Конец пасхи. Когда праздновать католическую и православную пасху
Все люди любят праздники, ведь это время, когда они могут собраться дружной семьей за праздничным богатым застольем, встретиться с друзьями и приготовить друг другу оригинальные и интересные подарки. Но есть особенные праздники, во время которых не только веселятся, но и отмечают важные и значимые события в истории человечества. Таким праздником, несомненно, является и Пасха, день, когда спаситель Иисус Христос сумел побороть смерть и воскрес из мертвых. Какого числа католическая Пасха в 2018 году, когда возникла традиция ее отмечать и какие обряды сопровождают этот светлый и великий праздник?
В отличие от другого светлого праздника, Рождества Христова, который католики всегда отмечают в один и тот же день – 25 декабря, празднование Пасхи в каждом году происходит в разное время. Это связано с тем, что праздник принято отмечать первого воскресенья первого весеннего новолуния. Празднуют этот светлый день исключительно в воскресенье, чтобы подчеркнуть значимость и святость события.
Совпадает ли с православной
Православные и католики, как правило, отмечают Пасху по разным числам, а иногда даже в разные месяцы. Так происходит потому, что Римским Папой Григорием XIII в конце шестнадцатого столетия юлианский календарь, по которому исчисляла время вся Европа, был заменен на григорианский календарь.
С тех пор даты празднования Пасхи у католиков и православных значительно отличаются, хотя в редких случаях и совпадают. В 2018 году православная церковь будет отмечать этот праздник на неделю позже, 8 апреля.
История возникновения праздника
Как возникла традиция отмечать Пасху, и почему все христиане считают этот праздник одним из самых важных в своей жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, придется вернуться на несколько столетий назад и окунуться в гущу событий, описанных в священной Библии.
Само слово «Пасха» христиане позаимствовали у древних евреев, которые тоже отмечают похожий праздник, именуемый у них «Песах». Только в иудейских верованиях он символизирует не воскрешение Христа, а выход евреев из Египта, после многих лет рабства и страданий.
Согласно Библии, богоизбранный еврейский народ в течении десятков лет томился в рабстве у жестоких египетских фараонов, терпя лишения и унижения. По поверьям евреи даже строили знаменитые на весь мир египетские усыпальницы – пирамиды.
Только Моисей смог бросить вызов жестокому правителю и вывести свой народ из Египта. Чтобы всегда помнить это знаменательное событие и передать его своим потомкам евреи начали каждый год отмечать Песах, что переводиться, как освобождение или переход.
У христиан Пасха также является символом освобождения, так как сын Божий Иисус принял мученическую смерть во имя спасения всех верующих от грехов, но милостью Божией воскрес на третий день. В христианском мире принято отмечать день воскрешения Христа, как символ победы Божьего сына над смертью и страданиями.
Традиции и обряды празднества
Предшествующая Пасхе неделя в христианском мире называется страстной. Это время все верующие посвящают подготовке к светлому и великому празднику.
Обряды, проводимые в последнюю неделю перед Пасхой
- Всю предшествующую Пасхе неделю, кроме пятницы и субботы, верующие украшают свои дома яркими декоративными элементами из бумажных лент, салфеток и живых цветов.
- В Святой или Чистый четверг католики готовят свои дома к празднованию, занимаясь уборкой и мытьем полов. Также в этот день принято совершать ритуальное омовение тела, чтобы быть чистым, как телесно, так и духовно.
- Пятницу последней недели называют Страстной, так как именно в этот день римляне распяли Иисуса на кресте. В пятницу у христиан нерабочий день, запрещена не только уборка, но и готовка пищи. Это время верующие посвящают воспоминанием о страданиях спасителя и воздают ему почести.
- В субботнее утро, непосредственно перед самой Пасхой во всех католических церквях и храмах священники проводят главную литургию года – Навечерие Пасхи. Перед дверью храма зажигают большой костер, священник берет из этого костра огонь для главной свечи – Пасхала и торжественно вносит ее в храм. От Пасхала все прихожане зажигают свои свечи.
- Вечер субботы все католики проводят в семейном кругу за столом, поминая Христа скромным ужином.
Множество традиций у прихожан католической церкви связано и с самой Пасхой.
Традиции католиков в Пасхальное Воскресенье
- Есть совпадение одной традиции у католиков и православных. В обоих верованиях принято в этот праздник красить яйца. Но есть и отличия в этом обряде: католики используют не натуральные яйца, а изделия, изготовленные из искусственных материалов, например, дерева, воска или пластмассы. Популярны у них и съедобные шоколадные яйца.
- Символ Пасхи у католиков не жертвенный ягненок, а пасхальный кролик. Люди, исповедующие католицизм, пекут пироги в форме этого животного, украшают его фигурками дом и дарят игрушечных кроликов знакомым и друзьям.
- В католических странах дети начинают воскресное утро с поисков подарков, которые по поверью спрятал пасхальный кролик.
- Католики также освящают корзинки с едой в храмах, но могут сделать это и у себя дома. К каждому желающему приходит священник, освятить пасхальную корзинку.
- Важным аспектом праздника является пасхальный обед, который собирает всех родственников за одним столом.
Традиционные кушанья католической Пасхи
Блюда, традиционно подаваемые на пасхальный стол, имеют особое значение, так как каждое кушанье является определенным символом этого праздника.
- Неизменным атрибутом праздничного застолья в этот день являются яйца, которые являются символом зарождающейся жизни. Именно освященное яйцо хозяин дома делит между членами семьи и его первым пробуют на Пасху.
- Много на столе присутствует и мясных блюда, как символ жертвенного ягненка. Традиционно подают различные виды колбасы, и запеченное мясо. Часто католики на Пасху готовят и блюда из утки или индейки.
- Очень много в этот день подают на праздничное застолье и выпечки. Пироги могут быть, как с мясной и рыбной начинкой, так и сладкие, с фруктами или кремом.
- Хозяйки выпекают много пасхальных куличей, иногда в форме кроликов, ягнят или птиц.
Пост перед Пасхой у католиков: каковы условия и запреты
Великий Пост, предшествующий Пасхе, длиться сорок дней. Почему именно столько? Это число связано с количеством дней, которые провел Иисус в жаркой пустыне в посте, молитвах и покаянии.
Несмотря на то, какого числа будет праздноваться Пасха в 2017 году, нужно отметить, что это древнейший и самый почитаемый праздник христианского вероисповедания. Его ежегодно отмечают верующие по всему свету, поэтому событие обросло большим количеством различных традиций.
Дата и число православной Пасхи 2017
В 2017 году праздноваться православная Пасха будет 16 апреля . Этот праздник не имеет фиксированной даты, и он ежегодно разнится в различное количество дней с католической Пасхой. Вычисляется дата празднования православной Пасхи по таблице, носящей название Григорианской или Александрийской пасхалии в зависимости от того, о каком календаре идёт речь. В обе пасхалии совпадают, а это означает что дата Пасхи 2017 , как православной, так и католической приходится на один день -16 апреля. Такое бывает нечасто, обычно совпадение дат празднования Пасхи двух упомянутых религиозных конфессий происходит лишь в 30% всех случаев.
Пасха олицетворяет собой главное природное и божественное чудо, которому поклонялись люди с древнейших времён. Сейчас православная Пасха – это праздник воскрешения Иисуса Христа, отдавшего свою жизнь служению человечеству и принявшего мученическую смерть во искупление людских грехов. У славян был подобный праздник , приходившийся также на весенний период – наши предки чествовали природных духов, зимой умирающих, а весной снова приходящих в мир живыми. Победа над смертью – главная идейная составляющая этого весеннего праздника (см. перед Пасхой).
Традиции празднования Пасхи
Начинается празднование православной Пасхи накануне с праздничного богослужения в церкви. Главные храмы страны принимают больше всего народа, который может собственными глазами увидеть одно из главных чудес Пасхи – схождение Благодатного огня. Считается, что он опускается с небес на землю и обладает особенными исцеляющими, очищающими свойствами. От него зажигают свечи, воск которых способен исцелять не только физические, но и душевные недуги.
Не только Благодатный огонь стал символом Пасхи
. Ещё одним важным составляющим праздника является вода, которую олицетворяют пасхальные ручьи, приносящие с собой обновление. Рождение, продолжение и воскресение жизни олицетворяют собой пасхальные блюда – мясные из крольчатины, куличи, яйца.
Традиционные блюда на Пасху
Приготовление пасхального кулича – устоявшаяся традиция праздника. После освещения в церкви, куличи дарят друг другу, раздают нищим и едят сами. Крашеные освещённые куриные яйца так же являются традиционным блюдом на Пасху. Также они становятся главным атрибутом в пасхальной забаве, в которой следует выбрать себе яйцо и с помощью него разбить как можно больше яиц тех, кто принимает участие в этой игре. Однако пасхальные яйца несут в себе весьма глубокий контекст. Окрашенное яйцо относит нас к событиям далёкого прошлого, о котором говорится в Священном Писании. Некогда император Тиберий усомнился в том, что мёртвые могут воскреснуть. Он произнёс, что этого не может произойти так же, как и белое яйцо не может стать красным. И в этот миг яйцо в его руках покраснело.
Пасха в 2017 году – самый главный христианский праздник и радостное событие не только для православных, но и для католиков. Он несет в себе величайшую любовь и надежду на духовное очищение. В этот день двери каждой церкви открыты для желающих принести и освятить пасхальные куличи, крашеные яйца и другие лакомства, доступные после .
Когда наступает праздник и какого числа православная Пасха в 2017 году?
Христианская Пасха в 2017 году, как и всегда, отмечается в воскресенье. В этом году один из редких случаев, когда Пасха в 2017 году у православных совпадает с празднованием католической Пасхи. Чаще всего разница между датами православной и католической Пасхи отличается в несколько недель, а в этот раз все католики отмечают совместно с православными.
Для того чтобы определить дату Пасхи в 2017 году, достаточно просто обратиться к церковному календарю. Если вы хотите высчитать эту дату самостоятельно, сделать это можно с помощью лунного календаря. Определите полнолуние после дня весеннего равноденствия: следующее воскресенье после этого дня и станет радостным праздником Пасхи в 2017 году.
Чтобы узнать какого числа Пасха в 2017 году посмотрите календарь. Выпадает этот день на 16 апреля.
История празднования
Светлый и радостный христианский праздник знаменует веру в Бога и его силы. Именно с этого дня началась когда-то новая эпоха. Приняв мученическую смерть за человеческие грехи, воскресший на третий день по воле Господа и во славу его, Иисус стал символом человечества, знамением того, что любой сможет войти в Царство Божие после завершения земной жизни.
Для верующих христиан время пасхальных праздников – главное событие года. Подготовка к празднику начинается задолго до начала Пасхи. Суть поста – подготовка духа и тела к празднованию воскрешения Сына Божьего. Во время поста задача состоит не столько в физическом очищении при отказе от многих продуктов, сколько в возможности познать свою силу духа и очиститься духовно.
Продолжается пост 40 дней, столько же длился пост Христа после его крещения.
Символами праздника воскрешения являются:
- Жизнь (представленная в виде пасхального кулича, крашеных яиц).
- Вода (пасхальные ручьи).
- Огонь (Благодатный огонь, выносимый из гроба Господнего).
В ночь празднования Пасхи все верующие люди шли в церковь, слушали праздничное богослужение и святили пасхальную корзину с куличами и крашеными яйцами.
Католическая Пасха
Празднование католической Пасхи отличается немногим. Католики также красят яйца, ходят на ночную службу и поздравляют родных и близких. Особым обрядом считается крещение взрослых людей в ночь перед праздником. Католики верят, что это принесет им счастье и удачу.
Семейный обед – неотъемлемая часть праздника. Родные собираются за общим столом, который обязательно украшают пасхальной атрибутикой, сладостями и выпечкой. Дети, взрослые и влюбленные обмениваются крашеными яйцами, а на улицах целый день проходят театральные представления на религиозную тему.
Традиции, обряды и приметы
Пасхальные обряды и традиции предполагают множество правил. После ночной пасхальной службы люди приходят домой и начинают разговляться (то есть позволять себе принимать пищу, от которой долгое время отказывались). Особенно этот обряд значим для тех, кто постился весь срок. Делать это нужно правильно, в первую очередь нужно разбить и скушать яйцо. После вкушения яйца кушают пасхальный кулич. После этого можно приступать и к другим продуктам. Для большинства детей любимой традицией является разбивание яиц. Для этого каждый выбирает яйцо и бьет его о другое. Выигрывает тот, чье яичко останется целым.
Еще выходя из церкви, все знакомые люди должны приветствовать друг друга словами «Христос воскрес!», ответом на это приветствие должно быть «Воистину воскрес!», люди обнимают друг друга и обмениваются троекратным поцелуем в щеку.
Приготовление пасхальных куличей и покраска яиц перед Пасхой также является традицией для многих. Родные люди собираются и проводят вместе время за разговорами и подготовкой к светлому празднику, это объединяет и наполняет души любовью.
Среди католиков символом Пасхи считается кролик. Это он приходит в дом и оставляет угощения в корзинах. Рисунки кролика присутствуют в большинстве атрибутов праздника – открытки, разнообразные сувениры, шоколадные конфеты, крашеные яйца и печенье производятся с его изображением. Кроме основных традиций, существуют народные приметы и обряды, вот основные из них:
- Пришедший первым в дом после ночной службы привлечет к себе удачу на весь год.
- Привлечь богатство можно, если окунуть золотые украшения в воду с освященным яйцом.
- Прокатив по лицу ребенка пасхальное яйцо, можно защитить его от сглаза.
Праздничные запреты
В период Великого поста в церкви нельзя преклонять колени в молитве: разрешено это после Воскрешения. Такое же ограничение распространяется и на колокольный звон, возобновляющийся после Пасхи.
Пасха – чистый и светлый праздник, в этот день не следует заниматься уборкой, стиркой, выполнять ремонтные или сельскохозяйственные работы. В этот день в церкви не поминают усопших и не проводят никакие обряды. Пасха – это праздник духовного и морального очищения, возрождения и очищения собственной души и мыслей. В этот день родные люди собираются за одним столом и наслаждаются общением друг с другом, думают о хороших делах и отгоняют прочь хмурые мысли.
Зная, какого числа Пасха в 2017 году, каждый верующий человек сможет подготовиться к этому празднику, изучив все традиции и историю празднования, очистив свою душу и тело от накопившегося негатива за год.
Если понравилась статья, нам будет приятно, если Вы поделитесь ей с друзями:
Еще статьи по теме
Модный трикотаж зима-весна 2017 года
Вязаной одежде в женском гардеробе неслучайно отводится одно из главных мест. Актуальность ее повышается с приходом холодного времени года: разве можно себе представить зиму без теплого симпатичного свитера или уютного стильного кардигана! Модны...
Новогодние елки 2016-2017 года
Многих родителей интересует, какие новогодние елки в 2016-2017 году подготовили для их семей в Москве в преддверии самого волшебного праздника. Список мероприятия и правда внушительный, и именно поэтому так важно заранее определиться, какие из н...
Lexus ES 2017 года
В России уже стартовали продажи нового седана от компании Lexus. Его официальная презентация состоялась еще весной нынешнего года на Шанхайском международном автошоу. Lexus ES 2017 года имеет обновленный дизайн и значительные изменения в техническ...
Модные брючные костюмы для женщин в 2017 году
С каким бы обожанием современные девушки не относились к платьям, модные брючные костюмы 2017 сегодня горячий тренд сезона для женщин, независимо от возраста и социального статуса. Модные тенденции 2017 Представительницы прекра...
Салаты на Новый 2017 год
Новый год встречать без нескольких различных салатов не принято. Как правило, готовится целый объемный тазик «Оливье», уже стало принято укладывать «под шубу» селедку, многие предпочитают довольно популярные крабовые салаты, «Мимозу», делают салат...
Коктейльные платья 2017 года
Коктейльные платья ассоциируются у нас с короткой юбкой и открытыми плечами. Именно за эти качества, они так полюбились девушкам! Еще бы, ведь подобные наряды позволяют в полной мере продемонстрировать достоинства фигуры. Однако в зимний период...
Новое на сайте
Вот календарь самых больших православных праздников на 10 лет.
У меня такой календарь висит дома на стене, чтобы всегда наперед знать даты православных праздников.
В 2017г. Пасха будет праздноваться одновременно и у православных, и у католиков (с протестантами) 16 апреля.
При этом - в одно время и с иудейской Песах (еврейская Пасха наступает 11 апреля и празднуется иудеями как и положено, - неделю, до 18 числа).
Совпадение тут (для католиков и православных) - просто случайное:
Католики празднуют пасху 16-го апреля согласно канонам Никейского Сорбора 4 века: в первое воскресенье после первого астрономического весеннего полнолуния 11 апреля после дня весеннего астрономического равноденствия 20 марта .
Православные же также используют древнюю пасхалию также рассчитанную в 4 веке по никейским правилам, но, которая- из-за ошибочных расчетов и из-за накапливания в юлианском календаре погрешности от реального солнечного календаря на 13 дней, считает весенним раноденствием 3 апреля по н.ст., а первым полнолунием - также из-за погрешности в 4 суток и отстования юлианской лунной пасхалии от астрономического лунного цикла - 15 апреля.
А первое воскресенье после пасхального лже-полнолуня 15 апреля -- попадает на 16 апреля.
Т.е. случайно совпадает с католической Пасхой.
Пасха 2017
В 2017 году Пасхальное воскресенье будет праздноваться 16 апреля. Нужно сказать, что в 17 году пасха и у православных, и у католиков будет в один день.
будем надеяться, что природа порадует нас ярким солнышком в этот прекрасный праздник.
Пасха 2017-го года будет праздноваться 16-го апреля, как православными так и католиками. Случаи когда даты Пасх двух конфессий совпадают бывают на самом деле очень часто, например в 2014-ом году пасха так-же совпала, и празднуется 20-го апреля.
На самом деле год 2017 еще очень далекий от реальности. Но вопрос задан уже достаточно давно и видимо имеет популярность. Я до ознакомления с этим вопросом на самом деле не знал, какого же числа будет Пасха в 2017 году. Ну и уже после этого стал рыскать в интернете, искать информацию так сказать. И вот что получается, если в этом 2014 году Пасха будет 20 апреля, то уже в 2017 году Пасха будет 16 апреля. На самом деле, дата празднования Пасхи ежегодно меняется, это не так-то и просто высчитать, но с другой стороны не так-то и сложно, кто знаком с церковными праздниками.
В общем, Яндекс знает все, а Пасха в далеком 2017 году будет праздноваться 16 апреля.
В 2017 году Пасха и католическая, и православная будет праздноваться 16 апреля. На Пасху принято красить яйца и освещать их в церкви.
Само же слово Пасха означает, по словам Амвросия Медиоланского, прехождение.
Надо отметить, что Пасха в 2017 году будет отмечаться 16 апреля. По другому Пасха называется Светлое Христово Воскресение. На этот праздник красят яйца, пекут куличи, делают творожную Пасху. Также проводятся богослужения.
Светлый Праздник Пасха в 2017 году будет отмечаться и католическими верующими, и православными в один и тот же день.
Надо сказать, что это средняя по временным меркам Пасха. Так как она бывала и в марте, и в мае.
В 2017 году пасха приходится на 17 апреля. Пасха - важный христианский праздник. Каждый год выпадает на разные даты. Самое раннее - 22 марта, самое позднее - 8 мая.В этот день все христиане празднуют светлое христово воскресение.
Дата Пасхи Христовой в 2017 году - 16 апреля.
Судя по календарю https://pravzhizn.ru/calendar/day/2017-04-16 пасха в этом году будет 16 апреля.
В Российской Федерации в 2017 году православная Пасха Христова совпадает с католической Пасхой Христовой, и будет праздноваться 16 апреля. Таким образом, 16 апреля 2017 года все люди христианской веры на нашей планете будут одновременно поздравлять друг друга со Светлым Христовым Воскресением.
Несомненно, что Пасха является одним из самых великих праздников для всех верующих людей, потому что именно в этот день воскрес Иисус Христос, поправ смерть. Всем известно, что самым главным пасхальным символом является куриное яйцо, которое обозначает жизнь, начало всего живого, а так же вкусные пасхальные куличи. В этот святой и светлый день нельзя грешить, грустить, сквернословить и обижать других людей, а нужно быть добрым и терпимым, простить и забыть все обиды. Одно из самых главных и значимых церковных событий, в две тысяча семнадцатом году, произойдет в один из весенних апрельских воскресных дней, а именно, шестнадцатого числа.
Праздник Пасхи в 2017 году будет 16 апреля. Хотя до этого дня еще более трех лет, но уже можно высчитать в какой день он будет. Так как Пасха каждый год празднуется в разные дни. Вот, заодно, в какие дни будет Пасха и в следующие годы.
Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha , от ивр. פסח ), Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ), Светлое Христово Воскресение - главное богослужебное событие церковного календаря, древнейший и самый важный христианский праздник, отмечавшийся ещё во времена апостолови установленный в честь Воскресения Иисуса Христа- центра всей библейской истории и фундамента всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств». В настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником. Название праздника в русском и многих других языках происходит от еврейского слова Пе́сах, которое обозначает иудейскую Пасху и связано со словом пасах - «миновал» (иногда название толкуют как «минул, обошёл»).
Даты пасхального воскресенья:
Пасха Христова 2016 -1 мая ; Пасха Христова 2017 -16 апреля ; Пасха Христова 2018 -8 апреля ; Пасха Христова 2019 -28 апреля ; Пасха Христова 2020 -19 апреля
Арамейское название праздника звучит как писха, и существует мнение, что именно через арамейский язык слово «Пасха» вошло в греческий.
Ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена. У христиан название праздника приобрело иное толкование - «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу».
Ветхозаветная Пасха, как и нынешний праздник Пе́сах (еврейская Пасха), праздновалась в память исхода евреев из Египта, то есть освобождения евреев от рабства. Название «Пе́сах» (ивр. פסח) означает «миновал», «прошёл мимо». Оно связано с рассказом о десяти египетских казнях.
Одно бедствие («казнь») сменялось другим, и наконец за отказ фараона отпустить израильский народ Бог «наказал Египет страшной казнью», убив всех пе́рвенцев, то есть всех первых по старшинству потомков мужского пола - и у людей, и у ското́в. Казнь миновала лишь первенцев иудеев, жилища которых Бог различил по условному знаку (крови а́гнца на косяке двери) и прошёл мимо:
«А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его. Исх. 12:12 »
После последней казни фараон отпустил еврейский народ вместе с его стадами, а напуганные египтяне торопили евреев, чтобы те скорее ушли (Исх. 12:31-33).
Как исторически, так и этимологически ветхозаветная Пасха была связан с исходом евреев из Египта через Чермное море (Залив Бардавиль на севере Синая, или Суэцкий залив Красного моря).
Пасхальный агнец
В память об этих событиях «всему обществу Израилевых» предписывалось вечером 14-го ниса́на (первого месяца еврейского календаря) приносить в жертву а́гнца - однолетнего ягнёнка или козлёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опре́сноками и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх. 12:1-10, Чис. 9:1-14). Вкушение пасхальной трапезы выступало как «свидетельство главного события всей ветхозаветной истории» - исхода евреев из Египта.
Пасхальный агнец иначе именовался «пасхой» («песахом»). Такое употребление можно найти, в частности, в рассказах евангелистов о Тайной Ве́чери (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15).
Пасха в Новом Завете
Пасха неоднократно упоминается в Евангелиях, но особое место занимает в них рассказ о Тайной Ве́чери, которая у Матфея, Марка и Луки описана как праздничная пасхальная трапеза (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15), и о последующем распятии Иисуса Христа.
Именно во время Тайной Вечери Иисус Христос произнёс слова и совершил действия, которые поменяли смысл праздника. Иисус заменил Собой место пасхальной жертвы, и в результате «ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда», а новой пасхальной трапезой становится Евхаристия.
Поскольку казнь состоялась в пятницу, «то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу … просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин. 19:31), и воины перебили голени распятым разбойникам, однако же, «придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин. 19:32-32). Иоанн Богослов, который рассказывает об этих событиях, находит в них исполнение слов Священного Писания: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин. 19:36).
Новое понимание пасхальной жертвы хорошо отражают слова апостола Павла (1Кор. 5:7):
«…Пасха наша, Христос, заклан за нас.»
Прекращение ветхозаветных жертв
После разрушения в 70 году Иерусалимского храма ритуальное закла́ние пасхального агнца прекратилось, и в современном ритуале совершения Песаха о нём напоминает предписание «съесть небольшой кусочек испечённого мяса» во время ночной трапезы.
Раннее христианство
После Пятидесятницы христиане начали совершать первые богослужения Евхаристии, посвященные воспоминанию смерти Иисуса Христа. Литургии совершались как Тайная Вечеря - Пасха страданий, связанная с Крестной смертью. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианств.
В некоторых ранних источниках говорится о еженедельных празднованиях: пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа («Пастырь Ермы», III,V:1), а воскресенье - днём радости (Тертуллиан, «De corona mil.», гл. 3). Эти празднования становились более торжественными в период еврейского Песаха - годовщины смерти Христа.
В малоазийских церквях, особенно иудеохристианами, в I век н. э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейским Песахом - 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии (Блаж. Иероним, Толк. на Мф. 25,6 - PL 26,192). Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейского Песаха, потому как Иисус Христос был казнён в день Песаха и воскрес по Евангелиям в день после субботы - то есть в воскресенье. Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквах. В сочинениях ранних христианских писателей - в послании св. Иринея Лионского епископу Римскому Виктору, «Слове о Пасхе» Мелитона Сардийского, в творениях Аполлинария Иерапольского, Климента Александрийского, св. Ипполита Римского - есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная» - πάσχα σταυρόσιμον, pascha crucificationis, она совпадала с еврейским Песахом, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная» - πάσχα άναστάσιμον, pascha resurrectionis. В современном богослужебном Уставе сохранились следы этих древних праздников. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени. Также на Уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения.
В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей. Возник т. н. «пасхальный спор» между Римом и церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии, названные четыренадесятниками или квартодециманами (от 14 числа месяца нисана), строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана, опираясь на авторитет ап. Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 155 году Поликарп, епископ Смирны, посетил римского епископа Аникета, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было. Позднее, в 190-192 гг., римский епископ Виктор на соборах в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе, настаивал, чтобы малоазийские христиане отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Св. Ириней Лионский, выступил против отлучения малоазийцев, указывая, что расхождения по формальным пунктам не должны ставить под угрозу единство Церкви.
Многие общины ориентировались на принятые у иудеев расчеты пасхального месяца. К этому времени твердая связь между равноденствием и месяцем нисаном не соблюдалась, и в некоторые годы это приводило к празднованию Пасхи до дня весеннего равноденствия (то есть, наступления нового астрономического года). Эта практика не принималась другими общинами.
Первый Вселенский собор
Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее, впоследствии названном Первым Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия:
«Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев… »
Как сообщает историк, епископ и участник собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина», на Первом Вселенском все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время:
«Глава 14. Единогласное определение Собора касательно Веры и (празднования) Пасхи:
Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу.»
Евсевий Кесарийский, пересказывая слова императора Константина, приводит и аргументы, которыми руководствовались отцы Первого Вселенского собора для такого решения:
«Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз.
Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся.»
Днём Пасхи был выбран первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия.
Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования. Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось. Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни. В Александрии были созданы пасхальные таблицы - пасхальный календарь, позволяющие определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта. В VI-VIII веках эта Пасхалия была принята западной церковью.
Исходное определение Первого Вселенского собора относительно Пасхи стало основанием для церковного устава.
Поместный Антиохийский собор 341 года в своем первом правиле требует строгого соблюдения решений Первого Вселенского собора о дне празднования Пасхи под страхом отлучения от Церкви и извержения из священнического сана.
Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья. Только в V веке название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «царя дней».
Средние века и Новое время
В VI веке Римская церковь приняла восточную пасхалию. Но в течение почти 500 лет после Никейского собора Пасха праздновалась по разным пасхалиям. Александрийская Пасхалия использовалась во всем христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Восточная или Александрийская Пасхалия построена на четырёх ограничениях, изложенных Матфеем Властарем:
«Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненаписанного предания. Первое - мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе - совершать не в один день с иудеями; третье - не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвертое - и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету. Поэтому, чтобы сии четыре ограничения соблюдались равно мудрыми и простыми, и чтобы христиане по всей вселенной праздновали Пасху в одно время, не имея притом нигде надобности в особых астрономических вычислениях, - отцы составили канон и предали Церкви, без нарушения сказанных ограничений.»
В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В этом же году папа Римский Григорий направил послов к патриарху Иеремии с предложением принятия нового григорианского календаря и новой григорианской пасхалии. В 1583 году патриарх Иеремия созвал большой поместный собор, пригласив восточных патриархов, на котором предали анафеме не только принимающих григорианскую пасхалию, но и григорианский календарь, в частности в правиле Великого Константинопольского собора 1583 года сказано:
«Ζ. Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить - да будет анафема»
В результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.
Современность
В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провёл т. н. «Всеправославное» совещание с участием представителей Элладской, Румынской и Сербской православных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. Восточные церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в введении нового календаря нет никакой необходимости. В Русской и Сербской церквях после попытки перемены календаря оставили прежний из-за возможной смуты в народе.
В марте 1924 года на новый стиль перешли Константинопольская (уже при Григории VII) и Элладская церкви. Румынская церковь приняла «новоюлианский» календарь 1 октября 1924 года.
Возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923 года. 20 мая 1926 года Мелетий становится Папой и патриархом Александрийской церкви, где, вопреки прежде принятому соборному решению, вводит новый календарь. В греческих церквах произошел масштабный церковный раскол, не уврачеванный по сей день. Образовалось несколько самостоятельных старокалендарных греческих Синодов.
На Московском Совещании 1948 года было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными церквами по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а непереходящие праздники по тому, по которому живёт данная Церковь. В том же году на новоюлианский календарь перешла Антиохийская православная церковь.
Сегодня юлианским календарём всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также Афон.
Финляндская православная церковь полностью перешла на григорианский календарь.
Остальные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и другие непереходящие праздники - по новому стилю.
В Великобритании Пасхальный Акт 1928 года устанавливал дату Пасхи на первое воскресенье после второй субботы апреля; однако данное постановление не вступило в силу. В 1997 году на саммите в Алеппо (Сирия) Всемирный совет церквей предложил зафиксировать день Пасхи в солнечном календаре (также второе воскресение апреля) либо утвердить единообразную Пасхалию для всего христианского мира, исходя из астрономических требований. Реформа была назначена на 2001 год, но не была принята всеми членами Совета.
Общее правило для расчёта даты Пасхи:
«Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии - Александрийская и Григорианская - основаны на этом принципе.
Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь) (Матфей Властарь, Синтагма. О Святой Пасхе).
Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:
Обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);
Обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);
Установленный день празднования - воскресенье;
Для расчёта даты полнолуния в год Y надо найти золотое число G - порядок года в 19-летнем цикле полнолуний (Метонов цикл);
В 1 год н. э. золотое число равнялось 2, соответственно в год Y от Р. Х.
G = (остаток от Y/19)+1;
Основание Луны - число, показывающее возраст луны на 1 марта, то есть сколько дней прошло к 1 марта от предыдущей лунной фазы. Разница между основаниями последующиx годов равна 11. Число дней лунного месяца равно 30.
Основание = остаток от (11·G)/30 .
Новолуние = 30 - Основание;
Полнолуние = Новолуние + 14;
Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.
Однако восточные (православные, греко-католики и верующие древневосточных церквей) и западные (католики латинского обряда и протестанты) христиане используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам.
Согласно восточной традиции, Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии; дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) выпадает на один из 35 дней в период с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю (что в XX-XXI веках соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения (25 марта), то она называется Кириопасха (Господня Пасха). Православные христиане к чудесным свидетельствам Пасхи относят схождение Благодатного Огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую субботу перед православной Пасхой.
В Римско-католической и протестантских церквях дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. В XVI веке Римско-католическая церковь провела календарную реформу, целью которой было привести рассчитываемую дату Пасхи в соответствие с наблюдаемыми явлениями на небе (к этому времени старая пасхалия уже давала даты полнолуний и равноденствий, не соответствующие реальному положению светил). Новая пасхалия была составлена неаполитанским астрономом Алоизием Лилием и немецким монахом-иезуитом Кристофером Клавием.
Расхождение между датами Пасхи в восточных и западных церквях вызвано различием в дате церковных полнолуний и разницей между солнечными календарями (13 дней в XXI веке). Западная Пасха в 30 % случаев совпадает с восточной, в 45 % случаев опережает её на неделю, в 5 % - на 4 недели и в 20 % - на 5 недель. Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.
Вечный календарь из Швеции для вычисления дня Пасхи в 1140-1671 по юлианскому календарю. Каждая руна соответствует определённому номеру недели, на которую будет приходиться праздник
Пасха в церковном году
К Пасхе привязаны важнейшие переходящие праздники, отмечаемые в последовательности евангельских событий:
Лазарева суббота; Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи:
По древнему иудейскому преданию, Мессия - Царь Израилев должен быть явлен на Песах в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя (Ин. 12:12);
Страстная Седмица - неделя перед праздником Пасхи:
Вели́кий понедельник , Страстно́й понедельник - понедельник Страстной недели. В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
Вели́кий вто́рник - вторник Страстной недели, в который вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме.
Вели́кая среда́ , Страстна́я среда - среда Страстной недели на которой вспоминается предательство ИудойИисуса Христа и помазание его миром.
Великий четверг - Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. Синоптические Евангелия описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху(Песах). Евангелие от Иоанна и дальнейшие события других Евангелий показывают, что иудеи Иерусалима праздновали Пасху после дня казни Христа, то есть двумя днями позже. Одно из объяснений, также с учётом кумранских находок, предполагает, что календарь Галилеи отставал на два дня от иерусалимского. Таким образом, на Тайной Вечери ветхозаветный Песах - агнец, вино и опресноки мистически связывается с новозаветной Пасхой - Христом, Его Телом и Кровью;
Страстная пятница - по традиции, перед праздником Песах Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчёркивает, что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху(Песах) есть прообраз Пасхи новозаветной - заклания Христа как Агнца Божьего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб - пещеру до наступления субботнего покоя. При погребении присутствуют Мария Магдалина и «другая Мария»;
Великая суббота - первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых;
Эмалевая миниатюра «Воскресение Христово» (наплечник Андрея Боголюбского, ок. 1170-1180-х гг.)
Пасха - Светлое Христово Воскресение:
Воскресение Христово (первый день после субботы) - после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Явление Христа ученикам;
Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме - явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверение Фомы:
Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».
Христос продолжает являться ученикам в течение сорока дней после своего Воскресения, в частности, на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы (о чём сообщает Иоанн Богослов), а также более чем пяти сотням свидетелей (1Кор. 15:6);
Вознесение Господне - сороковой день после Пасхи:
На сороковой день после Воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов;
Пятидесятница - пятидесятый день после Пасхи (в православии совпадает с Днём Святой Троицы):
На пятидесятый день после Воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.
Пасхальные традиции
Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста - времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).
Пасхальное богослужение
В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. Оно формировалось в первые века христианства как крещальное. Большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение в этот особый день.
В Церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром - с рассветом.
Пасхальное приветствие
Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16), также 1Пет. 5:14, 1Кор. 16:20.
Пасхальный огонь
Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.
Пасхал
В католическом богослужении перед началом Пасхальной службы возжигают Пасхал - особую пасхальную свечу, огонь от которой раздают всем верующим, после чего начинается служба. Эта свеча зажигается на всех богослужениях Пасхальной недели.
В дореволюционное время в России, а на Западе и по сей день на прихрамовой территории разжигается большой костёр. С одной стороны, смысл костра такой же, как и у пасхальной свечи, - огонь есть Свет и Обновление. Пасхальный костёр также разводят для символического сожжения Иуды (Греция, Германия). С другой стороны, около этого огня могут греться те, кто вышел из храма или не дошёл до него, поэтому он является также символом костра, у которого грелся Пётр. В дополнение к световой иллюминации костров и фейерверков используют всяческие хлопушки и «шутихи» для торжественности праздника.
Пасхальная трапеза
В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи и пасхальные яйца, приготовленные к праздничному столу для разговения после Великого поста.
Пасхальное яйцо в христианской традиции обозначает Гроб Господень: яйцо, хотя снаружи выглядит мёртвым, внутри содержит новую жизнь, которая выйдет из него, и поэтому яйцо служит «символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его».
Пасхальные яйца. Творожные пасхи
В православной традиции обычай дарить яйца связывают с преданием о яйце, подаренном Марией Магдалиной императору Тиберию.
Согласно изложению Димитрия Ростовского, святая равноапостольная Мария Магдалина нашла возможность явиться к императору и подарила ему яйцо, окрашенное в красный цвет, со словами: «Христос воскрес!» Выбор яйца как подарка, согласно святителю Димитрию, был вызван бедностью Марии, которая, однако, не захотела явиться с пустыми руками, цвет же яйца был призван привлечь внимание императора.
Хотя яйца красят в разные цвета, именно красный является традиционным: он символизирует кровь распятого Христа. (Вообще, красный цвет характерен для Пасхи. В частности, таков цвет богослужебных облачений этого праздника.)
В православной традиции с Пасхой связан а́ртос - особый хлеб, используемый за богослужениями Светлой седмицы, который в русской приходской практике освящается в конце Пасхальной литургии, после заамвонной молитвы. Этот хлеб на протяжении всей Светлой Седмицы находится в храме и раздаётся верующим после литургии в Светлую субботу. «В России распространен обычай не потреблять артос полностью в этот день, а хранить его дома для вкушения натощак», что происходит в особых случаях, например, при болезни.
Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы (на практике, конечно же, это редко соблюдается).
Пасхальный крестный ход
Непосредственно перед Пасхой верующие собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.
В Римско-католической церкви крестный ход совершается в богослужение навечерия Пасхи, однако не перед Литургией, а после неё. Крестный ход на Пасху не следует путать с богослужением Крестного пути, особым католическим великопостным богослужением в воспоминание Страстей Господних.
Пасхальный звон
В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.
В Бельгии детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами.
Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Так, в некоторых церквях Греции, как только в Евангелии начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек, люстры-паникадила при этом раскачиваются из стороны в сторону. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении Христа.