Мультфильмы и их влияние на детей. Мультфильмы и их влияние на психику детей
Мультфильмы продолжают занимать главенствующее место в жизни современного ребенка. Однако все чаще и чаще смысл и качество анимации не соответствуют целям развития детей и их потребностям. И особенно это касается продукции американской Фабрики грез. Психологи считают, что большинство зарубежных мультиков просто нельзя показывать детям, а оставшиеся можно смотреть лишь под строгой родительской цензурой и с обязательными комментариями взрослых. Опасна ли для детей зарубежная анимация? Каковы критерии вредных мультфильмов?
Сегодняшнее воспитание зачастую выглядит так: взрослые заняты разным делами, а малыша, чтобы не мешал, усаживают перед экраном телевизора или компьютера. И смотрит этот ребенок круглые сутки все подряд, а уже через пару месяцев буквально не может дышать без привычной дозы красочных мультиков. Полезно ли это? Психологи категорично отвечают: «Нет!» Давайте на конкретных примерах популярных зарубежных анимационных фильмов посмотрим, какое психологическое влияние они оказывают на детское сознание и поведение.
Женские образы: сексуальность и жестокость
Специалисты утверждают, что в современной мультипликации женские образы лишаются романтичности через наделение их излишним реализмом, жестокостью и физиологичностью. Одновременно высмеиваются традиционные для старых отечественных мультфильмов такие женские качества, как застенчивость, скромность и целомудрие.
Например, безумно популярный среди девочек мультсериал про ведьмочек «Винкс» изображает главных героинь с огромными глазами, ненормально длинными ногами и в очень откровенных нарядах. А если добавить сюда чрезмерно тонкую талию, то начинает казаться, что мультяшные девочки своим неоднозначным внешним видом популяризируют пошлость и анорексию. Психологи уверены: стереотипы взрослого поведения, в особенности эротику, показывать в детских мультиках нельзя!
В мультике «Шрек» главная героиня из красивой принцессы превращается в зеленое чудище. Да и ведет себя совсем не по-женски: агрессивно и даже жестоко. А этот эпизод с убийством несчастной птички, которая раздувается от пения и потом лопается! Смеялись ли ваши дети над погибшей птахой? Можете вспомнить хоть одну главную героиню отечественных сказок, которая бы так поступала с лесной живностью? Кроме того, принцесса Фиона делает это очень заразительно и весело, как будто призывая детей следовать ее примеру.
Разрушение семейных ценностей
Пожалуй, не найти более популярного мультфильма, чем сериал про чудаковатую желтую семейку Симпсонов. Однако многие психологи и родители считают этот комедийный анимационный фильм пропагандой жестокости, нездоровых семейных отношений и даже наркомании. Так, в некоторых сериях тонко и, что особенно страшно, остроумно смеются над пожилыми и больными людьми. К примеру, черепаха крадет вставную челюсть старика Симпсона, а тот не может ее догнать. И подобных сюжетов в сериале, на котором выросли целые поколения в США и России, очень много.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Просмотрев множество диснеевских мультфильмов, детские психологи обнаружили странную закономерность: красивая и молодая героиня в большинстве случаев бездетна, а вот матери почему-то изображаются некрасивыми и крикливыми, с расплывчатыми фигурами. Получается, что у маленьких зрительниц после просмотра таких мультиков может и не возникнуть желания создавать семью и рожать детей. Так, в анимационном фильме «Красавица и Чудовище» главная героиня показана прекрасной и беззаботной, а взбалмошная женщина с кричащими младенцами почему-то вызывает отвращение.
Все ли так плохо?
Пожалуй, американские мультфильмы получают от психологов в основном негативные комментарии. Отмечается высокая агрессивность диснеевских мультиков, внедрение в детское сознание отрицательных образцов поведения и половой идентификации. Да и со злом герои, олицетворяющие доброе начало, расправляются физически. В старых советских анимационных картинах злые персонажи чаще всего поддавались уговорам и перевоспитывались.
Конечно, в целом, диснеевские мультики оставляют после просмотра совершенно другое ощущение, нежели советские и даже современные отечественные картины. Наши, безусловно, намного душевнее, чище и добрее. Однако не совсем правильно рассматривать всю американскую мультипликационную продукцию как единую массу. Сравните, к примеру, развязный «Южный парк» и трогательных «Мишек Гамми» – они, мягко говоря, не совсем похожи и совершенно по-разному влияют на детей. А как замечательно показана красота материнства и семейных отношений в таких мультиках, как «Олененок Бэмби», «Король Лев» или «101 далматинец».
Признаки вредных мультфильмов
Каждый родитель может самостоятельно определить, насколько вреден для его ребенка тот или иной мультфильм. Присутствие хотя бы одного «вредного» признака должно послужить основанием исключения этого анимационного продукта из детского просмотра.
- Главные персонажи мультфильма ведут себя неподобающе: убивают, воруют, причиняют вред, калечат. Пусть даже все это подано в юмористическом ключе.
- Такое поведение героев зачастую остается безнаказанным или приводит к получению популярности, богатства или одобряется обществом.
- В мультфильме персонажи демонстрируют опасное поведение, которое, в случае его повторения ребенком в реальной жизни, может быть вредным для здоровья и жизни.
- Герои мультиков показывают нестандартное для их пола поведение: женские персонажи ведут себя по-мужски, а мужские – по-женски.
- В картине можно увидеть сцены пренебрежительного отношения к людям, а также животным и растениям. Например, насмешка над инвалидностью, старостью или социальным неравенством.
- Главные персонажи обладают отталкивающей внешностью. Для маленьких детей зачастую между словами «хороший» и «красивый» стоит знак равенства. То есть им необходимо, чтобы положительные герои были не только хорошими, но и симпатичными.
- В картине пропагандируется праздный образ жизни, персонажи добиваются цели легким путем или с помощью обмана.
- Авторы высмеивают или показывают в негативном свете семейные ценности. Дети постоянно конфликтуют с взрослыми, супруги относятся друг к другу неуважительно, родители унижают своего ребенка.
Каждый взрослый обязан отбирать мультфильмы для своего ребенка, акцентируя внимание, в первую очередь, на детскую реакцию, сюжет картины и собственные ощущения. Ведь хороший родитель всегда знает, что смотрит его малыш и сколько времени он сидит перед экраном телевизора. Наконец, с хорошим родителем ребенок с радостью пойдет играть и общаться, без труда оторвавшись даже от лучшего мультика на свете.
Интернет пестрит крайне негативной оценкой роли влияния современных мультфильмов на ребенка , особенно это касается диснеевских мультиков. Детей в этом контексте даже называют «главными жертвами телевизионного помешательства», отмечая, что телевидение и Интернет слишком сильно определяют нашу жизнь, а, соответственно, и жизнь наших детей. Вот основные тезисы таких статей: современный ребенок чересчур напичкан визуальной информацией; все современные родители ленивы, так как используют мультики, чтобы отделаться от ребенка и заниматься исключительно своими делами; ребенок обязательно впадает в зависимость от просмотра; ребенок обязательно будет копировать все, что увидит на экране; большинство современных мультфильмов изобилуют насилием, агрессией, плохими примерами, а также эротическим подтекстом. Все это травмирует психику ребенка, учит неправильным примерам, приводит к психологическим проблемам, трудностям в воспитании, отставанию в школе, и в дальнейшем к неправильному отношению к жизни. Основными рекомендациями в этой связи являются: до трех лет не подпускать ребенка к телевизору вообще, а с трех лет – исключительно советские мультфильмы.
Однако, насколько справедливы столь радикальные меры? Мир не черно-белый, он пестрит яркими красками, и его нужно уметь видеть. Мир не одномерный и не двухмерный, он объемный, многогранный, в нем не делится все на «Да» и «Нет», он гораздо сложнее и интереснее. Философия огульного отрицания – это не продуктивно. Нужно адекватно воспринимать сегодняшнюю реальность. В ней, как и в любой другой исторической реальности, есть как плохое, так и хорошее. Стратегия «спрячем голову в песок, закроем ребенку, глаза, нос, рот и уши, и никогда не покажем ему современных мультиков» - это неправильно.
Подход, который заключается в том, что «раньше все было хорошо, а сейчас все очень плохо» свойственен людям, которые испытывают подсознательный страх перед современной действительностью. Очень интересные оговорки допускают иногда психологи, советующие напрочь отказаться от современных мультфильмов. В связи с этим не могу удержаться и не процитировать тезис из одной психологической статьи по поводу влияния мультфильмов на сознание ребенка . Вчитайтесь, пожалуйста, внимательно: «Православный психолог, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО Вера Абраменкова констатирует, что современный ребенок окружен визуальными материалами - это не только телевизор, но и телефоны, айфоны, айпады, интернет, компьютерные игрушки. Поэтому сейчас наши дети менее защищены, чем дети, рожденные в военные и в послевоенные годы ». Другими словами, психолог на полном серьезе утверждает, что дети, рожденные во время Второй Мировой войны, были более защищены, чем современные, наши с вами дети. Тут, видимо, не берется в расчет война, бомбежки, геноцид, голод, фашизм и т.д. Неужели айпад настолько страшен?
То, что говорят обычно психологи о жизни, о семье, о детях и т.д. также не является истиной в последней инстанции. Психология, как и любая современная наука, представляет собой не единую незыблемую истину, а совокупность точек зрения. Любая сегодняшняя наука, в особенности гуманитарная - это комплекс научных направлений, школ и подходов, которые в существенной степени спорят друг с другом, критикуют друг друга, доказывая совершенно различные точки зрения. Два разных психолога могут выдать вам совершенно разные советы по поводу одной и той же проблемы, и вы должны будете выбрать то, что вам ближе. Здесь, как в медицине, лекарство, которое помогает вам, не обязательно также эффективно поможет вашему соседу по палате, даже при условии, что у вас с ним один и тот же диагноз.
Данная статья заведомо не ориентирована на то, чтобы сказать: «Вот это хорошо, а вот это плохо. Вот это смотрите, а это ни в коем случае». Сколько людей, столько и мнений, единственно правильного решения не бывает. Каждый родитель должен отбирать мультфильмы для собственного ребенка, учитывая в первую очередь, как ребенок реагирует на тот, или иной мультик, а также опираясь на собственные ощущения. Не делая страшилку из какого-то одного конкретного вида мультфильмов, и не зацикливаясь на чем-то одном, можно вполне разумно выбрать для ребенка оптимальный набор мультфильмов, который не повлияет на него негативно. Предлагаю для начала рассмотреть просто спектр мнений, который сформировался на сегодняшний момент, как в общественном мнении, среди родителей, так и в среде детских психологов. Для примера возьмем небольшой набор мультфильмов, которые пользуются популярностью у современных детей.
Советские мультфильмы.
Несмотря на то, что их уже нельзя назвать «современными», советские мультфильмы до сих пор очень актуальны. К положительным сторонам
данных мультфильмов психологи относят их высокое качество. Советские мультфильмы не были поставлены на поток, они производились в единичном экземпляре и вопросы качества ставились по главу угла.
Советский мультик направлен на формирование положительной детской картины мира, он добрый, спокойный, правильный. Отрицательный персонаж, как правило, легко перевоспитывается, а его первоначальная отрицательная сущность обусловлена, скорее всего, тем, что с ним никто не дружил, никто его не любил и не понимал. Вообще зло в советских мультиках подается в иронично-комичной форме, что смягчает его природу.
В советском мультике четко прослеживается направленность на воспитание, формирование положительных качеств, эти мультфильмы учат правильному, идеальному поведению и образу мышления. Там нет насилия, зло имеет локальный легкопобеждаемый характер, персонажи несут в себе добро, сострадание, уважение, любовь и взаимопонимание.
Советские мультики, действительно, хорошие, с этим было бы глупо спорить. Что можно было бы назвать отрицательными факторами в этой связи? Советских мультиков мало, по сравнению с разнообразием, которое представляет западная индустрия мультфильмов для детей. Несмотря на их неоспоримое качество, на фоне современных возможностей компьютерной графики и спецэффектов, они уже кажутся немного примитивными.
И кроме этого, отвечают ли в полной мере советские мультфильмы запросам и потребностям современного ребенка? Не будем забывать, что дети активно общаются между собой. Насколько комфортно будет чувствовать себя ребенок среди своих сверстников, которых родители не столь сильно ограничивают в тематике просмотренных мультфильмов? Оправдана ли необходимость создавать ребенку искусственную «железную» стену, заключив его в прошлое, даже если оно кажется нам более правильным и безопасным, ведь мы живем сегодня и, другой реальности у нас не будет.
Кстати, как ни странно, но в Интернете можно найти и негативные комментарии родителей на советские мультфильмы, высокое качество и польза которых, казалось бы, ничем уже не могут быть оспорены. Вот некоторые неожиданные высказывания: «…что касается кота Леопольда, то, как мне кажется, в нем пропаганда подлости, вредности, и никак не дружбы »; «… разве в «Ну, погоди» волк не хочет убить зайца? Заяц не устраивает ему подлянки? Волк не тонул в проруби, не падал с высоты, не ломал ноги? »; «… среди старых советских мультиков тоже ерунды полно…», «… в «Ну погоди!»-то вроде бы все Ок, волк похож на волка, и другие животные узнаваемы, но зато весь мультик волк ведет себя безобразно: курит, пинает мусорные бачки, хватает котов за хвост. Это вы считаете хорошим для ребенка мультфильмом? », «…многие считают хорошими все советские мультики, но это далеко не так. «Ну, погоди» - это уже не советский по духу и языку мультфильм, а клон американских мультиков про Тома и Джерри. Самые лучшие мультфильмы в СССР делались в 40-60-хх годах »
Кстати именно пример с культовым мультфильмом советских времен «Ну, погоди» наглядно показывает, как со временем меняются
представления о том, что такое хороший или плохой мультфильм. Именно этот мультик едва не подпал под действие цензуры, когда с 1 сентября 2012 года был введен закон о защите детей от вредной информации. Очень многие сцены из этого мультфильма, согласно данному закону, не могут показываться в дневном эфире и в детских программах, но именно для данного мультфильма из-за его высокого статуса и всеобщего признания было сделано исключение.
Лунтик
К положительным качествам можно отнести то, что мультик имеет совершенно четкую воспитательную направленность. В нем объясняется, что хорошо, а что плохо. Персонажи, которые являются отрицательными, и ведут себя неправильно или не всегда правильно (гусеницы, кузнечик Кузя и т.д.) всегда, в конечном счете, понимают свои ошибки и извиняются. В духе мультфильмов советского времени отрицательного героя здесь также можно перевоспитать. В целом мультик оставляет положительные, светлые эмоции, он не особо динамичен, не перегружен спецэффектами.
Однако психологам Лунтик не нравится. Он фиолетового цвета, а этот цвет по всем психологическим канонам является депрессивным. Кроме этого, как отмечают психологи, Лунтик - непонятное существо, пришедшее из какого-то другого мира.
Мнение родителей разделилось. Очень многие считают данный мультфильм хорошим и безобидным, а влияние
данного мультфильма на
сознание ребенка
– положительным. В негативных отзывах родителей чаще всего звучит слово «тупой»: мультик создан для недалеких детей, и не способствует их развитию. Анимация сделана так, что насекомые не похожи на самих себя (гусеницы не похожи на гусениц, пчела на пчелу и т.д.), это наводит некоторых родителей на мысль, что в будущем у ребенка могут возникнуть сложности с распознанием того, как насекомые выглядят на самом деле.
Маша и Медведь
Данный мультик представляет собой очень интересный феномен. Его очень любят, но при этом большинство настроено пессимистично по поводу влияния этого мультфильма на ребенка .
Если говорить о положительных чертах, то к ним можно отнести высокое качество мультфильма. Он забавный, смешной, очень яркий, в одинаковой степени нравится и взрослым и детям, сделан с хорошим чувством юмора. Он наследует музыкальные традиции советских мультфильмов, при которых песни, написанные для мультиков, обладали очень
высоким качеством, становились настоящими хитами и жили уже отдельно от самих мультфильмов.
К отрицательным чертам мультфильма психологи относят то, что он не учит уважать взрослых. Более того, на протяжении всего мультика ребенок откровенно издевается над взрослым, которого олицетворяет Медведь, способный только обижаться, и больше ничего. Ребенок подобный сценарий поведения начинает воспринимать, как правильный и, вполне возможно, способен перенести его в реальную жизнь.
Мультик «Маша и Медведь» очень динамичный, в этом он напоминает стиль диснеевских мультфильмов, яркий, заводной, веселый,
отличающийся быстрой сменой сюжета. Многие родители замечают перевозбуждение детей после просмотра, когда те начинают носиться по квартире, разбрасывать игрушки, прыгать по мягкой мебели. Девочки цитируют машины фразы, что чрезвычайно пугает родителей, которые никак не хотят оказаться на месте бедного медведя. Маша – гиперактивный ребенок, ее гиперактивность заразительна для детей. Главную отрицательную черту родители преимущественно видят в том, что Маша - хулиганка, которой все сходит с рук, то есть за все свои проделки она ни разу не получила хоть сколько нибудь ощутимого наказания. Медведь – очень лояльный персонаж, который всегда все прощает. Также родители отмечают, что дети очень увлекаются просмотром, их не оторвать от телевизора, и впоследствии начинают выпрашивать «Машу» уже с истериками.
Смешарики
Самое интересное, что на фоне этих мнений, «Смешарики» в основном получают положительную оценку, хотя, казалось бы, в них присутствуют все собирательные черты так называемого «плохого мультика», с точки зрения современных психологов и родителей: яркие краски, быстрая смена сюжета, персонажи не похожи на реальных животных, которых они изображают (и заяц там не заяц, и свинья не свинья – все одинаковые шары). Однако плохих комментариев по поводу влияния данного мультика на ребенка
крайне мало, что очень отличается от восприятия мультфильмов «Маша и Медведь» и «Лунтик», по поводу которых можно встретить не просто плохие, а откровенно агрессивно-отрицательные комментарии.
Многие, однако, отмечают, что «Смешарики» не совсем для детей, мультик очень часто носит глубокий философский подтекст. В целом чень трудно определить, на какую целевую аудиторию он рассчитан. Для маленьких детей он не подходит из-за серьезного философствования и наличия взрослых (в культурном смысле этого слова) шуток, дети 7-8-летнего возраста также до конца не поймут многих сюжетов, а более старшие дети уже вряд ли будут
смотреть «Смешариков». В общем, это довольно странный феномен в современной российской мультипликации, хотя большинством очень любимый. Об отрицательном влиянии этого мультфильма на детей не говорит практически никто, более того, совершенно неподдельный восторг родителей вызывают познавательные «Смешарики», снятые в 3D.
Диснеевские мультфильмы
Диснеевские мультфильмы принято оценивать в целом, как отдельную индустрию. Отзывы, конечно, в основном отрицательные. Отмечается, что классическая организация пространства в диснеевском мультфильме обычно устроена так, что мир лежит во зле. Добро – локально и ситуативно, только какой-нибудь Человек-паук или Черепашки-ниндзя являются редким олицетворением добра и борются со злом. Со злом расправляются физически, его убивают, в то время как в советских мультфильмах зло в основном перевоспитывалось и поддавалось уговорам. Отмечается повышенная агрессия дисневских мультфильмов.
Психологи в оценках настроены очень радикально. Диснеевские мультики обвиняются ни больше ни меньше, а в снижении уровня рождаемости. Диснеевские мультфильмы закрепляют в сознании ребенка неправильный образ женского. Слишком яркие и красивые женские
персонажи, которые, как отмечается, все очень похожи, буквально на одно лицо, формируют в мальчиках стремление к идеальной женской красоте, которой нет на самом деле. Диснеевские красавицы имеют вполне женские формы и эротически подчеркнутый образ, влюбленные пары совершенно по-взрослому целуются. В диснеевских мультиках высмеиваются такие характерные для советских мультиков женские черты, как целомудрие, застенчивость, скромность, материнство и бескорыстие. В девочках это закладывает направильную модель поведения. Молодая и красивая диснеевская героиня, как правило, бездетна. Если встречается образ матери, то это, как правило, старая женщина, что не формирует мотивацию к продолжению рода. Психологи также видят в зарубежных мультиках смещение роли полов: женские героини всерьез дерутся, сражаются со злом, приобретая черты классических диснеевских супергероев-мужчин, таким образом, смешиваются привычные роли полов, женское перестает быть женским.
В целом, конечно, диснеевские мультфильмы при просмотре оставляют ощущение совершенно иное, по сравнению даже с современными российскими мультфильмами. Наши, как-то добрее, душевнее. Тут, конечно, нужно делать ставку на разницу культур и психологии. Отрицательные отзывы, конечно, имеют право на существование, единственное, хочется немного сместить акценты. Не совсем верно рассматривать диснеевские мультики как единую бесформенную массу и давать одинаковые оценки всем мультфильмам, стоит рассмотреть все-таки каждый мультик отдельности и сформулировать отдельное мнение. Диснеевские мультики
, несмотря на их кажущееся единообразие, все-таки очень разные. Сравните, например, «Мишек Гамми» и «Человека-паука» - мягко говоря, не похожи, и, скорее всего, имеют совершенно разное влияние на детей
.
Задача современного родителя – во внимании к своему ребенку и в стратегии разумного отбора. Не мультики воспитывают детей, а родители. Что бы ни видел ребенок на экране, он также видит, что происходит у него в семье: как общаются между собой родители, как они к нему относятся, чему его учат. От слишком большого влияния мультфильмов можно уберечь путем ограничения времени просмотра. Единого мнения и однозначных советов здесь все-таки быть не может. Хороший родитель – это тот, кто знает, что смотрит его ребенок и сколько времени он проводит перед телевизором. Хороший родитель – этот тот, с кем ребенок пойдет общаться и играть, оторвавшись без труда от самого любимого и интересного мультика. Наконец, хороший родитель – это тот, кто по-настоящему любит своего ребенка и уделяет ему достаточно времени, чтобы не беспокоиться, что кто-то или что-то будет влиять на ребенка больше, чем он.
Тесленко Егор
Самая удивительная пора в жизни человека - детство. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! На них вырастают целые поколения!
Я часто спрашивал свою маму, любила ли она в детстве смотреть мультфильмы. Мама ответила, что «Очень!» Для них, детей, которые жили в конце прошлого века, это было огромное событие. “Мама! Мультики показывают!” – кричали малыши. И взрослые бросали все свои дела, усаживались смотреть вместе с детьми удивительную сказку. Она носила их по разноцветным волнам веселых и грустных, поучительных и загадочных, таинственных и забавных историй.
Теперь мы, их дети, смотрим мультфильмы. Это мультфильмы советского и зарубежного производства. Но почему-то все больше родителей испытывают сомнения по поводу безопасности и пользы для нас зарубежной мультипликационной продукции. У взрослых возникает чувство тревоги, подозрение, что происходит что-то неправильное и непоправимое?
В своей работе я попытаюсь разобраться, как влияют мультфильмы на детскую психику.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Городская научно – практическая конференция
«Планета эрудитов»
Как мультфильмы влияют на психику ребёнка
Человек и его здоровье
Тесленко Егор Сергеевич
3 «В» класс
МБОУ Лицей №21
Руководитель:
Арефичева Елена Валентиновна
Учитель начальных классов
МБОУ Лицей №21
г.Дзержинск
2014г.
- Введение…………………………………………………………………………………3
- Теоретическая часть………………………………………………………..……………4
- История создания мультфильмов………………………………………………………4
- Сравнение отечественных и зарубежных мультфильмов……………………….……5
- Практическая часть……………………………………………………………………...7
- Заключение……………………………………………………………………………....9
- Список литературы………………………………………………………………….......9
- Введение.
Самая удивительная пора в жизни человека - детство. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! На них вырастают целые поколения!
Я часто спрашивал свою маму, любила ли она в детстве смотреть мультфильмы. Мама ответила, что «Очень!» Для них, детей, которые жили в конце прошлого века, это было огромное событие. “Мама! Мультики показывают!” – кричали малыши. И взрослые бросали все свои дела, усаживались смотреть вместе с детьми удивительную сказку. Она носила их по разноцветным волнам веселых и грустных, поучительных и загадочных, таинственных и забавных историй.
Теперь мы, их дети, смотрим мультфильмы. Это мультфильмы советского и зарубежного производства. Но почему-то все больше родителей испытывают сомнения по поводу безопасности и пользы для нас зарубежной мультипликационной продукции. У взрослых возникает чувство тревоги, подозрение, что происходит что-то неправильное и непоправимое?
В своей работе я попытаюсь разобраться, как влияют мультфильмы на детскую психику.
Цель работы: на основе работы с различными источниками и практических исследований выяснить, какое влияние оказывают современные мультфильмы отечественного и зарубежного производства на сознание детей, и узнать, какие мультфильмы приносят пользу ребенку.
Задачи работы:
- узнать в специальной литературе, как появился жанр-мультипликация;
- выяснить, какие опасности скрывает в себе выдуманный мир мультипликации;
- провести анкетирование одноклассников, с целью выявления наиболее предпочтительных мультфильмов и их героев;
- изучить, как влияют западные мультфильмы на тревожность и агрессивность младших школьников;
- проанализировать результаты исследований, сделать выводы.
Предмет исследования – мультфильмы отечественного и зарубежного производства.
Гипотеза работы: мультфильмы российского и зарубежного производства, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении со взрослыми и детьми.
Во время выполнения работы использовались методы:
- изучение литературы;
- просмотр мультфильмов;
- проведение анкетирования учащихся нашего класса и их родителей;
- анализ полученных результатов.
Тема актуальна , потому что сегодня большое разнообразие мультфильмов. Мы все постоянно смотрим мультфильмы зарубежного и отечественного производства. Многие ребята предпочитают играм просмотр телевизора.
- Теоретическая часть
- История создания мультфильмов.
Когда появились мультфильмы точно неизвестно. С давних времён люди пытались «оживить» рисунки. Первые упоминания об анимации (оживлении) датированы I веком до н.э.
В начале второго тысячелетия н.э. в Китае появились теневые представления. Они очень были похожи на будущие мультфильмы.
В середине 15 века стали появляться артисты, которые развлекали народ подвижными изображениями, применяя для этого специальные механизмы.
В конце 17 века А. Кишером был придуман «чародейственный фонарь», который показывал движущееся изображение на стекле.
В конце 19 века изобретатель из Франции Э. Рейно придумал проектор, в котором использовался принцип последовательной передачи изображений – одно за другим.
В 1906 году, после того, как была изобретена кинокамера, в Америке был сделан первый мультфильм. Автором его был Дж. Блэктон. Ранние мультфильмы были чёрно-белыми и «немыми». Первый мультфильм со звуком создал в 1928 году У. Дисней. Это был мультфильм «Пароход Вили».
В России Владислав Старевич, родоначальник объемной мультипликации, начинает в кинематографической фирме Александра Алексеевича Ханжонкова работу над первым объемно-мультипликационным фильмом "Развитие головастика", осуществляя в воде покадровую съемку живых головастиков. 1911 год можно считать годом рождения русской анимации.
Создание мультфильма – очень трудоёмкий процесс. Для того, чтобы персонаж сделал простое движение, надо нарисовать около сотни рисунков. А для десятиминутного мультика их надо сделать около 15 тысяч!
Но, несмотря на то, что сегодня все мультфильмы создаются во многих странах мира, не все их, оказывается, рекомендуется смотреть… Что же мы видим на экранах своих телевизоров? Почему же некоторые мультфильмы вызывают бурю радостных эмоций, волну подражания любимым героям и формируют хорошие эмоции ребенка, а другие наносят откровенный вред, делая детей злыми? Среди создателей мультфильмов существует два мнения те, кто копирует взрослую жизнь в мультфильмах, и те, кто создает именно детский мир с его собственными законами жизни. Современные дети все более тяготеют к подражанию взрослой жизни с ее агрессией и жестокостью, поэтому и предпочитают первый тип мультфильмов.
Мы спросили в видеосалоне г. Дзержинска какие диски с мультфильмами чаще покупают взрослые для своих детей. Нам ответили, что большинство покупок – это зарубежные новинки. Многим детям российские мультфильмы смотреть не так интересно, после остросюжетных и красочных иностранных. Все дети выбирают мультики по принципу красочности и интереса, моды в классе или садике. А ведь много российских мультфильмов создавалось на основе сказок. Советские мультфильмы по своей природе интересны сюжетом и заставляют мыслить. А каким образом дело обстоит с мультфильмами иностранными? Почти половина иностранных мультиков строится по старому, проверенному принципу: завязка - кульминация - развязка. Преступление - расследование - наказание. Поэтому главные темы американских фильмов - конфликты и преступления.
Большинство современных мультиков имеют следующие признаки:
- яркие, действие происходит очень быстро;
- простой понятный сюжет, повторяющийся во всех мультиках;
- значение речи для понимания мультика сведено к минимуму;
- мультик озвучен одинаковыми голосами переводчиков;
- много агрессии;
- однообразная музыка.
- Сравнение отечественных и зарубежных мультфильмов
Чтобы успеть переделать всю домашнюю работу или немного отдохнуть, родители часто включают мультики своим малышам. Пока ребенок с наслаждением смотрит очередной мультипликационный фильм, взрослые не задумываются о том, что таким образом дети привыкают к просмотру мультфильмов и очень скоро их уже невозможно "оторвать" от просмотра бесконечных сериалов мультиков по телевизору.
Малыш как губка впитывает то, что видит по телевизору. Он еще не умеет отличить вымысел от реальности. Для него все герои абсолютно живые и настоящие. И именно их он будет копировать в своем поведении, интонациях, играх. За границей на кассетах с мультфильмом “Том и Джерри” часто ставят маркировку: “Для детей старше 6 лет». Малыш воспринимает как должное и естественное, что с кота можно содрать шкуру, а он будет при этом не только жив, но и весел. Или мышку можно ударить по голове, взорвать, отравить, а она останется неуязвимой, продолжая строить козни несчастному Тому.
Понаблюдайте за крохой, который смотрит хороший мультфильм. На его лице – весь шквал эмоций и переживаний. Вот он смеется вместе с героем, вот хмурит бровки, сопереживая и жалея, вот - повторяет слова знакомой песенки… Добрые мультфильмы имеют огромное воспитательное значение. Они научат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным, любить родителей и бабушку с дедушкой, покажут выход из многих непростых ситуаций, избавят от детских страхов. В них маленький зритель найдет еще одно подтверждение того, что зло будет наказано, а добро всегда восторжествует.
А теперь, давайте более подробно рассмотрим то, чему учат мультфильмы отечественного и зарубежного производства.
- Герои и героини современных зарубежных мультипликационных фильмов не учат уважению и очень невоспитанные. Вспомните любой мультфильм. Сколько там всего нехорошего. Насмешливое отношение к животным, человеку, предметам…
К чему это приводит:
- Яркость мультика позволяет легко привлечь внимание ребенка. В результате ребенку не надо прилагать усилия, чтобы научиться концентрировать внимание. Развивается неспособность к концентрации внимания, и в школе ребенок не может высидеть урок и запомнить весь материал.
- Понятный, простой сюжет не всегда дает возможности включиться воображению, фантазии. А ведь мультики – это еще один способ развивать мышление, внимание и память.
- В школьный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно. Поэтому важно слышать правильную, красивую родную речь, слышать все интонации, чувства, передаваемые речью. Недостаток правильной речи может привести к отставанию в ее развитии.
- Через мультики ребенок усваивает модели поведения, способы действий, учится, как можно добиться своего. К сожалению, часто этот способ – агрессия. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультики, наблюдается повышение жестокости и агрессивности.
- Практическая часть
Анкета для учащихся
Класс ___________
1.Смотришь ли ты мультфильмы? а) да б) нет
2.Когда ты предпочитаешь смотреть мультики? а) утром б) в обед в) вечером
3. Какие мультфильмы ты предпочитаешь? а) советские б) иностранные
4. Как называется твой любимый мультик?
5. Твой любимый герой?
Мы провели исследование – опрос в виде анкеты. Проведенное исследование показало что, все дети любят смотреть мультфильмы. Право выбора мультфильма принадлежит ребенку. Это очень тревожный знак. Чаще всего дети выбирают зарубежные мультфильмы, отдавая предпочтение таким мультфильмам как «Шрек», «Черепашки Ниндзя», «Дятел Вуди и его друзья», «Симпсоны», «Том и Джерри», «Винкс». Смотрят мультфильмы больше 4-х часов в неделю, что вредно для зрения и здоровья в целом. Любимыми героями детей становятся такие, которые могут совершить жестокий поступок и даже убийство. Что будет, если и в жизни ребенок начнет копировать поведение своих любимых героев?! Дети в анкете даже затрудняются назвать 10 «наших» мультфильмов, а ведь это наша история и культура. Я думаю, что родителям необходимо об этом задуматься и следить за тем, что смотрят дети.
- Заключение
Детям нравится смотреть мультфильмы, но не все, что нравится – для нас полезно. Многие современные мультики, транслируемые по телевизору, могут плохо повлиять на развитие ребенка, сформировать у него склонность к агрессии, к зависимостям и даже есть случаи, когда мультики приводят к психическим расстройствам. Во многих мультфильмах отрицательными качествами наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки въедаются в детское сознание, т. к. положительным героям нужно подражать.
Итак, подведем итог. В одном из городов несколько лет назад психологи изучали влияние различных мультфильмов на детскую психику. Выяснилось, что после «советских мультиков» дети успокаивались, становились более доброжелательными, у них улучшался сон и аппетит.
После американских компьютерных мультфильмов у детей усиливались страхи и агрессивность, они начинали капризничать, драться, ломать игрушки.
Между тем в последние годы очень редко увидишь на экране Чебурашку или Винни Пуха, зато агрессивные мультсериалы заполонили все каналы. Конечно, нельзя однозначно делить мультфильмы на плохие и хорошие, но так как у нас совсем разная культура, российским детям лучше смотреть российские мультфильмы.
Мультфильмы должны:
- учить любить животных, ведь героями мультфильмов часто бывают животные.
- учить дружить.
- помогать изучать окружающий мир
- учить выполнять свои обязанности; примером показывать как нужно выполнять те или иные действия.
- у мультфильма должен быть сюжет, желательно на основе взаимодействия коллектива.
- смотреть мультфильмы не более 2-х часов в неделю.
- пересказывать маме и папе содержание мультфильма.
- читать произведения, по которым поставлены мультфильмы (например, прочитал Н. Носова «Незнайка и его друзья» - посмотрел мультфильм, поставленный по мотивам произведения)
В ходе исследования выдвинутая мной гипотеза подтвердилась, мы доказали, что не все мультфильмы оказывают хорошее,положительное влияние на детей. Поэтому я рекомендую смотреть больше отечественных мультфильмов.
- Список литературы
«Планета мультфильмов», статья «Мой малыш», Москва, 2003
«О нашем союзмультфильме», Г. Бородин, 2005
Статьи в Интернет
Ограничивать время просмотра мультфильмов очень трудно. По мнению психологов, существует как минимум четыре причины, из-за которых детей невозможно оторвать от экрана.
- «Ребенку в принципе сложно завершить какую-либо деятельность и переключиться на другую в силу возрастных особенностей», — объясняет профессор Ольга Карабанова. По тем же причинам их не удается оторвать от игры, когда пора обедать или идти на прогулку. Если посмотреть правде в глаза, взрослые тоже иногда с трудом справляются с этой задачей и оттого ночи напролёт проводят в социальных сетях или смотрят сериалы.
- Мультфильмы заставляют ребенка смеяться, что запускает выработку гормонов удовольствия, и это на физиологическом уровне возвращает его к столь приятному занятию — хочется смотреть еще и еще! Важно и то, что чтобы смотреть мультики, от ребенка не требуется никаких усилий, ведь это проще, чем что-то придумывать, найти себе занятие и затеять игру. Да и безопаснее: никто не отругает за взорванную паровую машину, разбитую вазу или раскрашенные стены.
- Анимация близка детскому сознанию. «Для дошкольника с еще несформированной системой восприятия мира очень трудно вычленять наиболее значимое, следить одновременно за множеством действий, связей, — поясняет Ольга Карабанова. — А мультфильм вычленяет ровно то, что нужно, и подает это в красочной форме, не злоупотребляя отвлекающими потребностями. Некая схематизация, упрощение, акцент на определенных деталях вызывает симпатию ребенка и помогает ему следить за конкретным героем. Поэтому красочный, узнаваемый, но не перегруженный образ становится популярным у детей. Персонаж, с одной стороны, упрощен, а с другой — в нем подчеркнуто самое важное, он понятен. Мы, взрослые, определяем настроение собеседника или персонажа игрового кино по массе признаков — выражение глаз, мимика, поза и т. и. Ребенок не может этого делать в силу отсутствия достаточного опыта, а в анимации в этом нет необходимости».
- «Все мультфильмы вызывают регрессию, — утверждает доктор психологических наук Марк Сандомирский. — Поэтому многие из них вообще лишены слов — они там не нужны. Пятилетний ребенок возвращается в себя двухлетнего, когда не очень получалось и непривычно было пользоваться языком. Десятилетний — в себя дошкольника, взрослый — в себя ребенка. Это очень простой и доступный способ эмоциональной разрядки».
Какие мультфильмы лучше — старые или новые
Научить ребёнка сопереживать и сделать ребенка лучше пытаются многие родители, а особенно бабушки, пытаются с помощью старых добрых советских мультфильмов, на которых выросли сами. Но, увы, они не находят должного отклика у современных детей. Это обидно, ведь несмотря на то, что изменились реалии, вечные ценности — дружба, верность, любовь, о которых были эти старые мультики — актуальны всегда.
Причину такой нелюбви Марк Сандомирский видит в том, что советские мультики создавались исключительно с воспитательной целью. Отрицательный герой не слушается, ведет себя не так, как следует, хотя его предупреждают, и в конце концов попадает в беду. Тут же добрые, великодушные, правильные герои протягивают ему руку помощи, и он исправляется. С минимальными вариациями это происходит в каждом мультфильме. То есть адресуется мультик внутреннему Родителю.
И такую анимацию детям сложнее воспринимать.
Западные же мультипликаторы — авторы «Тома и Джерри», «Утиных историй», «Чипа и Дейла» — ставили перед собой принципиально другую цель — развлекательную. Может быть, поэтому старые американские образцы еще популярны у сегодняшних малышей, в отличие от «нравоучительных» советских. Том и Джерри, дядюшка Скрудж обращались (и продолжают обращаться) к внутреннему Ребенку. И здесь логика, обязательная при воспитательном подходе, становится врагом — ведь гораздо интереснее, когда события непредсказуемы.
Наши современные мультипликаторы прекрасно усвоили этот урок. Невозможно оторваться от экрана, когда кроха Маша вытворяет с Медведем такое, что и во сне не приснится, демонстрируя при этом чудеса ловкости, креативности и игнорируя законы природы. Вот это по-нашему, по-детски. Мало того, все шалости сходят с рук, а тарарам и какие-то другие неприятные последствия легко и незаметно улаживаются. Большой терпеливый Мишка (как и его заокеанский визави Том), который вроде бы представляет угрозу для маленькой Маши и имеет власть над ней, олицетворяет для юного зрителя взрослых, родителей. А хулиганка Маша (как и обаяшка-мышонок) — это сам ребенок, который, глядя на приключения Маши, чувствует себя, маленького, победителем, выплескивает агрессию, переживает опыт, которого не получит в реальности.
Есть еще одна причина, почему дети с большим удовольствием смотрят современные мультики, а не старые советские. Множество постсоветских образцов сделано с использованием компьютерной графики.
А ни кукольный, ни самый изысканный рисованный мультфильм не может сравниться с ней по глубине воздействия на психику ребенка. Созданная на компьютере сложная перспектива, невероятное количество деталей, которые еще и перемещаются волшебным образом, поражают воображение, вводят в мир новых иллюзий. Картинка кажется соблазнительнее, насыщеннее, живее.
Какие мультфильмы хорошо влияют на психику ребёнка, а какие плохо
Самыми полезными психологи считают мультфильмы пусть и с примитивным сюжетом, но доступные и близкие детскому восприятию, в которых побеждает добро: они будят способность сочувствовать.
А вредной — анимацию, в которой муссируется тема насилия. Не нужно думать, что он все равно ничего не понимает. Звуки, выражение лиц, которые означают злость, враждебность, апеллируют к нашему инстинктивному. На бессознательном уровне такое поведение героев на экране если остается безнаказанным, усваивается ребенком как дозволенное.
Что они видят?
В 1,5-2 года: ребенка завораживает движение ярких пятен на экране и возможность за ними следить — примерно как за яркой игрушкой над кроваткой или на игровом коврике. Однако визуальная перегрузка, когда обилие ярких образов слепляется в общий визуальный ком, может работать практически как гипноз.
В 3-5 лет: по ярким деталям ребенок идентифицирует персонаж, следит за его действиями, а иногда повторяет их!
В 6-7 лет: ребенок уже может наблюдать за действиями персонажей, которые становятся формой выражения и развития их отношений между собой. Ему интересны коллизии и неожиданные повороты в развитии историй. Он сам уже знает, что такое хорошо и что такое плохо, может оценивать персонажей, сочувствовать им.
Введение
Актуальность темы. Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм. За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. Засилие иностранных мультфильмов на отечественном телевидении, наводит на размышления относительно их влияния на развитие и становление психики подрастающего поколения. Вызывают много вопросов новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т.д.). Если старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребёнка, современные мультфильмы часто не несут добра, миросо-зидания и порядочности.
Цель нашего исследования является изучение влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста.
Объект исследования - развитие дошкольников.
Предмет исследования - влияние мультфильмов на развитие дошкольников.
Задачи исследования:
1. подвергнуть глубокому анализу, как отечественные, так и зарубежные мультфильмы;
выявить общее и различное во влиянии на детскую психику; S определить степень вредности и полезности мультфильмов различных способов создания.
Методологические основы исследования: в работе мы опирались на исследования отечественных ученых И. Я Медведевой, Е. Глушковой, В. Абраменковой, А. Богатыревой и других.
Метод исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут оказать практическую помощь в воспитании детей дошкольного возраста, прежде всего, родителям, воспитателям детских воспитательных учреждений. Также содержание наше работы может представлять интерес для студентов, обучающихся по специальности «Дошкольная психология» и др.
Структура работы: работа состоит из введения, в котором мы ставим цель исследования, определяем задачи, актуальность, указываем метод исследования и определяем практическую значимость работы. В основной части содержится две главы. В первой главе раскрываются особенности отечественных и зарубежных мультфильмов. Вторая глава посвящена выявлению влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста. В заключении, мы делаем выводы, определяем степень достижения цели и решения задач.
Глава I . Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста
1.1 Характеристика содержания отечественных мультфильмов
Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Они не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы.
Слово «мультфильм» имеет различные значения, основанные на несколько весьма различных формах изобразительного искусства и иллюстрации. Художники, которые производят мультфильмы, известны как карикатуристы. Первоначальный смысл в изобразительном искусстве, мультфильм означал подготовительный рисунок на произведение искусства, такого, как картина. Современное значение относится к юмористической иллюстрации в печатных и анимационных фильмах. Слово «мультфильм» иногда используется для обозначения комиксов, а также может сослаться на юмористический рисунок художественного или публицистического опубликования в газетах и журналах.
Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино - вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов .
Многие родители рано или поздно задумываются над тем, какое влияние оказывают мультфильмы на их детей. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, и многие чувствуют, что есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). По мнению детского психолога Ирины Яковлевны Медведевой, за этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира . В выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.
Лучшими отечественными мультфильмами являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека. Например, довольно старый мультфильм «Волшебный мешочек» (реж. А. Полушкин, «Куйбышевтелефильм», 1975г.) (Приложение, рис. 1). Сюжет узнаваемый: у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и, наконец, решается на педагогический эксперимент: разрешает внуку озорничать, но при этом наполнять мешочек камешками, после каждого сделанного доброго дела. Сначала он с большим трудом находит какое-то полезное приложение своих медвежьих сил, потом видит вокруг все больше и больше возможностей помочь кому-то и мешочек, через некоторое время стал полным. Наступила долгожданная свобода, но и в другие дни тоже нашлись разные неотложные дела, так что время проказ больше не наступает.
Есть известный духовный закон: «Когда нет в тебе любви и милосердия, твори дела милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце». В «медвежьем» педагогическом приеме интрига и опасность заключалась в том, что дед разрешил внуку озорничать после. Он рисковал, но духовный закон сработал. Конечно, мы не должны помнить о добрых делах, которые совершаем (не "класть камешек" себе в зачет). Но если сердце не воспитано - надо же с чего-то начинать.
Бывает, что «подсчет своих камешков» становится привычкой и чертой характера, которую называют тщеславием. Объяснить это ребенку, если он действительно старается сделать что-то хорошее, но - исключительно из надежды на похвалу, можно с помощью мультфильма «Самый маленький гном» (реж. М. Каменецкий, «Союзмультфильм») (Приложение, рис. 2). Он тоже - о воспитании сердца, о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий выручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят и других. Есть в этом мультфильме замечательный образ одного «спасателя». В вечно сказывающейся сказке лиса постоянно уносит петушка-золотого гребешка за темные леса и другой сказочный ландшафт, а спасает петушка его друг-кот. Заслуг у кота накопилось много. Когда гном Вася прибегает звать его на помощь, но на этот раз спасать петушка от лисы кот отказался.
Мультфильм этот хорош не только тем, что в нем есть положительный Вася, который побеждает волка, а тем, что Вася при этом - самый-самый маленький. А значит, если кому-то нужна помощь, рост не имеет значения.
В мультфильмах, как и в жизни, самыми добрыми и отзывчивыми чаще всего оказываются не большие и сильные, а маленькие и слабые (если иметь в виду мускулы). Про это рассказывает мультфильм «Самый большой друг» (реж. П. Носов, «Союзмультфильм») (Приложение, рис. 3).
В Африке живет злой крокодил и африканская девочка с друзьями -щенком, цыпленком, колокольчиком и бегемотом. На титул самого большого друга претендует бегемот. Но злому крокодилу вся эта дружба надоела. Девочку он решил съесть. Не очень крупные друзья ее все время выручали, а вот бегемот в критический момент испугался и убежал. В конце девочка объясняет бегемоту, что все кто ей помог маленькие, но большие друзья. А он такой большой и бросил ее в беде.
Рассмотрим такой пример, в беду попадает сам враг - крокодил. Крокодил довольно распространенный герой мультфильмов. Еще один крокодилий характер есть в мультфильме «Птичка Тари» (реж. Г. Сокольский, «Союзмультфильм») (Приложение, рис. 4). У этого крокодила, как полагается, все было страшное: страшный хвост, страшная пасть и очень страшные зубы. А еще он никогда никому не сказал доброго слова, поэтому его все бояться и не любят.
Но самое страшное было то, что он один во всей Африке не чистил зубы. Когда у крокодила разболелись зубы, он очень страдает. Джунгли счастливы, звери рады. Но прилетает птичка Тари жалеет крокодила и дает первый урок. А крокодил зубы не чистил потому, что лапы у него коротки. Поэтому крокодил и был такой злой. Ведь стоило отважной и доброй птичке Тари вычистить зубы крокодила и он впервые в жизни сказал доброе слово: «Спасибо». Птичка Тари сильно рисковала. И для ребенка это еще один важный момент в познании мира: есть, оказывается, в жизни такие вещи, которые важнее своей безопасности и даже жизни. И мультфильм может рассказать об этом, не пугая (а значит, не отпугивая) ребенка, а, наоборот, привлекая сердце к таким героям веселой и доброй сказки.