Развиваем память. Ii. исследование развития памяти
Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка?
Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.
Что такое память?
Это отражение прошлого опыта. Она основана на трех процессах - запоминании, сохранении и воспроизведении.
Запоминание - это процесс образования и закрепления в нервных клетках коры головного мозга информации в виде нервных импульсов, передающихся по отросткам этих клеток друг другу. В результате этого устанавливаются новые нервно-рефлекторные связи - пути поступления и извлечения информации. Кроме того, при запоминании происходит установление связи между новыми и уже существующими путями. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией. Без ассоциаций невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе, и запоминание.
Поступающая информация сохраняется в нашей памяти в виде памятного следа - энграммы. В ее формировании и сохранении принимают участие, вероятно, все клетки головного мозга. Но науке пока точно не известно, в каком виде хранится этот памятный след. Сформировавшаяся энграмма очень устойчива и может сохраняться в течение всей человеческой жизни, но ее извлечение, то есть воспоминание чего-либо может быть сопряжено с большими трудностями. Однако доказано, что при обучении и тренировках памяти, число связей между нервными клетками становится все больше и больше, они приобретают устойчивость, что приводит к более легкому извлечению энграммы. На решение этой задачи направлены упражнения и тренинги по развитию памяти. Процесс сохранения информации в памяти состоит из двух важных моментов - это сохранение памятного следа и связей в мозге. Благодаря запоминанию и сохранению, становится возможным воспроизведение информации, а так же ее узнавание (припоминание).
Воспроизведение - процесс появления в сознании ранее воспринятой информации, выполнение заученных движений. При воспроизведении, образы, закрепленные в памяти, "оживают" быстро без вспомогательной, опорной информации. Так, например, когда человеку объясняют, как пройти куда-либо, то помимо названия улицы и номера дома, сообщают различную дополнительную информацию, что на пути попадется магазин, школа, светофор. Когда он в следующий раз идет по тому же адресу, то для поиска нужного объекта вспомогательная информация не требуется, припоминание происходит быстрее. Это и называется хорошей памятью. Но чтобы добиться буквально автоматического воспроизведения нужной информации, необходимо неоднократное ее повторение.
Виды проявления памяти чрезвычайно многообразны. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия (признака):
1.Объект запоминания
В зависимости от того, что именно воспринимает и воспроизводит человек, различают четыре основных вида памяти: наглядно-образная, способствующая хорошему запоминанию лиц, звуков, цветов, форм предметов и так далее; словесно-логическая (или словесно-смысловая), при которой информация запоминается на слух; двигательная (моторная) - память движений и эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события.
2. Степень волевой регуляции памяти
По этому признаку память делится на произвольную(которая используется, если нужно запомнить что-либо и сам процесс требует усилий от человека) и непроизвольную (задача запоминания не ставится, это происходит само собой)
3. Длительность сохранения информации в памяти
По этому критерию память разделяется на кратковременную и долговременную.
От чего зависят способности к запоминанию?
Здесь существует несколько факторов. В первую очередь, возраст - чем старше ребенок, тем лучше у него работает память. Такая прямая зависимость связана не столько с непосредственным развитием памяти, сколько с совершенствованием техники ее применения. Малыш запоминает предлагаемый материал, не прилагая усилий, основываясь на своей естественной способности. Дети постарше и взрослые для запоминания прибегают к определенным приемам, - связывают новую информацию с прежним опытом, образуя ассоциации, готовят заметки и т. д. Иначе говоря, активнее включают механизм, так называемой, опосредованной памяти.
Помимо возраста значение имеет накопленный багаж знаний - память развивается с увеличением объема знаний.
На развитие памяти также влияет уровень умственных способностей - чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память.
Особенности памяти дошкольника
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для крохи какое-то значение - чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит.
Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти.
В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития она опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-6 летние детишки запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное.
Элементы произвольной памяти появляются у ребенка к концу дошкольного детства в тех ситуациях, когда малыш ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить. Это желание надо всячески поощрять, учить кроху запоминанию с помощью игр и упражнений, контролировать правильность усвоения информации.
Как развивать память у ребенка?
Кроме реализации всех общих условий, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогут специальные упражнения и игры. Как только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будут взрослые, но постепенно кроха присоединится к игре. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов - все это помимо общего развития, прекрасно развивает память.
Читая с малышом книгу или заучивая стишок, мы тем самым развиваем его словесно-смысловую память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно. Затем можно задавать вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто что делал? Как выглядел? Что плохо, что хорошо? и т.д. Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событиях последовательно и логично. С этим способом развития памяти слишком поторопиться просто невозможно - уже в 1,5-2 года дети с удовольствием перечисляют героев стишка или сказки. К 5 годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.
Игры для развития памяти
Для детей самого младшего возраста (10 месяцев - 1,5 года) существуют игры, развивающие память, например, "Найди игрушку". Сначала на глазах у ребенка кладут игрушку под одну из двух лежащих перед ним пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь сообразить, под какой же игрушка? Сосредоточенное выражение его лица покажет, что он старается вспомнить, куда же ее спрятали. Наконец, он сдернет пеленку и обрадуется, что не ошибся. Этот опыт повторяется несколько раз, причем, игрушку всегда кладут под одну и ту же пеленку. А потом, под наблюднием малыша, ее прячут под другую. И, хотя карапуз все прекрасно видел, какое-то время он все же будет искать игрушку на прежнем месте. Так происходит потому, что именно этот вариант зафиксирован в его памяти. Позже, от 1 до 1,4 года, время поиска сокращается: теперь малыш помнит, куда вы кладете игрушку, или даже замечает выпуклость и может сообразить, что под пеленкой.
Игра "Прятки" тоже хорошо помогает развитию памяти у маленьких детишек, начиная с 8-10 месяцев. Самый простой вариант - набросить на свое лицо платок и спросить: "Где мама?", а потом открыть лицо или позволить малышу стянуть ткань. С ребенком чуть постарше, около года, можно попробовать на несколько секунд спрятаться за кресло или спинку кровати. Когда мама "исчезает", память крохи сохраняет ее образ, а когда появляется вновь, малыш испытывает неподдельную радость от совпадения этого образа и маминого облика наяву.
Ребят старше 2 лет прекрасно развивает игра "Чего не стало?" ("Чего не хватает"). На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант - с исчезновением двух и более игрушек). Ответные действия детей могут быть разными. В зависимости от готовности, малыш может найти игрушку на другом столе, в комнате, на более удаленном расстоянии, выбрать табличку с названием игрушки и т.д. Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый за ширмой нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия - игра "Кто к нам пришел?", когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов за ширмой.
Есть и еще одна игра на запоминание - "Ящик". В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет.
Игры для развития различных видов памяти
Зрительную память детей 3-6 лет хорошо развивает игра (похожая на "Ящик") под названием "Найди сам". Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста - на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти) .
Дополнительные игры
Игра "Найди куклу" для детей 1,5-4 лет.
Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, а взрослый в это время прячет куклу, потом говорит:
Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку.
Игра "Кто больше запомнит?" для 2-6 летних.
Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.
Игра в "Магазин" (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в "магазин" и "купить"… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.
Для детей старшего дошкольного возраста подходит игра "Нарисуй фигуру". Ребенку показывают4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант - попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.
Игра "Кто знает больше" также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!
Конечно, предложенные занятия потребуют от взрослых немало времени и сил. А возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных интересов. Но за это родители будут вознаграждены сторицей. Во-первых, их отпрыск приобретет репутацию умника, а во-вторых, подобные игры с ребенком подарят бесценную возможность ненадолго оказаться в волшебной поре детства, познавая мир вместе со своим малышом.
Елена Курилова
Коррекционный педагог и детский психолог
Аннотация.
Данная статья посвящена феномену памяти и её видов у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Представлены результаты диагностики видов памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова:
память, интеллектуальные нарушения, диагностические методики, уровень развития, особенности видов памяти.
В настоящее время насчитывается всё больше детей с различного рода заболеваниями. При этом очень часто различные патологии имеются у детей с самого рождения. Данной проблемой озадачены большое количество людей, среди которых: врачи, преподаватели, психологи, различные специалисты и конечно, родители этих детей. В данной проблеме также заинтересованы институты образования и здравоохранения. Любой человек, не зависимо от структуры своего дефекта, имеет право на достойное и полноценное существование, а следовательно, перед государством стоит важная задача обеспечить благосостояние таких людей, создать определённую базу для их развития и адаптации в социуме, создать оптимальные условия для обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Хочется особое внимание уделить детям с умственной отсталостью, ведь таких детей насчитывается несколько категорий от слабой умственной отсталости до тяжёлой степени умственной отсталости.
У детей с подобным дефектом заметны проблемы с познавательными процессами, и это серьёзная проблема. К таким процессам, например, относится память. Она очень важна для человека, ведь это процесс восприятия, усвоения и дальнейшего воспроизведения нужной важной информации.
Существует большое количество факторов, влияющих на интеллектуальную недостаточность людей, необходимо найти силы и средства для предотвращения их воздействия на психическое и физическое развитие. Изучение памяти учащихся с нарушением интеллекта является одной из актуальных проблем психологии.
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально исследовать виды памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Объект исследования: виды памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования: исследование видов памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Гипотеза: уровень развития видов памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями низкий.
Изучение памяти - это один из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментaльный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий пси-холог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы «чистой» памяти, незaвисимые от деятельности мыш-ления [цит. по 1, с.233].
Э. Крепелин, известный немецкий психиатр, изучал, как протекает запоминание у психически больных. Другой немецкий ученый — психолог Г. Э. Мюллер — осуществил фундаментальное исследование основных законов закрепления и воспроизведения следов памяти у человека [цит. по 2, с.249-250].
Примерно в это же время, то есть в начале XX в., возникла смысловая теория памяти. Начало изучению памяти было положено работами французских ученых, в частности П. Жане. Он первый стал трактовать память как систему действий, ориентировaнных на запоминание, переработку и хранение материала.
Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механизмов запоминания, условия, при которых oнo происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А.А.Смирнов [цит. по 1, с.237].
Р.С.Немов описал концепцию, раскрывающую суть совместной, взаимосвязи деятельности долговременной и кратковременной памяти разработанной американскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифрином. В соответствии с теорией названных авторов долговременная память представляется практически не ограниченной по объему, но обладающей ограниченными возможностями произвольного припоминания хранящейся в ней информации.
З.Фрейд и его последователи в исследовании памяти выяснили роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу обнаружились и были описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации [цит. по 1, с.226].
Ещё с XVIII в. внимание психиатров: Ж. Эскироль, Э.Сеген, Ф.Гальтон, А. Бине, Э.Крепелин, Дж. Кэттэл, сосредоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений умственного развития. Главная задача, стоявшая перед ними, была в определении связи интеллектуальной недостаточности с душевными, психическими заболеваниями и оценке глубины этих нарушений.
Уже с середины XIX в., когда во многих европейских странах стало вводиться всеобщее начальное образование, вопрос выявления интеллектуальной недостаточности, которая препятствовала усвоению школьных знаний, привлек внимание не только медицинских работников, но и педагогов, а затем психологов.
Л.В.Занков, также делает важный вывод о том, что совершенствовaние памяти умственно отсталых детей в шкoль-ном возрасте происходит прежде всего за счет развития высших её функций. Л.С. Выготский, внёс вклад конкретно в изучение произвольного запоминания, как одного из важнейших показателей умственного развития. Не маловажен труд Х.Замского, который изучал протекание умственной отсталости на протяжении веков, начиная с древних времён и заканчивая 20-м веком. Большое значение на анализ и изучение особенностей свойств памяти у младших школьников оказал многолетний опыт работы учёных, которые занимались проблемами, непосредственно, самой памяти, её общими закономерностями и проявлениями её свойств в норме [цит. по 3, с.69-70].
Особенно заметный скачок в деятельно-сти памяти, у учащихся с нормой развития, наблюдается с 11-12 лет, когда проявляется сложное взаимодействие памяти, мышления и воли. После однократного восприя-тия словесного материала воспроизведения учеников с лёгкой умственной отсталостью очень несовершенны, состоят из отдельных слов, словосочетаний, предложений, то после многократного предъявления материала увеличивается объем репродукций, воз-растает их точность, уменьшается число привнесений. После проведеного эксперемента, выяснилось, что после первого предъявления стихотворного текста учени-ки, как младших, так и старших классов воспроизводят небольшое количество строк (в III классе - 3-4%). Ученики 3-го класса точно воспроизводят от 46% до 54% словесного материала.
Практика обучения детей с интеллектуальными нарушениями показывает, что процесс сохранения обнаруживает положительную динамику тогда, когда коррекционная работа направлена на формирование общественно значимых интересов, умения самостоятельно выполнять отдельные этапы деятельности, способности адекватно оценивать значимость результатов своей деятельности и т.д. воспроизведение находится в зависимости от качества запоминания и сохранения [цит. по 4, с.173].
Пути изучения проблемы умственной отсталости были сформулированы Г.Е.Сухаревой, которая рассматривает их в трёх основных аспектах - биологическом, клиническом и социальном. Известна также работа С.С.Ляпидевского «Клиника олигофрении», в которой обобщены исследования отечественных специалистов, дана клинико-педагогическая характеристика умственно отсталых учащихся [цит. по 5, с.35-36]. Их уровень интеллектуального развития (IQ) составляет 50-70 условных единиц. Объем, например, кратковременной памяти умственно отсталых учеников, сохраняющей информацию в интервале от нескольких секунд до нескольких минут, меньше, чем у учащихся массовой общеобразо-вательной школы. Если у школьников с интеллектуальной недостаточностью младших клас-сов объём памяти обычно составляет 3 единицы, то у младших школьников с нормальным интеллектуальным развитием 7±2 единицы . Умственно отсталый ребенок не планирует свою активность по этапам, и тем более не пытается за-ранее предвосхитить последствия. Дети с легкой степенью умственной отсталости часто обладают хоро-шей механической памятью, способны обучаться по специальной (коррекционной) программе . Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями остается актуальной (Долгова В.И., Капитанец Е.Г. .
Для исследования видов памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями, в эксперименте были задействованы ребята 3-го Ж класса Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида № 4 г. Челябинска. Возраст детей 10-11 лет. Данный класс относится к категории детей с лёгкой умственной отсталостью. Для изучения памяти существует много различных методик, но я для своего исследования выбрала следующие: «10 слов», «Нелепицы», «Запомни рисунки».
Проведя исследование на данной выборке, по трём выше указанным методикам, были получены следующие результаты: по «Нелепицам» из 3 Ж класса 14,3% показали средний уровень развития зрительной памяти, а 85,7% низкий.
Рис.1. Распределение уровня развития зрительной памяти по методике «Нелепицы»
По методике «10 слов» весь 3 Ж класс показал низкий уровень развития произвольного запоминания.
Рис. 2. Распределение уровня развития произвольного запоминания по методике «10 слов»
По 3-ей методике «Запомни рисунок», так же как и в «Нелепицах», 85,7% показали низкий уровень, а остальные 14,3% средний.
Рис. 3. Распределение уровня развития объёма кратковременной зрительной памяти по методике «Запомни рисунки»
Уровень развития памяти у каждого ребёнка индивидуален, при этом у некоторых может быть более развита зрительная память, у других кратковременная или какой-либо другой вид памяти. Несмотря на разные уровни развития памяти у детей в 3 Ж классе, она всё-таки не поднимается выше планки «средний» уровень, но и до этой отметки поднимается наименьший процент учащихся, что и подтверждает нарушение познавательных процессов у детей с интеллектуальными нарушениями.
Для решения проблем памяти необходимо, во-первых, педагогам, проводить индивидуальную работу с ребёнком, при этом особое внимание концентрировать на том виде памяти, который является проблемным или менее развитым. Необходимо преподносить материал во время занятия так, чтобы он был красочным, ярким и вызывал большой интерес у ребёнка, сочетался с каким либо образом или предметом. Целесообразно использовать разминку, в которую входят небольшие переключения деятельности, например на подвижную игру-минутку, чтобы ребёнок не переутомлялся. Специалисты, в частности психолог, может использовать психотехнические приёмы, которые напрaвлены на оптимизацию и стимуляцию памяти («Найди пару», «Перечисли что запомнил», «Составь по порядку» и многие другие).
Специальная коррекционная работа способствует устранению недостатков памяти и представлений. Проведение учебно-воспитательной работы с установкой на развитие осмысленного запоминания — один из самых эффективных путей оптимизации восприятия, запоминания, сохране-ния и, впоследствии, воспроизведения .
Выводы:
Память - это основной психический процесс, который необходимо, непременно, развивать, причём заниматься этим следует не на определённом жизненном отрезке (только в сензетивный период), но и на протяжении всей жизни. Память также необходимо тренировать и подкреплять, ведь именно эта мышца во всём организме человека одна единственная, которая может развиваться всю жизнь. Изучив теоретические особенности свойств памяти, её виды и проявления в норме, можно легко сравнить с особенностями памяти у детей с интеллектуальными нарушениями.
Проанализировав полученные результаты, были замечены некоторые различия, что не удивительно. Детям с интеллектуальными нарушениями в развитии необходимо намного больше сил, времени и определённых упражнений, чтобы усвоить процессы запоминания, переработки и воспроизведения информации. В современном мире, по - моему мнению, это не проблема, стоит только усердно потрудиться. С данной проблемой одному ребёнку не справиться, нужна мотивация, интерес к данной работе, которых ребёнок с интеллектуальными нарушениями, просто не имеет. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
- Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1.: Общие основы психологии: учебник для студентов вузов. - М.: «ВЛАДОС», 2013. - 687 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. - СПб.:«ПИТЕР»,2012. - 583 с.
- Петрова В.Г. Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие. - М.: «АКАДЕМИЯ», 2011. -160 с.
- Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: «ПИТЕР», 2010. -320 с.
- Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: учебное пособие. - М.: «АКАДЕМИЯ», 2011. - 272 с.
- Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: учебное пособие. - М.: «АКАДЕМИЯ», 2012. - 480 с.
- Шипицына Л.М. Необучаемый ребёнок в семье и обществе/- СПб.: «Речь», 2013.- 477 с.
- Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого-педагогическая коррекция устной речи старших подростков с умственной отсталостью. - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. - 80 с.
- Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Коррекция и развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. - 122 с.
- Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 200 с.
- Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Шумакова О.А. Диагностико-аналитическая деятельность специального психолога: традиции и инновации (Библиотека специального психолога). - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2008. - 116 с.
- Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Шумакова О.А. Коррекционно-психологическая работа специального психолога (Библиотека специального психолога). - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2008. - 104 с.
- Долгова В.И., Иванова Л.В., Капитанец Е.Г., Шумакова О.А. Будущему специальному психологу: подготовка к итоговой аттестации: уч.пособие для вузов (Библиотека специального психолога). - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2008. - 99 с.
- Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Шумакова О.А. Коррекционно-развивающая деятельность специального психолога: современные психологические и педагоги-ческие технологии (Библиотека специального психолога). - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2008. - 118с.
Джошуа Фоер, победитель Чемпионата США по памяти, рассказывает о том, как он тренировал свою память в течение целого года. Его книга хороша не только тем, что в ней изложено множество популярных мнемонических методик - от ассоциативных связей до . В ней в доступной, увлекательной форме объясняются принципы работы нашего мозга и выводы передовых научных исследований. Кроме того, есть много интересных исторических отсылок.
2. «Думай как математик: Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее», Барбара Оакли
Хотя в первую очередь эта книга о математике и особенностях математического мышления, из неё вы узнаете много секретов эффективного обучения. Суть методики, которую предлагает Оакли, заключается в том, что нужно прийти к пониманию предмета. Если вы что-то сумели понять, то и запомнить это вам не составит труда. С этой книгой вы научите свой мозг осваивать новые, даже самые сложные области знания.
3. «Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное», Кристин Лоберг, Майк Байстер
Упражнения из этой книги нацелены на тренировку изобретательности и внимательности, умения быстро принимать решения и производить хорошее впечатление на окружающих. Хорошая - приятное дополнение к этому списку. Отличное руководство для работы над собой и развития умственных способностей.
4. «Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти», Нил Барнард
Барнард предлагает методику, чтобы эффективно использовать возможности своего мозга и избежать проблем с памятью в старости. Она включает три компонента:
- , чтобы мозг получал все необходимые полезные вещества.
- Упражнения для ума, чтобы укрепить нейронные связи.
- Устранение потенциальных физических угроз (нарушений сна, заболеваний, некоторых медицинских препаратов, которые могут оказать негативное воздействие).
5. «Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти», Анхельс Наварро
Психолог Анхельс Наварро собрала упражнения, которые улучшают концентрацию и внимательность, учат мыслить более креативно. К тому же, все упражнения разделены по уровням, чтобы вы могли постепенно переходить от простых головоломок к самым сложным. Подача в игровой форме не даёт заскучать и задействует воображение.
6. «Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти», Гарри Лорейн, Джерри Лукас
Основной метод для развития памяти, который рекомендуют авторы, - ассоциации. Остальные техники так или иначе связаны с ними. Они научат вас запоминать всё подряд: длинные слова и абстрактные понятия, списки дел и покупок, речи выступлений и тексты лекций, имена и лица людей, номера телефонов, даты, многозначные числа.
7. «Помнить всё. Практическое руководство по развитию памяти», Артур Думчев
Артур Думчев, автор этой книги, помнит число Пи до 22 528 знаков после запятой. В своей книге он делится техниками по развитию памяти, которыми пользуется сам, чтобы быстро запоминать большие объёмы информации, решать в уме сложные задачи и заучивать наизусть длинные ряды цифр.
В этом издании уклон на практическую работу с читателем. Предлагаются конкретные приёмы с понятными примерами, алгоритмами выполнения и пояснениями.
8. «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей», Роджер Сайп
Книга тренера и консультанта по саморазвитию Роджера Сайпа посвящена широкому кругу вопросов, связанных с ускоренным обучением: развитию памяти и интеллекта, и управлению энергией, расстановке приоритетов и тайм-менеджменту.
9. «Нейробика. Экзерсисы для тренировки мозга», Лоренс Кац, Мэннинг Рубин
Психологи Кац и Рубин доказали, что выполнение однотипных, скучных дел день за днём приводит к ухудшению памяти и снижению умственных способностей. Решение проблемы простое и очевидное: нужно добавить разнообразия в привычную рутину.
Вам предстоит научиться выполнять необычным способом обычные действия: делать всё с закрытыми глазами, управляться левой рукой вместо правой, добираться новыми маршрутами. Эти забавные опыты помогают поддерживать жизнедеятельность клеток мозга.
10. «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей», Кэрол Дуэк
В основе книги простая идея - ошибаться можно, и это нормально. Гибкий подход, который пропагандирует Дуэк, это установка на рост: планомерно работая над собой, вы сможете развить любые свои качества. В том числе и память.
Книга Дуэк - это заряд мотивации, который поможет вам становиться лучше и прийти к пониманию, что любой недостаток можно превратить в вашу сильную сторону.
Развитие интеллекта у человека повлияло на его становление Homo sapiens, что отделило человеческий род от животного мира. Так начала формироваться цивилизация. Индивид, проживающий в современном обществе, имеет возможность самостоятельного развития интеллектуального потенциала, и поддержки мозга в тонусе в течение всей жизни.
Интеллект: что это такое
Интеллектом называется мыслительная способность индивида, которая характеризуется относительной устойчивостью. В переводе с латинского – постижение, осознание. Рассудок позволяет не только воображать, мыслить, ощущать, воспринимать. Мозг обладает рядом свойств:
- логические;
- прогностические;
- аналитические;
- критические;
- дедуктивные;
- способность к концентрации.
Возможности мозга противопоставлены инстинктам, образцам поведения. Это значит, что интеллектуальный потенциал динамичен, он прогрессирует по желанию человека.
Независимо от исходного объёма знаний и мыслительных навыков, любой индивид способен увеличивать и расширять когнитивные способности до желаемого показателя. Выполнение нестандартных задач, «напрягающих» мозговые извилины и ломающие стереотипное суждение, способствует достижению высокого уровня интеллектуальных возможностей.
Высокий уровень мозгового развития даёт возможность адаптироваться и понять, как действовать в новой ситуации. Человек, обладающий интеллектом, чётко определяет проблему и оптимально её решает.
Виды интеллекта
Разделение умственных возможностей на определённые виды противоречит знаменитому тесту, определяющему уровень IQ. В то время как теория дифференцированного интеллекта утверждает то, что каждый индивид в какой-то мере развивает все интеллектуальные вариации.
Кстати! Доктор психологических наук, Д. Флинн по результатам масштабных мировых исследований величин IQ установил, что коэффициент увеличивался на протяжении 50 лет.
Американский психолог Гарднер выделяет следующие виды интеллекта:
- Пространственный . Человек легко ориентируется в пространстве, создавая маршруты и ходы в неизвестной местности, ситуации. Зачастую подобным видом владеют архитекторы, водители, проектировщики, шахматисты.
- Музыкальный . Предрасположенность к чёткой дифференциации звуков, мелодий, тонов, ритма, которая свойственна музыкантам, певцам.
- Телесно-кинестетический . Способность управлять телом, чётко балансируя. Танцоры, гимнасты, акробаты наделены этой разновидностью.
- Лингвистический . Умение интуитивно осознавать правильное написание, произношение, значение и сочетаемость лексических единиц. Склонность к изучению иностранных языков.
- Логико-математический . Предрасположенность к нахождению взаимосвязи между цифрами, датами, фактами, что свойственно учёным.
- Натуралистический . Способность находить отличия между природными явлениями, различать дары флоры.
- Межличностный . Человек социализируется в обществе, хорошо взаимодействует с людьми, улавливая их настроение.
- Внутриличностный . Умение осознавать и чувствовать внутренние переживания и эмоции, понимать, как ими управлять.
Согласно данной классификации, каждый индивид имеет врождённую предрасположенность к определённым действиям. Эта склонность указывает на те типы интеллекта, к которым относится человек. Именно поэтому в одной личности не всегда может заключаться несколько способностей.
Как развить интеллектуальные способности у взрослых
Подсознание как важнейший элемент интеллектуальной деятельности вступает в процессы умственной активности только при наличии мотива. Известный российский бизнес-тренер, Максим Поташёв заявляет о том, что любой мотив либо вознаграждение влияет на мозговую деятельность, активируя её.
Психологи утверждают, что уровень интеллекта находится в прямой зависимости от наследственного фактора и жизненного опыта человека. Когнитивные возможности у взрослых совершенствуются, благодаря нахождению новых решений в незнакомой ситуации.
Интересно! Одним из критериев высокого интеллекта является способность интуитивно находить выход из сложной ситуации.
Для понимания, как развить интеллект, вначале нужно прекратить просмотр глупых телешоу, сериалов, не несущих полезную информацию. Постоянно заставляйте мозг работать: решайте головоломки, кроссворды, создавайте проекты.
Существенное значение имеет кислород: клетки мозга насыщаются им, что способствует умственному развитию. Также полезна физическая нагрузка.
Из этого следует, что для развития рассудка, не нужно банально заучивать книжные правила и факты. Необходимо решать задачи творчески, находя лучший вариант. Интеллектуальный «багаж» увеличивается по мере взросления.
Известный швейцарский философ Жан Пиаже считал, что центральное звено психического развития – интеллект. Дети легко формируют нужную схему поведения для конкретной ситуации, адаптируясь к ней. В ходе такого взаимодействия происходит осознание ребёнком законов и правил жизни.
На основании подобных умозаключений Пиаже выделил четыре стадии:
- Сенсомоторная (0-2 года) . Новорожденный открывает окружающее пространство с помощью движений и органов чувств, устанавливает зависимость личных манипуляций и их последствием.
- Дооперациональная (2-7 лет) . Появляется начальное представление о предметах, их назначениях. Однако, многие виды опыта ещё не доступны ребёнку.
- Конкретные операции (7-11 лет) . Ребята способны логически манипулировать предметами, объединять их в группы. Отсутствует способность к обобщению.
- Формальные операции (12 лет и далее) . Подросток способен абстрактно мыслить, воображать нереальные предметы. Все операции разума доступны.
Существует версия о том, что интеллект разнится у мужчин и у женщин. По утверждению психологов, что женский разум интенсивно развивается до определённого времени, мужской – постепенно на протяжении всей жизни.
Если женщина задаётся вопросом, как повысить интеллект, то она должна ответить на него до 35 лет. Научное сообщество считает, что развитие ума и интеллект женщин постарше не прогрессирует. Однако, некоторые теории опровергают данную версию.
Развитие памяти и интеллекта
Неотъемлемой частью повышения интеллекта является развитие памяти и речи. Поскольку эти психические процессы взаимодействуют с мыслительными и умственными способностями.
Память является психической функцией и одним из видов мозговой активности. Задача памяти заключается в хранении и воспроизведении хранящихся в сознании впечатлений.
Нейробиолог, лауреат Нобелевской премии – Рита Леви-Монтальчини – в столетнем возрасте участвовала в научных конференциях, медицинских конгрессах. Она утверждает, что мозг человека нейропластичен: если одни нейроны погибают, то другие начинают выполнять их функции. Однако, они требуют постоянной стимуляции.
Заставьте мозг функционировать, поддерживая его в увлечённом состоянии:
- займитесь спортом;
- храните вещи в одном и том же месте;
- будьте наблюдательны;
- учите стихи;
- рассказывайте сказки;
- соотносите абстрактные идеи с конкретными образами.
Читайте больше книг, написанных сложным языком: придётся приложить усилия для понимания текста. Эти несложные советы помогут держать ум «в тонусе».
Методики развития интеллекта
Способы имеют сложный комплексный характер. Чтобы в престарелом возрасте вспомнить все моменты, происходившие в жизни, необходимо в молодости тренировать мозг. Это требует высокой степени самоконтроля, усидчивости, силы воли.
Помимо этого, на интеллект влияет образ жизни и качество питания. Частые стрессы и конфликты разрушают нейроны головного мозга.
Рассудок всячески препятствует действиям человека по его развитию. Ведь основная цель мозга – накопление энергии. Лень и безделье содействуют интеллектуальной деградации.
Любопытный факт! Установлено, что мужской мозг «выключается» после сексуального контакта. Это объясняет желание поспать сразу после полового акта.
Лоуренс Кац создал методику, повышающую уровень развития интеллекта – нейробика. Суть обучающей методики заключается в выполнении привычных действий по-новому:
- пропылесосить квартиру с завязанными глазами;
- добираться на работу по иному маршруту;
- читать перевёрнутую вверх ногами книгу;
- смотреть фильм без звука.
Получая новые впечатления мозг посылает сигнал нейронам, которые организуются в группы для обработки новых импульсов.
В поисках литературы, повышающей интеллектуальный потенциал, остановите выбор на таких образцах:
- Дэвид Гэймон, «Аэробика для ума»;
- Ольга Кинякина, «Мозг на 100%»;
- Рон Хаббард, «Самоанализ»;
- Алекс Ликерман «Непобедимый разум»;
- Гарри Адлер, «Техника развития интеллекта»;
- Эдвард де Боно, «Научите себя думать».
В качестве средства для «мозгового штурма» можно использовать и киноленты, которые побуждают к творческому мышлению, стирая шаблонные стереотипы.
При общении с высокоэрудированным человеком, мы удивляемся, как ему удается помнить столько фактов, формул, важных дат, исторических событий, стихов, музыкальных произведений, результатов научных исследований, информации по бизнесу и при этом дословно цитировать лучшие страницы тематической литературы. Всё дело в человеческой памяти. Как правило, с феноменальной памятью от рождения на этот свет приходят только гении, процент которых мизерно мал (3% от всего населения планеты). К счастью, у нас с вами есть возможность развивать собственную память и мышление с помощью эйдетики.
Хорошая память гарантирует нам быстрое и качественное обучение, умение держать в голове важные даты, не забывать о списке приоритетных дел. Что же такое эйдетизм и эйдетика? Как работает эйдетика? Чего мы можем добиться с помощью данной методики? Для какого возраста она подходит лучше? Как научиться быстро запоминать?.
Что такое эйдетизм и эйдетика?
Происхождение слов берёт корни с древнегреческого языка, где εἶδος – означает образ, внешний вид.
Эйдетизм – это вид памяти, который позволяет воспроизводить в деталях образ воспринятого ранее предмета или явления.
Образ, о котором мы говорим, часто воспринимается зрительно, однако, он может быть создан с помощью иных сенсорных модальностей: слуховых, тактильных, вкусовых, двигательных, обоняния.
Эйдетика – это методика развития образного мышления. Хороший пример образного мышления – прочтение интересной нам книги. Когда мы увлечены качественным литературным текстом, образы в вашей голове появляются автоматически (внешний вид и тембр голоса героев, улицы, города, атмосфера, пейзажи). В будущем, даже спустя много лет, мы с лёгкостью припоминаем прочитанное. Методика образного мышления эйдетика учит создавать подобные образы при каждом восприятии новой информации, что способствует её качественному запоминанию.
В свою очередь, исторически эйдетику рассматривают с трёх проблемных областей:
- эйдетика как частная научная теория, объясняющая феномен памяти – эйдетизм;
- эйдетика как общепсихологическая теория на уровне с философскими и методологическими проблемами психологии;
- «интеграционная типология» – расистская и фашистская псевдонаучная концепция (в гитлеровской Германии развивалась Э. Йеншем путём «синтеза» эйдетики и национал-социалистических идей и лозунгов)
История исследования методики эйдетики
Одним из первых, кто описал феномен эйдетизма является сербский учёный Виктор Урбанчин. Исследования учёного датируются 1907 годом, от чего можем сделать вывод, что эйдетике на сегодняшний день более ста лет.
После 1933 года в Германии в марбургской психологической школе Эрика Йенша были проведены колосальные исследования эйдетизма. В следствии этого развивалась «интеграционная типология» – концепция идеологий, которая объединяет эйдетику с национал-социалистическими идеями.
Активное развитие психологии в советское время знаменательно повлияло на становление эйдетики. Теорию эйдетики исследовали: Пётр Блонский, Сергей Кравков, Сергей Рубинштейн, Борис Теплов, Фёдор Шемякини и другие. Научные статьи печатались в Большой Советской Энциклопедии, а в 1930 годах академиком Александр Луриея написал «Маленькую книжку о большой памяти».
Сегодня эйдетика невероятно популярна! К ней обращаются психологи, педагоги, врачи, бизнесмены, литераторы, студенты и просто интересующиеся люди.
Для кого подходит методика эйдетика?
Популярность эйдетики в наше время достаточно велика. Мы можем слышать об эйдетике развития детей, эйдетике у студентов, эйдетике у бизнесменов, эйдетике у юристов… Что ж, эйдетика открыта для вас, если:
- миф о плохой памяти ходит за вами по пятам, и вы имеете желание открыть перед собой больше возможностей;
- вы хотите запоминать проще и больше, изучать иностранные языки;
- вы желаете быть креативнее и делать свою работу более продуктивно;
- вы хотите, чтобы ваш ребёнок с детства учился мыслить правильно и с лёгкостью запоминал нужную информацию.
Эйдетика для детей
В младшем дошкольном возрасте у ребёнка формируются самые важные умения. Исследованиями доказано, что в возрасте от 3- 5 лет дети впитывают в себя информацию, словно губки, и зависимо от их окружения, можно зародить зерно успеха. Мы считаем, что это один из важнейших периодов жизни человека, ведь он формирует его в будущем. К детям следует быть максимально внимательными.
Эйдетика позитивно влияет на детей: вместо зазубривания домашних заданий, они имеют возможность быстрее и качественнее усваивать новый материал. Часто тренинги по эйдетике в детском возрасте проходят в качестве игр; дети не замечают, как летит время, воспринимая информацию через ассоциации.
Кроме того, родители учатся поддерживать методику в быте: давать творческие задания, делать совместные простые упражнения, учить стихотворения через образы, играть в игры (которые не только занимают ребёнка, но и развивают его когнитивные способности).
Эйдетика для взрослых
Научно доказано: чем старше мы становимся, тем сложнее нам обучаться. Поэтому, хорошая инвестиция в своё будущее, в собственный профессиональный и личностный успех – это инвестиция знаний. Чем раньше вы эти знания приобретаете, тем лучше. Занятия с эйдетика для взрослых зачастую проходит в мини группах (до 10 человек), а также индивидуально со специалистом. Эти занятия улучшают концентрацию внимания, развивают фотографическую память, способствуют нестандартному мышлению и креативности, гарантируют запоминание учебной, рабочей и повседневной информации.
Методы и результаты эйдетики.
Чаще всего, занятия эйдетики проходят в виде тренинга по развитию памяти. В него входит психологическая беседа, объяснение методики, комплекс различных упражнений, тесты. На сегодняшний день профессионалы предлагаю разные способы проведения тренинга:
- индивидуальная консультация в Skype
- выездной тренинг
- корпоративный тренинг для улучшения работы в компании
- групповые тренинги
- индивидуальные тренинги
- семейные занятия
Это делает методику доступной и понятной. Оценивать её качество конечно же вам.
Команда сайт рекомендует школу развития памяти в Киеве «Шалений равлик» под руководством Елены Калачиковой! Разработанные тренинги для взрослых и детей всех возрастов. Эйдетика – популярная мнемотехника, которая позволяет любую необходимую информацию запомнить в виде картинок или образов в игровой форме. Вместе с профессиональными педагогами вы достигнете положительных результатов во многом!
Итог
Не случайно, фраза «Кто владеет информацией – тот правит миром» зачислена в ряд крылатых. Когда вы с лёгкостью запоминаете важный для вас материал, вы чувствуете себя уверенно и имеете больше возможностей, вы – энциклопедия. Научиться правильно мыслить и проще запоминать совершенно реально. Обучение с помощью эйдетики – отличная инвестиция в собственное будущее.