Упражнение как метод воспитания дисциплинированности и организованности у детей. Родительское собрание на тему "Воспитание сознательной дисциплины"
Мы хотим, чтобы наши дети состоялись в этой жизни, какой бы сложной она ни казалась. Чтобы это случилось, ребенка надо мотивировать. Если этого не делать, все усилия будут сведены на нет. Здесь (да и не только здесь) хорошую службу сослужит приучение к дисциплине.
А что это такое — дисциплина? Каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Кому-то кажется, что это умение управлять собой. Другой скажет, что это качество сильной и успешной личности. Третьи будут утверждать, что речь о постоянном выполнении каких-то поручений или за непослушание и т.п.
На самом деле, все просто. Речь о подчинении правилам и порядку, установленным для каждого человека, живущего в том или ином городе, работающем или учащемся в том или ином коллективе. Ведь от дисциплины зависит многое в жизни человека – и растущего, и повзрослевшего.
Но как приучить ребенка к дисциплине? С какого момента это надо начинать делать? Как, наконец, это делать?
Когда надо начинать воспитывать ребенка
На этот вопрос у всех свой ответ. Многие сходятся на том, что процесс надо начинать с того момента, как ребенок начнет понимать слова. Мол, а как иначе он поймет нас.
Но здесь уместно вспомнить известную притчу, которая примерно звучит так. На вопрос мамы о том, мудрый человек ответил, что она опоздала на два года.
Пусть и мало, но есть такие мамы, которые не ждут рождения малыша. Они его воспитывают уже, как говорится, с живота. Ведь малыш слышит маму, знает все ее интонации, усваивает ее привычки, даже реагирует на ее переживания и т.д. Порой ребенок появляется на свет с маминой мимикой, а, вырастая, любит ту же музыку, имеет те же привычки и так далее.
Как воспитать дисциплину в ребенке
Большинство опытных родителей знает – чем раньше дисциплинировать малыша, тем потом эти труды будут проще. С чего начать, прежде чем вырабатывать в нем эту хорошую привычку?
Начните с себя
Да, да, воспитывайте в себе дисциплину. Иначе, если вы не будете дисциплинированы, ваш ребенок вырастет таким же. Как это делать?
- Порассуждайте на эту тему.
- Почитайте побольше тематической литературы.
- Найдите ответы на самый главный в данный момент вопрос – что такое дисциплина для меня.
- Возьмите себе в привычку делать все не как попало, а как полагается.
- Вспомните свои детские годы и способы дисциплины, применяемые вашими родителями. Какая их стратегия вам нравится, а какая – нет, и почему.
И лучше начинать все это делать в беременности, тогда вы точно не опоздаете.
После рождения ребенка
В чем ваши сильные стороны, если вы займетесь этим вопросом, будучи беременной или прямо после родов? В том, что ваш малыш перед вами — аки чистый лист. И то, что вы начертаете на этом листе, во многом повлияет на развитие вашего маленького человечка и в дальнейшие годы его жизни.
Итак, несколько моментов, на которые надо обращать внимание маме, желающей воспитать в ребенке дисциплину.
Пеленание
Аргументы психологов и некоторых родителей порой, мягко говоря, смешны. Нет, речь даже не о нарушенном кровообращении, о кривой спинке или ножках и т.п.
Например, сетуют, что не все родители сходу научаются пеленанию. Но ведь научаются? Или, мол, запеленутый ребенок хочет больше свободы. На что другие родители скажут на это – а что дает ребенку эта свобода? Малыш часто просыпается, оцарапывает случайно себя. Неслучайно же наши предки пеленали новорожденных.
- Во-первых, малышу так проще привыкнуть к новой для него среде.
- Во-вторых, в пеленках он чувствует себя более защищенным, находясь как бы в утробе матери.
- В-третьих, ведет себя спокойнее.
- Ну, и главное, пеленание ребенка – это один из первых способов дисциплинировать кроху. Запеленали, значит, спать. Распеленали, значит, гулять.
Режим
Очень важная составляющая. Например, кормление. Современные мамы игнорируют старые традиции. Доктора-де рекомендуют кормить по требованию. Т.е. закричал, значит, корми (а закричать-то малыш может по другому поводу – у него газики, он хочет пить или неудобно лежит, памперс требует замены и т.д.). Чем чревата пресловутая свобода в кормежке? Тем, что:
- травмирует психику ребенка,
- не хорошо действует на его желудочно-кишечный тракт,
- сводит на нет зачатки самодисциплины.
Т.е. — это момент из того же разряда, в смысле привычка, навык. Многие родители замечают, что, если ребенок привык к режиму (кормление, гигиенические процедуры, прогулки, гимнастика проводятся примерно в один и тот же час), он более дисциплинирован и в младенчестве, и в другие годы своей жизни.
То же самое можно сказать и о другой стороне жизни деток. Скажем, причастие. Если мама с самого рождения подносит малыша к чаше, он не будет плакать, ибо привык с первых своих дней причащаться. А если и не сразу, то потом, даже постоянно плачущий во время причастия ребеночек постепенно привыкает. Вырастая, детки чувствуют в себе эту потребность…
Если вы приучите ребенка с первых лет жизни к порядку во всем, он будет знать, что такое дисциплина.
Изучение ребенка
Каждый ребенок индивидуален. Поэтому важно не только заботиться о его физическом развитии. Изучите его хорошо, и увидите, какие есть у него особенности и качества. Чтобы понять это, надо понаблюдать за ним, задавая себе некоторые вопросы.
- Похож ли он на меня и в чем.
- Какое у него отличие от меня.
- Чем он пытается привлечь мое внимание.
- Что малышу больше нравится.
- Какие трудности испытывает.
- Чем он силен.
- Что ценно в нем.
Стратегия развития
Угрозы, унижение и физическая сила не только мешают нормальному развитию и самодисциплине детей. Такой подход сделает их незрелыми в будущем. А если строить руководство их жизнью в позитивном и авторитетном, а не в авторитарном или игнорирующем (типа, делая, что хочешь) ключе, это стимулирует их к самоконтролю, ответственности, к осознанным самостоятельным шагам.
Да, эта работа потребует величайшего терпения и кооперации, изучения малыша и себя самого. Но ведь это ваш ребенок!
Вот еще несколько шагов, которые помогут воспитанию в малыше самодисциплины и дисциплины.
- Личный пример – это наше все.
- Правила, вводимые в семье, должны быть четкими и последовательными, тогда ребенок научится усваивать и правила, установленные в той среде, куда он попадет.
- Старайтесь фокусировать внимание не на том, чего не надо ребенку делать, а на желательном его поведении.
- Научитесь отвлекать внимание ребенка, переключая его на позитив и на нужное.
- Не обвиняйте малыша (мол, такой и сякой). Лучше простимулируйте к хорошим действиям.
- Если даете указания или ставите задачи, то делайте это четко, не более одной за один раз. Все это должно быть посильным для выполнения ими.
- Не давайте обещаний, которые не можете исполнить.
- Отвечайте на вопрос ребенка, хорошенько подумав.
- Не раздражайтесь, не кричите, не критикуйте чадо, но и не потакайте ни в чем – надо разобраться, почему он ведет себя так или иначе.
- Не опаздывайте нигде.
- Если что-то и случается, не паникуйте, не негодуйте, а ищите спокойную стратегию решения ситуации.
- Соблюдайте правила дорожного движения.
- Сделайте так, чтобы ребенок понимал, сколь плохо или хорошо чужая неорганизованность и недисциплинированность влияет на других.
- Поощряйте проявление самоконтроля.
Это надо знать
Чтобы ваши ожидания были близки к возможностям вашего ребенка в плане дисциплины, помните о том, что у него свои потребности в разном возрасте и уровень развития. Что надо учесть.
- От 0 до 2х лет детки нуждаются в вашей огромной поддержке, любви и постоянном контакте. Привязываясь к вам, малыш будет вам больше и больше доверять, ведь вы всегда в нужный момент рядом и поможете.
- Детки 2-6 лет начинают исследовать мир, ощупывая его, переворачивая или бросая что-то, учатся говорить, читать, изучать социальные навыки и даже пытаться стать самостоятельными. И они более инициативны, если замечают, что на это обращается внимание.
- В возрасте 6-12 лет действия ребенка уже совершаются под возрастающим самоконтролем. Обрабатывая полученную информацию, он сам принимает решения, становится более ответственным. Но в этот период дети начинают формировать свой образ, основанный на своем опыте и общении со взрослыми. Дай, Бог, чтобы это общение принесло здоровые плоды, тогда ребенок будет более уверен и самодисциплинирован.
Резюме
Да, дисциплина дисциплине — рознь. Правила поведения в семье, на дороге, в школе, в супер маркете, дисциплина в армии, спорте, на работе, в храме (есть ) и вообще, в целом – в обществе — могут в чем-то отличаться. Но их связывает главное.
- Они должны беспрекословно выполняться, какой бы сферы ни касались.
- Брать надо не строгостью, не наказанием, а четкими границами.
- Процесс воспитания дисциплины надо начинать как можно раньше и на позитиве.
- Ну, а родителям желательно начать с себя.
Только при таком условии ребенок станет ответственным и способным контролировать себя и свои импульсы.
Учитель сможет добиться успеха в воспитании сознательной дисциплины у учащихся, если он до деталей продумает всю организацию жизни детей, свое собственное поведение, свои взаимоотношения с учащимися.
Дисциплинированные, активные, высокосознательные люди могут быть воспитаны в тех школах, где коллектив детей напряженно трудится, где царит обстановка высокой деловой активности и нет места расхлябанности и недисциплинированности. В таких школах сами учащиеся и прежде всего их актив влияют на отдельных недисциплинированных детей, так как недисциплинированность нарушает принятый ритм жизни коллектива. Каждый ученик это хорошо понимает и подчиняется требованиям коллектива. Педагогические коллективы таких школ стремятся превратить каждый класс в ячейку общешкольного коллектива, используя шефство старших над младшими, совместное выполнение учебных и трудовых дел, совместный отдых, подготовку к праздникам, занятия спортом. Учителю важно также понять свою роль и уровень собственной активности в воспитании сознательной дисциплины. Необходимо иметь в виду, что если система работы учителя рассчитана на активность педагога и слепое послушание детей, то с помощью такой системы сознательной дисциплины воспитать нельзя. Являясь проводником дисциплины среди учащихся, педагог стремится развить активность коллектива и опирается на коллектив во всей работе по воспитанию дисциплины. В работе по воспитанию сознательной дисциплины учителю важно видеть и учитывать результаты своего труда. Он может сделать это, если будет знать показатели дисциплины в коллективе учащихся. Такими показателями педагогика считает: наличие верных представлений и понятий у детей в необходимости дисциплины, выполнение школьниками требований дисциплины, развитие самоконтроля за поведением, активная борьба с факсами недисциплинированного поведения. Воспитание сознательной дисциплины в деятельности. Важнейшее значение в воспитании сознательной дисциплины имеет организация разнообразной деятельности учащихся. Учебная работа на уроке протекает в значительной степени как работа коллективная, поэтому именно на уроке могут быть воспитаны сознательность, организованность и дисциплинированность.
Благотворное влияние на воспитание дисциплинированности оказывает участие школьников во внеклассной работе. Включаясь в работу кружков, секций, ученик берет на себя определенные обязательства, приучается планировать свое время, отказываться во имя любимого занятия от игр и развлечений. Привычка к саморегулированию, приобретенная в ходе занятий любимым делом, может оказать благотворное влияние на всю личность школьника. Важное место в воспитании дисциплинированности занимает общественно полезный труд учащихся. Трудовая деятельность имеет общую для всех детей цель, требует слаженности, точного выполнения своих обязанностей каждым, высокой организованности. Эти черты трудовой деятельности сближают ее с учебной, и таким образом, качества, формируемые в учебной и трудовой деятельности, взаимодополняют друг друга, углубляются, совершенствуются. В советской школе с успехом используется система привлечения коллектива к организации дисциплины. Одной из форм такого привлечения является организация дежурства детей в классе и школе. Опыт А. С. Макаренко, а также практика работы лучших школ показали, что дежурство окажет большое влияние на учащихся, если дежурные будут выступать как уполномоченные коллектива, ответственные за выполнение единых требований в школе, если они будут наделены необходимыми правами, а также в том случае, если им будет предоставлена известная самостоятельность при выполнении их обязанностей. Трудовая, общественно полезная деятельность имеет большое значение не только в формировании навыков и привычек, но и благородных мотивов, которые побуждают школьника нести себя в соответствии с требованиями дисциплины. Воспитательное значение режима. Разносторонняя деятельность детей должна быть определенным образом организована. Большое значение в организации жизни и деятельности принадлежит режиму. Режим - важный метод формирования многих нравственных качеств. Особенно велико его значение в воспитании сознательной дисциплины у школьников. Многие педагоги прошлого указывали на огромное воспитательное значение режима.
Длительное, постоянно повторяющееся воздействие на организм определенных раздражителей создает в коре больших полушарий головного мозга устойчивую систему условнорефлекторных связей, названную И. П. Павловым динамическим стереотипом. Для формирования такой системы устойчивых связей и необходимо систематическое упражнение человека в выполнении тех или иных действий. Такую возможность дает режим. В педагогическом понимании режим включает в себя систему гигиенических требований, а также систему дисциплинарных и моральных требований, которые устанавливаются в зависимости от цели воспитательной работы. Привычка вовремя вставать, вовремя ложиться спать, в определенное время выполнять домашние задания - все это важные привычки, которые являются основой дисциплины. Но задача состоит в том, чтобы выработать целую систему привычек, например правильного поведения на уроке, в свободное время, в общественных местах и т. д. Для этого необходимо соблюдать в школе единые педагогические требования. Особенно велико значение точного режима в воспитании младших школьников. Они принимают требования режима без особых рассуждений и проявляют стремление к неуклонному их выполнению. При условии тщательного совместного контроля со стороны учителя и родителей режим может прочно утвердиться в жизни ребенка и стать важным средством воспитания дисциплинированности. Роль требования и разъяснения в воспитании дисциплины. Стоит внимательнее присмотреться к работе учителя на уроке, на внеклассном занятии, в повседневном общении с детьми, и мы заметим, какое большое значение в воспитании занимает педагогическое требование.
В первые годы жизни ребенка оно направляет его разностороннюю деятельность, а с началом систематического обучения роль разнообразных требований еще больше возрастает. Без систематических, строго продуманных требований педагога нельзя себе представить организацию учебной, трудовой и общественно полезной деятельности детей. Особенно велика роль требований в начальном периоде работы с детским коллективом. Большинство требований педагога в этот период направлено на формирование дисциплинированного поведения. От их четкости и последовательности педагога в первые дни работы с классом во многом зависит все последующее поведение учащихся. Учитель в дальнейшей работе с классом подкрепляет или лишь частично видоизменяет поведение учащихся. Требования не могут произвольно устанавливаться педагогом. Они должны быть едиными, и каждый учитель руководствуется ими в работе с классом. Характер требований согласуется с Правилами для учащихся. Требования определяют начала дисциплины школьного коллектива и отдельных учащихся. Опыт показывает, что при условии целеустремленности и согласованности в работе педагогический коллектив может добиться уже в течение первой четверти соблюдения учащимися единых требований. Но эта работа проводится в определенной системе. В слабо организованном коллективе лучше вводить требования постепенно. Определенное значение имеет и правильный выбор момента для предъявления требований. Если воспитатель не уверен в том, что можно предъявить определенные требования к ученику, лучше подождать. Как только воспитатель убедился, что его требования разумны, он предъявляет их в самой категорической форме, добиваясь поддержки со стороны актива, а затем и коллектива в целом. Вместе с требованиями большое значение имеет разъяснение основ дисциплины учащимся, убеждение их в необходимости установленных норм и правил поведения. Основные нормы поведения сформулированы в Правилах для учащихся. Правила концентрируют внимание на ответственном отношении к учебе, прилежании, активном участии в общественно полезных делах, соблюдении установленного режима и т. п. Разъяснение смысла правил - важнейшая область работы учителя. Лучшие учителя при разъяснении правил меньше говорят о том, чего нельзя делать, а концентрируют внимание детей на том, как нужно делать или как поступать в том или ином случае. В ходе разъяснения учителю важно направлять свои усилия на формирование у детей положительных мотивов дисциплинированного поведения и создавать условия для разносторонней деятельности учащихся. Воспитательное значение оценки поведения учащихся. Сравнительно давно педагогика пришла к выводу о необходимости использования оценки поведения учащихся в воспитании сознательной дисциплины. Устав школы подчеркнул ее значение. Главным критерием оценки поведения является выполнение учеником своих основных обязанностей, сформулированных в Правилах для учащихся. Поведение учащихся оценивается учителем I-III классов и классным руководителем IV X (XI) классов, при этом учитывается мнение остальных учителей и общественных организации школы. Выставление оценок поведения учащихся требует от учителя правильного методического подхода и педагогического такта. Оценка должна быть объективной и отражать действительную картину поведения ученика, выполнения им норм и правил социалистического общежития. Уставом средней общеобразовательной школы введены три оценки поведения учащихся: «примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». Две из них являются положительными. Оценка «удовлетворительное» выставляется учащимся, которые выполняют основные требования школы, предусмотренные в Правилах, принимают участие в общественной жизни школы и общественно полезном труде. Оценка «примерное» выставляется учащимся, которые наиболее старательно учатся и особенно активно участвуют в общественной жизни класса и школы и в общественно полезном труде, образцово ведут себя в школе, дома и на улице, неуклонно выполняют Правила для учащихся, служат примером для других школьников. Оценка «неудовлетворительное» выставляется ученикам, которые систематически не выполняют своих основных обязанностей, предусмотренных Правилами, не подчиняются требованиям школы, учителей, проявляют недисциплинированность в школе, дома, в общественных местах. В отдельных случаях оценка «неудовлетворительное» может быть выставлена учащимся за совершение единичных антиобщественных поступков. Оценка поведения производится по итогам учебных четвертей и учебного года. Она выставляется в дневник ученика и доводится до сведения родителей. Годовая неудовлетворительная оценка по поведению выставляется после соответствующего решения педагогического совета школы. Учащиеся X класса, имеющие неудовлетворительную оценку по поведению, не допускаются к выпускным экзаменам и получают справку о том, что ими прослушан курс средней школы. Учащиеся невыпускных классов, получившие неудовлетворительную годовую оценку по поведению, переводятся в следующий класс условно. При повторном получении учеником неудовлетворительной оценки по поведению и нарушении дисциплины педагогический совет рассматривает вопрос об исключении ученика из школы. Учащиеся VIII класса, имеющие за поведение годовую оценку «неудовлетворительное», получают свидетельство о восьмилетнем образовании с соответствующей записью об этом, и решение вопроса о зачислении таких учеников в IX класс может быть принято только педагогическим советом школы. Такой порядок оценки поведения учащихся дает в руки учителей важное средство укрепления дисциплины школьников.
Учет индивидуальных и возрастных особенностей должен иметь место в воспитании сознательной дисциплины учащихся.
Краткое содержание: Воспитание ребенка. Что такое дисциплина? Приучаем ребенка к дисциплине. Воспитание дисциплинированности.
Вопрос: когда я проходила мимо комнаты сына, я увидела, как он сбрасывает все паззлы с полки на пол, разбрасывая их по всей комнате. Я просто вышла из себя! Когда я закричала на него, требуя, чтобы он остановился, он просто повернулся, уставился на меня, затем скрестил на груди руки и произнес: "Ты не можешь заставлять меня это делать. Это моя комната". Господи, как мне в этот момент хотелось всыпать ему! Но я стараюсь не прибегать к негативным реакциям - угрозам, наказанию, критике. Но с другой стороны, я не хочу позволять ему вести себя таким образом. Что вы предложите?
Ответ: верьте или нет, но существует множество эффективных дисциплинарных стратегий, работающих в таких обескураживающих ситуациях, как эта, но они требуют от вас умений, которые достигаются практикой и самоконтролем. Они не приходят на ум автоматически. Но хорошо то, что эти стратегии не только останавливают нежелательное поведение, но в конечном итоге помогают ребенку почувствовать угрызения совести, а не желание отомстить, и таким образом он постепенно начинает чувствовать ответственность за свое поведение.
В разгар инцидента постарайтесь не "заглотать наживку". Концентрируйтесь не на том, как заставить ребенка подчиниться, а на разборке кусочков и уборке беспорядка. Помните, что тон вашего голоса и тщательный выбор слов могут сильно помочь или помешать достижению "сотрудничества" с ребенком. Начните с признания его права на такие чувства ("Да, это твоя комната"), но сохраняйте твердость. ("Но твоя комната - часть нашего общего дома, и каждый в нашей семье должен соблюдать установленные у нас правила"). Покажите ребенку, что ему тоже не безразлична проблема поддержания порядка. ("Помнишь, как ты огорчился, когда не мог найти нужного тебе кусочка паззла?" Еще раз повторите правило ("Вот поэтому правило таково: доставай только одну игру за раз"). Постарайтесь решить проблему вместе ("Похоже, тебе нужно помочь рассортировать кусочки и убрать их. Я буду искать кусочки паззла с медведем, а ты - с собакой"). Позже, или перед сном, или во время семейного совета можете напомнить ребенку, что вы не хотите, чтобы с вами разговаривали так грубо.
Говорите только о том, что должно быть сделано, а не сообщайте ребенку о своих не очень хороших в данный момент мыслях о нем.
Дина обнаружила, что сын слушает гораздо внимательнее, когда она говорит "пальто должны висеть на крючках", а не "какой ты неряха! Сколько раз я говорила тебе, что пальто нужно вешать на крючок?"
Постарайтесь говорить меньше и использовать односложные просьбы. Крики и ворчание чаще всего отвергаются ребенком.
Когда Дима должен был напомнить дочке надеть варежки перед зимней прогулкой, он просто говорил: "Варежки!", чтобы привлечь ее внимание. Никакого объяснения не требовалось.
Начинайте свои просьбы словами: "Как только ты..." или "Когда ты...". Эти слова показывают, что вы ожидаете послушания. Избегайте произносить "Если ты...".
Роза заметила, что если она говорит сыну: "Если ты уберешь игрушки, мы пойдем в парк", она как бы дает ему понять, что сомневается в его послушании. (Подчеркните, что вы считаете, что ребенок сделает то, о чем вы просите. Различие тонкое, но результат может быть совсем другим).
Исключите обычно негативное влияние слова "нет". Вместо того чтобы сказать "нет", скажите "да", не изменяя принятых в семье правил.
Один очень темпераментный папа обнаружил, что значительно более эффективно сказать сыну "да, ты можешь взять бутылочку, но только после того, как мы счистим грязь с твоих ботинок", чем повышать себе давление, отвечая: "Нет! Ни в коем случае. Куда это ты идешь, парень... Посмотри на свои грязные следы по всей кухне!"
Покажите, что вы оценили то, что ребенок пошел вам навстречу, т. е. его хорошее поведение - это очень важный позитивный момент в воспитании дисциплины. Обращение внимания на хорошее поведение (но без "перебарщивания") действительно очень способствует обучению ребенка отличать плохое от хорошего и тем самым минимизирует плохое поведение.
Смотрите на вещи с точки зрения вашего ребенка; в таком случае вы, вероятно, сможете в следующий раз использовать для достижения послушания не команды, а стимулы.
Катя определяла время похода в парк и ухода из него с точки зрения детей. "Очень часто, когда мои дети были увлечены игрой и получали от нее огромное удовольствие, я считала неразумным останавливать их, даже если я собиралась пойти с ними поесть мороженого. Я начинала напоминать им заранее, сколько времени мы еще можем остаться в парке, и периодически напоминала о времени ухода. Иногда они устраивали мне настоящий сюрприз, ожидая меня уже в машине. Я никогда не забывала похвалить их, не "перебарщивая". Я просто говорила им: "Спасибо, что вы так быстро, без всякой суеты, забрались в машину".
Объясните ясные для ребенка правила, это поможет вам установить ограничения и придерживаться их, не ломая характер ребенка.
Света все время ругала своего четырехлетнего сына за то, что он бьет младшего брата. Наконец, осознав, что ее действия абсолютно бесполезны и не приносят никаких положительных результатов, она придумала новый способ осуществления своего намерения - заставить ребенка перестать обижать младшего брата. Однажды, подойдя к нему сзади и крепко обняв, она сказала ему на ухо: "Драться нельзя". И это остановило мальчика, и потом она шутливо отвлекла обоих, сказав: "Давайте возьмем свои пальто и будем маршировать, как я: раз, два, три, четыре. .. Слушаем, как наши ботинки топают по полу! Раз, два, три, четыре... маршируем со мной прямо за дверь!" Прохладный свежий воздух изменил настроение детей, и драки как не бывало. Мать изменила поведение ребенка без крика и обидных слов - и это правильно!
Напоминайте своему ребенку важные правила, вновь и вновь произнося их, правильно выбрав время, чтобы предотвратить повторения плохого поведения.
Приблизившись к краю тротуара, мама сказала: "Мы собираемся перейти улицу. Как мы должны поступить? Берем маму за руку, смотрим по обе стороны и внимательно и спокойно переходим дорогу".
Выбирайте соответствующие последствия, относящиеся непосредственно к поведению ребенка, это важно и для вас, и для него, и это поможет ребенку почувствовать угрызения совести из-за своего плохого поведения, а не желание отомстить (это оптимально, но не всегда возможно).
Хотя трехлетний малыш знал, что должен пользоваться пластиковой чашечкой, когда наливает воду из бутылки, тем не менее он однажды схватил стеклянный стакан, и как только наполнил его, стакан выскользнул из его ручек, и вода разлилась по всему полу. Из соседней комнаты прибежала мама, которая выбрала очень правильное поведение. Не крича и не обзывая ребенка, она спокойно сказала: "Дорогой, не двигайся. Вокруг тебя много осколков. Мне нужна твоя помощь, чтобы убрать все". И умная мама дала ребенку задание, соответствующее его возрасту: "Вот тебе бумажный пакет. Держи его открытым для мамы. Стой спокойно, пока я соберу осколки, а затем мы с тобой аккуратно отнесем пакет в мусорный бак на улице." Позже вечером того же дня они опять заговорили об инциденте, и ребенок без всякой подсказки сказал, что он сожалеет о том, что взял стакан (т. е. почувствовал угрызения совести). Мама повторила правило: "Дети пьют из пластиковых чашечек". Она была горда тем, как справилась с ситуацией, а сын с тех пор придерживался правила "пластиковой чашки".
Не забывайте, что для маленьких детей (от 2 до 5 лет) последствия обычно наиболее эффективны, если они наступают сразу (или как можно быстрее) после плохого поведения.
Семья Зубовых наметила воскресный завтрак в любимом ресторане. Однако, когда всем уже принесли еду, четырехлетняя дочь и трехлетний сын начали визжать и бросаться едой. Папа сказал им: "Если не перестанете так себя вести, вы сегодня ляжете спать в 7 часов вечера". Дети продолжали шалить, и тогда мама сказала: "Ну все. Сегодня мы ложимся спать в половине седьмого!" (Заметьте, к сожалению, в данном случае последствие было отдалено, но соотносилось с плохим поведением и было выражено угрозой, поэтому оно являлось абсолютно неэффективным для детей 3 и 4 лет. Родители могли выбрать более быстрое последствие, например, поменяться местами за столом так, чтобы один ребенок и один взрослый сидели с одной стороны, а другая пара - с другой, и так, чтобы дети сидели по диагонали. Или семья могла собраться и уйти или расположиться двумя группами в разных частях ресторана и таким образом закончить свой завтрак, не мешая другим посетителям).
Определите, каковы должны быть соответствующие последствия, непосредственно соотносящиеся с плохим поведением, но не прибегайте к физическому наказанию.
Подумайте дважды, прежде чем выбрать в качестве последствия слова: "Я тебя не люблю". Маленький ребенок не всегда может разделить свое поведение и свою личность, поэтому он может счесть, что его отвергают из-за него самого, а не из-за того, что он сделал.
Лиля увидела, как обижена и огорчена стала ее дочь, когда она сказала: "Ты меня просто свела с ума сегодня. Поэтому никакого поцелуя на ночь и никакого лежания вместе!", и поклялась себе никогда больше так не говорить. Время, когда они уютно "сворачивались" вместе на кровати, было их самым любимым, оно еще усиливало ее бескорыстную любовь к дочери.
Постарайтесь, чтобы ребенок понял связь между ограничением и занятием, к которому оно относится; говорите убедительно, но не кричите. Когда ребенок вас слушает и понимает эту связь, ему легче принять правило.
Тщательно выбирайте, с чем бороться, а что можно отложить на потом; вы и вся ваша семья просто сойдете с ума, если будете бороться со всеми проявлениями недисциплинированного поведения. Спросите себя: "А может, это можно отложить на час? Или на день? Или на неделю? Или на год?"
После нескольких недель утренних баталий с дочкой из-за того, что она плохо одевалась, выдохшаяся мама сделала значок, который прикреплялся дочке на платье. На значке было написано: "Я оделась сама и горжусь этим!"
Подумайте, что "стоит за" плохим поведением, и постарайтесь учесть эти факторы. (Возможно плохого поведения не будет, если класть ребенка спать пораньше или давать более ясные указания или уделять больше внимания именно ему, а может быть просто, поменять место за столом).
Катя сказала своему трехлетнему ребенку, который вдруг стал вести себя вызывающе: "Я вижу, что ты очень сердишься из-за того, что надо прервать игру и идти есть. Понимаю, что это трудно, когда такая интересная игра! После еды мне тоже хотелось бы посмотреть новые карточки, которые вчера принес тебе папа". Очень сердитая мордашка просветлела, и они пошли вместе на кухню, все время разговаривая о футболе.
Сделайте паузу, чтобы остыть, когда вы очень сердиты и не можете хладнокровно рассуждать. Честно скажите о своих чувствах: "Мне нужно подумать об этом" или "Мне нужно уйти из комнаты, чтобы успокоиться!".
Помните, что телесные наказания неэффективны, кроме того, вы можете нанести ребенку увечье.
Старайтесь объяснять, какое поведение является правильным. Дети более внимательны к словам, не содержащим "истерической критики".
Когда четырехлетний сын Анны вдруг быстро побежал к мостовой, первым ее желанием было закричать: "Что с тобой? Разве ты не знаешь, как опасно перебегать дорогу? Тебя может задавить машина! Ты что, хочешь довести меня до инфаркта?" Но вместо этого она схватила сына за рукав и спокойно, но твердо сказала: "Всегда держи маму за руку, когда мы переходим дорогу".
Мужайтесь! Вы не единственный родитель, который, пытаясь пользоваться позитивной дисциплинарной стратегией, обнаруживает, что у него с уст срываются слова, которые в нее не укладываются. Не волнуйтесь! Помните, есть одна великая вещь в воспитании детей. Если вы что-то сделали не так, у вас всегда будет еще один шанс, и скорее, чем вы думаете.
Дайте ребенку возможность самому решить проблему. Поступая так, вы помогаете ему научиться чувствовать ответственность за свои поступки. На семейном совете часто именно ребенок предлагает лучшее последствие, соответствующее проступку.
Продумайте заранее, как добиться успеха, вместо того чтобы реагировать на неудачу.
Роза должна была повести своих трехлетних двойняшек на прием к врачу. Она знала, что там им, может быть, придется ждать очереди около часа. Поэтому накануне она нашла время, чтобы собрать все, что, по ее мнению, может понадобиться. И на следующий день в приемной врача она была хорошо "вооружена", чтобы сделать свою "армию" счастливой (легкая еда, книжки, карандаши, бумага, игрушки для детей). Она была довольна, что между детьми не произошло ни единой стычки.
Решите, что "не обсуждается никогда", что "иногда обсуждается" и что "всегда обсуждается". Ваш ребенок будет чувствовать большую уверенность и защищенность, если научится понимать, что его мир предсказуем, а ограничения не изменяются.
Чтобы остановить нежелательное поведение, используйте методику "тайм-аутов" и "отвлечения".
Помните, что воспитание дисциплинированности - это длительный процесс; осознайте, что иногда самое значимое приобретается не "в разгар инцидента", а со временем. Когда вы оба, вы и ваш ребенок, расстроены, вам труднее слушать друг друга.
Пользуйтесь преимуществами "спокойного времени" - время перед сном, семейный совет, - чтобы еще раз обсудить с ребенком его недавнее плохое поведение, повторить правила, порассуждать о дальнейшем его поведении и о возможных последствиях.
Подумайте, что надо делать, чтобы воспитать дисциплинированного ребенка со здоровым чувством "внутреннего контроля". Постарайтесь вспомнить, как воспитывали вас и обменяйтесь своими воспоминаниями, и положительными, и негативными, со своим супругом (супругой). Вдвоем вы можете лучше справляться с дисциплинарными проблемами, но только точно определите, какие подходы к проблеме больше устраивают вашу семью.
Ольга и Денис помнили, как в детстве им грозили физическим наказанием за плохое поведение. У них были схожие воспоминания о том, что они чувствовали себя неадекватно, помнили не только ощущения замешательства и унижения, но и желание "восстать" и даже поквитаться с родителями. Они также поняли, что подчинялись правилам, установленным их родителями, только из чувства страха или вины. Денис вспомнил, как часто он слышал: "Погоди, вот папа придет домой!... Ты знаешь, как он обычно говорит - "не пользоваться ремнем - испортить ребенка". О господи, неужели ты этого хочешь?" А Ольга вспомнила свой испуг и стыд, когда слышала: "Как ты смеешь так поступать. Бог тебя накажет! Вам надо исправляться, иначе вы ничего в жизни не достигнете!" Они согласились, что не хотят так общаться со своими детьми, и договорились о других возможных подходах к тем же проблемам.
Поймите, что наказание часто провоцирует вызывающее поведение вашего ребенка.
Специалисты говорят: "Дети, которых часто наказывают, как правило, становятся лживыми, а не более честными и ответственными".
Не забывайте, что наказание может вызвать у вашего ребенка желание отомстить и "поквитаться". Кроме того, наказание ведет к "борьбе за то, кто сильнее", если ребенок отказывается подчиниться. Если ваши бесконечные угрозы не достигают эффекта, вы в отчаянии начинаете искать еще более тяжелые наказания, когда ребенок опять и опять плохо себя ведет или провоцирует ваше с ним "сражение". Ситуация становится безвыходной.
Очень сильно наказанный ребенок не чувствует угрызений совести за совершенный проступок, он даже может решить, что ему "досталось" только потому, что вы хотите "поквитаться" с ним.
Алевтина обратила внимание, что некоторые дети даже хотят быть наказанными, чтобы покончить с проступком и более не чувствовать себя виноватыми и получить возможность опять вести себя плохо. Она называет такое поведение "бухгалтерский подход к дурному поведению".
Рассматривайте воспитание дисциплины как "дар" чего-то позитивного вашему ребенку, а не лишение чего-то путем наказания; используя позитивные дисциплинарные методики, вы постепенно преподносите ребенку дар внутреннего самоконтроля.
Дисциплинированность - обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Наличие дисциплины необходимо для организации любой деятельности, особенно в условиях коллектива.
Проявляя дисциплинированность, человек выражает этим и свое уважение к правилам поведения в обществе, к людям, с которыми вместе трудится, живет, отдыхает. Дисциплина играет важную роль в формировании личности, помогая воспитывать такие ее стороны, как способность подчиняться общим требованиям коллектива, выполнять установленные правила жизни в нем, сдерживаться от неразумных желаний, идущих вразрез с общими интересами или возможностями для их выполнения, организованность поведения, послушание, самоконтроль. И потому дисциплина должна рассматриваться как результат всей воспитательной работы. Это положение особенно подчеркивал А.С.Макаренко.
На протяжении дошкольного детства при правильно организованных условиях воспитания происходит значительный рост дисциплинированности детей. Так, уже в младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т. п.). Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения, педагог добивается, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно. Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия, к таким рассуждениям, как: «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания»; «Не хочу, но надо, и потому должен выполнить порученное дело».
Детский сад формирует у детей определенные нормы поведения, в которых отражается отношение к взрослым, сверстникам, общественному достоянию, к собственной деятельности, обязанностям, проявляется культура поведения. Этими нормами поведения дети овладевают, усваивая ряд правил, регулирующих их разнообразные отношения с людьми. Правила в силу своей конкретности становятся доступными для понимания детей, усваиваются ими в процессе разнообразной деятельности и взаимоотношений с окружающими, переходят в навыки и привычки поведения.
Очень важно с раннего детства формировать у детей уважительное отношение к взрослым. С первых лет жизни ребенок вступает в определенные отношения со взрослыми: родителями, близкими членами семьи, которые окружают его любовью, лаской, заботой, создавая атмосферу тепла, защищенности, доброжелательности. С поступлением в детский сад круг отношений ребенка со взрослыми расширяется. Дети вступают в отношения с воспитателем, няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками. И потому с самого начала необходимо формировать у них правильные способы обращения к взрослым, формы проявления уважения к ним, которые были бы основаны на привязанности, чувстве уважения и доверия, послушании (желании слушать старших, охотно выполнять их просьбы, предложения, проявлять предупредительность, стремление порадовать взрослого своим поступком и др.). В старшем дошкольном возрасте дети стремятся помочь взрослым, заботятся о них, стараются сделать им приятное, оберегают их покой. Дети усваивают правила поведения в общественных местах, проявляют внимание, предупредительность и вежливость в общении с людьми. В детском саду дети находятся в окружении сверстников, и потому перед воспитателем встает задача формирования у них норм поведения, отражающих отношение к сверстникам, основывающихся на уважении к товарищам, отзывчивости, уступчивости, доброжелательности, взаимопомощи.
В раннем возрасте у детей формируются основы этих норм: умение не мешать игре сверстника, не отнимать игрушку, а попросить или выбрать для себя другую, подождать, пока он поиграет, и т. п. Возникают начальные формы положительных взаимоотношений: умение проявить отзывчивость (пожалеть плачущего сверстника, порадовать игрушкой), доброжелательность, желание играть и заниматься вместе. Воспитатель поощряет совместную деятельность детей (катание на санках, игру в мяч, постройку домика из кубиков и т. п.).
В старшем дошкольном возрасте нормы поведения по отношению к сверстникам основываются на большей сознательности детей, способности к произвольному поведению. У них формируются заботливость по отношению к сверстникам, положительные взаимоотношения в совместной деятельности, начала коллективизма, умение проявить заботу о заболевшем товарище, справедливо разрешить спор, убедить товарища в том, что он не прав, или согласиться с его мнением, признавая свою ошибку, быть предупредительным: посторониться, чтобы дать пройти, подвинуть тарелку с хлебом, чтобы другому было удобнее взять с нее хлеб, уступить свой стул, деликатно предупредить о возможной оплошности.
В дошкольном возрасте дети усваивают нормы поведения, отражающие положительное отношение к труду. У младших дошкольников это должно проявляться в охотном выполнении элементарных трудовых поручений, интересе к труду окружающих. Дети рано начинают подражать умелым действиям взрослых, принимать участие в их труде, хотя их возможности очень ограниченны. Так, они охотно помогают при сервировке стола, рады выполнить просьбу принести или подать какой-либо предмет, подержать инструмент и т. п.
Детей среднего возраста воспитатель учит самостоятельно и охотно выполнять доступные им трудовые действия в соответствии с правилом: «Все, что могу, сделаю сам». У них воспитывается желание помогать сверстникам, замечать их затруднения, выполнять отдельные поручения, связанные с заботой о коллективе.
У детей старшего дошкольного возраста педагог развивает понимание необходимости труда, воспитывает чувство ответственности за порученное дело. Это проявляется в сознательном выполнении поручений и обязанностей дежурных, самостоятельности и целенаправленности в труде, желании мобилизовать свои усилия для достижения результата, стремлении к наиболее точному выполнению указаний. Воспитывается трудолюбие, умение включаться в работу по собственной инициативе, трудиться в небольшом коллективе, выполняя общее задание: договариваться о совместной деятельности, распределять работу между участниками, оказывать помощь друг другу, понимать зависимость общего результата от активного и добросовестного выполнения каждым порученного задания.
В детском саду, начиная со средней группы, детей приучают нести определенные обязанности. Педагог разъясняет им смысл обязанностей, необходимость их своевременного выполнения, напоминает об ответственности перед ним и коллективом группы. Он помогает детям выполнить возложенные на них обязанности: назначает дежурных в тех видах труда, в которых у детей сформировались уже достаточные навыки; приходит на помощь в случае затруднений; вызывает интерес к выполняемым обязанностям. Все это позволяет ребенку легче справиться с заданием, не отвлекаться. Старшие дошкольники должны с еще большей ответственностью относиться к своим обязанностям, сознательно выполнять работу дежурного, понимать ее значение, проявлять заботу о порученных им объектах, самостоятельно включаться в труд, доводить дело до конца.
Педагог воспитывает у детей бережное отношение к природе. Он приучает малышей ходить только по дорожкам, не затаптывая газон и не срывая цветущих растений, собирать опавшие листья; учит их замечать изменения в жизни природы, видеть ее красоту, бережно относиться ко всему живому.
В средней группе дети должны не только испытывать добрые чувства к природе, но и ухаживать за растениями и животными, проявляя заботу о них.
Старших детей отличает возросший интерес к природе; они наблюдают, сравнивают, отмечают новое, собирают семена, выращивают растения.
В формировании у детей опыта поведения, соответствующего определенным правилам, большое место занимает контроль воспитателя. Это позволяет предупредить возможную ошибку ребенка, своевременно напомнить ему о правиле, подсказать нужный поступок, проследить за качеством выполнения требований отдельными детьми. Контроль всегда сопровождается оценкой. Воспитатель либо поддерживает, одобряет действия детей, либо предупреждает повторение отрицательных действий. Одобряя конкретные поступки, он выражает свое отношение и к ребенку. Например: «Какая у нас Катюша старательная! Аккуратно сложила все карточки от лото, коробочку закрыла и на место поставила!»
В такой оценке содержится положительная оценка действий и одновременно с этим - личных качеств ребенка (аккуратная, старательная). Дети осознают, что не только действия заслуживают одобрения, но и сам ребенок: воспитатель ставит его в пример, хвалит. Все это побуждает их подражать хорошему примеру, заслужить одобрение воспитателя. Поэтому ему не надо быть скупым на похвалу, доброе слово. Педагог использует и отрицательные оценки действий детей. В этих случаях не следует переносить оценку плохого поступка на личность ребенка. Действенным приемом может быть такое противопоставление в оценке педагога: «Не понимаю, как ты, такой хороший мальчик, мой помощник, мог обидеть товарища!» В подобном обращении звучит и огорчение поступком ребенка, и одновременно убеждение в том, что сам он - хороший, что отрицательный поступок лишь случайность, оплошность, которая не может повториться, если ребенок постарается исправить свое поведение. Такие оценки вызывают у детей не обиду на педагога, а недовольство собой, и тогда они стремятся поскорее вернуть его расположение.
Воспитывая дисциплинированность и культуру поведения, педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, при этом он учитывает их опыт, уровень усвоения правил, а также способность сознательно регулировать свое поведение.
Дисциплинированность – обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка.
Наличие дисциплины необходимо для организации любой деятельности, особенно в условиях коллектива. Проявляя дисциплинированность, человек выражает этим и свое уважение к правилам поведения в обществе, к людям, с которым вместе трудится, живет, отдыхает.
Дисциплина играет важную роль в формировании личности, помогая воспитывать такие ее стороны, как способность подчиняться общим требованиям коллектива, выполнять установленные правила жизни в нем, сдерживаться от неразумных желаний, идущих вразрез с общими интересами или возможностями для их выполнения, организованность поведения, послушание, самоконтроль. И потому дисциплина должна рассматриваться как результат всей воспитательной работы. Это положение особенно подчеркивал А.С. Макаренко.
На протяжении дошкольного детства при правильно организованных условиях воспитания происходит значительный рост дисциплинированности детей. Так, уже в младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т.п.).
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников в детском саду»
Дисциплинированность – обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка.
Наличие дисциплины необходимо для организации любой деятельности, особенно в условиях коллектива. Проявляя дисциплинированность, человек выражает этим и свое уважение к правилам поведения в обществе, к людям, с которым вместе трудится, живет, отдыхает.
Дисциплина играет важную роль в формировании личности, помогая воспитывать такие ее стороны, как способность подчиняться общим требованиям коллектива, выполнять установленные правила жизни в нем, сдерживаться от неразумных желаний, идущих вразрез с общими интересами или возможностями для их выполнения, организованность поведения, послушание, самоконтроль. И потому дисциплина должна рассматриваться как результат всей воспитательной работы. Это положение особенно подчеркивал А.С. Макаренко.
На протяжении дошкольного детства при правильно организованных условиях воспитания происходит значительный рост дисциплинированности детей. Так, уже в младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т.п.).
Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения мы, педагоги, добиваемся, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно. Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия, к таким рассуждениям, как: «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания»; «Не хочу, но надо, и потому должен выполнить порученное дело».
Детский сад формирует у детей определенные нормы поведения, в которых отражается отношение к взрослым, сверстникам, общественному достоянию, к собственной деятельности, обязанностям, проявляется культура поведения . Этими нормами поведения дети овладевают, усваивая ряд правил, регулирующих их разнообразные отношения с людьми. Правила в силу своей конкретности становятся доступными для понимания детей, усваиваются ими в процессе разнообразной деятельности и взаимоотношений с окружающими, переходят в навыки и привычки поведения.
Очень важно с раннего возраста формировать у детей уважительное отношение к взрослым. С первых лет жизни ребенок вступает в определенные отношения со взрослыми: родителями, близкими членами семьи, которые окружают его любовью, лаской, заботой, создавая атмосферу тепла, защищенности, доброжелательности. С поступлением в детский сад круг отношений ребенка со взрослыми расширяется. Дети вступают в отношения с воспитателем, няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками. И потому с самого начала необходимо формировать у них правильные способы обращения к взрослым, формы проявления уважения к ним, которые были бы основаны на привязанности, чувстве уважения и доверия, послушании (желании слушать старших, охотно выполнять их просьбы, предложения, проявлять предупредительность, стремление порадовать взрослого своим поступком и др.). В старшем дошкольном возрасте дети стремятся помочь взрослым, заботятся о них, стараются сделать им приятное, оберегают их покой. Дети усваивают правила поведения в общественных местах, проявляют внимание, предупредительность и вежливость в общении с людьми .
В детском саду дети находятся в окружении сверстников, и потому перед воспитателем встает задача формирования у них норм поведения, отражающих отношение к сверстникам, основывающихся на уважении к товарищам, отзывчивости, уступчивости, доброжелательности, взаимопомощи.
В раннем возрасте у малышей формируются основы этих норм: умение не мешать игре сверстника, не отнимать игрушку, а попросить или выбрать для себя другую, подождать, пока он поиграет, и т.п.
Возникают начальные формы положительных взаимоотношений: умение проявить отзывчивость (пожалеть плачущего сверстника, порадовать игрушкой), доброжелательность, желание играть и заниматься вместе. Воспитатель поощряет совместную деятельность (катание на санках, постройку домика из кубиков, игру в мяч и т.п.).
В старшем дошкольном возрасте нормы поведения по отношению к сверстникам основываются на большой сознательности детей, способности к произвольному поведению. У них формируются заботливость по отношению к сверстникам. Положительные взаимоотношения в совместной деятельности, начала, коллективизма, умение проявить заботу о заболевшем товарище, справедливо разрешить спор, убедить товарища в том, что он не прав, или согласиться с его мнением, признавая свою ошибку.
Жизнь в детском саду создает много ситуаций, в которых возможно воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Задача педагога состоит в том, чтобы, используя эти ситуации, побуждать детей к поступкам, отражающим нормы поведения в коллективе.
Большое место в воспитательной работе занимает формирование у детей норм поведения в общественных местах, и прежде всего в самом детском саду.. В этих нормах проявляется уважение к окружающим: умение учитывать состояние других людей, считаться с ними, занимаясь своей деятельностью, не мешая окружающим . Уже в младших группах воспитатель учит детей проходить по коридору, не мешая работе взрослых (врача, заведующей), одеваться спокойна, без крика, чтобы не помешать занимающимся детям и т.д.
Воспитатель учит детей правильно вести себя в транспорте, на улице, в парке. Например, знакомит их с такими правилами: играя в сквере, не мешать тем, кто отдыхает; Находясь в транспорте, соблюдать тишину, уступать место пожилым людям и т.д.
В детском саду у детей воспитывается бережное отношение к вещам. Оно включает в себя формирование представлений о том, что каждая вещь является результатом труда, и поэтому небрежное обращение с ней может свидетельствовать о неуважительном отношении к людям труда. Нормы отношения к вещам включают в себя умение пользоваться ими по назначению, всегда класть на место, не быть равнодушным, если обнаружишь брошенную или оставленную не на месте вещь (игрушку, книгу), в случае обнаружения поломки обратиться за помощью к взрослому, попытаться исправить, починить. Воспитывая детей бережливыми, педагог вместе с тем предупреждает проявление скупости, жадности, стремления беречь только свое, небрежно относясь к чужому.
В дошкольном возрасте дети усваивают нормы поведения, отражающие положительное отношение к труду. У младших дошкольников это должно проявляться в охотном выполнении элементарных трудовых поручений, интересе к труду окружающих. Дети рано начинают подражать умелым действиям взрослых, принимать участие в их труде, хотя их возможности очень ограничены. Так, они охотно помогают при сервировке стола, рады выполнить просьбу принести или подать какой – либо предмет, подержать инструмент и т.п..
Детей среднего возраста воспитатель учит самостоятельно и охотно выполнять доступные им трудовые действия в соответствии с правилом: «Все, что могу, сделаю сам». У них воспитывается желание помогать сверстникам, замечать их затруднения, выполнять отдельные поручения, связанные с заботой о коллективе.
У детей старшего дошкольного возраста педагог развивает понимание необходимости труда, воспитывает чувство ответственности за порученное дело. Это проявляется в сознательном выполнении поручений и обязанностей дежурных, самостоятельности и целенаправленности в труде, мобилизовать все усилия для достижения результата. Воспитывается трудолюбие, умение включаться в работу по собственной инициативе, трудиться в небольшом коллективе, выполняя общее задание.
Наиболее важным условием воспитания дисциплинированности и культуры поведения у детей является авторитет и культура воспитателя и родителей . Культура педагога, характер его общения с детьми, стиль взаимоотношений имеют первостепенное значение в формировании их дисциплинированности. Умение воспитателя использовать вместо замечаний совет, а порой шутку, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддержать, доверие и ласка – все это обязательно перерастет в доверие к педагогу, желание общаться с ним, подчиняться его распоряжениям, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Дети подражают авторитетному воспитателю, переносят во взаимоотношения со сверстниками его ласковый тон, тактичность.
В поведении ребенка отражается также и культура родителей. Отношения в семье, доброжелательность в общении между ее членами становятся для него тем примером, которому он стремиться подражать, вступая во взаимоотношения со сверстниками..
Немаловажным условием воспитания дисциплинированности является четкое осуществление режима. Правильный режим дня позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключать их от одной деятельности к другой, не допуская переутомления, чередовать часы активной деятельности и отдыха. Четкое проведение режимных моментов также предупреждает срывы в поведении, возникающие обычно во время утомительного ожидания.
Особое внимание педагог уделяет тому, чтобы в группе сохранялась атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей.
Поведение детей в детском саду регулируется правилами, соответствующими моральными нормами нашего общества . В силу конкретности мышления дошкольнику доступны лишь такие правила, которые предполагают определенные, конкретные поступки. Например: «Любую вещь, которой пользовался, надо класть на место», «Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней», «Надо вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу» и т.д.Все правила, которые детям даются должны быть сформулированы четко, доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов.
Опыт поведения, соответствующий правилам, формируется у детей при условии организации упражнений в их выполнении. На это указал еще А.С.Макаренко, заметивший, что между знанием, как поступать, и привычным поведением есть маленькая канавка, которую надо заполнить опытом.
Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам, важно обеспечить единство педагогических требований. Недопустимо такое положение, когда один воспитатель требует от детей точного и своевременного выполнения правил, добивается осознания необходимости в поступать в соответствии с ними, а другой уделяет этому недостаточное внимание. В этом случае у детей возникает опасность формирования у детей умения приспосабливаться к особенностям взрослых.
Правила поведения вводятся постепенно, ибо дошкольники не могут запомнить одновременно несколько требований и регулировать в соответствии с ними свои поступки.
В формировании у детей опыта поведения, соответствующего определенным правилам, большое место занимает контроль воспитателя. Это позволяет предупредить возможную ошибку ребенка, своевременно напомнить ему о правиле, подсказать ему нужный поступок, проследить за качеством выполнения требований отдельными детьми.
Контроль всегда сопровождается оценкой . Воспитатель либо поддерживает, одобряет действия воспитанников, либо предупреждает повторение отрицательных действий. Дети осознают, что не только действия заслуживают одобрения, но и сам ребенок: воспитатель ставит его в пример, хвалит. Все это побуждает их подражать хорошему примеру, заслужить одобрение воспитателя. Поэтому не надо быть скупым на похвалу, доброе слово..
Воспитывая дисциплинированность и культуру поведения, педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, при этом он учитывает их опыт, уровень усвоения правил, а также способность сознательно регулировать свое поведение.
В повседневной жизни группы могут возникать случаи конфликтов между детьми, нарушения дисциплины, неподчинения правилам. Причины этого различны. Одной из основных является несогласованность требований к ребенку в детском саду и семье, отсутствие единства методов воздействия на него.
Дети нарушают дисциплину и в случае утомления, длительных ожиданий, в начальный (скрытый) период заболевания, поэтому педагогу необходимо учитывать состояние детей, своевременно переводить их от одной деятельности к другой..
Дошкольники нарушают дисциплину и в условиях, когда в группе устанавливается система запретов, порой совершенно необоснованных, или когда воспитатель постоянно заставляет их кого-то ждать («Подождем, пока оденется Коля»). Бесконечные ожидания вызывают раздражения, дети ищут, чем заняться, и нередко нарушаю установленные правила.
Случаи нарушения дисциплины следует рассматривать прежде всего как педагогический просчет в организации жизни детей и руководстве их деятельностью. Педагогу следует проанализировать насколько содержательна была деятельность ребенка, нарушившего дисциплину. Ведь чаще всего нарушают дисциплину дети, у которых нет устойчивого интереса к какой-либо деятельности . Лучшей мерой в таких случаях будет вовлечение ребенка в деятельность, помощь в ее организации, советы, позволяющие добиться результата. Если ребенок перевозбужден, не воспринимает никаких советов и предложений, лучше дать ему возможность успокоиться и только тогда включать в разнообразные дела.