Что следует делать если ребенок ворует. Что делать, если ребенок ворует: советы психолога
Сталкиваясь с детским воровством, родители теряются и паникуют. Они лихорадочно пытаются выяснить, что делать, если ребенок ворует, и насколько все серьезно. Свидетельствует ли склонность к кражам об испорченности отпрыска или о его психическом отклонении. Родителям непонятна мотивация их детей, у которых есть все необходимое. Они ищут причины в себе, считая себя плохими воспитателями. Широко распространено мнение, что детское воровство характерно только для неблагополучных семей. Однако очень часто кражу совершают дети интеллигентных и материально обеспеченных родителей.
Понятие о своем и чужом формируется у малыша после 3 лет. Никому не придет в голову сказать, что двухлетний ребенок украл игрушку у другого ребенка во время игры в песочнице. Но у некоторых детей моральное развитие задерживается. Известны случаи, когда дети 7-8 лет не осознают, что нарушают общепринятые нормы, присваивая чужую вещь.
Моральное развитие состоит в усвоении нравственных норм и становлении таких моральных эмоций, как стыд, чувство вины, эмпатия (способность поставить себя на место другого человека) и совесть. Психическая реакция на нарушение формируется под влиянием взрослых. Если родители вовремя не объяснили малышу разницу между понятиями свое и чужое, то он будет демонстрировать асоциальное поведение. Ему трудно будет посочувствовать другому человеку и понять его эмоциональное состояние. Такой дошкольник будет расти слабовольным и безответственным.
Отсутствие необходимого воспитания нередко наблюдается у детей из благополучных семей. Люди культурные и интеллигентные часто не успевают разъяснить простые истины своему отпрыску из-за сильной занятости. О детях забывают в семьях, в которых родители постоянно выясняют отношения. Когда ребенок ворует, что делать, они не знают. Взрослые не всегда связывают свое поведение с поступками детей.
Пытаясь восполнить пробел в воспитании, школьник ищет ответы на свои вопросы у посторонних. Он формирует психические реакции на основе опыта общения с ними. Если авторитетами для него становятся люди, не соблюдающие нравственные нормы, ребенок копирует их поведение и совершает асоциальные поступки сознательно.
Иногда взрослые, сами того не подозревая, подают пример своим отпрыскам. Если ребенок видит, что папа что-то принес с работы, вынес из магазина товар без оплаты или взял на память столовый предмет в доме отдыха, он справедливо решит, что в воровстве нет ничего плохого.
Что делать, если ребенок не считает кражу плохим поступком?
Если факт кражи не подтвержден, существует вероятность ошибки. Безосновательные обвинения могут нанести серьезный вред детской психике. Особенно, когда они сделаны прилюдно. Даже если позднее ошибка будет признана, и ребенка реабилитируют в глазах его ровесников, травма все равно останется. Пережитый позор малыш будет долго и болезненно вспоминать.
Если родители подозревают школьника в воровстве или о краже сообщила учительница, нужно спокойно поговорить с ним дома наедине. Желательно, чтобы разговор состоялся без участия других членов семьи.
Во время разговора надо тщательно подбирать слова, стараясь не унижать ребенка и не обвинять его голословно. Если он категорически отрицает факт кражи, существует высокая вероятность, что он прав. Нужно выслушать его, затем рассказать подробно, почему красть нехорошо. После инцидента стоит понаблюдать за отпрыском, особенно в таких ситуациях, в которых он, вероятно, совершил кражу.
Если ребенок ворует деньги у родителей и пойман за руку, надо удержаться от искушения выплеснуть все накопившиеся эмоции. Категорически запрещается оскорблять воришку, бить его, приговаривая, что раньше ворам руки отрубали, или грозить тюрьмой. Нужно удержаться от использования слов: кража, воровство или преступление. Агрессивное поведение взрослых ожесточит малыша. Он убедится в своей испорченности и решит, что ничего изменить нельзя. Озлобленный ребенок может впоследствии совершить другие кражи, чтобы отомстить.
Необходимо выразить свое огорчение и недоумение. Многие дети болезненно воспринимают печаль матери. Сочувствуя ей, они, скорее, осознают свою вину. Следует поговорить с воришкой и спросить, чем мотивирован его поступок. Если малыш не хочет рассказывать, не надо настаивать. Обязательно нужно объяснить ему, почему красть нельзя.
Если родители сами позволяли себе брать чужие вещи, им надо признать свою ошибку. Искреннее раскаяние взрослых станет образцом поведения для их детей. Первые и самые главные уроки нравственности они получают в семье, наблюдая за поведением близких.
Воровство как способ привлечь внимание
Чтобы разобраться, почему ребенок ворует деньги у родных и близких семьи, нужно проанализировать свою жизнь и поведение ребенка. Причиной детского воровства может быть желание привлечь внимание.
Чаще всего такие кражи совершают младшие школьники и подростки. Но формируется подобное поведение обычно в раннем возрасте. Дети ощущают недостаток любви или полное равнодушие со стороны близких. Чтобы их заметили, они воруют вещи.
Первые кражи малыш осуществляет еще до поступления в школу. Они могут оставаться незамеченными или им не придают значения. По мере взросления ребенок ворует все чаще и делает это демонстративнее. Однако он настойчиво отказывается признавать свою вину и ведет себя так, как будто ничего плохого не произошло. Воришки не преследуют никаких целей, совершая кражу. Они делают это бессознательно и не могут объяснить мотивы своего поступка.
Такое поведение вызывает раздражение и гнев родных. Они готовы простить вора, если он раскается и попросит прощение. Но упорное отрицание отталкивает родителей от него. . Взрослые считают ребенка безнравственным чудовищем.
Дети, совершающие такое воровство, открыты и доброжелательны по отношению к окружающим. Они легко идут на контакт и делятся сокровенным. Это чуткие, уязвимые и неуверенные в себе подростки. Им нужна поддержка близких, которых они отталкивают своим поведением. Воровство — это крик о помощи, способ достучаться до взрослых.
Что делать, когда ребенок привлекает внимание воровством?
Необходимо припомнить, когда случаи воровства были замечены впервые. Возможно, в этот период семейная пара переживала период бурного выяснения отношений или . Наблюдая за разрушением отношений между родителями, кроха страдает и чувствует себя ненужным им. Даже если родители развелись спокойно, без ссор и оскорблений.
Сильный стресс иногда вызывает у малыша рождение брата или сестры. Неумелое поведение родителей, переключившихся на младенца и занятых им круглосуточно, разрывает первенцу сердце.
Усилить травму могла реакция на первую кражу. Если родители оскорбляли и унижали воришку, он мог укрепиться в своем мнении и озлобиться.
Чтобы исправить ситуацию, нужно дать ребенку то, чего он тщетно пытается добиться длительное время — внимание. Нужно всячески демонстрировать свою любовь, заботиться о нем, интересоваться его мнением, расспрашивать об отношениях в школе. Не следует его ругать за кражи и требовать признания вины. Надо создать комфортные для него условия, в которых он расслабится.
Если кражи не прекратятся или не станут реже, вероятно, процесс зашел далеко. В такой ситуации справиться с проблемой самостоятельно не удастся. Необходима помощь профессионала. Нужно посетить психолога вместе с ребенком. Если он категорически отказывается, надо проконсультироваться со специалистом без него. Советы психолога помогут выработать наиболее эффективную линию поведения в семье.
Кража как следствие недостаточного развития волевой сферы
Подавляющее большинство детей воруют чужие вещи в возрасте до 10 лет, осознавая свою вину. Причиной кражи является сильное желание завладеть понравившейся вещью вопреки укорам совести. Ребенок не может справиться с соблазном присвоить робота своего друга и совершает нехороший поступок. Однако он четко осознает, что робот украденный. Поэтому малыш обдумывает до мелочей, как скрыть кражу и куда спрятать робота. Такой поступок часто остается незамеченным.
Если воришка обнаружен, он находит различные оправдания своему поступку. Он рассуждает по принципу: «У Коли много таких вещей, поэтому ничего не случится, если заберу себе одну».
Неудержимое желание завладеть вещью может заставить малыша залезть в кошелек родителей. Такие поступки совершают дети, которых воспитывают в строгости. Некоторые взрослые сознательно не покупают сладости или игрушки, стараясь не идти на поводу у детей. Наблюдая, как его ровесники наслаждаются вещами, которых у него нет, малыш чувствует себя ущербным.
Дошкольники иногда могут брать чужую вещь, считая ее ничьей. Такое поведение может быть скопировано с действий родителей, присвоивших найденный в транспорте кошелек и радующихся своей находке.
Иногда ребенок ворует вещь товарища, чтобы отомстить ему за обиду. Плохой поступок может совершаться с целью доказать свое бесстрашие и самоутвердиться. В данном случае кража является проявлением воли. Воришка даже может демонстративно вернуть ворованный предмет хозяину.
Как правило, такие кражи являются единичными. Осознающий свою вину ребенок редко ворует повторно.
Что делать, если ребенок украл осознанно?
Надо попросить воришку поставить себя на место жертвы. Дети редко задумываются о том, какие эмоции вызывают у других их поступки. Пытаясь удовлетворить свои желания, они искренне радуются тому, что удалось сделать. Однако самому вору крайне неприятна мысль, что кто-то другой может покуситься на его собственность. В разговоре с ним нужно объяснить, как чувствует себя человек, у которого украли вещь. Надо спросить малыша, что он почувствовал бы, если бы у него пропала любимая игрушка. Обычно бывает достаточно одного такого разговора, чтобы в следующий раз малыш не поддался соблазну.
Если родители выяснили, что ребенок чувствует себя ущербным на фоне других, нужно чаще позволять ему покупать желаемое. Опасаясь избаловать детей, взрослые наносят им психологическую травму. Ее последствия могут проявиться во взрослой жизни человека и нанести ему больший вред, чем избалованность.
Родителям надо давать своим детям больше свободы. Не стоит бояться доверять им различные задания. Можно просить их делать домашнюю работу и готовить еду в присутствии взрослых. Если малыш не справится, он подумает, как сделать работу иначе. В случае успеха ребенок будет гордиться собой.
Нужно попросить малыша выбрать цель, поддержать его выбор и помочь ему составить план действий. Самостоятельность сделает детей более ответственными. Она приучит рассчитывать на себя и добиваться желаемого своими силами.
Детское воровство :
кто виноват и что делать?
Каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. Поэтому столкнувшись с детским воровством чаще всего мы начинем паниковать и судорожно думать о тотальной испорченности своего ребенка, представляя его будущее исключительно криминальным, либо подозревать у своего ребёнка наличие "воровских генов" и, как следствие, развитие клептомании.
Детское воровство действительно одна из самых серьёзных проблем, с которыми сталкиваются и родители, и воспитатели, и педагоги. Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое.
Большую роль в решении данной проблемы играет реакция взрослых, потому что от того, какую позицию они займут во многом зависит, повторится ли подобная ситуация.
Давайте разберемся, что же толкает ребенка на столь неблаговидные поступки и как в таких случаях действовать взрослым.
Воровство - это присвоение или потребление, не принадлежащих человеку материальных или духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления обладателя этих ценностей.
Часто, особенно если случаи воровства повторяются, говорят о клептомании. Но это ошибочное мнение, потому что по определению клептомания (от греч. "klepto" – похищаю,"mania" – безумие) – это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом, внезапно возникающем влечении к хищению вещей . Она является достаточно редким явлением. Этим заболеванием страдают около 0,05 % людей на всём земном шаре, при этом в детском возрасте она практически не встречается. Более подробно об этом явлении мы поговорим чуть позже.
Психологический портрет «воришки»
Последние исследования психологов показали, что для всех ворующих детей характерны определенные личностные особенности, кроме того, похожими также оказываются те взаимоотношения, та обстановка, что царит в их семьях, в их ближайшем окружении.
В большинстве случаев оказывается, что кража, воровство - это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.
Часто в семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность, отчужденность, даже враждебность между родителями, родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил какую-то психологическую травму, связанную со взаимоотношениями близких родственников.
Если попытаться составить психологический портрет ворующего ребенка, то можно отметить, что его характерными чертами являются доброжелательность, открытость, но при этом не умение наладить отношения с окружающими. Часто эти дети производят впечатление несамостоятельных, инфантильных. Как правило, они неуверенны в себе, уязвимы, им необходима поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких. Также часто воришек отличает недостаточное развитие воли.
Наиболее частые ошибки в воспитании,
провоцирующие детское воровство
К основным ошибкам в воспитании, способствующим детскому воровству можно отнести следующие:
- отсутствие последовательности в воспитании: в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок, либо грозятся наказать, но не наказывают;
- несогласованность требований взрослых: папа разрешает, а мама запрещает;
- "двойная мораль": действия родителей расходятся с делом. Например, родители внушают ребёнку, "что брать чужое нельзя", а сами приносят с работы то, что "плохо лежит". Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа;
- ситуация вседозволенности: воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью "я самый лучший", он не научается считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив, продолжают вести себя так же, как и в семье, искренне не понимая, почему брать то, что им хочется, нельзя;
тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка: одни дети при этом занимают активную оборонительную позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.
Возрастные особенности детского воровства
- У ребенка в 1 - 3 года еще не сформированы понятия «свое – чужое». В этом возрасте малыш еще не способен понять, что такое собственность, и поэтому уверен, что все в мире "принадлежит" ему, а как следствие этому – на прогулке или в гостях – ребенок может взять себе любую понравившуюся игрушку. Сам, без помощи взрослых, ребенок не может понять, что чужие вещи брать нехорошо. Поэтому формирование понятия «собственность» - задача родителей.
- Возраст 4-6 лет - возраст формирования нравственных привычек, но это еще не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети уже в состоянии различать "мое" и "не мое", имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Но, с другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, что и может приводить к воровству.
- К 6-7 годам обычно формируется произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на занятиях, на уроках. Причиной импульсивности могут быть особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу), и серьезные психические отклонения (например, олигофрения).
- В возрасте от 8 до 10-11 лет у детей воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "хочу", совершает кражу.
- Для подростка 12-15 лет воровство - это уже осознанный шаг, а может быть уже и вредная привычка. Нередки случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг. Чаще всего подростки воруют ради того, чтобы быть принятым, быть своим в группе сверстников либо по причине вымогательства у них денег. Для подростковой среды очень характерны так называемые "кражи престижа": ребёнка подначивают сверстники, аргументируя необходимость воровства поддержанием статуса в группе, "на спор". Также воровство в этом возрасте может быть тревожным сигналом о наличии какой-либо физиологической зависимости.
Причины детского воровства и пути преодоления
Обычно исследователи данной проблемы выделяют три основные, глобальные причины детского воровства:
Но в реальной жизни спектр причин детского воровства гораздо шире. Рассмотрим некоторые из них.
- Ребенок может подражать взрослым , копировать их поведение. Это конечно не означает буквально, что родители воруют сами либо учат детей это делать. Зачастую родители просто не задумываются о том, какие последствия могут иметь их слова и поступки.
Бывает, что, вернувшись из магазина, мама говорит: «Взяла сегодня кусочек сыра». Учитывая, что у маленького ребенка конкретное мышление, он слово «Взяла», скорее всего, поймет буквально. А так как родители для ребенка авторитет, то раз мама «взяла», значит и ребенку можно!
Случается, что кто-то в семье приносит что-то домой с работы. Например, папа, приносит бумагу и говорит ребенку: «Вот, я принес тебе бумагу, рисуй». Ребенок знает, что на работе ничего не покупают, а значит, берут сами. Так у ребенка постепенно формируется представление, что взять, то, что хочется – это нормально.
Возможно, родители дома обсуждают других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом выказывают свою зависть или говорят, что с таких людей нужно брать пример.
А если еще нечто подобное происходит неоднократно, то что же тогда требовать от ребенка. Вот и получается, что родители сами научили ребенка воровать.
- Халатное отношение к деньгам в семье также может подтолкнуть ребенка к воровству. В обеспеченной семье обычно никто из взрослых деньги особо не считает, они всегда доступны. У ребенка всегда есть карманные деньги. Но случается такое, что деньги закончились, а попросить их в данный момент у родителей по неким причинам невозможно (их нет дома или поссорился). Ребенок оправдывает себя тем, что родители и так бы ему дали, так зачем же спрашивать.
- Одна из возможных причин - неблагополучие в семейной сфере, нехватка родительской любви , желание привлечь к себе внимание. Если родители слишком сосредоточены на своих делах, или есть неблагополучие в супружеских отношениях, или в семье недавно родился малыш, ребенок может почувствовать себя одиноким и заброшенным, ему может показаться, что родители уделяют ему меньше внимания, или даже что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Воровство, в данном случае, средство обратить на себя внимание родителей, крик о помощи.
Таким образом, с помощью воровства дети неосознанно пытаются восстановить утраченную связь с родителями. Совершив кражу, ребенок привлекает к себе внимание, пусть и негативное: когда наказывают, это все же лучше, чем когда вообще не замечают. Иногда ребенку удается наладить, пусть и временно, отношения между родителями: обычно родители сплачиваются для решения общей проблемы.
Тех детей, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии.. В таких случаях рекомендуется игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию. Родителям необходимо побольше общаться с ребенком, обязательно одобрять его действия, хвалить по любому, даже незначительному поводу. Необходимо у ребенка выработать чувство собственной значимости, признания, принятия в семье и понимания, дать понять, что лучше делать одобряемые родителями и обществом поступки, чем негативные.
- Поводом к совершению кражи может стать скупость родителей либо протест ребенка против авторитарности родителей .
Не правы те родители, которые утверждают, что у их ребенка «все есть». На самом деле есть множество мелочей, так нужных ребенку для сиюминутного счастья, которые родители дать не могут или не хотят. Важно, чтобы устойчивое желание ребенка хотя бы частично удовлетворялось, а не вызывало сильное напряжение или тревожность. Исключения составляют сиюминутные желания-капризы детей дошкольного возраста.
Усугубляется ситуация, если на вопрос ребенка «Можно..?» взрослые, не объясняя причин, отвечают «Нельзя!». Ребенок тут же начинает самостоятельно искать ответ на вопрос: «Почему нельзя?» И вполне может решить, что родители могут дать ему деньги, но не хотят. Поэтому важно, чтобы ребенок знал, почему нельзя порой получить то, что очень хочется.
Или другой вариант. Ребенок хочет сделать подарок кому-то из близких и просит родителей дать ему денег на карманные расходы, не объясняя, на что их потратит. Но родители отказывают: «Тебе не нужны карманные деньги, все, что тебе нужно мы тебе купим сами!». Ребенок в свою очередь решает: «Они не понимают, как мне это необходимо! Они никогда меня не понимают. Придется самому искать выход, возможность.»
Родители сами того не замечая тормозят взросление ребенка, лишая его самостоятельности. Виной всему недопонимание в семье, неправильно выбранный и применяемый стиль воспитания ребенка, и, главное, отсутствие доверия между ребенком и родителями.
- К воровству ребенка может подтолкнуть желание отомстить кому-либо. Поводы могут быть самые разные.
Случается, что ребенок может украсть игрушку, которой перед ним долго хвастались или, взять тайком что-нибудь у того, кто его обидел, ударил: "Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил".
Также это может быть стремление доставить неприятности близким за отказ выполнить какую-либо его просьбу: "Мама не купила мне шоколадку, за это я порисую её помадой на стене, пусть попробует в следующий раз не купить!".
Иногда факт воровства объясняется ребенком как желание восстановить справедливость. Например, десятилетняя девочка говорит: «Ходили с мамой в магазин, там были вкусные, дорогие конфеты. Я, вслед за мамой, возмущалась их дороговизной. Однажды мама дала мне денег только на одну конфету. Протягиваю деньги продавцу и говорю «Одну». Она: «Возьми сама», и отвернулась. Ну, у меня рука сама две взяла… Иду обратно и думаю: «Так вам и надо, нечего так дорого продавать!».
Объединяет все эти случаи то, что ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций. В этом случае важно помочь выработать ребенку правильную позицию и поведение в таких ситуациях.
Причина здесь в низкой самооценке, в несформированности навыков общения. С ребенком стоит обсудить тему "дружба", поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать, а также объяснить, что таким способом завоевать авторитет у группы сверстников вряд ли удастся, для этого есть другие, более достойные способы. Можно, например, устроить детский праздник, вечеринку, совместную поездку на пикник, пригласить друзей ребенка в гости. При этом важно подчеркивать перед друзьями значимость ребенка, оказывать ему уважение, показывать, как с ребенком считаются. Также важно выявлять у ребенка способности и таланты - это очень поднимает самооценку у самого ребенка и в глазах его сверстников.
- Еще одной серьезной причиной воровства может стать в ымогательство со стороны более старших детей. В этом случае родители должны защитить своего ребенка, пресекая любые попытки запугивания, шантажа. Важно объяснить ребенку, что он может в таких случаях обратиться к родителям, учителям за помощью.
Если ребенок совершил кражу
или подозревается в воровстве, нельзя :
- устраивать истерик и скандалов;
- считать, что с малышом произошло непоправимое;
- лишать ребенка специально того, в чем он нуждается и из-за чего взял чужую вещь;
- одобрять или проявлять безразличие к факту воровства;
- обвинять ребенка, если вина его не доказана;
- требовать от ребенка публичного признания и раскаяния в содеянном;
- называть ребенка вором и подобными эпитетами, т.е. вешать "ярлыки";
- сравнивать с другими детьми или вами: "Вот я никогда не воровал. И в кого ты такой?";
- не требовать от ребенка клятвы о том, что это была первая и последняя кража;
- не обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.
Если поступать так, то это не только не решит проблему, но усугубит ее, ребенок может замкнуться в себе, перестанет доверять взрослым и, возможно, будет продолжать воровать.
Как правильно действовать,
в случае обнаружения факта воровства
Каждый конкретный случай воровства требует отдельного рассмотрения. В первую очередь нужно подробно выяснить ситуацию. Многое будет зависеть от возраста ребенка и обстоятельств этого события, от причин воровства и мотивации ребенка.
Родителям, которые столкнулись с тем, что их дети воруют, можно посоветовать следующее:
- Услышав, что ваш ребенок, что-то украл, постарайтесь сдержать эмоции, особенно, если ребенок находится рядом. Строго, но вежливо пообещайте во всем разобраться. Знайте: ребенок наблюдает за вашей реакцией. Чтобы не наломать дров, держите себя в руках, сохраняйте спокойствие и холодную рассудительность.
- Как только успокоитесь, соберите как можно больше объективной информации о случившемся. Расспросите свидетелей. Например, если жертвой стал одноклассник вашего ребенка, не торопитесь бежать к его родителям, сначала побеседуйте с классным руководителем пострадавшего.
- Не делайте вид, что ничего не случилось. Скажите ребенку, что знаете о его поступке и хотели бы все обсудить. Ни в коем случае не давите на ребенка. По возможности попросите, чтобы он сам, когда будет готов, все рассказал. Дайте ему на обдумывание пару дней. Если он действительно виновен и считает себя таковым, то это время станет для него нелегким испытанием. Ну, а если ваш ребенок ни в чем не виноват, он очень скоро сам прояснит ситуацию.
- Не устраивайте истерик и скандалов. Силовая кара – самая соблазнительная и самая неэффективная, поскольку не решает возникшей проблемы, а чаще усугубляет ее. Она не способствует доверию между родителями и ребенком и может способствовать тому, что в следующий раз ребенок будет лучше прятать украденное. Дав волю своему негодованию, можно испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.
- Важно поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить, откуда вещь, как он далее хотел украденным распорядиться. Какие отношения у ребенка с владельцем вещи. Так можно понять мотивацию ребенка.
- Нужно дать ребенку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но лучше не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение чувств , совместный поиск решения лучше выяснения отношений.
- Стоит обратить внимание, как ребенок сам относится к своему поступку – ему стыдно, он раскаивается, или считает, что все произошедшее - в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка родителей должна быть резкой и определенной: ребенок должен почувствовать, что такое поведение неприемлемо и осуждаемо. Важно выразить уверенность в том, что, конечно, это больше не повторится.
- Не надо стремиться вызвать у ребенка открытое чувство вины, не разрушать психологические защиты ребенка. Необходимо, чтобы ребенок понял, что воровство осуждается всеми и приводит к ухудшению отношений, а результаты воровства (например, покупка дружбы украденным) не приводят к достижению поставленной цели.
- Можно высказать отрицательную оценку действиям ребёнка, но не личности , с конкретным осуждением такого поведения.
- Необходимо рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.
- Нельзя допускать, чтобы ребенка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях.
- По возможности, организовать возврат украденной вещи, лучше без свидетелей. Если таким образом вернуть невозможно, сделать вид, что ребенок нашел ее и вернуть владельцу. Разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение.
- Если украдены деньги у родителей, нужно выразить свое огорчение по поводу их отсутствия, рассказать, для чего они предназначались. Можно ограничить всю семью в чем-то значимом – например, месяц не едим сладкого, не ходим в кино и пр., пока не наберется украденная сумма.
- Обсуждая случившееся, нужно помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.
- Помогите ребенку справиться с последствиями пережитого им стресса. Скажите, что вы гордитесь его мужеством, потому что признать открыто себя виноватым – это поступок. Если кража, которую совершил ребенок, была сознательной, расскажите ему, будто читали в газете, либо видели по телевизору репортаж о мальчике, который не смог найти в себе силы и вовремя признаться и так запутался в своих ошибках, что… Продолжение истории будет зависеть от впечатлительности вашего ребенка.
- И главное, очень важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.
Профилактика детского воровства
Лучшей профилактикой детского воровства является полное взаимное доверие между родителями и ребенком. В семье, где родители не лгут, дети отвечают им тем же, а воровство встречается редко.
Бывает, что у ребенка нет своей личной территории, своих личных вещей, которыми он может полностью распоряжаться по своему усмотрению. У него не формируется понятие «свое – чужое». Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи.
Активность ребенка хорошо направить "в мирное русло": нужно выяснить, что на самом деле интересует ребенка: занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д. Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным.
Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: "Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой", и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.
Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье – за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Нужно постепенно передавать ему дела, делиться с ним ответственностью.
Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Иногда одного этого оказывается вполне достаточно.
Эффективным способом профилактики воровства является выделение ребенку карманных денег. Это не должны быть деньги на завтраки в школе, это должны быть личные карманные деньги, выдаваемые регулярно, которые ребенок может потратить по своему усмотрению. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. По мере взросления сумма должна расти.
Очень помогают уйти от домашних краж семейные советы, на которых члены семьи распределяют бюджет. Определяют общий доход и распределяют его на различные нужды: питание, квартплату, транспорт, крупные покупки, отпуск. На совете делаются отчисления на личные расходы как детям, так и родителям. Ребенок становится участником расходования средств и даже имеет право голоса, что поднимает его в собственных глазах и делает его более ответственным за дела семьи. Ребенок, также, видит пределы семейного бюджета, он узнает, что почем в этом мире. Он учится планировать. Кражу в этих условиях совершить труднее.
Несколько слов о клептомании
Клептомания – это непреодолимое стремление красть вещи, которые в действительности человеку не нужны и, как правило, не имеют большой ценности. Клептомания является серьезным психическим заболеванием , которое, в случае отсутствия должного лечения, может сломать человеку жизнь.
Симптомы клептомании:
- мощное побуждение украсть вещь, которая не нужна;
- чувство повышенной напряженности, приводящее к воровству;
- ощущение удовольствия или удовлетворения во время кражи;
- сильное чувство вины или стыда после совершенной кражи.
В отличие от типичных магазинных воров, страдающие клептоманией при совершении кражи не преследуют личной выгоды и не воруют из чувства мести. Они воруют потому, что побуждение украсть настолько сильное, что они не в силах ему противостоять. От этого побуждения они чувствуют себя тревожно, напряженно или возбужденно; и они воруют, чтобы избавиться от этих ощущений. Во время воровства они чувствуют облегчение и удовлетворение. Однако впоследствии ощущают огромную вину, угрызения совести, отвращение к себе и страх перед наказанием. Тем не менее, стремление воровать к страдающим клептоманией возвращается, и они совершают кражи снова.
Эпизоды клептомании обычно возникают спонтанно, незапланированно, по неизвестным причинам. Также могут вызвать эпизод клептомании и стрессовые события, например, семейная ссора.
Большинство людей с клептоманией воруют в публичных местах, например в магазинах и супермаркетах. Некоторые могут воровать у друзей или знакомых. Для людей с клептоманией украденные вещи часто не представляют ценности и просто припрятываются и никогда не используются. Также ворованные вещи могут быть подарены или даже тайно возвращены на место. В некоторых случаях люди с клептоманией могут то и дело воровать предметы того же самого рода, например, нижнее белье. В таком случае клептомания может включать в себя элементы фетишизма.
Факторы риска
Клептомания считается редким расстройством психического здоровья. Клептомания начинается в подростковом возрасте или молодости, очень редко в раннем детстве или пожилом возрасте.
Хотя причины клептомании неизвестны, исследователи продолжают изучать факторы, которые могут увеличить риск развития клептомании. Эти факторы включают:
- Чрезмерные стрессовые факторы, например большие жизненные утраты.
- Травмы головного мозга.
- Кровные родственники с клептоманией, аффективными расстройствами или обсессивно-компульсивным расстройством.
В заключении еще раз подчеркнем, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, - это крик о помощи! Воровство обязательно свидетельствует о психологическом неблагополучии ребёнка: либо ему не хватает любви и внимания, либо у него иная серьезная внутриличностная проблема.
Помните: какая бы беда ни случилась с ребенком, главное – не отворачивайтесь от него, а дайте ему шанс остаться Человеком. А если потребуется – дайте такой шанс еще раз. Именно вера в ребенка, в то, что он хочет и может быть лучше, спасёт его, остановит от рокового шага.
Причины детского воровства
Ребенок пришел с прогулки и постарался достать незаметно для вас из своего кармана нового робота. Конечно, вы это увидели и сразу спросили, откуда игрушка у ребенка. А в ответ неуверенная смазанная попытка ответить или четкое "Мне Стас подарил". А Стас не мог подарить робота, о котором мечтал последние несколько недель, и вы это понимаете. Единственное вы не понимаете, почему ваш ребенок украл этого робота у мальчика, ведь у него самого полно игрушек.
Прежде чем отучать ребенка от воровства, нужно выяснить, почему он совершил "кражу". А причин может быть несколько.
Недостаток развития воли и нравственных представлений , когда ребенок очень сильно хочет заполучить чужую вещь, ворует ее и даже не думает о сути и последствиях поступка. Это свойственно всем детям, ведь они еще не умеют оценивать последствия. Это очень хороший повод объяснить малышу, что сиюминутное "хочу" не руководство к действию.
Серьезная психологическая неудовлетворенность . В этом случае чаще всего ребенок ворует деньги у своих родителей, родственников или близких людей. Обычно подобные кражи совершают подростки или младшие школьники. В семьях таких детей царит не совсем здоровая атмосфера - родители чаще всего эмоционально холодны друг к другу, может, даже и к детям. Ребенок не встречает поддержки ни в семье, ни в школе. В этом случае он ворует не для того, чтобы обогатиться, а просто из мести и обиды.
Сильное желание владеть понравившейся вещью, против голоса совести . Ребенок понимает, на что идет, насколько это плохо, что это навредит другому человеку, но остановиться не может. Чаще всего об этом воровстве никто не знает, так как ребенок продумывает все заранее, и пока сам не раскается в содеянном, так и останется загадкой, куда пропала ручка из Франции соседской Наташи.
Как быть родителям
Итак, как себя вести, если вы подозреваете ребенка в воровстве? Вот основные советы.
1. Если вы не поймали ребенка на воровстве, но подозрения все равно падают именно на него, то не спешите его обвинять. В этом случае действует презумпция невиновности.
2. Даже если ребенок что-то украл, не давайте волю своим негативным чувствам, перед вами в первую очередь ребенок, а не злостный вор. В противном случае можно лишить ребенка уверенности в себе и в праве на хорошее отношение окружающих. Будьте осторожны. И забудьте о словах "Как ты мог?" - они бесполезны и даже вредны. Да и в будущем ребенок, скорее всего, будет скрывать свои негативные поступки, если вы будете на него кричать.
3. Ни в коем случае не пугайте ребенка, что отведете его в полицию и не бейте по рукам, рассказывая, как раньше отрубали руки за воровство. Это только ожесточит ребенка, он будет знать, что для вас он плохой.
4. Помогите сами ребенку исправить сложившееся положение, разделите вместе с ним ответственность и предложите решение.
5. Расскажите ребенку, как вас расстраивает то, что происходит (но не называйте содеянное "воровством", "кражей" или "преступлением"). Спокойно расскажите ребенку о своих чувствах и о чувствах тех, у кого пропала вещь.
6. Подумайте о причинах поступка ребенка. Подробно расспросите его, почему он так поступил, что чувствовал в этот момент, почему не попросил у вас эту вещь, а предпочел украсть ее.
7. Попробуйте вместе с ребенком найти правильное решение. И это должно быть именно совместное решение, а не ваш приказ. Можете помочь ребенку и натолкнуть его на правильный выход из ситуации.
8. Украденную вещь нужно обязательно вернуть владельцу. Если ребенок боится идти один, то отправляйтесь вместе с ним. Ребенок должен чувствовать поддержку.
9. В том случае, если вы полностью уверены в том, что ребенок украл вещь, но сам он в этом не сознается, то предложите положить вещь на место, пока никто не видит. А если ребенок маленький, то можно применить подобное: "В нашем доме завелся барабашка, который стащил мои новые бусы, давай вместе ему на столе оставим что-нибудь вкусное, он раздобрится и вернет все на место".
10. Не обсуждайте случившееся в присутствии посторонних людей, это должно быть только между вами и ребенком.
11. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с собой. Не нужно и этого: "А вот я, в отличие от тебя, никогда не..."
12. После того как вы разберетесь с ситуацией и решите проблему, никогда не возвращайтесь к ней. Ребенок и без этого вынесет хороший урок.
13. Исключайте ситуации, которые могут провоцировать воровство.
14. Часто ребенка подталкивает на воровство компания, с которой он общается. Он может воровать "за компанию" или чтобы повысить авторитет. Если ребенок маленький, то ограничьте его общение с такими друзьями. А лучше всего приглашать всех друзей в гости, чтобы познакомиться с ними, познакомьтесь с их родителями.
15. Ребенок должен знать, что плох не он, а его поступок, что он все равно может вам доверять и вы его по-прежнему любите, но искренне хотите, чтобы он понимал, насколько дурно он поступил.
Профилактика воровства:
16. Направьте активность ребенка в мирное русло, пусть он сам выберет занятие себе по душе - рисование, танцы, борьба, фотографирование. Человек, который занимается тем, что ему нравится, посвящает свободное время любимому занятию, не думает постоянно о том, как привлечь к себе внимание, и конечно, у него появится хотя бы один друг по интересам.
17. Учите ребенка сопереживать и думать о других людях, ставить себя на их место.
18. В вашей семье не должно быть двойной морали, когда вы говорите ребенку, что воровать нехорошо, а сами приносите с работы то упаковку бумаги, то скрепки. Для ребенка вы авторитет, поэтому не удивляйтесь, если он будет делать то же самое, принося со школы чужие карандаши и фломастеры.
19. Ребенку нужно нести ответственность, например, за младшую сестренку, за собаку или кошку, за чистотой в комнате. Давайте постепенно больше дел, в которых требуется ответственность.
20. Помогайте ребенку в решении его проблем. Вам они могут показаться смешными, детскими, а для ребенка это очень серьезно. Подумайте, как бы поступили вы сами, будь на его месте. Ребенок должен знать, что всегда может на вас положиться, получить совет.
Практически каждый ребенок хоть раз в своей жизни взял что-то чужое.
Так утверждают специалисты. Вспомните хотя бы свое детство: неужели ни разу после прогулки в кармане не оказывалась чья-то куколка, а родительские кошельки не страдали от ваших набегов?
Наверное, есть дети, которые ни разу в жизни не позарились на вещь, которая им не принадлежит. Низкий поклон их родителям! Ведь именно от воспитания, позиционирования мира и количества зависит, будет ли ребенок «подворовывать».
Практически каждый родитель, столкнувшийся с такой неприятной ситуацией, сам чувствует замешательство, не зная, как ему реагировать на происходящее.
Мой ребенок - болен?
Взрослые настолько переживают, что ребенок растет не таким идеальным, как им хотелось бы, что сразу же приписывают своему чаду какие-то болезни. «С ним вообще все нормально?» - зачастую первый родительский вопрос в кабинете психолога.
И совсем маме с папой невдомек, что их подрастающий отпрыск очень страдает из-за совершенного им проступка . Дети не всегда, осознают всю глубину своих страданий, но так уж устроена наша психика: зачеркивать в сознании то, что очень болезненно для восприятия.
Болезнью детское воровство можно назвать, если налицо - клептомания, то есть, воровство систематическое, не поддающееся контролю и без материальной выгоды для себя. Такое расстройство должен лечить психиатр. Но настоящая клептомания встречается довольно редко .
Дарья Селиванова, детский психолог: «Нужно смотреть на детское воровство не как на серьезный проступок, а как на проблему, от которой ребенок страдает. Так ребенок подает сигнал, что с ним, его отношениями с миром или с вами что-то не в порядке. Очень хорошо, что вы заметили проблему в таком возрасте. Так вы сможете разобраться в ее причине довольно рано. Лучше решить проблему сейчас, чем потом эта ситуация выльется в нечто более серьезное, вплоть до проблем с законом» .
Причины детского воровства
В возрасте 6-7 лет ребенок становится очень зависимым от сверстников, их отношения к нему. Отпрыск может сознательно и целенаправленно достигать желаемого, используя быстрые и доступные для этого способы. Очень часто преследуемая цель для него намного важнее страха наказания за проступок . Например, ребенку захочется повысить свое самоуважение и получить признание одноклассников, угостив их сладостями, деньги на которые он украл из родительского кошелька.
Здесь важно обратить внимание на причину воровства - недостаточно развитые навыки общения или низкая самооценка . Родителям нужно обсудить с чадом, что такое настоящая дружба, как правильно знакомиться и общаться со сверстниками, как заинтересовать их. Можете проиграть с ребенком соответствующие ситуации.
Еще одной причиной детских краж может стать желание кому-то отомстить . Например, забрать у Сережи машинку за то, что «он меня обидел» или порисовать маминой помадой на обоях, чтобы в следующий раз она знала, как отказываться покупать игрушку. Ребенок хорошо понимает, что он делает и зачем. Вам нужно поговорить с ребенком, убедить его, что так делать не нужно, проиграть конфликтные ситуации.
Никогда не обвиняйте свое чадо в воровстве, не называйте его воришкой и не реагируйте очень остро на его поступок. Это очень повлияет на решение проблемы
У деток 8-10 лет попытки воровства появляются из-за недостаточного развития волевой сферы. Ребенок не может ответить отказом на свое «хочу!». Ему очень сложно справиться с соблазном, хоть это и не значит, что ему не стыдно за свой поступок.
Родителям в таком случае стоит дать ребенку больше свободы действий . Не нужно делать за него то, с чем отпрыск вполне может справиться самостоятельно. Пусть он сам предлагает для себя цели и выполняет их. Начните с плана на день или . Не нужно менять его программу, дайте ребенку реализовать все задуманное. Так вы развиваете в своем чаде самостоятельность и умение добиваться поставленных целей.
Как отучить ребенка воровать
Этот путь довольно непростой, и давайте пройдем его вместе.
Реагируйте спокойно . Конечно, мы понимаем всю нахлынувшую злость и разочарование, но подавите их в себе. Не устраивайте скандалов, не бейте и даже не кричите на ребенка. Это лишь усугубит возникшую проблему. Лучше поговорите с ним в спокойной обстановке, обсудите, что произошло, где и когда, с кем был ребенок и как это всё случилось. К сожалению, чаще всего, вопрос «Зачем ты это сделал?» остается без ответа.
Запомните: никогда не обвиняйте свое чадо в воровстве, не называйте его воришкой и не реагируйте очень остро на его поступок. Вы будете расстроены и рассержены, но попытайтесь держаться спокойно. Это очень повлияет на решение проблемы.
Задумайтесь, не было ли недавно перемен в семье (переезд, развод, рождение еще одного ребенка): может, отпрыску просто не хватает вашего внимания? Возможно, ребенок еще не усвоил такие понятия как честность, собственность и необходимость спрашивать разрешения перед тем, как что-либо взять. Объясните еще раз ему эти понятия, проиграйте их, и помните, что родители должны показывать детям пример. Может, у вас в семье нестрогие правила насчет собственности?
Объясните, почему воровать плохо . Не нужно читать нотации, просто изложите свое видение важности честности. «Мы не берем чужие вещи, потому что мы доверяем друг другу. Я надеюсь, ты всегда будешь честным, будешь уважать собственность других людей и не станешь брать чужие вещи без разрешения». Можете обсудить с ним возможные последствия воровства (плохая репутация, потеря друзей, проблемы с законом).
Расскажите о своих чувствах . Очень часто дети не осознают, сколько боли приносят другим людям. Скажите, что вы бы очень расстроились, если бы пропала любимая помада. Предложите чаду представить его чувства при пропаже любимой игрушки или карманных денег.
Настаивайте на исправлении ситуации . Требуйте от ребенка, чтобы он вернул украденную вещь и извинился перед хозяином этой самой вещи. При этом давайте ему понять, что вы всегда будете рядом, будете сопровождать чадо и поддерживать его. Если отпрыск украл что-то из магазина, предварительно поговорите с его владельцем, чтобы он добродушно простил ребенка за проступок. Если вещь уже испорчена и ее нельзя вернуть, пусть оплатит стоимость из своих карманных денег.
Интересный факт . В мире около 50% всех краж велосипедов, денег из банкоматов и вещей из магазинов совершают дети. Вопреки мнению общества, такое поведение в юном возрасте не мешает им вырасти законопослушными и добропорядочными гражданами.
Станьте внимательнее к своему отпрыску, уделяйте ему как можно больше времени , проявляйте свою любовь, заботу к нему. Разговаривайте только об уроках и уборке в комнате! Ведь наши дети делают все только из любви к нам и в погоне за нашим вниманием.
Если ситуация никак не разрешается, обратитесь к . Но помните, что клептомания встречается не часто, и излечиться от нее не так сложно, как может показаться на первый взгляд.
В который раз убеждаемся, что все проблемы у детей возникают потому, что мы не уделяем им достаточного внимания. Любите и цените своих деток!