Ребенок идет в детский сад. О чем нужно знать
Ребёнок идёт в садик… Это предмет гордости и, одновременно, волнения родителей, ведь впереди знакомство с воспитателем и одногруппниками, привыкание к коллективу и режиму детского сада.
Ситуация осложняется тем, что любимой мамочки, которая способна понять своё драгоценное чадо с полуслова и полужеста, рядом не будет.
Однако просто переживать и беспокоиться – мало, мамина и папина задача – принять все меры для подготовки малыша к дошкольному учреждению. Но чтобы всё сделать правильно, нужно знать, что должен уметь ребенок, готовящийся к детскому саду.
Перед тем как узнать, что должны уметь дети к детскому саду, нужно определить оптимальный возраст начала посещения образовательного учреждения.
- До 1,5 лет. Посещение детского сада малышом младше полутора лет – не очень хорошая идея. Во-первых, ребенок в столь юном возрасте нуждается лишь в маме, сверстники ему ещё не нужны. Во-вторых, в эти годы даже короткая разлука с матерью воспринимается крохой как трагедия.
- В 2 годика. В этом возрасте дети уже начинают интересоваться ровесниками, но играют по-прежнему рядом, а не вместе. Ребенок привыкает к условиям сада, однако подобная адаптация больше напоминает смирение обречённого узника.
- В 3 года. Трёхлетний ребенок уже начинает понемногу интересоваться компанией сверстников и общением с ними. К тому же трёхлетки стремятся к самостоятельности, поэтому адаптационный кризис обычно протекает легче.
- В 4 года. Нервная система малыша активно развивается, поэтому его поведение отличается нестабильностью, что затрудняет привыкание к детскому саду. Специалисты рекомендуют переждать эту пору в домашних условиях.
- К 5 годам. Пятилетние детки – обычно активные, доброжелательные, стремящиеся общаться и взаимодействовать с ровесниками. Если родители прежде не успели определить ребенка в дошкольное учреждение, то нужно успеть это сделать сейчас, поскольку малыш точно готов к детсадовским условиям.
Обычно ребёнка отдают в садик ближе к трём годам. Многие психологи считают именно этот возраст оптимальным сроком для начала посещения детского сада.
Именно о нём мы и будем говорить, обсуждая вопрос, что должен уметь малыш к началу посещения дошкольного учреждения.
Что должен знать и уметь ребёнок к детскому саду?
Чтобы ребёнок почувствовал себя более уютно в детском саду, а адаптационный процесс прошёл максимально безболезненно, крайне важно понимать, какими навыками должны обладать дети. Это поможет подтянуть малыша по определённым показателям, уделить больше внимания несформированным умениям.
- Очень важно, чтобы ребёнок был физически развит в соответствии со своим возрастом, обладал достаточно крепким здоровьем. Это легко понять по тому, насколько редко малыш болеет, как часто гуляет на свежем воздухе и, например, занимается плаванием.
- Адаптация существенно ускорится, если новоиспечённый детсадовец будет довольно самостоятельным в быту. Конечно, педагог и няня обязательно помогут ребёнку, однако будет замечательно, если он хотя бы стремится к самостоятельности. У малыша должны быть развиты следующие навыки самообслуживания:
- умение пользоваться ложкой и вилкой (не обязательно, но желательно);
- умение мыть ручки с мылом без посторонней помощи;
- способность одеваться и снимать одежду;
- умение ходить на горшок, снимать штанишки и натягивать их обратно.
- Ещё один важный показатель готовности – развитые коммуникативные умения. Под этим понятиям нужно понимать хорошо сформированные речевые навыки, желание общаться и играть с одногруппниками и способность вступать в контакт. Дети должны уметь:
- просить взрослого (пока ещё незнакомого) человека о помощи;
- вступать в игры с другими детьми, играть с ними хотя бы 15 минут;
- выполнять воспитательские просьбы и указания;
- понимать, что нужно делиться игрушками и другими предметами с другими детками;
- немного играть в одиночестве, увлекать себя на какое-либо время.
Стоит понимать, что все ребятишки являются яркими индивидуальностями и развиваются в своём собственном темпе.
Поэтому при определении уровня готовности вашего чада к саду не забывайте и о том, что нужно ориентироваться не только на усреднённые показатели, но и на личность ребёнка.
Как помочь ребёнку?
Таким образом, дети должны усвоить множество сложных для них вещей, перед тем как освоиться в детском саду. Не всегда ребенок с лёгкостью осваивает все навыки, поэтому родителям нужно помочь ему справиться с различными проблемами и научить многим полезным умениям.
Психологи советуют готовиться к саду примерно за 3-4 месяца до начала первого похода в группу. Адаптация в детском саду у детей проходит по-разному, однако быстрее приспосабливаются те дети, которых с раннего детства приучали к самостоятельности и поощряли их желание делать всё самим.
1. Учим ребёнка одеваться-раздеваться
Подобные умения должны быть сформированы к трём годам, но только если взрослые постарались научить малыша заранее натягивать непослушные рукавчики и штанины. Что нужно делать?
- Заинтересованность к самостоятельному одеванию важно поощрять, например, через похвалу любой незначительной попытки одеться своими силами. Ребёнок сам подтягивает штаны, слезая с горшочка? Обязательно хвалите. Уже 15 минут пытается застегнуть пуговку или надеть носочки? Не торопите, напротив, подбодрите, не замечая маленькие промахи.
- Нужно научить ребёнка снимать одежду таким образом, чтобы у взрослых не возникало необходимости её выворачивать лицевой стороной. Не секрет, что дети просто сдирают колготки, попутно выворачивая их наизнанку. Кроме того, следует приучать кроху укладывать одежду на стульчик, а не бросать куда попало.
- Не забудьте обеспечить ребёнка перед детским садом легко снимающейся и одевающейся одеждой. Кофточка с широкой горловиной в данной ситуации лучше водолазки или свитера, молния предпочтительнее пуговиц. Приобретайте ботинки с липучками, от шнурков лучше отказаться.
Мыть ручки ребёнок должен уже в 2-3 годика, конечно, поначалу он будет мокрым, а всё вокруг забрызганным водой, однако детская самостоятельность намного важнее. Аккуратности нужно приучать чуть-чуть позднее.
- Дети должны заходить в ванную комнату перед каждым приёмом пищи или после всякого похода к горшку. Чтобы научить малыша мыть ручки, сделайте следующее:
- поставьте рядом с раковиной удобную и безопасную скамейку, подвесьте маленькое полотенце так, чтобы кроха смог до него дотянуться;
- превратите процесс обучения в увлекательную игру, которая будет сопровождаться стишками, потешками и песнями, в непринуждённо форме рассказывая, как нужно намыливать ладони, смывать пенку и вытирать пальчики полотенцем;
- не забывайте высказывать одобрение детским попыткам, проявленному усердию.
- Ребёнок, поступающий в дошкольное учреждение, должен уметь пользоваться горшком или унитазом. Нужно научить его снимать штаны или трусики, усаживаться на горшок, вытирать попу бумагой. К трём годам вы должны забыть о подгузниках, даже при длительных прогулках.
Родители сами должны решать, когда вручать ребёнку столовые приборы, ориентируясь на его поведение и желание. Если кроха просит ложку, дайте ему её. Безусловно, поначалу каша будет обнаруживаться везде, но затем малыш научится направлять её строго в рот.
- Важно научить ребёнка чуточку наклоняться над столом, чтобы он не смог перепачкать поверхность стола и собственную манишку.
- Перед детским садом ребенок должен уметь пользоваться салфеткой. Показывайте ему пример обращения с этим гигиеническим предметом, объясняйте, что бумажные салфетки нужны для вытирания ручек и губ.
- У ребёнка должны быть подходящие ему по размеру столик и стульчик, безопасные тарелки и кружки. Чашка обязательно должна иметь удобную для захвата ручку.
- Чему учат в детском саду? Сервировать стол, в том числе. Привлекайте ребёнка к сервированию, показывая, как нужно расставлять приборы, укладывать салфетки.
- Обязательно устраивайте семейные обеды и ужины, из которых ребенок сможет узнать, как нужно держать ложку или вилку, вытирать личико салфеткой.
Дети лучше воспримут полученные навыки, если подавать их в несерьёзной форме. Этим правилом активно пользуются в детском саду, чему есть очевидные подтверждения. Почему бы и вам не перенять воспитательский опыт?
- Собираясь на улицу, читайте малышу простые стишки, которые повторяют каждый этап сборов. Пусть ребенок с радостью выполняет сложные задачи, это хорошо помогает в развитии самостоятельности.
- Кто сказал, что мытьё рук – скучнейшее занятия? Веселые потешки должны стимулировать ребенка закатывать рукава, намыливать ручки, вытирать их после водной процедуры полотенцем. А в финале можно похлопать, продемонстрировав качество умывания.
- Повторить и закрепить навыки вы можете в ходе сюжетно-ролевой игры. Погуляв с куклой, малыш должен вымыть ей ручки. За «обедом» кукла должна кушать ложкой и вытирать ротик салфеткой. Укладывая пупса спать, малыш раздевает и снимает с него одежду, а после «сна» одевает и отправляется на улицу.
- Все эти манипуляции невозможны без достаточного уровня развития тонкой моторики пальцев. Можно приобрести готовые ручные тренажёры, а можно и сделать из подручных материалов. К отрезу плотного материала просто пришейте различные застёжки (пуговки, молнии, липучки и кнопки). Расстёгивая и застёгивая, ребёнок тренирует пальцы и память, фиксируя в голове очерёдность действия.
Если ваше чадо обладает описанными выше навыками, можете немного выдохнуть. Ещё один шажок на пути к лёгкой адаптации сделан.
Однако размышляя над тем, что должен уметь ребёнок, поступающий в садик, не забывайте и о психологической готовности.
Умение взаимодействовать с другими детками также крайне важно, поэтому расширяйте круг общения малыша, чаще общайтесь с ровесниками.
Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.
Детский сад - первый и очень важный этап приобщения детей к социуму. Вполне понятно, что каждый родитель стремится к тому, чтобы ребенку это знакомство с социумом понравилось. Что же сделать, чтобы малыш чувствовал себя в новом окружении максимально комфортно? Какие могут потребоваться от родителей документы и что нужно взять с собой в садик в первый день? Именно эти вопросы мы обсудим в данной статье.
Какие нужны документы, когда ребенок идет в детский садик?
Перед тем как малыш переступит порог садика, родителям следует подготовиться к этому процессу. Первое, что хотим отметить, - вся документация должна быть заранее собрана и оформлена, без нее ребенка просто не зачислят. К документам, обязательным для приема в сад, относятся:
- паспорт одного из родителей;
- свидетельство о рождении ребенка;
- медицинская карта, заполненная по форме детсада;
- справка о регистрации по месту жительства;
- полис медицинского страхования;
- если брак между родителями не зарегистрирован, то свидетельство об установлении отцовства.
Медицинскую карту необходимо оформить в поликлинике и затем подписать у заведующего. Следует также отметить немаловажный момент: обычно у родителей возникает масса вопросов по поводу прививок, так вот согласно законодательному положению РФ непривитых детей сады обязаны зачислять!
Когда нужно пройти медкомиссию?
Как мы уже сказали, если ребенок идет в садик медицинская карта является очень важным документом для приема в это учреждение. Поэтому каждый малыш, прежде чем попасть в группу, должен пройти медицинскую комиссию.
Не оставляйте это обязательное мероприятие на последний летний месяц. В это время детские поликлиники переполненные, к тому же может получиться так, что один из нужных вам докторов будет в отпуске, соответственно оформление медицинской книжки затормозится. Тем более в редких случаях все врачи работают в удобное для вас время и в один день. Обычно при медкомиссии нужно обязательно показать ребенка участковому педиатру, который выпишет направление к остальным специалистам: стоматологу, неврологу, хирургу, отоларингологу, ортопеду и окулисту.
Поэтому лучше всего предварительно написать план прохождения медкомиссии. Однако не стоит торопиться с анализами - ведь результаты некоторых из них считаются действительными не больше месяца. Соответственно, анализы целесообразно сдать примерно за две недели до устройства в садик.
- Собираясь утром, не спешите сами и не торопите малыша – дети этого очень не любят. Если будет спешка - вы рискуете испортить настроение ребенку. Лучше постарайтесь сделать так, чтобы у вас хватило времени на спокойные сборы – встаньте пораньше.
- Очень важный фактор – любимая игрушка. Если ребенок идет в садик, разрешите ему взять ее с собой. Стоит, правда, помнить, что далеко не во всех садиках это разрешено, поэтому вам следует заручиться пониманием и поддержкой персонала садика. Игрушка – это не просто вещь, это некий «товарищ», которому можно довериться в напряженной ситуации.
- Ни при каких обстоятельствах не уходите украдкой, увидев, что малыш нашел себе увлекательное занятие. Через несколько дней не стоит удивляться, если ребенок не захочет отпускать вас, не слушая ни какие уговоры – это последствие ваших «тихих» уходов.
- Когда ребенок идет в детский садик, не растягивайте прощания. Если вы будете долго объяснять малышу, почему вам нужно уходить, легче не будет, скорее наоборот. Сохраняйте спокойствие – даже если кроха, прощаясь, расплакался, вся его печаль скоро пройдет. Внимание детей фокусируется на событиях происходящих вокруг, и они легко отвлекаются.
- Выполняйте свои обещания. Если вы договорились, что вернетесь к четырем часам, извольте прийти вовремя. Если задерживаетесь, позвоните в сад, попросите воспитателя дать трубку малышу, объясните, что придете немного позже.
Собственные чувства тоже желательно сдерживать. Малыш не должен увидеть ваших слез, потому как это пробудит в нем подозрение, что место, куда его привели – плохое. Также приложите все усилия, чтобы в выходной день не отойти от ежедневного распорядка, установленного в садике. Постарайтесь, чтобы атмосфера в вашей семье была доброжелательной и спокойной, в отношении к себе ребенок должен чувствовать ласку и любовь.
Как быть с работой?
Возраст, в котором ребенок идет в садик впервые - особая проблема. В подобной ситуации педиатра больше беспокоит вопрос - где будут родители в то время, когда ребенок идет в детский садик?
Вполне типична следующая ситуация: малыш впервые идет в детский садик первого сентября и в это же время мама выходит после декретного отпуска на работу. Спустя неделю, что абсолютно предсказуемо, ребенок "зарабатывает" первое детсадовское ОРЗ. В свою очередь маме приходится брать отпуск, чтобы ухаживать за больным крохой. Однозначно следующее: какое бы крепкое не было здоровье малыша и насколько хорошим и замечательным не был бы детский садик, карапуз все равно первое время будет болеть чаще, чем обычно. Потому если ребенок идет в сад, желательно чтобы мама при этом оставалась дома. Так в случае малейшего недомогания (кашле, небольшом насморке) вы сможете оставить малыша дома, не подвергая риску заражения остальных деток в садике и не дожидаясь прогрессирования недуга. И вам при этом не нужно думать о больничном листе, а также о предстоящих неприятных беседах с начальством.
Помимо этого, весьма значительный момент - время года, когда планируется посещение детского сада. Вполне ясно, что с октября по апрель делать это не рекомендуется - активная деятельность респираторных вирусов в несколько раз увеличивает риск заболеваний и, как результат, удлиняет время адаптации ребенка в саду.
Период привыкания к детскому садику — еще один сложный этап взросления в жизни ребенка. Помочь малышу привыкнуть к новому месту и новым людям, организовать для него мягкий вариант адаптации к саду — важная задача каждого внимательного родителя.
Почему возникает проблема?
Все люди разные и дети тоже. Кто-то быстро привыкает к детскому садику, спокойно машет маме по утрам и бежит в группу играть. А кто-то неделями плачет в раздевалке, не отпуская маму на работу, надрывая сердце и себе, и ей.
Адаптация может выражаться не только в нежелании ребенка идти в детский сад. Некоторые дети начинают хуже спать ночью, кто-то беспричинно плачет или капризничает, у кого-то может пропасть аппетит или испортиться характер.
Дорогие родители, будьте терпеливы! Нервная система ребенка переживает стресс, и вам нужно набраться сил и помочь ребенку пережить этот сложный период.
Уровни детской адаптации: как быстро малыш привыкнет к садику?
По своей способности адаптироваться к новой ситуации дети делятся на разные группы. Как вы понимаете, быстрее всех жизнь наладится у детей с высокой способностью к адаптации. Уже за несколько недель ребенок привыкнет к новому образу жизни и спокойной будет идти в детский сад без слез.
Дети со средним уровнем адаптации будут привыкать подольше. Им может потребоваться около месяца или двух на то, чтобы приспособиться к изменениям. Таким детям нужна помощь родителей и близких родственников.
Есть и дети с низкой способностью к адаптации. Здесь уже все будет сложнее. Неважно, в чем причина — в воспитании или особенностях организации нервной системы — таким детям нужно много времени, чтобы справиться со стрессом и привыкнуть к изменениям в жизни.
Как помочь ребенку безболезненно адаптироваться в саду?
Помощь родителей должна быть всесторонней. Чтобы приучить ребенка к садику, нужно будет оказать ему и психологическую поддержку, и многому научить, и поиграть, и даже кое-где схитрить.
Подготовка к детскому саду
Если вы решили, что ваш ребенок пойдет в детский садик, готовиться к этому событию придется сильно заранее. И мы не говорим о ранней записи в садик, что, конечно, тоже актуально в наше время. Вам нужно будет настраивать ребенка на то, что он пойдет в детский сад, с самого раннего возраста.
Учите ребенка самостоятельности
Даже отправляясь в сад в 2 года, ваш ребенок должен иметь определенные навыки самообслуживания. В саду дети обычно сами едят ложкой, ходят на горшок и одеваются.
Няня и воспитатель, конечно, смогут ему помочь, но ребенок будет чувствовать себя намного увереннее, если не будет на каждом шагу ощущать зависимость от других взрослых. Да и на фоне ровесников хотелось бы выглядеть наилучшим образом.
Живите по режиму
Уточните режим дня, по которому дети живут в саду, и поддерживайте его дома. Учитывайте все моменты — подъем, принятие пищи, расписание прогулок и сон. Тогда для вашего ребенка режимные моменты в саду будут вполне привычны.
Познакомьте с «садовским» питанием
Постарайтесь узнать меню в вашем садике и готовьте иногда те блюда, которые малыш будет там есть. Чем больше привычных моментов будет в саду, тем комфортнее ребенок будет себя там чувствовать.
Поддерживайте авторитет детского сада
Никогда не говорите «Вот пойдешь в сад, там тебя научат дисциплине» или «Вот узнаешь в садике, как наказывают непослушных детей». Расскажите, что в садике дети играют, участвуют в праздниках, гуляют и учатся. Почитайте книжки, в которых главные герои ходят в детский сад.
Социализируйте малыша
Приучайте ребенка оставаться не только с мамой, но и с другими родственниками и друзьями. Он должен знать, что и с другими родственниками можно быть в полной безопасности.
Как облегчить крохе период адаптации?
Помочь вашему малышу адаптироваться к саду без слез помогут следующие нехитрые рекомендации:
Снизьте накал страстей
Уберите все, что может перевозбуждать нервную систему ребенка. Поменьше мультиков, побольше прогулок и домашних игр с родителями.
Давайте время на «переключение»
Обязательно дайте возможность ребенку «перестроиться» после садика. Погуляйте подольше, пообщайтесь. Обязательно подробно расспрашивайте малыша о том, что происходило за день.
Приучайте к саду постепенно
Поначалу приводите ребенка в сад на пару часов. Постепенно удлиняйте время пребывания. Не торопитесь, пусть малыш привыкнет.
Выбирайте для посещения сада максимально комфортную «экипировку»
Подберите для садика удобную одежду и обувь. Проверьте заранее, что ребенок успешно справляется с застежкам, и одежда не стесняет движений.
Помогите наладить контакт с «коллективом»
Подскажите ребенку, как он мог бы подружиться с другими детьми. Придумайте с ним вместе новую игру, которую он бы мог предложить, дайте с собой интересную игрушку, чтобы он мог поиграть с ребятами.
Постарайтесь наладить контакт с воспитателем
Она видит вашего ребенка днем и сможет вам подсказать, все ли в порядке.
И кстати — никогда не обсуждайте воспитателя или других сотрудников сада при ребенке. Он не должен сомневаться в окружающих его взрослых.
Игры и маленькие хитрости
Ну как без этого? На что только не пойдешь, лишь бы ребенку было хорошо. Главное, чтобы все ваши хитрости были только честными. Никогда не обманывайте ребенка!
Смените «провожающего»
Очень часто дети сильно плачут при прощании с мамой. Попросите провожать его в садик кого-то из других членов семьи. С папой или старшей сестрой прощание может быть намного более позитивным.
Поиграйте «в садик»
В 3 года дети уже вполне хорошо разговаривают и могут очень хорошо передать вам все свои переживания и сомнения в процессе игры. Пусть игрушки идут в садик. Воспроизведите все — от утренних сборов до вечерней прогулки.
Дайте ребенку побыть и детсадовцем, и воспитателем. Вы сможете не только узнать, как он себя чувствует в садике, но и проиграть какие-то сложные для него ситуации и найти решение.
«Долгие проводы - лишние слезы»
Не спешите сразу убегать утром из раздевалки. Понаблюдайте за ребенком, когда он вас не видит. Очень может быть, что он перестает плакать сразу же после вашего ухода. А вы переживали весь день.
Общайтесь с родителями других малышей
Подружитесь с родителями детишек, которые ходят в группу с вашим чадом. Если у ребенка появится хороший друг, ему будет намного спокойнее в саду.
Что делать, если кроха так и смог привыкнуть к саду?
К сожалению, бывает и так. Существуют дети, которые очень тяжело переносят привыкание к детскому саду. Проходят недели и месяцы, а адаптироваться к новому месту у них так и не получается.
Как правило, это те ребята, которые привыкли все время быть с мамой. Обычно они и кушать умеют сами, и одеваться, и лепить из пластилина, а вот остаться в садике без мамы им очень тяжело.
Как помочь малышу, которому крайне сложно адаптироваться?
Так, какие действия предпринять по отношению к крохе, если он сильно плачет, идя в сад?
В первую очередь мама должна обратиться к своим чувствам. Очень часто такой ребенок не ощущает в матери уверенности в том, что ему действительно нужно в садик. Потому что такие мамы сами переживают расставание ничуть не меньше, чем ребенок.
Взвесьте все и возьмите себя в руки. Вы должны принять решение, научиться сдерживать свои эмоции при расставании, каким бы грустным вам не казался этот момент, и попытаться приучить кроху к саду еще раз.
Кардинально измените сборы в сад
Пусть утром включается веселая музыка, в садик вы отправитесь другим маршрутом и может быть даже вдвоем с папой, а отводит в группу малыша не мама, с которой так привычно плакать.
Обратитесь за консультацией к детскому психологу и педиатру
Вполне возможно, что снять излишнее перевозбуждение помогут успокаивающие капельки (маме они тоже пригодятся), а в процессе психологической игры вы найдете основную причину страхом ребенка.
Позвольте малышу взять в сад что-то напоминающее ему о доме
Дайте ребенку с собой что-то из дома, чтобы он не чувствовал себя одиноким. Договоритесь с воспитателем, чтобы положить в шкафчик фотографию родителей, а в кроватку на дневной сон принести наволочку из дома.
Сообщайте ребенку, во сколько вернетесь за ним в сад
Обязательно говорите, когда вы придете забирать малыша. Чтобы он не боялся остаться в саду надолго, оставьте в шкафчике какую-то свою вещь, которая вам вскорости понадобится — заколку, ручку или другой предмет.
Изредка позволяйте совершать «прогулы»
А если не помогло и это?
Очень редко, но все же встречаются дети, которых педиатры называют «несадовскими». Если вам кажется, что вы не можете приучить ребенка к садику, не считайте это своей виной.
Может быть причина тому особенности психики ребенка, а может характер. В любом случае ищите другие варианты окружить своего ребенка товарищами, дать ему соответственное развитие и досуг.
А может быть, просто ребенок еще не созрел для детского сада. Попробуйте еще раз попозже. Кстати, некоторые психологи считают, что в более старшем возрасте малыши адаптируются к садику гораздо легче.
Так уж случилось, по ряду обстоятельств, что моя дочь не ходит в детский сад.
Еще 3 года назад я была уверенна, что дети просто обязаны его посещать, но интуитивно мне очень не хотелось, чтобы дочь там была. Потом поняла, почему идет такое сопротивление самой идее отдать ребенка на 8-9 часов в коллектив с незнакомыми взрослыми, которые имеют неизвестные мне жизненные установки, опыт и тому подобное.
Конечно, сегодня заявить о том, что я целенаправленно не отдаю ребенка в детский сад похоже не бред сумасшедшего, тем более, если это говорит человек, который позиционирует себя как психолог и тренер в теме родительской сознательности. Вот уже 2 года мне приходиться доказывать, что мое решение не просто блажь гиперконтролирующей матери и не желание запереть своего ребенка дома, не давая ей возможности социализироваться.
Скажу сразу, я не веду агитацию за или против. Каждый вправе делать свои выводы и поступать так, как считает нужным. Я лишь расскажу свою историю: как пришла к выводу, что ребенок, который не ходит в детский сад, социализируется порой даже лучше, чем те, кто посещают его регулярно, как мои понятия о том, что это «есть обязательным для всех» поменялись на 180 градусов, как я научилась отстаивать свое мнение и позицию в этом вопросе среди родственников. Возможно, это будет кому-то полезно.
Диане 5 лет. В садик она ходила 3 месяца. Первая неделя походов нравилась всем. Это было в новинку и нам, и дочери. На второй неделе начались проблемы. Но мы все равно, зная про адаптацию, ходили через слезы, мои нервные тики, когда я видела, как дочь кидается на дверь при моем уходе. Через 2 месяца таких походов поняла, что больше ломать ее не хочу. Это было мое решение. Кто-то скажет – манипуляция. Да, она была, но под ней скрывалось желание показать мне, что здесь что-то не так. Не так должно быть, когда внутри у ребенка покой и ему все это нравится. Массу историй знаю, когда дети несутся в детский сад с огромным удовольствием, у них и в помине не было никакой адаптации. Там другая история.
В моей семье есть такой девиз – мы делаем так, как чувствуем. Поэтому больше садика в нашей жизни нет. Сначала причиной был ряд обстоятельств, который не позволял нам попасть именно в тот, в который нам хотелось. Потом просто пришло понимание, что для нас в этом просто нет особого смысла.
Как сейчас помню тот день, когда моя дочь бежала за мной раздетая, крича «Мама, не уходи» (она изобретательно открыла дверь в детском саду и сбежала, чтобы меня догнать). Помню все в подробностях. Для меня это была картина непереносимая. На следующий день нас там уже не было.
Именно тогда, придя домой и сидя за работой, я спросила себя: «А кому это вообще все надо: мне или Диане?», «Для чего мы это делаем?», «Для чего мы испытываем такой стресс?». Вот такой, в моем понимании, вопрос всегда должен задавать себе осознанный родитель, чтобы оценивать ситуацию правильно – «Кому все это надо и для кого я это делаю?» . Если приходит ответ, что для ребенка и его развития, советую набраться знаний по этой теме: что такое социализация и как ребенок ее проходит в жизни. Так вот, мне пришел ответ: «Для меня все это, для того, чтобы я смогла нормально уделять время работе, своим делам, просто отдохнуть».
Вот после этого ответа и пошло противоречие. Готова ли я для себя и ради себя идти на такие жертвы, смотреть, как моя дочь каждый день «ломается», а в душе откладывает еще одно ощущение предательства?
Ответ – не готова и не хочу жертвовать ее настроением ради лишнего комфорта, который, в принципе, мне не особо-то и нужен. Я работаю из дома и могу найти время для всего.
С этим разобралась – я не готова идти на такие жертвы.
Остается другой вопрос: «А как же тогда социализация, про которую так много говорят?»
«Твой ребенок вырастет несоциализированным маугли» – слышала от родных. Они были в шоке еще от истории с прививками, которые я отказалась ставить Диане еще с рождения. Вот «повезло» ребенку с неадекватной матерью: сначала прививки, а теперь и в детский сад не пускает!
Если вы слышите примерно такое в свой адрес, знайте, и психологам так говорят! Несмотря на то, что я аргументировано отстаиваю свою позицию, иногда это не помогает. Есть общие, давно устоявшиеся социальные установки, вбитые в головы нашим родителям и дедам. Для этого тогда были причины, сейчас в них нет необходимости и надо постепенно искоренять «мусор» из своего сознания. Чем собственно и занимается большая часть тренеров, психологов и коучей сегодня.
Однако вопрос все же есть – не делаю ли я плохо своей дочери, что якобы она у меня не социализируется. Пришлось набираться знаний в этом вопросе, чтобы не позволять окружающим и внутренним установкам давить на свое интуитивное понимание ситуации и наших с дочерью чувств.
Что такое социализация и происходит ли она в группе детского сада между детьми.
Из Википедии. Социализация – процесс усвоения человеческим индивидуумом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Я задумалась тогда: «Какие знания, нормы поведения и правила позволяют ребенку в детском саду социализироваться?»
То, что дочери приходиться контактировать в разных ситуациях с детьми и как-то решать их – это хорошо. Однако во дворе, например, когда мы с ней гуляем, она решает намного больше внутренних вопросов: подойти к незнакомому ребенку, настроить с ним контакт, вместе договориться на какое-то взаимодействие, а потом, если что-то пошло не так, найти выход из ситуации. В детском саду эти возможности у детей намного ограниченнее. Потому что, во-первых, круг детей всегда один и тот же. Во-вторых, чаще всего они, не найдя выхода из совместной ситуации конфликта, обратятся к воспитательнице, а ей, на самом деле, до решения этих конфликтов нет дела, она просто разведет детей по разным углам, ничего не объясняя. И это понятно, у нее таких 20 человек в группе, на всех не хватает нервов и сил.
Тогда возникает вопрос: «Правда ли моя дочь получает в садике знания и навыки, которые ей эффективно помогут в будущем выходить из конфликта с другими людьми?» Лично мой ответ – нет. В лучшем случае, в такой ситуации она не получит вообще никаких навыков, в худшем – сделает для себя совсем ненужные и неэффективные выводы, от которых ей потом придется избавляться в более зрелом возрасте, обращаясь за помощью уже со стороны.
Здесь сомнения прошли, потому что рядом со мной она взаимодействует гораздо более эффективно, приходя ко мне за советом, в случае своих сомнений, получает развернутый и нужный в тот момент ответ.
Так же и мы являемся примерами для наших детей, они наблюдают за нами и смотрят, как мы выходим из разных ситуаций, в этом тоже есть социализация, то есть получение навыков необходимых для эффективного взаимодействия.
И потом, ребенок не сидит взаперти 24 часа в сутки, она ходит на занятия, каждый день контактирует с разными людьми, при этом наблюдая еще и за тем, как это делают родители.
Кто бы что мне не говорил, но я пришла к выводу, что детский сад и социализация – совсем разные вещи . И если вашим основным аргументом является именно то, что ваш ребенок социализируется в саду, советую пересмотреть это утверждение и просто больше узнать, что это вообще такое на самом деле – социализироваться.
Еще один волнующий всех вопрос: «Когда ребенок не ходит в детский сад, он необщительный и замкнутый» . Правда, не знаю, кто это придумал. Диана пообщительнее меня будет, хотя я в детский сад ходила в свое время. Нет у нее, я бы сказала, испорченности в этом вопросе или блоков, которые получает ребенок, «натыкаясь» на агрессию в замкнутых группах. Она смело может подойти к любому ребенку, если он ее интересует, завести с ним разговор, вместе договориться о какой-то игре. И это происходит так везде и всегда, независимо от того, в своем она дворе или нет. Ей просто интересно общение с другими людьми. Она не кидается на детей от «голода» общения, она просто всегда открыта для новых взаимодействий. Более спокойно переживает выход из своей обычной зоны комфорта, потому что ей приходиться это делать гораздо чаще, чем деткам, которые постоянно находятся в одних и тех же условиях изо дня в день. Ей для того, чтобы удовлетворить своей желание поиграть с кем-то, приходиться идти на взаимодействие, порой с совершенно незнакомыми детьми. Честно, это очень помогает ей быть более общительной, меньше времени тратить на раскачку и стеснение, порой долгое сидение в уголке может ей стоить игры с кем-то очень интересным для нее. Я считаю это хорошим качеством и навыком для дальнейшей жизни, потому что сама этот навык пытаюсь сейчас в себе «взрастить» с нуля.
Есть, конечно, одно «жирное» НО во всей этой истории, о котором, думаю, могут сказать все родители в подобной ситуации. Если вы решаете не ходить, возрастает ответственность за более качественное проведение времени с ребенком, за организацию его и своего дня эффективно, за его все-таки общение. Поэтому сразу говорю, агитировать не могу на отказ от детских садов, потому что это должно быть очень осознанное решение с пониманием последствий.
Готовы ли вы дисциплинировать себя так, чтобы все успевать?
Готовы ли уделять время своему ребенку?
Готовы ли распределить время так, чтобы хватало на вас, работу, семью, походы по занятиям?
Конечно, решение можно найти всегда, главное понимать, что «они обязаны туда ходить» – это не совсем верное утверждение, и теперь, надеюсь, вы понимаете почему.
Мой вывод как мамы, которая когда-то решила пойти против общих правил и найти иной выход из ситуации – основной причиной, по которой мы отдаем и всегда отдавали детей в детские сады, является только наша работа, чтобы мама с папой могли работать . Это для многих семей спасение, потому что есть что-то надо. Это естественно.
Ставить основной задачей социализацию не имеет смысла, потому что она и детский сад это разные вещи. Детский сад – необходимое место пребывания ребенка, пока мама работает. Только и всего. Это делается для нас, для родителей, к детям это не имеет никакого отношения.
Хорошо, что у меня есть возможность делать такие выводы и пробовать себя в этой ситуации. Кому-то повезло с этим меньше. Наверное, если бы Диане приходилось ходить в детский сад, я бы ей сказала правду: «Просто так надо нам с папой, к тебе это не имеет отношение, это просто необходимо, чтобы мы могли что-то кушать, что-то покупать и тому подобное».
Детям важно знать правду всегда. Может быть, это поможет лучше справляться с непониманием, почему им приходиться это делать.
Памятка для родителей при поступлении ребенка в детский сад.
1. Прежде всего, убедитесь в своей уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
2. В доме необходимо создать спокойную обстановку, с пониманием относиться к эмоциональному напряжению, активным движениям и т.д… Следует пораньше укладывать малыша на ночной сон после теплой ванны. Общение с ребенком в этот период должно быть особенно ласковым.
3. Родителям заранее надо рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем дети туда ходят, почему родители хотят, чтобы малыш посещал детский сад. Целесообразно провести с ребенком беседы: «Детский сад – это такой красивый большой дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Мы бы очень хотели, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, кроватки, маленькие раковинки для умывания, маленькие шкафчики, много красивых игрушек. В саду тебе будет очень интересно и весело…».
4. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло – скоро он сможет туда ходить. В присутствии малыша расскажите родственникам и знакомым о большой удаче – его приняли в детский садик.
5. Учите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени; просить, а не отнимать игрушки. А так же проявлять внимание и сочувствие к сверстникам (делиться игрушками, уступать); отзываться на просьбу сверстника, помогать ему; называть по имени и отчеству воспитателей группы, знать свое имя, бережно относиться к вещам и игрушкам. В игре доброжелательно и с симпатией относиться к товарищам, играть вместе с другими детьми, совместно с другими детьми пользоваться игрушками.
6. Приучайте ребенка к режиму. Очень важно оздоровить ребенка. За 1-2 мес. пройти мед. осмотр, сдать необходимые анализы. Старайтесь, чтобы ребенок как можно больше времени проводил на свежем воздухе (не менее 4-х ч. зимой и весь световой день летом). Постоянно проводите массаж, гимнастику, закаливающие процедуры. Если у малыша плохой аппетит, не кормите его насильно. Постарайтесь приблизить домашний рацион к рациону детского сада. Исключите из питания ребенка протертую пищу.
7. Собираясь в детский сад, с воспитателем группы, куда поступил ребенок, необходимо познакомиться заранее. Сообщить ему, каким ласковым словом (именем) называют дома ребенка, рассказать о его привычках, особенностях поведения и других подробностях домашней жизни.
Необходимо и в выходные дни, когда ребенок дома, придерживаться режима дня, принятого в дет. саду. Резкие изменения режима даже на протяжении нескольких дней выбивают ребенка из привычного ритма и вызывают излишнюю нервозность.
8. Если у ребенка к моменту поступления в детский сад сохранилась привычки к укачиванию или сосание соски, отучать необходимо постепенно: сначала дома, потом в детском саду, договорившись с воспитателем.
Малыш может принести в группу любимые игрушки, книжки или др. пустячки, с которыми он не расстается. Это поможет ребенку легче и безболезненно привыкнуть к ДОУ.
9. Разработайте с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – ему будет проще отпустить вас.
10. Помните, что на привыкание ребенка в детском саду может потребоваться до полугода. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации малыша.
11. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он построит взаимоотношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по имени. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Толе и т.д. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
12. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
13. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени – компенсируйте это качеством общения: чаще обнимайте ребенка, интересуйтесь его успехами и неудачами, отмечайте любые изменения его настроения.
14. Научите ребенка управляться с одеждой самостоятельно. Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек или пуговиц, ботинки на липучках. Шапку и шарф лучше заменить на шапку-шлем – и шею не дует, и надевать проще. Вместо рубашек приготовьте водолазки, вместо кофт – свитера. Вообщем, главное, чтобы ребенок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным.
Чтобы ребенку было легко убирать свои вещи, позаботьтесь о петельках на одежде, удобных для ребенка. Сделайте маркировку одежды. Целесообразно указать не только имя и фамилию, но и условный символ (цветок, бабочка и т.д.), познакомьте с ним малыша, чтобы он легко узнал свою одежду. Дома организуйте вешалку для верхней одежды ребенка так, чтобы она была доступна малышу, и чтобы он сам мог самостоятельно после прогулки вешать туда свою одежду. Не делайте этого за ребенка, но наблюдайте, направляйте его, помогайте ему, напоминайте, хвалите за то, что он сам, без напоминания, убирает свои вещи на место.
Перед сном поставьте рядом с кроваткой стульчик для одежды. Приучайте его снимать одежду самостоятельно и складывать ее на стульчике, а утром надевать чистую одежду, которую вы приготовили. Стремитесь к тому, чтобы ребенок знал название одежды и правильно указывал на нее. Когда ребенок одевается и раздевается, будьте рядом с ним, поощряйте, используя игровые приемы. При необходимости помогайте ребенку советами, выраженными в спокойном тоне. Не торопите ребенка, сохраняйте спокойствие: навык самообслуживания требует усилий, терпения и многократных повторений. Предоставьте ребенку возможность овладевать необходимыми навыками, в том числе и культурно-гигиеническими.
15. Обучайте ребенка здороваться и прощаться со взрослыми, сверстниками, употребляя слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста); выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении; не топтать зеленые насаждения, бросать мусор в предназначенных местах, аккуратно пользоваться туалетом, не выходить из-за стола не окончив еды, говорить «спасибо» и т.д. Необходимо помнить, что родители образец для поведения - что делают родители, то делают и дети!
Приготовьте «приданное для ребенка».
Чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в первое время, он может брать с собой из дома в детский сад игрушку, которой покажет, где его кроватка, стол, какие игрушки в группе, познакомить с детьми.
Кроме того необходимо приготовить для детского сада следующее:
Сменную обувь (тапочки или туфельки на каблучке с удобной застежкой);
2 носовых платка;
Расческу;
Два комплекта нижнего белья;
Сменную одежду на случай, если ребенок нечаянно испачкается;
Пакет для испачканной одежды;
Запасная одежда находится в мешке на вешалке в шкафчике ребенка.