайте разберемся по порядку.
Главное в развитии единственного ребенка заключается в том, что он длительное время близко общается лишь со взрослыми. Быть одному - маленькому в "стране великанов" - не так легко и просто. Не имея возможности сравнивать себя в семейной обстановке с братьями и сестрами подобного возраста, а видя перед собой лишь недосягаемых, все умеющих и могущих взрослых, ребенок остро ощущает свою слабость, несовершенство. Так, опосредованно, самой ситуацией развития ребенок обескураживается и в итоге может потерять веру в свои силы.
Единственный ребенок всегда на глазах у родителей. Они бдительны, замечают, когда ему что-либо не удается, когда ему трудно, и спешат с помощью. Если в большой семье малыш никак не может застегнуть пуговицу и только после десятой неудачной попытки, разразившись плачем, получает помощь, то единственный ребенок часто делает лишь первую попытку, и то вполсилы. Единственным детям, как правило, слишком много помогают, и со временем малыш начинает осмыслять себя постоянно нуждающимся в помощи. Такую внутреннюю позицию иллюстрирует рисунок семьи шестилетнего Ярика (рис. 1). В окружении мамы и папы он изобразил себя ничтожно маленьким, беспомощным, требующим заботы.
Рисунок 1.
Развиваясь в атмосфере чрезмерной опеки, единственные дети не только теряют уверенность, но и привыкают воспринимать служение, помощь родителей как само собой разумеющееся, требуют ее, когда надо и не надо. Ребенок начинает чувствовать силу в своей слабости, злоупотребляет вниманием и заботой окружающих. Так родители зачастую просто попадают в сети маленького деспота: ему во всем необходима помощь, ему ни в чем нельзя отказать. Иначе - истерика, слезы, злоба или очередная демонстрация слабости. Ребенок иногда использует и менее привычные способы манипулирования поведением родителей. Например, демонстрирует ночные страхи, соматические расстройства (головные боли, боли в животе и т. п.), для того чтобы удерживать родителей в постоянной заботе о нем, чтобы настоять на том, чтобы было так, как он (она) хочет. Дети становятся маленькими тиранами, причем родители, хотя и чувствуют себя из-за этого изможденными, не понимают, что творится: думают, что ребенок просто чрезмерно чуток или болен.
В одной семье из трех человек сложилась структура отношений, которая стала серьезной проблемой для родителей. Восьмилетняя девочка стала бояться оставаться дома одна, ложилась спать только тогда, когда рядом спала ее мать. Мать должна была организовать свою работу так, чтобы постоянно быть с девочкой тогда, когда она была дома. В эти периоды мать даже не могла пойти в магазин - девочка жалобно просила остаться, так как ей страшно. Начали ухудшаться и супружеские отношения, так как жена всю свою энергию вечером тратила на укладывание девочки спать, к тому же девочка постоянно лежала рядом с супругами.
Тщательный психологический анализ отношений в семье показал, что девочка просто использует свои страхи, свою слабость для получения собственных выгод. Каждому ребенку неуютно оставаться в квартире одному, одному спать в своей комнате. Однако для большинства детей преодоление себя, своих страхов служит средством достичь самоуважения, признания себя со стороны родителей. В описанной нами семье девочка основывает поведение на неполезной ей самой позиции: "Я добиваюсь и делаю то, что хочу, только тогда, когда я слаба".
Ее можно понять - такая установка сложилась на основе повседневного опыта. Однако ее будущая судьба и жизнь в семье целиком зависят от того, попадет ли она в ситуации, в которых увидит прок не от своего бессилия, а от силы, преодоления себя самой. Если это произойдет, а помочь ей в этом могут родители или кто-то со стороны, то девочке не придется в будущем лечиться от настоящего невроза.
Другая характерная особенность развития единственных детей - они не имеют возможности близко общаться с другими детьми своего возраста (братьями, сестрами), что чаще всего приводит к неверной самооценке. Единственные дети склонны считать себя уникальными, ценными, ставить себя выше других. В школе, где они попадают в ситуацию сравнения с другими детьми, которая часто раскрывает их завышенное самомнение, они изо всех сил борются за то, чтобы поддержать фиктивный образ себя. Чтобы достичь этого, они часто шалят и проказничают.
Отсутствие возможности близко общаться с братьями и сестрами приводит и к тому, что единственным детям труднее общаться со сверстниками. Во-первых, они не имеют опыта, как приспосабливаться к нуждам других детей, не учитывают их интересов. Единственный ребенок от остальных часто отличается и лексиконом. В его речи много терминов, не понятных ему самому и окружающим детям, взрослых выражений, ему нелегко понимать детские шутки.
Все это приводит к тому, что единственные дети менее популярны в среде сверстников, что, в свою очередь, влияет на развитие личности ребенка. Испытывая недостаток близкого общения с другими детьми, единственные дети уже в дошкольном возрасте начинают активно искать такие контакты. Они просят родителей, чтобы им "купили" братика или сестричку, в других случаях страстно хотят иметь собаку или кошку. Потребность иметь постоянного спутника в играх, друга в семье, с которым можно было бы общаться на равных, отражается и в их рисунках семьи. Как Рамуне, девочка пяти с половиной лет, они очень часто включают в состав семьи двоюродных сестер (рис. 2. На нем в порядке очереди изображены две двоюродные сестры, отец, мать, она сама) или дополняют семью разными живыми существами: кошками, собаками, птицами и т. п. (см. рис. 3, на котором мальчик дополнил семью реально отсутствующей собакой и котом, или рис. 4, на котором девочка в качестве своей подруги изобразила черепаху).
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Однако в ситуации развития единственных детей есть свои положительные стороны. Во-первых, они получают больше внимания и любви родителей. Только в тех случаях, когда родители "перегибают", не оставляют места для инициативы ребенка, не дают возможности ему самому испробовать свои силы, преодолевать препятствия, вреда бывает больше, чем пользы. К сожалению, тенденция именно такова: ведь у родителей он единственный. Однако есть родители, которые пересиливают эту свою "слабинку" и создают ребенку нормальную обстановку для развития.
Во-вторых, родители единственного ребенка имеют больше возможностей развить его способности, быть более внимательными к его внутреннему миру, его переживаниям. Будучи ближе к ребенку, родители больше влияют на развитие его личности, чем в других семьях. Таким образом, можно заключить, что как плохие, так и хорошие аспекты родительского отношения в семьях с одним ребенком оставляют более яркий след в его личности. В социальном плане единственные дети также имеют определенные преимущества над другими. На их обучение тратится больше времени, привлекаются различные репетиторы, дети устраиваются в разнообразные кружки и т. п. Позже, в юности, единственные дети лучше обеспечиваются материально, что важно для начала самостоятельной жизни.
Один ребенок в семье
Интервью с Ириной Яковлевной Медведевей, практиком психологом, вице - президентом Фонда социально-психологической помощи семье и ребенку, публицистом, членом Союза писателей России.
Ирина Яковлевна, как влияет на психику ребенка то, что он растет в семье один. Какие плюсы и минусы у этой ситуации?
Я не согласна с общепринятым мнением, что для ребенка это обязательно очень вредно. У меня есть знакомые, которые воспитывались в многодетной семье и выросли эгоистами, и друзья, которые были единственными детьми, но стали очень отзывчивыми и общительными людьми. Я хорошо знаю одну семью, где растет трое мальчиков. Так вот, старший привык во всем помогать матери, средний равнодушен к делам семьи, а младший - законченный эгоист. Поэтому, мне кажется, что та жесткость, которая существует в этом вопросе, не соответствует истине. Совсем не обязательно, если ребенок растет один в семье, он станет эгоистом. Хотя, конечно, если мы рассмотрим по-настоящему многодетную семью, где четверо-пятеро и больше детей, то в таких семьях почти никогда не вырастает детей, замкнутых на себе.
Если говорить о плюсах и минусах воспитания единственного ребенка, то дети, у которых есть братья и сестры, совершенно по-иному воспринимают жизнь. Во-первых, у таких детей выше "уровень защиты", чем у ребенка, который растет один. Малышей защищают братья и сестры. И даже в том случае, если старшие реально не могут защитить младшего, поскольку сами еще малыши, младший все равно ощущает защиту, он чувствует, что не один. Ребенок уже не боится, что его могут обидеть хулиганы. Да и таких детей, как правило, не обижают. Задиры обычно не пристают к малышам, у которых есть братья или сестры, поскольку знают, что последние обязательно вступятся.
Кроме того, сегодня детей крайне редко отпускают на улицу, поэтому братья и сестры обеспечивают ребенку необходимое детское общество, становятся товарищами по играм.
Отсюда вытекает следующий вопрос: не возникает ли у единственных детей чувства одиночества?
Конечно, возникает. Именно поэтому подавляющее большинство детей просят родителей подарить им братика или сестричку. Но, конечно, если уж так получилось, что ребенок в семье один, взрослые просто обязаны компенсировать ребенку отсутствие братьев и сестер, организовав какое-то детское общество. Я уже сказала, что сегодня детей мало отпускают на улицу, поэтому родители должны разрешить ребенку принимать гостей. И важно, чтобы инициатива исходила от самих мам и пап, поскольку ребенок не может приглашать к себе других детей без их разрешения. А сейчас, к сожалению, есть родители, которые не любят приглашать друзей ребенка к себе домой, притом, что прекрасно знают о чувстве одиночества у малыша. Взрослые предпочитают включить ребенку телевизор, видеомагнитофон, компьютер, лишь бы не принимать у себя чужих детей.
Существует мнение, что единственные дети более развиты по сравнению с детьми из многодетных семей, поскольку им больше уделяется внимания, ими больше занимаются, усиленно развивают. Насколько оправдано такое мнение?
Думаю, что это тоже все очень индивидуально. В многодетных семьях дети сами развивают друг друга, младшие тянутся за старшими. Да и потом сейчас так много родителей, которые и об одном-то ребенке почти не заботятся. И, наоборот, я знаю многодетную семью, где 8 детей, и все дети очень развиты, играют на музыкальных инструментах, изучают языки, живопись, танцы. Сейчас вообще очень много мифов о воспитании детей. В том числе и миф о том, что ребенок, который растет один, якобы получает больше: больше внимания, тепла, общения.
Видите ли, зачастую одного ребенка рожают эгоистичные родители, которые не склонны дарить собственные силы, время кому-то, даже собственному ребенку. Так что, как раз очень может быть, что такой ребенок не дополучит от родителей любви и внимания. А ведь любовь очень тесно связана с развитием души, эмоциональной сферы.
Бытует мнение, что единственного ребенка легко избаловать. Это так?
Обычно, да. Особенно, если это поздний ребенок. Вокруг малыша начинают крутиться все родственники, не только отец и мать, но и бабушки, дедушки. Если так получилось, что ребенок в семье один, родители обязательно должны корректировать эту ситуацию, понимая, что есть опасность детоцентризма. Родители должны особое внимание обращать на то, чтобы ребенок охотнее делился. Ребенку из многодетной семьи волей-неволей приходится делиться, а ребенок из однодетной семьи может вырасти жадным. Поэтому необходимо усилить внимание в этом вопросе.
Единственный ребенок может часто жаловаться на свое самочувствие, постоянно требовать игрушки, а когда подрастет - модные вещи. В таком случае родители должны в буквальном смысле искать ситуации, когда ребенок мог бы о ком-то позаботиться, чем-то поступиться, от чего-то отказаться. Иными словами, взрослые должны искусственно создавать те ситуации, которые в многодетных семьях возникают естественно.
Какие проблемы могут возникнуть у такого ребенка в коллективе?
Проблемы, связанные с тем, что единственному ребенку обычно трудно делиться и уступать. Ведь малыш привык к тому, что его окружают взрослые, которые во всем уступают маленькому. И вот когда ребенок попадает в детский коллектив, он по привычке ведет себя так, будто его окружают взрослые. Тут-то и начинаются конфликты, столкновения. Однако у ребенка, родители которого с самого начала корректируют воспитание, таких проблем не возникает - ребенок уже умеет общаться со сверстниками и понимает, что дружба во многом строится на компромиссах.
Многие мамы и папы полагают, что единственные дети конкурентные, поэтому у них сильнее развиты лидерские качества.
Это скорее качества псевдолидерства. Лидерские качества как раз лучше развиваются в многодетной семье, поскольку лидерство всегда связано с умением выслушать других, уступить и всех расставить на свои места. А это скорее умеют дети, у которых есть братья и сестры. Поэтому если говорить о лидерстве, думаю, что в многодетной семье больше вероятности формирования лидерских черт у ребенка. А вот если ребенок привыкает, что мир крутится вокруг него, у него могут появиться качества выскочки, псевдолидера: малыш во всем должен быть первым, главным, всегда выигрывать, занимать ведущие места в играх и т.д.
Сегодня нередко возникает ситуация, когда родители фактически оставляют ребенка на воспитание бабушки и дедушки, и таким образом теряют авторитет в глазах ребенка. Как родителям выстраивать отношения с ребенком, если малыш начинает относиться к маме и папе, как к братьям и сестрам?
В любой ситуации, связанной с воспитанием, с проблемами ребенка, виноваты, прежде всего, сами родители. Если родителям нравится быть юношами и девушками, то они обычно и играют с ребенком в равенство, просят называть их по именам, встают "на одну доску" с малышом. Соответственно начинают себя вести бабушки и дедушки. Когда они видят, что молодые мама и папа не хотят занимать место родителей, то они очень часто берут на себя главенствующую роль. А если новоиспеченные мама и папа желают сразу перейти в ранг родителей, то это видят и чувствуют бабушка с дедушкой, и начинают иначе относиться к своим детям, перешедшим в другую категорию. В таком случае авторитет родителей не бывает задет в глазах ребенка.
Отличается ли поведение единственного ребенка, попавшего в какую-то экстремальную ситуацию, например, в агрессивный коллектив, от поведения детей из многодетных семей?
Думаю, дети из многодетных семей скорее встанут на защиту слабого, обижаемого. Поскольку у них есть такой навык. Дети, у которых есть братья и сестры, легче уступают, не "лезут в бутылку", поэтому им проще находить выход из сложных, спорных ситуаций. Такие ребятишки в силу жизненных обстоятельств привыкают быть более терпимыми, снисходительными к инакости других детей, к неприятным выходкам братьев и сестер, к тому, что у них могут отнять игрушку, съесть их кусок шоколадки и т.д. Так что, конечно, детям из больших семей легче уживаться в любом коллективе.
А как в данном случае можно подготовить ребенка, чтобы он не пострадал?
Подготовить ребенка можно, обеспечив ему детский коллектив. И лучше, чтобы это были не только сверстники, но и младшие, и старшие дети. Кроме того, отличным подспорьем для родителей может стать хорошая детская литература, в которой рассматриваются самые разные ситуации. Ведь детская литература существует, в том числе, и для того, чтобы ребенок усваивал самые разнообразные модели поведения. Если же у ребенка какие-то серьезные проблемы в общении с детьми, стоит прибегнуть к ролевым играм, к сценкам с куклами. Родители вместе с ребенком могут разыгрывать сценки подобные тем, которые вызывают трудности у малыша, и предлагать наиболее безболезненные выходы из конфликтных ситуаций.
Будет ли ребенок переносит положение однодетности на свою будущую семью?
По-разному может быть. Я, например, знаю несколько людей, которые выросли в однодетной семье, и именно поэтому стремились иметь большую семью, так как всегда мечтали о большом количестве родственников. И, наоборот, у меня есть знакомая, выросшая с шестью братьями и сестрами, которая призналась мне, что она могла бы иметь много детей, но родила лишь одного малыша, потому что устала быть старшей сестрой. Думаю, здесь нет жесткого правила.
Но, по моему мнению, многодетная семья - это огромное счастье. И если родители правильно строят отношения, это радость и для детей.
Интервью взяла: Кристина Сандалова
Одна из основных ошибок в воспитании единственного ребенка в семье – стремление окружить его чрезмерной заботой и оградить от любых неприятностей. Несмотря на изначально благие намерения, такая ситуация имеет ряд печальных последствий. А ведь ребенок – это будущий взрослый, которому необходимо будет уметь существовать в этом мире самостоятельно.
Неадекватная степень опеки приводит к формированию у ребенка выученной беспомощности, когда он опускает руки перед малейшим затруднением. Тогда на помощь с готовностью приходят родители, не оставляя ребенку возможности обдумать ситуацию самостоятельно.
Единственные дети часто становятся искусными манипуляторами, извлекая пользу из своего положения.
Иногда в подростковом возрасте такие дети начинают протестовать против неадекватной заботы, что в корне меняет ситуацию. Это стимулирует развитие лобных долей, отвечающих за навыки планирования и прогнозирования. В этом случае ребенок имеет все шансы войти во взрослую жизнь приспособленным к самостоятельной жизни человеком.
Особенности социальной адаптации
Боязнь за единственного ребенка может привести к его социальной изоляции. Родители предпочтут оставить чадо в зоне своей досягаемости, чем отправить гулять со сверстниками. Для неуверенных в себе детей это особенно фатальная ошибка, которая может сделать их изгоями в детском коллективе.
Не приобретя вовремя навыков общения с другими детьми, такой ребенок в дальнейшем и сам начинает избегать взаимодействия. Во взрослом возрасте плохая социализация приносит серьезные проблемы. Современный мир требует коммуникабельности и знания человеческой психологии, жертва же социальной изоляции не владеет этим и зачастую боится пробовать.
Ожидания родителей относительно единственного чада часто завышены. Они побуждают его во всем быть лучшим. После такого человек всю жизнь будет неадекватно воспринимать неудачи, чувствуя вину за несоответствие ожиданиям.
Нахождение преимущественно в кругу взрослых стимулирует раннее речевое развитие, словарный запас зачастую насыщен сложными не понятиями. Этот факт влияет на умственное развитие в принципе. Часто такие дети имеют много творческих хобби, а во взрослом возрасте выбирают творческую профессию.
Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной, любящей атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Развиваясь в атмосфере чрезмерной опеки,любви, единственные дети не только теряют уверенность, но и привыкают воспринимать служение, помощь родителей как само собой разумеющееся, требуют ее, когда нужно и ненужно. Единственные дети склонны считать себя уникальными, ценными, ставить себя выше других; они попадают в ситуацию сравнения с другими, которая часто раскрывает их завышенное самомнение, они изо всех сил борются за то, чтобы поддержать фиктивный образ "Себя", чтобы достичь этого они часто шалят и проказничают.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Семья начинается с детей»
А. И. Герцен
Единственный ребенок - плохо или хорошо?
Мы держать его будем за руки...
Мы держать его будем за руки,
Мы любовь отдадим ему вечную
И счастье подарим беспечное.
Мы трое – семья очень дружная,
Друг для друга мы люди нужные.
Он улыбнётся нам – родителям,
И мы в ответ ему упоительно.
Мы будем идти держась за руки.
Ты – папа, Я – мама, Он – маленький.
(Т. Снежина)
Особенности воспитания в семье единственного ребенка
Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной, любящей атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала нашего века очень скептически относились к такой семейной структуре. Слова американского психолога С. Холла о том, что быть единственным ребенком - это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснованна и в последнее время встречает все больше возражений. Главное в развитии единственного ребенка заключается в том, что он длительное время близко общается лишь со взрослыми. Быть одному, маленькому в стране великанов не так легко и просто,не имея возможности сравнивать себя в семейной обстановке с братьями и сестрами подобного возраста, а видя перед собой лишь недосягаемых, все умеющих и могущих взрослых, ребенок остро ощущает свою слабость, несовершенство. Так, опосредованно, самой ситуацией развития ребенок обескураживается и в итоге может потерять веру в свои силы.
Единственный ребенок всегда на глазах у родителей. Они бдительны, замечают, когда ему не удается, когда ему трудно, и спешат скорей помочь. Если в большой семье малыш никак не может застегнуть пуговицу,натянуть колготки и др. и только после десятой неудачной попытки, разразившись плачем, получает помощь, то единственный ребенок часто делает лишь первую попытку, и то вполсилы. Единственным детям, как правило, слишком много помогают, и со временем малыш начинает осмыслять себя постоянно нуждающимся в помощи.
Развиваясь в атмосфере чрезмерной опеки, единственные дети не только теряют уверенность, но и привыкают воспринимать служение, помощь родителей как само собой разумеющееся, требуют ее, когда нужно и ненужно. Ребенок начинает чувствовать силу в своей слабости, злоупотребляет вниманием и заботой окружающих. Так родители зачастую просто попадают в сети маленького деспота: ему во всем необходима помощь, ему ни в чем нельзя отказать. Иначе - истерика, слезы, злоба или очередная демонстрация слабости. Ребенок иногда использует и менее привычные способы манипулирования поведением родителей. Например, демонстрирует ночные страхи, соматические расстройства (головные боли, боли в животе и т. п.) для того, чтобы удерживать родителей в постоянной заботе о нем, чтобы настоять на том, чтобы было так, как она - он) хочет. Дети становятся маленькими тиранами, причем родители, хотя и чувствуют себя из-за этого изможденными, не понимают, что творится: думают, что ребенок просто чрезмерно чуток или заболел.
Другая характерная особенность развития единственных детей - они не имеют возможности близко общаться с другими детьми своего возраста (братьями, сестрами) что чаще всего приводит к неверной самооценке. Единственные дети склонны считать себя уникальными, ценными, ставить себя выше других; они попадают в ситуацию сравнения с другими, которая часто раскрывает их завышенное самомнение, они изо всех сил борются за то, чтобы поддержать фиктивный образ себя. Чтобы достичь этого они часто шалят и проказничают.
Отсутствие возможности близко общаться с братьями и сестрами приводит и к тому, что единственным детям труднее общаться со сверстниками. Они не имеют опыта, как приспосабливаться к нуждам других детей, не учитывают их интересов. Единственный ребенок от остальных часто отличается и лексиконом. В его речи много терминов, не понятных ему самому и окружающим детям, взрослых выражений, ему нелегко понимать детские шутки.
Все это приводит к тому, что единственные дети менее популярны в среде сверстников, что, в свою очередь, влияет на развитие личности ребенка. Испытывая недостаток близкого общения с другими детьми, единственные дети уже в дошкольном возрасте начинают активно искать такие контакты. Они просят родителей, чтобы им купили братика или сестричку, в других случаях страстно хотят иметь собаку или кошку.
Однако в ситуации развития единственных детей есть свои положительные стороны. Особенности воспитания единственного ребенка приводят к тому, что, во-первых, он получает больше внимания и любви родителей. Только в тех случаях, когда родители перегибают, не оставляют места для инициативы ребенка, не дают возможности ему самому испробовать свои силы, преодолевать препятствия, вреда бывает больше, чем пользы. К сожалению, тенденция именно такова: ведь у родителей он единственный. Однако есть родители, которые пересиливают эту свою слабинку и создают ребенку нормальную обстановку развития.
Во-вторых, родители единственного ребенка имеют больше возможностей развить его способности, быть внимательными к его внутреннему миру, его переживаниям. Будучи ближе к ребенку, родители больше влияют на развитие его личности, чем в других семьях. Таким образом, можно заключить, что как плохие, так и хорошие аспекты родительского отношения в семьях с одним ребенком оставляют более яркий след в его личности. В социальном плане единственные дети также имеют определенные преимущества над другими. На их обучение тратится больше времени, привлекаются различные репетиторы, дети устраиваются в разнообразные кружки и т. п. Позже, в юности, единственные дети лучше обеспечиваются материально, что важно для начала самостоятельной жизни.
Возможные риски при воспитании единственного ребенка
Если несколько лет назад единственный ребенок в семье был редкостью, то сейчас - это норма жизни. О единственных детях можно услышать расхожее мнение, что они вырастают эгоистами. Однако эти выводы базируются на исследованиях начала двадцатого века. Современные же исследования показывают, что нет значимой разницы в уровне развития и личностных особенностях между единственными детьми в семье и их сверстниками.
Значит ли это, что родителям единственного чада беспокоиться не о чем? Это не совсем так. Ситуация развития в семье с несколькими детьми и с одним ребенком действительно серьезно различается. Есть определенные особенности и риски, которые нужно учитывать родителям в воспитании.
Риск первый: ребенок - маленький взрослый
Единственный ребенок загодя оказывается в менее благоприятной ситуации с точки зрения социального развития. Ведь до поступления в детский сад, а то и в школу он общается преимущественно со взрослыми. Даже лексикон такого малыша бывает «недетским», он часто не понимает
Детского юмора, дразнилок и т.п. Безусловно, ему бывает непросто адаптироваться в детском коллективе, часто в группе детей он предпочитает игры в одиночестве.
Ребенок, не имеющий достаточного опыта общения со сверстниками, очень часто не умеет играть в ролевые игры. А ведь именно такая игра - основной инструмент социального и эмоционального развития в дошкольном возрасте. Конечно, родители могут сами попытаться играть с ребенком, но он быстро почувствует фальшь, ведь редко какой взрослый может так искренне отдаваться игре, как ребенок.
Это связано еще и с тем, что ребенок хорошо усваивает модель отношений, в которой один выше по иерархии (родитель), а другой ниже (ребенок). Так или иначе, один подчиняется другому. В детском же коллективе требуется выстраивать принципиально другие отношения - отношения равных, отношения сотрудничества. Зачастую от неумения выстраивать партнерские отношения ребенок «перепрыгивает» на другой, более простой вариант - отношения конкуренции с другими детьми.
Такое развитие событий может привести к тому, что в детском коллективе ребенок станет либо «одиночкой», либо будет всячески противопоставлять себя коллективу, привлекать к себе персональное внимание взрослого (учитель, воспитатель). Ну и ясно, что самому ребенку в такой ситуации будет непросто. Эти трудности в отношениях могут сохраниться и во взрослом возрасте.
Решение: дать ребенку возможность больше общаться со сверстниками.
Поступление в детский сад часто бывает серьезным стрессом для единственных детей, ведь он впервые оказывается в большой группе таких же малышей, без пристального обожающего внимания родителей. Однако именно детский сад позволяет ребенку компенсировать ту среду сверстников, которой ему не хватает дома.
Обычно дети в течение первого года полностью осваиваются в новых правилах. Детский сад становится для них первой настоящей школой жизни, где они учатся дружить, заботиться и помогать другим, спорить и мириться. Родителям очень важно обсуждать с сыном или дочкой ситуации, возникающие в детском саду, помогать находить верные решения в отношениях с другими детьми.
Водить ребенка в детский сад не всегда есть возможность по разным причинам. В таком случае важно найти другие способы общения со сверстниками. Приглашайте в гости двоюродных братьев и сестер, друзей с детьми, посещайте спортивные и другие секции, группы кратковременного пребывания.
Очень важно при этом, чтобы ребенок общался с другими детьми не под постоянным надзором родителей, важно давать ему возможность самому разрешать сложные ситуации, выстраивать отношения.
Риск второй: ребенок - центр вселенной
Очень часто семьи с единственным ребенком становятся, как обозначают психологи, «детоцентрированными». Это означает, что вся вселенная семьи крутится вокруг одного центра - ребенка. Особенно этому способствует, если ребенок поздний и долгожданный.
Если детей в семье несколько, они так или иначе образуют свое сообщество, внимание родителей неизбежно разделяется между ними. Единственный же ребенок в семье как минимум постоянно на виду, зачастую за него больше беспокоятся, тревожатся. Пока двое братьев носятся по двору и набивают шишки, единственному сыну часто «подстилают соломку» и трясутся за каждое движение...
С одной стороны, такая центрация на ребенке дает ему больше возможностей: родителям легко обеспечить единственного ребенка, в том числе дать ему хорошее образование, больше времени на занятия и просто беседы с ребенком. В итоге малыш чувствует себя в безопасности, окруженным заботой, вниманием. И это, конечно же, важно.
С другой стороны, если с взрослением ребенка этот уровень заботы и опеки не снимается, происходит следующее. Ребенок, чувствующий себя в безопасности в семье, чувствует повышенную тревогу и страх при выходе во «внешний мир».
Еще один возможный негативный фактор. Эту родительскую заботу и внимание ребенок естественным образом принимает как должное. При этом самому ему обычно не приходится заботиться о ком-то. В итоге у него просто нет такого опыта, а он, естественно, необходим для выстраивания отношений с людьми, для построения своей семьи.
К тому же при таком раскладе в школе ребенку бывает сложно принять необходимость разделения внимания учителя с другими учениками. Он может капризничать, шалить и другими способами привлекать внимание.
Самолюбие таких детей становится болезненным: отсутствие пристального внимания взрослых означает для ребенка, что он плохой, что-то делает не так.
Ну и, наконец, ревность. Единственные дети, избалованные родительским вниманием, часто воспринимают родителей как свою собственность. Пока мама или папа занимается с ним, малыш может быть идеально покладистым, как только они разговаривают между собой либо занимаются своими делами, ребенка как подменяют. Он начинает закатывать истерики, бросаться предметами, кричать. В итоге можно увидеть картину абсолютно измотанных родителей, которые даже не могут спокойно поговорить по телефону в присутствии ребенка.
Решение: децентрировать семейные отношения.
Важно понимать, что единичными реакциями ситуацию не разрешить. Родители должны изначально строить отношения в семье таким образом, чтобы ребенок понимал, что родители - это отдельные люди, у которых есть свои важные дела и заботы, кроме ребенка. Ребенок должен понимать, что между мамой и папой тоже есть отношения, а не только между каждым из них и ребенком.
Имеет смысл и контролировать уровень заботы и опеки. Иногда лучше дать ребенку самому набить шишку, падая с горки, а не ходить за ним по пятам, предостерегая от опасности. Нельзя держать ребенка в «тепличных условиях», он должен осознавать разнообразие и сложность мира, чтобы не ощущать его центрированным на себе.
Нужно учить ребенка быть самостоятельным, мало того - заботиться о других. Даже если вам совсем не сложно убрать за ребенком игрушки или налить себе воды, попросите об этом малыша.
Риск третий: ребенок - лучший друг мамы (папы)
Этот риск наиболее типичен для неполных семей с единственным ребенком, хотя встречается и в полных. Довольно распространена ситуация, когда ребенок и родитель (чаще мама) становятся лучшими друзьями. Можно услышать, как девочка говорит, что они с мамой «лучшие подружки», можно увидеть и мальчиков, очень привязанных к матерям.
Взрослые за счет такой дружбы зачастую решают собственные личные проблемы, ребенок же готов принимать любую модель отношений, подаваемую родителем.
Конечно, это не худшая модель детско-родительских отношений, но все же далеко не самая оптимальная. Во-первых, при такой ситуации у ребенка пропадает необходимость поиска друзей среди сверстников, ребенок замыкается в родительской семье.
Ясно, что во взрослом возрасте это вызовет большие трудности, когда придет время отделения от родителей и создания своей семьи.
Во-вторых, такая ситуация ведет к тому, что ребенок теряет авторитет родителя, в котором он, на самом деле, остро нуждается. Он не получает и образца «взрослого поведения».
Решение: оставаться для ребенка родителем.
Все описанное не означает, что нельзя дружить с собственным ребенком, можно и даже нужно. Однако важно соблюдать грань, важно оставаться для ребенка (пока он еще ребенок) все же родителем. У взрослого должны оставаться свои взрослые вопросы, которые он решает без участия ребенка. Взрослый должен диктовать определенные нормы и правила, транслировать моральные нормы, семейные традиции и т.д.
Что касается рычагов влияния на ребенка, то в большой семье обычно братья и сестры учат чему-то друг друга. Влияние братьев и сестер, практически сверстников, оказывается гораздо более существенным в подростковом возрасте, чем влияние родителей. Семья с единственным ребенком такой возможности уже лишена. Хорошо бы, чтобы ребенок дружил со старшими двоюродными братьями или сестрами, другими родственниками. Ведь родственная дружба - это дружба особая .