Малые жанры фольклора. Основные жанры русского фольклора
В 20 веке детский фольклор был представлен произведениями устной народной словесности, предназначенной для детей, но исполнялись взрослыми людьми. Большинство ученых детского фольклора относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пествования. Таким образом детский фольклор представляет собой спец.область народного творчества. Он включает в себя целую систему поэтических и музыкально поэтических жанров фольклора. Основные приемы этнопедагогики. В крестьянских семьях не думали о воспитании. Навыки и приемы передавались естественным путем – из поколения в поколение. Основные приемы воспитания в традиционной культуре : 1.Личный опыт.2.участие в жизни общины, слушателя.3.включение в обрядовую жизнь.4.трудовые обязанности. 5.игра. Жанры детского фольклора. 1.Колыбельные. 2. Сказки докучные. 3. Пестушки. Колыбельные песни – песни которыми убаюкивают детей. Цель их перевести ребенка из состояния бодрствования в состояние сна. Считалось что во сне ребенок растет. Сон-дрема. Характеристика: монотонность, повторение напева, тихая динамика, единая ритмическая форма. Текст наполнен шипящими. Функция усыпление успокоение, воспитание. Пестушки – помогали воспитать жизнерадостного чел-ка, воспитывали в ребенке радость. Потешки – особые забавы взрослых с детьми, песенки, приговорки с использованием частей тела. Для развития творческих способностей. Прибаутки – смешной рассказ, придающий речи юмористический оттенок. Не сопровождается игрой.
Докучные сказки используются вместо сказки. Бытуют и в наши дни. Используются для развития выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора у детей. Бытовой фольклор – детские песни, заклички, приговорки, дразнилки, страшилки. в них отразились многообразие жизненных явлений. Заклички и приговорки. Бытование и сохранность текстов зависят от местных традиций. В одних районах они почти не применяются, в других сохраняются отрывки, в третьих – бытуют в своей древней форме. Широко бытуют заклички – пародии: «Самолёт, самолёт, посади меня в полёт, а в полёте пусто, выросла капуста». В процессе роста дети неизбежно вступают в контакт с фауной. Их интерес привлекают певчие птицы, ярко окрашенные насекомые, дети ищут средства общения с ними.
Детская обрядовая поэзия. Со временем изменились формы и методы воспитания. Религиозные обряды, праздничные календарные песни не имеют уже большого значения, а скорее – образное значение. Прозвища и дразнилки. Традиция давать прозвища унаследована детьми от взрослых. Но они пошли дальше, и создали рифмованные прозвища, которые в свою очередь дали начало дразнилкам. Некоторые дразнилки почти не отличаются от прозвищ, но прозвище прикрепляется к какому – либо лицу в качестве устойчивого эпитета, а дразнилка применяется только к случаю. Всеобщая грамотность, знакомство с профессиональным искусством, более высокая речевая культура в 5 раз сократило количество дразнилок о внешности, вдвое больше стало дразнилок, характеризующих нравственный облик. Из дразнилок исчезли тексты об офицерах, попах, святых, нищете, то есть всё то, что незнакомо современным детям.
Детские сказки. Люди повседневно и повсеместно читают сказки детям, мастерство сказывания стало достоянием очень многих.
Страшилки. Страшилки по сей день имеют значение. Но включились элементы современной атрибутики: телефон, рояль, механическая кукла и д.р.
Фантастика для ребёнка – средство познания окружающего мира с единством и борьбой противоположностей. Встреча с необычным, таинственным, страшным, преодоление страха, помогают анализировать воспринятое органами чувств, сохранять в любой ситуации ясность ума, самообладание, способность действовать. 3. Потешный фольклор.
Назначение этих жанров – позабавить себя и сверстников.
Словесные игры. О ценностях игр свидетельствует тот факт, что почти все известные в 19 в. игры сохраняются и в наши дни. Бытуют: «Испорченный телефон», «Барыня», «Красочки», «Садовник». Выросло общее образование детей. Это сказалось и на игровом репертуаре. Получила распространение географическая словесная игра «В города».
Молчанки и голосянки. Молчанки по – прежнему пользуются в детской среде большой популярностью. Тексты в основном бытуют традиционные. Голосянки наоборот, преследуют цель – вытянуть гласный звук. Достоинством этой игры является развитие голосовых данных. В последнее время не отмечали голосянки в живой традиции. Видимо она исчезла, забылась.
Поддёвки. Весёлые шутки – забавы «за счёт товарища»: как расшифровать слово Дуня? Дураков у нас нет. – А –я? Существуют поддёвки над именем (Тётя люба всех полюбит, перелюбит, вылюбит.) Так же распространены поддёвки – загадки (А и Б сидели на трубе).
Сечки. В наши дни сечки не имеют широкого распространения. Они стали преимущественно школьной забавой. Секущий инструмент заменён карандашом, дерево – бумагой. Вместо «Секу, секу…» появилось новое:
«Я пишу, пишу, пишу, шестнадцать палок напишу, если вы не верите, возьмите и проверьте». Большинство детей вообще не знают этой забавы. Скороговорки. В наши дни особой популярностью пользуются произведения со сложным и богатым звуковым оформлением. Скороговорки стали инструментом совершенствования произношения в детских садах, школах, в работе логопедов. Небылицы – перевёртышы. На современном этапе эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей (Режиком заножу, будешь дрыгами ногать, из крови пузо вытекать). Загадки. Новые жизненные условия решающим образом сказались на репертуаре загадок. Современным детям многое из старого быта крестьян непонятно. Загадки, отразившие этот быт, исчезают. Теперь традиционными стали загадки об узнаваемых вещах, образах, о животных, овощах, грибах, часах, чайниках, книгах, транспорте, бытовых приборах и других новинках нашей жизни. Если раньше загадка бытовала среди детей старшего возраста и взрослых, то нынче загадка стала достоянием школьников (5-7 лет). Видимо это говорит о более интенсивном, скором развитии современных ребят. 4. Игровой фольклор.Формальные ролевые игры без поэтически организованного текста. Большинство игр несёт образы, близкие детям, отражают мир детских интересов и устремлений. В таком игровом жанре текст не играет главную роль, не имеет стиховой организации. В них отражены явления повседневной жизни, показаны нравственные установки в семье и т.п. Формальные ролевые игры с игровыми припевами. В настоящее время они не могут характеризовать детский песенный репертуар, потому что не имеют повсеместного распространения. Эти игры постепенно теряют свою привлекательность, забываются, несмотря на то, что они усиленно внедряются в детское сознание в детских садах, в начальной школе.
Их охотно распевают дети под руководством педагогов, но не выносят за стены детского учреждения. Радио, кино, телевидение своей наибольшей содержательностью и литературно – музыкальной обработкой, приводят к неизбежной гибели детских игр с игровыми припевами. Формальные ролевые игры с игровыми приговорками. На современном этапе эти игры хотя и не забываются, но используются гораздо реже.
Игры – импровизации. Эти игры популярны по сей день, остаются в активном состоянии.
Жеребъёвые сговорки. В последние десятилетия происходит постепенная замена традиционных детских игр современными играми спортивного направления, компьютерными играми. Поэтому сговорки теряют своё былое значение.
Считалки. В наши дни считалки остаются весьма популярным жанром фольклора. Творчество в считалках отражает технический и научный прогресс. Это обуславливает новое содержание, выдержанное в традиционной форме. Новые условия жизни детей сказались на их игровом репертуаре. Формальные ролевые игры уже не имеют былого значения, но богаче и содержательнее стали игры – импровизации; жеребъёвые сговорки теряют свою поэтическую форму, считалки обогащаются новым содержанием, совершенствуется их поэтика. Традиционный игровой фольклор становится достоянием младших детей (4-12 лет) и служит по-прежнему эффективным средством нравственного и эстетического воспитания.
Вывод. Большое место в современном детском фольклоре занимают произведения, отражающие школьную жизнь. Эта область очень разнообразна, оказывает повседневное этическое и эстетическое влияние на детей. Жанрами детского самодеятельного творчества можно считать школьную частушку, песню, школьную поэзию, анекдот. В каждой школе, лагере, турпоходе создаётся большое количество подобных произведений, они помогают формировать у ребят чувство слова, красоты, юмора. Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Виды устного народного творчества
Фолькло́р (англ.Folklore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах.
1. Пословица - малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмичное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, поучение.
ñ «Слезами горю не поможешь»
ñ «Хлеб-всему голова»
ñ «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
ñ «Семеро одного не ждут»
ñ «У семи нянек дитя без глазу»
ñ «Семь раз отмерь - один отрежь»
ñ «Сытый голодному не товарищ»
ñ «Кто не работает, тот не ест»
ñ «Слово - дорого, а молчание - золото»
ñ «Слово не воробей - вылетит, не поймаешь»
ñ «Делу время - потехе час»
ñ «Лучше синица в руках, чем журавль в небе»
ñ «Любишь кататься - люби и саночки возить»
ñ «Своя ноша не тянет»
ñ «На воре и шапка горит»
ñ «Волков бояться - в лес не ходить»
ñ «Овечка гавкнет - стадо повторит»
ñ «Упрямая овца - волку корысть»
ñ «Копейка рубль бережёт»
ñ «Бережёного Бог бережёт»
ñ «Под лежачий камень и вода не течёт»
ñ «Знание - сила»
ñ «Один в поле не воин»
ñ «С миру по нитке - нищему рубаха»
ñ «Клин клином вышибают»
ñ «Умирать ладишься, а хлеб сей»
ñ «На полатях лежать - так и ломтя не видать»
2. Поговорка - словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.
Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.
ñ « Голод не тётка, пирогом не накормит»
ñ « Яйца курицу не учат»
ñ « Назвался гру́здем - полезай в короб»
ñ « Ложка дёгтя в бочке мёда»
ñ « Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт»
ñ « Дорога́ ложка к обеду»
ñ « Да, кудри извилин не заменят!»
ñ « Друзья познаются в беде»
ñ « От сумы́ да от тюрьмы не зарекайся»
ñ « Нашла коса на камень»
ñ «Без Бога ни до порога»
ñ « Целует - значит любит»
ñ «Бьёт - значит любит»
3. Песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.
4. Часту́шка - фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно.
5. Загадка - выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании последнего человек и должен отгадать задуманный предмет. В древности загадка - средство испытания мудрости, теперь - народная забава. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли.
Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица - это поучение.
6. Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
7. Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил?
- Зачем воду не носил?
8. Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) - стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
9. Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
10. Считалка - небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка - элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
11. Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют « чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку грека - цап!
(Poiché quanto sotto riportato è parte della mia tesi di laurea magistrale, se desiderate copiare il testo vi prego di citare sempre la fonte e l’autore (Margherita Sanguineti). Grazie. )
Фольклорные жанры отличаются также способом исполнения и различным сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание и пр.).
С изменениями в социальной жизни общества в русском фольклоре возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни романсы, анекдоты, рабочий, школьный и студенческий фольклор.
В фольклоре существуют жанры продуктивные , в недрах которых могут появляться новые произведения. Сейчас это частушки, поговорки, городские песни, анекдоты, многие виды детского фольклора. Есть жанры непродуктивные , но продолжающие свое существование. Так, новых народных сказок не появляется, но старые по-прежнему рассказываются. Поют и многие старые песни. А вот былины и исторические песни в живом исполнении уже практически не звучат.
В зависимости от этапа развития, фольклор принято разделять на раннетрадиционный фольклор, классический фольклор и позднетрадиционный фольклор. Каждой группе принадлежат особые жанры, типичные для данного этапа развития народного творчества.
Раннетрадиционный фольклор
1. Трудовые песни .
Это песни известны у всех народов, которые исполнялись во время трудовых процессов (при подымании тяжестей, вспахивании поля, ручном помоле зерна и проч.).
Такие песни могли исполняться при одиночной работе, но они особенно были важны при работе совместной, так как они содержали команды к одновременному действию.
Их основным элементом был ритм, организовывавший процесс труда.
2. Гадания и заговоры .
Гадание – средство распознания будущего. Чтобы распознать будущее, следовало обратиться к нечистой силе , поэтому гадание осознавалось как грешное и опасное занятие.
Для гаданий избирались места, где, по представлению народа, можно было вступить в контакт с обитателями «иного мира», а также такое время суток, в которое этот контакт был наиболее вероятное.
В основе гаданий лежал прием истолкования «знаков»: случайно услышанных слов, отражений в воде, поведения животных и т.д. Для получения этих «знаков» предпринимались действия, в которых использовались предметы, животные, растения. Иногда действия сопровождались словесными формулами.
Классический фольклор
1. Обряды и обрядовый фольклор
Обрядовый фольклор составляли словесно-музыкальные, драматические, игровые и хореографические жанры.
Обряды имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде. Их принято делить на трудовые и семейные.
1.1 Трудовые обряды: календарные обряды
Наблюдения древних славян над солнцеворотом и на связанные с ним изменениями в природе сложились в систему мифологических верований и практических трудовых навыков, закрепленных обрядами, приметами, пословицами.
Постепенно обряды образовали годовой цикл, и важнейшие праздники были приурочены к зимнему и летнему солнцестоянию.
Существуют зимние, весенние, летние и осенние обряды.
1.2. Семейные обряды
В отличие от календарных обрядов, герой семейных обрядов – реальный человек. Обряды сопутствовали многим событиям его жизни, среди которых важнейшими были рождение, вступление в брак и смерть.
Наиболее развитым был свадебный обряд, он имел свои характеристики и законы, свою мифологию и свою поэзию.
1.3. Причитания
Это древний жанр фольклора, генетически связанный с похоронным обрядом. Объект изображения причитаний – трагическое в жизни, поэтому в них сильно выражено лирическое начало, мелодия выражена слабо и в содержание текста можно было найти много восклицательно-вопросительных конструкций, синонимических повторов, единоначатия и т.д.
2. Малые жанры фольклора. Паремии.
К малым фольклорным жанрам относятся произведения, различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак – небольшой объем.
Малые жанры фольклорной прозы, или паремии, очень разнообразные: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры, благопожелания, проклятия и проч.
3. Сказки (см. § 2.)
3.1. Сказки о животных
3.2. Волшебные сказки
3.3. Бытовые сказки
3.3.1. Анекдотические сказки
3.3.2. Новеллистические сказки
4. Несказочная проза
Несказочная проза имеет иную, нежели сказки, модальность: ее произведения приурочены к реальному времени, реальной местности, реальным лицам. Для несказочной прозы характерна невыделенность из потока обыденной речи, отсутствие специальных жанровых и стилевых канонов. В самом общем смысле можно сказать, что ее произведениям свойственна стилистическая форма эпического повествования о достоверном.
Наиболее устойчивым компонентом является персонаж, вокруг которого объединяется весь остальной материал.
Важный признак несказочной прозы – сюжет. Обычно сюжеты имеют эмбриональную форму (одномотивные), но могут передаваться как сжато, так и подробно.
Произведения несказочной прозы способны к контаминациям.
Принадлежат к несказочной прозе следующие жанры: предания, легенды и демонологические рассказы.
5. Былины
Былины – это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории.
Как и в волшебных сказках, в былинах фигурируют мифологические образы врагов, происходит перевоплощение персонажей, героям помогают животные.
Былины имеют героический или новеллистический характер: идея героических былин – прославление единства и независимости Русской земли, в новеллистических былинах прославлялись супружеская верность, истинная дружба, осуждались личные пороки (хвастовство, заносчивость).
6. Исторические песни
Исторические песни – это фольклорные эпические, лироэпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа.
7. Баллады
Народные баллады – это лироэпические песни о трагическом событии. Балладам свойственна личная, семейно-бытовая тематика. В центре баллад находятся нравственные проблемы: любовь и ненависть, верность и измена, преступление и раскаяние.
8. Духовные стихи
Духовные стихи – песни религиозного содержания.
Главный признак духовных стихов заключается в противопоставлении всего христианского – мирскому.
Духовные стихи – неоднородны. В устном бытовании они взаимодействовали с былинами, историческими песнями, балладами, лирическими песнями, причитаниями.
9. Лирические внеобрядовые песни
В народной лирике слово и мелодия нераздельны. Главное назначение песен – раскрывать мироощущение народа путем непосредственного выражения его чувств, мыслей и настроений.
Эти песни выражали характерные переживания русского человека в разных жизненных ситуациях.
10. Фольклорный театр.
Фольклорный театр – традиционное драматическое творчество народа.
Специфические признаки фольклорного театра – отсутствие сцены, разделение исполнителей и аудитории, действие как форма отображения действительности, перевоплощение исполнителя в иной объективированный образ, эстетическая направленность представления.
Пьесы нередко распространялись в письменном виде, предварительно репетировались, что не исключало импровизации.
К фольклорному театру принадлежат: балаганы, театр передвижных картинок (раёк), народный кукольный театр и народные драмы.
11. Детский фольклор.
Детский фольклор – специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей.
Общий, родовой признак детского фольклора – соотнесение художественного текста с игрой.
Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор)
Позднетрадиционный фольклор
Позднетрадиционный фольклор – это совокупность произведений разных жанров и различной направленности, создававшихся в крестьянской, городской, солдатской, рабочей и другой среде со времени начала развития промышленности, роста городов, распада феодальной деревни.
Для позднетрадиционного фольклора характерно меньшее количество произведений и в целом менее высокий художественный уровень по сравнению с классическим фольклором.
1. Частушки
Частушка – это короткая рифмованная народная песенка, которая исполняется в быстром темпе на определенную мелодию.
Тематика частушек разнообразна. Большинство из них посвящены любовной и семейно-бытовой темам. Но нередко в них находят отражение и современная жизнь народа, те изменения которые происходят в стране, содержатся острые политические намеки. Для частушки характерно шутливое отношение к своим героям, ирония, а иногда и острая сатира.
2. Фольклор рабочих
Фольклор рабочих – устные народные произведения, которые были созданы в рабочей среде или усвоены ею и переработаны настолько, что стали отражать духовные запросы именно этой среды.
В отличие от частушки, фольклор рабочих не превратился в национальное, общерусское явление. Его характерная особенность – локальность, замкнутость в пределах той или иной промышленной территории. Например, рабочие фабрик, заводов и рудников Петрозаводска, Донбасса, Урала, Алтая и Сибири почти не знали устных произведений друг друга.
В фольклоре рабочих преобладали песенные жанры. В песнях изображались тяжелые условия труда и быта простого рабочего, которым контрастно противопоставлялась праздная жизнь угнетателей – владельцев предприятий, надсмотрщиков.
По форме песни – это монологи-жалобы.
3. Фольклор периода Великой Отечественной войны.
Фольклор периода Великой Отечественной войны – это произведения различных жанров: песенные, прозаические, афористические. Они создавались самими участниками событий и боев, тружениками фабрик и заводов, колхозных полей, партизанами и др.
В этих произведениях отражаются жизнь и борьба народов СССР, героизм защитников страны, вера в победу, радость победы, верность в любви и любовные измены.
В нашей работе мы будем подробнее останавливаться на фольклорном классическом жанре сказки.
Исследователи литературы выделяют определенные разновидности или виды народного творчества. Фольклор подразделяют по разным признакам, но чаще всего выделяют следующие видовые группы:
Трудовые песни
Это разновидность песенного жанра, главным признаком которой является обязательное сопровождение трудовой деятельности. Эта разновидность фольклора - метод организации коллективного, общего рабочего процесса. Ее цель - задавать ритм с помощью несложного мотива и слов.
Календарный фольклор
Основанием для формирования стали обрядовые традиции календарного года. Образ жизни крестьянина, который трудится «на земле», во многом зависел от погодных условий. Это породило большое количество различных обрядов, призванных привлекать удачу, благополучие, хороший урожай и т.д. Наиболее известными и важными праздниками являлись Рождество, Масленица, Пасха, Крещение и Троица. Каждый праздник обязательно сопровождали песни, заклички, заговоры и особые ритуалы.
Свадебное народное творчество
Свадебный фольклор подразумевает, прежде всего, песни, которые пели в трех основных обрядах: сватовстве, прощании родителей с невестой и на основном празднике.
Необрядовый фольклор
Сюда можно отнести все разновидности малых жанров устного народного творчества (частушка, запевка и т.п.). Но такой подход неоднозначен. К примеру, некоторые разновидности относят к детскому народному творчеству: пестушки, колыбельные, загадки, потешки, дразнилки и пр.
Устная проза
Подразумевает такие разновидности русского народного творчества как предания, легенды, бывальщины - краткий пересказ реальных событий, особенность которого заключается в том, что рассказчик не был свидетелем произошедшего.
Песенный эпос (героический)
Это очень древняя форма устного народного творчества, повествующая о каких-либо случившихся давно событиях в виде песни. Былина - древняя песня, которую нужно рассказывать торжественно и неторопливо.
Художественное творчество
К этому блоку относят эпические и песенные жанры, созданные в стиле народного, художественного творчества. Самый известный из них - сказка.
Фольклорный театр
Представления на улицах были очень популярны у населения старой Руси. Вертеп - вид драматического произведения, предназначенный для представлений в уличном кукольном театре. Раёк - вид картинного представления, которое осуществлялось с помощью устройства в форме коробки со сменяющими друг друга иллюстрациями. Представление сопровождалось устными историями.
Таким образом, можно увидеть, как многообразна народная художественная культура, она включает в себя различные виды (от песенного фольклора до народного театра), а также жанры (от песен и частушек до легенд, былин, сказок и т.п.).
При этом формы народного творчества всегда были связаны друг с другом: песни сопровождались танцами и хороводами, а изобразительное искусство отражало мышление и миропонимание людей.
Малые жанры фольклора - это небольшие по объему произведения. Некоторые исследователи дают им определение детский фольклор, поскольку такие произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.
Подробнее о каждом из них.
Пестушки
Пестушка - происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.
Например, когда ребенок учится ходить, то ему приговаривают:
Шли по дороге:
Топ, Топ, Топ,
Топ, Топ, Топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, Топ, Топ,
Топ, Топ, Топ.
Потешка
Следующим жанром является потешка .
Потешка - это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки призваны развивать ребенка. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой - физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу. Самые известные из них: Ладушки,Сорока.
«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)
Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у...
Шуууу!!! (Домой) Полетели!
На головку сели! ("Ладушки" запели)
Сорока!
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Зачем дров не пилил?
Зачем воду не носил?
Прибаутка
Прибаутка (от слова баять - то есть рассказывать) - стихотворная, короткая, веселая история, которая рассказывает мама своему ребенку,
Например
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Пословицы
Пословицы - малые формы народного поэтического творчества, облаченные в краткие изречения, несущие обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Хлеб-всему голова.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Семеро одного не ждут.
Сытый голодному не товарищ.
Игры
Для игр были специальные песни.
Игры могли быть:
Целовальные
Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодого парня и девушки).
Обрядовые
Такие песни были свойственны какому-либо обряду, празднику. Примером может быть масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнование на ловкость и силу).
Сезонные
Такие игры особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. К примеру игры «Согревалки». Ведущий показывает движения, а остальные повторяют. Такие же игры были, как и «ручеек» или «воротики».
Пример целовальной игры:
Селезень
Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
У тя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!
Заклички
Следующий вид малого жанра фольклора - это заклички . Один из видов закликательных песен. Такие песни имеют языческое происхождение. В них отражен крестьянский уклад. Например, через все песни проходит заклинание богатого урожая. Для себя дети и взрослые просили здоровья, счастья и богатства. Также это обращение к радуге, солнцу и дождю, другим явлениям природы. Часто обращались к животным и птицам. Птицы считались предвестниками весны. Силы природы почитались как живые. Обычно к весне обращались с просьбами, желают ее скорейшего прихода, тепла и солнца, на зиму сетуют и жалуются.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила,
Руки, ноги отморозила.
Считалки
В детстве перед началом какой-либо игры, мы с вами рассчитывались. В этом нам помогали считалки. Считалки - это одна из форм жеребьевки, небольшой стишок, с помощью которой определяют ведущего. Считалка - это очень важный элемент, который помогает детям избежать ссоры и установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалок очень важен ритм.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Скороговорки
Фраза, построенная на сочетании звуков, которая затрудняет произношение слов. Скороговорки еще называют чистоговорками. Очень часто их используют для развития дикции и речи. Скороговорки бывают рифмованными и не рифмованными.
От топота копыт пыль по полю летит.
Загадки
Роль загадок трудно переоценить. Загадки заставляют детей задуматься, поискать ассоциации. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожести черт:
«Висит груша - нельзя скушать».
Загадка может представить собой и простое описание предмета, например, «Два конца-два кольца, а посередине гвоздик». Загадка сочетает в себе черты и народной забавы, и испытание на смекалку, и сообразительность.
Устное народное творчество существовало еще и в дописьменную эпоху. Произведения фольклора передавались устно. Запоминали их как правило со слуха. Малые жанры фольклора с самого рождения сопровождают нас, они способствуют развитию ребенка.