Дипломная работа: Борьба женщин за свои права. История и теория феминизма
Они дрались зонтиками, обсыпали политиков мукой, носили в сумочках молотки и не боялись сесть в тюрьму. Помогло ли это женщинам добиться цели? Да. Но нескоро.
Принято считать, что суфражизм (от англ. suffrage - «избирательное право») зародился в конце XIX века в Великобритании и Соединенных Штатах. Но если вспомнить, что слово suffrage ровно так же переводится и с французского языка, то можно обратиться к временам Французской революции, когда в 1791 году появился первый по сути феминистский манифест «Декларация прав женщины и гражданки». Автор его, журналистка и писательница Олимпия де Гуж, также призывала к замене церковного брака гражданским и законному праву на развод. Ее слова «женщина имеет право подниматься на эшафот; она должна также иметь право всходить на трибуну» оказались пророческими. Восторженно принятая ею поначалу революция предоставила де Гуж «право на эшафот».
В 1795 году француженкам и вовсе запретили появляться на любого рода политических собраниях. А взошедший в 1804 году на трон Наполеон издал указ, согласно которому женщина лишалась всех гражданских прав и должна была находиться под опекой у отца или мужа.
Вернемся в Англию XIX века, где движение за женское равноправие заявило о себе в полный голос. Основным документом феминисток стала работа английского философа Джона Стюарта Милля «Подчинение женщин» (1869 год), где он утверждал: «Законодательная поддержка подчинения одного пола другому вредна». С этим были согласны все. В остальном же в движении возникли разногласия. Национальный союз феминисток и Женская либеральная федерация, в которую входили женщины с учеными степенями, видные общественные деятельницы, признавали только мирные методы борьбы. Представители левого крыла - и Женская лига свободы, и Национальный женский социальный и политический союз, основанный в 1903 году Эммелин Панкхерст, - были настроены значительно более радикально.
Первая акция союза датируется 20 октября 1905 года, когда Кристабел Панкхерст (дочь Эммелин) и Анни Кенни ворвались на собрание либеральной партии. «Меня схватил полицейский, - вспоминала Кристабел. - Я думала, как из этого сделать судебное разбирательство, тюремное заключение. Просто за то, что я сорвала заседание, меня не посадят. Я должна оскорбить полицейского. Но как это сделать?.. Я не могу его ударить, мои руки заломлены назад. Я не могу даже наступить ему на ногу... Я решила плюнуть...» Женщины выходили на демонстрации и вставали в пикеты, устраивали сидячие забастовки на рельсах, приковывали себя к оградам и нанимали дирижабли, чтобы на Лондон обрушился дождь листовок. Их сажали в тюрьмы, а они объявляли голодовки, их кормили насильно, а они выходили и снова боролись за свои права.
Для начала были устроены пышные похороны билля. Тысячи плакальщиц в траурных нарядах, крича и стеная, шли по центральным улицам за тележкой, в которой лежал облаченный в саван «билль». В избирательные урны опрокидывались пузырьки с кислотой, в почтовые ящики засовывались тлеющие тряпки
Тактика принесла определенные плоды: в 1907 году в парламенте был образован специальный комитет, который затем ежегодно предлагал закон о предоставлении женщинам права голоса. И каждый год этот закон благополучно отклонялся. В 1910 году к власти пришли либералы, и у суфражеток, как их тоже называли, вновь появилась надежда. Но одобренный в палате общин билль, в котором предлагалось предоставить право голоса женщинам, обладающим необходимым имущественным цензом, правительство «положило на полку» - до лучших времен. Что ж, война так война, решили дамы.
Для начала были устроены пышные похороны билля. Тысячи плакальщиц в траурных нарядах, крича и стеная, шли по центральным улицам за тележкой, в которой лежал облаченный в саван «билль». В избирательные урны опрокидывались пузырьки с кислотой, в почтовые ящики засовывались тлеющие тряпки. 1 марта 1912 года в условленное время неспешно прогуливающиеся по центральным улицам дамы достали из сумочек молотки и булыжники и расколотили вдребезги все витрины. Заодно пострадала крыша оранжереи, где выращивались редкие сорта орхидей. Газеты тогда писали, что всего было разбито около 400 витрин, ущерб исчислялся примерно £5000, арестовали более сотни суфражеток, некоторых оштрафовали, другие провели в тюрьме от недели до двух месяцев. В заключении они продолжали борьбу - устраивали голодовки и вербовали новых сторонниц.
В том же году была организована серия поджогов - гольф-клубов, почтовых отделений, железнодорожных станций. Без всякого пиетета относились женщины и к представителям закона, пытавшихся их утихомирить, - лупили полицейских сумками, зонтами и всем, что попадалось под руку. Дошло до того, что разгуливающие с сумочками и зонтиками дамы стали вызывать большее подозрение, чем самого затрапезного вида бродяги.
Действительно, внешняя респектабельность перестала быть залогом законопослушного поведения. Приверженки идеи и сочувствующие им, руша стереотип об активистке в мешковатой мужской одежде, стремились, чтоб их образ привлекал и радовал глаз - особенно когда дело касалось акций, парадов, шествий. В 1908 году Эммелин Панкхерст разработала цветовую гамму движения: фиолетовый, обозначавший преданность и достоинство, белый, символизирующий чистоту, и зеленый - надежду.
Ее дочь, Сильвия Панкхерст, воспитанница Королевского художественного колледжа, разработала фирменные знаки. Триколор немедленно украсил женские шляпки, сумочки, пряжки на туфлях, броши, которые на ура расходились в крупных универмагах. Лучшими модельерами шились белые платья с отделкой фиолетовым и зеленым. Одна из старейших фирм, Mappin & Webb, в 1908 году выпустила каталог ювелирных изделий, в которых сочетались, в частности, изумруд, лунный камень и аметист. Коллекция была буквально сметена суфражетками и их поклонницами. Не возбранялось также определенное сочетание полудрагоценных камней или финифть. Носившие «знаки отличия» легко узнавали друг друга в толпе и чувствовали свою причастность к лучшим представительницам человечества. Так что часто борьба за идею начиналась с посещения магазина и желания следовать моде. Суфражизм стал престижен.
Их побаивались - полицейские, чиновники, торговцы и особенно политики. Даже «бездушный пьяный мужлан» Уинстон Черчилль (тогда - Первый лорд Адмиралтейства) был вынужден завести телохранителей - суфражистки пригрозили похитить его сына. До похищения дело не дошло, но вот зонтом не испытывающему особого пиетета к воинственным амазонкам политику досталось: в Бристоле на будущего премьер-министра напала суфражистка Тереза Гарнет и с криком: «Английская женщина заслуживает уважения! Знай об этом, грязная скотина!» - врезала что есть силы.
Постоянной травле подвергался и тогдашний премьер-министр Герберт Генри Асквит. В его доме били стекла, колотили по ночам в дверь, наклеивали на нее скандальные плакаты. Однажды суфражистки-велосипедистки напали на самого Асквита - они остановили его автомобиль, а сидевших в нем людей обсыпали мукой.
6000 соратниц Дэвисон промаршировали мимо Букингемского дворца к церкви Святого Георгия в Блумсбери, где состоялось отпевание. На пурпурных знаменах были написаны последние слова Жанны д"Арк: «Продолжай сражаться - и Бог дарует тебе победу»
С членом правительства Дэвидом Ллойдом Джорджем поступили жестче: в его новый дом в графстве Суррей подложили бомбу. Сделала это неустрашимая Эмили Дэвисон, за свою «карьеру» активистки успевшая девять раз отсидеть в тюрьме.
Позже Эмили стала символом движения, погибнув на дерби в Эпсоме под копытами королевской лошади. Зачем 40-летняя женщина кинулась наперерез коню, доподлинно неизвестно. Есть версия, что она хотела прицепить к сбруе флаг суфражисток с девизом «Право голоса - женщинам».
Происшествие не потрясло основ, но было воспринято монаршей семьей как досадное недоразумение. Вернувшись со скачек, король Георг V записал в дневнике, что те оказались «сплошным разочарованием», а королева Мария послала жокею Герберту Джонсу пожелания побыстрее оправиться от ущерба, нанесенного «жестокой лунатичкой». Зато, по свидетельству очевидцев, в день похорон Эмили «весь Лондон затаил дыхание». 6000 соратниц Дэвисон промаршировали мимо Букингемского дворца к церкви Святого Георгия в Блумсбери, где состоялось отпевание. На пурпурных знаменах были изображены последние слова Жанны д"Арк: «Продолжай сражаться - и Бог дарует тебе победу».
Противостояние казалось бы бесконечным и бесполезным, но во всем мире дело потихонечку сдвигалось с мертвой точки. Еще до начала активных действий в Англии, в 1893 году, избирательное право получили женщины Новой Зеландии. В 1902 году подтянулась Австралия. В британском парламенте закон о предоставлении избирательного права состоятельным женщинам в возрасте старше 30 лет был принят после окончания Первой мировой войны. А полной победы (для всех женщин, независимо от социального положения и дохода) британки добились в 1928 году. Этот год одновременно стал и последним годом жизни Эммелин Панкхерст. Журнал «Тайм» включил ее в список ста самых выдающихся людей ХХ века: «Она создала образ женщины нашего времени, перенеся общество в новое измерение, откуда нет возврата».
В победе, несомненно, сыграло роль и то, что этим отчаянным женщинам удавалось убедить в своем праве и правоте все больше мужчин - политиков, аристократов и простых людей. Так, жокей Герберт Джонс, бросивший после трагической истории в Эпсоне скачки, неожиданно появился на похоронах главы Женского социально-политического союза с венком, где было написано: «В память миссис Панкхерст и мисс Эмили Дэвисон».
§1. «Милая светская женщина» Севера и леди-южанка: права и бесправие дам высшего класса ……………………………………… –
§2. Эволюция положения американской работницы в XIX столетии ………………………………………………………………. 15
§3. Цветные женщины: рабыни и индианки ……………………….. 19
Глава II. Борьба женщин за свои права …………………………….. 22
§1. С войны за независимость по вторую половину XIXвека ……... –
§2. Во второй половине XIXв. ……………………………………… 31
§3. С I мировой войны по 1920 год …………………………………. 38
Заключение …………………………………………………………… 50
Примечания …………………………………………………………... 53
Список источников и литературы …………………………………... 55
Введение
Феминизм в отечественной историографии долгое время считался частью рабочего и социалистического движения. Самостоятельно этот вопрос не рассматривался и поэтому не получил широкого развития, отсюда немногочисленность использованной литературы. Как отмечает О. Воронина, классики марксизма-ленинизма и деятели социалистического движения (Бебель, А. Коллонтай и др.) считали борьбу женщин за свои права «чисто буржуазной затеей».
Ф. Энгельс в письме Л. Лафарг обозвал поборниц женских прав «полубуржуазными ослицами». А. Коллонтай в работе «Социальные основы женского вопроса» высказала мнение, что именно пролетарки, работающие в рядах мужчин, двинули вперед женский вопрос. По ее мнению, феминистки начали свою агитацию гораздо позже, только с половины XIX века. Критикуя правых феминисток, из средних и высших слоев общества, А. Коллонтай обвиняет и левых, социально мыслящих феминисток в двойственности их тенденции: «Программа рабочей партии содержит все, к чему вы стремитесь; если вы не играете двойной игры, если вы искренни, то примкните к ней».
Таким образом, в советской историографии не было условий для детальной разработки этого вопроса. В то же время он очень актуален и важен для современности.
До сих пор в различных уголках земного шара женщины не равны в своих правах с мужчинами. В большинстве стран Азии и Африки женщина по прежнему остается рабой мужчины: в Египте и Саудовской Аравии (а сейчас и в некоторых чеченских семьях) девочкам делается варварская операция женского обрезания, а три года назад в саудовской школе при пожаре сгорело 15 девочек только потому, что религиозная полиция не дала им выбежать на улицу без паранджи! Для Китая и Индии актуальна иная проблема – резкий рост числа абортов в случае, если УЗИ показывает, что пол эмбриона женский – давняя традиция умерщвления девочек-младенцев в цивилизованном мире приобрела своеобразное выражение, особенно на фоне китайского лозунга «одна семья – один ребенок» (Статистика оказалась столь удручающей, что власти этих стран запретили врачам сообщать родителям пол будущего ребенка).
У нас в России этот вопрос также актуален, особенно в контексте терактов женщин-смертниц. Женщин с такой психологией порождает общество, априори ставящее женщину в неравное положение с мужчиной: низкий социальный статус, отсутствие образования (Роза Нагаева, согласно свидетельствам родственников, даже не умела читать), жизнь, «зацикленная» на замужестве – именно невозможность выйти снова замуж или продолжить нормальную жизнь вне брака, давление со стороны родственников мужа толкают потенциальную смертницу на своеобразное «сати», дополняющееся соображениями мести (кстати, в некоторых наиболее отсталых областях Индии традиционное «сати» еще практикуется наряду с варварской традицией умерщвления новорожденных девочек).
С другой стороны, в журнале «Власть» приводится мнение исламского богослова, который утверждает, что во многом на потенциальных смертниц давит манера организаторов террора обращаться с ними как с равным, называя «сестрой», уверяя женщину в важности ее поступка. В мире, где женщина никогда не может даже подумать о том, чтобы сравняться с мужчиной, такое мнимое равноправие очень льстит самолюбию забитых женщин, заставляет их почувствовать самоценность... на краткое время оставшейся жизни. Таким образом, доминирующее мужское общество становится предпосылкой женского терроризма.
Это наиболее шокирующие факты. Но разве европейская цивилизация избавлена от половой дискриминации?
Да и в повседневной жизни рядовая российская женщина стакивается с дискриминацией. Для успешной карьеры в государственном учреждении или частной фирме женщине необходимо быть более высококвалифицированным специалистом, чем коллеги-мужчины – ведь при прочих равных предпочтение всегда отдается сильному полу. По статистике работающие женщины более образованны, чем мужчины, но заработная плата у них почти на треть ниже.
Так что сегодня представительницы слабого пола чаще всего либо безработные, либо работают на самых малооплачиваемых должностях. Общественное мнение годов предлагает женщине единственную альтернативу: стать женой преуспевающего бизнесмена.
В 1995 году был даже издан специальный президентский указ о назначении женщин на государственные посты. Однако фактически он так и не был выполнен. Женщин ни в правительстве, ни в президентской администрации не прибавилось. В Совете Федерации, который представляет собой верхний срез региональной элиты, лишь две женщины (из 178 членов палаты). В Государственной Думе - женщин всего 10,2% (в Думе предыдущего созыва их было 13,5%). При этом по-настоящему влиятельных политиков среди женщин почти нет: Хакамада, Старовойтова да еще скандальная Валерия Новодворская. Все остальные – не столько женщины-политики, сколько «женщины в политике».
О ситуации в нашей области можно судить по недавним выборам в мэры: единственная за многие годы женщина, выступившая в нашем регионе на выборах в муниципалитет, набрала мизерный процент голосов да и сама, как признается, участвовала «из интереса», не надеясь на существенный результат.
С другой стороны, в «странах победившего феминизма» уже давно назревает иная ситуация – предпосылки антифеминистской революции.
В США из соображений политкорректности ведутся споры о том, чтобы заменить в названиях традиционных профессий и других слов, содержащих приставку «man», при употреблении к представительнице слабого пола, на приставку «fem», в Великобритании женщины требуют права участвовать в богослужении, а Евросоюз настаивает на допуске женщин на священную гору Афон (на что Греция резонно отвечает, что в Ватикане-то пока женщины избирательным правом не пользуются)… А в Конституции Украины есть совсем уж потрясающая фраза: «женщины пользуются правами наравне с мужчинами», хотя до этого и так говорится, что у всех людей права одинаковы – для тех, кто не понял, что женщины – люди? Или перестраховка поликорректных парламентариев? Естественно, что доведенное до абсурда «равноправие» уже начинает утомлять.
«Возможно, мы на пороге, так сказать, антифеминистской революции – в конце концов, стала же пресловутая политкорректность предметом насмешек и карикатур. В Штатах вышли из моды процессы по поводу харасмента и мужчины продолжают ухаживать за женщинами, не боясь угодить под суд за свои сексуальные домогательства. Потому что настрадавшийся мир уже не в силах переварить радикальные теории жизнеустройства…».
И, наконец, возвращаясь нас к извечному вопросу – что есть равенство? О каком равенстве мы говорим в мире, где изначально люди одни рождаются сильными и слабыми, умными и глупыми, больными и здоровыми, талантливыми и бездарными? Черная феминистка белл хукс (пишется с маленькой буквы) писала, что белый феминизм как движение, направленное на наделение женщин социальными правами наравне с мужчинами, проблематичен: «Поскольку мужчины не являются равными в обеспечивающей господство белых капиталистической патриархальной классовой структуре, то с какими мужчинами женщины хотят быть равными?»
Что вообще такое есть феминизм и равенство с мужчинами? Считать ли отсутствие в России женской воинской обязанности дискриминацией, поскольку таким образом женщины «исключены и из доступа к оружию (а оружие - это власть, а исторически - и вся категория гражданства: гражданин тот, кто носит оружие и защищает patria), секретным разработкам, многим профессиям и всему остальному пирогу ВПК»? Или считать советскую шпалоукладчицу идеалом равноправной женщины?
Таким образом, мы видим, что спектр гендерных проблем, обсуждаемых и дискутируемых сейчас в прессе очень широк, и для разрешения всех этих вопросов следует хорошо разбираться в истоках и предпосылках женского движения – к сожалению, многие дискурсанты плохо владеют подобными базовыми знаниями. Поэтому тема данной дипломной работы представляется весьма актуальной.
Цель работы – изучение итогов, целей и особенностей феминистского движения В Соединенных Штатах Америки.
Задачи таковы:
1) показать положение женщин в США в конце XVIII – начале XX вв. в динамике и развитии и определить предпосылки развертывания феминистского движения;
2) проследить этапы борьбы американских женщин за свои права.
Хронологические рамки работы: с войны за независимость по 1920 год (получение женщин равных прав с мужчинами).
Предмет исследования – феминизм (фр. Feminisme, от лат. Femina - «женщина») -в широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, в узком смысле – женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами.
Синонимом можно назвать термин «эмансипация женщин». Эмансипация (лат. – emancipatio) – у римлян обозначало освобождение из-под отцовской власти. Отсюда произошло общее значение-освобождение от зависимости и ограничения.
Были времена, когда женщина перед законом была в неравном положении с мужчиной. И закон только подтверждал эту норму эпохи.
Другими словами, в XIX - начале XX века политика в сфере гражданских и политических прав женщин была направлена на непризнание женского пола в качестве субъекта общественного развития.
Едва станут женщины вровень с вами, как тотчас окажутся выше вас
Катон Старший
Тяжелая доля
Женщина всегда считалась хранительницей очага. В дореволюционном русском обществе признавался только религиозный брак, а разводы были строго запрещены. Обязанности мужа — доставлять пропитание, а жены - пребывать в послушании. Закон гласил, что супруги просто обязаны жить вместе; при перемене места жительства (например, по долгу службы мужа), жена должна беспрекословно следовать за ним.
Даже в вопросе о праве наследства мужчина занимал преимущественное положение перед женщиной. При совместном наследовании брата и сестры, ближайшее право наследования принадлежало братьям. Дочери наследуют лишь 1/14 часть от недвижимого имущества и 1/8 - от движимого.
В начале XIX века перед женщинами остро стоял вопрос о получении высшего образования - в планы властей оно не входило вовсе. Женщина, ни под каким предлогом, не могла посещать лекции в университетах.
Выдержка из «Практического руководства для дам и мужчин » 1896 года как нельзя лучше описывает нравы старого времени и отношение к женщинам со стороны мужчин: «Большинство дам получает менее основательное воспитание, чем мужчины, они более поверхностны, менее серьезны и легче утомляются; прекрасный пол предпочитает оживленный обмен мыслей и не любит углубляться в какой-нибудь предмет; веселая, шутливая болтовня приятнее женщинам сухих методических рассуждений. Поэтому если мужчина не хочет надоесть им и показаться педантом, то он должен приспособить свой разговор к этим особенностям их характера… Не следует также вдаваться в другую крайность, вступая с дамами в разговор о незначительных мелочах, чуждых мужчине.
…Большинство мужчин без того склонны считать женщин ограниченными в умственном отношении, пустыми, аффективными, мелочными, поэтому женщин, которые дорожат своим достоинством, не следует укреплять в этом мнении своею манерою вести беседу. Мы советуем молодым девушкам, чтоб они давали себе труд принимать участие в таких разговорах, которые лежат несколько дальше обыденной сферы мышления, побеждали бы свою робость и показывали обдуманными вопросами, что предмет беседы доступен их пониманию… Для мужчины нет худшего разочарования, как заметить в своей собеседнице небрежное отношение к тому, что он с жаром излагает ей…».
Поколение «новых женщин»
Уравнивание прав женщин с мужчинами, или женский вопрос в России возник во второй половине XIX века, а пик развития приходится на конец XIX – начало XX века. В этот период женщины активно начинают бороться за предоставление им гражданских и политических прав. Общественное сознание находится на грани переломного момента, переосмысляя роль женщин в обществе.
Реформа 1861 года явилась движущей силой привлечения женщин на общественное производство. Реформа повлекла за собой стремительное разорение дворянства, которое вынуждено было самостоятельно зарабатывать. Именно такие выходцы из богатых семей - благородные девицы - стали активными участниками женского движения, выступая за равноправие. Именно их история назвала «женщинами нового типа» - образованными, самостоятельными, целеустремленными.
Время требовало предоставления женщинам прав на образование и труд - ведь все это являлось неизбежным фактором социального и культурного прогресса общества. В конце 60-х годов XIX века женщины стремились к высшему образованию, уезжали за границу, где занимались преподавательской деятельностью. Женщины «нового типа» работали акушерами и врачами, осваивали «мужские» специальности. Но на их пути по-прежнему вставали непреодолимые запреты. Именно с этого момента в России появляются общества, направленные на обучение женщин грамоте, борьбу за высшее образование и поддержку женщин в их профессиональной деятельности.
В 1863 году в Петербурге была организована женская переводческая и издательская артель. Были переведены и изданы такие произведения, как «Полное собрание сказок Андерсена» (1863), О. Тьери «Рассказы о временах Меровингов» (1864), Г. Вагнера «Из природы» (1865), Г. В. Бэтса «Натуралист на Амазонской реке» (1865). Во главе артели стояли Мария Васильевна Трубникова, дочь декабриста В. П. Ивашева и Надежда Васильевна Стасова, дочь архитектора В. П. Стасова.
В этом же году в Петербурге появляется Дом трудолюбия для образованных женщин. В очерке И. М. Эйзена читаем про эту организацию: «Идя навстречу всем запросам жизни и стараясь как можно более расширить сферу применения женского труда, дом трудолюбия ввел преподавание бухгалтерии. Наряду с этим в доме трудолюбия производится и масса других работ: переписка пером на четырех языках; переводы с пяти языков (французского, немецкого, английского, испанского и арабского) на русский и с русского на иностранные; корректура, метка гладью, плетение и починка валансьенских и брюссельских кружев, живопись по стеклу, фарфору, бархату и атласу и, наконец, разного рода изящные рукоделия. Наплыв желающих изучить эти работы или нуждающихся в заработке женщин растет с каждым днем. В отчете дома трудолюбия сообщены краткие сведения о положении целого ряда интеллигентных женщин, обращавшихся за помощью в дом трудолюбия».
В 1872 году в Москве открываются высшие женские курсы В. И. Герье, считающиеся первым высшем учебным заведением России, в котором женщины получали историческое образование. Учебная программа позволяла девушкам изучать такие дисциплины, как история, литература, естественные науки и даже астрономия.
Широкое развитие получило высшее женское техническое образование. В 1904 году журналистка и феминистка Прасковья Ариан стала инициатором общества по сбору средств для учебного заведения. Так был открыт Петербургский женский технический институт (1906 – 1924 гг.).
После 1906 года стали создаваться крупные политические структуры - «Русское взаимно-благотворительное общество» и «Союз равноправия женщин». Основным лозунгом женского движения становятся следующие слова: «Свобода и равенство всех перед законом, без различия и пола».
Таким образом, в начале ХХ века женщины в России имели много возможностей, чтобы получить высшее образование. Но дипломы высших женских учебных заведений, к сожалению, не учитывались при трудоустройстве. Требовалось поставить знак равенства в правах дипломов высших женских курсов и мужских учебных заведений. Но власти сдерживали такую инициативу.
Важным в истории феминистского движения был Первый Всероссийский женский съезд 1909 года. Инициатором выступила Анна Николаевна Шабанова. На повестке дня стояли следующие задачи: деятельность женщины в России на различных поприщах, экономическое положение женщины, политическое и гражданское положение женщины, женское образование в России.
По словам А. Н. Шабановой: «После съезда русская женщина вошла в семью культурных женщин мира не в качестве отдельной личности, а в качестве коллективной общественной силы».
В современном мире сложно представить женщин без высшего образования, не стремящихся работать. Для нашего времени это антинорма. Женщины все чаще становятся партнерами по бизнесу наравне с мужчинами, и даже занимаются «неженской» работой. В следующей статье мы расскажем о первой русской летчице, первой женщине в Геологическом комитете и других представительницах прекрасного пола, зарекомендовавших себя в предпринимательской деятельности.
Впервые 8 марта в истории борьбы женщин за свои права возникает в связи с «маршем кастрюль», который состоялся именно 8 марта 1857 года. Тогда ткачихи из Нью-Йорка вышли на улицы в знак протеста против неравных с мужчинами условий труда и мизерной зарплаты. Их требования были достаточно банальными – это сокращение рабочего времени, улучшение условий труда и равную с мужской заработную плату. Если учесть, что женщины в то время работали по 16 часов в сутки, а получали в три раза меньше, чем мужчины, то их возмущение было вполне объяснимо. Но про политическое равенство между мужчинами и женщинами не шло даже речи.
Через почти 50 лет, снова-таки 8 марта, но уже 1908 года по призыву Нью-Йоркской социал-демократической партии женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин. В этот день более чем 15000 женщин прошли маршем через весь город, требуя сокращения рабочего дня и равные с мужчинами условия оплаты труда. Этот митинг был очень схож на тот, который был 50 годами раньше, но в этом появились лозунги о предоставлении женщинам избирательного права. Была создана конституционная комиссия, которая должна была проанализировать вопрос, могут ли женщины иметь избирательно право или оно предоставляется их мужьям. Главным аргументом приверженцев женского равноправия был тот факт, что в то время в США появилось достаточно много матерей-одиночек. И именно не вдов, а тех, кто самостоятельно без помощи мужчины вели хозяйство. Возник парадокс – если существуют такие семьи, то, как учитывать их избирательное право.
В 1909 году Социалистическая партия Америки объявила национальный женский день, который в последнее воскресение февраля праздновался парадом свободных женщин США до 1913 года. Интересно, что в этом параде всегда принимала участие колонна матерей-одиночек, а немного дальше гордо шагали более колоритные «жрицы любви». Кстати, этот парад стал прообразом будущих «Парадов гордости», которые переквалифицировались позднее в парады сексменьшинств.
В то время в Европе еще более эмансипированные революционерки начинают собирать Международные конференции женщин-социалисток. Первая из них состоялась в 1907 году в городе Штутгарт. Несмотря на небольшое количество человек, принявших в ней участие, это не помешало создать Международный женский секретариат (Всемирный Женсовет) во главе с Кларой Цеткин, а журнал «Глайхайт», который издавался Розой Люксембург, был признан Всемирным женским журналом.
Клара Цеткин по полной программе использовала свой виртуальный орган и выдуманную должность. Идеи рождались в ее голове одна за другой – от международного правления женщинами до армии новых амазонок. Проблема была лишь в том, что никто не хотел финансировать эти проекты. Тогда активная революционерка решила заинтересовать своими идеями делегатов Восьмого конгресса Второго Интернационала. Цеткин провозгласила, что лучшим «горючим» для огня революции есть женщина-работник, и все внимание Интернационала должно направляться именно на них.
Клара Цеткин скандировала, что ни одна армия не устоит, когда им навстречу ринутся женщины, матери, жены, что солдаты сложат оружие и власть перейдет народу. Лидеры трудового движения услышали ее и согласились на проведение Второй Международной социалистической женской конференции, которая прошла 27 августа в Копенгагене и собрала более чем сто делегаток из 17 стран. Именно там Клара Цеткин предложила основать международный женский день. Имелось ввиду, что это будет день, когда женщины будут устраивать митинги и марши, привлекая общественность к своим проблемам. Была предложена дата 8 марта 1911 года в честь «марша кастрюль». Была также распространена мысль, что эта дата выбрана в честь еврейского праздника Пурим (посвященный царице Эстер). Но это неправда потому, что на самом деле в 1911 году Пурим припадал на 14 марта.
В 1911 году первый Международный женский день по предложению члена ЦК социал-демократической партии Елены Гринберг праздновался в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии 19 марта. Это связано с тем, что 19 марта 1848 года король Пруссии дал обещание провести реформы, в том числе избирательное право для женщин, но это обещание он не исполнил. В 1912 году Международный Женский день праздновался в тех же странах уже 12 мая. В 1913 году женщины митинговали во Франции и России – 2 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии и Голландии – 9 марта, в Германии 12 марта. И только в 1914 году дата была окончательно зафиксирована на 8 марта.
Международный Женский день был популярным в мире в 1910-е и 1920-е года, а со временем его популярность в мире существенно снизилась. В России, например, все было наоборот. В 1921 году по решению Второй Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта в память об участии женщин в демонстрации 8 марта в Петрограде 1917 года, потому как она была одним из событий, которые предшествовали Февральской революции.
С 1966 года согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 марта 1965 года, Международный день стал праздником и нерабочим днем. Со временем в СССР этот праздник полностью потерял свой политический окрас и привязку к борьбе женщин против дискриминации и стал «днем любви ко всем женщинам».
С 1975 года ООН в связи с Международным годом женщины начали праздновать 8 марта как Международный женский день. В 1977 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам выбрать любой день этого года Днем борьбы женщин за свои права и международный мир ООН.
Страны, в которых сейчас официально празднуется 8 марта: Армения, Азербайджан, Афганистан, Беларусь, Буркина Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия, Замбия, Казахстан, Камбоджа, Киргизия, Кирибати, Китай (официально рабочий день для всех), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной только для женщин), Молдова, Монголия, Непал, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Уганда, Узбекистан, Украина, Хорватия, Черногория, Еритрея, Латвия.
Борьба женщин за свои права имеет давнюю историю. Она проходила практически во всех странах мира, однако нигде женщины не боролись и не борются за свои права так изобретательно и агрессивно, как в США. Любопытно, что многие права, которых американки добились лишь во второй половине ХХ века, были получены гражданками бывшего СССР в 1917 году.
1790 год. Впервые в защиту женщин выступил мужчина. Французский философ де Кондорсе опубликовал статью «О даровании женщинам гражданских прав». В 1792 году немецкий мыслитель Теодор Готтлиб фон Гиппель опубликовал книгу «Об улучшении статуса женщин», в которой призывал к полноправию женщин в политике, образовании и т.д. Любопытно, что ранее против предоставления женщинам гражданских прав протестовал даже великий философ-энциклопедист Жан-Жак Руссо, который был убежден, что женщины от природы неспособны быть гражданами.
1791 год. Опубликован первый документ феминизма - «Декларация прав женщины и гражданки». Автор декларации - французская писательница Олимпия де Гуж. Писательница доказывала, что игнорирование прав женщин, тирания сильного пола являются причиной нравственного разложения общества, что женщина рождена свободной, и ее права не отличаются от прав мужчин. Олимпия де Гуж была казнена в 1793 году как роялистка, враг революции и как женщина, «забывшая о достоинствах своего пола». В 1793 году правительство революционной Франции запретило недавно появившиеся женские политические клубы. Равные избирательные права с мужчинами француженки получили лишь в 1945 году.
1848 год. Первая конференция по защите прав женщин прошла в поселке Сенека Фоллс неподалеку от Нью-Йорка и собрала в основном жителей близлежащих населенных пунктов. Делегаты подписали Декларацию Чувств, которая стала основой для развития движения защиты прав женщин. Многие положения из этой Декларации через сто лет вошли во Всеобщую декларацию прав человека.
1857 год. Первый в истории женский митинг прошел 8 марта в Нью-Йорке. Работницы текстильных предприятий протестовали против низких зарплат и плохих условий труда.
1869 год. В США создана первая в мире общественная организация, в которую вошли только женщины - Национальное общество за избирательные права женщин (National Woman Suffrage Association). Суфражистки устраивали демонстрации и манифестации, сознательно нарушали общественный порядок, эпатировали общество - их целью было привлечь внимание к проблеме женского равноправия. Именно суфражистки начали носить брюки, чтобы таким образом продемонстрировать равенство полов, в том числе и в одежде.
1893 год. Впервые в мировой истории избирательные права женщинам предоставляет Новая Зеландия и один из штатов США - Колорадо.
1904 год. Суфражистские организации США, Канады, Великобритании, Германии, Голландии, Норвегии и Швеции объединились в Международный союз за женское равноправие. Суфражистки боролись прежде всего за избирательные права женщин, опорой этого движения был средний класс, интеллигенция и буржуазия.
1905 год. Впервые в России создана женская политическая организация - Всероссийский союз равноправия женщин.
1910 год. Клара Цеткин на Второй Международной конференции женщин-социалисток предложила отмечать Международный день борьбы за права женщин. В Европе этот день впервые отметили 19 марта 1911 года. И только в 1914 году этот день получил постоянную прописку - 8 марта. В 1977 году ООН объявила 8 марта Международным женским днем. Слово «борьба» из названия праздника исчезло.
1913 год. Впервые в мире в США создана первая женская партия.
1917 год. Временное правительство объявило о своем решении предоставить российским женщинам все политические права. Россия стала одной из первых стран мира, предостави-вших женщинам равные права с мужчинами.
1920 год. Американки получили право голоса. Любопытно, что еще в 1874 году Верховный Суд США постановил, что Конституция страны не предусматривает, что женщины могут принимать участие в голосовании. В некоторых странах мира, например, Саудовской Аравии, женщины до сих пор не имеют избирательных прав.
1986 год. Верховный Суд США постановил, что сексуальная агрессия (sexual harrassment) или приставание к женщинам на рабочем месте является актом дискриминации. Обвинения в сексуальной агрессии являются кошмаром для американцев. К примеру, по данным государственной Комиссии США по равным возможностям в области трудоустройства, в 2001 году было зарегистрировано 15 475 исков со стороны жертв сексуальных домогательств в офисе. При этом почти половина мужчин и женщин, решивших юридически преследовать своих обидчиков, не смогла доказать, что они действительно жертвы сексуального преследования.