Повышение педагогической культуры родителей в современных дошкольных учреждениях. Повышение педагогической культуры родителей обучающихся
Жукова Людмила Александровна
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ульяновский техникум приборостроения
Повышение педагогической культуры родителей обучающихся
Анализ современной семьи показывает, что родители зачастую не способны создать благоприятные условия для эффективной социализации подростка, что приводит к обострению различных социальных проблем. Ошибки и просчеты, допускаемые родителями в процессе воспитания, оказываются невосполнимыми и проявляются в асоциальном поведении подростка, в трудностях его адаптации к жизни в обществе, в различных отклонениях личностного развития, в проявлениях девиантного поведения подростка.
Многие социальные проблемы часто являются следствием воспитания подростков родителями с достаточно невысоким уровнем педагогической культуры, которая проявляется иногда в сильной мотивационной ограниченности в решении проблем семейного воспитания, неготовности менять сложившиеся стереотипы воспитания.
Современный ритм жизни, увеличение количества неполных, конфликтных семей, занятость родителей наряду с недостаточным уровнем их педагогической культуры существенно искажают характер детско-родительских отношений. Это проявляется в формализации контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, в дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что часто приводит к формированию у подростка неадекватной самооценки, неуверенности в своих силах, отрицательных форм самоутверждения, а в крайних случаях выражается в педагогической запущенности и задержках психического развития.
Поэтому формирование педагогической культуры родителей является одной из важнейших задач современного общества, выступает частью современной социальной политики государства.
Уровень педагогической культуры родителей представляет собой степень готовности родителей к эффективной организации воспитательного процесса в семье, основанной на знаниях, умениях и навыках педагогического взаимодействия с ребенком, понимании особенностей его личностного развития и желании приобщить его к культуре и традициям семьи и общества. Уровень педагогической культуры родителей зависит также от уровня их образования, от их общей культуры, от индивидуальных особенностей, определяется уровнем собственной воспитанности, а также накопленным жизненным опытом.
Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением.
Огромную роль в повышении педагогической культуры родителей играет образовательная организация, в которой проходит обучение и воспитание подросток. Только путем педагогического взаимодействия родителей и педагогов можно добиться значительных успехов в деле повышения педагогической культуры родителей.
В своей педагогической практике работы с родителями широко применяю ряд мероприятий по повышению педагогической культуры родителей, как то:
- Индивидуальное консультирование родителей – основной задачей этого способа взаимодействии является изменение неадекватных родительских позиций, улучшения стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности в воспитании детей, оптимизация форм родительского воздействия.
- Мини-лекции приглашенных специалистов (педагогов, психологов, социальных работников, сотрудников ИПДН, специалистов из наркологических центров, юристов и т.п.) по отдельным вопросам. С этой целью заранее специально подбираются темы, интересующие конкретную группу родителей (например: «Индивидуальные особенности подростков 15-17 лет», «Возрастные кризисы развития подростка», «Искусство хвалить и наказывать»).
- Г рупповые дискуссии, в основе которых - конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями. Ситуации могут быть предложены и самим педагогом, например, в соответствии со следующими темами: «Нравственные основы родительства», «Наши конфликты с детьми» и т.п. Цель дискуссий заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той и иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла;
- Наглядная педагогическая пропаганда позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., а также непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, помогает доступно и убедительно донести необходимую педагогическую информацию), Можно составить и постоянно обновлять стенд «Для вас, родители» содержащий информацию о повседневной жизни группы, о текущей и воспитательной работе в ПОО и семье. Стенд «Советы и рекомендации» может содержать рекомендации психолога и социального педагога по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета и др. Тематика материалов стенда должна зависеть от возрастных особенностей детей и семей. Так, для семей с детьми-инвалидами можно оформить стенд, где будут представлены практические рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Там же стоит поместить перечень инстанций, где родители смогут получить квалифицированную помощь и поддержку.
- К нижная терапия - к наглядной просветительской работе можно отнести и книжную терапию, суть которой заключается в обсуждении содержания специально подобранных к семинару, к родительскому собранию научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам семейной жизни и семейного воспитания. Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать свои методы и приемы воспитания.
- Родительские конференции - данный метод работы с родителями проводится 11-2 раза в год, они предназначены для обмена опытом воспитания. Мысли, высказанные на них родителями и подкрепленные их же опытом, приобретают особую убедительность и оказывают большое влияние на присутствующих. Конференции проводятся как по проблемам, затрагивающим широкий круг психолого-педагогических вопросов, так и по конкретным вопросам семейного воспитания, например: «Эстетическое воспитание подростков в семье», «Воспитание дисциплинированности и культуры поведения», «Воспитание у подростка познавательной активности и интереса к учению» и т.д. В своей педагогической практике широко использую данную работу по обмену опытом родителей, чьи дети- подростки достигли хороших успехов в учебе, спорте, общественной деятельности и др. Когда родители на практике узнают информацию о том, как воспитываются дети в других семьях, они нередко перенимают опыт воспитания, могут обратиться к родителям по сложившейся ситуации в их семье.
- День открытых дверей объединяет целый комплекс мероприятий, проводимых в масштабе всей образовательной организации. К их проведению в ПОО привлекаются педагоги, методисты, социальные педагоги, психологи и т.д. Родители получают возможность: наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной; сравнивать умения и поведение своего ребенка с умениями и поведением других детей; перенимать у педагога приемы воспитательных воздействий. Родители могут увидеть уроки и внеклассные занятия, посмотреть, как учат их детей, как работают сами ребята, что требует от них преподаватель, какими приемами он пользуется. Отцы и матери убеждаются, как сложен и ответствен труд педагога, видят, чем располагает ПОО для обучения и воспитания детей. Это весьма эффективный путь наглядного, конкретного обучения родителей. Дни открытых дверей проводятся в нашем учебном заведении один раз в год.
- Практические занятия - еще одной формой работы по повышению педагогической культуры родителей, которые применяются мною в моей практике по повышению уровня педагогической культуры родителей являются практические занятия, направленные на выработку и закрепление педагогических умений и навыков мам и пап. Разрыв между теоретическими представлениями родителей о методах и средствах воспитания и умением применять их на практике является наиболее характерным недостатком образовательной системы. Так, например, родителям (после теоретического ознакомления с определенными аспектами воспитательной деятельности) можно предложить проиграть различные жизненные ситуации, в том числе и конфликтные. Умение идти на компромисс, слушать, разрешать спорные ситуации, понимать позиции другого человека и многое другое - это важные моменты в общении с подростками. Проигрывание различных «конфликтных» сюжетов помогает родителям и детям найти способы взаимоопределяемых решений, позволяет посмотреть на нее со стороны, без излишней эмоциональной включенности.
- Просвещение через интернет : создание специального сайта для родителей, на котором они могли бы находить интересующие их материалы по проблемам образования и воспитания.
- Родительское собрание является основной формой взаимодействия педагога с родителями. Оно призвано стать местом обсуждения актуальных проблем учебно-воспитательной работы, проведения бесед педагогического содержания, организации обмена опытом по воспитанию детей в семье, анализа нестандартных подходов к реализации воспитательных задач и т.д.
Необходимо отметить, что эффективность и результативность работы по формированию педагогической культуры родителей выше, когда коллективные формы (конференции, дискуссии, диспуты, лекции) сочетаются с групповой и индивидуальной работой; педагогическое просвещение – с активным включением родителей в воспитательную работу; теоретические знания – с решением практических задач воспитания: обменом опыта родителей по вопросам семейного воспитания, разбором конкретных жизненных ситуаций.
Повышение педагогической культуры родителей – длительный процесс, успешность которого будет зависеть от того, как будут реализованы такие принципы, как: гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей; обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса; интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей; управление взаимодействием детей и родителей; единство педагогического просвещения и самообразования родителей; многообразие форм работы с родителями; стимулирование родителей к сотрудничеству; принцип добровольности; принцип конфиденциальности.
Таким образом, семья в значительной степени определяет успешность воспитания ребенка, поэтому важным этапом в работе с родителями является повышение их педагогической культуры. Сформировать у родителей необходимую педагогическую базу – одна из важнейших задач педагогов образовательных учреждений.
Список использованной литературы:
1.Арнаутова Е. П. Общение с родителями: Зачем? Как? М., 1993. 208 с.
2.Головинова Г. Н. Семья – забота общая. М.: УЦ «Перспектива», 2010. 136 с.
3.Недвецкая М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи. М.: УЦ Перспектива, 2011. 152 с.
4.Никитина Е. Л. Повышение педагогической культуры родителей учащихся // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII международной научно- практической конференции – Новосибирск: СибАК, 2012, 37с.
Алена Немсадзе
Повышение педагогической культуры родителей в современных дошкольных учреждениях
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись – и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.
На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в Законе РФ «Об образовании» (ст. 18) . В законе сказано, что родители – первые педагоги ребенка . В помощь семье существуют дошкольные образовательные учреждения . Современные родители достаточно грамотны и образованны, многие из них имеют доступ к педагогической информации .
Заботясь о благе каждой семьи, делая все для ее укрепления, современное общество требует от родителей высокой ответственности за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждая мать и не каждый отец понимают важность этой задачи. История семьи доказала : чем совершеннее общество, тем более высокой культуры воспитания оно требует. Еще совсем недавно считали, что чем выше уровень образования, общая культура родителей , тем больше у них возможности правильно воспитывать своих детей.
«Каждой семье – педагогическую культуру » - этот девиз становится в последние годы определяющим в организации педагогических знаний среди родителей в нашем ДОУ . Минимум педагогических знаний , имеющийся в большинстве семей, не удовлетворяет требований современного общества . Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя .
В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей . Очевидна важность дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии ребенка. Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей .
О типичных ошибках родителей сказано немало в педагогической литературе , много опубликовано материала о негативных факторах семейного воспитания. Родители нуждаются в поддержке со стороны специалистов, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Роль педагога в просветительской работе с родителями возрастает , ее ничем нельзя заменить.
Воспитатель дошкольного учреждения выступает одновременно и официальным лицом и доверительным собеседником. Путь к установлению контакта с родителями видится в том , что педагог обеспокоен неудачами ребенка или гордится его успехами, проявляет искреннюю заинтересованность его развитием. Он может доходчиво рассказать родителям о режиме дня , об организации занятий, прогулок и других видов деятельности детей в дошкольном учреждении .
В настоящее время педагогические знания буквально обрушиваются на родителей из теле- и радиопрограмм, популярной педагогической литературы , журналов, Интернета. Сегодня телевидение, радио, популярные публицистические издания предлагают родителям возможность получить грамотно и доступно изложенную информацию, касающуюся разнообразных аспектов воспитания детей. Многие телевизионные программы, представляющие новые методики воспитания детей, периодические издания «Игра и дети» , «Мой Кроха и Я» , «Родители » , «Наш малыш» и другие созданы специально в помощь родителям .
Говоря о применении Интернета можно добавить, что в некоторых дошкольных учреждениях родители и педагоги переписываются по электронной почте. Но порой родители сетуют на то , что, вроде бы, и знания есть, но они не могут их применить в конкретной ситуации.
Чтобы знания «работали» , актуализировались, родителям нужно обладать педагогическим тактом , выдержкой, соблюдением единства требований к ребенку со стороны всех взрослых членов семьи. Помимо сообщения родителям знаний о воспитании , необходимо формировать у них рефлексивное отношение к своей воспитательской деятельности.
Что возьмут дети в будущее? Ответ на этот вопрос кроется в воспитании чувств : необходимости формировать в ребенке с ранних лет умение не только брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того, что сделал кому-то доброе дело. Ведь именно в любви к своему ребенку заложена необходимость постоянного самосовершенствования личности самого родителя . Совместное проживание, общие заботы по дому – все это способствует выполнению семьей главной задачи – воспитания детей.
Но эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители , другие члены семьи в сотрудничестве с педагогами будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах, если они смогут организовать их жизнь : повседневный быт, игру и труд, полезные интересные занятия. Если родители обладают определенной педагогической культурой (психолого-педагогическими знаниями и умениями , желанием целенаправленно воспитывать детей, им удается успешно воспитывать дошкольников .
Таким образом, в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором установления которого являются педагоги дошкольного учреждения , поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей.
Актуальность темы исследования: В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. ст. 44 сказано, что «родители (законные представители) несовепшеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»
Однако, в реальности родители демонстрируют недостаточно высокий уровень педагогической просвещенности. Зачастую родители не имеют достаточных психолого-педагогических знаний, не всегда могут применить имеющиеся знания на практике. Недостаточно информированы о процессах, происходящих в школе.
Недостаток знаний по педагогике и психологии приводит к ошибкам и безрезультативности в воспитании.
Как писал А.С. Макаренко, что семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание.
От того, каким будет воспитание в семье зависит, каким вырастет подрастающее поколение. И здесь задача школы заключается в том, чтобы, используя наиболее эффективные пути взаимодействия с семьей, расширить познания родителей в вопросах воспитания детей, повысить их педагогическую культуру.
Тема исследования - Пути повышения педагогической культуры родителей учащихся начальной школы.
Цель исследования - определить пути повышения педагогической культуры родителей младших школьников.
Объект исследования- пути повышения педагогической культуры родителей младших школьников.
Предмет исследования – формы и методы повышения педагогической культуры родителей младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что педагогическая культура родителей младших школьников будет повышаться при использовании разных форм и методов взаимодействия.
Задачи:
- Раскрыть сущность «педагогической культуры» родителей.
- Определить условия и формы организации необходимые для эффективного взаимодействия школы родителями.
- Раскрыть понятие дифференцированного подхода в работе с родителями.
- Выявить и экспериментально проверить наиболее эффективные формы работы с родителями младших школьников .
Глава 1.Теоретические основы педагогического просвещения родителей младших школьников.
1.1 Сущность понятия педагогической культуры родителей.
Педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.
Педагогическая культура родителей лежит в основе воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность семейного воспитания детей.
Педагогическая культура включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа). Содержание современной педагогической культуры не может быть без знания из области педагогики, психологии, этики и других наук.
XX век ознаменовался большими достижениями в области человековедческих наук и современным родителям уже недостаточно элементарных знаний о воспитании. Необходимо просвещение в области педагогики, психологии, физиологии, коррекционной педагогики и т.д. Эти знания обеспечат понимание возрастных особенностей развития ребенка, помогут учитывать его индивидуальность. Особенно важны они в настоящее время, когда многие семьи по-настоящему озабочены качественным воспитанием детей. Современные семьи испытывают нужду в знаниях о целях, средствах и методах воспитания детей, а часто - и коррекции, и компенсации их развития. Таким образом, в содержание современной педагогической культуры включаются знания из многих человековедческих наук, которые помогают постижению психолого-педагогических и естественнонаучных основ современной семьи и домашнего воспитания. (1)
1.2 Организация взаимодействия школы с родителями учащихся с целью повышения их педагогической культуры.
Организация - это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия отдельных элементов или частей системы в соответствии со структурой целого.
Взаимодействие –это организация совместной деятельности индивидов, групп и организаций, позволяющих им реализовать какую – либо общую работу.
Педагогическое взаимодействие между школой и родителями – это деятельность, направленная на достижение главной цели –гармоничного и всестороннего развития личности ребенка.
Основополагающими условиями успешного сотрудничества школы с родителями учащихся выступают взаимная заинтересованность сторон в достижении конкретных педагогических целей; открытость и взаимное доверие; взаимопомощь; совместные усилия в решении воспитательных проблем . В такой работе, как пишет В.А. Сластёнин, есть своя специфика, которая обусловлена следующими факторами:
- знанием объективных закономерностей педагогического процесса;
- чётким представлением социальных функций школы;
- пониманием тенденций и особенностей развития семьи;
- практической подготовленностью учителя к работе с родителями;
- общественностью по воспитанию подрастающего поколения.
Взаимодействие школы и семьи осуществляется в следующих организационных формах:
- координация планов воспитательной работы коллектива школы и родительских комитетов с четким распределением функций каждого из участников воспитательного процесса;
- организация систематического педагогического просвещения родителей по использованию эффективных приемов работы с детьми.
- изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков, осуществление совместных мер по их устранению.
Основную работу школа организует через родительские объединения – клубы, советы, общества содействия и т.д. Каждое из таких объединений обязательно должно иметь устав, план, в котором определяются основные направления деятельности, права и обязанности участников образовательного процесса.
Работа по повышению педагогической культуры родителей может осуществляться через организацию родительских школ. С создания родительских школ начинается работа по созданию этических, духовно-нравственных, интеллектуальных ценностей. Актив школы занимается убеждением родителей в необходимости пополнения знаний педагогики и психологии, изучения основ гуманистической педагогики.
Результатом должно стать постоянное стремление родителей повышать свою педагогическую культуры, овладевать практическими навыками правильного семейного воспитания.
Формы и методы работы с родителями учащихся.
В процессе работы школы с семьей можно выделить следующие уровни взаимодействия:
Оптимальный или благоприятный уровень взаимодействия характеризуются взаимопониманием, демократическим стилем общения, целесообразностью, содержательностью. При таком уровне общения учитель положительно относится к семье, профессионально компетентен, выработан режим работы с родителями. Родители в свою очередь открыты для общения, активно посещают мероприятия (родительские собрания, лекции и д-р.), охотно делятся своим педагогическим опытом, участвуют в дискуссии. Этот уровень взаимодействия предполагает творческую инициативность учителя.
Для благоприятно-неустойчивого уровня общения характерна доброжелательность, открытость в общении педагогов с семьей. Однако в силу каких-либо разногласий родители иногда теряют интерес к школьной жизни, реже посещают школу.
Нейтральный уровень отличается нерегламентированностью, ситуативностью. Общение с родителями скоротечной, нерегулярное. Отсутствует взаимная заинтересованность в совместной деятельности.
Несогласованный уровень взаимодействия характеризуется стремление представить свою точку зрения в вопросах обучения и воспитания, как единственно правильную. Несогласованность во взглядах на воспитание, поведение, оценку не способствует эффективному развитию младших школьников.
Неблагоприятный или конфликтный уровень общения отличается частым выяснением отношений, преобладанием эмоциональности над чувством ответственности. Любой просчет партнера воспринимается, как показатель психолого - педагогической некомпетентности. Данный уровень взаимодействия крайне негативно сказывается на развитии школьника.
Специфика работы с родителями, направленная на повышение их педагогической культуры, требует от педагога наличия таких профессиональных качеств, которые бы способствовали организации эффективного межличностного взаимодействия двух важнейших субъектов воспитания - семьи и школы. К таким профессиональным качествам можно отнести гибкость, способность к сотрудничеству, эмоциональную привлекательность. Отношения с родителями учащихся педагог должен выстраивать на основе взаимного доверия, демонстрируя заинтересованность школы в сотрудничестве, желание и готовность в любой ситуации оказать педагогическую и психологическую поддержку. В общении с родителями не допускать назидательного тона. Регулярное и неформальное общение с семьями учащихся позволит педагогу сформировать у них положительный настрой на анализ и решение проблем в воспитании, образовании и развитии детей.
Для достижения поставленных целей в педагогическом просвещении родителей учитель может использовать следующие формы:
- Наглядная педагогическая пропаганда;
- Лекции и мини-лекции;
- Беседы (коллективные, индивидуальные);
- Консультации (тематические и по запросу родителей);
- Родительские собрания;
- Семинары;
- Вечера вопросов и ответов;
- Встречи за круглым столом;
- Дни открытых дверей;
- Совместное участие с детьми в проектной деятельности;
- Деловая игра;
- Совместное с детьми участие в праздниках, викторинах, конкурсах.
Наглядная педагогическая пропаганда позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через оформление выставок литературы, тематических стендов, изготовление памяток и буклетов, помогает доступно донести информацию о воспитательно-образовательном процессе, показать передовые методы работы.
Для родителей можно оформить информационные стенды «Советы родителям», «Специалисты рекомендуют», «Наша жизнь в школе» и др.
Материалы таких стендов должны систематически обновляться. Тематика материалов стенда должна зависеть от возрастных особенностей детей и семей. Так, для семей с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, можно оформить стенд, где будут представлены практические рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Там же стоит поместить перечень инстанций, где родители смогут получить квалифицированную помощь и поддержку.
Желательно оформлять выставки, стенды, ориентированные на разные аспекты воспитания (трудовое, патриотическое, физическое и т.д.)
Стенды по физическому воспитанию будут способствовать приобщении семей к здоровому образу жизни. Они могут содержать информацию о пользе физкультуры и спорта, комплексы ОРУ, подборки подвижных игр фотоматериалы.
Для эффективного нравственного воспитания детей в семье будут полезны тематические стенды о праздниках, народных традициях и обычаях (День народного единства, Светлая Пасха и др.)
Сочетание всех форм наглядной позволяет повысить педагогическую просвещенность родителей, заставляет переосмысливать и корректировать методы семейного воспитания.
Деловая игра
максимально приближает своих участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
Конкретной схемы проведения деловых игр не существует. Все зависит от компетентности, творческих способностей̆ руководителя.
Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умений предупреждать конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В них могут участвовать учителя, классные руководители, социальные педагоги, родители и др. Темой деловых игр могут быть разного рода конфликтные ситуации.
Встречи за круглым столом расширяют познания о воспитательном процессе как у родителей, так и у педагога. Тематика их может быть самой разнообразной. Можно обсудить проблемы, возникающие в процессе воспитания детей в различных типах семей. Характерным для такой формы взаимодействия является активная позиция родителей. Они охотно делятся опытом, интересными наблюдениями.
День открытых дверей включает в себя целый комплекс мероприятий, проводимых в определенный день в масштабах всей школы. К их проведению привлекаются методисты, специалисты школы (логопеды, психологи)
Такая форма имеет следующие положительные аспекты:
- Родители имеют возможность наблюдать за своими детьми в условиях, отличных от семейных;
- Могут сравнить успехи своих детей с успехами одноклассников;
- Родители имеют возможность перенимать методы педагогического воздействия, которые использует учитель.
Во время посещения школы в такой день родители могут посетить как уроки, так и внеклассные мероприятия. Это весьма эффективный путь наглядного обучения родителей.
Вечера вопросов и ответов представляю собой сбор информации по разным педагогическим темам. Ответы на вопросы носят дискуссионный характер, зачастую переходят в заинтересованное обсуждение. Такие вечера носят непринуждённый характер, равноправное участие в них педагогов и родителей. К участию в этих мероприятиях целесообразно пригласить социального педагога, логопеда, педагога-психолога.
Семинары позволяют родителя глубже вникнуть в процессы воспитания, расширить знания о психологии, о методах педагогического воздействия.
На семинарах родители учиться адекватно воспринимать друг друга, у них меняется представление о своем ребенке, расширяется спектр воспитательных приемов, которые затем апробируются в повседневной̆ жизни. Они вовлекаются в обсуждение и осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов. В процессе такой работы с родителями могут быть использованы следующие приемы:
1) мини-лекции приглашенных специалистов (педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов и т.п.) по отдельным вопросам. С этой целью заранее специально подбираются темы, интересующие конкретную группу родителей̆ («Как развить память ребенка», «Возрастные кризисы развития ребенка», «Искусство хвалить и наказывать»). Необходимо следить, чтобы темы излагались простым языком, образно, живо и убедительно;
2) групповые дискуссии, в основе которых - конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями. Ситуации могут быть предложены и педагогами, например, в соответствии со следующими темами: «Нравственные основы семейного воспитания», «Как наши страхи становятся страхами детей», «Как сложилась бы наша жизнь, если бы не было детей̆», «Наши конфликты с детьми» и т.п. Цель дискуссии заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той и иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла;
3) книжная терапия, суть которой̆ заключается в обсуждении содержания специально подобранных педагогом к семинару научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам семейной̆ жизни и семейного воспитания.
Помимо родительских семинаров в формировании педагогической культуры родителей большое значение имеет
групповое и индивидуальное консультирование.
Основной задачей этого способа взаимодействия является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности в воспитании детей, оптимизация форм родительского воздействия. В процессе индивидуального консультирования традиционно выделяются семь факторов эффективности работы с родителями:
1) создание психолого-педагогического климата, обеспечивающего успех консультирования. Педагог должен убедить родителя, что он проявляет искренний интерес к проблеме и хочет помочь в ее разрешении;
2) педагог задает наводящие вопросы, которые вызывают родителя на откровенность. Консультируемый высказывает все, что накопилось в душе;
3) педагог должен глубоко вникнуть в суть проблемы, осмыслить сложившуюся ситуацию и увидеть в ней то положительное, чего не заметил родитель;
4) педагог должен понять причину конфликта или проблемы, с которой к нему обратился родитель;
5) не называя причины конфликта, педагог должен стараться подвести родителя к ее пониманию;
6) родитель осознает причину конфликта, а педагог должен ненавязчиво подсказать пути его решения, чтобы родитель был уверен, что он сам нашел их;
7) педагог должен подтвердить правильность догадки родителя (или скорректировать вариант решения проблемы) и закрепить мотивацию на выполнение принятого решения.
Групповое консультирование назначается учителем для родителей, чьи дети имеют общие особенности в успеваемости, поведении, состоянии здоровья, условиях воспитания и т.д. Консультация состоит из небольшого сообщения учителя и ответов на вопросы родителей. Так, например, если в классе есть несколько учащихся, которые мало читают и не любят книг, то их родителей может собрать учитель словесник и рассказать, как заинтересовать детей чтением. Подобная беседа может быть проведена с родителями неуспевающих учеников (эти консультации также могут проводиться с участием школьного врача, психолога). В родительских группах часто используются игровые приемы работы: разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания. отрабатываются приемы общения с детьми. На групповых консультациях педагогические положения рассматриваются в конкретном приложении к определенным частным случаям.
Консультация может носить либо выраженный инструктивный характер, либо проходить в форме обсуждения сложных воспитательных ситуаций, которые вызывают затруднения у родителей. Это делает консультирование важным элементом в общей системе работы с родителями.
Необходимо отметить, что консультации могут проводиться не только в школе, но и дома. И в том, и в другом случае есть свои преимущества и недостатки. Придя в школу, родители могут получить совет учителя предметника, классного руководителя, врача, школьного психолога по интересующим их вопросам. Но здесь советы даются часто только на основании слов родителей. Консультируя на дому, педагог пользуется не только информацией родителей, но и своими впечатлениями, наблюдениями, полученными непосредственно на месте.
Наиболее распространенной формой работы с родителями являются
родительские собрания
.
В зависимости от поставленных целей они делятся на:
Организационные (выбор родительского комитета, разработка и утверждение плана работы, создание инициативных групп для участия в организации и проведении каких-либо классных и общешкольных мероприятий)
Итоговые (подведение итогов за определенный промежуток времени, анализ успехов и неудач, выработка дальнейших путей сотрудничества)
На повышение педагогической культуры родителе ориентированы тематические родительские собрания. По форме проведения это могут быть лекции, беседы на психологическую, педагогическую тематику, тренинги, читательские конференции по вопросам семейного воспитания и др. Для активизации родителей и в конечном итоге для успешного проведения собрания педагогу нужно заранее о его проведении оповестить родителей, тщательно продумать сценарий, продумать ход мероприятия, все организационные моменты. Обратить внимание на соответствующее оформление - выпустить стенгазету, приготовить памятки, буклеты. Для большей наглядности и повышения эффективности восприятия информации свое выступление педагог может сопроводить показом мультимедийной презентации, слайд-шоу, видеоролика. К подготовке собрания можно привлечь активных родителей класса, членов родительского комитета.
Организуя собрания подобным образом, можно за короткое время добиться хороших результатов: родители становиться более заинтересованными в жизни класса и школы, принимают активное участие в ее работе.
Данная форма взаимодействия сплачивает коллектив родителей, обеспечивает их необходимой информацией по вопросам педагогики и психолог; повышает чувство ответственности родителей за семейное воспитание; оказывает положительное влияние на отношения школы и семьи.
Совместное участие в проектной деятельности.
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися вид творческой деятельности, а также результат этой деятельности.
В воспитательно-образовательном процессе современные школы проектный метод используют сейчас достаточно широко. В проектную деятельность вовлекаются учащиеся, начиная с младшего школьного возраста. Метод проектов способствует развитию познавательного интереса детей, их всестороннему развитию. В силу своих возрастных особенностей дети не всегда могут справиться с заданиями самостоятельно и тогда родители оказывают им информационную, мотивационную и техническую поддержку. Активное участие со стороны родителей в подготовке проектов помогает укрепить внутрисемейные отношения, способствует сближению, вовлекают их в образовательный процесс.
1.4 Дифференцированный подход в педагогическом просвещении родителей младших школьников.
Дифференциация (по сл. Ефремовой) – разделение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцирование - выявление существенных отличительных особенностей предмета исследования, проводимые методом анализа признаков предмета.
Дифференцированный подход при организации работы с родителями по педагогическому просвещению - это выстраивание работы с учетом индивидуальных особенностей семьи: семейного микроклимата, социального статуса, уровня педагогических и психологических знаний и умений, степени заинтересованности жизнью школы.
Для системной работы по изучению семьи можно разработать план. Можно использовать рекомендации учёных (В.В. Котырло и С.А. Ладывир):
1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребёнка.
2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи:
- дружелюбный тон общения друг к другу;
- изменчивый, противоречивый характер отношений; - своеобразная автономность каждого члена в семье.
3. Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей:
- наличие определенных знаний и готовность к их пополнению, углублению;
- ограниченность знаний и податливость к педагогическому просвещению;
- низкий̆ уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.
4. Особенности воспитательных воздействий:
- участие всех взрослых в воспитании, степень
согласованности воспитательной деятельности;
- непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие
конфликтов по поводу воспитания; член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию;
- отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития ребенка.
5. Организация современных форм деятельности в семье:
- общность во всех семейных делах, вовлечение ребенка в семейные дела, заботы;
- распределение обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребенка к семейным делам;
- разобщенность взрослых в семейных делах, изоляция ребенка от семейных дел и забот.
9. Отношение семьи к образовательному учреждению:
- высоко оценивают возможности образовательного учреждения и готовы сотрудничать;
- не видят необходимости сотрудничества;
- перекладывают все воспитательные функции на образовательное учреждение, к сотрудничеству не готовы;
- безразлично относятся к образовательному учреждению, воспитанию собственного ребёнка.
План работы по изучению семьи реализуется с помощью различных методов. Наиболее часто используются такие методы, как беседа, наблюдение. При этом педагог должен соблюдать такт, чуткость по отношению к родителям, постараться наладить доверительные отношения.
Для изучения особенностей семьи применяются и такие методы, как социологические опросы, интервьюирование и анкетирование. Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов.
Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, интересующих педагога. Этот метод отличается гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала. В работе по изучению семьи необходимо использовать контактное проведение анкетирования, т.е. (сам педагог организует анкетирование и собирает опросные листы).
Таким образом, проанализировав теоретическую сторону вопроса, мы можем сделать вывод, что повышения педагогической культуры родителей младших школьников можно достичь через реализацию разных форм и методов работы школы с родителями, используя дифференцированный подход.
Глава 2. Опытно - экспериментальная деятельность по выявлению путей повышения педагогической культуры родителей младших школьников.
2.1 Организация повышения педагогической культуры родителей на основе применения разных форм и методов взаимодействия.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что педагогическая культура родителей младших школьников будет повышаться при условии эффективного взаимодействия с педагогами школы.
Опытно - экспериментальная деятельность осуществлялась на базе МКОУ СОШ 4 п. Песковка. Количество семей – участников эксперимента - 16. Класс 1.
Весь процесс нами был поделен на три этапа:
- этап. Сбор информации о родителях, детях. Анализ результатов.
- этап. Разработка и реализация плана работы по педагогическому просвещению родителей.
- Анализ эффективности осуществленной деятельности по педагогическому просвещению родителей.
На начальном этапе работы с целью выявления социального статуса семьи, нами был организован устный опрос и анкетирование родителей. Для это была использована анкета. (Приложение 1.)
Анализ результатов анкетирования:
Количество участников -30 человек.
По составу семьи:
Полные семьи – 14, 87%
Неполные семьи- 2, 13%;
По количеству детей в семье:
14 семей имеют по 1-2 ребенка -87%
Семьи, имеющие трех и более детей 13%;
По уровню образования:
- высшее образование 3 человека -10%
Среднее специальное – 21 человек, 70%;
Среднее образование - 6 человек 20%.
Средний возраст родителей
От 20 до 30 лет – 22 человека, 73%;
От 30 до 45 лет – 8 человек, 27%
Предпринимателей среди родителей нет, в сфере образования и культуры имеют педагогическое образование и работают в сфере образования 4
человека; безработных - 3 человека. военнослужащих - 5 человек, остальные родители - рабочие, занятые сфере лесозаготовки, работники. государственных учреждений, работники торговли и услуг.
Результаты анкетирования показали - семьи учащихся в основном полные, семей, имеющих статус многодетной семьи - две, возраст родителей по большей части достаточно молодой. Уровень образования родителей не высокий.
Далее был осуществлен сбор информации о детях через беседы с медиком, психологом. Было выявлено, что серьезных проблем со здоровьем дети не имеют. У 15 учащихся - 2 группа здоровья, у одного человека -1 группа.
Следующим этапом стало проведение анкетирования с целью определения психологического климата в семье . (Приложение 2)
Результаты анкетирования показали, что все участники исследования оценивают отношения в семьях, как «хорошие» и «очень хорошие», считают свою семью коллективом. Однако, больше половины родителей утвердительно ответили на вопрос: «Бывают ли дети в вашей семье свидетелями или участниками конфликтов?»
Анализ анкет на определение уровня педагогической просвещенность родителей показал следующие результаты:
В анкетировании приняло участие 16 семей.
Трудности в воспитании детей испытывают 6 семей; периодику психолого-педагогического характера читают 4 человека из 24 опрошенных; 5 человек из 16 в вопросах воспитания ориентируется на свой жизненный опыт, 6 семей ответили, что семейное воспитание осуществляют, с учетом рекомендаций педагогов и специалистов, 5 - активно посещают мероприятия, организованные ОУ; за воспитание детей считают ответственным в первую очередь школу- 4 человека. На вопрос «охотно ли вы участвуете в совместных с детьми праздниках и других мероприятиях, организованных школой?» - 5 человек ответили отрицательно, 3 дали ответ «иногда», 8 человек ответили «да». На вопрос «Кто ответственен в большей степени за воспитание ребенка» один родитель ответил - «школа».
Результаты опроса показали недостаточно высокий уровень педагогической культуры родителей. Только треть родителей для получения информации по вопросам воспитания активно посещает мероприятия, организованные школой, а в совместных с детьми праздника и мероприятиях охотно принимает участие лишь половина родителей. Физическое наказание в семье не применяет никто.
После анализа результатов анкет родителей мы перешли ко второму этапу. Был разработан, а затем реализован план мероприятий, направленный на повышение педагогической культуры родителей. Были выбраны следующие формы взаимодействия:
- Наглядная педагогическая информация.
Для родителей был оформлены
Стенд «Хотим быть здоровыми, красивыми, веселыми!» Вниманию родителей были представлены материалы о пользе соблюдения режима дня, информация о правильном питании, подборка коррегирующих упражнений с элементами массажа, самомассажа
Тематический стенд «Этот День Победы». Материалы стенда содержали общую информацию о Великой Отечественной войне, а также информацию о городах-героях (Москва, Брест, Новороссийск. Ленинград), стихи о войне ; (Приложение 5)
Выставка детского рисунка «Салют Победы»;
- Индивидуальные консультации и беседы по запросам родителей.
«Развиваем память» (мама Ани З.), «Развиваем мелкую моторику рук», «Как приучить ребенка к аккуратности» (родители Арины П.)
- Семинар-практикум «Мир в семье»
В мероприятии приняло участие 13 человек.
- Физкультурный досуг для детей и родителей с целью приобщения семей к здоровому образу жизни «Путешествие в страну Здоровячков».
Участие приняли 8 мам. Совместно с детьми они участвовали в спортивных конкурсах.
2.2 Анализ эффективности осуществленной деятельности по повышению педагогической культуры родителей.
После осуществления плана работы по педагогическому просвещению родителей было вторично организовано анкетирование (Приложение 3) Нами были получены следующие результаты:
Воспитание детей в семье с учетом рекомендаций специалистов и педагогов ОУ строят 8 человек, только трое из 16 воспитывают детей, основываясь на своем жизненном опыте; трудности в воспитании детей в семье испытывают пять человек; на вопрос «Охотно ли вы участвуете в совместных с детьми праздниках и других мероприятиях положительно ответили 10 человек ответили - «да», только один ответил отрицательно.
Результаты первичного и вторичного анкетирования родителей с целью определения уровня их педагогической культуры наглядно представлены в диаграмме. (рис. 1)
Рис.1
Как мы видим из результатов, динамика повышения педагогической просвещенности очевидна.
Вывод: Гипотеза исследования подтверждена полностью.
3. Заключение.
Семья играет важную роль в формировании личности человека. Ведь родители – первые воспитатели и учителя своего ребёнка, они закладывают основы нравственного, физического, эстетического и интеллектуального развития личности ребенка. Для того, чтобы семейное воспитание было эффективным, родителям необходим определенный запас знаний в области педагогики и психологии, практических умений и навыков педагогической деятельности. Такие знания они могут получить самостоятельно, а также при активном и регулярном взаимодействии с педагогами и специалистами школы.
Школа для этих целей должна использовать разные формы и методы: родительские собрания, опросы, лекции, наглядную педагогическую пропаганду. В своей работе с родителями педагоги должны использовать дифференцированный подход, учитывая индивидуальные особенности каждой семьи. Для сбора информации будут эффективны такие формы, как интервьюирование, опросы, беседы, анкетирование и д-р.
Обязательным условие является наличие хорошо продуманного плана работы по повышению педагогической просвещенность родителей. Сотрудничество семьи со школой должно быть систематичным и регулярным. Только соблюдая все условия можно добиться хороших результатов в педагогическом просвещении родителей.
А.С. Макаренко говорил: “Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги”.
Библиографический список:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед учеб. заведений
М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
- Сластёнин В.А., Исаев Н.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика.2часть. – М., 2002
- Недвецкая, М. Н. Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи / М. Н. Недвецкая // Начальная школа. - 2007. - N 1. - С. 37-43
- Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012-2013 учебному году / сост. Е.В. Пляскина. – с. Троицкое: РМК, 2013. - 60 с.
- Социальная педагогика: курс лекций /Под общей̆ ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
- Сухомлинский̆ В.А. Родительская педагогика. – М.:1987.
- Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Издат.: Дрофа, Русский язык, 2000.
- Горлова, Е. В. Настольная книга классного руководителя начальной школы / Е. В. Горлова. - Ростов на/Д: Феникс, 2010. - 286 с.
- Педагогический всеобуч / В.Г. Рындак, М.Б. Насырова, Н.М. Михайлова, Н.М. Науменко; под ред. проф. В.А. Л
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы М.: 2008. - 474 с
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
- Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М.: Политиздат, 1990. – 319с.
- Мудрость воспитания: Книга для родителей / Составители И.Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. – М.: Педагогика, 1987. – 288 с.
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 2002.
- http://www.ozhegov.org - Толковый словарь Ожегова
Тема: Пути повышения педагогической культуры родителей
Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.
Русская народная поговорка
Семья. Какое значение имеет она для нас? Семья является первой ступенью в общественной жизни человека. С раннего возраста семья определяет сознание и формирует чувства ребенка. Именно под руководством родителей малыш приобретает свой первый житейский опыт и умение жить в обществе. Яркие впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Человек может забыть свои детские переживания, но они, помимо его воли, будут очень часто влиять на его поступки.
Любой ребенок-это особый мир, и познать этот мир могут только те родители, которые умеют разделить вместе со своим ребенком детские успехи и огорчения, тревоги и радости, которые понимают каждое движение детского сердца. Сегодня воспитание ребенка требует от родителей большого терпения, любви, душевных сил и времени. Гуманность, доброта и родительский такт являются главными качествами, которые так необходимы детям. Наглядным примером для ребенка являются любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери.
Идеалы родителей, их жизненные планы, опыт социального общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств растущего человека. К сожалению, в некоторых семьях можно наблюдать равнодушное отношение к воспитанию ребенка. Просто дети и родители живут рядом, и родители наивно надеются, что все получится само собой. Потом мамы и папы удивляются, почему у них выросли такие дети. Все получилось бы иначе, если бы родители были педагогически грамотными! Как педагоги могут помочь родителям? Ответ на этот вопрос находится на поверхности - необходимо повысить педагогическую культуру родителей!
Понятие педагогической культуры родителей
Прежде всего, дадим общее определение культуры, используя словарь В.И.Даля.
«ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор. в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника».
Социальная история человечества рассказывает о том, что люди освоили и сделали своим домом весь земной шар; успешно покоряют космическое пространство; изобрели огромное по количеству и качеству число способов деятельности. При группировке этих способов выделяются следующие основные формы культуры:
- «материальная культура»;
-«духовная культура»;
-«общая культура человека», включающая «социальную культуру» (т.е. экономическую, правовую, политическую, моральную)»;
-«физическая культура».
Общая культура человека состоит из нескольких компонентов, в том числе и педагогической культуры. В ней находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся педагогический опыт семейного воспитания. Основой воспитательной деятельности родителей служит педагогическая культура. От ее уровня напрямую зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.
Необходимо заметить, что человечество давно пришло к пониманию необходимости специальной подготовки родителей. Я.А.Коменский дал первую программу подготовки матерей к воспитанию и обучению своих детей в книге «Материнская школа». Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, наши соотечественники А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев и другие высказывали аналогичную мысль о зависимости семейного воспитания от подготовки родителей. Ф.Фребель создал детские сады, чтобы используя показ приемов правильного воспитания повысить педагогическую культуру матерей. В XIX веке многочисленные педагогические журналы, педагогические общества, которые занимались просвещением населения, подхватили эту эстафету. Справедливо будет заметить, что в каждой стране сложилась своя система повышения педагогической культуры населения. В нашей стране в XX веке в течение нескольких десятилетий существовал педагогический всеобуч. Его целью было ознакомление с основами воспитания. Программы и учебная литература обеспечивали научно-методическое обеспечение всеобуча. В рамках этого проекта функционировали народные университеты, включающие в свой состав и педагогический факультет. В систему народных университетов входили родительские университеты, которые создавались организациями общества «Знание» органами народного образования. Они работали при школах и дошкольных учреждения, дворцах и домах культуры. В программы родительских университетов, рассчитанных на один или два года обучения, входил минимум знаний о содержании всестороннего развития ребенка, о методах семейного воспитания. Работа дифференцировалась по возрастным этапам развития ребенка: воспитание в семье детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подростков, старшеклассников. Педагогическое просвещение юношей и девушек велось в школах, средних специальных учебных заведениях. В женских и детских консультациях осуществлялась подготовка молодоженов к материнству и отцовству. Молодые родители приобретали педагогические знания и умения в клубах молодых семей. В учебных планах и программах учебных дисциплин педагогических вузов и училищ предусматривалась подготовка будущих педагогов к работе с семьей. Повышению педагогической культуры населения служили лектории, различные курсы, семинары.
Таким образом, в нашей стране была создана система повышения педагогической культуры всего населения, которая сама по себе заслуживает положительной оценки. Недостатками этой системы были излишняя политизация содержания, а подчас и его оторванность от реальных проблем семейного воспитания, обязательность, а иногда принудительность посещения той или иной формы педагогического просвещения.
Структура педагогической культуры родителей
Выделяют следующие компоненты:
Когнитивный компонент (сумма психолого – педагогических, правовых, физиолого-гигиенических знаний, необходимых для полноценного осуществления воспитания в семье);
Коммуникативный компонент (взаимопонимание родителей с ребенком и с другими членами семьи, умение создать благоприятный семейный климат, умение предупреждать и решать различные конфликты);
Операционный компонент (умение родителей организовать полноценную жизнь ребенка в семье, осознанно владея методами, приемами и формами воспитательного взаимодействия с ребенком);
Рефлексивный компонент (умение оценивать необходимость применявшихся методов и приемов воспитания, причины успехов и неудач, анализировать собственные действия, способность посмотреть на себя глазами своего ребенка);
Эмоциональный компонент (умение понять ребенка по малоприметным особенностям его поведения, видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь, умение владеть собой).
Следует заметить, что компоненты складывались на протяжении всей истории человечества, но только в настоящее время они приобрели новое звучание. Вопрос об ответственности родителей ставился на международном уровне (Конвенция о правах ребенка,1989 г). В Конституции Российской Федерации закреплено первоочередное право родителей на воспитание своих детей. Учитывая распространенные в наше время явления, негативные для развития и воспитания ребенка (разводы, миграция населения, безработица и другие социально-экономические факторы), воспитание ответственных родителей осуществляется на самых разных уровнях, включая религию, образование, юриспруденцию, искусство. Именно поэтому содержание современной педагогической культуры совершенно невозможно представить без знаний из области права, этики психологии и других наук.
Уровень педагогической культуры родителей
Можно назвать шесть принципов общения родителей с ребенком, которые могут составить «педагогический рецепт». Этот рецепт может стать основным законом семейного воспитания. Звучит он примерно так: «Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовством и материнским авторитетом». Итак, шесть принципов:
1) родители должны принять своего ребенка-это значит, что его любят не за отличные отметки в дневнике и за порядок в детской комнате, а просто за сам факт существования в этом мире. Для ребенка важно принятие, ведь это сохраняет чувство собственного достоинства и дает уверенность в себе, в своих силах. Для родителей принятие - это безграничная вера в то, что малыш, которому они подарили жизнь, обязательно оправдает их ожидания;
2) любовь является для ребенка не менее значимым чувством. Малыш очень нуждается в любви и ласке в любом возрасте. Детям очень нужно, чтобы их обнимали и целовали не меньше 5-6 раз в день! Даже если дети воспитаны как надо, но любовь в общении отсутствовала, развиваются не правильно;
3) очень важным и значимым принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. В общении с ребенком промедление иногда подобно смерти. Ни в коем случае нельзя отмахиваться, списывать на занятость и переносить на потом. Если сегодня у взрослых нет времени на общение со своим ребенком сегодня, то завтра уже у выросшего чада не будет времени и желания общаться со своими родителями.
В случае частого общения малыш уже с раннего детства понимает свою нужность и значимость для родителей;
4) признание своего родителями своего малыша является краеугольным камнем хороших отношений между ними. Такое признание предполагает похвалу, одобрение, положительную реакцию семьи даже на самое незначительное усилие со стороны ребенка, которое делает его умнее, лучше, добрее. Если маленький человек будет чувствовать признание, он будет прилагать гораздо больше усилий, чтобы добиться жизненного успеха;
5) формирование у ребенка привычки ответственности имеет огромное значение в его воспитании. Родители должны научить ребенка брать ответственность за свои поступки на себя. Ошибка некоторых родителей состоит в том, что они стараются взять ответственность за все поступки и проступки ребенка на себя. Это обрекает их на неудачи и проблемы в воспитании детей;
6) родительский авторитет является важной составляющей успешности воспитания детей в семье. Авторитет мамы и папы для ребенка - это желание говорить им правду. Авторитет родителей состоит в том, чтобы спокойно, без крика и ремня, проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом ему говорят раз и навсегда.
Принятие своего ребенка, признание его, любовь к нему, авторитет родителей в его глазах, доступность родителей собственному ребенку прямо пропорционально вниманию и любви, которое получат родители в старости.
Но сегодня уровень педагогической культуры большинства родителей очень низкий, что отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности. Большая часть родителей совершенно некомпетентна в вопросах семейного воспитания, плохо представляет его цели. Педагогическая неграмотность родителей, непонимание сложностей процесса развития ребенка приводит обычно к большим ошибкам в семейном воспитании. Решение проблемы зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей. Такая подготовка должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Уровня, который позволит им сделать семейное воспитание успешным и радостным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением.
Формы организации работы с родителями по повышению педагогической культуры
Современная педагогика предлагает новые формы организации работы с родителями учащихся:
Индивидуальное консультирование родителей (индивидуальная работа с отдельной семьей или представителем семьи, которая позволяет разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение);
Тематическое консультирование (работа с семьями, где дети переживают одну и ту же проблему);
Дискуссии, в основе которых лежат конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями;
Психологические тренинги, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений;
Деловые игры, направленные на формирование навыков быстрого принятия педагогически верных решений;
Анализ педагогического опыта, включающий в себя обсуждение содержания научно-популярных и методических пособий по проблемам семьи и семейного воспитания;
Просвещение через интернет путем создания специального сайта для родителей, на котором они могли бы находить интересующие их материалы по проблемам образования и воспитания.
Следует отметить, что эффективность и результативность работы по формированию педагогической культуры родителей будет выше, если полученные теоретические знания будут активно применяться мамами и папами на практике.
Принципы успешного повышения педагогической культуры родителей
Повышение педагогической культуры родителей - это длительный процесс, для успешной реализации которого необходимо соблюдать следующие принципы
Принцип добровольности
Принцип конфиденциальности
Единство педагогического просвещения и самообразования родителей
Управление взаимодействием детей и родителей
Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей
Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса
Многообразие форм работы с родителями
Стимулирование родителей к сотрудничеству
Таким образом, можно утверждать, что семья определяет успешность воспитания ребенка. Именно поэтому одной из важнейших задач педагогов различных образовательных учреждений является формирование у родителей педагогической базы и повышение их педагогической культуры.
Закончить мне хочется словами, взятыми из дневника государыни императрицы А.Ф.Романовой:
«Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей - не на словах, а на деле они должны учить своих детей примером своей жизни»
Используемая литература:
1.Харчев А.Г. , «Брак и семья в СССР» ,М.: Мысль, 1979
«Энциклопедический социологический словарь», общ. ред. Осипова Г.В. М.: ИСПИ РАН,1995
3.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. – М.: Педагогика, 1981. … Сердце отдаю детям, Рождение гражданина, Павлышская средняя школа, Разговор с молодым директором школы, Мудрая власть коллектива, Родительская педагогика.
4.В.И.Даль, «Толковый словарь живого великорусского языка»,Изд.: Цитадель,1998
5.В.Л.Бенин, М.В.Десяткина, Учебное пособие по социальной философии,БГПУ,Уфа-1997.
Формирование психолого-педагогической культуры родителей
Составила педагог д/о Шаталова ЕВ.
21.11.17 «Педагогическая мастерская»
Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.
Старый школьный афоризм
Давайте сегодня поговорим о таком важном понятии, как педагогическая культура. В своих учебных планах, в графе взаимодействие с родителями мы пишем: индивидуальное консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей. Что же включает в себя эта графа?
Давайте посмотрим, с чего начинается современное воспитание в семье? С эффективного домашнего воспитания. Но может ли дать воспитательный эффект если автономное семейное воспитание личности ребенка? Ответ однозначен -нет. Эффективность домашнего воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества, взаимодействия. Возникает вопрос, с чего нам, педагогам дополнительного образования начать?
Сначала! С педагогической культуры, ведь родитель- это самый главный педагог в жизни ребенка. Разберемся с этим понятием.
Педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.
Педагогическая культура включает несколько компонентов:
понимание и осознание ответственности за воспитание детей;
знание о развитии, воспитании, обучении детей;
практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществление воспитательной деятельности;
продуктивную связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа, дополнительное образование).
От деятельности взрослых, и прежде всего родителей, во многом зависит создание того педагогически целесообразного комплекса условий, который играет решающую роль в формировании и развитии личности, в изменении в воспитательных целях микросреды ребенка.
Цель и задачи взаимодействия педагогов с родителями
Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребёнка, необходимо отметить, что существуют «нормальные» и деструктивные детско-родительские отношения, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии
ребёнка.
Детско-родительские отношения включают субъективно-оценочное,
сознательно-избирательное представление о ребёнке, которое определяет
особенности родительского восприятия, способ общения с ребёнком, характер приёмов воздействия него.
Причины деструктивных детско-родительских отношений можно
разделить на три группы:
неправильные представления родителей об особенностях проявления
родительских чувств;
недостаточность психолого-педагогических знаний родителей о возрастном развитии ребёнка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;
недооценка роли личного примера родителей и единства требований,
предъявляемых к ребёнку.
Для гармонизации детско-родительских отношений необходимо осуществление взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, направленное на формирование психолого-педагогической
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, воспитания и осуществления полноценного развития каждого
ребёнка.
Определим основные задачи работы с родителями:
1. Согласование ценностных основ воспитания ребёнка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребёнке
взрослые.
2. Согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей,
то есть определение того, какие проявления считать проблемными и к каким
следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка.
3. Согласование поведенческих воздействий в отношении ребёнка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребёнка дома, кому и как в школе, чтобы добиваться желаемых в нём изменений.
Однако, говоря о согласовании воздействий на ребёнка со стороны родителей (законных представителей) и педагога, следует признать, что активной стороной здесь является последний. Педагог организует взаимодействие с родителями и предлагает им для освоения своё информационное поле, в котором представлены различные аспекты педагогики и возрастной, педагогической, практической психологии, представляющие интерес и ценность для родителей.
Принципы организации работы с родителями
Эффективная организация работы с родителями предполагает опору на следующие основополагающие принципы.
Первый – обеспечение эмоциональной безопасности для родителей.
Психолого-педагогическая работа, как неизвестная родителям, может вызвать у них страх неопределенности, страх нового. Поэтому поначалу взаимодействие должно быть организовано через знакомые, понятные родителям формы. Если родитель отказывается от взаимодействия с педагогом, у него есть на это причины. Такими формами могут быть родительские собрания, открытые уроки, беседы на различные, порой и не значительные темы.
Второй – это открытость и конгруэнтность педагога, умение избежать негативного переноса в отношении родителей. Это означает, что педагог осознаёт и принимает свои истинные чувства, поэтому может быть открытым в отношении родителей. А возникающие у себя чувства обиды, раздражения, злости, страха в отношении родителей умеет исключать из процесса взаимодействия. Поэтому он и даёт им право скептически относиться к советам, право иметь и проявлять в отношении педагога различные чувства. В начале взаимодействия педагог чужой для этой семьи человек, его слова, поступки, имеют право интерпретироваться родителями как угодно, и рассматриваться в любом «свете», другое дело, что в процессе постоянного и открытого диалога, педагог и родитель начнут понимать друг-друга, относится друг к другу, как к членам семьи, где объединяющее начало - не кровная связь, а любовь к ребенку, желание вырастить ребенка успешным, трудолюбивым и счастливым!
Третий – необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с педагогом различными способами. Большинство родителей мало знают о возможностях педагога, поэтому может возникнуть либо страх взаимодействия (вдруг педагог увидит то, что не хотелось бы показывать), либо недооценка его значимости, но и в том и в другом случае возникает стремление избежать учителя. Мотивирование необходимо ещё и потому, что взаимодействие с педагогом может актуализировать у родителей собственные внутриличностные конфликты. Поэтому мотивация к взаимодействию должна быть сильнее собственного сопротивления к работе. Если родитель не приходит на встречу к педагогу – это означает, что его неправильно позвали. Из опыта работы наших педагогов, уже сейчас можно сказать, что возможность родителя прийти на любое учебное занятие, специально организованные открытые занятия, на которых педагог не только показывает чем занимаются дети, но и знакомит с возрастными трудностями, способами их преодоления, показывает перспективы дальнейшего развития. Предлагает родителям попробовать, вместе с детьми, «отработать» часть учебного занятия. Прочувствовав с чем ребенок имеет дело, трудности усвоения и радость труда родители горят активностью и желанием помочь педагогу. Следует отметить, что организуя такие занятия следует учитывать свободное время родителей. Как правило, такие занятия мы проводим после работы родителей. Практика показала, что в выходной день родители планируют время для своей семьи. В после рабочее время, «по привычке» родитель идет вместе с ребенком на занятие и, занимаясь деятельностью, которая для них нова, но желанна - они психологически открыты к восприятию всего, что им показывается и говорится. Такой подход позволяет:
родителям найти «свободное время» для того, чтобы побыть с ребенком рядом, показать ему, свой интерес к выбранной деятельности;
наладить взаимопонимание между родителями и педагогом;
дает такой толчок к взаимодействию, какой не даст ни одна индивидуальная беседа.
Объединяя педагогические усилия, учителя и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых им следует работать совместно.
Их можно разделить на три основные группы.
К первой группе следует отнести те проблемы, которые связаны с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы и семьи.
Вторую группу составляют проблемы методики стимулирования учащихся в семье к работе над своим личностным развитием и формированием.
К третьей группе относятся проблемы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания.
В приложении описаны методы, которые наиболее эффективны для взаимоотношений с родителями.
Какую же помощь семье может оказать педагог д/о?
Основными направлениями педагогической помощи можно назвать:
организационно-педагогическую работу с родителями;
осуществление педагогического просвещения родителей и проведение систематической индивидуальной работы по улучшению обучения и воспитания учащихся.
Свое влияние на воспитание учащихся в семье осуществляет через разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями. Одной из таких важных форм являются родительские собрания.
На родительских собраниях обсуждаются наиболее актуальные для данного периода времени проблемы образовательной деятельности, проблемы возрастного развития, педагогической культуры родителей, а также текущие вопросы обучения и воспитания учащихся. Темы родительских собраний подсказывает сама жизнь. Идет занятия, за дверями собирается дети и родители, которые готовятся пойти на следующее занятие. Мы слышим, как родители разговаривают с детьми - «агрессивно, односторонне». Можно пройти мимо такой ситуации, а можно рассказать родителям об агрессивном общении. После такого собрания, общение детей и родителей меняется, ведь в суете и постоянных заботах, мы не замечаем, как мы общаемся и не думаем о том, что из этого общения выносит наш ребенок. Родители очень любят своих детей и хотят их видеть счастливыми, поэтому они начинают внимательно следить за собой, своим поведением.
Общаясь с группой родителей педагог дополнительного образования рассказывает о деятельности детей в объединении, узнает, как ребенок ведет себя дома, обсуждается информация родителей об опыте воспитательной работы с детьми, а также решаются вопросы, связанные с улучшением учебной и воспитательной работы.
Родительские собрания иной раз полезно проводить вместе с учащимися. В таких случаях создается особая психологическая атмосфера, повышающая ответственность как детей, так и родителей за решение поставленной задачи. Следует подчеркнуть, что влияние педагога на воспитательную деятельность семьи во многом зависит от того, в какой мере он ставит перед родителями конкретные воспитательные задачи и дает методические советы и рекомендации по их решению.
Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей, так как многие беды семейного воспитания обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми.
Существенным фактором влияния педагога дополнительного образования на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охватывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организацию трудовой деятельности и профессиональную ориентацию. При этом необходимо остановиться на выявлении некоторых психолого-педагогических правил их взаимодействия и способах установления контактов с семьей.
Первое правило гласит, что о снова работы педагога - действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Единственно правильная норма взаимоотношений педагогов и родителей - взаимное уважение. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в условиях любого образовательного учреждения.
Второе правило говорит о необходимости доверия к воспитательным возможностям родителей, повышения уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания педагога. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило связано с соблюдением п едагогического такта, недопустимости неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог - лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих. Хороший педагог в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются.
Четвертое правило указывает на преобладание ж изнеутверждающего, мажорного настроя в решении проблем воспитания, опоры на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентацию на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.
«Лесенку» используемых методов можно представить следующим образом:
1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции - казалось бы, знакомые методы, а с каким вниманием родители перечитывают то, что предлагается им педагогами на различных стендах, прислушиваются к тому хорошему, что педагог заметил в ребенке и каким образом он предлагает дальше развиваться в каком направлении он предлагает двигаться.
2. Проблемные методы: проблемные лекции, «круглые столы», детско-родительские мероприятия, тренинги.
В заключении попытаемся обобщить всё сказанное. Взаимодействие с родителями с целью формирования у них психолого-педагогической компетентности в вопросах образования, воспитания и осуществления полноценного развития каждого ребёнка можно разделить на 2 важных этапа.
1этап. Использование знакомых родителям форм и методов, в которых от них потребуется минимальная активность.
2этап. По мере появления доверия между педагогом и родителями, включаются методы с постепенным повышением активности родителей, не забывая включать в работу с родными ребенка менее знакомые им методы.
Список литературы:
1. Формирование психолого-педагогической культуры родителей через многообразные формы обучения/ Управление ДОУ. 2004. №5. С.28.
Приложение
Формы и методы организации взаимодействия педагогов и родителей
Наименованиегруппы методов
Цель, назначение использования
Формы
Информационно-
аналитические
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Способствуют организации общения с родителями, их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребёнку в условиях школьного учреждения и построение грамотного общения с родителями.
Проведение
социологических срезов, опросов «Почтовый
ящик», Индивидуальные
блокноты», анкетирование, тесты-опросники.
Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей школьного возраста. Формирование у родителей
практических навыков воспитания детей.
Семинары- практикумы.
Тренинги. Форум-театр.
Проведение собраний,
консультаций в
нетрадиционной форме.
Мини-собрания.
Игры с педагогическим
содержанием.
Педагогический
брифинг.
Устные педагогические
журналы.
Исследовательско-
проектные, ролевые,
имитационные и деловые игры.
Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Обеспечивают
установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми.
Совместные праздники,
мероприятия, экскурсии.
Выставки детско-
взрослых работ.
Кружки, секции, клубы.
Наглядно-
информационные:
информационно-
ознакомительные,
информационно-
просветительские
Ознакомление родителей с работой учреждения образования, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей
знаний о воспитании и развитии детей. Нацелены на знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли школы, оказывают практическую помощь семье.
Информационные
проспекты.
Открытые просмотры
образовательной
деятельности с детьми.
Фотографии, выставки
детских работ, стенды,
папки-передвижки