Фольклорные праздники. Народные праздники России: как много праздников хороших
Фольклорные праздники это сама жизнь народа. Фольклор (в переводе с английского народная мудрость, народное знание) народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Жизнь народа всегда была неотделима от природы, подчинена ее ритму, смене времен года. Переход солнца с зимы на лето, конец зимы и начало весны, цветение трав, сбор урожая все это праздновалось. Песня, припевка, наигрыш, танец непременные участники коллективных гуляний и хороводов, многих обрядов и обычаев . Но в круговерти шумных потех и народных гуляний не забывают и о тех, кто положил начало семейному роду. Отдать дань предкам, заручившись их поддержкой в личных и профессиональных делах, считается главным смыслом праздника
Предлагаем вам сценарии различных народных праздников:
- Старины обычай древний : Сценарии праздников, массового гуляния, посиделок русского народного и православного календаря // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 16. С. 2-91.
- Старины обычай древний 2 : Сценарии праздников, массового гуляния, посиделок русского народного и православного календаря // Сценарий и репертуар, 2006, вып. 6. С. 2-96.
- Голдобина Т. Родная старина : Сценарий фолклорного праздника-выставки // Сценарий и репертуар, 2004, вып. 2. С. 5-15.
- В гостях у старины глубокой : Сценарии и программы театрализованных праздников, викторины, приговорки // Сценарий и репертуар, 2004, вып. 12. С. 3-92.
- К истокам народных традиций : Сценарии и программы, построенные на обычаях, обрядах, празднествах // Сценарий и репертуар, 2003, вып. 5. С. 2-86.
- Лучникова Г. Будет весело нам на Рождество! Сценарий народного гуляния // Сценарий и репертуар, 2004, вып. 10. С. 58-70
- Белогрудова А. Рождество дома : Праздник для детей младшего возраста // Клуб, 2003. N 12. С. 30-31.
- Гребенькова Т. Будет нам весело на Рождество : Сценарий рождественского праздника // Клуб, 2006. N 11. С. 24-25
- С Рождеством Христовым! Сценарий театрализованного представления // Клуб, 2005. N 12. С. 26-29.
- Сахарова М. Январь. Зимние святки // Клуб, 2007. N 1. С. 36-37.
- Кучукбаева И. Зиновий-синичник: театрализованное игровое представление для детей дошкольного и младшего школьного возраста // Сценарий и репертуар, 2004, вып. 2. С. 35-41.
- Сахарова М. Сороки праздник равноденствия // Клуб, 2006. N 4. С. 24-25.
- Нетбайло Ю. Играй и пой, русская душа! Театрализованный концерт // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 23. С. 6-15.
- Гаврилова Т. Воскресенье праздный день (В пасхальный день в парке) : Сценарий // Клуб, 2006. N 4. С. 26-27
- Сахарова М. Егорий. Землю отмыкает, зелену траву выгоняет // Клуб, 2006. N 5. С. 28-29.
- Сахарова М. Зеленые святки // Клуб, 2006. N 6. С. 36-37.
- Перьков А. Сценарий праздника Купалы (без Ивана), который отмечается после летнего солнцеворота с 23 на 24 июня // Клуб, 2005. N 6. С. 25-327
- Сахарова М. Июль макушка лета // Клуб, 2006. N 7. С. 38-39.
- Сахарова М. Август. Спасовки // Клуб, 2006. N 8. С. 36-37.
- Сахарова М. Сентябрь. Осенины // Клуб, 2006. N 9. С. 30-31.
- Панфилов В. Осенины : Сценарий народного праздника Рождества Пресвятой Богородицы // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 22. С. 53-73.
- Белова М. Мати Господа Всевышнего : Сценарий вечера, посвященного Рождеству Богородицы // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 22. С. 74-84.
- Встреча Боярыни Масленицы Широкой : Сценарии народных праздников и театрализованных представлений, игровых программ // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 24. С. 2-96.
- Масленица лакомка : Праздничная программа // Клуб, 2006. N 2. С. 32-34
- Семенова Т. Масленица к нам идет! Сценарий игровой программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста // Сценарий и репертуар, 2004, вып. 2. С. 30-34.
- Как на маслену неделю теща зятя любила : Игровая программа // Клуб, 2007. N 2. С. 24-25
- Сахарова М. Декабрь. Солнцеворот // Клуб, 2006. N 12. С. 34-35.
- Суханова Л. Семык праздник радости: Обычаи и обряды // Клуб, 2003. N 10. С. 30-31.
- Сколь годов, сколь веков… : Программы и сценарии праздников, посвященные предметам быта // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 17. С. 2-90.
- Кондратьева Е. С пылу с жару : Праздник-игра, посвященный русской каше // Клуб, 2003. N 9. С. 32-33.
- Нечаева И. Хлебная викторина // Клуб, 2005. N 11. С. 25-26.
- Яковлева Н. Возьму полотенце льняное : Театрализованное представление // Клуб, 2006. N 5. С. 21-22.
«Свет души русской».
(Сценарий на тему русских народных праздников).
На сцене уголок быта – начало века: лавка, стол с самоваром, прялка, на полу половики и др. В зале столы, накрытые к чаю.
Действующие лица, участники:
КРАСНА ДЕВИЦА,
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ,
ГОСТИ.
(Желателен фольклорный ансамбль).
КРАСНА ДЕВИЦА.
С тех пор как деревенские посиделки собирали наших прабабушек, много воды утекло. Так много, что не каждый нынче знает: посиделки на Руси обычно начинались 1 сентября по старому стилю на Семена – летопроводца. Полевая страда завершалась, домашняя начиналась. Женщины пряли, ткали, шили приданое девушки, сапожничали парни. Жужжали прялки, лилась протяжная песня, вспоминались старинные предания, были, небылицы. Кто говорил, кто слушал, и все вместе учились.
Следуя мудрости прадедов наших, решили и мы на посиделках собраться.
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. Основу большинства народных праздников составляли обряды и обрядовые игры.
КРАСНА ДЕВИЦА.
О христианских праздниках и играх сейчас пой¬дет речь. В каждом доме приготовляли к празднику Рождества Христова из пшеничного теста фигурки, изображающие маленьких коров, быков, овец, животных и пастухов. Эти фигуры хозяйка хранит до Крещения, в Крещение же после водосвятия размачивает в святой воде фигурки и дает скоту.
«Пришли колядки – блины да ладки» – то есть наступила пора взаимных угощений, веселья и радости.
«Зима – за морозы, а мужик – за праздники».
Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания – создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. На всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещенья.
Каждая семья ожидала колядовщиков – приготавливала для них угощенье, с неподдельный удовольствием выслушивала колядки.
Коляда – маляда!
Ты пришла на двор
Накануне Рождества
По снежному полю,
Гулять на просторе!
Сею – вею – посеваю
С Новым годам поздравляю.
Гуси-лебеди летели!
Мы Малешеньки, Калядовщички,
Мы пришли прославлять,
Хозяев величать!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили.
Открывайте сундучок
Доставайте пятачок
Хоть блин, хоть сала клин.
КРАСНА ДЕВИЦА. И одаривали хозяева ряженых печеньем, конфетами, различными угощеньями.
ВЕДУЩИЙ.
Ряженые благодарили хозяев:
Дай бог тому,
Кто в этом году
Полтораста коров, девяносто быков.
Надели Вас Господь
И житьем, и бытьем, и богатством!
Но если же ничего не давали, могли сказать и такое:
Коляда, Маляда!
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога –
Тому двор живота,
Кто не даст пирога,
Сведем корову за рога.
Кто не даст лепешки,
Завалим окошки.
Кто не даст ни копейки,
Завалим лазейки.
Кто не даст хлеба,
Уведем деда.
Кто не даст ветчины,
Тем расколем чугуны.
ВЕДУЩИЙ.
Угрозы в адрес очень жадных хозяев могли быть и страшнее.
На Новый год –
Осиновый гроб,
Кол на могилу.
Ободрану кобылу.
Но таких страшных угроз почти не было, потому что праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными.
После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась и одной избе и устраивала общую пирушку – съедали все, чем их одаривали односельчане.
Вот такие двухнедельные новогодние празднества – святки проводятся и поныне.
КРАСНА ДЕВИЦА. Несколько недель, отделяющие Крещение от Масленицы, назывались «мясоедом» и считались свадебными.
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ.
Масленицу праздновали накануне Великого поста, широко, раздольно. Длится этот праздник неделю, а ждали его целый год. Каждый день недели имел свое название:
Понедельник – «встреча».
Вторник – «заигрыш».
Среда – «лакомка, разгул, перелом».
Четверг – «разгуляй четвертог» – «широкий».
Пятница – «темны вечера», «тещины вечерки».
Суббота – «золовкины посиделки», «проводы».
Воскресенье – «прощеный день».
Вся же неделя именовалась «Честная, широкая, веселая боярыня-масленица, госпожа масленица».
Именно на масленицу дети закликали птиц, звали весну.
Ой, кулики – жаворонушки,
Прилетите к нам у оконушки.
Прилетите к нам, поспешите к нам
Весну – красную принесите нам.
Уходи зима, приходи весна.
Уходи зима ко дну
Присылай весну.
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ.
И уступала Зима порогу Весне в говорила ей такие слова: «Ну, что же видно и вправду мне пора уходить – царствуй Весна на славу, твое время пришло».
Дети провожали Зиму – пели ей величальную.
Ты прости, прощай Зима белая,
Ты прости, прощай Зима белая.
Зима-матушка, зима-матушка!
Ты прости прощай – да. (Протяжно)
.
КРАСНА ДЕВИЦА. Когда мы печем блины? На поминки, на Масленицу. По народным приметам считалось, что Солнцу надо помочь победить злую зиму, поэтому не случайно обязательной едой на празднике считались блины. Крутые с пылу, с жару они были символом светила Ярилы – Солнца и Весны.
ЧАСТУШКИ:
Мы давно блинов не ели –
Мы блиночков захотели
Ой блины, мои блины,
Ой блиночки мои.
Моя родная сестрица
Печь блины-то мастерица.
Напекла она поесть
Сотен пять, наверно, есть.
На поднос блины кладет,
И сама гостям несет.
Гости будьте же здоровы
Вот блины мои готовы
Ой, блины, мои блины,
Ой, блиночки мои.
(Ставят блины на стол гостям).
КРАСНА ДЕВИЦА.
В завершение праздника Масленицы разыгрывали представление «Похороны масленицы». Делали чучело – соломенную бабу и сжигали ее, при этом пели веселые, прощальные песни.
Прощай, Масленица-вертушка.
Настает Великий пост.
На деревне все приели.
Подают селедки хвост!
Прощай. Масленица,
Прощай, Красная!
Наступает Великий пост,
Радует нас редьки хвост.
А мы редьку не берем,
Кота за уши дерем!
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ.
И в преддверии Великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения.
С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли блины на могилах и поклонялись праху родных.
КРАСНА ДЕВИЦА. Сразу за семью днями разгульного масленично¬го веселья начинался семинедельный период строгости, святости, воздержания – Великий пост.
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ.
У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет» и многие старались подкараулить это мгновение, молодые взбирались на крышу, чтобы встретить солнце, а дети обращались к солнцу с песенкой.
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!
ВЕДУЩИЙ. Во время пасхальной службы девушки тихонечко шепчут: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках, да в порчонках!», «Дай Бог жениха хорошего в сапогах, да с галошами, не на корове, а на лошади!»
ВЕДУЩИЙ.
На Пасху совершался еще один обход дворов, напоми¬нающий святочное колядование и исполнялся он группой молодых ребят.
Ну-те, братцы-товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Пойдемте в то село,
Поздравим их с праздничком,
Их с праздничком, с Христовым днем,
С Христовым днем, красным яйцом!
И не шум шумит, и не гром гремит –
Хозяинушка, ты наш батюшка!
Христос Воскрес на весь свет!
Ай спишь лежишь, оли так лежишь?
Христос Воскрес на весь свет!
Подари ты нас, молодых ребят!
Христос Воскрес на весь свет!
Наши дары не велики, малы.
Христос Воскрес на весь свет!
Пару яиц, да рюмку вина.
Христос Воскрес на весь свет!
Рюмку вина, да кусок пирога!
Христос Воскрес на весь свет!
Хозяюшка, ты наш батюшка!
Христос Воскрес на весь свет!
Что у твоем дворе случилося!
Христос Воскрес на весь свет!
Зажги огонь, сходи на двор.
Христос Воскрес на весь свет!
На твоем дворе три радости.
Христос Воскрес на весь свет!
Перва-то радость корова телилась.
Христос Воскрес на весь свет!
Друга-то радость овечка ягнилась.
Христос Воскрес на весь свет!
Третья-то радость кобыла жеребилась.
Христос Воскрес на весь свет!
Твоим дочкам на приданочки.
Христос Воскрес на весь свет!
Подари ты нас молодых ребят.
Христос Воскрес на весь свет!
Пару яиц, да рюмку вина.
Христос Воскрес на весь свет!
ВЕДУЩИЙ.
Хозяева выносили яйца, сало, денег, пирогов, молока. В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись.
Кто не даст нам яйца - околеет овца,
Не даст сала кусок - околеет телок.
Нам не дали сала - коровушка пала.
ВЕДУЩИЙ. Как всякий большой праздник, неделя Пасхи заполнена различными играми, развлеченьями, хождением в гости. На пасху принято поздравлять друг друга с воскресением Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами.
ВЕДУЩИЙ. Один из самых главных, ответственных периодов народного земледельческого календаря падает на седьмую неделю Пасхи – наступает Троица. Седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, это был обряд прощания с весной и встреча лета. Прославляется зеленеющая земля с центральным персонажем – березой. Дома и улицы украшали срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой.
ВЕДУЩИЙ.
После обедни девушки меняют свой наряд на лучшее платье, идут в лес, подходят к березе и начинают ее украшать цветами, напевая песню:
Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые,
Не к вам девушки идут,
Не к вам красные.
Ты не радуйся, осина,
А ты радуйся, береза:
К тебе красные идут
Со куличками, со яичками!
Завивайся ты, береза,
Завивайся ты, кудрявая!
Мы к тебе пришли.
ВЕДУЩИЙ.
На Троицу девушки вьют венки и потом эти венки бросают в воду. Чей венок пристанет к берегу, та останется в девках, чей уплывет, та выйдет замуж, чей потонет, та умрет. Одно и то же «поведение» венков в разных местах понималось по-разному. Так, потонувший венок мог означать смерть, измену иди конец любви, а также противоположное – свидетельствовать о том, что милый помнит и тоскует,
Святой дух – Троица!
Позволь нам гуляти,
Венки завивати!
Завью я веночек
На круглый годочек,
Пойду на реку,
Стану на крутом берегу,
Брошу венок на воду,
Отойду, погляжу
Тонет ли, не тонет
Мой веночек на воде.
Мой веночек потонул.
Меня милый вспомянул.
О свет, моя ласковая,
О свет, моя приветливая.
К вечеру снимают с деревца ленты, отламывают по прутику, но их не выкидывают, а втыкаются они над воротами во дворе для охраны скота или кладутся в сусек от мышей. А саму березку бросают в воду с криком: «Тони березка, топи сердитых мужей!»
ПЕСНЯ БЕРЕЗЫ:
Вы подруженьки мои, да отнесите вы меня,
Киньте-бросьте вы меня да в речку быструю
И поплачьте надо мной да над березонькой.
ВЕДУЩИЙ.
И несчастная березка плывет туда, куда понесет ее течением воды.
Также на Троицу девушки спрашивают у кукушки, когда она кукует, долго ли мне быть в доме у отца. Сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ждать им замужества.
ВЕДУЩИЙ.
Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды. Ивана Купалу называют «чистоплотным» оттого, что на заре этого дня принято купаться и такого рода купанию приписывается целебная сила. В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав, водят хороводы и поют.
Девицы цветы щипали
да у Ивана пытали:
«Что это за цветы? –
Это цветы купалы,
Девицам – умывалы,
А пареням – воздыханья!»
Сохнут, сохнут парни
На девиц смотрючи,
Что девицы хороши,
А ребята голыши.
ВЕДУЩИЙ.
Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше – тот будет счастливее. Костры устраивали за селением обычно на высоком месте, в огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче. Обвязывали соломой старые колеса, поджигали их и спускали их с пригорков. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и болезни. Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. Слова к игре:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Диги – дон, диги – дон –
Убегай скорее вон.
ВЕДУЩИЙ.
Однако главным на Ивана Купалу было предание о папоротнике. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника внезапно появляется почка, которая поднимается все выше и выше – то заколышется, то остановится – и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском и взору представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть, невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать этого. Невидимкою обладатель цветка пробирается к любой красавице и нет ничего, что было бы невозможно для него, такова сила и власть этого цветка.
Петров день «разговения» – конец Петровского поста. В этот день ходят в гости, принимают у себя гостей. В вечернем застолье принимают участие, как правило, только женатые и старики.
Молодежь еще с вечера уходит в поле и здесь проводит всю ночь «карауля солнце». По народному понятию, солнце в день Петра и Павла играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся, как радуга. В эту ночь жгли костры, гуляли всю ночь, до рассвета звучали песни. Сугубо Петровских песен известно мало, вот одна из них.
Петровская ночка,
Ночка невеличка
Реля, реля, реля!
Ночка невеличка!
А я молодая,
Я не выспалась
Реля, реля, реля!
Я не выспалась,
Я не выспалась,
Яне нагулялась,
Реля, реля, реля!
Не нагулялась
Я с милым дружочком,
Не настоялась!
Реля, реля, реля!
Не настоялась!
Не настоялась,
Не наговорилась.
Реля, реля, реля!
Не наговорилась!
Я пришла до дому,
С печали свалилась
Реля, реля, реля!
С печали свалилась!
А пока молода
У сени войду я
Реля, реля, реля!
У сени войду!
В сени войду я
Постель постелю я,
Реля, реля, реля!
Постель постелят!
А ложуся спать я,
Слезой обольюся
Реля, реля, реля!
Слезой обольюсь!
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. Не только талантлив, но мудр русский народ. Им создана огромная изустная литература – сказки, пословицы, прибаутки, песни, загадки. В старину говорили: «Красна речь с притчею». Кто из вас назовет больше всех пословиц, приговорок, прибауток?
КРАСНА ДЕВИЦА. Особой любовью среди жанров фольклора пользуются загадки. Попробуем мудреные народные загадки отгадать?
ЗАГАДКИ:
1. На горе, горушке стоит старушка, руками машет, хлеба просит. Дашь ей хлеба – назад отдает. (Мельница).
2. Что за зверь: в зиму ест, а летом спит. Тело теплое, а крови нет. Сесть на него сядешь, а с места не свезет. (Печь).
3. По-блошьи прыгает, по человечески плавает. (Лягушка).
4. Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах. (Петух).
КРАСНА ДЕВИЦА.
Молодцы! Все мои загадки отгадали. А что называют самым большим чудом в народном творчестве? Я думаю – сказку. Все вы, наверное, любили и любите, чтобы на сон бабушка или мама рассказывала вам сказку, а вы, засыпая, уносились бы в зачарованный мир.
«Было это на море – океане, на острове Кидане,
Стоит дерево – золотые маковки, по этому дереву
Кот Баюн ходит, вверх идет – песню поет,
А вниз идет – сказки рассказывает».
Благодаря собирателям-фольклористам дошли до нас сказки русские, какие нашим прадедам сказатели сказывали. А вот и к нам сказательница пожаловала. Встречайте бабушку Настасью, слушайте сказку волшебную. Не обходятся посиделки без чая.
КРАСНА ДЕВИЦА.
Самовар наш греется. Вот-вот закипит. Давайте, гости, располагайтесь поудобнее:
Вот уже струится пар,
Закипает самовар.
Пора его на стол нести,
Чай гостям преподнести.
Сядем рядком, да поговорим ладком.
(Гости пьют чай с пирогами. Пока наливает чай в чашки – небольшой рассказ о чае).
КРАСНА ДЕВИЦА.
Чай появился на Руси в XVII веке, а до этого наши предки пили другие напитки. Кто назовет исконно русские напитки? (Сбитень, квас, морсы, рассолы, и др.)
. Одни напитки согревали, другие освежали, третьи – утоляли жажду. Главное же в них то, что только натуральные компоненты использовались.
У каждого народа, пьющего чай есть много пословиц и поговорок о нем.
Японская: «В хорошей посуде и чай вкуснее».
Китайская: «Выпьешь чаю – прибавятся силы».
Туркменская: «Пей чай, удовольствие получай».
А какие пословицы и поговорки знаете вы, гости дорогие?
«Самовар кипит – уходить не велит».
«Выпей чайку – позабудешь тоску».
«С чая лиха не бывает».
«Чай сладок, если друг рядом».
«Чай пить, не дрова рубить».
Загадки о чае.
«Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо». (Самовар).
«В середине баня, в носу решето, на голове пуговица, одна рука, да и та на спине». (Чайник).
Молодцы! Хорошо отгадывали загадки.
Вот и закончились наши посиделки. Приходите еще! И захватите с собой сказки, да загадки, былины да песни русские – кто чем богат.
Милости просим!
В прошлом праздники на Руси составляли важную часть семейной и общественной жизни. На протяжении многих веков народ свято хранил и чтил свои традиции, которые передавались от одного поколения к другому.
Значение праздников
В человек занимался своими повседневными делами и добывал хлеб насущный. Нечто противоположное этому являлось праздником. В такой день происходило слияние с почитаемой всеми историей и сакральными ценностями общины, что воспринималось как священное событие.
Основные традиции
На бытовом уровне существовал целый ряд правил, позволяющих в праздничный день получить психофизиологическое ощущение полноты жизни.
Русские народные праздники для детей, стариков и старых дев попросту не существовали. Считалось, что первые пока не достигли того возраста, когда могут осознать сакральную ценность, вторые уже стоят на грани живого и мертвого мира, а третьи, отмеченные безбрачием, не выполнили своего предназначения на этой земле.
Русские народные праздники и обряды всегда предполагали свободу от любой работы. Запрет в такие дни налагался на пахоту и косьбу, колку дров и шитье, ткачество и уборку избы, то есть на любую повседневную деятельность. В люди должны были нарядно одеваться и выбирать для разговора только радостные и приятные темы. Если кто-либо нарушал принятые правила, то на него мог быть наложен денежный штраф. Одной из мер воздействия являлось битье плетьми.
Хронология праздников
В старину все дни, свободные от работы, соединялись в единой многоступенчатой последовательности. Русский народный календарь праздников размещал их в определенном порядке, который не менялся из века в век.
Считалось, что наибольшей сакральной силой обладал святой день Пасхи. Русский народный праздник, относимый к разряду великих, это Рождество. Не меньшее значение имела Троица, Масленица, а также Петров и Иванов дни. Выделяли особые периоды, которые связывали с почином различных крестьянских работ. Это могла быть заготовка капусты на зиму или сев зерновых. Такие дни считались полупраздниками или малыми праздниками.
Православное вероучение устанавливало Пасху с двунадесятыми. Это двенадцать праздников, провозглашенных в честь Божьей Матери и Иисуса Христа. Были также и храмовые дни. Они являлись местными праздниками, посвященными значительным событиям, происходившим в жизни святых, в честь которых и возводились храмы.
В особую группу выделяются дни, которые не имеют связи с церковными традициями. К ним относятся Масленица и Святки. Существовали также заветные праздники, отмечаемые в память о каком-либо трагическом событии. Они проводились в надежде добиться благосклонности божества или природы. Отмечались многочисленные женские и мужские, а также молодежные праздники.
Обряды, проводимые зимой
Издавна русский народ отводил определенную роль каждому из времен года. Любой русский народный праздник, отмечаемый в зимний период, славился гуляньями, забавами и играми. Это спокойное время как нельзя лучше подходило земледельцу для развлечений и раздумий.
На Руси рубежной датой большого перечня обрядов, связанных с землепашеством, считалось Новогодье. Оно сопровождалось Святками и Колядами. Это были красочные народные гулянья.
Святками являлся период с Предновогодья, длящийся двенадцать дней. Накануне отмечался рождественский Сочельник. К этому празднику избу хорошенько убирали, ходили в баню и меняли белье.
После Рождества, 19 января, отмечали Крещение, или Богоявление Господне. Это один из великих двунадесятых праздников.
Сретенье Господне отмечается 15 февраля. Это также один из двунадесятых православных праздников. Отмечается он в память о встрече младенца Иисуса, принесенного в Иерусалимский храм, со святой пророчицей Анной и старцем Симеоном.
Весенние праздники
Завершилась зима. Силы тепла и света победили холод. В это время отмечается русский народный праздник, который известен своим раздольным весельем - Масленица. В этот период, который длится целую неделю перед Великим постом, происходило прощание с зимой.
Сценарии русских народных праздников, пришедшие к нам с древних времен, диктовали на Масленицу ходить в гости и печь блины, кататься на санках и санях, сжигать, а затем и хоронить чучело зимы, наряжаться и устраивать застолья.
22 марта отмечались Сороки, когда день по своей продолжительности равнялся ночи. Традиционно молодежью водились хороводы и распевались песни. Посиделки кончались вместе с Масленицей.
7 апреля - Благовещенье. Шестая неделя Великого поста является Вербной. Народные традиции этого праздника связаны с вербой. Ее веточки освящают в церкви.
Великим праздником всех христиан, живущих на нашей планете, является Пасха. В этот день отмечается Воскресение, то есть свершение перехода Иисуса Христа от смерти к жизни.
Красная горка - русский народный праздник. Он приурочен к первому воскресенью, наступившему после Пасхи, и является символом полного прихода весны. Этим праздником древние славяне встречали пору возрождения природы.
На после Пасхи справляли Вознесение. Это последний весенний праздник.
Обряды и традиции в летний период
Пятидесятый день после Пасхи считается Днем (Пятидесятницы). Это один из самых великих православных двунадесятых праздников. В Библии этот день описывается событиями, которые наделили Апостолов Духом Святым и позволили им заниматься проповедованием учения Христа среди всех народов. Пятидесятница считается днем рождения самой Церкви.
Русские народные праздники летом начинались с Троицы. Этот день связывали с окончательными проводами весны. Основной традицией на празднование Троицы являлось украшение жилища и храма различными веточками, цветами и душистой травой. Это делалось для того, чтобы сошел Святой Дух. Как и на Пасхальной неделе, вновь красили яйца.
Значительный русский народный праздник июля - Ивана Купала. Он имеет этническое происхождение и празднуется с шестого на седьмое число, когда наблюдается летнее солнцестояние. Традиционно в этот день жгут костры и прыгают через них, плетут венки и водят хороводы. Называется праздник в честь Иоанна Крестителя. Главное, чем отличается этот день от остальных празднеств, это прыжки через костры, которые способствуют очищению человека от находящейся внутри него нечисти.
Примечательны летние русские народные праздники августа. Начинаются они со второго числа, когда отмечается Ильин день. После него происходит спад летней жары с установлением умеренного тепла. Традиционно к Ильину дню пекли пышки и колоба из муки нового урожая.
Уже 14 августа вместе с первым Спасом начинались проводы лета. В этот день пасечниками выламывались соты в ульях. Именно поэтому праздник называют медовым. Второй Спас празднуется 19 августа. Прозвали его яблочным, так как в это время приходит срок сбора поспевшего урожая плодов.
28 августа празднуется Успение Пресвятой Богородицы. Это большое событие. Его относят к двунадесятым православным праздникам. Это день почтения памяти великой Молитвенницы - Божьей Матери. Согласно народным традициям, этот праздник называется Господиным днем. Окружен он не печалью, а радостью.
На следующий день после Успения празднуется третий Спас. Этот день отмечен как в православном, так и в славянском календаре. Он знаменует собой дожинки и последний отлет ласточек, а также начало бабьего лета, которое длится до одиннадцатого сентября.
Осенние праздники
14 сентября восточные славяне отмечают праздник, названный в честь Семена Летопроводца. Его суть - проведение торжеств, которые знаменуют приближающуюся осень. Это день совершения обрядов, в число которых входят следующие: новоселье и засидки, подстриг и поджигание огня, а также похороны мух.
Ровно через месяц, 14 октября, отмечается Покров день. Он знаменует собой окончательное наступление осеннего периода. В прежние времена в этот день сжигали изношенные за лето лапти и соломенные постели. Считалось, что на Покров осень встречается с зимой.
Русские народные праздники в современной жизни
С древних времен дни, когда люди традиционно не работали и совершали определенные обряды, пробуждали в человеке чувство прекрасного, позволяли почувствовать себя свободным и расслабиться.
В настоящее время в России некоторые старинные праздники не забыты. Они отмечаются, как и прежде, с сохранением древнейших традиций. Как и в былые времена, русский народ имеет повод устроить веселые застолья, танцы, игры и гулянья.
Празднуются в России и религиозные праздники. Они также являются народными, потому что православную веру невозможно отделить от ценностей, которыми богата культура страны.
Из далеких времен идут к нам русские народные гуляния. Массовое проведение мероприятий под открытым небом в честь какого-либо праздника сегодня превратилось в хорошую традицию.
Народные гуляния на Руси всегда сопровождались всевозможными играми, хороводами, плясками, пением, прыганием через костер и, конечно, вкусными приемами пищи. Сегодня мало что изменилось, только расширился ряд мероприятий на народных гуляньях. К основным традиционным сегодня также добавились ярмарки, на которых можно купить еду и сувениры, на народные гуляния начали приглашать фотографов и ведущих, поют как обычные люди, так и профессиональные певцы.
Русское народное гуляние пришло к нам из глубины веков. Ранее многодневные гуляния были обычным делом, и всегда устраивались на Рождество, Масленицу, Ивана Купала, Святки и множество других праздников. Иными словами, народные гуляния устраивались по малейшему поводу и длились иногда до недели. В городах и селах во время народных гуляний открывались ярмарки, на которых, как правило, торговали всевозможными сладостями, мороженным, фруктами и различными напитками. В общем, всем тем, от чего дети и взрослые не могли бы отказаться. Если гуляние проходило за городом или селом, например, в роще или на поляне, классической традицией было установление больших парусиновых шатров, под которыми располагались всевозможные торговцы.
В селах русско народные гуляния обыкновенно проходили не центральной улице, на площади или же на поляне рядом с деревней. Все молодые люди, которые достигли брачного возраст, принимали участие в обязательном порядке. Для них посещение всевозможных деревенских праздников было не только способом поразвлечься, но и возможностью найти вторую половинку. Если вдруг кто-то отказывался принимать участие в молодежных развлечениях, то он тут же превращался в человека, над которым насмехается все село. Кроме того, считалось большим грехом не веселиться, когда обстановка обязывает, и поплатиться за него можно ранним вдовством, бездетностью, безбрачием или смертью близких.
Обязательной частью русских народных гуляний были игры, причем преимущественно подвижные, в которых участие принимали как девушки, так и парни, как участники, так и зрители. Главная часть любого народного гуляния - хороводы, после которых выбирались пары и начинались танцы и пляски. Отличительной чертой всех народных гуляний было привлечения максимального количества человек от мала до велика. Поэтому хороводы и пляски всегда устраивались рядом с традиционными кострами, ледяными горками и деревенскими качелями. Это делалось для того, чтобы обеспечить развлечениями как можно больше людей. Народные праздники и гуляния неразрывно связаны между собой. Самые большие гуляния устраивались на следующие праздники:
- Масленица;
- Рождество;
- Ивана Купала;
- Пасха.
Какие же народные гуляния в России устраивались к данным праздникам? Итак, начнем с традиционных гуляний в теплое время года. Например, на Ивана Купала. Праздник этот является своеобразным днем летнего солнцестояния у восточных славян, хоть их даты и не совпадают. Ночь накануне праздника считается намного важнее его самого. Большинство обрядов совершалось именно ночью, с помощью трав, воды и огня. Обычаи эти сохранились и до сих пор. С наступлением сумерек разжигаются костры, через которые впоследствии прыгают влюбленные, взявшись за руки. Совершить данный обряд считает хорошей приметой: ежели огонь не смог разлучить влюбленных, то не страшны им никакие беды. Еще одной важной составляющий ночи на Ивана Купала считалось гадание. А заканчивалось все запуском венков по реке. Девушки оставались на одном ее берегу, а молодые мужчины переходили на другой. В воду опускались венки, сплетенные из трав и полевых цветов. По старинным поверьям, если венок, запущенный девушкой, прибьет к ногам мужчины, ей будет суждено выйти замуж в этом году. А вот если венок утонет, значит ходить незамужней его обладательнице еще несколько лет.
Еще один праздник, отмеченный массовыми народными гуляньями - это Пасха. Праздничные народные гулянья по данному поводу могли длится от нескольких дней до двух-трех недель, и назывались Красной горкой. На пасхальных гуляньях дети устраивали покатушки (чье яйцо дальше укатиться) и соревнования, чье яйцо крепче. Традиционно все пасхальные яйца раскрашиваются, что является символом начала новой жизни. Часто крашенки катали по земле, чтобы обеспечить земле хорошее плодородие. Традиционно также выпекание пасхального кулича и приготовления разнообразнейших блюд.
Не стоит забывать и про народные зимние гуляния, которые подразумевают празднование Рождества, Нового года, Масленицы. Для Рождественских гуляний чаще всего использовали всевозможные костюмы: переодеваться в стариков и животных было не только весело, но и считалось хорошей приметой. Помимо этого хозяйки накрывали столы из вкуснейших блюд, после отведывания которых начинались рождественские гадания. Пользовались они популярностью как среди молодых, так и среди старших поколений. Масленица также полна традиций: сжигание соломенного чучела, приготовление всевозможных блинчиков, хороводы, игры, песни и пляски. Народные гуляния сплочали жителей села, помогали людям почувствовать себя частью чего-то большего.
Несмотря на прошедшие годы, сегодня народные гуляния пользуются такой же популярностью, как раньше. В маленьких селах или городах-миллионниках обычным делом стали ярмарки и всевозможные развлечения в честь праздников. Наша компания занимается проведением народных гуляний к любому празднику. Раскрась свою жизнь вместе с ASTRA Congress!
Русский фольклор - кладезь народной мудрости: песни, пословицы, поговорки, загадки, декоративное искусство. Его притягательную магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством.
Своими корнями русские обрядовые праздники уходят в глубь язычества и составляют огромный пласт русской культуры. Поклонение богу Воды, Земли, Огня, Солнца, Дождя и просьбы к ним о плодородии земли и об урожае - вот основная суть ритуальных действий и обрядов. Силы природы почитали так: «Огонь - царь, Вода - царица, Земля - матушка, Небо - отец, Ветер - господин, Дождь - кормилец, Солнце - князь, Луна - княгиня».
При проведении фольклорных праздников детям будет интересно, если они примут участие в непосредственной их подготовке: своими руками сделают простейшие музыкальные инструменты (погремушки, свистульки), смастерят что-либо для «ярмарки», украсят зал, придумают свои костюмы.
При разучивании русских народных песен желательно по возможности не обращаться к инструменту, поскольку по своей устной природе музыкальный материал легче воспринимается и запоминается именно с голоса.
Проведение Масленицы, Троицы возможно на открытом воздухе.
День Воздвижения
14.09-27.09 (по старому календарю)
В старину говорили «Смекай баба про капусту на воздвиженьев день», «У доброго мужика на воздвижень день и пирог с капустой». С этого дня начинались девичьи вечеринки - капустные. Девушки в богатых уборах ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. В каждом доме накрывают столы с закусками. Девушки, входя в дом, поздравляют хозяев с хорошим урожаем, а вечером вместе с юношами водят хороводы. В домах и на дворе звучат шуточные песни, прибаутки, озорные приговорки. Приглашение на капустные вечорки с давних времен было знаком расположения, приязни. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам.
К нам наехали капустны вечера
На конях, на соболях, на лисицах, горностаях.
Уж вы, кумушки, подруженьки мои,
Вы придите поработать у меня,
Пособите мне капусту порубить,
Пособите-ка ее мне усолить.
Игры-хороводы на капустные вечорки
1. «Сиди, Яша».
Дети водят хоровод вокруг сидящего мальчика и поют.
Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.
При последнем слове Яшу раскручивают, предварительно завязав глаза.
Свои руки приложи,
Имя правильно скажи.
Яша подходит к любому игроку, дотрагивается до него и угадывает имя. Отгадавшего сажают на место Яши. Игра продолжается вновь.
2. «Плетень» («Вейся, капустка»).
Дети выстраиваются в ряд, берутся за руки. Ведущая ведет ряд, подходя под руки стоящей последней пары, те поворачиваются. Ведущая проходит под руки второй пары, те тоже поворачиваются, и так до конца. В конце у каждого левая рука перекинута через плечо. Когда плетень завит, его начинают развивать.
(Завивая, поют.)
Вейся ты, вейся,
Капустка моя.
Вейся ты, вейся,
Виловая моя.
Вечор на капустке,
Вечор на виловой,
Частый сильный дождик.
(Развивая, приговаривают.)
Развивайся ты, капустынька,
Развивайся ты, виловой кочешок,
Не женись ты, милый женишок.
Если женишься, покаешься,
Со мной, девицей, расстанешься.
Святки
Святки, святочные вечера - так традиционно назывались праздничные дни от Рождества Христова (7-18 января). Всем действием этого праздника придавался магический характер, и в прошлом они были направлены на урожайность будущего года. Шествие ряженых, щедрование, колядование, обсыпание дома злаковыми - все это древние ритуалы язычества.
В святочные вечера молодежь обходит дома, устраивает посиделки, где слушают страшные сказки, перекидываются загадками, гадают, водят хороводы с выбором невесты. Песни, танцы прерывались приходом ряженых. Любимая маска - медведь, показывающий, как бабы ходят по воду, как глядятся в зеркало, как ребятишки воруют горох.
Иной раз врывалась целая ватага «нечести» в белых рубахах со страшными масками (старуха в лохмотьях с горшком на голове, кикимора и т. п.) Их прогоняли. Считалось, что после рождения Христа дьявол скитается по земле, терзая души людей. Для того, чтобы он не вселился в человека, надобно прятать лицо под маской, как бы «подделываться» под дьявола.
Святочные игры
1. «Хождение с козой».
В игре участвуют: коза, поводырь и группа девчат и ребят. Они входят в избу, спрашивают: «Позвольте козе в хате поскакать?» После согласия хозяйки водили козу в коридоре и пели.
Станьте в ряду, я козу веду,
На горе коза с козлятами,
Под горою волки с волчатами.
Ухватил волк козу за бочок,
А волчата погнались за козлятами.
Дурная коза, неразумная,
Пошла бы в лесок, нарвала бы снопок,
И сама ела, и деток кормила.
У нас парни все стрельцы,
Хвалились козу застрелить,
Не попали в бок, а попали в рог.
Упала коза.
Коза падает, парни ставят ее на ноги.
Как пошел наш козел
Да на ножечках,
Где коза топ-топ,
Там жита много копн.
Где коза ногой, там жито горой.
Где коза рогом, там жито стогом.
Где козе хвостом, там жито кустом.
Подойди поближе, поклонись пониже.
Коза кланяется, а девчата с ребятами выпрашивают подарки.
Чем они тебя пожалуют?
Или мерою овса,
Или сверху колбаса,
Да еще кусок сальца,
Чтобы наша коза весела была.
Молодежь забирает подарки и с песнями уходит.
2. Игра в фанты.
3. Игра «А мы просо сеяли»
Две группы встают друг против друга, взявшись за руки, поют поочередно. В определенный момент по одному переходят в другую группу.
Масленица
Справлялась за семь недель до Пасхи. Люди верили, что могут одержать победу Весны над Зимой, празднуя Масленицу. Отсюда и особое значение символов, используемых в ходе праздников: образ Солнца в виде катящегося горящего колеса, в виде блинов, каждый из которых похож на маленькое солнце. На Масленицу гуляют семь дней, за каждым закреплены определенные действия:
понедельник - Встреча;
вторник - Заигрыш;
среда - Лакомка, разгул;
четверг - Разгуляй, четверток широкий;
пятница - Тещины вечера;
суббота - Золовкины посиделки;
воскресенье - Прощеный день.
Открывали Масленицу дети, сооружавшие снежные горы и произносящие приветствие: «Звал-позывал честной семик широкую Масленицу к себе в гости во двор: душа ль ты моя Масленица, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».
В понедельник делают из тряпок женскую фигуру, одетую в девичий наряд, в руках у нее блин и помазок.
Всю неделю - катанье с гор на лошадях, кулачные бои, возведение и взятие снежного города, конские бега.
Центральная фигура праздника - сама Масленица, ее усаживали в сани и возили с песнями:
Масленица-пышка,
На улицу вышла,
На гору катиться,
С ребятами драться.
Дорогая наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная.
В воскресенье Масленицу сжигали:
Прощай, Масленица-вертушка,
Настает великий пост,
На деревне все приемы -
Подают селедки хвост.
Ух, ты, Масленица, обманщица,
Говорила 7 недель, а остался один день.
Масленица загорела,
Всему миру надоела.
Масленица, прощай -
На тот год опять приезжай!
Вербное воскресенье
С давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба и особенно ее распустившиеся почки и сережки считались целебными, наделенными особой силой. Поэтому существовал обычай: маленьких детишек шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, постегивали посильнее: «Верба - хлест, бей до слез, верба синя бьет несильно, верба красна бьет напрасно, верба бела бьет за дело».
На вербное воскресенье принято устраивать ярмарки. Часть их называли детскими, потому что можно было купить всевозможные сладости, игрушки, свистульки, трещотки, пищалки.
На вербных базарах проходили различные выставки, выступления бродячих артистов, балаганы.
Вербные игры
1. Наборная хороводная.
Использовалась для набора в хоровод. Водящий идет и пятнает сидящих, те встают и берутся по очереди за руки, двигаясь друг за другом.
2. Игра «А мы просо сеяли».
Две группы встают друг против друга, взявшись за руки, поют поочередно. При выкупе одна из девушек переходит в другую группу.
3. Хороводная игра «Мак».
Все стоят кругом - внутри сидит Ермак.
Дети (поют):
Маки, маки, маковицы,
Золотые головицы.
Встанем все вот так
Дети. Ермак, Ермак, посеял ли мак?
Ермак. Только посеял.
Дети. Ермак, Ермак, всходит ли мак?
Ермак. Всходит.
Дети. Ермак, Ермак, цветет ли мак?
Ермак. Цветет.
Дети. Ермак, Ермак, зреет ли мак?
Ермак. Зреет.
Дети. Ермак, Ермак, поспел ли мак?
Ермак. Поспел.
После этого дети подходят к Ермаку и щиплют его.
4. Горелки.
Все встают парами в ряд. Водящий кричит: «Горю-горю, на камушке стою».
Все (поют).
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
Стой по доле, гляди на поле,
Ходят грачи, да едят калачи.
Глянь на небо - птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два - не воронь,
Беги, как огонь.
Первая пара разбегается, соединяются в конце ряда, водящий ловит, если кого поймает, тот «горит» - становится водящим.
Пасха
Пасха - праздник праздников, торжество. Название происходит от слова «пейсах», «прехождение», «избавление» - все человечество избавляется от рабства дьяволу, дарует жизнь и вечное блаженство.
В церкви провозглашают воскресение Иисуса Христа, звонят в колокола.
Лидия Чарская
Земля и солнце,
Поля и лес -
Все славят Бога:
«Христос воскрес».
В улыбке синих
Живых небес
Все та же радость -
Христос воскрес.
Вражда исчезла,
И мрак исчез,
Нет больше злобы -
Христос воскрес
Как дивны звуки
Святых словес,
В которых слышно -
Христос воскрес.
Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
В зеленеющем уборе
Млеют темные леса,
Небо плещет точно море,
Море точно небеса.
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков
И в зелени уж ближний лес.
Христос воскрес, Христос воскрес.
Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес,
Христос воскрес, Христос воскрес!
Сергей Есенин
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Скрылась за рекою
Бледная Луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
Яков Полонский
Весть, что люди стали мучать Бога,
К нам на север принесли грачи.
Потемнели хвойные трущобы,
Тихие заплакали ключи.
На буграх каменья обнажили
Лысины, покрытые в мороз.
И на камни стали капать слезы
Злой зимой очищенных берез.
И другие вести горше первой
Принесли скворцы в лесную глушь -
На кресте распятый, всех прощая,
Умер Бог, спаситель наших душ.
От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождем,
Поднялись - морями стали реки
И в горах пронесся первый гром.
Третья весть была необычайна -
Бог воскрес и смерть побеждена
Эту весть победную примчала
Богом воскрешенная весна,
И кругом леса зазеленели
И теплом дохнула грудь земли.
И, внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы зацвели.
Праздник Пасхи длится неделю, которая наполнена различными играми, развлечениями, хождениями в гости. Все поздравляют друг друга, христосятся, то есть целуются, выражая общую радость и всеобщее прощение, а также обмениваются крашеными яйцами, которые, по поверьям, наделяют людей здоровьем, силой, красотой, плодородием.
В. Хрущева
Чудесное яичко
Говорит сестре зайчонок:
Посмотри, яичек разных
Приготовил я немало,
Золотых, цветных, алмазных.
Подставляй скорей передник,
Их снесешь ты милым детям
Всех прилежных добрых крошек
Мы с тобой сейчас наметим.
В ночь святую под подушку,
Не зевай, смотри, сестричка,
Тихо каждому положишь
Ты чудесное яичко.
Яйцо является символом возрождения, а окрашенное в красный цвет знаменует возрождение человечества кровью Иисуса Христа.
Основным пасхальным развлечением являлись игры с яйцами.
1. Катание яиц.
Делается простой деревянный или картонный желоб, вокруг него освобождается ровное пустое место, на котором раскладываются выигрыши (игрушки). Играющие по очереди подходят к катку и катят свое яйцо. Предмет, до которого дотронется яйцо, и выигрывает катящий.
2. Прятание яиц.
Дети делятся на команды. Яйца из картона, пластика прячут. Каждая из команд старается найти как можно больше яиц в отведенное время.
3. «Чоканье»яйцами.
Тупыми или острыми концами яиц стучать друг о друга. Выигрывает тот, чье яйцо не треснет.
В пасхальную неделю на улице разворачиваются массовые гулянья: водят хороводы, устраивают балаганы с кукольными спектаклями-комедиями, на центральной площади вешают большие качели:
На святой неделюшке
Повесили качелюшки -
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься.
Вознесение
Празднуется через 40 дней после Пасхи. В этот день пекут пироги с зеленым луком - «лук от семи недуг».
Ночь под Вознесение - соловьиная, когда соловьи поют громче и звонче.
Вознесение - переход к лету, об этом в народе сложили поговорки.
К Вознесеньеву дню все цветы весенние расцветают.
Цвести весне до Вознесения.
Дошла Весна-красна до Вознесения, тут ей и конец.
И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придет Возне- сеньев день - прокукует кукушкою.
Придет Вознесеньев день -
Сбросит Весна-красна лень,
Летом обернется,
За работу в поле возьмется.
В народе считается, что роса на Вознесение - целебная: «Если над вознесенскою росою пошептать слово заветное, да дать больному выпить, то всякое лихо как рукой снимет».
Троица
Весенне-летний праздник, связанный с расцветом молодой растительности, называли русальной неделей или зелеными святками Центральным днем празднества был Семик - 7-й четверг после пасхального воскресенья, а последний день семицкой недели - Троица, праздник почитания предков и прославления расцветающей природы. Символом этого расцвета была березка.
Люди украшали жилища зеленью, ветвями срубленных берез, цветами, посыпали полы душистой травой.
В семицкий четверг девушки украшали березку (срубленную или на корню) в девичьи наряды, лентами, бусами, цветами. Около наряженного дерева молодежь устраивала праздничную трапезу. Каждая участница приносила угощение, береза как бы принимала участие в этом. Затем процессия, возглавляемая самой красивой девушкой, брала березу и шла на хлебные поля, чтобы передать
земле ту растительную силу, которую они вкусили от обрядовой пищи. После обхода березку забрасывали в ржаное поле.
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая,
Стоишь ты, березонька,
Посредь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья зеленые.
Под тобой, березонька,
Трава шелковая,
Близ тебя, березонька,
Красны девушки.
В семик поют,
Под тобой, березонька,
Венки плетут.
Березу, символ праздника, называли «гостенкой», «кумушкой», «венком». Про нее загадывали такую загадку:
С одного дерева, да 4 угодья:
Первое - от темной ночи свет,
Второе - некопаный колодец,
Третье - старому здоровье,
Четвертое - разбитому связь.
(Ответы: 1 - лучина, 2 - березовый сок, 3 - веник для бани, 4 - оплетение лозой горшка.)
Действительно, изба долгое время освещалась березовой лучиной. При ее свете девушки пряли в долгие зимние вечера, пели протяжные песни, слушали бабушкины сказки.
Березовый веник все хвори выгоняет в русской бане, и старым, и малым душу веселит, а тело радует. Им хлещут себя.
На Троицу девушки плели венки из цветов и зелени на голову.
Изготовление венков имело магический смысл. Украшая себя зеленью, девушки приобщали себя к жизненной силе, заключенной в растительности. Свивание, сплетение в венок лозы, хмеля, цветов, листьев являлось также символом брака.
В последний день «зеленых святок» девушки бросали свои венки в реку с целью гадания, как и куда поплывет венок:
Утонет - разлука с любимым, смерть;
Заплывет на противоположную сторону - выйти замуж на чужую сторонушку.