Какой ребенок является сиротой. Как осуществляется поддержка сирот. Право на медобслуживание
Поддержка детей-сирот является приоритетным направлением государственной помощи. Ребенок до достижения совершеннолетия или окончания обучения обеспечивается всем необходимым, получает материальную помощь. Ежегодно размер выплат индексируется в сторону увеличения соответственно уровню прожиточного минимума.
Кто считается ребенком-сиротой?
Сиротой считается гражданин, еще не достигший совершеннолетия и лишенный попечения родителей, биологических или приемных, по причине:
- отсутствия родительских прав;
- смерти родителей или признание их пропавшими без вести.
Оставшимися без такого попечения считаются дети (до 18 лет), которые потеряли опеку в случае:
- отсутствия родительских прав родителя или обоих;
- ограниченных родительских прав;
- признания недееспособности;
- лишения воли
Права детей-сирот в России
Права ребенка-сироты и положенные ему льготы находятся под охраной государства. Ребенок-сирота может досматриваться опекуном. Взять под опеку можно лицо, не достигшее 14 лет. Чаще всего опекунами становятся родственники ребенка: бабушки, тети. После 14 лет такая форма опеки называется попечительством. Однако это не лишает ребенка возможности воспользоваться привилегиями от государства.
Семейный кодекс гарантирует льготы сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Жилье, в котором ребенок был прописан до того, как стать сиротой, или его часть принадлежат ребенку по закону. Если недвижимости нет, государство выделяет его по достижении совершеннолетия.
Льготы для детей-сирот при поступлении в вуз также гарантируются государством. При зачислении ребенку полагается стипендия большая в сравнении со «стандартной». Если дети-сироты проходят практику в вузе или производственное обучение, им полагается зарплата в виде льготы.
Государственные льготы для детей-сирот
В этом году детям-сиротам предусматриваются следующие льготы:
- Трудовая пенсия — начисляется, если родители имели трудовой стаж.
- Соцпенсия при лишении кормильца имеет фиксированный размер, который ежегодно индексируется соответственно росту инфляции.
- При обучении в вузах, ССУЗах детям за счет государства выделяется одежда, обувь, канцелярия и ежемесячное пособие.
- Льготы детей-сирот при поступлении в колледж или вуз - увеличенная минимум наполовину стипендия.
- Ежегодно в период учебы детям выдается помощь в размере трех стипендий на покупку учебных материалов.
- Бесплатное медобслуживание.
- Льготные путевки в оздоровительные заведения и бесплатный проезд к месту лечения.
- Бесплатное питание в государственных учебных заведениях.
- Сохранение стипендии на время академотпуска по причине болезни.
- Ребенок-сирота имеет льготы при поступлении в государственные учебные заведения как высшие, так и профессиональные.
После окончания учебного заведения, дети, обратившиеся в службу занятости своего города, могут бесплатно пройти курсы, получить консультации и содействие в поиске работы. Сотрудники осуществляют диагностику профпригодности, ставят на учет. Если ребенок, не имея как такового стажа, первый раз зарегистрировался в центре занятости, ему назначается пособие. Его размер равен средней по региону зарплате. Выплачивается такая помощь в течение полугода.
Региональные льготы
Льготы детям-сиротам в 2015 году предусмотрены Законом №159-ФЗ. Средства на их выполнение расходуются из местных бюджетов. Они существенно разнятся в зависимости от места проживания ребенка:
- В столице в дополнение к федеральным привилегиям предусмотрены дополнительные льготы детям-сиротам по жилью: дети освобождены от уплаты комуслуг за долю в жилье в пределах установленной нормы. То же касается и платы за государственное или муниципальное жилье.
- В Санкт-Петербурге предоставляются социальные льготы и выплаты детям-сиротам в размере 20 тысяч рублей.
- В Ростове при получении льготного проездного билета ребенок-сирота может бесплатно перемещаться городским пассажирским транспортом.
Устанавливают региональные социальные льготы детям-сиротам местные власти. В городском отделе соцзащиты можно узнать, какие льготы положены детям-сиротам.
Государственная и региональная помощь опекунам
Если ребенка, не достигшего совершеннолетия, взяли под опеку родственники или посторонние люди, он не теряет своего статуса. Это происходит только в случае усыновления, которое, по сути, аналогично биологическому родству. Льготы опекунам детей-сирот:
- опекуны не привлекаются к труду по основному или дополнительному месту работы в ночное время или сверх нормы;
- то же правило распространяется на праздничные, выходные, нерабочие дни;
- по месту работы сотруднику-опекуну предоставляется дополнительный отпуск в указанное им время года;
- опекун освобождается от командировок;
- льготные режимы работы.
Кроме того, опекунам, попечителям полагается материальная помощь:
Единовременное пособие при взятии ребенка под опеку. Подать документы на получение этой выплаты можно не позже полугода с момента установления опекунства. Размер выплаты не установлен на государственном уровне и рассчитывается согласно региональному коэффициенту.
Опекунам/попечителям полагается и ежемесячная выплата. Они также устанавливаются местными властями. Для получения пособия надо в трехдневный срок после оформления опекунства обратиться в отдел соцзащиты города.
Льготы и выплаты детям-сиротам в регионах выделяются на разные цели:
- оплата комуслуг, телефона, жилья;
- образование ребенка-сироты;
- проведение ремонта;
- приобретение продуктов и предметов первой необходимости на ребенка-сироту.
В зависимости от региона, суммы выплат колеблются в пределах 1000-2500 рублей. Повышенные пособия назначаются детям-сиротам, признанным инвалидами.
Опекуну, попечителю или самому ребенку надо обратиться в органы соцзащиты. Там же можно узнать, какие льготы имеют дети-сироты конкретного региона. Сотрудникам надо предоставить заявление, паспорт, свидетельство о рождении, выписку о назначении опеки, справку о совместном проживании из ЖЭКа, справку с места учебы и банковские реквизиты.
Оформить пособие можно, воспользовавшись МФЦ или единым порталом госуслуг.
- Конечно же, государственные органы опеки и попечительства;
- Родственники, а также сотрудники образовательных, медицинских и социальных учреждений;
- При достижении 14-летнего возраста сам ребенок может ходатайствовать (письменно) перед опекой о собственном изъятии из семьи, ограничении в правах родителей и т. д. Однако о судебном рассмотрении вопроса решение принимает госорган.
- отказываются забирать детей из медицинских или образовательных учреждений, оформляя официальный отказ. Это может произойти сразу после рождения малыша или спустя некоторое время;
- попросту «забывают» о детях, находящихся в таких учреждениях без юридического сложения с себя родительских обязанностей.
Сирота это кто по закону
Казалось бы, сиротами дети в большинстве случаев становятся после смерти родителей. Но, к большому сожалению, большинство случаев такого статуса у детей – это лишение родителей родительских прав. Горе-родители, оставляющие своего ребенка на произвол судьбы, часто социально неблагополучны, среди них много алкоголиков, пьяниц, наркоманов, преступников.
Большой проблемой является дальнейшая интеграция ребенка-сироты в существующий общественный строй, нахождение им своего места там. Нередки случаи, когда не сумевший адаптироваться в новых условиях жизни ребенок, после выхода из довольно закрытого мира детского дома, вынужден был стать на преступный путь. Усугубляют ситуацию и махинации с жильем для детей-сирот, а без наличия собственного угла выжить в современном обществе ребенку-сироте практически невозможно. По закону, при наличии у ребенка квартиры, оставшейся после смерти родителей, за ним сохраняется право собственности на нее после выхода из детского дома. В случае отсутствия у ребенка-сироты собственного жилья, ему его должно обеспечить государство, но нередко этого не происходит из-за недобросовестности чиновников.
В каких случаях дети считаются сиротами или оставшимися без родительского попечения: понятие, статус и защита прав
Будущее малышей без родительской опеки определяют органы попечительства. Благодаря государственным гарантиям, каждый малыш получает право расти и получать должное воспитание в семье, которая сможет дать ему все, чтобы он чувствовал себя любимым и нужным, не переживал за будущее. Для морального развития детей это очень весомый фактор.
Достаточно часто осиротевших детей берут на воспитание и содержание опекуны (попечители). Опеку можно установить над ребенком до 14-летия. Если ребенок достиг этого возраста, до его совершеннолетия можно оформить попечительство. В России очень часто опекунами несовершеннолетних выступают их родственники. В большинстве случаев, это бабушки и дедушки. В такой семье, где детей воспитывают родные люди, возникает меньше спорных ситуаций и проблем, которые связаны с внутренними конфликтами и поведением ребенка.
Федеральный закон о детях сиротах № 159 — ФЗ (в том числе о предоставлении жилья сиротам)
Для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;
приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);
полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости;
(в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 315-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования — предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до завершения обучения;
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица, которые помещены под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение и завершили свое пребывание в данной организации;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
дополнительные гарантии по социальной поддержке — законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении ими среднего профессионального образования и высшего образования по очной форме обучения.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 17.12.2009 N 315-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
Гарантии на предоставление жилья сиротам регламентирует статья 8 федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С 2013 года закон о порядке предоставления квартир по договору социального найма сиротам претерпел изменения. В частности, теперь сироты имеют право на hgtljcnfdktybt жилья в порядке общей очереди.
Кто такие дети оставшиеся без попечения родителей, их права и привилегии
Дети, принадлежащие к представленной категории, страдают от нарушений эмоционального фона. Они имеют множество комплексов, ряд негативных переживаний. Проявляется повышенный уровень агрессии, тревожности, нервозности, им сложно общаться с людьми.
Согласно Семейному Кодексу, перед отмеченными органами ставится задача обеспечить достойное определение ребенка на протяжении одного месяца с даты определения факта потери попечительства родителей. Если отсутствует возможность устроить в семью, органы перенаправляют информацию о нем в отдел исполнительной власти РФ, чтобы поставить на учет в банке данных о детях, которые лишились попечения родителей.
Ребенок, оставшийся без попечения родителей, это кто? Права и защита детей, оставшихся без попечения родителей
В данном случае помощь детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечивается государством в лице специальных социальных служб, которые занимаются их устройством в приемные и патронатные семьи, а также в специализированные интернаты и временные приюты.
Ребенок, оставшийся без попечения родителей, — это несовершеннолетний, который находится в банке учета детей, которые нуждаются в помощи и защите. Для того чтобы получить какую-либо информацию о несовершеннолетних либо при желании их взять для воспитания в семью, необходимо обратиться к региональному оператору. На сайте банка есть анкеты малышей, вместе с фотографиями и краткими сведениями.
Нижегородская региональная общественная организация — Детский проект
Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.
Безвозмездная опека – форма устройства несовершеннолетних детей (не достигших возраста 14 лет), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) безвозмездно, исходя из принципа добровольности принятия и выполнения полномочий в отношении подопечного, являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Новый закон: Жилье для сирот
При предоставлении жилья детям сиротам, полностью исключается процедура приватизации данного жилого помещения. В настоящем законе также определены ситуации, согласно которым сирота не имеет право воспользоваться данной площадью. Законодательством было введено понятие «невозможности проживания на нынешнем месте».
Согласно законодательству, если сироте исполнилось 14 лет, он должен быть включен в реестр детей-сирот. Для того чтобы получить жилье, необходимо предоставить заявление от опекуна, попечителя, либо администрации организации, в которой жил ребенок. Если соответствующее заявление предоставлено не было, по достижению совершеннолетия человек вправе самостоятельно это сделать.
Глава 1
Для нашего исследования важно определить такие категории как опека и попечительство. Так, законодатель в ФЗ № 159-ФЗ под опекой и попечительством понимает – форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
Л.С. Кочкина предлагает использовать два понятия «натуральное сиротство» и «социальное сиротство». Первое определяется ею как «случай, когда родителей у ребенка нет или они неизвестны» (дети-сироты или подкидыши). Второй термин предлагает использовать, в отношении «детей, оставшихся без попечения родителей в случае, когда общество проявляет функциональное неудовлетворение тем, как родители их воспитывают, и берет эти функции на себя».
Закон о детях сиротах
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1. Органы государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
2. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
3. Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров, регулирующих их отношения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
5. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.
6. Работникам — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.
(в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 315-ФЗ)
2.1. понятийный аппарат, причины сиротства.
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов.
(сноска Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000..)
Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.
Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей.
Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте.
Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается. (Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000..)
По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну социального сиротства.
Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.
В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие: · добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. Принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т.д. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. Смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.
Во время прохождения преддипломной практики, я просматривала банк детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детского дома №3» города Перми, обнаружила, что в большинстве имеющихся дел, дети являются социальными сиротами (примерно 75% из 100) в каждом деле есть история попадания ребенка в детский дом. Основными причинами было нахождение детей на улице в позднее время суток, без присмотра родителей, или по заявлению одного из родителей, родственника, соседей проводилась проверка органами опеки и попечительства жилого помещения, где проживает ребенок. Чаще всего это были ужасные условия не пригодные для проживания. Родители, которые часто находили под воздействием алкогольного или наркотического опьянения - это все являлось основным фактором лишения родительских прав. Встречались дела, в которых указывалось, что ребенок сам ушел из семьи и обратился за помощью в государственные органы, или, например, родители сами приводили детей в детский дом, причем не только в раннем возрасте(4-5 лет), а старше (14 лет) из нежелания воспитывать ребенка, а не по каким- либо другим обстоятельствам.
Это все, я считаю, неким падением нравственных приоритетов населения страны. Отсутствие чувств ответственности и развязного образа жизни. Многим просто не под силу содержать собственных детей, или нет возможности завести ребенка. Но для этого государство выплачивает различные пособия, гражданам имеющим детей, для поддержания естественного прироста населения и помощи семьям.
К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства(Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000..)
Основанное на положениях ст.121 Семейного Кодекса, законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».(сноска "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ; Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)
Согласно данному законодательству:
1.Дети – сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
2.Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием или наказания в учреждениях, исполняющие наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением от родительских родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.(сноска "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ)
Обобщая накопленный опыт по предупреждению социального сиротства во всем мире, можно увидеть, что решение проблемы профилактики социального сиротства должно включать целый комплекс мероприятий, осуществляемых на разных уровнях государства и общества. Эти мероприятия относятся к масштабам общей социальной политики государств и направлены на общество в целом, это и более селективные меры, относящиеся к определенным социальным группам. И, наконец, это - мероприятия, которые адресованы индивидуальному, личностному уровню конкретной женщины, находящейся в кризисной ситуации, угрожаемой отказом от материнства.
К мерам, направленным на предупреждение социального сиротства, проводимым в масштабах, касающихся существенных частей всего общества, относится вся социальная политика государства. Устранение нищеты и всех форм социальных лишений, обеспечение высокого жизненного уровня всего населения и особая помощь многодетным и юным семьям - это действительно базисные условия, существенные для предупреждения социального сиротства.
(Брутман В. И. Социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. - М.: Асопир, 1994. с. 38.)
2.2 сравнительный анализ детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по законодательству СССР и настоящему.