Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Весна идёт. Конспект НОД по развитию речи «Весна пришла» (старшая группа)
Светлана Гудиева
Конспект НОД по развитию речи «Весна пришла» (старшая группа)
"Весна пришла "
Цель :
Расширять представления детей о весне , ее признаках;
Упражнять в умении подбирать прилагательные и глаголы к
существительным;
- развивать логическое мышление , память, внимание и воображение;
Учить устанавливать причинно- следственные связи, взаимосвязь и
последовательность явлений природы;
Активизировать познавательную активность детей;
В : У природы нет плохой погоды. Да, каждое время года очаровательно по своему. Но у весны своя , особенная прелесть. Перелётные птицы возвращаются домой. Просыпаются и оживают деревья, растения и насекомые.
Загадка :
1. Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной ) .
Правильно, ребята, молодцы! Конечно же, это весна . И сегодня мы с вами поговорим о времени года «Весна » .
А какие еще времена года вы знаете? (дети называют времена года)
Год у нас начинается с зимы, всю землю покрывает… (снег, повсюду лежат сугробы, листьев на деревьях совсем нет. Но вот снег начинает таять, на деревьях появляются первые… (листики) и на смену зиме приходит… (весна ) . Потом становится совсем тепло, даже жарко, все деревья одеваются в зеленые наряды, кругом цветут цветы, поют птицы, летают бабочки. Это кнам пришло теплое… (лето) . Но вот начинают дуть холодные ветра, листья на деревьях желтеют и опадают. Это к нам в гости пришла золотая… (осень) . Ну а за осенью снова приходит… (зима) .
Молодцы, ребята! Все времена года вы отлично знаете!
А кто скажет, кто знает – какое время года у нас сейчас на дворе? Правильно, весна !
А откуда вы это знаете? Как поняли, догадались, что к нам в гости пришла весна ? (дети называют признаки весны )
Как много признаков весны вы назвали !
В : Давайте теперь поиграем : я буду говорить фразу, а вы будете отгадывать – о чем я говорю.
- Весной с небес светит теплое, ласковое… (солнышко)
Над головой чистое, ясное, голубое… (небо)
На крышах вырастают белые морковки (сосульки) . И вот они уже зазвенели, запели – это звонкая весенняя капель.
Становится ноздреватым, мокрым и вот уже тает (снег)
Снег превращается в быстрые, озорные ручейки, которые бегут-звенят по всем дорожкам, зовут в гости весну .
На деревьях набухают и распускаются пушистые или коричневые… (почки)
А потом из них прорастают первые зеленые, свежие, клейкие… (листики)
И вот уже из-под снега появляются первые цветы. Их называют…
(подснежниками)
А с юга прилетают, возвращаются к нам назад стаи (птиц)
Они рассаживаются на ветках и вьют на деревьях свои… (гнезда)
Вот какие вы молодцы! Все мои загадки разгадали.
Весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года» . Вы рады весне ?
2. Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет -
В лесу подснежник расцветет. (Весна )
Физкультминутка «Бабочка»
(дети садятся на корточки, склоняют головы к коленям, закрывают глаза)
Спал цветок, и вдруг проснулся,
(дети открывают глаза)
Больше спать не захотел.
(поднимают головы от колен)
Шевельнулся, потянулся,
(потягиваются)
Взвился вверх – и полетел!
(вскакивают, имитируют взмахи крыльями)
Только солнышко проснется,
Бабочка кружит и вьётся
(«летают» по кругу)
Чтение стихотворения “Март ”
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее,
Воробей погоде рад
Заглянул к нам месяц март.
В : Название, какого месяца вы услышали в стихотворении?
Ребята, но есть три весенних месяца : март, апрель, май.
Давайте дружно скажем : “Март, апрель, май – их не забывай”.
Март - открывает весну . Март-Протальник, потому что начинает таять снег и образуются первые проталины. Снег начинает искриться в весенних лучах еще немного и побегут ручьи, побежит по дорогам
шумная вода. Весеннее теплое солнце побеждает холод и стужу. С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли : кап-кап! Мартовская капель звонко отсчитывает первые минуты, часы весны , поэтому его называют капельником и еще март называют «зимобором» , потому что в марте зима с весной борется . В марте прилетают грачи. Ходят они не спеша по проталинкам, ищут оттаявших жучков и червяков, гнезда строят. В народе говорят : «Грач на дворе, весна на горе » , «Грач - зиму расклевал» .
Апрель - за мартом апрель идет. В апреле весна вволю разгуляются . Поэтомуапрель называют «снегогоном» . К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега. Прозвали апрель «водолеем» . Заиграли талой водой овраги, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи. Апрельские ручьи землю будят. Апрель водою славен, почками красен. Там где снег уже сошел, появляются первые весенние цветы. В лесу это подснежники. На лугах, возле рек это - цветы мать и мачехи. Мать и мачеха необычное растение, сначала цветет, потом отращивает листья. В апреле многие перелетные птицы возвращаются из теплых стран : скворцы, жаворонки, журавли. Хлопочут на гнездах, песни распевают. Вылезает из берлоги медведь. Он бывает очень худой, голодный, потому что всю зиму ничего не
ел. У медведицы зимой рождаются медвежата. Медведица учит малышей отыскивать пищу.
Ежи тоже сильно худеют, им нужно съесть много насекомых, чтобы набрать сил. Весной у ежихи рождаются 5-7 ежат. Сначала они бывают голые, а через несколько часов после рождения появляются мягкие белые иголочки. Ежиха кормит ежат молоком. Заяц и белка снова переодеваются.
Третий месяц - май. Месяц зелени и цветов. Самый красивый и самый
теплый весенний месяц. Его называют «травень» , «цветень» . Май леса
наряжает, лето в гости ожидает. Цветут черемуха, вишни, яблони. Называют май и «песенник» . Время это звонкое, певучее : что в полях куст, то щебет и свист. Как в лесах веточка - так песенка. Пчелы, шмели, бабочки, муравьи и жучки просыпаются от зимней спячки.
Весна - щедрое на радость время года. Детям и взрослым тоже нравится весна . Все легко одеваются, дети играют в классики, мячами, прыгают на скакалке, катаются на велосипеде. Начались весенние работы : надо побелить деревья, сажать лук, сеять семена овощей и садовых цветов. В поле работают трактора : сеют семена пшеницы, ржи, гороха, овса, гречихи .
Весна - год кормит говориться в народной поговорке. Надо вовремя успеть посеять семена в поле, в огороде, в цветнике.
Д/игра «Скажи ласково» .
Весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу солнце, а вы
ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка.
Зрительная гимнастика :
Лучик вверх, лучик вниз,
Лучик детям улыбнись,
Вправо, влево посмотри,
Вокруг солнца обойди.
Игра «Скажи наоборот» .
Зимой снег белый, а весной (серый)
Зимой снег чистый, а весной (грязный)
Зимой дни холодные, а весной (теплые)
Зимой дни короткие, а весной (длинные)
Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)
Зимой небо серое, а весной (голубое)
Зимой ветер холодный, а весной (теплый)
Зимой солнце низкое, а весной (высокое)
Зимой похолодало, а весной (потеплело)
В : А теперь, ребята, встаньте. Мы немножко отдохнем и разминку проведем.
Физминутка "Мишка"
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна (потягивания-руки вверх)
К нам опять пришла весна .
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (вращения головой)
Наклонился взад-вперед, (наклоны вперед-назад)
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминчик. (наклоны : правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся. (Дети садятся)
Итог :
Наше занятие заканчивается. Вы все меня порадовали. А весна с нами не прощается , ее следы мы будем замечать везде. Согласны?
Цель: показать знания и умения детей, полученные на занятиях.
Задачи:
Образовательные: уточнить словарь по теме « Весна», совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, продолжать составлять сложноподчиненные предложения.
Развивающие: развивать тонкую и общую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, развивать навыки экспериментирования, формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество, социализация.
Программное содержание: Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной. Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Активизировать словарь по теме: « Весна».
Материалы и оборудование: макет березки и листочки, набор аппликаций по теме «Весна», мячик, картинки животных, птиц, цветов, месяцев. ТСО.
Методические приемы: загадка, вопросы, рассматривание картинок, игры, рассказ по картинке, сюрпризный момент, художественное творчество, аппликация, физ. минутка.
Словарь: первоцвет, капель, проталина, скворечник, ранняя, поздняя, названия детенышей и птиц.
Ход занятия.
Дети с воспитателем входят в группу, их встречает « Весна» (одетая в сарафан и головной убор с лентами).
Весна: Здравствуйте, ребята! Послушайте загадку:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь со снежной встал постели
Всех солнышко теплом ласкает.
Вы меня узнали?
Дети: Да, ты весна.
Восп-ль: Ребята весна долго шла к нам через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы. Сейчас мы с вами поговорим о весне.
Весна: Посмотрите, какую березку я вам принесла с собой, но она стоит без листиков.
Восп-ль: Давайте вместе с вами оденем нашу березку и посмотрим, какой она станет. За каждый ваш правильный ответ о весне, я буду давать вам зелененький листочек, и вы будете наклеивать на березку.
(На мольберте ствол березки с веточками. Дети прикрепляют по одному листочку, за каждый правильно названный признак весны).
Восп-ль: Какая весна?
Дети: веселая, красная, теплая, добрая, солнечная, красивая, зеленая, ясная… и т. д.
Восп-ль: Посмотрите, как зазеленела наша березка. Как она покрылась листвой. Значит, вы знаете много слов о весне.
Восп-ль: Вставайте все в кружок, мы поиграем с вами в игру «Подскажи слово», только это слово должно быть обязательно « весенним» (игра с мячом).
Весной солнце…(греет, припекает, ласкает)
Весной сосульки под солнцем…(тают, капают)
Весной сугробы от солнечного тепла…(оседают, тают)
Весной на деревьях почки…(набухают, лопаются)
Весной ручьи…(бегут, журчат, звенят)
Весной птицы…(возвращаются, прилетают)
Весной птицы гнезда…(вьют, строят, делают)
Весной лед на реке…(тает, трещит, ломается, плывет)
Весной на проталинах первые цветы…(появляются, расцветают)
Весной травка…(пробивается, растет, зеленеет)
Восп-ль: Ребята давайте присядем на стульчики. Наступила весна, вспомним, какое время года было перед весной? Будет после?
Назовите первый месяц весны? Третий месяц?
Какой месяц находится между мартом и маем?
Какой месяц впереди апреля? Мая?
Вы знаете, что весна бывает ранняя, бывает середина весны и конец весны. Как вы думаете, в каком месяце какая весна? Сейчас мы рассмотрим картинки и попытаемся определить, к какому периоду весны они относятся. Почему вы так думаете?
В жизни животных весной тоже происходят изменения.(Рассматривают картинки с изображениями животных и рассказывают: весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней).
Птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач возвращаются из теплых стран, вьют гнезда, откладывают яйца и высиживают их. (Рассматривают картинки с изображением птиц и рассказывают).
Весной появляются цветы, их называют первоцветы. Давайте посмотрим на картинки и назовем их.(На столе лежат картинки разных весенних цветов- подснежник, мать-и мачеха, медуница, сон-трава, хохлатка, ветреница). Дети подходят по одному, берут любую картинку и называют изображенный на ней цветок.
Весна:- Ребята, а вы знаете, что нельзя срывать цветы, можно только любоваться их красотой.
Дети:- Да, мы знаем.
Восп-ль: Давайте поиграем в игру: найдите лишнее слово.
Март, апрель, май, декабрь.
Мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник.
Медвежонок, лисенок, бельчонок, теленок.
Бабочка, шмель, пчела, воробей.
Восп-ль: -Молодцы ребята! А теперь давайте с вами отдохнем.
Физ. минутка: Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем
Вот выходим мы на луг (ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг (руки в стороны)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер
Расстилается ковер
И направо и налево
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули (руки вверх)
Отдохнуть мы все успели.
И на место снова сели.
Восп-ль: Молодцы, ребята! А теперь давайте соберем картину о весне (коллективная аппликация).
(На столе лежат ватман, вырезанные картинки, клей, кисточки, салфетки, дети собирают весну и составляют рассказ).
Дети: - Весной солнце светит ярко. Тает снег. Бегут ручьи. Прилетают птицы. Люди делают скворечники. Появляются первые цветы.Распускаются листья и цветочки. Летают красивые бабочки.
Восп-ль: Молодцы, какая красивая весенняя картина у нас получилась. Подарим ее весне.
Весна: Спасибо. Ребята я вам тоже принесла небольшие подарки, это раскраски о весне.
Дети: Спасибо.
Восп-ль: Ребята, чем вам запомнилось наше занятие.
Дети: Говорили о весне, о животных, птицах, цветах.
Березу одели листочками.
Играли с мячом (называли весенние признаки)
Изготовили аппликацию о весне.
Составили рассказ о весне.
Восп-ль: Наше занятие закончено. Спасибо всем.
Конспект занятия
по развитию речи в старшей группе «Репка»
Тема: «Ранняя весна»
Цель: Составление описательного рассказа о ранней весне.
Задачи:
а) образовательные:
Систематизировать знания детей о ранней весне, весенних месяцах;
Обобщить характерные признаки ранней весны;
Закрепить знания детей об использовании орудий труда в весеннее время.
б) развивающие:
Развивать связную речь при помощи составления описательных рассказов о ранней весне; мышление; память.
в) речевые:
Закреплять умение детей образовывать уменьшительно – ласкательные существительные;
Подбирать слова с противоположным значением;
Подбирать существительные и прилагательные, характеризующие раннюю весну, солнце, почки.
в) воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе;
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Здоровьесберегающие компоненты:
Ø Подгрупповая деятельность;
Ø Обучение применению способов самостоятельной деятельности;
Ø Развитие способностей к элементарной самооценке;
Ø Уровневые задания рассчитанные на потенциал дошкольников;
Ø Тренинговая гимнастика разных видов;
Ø Подвижность во время занятия.
Словарная работа: набухают, пахучие, пашут, сеют, липкие, проталины, скворечники, инструменты.
Материал к занятию:
Фланелеграф, конверт, «письмо от медведя Умки», картинки с изображением орудий труда, картинка «Нелепицы»; лепестки, где на каждом нарисованы картинки по теме «Ранняя весна», фломастеры.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением ранней весны, чтение рассказов и стихов о весне, загадывание загадок, разучивание поговорок, наблюдения на прогулке, экскурсии по экологической тропе.
Ход занятия:
Организационный момент.
Сядет тот, кто повторит цепочку слов:
§ Греет, светит, тает;
§ Скворец, грач, ласточка;
§ Солнце, ветер, дождь;
§ Сосулька, вода, лужи;
§ Теплый, яркий, солнечный;
§ Деревья, почки, листочки;
§ Распускается, бежит, плывут;
§ Капает, журчит, набухают,
§ Звенит, шумит, поют;
§ Капель, ручей, дождь.
(дети по одному называют слова и садятся за столы).
Гости приносят письмо в группу.
Дети наши гости передали мне письмо. Давайте посмотрим от кого оно. Посмотрите, пожалуйста, на конверте кто-то нарисован. Кто же это?
Д : Белый медведь.
В : Да это белый медведь. Давайте прочитаем, что пишет нам белый медведь.
(открываю письмо и читаю)
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Однажды, когда я лежал на льдине, мимо пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, туда, где уже наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать ответа».
В . Вот такое письмо прислал нам медведь Умка.
/Прикрепляю картинку с изображением медведя «Умки»/
В. Расскажем Умке о весне?
Д. Да.
В. Какая весна сейчас идет?
Д. Ранняя.
В. Я предлагаю для начала, вспомнить и сказать после какого времени года наступает весна?
Д. После зимы.
В. Скажите, пожалуйста, какой первый месяц весны?
Д. Март
В. Второй?
Д. Апрель
В. Третий?
Д. Май.
В. А сейчас, я предлагаю, вам поиграть в игру «Подбери слова»
Подберите к слову «солнце» слова.
Яркое, высокое, теплое.
К слову «почки». Почки (какие?) -…
Зеленые, пахучие, липкие, маленькие.
Скажите, пожалуйста, солнце весной что делает?
Греет, припекает, светит.
А ручьи?
Бегут, журчат, шумят.
Молодцы, вы все назвали верно.
А сейчас я хочу посмотреть, какие вы сообразительные, предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот» предложение, а вы должны его закончить:
«Зимой снег чистый, а весной …(грязный)
Зимой дни холодные, а весной …(теплые)
Зимой солнце тусклое, а весной…(яркое)
Зимой погода часто пасмурная, а весной…(ясная)».
Физкультминутка
А сейчас я предлагаю вам загадать загадки для наших гостей. Загадки мы будем не только загадывать, но и показывать.
Март : Дует теплый южный ветер (дети имитируют движение ветра)
Солнышко все ярче светит, (дети поднимают руки вверх и разводят в стороны)
Грач горластый прилетает (дети бегут на месте, имитируя движение крыльев)
Что за месяц, кто узнает?(стоят на месте)
Март (ответ гостей)
Апрель: Яростно река ревет
И разламывает лед (имитируют удары)
В домик свой скворец вернулся (над головой делают «крышу», присев)
А в лесу медведь проснулся(имитируют движение медведя)
В небе жаворонка трель(имитируют игру на дудке)
Кто же к нам пришел?(протягивают руки вперед)
Апрель (ответ гостей).
Май: Зеленеет даль полей(Разводят широко руки)
Запевает соловей (прыжки на месте)
В белый цвет оделся сад(поочередно разводят руками в стороны)
Пчелы первые летят(кружатся на месте)
Гром грохочет(приседание)
Угадай, что за месяц это?
Май (ответы гостей)
Гости загадки отгадали, а вы немного отдохнули. Садитесь на свои места. Ребята, у вас на столах лежат карточки. На них изображены разные предметы. Я попрошу вас обвести эти предметы по контуру (грабли, ведерко, метла, молоток, гвозди, лейка, кисть, лопата, топор.
(дети обводят)
Скажите, а как эти предметы связаны с весной? Что ими можно делать весной? (спрашиваю нескольких детей. Дети показывая свою карточку, отвечают полными ответами
Граблями сгребают мусор и старую траву. Кистью белят стволы деревьев. Гвоздями приколачивают скворечники. Лейкой поливают растения.
Ребята, назовите эти предметы «ласково».(Дети образовывают слова с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов).
Грабельки, топорик, ведерочко, молоточек, гвоздик, леечка, кисточка, лопаточка, метелочка
с усложнением предлагаю более сильным детям следующее задание:
Дети, посмотрите, пожалуйста, у нас есть картинке, где все предметы перепутались. Я предлагаю вам эти картинки обвести разным цветом. (вызванный ребенок подходит к фланелеграфу. Выбирает картинку, обводит ее и называет, для чего нужен этот предмет весной.
А еще вместе с письмом Умка прислал нам картину, где художник все перепутал. Умка попросил вас разобраться и назвать, чего не бывает ранней весной.(вызванный ребенок подходит к доске и называет полными предложениями чего не бывает ранней весной. Остальные дети дополняют ответы
Весной не делают снеговика. Ранней весной не купаются в реке. Ранней весной не ловят бабочек.
Молодцы, помогли разобраться в ошибках. Но нам нельзя забывать про письмо. Ведь Умка ждет ответ. Я предлагаю снова вернуться к нашему цветку и по нему составить рассказ о весне. Рассказы должны быть связными, полными и, конечно же, интересными.
Рассказ о ранней весне
Наступила ранняя весна. Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Небо весной голубое, высокое, чистое. Деревья весной просыпаются. На них появляются почки, листочки. Почки зеленые, липкие. Земля весной оттаивает. Возвращаются птицы. Они поют, чирикают, щебечут, вьют гнезда. Просыпаются весной звери. Они линяют, бегают, ищут пищу. Люди рады весне. Они копают, сажают, сеют.
Итог занятия:
Чем интересным мы занимались на занятии?
Мы составляли рассказ о ранней весне для Умки.
А что вы сегодня рисовали?
Раннюю весну.
Вечером мы напишем письмо Умке с вашими рассказами и отправим его вместе с рисунками, которые вы рисовали сегодня. Умка будет все знать о ранней весне и будет очень вам благодарен. А сейчас наше занятие закончено, отдыхайте.
Разработала: Воспитатель 2009 год |
Гулия Каримова
Цель : Обобщить представления детей о весне : назвать приметы весны , знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. Вырабатывать диафрагмальный тип дыхания с элементами релаксации. Развивать интерес к театрализованным играм.
Задачи :
Образовательные :
1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе .
Развивающие :
1. Развитие связной речи , расширение лексического запаса по теме «Весна » .
2. Развитие словесно -логического мышления.
3. Развитие умения подбирать действия и признаки.
4. Развитие общей моторики .
Воспитательные :
1. Воспитание бережного отношения к природе .
2. Формирование умения работать в коллективе.
Интеграция областей : познание , коммуникация, здоровье, музыка, чтение художественной литературы.
Активизация словаря : Весна ,весенние месяцы : март, апрель, май; приметы весны : становится тепло, тает снег, набухают почки, появляются цветы; ручьи, сосулька, проталины, цветы.
Предварительная работа : наблюдения на прогулке за весенними признаками, чтение стихотворений и рассказов о весне , рассматривание иллюстраций по теме, работа над театрализованной сказкой «Как колобок весну встречал » .
Оборудование : ватман с изображением голубого неба, дерева и снега из ваты, фигурки из бумаги (солнце, птицы, сосульки, скворечник, ручеек, травка, цветы, мячик, магнитофон, кассета с релаксационной музыкой, шапочки зверей : заяц, волк, медведь, лиса, колобок.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Здравствуйте!
Ребята, садитесь, пожалуйста, на свои места, начинаем занятие .
-Ребята, отгадайте загадку :
Приходит с добром
Веет теплом
Светом солнечным красна,
А зовут ее … (весна ) .
Да, ребята, вот и наступила весна-красна . А почему говорят «весна-красна ?»
(Весна красивая ) .
Так в народе называли весну , потому что она очень красивая, ее приходу все радовались : и дети, и взрослые.
А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май) .
А сейчас, какой месяц,ребята?. (апрель) .
Ребята, как в народе называли март? (март- капельник)
Почему? (Снег тает, с крыш свисают сосульки и, когда солнышко пригревает, сосульки начинают таять и капает капель).(снег на крышах тает, капает вода) .
А как называли апрель? (апрель-водолей) .
Почему? (Снег тает, течет вода, лужи, ручьи, реки разливаются)
Как называли май? (май цветень) .
Почему? (В мае расцветают деревья и кустарники , распускаются в мае в лесу ландыши и медуницы).
Ребята, а зиму с весной не перепутаете ? Давайте, проверим.
Зима ушла, а весна … (пришла) .
Зима холодная, а весна … (теплая) .
Зимой солнце морозит, а весной (греет) .
Зимой сугробы высокие, а весной (низкие) .
Зимой надевают шубы, а весной (куртки) .
Ребята, хорошо ли вы знаете приметы весны ?
Что весной бежит , журчит? (ручей) .
Что весной капает , звенит? (капель) .
Что весной греет , светит, припекает? (солнце) .
Ребята, скажите :
Весеннее солнышко какое? (Яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, доброе, большое, радостное). – весенние облака какие? (легкие, светлые, пушистые) . – весеннее небо какое? (высокое, чистое, голубое) . – весенняя травка какая? (молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная) .
Молодцы, ребята.
Работа по картине.
Посмотрите ребята, я принесла вам картину. Только не знаю, как ее можно назвать, и что в ней не хватает? (Дети рассматривают картину) .
Ребята, а сейчас какое время года? (Весна ) .
Давайте, мы станем волшебниками и превратим картину в весну . Для этого нам понадобятся фигурки, которые вы сделали сами. Подумайте, кто что хочет добавить. (Дети добавляют к картине фигурки) .
Ребята, скажите, правда или нет, что весной снег не тает ?
Правда или нет, что весной ручьи не бегут ?
Правда или нет, что весной солнце не теплое ?
А ваши ладошки какие? (теплые, дотроньтесь друг до друга вашими ладонями, подарите свое тепло друг другу.
(Пока дети касаются руками друг друга, воспитатель опрыскивает вате на картине водой).
Что происходит снегом весной ? (тает) . – Потрогайте снег на картине, каким он стал? (мокрым, липким, сырым) .
Воспитатель раздвигает вату на картине и показывает детям, что появляются первые цветы – первоцветы.
Какие весенние цветы вы знаете? (дети перечисляют ) .
Какая красивая картина у нас получилась.
Как мы ее назовем? («Встреча весны » , «Весна » ).
Физминутка.
Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания
Звучит музыка для релаксации. Дети садятся на свои места.
Воспитатель : Сели спокойно, руки свободно положите на колени, закройте глазки. Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете. Плечи не поднимайте. Вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох. (Дети выполняют движения) .
Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим ручки, встряхнем ими. ,Дети открывают глаза и вы-полняют движения.)
Весной появляются первые весенние цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимем руки вверх, встанем и потянемся. (Дети потягиваются.)
Опустите руки, сядьте. Молодцы!
Игра «Один и много» .
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Она в центре с мячом в руках.
Ребята, давайте поиграем в игру «Один и много» . Я называю один предмет, а тот кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали :
Ручей – ручьи скворец – скворцы гнездо - гнезда
Дождь – дожди сосулька – сосульки дерево – деревья
Лист – листья проталина – проталины скворечник – скворечники
Лужа – лужи река – реки
Молодцы, садитесь.
Ребята, вы все знаете сказку «Колобок?» . (Да) .
А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она «Как колобок весну встречал » . (Дети, участвующие в постановке одевают костюмы) .
Инсценировка по сказке «Как колобок весну встречал » .
Бабушка : Ой, а это что такое?
Колобок : Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости ? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне .
Бабушка (обращаясь к детям) : Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.
Заяц : Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.
Колобок : Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)
Я весёлый Колобок,
У меня румяный бок,
А качусь я по дорожке
Весну красную встречать
Будет мы тогда все дружно
Песни петь и танцевать
Заяц : Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку -отпущу подобру-поздорову.
Колобок (обращаясь к ребятам) : Ребята, вы мне поможете?
Дети : Да!
Бабушка :
Ну, слушайте загадку от зайца :
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
Дети : Март!
Волк : Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…
Колобок : Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)
Волк : Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку - оставлю в покое.
Бабушка : Слушайте загадку от Волка :
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
Дети : Апрель!
Медведь : Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок : Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?
Поёт ещё раз песенку.
Медведь : Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый. Отгадаешь загадку мою - отпущу.
Бабушка : Загадка от медведя :
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
Дети : Май!
Медведь (удивлённо) : Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай !
Бабушка : Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.
Лиса : Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!
Колобок : Да что же это такое, Весну встретить не дадут ! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так : не отгадаю твою загадку - съешь меня, а отгадаю - отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?
Лиса : Ладно, попробуй отгадать.
Бабушка : Загадка от лисы :
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт.
Колобок (задумчиво) :
Дети, помогите мне ещё раз!
Дети : Весна !
Лиса : Верно, Весна . Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай ! (Лиса убегает)
Воспитатель : Ну, что, колобок, нашёл Весну ? А ведь весна-то уже наступила . Весна пришла ! Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!
Завершение занятия .
Ребята, о каком времени года мы говорили сегодня? (О весне ) .
Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май) .
Какие признаки весны вы знаете ? (Весной становится теплее , солнце сильно нагревает землю, появляются первые цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из теплых стран).
Молодцы, все сегодня хорошо поработали. Мы приготовили вам угощение, после занятия всем раздадим . А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями «До свидания» .
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, тема "Весна".
Занятие рассчитано на детей 5-6 лет, воспитателей и логопедов.
Развитие речи, несомненно, тесным образом, связано с общим развитием мышления и памяти ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, упражнения, направленные на развитие мышления, а так же чтение книг так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
ЦЕЛЬ:
закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения я природе, связанные с этим периодом.
ЗАДАЧИ:
* Обогащение и активизация словаря: март, апрель, май; капель; оттепель; скворцы; долгожданная весна; ранняя весна; "Матушка Весна"; ворота; воскресает.
* Развитие связной речи через построение логической цепочки;
* Развитие познавательных процессов - мышления, памяти, внимания;
* Воспитание интереса к изучению природы и природных явлений.
МАТЕРИАЛЫ:
* Фотоиллюстрации с изображением весенних пейзажей в разное время;
Организационный момент:
Ребята, внимательно послушайте стихотворение и вы поймёте, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.
Михаил Пляцковский.
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Правильно, о весне, теперь можно смело закончить стихотворение:
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!
-А у вас какое настроение?
Дети отвечают.
Основная часть.
Игра на развитие речи «Какой? Какая? Какое?»Давайте встанем в круг, я буду бросать каждому мячик и задавать вопрос:
Весна какая? (теплая, солнечная, яркая, долгожданная)
-солнышко какое? (теплое, желтое, радостное)
-небо какое? (голубое, пасмурное, яркое, солнечное, облачное)
- деревья какие? (молодые, цветущие, зеленые)
- одежда весной какая?
- погода весной какая?
- травка весной какая?
- цветы весной какие?
- настроение весной какое?
Молодцы, вот сколько хорошего, светлого и доброго мы можем сказать о весне. А сейчас, расскажите мне, какие признаки весны вы знаете.
Предполагаемые ответы детей:
- Солнце стало ярче и дольше светить;
- На улице стало теплее, пропал мороз;
- Снег растаял, появляется капель, проталины;
- Прилетают птицы из теплых стран;
- Появляются почки на деревьях;
- Появляется первая трава.
- Молодцы, вы хорошо знаете признаки весны! А как называется первый весенний месяц?
- Март
- А какая весна, когда она только «наступает»?
- Ранняя
- Назовите мне все весенние месяцы?
Дети называют.
А теперь давайте поиграем, у меня на доске есть картинки, они перепутаны местами, кто поможет их расставить.
Игра «Что за чем?»
На доске/фланелеграфе в разброс, расположены картинки, дети должны выстроить их по порядку, проследив закономерность и объясняя почему именно так, а не иначе. Например, первая картинка - на улице лежит снег, дети тепло одеты, играют. Далее будет картинка, где снег подтаял, появились проталины, с крыш капают сосульки, светит солнце. Затем, картинка, где уже солнечно, снега практически нет, дети одеты более легко. Далее, картинка без снега, солнечно, прилетают птицы. В конце может быть картинка с поздней весной.
Дети должны точно проследить закономерность, что птицы не прилетают, пока лежит снег; что проталины и капель - это результат яркого и теплого весеннего солнца и т.д.
Пришла пора нам отдохнуть, приглашаю вас, друзья в середину группы.
Подвижная игра «Матушка Весна».
Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота. Все дети говорят:
Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май -
Сколько хочешь гуляй!
Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.
Ребята, а вы знаете какие - нибудь приметы, пословицы или поговорки о весне?
Дети отвечают,рассказывают, что они знают.
А я вам тоже расскажу! А вы знали, что если в начале весны, в марте рано начал таять снег – значит, долго не растает, а то и подвалит новый. Или, когда грачи прилетают сразу на гнезда, то весна теплой будет. Или если услышали кукушку – больше не будет морозов.
Скажите пожалуйста, как называются эти приметы и кто их придумал?
-Народные, придумал народ, люди годами наблюдали за природой.
-Скажите, что значит поговорка «Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает». Выслушиваем ответы детей.
-Правильно, это значит, что с появлением солнышка, вся природа просыпается.
Заключение:
-Пришла пора нам с вами прощаться, но прежде, отгадайте мою загадку:
Я всегда со светом дружен,
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
Конечно, это солнечный зайчик, предлагаю вам всем вместе его поискать!