Построение чертежа фартука. Технология изготовления фартука Как обработать верхний и боковые срезы фартука
1. Раскрой фартука
Продекатировать ткань. Определить изнаночную и лицевую стороны ткани. Определить направление нити основы. Выявить и обозначить дефекты ткани, определить характер рисунка (направленный или ненаправленный). Осуществить рациональную раскладку лекал (стараясь, чтобы расход ткани был минимальным) с учетом направления нити основы и характера рисунка, величины припусков. Обмелить лекала сплошной линией (тонко отточенным мелом, мылом или карандашом). Толщина меловых линий не должна превышать 1мм. Убедиться в том, что все детали кроя обмелены. Нанести на ткань штриховыми линиями припуски на швы и обработку деталей. Вырезать детали кроя.
2. Подготовка деталей кроя к пошиву
Проверить наличие всех деталей кроя:
Перенести контурные линии на вторую сторону деталей и парные детали. Проложить контрольные линии посередине нижней части фартука, грудки, пояса, кармана (модель №2). С помощью лекала наметить место расположения кармана на нижней части фартука. С помощью копировальной строчки перенести место расположения кармана на другую половину нижней детали фартука (для модели №1). Наметить место расположения складок на нижней части фартука (с помощью надсечек).
3. Обработка мелких деталей
Обработка бретелей (обтачным швом или накладным швом с двумя закрытыми срезами). Одновременно обрабатываются концы бретелей.
Обработка пояса (обтачным швом или накладным швом с двумя закрытыми срезами обрабатываются концы пояса и его завязывающиеся части, при этом средняя часть пояса остается открытой).
Обработка накладных карманов. В данной модели верхний срез карманов обрабатывают настрочной бейкой (долевой для обеспечения формоустойчивости), боковые срезы кармана заметываются на изнаночную сторону.
4. Обработка основных деталей
Обработка грудки. Обтачивают верхний срез грудки настрочной бейкой, предварительно приметав бретели, уложив их лицевой стороной на изнаночную сторону грудки, обработанными продольными сторонами в внешней стороне грудки. Внешние края бретелей должны совпадать с размеченными линиями боковых краев грудки. Долевую бейку приметывают лицевой стороной к изнаночной стороне грудки, поверх бретелей. Обтачивают, отворачивают бейку на лицевую стону грудки и настрачивают, подогнув второй срез бейки.
Боковые стороны грудки заметывают и застрачивают швом вподгибку с закрытым срезом.
На нижней части фартука размечают и заметывают мягкие складки по верхнему срезу, Размечают, наметывают и настрачивают накладные карманы, выполняя в их верхних углах закрепки.
Обтачивают нижний срез фартука настрочной бейкой.
Заметывают и застрачивают боковые стороны нижней части фартука
5. Сборка изделия
Приметать грудку к нижней части фартука, укладывая грудку изнаночной стороной на изнаночную сторону нижней части фартука и совмещая контрольные линии
Приметать пояс к нижней части фартука, складывая лицевыми сторонами внутрь, совмещая середины и уравнивая срезы. Ширина шва 6мм
Притачать пояс и грудку к нижней части фартука, ширина шва 7мм
Удалить нити приметывания грудки и пояса к нижней части фартука, разрезая через каждые 10-15см. Заутюжить припуски шва притачивания в сторону пояса
Удалить нити заметывания и наметывания пояса. Приутюжить пояс
Обработка фартука во многом зависит от вида ткани и используемых отделочных материалов. Фартуки предлагаемых моделей выполнены из гладкоокрашенной хлопчатобумажной ткани прямоугольной формы (рис. 75).
Рис. 75. Фартуки предлагаемых моделей
Изготовление швейных изделий выполняют в такой последовательности.
- Подготовить детали кроя к обработке. Переводят контурные и контрольные линии с одной стороны детали на другую. Для этого можно использовать разные способы: а) с помощью булавок; б) прокладыванием копировальных стежков.
- Обработать боковые и нижний срезы фартука. Для этого применяют шов вподгибку с открытым или закрытым срезом. Если при этом используют декоративную строчку, то её выполняют нитками контрастного цвета. Лучше она смотрится на гладкоокрашенной ткани.
- Обработать верхний срез фартука.
- Подготовить пояс-тесьму. Для изготовления пояса можно использовать декоративную ленту, тесьму или выполнить шнур из ниток (рис. 76). Если пояс выполняют из отделочной ленты или тесьмы, то припуск по верхнему срезу фартука заворачивают на лицевую сторону и притачивают к нему поястесьму. При выполнении шнура из ниток пряжу надо брать в 2 раза длиннее предполагаемого готового шнура.
Рис. 76. Виды поясов: а - декоративная лента; б - витой из ниток
Основные термины и понятия
Обработка изделия
Вопросы и задания
- Вспомните, в какой последовательности выполняют шов вподгибку с закрытым срезом.
- Какой вид шва можно использовать для обработки верхнего среза фартука?
- Назовите правила безопасной работы при выполнении ручных и машинных работ.
Практическая работа 13. Изготовление швейного изделия
- Изучите технологические карты 10, 11, 12. Подберите способы обработки.
- Подготовьте учебное место к работе.
- Обработайте изделие, соблюдая технологическую последовательность.
- Проверьте качество выполненной работы.
- Приведите в порядок своё учебное место.
Технологическая карта 10. Подготовка деталей кроя к обработке
Нижняя деталь фартука, хлопчатобумажные нитки № 40 (50), ножницы, ручная иголка, булавки, игольница, напёрсток, портновский мел, линейка.
Перенесение линии основного контура на симметричную деталь нижней части фартука
- Сколоть детали кроя по линии основного контура булавками.
- На обратной стороне между булавками начертить линии основного контура детали.
- Удалить булавки.
- Развернуть детали кроя и наметить прокладочной строчкой линию середины нижней части фартука.
- Выполнить прокладочной строчкой контрольные линии по основному контуру изделия.
Проверьте себя! Строчки ровные; линия середины проложена точно; работа выполнена аккуратно.
Технологическая карта 11. Обработка боковых и нижнего срезов фартука
Инструменты, материалы и приспособления: нижняя деталь фартука, хлопчатобумажные нитки № 40 (50), ножницы, ручная иголка, булавки, игольница, напёрсток, линейка.
- Завернуть боковые срезы фартука на изнаночную сторону на 1 см к контурной линии и заметать.
- Завернуть боковые сгибы ещё раз по контурной линии и заколоть.
- Заметать и застрочить боковые края фартука, ширина шва - 0,1-0,2 см от внутреннего сгиба.
- Удалить нитки замётывания.
- Приутюжить швы.
- Срезать выступающие припуски на швы на уголках.
- Завернуть нижний срез на изнаночную сторону на 1 см к контурной линии и заметать.
- Завернуть ещё раз нижний сгиб по контурной линии и заколоть.
- Заметать и застрочить нижний край на 0,1-0,2 см от внутреннего сгиба.
- Удалить нитки замётывания.
- Приутюжить швы.
Проверьте себя!
Технологическая карта 12. Обработка верхнего среза фартука
Инструменты, материалы и приспособления: нижняя деталь фартука, хлопчатобумажные нитки № 40 (50), ножницы, ручная иголка, булавки, игольница, напёрсток, линейка, декоративная лента.
Вариант 1
- Завернуть верхний срез фартука на изнаночную сторону на 0,8 см и заметать.
- Завернуть ещё раз верхний сгиб на 3-4 см по контурной линии и заколоть.
- Заметать и застрочить верхний край, ширина шва - 0,1-0,2 см от внутреннего сгиба.
- Наметить мелом место расположения машинной строчки - 1 см от верхнего края фартука с лицевой стороны.
- Выполнить машинную строчку по намеченной линии.
- Удалить нитки замётывания.
- При помощи булавки вдеть пояс-тесьму в полученную кулиску.
- Прикрепить пояс машинной строчкой к фартуку по линии середины.
- Отутюжить фартук.
Проверьте себя! Ширина шва одинакова по всей длине; машинные строчки ровные, концы строчек закреплены, влажно-тепловая обработка выполнена качественно.
Вариант 2
- Завернуть верхний срез фартука на лицевую сторону на 1 см и заметать.
- Приметать и притачать декоративную ленту двумя машинными строчками на расстоянии 0,2 см от верхнего и нижнего краёв ленты.
- Удалить нитки замётывания.
- Отутюжить фартук.
Проверьте себя! Ширина шва одинакова по всей длине; машинные строчки ровные; концы строчек закреплены; влажно-тепловая обработка выполнена качественно
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Назад
Вперёд
Дидактическая цель: формировать понимание необходимости учёта свойств материалов (бумаги и ткани) при работе с выкройками и кроем. Научится применять ручные стежки и машинные строчки при пошиве фартука.
Место занятия в учебном процессе: раздел программы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».Модуль: «Технология изготовления фартука».
Тип урока: комбинированный («открытие нового знания», практическое закрепление знаний и способов действий с использованием обучающего стенда, отображающего целостный технологический процесс).
Форма урока: урок-практикум.
Предмет, класс: Технология. Обслуживающий труд, 5 класс.
Количество час 2 урока по 45 мин
Цель урока:
- Образовательные
:
- систематизировать знания и умения учащихся по обработке края изделия;
- сформировать у учащихся представление о швах предохраняющих край ткани от осыпания.
- Развивающие
:
- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
- формировать навыки творческого мышления.
- Воспитательные
:
- способствовать формированию коммуникативных качеств личности;
- способствоватьформированию нравственных качеств личности.
Задачи
- добиться усвоения учащимися знаний по обработке боковых срезов фартука и умения применять их на практике;
- добиться самостоятельности выполнения поставленных задач;
- развивать у учащихсясамостоятельность в получении новой информации;
- развивать умения учебного труда (работа с информационными стендами);
- развивать устную речь при выступлениях;
- воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям;
- воспитывать толерантное отношение к товарищам;
- воспитывать аккуратность и точность в работе, эстетический вкус.
Цели каждого этапа данного урока в рамках ФГОС
Этап урока |
Цель |
Форма использования обучающего стенда |
Мотивирование к учебной деятельности | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Самопроверка поузловой обработки. | Сравнительный анализ проделанной и предстоящей работы. |
Актуализация знаний | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Выявление затруднений при выполнении задания. | Сравнительный анализ алгоритма действий при выполнении задания (учебные мотивы). |
Постановка учебной задачи | Обсуждение затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса или темы урока. Повышение наглядности для восприятия нового учебного материала по изготовлению изделия. | Ознакомление с содержанием обучающего стенда по изготовлению рабочей одежды – фартука. |
«Открытие нового знания». Объяснение нового материала | Изучение новых знаний и способов действий. Решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения. Формирование алгоритмизации мыслительной деятельности учащихся. | Самостоятельное исследование предстоящих технологических операций по изготовлению фартука. Алгоритм решения учебной задачи (алгоритмизация мыслительной деятельности). |
Первичное закрепление | Начало решения учебной задачи по утвержденному алгоритму. Освоение способов действий. | Демонстрация способов действий по утвержденному алгоритму. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Обеспечение ситуации успеха. Каждый ученик должен сделать вывод о том, что он уже освоил на определенном этапе работы. | Освоение способов действий по утвержденному алгоритму. Самопроверка на промежуточных этапах работы. |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Осознание учащимися своей учебной деятельности (учебные действия и технологические операции). Изготовление фартука. | Самопроверка выполненного задания по эталону. Отработка умений работать с обучающим стендом, наглядно отражающим целостный технологический процесс по изготовлению фартука. |
Методы обучения: презентация обработки боковых срезов фартука,диалог, показ приемов поузловой обработки деталей фартука учителем, сравнительный анализ и поиск правильных решений по обработке боковых срезов, практическая работа с использованием специальных средств обучения (обучающего стенда), позволяющих формировать алгоритмизацию мыслительной деятельности обучающихся пятых классов, самоконтроль, самооценка.
Оснащение урока:
1. Детали кроя фартука.
2. Инструменты для выполнения ручных работ.
3. Обучающий стенд.
4. Швейные машины с ручным приводом.
5. Электрический утюг, гладильная доска.
6. Мультимедийное оборудование.
Литературы для обучающихся: Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред. В.Д.Симоненко. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 192 с.: ил.
Литературы для учителя:
- Веклич С.Н. Конструирование одежды: Практикум к курсу «Конструирование, моделирование и художественное оформление одежды». /Под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск: Издательство БГПУ, НМЦ «Технология», 1999.–154 с.
- Веклич С.Н. Технология швейных изделий: Учебное пособие./ Под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск: Издательство БГПУ, НМЦ «Технология», 1999. –218 с: ил.
- Крупская Ю.В. Технология: 5 класс (вариант для девочек): Методические рекомендации / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 80 с.
- Синица Н.И. Технология. 5 класс (вариант для девочек): Методические рекомендации / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентена-Граф, 2007. – 80 с.
План урока
- Приветствие
- Девиз урока (Презентация 1 , слайд 2)
- ЦТП на доске выставляют учащиеся и объясняют, чему научились
- Задание 1 и 2 (экспресс тест)
- Работа по группам с фартуками (дают рекомендации)
- Запись в тетради темы урока
- Определяют цель урока
- Сообщение нового материала (обработка верхнего бокового среза фартука) (слайды 4-6)
- Запись в тетради (алгоритм деятельности параллельно со слайдами)
- Повторение правил безопасной работы в швейной мастерской (Презентация 2 )
- Физкультминутка для глаз
- Показ трудовых приёмов при обработке фартука
- Практическая работа по выполнению самостоятельной работы
- Продолжение самостоятельной работы
- Сообщение нового материала (обработка нижнего бокового среза фартука) (слайды 8-12)
- Контрольные вопросы (слайд 14)
- Подведение итога урока
- Выставление оценок
- Оценка учащихся собственного самочувствия на эмоциональном уровне
- Уборка рабочих мест
1. Раскрой фартука
Продекатировать ткань. Определить изнаночную и лицевую стороны ткани. Определить направление нити основы. Выявить и обозначить дефекты ткани, определить характер рисунка (направленный или ненаправленный). Осуществить рациональную раскладку лекал (стараясь, чтобы расход ткани был минимальным) с учетом направления нити основы и характера рисунка, величины припусков. Обмелить лекала сплошной линией (тонко отточенным мелом, мылом или карандашом). Толщина меловых линий не должна превышать 1мм. Убедиться в том, что все детали кроя обмелены. Нанести на ткань штриховыми линиями припуски на швы и обработку деталей. Вырезать детали кроя.
2. Подготовка деталей кроя к пошиву
Проверить наличие всех деталей кроя:
Перенести контурные линии на вторую сторону деталей и парные детали. Проложить контрольные линии посередине нижней части фартука, грудки, пояса, кармана (модель №2). С помощью лекала наметить место расположения кармана на нижней части фартука. С помощью копировальной строчки перенести место расположения кармана на другую половину нижней детали фартука (для модели №1). Наметить место расположения складок на нижней части фартука (с помощью надсечек).
3. Обработка мелких деталей
Обработка бретелей (обтачным швом или накладным швом с двумя закрытыми срезами). Одновременно обрабатываются концы бретелей.
Обработка пояса (обтачным швом или накладным швом с двумя закрытыми срезами обрабатываются концы пояса и его завязывающиеся части, при этом средняя часть пояса остается открытой).
Обработка накладных карманов. В данной модели верхний срез карманов обрабатывают настрочной бейкой (долевой для обеспечения формоустойчивости), боковые срезы кармана заметываются на изнаночную сторону.
4. Обработка основных деталей
Обработка грудки. Обтачивают верхний срез грудки настрочной бейкой, предварительно приметав бретели, уложив их лицевой стороной на изнаночную сторону грудки, обработанными продольными сторонами в внешней стороне грудки. Внешние края бретелей должны совпадать с размеченными линиями боковых краев грудки. Долевую бейку приметывают лицевой стороной к изнаночной стороне грудки, поверх бретелей. Обтачивают, отворачивают бейку на лицевую стону грудки и настрачивают, подогнув второй срез бейки.
Боковые стороны грудки заметывают и застрачивают швом вподгибку с закрытым срезом.
На нижней части фартука размечают и заметывают мягкие складки по верхнему срезу, Размечают, наметывают и настрачивают накладные карманы, выполняя в их верхних углах закрепки.
Обтачивают нижний срез фартука настрочной бейкой.
Заметывают и застрачивают боковые стороны нижней части фартука
5. Сборка изделия
Приметать грудку к нижней части фартука, укладывая грудку изнаночной стороной на изнаночную сторону нижней части фартука и совмещая контрольные линии
Приметать пояс к нижней части фартука, складывая лицевыми сторонами внутрь, совмещая середины и уравнивая срезы. Ширина шва 6мм
Притачать пояс и грудку к нижней части фартука, ширина шва 7мм
Удалить нити приметывания грудки и пояса к нижней части фартука, разрезая через каждые 10-15см. Заутюжить припуски шва притачивания в сторону пояса
Удалить нити заметывания и наметывания пояса. Приутюжить пояс
Наметать и настрочить верхний край пояса на грудку, совмещая середины, по сгибу пояса, ширина шва 1-2мм
Удалить нити наметывания грудки с помощью колышка
6 Окончательная обработка фартука
Удалить все строчки временного назначения и меловые линии
Отутюжить готовый фартук
Проверить качество готового изделия