Святки на Руси: история и традиции. Зимние Святки что такое? Как проводились зимние Святки
Праздник зимние Святки имеет на русской земле многовековые традиции, которые связаны с мистикой и языческими корнями наших предков. Стоит сказать, что Святки обладают длинной историей зарождения и развития, обрастания традициями и обрядами. Святки с давних пор были главным и самым веселым зимним праздником Руси, причем, народные гуляния длились полмесяца.
«Святки» или «святые дни» стартуют с Рождественского Сочельника, приходящегося на шестое января, и завершаются , наступающим девятнадцатого января. В дни Святок, по традиции, было грешно работать, чтобы не вызвать бед на себя и близких. Но это было уже во времена развитого христианства, а до этого, во времена язычества на Руси существовал похожий зимний праздник, посвященный верховному небесному богу Белбогу, который еще имел имя – «Святовит», от корня старославянского слова «свиатки», то есть «души предков». В эти дни, согласно народных поверий, с другого света на землю возвращались души усопших, но помимо них приходила всякая нечисть, а ведьмы в эти дни устраивали свои шабаши, чтобы повеселить адских покровителей.
В дни Святок было принято гадать о будущем, производить магические обряды, начитывать заклинания на год вперед, по святочным приметам узнавать судьбу урожая, семьи, дома. Конечно, возможность подглядеть свое будущее не могла не вызывать живого интереса у девушек, поэтому они, традиционно, гадали на суженого. До сих пор многие молодые особы не прочь погадать в ночь перед Крещением.
В святочный зимний период считалось, что на Русь проходил Коляда – воплощение нарождения солнца. В ночь на праздник Коляды славяне разжигали огромные костры, причем, из священного огня, добытого древним секретным способом, и они должны были гореть ровно двенадцать дней. Костры окружали нарядные молодые люди, они водили вокруг них хороводы, рассказывали сказки, задавали друг другу загадки, пели и веселились, прыгали через пламя, скатывали с горы подожженное колесо. Но самое главное молодежь «рядилась» - наряжалась в вывернутые шерстю наверх тулупы, прятала лицо за масками, что было символично и воспринималось как обновление матери-природы. Вечерами, ряженные, с пением колядок ходили по домам, они цитировали шутки-прибаутки, веселя хозяев, желали им достатка, здоровья и богатства, а те должны были угостить их обрядовой пищей. Считалось, что насколько хозяева дома, куда пришли ряженные с колядками, будут щедры к своим гостям, то такой они и будут иметь достаток в наступившем году. Это было ярчайшее обрядовое действо Руси. С него начинались святочные дни. Колядование – захватывающее театрализованное зрелище, происходившее под аккомпанемент специальных тематических песен и пожеланий хозяевам дома. Колядовать на Святках было принято в ночь перед Рождеством, на Новый год или как он в те времена звался «Васильев день», а также в Сочельник перед Крещением. Христа славили, в основном дети и молодежь, а порой уже взрослые мужчины, ходя по деревне из дома в дом, и неся в руке рождественскую звезду.
Главные праздники во время Святок были – Рождество, Новый год, Крещение, как было отмечено выше. Понятно, что эти дни, на фоне длящихся народных гуляний, отмечались более торжественно. В вечернее время в каждом доме проходили обрядовые трапезы, при которых люди ели ритуальную пищу, а то, что оставалось на столе с ужина, ставили на порог или на окно, чтобы этим угостились души умерших родителей. Этот обряд назывался – «кормление предков». Дни Святок делились на вечера «святые» и «страшные». В первую неделю после Рождества на Святках веселились, потому как это были «святые» вечера, когда можно было развлекаться ночами – плясать, кататься на санях, играть в снежки, а в «страшные» вечера на второй неделе после Рождества гадали.
Святки изобиловали обрядами, ритуалами, благодаря которым наши предки хотели задобрить души умерших, чтобы те принесли всем благополучие. Конечно, многие ритуалы имели чисто бытовой подтекст. Для увеличения плодовитости домашнего скота, накануне Рождества пекли «козульки» - небольшие печенки в виде фигурок животных, птиц. Чтобы жизнь в будущем году была счастливой, сноп устанавливали в красный угол – под иконы, для этого же насыпали на пол избы солому, остатки кутьи с Сочельника отдавали курам, повязывали разноцветными лентами деревья в садах. Утром на Рождество и на Новый год мальчики должны были совершить в каждом доме поселения обряд засевания. Ребенок заходил в дом и разбрасывал зерна, под песню-поздравление для хозяев с праздником Нового года. Исполнение подобного ритуала, по мнению наших славянских предков, гарантировало богатый урожай в будущем году.
Как и с любыми другими народными праздниками на Руси, со святочными днями было связано множество примет. Говорили, что если день на Рождество будет теплый без мороза, то весну стоит ждать холодную. Считали, что тех, кто грешит работой в Святки накажет бог: плетущего лапти – больным скотом, шьющего одежду - слепым скотом, изготавливающего коромысла и полозья для саней – бесплодным скотом. Конечно, основную работу по дому люди выполняли, но в рамках дозволенного святочными традициями.
Зато молодые люди полностью освобождались от работы на Святки и были заняты лишь весельем и подыскиванием себе пары. Каждый вечер в течении святочных дней, за исключением сочельников, молодежь устраивали игрища, так парни и девушки могли заприметить друг друга, и даже подготовиться к браку. На посиделках они рядились в наряды и маски, заводили игры.
Святочные гадания стали отличительной особенностью зимних праздников на Руси. Гадания совершались в каждой семье: взрослые гадали на урожай, молодежь на брак. Девушки собирались по вечерам в каком-нибудь одном доме и устраивали подблюдные гадания, пытаясь узнать: выйдут ли они в этом году замуж, кто будет женихом, как сложится их судьба? Парни тоже гадали на суженую.
Когда на Руси установилось христианство, праздник Святок изменил свой сакральный смысл. Русская церковь осуждала народные гуляния, особенно резко она высказывалась о гаданиях, колядовании, о ряжении. Но русский народ так любил зимние святочные праздники, что был не в состоянии отказаться от этого веселья, поэтому решил языческие корни праздника завуалировать под мораль христианства. Почитаемый народом праздник Коляды трансформировался в Рождество Христово. Церковь смогла убедить людей в том, что проводить многие традиционные обряды Святок и гадания – грех для православного христианина, но все же уловка нашлась и тут: время от дня Рождества до Крещения считалось возможным для гаданий, потому как грехи можно было смыть в проруби, которую в праздник Крещения на реках вырубали в крестообразной форме, туда окунались, чтобы смыть с себя грехи увеселений и гаданий во время святок. Да и, вообще, гадания перестали называть нечистым действом, это стало обычным баловством.
Прошло время, и смысл древних языческих традиций праздника Святок окончательно стерся из памяти людей, так как теперь русский народ славит Рождество Христово, милость Господа, оказавшего миру чудо Богоявления. Из традиций и обрядов святочных дней дохристианской Руси в наше время остались лишь песни-колядки, веселье и гадания, но и они воспринимаются лишь как зимнее народное развлечение, сопутствующее старинному фольклорному празднику Святок.
Особенность православного праздника Святки в том, что во время гуляния принято единение. Радовались все, границы между богатыми и бедными как бы исчезали на время, и весь народ мог просто прославлять Господа, помогать больным и страждущим. Дошли даже сведения о том, что в Византии во время святок было принято угощать тюремных заключенных и даже рабов, демонстрируя тем самым милосердие и сострадание к ближнему. Очень жаль, что эти обычаи почти не сохранились до наших дней.
История и традиции
В древней Руси традиции Святки тоже считались всеобщим праздником, когда каждый мог радоваться рождению Христа. Люди дарили подарки друг другу, ходили в гости, устраивали праздничные игрища, занимались благотворительностью. Обычные сельские забавы тоже имели место быть, молодежь веселилась и устраивала забавы. Дары и угощения в этот праздник считались милостью божьей, и церковь призывала всех и каждого к сочувствию, к любви и милосердию, в дореволюционных газетах и журналах можно было найти добрые и поучительные рассказы, раскрывающие суть священного праздника.
Святки - это и время сватовства, именно во врем гуляний молодые присматривали себе пару, делая заговор (помолвку) на Масленицу.
Все это напоминает другой праздник – Масленицу, однако Масленица – вовсе не церковное событие. Однако в сложной русской культуре традиции празднования переплелись с народными обычаями, и некоторые из них мы помним до сих пор.
Колядки и посиделки
Сегодня каждый считает своим долгом посетить церковь в Святки, пригласить друзей и близких, самому пойти в гости и приготовить праздничный подарок. Однако самое главное в Святках не угощение и не подарки, а осознание своего единства с Богом, внимание к ближнему, стремление стать лучше, добрее. Во многих христианских семьях настоящие святочные обычаи соблюдаются, в воскресных школах дети разучивают священные песни, ставят веселые сценки, приобщаются к православной культуре.
Есть еще один обычай, дошедший до нас – колядование. Ряженые ходят по домам, поют песни, пляшут, читают частушки, а хозяева дома по традиции должны одарить пришедших подарками или сладостями. Впрочем, эта традиция носит оттенок языческой, ведь в древности считалось, что, переодеваясь в страшные костюмы и надевая маски, люди отпугивали злых духов.
На Святки принято гадать, но и это язычество, ведь церковь против всяческих предречений, хотя за тысячелетия все переплелось. Считается, что святочные гадания самые правдивые, а потому ни о результатах увиденного-предреченного, ни о методе гадания сообщать нельзя.
Эти традиции соблюдались на протяжении многих лет, однако позднее, во времена становления Советского Союза, власть заставила отказаться от религиозных убеждений, этим и объясняется исчезновение многих церковных традиций и праздников, многое было утеряно после репрессий советской власти.
Однако вовсе необязательно соблюдать все традиции и обычаи, вы можете просто подарить тепло и любовь своим близким.
В русской традиции Святками называют период от 19 декабря (Николин день, праздник Николы Зимнего) до 19 января (праздник Крещения). В церковной традиции этот период короче. Значение слова связано с культом Солнца и умерших предков. Борьба сил тьмы и света заканчивается победой последних, и этому посвящены многие святочные обычаи и обряды. Считали, что в эти дни, когда солнышко поворачивает на весну, наши предки, вознесенные в свет, могли посетить этот мир.
Одарить достойных
Обычай «греть предков» - жечь темными декабрьскими вечерами соломенные костры во дворах - существовал в разных местностях. Где-то это делал исключительно хозяин, а где-то у костра собирались в молчании все домочадцы.
Считалось, что в течение месяца души умерших могли на короткое время прийти в наш мир. В это время они должны были помочь своим потомкам: наказать виновных, одарить достойных, предсказать судьбу, подготовить приход нового года и победу сил Света.
С принятием христианства появилось много обычаев, старые были частично забыты или видоизменились. Но отголоски древних верований встречаются до сих пор.
Солома занимала довольно значительное место в святочной обрядности: на ней гадали, ею застилали полы и лавки, соломенными снопами украшали избу. Солому принято было насыпать под парадную скатерть перед рождественским Сочельником.
Святые и страшные
В православной традиции Святками называют 12-дневный период, который начинается вечером 6 января (в ) и заканчивается утром 19 января (в Крещение). Церковью запрещены , хождение ряженых, пение и пляски на улицах (это считается греховным), но ни одни Святки не обходятся без гаданий и .
За неделей от Рождества до Васильева дня (старый Новый год) закрепилось название «святые вечера». Весь мир ликует, радуется рождению младенца Христа, он наполнен святостью, благодатью. Другая неделя - от Васильева дня до Крещения - называется «страшные вечера». Связано это с разгулом нечистой силы.
Существует интересная легенда, объясняющая это название. Господь на радостях, что у него родился сын, открыл двери ада и выпустил нечистых «погулять». До самого Крещения будут они носиться по земле, смущая народ и устраивая всякие пакости (бесы, кстати, и гадать помогают).
Ритуальные песни
После Николина дня девушки начинают вспоминать святочные песни и игры (большинство святочных игр сопровождается особым речитативом или распевом). Их исполняли только в этот период, поэтому играли и пели с удовольствием. К этим песням можно отнести все колядки и щедровки (небольшие ритуальные песни с пожеланиями добра и благополучия обитателям дома). Колядки исполняли с Рождественского сочельника. Щедровки, очень на них похожие, пели накануне Старого Нового года. Ряженые и колядовщики ходили по улицам, заходили во дворы и пели песни, за что хозяева должны были щедро угостить славильщиков. Если этого не делали, то колядующие могли пожелать и что-то не слишком приятное.
Помимо колядок пели и христославы - небольшие песенки религиозного содержания. Как правило, пели ребятишки и молодые девушки. Ритуальная поэзия имеет такую особенность: ее можно исполнять строго в определенное время года. В любое другое время это считается греховным.
Русский карнавал
У большинства европейских народов совпадает с проведением карнавалов. В русских деревнях этот обычай существовал в виде ряженых и колядования. Наряжались в вывернутые наизнанку тулупы, чужие платья, надевали маски (хари), костюмы традиционных святочных персонажей.
Главные персонажи Святок - старцы, нищие, высокие старухи, бык (корова), конь, гусак, коза (козел), медведь, волки (собаки). Нищие и старцы - это выходцы с того света. Чужие, старуха могла означать как смерть, так и зиму. Медведь - символ зимы, злых сил, волки - проводники в иной мир, гусь - познавшая истину душа, корова - связана с культом луны, конь - проводник между миром живых и умерших, символ солнца, коза - символ плодородия.
Ряжение считалось делом опасным и греховным, поэтому в последний святочный день (Крещение) ряженые омывались в проруби. По православным традициям так человек очищался от греха, а по языческим погружение в воду - кратчайший путь души на небо (ведь ряженый на время Святок как бы одалживал свое тело душам предков).
Template not found: /templates/WomanSait/splitnewsnavigation.tpl
Невероятные факты
Святки начинаются 6 января в Рождественский Сочельник и длятся до Крещения 19 января.
На Руси всегда являлись главным, самым веселым зимним праздником, посвященным языческому богу Святовиту.
Две недели Святок относятся к отдыху и веселью .
Святкина Руси история и традиции
Все двенадцать дней праздника никто не брался за работу по вечерам, опасаясь беды . Этот запрет касался абсолютно всех. Считалось, что Бог накажет того, кто продолжает работать в святки.
Если кто-то осмеливался шить одежду или плести лапти, то у них от гнева Божьего мог стать скот кривым, а то и вовсе слепым. А тот, кто игнорировал праздники и продолжал изготавливать предметы быта - грозил оставить скотину без приплода. Тем кто нарушал данный запрет - все деревенское сообщество выказывало сильное неодобрение.
Следующие семь святочных дней считались временем бесов - разгулом для всякой нечисти. Люди полагали, что в этот момент души тех, кто умер - возвращаются, нечистая сила начинает потехи, а ведьмы устраивают шабаш. Согласно поверьям, Бог открыл адовы врата для того, чтобы различная нечисть - бесы и черти, получили возможность отпраздновать великое Рождество.
Главным отличительным знаком Святок всегда были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае. Цель обрядов также состояла и в общении с духами, так как искренне считалось, что благополучие в мире мертвых - для народа означало счастье в мире живых. По поверьям, нечисть проникала в мир живых. Для того, чтобы от нее защититься, люди на окнах и дверях рисовали кресты.
Традиционно, в самые первые дни праздника, необходимо было посещать родных, знакомых, близких и друзей. Нужно было всем дарить подарки, так как этот ритуал - своего рода память о подношениях, которые когда-то были поднесены волхвами.
В Святки обязательно нужно было вспомнить убогих, больных, бедных и любых нуждающихся людей. Необходимо было навещать разные приюты, детские дома и дома престарелых, а также больницы и тюрьмы.
В прошлые времена, в эти праздники тюрьмы посещали тайно переодетые в простых людей цари, для того, чтобы подать милостыню осужденным.
Верующие должны были обязательно посещать богослужения для прославления Господа, который отправил Иисуса Христа на Землю. Во время праздников каждый уважающий себя христианин обязан был отслужить в церкви хотя бы одну службу.
Святки на Руси, как проходят празднования
Православные проводят один из главных обрядов праздничного периода - Святочные колядования , который включает в себя пение благостных песен - колядок, славящих Спасителя и Рождество.
Целью колядования считалось пожелать всем благосостояния, хорошего урожая и максимального достатка.
Из домов в дома ходили колядующие небольшими группами, как правило детвора, переодетая или ряженая в образы разных животных, кикимор или даже бесов.
Ряженая детвора пела поздравительные колядки , плясала, веселила хозяев, а по окончании требовала угощения, после которых снова плясала, теперь уже в знак благодарности за полученные дары.
А каждая хорошая хозяйка считала своим прямым обязательством одарить ряженых выпечкой, конфетами и другими сладостями. Было принято считать, что от угощения и подарков колядующих напрямую зависел достаток в будущем году .
В ночь на Коляду разжигали костры, которые горели все 12 дней . С высокой горы было принято пускать вниз горящее колесо, которое символизировало уходящий год со всеми его неприятностями и невзгодами.
В домах отгадывала загадки, пела песни и плясала ряженая молодежь, главной задачей которой являлось приманить удачу и избежать неурожая. Многие песни исполнялись под действия, которые изображали земледельческие работы.
В праздники девушки по обыкновению гадали на будущего мужа и на ожидающую их судьбу. Для этого они горстями кидали снег, и по его звуку определяли характер своего суженого. Могли определить возраст жениха, а также определяли его имя.
Святочные гадания проходили две недели, но самыми значимыми гаданиями считались те, которые приходились в ночь перед Рождеством и в канун Крещения.
Особое место было отведено приметам, по которым пытались определить достаток в хозяйстве и угадать погоду в течение всего предстоящего года.
Угощения на Святки
У православных христиан святочные угощения считалась больше символом праздника, чем насыщением. К столам подавались пироги и разные пряники, традиционная кутья, которая по обычаю состояла из зерна и меда. В домах побогаче люди могли себе позволить приготовление кутьи с добавлением орехов и даже изюма.
На столы подавался также узвар - популярный напиток, в состав которого входили мед и сухофрукты.
Традиционно в святочные праздники пекли блины, которые являлись символом тепла, света и Солнца. Готовили разные печенья из пресного теста, которое называлось колядками .
Символом благосостояния и будущего удачного урожая считался жареный поросенок, которому люди особо отдавали свое предпочтение. Подавали поросенка на столы непосредственно в Рождество. В святочные праздники также употреблялись и остальные особые деликатесы из мяса: гуси, куры, дичь и баранина.
После того, как гуляния подходили к концу, 19 января все приходили к замершим водоемам и окунались в освященный прорубь крестообразной формы, украшенный разноцветными лентами и разными формами из дерева, для того, чтобы смыть и очиститься от всех своих грехов, от которых людей освобождало великое водосвятие на Крещение Господне - символ очищения и возвращения порядка.
В рождественский сочельник (6 января) - канун великого праздника Рождества - весь день постятся («до первой звезды») и готовят праздничную одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном («приходить на пир в печальной одежде»). В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивая у хозяев угощение и деньги.
Существовал даже специальный обряд, который соблюдался на «святой вечер» - сочельник. До появления первой звезды накрывают стол и начинается ужин - «вечеря». Обычно в этот день принято собираться всей семьей в родительском доме и встречать праздник Рождества. Со «святого вечера» до 14 января хозяйки не выметают сор из избы, чтобы потом весь мусор, собранный в кучу, сжечь во дворе. В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса. Считается, что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники, родники и колодцы наделяются волшебной целительной силой, а если в эту ночь кто-то загадает желание, оно должно обязательно сбыться. Существует обычай выходить в рождественскую полночь в поле и смотреть в небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты.
В рождественский сочельник во многих домах зажигают очаги, камины, а в огонь кладут деревянную колоду, предварительно обмазанную медом и посыпанную хлебными зернами. Огонь в очаге стараются поддерживать все Святки вплоть до старого Нового года. Вся семья собирается за столом, а если приглашают гостей, то загадывают об удачах и бедах на весь год, встречая первого гостя. Именно с ним связывают после все события, случающиеся в новом году. Поэтому на Рождество всегда старались приглашать только самых близких людей, которые могут принести счастье.
К рождественскому столу пекут пирог с вложенной в него монеткой (или изюминкой, горошиной перца, орешком и т. д.). Хозяин дома делит пирог, и счастливым будет тот, кому достанется кусок с сюрпризом. Святки на Руси всегда считались одним из самых веселых праздников. Всю неделю Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями. Особенно внимательно относились к снам, видениям и знамениям, которые приобретали на Святки особое значение. Считалось, что в сочельник, с 6 на 7 января, обычно снятся вещие сны, особенно при растущей луне, поэтому, для того чтобы запомнить сон, в изголовье кровати ставили свечу и клали сонник, чтобы утром немедленно заглянуть в него и разгадать приснившийся сон.
И все же главным обрядом, выполнявшимся на Святки, были знаменитые святочные гадания.
Многие девушки на Святки выполняли нехитрый обряд привлечения жениха. Для этого нужно было взять печную заслонку, насыпать на нее хлебных зерен и накормить петуха. В этом обряде главное - привлечь петуха, символизировавшего мужское начало и, кроме,того, олицетворявшего наступление солнечного дня (недаром считалось, что петушиный крик отпугивает нечистую силу). Зерна, которыми кормили петуха, являлись символом плодородия и достатка в доме. Существовал также обычай святочного гадания с петухом. Для этого на полу рассыпались предварительно подсчитанные зерна, ровно в полночь приносили петуха (желательно черного) и отпускали его в комнату. По поведению петуха предсказывали будущее.
Если он склевал все зерно, год будет удачным, а девушка, рассыпавшая зерно, выйдет замуж. Если петух склевал только несколько зерен, количество подсчитывали и выясняли, в какой день произойдет загаданное событие. Если петух вообще отказывался клевать, это предвещало неудачу. Вокруг петуха расставляли и другие предметы. Если петух во время гадания посмотрится в зеркало, жених будет красавцем и щеголем.
На Рождество, как и на Новый год было принято дарить подарки. Рождественский подарок делали своими руками.Очень символично в этот праздник дарили друг другу фигуры ангелов, сделанных самостоятельно либо купленных. Подаренного ангела подвешивали в комнате,чтобы он обязательно подарил в новом году счастье, удачу и успех своему обладателю.
С первым утренним ударом колокола все спешили в церковь на праздничное богослужение. После заутрени молодежь устраивала лихие катания с гор на лыжах и санях, сопровождающиеся веселым смехом и песнями. Теперь праздничный стол изобиловал всякими вкусностями: традиционно готовили студень, молочного поросенка, жареную курицу, свиную голову с хреном, колбасу и медовые пряники. Со второго дня праздника, по вечерам, начинались новые развлечения - шествия ряженых. Множество народу, переодетого в вывернутую наизнанку одежду, в масках, пело песни и танцевало не только в деревнях, но и на городских площадях.