Сценарий летнего развлечения для старших дошкольников. Развлечения летом с песком и с водой для детей дошкольного возраста
Материал может пригодится для летней работы в дошкольных учреждениях, задания можно варьировать в соответствии с возрастом воспитанников.
Развлечение «Песочная страна» для дошкольников
Цель : Создание эмоционального комфорта для детей.
Задачи:
Развивать мелкую моторику во время игр с песком;
Развивать умение работать в команде;
Развивать фантазию детей, умение воплощать свой замысел в действии.
Материал: песочница, камешки, семена, ракушки, пуговицы, листочки, перышки, мелкие игрушки.
Ход развлечения:
Воспитатель (возможный праздничный вариант - Фея Песочной страны) приглашает детей к песочнице.
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в Песочную страну.
Любите ли вы играть в песочнице? (ответы детей).
Почему вам нравится играть с песком? (Ответы детей).
А знаете ли вы правила песочных игр? (Ответы детей).
В одной очень интересной книжке я прочитала эти правила. Вот они:
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря -
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна
Дети, поняли меня?!
Воспитатель : А теперь я предлагаю поиграть в игру
«Песочный круг» (сухой песок)
Правила игры просты: вы можете нарисовать любыми способами круг и украсить его различными предметами: камешками, семенами, ракушками, пуговицами и т.д. После этого вам нужно дать название своему песочному кругу, рассказать о нем.
Предлагаю использовать как считалку - стихотворение
Мы в песочнице играем,
Строим домик из песка,
Увлеклись, не замечаем,
Что носки полны песка.
Принесли воды в ведёрке,
Чтобы не сломался дом,
Красовался на пригорке,
Мы его водой польём.
Игра «Песочные прятки» (сухой песок)
Игра проводится двумя командами. У каждой команды (в половине песочницы) закопано одинаковое количество мелких игрушек. Побеждает та команда, которая за отведенное время отыщет их большее количество.
Воспитатель : Отлично, обе команды справились с заданием великолепно, работали быстро и дружно. Любите ли вы, ребята, сказки? А сами что-нибудь сказочное и волшебное можете придумать? Тогда следующая наша игра
«Песочная фантазия» (влажный песок)
Дети лепят из песка любую композицию. Работать можно одному, в паре или командой (на выбор детей).
Дети рассматривают работы своих товарищей, рассказывают о своей, делятся впечатлениями.
Людмила Алексеевна Муратова
Календарно-тематическое планирование «Песочная страна» во второй младшей группе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ТЕМУ : «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА » ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ , ЗА 2017 ГОД
1. Беседа : «Что такое песок » .
2. Познавательная-исследовательская деятельность. Тема : «Ознакомление с свойствами песка» .
3. Наблюдение с детьми за песком в песочнице .
4. Беседа : «Что такое песок » .
II неделя.
1. Беседа : «Использование песка человеком» .
2. Рассматривание ведерок, совочков, пасок для игр с песком.
3. Лепка : «Изготовление куличиков из песка» .
4. Д/игра «Из чего сделано» .
III неделя.
1. Познавательно-исследовательская деятельность, опыт. «Незнайкин клад» .
2. Рисование (палочкой на песке) в группе . Тема : «Следы зайца, медведя, кошки, воробья» .
3. Д/игра «Чудесный мешочек» .
4. Сюжетно-ролевая игра Магазин-Отдел «Изделия из песка» (рассматривание) .
IV неделя.
1. Рассматривание изделий из песка (баночки. Стаканы, колбочки, пробирки) .
2. Опыт «мокрый песок » .
3. Аппликация. Тема : «Ведерко для песка» .
4. Д/игра «Что лишнее» .
1. Фотовыставка. Опыты из песка (рисование палочкой, изготовление пирожков, куличиков, тортов) .
2. Д/игра «Тайничок» .
3. Сюжетно-ролевая игра Магазин-Отдел «Игрушки» (ведерки, лопатки, пасочки для игр с песком) .
4. Опыт «Я пеку, пеку» .
II неделя.
1. Беседа по ОБЖ. Тема : «Меры безопасности игр с песком» .
2. Опыт «Узоры на песке» .
3. Познавательно-исследовательская деятельность. Игра-упражнение «В гости к песочному человеку » .
4. Д/игра «На что похоже» .
III неделя.
1. Опыт «Секреты мокрого песка» .
2. Рассматривание песочных часов .
3. Д/игра «Из чего сделано» .
4. Рассказ чтение Янгаровского «В магазине игрушек» .
IV неделя.
1. Развитие речи. Тема : «Рассматривание картины в песочнице » .
2. Д/игра «Чудесный мешочек» .
3. Аппликация «Рыбка» .
4. Опыты с песком «Рыбка, машина, слоник» .
1. Развитие речи. Чтение произведения Марины Ершовой «Песочница » .
2. Опыт «Узоры на песке» .
3. Д/игра «Что изменилось» .
4. Опыт «Пирожки для Мишки» .
II неделя.
1. Познавательно-исследовательская деятельность. Тема : «Сравнение песка и глины» .
2. Подвижная игра «Песчинки» .
3. Опыт «Туннели» .
4. Сюжетная игра «Магазин-Игрушки» , (лопатки, пасочки, ведерки) .
III неделя.
1. Д/игра «Какого цвета формочки и совок» .
2. Беседа на тему : «Правила безопасности игр с песком» .
3. Рассматривание иллюстраций на тему : «Песок » (желтый, серый, белый) .
IV неделя.
1. Лепка. Тема : «Лопатка» .
2. Опыт. «Куличики для куклы» .
3. Д/игра «Из чего сделано» .
4. Познавательно-исследователькая деятельность, тема : «Свойства песка» .
Публикации по теме:
Тема недели: «Бытовая техника. Безопасность» Задачи: 1. Обогащать знания детей о бытовой технике, ее назначении. 2. Активизировать словарь.
Календарно-тематическое планирование по рисованию в подготовительной группе По рисованию № Дата Тема занятия Часы Стр. 1 Лето 2 Декоративное рисование на квадрате 3 Золотая осень 4 Золотая осень 5 Кукла в женском.
Календарно-тематическое планирование в младшей группе «День матери:» «Мамочка любимая моя» 23.11-28.11 Познавательное развитие: Образовательный компонент «Окружающий мир» Формировать представления.
Календарно-тематическое планирование в младшей разновозрастной группе (3–5 лет) по ФГОС «Посуда (кухонная, чайная)» Тема недели: «Посуда (кухонная, чайная)» Цель: Закреплять и расширять знания детей о названиях и значении посуды. Вызвать у детей активный.
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе. Тема: «Народные промыслы России». Цели: -развивать представления детей.
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе «Человек» Понедельник. Утренний прием. Беседа с детьми "Человек - часть природы" Цель: сформировать у детей представления о том, что человек - это.
Конспект летней прогулки для детей старшего дошкольного возраста на тему "Песок и вода".
Описание материала : Предлагаю вам конспект летней прогулки для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Песок и вода". В данном конспекте раскрываются все этапы прогулки: наблюдение, подвижная игра, словесная игра, индивидуальная работа с ребёнком и трудовая деятельность. Очень интересно представлено наблюдение. В него включено экспериментирование с песком и водой, что даёт ребёнку не только наглядно, но и практически познакомиться со свойствами песка и воды.Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Цель: Закрепить знания о свойствах песка и воды.
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей правильное поведение в природной среде.
2. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе наблюдения, экспериментирования с песком и водой.
3. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
4. Развивать фонематический слух, быстроту мышления в с/игре «Добавь слог» или "Продолжи предложение"
Материалы.
Для экспериментирования с песком: песок, вода в стаканчиках, одноразовые тарелочки по 2 штуки на каждую пару детей, лупа, палочки. Для экспериментирования с водой: вода, несколько прозрачных сосудов разной формы, три стакана, соль, сахар, ложечка, стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор, несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.
Для подвижной игры: домик лисы для пойманных детей.
Для словесной игры: карточки с изображением различных предметов.
Для индивидуальной работы: 2 набора игры в бадминтон.
Для трудовой деятельности: леечки с водой.
Ход прогулки.
Дети приходят на веранду, перед детьми мольберт с ребусом. Воспитатель сообщает детям о том, что сегодня они будут экспериментировать, а вот с чем они будут экспериментировать они узнают, если разгадают ребус:
ПЕРСИК....... ЕНОТ....... СТУЛ....... ОЧКИ....... КАРУСЕЛЬ
П................... Е.................... С................. О.................. К
Воспитатель
: Ребята, назовите мне, пожалуйста, первую букву каждого изображения.
Дети внимательно рассматривают картинки и по порядку называют первую букву каждого изображения.
Воспитатель:
Дети, давайте теперь попробуем прочитать какое слово у нас получилось!
Дети: Песок.
Воспитатель:
Правильно ребята! У нас получилось слово – песок и мы сегодня с вами будем экспериментировать с песком. Давайте разделимся на пары, и присядем за столы.
Далее воспитателем предлагается понаблюдать за песком. Рассматривание песка на ладонях. Наводящие вопросы воспитателя:
-какого цвета?
-сухой или влажный?
-липкий или сыпучий?
Опыт «Песчаный конус».
Цель: Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.
Процесс: Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплывы» - движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.
Вывод: Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.
Воспитатель: Давайте теперь внимательно рассмотрим песок через лупу. Какой формы крупинки? Мелкие или крупные? Одинаковой формы или разной формы?
Ребята, как вы думаете в чем польза песка для человека?
(Ответы детей и маленькое обсуждение по каждому ответу).
Опыт «Свойства мокрого песка».
Цель: Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.
Опыт: Попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо. Почему? Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Если оставить наши куличики на подносе в теплом помещении до завтрашнего дня, то на следующий день мы увидим, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются. Почему? В тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.
Вывод: Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.
Опыт «Погружение предметов в мокрый и в сухой песок».
Цель: Показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.
Опыт: Равномерно через сито насыплем сухой песок в один из тазиков по всей поверхности его дна толстым слоем. Осторожно, без надавливания, положим на песок стальной брусок. Пометим маркером на боковой грани бруска уровень его погружения в песок. В другом тазике расположим мокрый песок, разгладим его поверхность и также осторожно положим на песок наш брусок. Очевидно, что он погрузится в него намного меньше, чем в сухой песок. Это видно по отметке маркером. Почему же так происходит? У сухого песка между песчинками был воздух, брусок своей тяжестью сжал песчинки, вытеснив воздух. У мокрого песка песчинки склеены водой, поэтому сжать их намного сложнее, именно поэтому в мокрый песок брусок погружается на меньшую глубину, чем в сухой.
Вывод:
В сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.
Воспитатель
: Ребята, а теперь давайте оставим наш песочек на столе у вас ещё будет возможность его ещё раз повнимательнее рассмотреть. Я предлагаю вам выйти на полянку и немного поиграть.
Игра малой подвижности «Мы пойдём на право…» (проводится 2 раза)
Воспитатель вместе с детьми говорит слова и выполняет движения в соответствии с текстом.
Мы пойдём направо – 3 хлопка
Мы пойдём налево – 3 хлопка
Два раза повернёмся, потянемся, прогнёмся.
Попрыгаем на месте, шагнём вперёд все вместе.
Обратно как пингвины покатимся со льдины
И руки поднимем
Опустим, поднимем, опустим, поднимем!
Да! И друга обнимем!
Воспитатель
: Ребята, а у меня для вас есть загадка! Попробуйте её отгадать!
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Дети: Вода.
Воспитатель
: Правильно ребята – это вода. Я предлагаю вам немного передохнуть и попить воды (питьевой режим в летний период)
Воспитатель
: Ребята, а теперь давайте снова вернёмся на веранду и я предлагаю вам немного поэкспериментировать с водой. (Воспитатель убирает салфетку со стола и перед детьми появляется ёмкость с водой).
Опыт «Свойства воды»
Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.
Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
Опыт «Вкус воды».
Процесс. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?
Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Опыт «Запах воды».
Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?
Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
Опыт «Цвет воды».
Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?
Итог. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
П/игра «Хитрая лиса»
Цель: Упражнять в беге не наталкиваясь друг на друга. Развивать двигательную активность, внимание, быстроту реакции.
Ход игры: Играющие становятся вкруг и берутся за руки. По считалочке выбирается водящий, который будет выбирать хитрую лису. После этого водящий из числа детей идет за кругом и незаметно дотрагивается до руки одного из ребят. Тот, до кого дотронулся водящий, тут же становится «хитрой лисой». Воспитатель сообщает детям, что наступило утро и курочки и петушки проснулись, потянулись и все дети хором спрашивают 3 раза:
- Хитрая лиса, где ты?!»
и смотрят на лица друг друга, пытаясь угадать и найти плутовку.
Если лису угадали, то игра начинается сначала. Если лиса всё же сумела скрыться, то после трех заданных вопросов она отвечает:
- Я тут!!!
и бежит ловить ребят. Все бросаются врассыпную. После 3 пойманных детей игра заканчивается и всё начинается сначала.
Воспитатель
: Молодцы ребята, как мы с вами хорошо поиграли! А теперь давайте утолим жажду и попьем воды (питьевой режим в летний период). Ребята, я предлагаю вам присесть на бортик песочницы для того, чтобы ещё немного поиграть.
С/игра «Придумай предложение с заданным словом"
Цель: Формировать у детей умение составлять простое предложение, опираясь на предложенное слово. Развитие речи.
Ход игры
: Воспитатель раздаёт всем детям картинки с изображением какого – либо предмета и предлагает придумать простое предложение с этим предметом.
Индивидуальная работа.
Разучивание элемента игры в бадминтон – перебрасывание друг другу валанчика ракеткой.
Цель: развивать силу рук, глазомер, умение концентрировать внимание на объекте.
Самостоятельные игры детей с песком и водой, с выносным материалом.
Труд на участке.
Вместе с детьми полить цветы, напомнить им, как надо лить воду, как направлять струю, чтобы не смыть обитателей цветников: на цветах живут различные насекомые, и, поливая цветы сверху, мы смываем их и многие гибнут в воде.
Педагог-психолог: Посмотрите ребята, что это? (Песок). Правильно, это настоящий песок. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним. Но прежде чем мы начнём играть, давайте вспомним правила игры с песком:
- Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
- При игре с песком у детей всегда должны быть чистые руки и носы.
- Нельзя бросать песок в лицо - можешь повредить глаза!
- Нельзя вдыхать песок - будет трудно дышать!
- После игры с песком помой руки!
Педагог-психолог: Молодцы! Все правила запомнили! Давайте опустим ладошки в песочек, погладим его, переберём пальчиками. Какой он на ощупь? (Тёплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный). Давайте аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую и почувствуем, как приятно стало нашим ладошкам. А теперь давайте представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по тёплому песочку от края стола к центру и затем обратно.
- Пошли пальчики гулять,
Долго, долго шли пешком,
А затем бегом, бегом,
Немного поскакали
И в конце пути упали.
Игра «Необыкновенные следы».
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры:
- «Идёт медведь»: ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
Мишка косолапый
По лесу идёт,
Топ-топ-топ. - «Прыгают зайцы»: кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок. - «Ползёт змея»: ребёнок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
Змея очковая в песке
Очки вдруг потеряла.
Ползёт она в большой тоске,
Ползёт куда попало. - «Бежит сороконожка»: ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движения сороконожки.
У сороконожки заболели ножки.
Видишь на дорожке снятые сапожки?
Педагог-психолог: Посмотрите, какие получились интересные следы. А теперь я прошу вас подойти к столам и сесть на стулья. Посмотрите, ребята, у вас на столах приготовлены подносы с песком. Скажите, какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей). Молодцы!
Упражнение «Геометрические фигуры».
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.
Оборудование: подносы с песком, палочки для рисования на песке.
Педагог-психолог: Посмотрите на магнитную доску, какие геометрические фигуры спрятал художник? (Круг, квадрат, треугольник). А теперь давайте возьмём в руки палочки для рисования на песке и нарисуем эти геометрические фигуры.
Ребята, посмотрите, солнышко похоже на какую геометрическую фигуру? Посмотрите, как оно ярко светит, так и хочется понежиться под его лучами. Ярко светит солнце, наши глазки не привыкли к такому яркому свету, давайте зажмурим глазки сильно-сильно, откроем. Уже легче смотреть на солнце. Ещё раз зажмурим, сильно-сильно, откроем. Поморгаем. Привыкли глаза.
Игра-упражнение «Песочное солнце».
Цель: создание мандалы на песке с использованием разноцветного песка методом посыпания и мелких предметов (макаронных изделий, бусин, фасоли).
Ребёнок на песке с помощью трафарета рисует круг, посыпает цветным песком, украшает лучики солнца различными предметами.
Педагог-психолог:
- Нарисуем жёлтый круг, (Дети засыпают цветным песком круг солнца)
После лучики вокруг - (Дети засыпают лучи солнца)
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
А теперь давайте украсим лучики (дети украшают лучи солнца макаронами, бусинами и т. п.).
- Я рисую на песке
Носик и глаза в кружке.
Это солнце яркое!
Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Наши солнышки нам улыбаются, давайте мы тоже улыбнёмся им.
Устали? А теперь немножко отдохнём.
Упражнение «Релаксация».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Педагог-психолог: Проходите на коврик, ложитесь рядом друг с другом, закройте глаза. (Звучит релаксационная музыка).
- Впереди у нас волшебный сон,
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Наши ручки отдыхают,
Наши ножки отдыхают,
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются.
Педагог-психолог: Открываем глазки, просыпаемся, потягиваемся, аккуратно встаём.
Но мы забыли выполнить последнее правило: после игры с песком помой руки! Проходите к лейке.
А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Вставайте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова.
- Полетим, полетим,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвратимся, сделав круг.
Лишь коснёмся мы земли,
Быть по нашему вели!
Программное содержание:
- закрепить знания детей о свойствах песка , как природном компоненте, его разновидностях, через игры и опыты научить детей определять состав и физические свойства песка;
Закрепить знания детей о климатических условиях жарких материков, растительном и животном мире, понимание того, что для сохранения природы ее нужно беречь;
Быть наблюдательными, уметь рассуждать, делать самостоятельные выводы по результатам наблюдений; развивать речь детей;
Вызвать интерес к рисованию цветным песком воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать ее.
Словарь: оазис, дюны.
Материалы: мультимедийный проектор, песок, вода, пластиковая посуда, салфетки, камни, перхоть, белая бумага, песочница, клей, влажные салфетки, тарелочки, мерные ложки, весы, передники, шапочки.
Предыдущая работа: наблюдение за неживой природой, чтение загадок, проведение бесед о песке и его пользе, проведение опытов с песком, дидактические игры «Необычные следы», «Что я знаю о пустыне», «Угадай, где спрятано», «Узоры на песке».
Ход занятия в старшей группе детского сада
Приветствие.
Сюрпризный момент
Звук смс
Воспитатель. - Дети нам пришла смс, интересно от кого она?
Читает письмо.
Здравствуйте дети! Я вчера получил письмо от своего друга, который живет и ухаживает за растениями в пустыне. Пишет он, что в его доме везде удивительный песок. Очень хвалит свой дом, в гости приглашает. Говорит, что я такого никогда не видел. А я вот думаю, что этот самый песок у нас он тоже есть. Только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен.
Ваш Незнайка.
Воспитатель: Ну, что поможем Незнайке узнать, чем же удивителен песок. (Проходим в нашу лабораторию и одеваем специальную одежду)
Что вы видите в лотке? (Песок)
Итак, мы с вами будем исследовать песок.
Где мы с вами можем встретить песок? (на море, на строительстве, на пляже)
По вашему мнению, следует быть осторожными с песком? (Да)
Вспомним вместе с Незнайкой правила обращения с песком?
1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
2. Нельзя песок сыпать на себя и на друзей
3. Нельзя вдыхать песок - можешь задохнуться!
4. После игры с песком - помой руки!
Молодцы, эти правила нужно соблюдать, чтобы не навредить себе и другим деткам.
Дети, как вы думаете, откуда берется песок? (Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок)
№1 «Откуда берется песок»
Как мы можем это проверить. (Надо взять два камня и потереть их)
Как вы думаете, что это сыплется? (Песок)
Какой же мы можем сделать вывод. Откуда берется песок? (Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок)
Какие разновидности песков вы знаете?
Где их добывают?
(Речной - добывают со дна рек; строительный - песок, который образовался от естественного разрушения скалистых гор, карьерный - в карьере, песок с примесями глины, кинетический) (спросить у детей, где добывают каждый из видов песка)
Внимательно посмотрите на экран и назовите, какой здесь песочек природный, а какой искусственный?
Итак, песок бывает естественным и искусственным.
№2 «Из чего состоит песок»
Материал: лоток с песком, листы белой бумаги.
Ход эксперимента:
Дети, а как можно проверить из чего же состоит песок? (Взять лупу и рассмотреть его)
Из чего же состоит песок? (Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, они темные и светлые, крупные и мелкие)
А как же узнать, какой он на ощупь?
Прикоснуться кончиками пальцев
Прикоснуться внутренней стороной ладони, а потом внешней
Идут медвежата (кулачками переступают)
Ползут змеи (ребром ладони волнистые линии)
Идет лисичка (дети пальцами шагают)
Бегут жучки (ребенок двигает всеми пальцами)
Какой же вывод можно сделать? (Песок теплый, холодный, рыхлый)
А сейчас проведем еще один эксперимент и узнаем о свойствах песка .
№3 «Свойства сухого и мокрого песка»
Материал: стаканы, песок, вода, ложечки.
Ход эксперимента:
Почему говорят, что сухой песок сыпучий? (Потому, что если взять его в руку и высыпать, то он будет сыпаться занятия в детском саду с детьми)
Давайте проверим (дети берут сухой песок в горсть и сыплют)
Возьмите в руку песочек, какой он? (Сыпучий)
Как вы думаете, есть у сухого песка запах (нет)
Вылепить фигурки из сухого песка...
Что нужно сделать, чтобы песок был мокрым? (Смочить его)
Имеет ли запах мокрый песок? (Он имеет специфический запах)
Куда исчезла вода? (Она уютно устроилась между песчинками).
Что случилось с песчинками? (Песчинки прилипли друг к другу, поэтому он лепится)
Вылепить фигуры из мокрого песка.
Какие свойства сухого и мокрого песка мы обнаружили? (Сухой песок сыпучий, он не имеет запаха, а мокрый песок лепится и имеет специфический запах)
Как вы думаете, какой песок тяжелее сухой или мокрый? (Мокрый)
Как мы можем проверить?
№4 «Какой песок тяжелее»
Материал: стаканы с сухим и мокрым песком, 2 весов (на двоих детей)
(Двое детей на весах проверяют сколько весит песок сухой и мокрый и выясняют, что тяжелее песок мокрый)
Правильно, в сухом песке между песчинками находится воздух, а в мокром - вода, а вода тяжелее воздуха, поэтому мокрый песок тяжелее сухого.
№5 «Можно ли заморозить песок?»
У меня есть два стакана песка, сухой и мокрый, я хочу проверить, замерзает ли песок, что мне для этого надо сделать? (Взять стаканы и поставить их в холодильник, проверка)
Какой же можно сделать вывод: сухой песок не замерзает, потому что в нем есть воздух, а он не замерзает, а мокрый замерзает, так как вода в холодильнике замерзает)
Дети, а вы помните откуда пришло письмо (из пустыни)
Что вы знаете о пустыне? (Ответы детей)
(Рассказ ребенка: Самая большая пустыня на Земле называется Сахара)
Здесь везде песок. Местные жители называют ее «Морем без воды»
В пустыне очень жарко, в песке даже можно сварить яйцо (выяснить, какой песок), выпадает очень мало осадков, там редко появляются облака.)
Но если облака собрались в темную кучу, то это очень опасно. Поднимается ветер, который образует дюны. Посмотрите, какие дюны? Пожалуй здесь и живет друг Незнайки.
Если в пустыне, так мало осадков, как там растут растения?
(Рассказ ребенка. У верблюжьей колючки длинный корень, почти 20 метров, с его помощью растение питает себя водой. Вода через песок проходит очень быстро, практически не задерживаясь на поверхности. Итак, в пустыне вода находится далеко от поверхности. Если вода далеко, то растениям нужно за ней глубоко тянуться)
Как вы думаете, если вместо земли у нас был бы песок, было бы у нас так много растений? Почему?
А как это можно проверить? (Надо в стакан с землей посадить растение, а в другой стакан с песком посадить такое же растение и понаблюдать, какое растение быстрее примется)
Дети сажают растение.
Как вы думаете, какие животные живут в пустыне?
(Рассказ ребенка о верблюдах)
Вот на нашем пути появился настоящий рай в пустыне. Это - оазис, водоем с роскошной зеленой растительностью вокруг.
Поиграем вместе с верблюдами.
Физкультминутка
Верблюд детенышей на полянку
На зарядку вывел с спозаранку.
Всем сказал: - стройтесь, смирно!
Сам сел и поднялся быстро.
Верблюжата повторяли:
Сели - встали, сели - встали
Детеныши делают упражнения:
Ногу влево, ногу вправо.
Наклонились, поднялись,
Затем хорошо потянулись.
Верблюжата отдохнули
И за столы все дружно сели.
Дидактическая игра «Человек и песок»
Дети как вы думаете, зачем людям нужен песок? (Дети выходят по очереди к доске, где висят пазлы с цифрами, отвечают, переворачивают пазл... и в конце получается картина, где дети играют песком)
1. Песок используют для изготовления кирпича
2. В строительстве домов
3. Для изготовления стекла
4. Для песочниц
5. Для тушения огня
6. Для посадки цветов
7. Песком зимой посыпают дорожки
8. Для песочных часов
9. Из песка делают скульптуры
10. Для рисунков
14. Для декора
Я предлагаю сделать друзьям Незнайки необычные подарки. А поможет нам в этом цветной сухой песочек.
Показ воспитателем
Сначала намазываем изображения клеем, посыпаем его песком, а лишний песок стряхиваем на поднос.
(Сообщение детей, Незнайка уже купил билет на самолет, поэтому чтобы он не опоздал на самолет используем песочные часы)
Самостоятельная работа детей
(составляем работы в посылку и отправляем Незнайке)
Итог занятия. Рефлексия
Воспитатель. - Дети, как вы думаете помогли ли мы выяснить Незнайке удивительные свойства песка? Давайте вспомним о них.
Откуда берется песок? (Ветер и вода разрушают камни и появляется песок)
Из чего он состоит? (Из маленьких песчинок)
Какой бывает песок на ощупь?
Что происходит с водой, когда она попадает в песок? (Вода быстро впитывается в песок)
Что тяжелее сухой или мокрый песок? Почему?
Что вам понравилось на занятии?
Что можно сделать из сухого песка, а из мокрого?