Значение бесед для развития речи детей
Беседы имеют большое воспитательное значение. Идейно – нравственный заряд несет правильно выбранное содержание разговора. Воспитывает и организационная форма беседы – повышается интерес детей друг к другу, развивается любознательность, общительность.
В учебно-методическом пособии представлена методика проведения беседы с детьми в ДОУ и картотека бесед, которая поможет воспитателям организовать учебно-воспитательный процесс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Методика проведения беседы в дошкольном образовательном учреждении. консультация для воспитателей Подготовила: Нестерова Светлана Сергеевна. Воспитатель ГБДОУ№68. Санкт-Петербург.
Беседа – это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов. Беседа – словесный метод обучения. Беседа – метод обогащения, уточнения и систематизации знаний и представлений детей, полученных ими в процессе повседневной жизни и на занятиях. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать, не перебивать, дополнять друг друга. Беседа учит мыслить логически, определенно высказываться, делать выводы и обобщения.
По содержанию различаются два вида бесед: этические и познавательные. Этические беседы имеют целью воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений и оценок. (проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста) Тематика познавательных бесед определяется программой обучения и тесно связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей природой и трудом взрослых. (проводятся начиная со средней группы, как правило со второй половины года)
По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обобщающие (итоговые). Назначение вводной беседы – подготовить детей к предстоящей деятельности, наблюдению. Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью суммирования, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка времени. Содержание бесед должно быть педагогически ценным, способствовать осуществлению задач всестороннего воспитания детей и вместе с тем быть посильным, психологически близким ребенку – дошкольнику.
Структура беседы. В беседе взаимосвязаны такие структурные элементы, как НАЧАЛО, ОСНОВНАЯ и ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ части. Начинается беседа с описания конкретных образов, эмоционально ярких воспоминаний детей об интересном случае. Начать беседу можно по разному – с упоминания, с рассказа, с рассмотрения картинки, игрушки, предмета, с загадывания загадки, чтения стихотворения, которые имеют прямое отношение к теме.
В основной части беседы раскрывается ее конкретное содержание. В зависимости от содержания беседы, в ней в различных сочетаниях используются такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В процессе беседы иногда сообщаются новые сведения. В заключительной части беседы можно прочитать стихотворение, спеть песню, близкую по содержанию к теме беседы, прочитать художественное повествование, провести дидактическую игру, прослушать аудиозапись.
Педагогические приемы используемые в беседе. Результативность бесед во многом зависит от правильно поставленных перед детьми вопросов. Все вопросы можно разделить на две группы. 1. Вопросы требующие простого ответа или описания предметов, явлений (что? к то? к акой?). 2. Вопросы требующие от детей некоторых логических обобщений, установления причинных связей, раскрытие содержания темы (для чего? п очему? з ачем? ч ем похожи? к ак узнать?). 3. Вспомогательные вопросы – наводящие и подсказывающие.
В беседе используется наглядный материал: картина, игрушка, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает интерес и речевую активность. Наглядный материал должен полностью соответствовать содержанию беседы. Также можно использовать игровые упражнения, загадки, чтение художественных произведений.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программное содержание: развитие музыкального восприятия, формирование музыкально-эстетической культуры, формирование представлений детей о творчестве композитора Эдварда Грига, развитие умения...
Методика проведения беседы с детьми в ДОУ
Одним из основных методов развития диалогической речи у детей дошкольного возраста на занятиях является беседа. Беседа - это организованная, целенаправленная разговор воспитателя с детьми по определен...
Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность...
Введение
Беседа как метод
обучения - это целенаправленный, заранее
подготовленный разговор воспитателя
с группой детей на определенную тему.
В детском саду используются беседы воспроизводящие
и обобщающие. И в том и в другом случае
- это итоговые занятия, на которых систематизируются
имеющиеся у детей знания, осуществляется
анализ ранее накопленных фактов.
Известно, что
беседа - активный метод умственного
воспитания. Вопросо-ответный характер
общения побуждает ребенка воспроизводить
не случайные, а наиболее значимые, существенные
факты, сравнивать, рассуждать, обобщать.
В единстве с мыслительной деятельностью
в беседе формируется речь: связные логические
высказывания, оценочные суждения, образные
выражения. Закрепляются такие программные
требования, как умение отвечать кратко
и распространенно, точно следуя содержанию
вопроса, внимательно слушать других,
дополнять, поправлять ответы товарищей,
самому задавать вопросы.
Беседа - эффективный
метод активизации словаря, поскольку
воспитатель побуждает детей подыскивать
для ответа наиболее точные, удачные слова.
Однако необходимым условием для этого
является правильное соотношение речевой
активности педагога и детей. Желательно,
чтобы речевые реакции воспитателя составляли
лишь 1/4-1/3 всех высказываний, а остальное
приходилось на долю детей.
-
Выбор тематики и определение содержания бесед
Этот тип беседы развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения.
Обобщающая беседа как метод обучения практикуется в основном в старшей и подготовительной группах (можно рекомендовать также опыт В. В. Гербовой, которая обосновала полезность и доступность для детей средней группы нескольких обобщающих занятий - бесед о временах года).
Темы бесед намечаются в соответствии с программой ознакомления с окружающим.
В методической литературе широко освещены беседы бытового или общественного характера, а также природоведческие («О нашем детском саде», «О труде взрослых», «О зимующих птицах» и т. п.). Важно, чтобы дети имели достаточно впечатлений, живого опыта по предлагаемой теме, чтобы накопленный материал будил положительно-эмоциональные воспоминания. Естественно, в первые месяцы учебного года планируются темы, требующие меньшей специальной предварительной подготовки детей («О семье», «Что мы делаем, чтобы быть здоровыми», «Наши дежурства»).
Планируя беседу, педагог намечает тему и отбирает соответствующее содержание. С учетом опыта и представлений детей определяются познавательные (сумма знаний для закрепления и новый материал) и воспитательные задачи; объем словаря для активизации.
Например, в беседе на тему «Кто строит дом» (подготовительная к школе группа) могут быть закреплены знания о труде строителей, об их профессиях и сообщены новые знания – о профессии архитектора. В программное содержание необходимо включить задачу развития навыков разговорной речи, умения высказываться в коллективе, доказывать свою точку зрения, предусмотреть воспитательные задачи: воспитание уважения к людям труда; воспитание культуры речевого общения.
Словарь: введение новых слов (план, архитектор), закрепление и активизация слов (каменщик, плотник, штукатур, маляр, фундамент, подъемный кран).
Предшествующая работа: в течение двух месяцев дети наблюдали за строительством дома; воспитатель знакомил их с деятельностью и профессиями тех, кто строил дом.
2.Структурные
компоненты обобщающих бесед
В каждой беседе
довольно четко выделяются такие структурные
компоненты, как начало, основная часть,
окончание.
Начало беседы
должно быть образным, эмоциональным,
восстанавливать у детей образы тех предметов,
явлений, которые они видели, быстро собрать
их внимание и возбуждать интерес к предстоящему
занятию, вызывать желание участвовать
в беседе. Начать беседу можно по-разному
– с воспоминания, с рассказа педагога,
с рассматривания игрушки, предмета. Можно
использовать картину, загадку,стихотворение,
которые имеют прямое отношение к теме
беседы.
Так, беседу об
осени можно начать с вопроса «Почему
осень называют золотой?», беседу «О культуре
поведения» – тоже с вопроса, заключающего
в себе элемент проблемности: «О каком
человеке можно сказать, что он культурный,
вежливый?» . Для беседы о городе удачным
началом может быть показ картины или
фотографии с изображением его достопримечательностей. Беседу о зиме можно начать с загадки:
«Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет.
Когда это бывает?»
В начале беседы
желательно также сформулировать и тему
(цель) предстоящего разговора, обосновать
важность ее, объяснить детям мотивы ее
выбора.
Например, беседу
«О своей группе» можно начать так: «У
нас есть дети, которые уже давно ходят
в детский сад, вот Сережа, Наташа уже три
года в детском саду. А некоторые дети
недавно пришли к нам, они еще не знают
наших порядков. Сейчас мы поговорим, какой
у нас порядок в групповой комнате, чтобы
и эти дети знали». Задача воспитателя
- вызвать у детей интерес и предстоящей
беседе, желание принять в ней участие.
В основной части
беседы в ходе анализа явлений раскрывается
ее содержание. С этой целью перед детьми
последовательно ставят вопросы, активизирующие
их мышление и речевую деятельность. Педагог
дает объяснения, подтверждает детские
ответы, обобщает их, вносит добавления,
поправки. Цель этих приемов – уточнить
мысль ребенка, ярче подчеркнуть факт,
возбудить новую мысль. Детям сообщают
новые сведения, чтобы уточнить или углубить
знания о сущности явления, о предметах
и др. Успех беседы обеспечивают живость
и эмоциональность ее проведения, использование
стихов, загадок, наглядного материала,
участие и активность всех детей группы.
Эта часть беседы
может быть разделена на микротемы или
этапы. Каждый этап соответствует существенному,
законченному разделу темы, т. е. осуществляется
анализ темы по узловым моментам. Вначале
выявляется наиболее значимый трудный
материал. Готовя беседу, воспитателю
надо наметить ее этапы, т. е. выделить
существенные компоненты того понятия,
которое будет анализироваться с детьми.
Например структуры
основной части беседы «О здоровье» в
старшей группе:
1. Свежий воздух (в помещении,
на прогулках).
2. Утренняя зарядка, необходимость
разнообразных упражнений.
3. Чистота рук, осмысление
навыка мытья рук.
4. Закаливание (в детском
саду, дома).
В процессе каждого
этапа педагог использует комплекс разнообразных
приемов, стремится заключительной фразой
обобщить высказывания детей и сделать
переход к следующей микротеме. Названия
частей беседы детям не сообщаются.
Желательно предусмотреть,
чтобы эмоциональный характер беседы
не только сохранялся на всем ее протяжении,
но и нарастал к концу. Это помогает детям
сосредоточивать внимание на теме беседы,
не отвлекаться от нее.
В основной части
беседы может быть несколько логически
законченных частей. Это уточнение
в структуру обобщающей беседы внесено
В. И. Логиновой. Она выделяет определенные
смысловые логические части, каждая часть
заканчивается обобщением педагога.
В беседе «О маме»,
например, можно выделить три смысловые
части: труд мамы на производстве, домашний
труд мамы, помощь детей маме. В беседе
о школе: школьное здание и класс, учение
и учителя, школьные принадлежности, 1
сентября в школу.
Окончание
беседы характеризуется определенной
завершенностью. Чаще всего оно связано
с обобщающими выводами по всей беседе.
Концовка беседы может быть различной
в зависимости от ее характера и содержания.
Если беседа познавательного
характера, дети или воспитатель делают
обобщение (заключительный рассказ).
Беседа может
быть закончена установкой на выполнение
правила: «Вежливые люди, входя, первыми
здороваются со всеми, наклоняют голову,
улыбаются. Вежливые дети никогда не забудут
поздороваться первыми. Помните всегда
об этом».
Беседа может
быть закончена загадкой, чтением стихотворения,
пословицей, слушанием магнитофонной
записи, связанной с темой беседы.
Иногда в заключение
беседы целесообразно ставить перед
детьми четкие задачи для последующих
наблюдений, задания, связанные с трудовой
деятельностью (повесить кормушку для
зимующих птиц, нарисовать в подарок маме
рисунок).
Беседа строится
на постоянной мобилизации детского внимания,
памяти, мышления. Ребенку приходится
все время следить за ходом беседы,
не уклоняясь от темы, слушать собеседников,
самому формулировать свои мысли и высказывать
их.
Конец беседы
краток по времени, подводит к синтезу
темы. Эта часть беседы может быть наиболее
эмоциональна, практически действенна:
рассматривание раздаточного материала,
выполнение игровых упражнений, чтение
художественного текста, пение.
Хороший вариант
окончания - пожелания детям к их дальнейшим
наблюдениям.
Как правило, в
беседе используется целый комплекс приемов
обучения. Это объясняется многообразием
воспитательно-образовательных задач,
решаемых о помощью данного метода. Одна
группа специфичных приемов обеспечивает
работу детской мысли, помогает строить
развернутые суждения; другая облегчает
поиск точного слова, запоминание его
и т. д. Но, поскольку беседа - это метод
систематизации детского опыта, ведущим
приемом по праву считается вопрос. Именно
вопрос ставит мыслительно-речевую задачу,
он адресован к имеющимся знаниям.
3.Вопросы, как
основной приём методики проведения
беседы
Беседа считается
одним из наиболее сложных методов
развития речи. Основным приемом в
методике ее проведения являются вопросы.
Эффективность беседы зависит от умелого
подбора и постановки вопросов. Еще К.
Д. Ушинский отмечал, что правильно поставленный
вопрос включает в себя половину ответа.
Поставить вопрос – значит выдвинуть
мыслительную задачу, которая должна быть
посильной дошкольнику, но не очень простой.
Вопросы нацеливают на выводы, обобщения,
классификацию, установление причинно-следственных
связей. Методика использования вопросов
в беседе разработана Е. И. Радиной. Ею
же дана классификация вопросов, которая
с некоторыми дополнениями применяется
и в настоящее время.
В зависимости
от того, какую мыслительную задачу содержит
вопрос, можно выделить две группы вопросов.
Вопросы, требующие
простой констатации – называния или
описания знакомых ребенку явлений, предметов,
фактов; т.е. он должен точно назвать
предмет, его части, выделить характерные
признаки (кто? что? где? когда? какой?).
Это репродуктивные вопросы.
Например, в беседе
о зиме они могут быть сформулированы
так: какие деревья бывают зимой? Какая
зимой бывает погода? Какой сейчас месяц?
Это начало зимы или конец?
Другая группа
вопросов – поисковые – направлена на
раскрытие доступных ребенку связей между
предметами и явлениями. Такие вопросы
требуют некоторых логических операций,
активизации мыслительной деятельности,
умения сопоставлять, сравнивать и оценивать;
обобщать, делать выводы и умозаключения;
устанавливать причинноследственные,
временные и другие связи и отношения
(почему? отчего? зачем?).
В той же беседе
о зиме они могут звучать так: почему реки
и пруды замерзают зимой? Как люди спасаются
от холода? А не знаете ли вы, что изменилось
в природе в феврале? Почему вы любите
зиму?
Вместе с тем
надо учитывать, что ребенок способен
самостоятельно обобщить, сделать вывод,
высказать суждение лишь в том случае,
если еще до беседы получил достаточный
запас конкретных представлений по данной
теме. В противном случае поисковые вопросы
окажутся для него непосильными. Вопросы,
требующие умозаключений, выводов, обобщений,
нуждаются в тщательной, точной формулировке.
В зависимости
от полноты и степени самостоятельности
раскрытия темы можно выделить основные
и вспомогательные вопросы. Основные вопросы
– это стержень беседы. Важнейшее требование
к ним – логическая связь друг с другом
и последовательность в постановке. Они
могут быть и репродуктивными, направленными
на то, чтобы выявить имеющиеся у детей
представления, и поисковыми, требующими
установления связей и умозаключений.
Если дети самостоятельно
не справляются с ответом на основной
вопрос, им можно задать вспомогательный
вопрос – наводящий или подсказывающий.
Ребенок не улавливает смысл вопроса иногда
из-за недостаточно конкретной, общей
его постановки (Что вы знаете о корове?),
а иногда из-за наличия в вопросе непонятных
слов (Как называется должность у тети
Кати?). Наводящие вопросы помогают ребенку
не только понять смысл вопроса, но и отыскать
правильный ответ. Они активизируют мысль,
помогают ответить на сложные вопросы,
требующие выводов, суждений, обобщений,
В беседе «Кто
строит дом?» воспитатель задает очередной
вопрос: «Мы забыли что-то еще, без чего
не может быть хорошего дома. Что это?»
Дети молчат. Тогда задается наводящий
вопрос: «Что нужно для того, чтобы дождик
не лил в комнаты?» (Крыша)
Подсказывающие
вопросы уже содержат в себе ответ. Применение
их оправданно по отношению к неуверенным
в себе, недостаточно развитым детям. Подобные
вопросы не только не тормозят развитие
ребенка, но порой даже подталкивают на
самостоятельные высказывания.
Продолжая беседу
о строительстве дома, воспитатель
спрашивает: «Кто кроет крышу?» Дети затрудняются
ответить. Тогда задается подсказывающий
вопрос: «А не кровельщик ли кроет крышу?»
– «Да! Да! – восклицают дети, – кровельщик!»
Следует подчеркнуть,
что вопросы в беседе, независимо от их
типа, должны быть простыми и понятными
для дошкольников. Если вопрос труден,
воспитателю целесообразно самому ответить
на него.
Воспитателю нужно
помнить о правильной методике постановки
вопросов. Четкий, конкретный вопрос произносится
неторопливо; с помощью логического ударения
ставятся смысловые акценты: как узнают
люди, где останавливается трамвай? Почему
поезд метро может ехать очень быстро?
Следует приучать детей воспринимать
вопрос с первого раза. Для того чтобы
ребенок мог «оформить мысль», подготовиться
к ответу, педагог выдерживает паузу. Иногда
он предлагает кому-либо из детей воспроизвести
вопрос («Повторите, на какой вопрос вы
сейчас будете отвечать»). Возможны указания:
«Ответьте кратко; ответьте подробно (но
не полным ответом)» или дополнения: «Кто
может ответить короче (точнее, красивее),
чем ваш товарищ?»
Чтобы вызвать
развернутый ответ, педагог предлагает
детям задание, состоящее из двух-трех
вопросов, или план ответа. Например, по
ходу беседы о здоровье воспитатель говорит
ребенку: «Объясни Алеше (кукле), как надо
правильно мыть руки. Что надо сначала
делать, что потом и зачем так делают?»
4.Наглядный материал,
его роль и место в структуре
беседы
В обобщающей
беседе в целях активизации мыслительной
и речевой деятельности используется
наглядный материал. Чтобы дать зримый
образ предмета, уточнить представления
детей, поддержать интерес к беседе, можно
показать картину, игрушку, предмет в натуре.
Иллюстративный материал применяется
по-разному: одни предметы раздают каждому
ребенку (листья деревьев, семена цветов,
предметные картинки), другие показывают
всем детям (картина, животное, предметы
посуды, одежды).
Время демонстрации
наглядного материала в процессе беседы
зависит от цели. Так, в самом начале беседы
показывают букет цветов, фотографию для
того, чтобы создать настроение, вызвать
интерес, напомнить о чем-либо; рассматривание
портфеля организуют в середине беседы
о школе для уточнения знаний о школьных
принадлежностях. Использование наглядного
материала должно быть кратковременным.
Не следует превращать все в самостоятельное
занятие.
Следует напомнить
о правильном использовании наглядного
материала. Как уже говорилось, его можно
демонстрировать в любой структурной
части беседы и с разными целями: для лучшего
усвоения нового, для уточнения уже имеющихся
представлений, оживления внимания и т.
д. Но демонстрация объекта по ходу беседы
относительно кратковременна, поэтому
еще до занятия воспитатель должен продумывать,
где хранить этот наглядный материал,
каким образом можно быстро достать его,
продемонстрировать и снова убрать.
5.Речевая активность
детей в беседе
Руководя беседой,
необходимо учитывать индивидуальные
особенности детей, разную степень
активности. Одни дети очень активны, быстро
реагируют на любой вопрос, всегда отвечают
правильно. Другие молчаливы, не вступают
в беседу по собственной инициативе. Значительная
часть детей слушает, но не высказывается
в силу разных причин: из-за застенчивости
и замкнутости, из-за повышенной самооценки
(боятся высказаться хуже других), из-за
речевых недостатков. Кроме того, в группе
есть дети с неустойчивым вниманием, с
ограниченным кругозором.
При проведении
беседы задача педагога – добиваться,
чтобы все дети были активными участниками
обсуждения поставленных перед ними вопросов.
Вопрос задают всем, неправильно обращаться
только к активной части детей. Стеснительным
ребятам следует помогать, задавая простой
вопрос, поддерживая их высказывания.
Застенчивых детей можно подготовить
к беседе предварительно. К невнимательным
и шаловливым детям следует также найти
подход: может быть, поближе усадить, почаще
обращаться к ним с вопросами и выслушивать
их мнение, одобрять. Особого внимания
требуют дети с речевыми недостатками.
Не стоит вовлекать их в общую беседу,
пока речь не станет более совершенной.
В связи с этим следует воспитывать у остальных
детей группы спокойное, доброжелательное
отношение к товарищам.
Индивидуальные
особенности детей заставляют по-разному
ставить один и тот же вопрос: кому-то –
в формулировке, требующей умозаключения,
вызывающей раздумье; кому-то – в подсказывающей
форме.
Речевая активность
детей в беседе – один из показателей
ее эффективности. Педагог должен стремиться
к тому, чтобы как можно большее количество
детей приняли участие в коллективном
разговоре. Дети и взрослые должны соблюдать
правила речевого общения, этикета. Детям
следует отвечать по одному, не перебивать
говорящего, уметь молчать, быть сдержанными,
не повышать голоса, употреблять формулы
вежливости. Воспитатель должен корректно
формулировать и задавать вопрос, не прерывать
без особой надобности отвечающего ребенка,
приходить на помощь затрудняющемуся,
соблюдать эталонную речь, обучать детей
умению вести разговор.
Ответы детей
во время беседы носят характер кратких
или развернутых реплик; допустимы и однословные
ответы, если содержание вопроса не требует
большего. Если дети отвечают на репродуктивные
вопросы, тем более нельзя добиваться,
чтобы каждый ответ был полным. Подобное
требование ведет к искажению языка.
Приведем хрестоматийный
пример «полного» ответа ребенка на вопрос
«Какое сейчас время года?» – «Сейчас
время года весна». В данном случае для
полного ответа достаточно одного слова
«весна».
Важно воспитывать
«чутье языка», чтобы ребенок интуитивно
чувствовал, когда можно ответить на вопрос
одним словом, а когда – целой фразой или
несколькими фразами. Здесь поможет пример
речи взрослого.
Однако для
совершенствования диалогической
речи и развития ее связности необходимо
побуждать детей к развернутым целенаправленным
высказываниям. Этому способствуют поисковые
вопросы, которые активизируют логическое
мышление, побуждают к сопоставлению фактов,
сравнению и ставят ребенка перед необходимостью
отвечать не одним предложением, а целым
высказыванием, развивая и обосновывая
свою мысль. В связи с этим целесообразно
предусмотреть наиболее оптимальное соотношение
репродуктивных и поисковых вопросов,
усилив роль последних в зависимости от
темы и содержания беседы, объема и сложности
знаний, подлежащих обобщению.
Одобрение воспитателя,
подтверждение детских ответов, его указания
также стимулируют детей на высказывания.
Особого внимания заслуживают детские
вопросы, возникающие в беседе, обмен мнениями
между детьми, их споры. Необходимо учить
детей задавать вопросы, обосновывать
свое мнение, доказывать его. Эффективными
приемами, вызывающими детей на спор, на
обсуждение сложных проблемных вопросов,
являются отгадывание загадок, решение
речевых логических задач. Речевая логическая
задача – это рассказ-загадка, ответ на
которую может быть получен благодаря
установлению связей и зависимостей между
явлениями, их анализу, сравнению, обобщению.
Содержание логических задач может отражать
социальные явления, жизнь природы.
Методически важен
вопрос о соотношении в беседе речи взрослого
и детей. Как показывают наблюдения, часто
речевая активность педагога превалирует
над детской. Иногда воспитатели, ставя
вопрос, не дают детям возможности сосредоточиться
и подумать, торопятся ответить сами, начиная
рассказывать о том, что наблюдали, например,
на экскурсии. Детям не остается ничего
другого, как пассивно слушать. Другая
крайность заключается в «вытягивании»
у детей ценой значительных усилий правильных
ответов. Эффективность беседы в значительной
степени зависит от умения педагога целенаправленно
вести за собой детей, направлять детскую
мысль и активизировать речевую деятельность.
Заключение
Беседы имеют и воспитательное
значение. Идейно-нравственный заряд несет
правильно выбранное содержание разговора
(Чем знаменит наш город? Почему в автобусе,
трамвае нельзя громко разговаривать?
Чем мы можем порадовать наших малышей?).
Воспитывает и организационная
форма беседы - повышается интерес
детей друг к другу, развиваются
любознательность, общительность, а
также такие качества, как выдержка,
тактичность и др. Многие темы бесед
дают возможность для влияния
на поведение детей, их поступки.
«Беседа
о весне».
Конспект
обобщающей беседы в старшей группе.
Цель: обобщить и расширить знания
о весне.
Задачи:
1. Совершенствовать диалогическую
речь. Уточнить и систематизировать
знания о характерных признаках
весны (дни становятся длиннее,
сильнее греет солнце, тает снег,
освобождаются ото льда водоемы,
растет трава, зеленеют кустарники,
расцветают цветы, появляются
насекомые, возвращаются птицы) .
2. Научить детей понимать
связи между явлениями неживой
природы и сезонными видами
труда. Познакомить детей с разной весной:
полевой, речной, лесной).
3. Вызвать эстетические
переживания от весеннего пробуждения
природы, показать красоту весны.
Прививать интерес к художественному
слову.
Предварительная работа:
беседы о временах года, утренник
«Здравствуй, весна!»
Оборудование: дидактический
материал: иллюстрации с временами
года.
Микротемы:
- Весна полевая
- Дни стали длиннее
- Насекомые
- Птицы
- Посевные работы людей
(весна речная)
- Растения, деревья (весна
лесная)
Ход занятия
- Ребята, давайте с вами
поиграем.
- Я сейчас прочитаю
вам стихотворение, а вы покажете
картинку с изображением того
времени года, о котором говорится
в стихотворении.
(Воспитатель раздает
детям картинки, на которых изображены
пейзажи весны, лета, осени, зимы
– так, чтобы у всех были
представлены все времена года.)
Воспитатель читает:
На дворе звенит
капель,
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи
…
- Ребята, о каком времени
года говорится в стихотворении?
Ну-ка кто правильно покажет
картинку?
- Правильно ребята, конечно
же, это весна.
- А как вы догадались,
что в стихотворении говорится
о весне?
- Верно. Весной начинает
таять снег, по земле бегут
ручейки.
- Давайте все вместе
посмотрим на картину. Что на
ней нарисовано?
- Правильно. Весну можно
узнать по определенным признакам.
Мы с вами уже беседовали
о весне. И эти признаки уже
знаем.
- Ребята, а знаете ли
вы, что весна приходит сначала
на поля, где под лучами теплого
весеннего солнца начинают таять
снежные сугробы и появляются
первые проталины? Это весна
– полевая.
- А сейчас Коля прочитает
нам стихотворение о весне.
Коля: К нам весна
шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами
Черные проталины
На полях видны:
Верно очень теплые
ноги у весны.
Оля: «Весенние воды» Ф.И.
Тютчев
Еще в полях белеет
снег,
А воды уж весной
шумят –
Бегут и будят сонный
брег,
Бегут и блещут и
гласят …
Костя: Они гласят во все
концы:
«Весна идет, весна
идет!
Мы молодой весны
гонцы,
Она нас выслала
вперед!»
Лена: Весна идет, весна
идет!
И тихих, теплых, майских
дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за
ней.
Молодцы, ребята!
- Ребята, какими стали
дни весной?
- Дни стали теплыми.
Но они стали длиннее или
короче?
- А как светит солнце?
- Верно. Солнце светит
ярче и теплее.
- Дети, почему растаял
снег, и лед на реках оттаял?
- Потому что солнце
греет своими теплыми лучиками
землю и снег таит.
- Да, действительно от
весеннего тепла снег растаял.
- Какой из весенних
месяцев был самым холодным, а
какой самым теплым?
- Правильно, самым холодным
из весенних месяцев был апрель,
а самым теплым – май.
- Каких насекомых вы
увидели первыми?
- Почему появились насекомые?
- Ребята, какие птицы
прилетели? Почему они вернулись
к нам?
- Правильно. К нам из
теплых стран прилетели грачи,
скворцы, ласточки.
- Мы с вами уже подготовились
к их встрече и повесили
домики для птиц –скворечники.
- Вернувшись, птицы принялись
за постройку и ремонт гнезд.
В гнезда они отложили яйца.
А некоторые воробьи, скворцы
успели уже вывести птенцов.
- А как изменилась
жизнь диких животных с наступлением
весны?
- Верно. Они проснулись
и принялись искать себе пищу.
- С приходом весны
жизнь животных тоже изменилась.
У белки, зайца, лисы и др.
зверей появились детеныши. Все
звери сменили теплую, пушистую
зимнюю шерсть на более редкую,
а некоторые изменили и ее
окраску. У зайца шерсть стала
серой, у белки – рыжей.
- Ребята, а что делают
люди весной на полях и в
огородах?
- Правильно, люди сажают
овощи. Весной на полях и
в огородах полным ходом идет
работа по подготовке почвы
к посадке овощей, сельскохозяйственных
культур.
- Ребята, еще не кончилась
весна полевая, а солнышко уже
повело новое наступление на
ледяные укрепления зимы: сильнее
стал таять снег, быстрее побежали
ручьи. На реке начал трескаться
и ломаться лед. Река вырывается
на волю. В это время года
вода землю поит. Начинается весна
речная. Поля уже полностью очистились
от снега, и на них начинаются
весенние полевые работы, сеют
хлеб.
- Дети, какие изменения
произошли весной с растениями?
- Верно. Весной расцвели
цветы. Весна разбудила своим
теплом и растения.
- Почему весной начала
расти трава?
Правильно. На улице
стало тепло, снег растаял,
и появилась зеленая трава.
- Ребята, а почему весной
все хорошо растет?
- Почва оттаяла, маленькими
ручейками сбежала талая вода,
которая напоила почву и на
земле появились растения: зеленая
травка, цветочки. Растения получают
много света, тепла, влаги. Это
способствует хорошему росту
растений.
- Ребята, какие цветы
расцвели первыми? Где вы их
видели?
- Верно. Первыми расцвели
подснежники. На проталинах зацвели
так же мать-и-мачеха, ландыши.
- Пробудились ото сна
и так же начали зеленеть
деревья и кустарники. На деревьях
появились почки. По
и т.д.................
Методика проведения беседы обусловливается особенностями ее как диалогической (устной, разговорной) формы речи. Большое значение в беседе имеет и внешняя эмоциональная выразительность речи - жесты, мимика говорящих. Участники беседы, как и участники диалога, никогда не должны быть пассивными слушателями. Они должны не только внимательно слушать говорящего, но и уметь поставить вопрос, дополнить, если нужно, поправить говорящего, подать уместную реплику, рассуждать, отстаивать свое мнение, убеждать собеседника. Таким образом, беседа требует активности всех ее участников, их умения вести разговор.
Проводя беседу, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы она проходила живо, естественно, при большой активности всех детей. Правильно построить и провести беседу педагогу поможет знание особенностей диалогической речи детей 5-7 лет.
Прежде всего, это некоторый разрыв между ее содержанием и формой: дети имеют определенные представления, но затрудняются самостоятельно ответить на вопрос, сформулировать суждение.
Анализ речи детей во время бесед показывает, что в основном они употребляют простые предложения, причем простых нераспространенных предложений почти в два раза больше, чем простых распространенных.
А иногда наблюдается и обратное явление - использовали детьми неуместно больших и часто неграмотных предложений. Например, отвечая, они повторяют глагол, употребленный в вопросе, тогда как для ответа он совершенно не нужен: «Что бывает осенью?» - «Осенью бывает цветы вянут». По всей вероятности такие фразы оказываются результатом формального требования воспитателя дать полный ответ («Какое сейчас время года?» - «Осень». - «Дай полный ответ». - «Сейчас время года осень
Из-за неразвитости активного словаря дети 5-7 лет довольно часто используют некоторые глаголы не осмысленно и неумело, например глаголы, обозначающие действие людей, употребляют для обозначения действия животных («Заяц надевает шерсть белую», «Птицы договариваются, когда им лететь на юг»). Нередко наблюдается и своеобразное расширение ими значения слова. Например, слово, называющее логовище одного животного, употребляется по отношению к другому: «Медведь в берлоге»; «Лиса в берлоге»; «Крот в берлоге». Это особенно характерно для детей 5-6 лет.
Беседуя с детьми, воспитатель должен очень внимательно следить за их речью; своими вопросами, подсказками он должен подводить их к правильному ответу и выбору наиболее точной его формы (типа предложения, слов), наилучшим образом соответствующей передаваемому содержанию. беседа экологический воспитание речь
Выслушав товарища, ребенок старшей группы должен уметь в случае необходимости дополнить или исправить его ответ. Воспитатель же должен подвести детей к элементарному анализу речи с точки зрения ее содержания (правильность, полнота) и формы (последовательность, образность
Методические приемы при руководстве беседой сводятся к следующему:
Не давать детям удаляться от главной темы.
Неуклонно вести к конечным выводам.
Не прерывать детей без безусловной необходимости. Относить замечания и поправки к концу.
Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ, раз он логичен и грамматически верен, может быть убедительнее распространенного.
Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно достигнуть той же цели путем краткого указания, напоминания.
Побуждать детей к вопросам.
Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.
Вызывать соревнование в желании высказаться ясно и изысканно...».
Но специфика темы определяет и своеобразие проведения беседы, ее тип, подготовительную работу, использование иллюстративного материала и т. д. Каковы же особенности проведения беседы о природе? Можно выделить несколько типов бесед о природе:
беседы в сочетании с непосредственным восприятием (в ходе наблюдений, экскурсий, прогулок);
беседы в сочетании с самостоятельной работой детей (во время труда в природе, опытов, самостоятельных наблюдений);
беседы на основе уже имеющихся знаний (обобщающие, при рассматривании картин и т. д.).
Многие педагоги справедливо отмечают, что успех беседы во многом зависит от содержания и последовательности вопросов, продуманных заранее, от того, насколько педагог предвидит ответы детей и как он регулирует их активность.
В беседах о природе воспитатель использует в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных предметах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в природе. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте можно использовать альтернативные вопросы, требующие выбора ответа из двух или нескольких возможных.
Для развития связной речи детей особенно ценны вопросы, способствующие раскрытию причин явлений, установлению связей между ними, установлению закономерностей в сезонных изменениях природы, поскольку, отвечая, дети стараются возможно полнее охарактеризовать явление, назвать словом установленную связь, обозначить в своей речи последовательность развития.
Дети 5-6 лет, имея знания, часто не могут сформулировать их, найти подходящие слова. Поэтому во время первых бесед по новому для детей материалу целесообразно предлагать им повторять речевой образец педагога. Например, на вопрос «Почему зимой река покрыта льдом?» дети отвечают односложно: «Холодно» или «Потому что холодно» и т. п.
Предлагая ребятам повторить составленную им фразу, воспитатель тем самым закрепляет в их памяти и сознании речевую конструкцию, которую следует употреблять в подобных случаях для передачи связи явлений: «Зимой река покрыта льдом, потому что холодно»; «Вода от холода замерзает, и река покрывается льдом»; «В начале зимы морозы небольшие, поэтому лед на реке тонкий»; «Чем сильнее морозы, тем толще лед». Такое повторение не будет механическим, если строится на основе непосредственного восприятия явления. На последующих этапах, когда дети научатся строить свой ответ по образцу педагога, необходимость использования этого образца постепенно отпадет. Типы вопросов, задаваемых детям, во многом определяются типом беседы.
При проведении беседы во время наблюдения, экскурсии вопросы должны быть поставлены так, чтобы помочь ребятам всесторонне рассмотреть предмет или осмыслить явление, установить их элементарные связи. Слово педагога в данном случае способствует правильному восприятию ребенком наблюдаемого явления. Во время таких бесед нужно давать больше объяснений, предлагать образцы речевого выражения связей или зависимостей предметов и явлений; совершенно необходимо чередование речи педагога и высказываний детей.
Если на первых экскурсиях можно удовлетвориться их краткими ответами, то на последующих нужно добиваться ответов развернутых, причем требовать самостоятельности детей при оформлении мысли. Нужно одобрять такие, например, высказывания: «Холодно, поэтому снег кругом лежит»; «Если бы было тепло, снег растаял».
Точное определение наблюдаемого явления и его причины является основой процесса осмысления и содействует развитию логического мышления и речи детей. Так, опираясь, на полученные ответы, которые были результатом наблюдений сезонных изменений природы, педагог подводит ребят к пониманию того, какое время года наступает, к более полной его характеристике.
В процессе бесед, проводимых во время наблюдений, труда в природе, различных опытов, воспитатель уточняет и словарь детей. При систематической работе воспитателя уже пятилетние начинают употреблять слова и обороты, наиболее точно характеризующие предмет или явление: солнышко пригревает, снег оседает, трава пробивается, почки набухают и т. д.
Таким образом, налицо взаимовлияние словарной работы и развития диалогической речи. С одной стороны, словарная работа выступает условием успешного развития диалогической речи, с другой - в процессе диалогической речи (во время бесед) происходит обогащение словаря, дети учатся находить наиболее точные слова для передачи своих мыслей.
Наибольшую трудность для воспитателя представляют обобщающие беседы. Успех проведения обобщающей беседы во многом зависит от:
чувственного опыта детей;
составленного заранее плана беседы, который должен представлять собой не формальный перечень, а систему вопросов, уточняющих и обобщающих знания детей;
правильного подбора наглядного и иллюстративного материала;
разнообразия предъявляемых детям умственных задач.
Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы, необходимо начинать беседу рассказом из собственных наблюдений воспитателя, а в процессе ее использовать загадки, речевые логические задачи. В старшей группе воспитатель усложняет речевые логические задачи:
«Шли ребята из детского сада домой, обходили лужи, чтобы ноги не замочить, а утром пошли в детский сад, лед под ногами хрустит. Воды нет. Что случилось? Куда вода делась?»
Часть беседы можно посвятить пословицам и поговоркам о данном времени года, предмете или явлении природы. В беседе может быть использована также небольшая дидактическая игра. Она поможет воспитателю уточнить знания детей, проверить их умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
Значительное место в беседах о природе занимает рассматривание картин и чтение художественных произведений. Художественная литература и изобразительное искусство имеют огромное значение для уточнения, расширения знаний детей, развития умения выражать свои мысли, рассказывать тем более потому, что не каждое явление природы может быть ребенком воспринято непосредственно.
Воспитатель продумывает, какие существенные признаки или связи будут лежать в основе обобщений знаний.
БЕСЕДА КАК ФОРМА ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».
А.С. Макаренко.
Беседа - спокойный и обычно продолжительный разговор (толковый словарь Ефремовой Т.Ф.).
Беседа – 1) Разговор, деловой или задушевный; 2) Сообщение на какую-либо тему с участием слушателей в обмене мнениями; собеседование (Малый академический словарь).
Беседа – 1) Разговор, официально-деловой или задушевный. 2) Сообщение на какую-либо тему, в форме обмена мнениями, обсуждения вопросов (Большой толковый словарь русского языка).
Беседа - взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, обмен чувств и мыслей на словах (Толковый словарь Даля).
Выяснение этимологии слова «беседа» дает нам любопытную возможность узнать, что общего между такими, казалось бы, далекими друг от друга понятиями, как "сидеть" и "говорить". Первая часть этого слова – бес (или "без" в древнерусском языке) означала "снаружи", а седа - "сидение". Итак, поначалу это слово означало "сидение перед домом". Но сколько же можно просидеть молча перед домом? Вероятно, предкам быстро надоедало такое пустое сидение, и они переходили к разговору, а слово беседа постепенно приобретало значение "разговор во время сидения перед домом". Потом от этого понятия отпали все сопутствующие обстоятельства и осталось только – "разговор" (Этимологический словарь Крылова Г.А.).
Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов.
По содержанию различают два вида бесед: этические и познавательные.
Этические беседы имеют целью формирование нравственных чувств, представлений, суждений и оценок (проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста).
Тематика познавательных бесед определяется образовательной программой и тесно связана с содержанием образовательных областей, событиями текущей жизни детей, с окружающей природой и трудом взрослых (проводятся начиная со средней группы, как правило, со второй половины года).
Организуя беседу с ребенком, педагог решает задачи трёх образовательных областей (п. 2.6. ФГОС ДО):
«Социально-коммуникативное развитие»:
Развитие общения, и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
«Речевое развитие»:
Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. В беседе воспитатель учит ребенка четко выражать свои мысли, развивает умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них.
«Познавательное развитие»:
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование представлений об окружающем мире, себе, других людях.
По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обобщающие (итоговые).
Назначение вводной беседы - подготовить детей к предстоящей деятельности, наблюдению. С этой целью педагог выявляет опыт детей, актуализирует те знания, которые станут основой для восприятия новых объектов, явлений, вызывает интерес к предстоящей деятельности, ставит практические или познавательные задачи.
Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью актуализации имеющихся представлений, сформированных детьми ранее по той или иной теме.
Беседа является одной из форм образовательной деятельности, которая позволяет организовать общение детей со взрослым и детей друг с другом. В процессе беседы дети учатся слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Организация беседы в образовательной работе с детьми позволит педагогу достигать социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений дошкольника (п. 4.6 ФГОС ДО):
владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек (целевой ориентир во младенческом и раннем возрасте);
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности (целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования).
Беседа - это форма совместной деятельности детей и воспитателя (наряду с ситуативным разговором, интервьюированием, свободным общением по теме). Беседы в развернутой форме проводятся с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Беседа, как самостоятельная организационная форма работы, и как метод и прием в ННОД, организуется при проведении образовательной деятельности, в режимных моментах в первую и во вторую половину дня (утренний прием детей, прогулка). Воспитатель, определяет задачи и тему беседы, продумывает и подбирает ее содержание, структуру, и формулирование основных вопросов. Главное, чтобы в беседе была возможность взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития (ФГОС ДО п. 3.2.1 абзац 3)
В режиме дня проводятся короткие беседы с подгруппой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Так, в календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций. В календарных планах старшей группы намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города.
Небольшие беседы проводятся воспитателем в начале непрерывной непосредственно образовательной деятельности, такой, как рисование, лепка, дидактические игры. В данном случае нужно продумать, как начать беседу, чтобы быстро собрать внимание детей и вызвать у них интерес к предстоящей деятельности, активизировать мышление, воздействовать на их чувства. В качестве эмоционального средства можно использовать картину, новую для детей загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы.
Беседа достигает своей цели только при четкой организации и продуманной методике ее проведения. Поэтому значительное место в успешном проведении беседы имеет предварительная подготовка к ней воспитателя и детей.
Готовность детей к беседе заключается в наличии у них соответствующих актуальных представлений о предмете или явлении, которые будут обсуждаться в беседе. Такие представления ребенок получает во время экскурсий, наблюдений, рассмотрения картин и т.п. В данной образовательной ситуации педагог сможет увидеть уровень актуального развития детей и возможности освоения ими ОО «Познавательное развитие».
Структура беседы зависит от темы, содержания, возраста детей. В ней взаимосвязаны такие структурные элементы, как начало беседы, основная и заключительная части.
Беседа должна начинаться с описания конкретных образов, эмоционально ярких воспоминаний детей об интересном случае, использовать имеющийся опыт детей. Необходимо сразу же оживить в памяти детей целостный образ, явление, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по-разному - с упоминания, с рассказа, с рассмотрения картинки, игрушки, предмета, с загадывания загадки, чтения стихотворения, которые имеют прямое отношение к теме.
В основной части беседы раскрывается ее конкретное содержание. Детям последовательно ставятся вопросы, которые направляют их активность. По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т.д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В зависимости от содержания беседы, в ней в различных сочетаниях используются такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, уточняет представления детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь.
В заключительной части беседы воспитатель предлагает детям прочитать знакомый стихотворение, спеть песню, близкую по содержанию к теме беседы. Можно прочитать художественное повествование, провести дидактическую игру, прослушать магнитофонную запись. Так, беседу о транспорте можно закрепить дидактической игрой «На чем люди ездят?», беседу о празднике - чтением знакомых стихов об этом празднике.
В беседе можно использовать различные приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, попросить детей вспомнить, как называется то или иное понятиеи др.
Успех и педагогическая результативность бесед во многом зависит от правильно поставленных перед детьми вопросов. Все вопросы можно разделить на две группы. К первой можно отнести те, которые требуют от детей простого ответа или описания предметов, явлений. Этот вопросы: что? кто? какой? куда? и др. Они ставятся в начале беседы или микротемы беседы для того, чтобы восстановить в памяти ребенка то, что он видел, переживал. Вторая группа вопросов требует от детей некоторых логических обобщений, умозаключений, установления причинных связей, раскрытие содержания темы. (Для чего? Почему? Зачем? Чем похожи? Как узнать? и др.) Такие вопросы поискового и проблемного характера должны играть ведущую роль в беседе, особенно в старших группах. Они в основном задаются после того, как в памяти ребенка возобновились представления, образы, и на основе анализа прийти к выводу. Вопросы воспитателя должны раскрывать содержание темы и направлять мысль детей на правильный ответ. Поэтому их нужно формулировать четко, конкретно, коротко. (Какие машины помогают строителям строить дома? Где делают игрушки?). Неконкретные вопросы часто приводят к неправильным, поверхностным ответам. Так, вопрос «Что вы знаете о Москве?», «Что вы можете сказать об этой картине?» И подобные - широкие по смыслу, неконкретные, поэтому и ответы детей будут поверхностными. В самом вопросе не должно быть непонятных детям слов. В каждом вопросе должна быть только одна мысль.
Помимо основных вопросов воспитатель должен использовать и вспомогательные - наводящие и подсказывающие. Наводящие вопросы занимают основное место среди вспомогательных, они помогают ребенку не только точнее усвоить содержание того, о чем спрашивают, но и наталкивают на правильный ответ, дают возможность самостоятельно справиться с ним, например: «А что еще у нас есть интересного в городе? Какая река? Как она называется?» Значительно меньшее место должны занимать подсказывающие вопросы, содержащие в себе готовый ответ,также ответы по типу «да» и «нет».
Воспитатель в ходе беседы спрашивает как можно больше детей, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого. Застенчивых детей надо подбадривать, слишком оживленных - сдерживать. Недопустимо спрашивать одних и тех же детей. Если воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные скучают, не участвует в беседе. То же самое бывает, когда воспитатель во время беседы много говорит о том, что детям хорошо известно, или повторяет все, что говорят дети.
Для уточнения представлений детей иногда в беседе используется наглядный материал: картина, игрушка, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает интерес, речевую активность. Высказывания детей в таких случаях непосредственно опираются на ощущения и восприятия. Наглядный материал воспитатель готовит заранее, продумывает размещение его во время беседы, методику объяснения. Наглядный материал готовится заранее и хранится так, чтобы он преждевременно не отвлекал детей. Предмет, который используется в качестве наглядного пособия, должен ярко иллюстрировать программный материал беседы (пункт 3.3.3 ФГОС ДО).
Наглядный материал должен полностью соответствовать содержанию беседы. Разный наглядный материал используется по-разному: одни предметы раздаются детям (ветки деревьев, семена, предметные картинки), другие показываются воспитателем всей группе (картина, живое животное, посуда и т. п.); в последнем случае предмет по своим размерам должен быть доступен для обозрения каждому ребенку (ФГОС ДО п.3.3.2).
В беседу можно включить прослушивание музыкальных, звуковых записей, литературных текстов - это повышает эмоциональность восприятия материала. Также можно использовать игровые упражнения, загадки, чтение художественных произведений.
Беседа традиционно в педагогике и дидактике - это диалогический обучающий метод, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все её участники.
В условиях дошкольной организации беседа используется как вид деятельности детей, как форма работы, как важное средство общения и взаимодействия детей. И задача педагога так построить беседу, чтобы опыт и знания каждого ребенка стал достоянием всего коллектива.
Значение беседы в работе с дошкольниками
Словесные методы при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью играют большую роль в воспитательно-образовательной работе с детьми. Эффективной формой данного метода является беседа – целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений. Беседу целесообразно использовать в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Как показывает практика, такой активный метод сравнительно мало применяется в детских садах. Это связано главным образом с тем, что воспитателей затрудняет ряд вопросов, а именно:
какой программный материал необходимо давать путем беседы;
как удержать внимание детей до конца беседы, не дать им уклониться от обсуждаемых вопросов;
как привлечь всех к активному участию.
Во многих случаях беседы проводятся эпизодически, носят формальный характер и протекают при недостаточной активности детей. Чаще всего на практике беседы выливаются в чисто словесное сообщение детям знаний.
Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общения и деятельности. Проводя беседу, воспитатель помогает ребенку полнее, глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что он недостаточно осознает; в результате знания детей становятся четче, осмысленнее. В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысль детей по определенному руслу, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума ребенка это крайне важно. Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы – как для ребенка, так и воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания. Вот почему многие воспитатели охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ними.
Весьма важный вопрос: какое конкретное программное содержание целесообразно давать детям методом беседы?
Неудачи воспитателей часто объясняются тем, что путем беседы они стараются сообщить детям совершенно новый и часто трудный материал. А ведь высказывать свои суждения о сложных, мало знакомых явлениях непросто даже взрослому человеку. Главное, чтобы говорить с ребенком о том, что у него перед глазами, за что он, так сказать, может ухватиться руками.
Воспитатель должен отчетливо представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.
Беседа начинается с анализа явлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, существенных связей и зависимости между явлениями. Здесь целесообразно включать такие вопросы, как: «Какие…вы знаете?», «Как мы узнали, что это..?», «Где мы их видели?», «Что делают...?», и т.п. После этого ставится вопрос, требующий умственной задачи: «Почему…?», «А может ли…?», «Как вы думаете...?» и т.п. Нельзя ставить вопросы, требующие односложных ответов: «Да», «Нет». Такие вопросы не обеспечивают развития мышления, установления связей. Нужно чтобы дети сами сформулировали выводы, обобщения, а не повторяли готовые.
При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей и подготовительной группах – на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.