Из чего делают кисти для рисования. Из чего и как можно сделать кисточку для покраски
Андрей Бяков, генеральный
директор компании
«Живописные кисти»:
«Кисти для художников отличаются
от школьных кистей настолько же, насколько «Мерседес» отличается от «Жигулей». Для производства качественных
кистей используется другое сырье, другие технологии и станки тоже нужны другие. Кистевяз, проработавший 10 лет на
производстве школьных кистей, попадая
на производство кистей для художников,
снова превращается в ученика. Переучивать такого мастера бывает иногда
сложнее, чем взять нового человека с
улицы. Каждый хочет иметь качественную кисть, но если кисть нужна для разового потребления и результат при этом
не имеет большого значения, то кисть
нужна дешевая, одноразовая! Ведь и на
«Жигулях» в нашей стране ездит людей
больше, чем на «Мерседесах».Любая кисть состоит из трех основных
частей: волосяного пучка, металлической
обоймы и деревянной ручки (черенка).
Волосяной пучок – это рабочая часть
кисти из натурального или синтетического волоса, собранного в пучок определенной формы и размера. Волосяные
пучки для кистей вяжутся вручную, только так получается действительно качественный художественный инструмент.
Именно себестоимость волосяного пучка главным образом влияет на конечную
цену кисти. Обойма служит для придания
формы, сохранности пучка и соединения
его с ручкой. Обойма для кистей изготавливается из металла. Обоймы бывают
шовные и цельнотянутые. Для школьных
кистей иногда используется шовная жестяная обойма, для художественных более дорогая – медная цельнотянутая.Даже у такого «расходного материала»
как школьная кисть могут быть другие конкурентные преимущества, помимо цены:
прежде всего, товарно-привлекательный
внешний вид, этим производители сегодня озабочены не в последнюю очередь.
Эстетический вид товара – то, что способно выделить его среди аналогов на
прилавке. «Гамма», например, сделала
определенный шаг в сторону розницы:
выпустив для школы белку с первого по
десятый номер, четыре номера колонка,
пони, щетину, козу и пять номеров синтетики, позаботилась о том, что каждый вид
кисти имел свой цвет ручки: пони – красная, белка и колонок – «маренное» дерево» и так далее. Кисти, предназначенные
для продажи отдельными номерами, для
удобства заключены в специальные прозрачные «пеналы».Поскольку розница, особенно розница формата самообслуживания, очень
любит наборы, в блистере или пленке с
европодвесом, они есть в ассортименте практически каждого производителя.
«Гамма»: набор «Малыш» – кисти из щетины, набор «Школьник» – кисти из волоса пони, набор «Лицей» – синтетические
кисти. «Питер Арт Сервис»: наборы «Цветик» – кисти из волоса белки, колонка,
свиной щетины, лисы, пони козы (каждый
из наборов имеет подробную аннотацию
и снабжен таблицей, благодаря которой
можно безошибочно подобрать номер
и тип кисти для выполнения конкретной
работы»), наборы «Сонет» – по 3 и 5 штук.
ООО «Художественные материалы»: 38
наборов разного уровня – от дошкольника до профессионала, от недорогих
до подарочных в инкрустированных шкатулках. Самыми популярными школьными наборами являются «Школьник»,
«Малыш» и «Радуга». Быстрыми темпами растут продажи наборов-ассоциаций
«Зебра», «Светофор», «Триколор».Несмотря на все сложности, производители кистей заявили, что готовы к
школьному сезону 2010 года.
Кисть - самое острое оружие на земле (китайское выражение)
Эта статья - "История и производство кистей на западе" - диссертация мисс Лулу Велтер. Мы печатаем ее с разрешения институту изучения музейного дела в государственной академии изобразительного искусства в Штутгарте.
Работа разделена на три основные части:
1. объяснение понятий и историческое отступление
2. изучение материалов с точки зрения исторического и современного подхода.
3. история и искусство изготовления кистей.
(части 1 и 2 были опубликованы в номерах 2 и 3 / 2005г.)
Немецкая щетина считалась мягкой и обладающей средней прочностью, белая, серая и серовато-коричневая встречалась намного чаще, чем черная. Самыми распространенными видами были гессенская и баварская жесткая щетина. Чистая черная или белая щетина ценились дороже, чем красная, желтая или серо-коричневая.
До середины 18в. в Германии свиней обычно угоняли в лес, где животные искали пищу в земле под присмотром пастуха. Такая же система была распространена и в России до введения коллективных хозяйств в 1917г. Под влиянием природных условий у свиней, выращиваемых на открытом воздухе, щетина была более длинная и прочная. В возрасте трех-четырех лет они давали до 2кг годной к употреблению щетины, известной своим качеством.
Тем не менее, когда способ выращивания свиней в теплом хлеву получил распространение, количество и качество щетины начало снижаться.
В 1784г. Кройниц писал: "Многие люди думают, что щетина тех свиней, которых откармливали в лесу, была лучшего качества, но это неверно, поскольку кончики волосков часто расщеплялись, когда животные искали корм под кустами. Щетина свиней, выращенных в хлеву, лучше." (Возможно, он не знал о явлении расщепленных кончиков?)
В 18в. в Германию начали завозить русскую щетину. Торговля щетиной не была новым направлением для России; щетину экспортировали в Англию с начала 15в.
С 1740г. ввозимую щетину стали разделять по качеству. В начале 19в. Английские торговцы щетиной создали первые мастерские по обработке щетины в Санкт-Петербурге, где щетину подготавливали, а т.е. обрабатывали четырьмя разными способами:
1) Русский способ: тщательный отбор
2) Польский способ: поверхностный отбор
3) Тиктинский способ: отбор, промывание и сушка
4) по-парижски: отбор, кипячение и сушка (=обработка)
Когда в Советском Союзе после 1917г. была введена система центрального планирования экономики, щетину собирали, обрабатывали под контролем государства и экспортировали государственной торговой компанией - "Госторг".
Тем не менее, свиней выращивали не только ради щетины. Сегодня их окармливают на забой в течение 9 месяцев, и направленность на мясо может подорвать получение достаточного количества качественной щетины.
Щетина сегодня
Китай является лидером по торговле щетиной. Китайская щетина впервые появилась на американском рынке в 1859г. Виды щетины называются по месту происхождения, названию торговой компании или фирмы по обработке. Следующие виды наиболее известны:
Тиентсин (Тяньцзинь)
Черная и серая, тонкая структура, маленькая вершинка, очень прочная и мягкая, узкий диаметр и маленькие расщепления.
Ханкоу (Ханькоу)
Средняя прочность, маленькая вершинка, сужающийся кончик, длинные расщепления, очень жесткая.
Чангкинг (Чунцин)
Высококачественная черная, белая и, высшего сорта - коричневая. Намного длине, чем Тиентсин, слегка сужается. Очень жесткая, длинные расщепления, очень блестящая. Применение - изготовление художественных кистей.
Щетина уже сама по себе целая наука. На рынке представлено множество видов, и их свойства необходимо изучать, если вы не хотите допустить ошибки. Многие компании изготавливают на заказ по индивидуальным требованиям смеси видов щетины.
С 1950-х в Китае также основной целью выращивания свиней стало мясо, что означает, что животных забивают в раннем возрасте. Поэтому длинная щетина стала редкостью.
Обработка щетины
Обработка щетины - процесс, в ходе которого материал из сырья становится готовым к использованию продуктом.
Отбор сырья
После доставки щетину сортируют по цвету - белая, черная или серая, при этом учитывается и длина волоса.
Срезание
Отобранный материал помещается в специальную машину, отделяющую пучки щетины от кусочков кожи, на которых они держаться. На этом этапе удаляется также пыль и мелкие частицы.
Промывание
Затем очищенный материал помещается в отмочной бак с химическими препаратами, чтобы подготовить его к промыванию. Очень важна плотность воды, чем мягче вода, тем слабее используются пластифицирующие добавки. Щетина промывается в машине и постепенно центрифугируется.
Выравнивание щетины
Волоски щетины выравниваются в прочесывающей машине, т.е. ложатся параллельно друг другу.
Прочесывание
Пух с подшерстка и волосков вычесывается.
Выравнивание
Так как щетина обладает естественным изгибом от 4 до пяти см, пучки плотно связываются, чтобы снизить его проявление или устранить совсем.
Кипячение
Затем щетина помещается в бак и кипятится два часа. Эта процедура смягчает чешуйки щетины и одновременно очищает и дезинфицирует ее.
Быстрая сушка позволяет чешуйкам оставаться в той форме, в которой они были связаны. Высушенная один раз, щетина остается выпрямленной. После кипячения ее складывают на поддоны и сушат при температуре 120°С. Температура должна постоянно контролироваться, так как пересушенная щетина становиться ломкой
Смешивание
Высушенные пучки развязывают, трясут, прочесывают, снова трясут, а затем "вытаскивают". Чтобы получить смесь волоса, пучки раскладываются на рабочем месте тонкими слоями, и одна пригоршня щетины кладется на другую. Сегодня для смешивания используются машины. Преимущество состоит в том, что материал в смеси обладает равномерным цветом и одинаковой прочностью.
После того как пучки разных размеров и степени заострения развязаны, их помещают на мешальную машину ровным рядом в одном направлении. В машине используются несколько лент, двигающихся назад и вперед, которые захватывают волоски и перемешивают их. Это происходит, когда одна партия щетины спадает с одной ленты на другую, где уже находится другая партия и т.д., пока все полностью не перемешается (но волоски остаются в одном направлении). Это перемешивание занимает примерно десять минут.
Сортировка щетины
После того, как щетина была разложена, ее сортируют по длине; если эта операция выполняется вручную, ее доверяют только специалисту. Маленький пучок берется в руку вместе с палочкой для замера, в другой руке нож. С помощью ножа работник достает самые длинные волоски. Они называются "верхушки". Затем он вытягивает менее длинные и продолжает, пока не дойдет до самых коротких, называемых "основа". Выщипывание происходит по пучкам с разницей в 5мм. На сегодняшний день эта операция практически везде автоматизирована. В зависимости от требований может выщипываться материал длиной от 50 до 55мм. Смесь щетины помещается в машину, где выщипывается необходимое количество щетины (определяемое по весу), чтобы получить материал для изготовления кисти необходимого размера.
Далее следует операция, при которой убираются все неприкрепленные волоски. Если она производится вручную, ножом проводят по верхушке. В то время как заостренные волоски проскользнут по нему, толстые кончик зацепится. Если операция производится механически, пучки щетины раскладываются вниз вершинкой на крутящуюся просверленную металлическую пластинку. Вершинки попадают в так называемый просеиватель и выхватываются.
Упаковка
Щетина связывается нитью или обжимается манжетой и упаковывается в бумагу.
(Продолжение следует)
ИСТОРИЯ И ПРОИЗВОДСТВО КИСТЕЙ - ЧАСТЬ 3
Волос делится на две категории, а именно жесткий или длинный волос и тонкий волос. Жесткий или длинный волос берется с гривы или хвоста лошадей и кисточек на хвостах скота.
Тонкий волос берется от различных пород пушных зверей, в соответствии с немецкими индустриальными нормами DIN 68346 он должен иметь естественную верхушку. Нижняя часть волоса, расположенная ближе к шкуре, не считается тонким волосом.
Волос - тонкий, эластичный, волокнистый выступ или вырост эпидермиса животного. Выступает из эпидермиса, но растет из волосяного мешочка, расположенного глубоко в коже.
У большинства видов волос естественное заострение от кожи к вершинке, в то время как у других, к примеру, у волоса лошади или человека, нет тонкой вершинки.
Волос состоит из внутренней коры, которую составляют веретенообразные клетки, и внешней оболочки, называемой кутикула. В каждой клетке находится множество фибрилл (тонких волоконец- прим.пер.), расположенных параллельно оси волоса, а между ними есть мягкий материал, называемый матриксом. Волос растет из волосяного мешочка. Волосяной мешочек отвечает за механическую прочность волоса. Он состоит из чешуеобразных слоев.
В человеческом волосе обычно 6-8 слоев кутикулы. В шерсти только один, а в волосе других животных может быть намного больше.
Мех животных обычно состоит из следующих видов волоса:
Сенсорные волоски
Это очень чувствительные волоски, имеющих рецепторную функцию, растут вокруг глаз, на морде и на лапах, на животе и боках большинства млекопитающих.
Защитные волоски
Верхний слой волос, состоящий из более длинных и прочных, прямых волосков, торчащих сквозь подшерсток. У большинства млекопитающих этот видимый слой содержит больше всего пигментов.
Подшерсток
Это нижний слой, состоящий из шерстинок. Они короче, уплощеннее, изогнутее и гуще, чем волосы верхнего слоя.
Только защитные волоски важны для производителей кистей, точнее только защитные волосы, взятые с хвоста животного в зимний период, тем не менее, иногда применяется и волос с тела, а также с ушей скота.
Применение волоса в древности
К сожалению, не известно, волос какого животного использовался для создания кистей, найденных в Альтамире. В древнем Китае и Японии использовали волос лани, а также енота, лисы, куницы, зайца, кошки и козы. Кроме того, говорят, что в 4-м веке использовали мех китайских крыс.
В 994г. Гераклиус упоминал кисти, сделанные из волоса осла. А в 1100г. нашей эры в своей работе "Shedula Diversarum Artium" монах Теофилус фон Хельмаршаузен описывал кисти из хвостового волоса куниц и "гризиумов", белок, кошек и грив ослов. Термин "гризиум" уже не встречается в современных энциклопедиях, вероятнее всего он обозначал гризонов (Grison Vittatus).
Ченнини придерживался точки зрения, что только хвостовой волос белки годится для изготовления кистей. В других работах упоминается хвостовой волос барсука, причем внимание обращается на тот факт, что использоваться должен только волос с кончика хвоста, а не с боков. В то же время многие предпочитали волос с нижней части конечностей быка или верхней челюсти мула.
Валентин Больтц в. Руффах в 1549г. упоминал хвостовой волос белки и хорька.
В 1620г. де Майернс отмечал, что кисти изготавливались из меха выдры и белки.
В 1633г. Виченте Кардуччо говорил о волосе белки, мангуста, козы и собаки.
А Франциско Пачеко в 1649 - о волосе козы, мангуста и соболя.
Антонио Паломино у Веласко в 1724г. рекомендовал использовать хвостовой волос козы, собаки, белки, кошки, мангуста и особенно барсука.
Дж. М. Грёкер в 1729г. упоминал волос хорька, горностая и, как и Валентин Больц, белки.
Понятию "рыбий волос" (fish hair) даются различные интерпретации. Бергер переводил "poil de poisson" как волос рыбы (выдры). Об испанском слово "peje" Велиц говорил, что оно могло означать форму кисти, напоминавшую рыбу. Меррифилд предполагал, что "рыбий волос" мог означать волос тюленя.
В начале 20-го века фирма по производству кистей Комет подразумевала под этим понятием смесь волоса козы, медведя и хорька. Тем не менее, высказываются предположения, что оно могло быть просто неверное заимствование староанглийского слова fitch - хорек.
Применение волоса в наши дни
Колонок - это особая порода норки, принадлежит к семейству куньих: группе млекопитающих с мускусными железами, живущих одно время на Кольском полуострове в западной части России и служивших источником отличного волоса красного соболя.
На сегодняшний день на этой территории не осталось колонков. Этот вид находится на грани вымирания и является охраняемым в России. Тем не менее, название "колонок" до сих пор используется для обозначения волоса азиатской норки и сибирской куницы, обитающей в Сибири, северной Корее и Китае. Ее называют также сибирский горностай, сибирская ласка или гималайская ласка - рыжеватый родственник ласки от 48 до 66см от головы до хвоста с пушистым хвостом длиной от 12 до 25,5см.
Окрас сибирской куницы - бледно-коричневый на спине, ниже постепенно переходящий в еще более светлый, желтоватый.
Защитные волоски, взятые с хвоста самца колонка, обладают показателями качества, лучшими для изготовления кистей для живописи. Часть волоса, наиболее близкая к коже, светлая, постепенно волос темнеет по направлению к вершинке. Волос колонка очень тонкий, но в то же время у него прочная тонкая вершинка, и он обладает высокой эластичностью. Волос достаточно толстый в середине и заостряется к вершинке. Так как его прочность и эластичность проявляются лучше всего между серединой и вершинкой, при изготовлении кисти половина волоса остается в обойме.
Благодаря прочности, упругости, капиллярности качественного волоса колонка кисти из него считаются лучшими для акварели и других видов искусств, требующих, чтобы кисть достаточно долго удерживала воду, и вершинка в намоченном состоянии оставалась тонкой.
Один грамм волоса колонка стоит дороже золота, причем длинные волосы (50мм) значительно дороже коротких (25мм). Волосы длиннее 55мм встречаются редко, да и проигрывают в качестве.
Волос колонка иногда смешивают с волосом ласки. И отличить эту смесь нелегко не только любителю, но зачастую и профессионалу.
Используется для:
- изображения символов
- каллиграфии
- акварели
- письма легким маслом
(продолжение следует)
Кисти из натурального волоса
Натуральные кисти - это кисти из колонка , кисти из белки , щетины , пони, соболя и любого другого материала, основой для которых послужила шерсть животных. Такие кисти известны издревле, ими рисовали практически все шедевры, которые известны человеку с древности.
Давайте разберем основные виды натуральных кистей и поймем, для каких материалов они подходят:
Колонковые кисти - кисти жесткие у основания (обоймы) и тонки и мягкие у наконечника. В основном волос имеет коричневые оттенки от светлого к темному. Эти кисти считаются жесткими, так как, не смотря на тонкий волос на конце, они имеют жесткую структуру волоса. Колонковые кисти хорошо использовать как с акварелью, так и с густыми красками - маслом, акрилом, гуашью и темперой. При работе с акварелью хорошо подходят для техники лессировки по сырому. При письме маслом колонковой кистью можно хорошо прорисовать мелкие детали. Кисти из колонка бывают с круглым и плоским ворсом различных форм.
Беличьи кисти - классические кисти для акварели потому как прекрасно набирают и отдают воду. Художественные кисти из белки изготавливают из хвоста животного. Это мягкие кисти с эластичным волосом. Беличьи кисти имеют круглую форму или форму флейц. Применяются с акварельными красками и красками, в основе которых вода. А вот масло ворс терпит плохо, так как плохо ведет себя с растворителем - лезет и тем самым редеет.
Кисти из щетины - кисти из щетины бывают плоские , а бывают круглые . Имеют светлый и жесткий ворс. Круглая или плоская кисть из натуральной щетины изготавливается из свиного волоса. Кисти из щетины отлично подойдут для масла, акрила, а также темперы и гуаши. Часто флейцы из щетины используют акварелисты для подготовки поверхности листа при письме в технике по-сырому. Кроме плоских, круглых и флейц форм, кисти из щетины бывают еще и веерные . Хорошо держат краску за счет того, что окончание кисти не расщеплено.
Кисти из пони - классические кисти при обучении акварельной живописи. Обладают мягким ворсом и прекрасной способностью набирать воду. Как правило, волос имеет темно-коричневый оттенок. Это классические ученические кисти. Их лучше выбрать для школы, детского сада и домашнего досуга с красками. Ждать от них профессиональной отдачи не стоит, так как они отдают воду хуже и не столь эластичны как колонковые и беличьи собратья.
Кисти из соболя - прочные и долговечные. Имеют гибкий ворс, хорошо набирают, держат и дозированно переносят воду на поверхность бумаги. Хорошо ведут себя как в технике по сухому, так и по мокрому. Соболиные кисти - это кисти для акварели, гуаши и темперы.
Другие разновидности - барсучьи кисти прекрасны для масла, мангустовые кисти имеют темный наконечник и хороши для масла, акрила и густых красок, бычьи кисти для гуаши и темперы, ласка хорошо подходит для замены колонковых кистей. Как видите можно встретить целое разнообразие материалов для натуральных кистей.
Как выбрать художественную кисть
Как только вы ознакомились с разъясняющими материалами о том, какие кисти для какой техники подходят, то необходимо выбрать магазин для покупки. Если вы планируете заниматься живописью или рисунком всерьез, то выбирать стоит специализированные розничные или интернет-магазины. Тематические отделы в крупных супермаркетах или книжно-канцелярских магазинах ориентированы на более широкий спрос и вряд ли удовлетворят серьезные художественные потребности. Например, наш магазин, являясь специализированным тщательно следит за ассортиментом, выбором поставщиков и качеством их продукта. Поэтому мы можем удовлетворить не только ученический, но и профессиональный спрос.
Волос кисти должен быть упакован в специальный цилиндр, если она продается поштучно или в упаковку, если речь идет о наборе. Исключением могут являться флейцы. При выборе в розничных магазинах убедитесь, что обойма хорошо прикреплена к ручке, и из нее не выпадают волоски. Качество кисти в деле выясняется при первом же соприкосновении с водой или краской.
Выбирайте кисти только проверенных, именитых производителей, которые отвечают за качество своего продукта, и к которым гораздо проще предъявить претензии, если вас не устроил товар.
Мойка и хранение кистей
Не забывайте тщательно мыть ваши кисти. Не важно, чем вы пишите, кисть дольше прослужит, если вы будете «освобождать» ее от краски после каждой работы. Особенно тщательно подходите к мойке кистей для акрила. Застывая, акрил уже не удалится с кисти и ее придется выбросить. Для масла, акрила и других красок включая акварель, есть специальные жидкости и мыла, призванные удалить краску с волоса. Хранить кисти, разумеется, нужно в сухости и просторном месте так, чтобы волос не изгибался и, тем самым, не принимал ненужную форму. Помните - натуральная кисть означает натуральный волос, поэтому отношение к ворсу должно быть бережным.
В наших розничных и интернет-магазине вы можете купить кисти из колонка, пони, белки, щетины и других материалов различных форм: круглые, плоские, флейц, веерные, кошачий язык , лепесток и другие.
При изготовлении кистей в первую очередь необходимо заготовить соответствующий волос или щетину животных. Заготовлять волос для кистей рекомендуется в марте - апреле, когда происходит линька животных. Стричь волос надо на небольшом участке, сразу же сортировать его по длине, упругости и связывать в пучки.
Удалив из пучка ненужные отдельные волоски, его подравнивают (с нерабочей стороны волос) и ставят в узкий стаканчик, с плоским дном, например в узкую баночку подрезанной частью вниз. | |
От легкого постукивания дном баночки все волоски пучка осядут и выровняются. После этого волосяной пучок перевязывают и вычесывают из него ненужные волоски. Для вычесывания пользуются металлической расческой с острыми зубцами. | |
Вычесанный пучок дополнительно перевязывают |
После кипячения просохший волос заворачивают в газету (в один слой), перевязывают и закаливают при температуре 140-150° в течение 50-60 минут.
Время закаливания пучков волоса зависит от вида волоса. Так, пучки из волос собаки или коров закаливают в течение 1 часа 20-30 минут. Тонкий волос требует более высокой температуры закаливания.
Для определения температуры можно пользоваться следующим простым способом: если бумага, в которую обернут волосяной пучок, слегка пожелтеет, это значит, что температура для закалки недостаточна, т. е. она ниже 150°; если бумага приобретет цвет светлой охры, это будет означать, что температура близка к 150°, т. е. достигнута температура, необходимая для закалки волоса; если бумага обуглится, это указывает на слишком высокую температуру, т. е. выше 150°, такая температура непригодна для закалки волоса - перегрев сделает его ломким.
После того как температура печи будет отрегулирована, приступают к закалке. Лучше всего пучки волос класть на сетку или подвешивать в печи, чтобы они равномерно прогревались горячим воздухом.
Прокалив волосяные пучки, их снова прочесывают и уравнивают концы волосков кисти, придавая пучку конусообразную форму. После чего из него удаляют короткие или непригодные волоски, пользуясь бритвой. Пучок кладут обрезанной частью к ладони, при этом придерживают его пальцами и бритвой, как бы подрезая волоски, и удаляют ненужные. Затем пучок раздвигают и из середины вынимают ненужные волоски пинцетом. Обрезанный волосяной пучок снова заворачивают в газету, перевязывают и вторично закаливают. Для определения качества закалки волос пучок смачивают водой; на волосках, недостаточно прогретых, будут образовываться завитки. Такой пучок смачивают водой и снова прокаливают.
Проверяют качество закалки волоса по его цвету. Так, при достаточной закалке белый волос приобретает желтоватый оттенок. Волосы черные или темного цвета проверяют путем вкладывания в пучок нескольких контрольных белых волосков, пожелтение их будет указывать на достаточную степень закалки волоса.
Подготовив волос, приступают к вязке кистей. Перед изготовлением кисти из пучка берут некоторое количество волоса (в зависимости от номера кисти), опускают его в заранее заготовленную коническую формочку, сделанную из жести или пластмассы. При этом она должны иметь коническое дно. Такие формочки должны заготавливаться в зависимости от различных номеров кистей.
Вложив пучок, путем постукивания по формочке подравнивают заготовку для кисти. Затем вынимают пучок, перевязывают его, после этого пучок перевязывают еще 2 раза.
Затем отрезают лишний волос и нерабочую сторону пучка тщательно покрывают лаком и вставляют в металлический капсюль (обойму). Капсюли изготовляют цельнотянутые или соединяемые внахлестку (с припайкой соединения) из черной (холодного проката) или белой жести или из латуни, величина капсюля зависит от номера кисти. Капсюли из черной жести и из латуни никелируют. Ручки изготовляются из древесины березы, осины, бука или ольхи, шлифуются, покрываются бесцветным лаком или окрашиваются в различные однотонные цвета. Вставленный в капсюль пучок заливают с широкого конца капсюля водостойким - лаком или синтетическим клеем. Клей (лак) проходит до самого конца волоса (щетины), заключенного в капсюль.
После сушки капсюль с волосяным (щетинным) пучком соединяют с деревянной ручкой. Капсюль на ручке дополнительно закрепляется путем обжима. Длина выпущенного волоса определяется по его упругости. При этом правильный выпуск волоса имеет важное значение, так как очень длинно выпущенный волос делает кисть растрепанной, а недостаточно выпущенный будет набирать мало краски. Готовую кисть смачивают водой, расчесывают до тех пор, пока волос кисти не станет ровным.
Ручка готовой кисти покрывается лаком.
Кистей сейчас огромное множество, причем самых необычных. В очередной раз перебирая свои кисти, я решила разобраться с типами ворса, что именно и для чего подходит. Ведь мы так часто рисуем, что уже не задумываемся почему именно белка или чем колонок отличается от щетины.
Белка
Одни из самых известных кисточек, с которых многие начинают обучение рисованию. Их делают из волосков с хвоста белки, причем взятый вверху хвоста ворс гораздо ценнее. Такие кисти бывают только круглые, очень мягкие и эластичные, так же из них могут делать кисти формы флейц (но ширина флейцев ограничена). Применяются в основном для работы с акварельными красками и красками на водной основе, потому что эти кисти отлично держат воду. При этом для масла белка слишком нежная и может начать вылезать от растворителя. Беличий волос прекрасно сохраняет форму, не ломается, впитывает влагу и хорошо моется под проточной струей воды. Беличья кисть позволяет рисовать без неравномерных полос и наложения размытых пятен благодаря тому, что при соприкосновении с бумагой, фарфором, фаянсом, волоски не разъединяются и ведут четкую, направленную линию. За беличьими кистями нужно бережно ухаживать. Волосок белки очень тонкий, голубого, черного или коричневого цвета.
Я тут вычитала, что материалом для этих кистей может послужить ворс разных пород сибирских белок.
К примеру, волос породы CASAN считается самым тонким. Из него делают инструменты, которыми расписывают керамику и фарфор. Ворс белки породы TALUTKY отличается большей длиной и применяется для кистей, используемых для каллиграфии. Белки CANADISCHE ценны своим коротким, черным ворсом. Каждый их волос имеет тонкий кончик. Поэтому из белки этой породы отлично получаются акварельные кисти.
Колонок
Кисточки из его ворса считаются очень ценными. Колонок – это помесь хорька, куницы и норки одновременно. В природе этих зверьков существует немного, к тому же его не так просто заготовить. К примеру, хвостик сибирского колонка дает не более 2-х г ворса, подходящего для кисточек. Из него получится 3-4 тоненькие кисточки и 1-2 большие. Для кистей мех берут только из его хвоста и только у животных, живущих в долинах рек Сибири, в Китае и Корее. Колонковый волос очень эластичен, легок и имеет острый кончик. Самые качественные кисти колонок - это сделанные из ворса самца, пойманного зимой. Кстати, пригодный под живопись ворс колонка, называется остью. Цвет волоса может быть разным. Это зависит от сезона, в который был пойман зверек, в основном, это золотисто-коричневый цвет. По качеству они похожи на беличьи, хотя есть и отличия. Ворсинки колонка у самого основания намного жестче и толще, а на кончике мягче, очень упругие и эластичные. Кисть может быть цилиндрической или плоской формы, разных оттенков от светло-рыжего до темно-коричневого. Эти кисти используются как для жидких, так и густых красок. В масляной живописи их используют при выполнении мелких деталей, также колонковые кисти удобны для лессировочной техники по сырому.
Соболь
Золотая середина между мягкой белкой и упругим колонком. Особенность кисточек из соболя в том, что они очень долговечные и почти не стираются, даже при работе с грубыми поверхностями, делают их из хвостов соболя. Кисть очень гибкая, набирает большой объем краски и дозировано отдает её. Из-за этих качеств такие кисти позволяют работать в различных техниках, от «сухой» кисти, до мокрой техники. Все можно делать одной кисточкой, что очень удобно. Лучший выбор для работы с акварелью, яичной темперой, гуашью. Кисти из соболя встречаются довольно редко и достаточно дороги, но они того стоят.
Куница
Производятся из ворса куницы или семейства куньих. Кисти из ворса куницы различаются по своим свойствам, в зависимости от того какая именно куница: равнинная или горная. Кисти из ворса равнинной куницы такие же мягкие как белки, а вот кисти из ворса горной куницы – чуть более упругие. В продаже такие кисти встречаются реже чем беличьи.
Ласка
Альтернатива ворсу колонка. Волоски красно-коричневого цвета, с хорошим острым кончиком, неплохой наполняемостью, но не такие длинные, как у колонка.
Щетина
Довольно жесткая, упругая и длинная. Ее сортируют по оттенкам (бывает черной, серой и белой) и длине, обрабатывают химическими веществами и отбеливают. Подготовленную щетину обдают кипятком, после чего она становится более эластичной. В готовом виде имеет светлый цвет. Щетину высокого качества производят в Китае и России.
Отличить эту кисть от других можно путем визуального осмотра - свиной волос расщеплен у окончания. Именно эта особенность и стала причиной использования свиного волоса - специфичный кончик позволяет кисти вбирать большой объем краски и ровно наносить ее, снова не макая кисть. Лучшие кисти этого вида имеют до 80% расщепленных волосков, но для художественных кистей лучше все таки откалиброванная нерасщепленная щетина. Эти кисти выбирают для рисования маслом, акрилом (можно не разводить), гуашью и темперой. У этих кистей есть особенность – отсутствует окончание у пучка, благодаря этому кисть способна набирать достаточно большое количество краски и задерживать ее. Основная форма кисточки плоская, хотя существуют цилиндрическая и веерная, а также флейцевая.
Пони
Мягкий ворс с цилиндрическим пучком, хорошо набирает воду. Используется ворс, который растет за ушами или на спине.Кисти часто используются в школах и детских садах для обучения акварельной технике.Кисти из волос пони отлично впитывают краски, но отдают их хуже, чем впитывают, собираются в форму конуса, неплохо держат форму, но не отличаются достаточной упругостью. Данный тип волоса, как у пони, относят к оформительской группе, так как у него нет острой вершинки, в силу этого эти кисти не очень хорошо подходят для профессиональных работ. Могут быть коричневого или белого цвета. Предназначены для работы с водорастворимой краской: акварель, гуашь или темпера.
Коза
Козий ворс эластичный, упругий и довольно длинный, бывает белых и желтых оттенков. Мягче, чем свиная щетина. Кисти сохраняют форму, отлично впитывают краски и воду, вследствие чего получаются ровные мазки. Их используют в живописи акварелью, каллиграфии, росписи батика и керамических изделий, японской живописи. Примечательно, что для каллиграфии берут кисточки в основном с ручками из бамбука из-за их легкости. Такая кисть подходит для работы батиком, потому что она способна выдержать горячий воск.
Кисти из ушного волоса
Такие кисти изготавливаются из волоса, который берется из внутренней части ушей волов, коров, качество которого определяется породой животного. Обычно такие кисти недороги, но прочны, упруги и чувствительны в работе, дают хорошие результаты и хорошо сохраняют форму. Волос имеет шелковистую текстуру. Изготавливаются плоскими и круглыми, так же изготавливают кисти для покрытия больших поверхностей. Кисти из волоса волов применяются для работы с масляными красками, акрилом, темперой, гуашью. Кисти из коровьего волоса применяются для работы с практически всеми видами красок: акварелью, гуашью, темперой, акрилом, масляными красками.
Мангуст
Кисти из мангуста легко отличить по цвету ворса, кончик окрашен в темно-коричневый цвет, а основание – в черно-белый или сероватый. Кисточки цилиндрические или плоские, упругие и немного жесткие.Их задействуют в работе, как правило, с густыми красками (например, масляными и акриловыми). По своему опыту могу сказать, что рисовать акварелью в сухой технике ей тоже можно, она отлично держит форму и тонкий кончик, но не очень хорошо удерживает воду.
Волк
Для нас скорее экзотика, но довольно распространены на востоке. Эти кисти изготавливают из волоса волка. Отличаются особой упругостью и эластичностью, благодаря этим качествам в основном такие кисти используют для каллиграфии и живописи гохуа (стиль традиционной китайской живописи в которой используются тушь и водяные краски на шёлке или бумаге), так же к виду кистей «волк» относят кисти сделанные из китайского желтого волка, который по сути является колонком.
Медведь
Делаются из обработанного волоса бурого или белого медведя. Кисти из волоса белого медведя по форме выпускаются плоские с длинным или коротким волосяным пучком, из волоса бурого медведя бывают круглыми, как на фото выше. Эти кисти отличаются меньшей жесткостью, но большей эластичностью по сравнению со щетинными, они обладают высокой упругостью и мягкостью. Применяются для «тяжелого» вида красок: масляные. гуашь и т.д. Кисти из волоса бурого медведя бывают округлой формы и отличаются большей мягкостью и эластичностью. Применяются для работы темперой, акварелью, тушью и т.д.
Барсук
Волос для этих кистей берется из хвоста барсука. Благодаря своим свойствам мех барсука стал идеальным материалом изготовления инструмента для масла. Кисти из ворса барсука мягче щетинных, обладают конической формой, отличаются «пушистостью». Самые лучшие кисти из меха барсука можно узнать по кончику белого цвета и полосе в середине.
Производители порой имитируют их, окрашивая свиную щетину или кисть из козьего волоса.Однако последние не могут сравниться с кистью из барсучьего волоса по своим рабочим свойствам. Если вы не уверены в подлинности кисти, обратите внимание на следующее: если у волоса нет “брюшка” и кончика, а вдоль его длины имеются скрученные и завитые волоски, то это кисть из козьего волоса; если есть расщепленные волоски, это свиная щетина.
Синтетика
Синтетические кисти изготавливаются из нейлоновых, полиэстерных и других волокон.
Синтетической волос на основе нейлона жесткий и не отдает воду, поэтому он не годится для акварельной живописи, а вот для масляных красок и акрила это качество как раз уместно.
Синтетический волос на основе сложных полиэфиров дает разную степень эластичности. Волоски разной длины и диаметра собирают в пучок который дает капиллярный эффект, что позволяет использовать такие кисти даже в акварели.
Такие кисти менее склонны к разрушению под воздействием разбавителей, насекомых, красок, прямых солнечных лучей. Но вот от механического воздействия эти кисти уступают по износостойкости натуральным, ворсинки быстро изнашиваются и становятся мягкими. Существует множество вариаций смешанных видов кистей из различного ворса. Смешивают ворс как натуральный, так и комбинируют синтетический с натуральным. Последнее время производство синтетических кистей активно развивается и качественная синтетика вполне может со временем заменить или дополнить натуральный ворс.
Краткий гид по разным материалам и видам ворса.
Масло - кисть щетина, колонок, ушной волос, синтетика, барсук.
Темпера - синтетика, барсук, белка, кисть щетина, колонок, ушной волос
Гуашь - ушной волос, синтетика, белка, кисть щетина, колонок
Акварель - кисть белка, колонок, синтетика имитация.
Акрил - синтетика, кисть колонок, белка.
Кроме этого существуют кисти из ворса лисицы, зайца (эти кисти делаются из особого подвида дикого зайца), енота, из крысиного меха, из гривы дикой лошади, из ворса верблюда, выдры, хорька, фараоновой мыши, молодого тюленя, песчаника, китайского ангкингского борова, кролика, горностая, оленя, из растительных волокон, из куриного пуха и т.д.
В петриковской росписи мастера сами делают кисти из волосков кошачьего меха, так называемые кошачки. Даже нашла мастер класс для любителей экспериментов.
А вот как кисти собирают.
Пока я писала этот пост, много думала об этичности производства натуральных кистей. Понятно, что технология отработана веками и часто кисти делаются из отходов меховых производств, но вместе с тем понятно, что спрос может повышать объемы заготовки. Никто не будет вылавливать животных и состригать с них нужное количество волосков из нужных мест. Поэтому здесь как с натуральными шубами - красиво, удобно, но насколько гуманно? Я лично давно перешла на синтетику и имитацию, натуральные кисти скорее редкость, при этом спокойно рисую акварели синтетикой, не гнушаясь самых дешевых кистей. Очень надеюсь, что со временем синтетика вытеснит натуральные волокна и они станут скорее экзотикой, чем необходимостью.