Проблема детских страхов — наиболее опасных из всех эмоций у детей дошкольного возраста. Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления
Страх – это естественная человеческая реакция на всё то непонятное и неизвестное, что существует в нашей жизни. Но если взрослый человек в состоянии проанализировать свой страх, понять причины его возникновения и разработать методику избавления от него, то ребенок, понимая свою незащищенность и физическую слабость, не знает, как побороть страх. Именно потому родители должны контролировать эмоциональное состояние крохи и вовремя помочь ему с преодолением страха.
Страхи детей до 2-х лет
Малыши в этом возрасте боятся всех взрослых людей — кроме мамы и тех, кто постоянно находится рядом с ними. Бабушки и дедушки, которые приезжают в гости не чаще раза в месяц, часто обижаются на своих маленьких внуков, встречающих их громким ревом и отказом идти на руки. Ничего удивительного в этом нет – малыши быстро забывают лица, а большой взрослый «чужой» вызывает у них страх.
Кроме страха лишиться мамы, они могут бояться всего неизвестного – новых резких звуков, одиночества, животных, транспорта и т.д. Родителям рекомендуется внимательно относится к крохе, не оставлять его в одиночестве или на попечении чужих людей, а также не отдавать в ясли (если в этом нет большой необходимости). Особенно если у ребенка ослабленное здоровье или повышенная возбудимость.
Помните: чем меньше ребенок, тем сильнее он боится незнакомцев!
Страхи детей 2-3 лет
В этом возрасте к уже имеющимся страхам присоединяются страх потеряться, страх боли, боязнь врачей, собак, темноты и наказания. В этот период очень важна роль отца – если отец ребенка проводит с ним много времени, вместе заходит в темную комнату или на прием к врачу, присаживается погладить собаку и приглашает малыша повторить за собой, страхи проходят очень легко и быстро, практически бесследно. Большой и сильный мужчина является гарантом спокойствия и защищенности ребенка.
Именно потому, если папа отсутствует, эту функцию вполне может выполнить дед, взрослый дядя, брат или другой близкий родственник мужского пола. Нельзя запрещать ребенку бояться! Наоборот – следует детально проговорить тему: чего или кого именно он боится, и почему? Возможно, не следует читать малышу жестокие книжки и смотреть мультфильмы, где кто-то кого-то бьет. Возможно, стоит включать возле его кровати светильник, чтобы он не боялся темноты и чудовищ под кроватью.
Можно поиграть в игру «Напугай темноту»: вы вместе с ребенком забегаете в темную комнату и кричите в темноту «Уходи!», и так несколько раз. Потом можно фонариком посветить под кровать, в шкаф, и пусть ребенок убедиться сам, что там никого нет. Чувствуя вашу поддержку, малыш будет вести себя смелее. Позволяйте ребенку высказывать все свои опасения и страхи, ведь задача родителей – помочь преодолеть их.
Страхи детей 3-5 лет
В этом возрасте дети начинают бояться новых событий или занятий — например, не хотят идти в гости в незнакомый дом, боятся съезжать сами на санках с горки и т.д. Также дети боятся проявления агрессии со стороны других детей и взрослых, поэтому не хотят ходить в садик, если в группе есть драчун или воспитатель наказывает детей. У ребенка начинает бурно развиваться фантазия и воображение, поэтому кроме реальных страхов появляются придуманные: в темноте ему видятся чудовища, в полумраке – привидения, игрушки оживают, а тени угрожают.
5 лет — время придуманных страхов: монстров, зубных фей и привидений
Многие страхи рождаются под влиянием фильмов и мультфильмов, поэтому родители должны контролировать, что ребенок смотрит, и какие книги ему читают. Постарайтесь вместе с детьми проанализировать страхи и разубедить в их реальности. Можно вместе поиграть в сюжетно-ролевую игру, в которой ребенок сначала будет положительным героем, а потом отрицательным. Став на время Драконом, Бабой Ягой или Привидением, порычав и «всех напугав», малыш уже иначе будет относиться к «чудовищу». Такие игры позволят крохе переосмыслить свой страх.
Очень помогает игра «Создай и победи страх»: пусть малыш нарисует или вылепит того, кто, по его мнению, живет под кроватью или в темноте. А может, это будет обобщенный образ страха. Потом вы вместе порвете рисунок и развеете его по ветру (или помнете и уничтожите фигурку из пластилина). После этого вы торжественно объявите, что ребенок победил свой страх и награждается мороженым или пирожным. Такой метод значительно уменьшит боязнь малыша.
Страхи детей 5-7 лет
В этом возрасте появляются уже вполне «взрослые» страхи: боязнь смерти, болезни (своей или кого-то из родственников). Страх усиливается, если в семье действительно кто-то умирает или серьезно заболевает. В таком случае с ребенком следует поговорить о том, что все на свете рождаются, живут и умирают – таков жизненный цикл всех существ, от растений до звезд. Успокойте ребенка, что он будет жить очень долго, пока не станет совсем дряхлым старичком.
В детском понятии это будет настолько нескоро, что ребенок успокоится. Но готовьтесь к тому, что тема смерти и вопросы о жизни еще долго будут присутствовать в его разговорах, рисунках и играх. Если же у ребенка появляется навязчивое чувство страха, он постоянно теребит руки, одежду и волосы, а может даже грызет ногти, вам следует обратиться к профессиональному психотерапевту – он подскажет, как и что нужно делать в таком случае.
Чтобы справиться с детскими страхами, не стыдно попросить помощи у профессионала
Что делает страхи навязчивыми?
- Если ребенка ругают или наказывают за страх темноты, высоты, животных, или любую другую боязнь.
- Если над страхами ребенка насмехаются и издеваются, специально пугая его. Плохо, когда это делают другие дети, но еще хуже, если так поступают взрослые люди.
- Если у малыша слишком бурное воображение и развитая фантазия, а сам ребенок — легковозбудимый, нервный и беспокойный.
- Если у ребенка слабая нервная система.
- Если над ребенком установлена не просто опека, а гипер-опека, при которой ему не дают сделать шагу и постоянно повторяют: «упадешь, заболеешь, будет больно, там страшно». Лишенный самостоятельности ребенок не знает, как справляться с любой необычной для него ситуацией.
- Если ребенок пережил серьезный стресс, шок, тяжелую болезнь или смерть родного человека.
Конечно же, специалист-психолог поможет вашему ребенку в преодолении страхов. Но ничего не поможет лучше родительской любви, внимания и заботы. Научите малыша делиться всеми страхами и сомнениями, возникающими у него по любому поводу. Вы вместе разберете и проанализируете природу боязни, а через некоторое время он сам научится ее преодолевать. Будьте внимательны и терпеливы к своим детям — и тогда они вырастут смелыми самостоятельными людьми.
Как зарождается чувство страха? В самом общем виде страх возникает в ответ на что-то действительно угрожающее. Однако гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник - окружающие ребенка взрослые, которые излишне настойчиво и эмоционально указывают на наличие (действительной или мнимой) опасности. Внушенные страхи возникают также у детей, при которых взрослые ведут разговоры о болезнях, пожарах, убийствах, о смерти и т.п.
Психологи выделяют несколько предпосылок для возможного развития беспокойств (страхов) у детей. Все большее укрупнение и развитие городов - урбанизация. Каким бы далеким не казалось это явление от обсуждаемого предмета, связь есть, и она очень тесна. В условиях большого города многие дети чувствуют себя одинокими, им трудно находить постоянных друзей, сложно самостоятельно организовывать свой досуг. К тому же, они часто страдают от излишней опеки взрослых. Возможно, это покажется странным, но развитию страхов способствует наличие отдельных благоустроенныхх квартир. Установленно, что у детей, проживающих в таких квартирах, страхи встречаются гораздо чаще, чем у их сверстников из коммуналок. В особенности это касается девочек. В коммунальной квартире у ребенка больше возможностей общаться со взрослыми и со сверстниками, больше возможностей для совместных игр и меньше - для одиночества и развития страхов. Разумеется, этот вывод не говорит о том, чтобы вернуться всем в коммунальные квартиры, достаточно просто создать ребенку условия для достаточного общения с окружающими. Беспокойство также развивается у детей, которые недостаточно двигаются, не участвуют в коллективных играх, поскольку игра для ребенка была и остается лучшим средством избавления от всех страхов. Причина многих детских страхов - в матери, вернее, в ее неправильном поведении в семье. Так, дети больше страдают от различных страхов, если считают главной в семье мать, а не отца. Нервно-психологические перегрузки работающей и доминирующей в семье матери вызывают у детей ответные реакции беспокойства. Не очень хорошо отражается на эмоциональном состоянии ребенка и стремление матери как можно скорее выйти на работу, где сосредоточены ее основные жизненные интересы. При этом она не всегда учитывает запросы ребенка и его потребность в более тесном контакте с ней. Чтобы ребенок начал чего-то бояться, родителям достаточно начать ссориться. Установлено, что на родительские конфликты дети чаще всего реагируют появлением страхов. Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, стихии, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары. Появление страхов зависит и от состава семьи. Например, наиболее подвержены страхам единственные дети, которые становятся в семье эпицентром родительских забот и тревоги. В то же время чем больше в семье детей, тем меньше у них страхов. Играет роль и возраст родителей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлению беспокойства и тревоги, а у “пожилых” родителей (особенно после 35 лет) дети более беспокойны и тревожны. Причиной возникновения страхов у ребенка может быть эмоциональный стресс, пережитый мамой еще во время беременности, конфликтная обстановка в семье в этот период ее жизни. Психологов часто спрашивают, могут ли те или иные конкретные страхи передаваться по наследству? В этом случае следует сказать, что по наследству могут передаваться типологические особенности высшей нервной деятельности, общий тип реагирования на окружающий мир. Итак, чего же могут бояться наши дети? Это зависит от возраста. До 7 лет у детей преобладают так называемые природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения. В 7–10 лет наступает как бы равновесие между природными и социальными страхами (одиночества, наказания, опоздания). Если описать это более подробно, то можно выделить конкретные страхи, свойственные каждому периоду жизни.
Первый год жизни
Страх новой окружающей среды
Страх отдаления от матери
Боязнь посторонних людей
От 1 до 3 лет
Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте)
Страх оставаться одному
Ночные страхи
От 3 до 5 лет
Страх одиночества, то есть страх “быть никем”
Страх темноты
Боязнь замкнутого пространства
Боязнь сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми)
От 5 до 7 лет
Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
Боязнь родительского наказания
Страх перед животными
Боязнь страшных снов
Боязнь потерять родителей
Страх смерти
Боязнь опоздать
Страх перед заражением какой-то болезньюВот несколько советов, которые помогут снизить риск развития страхов или тревожности у вашего ребенка
Период беременности - не лучшее время для решения вопроса о целесообразности рождения ребенка, для сдачи экзаменов, защиты дипломных работ, диссертаций и прочих стрессовых ситуаций. Это также не лучшее время для выяснения отношений.
Помните, что в первую очередь вы - не руководящий работник, не деловая женщина, а мама. Будьте строгой, решительной и принципиальной на работе, а дома - нежной, любящей, непосредственной, заботливой и внимательной.
Ребенок не должен чувствовать себя ни “Золушкой”, ни “Кумиром семьи”, лучше выбрать нечто среднее.
Разрешайте ребенку как можно больше мастерить, гулять, бегать, почаще приглашайте в гости его друзей-сверстников.
Не пугайте ребенка волками, милиционерами, врачами и т.п. Ведь ребенок всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным.
Находите побольше времени для рисования
Играйте всей семьей
Воспринимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с соседским красавцем Ваней или отличником Сашей.
Любите своего ребенка. Не забывайте о необходимости телесного контакта с ним.
Пусть Ваш ребенок станет равноправным членом семьи со своими правами и обязанностями.
Будьте своему ребенку настоящим другом!
К счастью, большинство детских страхов обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят, но именно родители должны постараться, чтобы эти страхи не стали болезненно навязчивыми и не сохранились на длительное время. Что же для этого нужно сделать? Если у вас доверительные отношения с ребенком и Вы набрались терпения, можно приступать к поэтапной совместной работе по избавлению от страхов.
Этап первый - “Рисуем страхи”
Каждое занятие рисованием должно длиться 30–40 минут в спокойной обстановке. Перед занятием дайте ребенку поиграть самостоятельно, установите с ним дружеский контакт. После этого можно перейти к беседе, цель которой - выявить то, чего боится ребенок. Можно это сделать в форме игры. Сесть лучше рядом с ребенком, а не напротив, не забывайте периодически подбадривать малыша. Спрашивайте: “Скажи, ты боишься или не боишься …?” и ждите ответа. После небольшой паузы можно перейти к следующему возможному страху, причем сам вопрос “боишься или нет” нужно повторять только время от времени. Если ребенок все страхи отрицает, попросите его отвечать не “да” или “нет”, а развернуто, например “я не боюсь темноты”. Свои вопросы лучше не читать по бумажке, хотя для ориентации можно составить список возможных страхов, например: “Скажи, ты боишься или нет, когда остаешься один; каких-то людей; мамы или папы; заболеть; Бабы Яги; Кощея Бессмертного; Бармалея; темноты; волка; медведя; других животных; машин; поездов; когда очень высоко; воды; пожара; когда идет кровь; когда больно; уколов; в метро; в лифте; больших улиц и т.д. Беседу лучше закончить совместной подвижной игрой.
После этого предложите ребенку нарисовать предмет, названный первым в качестве вызывающего страх. Рисовать лучше красками или фломастером. Бывает так, что лишь через несколько дней ребенок решится перенести на бумагу свой страх. Помогите ему, рисуйте вместе на одном листе каждый свой вариант “страшного” предмета. После рисования попросите ребенка рассказать о том, что изображено на рисунке. Затем ребенка нужно обязательно похвалить, пожать руку, подарить игрушку, отметить те страхи, с которыми удалось справиться. Дальше вы говорите, что рисунки с его бывшими страхами останутся у Вас (будут заперты в столе, отправлены по почте - возможны варианты). Главное - освободить от них ребенка. После обсуждения предложите своему ребенку сыграть в какую-нибудь игру, где он обязательно станет победителем.
На подобные занятия уйдет около двух недель. За это время среди всех рисунков будут и такие, где ребенку еще не удалось преодолеть свой страх. Предложите ему: “А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься!” Например, не ребенок убегает от Бармалея, а наоборот. В среднем на осознание и изображение себя как небоящегося у ребенка уходит 2 недели. Постарайтесь в это время организовывать побольше подвижных игр, прогулок, экскурсий и избегайте конфликтов в семье.
С помощью рисунков можно устранить страхи, причиной которых является игра воображения, то, что никогда не происходило, но, по мнению ребенка, может произойти. Частично успешным бывает избавление от страхов, основанных на реальных событиях, произошедших достаточно давно. Если же травмировавшее ребенка событие (укус собаки, пожар и т.п.) еще совсем свежо в памяти, то лучше избавляться от этого страха при помощи игры.
Предметно-ролевые игры
Психологически направленные игры снимают у ребенка избыток торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, в замкнутом пространстве, при попадании в незнакомую обстановку. Ребенок становится более уверенным в себе, избавляется от излишней застенчивости.
Игра “Пятнашки” позволяет ребенку снять страхи нападения, боязнь наказания родителей, наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми. Суть игры - ограничить игровую площадку и рассавить на ней в беспорядке стулья, любые предметы. Ведущий догоняет игроков, пытаясь хлопнуть их по спине. Кого догонят - тому водить. Кто выйдет за пределы игровой площадки или заденет какой-то предмет также становится ведущим. Сопровождайте игру веселыми репликами типа “Только попадись!”, “Не догонишь!” и т.п. Кроме того, для успешности Вашего замысла старайтесь незаметно подыгрывать детям.
Игра “Прятки” позволяет снять страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Заранее оговариваются места, где прятаться нельзя. Затем выключается свет, остается только ночник. Ведущий обходит квартиру с шуточными угрозами в адрес прячущихся. Прячущиеся сидят в темноте и стараются ничем себя не выдать. Лучше, когда ребенок сразу становится ведущим, это позволяет ему преодолеть страх и нерешительность. Хороших результатов можно добиться, когда ведущие взрослые “сдаются”, так и не найдя прячущегося ребенка.
Это лишь два примера из возможного многообразия игр, которые вы наверняка помните еще с детства. Не бойтесь импровизировать и проявлять творчество. Главное, чтобы ребенку было интересно и весело. Помните только, что игрой можно заинтересовать, но к ней нельзя принуждать.
Ролевые игры-драматизации
Такие игры позволяют преодолеть оставшиеся, длительно существующие страхи. Здесь ребенок играет роли сложного психологического содержания, причем, как положительные, так и отрицательные. Представляя сказочных персонажей, ребенок становится то Добрым Молодцем, то Бабой Ягой. После этого он уже не так боится этой самой Бабы Яги. Пусть ваш дом превратится в театр, где ребенок самостоятельно или с Вами может придумывать сказки, делать костюмы и играть на импровизированной сцене!
Каждому из нас знакомо чувство страха. Детские страхи возникают в определенные возрастные периоды и, как правило, со временем проходят. Страхи, сопровождающие детей в процессе взросления, не являются отклонениями от нормального развития, так как представляют собой этапы познания окружающего мира.
Всегда ли взрослые понимают причины детских страхов? Страх ребенка вызывает у них удивление.
В детстве я очень боялась темноты. Однажды утром перед новым годом мама уехала в город за новогодними игрушками, а папа ушел в свой гараж, который находился в нашем дворе. Он объяснил мне и моей маленькой сестре, что скоро вернется. В тот момент меня охватил страх, что за окном темнеет, а рядом нет родителей. Я взяла тяжелый замок и разбила окно. Папа даже не успел дойти до гаража, как услышал треск стекла. Вечером приехала мама и обнаружила меня с перебинтованными руками. Родителям показалось мое поведение очень странным.
Многие детские страхи можно заранее предотвратить, если знать их психологические особенности.
Самая простая модель получения дохода через интернет
Пошаговый чек-лист по созданию своего дела на продающих консультациях. С помощью этого чек-листа Вы закроете все свои вопросы и узнаете, как быстро и без особых усилий выйти на доход от 50000 рублей в месяц. Скачать чек-лист можно по этой ссылке:
По мнению доктора психологических наук А. И. Захарова,
«страх – это аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока».
Поведение людей, испытывающих страх, может быть самым разным. Одни теряют чувствительность, ощущают дрожь, заторможенность оцепенение. У них может отмечаться угнетение психики и безучастность к ситуации. Такое поведение носит пассивно-оборонительный характер.
У других наблюдается двигательная активность, возбуждение, говорливость, готовность к бегству, отсутствие внимания и сосредоточения… Эту реакцию называют активно-оборонительной формой страха.
Известный психолог Е. П. Ильин считает страх и защитным механизмом и социальным барьером:
«Человек — биологическое существо, для которого состояние страха необходимо, так как позволяет ему выживать в природных условиях. Но человек является и социальным существом, которому страх мешает достичь поставленных целей».
Психологи не приходят к общему мнению даже по поводу причин страха.
Американский психолог К. Э. Изард предлагает различать внешние (вызванные окружающими событиями) и внутренние (вызванные сформированными образами об опасности) причины страха.
Согласно мнению английского ученого Дж. Боулби, существуют две группы причин страха: природные стимулы (боль, высота, одиночество, внезапное приближение) и их производные (темнота, боязнь животных, незнакомых людей…).
А. С. Зобов разделяет опасности, порожденные страхом на 3 группы:
- Реальные (угрожающие здоровью и благополучию человека)
- Мнимые (несуществующие в реальности, но воспринимаемые как угроза успеху и стабильности)
- Престижные (связанные с утратой социальной роли в коллективе)
Различают острый (возникает в определенной ситуации) и хронический (определяется свойствами личности) страх.
Особое внимание заслуживают внушаемые страхи, источником которых являются люди. Очень важно знать .
Психолог А. И. Захаров доказывает, что некоторые страхи (ситуативный и личностный) могут проявляться вместе, дополнять и усиливать друг друга. По его мнению, ситуативный страх (вызванный конфликтом, тревожным состоянием, неудачей…) передается как эпидемия от паники группы людей (семьи, коллектива, общества). Личностный страх, обусловленный характером, повышенной мнительностью человека, связан с новой обстановкой и незнакомыми людьми.
Конструктивные страхи имеют защитное значение, помогая избежать взаимодействия с опасным объектом, приспособиться к экстремальной ситуации.
Обычный (естественный) страх кратковременен и с возрастом исчезает. Он не оказывает влияния на поведение человека, на взаимоотношения с другими людьми, не воздействует на ценностные ориентации.
Невротический страх, как результат неразрешимых переживаний, отличается длительным течением, постоянством, напряженностью, неблагоприятным влиянием на формирование личности. Такое состояние присуще чувствительным людям, страдающим эмоциональными затруднениями в отношениях с родителями, коллегами, детьми. Их представление о себе искажено из-за недостаточного опыта общения и неуверенности в себе. Патологический страх является неадекватным ответом на определенный стимул по интенсивности или длительности и часто приводит к психопатологиям.
Профессор Ю. В. Щербатых выделяет три группы страхов.
- Природные страхи , угрожающие жизни человека. К ним относятся солнечные затмения, гроза, появление комет, землетрясения, извержения вулкана, животные.
- Социальные страхи , вызываемые изменением социального статуса. Их формы проявления зависят от возраста, профессии, особенностей исторической эпохи. Они возникают в определенных обстоятельствах и могут быть связаны с возможностью войны, неблагополучием и болезнями близких, бедностью, сменой руководства, ростом преступности, падением рубля, изменениями в личной жизни, выступлением перед публикой…
- Внутренние страхи , вызванные фантазией и не имеющие никаких оснований для беспокойства. Это могут быть страхи собственных мыслей и желаний, идущие вразрез с принятыми в обществе моральными установками.
Проявление страхов у детей зависит от возраста и уровня развития. У новорожденных малышей возникают природные страхи (разлука с матерью, незнакомые звуки, неизвестная обстановка…), в основе которых лежит инстинкт самосохранения. С восьмимесячного возраста дети боятся посторонних людей. Страх темноты и животных появляется у ребенка в трехлетнем возрасте и достигает максимума к 4 годам. С трех до пяти лет его пугают сказочные персонажи и замкнутое пространство. Дошкольники испытывают страх высоты, воды, дорожно-транспортных происшествий, школы…)
Для младших школьников характерны мнимые (страх животных, недовольства взрослых, темноты) и престижные (страх получить плохую отметку, выступать перед аудиторией) страхи. В этом возрасте происходит формирование чувства ответственности. И многое зависит от установок родителей. Нельзя связывать школьника бесконечными условностями и запретами, ругать за любое нарушение дисциплины или получение плохой оценки. Любое несоответствие требованиям и ожиданиям родителей воспринимается ребенком как крах жизни или безвыходная ситуация. Запуганный школьник находится в постоянном психическом напряжении. Он отличается от своих сверстников нерешительностью, скованностью, неуверенностью.
У младших школьников, страдающих под гиперопекой родителей, страх ухода в школу может выражаться в болезненном состоянии. Бывают случаи, когда сами родители непроизвольно внушают свой страх детям. Переживая за ребенка, они контролируют каждый его шаг, делают за него домашние задания, формируя в нем неуверенность в знаниях.
Любимые, любознательные, активные и уверенные в себе дети не чувствуют страх перед школой и стремятся самостоятельно справиться с новыми трудностями и отношениями со сверстниками.
Трудности адаптации в классе и школе, страх перед учителем, боязнь не оправдать надежды родителей, быть отверженным ощущает ребенок и с завышенной самооценкой, так как он еще не умеет выстраивать отношения с незнакомыми людьми.
До 9 лет школьник может бояться физического наказания в семье, собственных неудач в учебе или спортивной игре, собственных неблаговидных поступков, замеченных кем-либо, ссоры с родителями, высоты, аттракционов, болезней…
В подростковом возрасте появляется страх показаться некрасивым, неумным, неудачным.
Любые возрастные страхи поддаются коррекции и проходят бесследно. Патологические страхи (эмоциональный шок) тормозят развитие ребенка и формируют такие качества личности, как некоммуникабельность, замкнутость, безынициативность, безволие.
Специалисты утверждают, что непреодоленные в детстве страхи мешают человеку во взрослой жизни и передаются его детям.
При конфликтных семейных отношениях или неправильном поведении родителей страхи сопровождают детей длительное время и проявляются в затянувшихся психических расстройствах.
Диагностировать страх в дошкольном возрасте достаточно трудно, так как дошкольники не любят говорить об этом. Наличие страхов можно заметить по поведению (капризам, беспокойству во сне..) и привычкам детей (накручивать волосы на палец, грызть ногти, кусать губы…)
Коррекция детских страхов
Выяснить причину детских страхов и преодолеть их помогают методики, опирающиеся на типичные особенности детской психики.
Рисование.
Согласно этой методике ребенку дается тема для рисования (детский сад, школа, семья) и маленькое задание – нарисовать свой страх. Источник страха определяется по расположению фигур, цвету, четкости линий на рисунке… Детям, равнодушным к рисованию, можно предложить метод, аналогичный первому — «Лепка». Дети боятся рисовать и лепить предмет страха, поэтому родители должны быть очень внимательными и терпеливыми. Не стоит настаивать, если ребенок отказывается рисовать страх. Предложите ему эту игру в другой раз. Узнав причину страха, предложите малышу нарисовать предмет страха смешным. Побеседуйте и проанализируйте рисунок вместе с ребенком. Между рисованием или лепкой важно отвлечь ребенка веселыми подвижными играми, прогулками, рассказами…, чтобы он почувствовал себя защищенным, счастливым, любимым.
Чтение или придумывание сказок.
Этот метод подходит пятилетним детям и старше.
Сказки подбираются и сочиняются в соответствии с детским страхом. Важно попросить ребенка самому придумать конец и помочь преодолеть страх.
Музыкальная терапия.
Для этого метода используют классическую музыку, оказывающую успокаивающее действие. Лучше всего совмещать музыку с танцами. Ребенок познает красоту музыки и учится выражать свои эмоции с помощью движений.
Цветотерапия.
Детская комната должна быть оформлена в успокаивающей цветовой гамме.
Детские страхи нужно вовремя предотвращать. В профилактике детских страхов важная роль отводится, прежде всего, родителям.
Это нужно знать:
Семья должна помочь ребенку поверить в себя и научить противостоять всем трудностям.
Только усугубляют детские страхи.
Дети должны полагаться на родителей, как на источник любви, авторитета и безопасности.
Это интересно
- Психологи утверждают, что отрицательное значение страха проявляется гораздо чаще, чем положительное.
- Страх держит человека в постоянном напряжении, порождает неуверенность и не позволяет личности развиваться в полную силу.
- Страх ограничивает свободу поведения человека и в то же время защищает от опасности, вынуждает учитывать возможные риски.
- Чаще других подвергается страхам , привыкший к чрезмерной опеке.
- Девочки из-за высокой чувствительности испытывают больше страхов, чем мальчики.
Дети легко подвергаются страху и чужому влиянию. Родители должны знать, . Защитите их от агрессии извне (компьютерных игр, фильмов ужасов, травли в школе…) Учите детей управлять самой сложной эмоцией — страхом.
Избегайте стрессовых ситуаций в семье, не выясняйте свои отношения при детях.
Помните, что причиной детских страхов являются родители, заставляющие детей почувствовать вину. Не наказывайте и не унижайте ребенка, если он что-то неправильно сделал или сказал.
Цените потребность ребенка в тесном контакте с вами, проводите с ним как можно больше времени (в прогулках, чтении книг, играх…), наслаждайтесь этим общением.
В процессе формирования личности страх выступает как средство воспитания. Воспитание устойчивости к страху должно быть направлено не только на избавление от него, но и на выработку умений владеть собой в неожиданной ситуации.
Очень часто родители и педагоги используют страх как фактор регулирования поведения и обучения. Уважаемый читатель, как вы относитесь к обучающей и воспитывающей роли страха?
- В 2-3 года малыш связывает резкие звуки с опасностью, эта причина страха у маленьких детей чрезвычайно распространена.
- Не все родители до конца понимают, насколько мучителен порой для крохи извечный страх темноты.
- Многие дети инстинктивно боятся домашних животных, особенно незнакомых, пока не привыкнут к ним.
- Причины страха у детей с 4 лет зачастую связаны с развивающимся воображением. Ребенка могут пугать герои компьютерных игр и фильмов, тени, сны, собственные воплощенные фантазии.
- Страхи взрослеют вместе с детьми, особенно быстро, если малыши сталкиваются с горем в семье. Уже с 5 лет маленький человек может бояться неизлечимо заболеть, потерять близкого, умереть.
5 способов помочь ребенку преодолеть страх
- Защита. Не стоит утверждать, что боятся совсем нечего. Страх – явление естественное. Однако ребенок должен знать, что взрослый рядом, он обязательно встанет на его защиту, если это понадобится.
- Понимание . Обязательно скажите сыну (дочери), что понимаете, чего именно он (она) боится. Уместным будет рассказ о похожем, но успешно пережитом вами, страхе в детстве. Диалог необходим!
- Отсутствие насмешек. Никогда не смейтесь над страхами своего чада – дети будут скрывать проблемы из-за чувства стыда, что грозит развитием фобии. Вы рискуете потерей доверия ребенка к взрослым.
- Оптимизм. Доказано, что лучше всего испуганного ребенка успокаивает низкий голос мужчины – папы, дяди, старшего брата. Спокойно и уверенно обещайте малышу: все обязательно будет хорошо.
- Поощрение. Чаще напоминайте детям о победах, одержанных ими над страхами, но не в коем случае - не о неудачах.
Коррекция страхов у детей
Эффективные методики преодоления страха, которыми успешно пользуются детские психологи, в большей мере связаны с воздействием на эмоции малышей, а не на их разум. К примеру, если ваше чадо боится темноты, вряд ли ему помогут логические убеждения, что при выключенном свете в комнате ничего не изменится. Специалисты советуют приучить малыша к темноте.
В «страшном» помещении свет необходимо выключить, в других – включить. Первоначально рекомендуется, взяв ребенка за руку, вместе входить в темную комнату и выходить, если он начнет бояться. Постепенно увеличивайте время таких походов, будьте терпеливы, и ребенок начнет совершать их самостоятельно и привыкнет находится в исследованном им помещении.
Помочь ребенку побороть страх хорошо помогает обыгрывание проблемной ситуации, попав в которую, герой выходит победителем. На помощь приходит сказкотерапия - лечение сказками, в которых добро всегда побеждает зло. Подбирайте подходящие истории, придумывайте свои, например, о плюшевом медведе, который боялся темного леса, но дружба с маленьким и храбрым светлячком помогла ему преодолеть страх.
Пусть дети станут актерами, используют любимые игрушка и проигрывают различные ситуации. Сами того не подозревая, малыши могут в процессе сказочной импровизации многое рассказать о причинах плохих снов и зарождающихся фобий.
Как можно построить сказочный тренинг
1. Изобразите в лицах или с помощью кукол сказочную историю, чтобы она вызвала эмоциональный отклик у ребенка.
2. Закрепите приобретенный опыт. Так, вы можете подарить ребенку фонарик, с которым он будет залезать в «берлогу» из стульев и одеял. В детской комнате повесьте ночник.
3. Совместно сделайте выводы. Разыгранная история обязательно должна быть связана с конкретной проблемой (например, боязнью заходить в темное помещение).
Если вы стараетесь помочь ребенку побороть страх, но решить проблему самостоятельно не удается, ни в коем случае не допускайте, чтобы сын или дочь обзавелись на всю жизнь малоприятной фобией. Обратитесь к опытному детскому психологу, и вместе вы обязательно справитесь с проблемой.
Испуг, паника, страх — тождественные и неотъемлемые эмоции человеческой жизни. Они всегда находятся рядом, аналогично радости, злости, удивлению. Некоторые страхи проходят быстротечно, поскольку обусловлены определенным возрастом. Страхи у детей, если их верно воспринимать и понять причины их появления, зачастую проходят бесследно. Но когда они достаточно заметны и присутствуют в течении долгого периода времени, появляется необходимость некоторого участия. Преимущественно речь идет о дискомфорте, эмоциональном истощении ребенка, что связано с неверными действиями в семье, наличие у самих родителей непобедимых страхов, существование раздора и непонимания между отцом и матерью.
Страх может быть острым , хроническим , реальным и надуманным . Всего существует 29 типов. Фигурирование неизменных страхов у ребенка, дает возможность говорить о неспособности преодолеть личные эмоции, руководить ими. Во время страха, что имеет длительный период воздействия, дети ощущают эмоциональный и волевой надрыв, что зачастую интерпретируется взрослыми неправильно. Вследствие у ребенка развивается недоверие к старшим. Психологические перемены, под действием страха, провоцируют возрастание психологической изоляции, которая очень тяжело переносится.
Стоит отметить, что большинство детей имеют несколько периодов, во время каких повышается уровень страха: от 1 до 3 лет; от 3 до 5; от 5 до 7. Они носят кратковременный характер.
- от 1 до 3 лет – главным устрашающим персонажем снов ребенка чаще всего считается Волк, это связано и со знаменитой колыбельной и со сказками, которые ребенок начинает воспринимать и интерпретировать по-своему;
- от 3 до 5 лет – период эмоционального становления. В этом возрасте, в большинстве случаев, существует три основных страха: боязнь темноты, замкнутого пространства и одиночества;
- от 5 до 7 лет – активно идет развитие абстрактного мышления, ребенок уже осознанно ощущает время и пространство, появляется жгучее стремление узнать: как все появилось, почему день сменяет ночь, для чего людям дана жизнь? Идет становление личностных взаимоотношений, формируется система ценностей, острое чувство справедливости. Ребенок начинает бояться нарушить социальные нормы и положения, боится быть униженным в обществе и несправедливо понести наказание. К этим страхам зачастую склонны спокойные и прилежные дети. Стоит обратить внимание, что доминирующим страхом является боязнь смерти .
Прежде чем принять решение помочь одержать победу над страхами, нужно узнать, чего ребенок больше всего боится. Страхи, которые дети демонстрируют в своем поведении, отображают совсем не всю картину их скрытых чувств.
Наиболее действенный способ – отношение без лишнего переживания и повышенного внимания. Не стоит читать мораль, осуждать, наказывать или высмеивать ребенка. Взрослые должны сами себе поставить вопрос: чего боялся я, что пугает меня сейчас? И не стоит думать, что если человек взрослый, ему ничего не страшно, просто его страхи носят некую иную форму выражения.
Абсолютно все страхи ребенка должны быть ликвидированы общими стараниями, игрой, ненавязчивой беседой, рисованием или песочной терапией, элементами, которые помогут все это преодолеть. Принять решение помочь ребенку целиком преодолеть свои страхи – означает принимать активное участие в его жизни, помогать и поддерживать. Ребенок всегда должен чувствовать, что кто-то рядом, что он любим и нужен семье. И стоит помнить, что активность — это не способ беспрерывного контроля над жизнью ребенка, а всего лишь способ оказания помощи своему чаду.