Правила общения с родителями. Культура общения и поведения. Правила поведения в семье
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
Существуют легенды, что где-то далеко-далеко есть семьи, живущие в мире и согласии: дети у них послушны, мамы и папы не ругаются, свекрови обожают невесток, а зятья - тещ. Но в большинстве своем все мы самые обычные люди, и наши близкие далеки от сказочного идеала. Однако существуют секреты , которые могут помочь вам достичь если не всеобщей гармонии, то хотя бы семейного взаимопонимания. Согласитесь, это уже что-то.
сайт собрал для вас 15 главных правил поведения в семье, которые хорошо бы знать каждому. Ведь все мы мечтаем о доме, где не будет ссор и разногласий.
1. Не подсматривайте в чужой телефон
Заглянув на тематические семейные форумы, можно очень сильно удивиться: десятки людей делятся способами слежки за второй половиной - обсуждают, как незаметно проверить телефон мужа или почитать личные сообщения жены в социальных сетях. Похоже, этот вопрос действительно волнует многих.
Кажется, мы стали забывать, что счастливая семейная жизнь строится на доверии и взаимном уважении всех сторон. Если вам все равно, как будут складываться ваши отношения после того, как вы залезете в личную переписку супруга, то вперед. Если вы что-то найдете, вам придется сказать об этом супругу (жить с такими знаниями мало кто может), а потом признаться, что шарились в его вещах. Обычно такое признание вызывает две вещи: либо поток извинений, либо агрессию. В любом случае о нормальных отношениях можно будет забыть, потому что оба варианта плохи.
Как бы ни извинялся ваш супруг, вы больше не сможете ему доверять. Его извинений вам всегда будет мало, будет казаться, что он что-то скрывает. Скорее всего, так и будет, просто скрывать он будет лучше. Второй вариант означает, что ваш партнер уже давно не дорожит отношениями. Вам придется уйти или смириться. Поэтому не лезьте в чужие переписки, а старайтесь приумножать любовь партнера.
2. Устройте час без гаджетов
Наверное, у всех бывают ситуации, когда после напряженного рабочего дня очень хочется прийти домой и просто поиграть в любимую компьютерную игру, почитать новости в интернете или посмотреть пару эпизодов нового сериала. В результате семейные вечера стали действительно тихими: мамы, папы, бабушки и дети сидят со своими гаджетами.
Но послушайте, жизнь проходит стороной и мы уже не в курсе, как дела у детей и что новенького произошло у тещи. Попробуйте ввести вечерний час без гаджетов, и вы удивитесь: с домочадцами есть о чем поговорить . Можно играть в настольные игры, устроить вечер чтения вслух или просто поболтать - именно так сохраняется настоящая семейная близость.
3. Не приносите работу домой
Так или иначе наша профессиональная деятельность составляет значительную часть жизни. И как бы ни поглощала вас любимая работа, как бы ни был велик соблазн сбежать туда от бытовых дел, не стоит этого делать или хотя бы не стоит этого делать часто.
На работе вы играете другую социальную роль , чем дома, поэтому выглядите немного чужим для тех, кто не видит вас таким. Превращение из супруга и родителя в работника автоматически создает некоторую дистанцию между вами и домочадцами. И это точно не то, что они хотели бы получить, вернувшись домой со своих работ и школ и ожидая от вас тепла и близости .
4. Заведите семейное хобби
Что ни говори, но совместная деятельность способна сплотить любой коллектив, а уж если вы семья, то общее увлечение превратит вас в настоящую команду. Сейчас очень популярен здоровый образ жизни - отличный повод для всех членов семьи научиться кататься на велосипеде, роликах или самокате. Если вы не фанаты спорта, то клейте модели самолетов, ходите в кино, пеките, вышивайте или раскрашивайте, семейный тимбилдинг - отличная штука.
Совместные занятия помогают родителям по-новому взглянуть на своих детей, а дети, в свою очередь, узнают родителей лучше. Время, проведенное вместе, бесценно, особенно если оно проходит в радостной и непринужденной обстановке. Однако и здесь не стоит перегибать палку - в выборе общего хобби нужно прислушиваться ко всем членам семьи и находить баланс между своими интересами и увлечениями родных, не требовать от детей того, что они не могут сделать просто в силу возраста, а также сохранять терпение и спокойствие.
5. Живите отдельно от родителей
Как бы мы ни любили маму жены или мужа, но жить лучше врозь. Многие пары, недавно создавшие семью, уверены , что супружеская жизнь вдали от родителей сохраняет отношения внутри всего клана. Мало того что самостоятельная жизнь позволяет создать необходимую интимность брака, она вдохновляет молодоженов на личностный рост и развитие.
Однако необходимо учитывать все обстоятельства, ведь пожилые родственники часто нуждаются в опеке и заботе. Стареющим родителям необходимо знать, что они важны и любимы. Не теряйте связи: звоните маме и папе, сходите куда-нибудь вместе и никогда не отказывайте в помощи и поддержке. В любом случае, живете ли вы под одной крышей или отдельно, сепарация от большой семьи - необходимое условие становления полноценной и счастливой ячейки общества.
6. Не заставляйте супруга разделять ваши увлечения
Бытует мнение, что супруги должны быть неразлучны и необходимо разделять все увлечения своей второй половины. Как часто мы видим парней, томящихся у раздевалок торговых центров в ожидании, пока любимая закончит примерять 10-ю по счету юбку? А женщины, героически переносящие все тяготы рыбалки? Примеров множество. Давайте просто признаем, что некоторые люди не выносят длительные блуждания по магазинам, ночевку в палатке или походы в театр. Вряд ли отвращение к шопингу или поездкам означает нелюбовь именно к вам. Ничего личного, просто предпочтения.
Будьте гибкими , разрешите мужу или жене не любит ь то, чем увлечены вы сами. Этот подход открывает целое море возможностей для саморазвития, а еще освобождает кучу свободного времени.
7. Воспринимайте детей как равных
Дети растут более ответственными и уверенными в себе, если имеют право голоса и могут участвовать в жизни семьи наравне со взрослыми. Общение с детьми часто сводится к минимуму: родители отдают приказы, а дети повинуются (или не повинуются - тут как повезет). Мамы и папы часто путают воспитание и назидание, предпочитая вместо общения на равных вколачивать в детские головы наборы постулатов и догм. Однако самый простой разговор по душам способствует становлению доверительных отношений. Это ли не идеал семьи, к которому стремятся многие?
Ученые Калифорнийского университета обнаружили, что мозг детей, которые самостоятельно планируют свое время, ежедневно ставят собственные цели и оценивают результаты проделанной работы, имеет более высокие показатели работы префронтальной коры. Эти навыки помогают детям избежать проблем с самодисциплиной и отвлекающих факторов.
8. Участие бабушки в воспитании - это хорошо
Множество исследований показывают невероятные преимущества участия старшего поколения в воспитании внуков. Дети, которые проводят больше времени в обществе бабушек и дедушек, более социализированы, лучше учатся в школе и знают, как заботиться о ближнем.
Любовь бабушек и дедушек к внукам совершенно особенная, существует поговорка, что «внуки - это последние дети». Кроме того, бабушка не связана родительской ответственностью и на многие проделки внуков смотрит проще, чем мама. Конечно, часто это вызывает разногласия, родители жалуются, что бабушка и дедушка слишком балуют детей, но в этом и заключается секрет бабулиного воспитания: безусловная любовь и принятие. Дети, взращенные в атмосфере любви, чувствуют себя более уверенными.
Метаанализ 66 исследований доказал, что помощь бабушек снижает стресс и у матерей, которые принимают их помощь. К тому же кто, как не бабуля, накормит пирожками?
9. Устраивайте совместный прием пищи и заведите семейные ритуалы
Семейные обеды и ужины постепенно уходят в прошлое, в условиях постоянной нехватки времени трудно выделить полчаса на ежевечерние посиделки за столом. Однако психологи в один голос твердят , что семья должна проводить за общим столом не менее 20 минут ежедневно. Совместное принятие пищи может повысить успеваемость детей, снизить вероятность пищевых расстройств у девочек и значительно уменьшить показатели депрессии у всех членов семьи. Но главный бонус от вечерних посиделок - это, конечно же, общение.
Однако обеды и ужины не должны быть строгими и формальными - смейтесь, шутите и болтайте (только не с набитым ртом, конечно). Юмор сближает людей как ничто другое.
10. Прекратите борьбу за деньги
К сожалению, мир таков, что без денег никуда. А неразрешенные финансовые споры входят в первую тройку причин разводов. Бремя бытовых конфликтов мешает семейному счастью, но все проблемы разрешимы.
Что же делать? Вам придется договориться о финансовой стороне брака еще «на берегу». Проще говоря, кто-то зарабатывает больше и помощь по дому от него незначительна, а кто-то, наоборот, уделяет семейному очагу большую часть времени. И не обязательно этим вторым будет женщина, в последние годы растет тенденция активного участия мужчин в домохозяйстве и воспитании детей. Главное - не нужно требовать от главного кормильца семьи исполнения равных обязанностей по дому. Разве это справедливо?
11. Помогите супругу в родительстве
Поначалу приходит любовь, затем брак, а потом рождаются дети и начинается... хаос. Родительство - естественное продолжение брака, но статистика показывает, что после рождения первенца 69 % супругов не удовлетворены своей семейной жизнью.
Это происходит не только из-за финансовых разногласий и стрессов, но еще и потому, что родители по-разному видят свои обязанности. Папы устают на работе, а мамы хотят от них помощи. Разумеется, большинство пап все-таки любят своих детей и хотят проводить с ними время. Но ровно до тех пор, пока не вмешивается мама.
«Ты не так держишь, ты не так делаешь, это не та кофта, надо надеть другую. Не надо сегодня ходить на улицу, того гляди дождь пойдет. Мы купим другие штанишки, эти мне не нравятся». И мало какой папа может сказать: «Я буду делать так, как сам решу». Стоит ли говорить, что подобное командование быстро убивает желание что-то делать с ребенком, кроме пятиминутных обнимашек? Поэтому если вы хотите помощи от папы не из-под палки, а искренней, пусть делает свою часть обязанностей как хочет. В конце концов, если б вас не было, думаете, ваш ребенок бы умер с ним? Вряд ли.
12. Не обсуждайте супруга ни с кем
Кому не стоит рассказывать о проблемах в семье:
- Родителям. Конечно, для многих мама - лучшая подруга. Но родители любят так сильно, что вряд ли когда-нибудь простят тех, кто обидел их детей. И вы-то простите нерадивого супруга, возможно, еще во время разговора, а мама будет помнить очень долго.
- Коллегам. Наверняка сослуживцы не горят желанием знать все подробности вашей личной жизни. Рабочие отношения должны оставаться вежливо-нейтральными.
- Малознакомым людям. Иначе ваши тайны и проблемы могут стать достоянием широкой общественности.
Будьте более сдержанны и помните , что существуют темы, не предназначенные для чужих ушей. И ваша личная жизнь - одна из них.
13. Принимайте родственников такими, как есть
Старое утверждение гласит, что родственников не выбирают. И даже в одной семье все люди разные и подчас совершают странные поступки и принимают неверные решения. Совет очень прост: принимайте родственников такими, какие они есть, не требуйте от них согласия с вами. Установите границы на своей территории и не пускайте туда никого, даже родителей. И сами к ним не лезьте, пусть живут как знают. Иначе все это рискует превратиться в клубок зависимостей, который будет очень трудно распутать.
Вину за разногласия родителей.
15. Общайтесь с друзьями
Не замыкайтесь на семье, общайтесь с друзьями, соседями и сослуживцами. Дружба занимает в жизни человека совершенно особенное место - от настоящей дружбы нет выгоды, она может начаться или прекратиться в любой момент, и никаких юридических обязательств по отношению к друзьям у нас просто нет. Только в компании старых друзей можно быть самим собой, расслабиться и не тревожиться об обязательствах, которые связывают нас в обычной жизни. Товарищ может дать дельный совет и выручить в беде.
Создав семью, не стремитесь закончить старые дружеские отношения. Просто будьте частью чего-то большего, чем ваша маленькая ячейка общества. Главное, чтобы это общение приносило только положительные эмоции, а друзья были позитивными людьми.
А у вас есть собственные секреты счастливой семейной жизни? Поделитесь ими в комментариях.
Обычно пары, которые вступают в брак, мало представляют себе, что их ожидает в результате. Это в основном касается молодёжи, которая полагает, что после ЗАГСа ожидает период, похожий на время свиданий. На самом деле всё обстоит иначе, потому что жить вместе и видеться несколько раз в неделю - это совсем разные понятия. Чтобы дома всё было наилучшим образом, очень удобно составить правила семьи, которых и придерживаться впоследствии.
Необходимость в своих законах
Довольно часто получается так, что каждый хотел, как лучше, но всё вышло совершенно иначе. Чтобы развивалась семья, нужно предпринимать определённые действия. Люди вступают в брак, потому что им хорошо вместе. И очень важно сохранить эту свежесть отношений надолго. Но как это сделать, если каждый уже является сформировавшейся личностью и привык жить в соответствии со своими предпочтениями?
Во время периодических встреч, конечно, не приходилось заниматься касающимися быта вопросами. Но теперь, чтобы не омрачать быт выяснением отношений, ссорами, нужно определить обязательные для выполнения правила семьи. Таким образом, 2 человека, каждый из которых воспитывался отлично от другого, смогут жить мирно и счастливо.
Уважение партнёра
Прежде всего, нужно относиться к своей второй половинке точно так же, как хочется, чтобы относились к тебе. Для этого нужно видеть в партнёре прежде всего личность. Не стоит навязывать жене, которая хочет изучать английский язык, чрезмерную работу по дому. Женщина в любом случае знает, что нужно заботиться о своём мужчине, всячески улучшая его быт. Но не каждая супруга испытывает огромное желание постоянно ходить по дому с тряпкой.
Также мужчина может пытаться заставлять избранницу преображать свой внешний вид в соответствии с его пониманием этого вопроса. Возможно, он ревнует, поэтому не желает, чтобы жена надевала короткие юбки. А может, муж хочет, чтобы все знали, какая его избранница красивая, поэтому пытается её заставить больше следить за собой, но в соответствии со своими вкусовыми предпочтениями. В любом случае к пристрастиям второй половинки нужно относиться с уважением, нельзя давить.
Общность интересов
У перспективных пар всегда имеются похожие интересы. Устремления в любом случае должны различаться. Такие пары всегда находят общие темы, кроме того, могут рассказывать партнёру что-то новое. Таким образом, супругам довольно интересно Правила семьи прежде всего должны включать пункт принятия своей второй половинки такой, какая она есть.
Не стоит пытаться «закрыть» жену в 4 стенах, как могут пытаться делать многие мужчины. В результате интересы женщины сведутся только к семье и дому, а мужу станет скучно с нею общаться. Также жена должна понимать, что если она не будет интересоваться чем-то новым для себя, то в скором времени количество тем для общения сведётся к нулю.
Для того чтобы было интересно вдвоём, не нужно ограничивать себя рутиной. Следует бывать вместе на различных мероприятиях (встречах, выставках, фильмах и проч.). Не нужно отстраняться и пытаться жить собственной жизнью. Потому что в результате это приведёт к краху отношений.
Интересоваться жизнью партнёра
Довольно часто происходит так, что жёны интересуются тем, каким события произошли у их мужей на работе. Но супруг не желает разговаривать на эту тему. У него могут быть свои причины. Часто всё сводится к тому, что дома он желает отдохнуть и не думать о рабочих проблемах, отвлечься от них, забыть.
Также не является редкостью вариант, при котором мужчине интересно разговаривать о своей работе постоянно. А в своей жене он видит благодарного слушателя. Супруга оттого, что ей приходится выслушивать ряд фактов, например, о каких-либо механизмах, не испытывает воодушевления к общению.
То есть здесь необходимо отыскать золотую середину. И опять же всё сводится к тому, чтобы понять партнёра. Правила семьи должны в первую очередь быть направлены на то, чтобы увидеть находящегося рядом человека как индивидуальность. И уже в зависимости от этого предпринимать какие-либо действия.
Честность - залог хороших отношений
Очень большой проблемой супружеских пар является их неспособность вести себя в отношениях честно. При общении двух людей всегда возникают моменты, с которыми кто-то из них не согласен. Не стоит закрывать на это глаза, накапливая обиду.
Нужно принять за правило всегда рассказывать партнёру о том, что не устраивает. Не стоит высказывать недовольство, ругаться или повышать тон. Общение должно происходить мягко, спокойно и с любовью. В любом случае нужно помнить, что рядом не чужой человек, а вторая половинка. У партнёра могут быть собственные представления, поэтому его не нужно осуждать. Наоборот, правила жизни семьи должны состоять в том, чтобы оговаривать все сложности, которые возникают.
Разделение обязанностей
Давным-давно сложилось так, что мужчина должен обеспечивать семью, а женщина - заниматься работой по дому. Сейчас другие времена, а обязанности партнёров должны соответствовать времени.
Условия современной жизни вырабатывают в людях стремление стараться хорошо зарабатывать. Это делается с той целью, чтобы жить достойно. Бывает так, что мужчине заработать сложнее. И если жена работает, чтобы улучшить общее материальное положение, то не стоит нагружать её домашними обязанностями. В таком случае обязанности должны быть распределены поровну между супругами. Этот момент всегда можно переиграть. Нормы и правила семьи должны предопределять, что большее количество работы по дому делает тот, кто на данный момент свободнее.
Не отказываться от физической близости
Как ни прискорбно, многие пары начинают реже заниматься сексом, испытывая физическую усталость после напряжённого трудового дня. Мужчины более развиты физически, поэтому легче переносят нагрузки. Но если женщина работает весь день, а вечером занимается уборкой и готовкой, то ночью она желает отдохнуть. И это желание является вполне разумным и полностью природным.
Свод правил семьи должен указывать на то, что решать и обсуждать такую проблему следует вместе. Конечно, при отсутствии здесь взаимопонимания в итоге семья будет разрушена. Время для близости и любви в любом случае нужно находить. Но поступать следует так, чтобы обоим подобное времяпрепровождение было в радость, а не в качестве дополнительной нагрузки.
Обоюдная поддержка
В любом случае, нужно подставлять друг другу дружеское плечо. Ведь супруги являются не только возлюбленными, а и очень хорошими и добрыми друзьями. Всегда нужно стараться поддерживать друг друга. Для этого стоит говорить партнёру тёплые слова и ни в коем случае не скупиться на них.
Семья - это тыл в жизни каждого из нас. Очень важно, чтобы после возвращения откуда-либо всегда получалось возвратиться к любящему и понимающему человеку, который всегда поймёт и поддержит. Не стоит игнорировать партнёра, наоборот, нужно стараться максимально понять его и поддержать.
Свод правил
Также имеют большую важность. Должны существовать моральные правила в семье, перечень которых знаком каждому её члену. Чтобы дети росли порядочными и воспитанными людьми, на них также должно распространяться действие принятых в семье законов. При невыполнении определённых условий допускается указать на промах. Но делать это нужно тактично и дружелюбно.
5 правил семьи подлежащих неукоснительному соблюдению, могут выглядеть таким образом:
- Помогать друг другу и всячески поддерживать.
- Уважать и любить родителей.
- Говорить правду.
- Не обсуждать других.
- Выполнять обещания.
Следует позаботиться о том, чтобы правил не было слишком много. Также важно исключить противоречия. Если составлен длинный список, то утрачивается его важность. Кроме того, он сложен к запоминанию и воплощению его в жизнь. А если свод правил включает пункты, которые должен соблюдать ребёнок, то тем более не следует делать сложный для восприятия перечень.
Кроме того, малыш должен ясно и чётко понимать, чего делать не следует. Правила нужно преподнести как нормы, выполнение которых должно осуществляться неукоснительно. Это не должно быть постоянно исходящим от родителей запретом.
Отношения, построенные на дружбе
Многие согласятся с тем, что со временем супружеские пары слабо напоминают любовников. Отношения между мужчиной и женщиной часто сводятся к дружбе, хотя очень близкой. Свод выбранных правил может быть абсолютно любым. Дело в том, что каждый человек выбирает те нормы, которые считает необходимыми для себя. Ведь друзей никто не заставляет быть честными и не обманывать друг друга. Они поступают так, согласно своим внутренним устремлениям.
Друзья могут негласно полагать, что при нарушении неких правил их отношения разрушатся. И очень важно понимать, что любая ссора может привести к ухудшению взаимоотношений. Поэтому при появлении непонимания нужно очень быстро мириться друг с другом. На этом основываются главные правила семьи. Примеры состоят в том, что отношения в паре являются важнее, чем любой обман, недопонимание с детьми, проблемы на работе или сложности материального характера. Всё перечисленное не должно становиться большим, чем отношения.
Важно быть красивыми
Необходимо стараться следить за собой, причём делать это не к праздникам, а постоянно. Ухоженный внешний вид обоих партнёров является залогом того, что отношения будут существовать довольно долго. Моральные правила, принятые в семье, обязательно должны включать требование следить за собой. Не стоит забывать о себе, потому что за большим количеством ежедневных проблем супруги могут начать полностью игнорировать свою внешность. Этого делать не следует, потому что интерес обоих партнёров в большинстве случаев проявляется при визуальном контакте. А если один начинает воспринимать другого, как мебель, то, возможно, что виноват здесь тот, кто не следит за собой. Поэтому не стоит забывать о магазинах с модной и красивой одеждой.
Также нужно заботиться о качестве и красоте своего белья. Тем более богатый современный выбор позволяет выглядеть стильно и эффектно людям разного возраста и материального достатка. Также необходимо уделять внимание косметическим средствам и парфюмерии.
Свод правил обязателен в каждой семье. Но не нужно к нему относиться как к чему-то скучному и усложняющему жизнь. Правила устанавливают сами супруги. И они должны полностью соответствовать их представлениям о гармоничных отношениях, быть направленными на их улучшение и укрепление. Двое любящих людей делятся тем, каким образом они видят и что для них важно. Ни в коем случае не стоит делать так, чтобы для кого-то одного правила были чем-то с детства привычным, а другой партнёр выполнял их с трудом. Принятие подобных норм должно быть честным и равносильным.
Как-то философа Жан-Жака Руссо спросили, какие качества необходимы девушке для создания нормальной и счастливой семьи. Руссо ответил:
«Красота — 0, хозяйственность — 0, образование — 0, ум — 0, положение в обществе — 0, денежные средства — 0, сердечная доброта — 1».
И тут же расшифровал свои математические выкладки следующим образом: сердечной доброте — качеству положительному — он выставил единицу. Все остальные качества, обозначенные 0, выставляются рядом с единицей, соответственно удесятеряя ее каждым новым положительным качеством. Доброта и ум дадут 10, если к ним еще добавить деньги, то будет 100 и т. д. По мнению Руссо, любое из качеств само по себе ничего не значит, и лишь доброта несет в себе ценность.
Если вдуматься, с этим спорить трудно. Человек недобрый не может пользоваться уважением в семье, в обществе . Человеческая доброта является первоосновой взаимоотношений между людьми, главной составляющей этикета воспитанного человека.
Говорят, если ты хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, то и сам должен относиться к людям так, как желаешь, чтобы относились к тебе. Несложная мысль сама по себе, но очень точная. Требовать от другого можно только то, что ты способен ему дать и даешь сам. Забывать эту немудреную истину не следует нигде и никогда. К сожалению, ее забывают. Особенно дома , в отношениях с близкими родственниками, семейных отношениях.
Семья — это семь «Я».
По этим причинам разводится людей ничуть не меньше, чем из-за супружеских измен и выпивок.
Как научиться владеть собой?
Бытует мнение, что домашние вас поймут и простят. И производственные неудачи поэтому нередко заканчиваются грубостью дома , привычкой срывать зло на близких. Это глубокое заблуждение. Грубое слово, сказанное близким человеком, ранит не меньше, а больше. Другое дело, что к грубости любимого пытаются отнестись с пониманием, как-то оправдать ее. Но так не может продолжаться бесконечно. Рано или поздно несоблюдение правил хорошего тона в семье становится невыносимым, семейная жизнь дает трещину. Вот почему важно уяснить себе, что соблюдение этикета дома не менее обязательно, чем среди знакомых или людей посторонних.
Помните, что от соблюдения правил хорошего тона дома человек только выигрывает, приобретает постепенно хорошие привычки, формируя в себе высоковоспитанную личность.
В сущности, домашний этикет требует соблюдения тех же правил, что и в отношениях с чужими людьми, — за столом , на прогулке, в разговоре, при выборе одежды. Так, недопустимо выходить из спальни непричесанным, неопрятно одетым . Впрочем, и в период самых интимных отношений о благовоспитанности забывать не стоит.
Как строить отношения с родителями?
В отношениях с родителями важно помнить: как вы сейчас относитесь к ним, так, спустя годы, к вам будут относиться ваши дети, ведь они все видят, запоминают. Хотя, конечно, предпочтение родителям во всех ситуациях отдается вне зависимости от того, есть у вас дети или нет. На торжестве за праздничным столом им уступают самое почетное место, в автомобиле отец и мать садятся сзади. Хотя здесь может быть исключение, когда нестарый еще отец место сзади уступает замужней дочери.
Каким должен быть семейный разговор?
Мы уже говорили о том, что беседа на повышенных тонах между супругами недопустима. Ничего хорошего из этого, как правило, не получается. Любую беседу следует вести с максимальной доброжелательностью, используя для этого и соответствующую интонацию. Элементарная фраза «включи телевизор» без «пожалуйста» звучит как приказ и может обидеть, положив начало ссоре. А если к этим словам добавить «дорогая», вложив в него доброту и нежность, то, уверены, в ответ вы получите признательную улыбку.
Что делать, если ссоры избежать не удалось?
Мужчина (как, впрочем, и женщина) домашнюю обстановку оценивает прежде всего с точки зрения того, какая в семье царит атмосфера: согласия и мира или бесконечных конфликтов и ссор. Выяснение отношений утомляет сильнее самой тяжелой физической работы . Поэтому, прежде чем затевать ссору, решите для себя, насколько она целесообразна, хотя целесообразных ссор не существует. Начиная выяснение отношений, подумайте о последствиях. Наверняка они не стоят того, чтобы усугублять возникший конфликт .
В этом случае кто-то из двоих должен уступить. Справедливо утверждают: уступает тот, кто мудрее. Как правило, первым «сдается» муж , пасуя перед натиском жены . Но здесь важно помнить: шаг к примирению должен сопровождаться нежными и ласковыми словами типа «прости, моя милая, я был абсолютно не прав».
Подобная просьба о прощении не унижает мужчину, но возвышает его, ведь он проявляет не слабость, а мудрость и великодушие.
Это важно помнить, особенно если учесть, что в основе большинства несчастных браков лежат пустяки, мелкие ссоры и обиды. Уступая в мелочах, вы сохраняете главное — мир в семье.
Хочешь быть счастливой — будь ею. Что нужно для счастья?
Очень часто ссоры возникают по инициативе женщины, которая пытается перевоспитывать, переделывать мужа по своему подобию. Делать этого нельзя, особенно в присутствии посторонних. Ваш муж — взрослый человек со своими привычками, и воспринимать его надо таким, каков он есть, со своими достоинствами и недостатками, всячески выделяя первые и снисходительно относясь к последним.
Дэйл Карнеги как-то мудро заметил: «Если вы хотите сохранить семейную жизнь счастливой, не критикуйте своего партнера. Критиковать всегда проще, чем заметить и подчеркнуть в человеке черты, достойные похвалы».
Отступление от этого простого, но мудрого правила чревато серьезными осложнениями в семейной жизни.
Тот же Карнеги, признанный специалист в области человеческих отношений, в своей книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» приводит следующий факт:
«Мы с миссис Карнеги однажды обедали у нашего друга в Чикаго. Разрезая мясо, он сделал что-то неправильно. Я не заметил этого. А если бы заметил, то не придал бы значения.
Подобное или не прощается совсем, или прощается с большим трудом, ведь даже самое тактичное замечание — еще и удар по самолюбию партнера.
Вместе с тем бесполезно пытаться подавить раздражение, не обращать внимания на те или иные проявления дурного тона. Негативное отношение от этого будет только накапливаться, пока не переполнит чашу терпения, поставив саму семью на грань распада.
Что же делать?
Попытайтесь поступить так: составьте список дурных привычек партнера, которые вас раздражают и которые вы считаете недопустимыми для воспитанного человека, и попросите его составить точно такой же список для себя.
Тем самым, не унижая его, вы предложите заняться вам обоим самовоспитанием, самосовершенствованием. Уверены: результат будет положительным — кому же не хочется стать лучше в собственных глазах и глазах окружающих. После этого, кстати, и тактичное замечание будет восприниматься совсем иначе.
Такой шаг, кроме того, будет способствовать и укреплению самой семьи — в вашей совместной жизни появилась дополнительная цель, благородная и высокая.
Можно поступать и по-другому. Услышав, например, неправильно произнесенное слово, выберите удобный момент и произнесите его правильно. Сделайте это не нарочито, в контексте разговора. Супруг грызет ногти — предложите ему ножницы, обосновав это тем, что с их помощью он обрежет их ровнее.
В каждой конкретной ситуации можно найти и конкретные пути борьбы с дурными привычками. Важно делать это, соблюдая чувство такта. Иначе — ваш собственный этикет хромает, в вашем воспитании есть существенные пробелы.
Как следует вести себя с родственниками и близкими?
Мы уже упоминали вскользь о важности соблюдения этикета в выборе одежды и при разговоре. Причем это в равной степени касается как улицы , так и дома . Небрежность здесь попросту недопустима, она свидетельствует о недостатке воспитания или образования.
Естественно, прослыть дурно воспитанным не хочется никому, а уж тем более никому не хочется быть подвергнутым насмешке, просто неодобрительному взгляду.
Умение вести себя с близкими в узком семейном кругу — своеобразное мерило благовоспитанного человека. Ведь совершенно ясно, если мужчина или женщина в домашней обстановке соблюдают правила хорошего тона, они почти застрахованы от оплошности в окружении посторонних. Это понятно: они следят за собой, за своим поведением. К этому можно добавить, что человек воспитанный, галантный и в кругу семьи пользуется гораздо большим уважением, является предметом гордости его близких.
Каковы особенности поведения, если в доме две хозяйки — новобрачная и свекровь или теща?
Такая ситуация возникает довольно часто.
Далеко не всегда молодожены сразу же после свадьбы получают возможность жить в своей отдельной квартире. Совместное проживание с родителями мужа или жены зачастую порождает множество конфликтов , ссор и мелких обид.
В большинстве случаев причиной их становятся женщины. Объясняется это очень просто: под одной крышей оказываются две хозяйки . Мать и дочь или свекровь и невестка — зачастую значения не имеет. В любом случае старая хозяйка не желает уступать своей главенствующей роли в доме , но и у новой свой взгляд на устройство быта, ей хочется что-то изменить, переделать, улучшить.
По сути дела квартира из изолированной становится коммунальной, где проживают две семьи и где обе хозяйки имеют равные права, с той лишь разницей, что живут под одной крышей близкие люди.
От этого, правда, количество конфликтов не уменьшается, а увеличивается. Мать или свекровь на правах близкого человека считают необходимым дать молодой хозяйке совет там, где посторонний оплошности бы не заметил.
Положения, как правило, не спасает даже то, что молодая жена учится (работает) или свекровь (мать) болеет. Для критики или проявления недовольства время находится всегда. Причем делается это из лучших побуждений, из желания подсказать, посоветовать, как сделать лучше и правильнее.
Поступая таким образом, пожилая женщина хочет ощутить свою полезность молодым, хочет помочь им на первых порах в создании дружной и крепкой семьи. И каждый отвергнутый совет — повод для обиды и ссоры.
Жизнь убеждает: всех недоразумений не избежать, но сократить число конфликтов не только можно, но и нужно. Прежде всего в соответствии с нормами этикета молодая пара должна всячески подчеркивать свое уважение к свекрови (теще), проявляя заботу о ней. Любой совет, даже если вы не собираетесь ему следовать, воспринимается с благодарностью. Если возникла угроза конфликта , погасить его в зародыше должны молодые. Такое поведение не унижает — возвышает человека как личность.
Очень многое, конечно, в совместном проживании с молодой парой зависит от тещи (свекрови).
Каким должен быть этикет в отношениях с другими родственниками?
Читателю эта глава может показаться лишней. «То, о чем в ней говорится, давно не соблюдается», — скажет он. Пожалуй, он будет не прав. Ведь соблюдать — одно, а знать — совсем другое. Уверяем вас: в жизни обязательно возникнет такой момент, когда знания эти вам пригодятся.
в гостях мужу в присутствии других дам отдавать предпочтение жене . Для этого у него есть масса других возможностей.
Будьте разумны
Сложно заставить подростка приходить домой не слишком поздно, однако важно, чтобы он сделал собственные выводы о вопросах безопасности. Если ваши требования разумны и вы нормально их объяснили (например, почему вы хотите знать, куда он идет), подросток не будет сопротивляться. Если это не сработало, введите комендантский час и санкции на случай его несоблюдения.
Правила для разных случаев
Вместе с ребенком разработайте две системы правил: для будней и для выходных. Постарайтесь противопоставить их (предоставив «льготы» в выходные и установив более строгий режим в рабочие дни). Выясните, с чем подросток согласен, а с чем нет.
Добивайтесь разными методами
Неаккуратность - одна из главных тем ежедневных «разборок» родителей с детьми: обувь, разбросанная в прихожей, брошенные мокрые полотенца в ванной, раскиданные сумки и т.д. Установите разумные правила, к примеру, поддерживание порядка в общих комнатах и свобода действий - в своей (опять же в пределах разумного).
Достаточно взрослый
Многие дети до 13 лет еще недостаточно взрослые, чтобы справиться с чрезвычайной ситуацией дома. Постарайтесь не оставлять их одних и не поручать присматривать за более младшими детьми. Правда, все дети разные, поэтому ориентируйтесь на их разумность и ответственность, Законодательство разных стран по-разному определяет возраст, с которого ребенка можно оставлять одного. Уточните этот вопрос.
Как установить разумные правила для подростков?
Поможет план
Подростковый возраст с его постоянной загруженностью школой, домом, друзьями и внеклассными занятиями - отличное время, чтобы помочь ребенку научиться планировать время. Помогите ему успевать делать все.
Доверяйте
Спрашивая у подростка, куда он идет, проследите за интонациями. Если вопрос прозвучит без скандальных и обвиняющих ноток, вы наверняка получите нормальный ответ. Вместо: «Ты не выйдешь из дома, пока не скажешь, куда собрался» скажите: «Желаю вам хорошо повеселиться, только оставь мне номер телефона на случай непредвиденных ситуаций.
Создайте рабочую атмосферу
После напряженного дня в школе ребенок вряд ли горит желанием сесть за уроки, но вы можете создать дома рабочую атмосферу, которая заставит его приняться за дело. Обсудите с ним, как ему удобнее делать уроки: в тишине, с музыкой, в своей комнате или на кухне и т.д.
Поддерживаем чистоту
Специалисты предлагают установить правило, в соответствии с которым подросток должен убирать свою или одну из общих комнат хотя бы раз в неделю. Эту практику вы можете начать лет с 13. В этом возрасте он вполне может пылесосить, вытирать пыль, выносить мусор.
Проводим время вместе
Большинство родителей школьников проводят много времени на работе, и им, как и их детям, не хватает времени, проведенного вместе с семьей. Постарайтесь находить время для своего ребенка - в конце концов сделайте запись в ежедневнике и проводите «пункт в распорядке» вдвоем безо всяких домашних обязанностей. Это может быть просто прогулка или совместная трапеза.
Будущие финансы
Вы можете вовлечь подростка в разговор о планах на будущее. Поговорите о финансовых вложениях, получении образования и что делать в случае смерти одного из членов семьи. Не забудьте выслушать его предложения на этот счет.
Как правильно устанавливать правила для ребенка?
Будьте постоянны
Режим дня и установленные правила поведения помогут ребенку чувствовать себя спокойным и защищенным, поэтому распорядок дня очень важен для любой семьи. Четкие правила позволяют ребенку осознать разницу между «хорошо» и «плохо».
Сведите количество правил до минимума
Чем меньше правил в семейной жизни, тем лучше Пока дети еще маленькие, не зацикливайтесь на их плохом поведении - достаточно установить простые запреты, например не бить других людей. По мере роста малыша вы сможете добавлять новые правила.
Предупреждайте
Даже хорошо зная свой распорядок дня, дети, заигравшись, могут забыть, что надо делать дальше. Напоминайте им: «Ванна через 5 минут». Еще чуть погодя: «Ванна через 2 минуты» и т.д. Так вы не прервете резко интересную игру и избежите вспышки раздражения.
Установите приемлемые правила
Одна из главных ошибок всех родителей - ожидать от ребенка слишком многого, в том числе в понимании правил. Устанавливайте порядки, которым он в состоянии следовать, и он будет их соблюдать.
Вечерний ритуал
Специалисты подтверждают, что определенный вечерний ритуал помогает детям подготовиться ко сну и избежать стрессов. Идеальный вариант: ужин (возможно, стакан теплого молока), чистка зубов, сказка на ночь и сон.
Поддержка
Держите рядом с раковиной специальную подставку, чтобы ребенок мог сам помыть руки и прополоскать зубную щетку. Детям гораздо больше нравится делать что-то, если они могут действовать как взрослые.
Показывайте пример
Если ребенок отказывается, к примеру, причесываться, чистить зубы или мыть руки, подайте ему пример. Если он поймет, что это часть вашего дневного распорядка, а не просто нечто неприятное, придуманное специально для него, то не будет так сопротивляться.
Веселье в ванне
Многие дети не любят мыться в ванне. Не заставляйте их. а постарайтесь найти причину этой неприязни. Превратите гигиеническую процедуру в веселую игру с песнями и играми. Если не сработало, замените ванну душем.
Не поддавайтесь на провокации
Многие дети иногда специально ведут себя плохо: кричат, дуются, плачут и спорят. Их цель - привлечь к себе внимание, поэтому, чтобы прекратить безобразия, поменьше реагируйте на ребенка.
Отнеситесь серьезно к ритуалам
Уважайте особые ритуалы вашего ребенка. Если, к примеру, он говорит вам «до свидания» всякий раз. когда вы оставляете его в детской или в школе, возможно, так он пытается смягчить горечь расставания. Поддержите его.
Тактика игнорирования
Игнорирование - хороший способ показать ребенку, что он не прав. Так вы сможете избежать конфликта и продемонстрировать свое неудовольствие. Сюда входит как физическое и словесное игнорирование, так и отсутствие зрительного контакта, пока ребенок не начнет вести себя хорошо.
Как строить общение с детьми
- Совместно ВИДЕТЬ ситуацию, совместно СТРЕМИТЬСЯ к ее разрешению, совместно ДЕЙСТВОВАТЬ в решении проблемы.
- ПОНИМАТЬ, что в самом малом возрасте ребенок - не объект воспитательных воздействий, а союзник, созидатель и творец общей семейной жизни.
- РАЗДЕЛЯТЬ с ребенком все цели и планы семьи, открыто обсуждать проблемы в подлинном диалоге.
- УСТАНОВИТЬ равенство позиций в общении с ребенком. Равенство позиций позволяет принятие и признание ребенка.
- ПРИНЯТЬ неоспоримый факт того, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей, поднимая их до «тонких истин детства».
- НАУЧИТЬСЯ видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.
- СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ с ребенком, основываясь на постоянном желании познавать своеобразие его индивидуальности и происходящие в нем изменения.
Правила поведения в процессе общения с детьми
- Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».
- Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь». И только тогда ваш ребенок будет способен видеть, принимать и уважать вас.
- Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.
- Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки.
- В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорично сказать слово «нельзя», попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.
- Сказать, ничего не говоря, - это высочайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми.
- Старайтесь выказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок...».
- Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
- Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Сказав: «Дурачок ты мой» - исправьтесь: «В тебе все прекрасно», сказав: «Уж лучше б тебя вообще не было на свете!», исправьтесь: «Какое счастье, что ты у нас есть»; сказав: «Бог накажет тебя», исправьтесь: «Бог любит тебя!»; вместо фразы: «Думай только о себе, не жалей никого», скажите: «Сколько отдашь - столько и получишь».
- В общении с ребёнком помните, что он имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами, например, вместо фразы: «Не твоего ума дело...» - скажите: «Как ты думаешь, что для этого нужно сделать? Твое мнение всем интересно».
- Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.
- Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: «Я вижу, что тебя что-то беспокоит», «Я вижу, что тебя кто-то огорчил», «Расскажи мне, что с тобой...».
- Используйте разнообразные речевые формулы (прощания приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.
- Старайтесь адекватно реагировать на проступки детей: постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий? Спросите его о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания.
- Оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать: «Ах ты, негодяй, опять разбил чашку!» Наиболее уместным было бы такое выражение: «Сын, ты разбил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник и совок, и мы вместе уберем осколки». А чтобы это не повторилось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказав ребенку: «Я думаю, чашка разбилась потому, что ты ее неправильно держал».
- Дайте понять ребенку, что независимо от проступка, вы к нему относитесь положительно. Например: «Сынок, я тебя по-прежнему люблю, но сейчас ты поступил некрасиво».
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми, например: «Сынок, посмотри, какой Миша молодец, он всегда...».
- Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: «Я. сейчас занят(а)...», «Сколько раз я тебе говорила!», «Вечно ты во все лезешь», «Что бы ты без меня делал», «Это надо делать не так».
- Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:
- барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
- барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);
- барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);
- барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).
- Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:
- для развития у ребенка умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: «Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам». Используйте в этом случае пословицу: «Слово - серебро, молчание - золото»;
- если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом, например: «На мой взгляд, ты забыл сказать что-то важное», сравните: «Сынок, поздоровайся с тетей»;
- для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: «Давайте говорить друг другу комплименты»;
- для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников, например: «Посмотри внимательно на маму. Как ты думаешь, какое у нее настроение? (Грустное.) Давай придумаем, как ее можно развеселить».
Правила общения с ребёнком
- Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
- Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, для этого есть основания.
- Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
- Выражение недовольства действиями ребенка не может быть систематическим, иначе оно перестает восприниматься.
- Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
- Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий, или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть, и становиться сознательным.
- Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогайте ему, но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ребенку выполнить самому.
- Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
- Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит вас об этом.
- Чтобы избежать дальнейших проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
Интересно ли вашему ребёнку общаться с вами?
Когда ребенок скучает, он бессознательно отвергает других. Скука может быть следствием неудовлетворенной потребности ребенка в любви и ласки, потребности во внимании.
Ребенок требует постоянного внимания...?
- Возьмите за правило выражать свое положительное отношение к делам ребенка.
- Научитесь как можно искреннее и сердечнее выражать свою радость и внимание.
- Чем больше внимания и заботливости испытывает ребенок, тем интереснее ему общаться с вами.
Этика общения с ребёнком в семье
- не подозревать дурного;
- не высмеивать;
- не выслеживать;
- не выспрашивать;
- не подшучивать;
- не принуждать к откровенности;
- не контролировать интимный опыт общения;
- создавать атмосферу покоя, доверия, безопасности в доме;
- созидать навыки общения в доме по принципу открытости;
- дать право на собственный опыт.
Проявления родительской любви в общении с ребёнком
Истинная родительская любовь, как утверждают психологи, проявляется только в общении с детьми. По Библии они выделяют четыре аспекта любви.
1. Умение слушать ребенка.
Родители, которые проявляют интерес к разговорам ребенка, поистине мудрые родители, потому что они дают возможность ребенку выразить все многообразие его чувств и переживаний.
2. Манера говорить с ребенком.
Если вы не научились говорить мягко, с любовью и уважением, то дети будут избегать общения с вами.
3. Знание, как наказывать ребенка.
Мудрые родители, наказав ребенка за проступок, не уходят, хлопнув дверью, не отвергают ребенка, а остаются рядом, уверяя его в своей родительской любви, выражают уверенность, что этого больше не повторится.
4. Помощь в развитии ребенка.
Помните, что ребенок живет в постоянном напряжении и неуверенности, ваше поведение должно говорить ему: «Я люблю тебя таким, каков ты есть. Я рядом с тобой всегда».
Эмоциональный контакт родителя с ребёнком
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребёнка и взрослого друг с другом. Начните с того, что:
Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните!
- От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: «со мной всё в порядке», «я - хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение «со мной что-то не так», «я - плохой».
- Душевная копилка ребёнка работает день и ночь. Её ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
- Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
- Научитесь слушать своего ребёнка в радости и горести.
- Наказывая своего ребёнка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
- Станьте для своего ребёнка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
- Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте.
- Не разговаривайте со своим ребёнком с равнодушным и безразличным лицом.
- Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребёнка теплее и радостнее.
Воспитывающий диалог родителя с ребёнком
Для организации воспитывающего диалога в любых ситуациях общения придерживайтесь дружелюбного тона. Избегайте использовать в общении с ребёнком:
- Приказы, команды.
- Предупреждения, предостережения, угрозы.
- Советы, готовые решения.
- Доказательства, логические выводы, нотации, «лекции».
- Критику, выговоры, обвинения.
- Излишнюю похвалу.
- Обзывание, высмеивание.
- Выспрашивание, расследование.
- Сочувствие на словах, уговоры, увещевания.
- Отшучивание, уход от разговора.
- Конструктивно разрешайте конфликты.
Каталог негативных эффектов
типичных родительских реакций по Т.Гордону
- Приказ, директива, команда.
Эти сообщения говорят ребенку, что его чувства или нужды не важны; он должен действовать в соответствии с тем, что его родитель чувствует или хочет сделать («Мне не важно, что ты собираешься делать: немедленно иди домой»). Они сообщают о неприятии ребенка таким, какой он есть в этот момент («Перестань крутиться вокруг меня») и вызывают страх перед родительской властью. Они могут создавать чувство обиды, злости, сопротивления и сообщать ребенку, что родитель не доверяет суждениям или способностям ребенка («Не трогай это блюдо, отойди от малыша»).
- Предостережение, предупреждение, угроза.
Эти реакции родителей создают у детей чувство боязни и покорности («Если ты это не сделаешь, то пожалеешь»). Они также могут вызвать сопротивление и враждебность.
Эти сообщения говорят о том, что родитель не уважает желания и чувства ребенка («Если ты не прекратишь игру, я все это выброшу»). Эти сообщения также вызывают у ребенка желание «испытать» родительскую угрозу, для того, чтобы увидеть, произойдут ли обещанные последствия.
- Увещевания, пристыживания, морализаторство.
Эти сообщения возлагают на ребенка груз внешнего авторитета, долга, обязанности. Дети могут отвечать на все эти «должен», «нужно», «следует» сопротивлением и еще более сильным отстаиванием своей позиции («Ты должен всегда уважать своих учителей»). Они могут заставить ребенка чувствовать недоверие со стороны родителей, или вызвать у ребенка чувство вины - «Я - плохой» («Тебе не следует думать так»).
- Советы, готовые решения.
Такие сообщения часто детьми воспринимаются как свидетельство того, что родители не доверяют способности ребенка самому принять решение. Они могут повлиять на формирование у ребенка чувства зависимости и прекращение развития самостоятельности («Что мне нужно сделать, папа?»). Советы часто передают чувство превосходства родителей над ребенком («Мы с мамой лучше знаем, как надо»). У ребенка также может выработаться чувство, что родители его совершенно не понимают. Советы могут привести к тому, что ребенок перестанет развивать свои собственные идеи.
- Нотации, поучения.
Дети обычно ненавидят нотации («Разошелся, а я сиди и слушай»). Поучения делают из ребенка ученика, создают чувство подчиненности, неполноценности. Дети часто отметают родительские аргументы («Твои идеи устарели») и, как и взрослые, не любят, когда им доказывают, что они неправы. Иногда дети предпочитают игнорировать факты («Ну и что», «Наплевать», «Со мной этого не случится»).
- Критика, несогласие.
Эти сообщения, пожалуй, более других вызывают у детей чувство неадекватности, тупости, никчемности, «я плох». Оценки и суждения родителей очень влияют на образ «Я» у ребенка. Как родители судят о ребенке, так и ребенок будет судить о самом себе. Критика также часто вызывает контркритику («На себя бы посмотрел», «Сами так делаете»). Оценивание заставляет детей скрывать свои чувства от родителей («Если я им скажу, меня будут ругать»). Частная оценка и критицизм приводят к тому, что многие дети чувствуют, что они плохи, и что родители не любят их. Часто они сердятся на все это, и у них может возникнуть ненависть к родителям.
- Похвала, согласие.
Вопреки распространенному мнению, что похвала всегда хорошо влияет на ребенка, она часто дает негативные эффекты. Позитивная оценка, которая не соответствует образу «Я» ребенка, может вызвать враждебность («Я ненавижу свои волосы», «Я плохо играл, неуклюже»). Отсутствие похвалы в семье, где обычно часто хвалят, может быть понято ребенком как критика («Ты ничего не сказал о моей прическе, значит, она тебе не нравится»).
Похвала часто воспринимается ребенком как манипуляция - как способ мягко заставить ребенка делать то, что хочется родителям («Ты говоришь это только для того, чтобы я хорошо учился»). Дети часто чувствуют неудобство, смущаются, когда их хвалят публично, перед друзьями. Иногда дети обнаруживают, что родители их не понимают, когда хвалят («Ты бы не сказала этого, если бы знала, как я действительно себя чувствовал»). Дети, которых часто хвалят, могут привыкнуть к похвале, стать зависимыми от нее и даже требовать ее («Правда, я хорошо это сделал?», «Как я выгляжу?»).
- Обзывание, насмешка.
Эти реакции могут оказывать разрушающее влияние на образ «Я». Наиболее частый ответ на эти сообщения - послать их обратно («Ты сам лентяй»). Если такое сообщение исходит от родителя с целью повлиять на ребенка, то это уменьшает вероятность того, что ребенок изменится с помощью реалистического взгляда на себя. Вместо этого он обесценит родительское сообщение («Мне не идет моя косметика. Это же смешно и неправда»).
- Интерпретация, анализ, диагноз.
Эти сообщения создают у ребенка ощущение, что его «вычислили», что родители знают мотивы его поведения. Этот родительский психоанализ может фрустрировать ребенка, действовать на него угрожающе. Если этот анализ или интерпретации верны, то ребенок очень смущается, т.к. он - «на виду», если неверны - раздражение за то, что его обвинили несправедливо. Слишком частый анализ сообщает ребенку, что родители умнее, мудрее, ребенок чувствует отношение превосходства со стороны родителей. Сообщения типа «Я знаю почему» и «Я тебя вижу насквозь» часто прерывают общение и учат ребенка не обращаться к родителям со своими проблемами.
- Утешение, поддержка.
Эти сообщения не так помогают, как кажется. Утешение может дать ребенку почувствовать, что его не понимают («Ты бы так не говорила, если бы знала, как я напуган»). Родители утешают, т.к. они расстроены оттого, что ребенку плохо. Такие сообщения говорят ребенку, что вы хотите, чтобы он перестал чувствовать, то, что он чувствует (огорчение, обиду и т.д.). Дети могут рассматривать попытки утешения как попытки изменить их и часто перестают доверять родителям(«Ты говоришь это просто потому, что хочешь ободрить меня»). Эти реакции часто могут остановить дальнейшую коммуникацию, т.к. ребенок чувствует, что родитель не принимает его переживаний такими, какие они есть, и хочет, чтобы они поскорее прекратились.
- Вопросы, допытывание.
Вопросы могут означать для ребенка, что вы ему не доверяете, подозреваете в чем-то, сомневаетесь («Ты вымыл руки, как я сказала?»). Дети чувствуют за вопросами угрозу, особенно, если не понимают, зачем их спрашивают («К чему ты клонишь?»). Если вы задаете вопросы ребенку, который хочет разделить с вами свою проблему, он может заподозрить, что вы хотите собрать информацию, чтобы решить за него эту проблему, а не предоставить ему возможность самому найти нужное решение. В этой ситуации вопросы ограничивают свободу человека говорить о том, о чем он хочет - в том смысле, что вопрос диктует последующее сообщение. Ограничение свободы высказывания затрудняет коммуникацию.
- Отвлечение, обращение в шутку.
Ребенок считает, что он не интересует родителя, который не уважает его чувства и отвергает его. Дети очень серьезны, когда хотят поговорить о чем-то. Поддразнивание, шутка может заставить их почувствовать себя отверженными, обиженными. Отвлечение детей от тяжелых чувств может дать временный эффект, но чувства не проходят. Отложенные проблемы редко оказываются решенными. Дети, как и взрослые, хотят быть выслушанными с уважением.
Активное слушание родителем ребёнка
Начнём с того, что слышать и слушать - различные понятия. По словарю Ожегова, слышать - различать, воспринимать что-то слухом; слушать - направлять слух на что-то. Активное слушание - это один из способов решения проблем ребёнка. Активно слушать своего ребёнка - это значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
- Если вы активно слушаете своего ребёнка, то обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Можно подойти к ребёнку ближе, сесть рядом с ним. Избегайте общаться с ребёнком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор, читая газету; сидя, откинувшись на спинку кресла или лёжа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза - первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Ребёнок любого возраста очень внимательно читает эти сигналы, даже не отдавая себе сознательного отчёта в том.
- Если вы беседуете с расстроенным или огорчённым ребёнком, не следует задавать ему вопросы. Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия. Казалось бы, разница между утвердительным и вопросительным предложением очень незначительна, а реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос: «Что случилось?» огорчённый ребёнок ответит: «Ничего!», а если вы скажете: «Что-то случилось…», то ребёнку бывает легче начать рассказывать о случившемся. Поэтому желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
- Очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребёнку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребёнка - может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребёнок ещё не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нём происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.
- В вашем ответе ребёнку иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначить это чувство. «Я так понял, что ты больше не хочешь дружить с Петей… Ты на него обиделся…»
Результаты активного слушания:
- Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделённая радость удваивается, разделённое горе уменьшается вдвое.
- Ребёнок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе всё больше.
- Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.
- Нельзя использовать негативную оценку деятельности ребёнка. Ребёнку нельзя говорить: «Ты не умеешь, ты не можешь…». В этих случаях ребёнок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе.
- Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребёнка распространялась на его личность. Это блокирует развитие ребёнка и формирует комплекс неполноценности. Невротическое развитие ребёнка начинается с переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых.
- Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращённого к ребёнку. Дети реагируют не только на содержание высказывания, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребёнку.
- Недопустимо сравнивать ребёнка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой - они формируют негативизм, эгоизм и зависть.
- Родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребёнком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.
- Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребёнка исходила из его возможностей. Родители должны учиться регулировать степень психологической нагрузки на ребёнка, которая не должна превышать его возможностей.
- В отношениях к ребёнку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.
- Родители должны развивать контроль за своим общением с детьми, за своими эмоциями и их внешним проявлением.
Правила благоприятных взаимоотношений родителей с ребенком
- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
- Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
- Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
- Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
- Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
- Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
- Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
- Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
- Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
- Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
- Признавайте права ребенка на ошибки.
- Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
- Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
- И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда вам будет понятнее, как вести себя с ним.
Когда ребёнку обидно
- Обидно, когда все беды валят на тебя;
- Обидно, когда успехи твои остаются незамеченными или приписываются другим;
- Обидно, когда тебе не доверяют;
- Обидно, когда другому, а не тебе, поручают то, что ты можешь сделать хорошо;
- Обидно, когда другие заняты чем-то интересным, а тебя заставляют продолжать надоевшее, унылое занятие;
- Обидно, когда из третьих рук узнаешь о себе «кое-что новенькое»;
- Обидно, когда тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможности оправдаться;
- Обидно, когда о тебе попросту забыли за своими заботами.
К чему приводят обиды
Обиды, внезапно возникающие и медленно накапливаемые,
могут привести:
- к стремлению «уйти в себя»;
- к изолированности;
- к отчуждению во взаимоотношениях;
- к стремлению «выяснить отношения», что может перерасти в конфликт;
- к стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах»;
- к еще большему перевесу эмоционального над рациональным;
- к повышению нервно-психической напряженности;
- к снижению активности;
- к фокусированию познавательной активности на объекте обиды и, как следствие, к ограничению возможностей правильно оценивать поступающую информацию.
Прежде, чем сделать замечание, поставьте перед собой следующие вопросы:
- В каком состоянии сейчас нахожусь?
- Чего я добьюсь своим замечанием?
- Хватит ли времени, чтобы не только отругать, но и разъяснить, почему нельзя делать то или иное?
- Не прозвучит ли в голосе: «Ага, попался!»?
- Не явится ли мое замечание «сто первым» по счету? Хватит ли у вас на все это выдержки и терпения? Если нет, не делайте замечания!
Как устранить конфликты между детьми в семье
Правило 1.
Вместо того чтобы стараться не замечать негативного чувства ребёнка по отношению к брату или сестре, осознайте его сами и помогите осознать ребёнку. Назовите предполагаемое вами чувство ребёнка, покажите, что Вы его понимаете. Осознание чувств, их называние целительно для детей и для их родителей. Можно сделать и больше. Если Вы назовёте вслух не осуществляемые желания ребёнка (из-за чего возникает нелюбовь к «сопернику» - помехе для желаний), да ещё и выразите своё сочувствие, это принесёт эмоциональное облегчение. Это поможет ребёнку понять, что именно его тревожит и огорчает: не брат или сестра, а страх потерять то чувство защищённости, которое давало то чувство уверенности в вашей исключительной, абсолютной любви к нему.
Когда от детей требуют хороших чувств по отношению друг к другу, у них лишь усиливаются отрицательные чувства. Когда Вы позволяете ребёнку испытывать негативные чувства - выслушиваете его спокойно, показываете, что понимаете его чувства, это приведёт к появлению позитивных чувств.
Правило 2.
Постарайтесь помочь детям найти безопасный и безвредный выход для их негативных чувств, приучайте их выражать свои чувства в символической форме (рисунок, лепка, письмо, дневник, стихи и пр.). А не в ругани и драках. Этому именно и надо научить ребёнка: осознавать своё чувство и уметь его конструктивно и безопасно выразить, а не запрещать себе это чувство испытывать.
Когда ребёнку нужно выразить чувства, поставьте его перед выбором пути выражения и помогите найти наиболее конструктивный для данной ситуации. Этот навык - не мгновенная реакция крика или драки, а поиск конструктивного способа справиться с проблемой - поможет ему и в будущем.
Правило 3.
Вмешиваясь в драки, прекращайте их немедленно, но при этом старайтесь не заниматься выяснением того, кто обидчик, кто жертва. Уделите внимание пострадавшему ребёнку, выразите веру в способность детей самостоятельно решать свои споры без драки. Не приучайте детей к тому, что их спор разрешают родители, поощряйте их самостоятельное решение.
Надо постараться не только прервать и запретить драку, но и подсказать, как можно более спокойно и здраво разрешить конфликт, или переключить внимание детей на устраивающее обоих общее дело или помощь вам.
Правило 4.
Старайтесь не требовать от детей проявлений любви друг к другу. Ваша постоянная модель поведения у них перед глазами. Если есть хороший пример, постепенно они научатся этому сами.
Правило 5.
Отнеситесь к негативным чувствам ребёнка как к естественным чувствам, а не как к зловещим признакам того, что ребёнок зол, завистлив, плох. Важно понять: ребёнок не виновен в своём неприятии, ревности, в своих чувствах.
Если Вы хотите избежать соперничества между детьми
- Не старайтесь всегда относиться к детям одинаково: просто относитесь к ним справедливо.
- Помните, что дети не обязаны постоянно помогать своим братьям или сестрам. Иной раз им необходимо побыть в одиночестве.
- Проявления справедливости, любви и уважения способствуют установлению дружеских отношений между детьми в одной семье, вызывают у них желание помогать друг другу.
- Не беспокойтесь, если дети часто спорят. Споры с братьями и сестрами помогают ребенку понять, что такое взаимоотношение, и обеспечивают его ценными уроками доверия и дружбы.
- Если после уговоров дети продолжают ссориться и браниться, воспользуйтесь методом «разделения территорий». Но не пользуйтесь этим методом в течение всего дня, так как дети быстро забывают об обидах.
- Вам незачем каждый раз вмешиваться в споры и драки своих детей. Если Вы будете избегать обязанностей судьи, значит, дети возьмут их на себя, чтобы разрешить проблему.
- Некоторые дети дерутся и устраивают ссоры, чтобы привлечь внимание родителей. Возможно, ребенок думает, что его меньше любят. Попытайтесь развеять эти сомнения.
- Не забывайте детям повторять, что Вы им доверяете: вместо того, чтобы причинять вред друг другу, они обретут чувство ответственности и единства - ради общей пользы.
Если родители часто ссорятся при ребенке
Существует несколько правил «грамотного» разрешения семейных конфликтов. Лучше, конечно, если они происходят не в присутствии детей. Если это невозможно в силу особенностей вашего самоконтроля, помните, что ни одна ссора не должна затрагивать целостности семьи.
- Категорически исключаются обороты, высказывания, касающиеся статуса отца или матери в доме, неспособности одного из них выполнять свои супружеские или родительские обязанности, указания на супружескую неверность и непорядочность в целом, обсуждение альтернативного выбора каждого из супругов («Если бы я знал, на ком я женился...», «Кто бы мог предполагать, что ты окажешься такой неряхой...», «Еще один такой разговорчик, и ты будешь растить своих детей сам» (вариант - «никогда их не увидишь...»)).
- Не должно быть переноса упреков на других членов семьи, будь то взрослые («Весь в свою мамочку!», «Чего же еще ожидать, ведь я хорошо знаю свою тещу...») или дети («Не удивлюсь, если из него вырастет черт знает что!»).
- Конфликт спровоцирован конкретной причиной, вокруг нее он и должен развиваться. Не следует обобщать небольшую оплошность, возводя ее в ранг смертного греха. Разбил чашку - еще не значит, что растяпа или «руки не оттуда растут», забыл купить продукты - не обязательно «совсем забыл о семье». Упрек должен быть таким, чтобы при желании на него можно было ответить. А как доказать, что «не забыл о семье»? А вдруг в какой-то момент с упреком захочется согласиться?
- По возможности свои претензии следует формулировать не в форме «Ты-утверждений», а в форме «Я-утверждений»: «Я разочарована, что ты забыл про мой день рождения...», «Я рассчитывал, что ты простишь мне эту задержку заработной платы...» и т. д.
- Даже во время ссор не следует выходить за рамки половой роли. Крики, истерики, словесная распущенность - это безобразно всегда, но особенно - если это делает мужчина. Отношения между супругами не могут быть симметричными. Это не подруги и не одноклассники. Возражения типа «А ты тоже мне говорила!» не имеют никакого психологического оправдания, потому что мужчины и женщины должны и в ссорах сохранять свое лицо.
Конечно, лучше не ссориться или ссориться пореже. Но мы не всё выбираем в нашей жизни. Семьи эмоционально закрытые, как правило, тоже имеют свои «скелеты в шкафу». И бурные «разборки» в некоторой степени имеют свои хорошие стороны. Но помните, что супружеские ссоры - это один из уроков того, как не нужно вести себя в семье для ваших детей.