План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему: Рисование в средней группе
Аққайың ауданы«Балапан»
ясли-бақшасы МКҚК
Конспект открытого занятия рисование поролоном
на тему «Плюшевый мишка»
Провела: Зинченко В.А.
2013-2014
Рисование поролоном
Тема: «Плюшевый медвежонок»
Цели занятия:
Материал для занятия:
Детские игрушки: кукла, мяч, барабан, юла, конь-качалка, чебурашка, машина, собака, медведь, заяц, матрешка, воздушный шар;
Альбомный лист;
Простой карандаш;
Набор гуашевых красок;
2 кусочка поролоновой губки;
Тонкая кисть;
Стаканчик с водой;
Салфетка;
Медальоны на ленточках с изображением разных игрушек для игры.
Предварительная работа: рассматривание игрушек и составление описательных рассказов о них на занятиях по развитию речи.
Музыкальное приветствие: «Здравствуйте ладожки»
Ход занятия
1. Организационная часть
Педагог. Ребята, скажите, что вам необходимо для ваших игр?
Дети. Игрушки.
Педагог. А откуда игрушки появляются у вас дома, в детском саду?
Дети. Из магазина.
Педагог . Верно, но сначала их делают на фабрике игрушек, а потом они попадают в магазин, где их покупают. Сегодня я хотела бы пригласить вас в магазин игрушек, чтобы пополнить ими нашу группу. Но чтобы их приобрести, нужно платить не деньги, а отгадать про игрушки загадки.
Загадки об игрушках:
Я хорошая игрушка, буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске, Закрывать умею глазки,
Я прошу меня любить, не ронять меня, не бить! (Кукла).
Красный, синий, яркий, круглый, он красивый и упругий,
Прыгает, несется вскачь... отгадай, что это? (Мяч).
Деревянные подружки. Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит, в ногу всем шагать велит. (Барабан).
Ребятам весело со мной, На ножке я кручусь одной,
Пока верчусь, я не тужу, кручусь - ЖУЖЖУ, жужжу - кружу. (Юла).
Он и стройный, и красивый, у него густая грива!
Жаль, нельзя на нем промчаться,
Только можно покачаться. (Конь-качалка).
В магазине есть игрушка, неизвестная зверушка,
Добрый, маленький, смешной, хочет он дружить с тобой.
Уши у него, как блюдца, вас заставят улыбнуться,
Нос, как черная букашка, кто же это... (Чебурашка).
Совсем не нужен ей водитель. Ключом ее вы заведите.
Колесики начнут крутиться, поставьте - и она помчится. (Заводная машина).
Ушки чуткие - торчком, хвост взлохмаченный - крючком.
У дверей она лежит, зайкин домик сторожит. (Собачка).
Серый байковый зверушка, косоглазый - длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай и морковку ему дай! (Зайчик).
Ростом разные подружки, не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрешка)
Мячики цветные - просто чудеса: и прыгают, и скачут,
И рвутся в небеса. (Воздушные шары).
Педагог. Вот сколько новых замечательных игрушек появилось у вас, скучать вам не придется. Ребята, я хотела бы раскрыть один секрет: когда вечером вы уходите из детского сада, игрушки оживают и делятся впечатлениями о том, как вы играли, кто был добр с игрушками, а кто их бросал, трепал и неаккуратно с ними обращался. Однажды, когда я задержалась в детском саду, услышала историю о том, как игрушки сбежали от мальчика Саши, потому что он их обижал. Послушайте, я думаю, это послужит для вас поучительным уроком.
Сбежали игрушки
От мальчика Саши сбежали игрушки:
Его заводные, смешные зверушки.
Он часто бросал их, не знал, как играть,
Сумел даже лапу медведю сломать.
А встретил их в цирке:
Нарядных, смешных!
В артистах узнал он игрушек своих.
Умело слоненок играет мячом,
А мишенька первым прослыл силачом!
Хоть очень высоко натянут канат,
Идет по нему кот-акробат.
Зайчата в коляске звенят бубенцами,
Упряжкой лошадок командуют сами!
Нарядный по рельсам стучит паровоз,
По кругу веселых зверушек повез.
Гудит паровозик, бежит вверх и вниз!
Зверушек не раз вызывали на бис!
И понял тут Саша, кого потерял!
Он всех их вернуться ДОМОЙ умолял!
Я буду любить вас,
Со всеми играть,
В обиду игрушки свои не давать!
А утром на полке стояли зверушки, Его заводные смешные игрушки! Они неразлучными стали друзьями. А друг - это здорово!
Знаете сами!
Л. Герасимова
Педагог. Ребята, я думаю, вы бы тоже не захотели, чтобы от вас сбежали игрушки. А что нужно сделать, чтобы этого не произошло?
Дети. Играть и обращаться с игрушками аккуратно, не бросать их, не обижать, убирать их на место после игры.
Педагог. Правильно, тогда они всегда с нетерпением будут ждать вас в детском саду, с удовольствием играть с вами и даже танцевать.
Физкультминутка «Мишка с куклой пляшут полечку»
Мишка с куклой бойко топают, Бойко топают, посмотри! И в ладоши звонко хлопают, Мишке весело, Мишке весело, Вертит Мишенька головой. Кукле весело, тоже весело, Ой, как весело, ой, ой, ой! Мишка с куклой бойко топают, Бойко топают, посмотри! И в ладоши звонко хлопают, Звонко хлопают: раз, два, три! Мы попробуем, мы попробуем, Эту полечку станцевать, Разве можем мы, разве можем мы, Разве можем мы отставать! | Дети стоят в кругу, руки на поясе. Притопы правой ногой. Хлопки в ладоши. Руки на поясе. Повороты головы вправо-влево. Хлопки в ладоши. Поочередные притопы правой и левой ногой. Хлопки в ладоши. Легкие прыжки с движением по кругу, взявшись за руки. |
Л. Качурбина
Зверь забавный сшит из плюша: есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу. (Плюшевый медведь).
Педагог предлагает детям нарисовать на занятии портрет плюшевого медвежонка.
2. Практическая часть
1. Рассмотреть игрушку, определить части объекта, их форму, относительную величину, расположение, цвет, фактурность поверхности (круглая голова, с полукруглыми ушками, большое овальное туловище с двумя овальными верхними и нижними лапами, пушистая поверхность коричневого цвета).
2. Нарисовать контур медвежонка простым карандашом, начиная с головы, крупно, соотнося с размером листа.
3. Объяснение педагогом нового способа изображения - рисование губкой:
Ребята, если посмотреть на ваших медвежат, можно заметить, что контур игрушки нарисован ровными, гладкими линиями, а наш медвежонок на самом деле пушистый, даже лохматый. Для того чтобы его портрет был похож на настоящего медвежонка, мы используем новый способ изображения: будем рисовать кусочком поролоновой губки. Если губку обмакнуть в краску нужного цвета (коричневую), затем окрашенной стороной слегка прижать к нарисованной карандашом линии и тут же оторвать ее от поверхности, то получится отпечаток, который придаст линии объем и пушистость. Следующий отпечаток следует накладывать рядом, не оставляя свободного пространства между предыдущим и последующим. Когда контур будет готов, заполнить отпечатками пространство внутри.
4. Дополнить рисунок деталями: тонкой кистью нарисовать глаза, нос, рот медвежонку, прорисовать коготки на лапах, по желанию украсить нарисованную игрушку бантом.
5. По желанию сделать яркий цветной фон вокруг медвежонка тем же способом, используя другой, чистый, кусочек поролона.
В процессе работы педагог следит за тем, как рисуют дети: напоминает о том, чтобы не набирали много краски на поролон, а лишь слегка касались поверхности краски, чтобы отпечаток имел воздушно-окрашенную поверхность; сначала выполнить до конца один элемент, лишь затем приступать к выполнению следующего.
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ в средней группе
1.Дата, группа (возраст), воспитатель: 12 февраля 2014 года, средняя группа, дети от 4-5 лет, воспитатель Зинченко В.А.
2. Тема занятия: «Плюшевый медвежонок»
3.Программное содержание:
1. Помочь детям освоить новый способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость).
2. Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки.
3.Развивать творческое воображение детей.
4. методы и приемы (соответствие возрасту, эстетика, целесообразность): На занятии использовались звуковое приветствие, загадки, физминутки, проблемная ситуация, игровые приемы, сказки.
5. Организация детей на занятии (группа, подгруппа ) На открытое занятие я взяла подгруппу из 6 детей.
7. Выполнение санитарно-гигиенических требований (удовлетворение двигательной активности детей (физкультминутки, паузы), контроль за правильностью осанки детей во время работы за столами, смена поз детей в течение занятия, соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим требованиям )
Санитарно-гигиенические требования на занятии выполнены: присутствовали игры, несколько раз менялись позы во время занятия, длительность занятия соответствовала нормам
8. Длительность занятия: 20-25 минут
9.Оценка занятия Я считаю, что смогла настроить детей на занятие, говорила четко, эмоционально, сумела организовать детей при выполнении игровых заданий, правильно сочетала наглядности с речевым объяснением, на занятии был виден индивидуальный подход к каждому ребенку.
9. Оценка деятельности детей Сюрпризный момент положил начало эмоционально положительному настрою на занятии, дети были заинтересованы, и готовы к занятию.
10. Выполнена ли поставленная цель к занятию Я думаю, что с поставленной целью справилась.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №253»
Орджоникидзевского района городского округа
город Уфа
Республики Башкортостан
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в средней группе
Тема: «Домик для лисички»
Воспитатель: Утяганова А.М.
Цель:
Учить детей создавать прекрасное своими руками, фантазировать в процессе рисования.
Задачи:
1. Продолжать учить детей изображать предметы, состоящие из прямоугольных, квадратных и треугольных частей; самостоятельно выбирать цвет для окраски стен и крыши.
2. Продолжать развивать желание помочь животным.
3. Продолжать воспитывать эстетические чувства по восприятию цвета.
4. Продолжать учить рисовать гуашью, смешивать краски, воспитывать аккуратность.
Методические приёмы
1. Художественное слово.
2. Музыкальное сопровождение
3. Объяснение воспитателя.
4. Наблюдение за работой детей.
5. Анализ работ воспитателем и детьми.
Материал и оборудование : Белая бумага формат А4 для каждого ребёнка, кисти, краски, салфетки, баночки для воды, образец домика(1шт, во время работы детей используем музыку "Звуки природы")
Интеграция образовательных областей : чтение художественной литературы, музыка, познание, физическая культура.
Предварительная работа :
Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», рассматривание книг, иллюстраций.
Ход НОД:
Дети стоят на ковре полукругом перед воспитателем.
Ребята, давайте с вами вспомним сказку" Лиса и заяц".
У лисы избушка растаяла и она прогнала зайца, а потом зайцу хотели помочь и волк, и медведь, только петуху удалось прогнать лису. И стали петух и заяц жить вместе.
Сегодня к нам пришло письмо. Отгадайте от кого?
Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собою унесла. (ответы детей) (Лиса)
Так вот, лиса прислала нам письмо, сейчас я вам его прочитаю:
Дорогие ребята, у меня растаяла избушка, и теперь я осталась без дома. Прошу, помогите мне пожалуйста, нарисуйте мне новую избушку. Только, чтобы она была красивая и теплая. Большое спасибо вам!
Ну, что, ребята, поможем лисе в её беде (ответы детей)
Давайте пройдём на свои места и начнём работу. (дети садятся за столы)
А как вы думаете, какой мы нарисуем избушку для лисы (ответы детей)
Правильно, чтобы избушка не растаяла, чтоб лисе было в нёй тепло. А чтобы избушка понравилась лисе, мы её нарисуем разноцветной.
А теперь, давайте приготовим ваши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика
Дружно пальцы встали в ряд
(Показываем ладони пальчиками вверх)
Десять крепеньких ребят.
(Сжимаем и разжимаем кулачки)
Эти два – всему указки
Все покажут без подсказки.
(Показываем указательные пальчики)
Эти – два середнячка
Два здоровых бодрячка.
(Показываем средние пальчики)
Ну, а эти безымянны
Молчуны, всегда упрямы.
(Показываем безымянные пальчики)
Два мизинца-коротышки
Непоседы и плутишки.
(Показываем мизинчики)
Пальцы главные средь них
Два больших и удалых
(Показываем большие пальчики, а остальные сжимаем в кулачки)
Давайте подумаем с чего мы начнём рисовать избушку (ответы детей)
Правильно, сначала нарисуем фундамент-это та часть, на чём стоит корпус дома. А какую геометрическую фигуру вам напоминает фундамент (прямоугольник)
Правильно, потом нарисуем корпус, т. е дом без крыши, а корпус дома на какую геометрическую фигуру похож (Квадрат)
А затем рисуем крышу. Крыша какой формы (Треугольной)
Потом крыльцо и окно.
А сейчас вспомним как нужно держать кисть?
1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большой и средний).Придерживая сверху указательным, сразу за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.
После того, как дети нарисовали дом, приглашаю детей отдохнуть
Физминутка
Разбежались по лужайке
Мишки, лисоньки и зайки ходьба на месте.
Стали весело кружиться
Стали звери веселить.кружатся.
Раз – прыжок, два – прыжок
Отдыхай и ты, дружок.прыгают.
По ходу занятия напоминаю, что дом дети рисуют для лисы, а раскрасить могут любым цветом, какой им понравится.
В процессе рисования уточняю, если нужно, способы изображения прямоугольных и квадратных форм, приёмы закрашивания красками.
При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда- обратно, как карандашом)
Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
Вести линию нужно сразу, не останавливаясь.
Во время самостоятельной деятельности подсказываю, помогаю. Напоминаю, что окно следует рисовать только после того, как высохнет краска на стене. Пока она высыхает, можно рисовать крышу и вносить дополнения в рисунок (что-то возле дома, над домом, на доме) .
В заключение надо отметить разную окраску, форму домов и окон, похвалить тех, кто внёс интересные дополнения в рисунок. Например:«Возле этого домика вырос цветок (кустик, дерево) .А здесь сделали забор, а тут у дома выросла трава. В небе светит солнышко. Из трубы этого дома идет дым, значит, топят печку» и т. п. Эти особенности замечает лиса при выборе домика, в котором она хотела бы жить. Теперь у лисы есть свой красивый дом. Спасибо дети!
По окончанию работы дети проходят с рисунками на ковёр, встают полукругом, рассматривают свои рисунки, провожу анализ.
Ребята, вы постарались, придумали замечательные домики. Молодцы.
А лиса вам, в свою очередь, приготовила небольшие сюрпризы (достаю из конверта)
А чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей) .
На этом наше занятие закончено.
Планирование в средней группе по Т.С. Комаровой с элементами И.А. Лыковой
Программные задачи занятий по рисованию в средней группе детского сада(На основании реализуемой в ДОУ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2005 г.)
Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т.д.).
Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.
Помогать при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять их внимание на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло – зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображений.
Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.
Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).
Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.
Основная литература:
1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 96 с.
(25 занятий из 35 ≈ 70%)
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – 144 с.
(10 занятий из 35 ≈ 30%)
К концу года дети могут:
ü Изображать предметы, используя умение передавать их путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
ü Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
ü Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
Изложено по: Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – с. 9.
Сентябрь
I неделя
Занятие №1
Тема занятия : « Картинки для наших шкафчиков » - рисование предметное по замыслу с элементами аппликации (педагогическая диагностика) .
Программное содержание : учить детей определять замысел в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Создать условия для самостоятельного творчества – рисовать предметную картинку обрамлять рамочкой из цветных полосок. Уточнить представление о внутреннем строении (планировке) детского сада и своей группы, о назначении отдельных помещений (раздевалка). Воспитывать интерес к детскому саду.
Предварительная работа : экскурсия по детскому саду. Беседа о планировке группы и назначении отдельных помещений (спальня, комната для игр, приёма пищи, гигиеническая, раздевалка и пр.). Беседа об одежде (виды, назначение, хранение, уход) и шкафчиках для хранения одежды. Чтение чистоговорки Г. Лагздынь (работа по звуковой культуре речи).
Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 16-17.
Материалы к занятию: Бумажные квадраты разного цвета, но одинакового размера, бумажные полоски разного цвета для обрамления картинок детьми (ширина 1 см, длина равна стороне бумажного квадрата для картинки); дополнительные материалы для оформления картинок (рамки, паспарту, картонные формы с петельками и пр., возможно индивидуальные планшеты для общей коллекции детских работ, которые помещаются на шкафчиках или над ними. Три – четыре предметных картинки для показа детям (например: яблоко, бабочка, воздушный шар, машина); одна из картинок в двух вариантах – в рамочке и без неё. Четыре варианта рамочек (две из них одноцветные, одна разноцветная, ещё одна – двухцветная).
II неделя
Занятие №2
Тема занятия : « На яблоне поспели яблоки ».
Программное содержание : продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви, учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приёмы рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.
Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 29-30.
Материалы к занятию: цветные карандаши цветные восковые мелки, бумага размером ½ альбомного листа (на каждого ребенка).
III неделя
Занятие №3
Тема занятия : « Яблоко – спелое, красное, сладкое » - рисование красками (по представлению) и карандашами (с натуры).
Программное содержание : учить детей рисовать гуашевыми красками многоцветное яблоко. Показать возможность изображения половинки яблока (цветными карандашами или фломастерами). Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа. Воспитывать художественный вкус.
Предварительная работа : дидактические игры «Фрукты – овощи», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек». Обследование и описание разных фруктов. Чтение текста Л. Толстого «Старик сажал яблони»: Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долгом ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 42-43.
Материалы к занятию: краски гуашевые, кисти, палитры, банки с водой, салфетки, карандаши цветные, фломастеры, листы бумаги белого цвета (формата ¼ альбомного листа) (по 2 на каждого ребенка). Яблоко, нож, белая льняная салфетка и тарелка – для рисования половинки яблока с натуры.
IV неделя
Занятие №4
Тема занятия : « Красивые цветы ».
Программное содержание : развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать её и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие. Вызывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения.
Предварительная работа : наблюдения в цветнике детского сада; рассматривание цветов в букете, картинок с их изображением, художественных открыток.
Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 31 - 32.
Материалы к занятию: гуашь разных цветов (по 3-4 цвета на каждый стол), бумага формата А4 белого или любого светлого цвета, кисти, баночка с водой, салфетка (на каждого ребенка).
Октябрь
I неделя
Занятие №5
Тема занятия : « Золотая осень ».
Программное содержание : учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать её о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т.д.). Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков.
Предварительная работа : разучивание стихотворения об осени, листопаде. Целевая прогулка в лес, в сквер, на бульвар. Во время прогулок собирать и рассматривать листья от разных деревьев, обращать внимание детей на их яркую разнообразную расцветку. Выделять форму листьев, сравнивать их, спрашивать, на что они похожи, какую картинку из них можно сложить. Разучивание песни об осени. Рассматривание иллюстраций.
Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 35 - 36.
Материалы к занятию: альбомные листы, краски гуашь, кисти, баночки с водой, салфетка на каждого ребенка.
I I неделя
Занятие №6
Тема занятия : « Кисть рябинки, гроздь калинки… » - рисование модульное (ватными палочками или пальчиками).
Программное содержание : учить детей рисовать кисть рябины (калины) ватными палочками или пальчиками (по выбору), а листок – приёмом ритмичного примакивания ворса кисти. Закрепить представление о соплодиях (кисть, гроздь) и их строении. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.
Предварительная работа : наблюдение за деревьями (рябина, калина), рассматривание плодов. Беседа об осенних изменениях в природе. Дидактические игры «С какого дерева листок?», «Листья и плоды (семена)». Освоение нетрадиционных техник и художественных материалов (ватная палочка, незаостренный конец карандаша, возможно, с ластиком, пальчики, штампики). Экспериментирование с художественными материалами для получения однотипных отпечатков (модульное рисование).
Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 46-47.
Материалы к занятию: краски гуашевые (красного, оранжевого, зелёного, жёлтого цвета), цветные карандаши, листы тонированной бумаги (голубого, синего, бирюзового, фиолетового цвета) для свободного выбора фона, ватные палочки, салфетки бумажные и матерчатые, баночки с водой, подставки или клеёнки для ватных палочек.
I II неделя
Занятие №7
Тема занятия : « Украшение фартука » - декоративное рисование.
Программное содержание : учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие.
Предварительная работа : рассматривание красивых изделий: платков, фартуков и т.п.
Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 38.
Материалы к занятию: несколько фартуков из гладкой ткани с отделкой. Краски гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, заранее вырезанные воспитателем из белой или цветной (однотонной) бумаги силуэты фартуков (на каждого ребенка).
I V неделя
Занятие №8
Тема занятия : « Мышь и воробей » - рисование красками по мотивам литературного произведения.
Программное содержание : учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Подвести к пониманию обобщенного способа изображения разных животных (мыши и воробья) на основе двух овалов разной величины (туловище и голова). Развивать способности к формообразованию. Воспитывать самостоятельность, уверенность в изобразительном творчестве.
Предварительная работа : чтение удмуртской народной сказки «Мышь и воробей», беседа по содержанию. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Рассказ воспитателя о сборе урожая, осенних сельскохозяйственных работах. Рассматривание и проращивание зёрен. Работа над звуковой культурой речи – разучивание скороговорки о мышках. Чтение шуточных народных песенок о воробышках и мышках.
Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 54-55.
Материалы к занятию: листы бумаги белого цвета и тонированные (голубые, жёлтые, светло – зелёные, светло – серые и т.д.), краски гуашевые, кисти разного размера, баночки с водой, подставки под кисти, салфетки бумажные и матерчатые. Два – три варианта композиции «Мышь и воробей» для показа детям.
Ноябрь
I неделя
Занятие №9
Тема занятия : « Украшение свитера » - декоративное рисование .
Программное содержание : закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.
Предварительная работа : рассматривание одежды, украшенной декоративными узорами; роспись дымковских и филимоновских игрушек.
Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 44 - 45.
Материалы к занятию: вырезанные из плотной бумаги свитеры разных цветов; полоски бумаги по размеру манжет, горловины, резинки свитера; краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).
I I неделя
Занятие №10
Тема занятия : « Маленький гномик ».
Программное содержание : учить детей передавать в рисунке образ маленького человечка – лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая головка, конусообразная рубашка, треугольный колпачок, прямые руки, соблюдая при этом в упрощенном виде соотношение по величине. Закреплять умение рисовать красками и кистью. Подводить к образной оценке готовых работ.
Примечание: На занятии может быть нарисован любой другой маленький сказочный человечек в длинной шубке, из-под которой не видно ног.
Предварительная работа : рассказывание и чтение сказок, рассматривание иллюстраций, игрушек.
Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 46 - 47.
Материалы к занятию: гномик (объёмный), изготовленный из бумаги. Бумага размером ½ альбомного листа, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).
I II неделя
Занятие №11
Тема занятия : « Рыбки плавают в аквариуме ».
Программное содержание : учить детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество. Учить отмечать выразительные изображения.
Предварительная работа : наблюдение с детьми за рыбками в аквариуме (как они плавают в разные стороны, виляя хвостами, плавниками). Рассматривание водорослей. Лепка рыбок.
Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 47 - 48.
Материалы к занятию: игрушечные рыбки разной формы и величины. Альбомные листы или листы бумаги круглой или овальной формы (аквариум); краски акварель, разведенные до светлого оттенка (голубая, светло – зеленая и др.); цветные восковые мелки, большая кисть, баночка с водой, салфетка (на каждого ребенка).
I V неделя
Занятие №12
Тема занятия : « Зайка серенький стал беленьким » - рисование с элементами аппликации .
Программное содержание : учить видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю: приклеивать бумажный силуэт серого цвета и раскрашивать белой гуашевой краской. Создать условия для экспериментирования при сочетании изобразительных техник и самостоятельных творческих поисков. Развивать воображение и мышление. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в изодеятельности.
Предварительная работа : беседа о сезонных изменениях в природе, способах приспособляемости животных (изменение окраски наружных покровов тела). Сравнение изображений зайцев – в летней и зимней «шубках». Чтение литературных произведений о зайцах. Пояснение значений слов заяц – русак и заяц – беляк.
Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 58-59.
Материалы к занятию: листы бумаги синего или голубого цвета, силуэты зайцев – нарисованные на бумаге серого цвета (для самостоятельного вырезывания хорошо подготовленными детьми) и вырезанные воспитателем из бумаги серого цвета (для детей, не очень уверенно владеющих ножницами); ножницы, клей, клеевые кисточки, клеенка, или клей – карандаш, гуашевая краска белого цвета, кисти, банки с водой, салфетки бумажные и матерчатые, подставки под кисти. У воспитателя – варианты изображений зайца для показа цветовой трансформации образа.
Декабрь
I неделя
Занятие №13
Тема занятия : « Перчатки и котятки » - декоративное рисование с элементами аппликации .
Программное содержание : вызвать интерес к изображению и оформлению «перчаток» (или «рукавичек») по своим ладошкам – правой и левой – разнообразными художественными средствами выразительности (аппликацией, фломастерами, цветными карандашами). Формировать точные графические умения – аккуратно и уверенно обводить кисть руки, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги. Показать зависимость декора от формы изделия. Учить самостоятельно создавать орнамент – по представлению или по замыслу. Развивать воображение. Координировать движения руки и глаза. Дать наглядное представление о симметрии парных предметов (одинаковый узор на обеих перчатках в каждой паре).
Предварительная работа : чтение стихотворений: «Без чего сосну не срубишь?» М. Пляцковского, «Правая и левая» О. Дриз, «Пятерня» С. Михалкова. Беседа о руках человека, обогащение словаря («умные руки», «золотые руки», «добрые руки»). Рассматривание зимней одежды с орнаментом – перчаток, рукавичек, варежек, шапочек, шарфиков. Чтение стихотворения Г. Лагздынь:
На руке моей перчатки.
Пальцы в ней играют в прятки.
В каждом малом уголочке
Пальчик, словно в теремочке!
Сколько будет уголков,
Столько будет теремков!
Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 64-65.
Материалы к занятию: альбомные листы бумаги, фломастеры, простой и цветные карандаши, различные элементы декора из цветной бумаги, вырезанные воспитателем и подготовленные для аппликативного оформления «перчаток», или «рукавичек»; клеевые кисточки, клей, или клей – карандаш, клеенка, подставки для кисточек, салфетки бумажные и матерчатые.
I I неделя
Занятие №14
Тема занятия : « Снегурочка ».
Программное содержание: учить детей изображать Снегурочку в шубке (шубка книзу расширена, руки от плеч). Закреплять умение рисовать кистью и красками, накладывать одну краску на другую по высыхании, при украшении шубки чисто промывать кисть и осушать её, промокая о тряпочку или салфетку.
Предварительная работа : рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, художественных открыток с изображением Снегурочки.
Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 51 - 52.
Материалы к занятию: игрушка Снегурочка. Прямоугольные листы бумаги (1/2 альбомного листа) разных мягких тонов, краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка).
I II неделя
Занятие №15
Тема занятия : « Морозные узоры (зимнее окошко) » - декоративное рисование по мотивам кружевоплетения .
Программное содержание: учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Создать условия для экспериментирования с красками для получения разнообразных оттенков голубого цвета. Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия). Совершенствовать технику рисования концом кисти. Развивать чувство формы и композиции.
Предварительная работа : беседа о прославленном искусстве кружевоплетения на примере вологодских мастериц. Рассматривание кружевных изделий (салфеток, воротничков, платочков, занавесок, деталей костюма и пр.). Поиск аналогий между кружевами и другими композициями, например, природными объектами (морозные узоры на окне, паутина, узор на листьях растений, жилкование листьев, узор на крыльях бабочек и стрекоз, окраска лепестков цветковых растений). Экспериментирование с красками на палитре. Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Зимушка – зима»:
Вяжет матушка – зима?
Вешает повыше,
На край зеленой крыши?!
Ой, зима – чудесница,
Кружевам ровесница!
Строит матушка – зима?
Не проехать, ни пройти!
Белый город на пути!
Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 66-67.
Материалы к занятию: листы бумаги в форме квадрата 20х20 см насыщенного голубого цвета одного размера и формата для всех детей, гуашевые краски белого и синего цвета, палитры для смешивания цветов (или квадраты плотной бумаги или картона), тонкие кисти, баночки с водой, салфетки бумажные или матерчатые; обложка для коллективного альбома «Морозные узоры» или элементы для оформления выставки в виде зимнего окошка с морозными узорами на стекле (например, рамка вокруг всех рисунков).
I V неделя
Занятие №16
Тема занятия : « Наша нарядная ёлка ».
Программное содержание: учить детей передавать в рисунке образ новогодней ёлки. Формировать умение рисовать ёлку с удлиняющимися книзу ветвями. Учить пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыхании. Подводить к эмоциональной оценке работ. Вызывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.
Предварительная работа : подготовка к празднику. Пение новогодних песен, украшение ёлки в группе, участие в праздничном утреннике.
Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 54. (. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 74-75. )
Материалы к занятию: листы белой (или любого мягкого тона) бумаги альбомного формата, гуашь разных цветов, кисти 2-х размеров, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка).
Январь
I I неделя
Занятие №17
Тема занятия : « Маленькой ёлочке холодно зимой ».
Программное содержание : учить детей передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное. Учить рисовать ёлочку с удлиненными книзу ветками. Закреплять умение рисовать красками. Развивать образное восприятие, образные представления; желание создать красивый рисунок, дать ему эмоциональную оценку.
Предварительная работа : пение песен о ёлке на музыкальных занятиях.
Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 55.
Материалы к занятию: листы бумаги альбомного формата светло – серого тона, краски гуашь белая, темно – зеленая, светло – зеленая и темно – коричневая; кисти 2-х размером, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек.
I II неделя
Занятие №18
Тема занятия : « Снеговики в шапочках и шарфиках » - рисование по представлению .
Программное содержание : учить детей рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Показать приёмы декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать уверенность, инициативность, интерес к экспериментированию.
Предварительная работа : экспериментирование со снегом и пластилином. Конструирование снеговиков и других поделок из снега на прогулке, оформление снежных скульптур гуашевыми красками по мотивам дымковской игрушки или по своему замыслу. Уточнение представления о строении снежных баб и снеговиков: туловище состоит из двух или трёх частей (самый большой шар – юбка внизу, средний по величине шар – кофта – посередине) и самый маленький шар – голова – вверху; еще есть руки – они могут быть как шарики у неваляшки или как столбики. Рассматривание комплектов зимней одежды (шапочки и шарфики), описание узоров или отдельных элементов оформления.
Отгадывание загадки Г. Лагздынь:
Под березками, в теньке,
Дед облезлый на пеньке!
Весь сосульками оброс,
В рукавичку прячет нос.
Кто же этот старичок?
Отгадай…
(Снеговичок.)
Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 78-79.
Материалы к занятию: листы бумаги тёмно – голубого, синего, фиолетового, сиреневого, чёрного цвета для фона (на выбор детям); краски гуашевые, кисти, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые; схематическое изображение снеговика для обучения планированию работы – графический рисунок или аппликация из геометрических форм.
I V неделя
Занятие №19
Тема занятия : « Нарисуй какую хочешь игрушку ».
Программное содержание : развивать умение детей задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. Закреплять навыки рисования цветными карандашами. Учить рассматривать рисунки, выбирать понравившиеся, объяснять, что нравится. Воспитывать самостоятельность. Развивать творческие способности, воображение, умение рассказывать о созданном изображении. Формировать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам.
Предварительная работа : игры с игрушками, уточнение их формы. Дидактические игры, направленные на усвоение формы, величины, строения предметов и объектов.
Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 60.
Материалы к занятию: ½ альбомного листа, цветные карандаши.
Февраль
I неделя
Занятие №20
Тема занятия : « Как розовые яблоки, на ветках снегири » - рисование сюжетное .
Программное содержание : учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы – строение тела и окраску. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления.
Предварительная работа : наблюдения за птицами на прогулке в парке. Беседа о зимующих птицах. Изготовление кормушек вместе с родителями. Подкормка птиц на кормушках. Рассматривание изображений птиц (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока и т.д.).
Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 90-91.
Материалы к занятию: листы бумаги светло – голубого цвета размером с альбомный лист, гуашевые краски (для заснеженных веток – белая, для грудки снегирей – розовая, алая, малиновая или красная, для спинки – тёмно – голубая, синяя или фиолетовая, для носика и лапок - черная), кисти 2-х размеров, салфетки бумажные и матерчатые, баночки с водой, подставки под кисточки.
I I неделя
Занятие №21
Тема занятия : « Украшение платочка » - декоративное рисование по мотивам дымковских росписей .
Программное содержание : познакомить детей с росписью дымковской игрушки (барышни), учить выделять элементы узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки). Учить равномерно покрывать лист слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.
Предварительная работа : знакомство с дымковскими игрушками. Расширение представлений о богатстве и разнообразии игрушек, их украшении. Рассматривание красивых платочков, их украшений.
Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 61.
Материалы к занятию: дымковские барышни. Краски гуашь (на разные столы разных цветов), квадратные листы бумаги 18х18 см, кисти 2-х размеров, банки с водой, салфетки (на каждого ребенка).
I II неделя
Занятие №22
Тема занятия : « Развесистое дерево ».
Программное содержание : учить детей использовать разный нажим на карандаш (или уголь) для изображения дерева с толстыми и тонкими ветвями. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. Развивать образное восприятие, воображение, творчество.
Предварительная работа : наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 56 – 57.
Материалы к занятию: бумага размером ½ альбомного листа, уголь, белый мелок (или карандаши графитные 3М (на каждого ребенка).
I V неделя
Занятие №23
Тема занятия : « Укрась игрушки (уточка с утятами) » - декоративное рисование по мотивам дымковских игрушек .
Программное содержание : развивать эстетическое восприятие. Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить отмечать их характерные особенности, выделять элементы узора: круги, кольца, точки, полосы. Закреплять представление детей о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек. Закреплять приемы рисования кистью.
Предварительная работа : знакомство с дымковскими изделиями, их росписью. Лепка игрушек.
Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 66 - 67.
Материалы к занятию: силуэты уточки и утят, вырезанные из бумаги, краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек (на каждого ребенка).
Март
I неделя
Занятие №24
Тема занятия : « Расцвели красивые цветы ».
Программное содержание : учить детей рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и её концом. Развивать эстетические чувства (дети должны продуманно брать цвет краски), чувство ритма, представления о красоте.
Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с изображением красивых цветов.
Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 68.
Материалы к занятию: бумага для рисования желтого и зеленоватого тона размером ½ альбомного листа, краски гуашь разных цветов, кисти 2-х размеров, баночка с водой, салфетка, подставка для кисточки (на каждого ребенка).
I I неделя
Занятие №25
Тема занятия : « Девочка пляшет ».
Программное содержание : учить детей рисовать фигуру человека, передавая простейшие соотношения по величине: голова маленькая, туловище большое; девочка одета в платье. Учить изображать простые движения (например, поднятая рука, руки на поясе), закреплять приемы закрашивания красками (ровными слитными линиями в одном направлении), фломастерами, цветными мелками. Побуждать к образной оценке изображений.
Предварительная работа : участие детей в плясках на музыкальных занятиях, лепка девочки в движении.
Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 64.
Материалы к занятию: иллюстрации с изображением танцующей девочки. Гуашь, белая бумага размером ½ альбомного листа, кисти 2-х размеров, фломастеры, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек (на каждого ребенка).
I II неделя
Занятие №26
Тема занятия : « Украсим платьице кукле » - декоративное рисование .
Программное содержание : учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги). Развивать творчество, эстетическое восприятие, воображение.
Предварительная работа : рассматривание предметов декоративного характера, создание декоративной аппликации.
Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 72 - 73.
Материалы к занятию: вырезанные из белой или цветной бумаги платья; краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, подставки под кисточки, салфетки (на каждого ребенка).
I V неделя
Занятие №27
Тема занятия : « Весёлые матрёшки (хоровод) » - декоративное рисование .
Программное содержание : познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы – семёновская, полхов – майданская). Учить рисовать матрёшку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.
Предварительная работа : знакомство с разными видами народного декоративно – прикладного искусства. Составление коллекции матрёшек. Игра в посещение музея матрёшек. Рассматривание, обследование и сравнение матрёшек. Дидактические игры с пяти – и семиместными матрёшками.
Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 106 - 107.
Материалы к занятию: Программное содержание : учить детей передавать в рисунке образ сказки. Развивать образные представления, воображение, самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика. Совершенствовать приемы украшения.
Предварительная работа : чтение сказок, рассматривание иллюстраций, домов в ближайшем окружении; выделение необычной формы окон, особенных деталей: башенок, украшений и др.
Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 76 - 77.
Предварительная работа : чтение и рассказывание сказки «Волк и козлята», беседа по сказке. Рассматривание игрушек, иллюстраций. Лепка козлика.
Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 73 - 74.
Материалы к занятию: игрушечный козлёнок (или иллюстрация). Листы бумаги формата А4 зеленого тона, краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, подставки под кисточки, салфетки (на каждого ребенка). Предварительная работа : беседы о природе, жизни насекомых, птиц, животных; наблюдения на прогулках, чтение книг, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 49 - 50.
Материалы к занятию: ½ альбомного листа, цветные карандаши (на каждого ребенка).
I V неделя ».
Программное содержание : учить детей изображать самолёты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш. Развивать образное восприятие, образные представления. Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам.
Предварительная работа : чтение книг, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми. Игры детей.
Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 84.
Предварительная работа : наблюдения на прогулках, чтение книг, стихотворений.
Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 85. (Дополнительный материал по ходу и содержанию занятия см . Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 136-137. ) развивать эстетическое восприятие, образные представления, творчество. Продолжать формировать положительное эмоциональное отношение к занятиям изобразительной деятельностью, к созданным работам; доброжелательное отношение к работам сверстников. Закреплять приемы рисования разными материалами (фломастерами, жирной пастелью, красками, цветными восковыми мелками).
Предварительная работа : чтение сказок, рассматривание иллюстраций. Беседы с детьми о сказочных персонажах. Знакомство с декоративно – прикладным искусством.
Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 87.
Наталья Роговская
Конспект занятия по рисованию в средней группе
Образовательная деятельность
рисование
Программное содержание : Закрепить знания и умения детей в области изобразительного искусства. Различать холодные и теплые цвета. Учить составлять цвета спектра. Поддерживать интерес к ИЗО. Желание играть. Доставить детям радость и удовольствие.
Материал : Цветные ленточки, альбомные листы, краски гуашевые, картины с изображением зимы и лета, цветные карточки.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель. - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Хотите узнать, что в нем написано? (Да) . Тогда сядьте прямо, и слушайте внимательно.
Дети садяться на стульчики и слушают.
Воспитатель. - «Дорогие ребята! Приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по необычной стране».
От кого же письмо? Кто нас приглашает и куда, неизвестно? Здесь в конверте какие-то цветные кусочки. Что же с ними делать? Давайте соберем эти кусочки (собирает) . Кто же это?
Дети. Художник Хитрюшкин.
Воспитатель. Ну что, готовы отправиться в страну ИЗО. ИЗО - это изобразительное искусство - от слова изображать или рисовать . А это большое искусство. Отправляемся? Тогда в путь! Ой! Совсем забыла : надо же собраться. У каждого художника живущего в стране ИЗО, есть мольберт. На нем рисуют. Но мольберт можно использовать как «домик» и сложить в него массу нужных для рисования вещей . А какие вещи, вы должны угадать.
1. Если ты его поточишь-
нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (карандаш) .
2. Жмутся в узеньком домишке
разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю -
разукрасят чисто поле.
Где была пустота,
там, глядишь,- красота (цветные карандаши) .
3. Свою косичку без опаски
она обмакивает в краски,
потом окрашенной косичкой
в альбоме водит по страничке. (кисточка) .
4. Разноцветные сестрицы
заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
носит воду бородой
и сестрицы вместе с ним
нарисуют дом дым.
Что же это за сестрицы? (краски) .
Воспитател. Молодцы ребята! Справились вы с загадками, а теперь я вас проверю на выносливость.
Физкультминутка : «Сказка про краски»
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
(вращательные движения головой.)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(наклоны головы вперед-назад.)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
(руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо.)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!
(прыжки на месте на левой, правой, двух ногах.)
Воспитатель. Молодцы и с этим заданием справились. Теперь можно отправляться в дорогу.
(звучит музыка, детей встречает грустный художник Хитрюшкин) .
Хитрюшкин. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
Воспитатель. Почему вы такой грустный? И почему в вашей стране так печально?
Хитрюшкин. (показывает изображение солнышка без лучей) . В нашей стране Художников светит солнышко, но особенное, не такое, как у вас. Оно состоит из нескольких цветов, причем каждый цвет стоит строго на своем месте, точно так же, как в радуге. Помогите зажечь солнышко.
Воспитатель. Ну, раз в вашей стране солнышко переливается всеми цветами радуги, то мы вам сможем помочь. Давайте вспомним волшебную фразу «Каждый охотник желает знать где сидит фазан» .
(Дети собирают ленточки согласно словам) .
Дети. Знаменосец - Красный цвет.
Ярче цвета в мире нет!
Цвет Оранжевый - огонь,
этот цвет рукой не тронь!
Желтый цвет - его сосед,
это урожая цвет.
Цвет Зеленый - цвет весенний,
он любимый цвет растений!
Если в небе тучек нет,
голубой у неба цвет.
В Синем цвете нам видна
высота и глубина!
Фиолетового цвета
гребни гор в часы рассвета.
Хитрюшкин. Вот теперь, солнышко страны ИЗО улыбается. Я знаю, что в вашем детском саду дети любят рисовать . Хочу, чтобы вы, ребята, стали настоящими художниками.
Воспитатель. А что для этого нужно?
Хитрюшкин. Краски, трудолюбие, фантазию.
Воспитатель. (Хитрюшкину) Для начала нарисуйте бублик (вроде рисует, звучит музыка) . Ну что, получилось?
Хитрюшкин (протягивает чистый лист бумаги) . Вот!
Воспитатель. А где же бублик?
Хитрюшкин. Я его съел.
Воспитатель. Ладно, тогда я попрошу вас нарисовать стакан молока .
Хитрюшкин. Хорошо! (опять рисует, протягивает лист бумаги) .
Воспитатель. Молоко вы значит выпили, бублик съели. А где же стакан?
Хитрюшкин. Стакан прозрачный, его не видно.
Воспитатель. Фантазия у вас есть, а трудолюбия я что-то не заметила.
Хитрюшкин. Ладно, ладно, я все понял. А у вас трудолюбие есть.
Воспитатель. Конечно! Вот сейчас мы и проверим наших детей. Назовите главные цвета? Какие?
Дети. Красный, желтый, синий.
Воспитатель. А почему их называют главными, в чем их секрет?
Дети. С их помощью путем смешивания можно получить много составных цветов.
Воспитатель. Каждый из вас получит задание. На этих листах бумаги упражнение на соединение главных цветов. Вы должны мысленно сложить эти цвета и после взять нужную краску и изобразить ответ - получившийся составной цвет.
красный+желтый= оранжевый; желтый+синий=зеленый; синий+красный=фиолетовый
Какой цвет получился при смешивании красной и желтой краски, а желтой и синей, а синей и красной.
Ребята, вы только посмотрите главные и составные цвета есть в солнышке страны.
Воспитатель. А вот еще задание. Перед вами две картины (графическое изображение лета и зимы) . Угадайте, какое время года изображено?
Дети. Лето.
Воспитатель. Лето какое?
Дети. Жаркое, теплое, светлое, прекрасное, красное, веселое.
Воспитатель. А зима какая?
Дети. Холодна, ледяная, морозная, снежная.
Воспитатель. Подберите для лета цвета. Лето (розовый, оранжевый, желтый, красный) . А для зимы? Зима (синий, фиолетовый, голубой) . Найдите свои картины (дети становятся в соответствии цвета) .
Хитрюшкин. Вы справились с заданием, именно этими цветами я написал свои картины. (графическое меняется на цветное) .
Воспитатель. Какого цвета больше на летней картине? (Красного) . Это теплый цвет - солнца, огня. Какого цвета больше на зимней картине? (Синего, голубого, фиолетого) . Это холодный цвет - воды, снега.
А умеют ли теплые и холодные цвета дружить? А вот мы сейчас это проверим!
Представим, что эти цветные листы бумаги превратились в осенние листочки (показывает красные, желтые, зеленые листы) .
Помогите красному жучку : что сделать чтобы его все заметили? Листочек какого цвета поможет жуку? (зеленый) .
Видите, как теплые и холодные цвета «зажигают» друг друга.
Воспитатель. Посмотрите у Хитрюшкина даже настроение улучшилось. Вы знаете, что каждый цвет имеет свое настроение.
Дети. Знаем.
Воспитатель. Я прочту стихи, а вы подберите и поднимите карточку подходящего, на ваш взгляд, цвета.
1. За окном туман и слякоть,
звезды прячутся во тьму.
Очень хочется заплакать -
неизвестно почему. (серая, черная)
2. Утром ветки золотятся
в голубом, как сон, дыму.
Очень хочется смеяться -
неизвестно почему. (голубые, желтые, оранжевые)
Я знаю, что цвета могут быть добрыми, а могут быть и злыми. В стране ИЗО живут добрый волшебник и злой колдун, но вот выглядят они совсем одинаково. Я предлагаю выложить для них ковры - один для доброго волшебника, другой - для злого колдуна. (Дети подбирают из лоскутков ковры) . (Для доброго волшебника теплые тона, а для злого колдуна холодные) .
Воспитатель. Ребята, как много вы знаете : главные и составные цвета, теплые и холодные, и даже то, что цвета имеют настроение. А сейчас нам пришло время прощаться с Хитрюшкиным.
Хитрюшкин. Напишите мне письмо.
Воспитатель. Так дети же не умеют писать.
Хитрюшкин. А вы пишите цветом.
Воспитатель. Хорошо, это мы умеем. До свиданье.
МБДОУ детский сад 26
Воспитатель: Н.Н. Шишкина
городской округ Королёв
Московской области
2016 год
Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического воспитания, связанным с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. Ребенок в рисунке живет и чувствует, выражает свои желания и интересы. Сюжетное рисование на тему, предложенную воспитателем, является творческим отражением впечатлений действительности, вместе с тем оно суммирует знания, приобретенные в предметном рисовании.
Рисование по собственному замыслу детей дает выход потребности ребенка изобразить все, в том числе и то, что не вошло в занятия предметным и сюжетным рисованием.
В большей мере, чем предметное и сюжетное рисование, рисование по собственному замыслу развивает самостоятельность и инициативу детей, способствует проявлению их индивидуальности.
Рисунки по собственному замыслу ребенка показывают, что обучение детей изображению предметов помогает относительно полно и убедительно выразить в рисунках свои впечатления и мысли об окружающем. Чаще всего в практике детских садов используются карандаши и краски. Каждый из материалов имеет свои достоинства, особенности и возможности, и воспитателям следует обдумать, какой из них надо предложить при выполнении того или иного рисунка, какой материал поможет добиться наибольшей выразительности образа.
Дети на пятом году жизни любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. Работая с детьми, надо опираться на умения и знания, полученные ими в предшествующем году.
Если при рассматривании предметов с трехлетними детьми педагоги выделяли два-три признака — мяч круглый, красный, ленточки синие, длинные и короткие, то внимание детей четырех лет можно привлечь к большему количеству признаков. Это повышает интерес к рассматриванию, образ предмета становится ярче, полнее. Слова, которыми воспитатель описывает признаки предмета, запоминаются и постепенно входят в активный словарь детей.
Задачи обучения сюжетному рисованию в средней группе.
Формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (деревья зимой, дома на нашей улице, и т. д.).
Расширять тематику детских работ; поддерживать желание изображать знакомые предметы: посуду, овощи, фрукты, цветы, деревья, транспорт, животных. Явления природы: дождь, снег. Учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе.
Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
Научить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
Тематика занятий.
Сентябрь.
«Нарисуй картинку про лето».
Цель:
учить доступными средствами отражать полученные впечатления.
«По небу летят разноцветные шары».
Цель:
продолжать знакомить с приёмами изображения предметов овальной и круглой формы.
«На яблоне поспели яблоки».
Цель:
Учить рисовать дерево, передавая его характерные особенности. Передавать в рисунке образ фруктового дерева.
Рисование по представлению «Храбрый петушок»
Цель:
рисование петушка гуашью. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта.
«Вышла курочка гулять».
Цель:
Учить рисовать курочку, передавая форму тела (овал). Развивать образное восприятие, воображение.
Октябрь.
Рисование «Ёжик с яблоком»
Цель:
учить рисовать ёжика передовая характерные особенности. Закрепить умение рисовать предметы круглой формы.
«Осень, листья с дерева летят»
Цель:
учить передавать картину осени. Продолжать учить рисовать дерево.
«Сказочное дерево».
Цель:
Учить создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в передаче правильного строения дерева.
Ноябрь.
Рисование по замыслу.
Цель:
учить, самостоятельно выбирать тему своего рисунка, доводить задуманное до конца, правильно держать карандаш, закрашивать небольшие части рисунка.
Рисование по мотивам литературного произведения
«Мышь и воробей»
Цель:
создание простых графических сюжетов по мотивам сказок. Понимания обобщённого способа изображения разных животных (мышь и воробья).
«Рыбки плавают в аквариуме».
Цель:
учить изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники.
Декабрь.
«Маленькой ёлочке холодно зимой».
Цель:
Учить передавать в рисунке несложный сюжет.
«Наша нарядная ёлка».
Цель:
Рисование новогодней ёлки гуашью с передачей особенности её строения и размещения в пространстве.
Январь.
Рисование «Мы слепили снеговиков».
Цель:
закрепить умение изображать предметы круглой формы разной величины.
Рисование красками (по представлению)
«снеговик в шапочке и в шарфике»
Цель
: рисование нарядных снеговиков в шапочке и шарфике. Развитие глазомера, чувства цвета, форма и пропорции.
Рисование «мышка и мишка»
Цель:
самостоятельный отбор содержания рисунка, Решение творческой задачи: изображение контрастных по размеру образов (мышки и мишки) с передачей взаимоотношении между ними. Получение серого цвета для рисования мышки.
Февраль.
Рисование «сова на веточке сидит».
Цель:
создание простой композиции. Передача особенности внешнего вида конкретной птицы - сова - строение тела и окраски.
«Дома на нашей улице».
Цель:
Учить создавать изображение предметов, состоящих из прямоугольных, квадратных форм, ряды окон.
Март.
«Красивый букет для мамы».
Цель:
Учить рисовать красивые цветы.
Рисование «Красивая кукла для мамы».
Цель:
учить детей передавать образ игрушки изображать фигуру человека передовая её основные части. Развивать фантазию и воображение.
«Моё любимое солнышко».
Цель:
развивать образное представление, воображение.
Апрель.
«Сказочный домик - теремок».
Цель:
Учить передавать в рисунке образ сказки.
Рисование «по морям, по волнам»
Цель:
Учить создавать элементарный сюжет передовая характерные особенности моря и лодки.
«Самолёты летят сквозь облака».
Цель: учить изображать самолёты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш. Развивать образное восприятие, образные представления.
Рисование «цыплята на лугу»
Цель:
Рисование простых сюжетов, свободный выбор изобразительно-выразительных средств, для передачи настроения персонажа.
«Нарисуй картинку про весну».
Цель:
Учить передавать в рисунке впечатления от весны.