Конкурсная презентация "русский народный быт". Занятие - загадки русской избы
«Воспитание гражданина России» - Духовно-нравственное направление. На пороге школы. Направления программы: “Я и я”. 1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»; 2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»; 3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»; 4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России». “Я и культура”. “ Я и школа”. “Я и семья”. “Я и мое Отечество” “Я и планета.
«Патриотическое воспитание детей» - Родная природа. Патриотическое воспитание детей. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Родина начинается с любви к своему городу. Воспитываем уважительное отношение гербу, флагу, гимну Российской Федерации.
«Патриотическое воспитание школьников» - Методы. В.В. Путин. Ожидаемый результат. Высказывание премьер-министра. Направления деятельности. Высказывание президента. Формы работы. Принципы. Задачи. Государство заинтересовано, в первую очередь, в таком непростом деле как работа с молодежью. Цель военно-патриотического воспитания.
«Военно-патриотическое воспитание» - Анкетирование родителей. Гиподинамия – нарушение функций организма из-за недостаточного движения. Достижения учащихся. Военно-патриотическое воспитание школьников. Цель: определение способов формирования патриотического сознания учащихся. «Интеграция учебных предметов в экологическом образовании школьников».
«Чувство патриотизма» - Начальная школа опрошено – 54 человека. Центральная задача школы: Содержание которого - любовь к Родине. Проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, чувств и желаний. Как по Вашему, что означает любить Родину? Патриотические чувства. Исследование особенностей становления патриотического воспитания учащихся школы.
«Гражданское образование» - Глава субъекта РФ. Пермский край. Хороший союзник. Некоторые примеры. Образовательный форум. Решением экспертного Совета. Гражданское образование в России и ее регионах. Надежда. Руководитель Администрации Президента. Общественно-консультативный совет. Обучение правам человека. Фокусные группы. Проект Федеральной целевой программы.
Конструкция у изб похожая, а образы бывают очень разные. Бывает изба-богатырь – широкий могучий дом, а другая изба высокая, скаты ее крыши напоминают по форме лесную ель. А можно встретить избушку- бабушку с одним окошком, уютно устроившуюся среди высоких деревьев и т.д.
В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей Л. Мей
Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь крестьянин занимался поделками и мелким ремонтом. Стены прежде не оклеивали, занавесок не вешали, пол застилали самодельными половиками. Изба содержалась в исключительной чистоте. Дважды в год (обычно на пасху и крещение) устраивали большую уборку. Каждую субботу мыли полы (не крашенные), столы, лавки, обтирали стены, "воронцы", полки. Особенно тщательно мыли порог в избу. По его чистоте сваты судили о чистоплотности будущей хозяйки.
Мебели в избе было немного, да и разнообразием не отличалась – стол, лавки,сундуки и посудные полки. Посуду хранили в настенных шкафчиках - "наблюдниках", для ложек делались специальные коробки из лучины; деревянную и медную утварь держали на " воронцах". Рядом с входом стоял ушат, над ним висел рукомойник. Иногда в избе ставили деревянную кровать, на которой спали взрослые.
Обязательным атрибутом в убранстве крестьянского дома были прялки. Их веслообразные лопасти украшали резьбой и растительным орнаментом в коричнево-золотых тонах. Прялка была обязательна в составе приданного невесты, считалась дорогим подарком отца - дочери и брата - сестре.
Ещё в 18 веке характерной особенностью жилищ крестьян была "топка по-чёрному", т.е. печи не имели выводных труб. Для вывода дыма делались потолочный дымоволок и круглая дымница из дуплистого дерева или дощечек. Русская печь - явление сравнительно позднее. ПЕЧЬ-основа жизни, главный оберег семьи, семейный очаг. ПЕЧЬ – жилище домового. ПЕЧЬ – душа крестьянского дома Само слово «изба « произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.
«Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Презентация для детей «Русская изба. Предметы быта»
Предки наши строили жилище из дерева и называлось оно избой. Русская изба
Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему?
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло и дольше сохранялось тепло. Гостям приходилось при входе кланяться, не то шишку можно было набить. А вы знаете, что было главным в избе?
Главным в избе была печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Раньше все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки из дерева, плели лапти корзины, вязали, вышивали. А еще и песни пели!
Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? Летом спит, Зимой горит. Пасть открывает, Что дают – глотает. (печь)
Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает. Что схватит – отдает, А сам в угол идет. (ухват)
У нас в печурочке золотые чурочки. (дрова в печи)
Он, как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля Где там в печке уголек? Кашу сварит… (чугунок)
Черный конь скачет в огонь. (кочерга)
Выпускает жаркий пар Древний чайник… (самовар)
Воду дед носил с утра Каждый раз по два ведра. На плечах дугой повисло, Держит ведра… Из избы идут – пляшут, А в избу идут – плачут. (коромысло) (ведра)
Четыре братца под одной крышей живут, Одним кушаком подпоясаны. (стол)
Сама не ест, А людей кормит. (ложка)
Верчусь, верчусь – не потею, Только более толстею. (веретено) Стригли, щипали, а после чесали. Чисто, пушисто – к доске привязали. (прялка)
Ходит каток по паре порток. (утюг)
Эту обувь не забыли, Хоть давным-давно носили. (лапти)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация для дошкольников "Опасности в быту для детей"
Презентация для детей дошкольного возраста в стихах, картинках и загадках. Удобный материал для занятий по окружающиму миру....
Презентация "Для чего нужны предметы?"
Презентация " Для чего нужны предметы?" может быть использована для дидактических и логопедических занятий....
Презентация для детей "Безопасность в быту"
Охранять жизнь детей - это просто проявлять здравый смысл! Очень важно, чтобы Вы на шаг опережали ребёнка, тогда Вы сумеете предвидеть, что он может сделать, - ещё до того, как он это сделает! Пом...
Русская изба. Презентация по ознакомлению дошкольников с бытом крестьян
Презентация позволяет воспитателю познакомить дошкольников с устройством русской избы, наглядно представить элементы русского быта...
Гаврилюк Татьяна Иосифовна
Воспитатель высшая КК, МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия "Сезам", г. Сургут Тюменской обл. ХМАО-Югра
Цель:
Приобщение детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность.
Создание образа оберега для своего дома.
Задачи:
ОО «Коммуникация»
1. Расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
2. Закрепить знания детей о русской избе, о предметах русского быта, о народном творчестве.
3. Развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности.
4. Вызвать желание участвовать в беседе, закреплять умение правильно отвечать на вопросы.
ОО «Познание»
1. Обобщить знания детей об избе на Руси: о предметах быта.
2. Познакомить детей с одним из явлений русского народного искусства – оберегом.
3. Закрепить знания о символах и древних образах.
4. Развитие интереса к прошлому.
ОО «Художественное творчество», ОО «Труд»
1. Вызвать желание создать оберег своими руками.
2. Вызвать эмоциональный интерес к работе.
3. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, культуру труда.
ОО «Социализация»
1. Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
2. Формировать умение устанавливать положительные взаомоотношения со взрослыми и детьми при коллективном создании оберегов, на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не ссориться, договариваться о предстоящих действиях, помогать друг другу, обращаться за помощью).
ОО «Музыка»
1. Приобщение детей, через музыку русских народных песен, к истокам русской культуры, к народно- прикладному искусству.
2. Предварительная работа:
1. ОБЕРЕГ - символы защиты. По представлениям предков делали вещь непроницаемой для злых духов.
2. ОБЕРЕГ(С.И.ОЖИГОВ) - предмет, оберегающий,охраняющий от чего-либо.
Тип занятия:
Интегрированное занятие (коммуникация, познание, художественное творчество, музыка, история, социализация, труд).
Материалы:
Кусочки ткани, нитки.
Оборудование:
Группа оборудована в стиле русской избы: деревяный стол, лавки, половики, вышитые рушники. Предметы быта: самовар, иконки, свеча, лапти, керосиновая лампа, деревяная посуда, образцы оберегов.
Инструменты:
Ножницы, нитки, кусочки ткани размером 15*15см.
Предварительная работа:
1. Проживание тем в группе –« Мы - россияне», «Святки», «Народное творчество».
2. Просмотр презентаций: «Государственные символы России», «Внутренний мир русской избы», «Обереги».
3. Изготовление макета для режиссерской игры – русская изба, предметы быта в ней (из соленого теста).
4. Знакомство с разнообразием росписей и декоративное рисование.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.
- Здравствуйте.
Воспитатель: Давайте вспомним, для чего мы с вами решили отправиться в гости к хозяйке дома русской избы? (ответы детей- чтобы она нас научила делать обереги для нашего дома).
Тогда, давайте отправимся в путешествие в прошлое, и поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи.
Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу(спальня оформлена под русский быт).
В горнице детей встречает русская барышня – красавица.
Здравствуйте хозяева!!!
Здравствуйте гости дорогие: красны девицы и добры молодцы!!! Рада видеть вас в своем дому. Зачем пожаловали???
Дети: Мы пришли к вам с просьбой – научить нас делать обереги для нашего дома.
Хозяйка. Научить то научу, но сначала должна проверить ваши знания – что же вы знаете о русском быте.
Хозяйка. Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались……(избами).
Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен.
1. Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? (из сосны или ели).
В избу вели деревянные ступеньки.
Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались раньше.
2. Что же было в каждой избе???
Дети: В каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.
3. Какие же были в избе полы?
Дети: Полы в комнате были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки.
Воспитатель: Наверху находились деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами. Центральное место в избе - занимала печь. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату,кочергу.
Хозяйка: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте.
По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.
4. Что же значит название Красный угол???
Дети: Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».
В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.
Вот так жили люди раньше!
Воспитатель: А сейчас давайте вспомним о предметах быта русской избы. И помогут нам в этом загадки:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит.
/Самовар/
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
/Печь/.
В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
/Печь/
Черный конь
Скачет в огонь.
(Кочерга.)
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват.)
То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – продырявит
(Утюг)
В лесу родился,
В руках крестился,
На ногах умер.
(Лапоть.)
Тело бело,
Душа льняная,
Маковка золотая.
(Свеча.)
Синее море,
Стеклянные берега,
Плавает утка,
Горит голова.
(Керосиновая лампа.)
На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку,кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам“соседушка” устраивает мелкие неприятности:стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “Соседушку” обязательно звали с собой. Он защищал дом от всяческих напастей.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, а что такое оберег? (ответы детей)
Воспитатель: чтобы в доме было все хорошо, люди стали создавать разные обереги для своего дома: оберег защищал дом от всяческих напастей. Обереги применялись всюду - и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх.
Это были обереги в виде мешочков, веничков, куколок - берегинь, защитный щит - божье око, расписные яйца (показ разновидностей оберегов).
Хозяйка избы приглашает детей отдохнуть и поиграть в русскую народную игру
Физкультминутка «Во саду ли, в огороде» (звучит аудиозапись русских народных мелодий, дети выполняют движения танца).
Хозяйка. А сейчас еще одно задание для вас: У меня на столах расставлены игрушки и предметы быта расписаные мастерами – умельцами. Я буду брать предмет в руки – а вы называть его и роспись какой он расписан.
Игра «Назови роспись».
Хозяйка. Но так, как вы со всеми моими испытаниями справились, я приглашаю вас в свою мастерскую, где моя Марьяна – искустница научит вас делать куклы – обереги.
Дети переходят в другую комнату: группа превратилась в мастерскую: на столах разложены кусочки ткани, нитки, кусочки синтепона.
Марьяна – искустница (мама ребенка из нашей группы). Здравствуйте дорогие гости. Рада вас видеть в своей мастерской.
Рассаживайтесь ладком, да послушайте. Сегодня я хочу научить вас делать куклу – оберег, которая называется ДЕНЬ - НОЧЬ.
Марьяна – искустница: Краткая информация о кукле день-ночь:
Марьяна – искустница(мама ребенка из группы): перед вами лежит ткань разного цвета, как вы думаете – какая ткань подойдет для девочки – ночи?? (ответы детей).
Практическая работа в мастерской.
Дети по образцу Марьяны – искустницы делают первую куколку оберег День. Когда кукла готова, воспитатель предлагает детям, вспомнить последовательность работы первой куклы, назвать, с чего они начинали работу, что делали потом – дети, рассказывая последовательность, делают вторую куклу – Ночь.
Самостоятельная работа.
(Форма работы совместно – индивидуальная)
Во время самостоятельной работы играет русская народная музыка.
По окончании занятия детские работы размещаются на коллективной выставке. Идёт совместный анализ работ.
- Ребята, что интересного и познавательного вы для себя подчеркнули на нашем занятии?
Дети: научились делать куклу оберег день-ночь.
Информационная справка:
Краткая информация о кукле день-ночь:
Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища.
Ее делали под Новый год Она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими.
ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ОБЕРЕГЕ
ЗЛАКИ И БОБОВЫЕ - символ достатка, сытости и физической силы.
ПШЕНО – от сглаза.
ЧЕСНОК – от нечистой силы.
ДОМ, ХАТКА – единство и крепость семьи.
РЯБИНА, ШИПОВНИК – женская красота и молодость.
СЕМЕЧКИ ПОДСОЛНУХА – здоровье детей и энергия солнца.
ЛАВРОВЫЙ ЛИСТ- слава и успех.
ГРЕЧКА- ПЛОДОРОДИЕ И ДОСТАТОК
КУКУРУЗА – продолжение рода, Сплочённость семьи.
ОРЕХИ, ЖЁЛУДИ – продление молодости.
ШИШКА – трудолюбие и достижение успеха.
МЕШКОВИНА – изобилие и благосостояние.
КОСА – бесконечность.
ФАСОЛЬ – зарождение новой жизни.
МЕТЛА ВНИЗ – выметает сор из дома.
МЕТЛА ВВЕРХ – к деньгам.
ПУГОВИЦЫ – к обновам.
Цель:
Задачи:
- развивать художественно-творческие способности детей.
Ход занятия:
Хозяйка избы встречает детей у входа.
— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
Как мы себя чувствуем дома?
— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
«Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки» (лиственница)
— Почему же из лиственницы строили дома?
Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.
В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка - деревенская кормилица.
Чем же могла печь накормить своих хозяев?
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.
— Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?
Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.
Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
Дети пробуют просеять муку через сито.
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?
«Был я копан, был я топтан,
Был на пожаре, был на базаре,
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел – ничего не ел.
Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)
Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок- не знал пеленок, стар стал- пеленаться стал».
Горшок был мужской и женский.
Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.
Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.
Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.
Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.
У горшка есть все части тела, почти как у человека: тулово, горлышко, носик, талия, губы, ноги. Попробуйте отгадать где же все это у горшка.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
— Мы с вами как настоящие мастера сегодня будем делать горшки из глины.
Раздает глину из берестяного кузова.
— Какого цвета эта глина?
— Какая она на ощупь? (мягкая, податливая, меняет форму)
Сейчас я покажу и объясню, как вылепить горшок из глины. Сначала мастер в руке делал «донышко» — дно изделия. Оно было похоже на лепешку. Затем наращивал на него стенки посуды, похожие на кольца. Стенки тщательно разглаживались и «замасливались» смоченной в воде тряпкой, губкой. Готовый сосуд просушивали и обжигали.
Изготовление горшочков из глины.
Давайте и мы поставим наши горшочки в печку. А в следующий раз попробуем украсить наши горшочки. Ведь наши предки тоже украшали их, да не просто так, а со смыслом. Но об этом сказ – в другой раз.
Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада!
Гость на порог — хозяину радость!
Видео занятия
Самоанализ педагога
Цель:
— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
- познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;
- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
- развивать художественно — творческие способности детей.
На предшествующих занятиях в группе была проведена предварительная работа, в которую вошли: чтение русских народных сказок, использование в совместной деятельности потешек, поговорок, закличек, слушание русской народной музыки.
Занятие получилось насыщенным по содержанию, методический материал подобран в соответствии с возрастом. На данном занятии поставленные цели и задачи были выполнены.
Для привлечения внимания были использованы разнообразные приемы работы с детьми: это и введение образа Хозяюшки, и возможность подействовать с предметами русского быта (с чугунком, ухватом, прялкой, ситом, самоваром, ступкой), и сюрпризный момент с сундуком, и возможность примерить народный костюм. Наилучшим образом подействовали на поддержание интереса детей: создание игровых ситуаций (принятие определенных социальных ролей), создание поделок из глины (горшочков), использование интонационной выразительности в речи воспитателя. Оформление комнаты в стиле «русской избы», музыкальное сопровождение занятия, русская народная одежда — все это также дало возможность детям окунуться в атмосферу русского быта.
В ходе занятия старалась активизировать и вовлечь каждого ребенка в деятельность для решения поставленных задач, добиваться индивидуальных ответов, в работе по обогащению словаря использовать больше прилагательных в речи детей, вызвала интерес при загадывании загадок и нахождение отгадок в русской избе. Дети активно отвечали на вопросы «хозяюшки», рассказ о жителях русской избы слушали с интересом, хорошо справлялись с поручениями. У детей закрепилось представление о том, как жили наши предки, о предназначении предметов народного быта, о правилах культуры поведения в гостях.
При знакомстве с русской избой удалось раскрыть в детях творческие способности через импровизацию с элементами народного танца и в продуктивной деятельности при лепке глиняных горшочков.
Для достижения наилучших результатов я планирую в дальнейшем включать в занятие как можно больше фольклорного материала: попевок, закличек, присказок, пословиц и поговорок; организовать экскурсии в краеведческий музей, музей бересты, музей солнца, которые помогут детям расширить кругозор, узнать и увидеть много интересного из истории русской народной культуры.
Для ознакомления с работой кружка «Русские узоры» с родителями будет проведена викторина с целью выявления знания основ русской культуры, а также будут выпускаться папки-раскладушки в соответствии с тематикой занятий.