Сенсомоторное развитие дошкольников. Способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста
В последнее время стало очень популярно так называемое раннее развитие ребенка, когда трехлетка уже знает буквы, а в четыре – уже читает рассказы, когда в 2 считает до 50 и пробует разговаривать на английском языке, плохо усвоив родную речь. Зачастую родители «пичкают» детей знаниями и умениями, свойственные детям более старшего возраста, в то время как им необходимо развиваться в соответствии с возрастом.Это сравнимо с тем, что строитель возводит стены, когда фундамент дома еще недостаточно подготовлен. Все это часто приводитк дисгармоничному развитию ребенка, как у нерадивого строителя, начавшего раньше времени возводить стены, со временем появляются трещины в них, перекосы в оконных проемах и дом становится небезопасным для жизни.
Подобным фундаментом в развитие ребенка до 7 лет является сенсомоторное развитие, где «сенсо» означает «чувство», «мото» - «движение».Это означает, что ребенок совершает определенные действия в соответствии с полученной и переработанной информацией из вне (через зрение, слух, тактильные, вкусовые ощущения, ощущения собственного тела). Так как маленькие дети не обладают развитым абстрактным мышлением ине оперируют отвлеченными понятиями, то они, главным образом, заняты тем, что воспринимают вещи и перемещают тело в соответствии со своими ощущениями.Их адаптивные ответы имеют скорее мышечную, или двигательную, природу, нежели ментальную. Поэтому первые семь лет жизни и называются периодом сенсомоторного развития, что, в свою очередь, закладывает фундамент для развития ментальных функций (памяти, мышления, восприятия, речи и т. д.), успешной социальной адаптации ребенка (умение дружить, налаживать отношения, улаживать конфликты, адекватно реагировать на определенные ситуации) и гармоничному развитию личности в целом.Таким образом, в раннем дошкольном периоде очень важно помочь ребенку как можно лучше научить познавать мир и себя через ощущения и интегрировать их дляправильного реагирования.
Итак, помочь ребенку в развитие восприятия, чувственных ощущений могут так называемые сенсорные игры. Они могут быть самыми разнообразными. Например, зрительные, когда ребенок изучает цвет (при сравнении одного с другим, различает оттенки, смешивает их и т. д.), форму, размер, длину. Игры на развитие слухового восприятия, когда ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания опавших листьев до звучания разнообразных музыкальных инструментов, учиться их различать. Тактильные игры - это то,что ребенок ощущает посредством прикосновения, ощупывания (это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной поверхности стекла;и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и прикосновения, объятия с другим человеком). Двигательные игры, направленные на развитие равновесия, координации, ощущения собственного тела в пространстве, ритма движения. К ним относится: ходьба, бег, танцы, качели, горки, карусели, турники, туннели и т. д. Игры, направленные на развитие обоняния, когда ребенок, вдыхая, учиться различать разнообразные запахи окружающего мира – от ароматакотлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины.
Маленькие дети начинают открывать мир, впитывать в себя потоки сенсорной информации, учатся интегрировать, то есть соединять в единую картину, картину восприятия окружающего мира, мир становиться понятнее, а дети счастливее.
Список используемой литературы:
- Э. Джин Айрис. Ребенок и сенсомоторная интеграция. Теревинф 2009
- Е. Янушко. Игры с аутичным ребенком. Теревинф, 2007
Наталья Евгеньевна Ивашкова , педагог-психолог СП «Донское » ЦПМСС «Взаимодействие»
Завьялова Светлана Витальевна
Должность:
Воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "ДС ОВ "Белочка" г. Тарко – Сале
Населённый пункт:
ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко – Сале
Наименование материала:
Статья
Тема:
«Организация сенсомоторного центра, направленная на сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников»
Дата публикации:
15.06.2018
Раздел:
дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «БЕЛОЧКА»
Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
«Организация сенсомоторного центра, направленная
на сенсомоторное развитие и воспитание
дошкольников»
Статью для выступления подготовила:
Завьялова Светлана Витальевна –
воспитатель
МБДОУ «ДС ОВ
«Белочка» г. Тарко - Сале
Тема: «Организация сенсомоторного центра, направленная на
сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников»
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Сухомлинский В.А.
В контексте требований ФГОС дошкольного образования развивающая предметно -
пространственная среда, которую мы организуем в детском саду, должна соответствовать
возрастным особенностям детей, быть содержательно – насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной и самое главное - пронизана
сенсорными ощущениями.
Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития,
характеризующийся
высокими
психофизиологического
созревания. Малыш
появляется
сформировавшимися
органами
способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями
он должен научиться. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и
других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он
знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша
окружает
сенсорными
признаками
многоцветием,
запахами,
шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или
иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного
педагогического
руководства
взрослых,
оказывается
поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется
только в процессе воспитания.
Сенсомоторное
развитие
дошкольника
развитие
восприятия
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.
Сенсомоторное
развитие
составляет
фундамент
умственного
развития
дошкольника.
С восприятия
предметов
окружающего
начинается
познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся
восприятия,
являются
результатом
переработки.
нормальное
умственное
развитие
невозможно
полноценное
восприятие. Сенсомоторное
развитие
является
планомерного развития и воспитания дошкольников.
Психологиче ская
и практика
(В. Н. Аване сова,
Э. Г. Пилюгина,
Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, А. В. Запорожец, и др.) убедительно доказали, что знания,
получаемые
словесным
и неподкрепленные
чувственным
неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное
умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М.
Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной
справедливо
сенсомоторное
воспитание,
направленное
обеспечение
полноценного сенсомоторного развития, является одной из основных сторон дошкольного
воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного
развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное
восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для
многих видов труда.
Сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные
педагогические
воздействия,
обеспечивающие
формирование
чувственного
познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений
ознакомление
сенсорной
культурой
человека.
Проблема
сенсорного
развития
признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.
Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации.
«От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное
расстояние», - писал Л. Н. Толстой. Путь дошкольника очень ответственный: он трудный и
радостный, он приносит много разных встреч и открытий. Чем больше дети познают, тем
богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это
позволит легче учиться.
Что же такое моторика?
Моторика, в
п е р е в од е
л ат и н с ко го
д в и ж е н и е.
Р а з л и ч а ю т
– крупную
моторику и мелкую моторику.
Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег,
ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т.д. – все это относится к крупной моторике. Если,
например, перед ребенком стоит задача – поднять упавшую игрушку. Он сначала подойдет
к ней, наклонится, протянет руку, возьмет игрушку, выпрямится – вот сколько действий
ребенок сделает, что бы игрушка очутилась у него в руках. Все эти действия относятся к
крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную
моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять
более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание
пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание
– это все мелкая моторика. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка.
Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) - это
взаимокоординация
сенсорных
моторных
компонентов
деятельности:
получение
сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь,
служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации.
Сенсомоторика - это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность
глаз и движения, согласованность слуха и движения. Чтобы взять предмет одной рукой,
ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет,
то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании
предмета происходит его пространственное изучение. Развитие моторики обеспечивает
развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер
предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц
обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают
функцию восприятия.
Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного
и психомоторного развития детей
Целью создания развивающей предметно - пространственной среды является развитие
всех видов восприятия, перцептивных действий, внимания, логического и наглядно -
образного мышления; формирование навыков общения со сверстниками; создание условий
реализации
речевого,
психического
развития
эмоционально
положительного отношения к предметам и действиям с ними.
Сенсомоторное развитие предполагает обогащение чувственного опыта ребенка
через совершенствование работы всех видов анализаторов, поэтому посредством каждого
группового
пространства
необходимо
формировать,
развивать
совершенствовать:
тактильно - двигательное восприятие;
слуховое восприятие;
восприятие пространственно - временных отношений;
восприятие
внутренних
предметов
развитие
осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
мелкую и общую моторику, графомоторные навыки.
Сенсомоторное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие
сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе,
когда происходит использование одновременно двух или более органов чувств.
Становление сенсомоторного опыта ребенка успешно осуществляется:
повседневных
деятельности
выполнения
режимных
моментов;
участия в художественных видах деятельности;
спортивных
подвижных
соревнованиях,
музыкально
спортивных
развлечениях, досугах детей;
в познавательно - игровой деятельности ребенка, направленной на систематизацию,
уточнение умений, расширение области их применения и преобразования.
несомненно, способствует развитию восприятия и мелкой моторики:
рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т.д.;
лепка из глины, пластилина, теста, игры с водой, песком;
игры с мозаикой, конструктором, пазлами, разрезными картинками;
застёгивание и расстегивание пуговиц, крючков, молний, шнурков;
всевозможные шнуровки, нанизывание колец на тесьму, бус на леску;
вырезание, аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга),
макраме, конструирование из бумаги;
сортировка
предметов
(камушки,
пуговицы,
ракушки), игры с массажными мячами, игровой самомассаж и т.д.
Организация сенсомоторного центра в группах детского сада
Современный
испытывает
недостаток
тактильных,
слуховых,
обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко.
Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное
назначение
сенсомоторного
создаваемого
дошкольных
учреждениях.
Функции сенсомоторного центра в ДОУ
Сенсомоторный центр предназначен главным образом:
Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
Снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния
релаксации и комфортного самочувствия детей;
Создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности
Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
Повышения
мотивации
самостоятельной
экспериментальной
деятельности
дошкольников.
Этапы организации сенсомоторного центра
При организации сенсомоторного центра в первую очередь необходимо выбрать место его
расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детей.
концепции
оформления.
Дизайн центра должен соответствовать и дополнять общее оформление группы. Можно
оформить
следующим
«Волшебный
сундучок»,
«Таинственный
«Сказочный остров», «Развивай-ка», «Веселые пальчики»,
Особое место следует уделить подбору сенсомоторных объектов для центра. Они должны
быть безопасными для жизни и здоровья ребенка. Центр должен содержать постоянные и
дополнительные
вносятся
зависимости
потребности
С енсомоторный
использует ся
в о с п и т а т е л ь н о -
образовательном
процессе
организованной
непосредственно
образовательной
деятельности
воспитателями
педагогами
дополнительного
образования,
самостоятельной игровой, поисково-экспериментальной деятельности детей.
Сенсомоторное развитие ребенка
Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития
мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация
движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Движения
развивающее
воздействие.
наделены
количеством
рецепторов,
посылают
импульсы
(сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность
важнейших систем организма.
Влияние ручных действий на развитие мозга было известно с давних времен.
Упражнения с каменными и металлическими шарами, грецкими орехами, шестигранными
карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Такие
упражнения
улучшают
умственные
способности,
устраняют
эмоциональное
напряжение, развивают координацию движений, улучшают почерк, снижают усталость,
повышают работоспособность. Они способны улучшить произношение многих звуков, а
значит, развивать речь ребенка. Исследования доктора медицинских наук М.М.Кольцовой
показали взаимосвязь между степенью развития тонкой моторики кистей рук и уровнем
развития речи у детей.
Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет
логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Сегодня отмечаются тенденции ухудшения развития мелкой моторики у дошкольников.
Дети, имеющие низкий уровень развития мелкой моторики, испытывают трудности в
обучении, они медлительны, тонкие дифференцированные движения
трудом, графические навыки формируются более длительное время, переключаемость и
последовательность движений нарушены.
Основные принципы организации сенсомоторного центра
Доступность;
Безопасность;
Креативность;
Разнообразие объектов.
Система работы по развитию мелкой моторики у дошкольников
Работа состоит из нескольких этапов.
Подготовительный
этап
включает
изучение
литературы
проблеме,
упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом, знакомство и
практическую отработку с педагогами приемов и упражнений развития мелкой моторики,
пополнение
инструментария
воспитателей
педагогов
дополнительного
образования
информационными и дидактическими материалами.
2 . Диагностический этап – включает:
Проведение диагностики мелкой моторики по возрастам (3-6лет) по методике Н.О.
Озерецкого и тест зрительно-моторной координации Бендера (6-7лет);
Определение
развития
моторики
обследования;
Проведение анализа диагностики по возрастным группам;
Подготовку
развитию
моторики детей.
3. Этап апробации – содержит практические мероприятия по развитиюмелкой моторики
воспитанников и включает в себя:
пальчики»
участием
участников
воспитательно-
образовательного
процесса
(воспитателей,
педагогов
дополнительного
образования,
родителей, детей);
«Сенсомоторный
созданию
возрастной
сенсомоторного центра с определением места и авторской концепции оформления центра,
с учетом существующих сенсорных систем.
Оформление
возрастной
практических
материалов
пальчики»
подбором
упражнений
развития
моторики
координации
движений пальцев рук.
4. Этап анализа – включает анализ проведенной работы – методической, диагностической,
практической.
Зрение:
Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы, дающие отсветы, любые
приспособления с интересными световыми эффектами.
Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объемные изображения).
Цветовые пятна-кляксы различной формы.
Разноцветные полупрозрачные шарфы.
Картинки-штриховки (на картинке основной контур заштрихован).
Картинки-прятки (на картинке «спрятаны» предметы, ребенок должен их найти).
Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели».
Слух:
Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, животных жарких
стран, звуки транспорта, звуки природы (крики дельфинов, кваканье лягушек, стрекотание
кузнечиков), звуки воды (водопады, ручейки, море, дождь и т.д.), звуки грозы, шелест
листьев и т.д.
Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистульки, необычные
музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.
Осязание:
Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги – различные материалы с разной
фактурой.
Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).
Выпуклые буквы, цифры.
Разные по форме мелкие предметы.
Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.
Обоняние:
Различные аромомасла с подробным описанием их влияния на организм.
Приспособления для создания запаха (аромолампы и т.д.)
Разнообразные бутылочки, баночки для сохранения запаха.
Естественные природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки)в разнообразных
емкостях.
Вкус:
Стаканчики, формочки, тарелочки, подносы, шпажки ярких интересных раскрасок
для подачи детям различных вкусов.
Лимоны, бананы, леденцы, чеснок (по необходимости, для конкретных занятий).
Примерный перечень материалов для развития мелкой моторики:
Природный
материал: горох, орехи, фасоль, каштаны, крупа, шишки, камни,
пальчикового
бассейна,
творческих
выкладывания
пластилине, нанизывания и т.д.)
Бытовые
материалы: шестигранные карандаши, веревки, прищепки, катушки,
шнурки, пуговицы, липучки, платки, шарфы и т.д.)
Дидактические
игры
материалы: объемные
плоскостные
геометрические
игрушки-вкладыши,
различные
шнуровки,
конструкторы.
Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она
приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.
Почему акцент в выборе игр для детей стоит делать на сенсорные и моторные игры?
Сенсомоторный
является
дальнейшего
развития
психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
Классификация игр, необходимых для развития детей дошкольного возраста:
Сенсорные игры. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами:
песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса,
обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой,
должны работать, а для этого им необходима «пища».
Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает
по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о
безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.
Таким
образом,
сенсорное
развитие
осуществлять
единстве
психомоторным
развитием. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с
двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность - сенсорно-
моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.
Сенсомоторное
воспитание
необходимые
предпосылки
формирования
психических
умелости,
первостепенное
значение
возможности дальнейшего обучения.
Литература
Каралашвили
Антоненкова
Малаховой
“Организация
сенсомоторного уголка в группе детского сада” - “Справочник старшего воспитателя” №
Никитина Е. “Сенсорные уголки для диагностики” - “Обруч” № 2 – 2006.
Сольцева О.Г. “Наши помощники – органы чувств” - “Ребенок в детском саду” № 3-
Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.; Мозаика-Синтез,
2009. – 72 с.
Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для
воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1998 .- 144 с.
Рогов Е.И. Общая психология. - М.: Владос, 2002.
Поддъякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие
для воспитателей. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.
Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия
цвета, формы, величины у детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 1996. – 112 с.
Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до
младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Гризик Т.И. Ловкие пальчики.- М: Просвещение, 2007.- 54 с.
Консультация для родителей
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста
Ваш ребенок плохо разговаривает? Замечаете, что движения плохо координированы, удержание карандаша, ложки в руке затруднено? Все это тесно связано между собой и называется моторная неловкость, часто вызванная нарушением мышечного тонуса. Ребенок никак не может запомнить цвета, путает форму предметов? В этом случае нужно позаботиться о его сенсорном развитии.
Опытный воспитатель, логопед, психолог всегда обратит внимание родителей на недостаточное развитие общей и мелкой моторики у ребенка. Важно знать, что не всегда возможно только педагогическими воздействиями это устранить. Часто просто необходима консультация невролога. Но сейчас хотелось бы подробнее остановиться на том, как помочь своему ребенку сможете вы сами.
Пуговицы, бусины, колесики…Как много таких важных мелочей собирают дети! «Это моя колецкая, мои билианты», - говорила в 3 года мне с важным видом дочь, с трудом удерживая в ладонях горсть разноцветных пластмассовых камешков.
Коллекцию из мелких, на первый взгляд, ненужных предметов, которые и игрушками-то не назовешь можно найти в каждом доме, где есть дети. Взрослые лишь вздыхают, потихоньку втягивая пылесосом весь этот «мусор», с которым нашим детям так нелегко расстаться. Не стоит выяснять зачем ребенку нужны все эти «богатства», разумнее использовать их в развивающих целях.
Такого рода материал принято называть «бросовым»: кусочки фольги, веревочек, тесьмы, замочки, пуговки, бантики, обертки конфет и многое другое. Преимуществ у подобной коллекции много: предметы можно группировать, считать, сравнивать, использовать их в изготовлении аппликаций и в других видах совместного с ребенком творчества.
Каковы же цели?
Во-первых, мелкие детали, перебираемые детским пальчиками, дадут не только возможность развития моторики пальцев рук, а стимулируют развитие речи детей. Цитирую популярный информационный ресурс: «учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики».
Во-вторых, вы сможете обеспечить малышу сенсорное развитие, столь необходимое в дошкольном детстве. Это значит, что ребенка надо:
- знакомить со свойствами предметов, цветами спектра, с геометрическими формами;
- развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.
- Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий.
1. «Большой – средний - маленький». Попросите ребенка разложить его любимые мелочи по 3-м стаканчикам или тарелочкам.
2. «Мягкий - твердый». Расскажите ребенку о свойствах предметов сохранять форму, об их мягкости и твердости и проверьте насколько хорошо эти знания усвоены им.
Развитие тактильных ощущений, тактильной памяти, моторики (в этих заданиях глаза ребенок может закрыть или завязать)
1. «Найди на ощупь». Взрослый называет предмет (или несколько предметов), а ребенок ищет его сред остальных или в миске с крупой (песком)
2. «Найди по описанию». Взрослый называет только свойства предмета (маленький, синий, мягкий), не называя сам предмет, а ребенок ищет его среди прочих.
А еще можно заняться творчеством: сделать аппликацию, панно, поделку с использованием пластилина, теста, глины и других материалов. Аппликация может быть как из одноименных материалов (например, из пуговиц), так и из разноименных. Удивительно, но можно наклеивать яичную скорлупу и макароны различных видов, крупы и семена, дополняя работу «бросовым» материалом.
Клей лучше использовать нетоксичный и прозрачный (любой синтетический клей будет удерживать мелкие детали). Клей ПВА - идеальное решение!
Помните и о безопасности вашего ребенка: при работе с мелкими деталями и материалами необходимо находиться вместе с ребенком, быть на чеку, чтобы предотвратить случайные или намеренные проглатывание, раскусывание или попадание в носовые ходы!
Организуйте дома уголок (полку), где будут храниться материалы для сенсомоторного развития. Кроме всего вышеперечисленного там могут находиться пазлы, мозаика, шнуровка, вкладыши разных цветов и размеров в соответствии возрасту вашего ребенка.
Оставьте комментарий, если статья показалась вам полезной
Сенсомоторика (от лат. sensus - чувство, ощущение и motor - двигатель) - взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. Целью сенсомоторной деятельности детей раннего возраста является обеспечение условий для развития сенсомоторных способностей детей.
Задачи сенсомоторного развития:
· Развитие мелкой моторики рук;
· Развитие координации движения кистей рук;
· Формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
· Активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.
Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Что входит в занятия по сенсомоторному развитию детей?
1. Лепка - этот вид творчества очень многообразен, ведь лепить можно из пластилина, пластики, гипса, глины, теста и многих других материалов. Занятия ручной лепкой прекрасно развивают моторику рук, а также учат детей образному и конструктивному мышлению. Особенно полезными будут уроки лепки для мальчиков.
Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми поступающими в школу.
Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, героев конкретной сказки - Незнайку, Чебурашку и т.д. Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.
2. Соленое тесто - это замечательный материал для поделок с детьми. Его можно даже съесть, лепить могут даже самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов - пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани - любой предмет, рельеф которого вам интересен.
Тесто можно окрасить любой краской - гуашь, акрил, акварель и т.д. Главное тут пытливый ум, природное любопытство и желание создавать, постоянно творить что-то новое, не взирая на устоявшиеся правила.
Соленое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Мука, соль, вода и капелька масла - все, что понадобится для создания шедевра. Замешал тесто и лепи, сколько хочешь! Потом "налепленное" раскрашивается красками, лаком для ногтей, украшается всяческими блестками, бусинками, тряпочками. Оно обладает целым рядом преимуществ: оно не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый, натуральный материал, не вызывающий аллергию.
Изделия можно сушить как в духовке, так и просто на воздухе. Если покрыть лаком, то поделки прослужат долгое время.
3.Аппликация — вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.
Аппликация отличается от других видов изобразительной техники — силуэтностью, плоскостной обобщенной трактовкой образа, однородностью цветового пятна (локальностью) больших цветовых пятен, выразительностью изображения, более обобщенной формой.
Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.
4. Поделки из природных материалов : шишки, семена и плоды различных растений, камушки, ореховые скорлупки, веточки, сухоцветы. Вата, палочки, ткань, кусочки целлофана, остатки шерстяных ниток и другой бросовый материал.
На занятиях дети знакомятся и обучаются следующим технологиям:
Смешивание цветов и составление своей палитры;
Соединению деталей;
Изготовлению плоских фигур;
Изготовлению объемных фигур с помощью фольги;
Покрытию работ водяным лаком.
Сочетанию изделий из теста с другими материалами: тканью, деревом, картоном, проволокой, сухоцветами.
Дошкольный период специалистами характеризуется как критический период, имеющий большую значимость, который отличается высоким темпом физиологического созревания и психического развития. Когда ребенок рождается с сформированными органами чувств, однако они активно функционировать они еще не способны. Малышу предстоит научиться использовать свои ощущения.
В окружающей среде существует много различных объектов, каждый из которых отличается от остальных по форме и окраске и другим свойствам. Примером могут служить игрушки и бытовые предметы. Ежедневно происходит знакомство с новыми явлениями. Малыш воспринимает произведения искусства, слушая музыку, рассматривая картины или скульптуры.
Сенсомоторное воспитание дошкольников имеет свои отличительные признаки. Особенности этого процесса состоят в том, что он должен протекать при участии взрослых людей, контролирующих его, чтобы восприятие было полноценным, а не оставалось поверхностным.
Важность сенсомоторного развития дошкольников
Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста представляет собой целенаправленное развитие детского восприятия. При этом формируются представления о характеристиках предметов по их внешнему виду. Дети учатся различать формы, цвета, размер их положение в пространстве, запахи и вкусы. Начинает развиваться моторная сфера.
Сенсомоторное воспитание закладывает хороший фундамент для умственного развития. Познание явлений и предметов происходит благодаря восприятию. Сначала формируются представления об определенных образах, которые он запоминает. Это основа для мышления и воображения. Без грамотного контроля взрослых и специалистов воспитательный процесс не будет проходить нормально.
Возрастные особенности «сенсомоторики» дошкольников
Сенсомоторное развитие детей изучают многие ученые, они рассматривают подробно процессы «сенсомоторики».
Сенсомоторные реакции изучаются в онтогенезе человека с целью раскрыть и сделать анализ становления механизмов со структурой, касающихся произвольных реакций.
А.В. Запорожец понимает под восприятием особенное направление в познавательной деятельности.
В своей работе Л.А. Венгер указывает, что главные особенности чувственного восприятия — освоение эталонов, которые называются сенсорными.
По мнению Богуславской З.М., в возрасте 3 – 7 лет зрительное восприятие становится превалирующим. Что касается работы органов осязания и зрения, то нельзя однозначно оценивать их соотношение. Все зависит от конкретных задач перед воспитанником, а также новизна определенного объекта.
В.С. Мухина считает важным возникновение сложной ориентировочно-исследовательской деятельности при знакомстве с предметом, который малыш видит впервые.
По Урунтаевой Г.А. выделяет следующие особенности в дошкольном возрасте. Это познавательная деятельность со своими целями, задачами, средствами и методами осуществления.
Для детей 3 – 7 лет характерна взаимосвязь между развитием моторики и сенсорики. Созревают соответствующие зоны мозга, ответственные за выполнение важных психических функций.
Сенсомоторное развитие ребенка должно осуществляться под контролем взрослого, который привлекает малыша к деятельности, формируя действие и восприятие. Дети учатся обследовать объекты и распознавать их различные параметры. Взрослый указывает на эталоны с помощью слова. У воспитанников постепенно накапливаются знания, позволяющие анализировать окружающую действительность. Они отличают знакомое от незнакомого. Ребенок видит особенности нового предмета. Накапливая двигательный и сенсорный опыт, малыши становятся более самостоятельными в игровой и других видах деятельности.
Создаются необходимые предпосылки, чтобы формировать психические функции и ручную умелость, которые имеют большое значение для дальнейшего обучения. Сенсорные функции развиваются одновременно с двигательными навыками. Знакомство с окружающим миром у ребенка происходит по-своему. Ему нужно бегать, кувыркаться, щупать предметы, нюхать и смотреть.
Организация условий для развития дошкольников
Необходимо правильно организовать игровое место для детей дошкольного возраста. Здесь должны находиться предметы и игрушки, обладающие различными свойствами. В процессе игровой деятельности учится понимать величину, форму и цвет, а также выполнять определенные манипуляции.
Благодаря сенсорным играм приобретается опыт работы с различными материалами, включая песок, глину и бумагу. Это важно для развития температурной чувствительности, зрения, обоняния, слуха и зрения.
Моторные игры способствуют получению положительных эмоций. Двигательная активность помогает развивать мелкую моторику.
«Пальчиковые игры» — инсценировка сказок или историй с помощью пальцев. Самые популярные народные потешки передаются из поколения в поколение. Все знают «Ладушки-ладушки», «Козу рогатую» и «Сороку-белобоку». На важность пальчиковых игр обращают внимание в своих трудах Василий Сухомлинский, Эммануил Кант, Мария Монтессори.
В процессе игры трехлетние малыши делают движения одновременно двумя руками, изображая домик и кошку, которая в него вбегает и выбегает из него. В четыре года дети играют, изображая события, которые происходят одно за другим. Дети старшего возраста с увлечением используют разнообразные реквизиты в виде кубиков, шариков и других мелких предметов. «Пальчиковые игры» улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Благодаря массажу «активных точек» уменьшается физическая усталость.
Чтобы дети проявляли двигательную активность, используют физкультминутки. Активные движения вместе с проговариванием небольших стихов хорошо снимают нагрузку, связанную с сидячим положением тела.
Раскрыть творческий потенциал у детей позволяют разные виды инсценирования. Такие игры напоминают театральные представления. В инсценировках задействованы кисти рук и пальцы. Они позволяют развивать ручную ловкость, умелость, точность движений.
Предметная деятельность, развивающая мелкую моторику, включает в себя следующие виды:
- рисование кистями, пальцами, комочками ваты;
- лепка фигурок из глины, теста или пластилина;
- игры с конструкторами или мозаикой;
- вырезание предметов;
- аппликация из различных материалов;
- оригами;
- плетение;
- собирание пазлов;
- нанизывание колец на ленту;
- выполнение шнуровки;
- сортировка предметов;
- хождение по «сенсорной тропе для ног»;
- тактильное панно;
- игры с песком или водой;
- самомассаж;
- подвижные игры.
Необходимо привлекать детей к участию в посильных для них домашних делах. Они могут помогать накрывать на стол или убирать детскую. Такая повседневная физическая нагрузка – отличная систематическая тренировка для рук, обладающая высокой нравственной ценностью.