Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе «Масленицу встречаем, блинами угощаем! Проект «Масленица» Подготовительная группа Проект: краткосрочный
«Масленица»
Программное содержание:
Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы — как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.
Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.
Воспитательные задачи: Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.
Используемый материал: иллюстрации к празднику Масленица, иллюстрации с изображением народных гуляний; репродукции картин художников – И.Суриков «Взятие снежного городка», Н.Кустодиев «Масленица»,
Б.Кустодиев «Масляничное гуляние», К.Юон «Зима. Ростов Великий», «Весенний солнечный день» С.Михеев «Госпожа чесная масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».
Словарная работа: балаган, потеха, скоморох, чучело, тесовый дом, закличка.
Ход занятия:
Беседа о Масленице с показом иллюстраций, репродукций картин художников по данной теме.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей) .
Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.
Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.
Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.
В этот праздник не скучают,
Все в веселье превращают.
Печь на улице стоит,
Выпекать блины велит.
С маком, творогом, капустой,
Чтобы было очень вкусно,
К самовару подходи –
Ароматный чай бери.
Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко — круглые, золотистые, горячие.
К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.
Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.
Физкультминутка
«Малечена-калечина»
Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.
Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?
После слов «До зимнего?» ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три, … десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.
Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.
Начинается Масленица в понедельник, который называется
встреча.
С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.
Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу:
«Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться…»
После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение:
Тин-тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Уж вы не скупитесь,
Масляным кусочком поделитесь!
Подайте широкой Масленице!
Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:
Паршивые блины, по аршину длины! -
и убегали.
К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.
Во вторник -
заигрыши.
С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых:
«У нас горы готовы и блины испечены - просим жаловать».
Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.
Среда -
лакомки
. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг назывался
разгуляем
.
Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).
Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.
Пятница -
тещины вечерки
- была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.
Суббота -
золовкины посиделки
.
Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.
Последний день Масленицы -
Прощеное Воскресенье
.
В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года.
Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.
На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Ты пришла с добром,
Со блинами, пирогами
Да со оладьями.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари,
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!
После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.
А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»
Игра «Гори, гори ясно»
Вопросы к детям.
Почему праздник назывался масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей).
Знакомство с весенними закличками.
Воспитатель: Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:
Красное, разожгись!
С весной красною вернись!
Красно-солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!
Обсудить смысл закличек..
Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.
Конспект занятия на тему масленица в старшей подготовительной группе.
Цель. Знакомство детей с историей возникновения и традициями празднования
Масленицы.
Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Развивать
познавательный интерес к традициям своего народа.
Коррекция и развитие внимания, памяти, связной речи.
Воспитание интереса и уважительного отношения к русским народным праздникам, традициям и обычаям.
Ход занятия.
Ведущая (в народном костюме): Проходите! Проходите! Все на праздник поспешите! Мы сегодня не скучаем! Праздник радостно встречаем! Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Как хорошо, что вы пришли! Ведь сегодня мы праздник народный затеяли - Масленицей называется! Масленица к нам пришла, весну и радость принесла! Воспитатель.
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Воспитатель. Масленица один из самых старинных и любимых в народе праздников.
Празднуют её в конце февраля, начале марта. Масленица имеет другое название
Проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны всегда праздник. В Масленицу долг каждого из нас помочь прогнать зиму, разбудить природу!
В этот праздник не скучают,
Всё в веселье превращают.
Печь на улице стоит,
Выпекать блины велит.
С маком, творогом, капустой,
Чтобы было очень вкусно!
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, почему Масленицу Масленицей назвали?
Дети. Масленицу назвали так, потому что пекли вкусные, масляные блины.
Воспитатель. Верно! К блинам и оладьям в старину полагалась особая еда: мёд, икра,
капуста. А также сыр, масло, рыба, творог. На блины да угощенье звали дорогих гостей.
Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году.
Раньше Масленицу праздновали все: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.
А название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю
мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять вот и
пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей,
много сыра было на столах. Чтобы прийти в гости на блины запасались пословицами и поговорками.
Воспитатель. А сейчас я буду говорить пословицу, а вы её продолжите.
Ученье свет... (а не ученье тьма).
Готовь сани летом... (а телегу зимой).
Не красна изба углами... (а красна пирогами).
Маленькое дело лучше... (большого безделья).
Не сиди, сложа руки... (не будет в доме скуки).
Труд человека кормит... (а лень портит) .
Воспитатель. Молодцы! Вы хорошо знаете
пословицы!
Воспитатель. В масленичную неделю каждый ее день имел, ребята, своё название, кото-рое говорило о том, что в этот день нужно делать.
Начиналась Масленица в понедельник, который назывался Встреча.
С понедельника, со Встречи начинали печь блины. У каждой хозяйки свой рецепт. В добрые старые времена хозяйка, пекшая блины часто приговаривала:
Первый блин комом,
А второй знакомым,
Третий блин дальней родне,
А четвертый мне.
Воспитатель. Начиная со дня Встречи, дети каждый день катались с гор. А еще в этот
день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением, а по дороге пели:
Как на масленой неделе
Из избы блины летели!
Уж вы, блины мои блины!
Уж блиночки мои!
В этот день загадывали друг другу загадки.
Воспитатель. А теперь мои загадки отгадайте
1.Если есть сковорода,
Будет русский сыт всегда:
Жарким солнышком весны
Зашкварчат на ней ___
2.Пять яиц, стакан муки
Масло, чашка, две руки.
Сода, соль и молоко
Миксер крутится легко.
Он крутился и крутился
(Блинчик тонким получился.)
Воспитатель. Праздник этот знаем мы
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь.
Воспитатель. Молодцы. А о чём были мои
Дети. О блинах.
Воспитатель. Как вы думаете, что самое главное на Масленице?
Дети. Главное на Масленице блины.
Воспитатель. Ну, конечно, блины! Хозяйки пекли каждый день блины из гречневой и
пшеничной муки. И в народе говорили: «Блин хорош не один», «Блин не клин, брюхо не
расколет». С чем только их не ели: с маслом, мёдом, икрой. Есть даже такой случай, что
один человек, придя в гости, сразу съел 70 блинов. Блин считается символом Масленицы.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему
блин стал символом масленицы?
Да потому, что блин круглый, поджаренный, и напоминает солнышко. Он был символом весеннего солнца. А солнцу всегда поклонялись и славили все народы мира. С Масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась новая жизнь в природе, солнце управляло ветрами и водами, давало свет и тепло человеку. Масленица была праздником весеннего солнца.
Исполняется песня «мы давно блинов не ели..»
Воспитатель. Скажите ещё раз, что же напоминал блин?
Дети. Блин напоминал солнце.
Воспитатель. Вот и подошла к концу наша Встреча. Пора подвести итоги. Почему
праздник назывался Масленицей?
Дети. Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе пекут блины масленые.
Воспитатель. Чем питались в Масленицу? (Блинами, сыром, творогом, рыбой.)
Воспитатель. Как по другому называют Масленицу?
(По-другому Масленицу называют Сырной неделей или Проводы Зимы.)
Воспитатель. Молодцы, вы сегодня очень активно работали, я вами довольна. А, что
то нового вы узнали на занятии? (Дети рассказывают о Масленице.)
Воспитатель. Молодцы! Что вам особенно понравилось?
Дети. Высказывают свои мнения.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: Приобщение детей к традициям русского народа.
Задачи:
- Продолжать знакомить с русскими народными праздниками (Масленица).
- Формировать умение исполнять русские народные песни и пляски.
- Актуализировать представления детей о названиях и назначении предметов быта в русской избе.
- Формировать у детей навыки творческого взаимодействия.
Подготовительный этап:
- Показ презентации “Широкая Масленица”.
- Разучивание русской народной песни “Мы давно блинов не ели”.
- Разучивание частушек, стихов, закличек, коротких диалогов о Масленице.
- Оформление презентации загадок о Масленице и кроссворда к ней.
- Разучивание музыкальных игр: “Ручеек”, “Вышел Ваня погулять”, эстафет с блинами, хороводов.
- Подбор музыкального оформления.
- Знакомство с русскими народными инструментами.
- Организация мини-музея платков, полотенец к празднику.
Организационный этап:
- Оформление зала.
- Выставка кукол-самоделок “Веселая Масленица”.
- Выставка изделий народных промыслов: дымковская игрушка, хохлома, гжель.
Ход мероприятия
Входят дети в русских народных костюмах под музыку “Виноград” (группа “Иван Купала”), встают полукругом.
От души вас поздравляем
И сердечно приглашаем:
Все заботы бросьте,
Приходите в гости!
Прямо к нашему крыльцу,
К нам на Масленицу!
Дети исполняют песню-приветствие “Ты мне улыбнись!”.
Дети читают стихи:
Со времён старинных, давних
Праздник Солнца к нам спешит.
Он один из самых ранних
В окна вешним днём глядит.
Это Масленица мчится
Вдоль по улицам родным.
И гуляет вся станица,
Ест блины куском большим.
Как на Масленицу Данечке
Напекут печатных пряничков.
Заведут блиночки-солнышки,
Испекут на сковородушке.
Ох, люблю же я блины!
До чего они вкусны!
Мне их мамочка печёт.
Вот опять их есть зовёт.
А давайте-ка, ребятки,
Отгадаем мы загадки!
(Слайдовая презентация “Загадки Масленицы”. Ответы дети поочередно записывают, разгадывая тематический кроссворд, в результате в выделенных клетках получается слово “МАСЛЕНИЦА” )
ЗАГАДКИ:
Кто играет на дуде
Целый день,
Кто и пляшет и поёт,
Веселит вовсю народ?
Ох, мальчишечка не плох,
А зовётся - ... (Скоморох)
Что за место, вы скажите,
Как назвать его, друзья?
Будто в модном магазине,
Можно все купить всегда,
Есть прилавки и витрины,
Продавцы у них стоят,
Раз в году они выходят,
Сувениры продавать (Ярмарка).
Сей продукт дает корова,
Он на солнышке блестит.
Он хорош к блинам и к каше,
В холодильнике лежит (Масло).
С маслом и сметаной –
Разные они вкусны!
Сладкие румяные –
Словно солнышки...(Блины).
В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе!
Видит пламя народ,
А тушить не идёт (Печка).
Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену, величаво
Идёт красавица одна.
О ней вы знаете немало,
Зовут красавицу...(Весна).
За обедом суп едят,
к вечеру “заговорят”
деревянные девчонки,
музыкальные сестрёнки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких...(Ложках)
Слайд №9
В синем небе жёлтый блин.
Ну давай его съедим!
Нет, уж больно блин горяч,
Ты свои ладошки прячь (Солнце).
Слайд №10
Он бывает носовой,
шейный или головной.
Просто ткани лоскуток...
как зовут его? (Платок)
Слайд №11
В этот праздник, все стремятся,
Долго дома не сидеть,
А на ярмарку все мчатся,
Представления смотреть,
Выступают скоморохи,
Пекут вкусные блины,
Раз в году бывает праздник,
В завершение зимы (Масленица).
Масленица - праздник старинный, на Руси его отмечают с весельем и забавами. Каждый день Масленицы имеет свое название и значение. Давайте поиграем в игру “Я начну, а ты продолжи...”:
Понедельник - (встреча);
Вторник - (заигрыш);
Среда - (лакомка);
Четверг - (разгул);
Пятница - (тёщины вечера);
Суббота - (золовкины посиделки);
Воскресенье - (прощеное воскресенье).
А какой у нас сегодня день недели? Правильно, четверг - разгуляй, веселье давай! А кто на народных гуляньях всех веселит и забавляет? Ох, мальчишечка неплох, а зовётся... скоморох! (весело, под музыку “Широкая ты, Масленица” вбегает Скоморох)
Скоморох:
Все! Все! Все! Все на праздник!
Масленицу встречаем,
Зиму провожаем,
Весну закликаем!
Спешите! Спешите!
Подходите все, без стеснения!
Билетов не надо –
Предъявите хорошее настроение!
Будем праздник продолжать,
Вместе весело играть!
Вы ведь любите играть? А соревноваться? У меня есть игры и эстафеты на любой вкус! Сначала я хочу убедиться в том, что вы ловкие и быстрые (проводится игра “Моталочка ” с двумя парами детей).
А вы знаете, из каких продуктов ваши мамы и бабушки пекут блины? Если этот продукт можно использовать для приготовления блинов - вы похлопайте, а если нет - потопайте (называет разные продукты). Молодцы!
А из нашей из печи
Блины очень горячи!
Кто их быстро принесет,
Руки тот не обожжет!
(проводится игра-эстафета “Перенеси блины” под русскую народную мелодию “Ой, вы, сени, мои сени”.
Наши дети умеют не только быстро бегать с блинами, но и петь песню о них (исполняется русская народная песня “Ой, блины, блины, блины ”, дети играют на ложках.
Ребенок читает стихотворение:
Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться!
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели,
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
Скоморох: Ой, да я ведь как раз хотел предложить вам покататься на карусели!
Подходи, честной народ, карусель вас всех зовёт!
Дети, в круг скорей вставайте,
И гостей к нам приглашайте!
(под музыку проводится подвижная игра “Карусель” с лентами с участием родителей).
Скоморох: Масленичные гулянья не обходились без веселой музыки. А вы знаете, как звучат русские народные музыкальные инструменты? Давайте проверим (проводится музыкально-дидактическая игра “Угадай, что звучит”).
Скоморох: А в запасе у меня есть ещё одна игра! (проводится музыкальная игра с платочками : дети танцуют, выходя поочередно под музыку, затем все вместе приглашают на танец родителей).
Ну, спасибо, Скоморох,
Веселил ты нас, как мог!
А теперь пора прощаться,
И домой всем собираться!
(уход детей и гостей под музыку “Масленица пришла ”)
Рудный қаласы әкімдігінің КМҚК «№14бөбекжай балабақшасы»
КГКП «Ясли – сад №14 акимата города Рудного»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
«В гости к Масленице».
Выполнил: воспитатель первой категории Калужская Л.А.
Цель: Развивать познавательный интерес и способности. Закреплять умение определять количество слогов в словах. Учить определять первый звук в слове и обозначать его буквой. Развивать артикуляционные движения. Учить называть прилагательные, согласовывать их с существительными. Развивать мышление, речь. Воспитывать уважение к русским народным традициям.
Воспитатель: Добрый день, добрый час!
Поиграем мы сейчас? (Да)
К нам сюда скорее просим,
Подходи честной народ.
Фейерверки зажигайте,
Всех нас Масленица ждёт.
Ребята, а вы хотите попасть на Масленицу?
Да, конечно хотим.
Появляется Таша Бала (кукла би-ба-бо).
А куда это вы собрались?
Мы хотим попасть на Масленицу.
А, что такое – Масленица? Я ничего про это не знаю.
Если, ты, Таша Бала, хочешь узнать, что такое Масленица, то можешь пойти с нами, а дети помогут тебе. Правда, ребята?
Воспитатель предлагает рассмотреть репродукции картин о Масленице русских художников: Кустодиева, Сурикова, Юона. Дети рассматривают репродукции картин на экране телевизора. Воспитатель проводит беседу с детьми.
Когда встречают Масленицу?
Как готовятся к Масленице?
Как её зовут-зазывают?
Дети отвечают на вопросы и читают заклички:
Ой, Масленица – кривошейка
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачами
И румяным пирогом!
Светит Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных.
Живёт Масленица семь деньков,
Оставайся, Масленица,
Семь годков.
Как народ отмечает Масленицу?
Сколько дней длится Масленица?
А чем этот праздник отличается от всех остальных?
Дети отвечают на вопросы.
Да на Масленицу пекут блины. А вы хотите знать, почему? А ты, Таша Бала, хочешь узнать?
Тогда нам пора отправляться в дорогу. Только вот на чем мы поедим?
Дети предлагают свои варианты.
Хорошо, отправимся на поезде, но поезд у нас не простой, он поедет только в том случае, если мы правильно выполним задание. Нужно расположить слова так, чтобы в первом вагоне было слово, которое состоит из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем – их трех.
Дети распределяют слова по вагонам.
Молодцы, ребята, вы все правильно определили, сколько в слове слогов. Вот мы и отправились в путь. А вот и первая остановка. Давайте прочтем, как она называется?
- «Встреча»
Как вы думаете, почему наша первая остановка называется «Встреча»?
Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.
Понедельник - встреча. Делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
А мы с вами сейчас выполним такое задание: на столах лежат предметные картинки и шнур-затейник. Вам необходимо определить первый звук, с которой начинается слово, на вашей картинке. Затем шнуром-затейником изобразить букву, которая обозначает этот звук.
Дети выполняют задание, сидя за столом.
Молодцы, ребята, все правильно определили первый звук в названии предмета, изображенного на вашей картинке, и изобразили букву шнуром-затейником. А нам нужно отправляться дальше.
Прочитайте, как называется вторая остановка?
- «Заигрыш».
Как вы думаете, почему наша вторая остановка называется «Заигрыш»?
Вторник - заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей. Все ходили, друг к другу в гости, пели песни, шутили. Катались с гор и играли в различные игры. Мы с вами тоже поиграем.
Физминутка
Солнце спит, небо спит.
Даже ветер не шумит
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало.
Вдруг поднялся ветерок,
Небо тучей заволок,
И деревья раскачал.
Град по крыше застучал.
Барабанит град по крыше,
Солнце клонится все ниже.
Вот и спряталось за тучи.
Ни один не виден лучик.
Мы отдохнули, поиграли, а теперь отправимся дальше.
А вот и следующая остановка, прочитайте, как она называется.
- «Лакомка»
Как вы думаете, почему наша третья остановка называется «Лакомка»?
В этот день все лакомились блинами и другими масленичными яствами. А мы сейчас выполним артикуляционную гимнастику.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику, глядя в зеркало.
«Качели» Язычок – вверх и вниз –
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо,
Весело Дениске!
«Горка» Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
«Блинчик» Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
«Вкусное варенье» Каждый раз по воскресеньям
Мы едим с тобой варенье.
Верхнюю губу вареньем
Мы намажем, а потом
Язычком широким сразу
Мы варенье облизнем.
«Чистим зубки» Мягкой щёткой с утра
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
Белые, красивые!
Хорошо дети все упражнения выполнили правильно. И мы отправляемся дальше.
Как называется следующая остановка?
- «Разгуляй»
Четверг - широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, различные соревнования. И мы тоже устроим соревнование, но не простое. Я буду показывать иллюстрацию, а вы будите называть слова, которые обозначают качество этого предмета и отвечают на вопрос «какой?», «какое?», какая?». Кто правильно назовет прилагательное, тот получает фишку.
Солнце – ласковое, теплое, большое, желтое, лучистое.
Блин – вкусный, круглый, масленый.
Зима – холодная, снежная, морозная, красивая, белая.
Дерево – высокое, красивое, зеленое.
Варежки – теплые, шерстяные, красивые, вязанные.
Молодцы, ребята, мы называли слова прилагательные. Кто победил в нашем соревновании? Сосчитайте свои фишки.
Дети считают фишки, определяют, кто победил.
- «Вечерки»
Как вы понимаете слово – вечерки?
Пятница, суббота - вечерки, посиделки. В эти дни встречались родственники вели беседы, угощали друга блинами, водили хороводы.
Дети водят хоровод.
Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит.
Лю-лю, лю-лю проходит.
Снег и стужу прочь уводит,
Весну красную приводит.
Лю-лю, лю-лю приводит.
Солнце ласковое светит,
Любят все весну на свете.
Лю-лю, лю-лю на свете.
Вот так и раньше водили хороводы, встречали весну. И нас ждет последняя остановка.
- «Прощенное воскресенье».
Как вы думаете, почему так называется это остановка?
За, что можно просить прощение?
Воскресенье - прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это.
Посмотрите куда мы пришли? Какой-то домик, интересно кто же здесь живет? Я думаю, что мы сейчас узнаем, почему на Масленицу пекут блины.
Дети показывают кукольный театр «Как Блиночек помог Весне».
В конце сказки, дети выносят блины и всех угощают.
Просмотр презентации «Масленица» под задорную музыку.
Таша Бала благодарит детей за интересные игры, говорит, что узнал много нового, прощается и уходит.
Что нового узнали сегодня?
А, что вы расскажите дома родителям?
Что вы чувствовали, когда смотрели сказку про Блиночка?
Молодцы, ребята, я сегодня увидела, как вы много знаете о Масленице.
Приложение:
Кукольный театр «Как Блиночек помог Весне».
Действующие лица: воспитатель, Баба-Яга, Блиночек, Весна.
Выходит, Весна и плачет.
Вот и все, ребята. Не будет в этом году весны, не распустятся на деревьях листочки, не появятся красивые цветочки. Птицы не прилетят, не проснутся от зимней спячки звери.
Воспитатель:
Не плачь Весна! Лучше скажи, что случилось, почему ты в этом году не придешь к нам?
Украла Баба-Яга красное солнышко! Как теперь снег будет таять? Как теперь земля будет греться? Если солнышко не вернется на небо, тогда Зимушка-зима будет вечно на земле править холода останутся навсегда.
Выходит, Баба-Яга, обмахивается веером, как будто ей жарка.
Баба-Яга:
Фу-ух, хорошо то как!
Воспитатель:
А ну, Баба-Яга! Куда спрятала солнце? Отдавай обратно!
Баба-Яга:
Чего раскричалась то, не отдам я вам солнце, оно мне нужнее!
Не может быть! Почему именно ТЕБЕ?! Да зачем оно тебе?
Баба-Яга:
Я решила слетать отдохнуть в тёплые края, да ступа моя сломалась вот я и подумала, что раз я не могу лететь загорать в теплые края, пусть тепло само ко мне придет! Теперь у меня в избушке настоящее лето! Эх только моря не хватает!
А как же дети?
Баба-Яга:
А что дети? Детям вон и зимой не нормально: они на снежной горе катаются, на санках, на лыжах, на коньках, да в снежки играют.
Нужно детям и тепло и весна. Ведь если не будет весны, не будет и лета. Верни солнышко!
Баба-Яга:
Еще чего захотели, не верну. (уходит).
Весна плачет еще сильнее, тут выходит Блиночек.
Весна и воспитатель вместе:
А ты кто такой?
Блиночек:
Я блин, Блиночек! Я пришел, помочь вам!
Но как ты нам поможешь?
Блиночек:
Посмотрите на меня!
На солнышко похож же я!
Такой же круглый и румяный,
Мешен на масле со сметаной!
Солнышко на время заменю.
Свет, тепло на мир пролью!
И будет вам весна, веселье,
И хорошее будет настроение!
Ура!!! Блиночек, мой спаситель. Как хорошо, что ты появился! И теперь каждый раз с моим приходом, пусть все пекут блины и кушают их и угощают всех! А праздник проводов зимы и встречи весны будет называться Масленицей.
Блиночек и Весна берутся за руки и уходят.
Цель : Приобщать детей к народным традициям.
Задачи :
1. Продолжать знакомить детей с народными праздниками
2. Доставлять детям радость от народных игр и песен.
3. Воспитывать любовь к народным песням, играм, традициям.
Оборудование : Метла, веники, кегли, шишки, обручи, ведра, три бубна.
Ход праздника
Звучит музыка (Масленица). Дети собираются в зале. Выбегает Скоморох и зазывает детей словами:
Скоморох -
Собирайся, народ! В гости Масленица ждет.
Мы зовем к себе тех, кто любит веселье и смех.
Ждут вас игры, забавы и шутки –
Скучать не дадут ни минутки!
Масленицу широкую открываем -
Веселье начинаем!
Ведущая – Праздник наш мы, конечно, начнем. Но, п озвольте спросить, какой же сегодня у нас праздник?
Дети - Масленица
Ведущая - А вы, ребята, знаете что-нибудь о Масленице? Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными делами. В этот праздник проводились различные игры и многочисленные забавы. Каждый день на масленицу имел свое определенное название, и за ним были закреплены действия, а также определенные правила его поведения: А вы знаете, как называются дни недели?
Дети -
1. Со времён старинных, давних
Праздник Солнца к нам спешит.
Он один из самых ранних
В окна вешним днём глядит.
2. Это Масленица мчится
Вдоль по улицам родным.
Пьёт, гуляет вся столица,
Ест блины куском большим:
3. ПОНЕДЕЛЬНИК – день для встречи ,
В гости все к друзьям идут.
4.А во ВТОРНИК – песни, пляски.
Заигрышем
день зовут.
5.В СРЕДУ – стол от угощений
Ломится: ешь, пей, гуляй!
6. А в ЧЕТВЕРГ – день примирений...
"
Тёщин день
" – зовётся так.
7. Ну а в ПЯТНИЦУ – гулянье ,
Пир на улицах идёт.
За столы спешит народ.
8. День СУББОТНИЙ величаво
Посиделками зовут.
Хороводы с песней водят,
В гости без конца идут.
9. ВОСКРЕСЕНЬЕ – день прощанья ,
Проводы седой зимы.
В каждом доме целованья,
Год ждать новой Маслены.
10. Колокольный звон играет,
Всех к заутрене зовёт.
Молодой и старый знает:
Завтра пост в дома придёт.
Ведущая -
Кульминацией Масленицы остается и по сей день сжигание чучела Зимы - символ ухода зимы и наступления весны. Предваряют такое обрядовое сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем и блинами, а также так называемыми булочками-жаворонками. В качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой Масленицу. Масленица бывает в конце февраля - начале марта. Она возвещает об окончании зимы и начале весны. Масленица - великий праздник на Руси. Народ его отмечает шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами.
Под музыку выходит Баба Яга
Ведущая - Здравствуй Бабушка Яга!
Как попала ты сюда?
Яга - К вам заглянула я не случайно,
Игр много собрала я в мешок свой волшебный!
Скоморох - Бабушка Яга, а интересно - какая твоя самая любимая игра?
Яга - Люблю друзья, танцевать я до утра!
Скоморох - А наши ребята тоже любят танцевать!
Яга – Вы умеете танцевать?
Ой, проверю я сейчас!
На танец становись! (дети встают в два круга)
Исполняется подвижный танец «Лавата»
Скоморох – А где же наша Масленица? Позовем ее ребята!
Дети – Масленица, приходи к нам поскорее!
Яга – Ну, что вы зря время тратите, не все ли равно - зима, весна.
Скоморох – Как же, Баба Яга, такой обычай, прошли три зимних месяца - декабрь, январь, февраль, Масленицу мы встречаем, чтобы проводить Зимушку - зиму и встретить Весну – красну.
Яга - У меня в мешочке, где–то был номер телефона Весны вашей, она просила вам передать, чтобы позвонили, когда ждать ее будете!
Скоморох - Баба Яга, мы Масленицу ждем, может быть, знаешь, где и она!?
Яга – Ну-у-у-у, знаю, но не скажу, пока не поиграете со мной, я зря, что ли, мешочек принесла волшебный!
Скоморох
–
Конечно, Баба Яга, поиграем, наши дети, очень любят играть!
Читали мы в книжках, что твоя метла волшебной силой обладает!
Яга - Конечно! А иначе как бы я до вас добралась, в та-а-акую даль? (Баба Яга держит метёлку, а она как - будто вырывается из рук).
Стоять, метёлочка моя!
Что ты говоришь? (слушает метёлку)
Хорошо, что ты хочешь с ребятами играть?
Игра «Метёлка»
Метелка волнуется раз,
Метелка волнуется два,
Метелка волнуется три,
Лесная фигура на месте замри!
(«лесная фигура»- лиса, медведь, мышка, заяц)
Соревнование «Полетаем на метле»
Соревнование проводиться между детьми.
Задание – нужно «сесть» на веник, оббежать все кегли и вернуться обратно.
Яга
– Что тут, еще у меня в мешочке, а вот!
(Достает из мешка шишку)
.
Игра-соревнование «Кто быстрее соберёт шишки»
Для игроков лежат несколько обручей с шишками в середине, выходят участники, получают ведра и по команде начинают собирать шишки:1.2.3. - шишки быстро собери.
Яга - Молодцы, ребята! А в мешке волшебном есть для вас еще игра (достаёт штаны из мешка).
Дети делятся на пары. Один ребенок надевает одну штанину, другой другую. Точно так же одевается вторая пара. Соревнуются, кто быстрее добежит до цели. После этого передают трусы следующей паре.
Скоморох - Уважаемая бабуля, а наши дети знают старинную русскую забаву Перетягивание каната». Баба Яга хочешь с нами поиграть?
Яга - Конечно!
Перетягивание каната.
Яга - Что у меня в мешочке есть еще,
Так, так – загадки - умеете их отгадывать?
Скоморох – Умеем.
Желтый, круглый, ароматный,
А на вкус очень приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молоком! Блин
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт! Масленица
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
Только мама испечет,
А он прыг и прямо в рот!
Блин
Всю неделю отдыхаем,
Всех блинами угощаем.
Холод зимний провожаем,
А весну с теплом встречаем. Масленица
Яга – У меня есть бубны, что мы будем с ними делать?
Скоморох – Я знаю – играть! В игру «Веселый бубен».
Подвижная игра «Веселый бубен»
Дети образуют большой круг. Передают бубен из рук в руки по кругу и проговаривают слова:
Ты катись веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам,
У кого остановился,
Тот сейчас станцуем нам!
В этой игре участвуют все дети, поэтому используются два - три бубна.
Дети, у кого бубны оказались в руках, выходят в центр круга и под баян играют в бубны.
Еще одно задание
. Расставляются горшки (4 шт), дети бегают под музыку вокруг горшков, как музыка остановится, нужно сесть на горшочек. И так до одного.
Ведущая – Баба – Яга, играть то хорошо, но нам Масленицу величать нужно, да и Весну встречать.
Яга -
Ох, спасибо вам, друзья!
Вдоволь наигралась я!
Буду теперь старушкой доброй я,
И гостеприимной и послушной.
(достает из мешка записку от Весны)
Скоморох набирает
номер телефона Весны
и разговаривает с ней:
Ведущая – Здравствуй, Весна – красна!
Весна – Здравствуйте,
Рада видеть вас я, дети,
Ах, меня вы заждались?
Тогда за руки беритесь,
В круг скорее становитесь.
Хоровод «Ой, ладушки, ладу!»
(Выходит Весна и вывозит на санях Масленицу).
Скоморох – Будем весело плясать,
И весну встречать,
Весна – А вот вам и угощение,
Всем на объедение.
Скоморох – Блинную запевай!
Исполняется песня «Блины»
Дети угощаются блинами с чаем.
Ведущая: Ребята, от Масленицы у нас в руках зажглись солнышки и они напоминают нам о последнем дне масленичной недели, который называют «прощеным воскресеньем». Люди просят друг у друга прощение за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай. Не стоит о нем забывать. Давайте и мы поклонимся друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид.