Определение дети сироты. Привилегии в сфере образования. Дети, оставшиеся без попечения родителей, кто они
Ежегодно более шестидесяти тысяч детей остаются без возможности жить и воспитываться в семье. Где-то это связанно с неудовлетворительной ситуацией в социуме, где-то вина возложена на поведение самих родителей, а в некоторых случаях дети могут стать в случае гибели своих родственников. Государство взяло на себя обязанности по содержанию данной категории несовершеннолетних в первой половине XX века.
Сегодня статистика выглядит обнадёживающей: прежние темпы роста численности сирот замедлились. За первый квартал 2016 года число сирот было снижено на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. За прошлый год был зарегистрирован 58 168 ребёнок-сирота, лишь 10% из них были помещены обратно в семью. Большая часть из них отправляется в замещающие семьи (409 тысяч всего), немногим меньше - в интернаты (60 тысяч). Количество приёмных семей растёт параллельно уровню государственных гарантий гражданам.
Кто такие дети, без попечения родителей
Основополагающим актом является шестой раздел СК РФ, определяющий условия и виды процедур, применимых государством и физическими лицами, для восстановления всей полноты прав, создания максимальных условий детям без родителей. Понятие введено в . В частности, дети, оставшиеся без попечения родителей - несовершеннолетние, в отношении родителей (единственного родителя) которых суд счёл допустимым , ограничении дееспособности, безвестном отсутствии. Иногда встречается фактический отказ - родители бросают детей в публичных местах. Сироты отличаются тем, что их родители погибли и это установлено соответствующим актом, либо постановлением суда.
Государство гарантирует таким детям достаточный уровень благ и услуг посредством , занимающихся определением судьбы несовершеннолетних: либо устройство в семью, либо направление в детский дом. Закон запрещает замещать эти функции иным лицам, не представленным в составе исполнительной власти, наделённой полномочиями и ответственностью. Законность процедур контролирует министерство юстиции и Прокуратура РФ.
Поддержка детей оставшихся без попечения родителей в России
Государство не только выявляет несовершеннолетних, являющихся объектами социальной политики, но и осуществляет комплекс мер, ориентированных на преодоление разрыва между уровнем воспитания и обеспечения в нормальных семьях. В частности:
- предоставление бесплатного питания и проживания;
- обучение в специализированных и общеобразовательных школах;
- воспитание посредством государственной системы интернатов и приютов;
- бесплатное обучение на очной форме ВУЗов;
- разовые и регулярные выплаты на период обучения;
- предоставление жилья;
- определение формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.
В большей степени государство старается передать на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, формируя институт патронажа и .
Все действия на начальном этапе осуществляет центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей , формирующий социальную поддержку несовершеннолетних. Центр осуществляет реабилитацию, адаптацию, в том числе при девиантных отклонениях, нередких для данной категории детей.
Банк данных детей, оставшихся без попечения родителей
Усыновление и удочерение детей без попечения
В качестве формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является наделение третьих лиц правами родителей - усыновление (удочерение). Государство устанавливает требования к таким лицам:
- совершеннолетие;
- дееспособность, в том числе учитывается дееспособность второго супруга;
- отсутствие прецедентов лишения родительских прав, равно как и нарушений порядка опекунства, усыновления в прошлом;
- удовлетворительное состояние здоровья, достаточное для воспитания ребёнка;
- отсутствие судимости;
- наличие жилья;
- наличие надлежащей подготовки.
В РФ существенно ограничена возможность , в особенности США (полностью запрещено усыновление - ). Также усыновителями не могут выступать однополые пары.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семью производится по , регламентирующей судебный порядок принятия решений при полном анализе условий и правового статуса заявителя. Органы опеки и Прокуратура обеспечивают надлежащий уровень защищённости ребёнка, в том числе проводят анализ материального и жилищного уровня усыновителя. Суд самостоятельно направляет изменения статуса ребёнка спустя три дня после вынесения вердикта.
Особым юридическим понятием выступает - режим полной секретности о процедуре, включая всех задействованных лиц, включая судей. Нарушение установленного порядка влечёт уголовную ответственность.
Необходимые документы:
- заявление;
- заключение привлекаемых органов об условиях проживания;
- справка с места работы (бланк организации) или 2-НДФЛ;
- паспорт;
- справка о составе семьи и выписка из домовой книги.
Установление опеки и попечительства
В отличие от , когда ребёнок и усыновители обретают всю полноту прав и обязанностей, описанных в Семейном кодексе, опека является лишь актом взаимовыгодных отношений между опекуном и государством, представляющим интересы несовершеннолетнего.
К опекунам и попечителям применяются требования:
- совершеннолетие и дееспособность;
- здоровье, в том числе отсутствие алкоголизма и наркомании;
- высокие моральные качества, погашенная судимость;
- прохождение государственной экспертизы.
Опекуны могут пользоваться всей полнотой установленных государством гарантий (льгот опекунам) на основании договора об опекунстве (попечительстве) :
- Единовременные и ежемесячные выплаты (16 350,33 руб. при передаче и 40% от среднего дохода опекуна за месяц);
- Использование отдельных прав в государственных учреждениях медицинского обслуживания (внеочередное обслуживание, высокотехнологичные операции);
- Зачёт срока ухода за ребёнком в трудовой стаж.
Данные права актуализированы в ГК РФ. Детям предоставляется судебная защита на основании статьи 10 159-ФЗ, распространяющаяся на опекуна, представляющего права ребёнка.
Порядок опеки определяется . Различие опеки и попечительства заключено в возрасте ребёнка: в первом случае до 14 лет , во втором от 14 до 18 лет . Закон запрещает устанавливать опекунство без согласия несовершеннолетнего (с 10 лет) , равно как и разделять братьев и сестёр. Решение по опеке принимают специализированные органы, заключающие договор от имени государства.
Оформление опеки проводится лично или через портал госуслуг. Список документов:
- заявление на опеку. Посмотреть и скачать можно здесь: ;
- справка с работы (на бланке организации);
- выписка из домовой книги;
- справка из ОВД;
- справка из поликлиники;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, у которых единственный или оба родителя:
Лишены родительских прав,
Ограничены в родительских правах,
Признаны безвестно отсутствующими,
Признаны недееспособными (ограниченно дееспособными),
Находятся в лечебных учреждениях,
Объявлены умершими,
Отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы,
Находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
Уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,
Отказались взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты
населения и других аналогичных учреждений
И в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
На сегодняшний день одной из важнейших проблем России - это проблема обездоленных детей. По данным статистики, в 2013 году в стране насчитывается около 700 000 таких детей. Взрослые призваны создавать благоприятные условия для их выживания и развития, охранять их интересы и защищать права детей, но, как показывает практика, именно взрослые чаще всего ущемляют и нарушают эти права. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении.
В различных изданиях по социальной работе принято следующее определение понятия "социальный сирота": это ребенок, имеющий биологических родителей, которые по каким-либо причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем.
Исследования Института детства Российского детского фонда, свидетельствуют о том, что основными причинами, по которым дети остаются без родительского попечения, являются: лишение родительских прав, уклонение родителей от содержания и воспитания собственных детей, нахождение родителей в местах заключения, неизлечимая болезнь родителей, а также безвестное их отсутствие.
Такое положение обусловлено рядом причин, среди которых основными являются: сложное социально-экономическое положение общества, все большее его расслоение по имущественному признаку; духовный кризис общества; последовательное, начатое в начале прошлого века, разрушение института семьи.
Социальное сиротство - проблема многоплановая, на фоне постоянно снижающегося в целом по стране уровня рождаемости она приобрела в Российской Федерации угрожающие масштабы и была обозначена правительством как первоочередная задача общефедерального уровня.
В чем опасность социального сиротства:
· нарушение общественного порядка – 58,3%;
· рост необразованности населения – 8,3%;
· детская смертность – 33,3%;
· деградация общества –17,6%;
· повторяют путь своих родителей – 12,5%;
Сегодня в России существуют следующие формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Помещение ребенка в государственное учреждение: дом малютки, приют, детский дом, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следует отметить, что предпринятые за последние годы законодательные меры носят не только социально-экономический характер, но и учитывают психолого-педагогические и медицинские аспекты проблемы социального сиротства. Несмотря на позитивность принимаемых мер, проблема социального сиротства остается крайне острой.
Итак, в 2012 году родилось 1896263 ребенка, при этом отказались от 3884 детей (0,2%). Наибольший процент матерей, отказавшихся забирать детей из родильного дома зарегистрирован во Владимирской, Московской, Архангельской области (0,5%); Смоленской, Тверской, Калининградской, Магаданской области (0,6); Новгородской области (0,7%). Ни одного отказа от ребенка в 2012 году в Брянской, Мурманской, Ростовской, Пензенской, Челябинской, Амурской области; Краснодарском, Пермском, Забайкальском крае; Республики Дагестан, Ингушетии, КЧР, Чеченской республики, Еврейском и Чукотском автономном округе.
Причинами отказа от малышей были:
1) отсутствие супруга (63-71% от общего числа отказов);
2) низкое материальное положение (61-76%);
3) алкогольная или наркотическая зависимость матери (11-13,5%);
4) отсутствие жилья у матери (3,5-8,7%);
5) болезнь ребенка (1,4-3,6%);
6) несовершеннолетняя мать (1,4-2%);
7) проблемы со здоровьем матери (0,4-3%).
Многочисленные исследования, проводимые отечественными психологами (И.В. Дубровина, Г.С. Красницкая, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) показали, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях может отрицательно повлиять на социальное, психическое и физическое здоровье детей-сирот. Как считают современные отечественные ученые, это влияет на всю структуру личности ребенка: на эмоциональную сферу, поведенческую, интеллектуальную. Авторы подчеркивают, что искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, за данность жизни извне, скудность личного опыта и понятийной сферы детей в условиях сиротского учреждения не всегда удается компенсировать путем развития интересов и расширения представлений о мире .
В результате у детей не развивается потребность в познании, отсутствует интерес и не развивается социальный интеллект. При отсутствии интересов не развивается собственная активность ребенка и его самоорганизация. Воспитанник входит в жизнь с дефицитом волевого развития, с несформированной потребностью в профессиональной самореализации. У него складывается пассивное отношение к жизни, гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять и влиять на ход событий, осуществлять активный осознанный выбор. Многие боятся самостоятельной жизни и по выходе из учреждения стремятся жить группами, часто ориентированы на иждивенчество. Как правило, у воспитанника сиротского учреждения развивается инфантилизм. Отсутствие реальных прав и собственности, а также серьезных обязанностей не формирует у воспитанника способности жить в пространстве социально-правовых норм, способности оценивать свои поступки в категориях прав и социальной ответственности. Проживая на государственном обеспечении, в условиях тотальной ответственности воспитателя за все стороны жизни детской группы, подросток привыкает ощущать себя единицей групповой жизнедеятельности.
Эта ситуация приводит к тому, что он не осознает объективную необходимость опоры в жизни на свои силы. Результатом является отсутствие чувства личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание собственных индивидуальных особенностей, непонимание своего социального статуса. Как следствие этих проблем формируется неразвитое индивидуальное сознание.
Еще один наиважнейший вопрос на пути решения обозначенной проблемы - профилактика социального сиротства. Дело в том, что мы можем сколько угодно устраивать детей в новые семьи и гордиться успешными результатами, но если не перекрыть "канал поставки", это будет бесконечный процесс .
Эффективность решения проблемы социального сиротства определяется наличием системы профилактики и преодоления социального сиротства, включающей в себя следующие направления:
1. Управление системой профилактики и преодоления социального сиротства.
2. Укрепление института семьи, формирование семейных ценностей.
3. Организация инновационной системы сопровождения и реабилитации неблагополучных семей.
4. Развитие, усовершенствование системы социальной интеграции и жизнеустройства детей-сирот.
5. Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства.
6. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.
7. Возрождение духовной культуры нации.
8. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.
9. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение “воспитания” в учебные заведения.
10. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.
11. Совершенствование системы устройства детей-сирот.
Решение задач профилактики и преодоления социального сиротства требует комплексного, межведомственного подхода, поскольку проблемы и факторы риска в этой сфере имеют тенденцию к возрастанию и усложнению, затрагивают политическую, экономическую, правовую, социально-психологическую и педагогическую сферы. В сложившихся условиях отсутствие организованного взаимодействия между учреждениями социальной сферы, образования, здравоохранения, охраны правопорядка является одной из причин недостаточной эффективности осуществляемой деятельности по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.
Организация социальной работы в системе профилактики сиротства ставит множество проблем. И одна из самых актуальных - отсутствие квалифицированных кадров. Эта проблема становится еще острее, когда речь идет о социально дезадаптированных детях и подростках, о неблагополучных семьях. Специалисту предстоит столкнуться с подростками-правонарушителями, детьми-токсикоманами, родителями-алкоголиками и другими, не менее сложными категориями клиентов.
Для работы с ними необходим как профессиональный, так и жизненный опыт, помноженный на терпимость, открытость новому опыту, готовность к профессиональному и личностному росту. Другими словами, для такой работы требуется квалифицированный специалист, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами.
Как было сказано выше, социальное сиротство в России обусловлено рядом причин. В первую очередь это кризис института семьи, который проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов и неполных семей. Критическое состояние российской семьи обусловлено также бедностью значительного числа семей, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия. На 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, и на столько же - численность разведенных и разошедшихся, что привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. Поэтому первостепенная задача в профилактике сиротства в России - приоритетность поддержки и укрепления статуса социально здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития, процветания Российской Федерации.
В связи с этим актуальными и востребованными являются: разработка и внедрение мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, повышение компетентности в вопросах воспитания детей, повышение информированности населения о деятельности служб помощи семье и детям.
Еще одно направление работы в системе профилактики социального сиротства - сопровождение и реабилитация неблагополучных семей . Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению
Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства должно определять направления и тематику научных исследований, мониторингов, научно-методических и информационных материалов. Эффективность работы учреждений системы профилактики и преодоления социального сиротства во многом определяется научной обоснованностью и своевременным анализом существующей ситуации. Отсутствие на данном этапе комплексного научного сопровождения сдерживает развитие системы преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства.
Перечисленные меры носят комплексный характер и при планомерной реализации, по моему мнению, могут способствовать сокращению масштабов социального сиротства.
Литература:
1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2009.
2. Глазунова М.А. Социальная педагогика. М., 2010.
3. Нечаева А.М. Дети-сироты в России. 2003.
4. Чепурных Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях. Народное образование. №7, 2011.
Статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается Федеральным Законом №159 от «21» декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» далее ФЗ №159, а также Семейным Кодексом Российской Федерации .
Семейный кодекс Российской Федерации в статье 121 объединяет всех детей в одну категорию, как детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в государственной защите, а ФЗ №159 делит их на две подкатегории: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Существует мнение, что эти дети отличаются тем, что дети-сироты – это, как правило, дети из благоприятных семей, чьи родители внезапно погибли при трагических обстоятельствах, например, в автокатастрофе. И что такие дети более социализированы, образованы и т. п. Данное мнение, на наш взгляд является в корне не верным. Как такой вывод можно сделать о детях, которые потеряли родителей в возрасте полугода? Или как можно судить насколько была благоприятна обстановка в семье до гибели родителей? На наш взгляд такое деление является формальным, так как все эти лица имеют равные права на защиту государства и по нашему мнению это всего лишь дань традиции. Например, не до конца ясно, чем отличаются дети, чьи родители умерли, от детей, чьи родители признаны умершими по решению суда. Только тем, что у одних есть только свидетельства о смерти родителей, а у других решение суда и свидетельства о смерти родителей.
Рассмотрим более подробно, какие дети приобретают статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все указанные лица должны быть не старше восемнадцати лет.
- Лица, у которых умерли оба либо единственный родитель. Подтверждается свидетельством о смерти родителей, или решением суда об объявлении родителей умершими.
- Лица, родители которых лишены в их отношении родительских прав либо ограничены в родительских правах. Подтверждается решением суда о лишении родительских прав или об ограничении родительских прав. Здесь следует учесть, что при ограничении родителей в родительских правах, если причины такого ограничения не были устранены, то в течение шести месяцев органы опеки и попечительства обязаны обратиться в суд с иском о лишении родительских прав.
- Лица, родители которых отсутствуют (неизвестны). Подтверждается свидетельством о рождении, решением суда о признании родителей безвестно отсутствующими.
- Лица, родители которых являются недееспособными либо ограниченно дееспособными либо находятся в лечебном учреждении . Подтверждается решением суда о признании недееспособными или ограниченно дееспособными. Как правило, ограниченно дееспособными признаются лица, страдающие алкоголизмом и наркоманией, в таком случае они должны быть также лишены по этим основаниям родительских прав. И справкой из медицинского учреждения о заболевании родителей, препятствующем выполнению родительских обязанностей.
- Лица, родители которых находятся под стражей или в местах лишения свободы. Подтверждается справкой из мест заключения.
Кроме того Федеральный Закон №159 вводит понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Это лица, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. То есть это лица, которые в возрасте до 18 лет приобрели статус сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Данное определение используется только в рамках ФЗ №159 и в других законах не содержится. Такой возраст (23 года), установлен государством не случайно. Так как по достижении совершеннолетия люди обычно поступают в учебные заведения, и установление такого возраста позволяют человеку пройти обучение, и находиться при этом под дополнительной государственной защитой. А лица старше 23 лет уже являются социально зрелыми и могут обеспечивать себя самостоятельно.
По статистике в России зарегистрировано порядка 50 тысяч ребят, которым требуется защита. Это дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
За истекшие двадцать лет показатель уменьшился почти вдвое. Но актуальность проблемы это не снижает.
Понятие детей сирот
Признаки отнесения несовершеннолетних к указанной категории определены федеральным законодательством. Так, установлено, что сироты — это ребятишки, потерявшие родителей по причине их смерти.
Не имеющими попечения, несовершеннолетние являются если:
- мама и папа ограничены в правах или лишены их;
- мать и отец не известны;
- подтверждена недееспособность родителей;
- мать, отец отбывают срок;
- родители безвестно отсутствуют;
- родители о них не заботятся.
Оставшихся без попечения родителей детей именуют . К сожалению, таких более 80 %.
Как оформить статус ребенка, утратившего опеку
Очевидно, что маленький гражданин не самостоятельно заявляется в уполномоченные органы для установления статуса. Это процесс регламентирован Приказом Минобрнауки России от 17.02.2015 N 101.
Алгоритм действий таков.
- выявление факта оставления малыша без присмотра. Сигнал об обнаружении таких детишек поступает в органы опеки и попечительства из организаций образования, медицины, социальных служб, жилищных органов, просто от неравнодушных граждан, например, соседей;
- опекунские службы в течение 3 дней проводят расследование исразу же обеспечивают временное жизнеустройство малютки: в больницу, приют, иное учреждение соцзащиты;
- первичная информация вносится в государственный банк данных. Статус оставшегося без попечения присваивается тотчас, когда установлен соответствующий факт;
- в течение месяца органы опеки обязаны устроить ребенка;
- каждый этап работы заносится в журнал, а информация направляется в единую базу данных.
Сведениями федерального банка могут бесплатно воспользоваться
кандидаты в усыновители.
Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения
Во времена СССР детские дома рассматривались как основная форма жизнеустройства малышей.
Сейчас в России упор делается на устройство в семью и сокращение казенных организаций. Это представляется правильным, поскольку сочетание индивидуального подхода, заботы и человеческого тепла предпочтительнее для маленького гражданина.
Формы помещения малыша в семью установлены законом:
- усыновление(удочерение) предполагает, что малыш становится родным, имеет фамилию новых родителей, ему могут поменять имя. Спрос с усыновителей такой же как с родивших дите матери и отца. Поэтому требования к ним прописаны досконально, а решение принимается только в судебном порядке. Претенденты должны быть: дееспособными, совершеннолетними, иметь разницу в возрасте с усыновленным более 16 лет, подтвердить отсутствие социально опасных заболеваний, иметь жилье и постоянный заработок. Дабы защитить созданную семью от посягательств бывших родственников существует тайна усыновления;
- опека (дети от 0 до 14 лет), попечительство (от 14 до 18 лет). Данная форма обычно применяется для случаев воспитания детишек ближайшими родственниками. Например, в случае трагической гибели родителей опекунство на детей оформляет бабушка. Опекуны следят за малюткой и его имуществом;
- приемная семья. Приемными родителями работают по договору с опекунской службой, им выплачивается денежное вознаграждение. В этих семьях не допускается одновременное проживание более 8 малышей вместе с родными ребятишками. Опекаемый обычно осознает, что он не родной.
- временный вариант для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — . В случае патроната опекунские обязательства возложены и на граждан, и на службы опеки. Эта форма не используется продолжительное время, например, до возвращения малыша в родную семью после устранения обстоятельств, послуживших причиной для его изъятия.
В последнее время начал развиваться такой вид устройства для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как детская деревня SOS. Их на сегодня всего 6. Община располагается на обособленной территории и проживает большой дружной семьей, во главе которой стоит женщина, именуемая «матерью». В деревне живут разновозрастные детишки, братья и сестры никогда не разделяются. Деятельность общин контролируется государством.
Регулирующий орган
Органы, решающие проблемы выявления и устройства детишек, имеющих статус сироты — это службы опеки. Указанная работа отнесена к полномочиям регионов, последние обычно своими законами передают функции в муниципалитеты. Опека осуществляет учет ребятишек, оформляет попечительство, контролирует полноту реализации обязательств в приемных семьях. Эти службы отвечают и за формирование сведений, находящихся в федеральном банке данных сирот, сотрудничают с социальной защитой, образованием и здравоохранением.
Социальная защита и права детей-сирот
Предусмотрен целый блок социальных привилегий для сирот и ребятишек без попечения.
Гарантии права на образование
- бесплатное профессиональное образование (в том числе и второе), прохождение подготовительных курсов;
- зачисление на полное государственное обеспечение детей сирот в муниципальной или государственной организации любого уровня;
- повышенный на 50% размер стипендии в федеральном учреждении. Таким ребятам по сиротству выплачивается пособие на учебники;
- несовершеннолетние после окончания общеобразовательной школы должны быть обеспечены одеждой и обувью.Имеют право на разовое денежное пособие.
Студентам гарантирован бесплатный проезд 1 раз в году к месту обучения (туда и обратно), в том числе сиротам, находящимся на полном государственном обеспечении.
Гарантии прав на имущество и жилое помещение
За сиротами резервируется имеющееся жилье на весь период обучения, пребывания в детском доме, службы армии или нахождения в заключении.
Детям без жилья органы исполнительной власти по окончании учебы должны дать квартиру вне очереди. На первом этапе – предоставления сиротам жилья на условиях договора найма в специализированном фонде, а через 5 лет-соглашения о социальном найме. Включают в список на получение жилья совершеннолетнего сироту в возрасте от 18 до 23 лет, но снят он будет только после получения квартиры, дома или жилищного сертификата. Определены требования к жилью для детей сирот — оно должно соответствовать установленным нормам площади, быть пригодным для проживания.
Защита имущественных закреплена и нормой о невозможности отчуждения его жилья опекуном, в дальнейшем сделка будет признана ничтожной.
Гарантии прав на медицинское обеспечение
Охрана здоровья сирот осуществляется путем оказания на безвозмездной основе медицинской помощи, профилактических осмотров и лечения. Бесплатно проводится освидетельствование в случае передачи малыша приемным родителям. Если нужно, документы направляются в Минздрав РФ для дообследования и прохождения лечения в клиниках федерального уровня.В особом порядке в качестве дополнительных гарантий для детей сирот в соответствии с нормативными актами регионального уровня осуществляется наблюдение за детьми, рожденными от ВИЧ-инфицированной мамы.
Гарантии права на труд
При обращении лиц данной категории от 14 до 18 лет за трудоустройством им гарантировано прохождение тестирование на выявление предпочтений для трудоустройства с учетом состояния здоровья.
Если сироте присвоен статус безработного, ему платится пособие в размере средней зарплаты в регионе проживания на срок до 6 месяцев. В течение полугода гражданина обязаны трудоустроить.
При проведении по месту работы сокращения, работодатель обеспечивает переобучение и дальнейшее устройство на работу лиц из числа сирот в другой организации.
Право на судебную защиту
Особенностью применительно к детям-сиротам является возможность обращения в суд от их имени опекунов или других представителей, а также прокурора в случае обнаружения фактов нарушения установленных прав.Кроме того, закреплено право детей, оставшихся без попечения родителей на бесплатную юридическую помощь.
Законодательное регулирование
Российская Федерация полностью содержит несовершеннолетних лиц, которые по стечению жизненных обстоятельств оказались в сложном положении – это дети, оставшиеся без попечения родителей и дети-сироты. Каждый из регионов определяет свой уровень соцподдержки, привилегий и денежных начислений.
Совсем неважно, сколько времени находятся сироты в домах детства. Их никто не может лишить недвижимости и другого имущества, доставшегося им от родителей и других родственников, а их доходы (пенсионные выплаты, алименты) подлежат обязательному накоплению на сберегательных книжках.
Кого принято считать сиротами
Депутаты госдумы РФ приняли Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» , в котором понятия «дети, оставшиеся без попечения родителей» и «дети-сироты» имеют различные определения. Детьми-сиротами именуются жители России до 18 лет, которые потеряли одного или обоих родителей. А к детям, оставшимся без попечения родителей, относят несовершеннолетних, чьи мать и отец:
- неизвестны;
- лишились возможности растить и воспитывать ребенка либо их частично отстранили от этого;
- пропали без вести, их объявили умершими (это должно быть официально признано);
- стали недееспособными или суд ограничил их дееспособность;
- являются заключенными в тюремных учреждениях;
- совершили преступное деяние и находятся в следственных изоляторах;
- отказались их воспитывать, защищать и материально содержать.
Граждане, которые лишились единственного или обоих родителей до наступления 18 лет, могут рассчитывать на дополнительную поддержку со стороны государства до того времени, пока им не исполнится 23 года.
Все воспитанники сиротских учреждений наделены следующими правами:
- обеспечение питанием, одеждой, проживание и прохождение школьной программы;
- развитие таланта в творчестве, спорте, науке и т. д.;
- содействие в учебном процессе и коррекция обнаруженных отклонений.
Чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей и дети-сироты развивались всесторонне, им предоставляется право на посещение факультативов разнообразных профилей, секций во всех видах заведений, а также возможность участия в конкурсах или олимпиадах.
Льготы и пособия
Соцподдержка и преимущества для этих детей устанавливаются депутатами областных дум. Детские дома обязаны обеспечивать своих воспитанников бесплатно всем необходимым для жизни: полноценным питанием, одеждой, обувью, бельем и прочим. Сиротские учреждения также бывают федеральными, которые финансируются за счет государственного бюджета.
ВАЖНО! После выдачи аттестатов о полученном образовании дети выпускаются из учреждений, но им безвозмездно предоставляется одежда, обувь, белье, деньги в размере от 500 рублей и выше. Если сирота имеет желание, вещи можно заменить единовременной выплатой.
У каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей, во время прохождения профессионального обучения есть возможность ездить на общественных видах транспорта и не платить за проезд в пункте проживания и за его пределами (пригородные маршруты).
Федеральный закон № 324-ФЗ от 21.11.2011 «О бесплатной юридической помощи » позволяет детям-сиротам и их опекунам (при посещении адвокатов для ведения дел, которые непосредственно касаются сирот) на безвозмездной основе получать услуги юристов.
Право детей-сирот на медицинское обслуживание
Детям-сиротам гарантирована бесплатная медпомощь во всех больницах и поликлиниках, кроме частных. В нее входит:
- оказание медицинских услуг с применением высоких технологий;
- полное ежегодное обследование организма;
- процедуры по оздоровлению;
- медосмотры;
- лечение заграницей за счет федерального финансирования.
Во внеочередном порядке для сирот предоставляются путевки в санатории, курорты и лагеря. Им обеспечена бесплатная поездка в оба конца, если билеты были куплены самостоятельно на собственные средства, то затраты компенсируются.
Право детей-сирот на трудовую деятельность
Все выпускники сиротских учреждений должны быть официально трудоустроены, для них гарантируется защита от безработицы. Обращаясь в центры занятости, они получают содействие со стороны специалистов в поиске вакантных должностей, дальнейшего трудоустройства, и, при необходимости, помощь в выдаче направления на приобретение выбранной профессии либо дополнительного профобразования.
Если сироты встали на учет в центре занятости граждан и занесены в реестр как безработные, но они получают образование по направлению от специалистов биржи труда, им выплачивается стипендия и пособие.
ВАЖНО! Если сирот увольняют в связи с ликвидацией предприятия или сокращением сотрудников, то директорат обязан оплатить им профобучение и трудоустроить.
Привилегии в сфере образования
Граждане, получившие школьные аттестаты в сиротских домах, могут подавать заявки в ПТУ, колледжи, ВУЗы и рассчитывать на бюджетные места очного обучения. Дети-сироты безвозмездно могут обучаться:
- на курсах для абитуриентов;
- дважды в училищах, техникумах, и один раз в ВУЗах;
- по программе профподготовки один раз (рабочие специальности).
ВНИМАНИЕ! Если во время учебной деятельности студент становится сиротой, ему предоставляться соцподдержка и оплата за образовательные услуги со стороны бюджета.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” наделяет региональные власти обязанностью выдавать социальную стипендию и единовременную выплату каждый год на покупку учебников и канцелярских товаров. Выплата равняется трехкратному размеру начисляемой соцстипендии.
Если директора детских домов дают разрешение, их выпускники, проходящие обучение в училищах, колледжах и ВУЗах на время каникул могут приезжать в родные дома детства, бесплатно там проживать и питаться. Они также имеют возможность бесплатно совершать поездки в оба конца один раз в год.
Если дети-сироты во время учебного процесса берут академический отпуск (в случае наступления необходимости в лечении, при беременности, уходе за детьми младше 3-х лет), им предоставляют полное соцобеспечение со стороны государства и продолжают выплачивать стипендии.
Право на жилье
Правительство Российской Федерации постановило предоставлять детям-сиротам благоустроенную жилплощадь во временное пользование на 5-летний период. Если он закончился, а сирота находится в бедственном положении, то наем квартиры разрешается пролонгировать еще 1 раз на 5 лет. Процесс предоставления помещений регулируется субъектами РФ.
Чтобы получить квадратные метры, сироты должны достигнуть совершеннолетия (либо полной дееспособности до 18 лет) и подать письменное заявление по установленному образцу. Дети могут стать обладателями нового жилья после выпуска из детского дома, приобретения профессии по программам образовательных учреждений, завершения армейской службы или тюремного заключения.
Если дети-сироты имеют права собственности на объекты недвижимости, где им разрешено проживать, они также могут претендовать на жилплощадь. Невозможность нахождения в квартирах и частных домах определяется, если есть одна из нижеследующих причин:
- на жилой территории постоянно проживают родители, которых лишили прав на воспитание этих детей и не переселенные по приговору суда (сюда же относятся тяжело болеющие люди);
- жилплощадь не соответствует санитарным и техническим стандартам;
- при вселении ребенка, количество квадратных метров на одного проживающего уменьшается и становится менее установленного минимума.
В соответствии с Семейным кодексом , дети-сироты, над которыми оформили опекунство/попечительство либо их усыновили, обладают такими же правами, как и родные дети. Семейный Кодекс РФ закрепляет за сиротами получение содержания от родителей. Но если этих детей усыновляют другие люди, то они теряют свои имущественные права, гарантированные им от кровных родственников. В случае потери одного или обоих родителей до факта усыновления, сирота может законно наследовать их имущество и получать пенсию.
ВАЖНО! Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 829 , все денежные поступления сироты, приемные родители/опекуны должны тратить только на нужды ребенка, предварительно получив одобрение от органа опеки.
Директора детских домов обязаны сохранять на банковских счетах алименты, поступающие от родителей. По существующим правилам они могут расходовать на детей только 50% дохода от этих сумм. Как только они покидают стены учреждения, руководство передаем им право пользования счетом с накопленными деньгами: алименты за все время жительства в доме детства + половину начисленных процентов за размещенные вклады.
Дети-сироты являются одной из самых незащищенных групп российских жителей и должны полностью содержаться на средства соответствующего субъекта РФ. Чтобы они смогли органично вступить в социум и полноценно жить и работать, страна наделяет их преимуществами в виде бесплатных образовательных услуг, официального первоочередного трудоустройства, обеспечения путевками в санатории и лагеря, лечения и предоставления жилых помещений.