Во что поиграть с ребенком 4. Давай устроим детям праздник
Ищем «потеряшек» по времени
Уборка игрушек — занятие не из легких, потому превращаем это скучное дело в веселую игру. Объявляем розыск! Надо найти все игрушки зеленого цвета! И засекаем время — пять минут. Можно использовать песочные часы, детки в буквальном смысле видят, как «бежит время». Теперь ищем все игрушки с колесиками, снова на время. И так по очереди: все квадратные, или все игрушки, названия которых начинаются со звука «М», или все фломастеры, или всех зверюшек...
Ищем «потеряшек» по количеству
Игра практически такая же, как предыдущая, только даете задание искать пять машинок, десять кубиков, три мячика и т. д. — по количеству игрушек малыша. Здесь тоже можно использовать признаки, например, четыре круглых предмета, пять игрушек красных и пять синих и т.д.
Таймер
Договоритесь с малышом, что играете в уборку ровно 15 минут, а потом читаете, смотрите мультик, строите домик... тоже 15 минут! Такое чередование занятий не утомит ребенка и покажет ему, что даже за 15 минут можно успеть сделать много разных дел.
Картинки-подсказки
На коробки или полки наклейте картинки-подсказки с изображением игрушек, которые хранятся в этих местах. Такие подсказки может сделать и сам малыш: нарисовать кукол или машинки, изобразить кубики, карандаши, мячики, животных. Тогда по вашей команде (опять можно использовать часы или сигнал будильника) ребенок складывает нужные предметы на свои места. А вот команда может быть не только голосовой, но и «неслышной». Предупредите шепотом: «Уборка!» — и направьте, например, лучик лазерной указки на картинку или покажите ребенку подобную картинку.
Баскетбол
Если у вас есть коробка или корзина для небьющихся, к примеру, мягких, игрушек, можно предложить ребенку соревнование, кто точнее сумеет забросить плюшевого зайца или мишку на место с определенного расстояния.
А у одних моих хороших знакомых я увидела баскетбольное кольцо, установленное в ванной над корзиной с грязным бельем. Оказывается, бросать свои футболки и носки, скрутив в комочек, очень весело не заходя в ванну, просто с порога. И папе, и трем сыновьям эта мамина затея очень понравилась — еще бы, меткость-то как развивается! А сама выдумщица перестала выуживать из разных укромных мест грязное белье своих мужчин — они наперегонки сами несут вещи «к кольцу».
Уложи игрушки спать
Малыш к своим игрушкам относится как к живым, поэтому введите «вечерний ритуал»: «Уложи игрушки спать». Пусть машинки разъедутся по гаражам, куклы улягутся в кроватки, животные «забьются в норки», карандаши и фломастеры устроятся в коробочки... Пожелаем игрушкам спокойной ночи]
Прячемся от монстра, дождя или бури
«Скорее прячемся! Страшный монстр хочет забрать твои игрушки! Нам надо быстро помочь игрушкам спрятаться "в домики" — по местам!»
Но не обязательно «пугать» малыша, можно поиграть «в дождик», «в бурю» — игрушки не хотят промокнуть, они прячутся «в домики».
Музыкальная уборка
У малыша наверняка есть любимые веселые песенки. Включите погромче запись, пусть машинки и роботы, куклы и кубики под музыку «танцуют» к своим местам. Договоритесь, что пока длится музыка, надо успеть убрать часть комнаты. Например, как в следующей игре.
От... до
Убрать сразу всю комнату иногда очень сложно, поэтому давайте задание «От... до». Например, собрать все игрушки с пола от дивана до стола и разложить их по местам. Или убрать все, что лежит не на месте, от кровати до шкафа или от тумбочки до края коврика — в зависимости от планировки в детской комнате.
Делим комнату на зоны
Игра похожа на «От... до», только убираем определенные зоны в комнате. Например, коврик пусть станет «морем», и все игрушки надо срочно убрать, чтобы они не утонули. А диван и пол возле дивана вдруг превращается в «вулкан»: «Срочно всем покинуть опасную зону — начинается извержение вулкана!»
Можно заранее определить с малышом, какие зоны (или сектора, отделения, «территории») есть в его комнате. И поиграть в «убери одной рукой», или с завязанными глазами «собери мягкие игрушки наощупь», или «собери детали конструктора "волшебным совочком"» (обычным чистым совком для мусора или простой картонкой).
Куча-мала и сортировка
Вместе — веселее. Договоритесь, что малыш тащит все, что разбросано, а вы расставляете по местам. А потом поменяйтесь местами, чтобы узнать, кто скорее справляется с заданием. Можно показать ребенку, как очень быстро собрать разбросанные игрушки: «Я — бульдозер!» — и сгребите все в кучу-малу с помощью плоской картонки. Такую кучу гораздо легче разобрать по ящикам-полкам, все уже рядом, а не под столами и кроватями-стульями.
Магнитная уборка
Если у малыша много игрушек из железа (роботы, машинки, поезд, самолетик) или есть конструктор из металлических деталей, предложите ребенку «волшебную магнитную уборку». Правда, для такого «волшебства» понадобится большой магнит. Зато проблема мелких металлических деталек будет решена.
«Цыплячья» уборка
На полу мелкий мусор, бумажки, обрезки после ручного труда и поделок — этот беспорядок способен вывести из себя кого угодно. Превращаемся в семью «цыплят»: пальчики собираем горстью и начинаем «клевать» соринки (собираем в бумажный фунтик). У кого фунтик полнее, тот и победил.
Играть в «цыплят» можно не только при уборке обрезков и бумажек. «Цыплята» могут «клевать» мелкие игрушки (детали конструкторов и мозаики) или собирать «червячков» (карандаши и фломастеры) и т. д.
Развозка
Если у малыша есть большой грузовик, он может выполнять роль «перевозчика» игрушек на места. Сначала ребенок превращается в «подъемный кран», грузит и отвозит на место крупные игрушки, потом перевезет кубики и пирамидку, кукол или игрушечную посуду. Наконец, соберет в кузов мелочь (совком, лопаткой или куском картона: «Я — бульдозер!») и отвезет на место. Но можно использовать коробку с веревкой, и тогда ребенок-шофер будет собирать и перевозить «по домам» свои игрушки как «таксист» или «почтальон».
Игры девочек тоже молено заканчивать переездом «на дачу», «новую квартиру» или даже в «другой город». Пусть дочурка поможет куклам «упаковать» все вещи, одежду, посуду и мебель в коробочки и перевезет с помощью той же коробки с веревкой на место.
Супермаркет
Коробка может послужить и корзинкой, какие малыш мог видеть в супермаркете. Предложите ребенку поиграть, как будто он в большом магазине и ему нужно «купить» (собрать в коробку) «покупки по списку». Список может быть нарисован схематично и отражать те предметы, которые малышу надо разложить на места. Видите, к примеру, что возле телевизора стоят две пустые чашки, на батарее уже высохли варежки, под столом остались кубики и машинки после игры «в гараж», и составляете соответствующий список:
4 кубика (нарисован кубик и цифра 4);
3 машинки (нарисована машинка и цифра 3);
2 варежки (нарисована варежка и цифра 2);
2 чашки (нарисована чашка и цифра 2) и т. д.
Напомните малышу, что вы всегда после магазина разбираете покупки и кладете все по местам, пусть и ребенок сделает «как мама».
«Хитрый план»
Такую игру можно провести, когда вы собираетесь сделать общую уборку в доме или квартире. На обычном листе А-4 или А-5 схематично нарисуйте картинки-задания, сверните конвертиком или трубочкой и прикрепите в каком-нибудь неожиданном месте, например, на холодильнике или возле портрета малыша, а можно подложить в карман одежды ребенка. Скажите малышу, что это «хитрый план», который ему нужно разгадать и выполнить, тогда он получит сюрприз! Картинки — любые задания по уборке, например, рисуночек с человечком, подметающим пол, или поливающим цветы, или собирающим игрушки, вытирающим пыль, раскладывающим книжки на полки и т. д. Среди «серьезных» заданий нарисуйте несколько шуточных: человечек ест конфету или яблоко, прыгает через скакалку, смотрит мультик, играет в мячик... После выполнения каждого задания возле рисуночка наклеивайте картинку-наклейку или рисуйте фломастером красное солнышко, смайлик, смешную рожицу. Когда все" задания будут выполнены, малышу вручается приз-сюрприз. Возможно, его оставила Фея чистоты? Это может быть мелкая новая игрушка или книжка, новая раскраска. А может, вы всей семьей пойдете в парк? Или все вместе отправитесь на карусели? Или призом станут билеты в цирк? Ведь сюрпризы не обязательно должны быть материальными, а порядок, наведенный общими усилиями, превращается в Праздник чистоты!
Карточки-указалки
Похожа игра на «хитрый план», только картинки- задания выдаются малышу по одной, а сами задания выполняются по очереди. Сделать это можно разными способами.
Развернуть перед ребенком карточки веером, чтобы заданий не было видно. Пусть выберет наугад любую, а вы поставите будильник: закончить работу нужно по времени.
Сделать шесть карточек-заданий, с одной стороны — рисунок, с другой — цифра. Малыш бросает кубик и по номеру выполняет задание.
Спрятать карточки-указалки на/в предметах. Когда даете задание, называете предмет, малыш ищет карточку с картинкой-поручением. Например, говорите: «Стул». Так как стул в квартире не один, малыш ищет, пока не обнаружит задание, к примеру, прикрепленное скотчем под сиденьем стула в комнате или на кухне. Или: «Папа». Задание может быть в кармане папиной рубашки, а может, папа шепотом скажет на ушко?
В тазик с водой пустить плавать задания-картинки, спрятанные в пустые, плотно закрытые футляры от киндер-сюрпризов. Правило: вылавливать ситечком по одному, выполнять по очереди!
Прикрепить задания-картинки к достаточно длинным толстым ниткам или веревочкам, другой конец прикрепить к карандашу, или прищепке, или любому предмету, который можно обмотать. Спрятать картинку так, чтобы видны были только концы веревок с предметами. Говорите: «Прищепка». И малыш ищет прищепку, начинает обматывать ее веревкой до тех пор, пока не покажется картинка-задание.
На обороте каждого задания прикрепить кусочек пазла, тогда после выполнения всех заданий ребенок сложит картинку-сюрприз.
Полезные мелочи
Несколько мелких советов, которые помогут избежать крупных уборок.
Заведите в коридоре, неподалеку от входной двери, специальную коробку для камешков, веточек, палочек и прочего «уличного мусора», который в глазах малыша является несметным сокровищем. После прогулок пусть вся «добыча» сначала складывается в эту коробку, а оттуда достается, промывается, очищается и используется.
Можно оклеить коробки в разные цвета и раскладывать игрушки по цвету.
Маркировать коробки и полки изображениями того, что в них хранится.
Картинками можно обозначить и в детском одежном шкафу полочки и ящики, чтобы малыш не только знал, где находятся его маечки и носочки, но и сам мог разложить по местам свои вещи после стирки.
Используйте плоские пластиковые лоточки с крышками из-под продуктов, в них удобно хранить карандаши, фломастеры и различные мелочи. Также для мелких игрушек и деталей прекрасно подходят плоские ящички-разделители для столовых приборов.
В комнате малыша поставьте небольшое ведерко с подвижной крышкой на шарнирах. Его можно оклеить или раскрасить, а можно нарисовать забавную мордочку с глазками и ртом-крышкой. Тогда малыш будет с удовольствием «кормить» своего помощника мусором. Рядом может быть и «волшебный совочек».
Коробка, оклеенная или ярко окрашенная, может служить «временным убежищем». После игры, если некогда раскладывать игрушки по местам, можно поместить их до «разборки» во временное хранилище. Они не будут валяться по всей комнате, и рассортировать наутро по местам все игрушки будет легче.
Игры с мелкими деталями (например, с конструктором) удобно проводить на расстеленной простыне. Тогда по окончании можно просто взять простыню за углы и ссыпать все детали в коробку. Иногда малыш по нескольку дней, а то и недель строит на такой простыне замки и космодромы и просит не разрушать его мир. Обязательно договоритесь, что за пределами простыни детали быть не должны, чтобы не потеряться.
Пусть у малыша будут свои принадлежности для уборки: тряпочка для пыли, совок, щетка, губка. Тогда он по примеру мамы и вместе с ней сможет овладеть секретами борьбы с пылью и грязью, научится аккуратно протирать полочки и подметать пол.
Дети любят познавать мир, и требуют внимания каждую минуту. Но что делать, если мама занята домашними делами, а папа на работе? Чем занять ребенка в 3 года? Ведь занятия должны быть полезные и развивать память, внимание, моторику.
«Нет» долгому просмотру мультфильмов
Доктор Комаровский в одном из интервью сказал: «Планшет не научит ребенка прыгать, бегать, драться или падать. Он только создаст иллюзию этих умений».
И действительно, гаджеты с каждым годом уверенно превращаются в злейших врагов. Дети часами сидят перед телевизором или компьютером, смотрят мультфильмы и различные «полезные» передачи. К чему это приводит? Зрение ухудшается, отсутствуют навыки общения со сверстниками, логика, внимание и память не развивается.
Наталья, мама Вероники 3,5 года: «На осмотре у окулиста перед походом в детский сад в 2,5 года отклонений не было. А на осмотре в 3,5 выяснилось, что зрение ухудшается. Врач запретила играть на телефоне и планшете, а телевизор только 15 минут в день!»
Чем занять ребенка в 3 года дома?
Ребенок постоянно хочет что-то делать, но родители не могут развлекать его каждую минуту. Часто необходимо чем-то отвлечь малыша, чтобы сделать срочную работу по дому.
Помогут правильно подобранные игры, развивают логическое мышление, наблюдательность, фантазию и память.
Занятия, которые принесут пользу:
Поиск нужной игрушки
Попросите найти 2 зайчиков, мячик, барабан. Высока вероятность, что малыш увлечется просмотром своих сокровищ, и некоторое время будет развлекать себя сам.
Игрушечные прятки
Спрячьте в доме любимую игрушку или сладость. Скажите: «Давай поиграем в пиратов! Где-то в доме зарыт настоящий клад – твои любимые шоколадные конфеты. Начни искать в спальне, вдруг они там?»
Развиваем мелкую моторику рук
Ребенок 3-х лет вполне может помогать на кухне. Готовите что-то из теста? Дайте малышу кусочек. Пусть лепит пирожки делает фигурки различных животных. Такое занятие отлично развивает речь, логическое мышление.
Насыпьте в глубокую кастрюлю крупные макароны, фасоль, горох, перемешайте. Скажите: «Я хочу приготовить на обед макароны, но у меня все смешалось в одну кучу. Выбери мне одни только макароны, и положи их в эту тарелку». Работу на кухне можно превратить в веселую игру, стоит лишь проявить немного фантазии.
Помощь по дому
Гладите белье? Попросите сына или дочку аккуратно сложить свои вещи или выбрать из горы белья свои колготы, белье, свитер. Трехлетний ребенок запросто сможет вытереть пыль с поверхностей, подмести крупный сор с пола– действительно помочь убрать дом.
Ролевые игры
Скажите, что любимая игрушка заболела. Пусть укладывает ее спать, лечит (например, делает холодные компрессы). В зависимости от характера и предпочтений малыша, можно предложить ему сделать кукле прическу, починить машину, приготовить обед для зверей.
Безопасный футбол
Воздушный шар – отличный аналог футбольного мяча, но не такой тяжелый и безопасный для шкафов и стекла. Пусть малыш с удовольствием попинает его в ворота, которыми может стать дверной проем.
Танцы
Включите музыку, дайте малышу шарф или ленту. Пусть танцует!
«Пещера»
Обычный стол накройте одеялом, под стол наложите игрушек и подушек. Ребенок захочет провести в своем убежище не одну минуту!
Ирина, мама 3-летнего Саши: «У Саши есть игрушечная палатка, но его любимая игра, когда я накрываю одеялом сушилку для белья и даю ему игрушки и фонарик. Он там сидит минимум полчаса, играет».
Делаем поделки
Из подручных средств можно сделать настоящие шедевры. Ребенку будет интересно творить, а мама сможет спокойно заниматься своими делами.
«Подарок»
Обычную рюмку (стакан, стеклянную или пластиковую бутылку) покрыть тонким слоем клея ПВА и предложить маленькому художнику сделать подарок папе (бабушке, сестре). Положите рядом немного риса, гречки, кофейных зерен, горох, и покажите, как сделать красивую вазу, например.
Вырезаем
Дайте ребенку ненужный журнал и специальные ножницы с закругленными концами, пусть вырезает понравившиеся машинки или платья. А потом вы вместе сделаете коллаж из этих изображений и подарите папе или бабушке.
Аппликации
Приготовьте цветную бумагу, ножницы, клей, картон. Пусть ребенок вырезает из цветной бумаги фигурки, делает аппликации.
Лепка из пластилина
Пластилин – незаменимый помощник. Просто дайте его малышу. Он будет отрывать по кусочку, резать его ножом, лепить.
Кинетический песок
Игры с кинетическим или живым песком способны занять 3-летнего ребенка очень надолго. Такой песок специально разработан для использования дома: он не пачкается и рассыпается. А польза для развития мелкой моторики и воображения колоссальная.
Чем занять ребенка в 3 года на улице?
Салки
Это прекрасная старинная игра. Идеально, конечно, если у ребенка будет партнер для бега, но можно поиграть и в одиночку. Предложите малышу добежать сначала до большого камня, потом до забора (дерева, лужи, кошки).
Песочница
Песочница на улице – настоящее спасение для родителей. Дайте ребенку различные формы (например, пустые пластиковые банки), и пусть он лепит куличи, строит замок или дорогу.
Игра в мяч
Мяч – еще один верный помощник для активных игр на свежем воздухе. Почему бы не поиграть в футбол, «Выбивного»?
Коллекция
Сделать уникальную коллекцию своими руками. Разрешите ребенку собирать опавшие листья, ветки, камни, и складывать эти богатства в коробку или пакет.
Рассматриваем облака
Если погода позволяет, можно сесть на лавочку возле дома и смотреть на облака. Объясните, что это такое, почему они появляются. Поинтересуйтесь, на что похоже то или иное облако, сочините интересный рассказ, например, «Куда уходят тучи?». Эта игра отлично развивает воображение!
«Кто как ходит?»
Пусть ребенок демонстрирует, как летит самолет, прыгает заяц, идет косолапый мишка.
Чем занять ребенка в 3 года на даче?
Главное условия полезного времяпровождения на даче – не сидеть взаперти, а гулять на свежем воздухе.
Корыто или надувной бассейн
Это беспроигрышный вариант. Погода солнечная и теплая? Налейте воды, и пусть ребенок плескается хоть до вечера.
Поливаем
Дайте малышу небольшую лейку, рядом поставьте ведро с водой. Пусть помогает – поливает растения.
Воздушный змей
Если погода достаточно ветреная и рядом нет высоких деревьев, запустите воздушного змея.
Рисование мелками
Если на даче есть асфальт или дорожки в саду выложены плитами, разрешите ребенку рисовать мелом на асфальте. А после вместе смойте творчество при помощи лейки.
Рисование на свежем воздухе
Расстелите на земле старую белую скатерть или обои, и объявите «День творчества без границ!». Выдайте малышу краски, фломастеры, ручки. Желательно, чтобы на ребенке было минимум одежды, чтобы его потом было легче отмыть.
Бумажные кораблики
Сделайте несколько бумажных корабликов, пусть ребенок запускает их в воде.
Красим забор
Дайте ребенку обычную малярную кисть и ведро с водой. У него сегодня есть важное задание – покрасить забор или все деревья на участке. Вода будет делать старую краску ярче, правда, ненадолго.
Соорудите огородное пугало
Возьмите 2 толстые палки (это будет туловище и руки), голову сделайте из мешка, набитого соломой. Попросите юного художника нарисовать глазки, ротик, волосы.
Костер
Почему бы не развести костер, сжечь огородный мусор? Трехлетний ребенок может собирать ветки для костра.
Обязательно объясните, что такое огонь, и какой вред он может принести. Ребенок должен оставаться в поле зрения!
Вечером можно испечь на костре картошку, слушать звуки природы и следить за звездами.
Занятия в детском саду
В детском саду делают аппликации, читают сказки, играют в ролевые игры. Педагог должен иметь в арсенале дюжину развлечений, которые займут детей в группе и на улице. Если же ребенку нечем заняться, начинаются слезы, крики, драки, отбирание игрушек.
Игры с мячом
Подвижные игры с мячом прекрасно развивают координацию, ловкость. Сыграем в «Съедобное-несъедобное?»
Игры на земле
Дети любят ковыряться в земле. Почему бы во время прогулки не пересадить цветы? Можно еще поискать жуков, червей, бабочек, попутно рассказывая о пользе насекомых
«Поймай, если сможешь»
Трое самых ловких малышей при помощи рук делают круг, и ловят им остальных ребят.
«Ловись, рыбка»
Дети встают в круг, в центре один ведущий с толстой веревкой в руках. Задача ведущего постараться коснуться ног других игроков. Дети же подпрыгивают, чтобы веревка их не задела.
«Попади»
Воспитатель выкапывает в земле небольшие ямки, на расстояние около метра друг от друга. Задача детей – по очереди кидать в ямки камешки, стараясь попасть прямо в цель.
«Море волнуется раз»
Веселая и очень полезная игра, развивающая внимание. Ведущий проговаривает всеми любимую считалочку, и после слова «Замри» остальные игроки должны изобразить что-то, связанное с морем, например. Это может быть чайка, рыба, якорь, корабль. Ведущий подходит к каждому отдельному игроку, «включает» его. Тот начинает показывать свою фигуру, а ведущий пытается отгадать, что же это.
Дети в машине. Чем занять?
В жизни часто случается необходимость отправиться в длительное путешествие на машине - поездка к морю, на дачу, в гости. Ребенок начинает скучать, капризничать, едва машина проехала километр пути. Что же делать? Играть!
«Посмотри в окно»
Кто быстрее найдет красную машину, зеленый куст, желтую крышу? Увидели? Громко произносим «Есть!»
Просто смотрим в окно и называем увиденные объекты.
Посчитаем
Наблюдаем за облаками
Скажите: «Я вижу облако, оно похоже на лебедя. А что ты видишь?»
Мешок с сюрпризами
Заранее положите в обычный пакет различные предметы – пуговицы, игрушки, карандаши. Попросите ребенка угадать, что там, внутри. Можно дать подсказку: «В этом пакете лежит что-то мягкое, красного цвета, ты на него нажимаешь, он начинает издавать звуки». Трехлетний ребенок быстро сообразит, что это его курочка!
Игры в слова
Например, вы говорите: «Это Настя», ребенок продолжает «Настя любит конфеты» и т.д. Говорить можно что угодно, главное, чтобы предложение было коротким.
Игра «Да или нет»
Вы утверждаете «Кот гавкает», «У тебя 4 ножки», «Наша машина синего цвета», ребенок дает ответ: «Да или нет». 3-летний ребенок быстро поймет суть игры и сам станет выдумывать смешные небылицы.
Пойте песни
Читайте наизусть стихи, рассказывайте сказки, пойте любимые песенки.
Что полезного может сделать ребенок в поезде?
Ребенку 3- х лет предстоит провести несколько часов в поезде? Чтобы время пролетело незаметно, важно заранее придумать увлекательные игры.
Игра с зеркалом
Дайте малышу небольшое зеркало, пусть ловит солнечных зайчиков, строит рожицы, выполняет ваши задания (закрыть правый глаз, высунуть язык).
Рисование
Альбомы для рисования, раскраски, фломастеры, наклейки, магнитные доски, раскраски способны надолго занять 3-летнего ребенка.
Волшебный мешок
Перед поездкой сшейте самый обычный мешок из старой простыни, и наполнить его сокровищами – лентами, дешевой бижутерией, липучками, шнурками, коробочками. Предложите ребенку посмотреть, что внутри.
Театр теней
Не забудьте фонарик, устройте в пути театр теней. В продаже имеются специальные детские фонарики-проекторы с интересными картинками.
Уборка
Дайте ребенку влажную салфетку и попросите вытереть стол, сидения, двери.
Прятки
Спрячьте любимую игрушку малыша, пусть ищет. Игра в прятки – одна из самых увлекательных.
Летим на самолете!
Первые места боковых рядов – идеальный вариант для полета с 3-летним ребенком. У него будет больше места, он сможет вставать, прыгать. Чем же занять трехлетнего ребенка в самолете?
Внимательно рассмотрите все вокруг, разрешите потрогать, пройдитесь по салону. Ребенку важно понять, что обстановка спокойна, и ничего страшного не произойдет.
Познакомьтесь с подушкой, сиденьем, ремнем, иллюминатором.
Открывать и ставить на место стол – счастье для каждого трехлетки. Проследите только, чтобы он не прищемил палец.
Пазлы
Приобретите заранее магнитные пазлы. Они специально созданы для такого путешествия, и не растеряются по салону самолета.
Игры в дорогу
Сейчас в продаже много специальных игр в дорогу. В машине их использовать не рекомендуется, а в самолете глазки не устанут. В комплект входят карточки с заданиями для развития логического и творческого мышления.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры, потешки («Сорока-ворона кашу варила» или «Идет коза рогатая») успокаивают, поднимают настроение.
Новая игрушка
Это беспроигрышный вариант. Конструктор, пазл, книга с яркими картинками способна занять непоседу на длительное время.
Рвем газеты
Запаситесь газетами или старыми журналами и большим пакетом. Их будет интересно рвать или комкать, и складывать в импровизированный мешок.
Далеко не всегда календарный возраст соответствует психологическому развитию ребенка. Если малыш не умеет держать фломастеры в руке, ест пластилин или рассыпает по кухне крупы, возможно, эти игры ему еще под силу. Он обязательно освоит и их, но только чуть позже.
Также стоит проследить, чтобы во время путешествия на машине малыш не мешал водителю (например, при игре с тем же фонариком), а в поезде и самолете – остальным пассажирам.
Читайте далее:
Видео по теме
Поскольку ребенок становится все более активным и выносливым. Его начинают интересовать совместные игры со сверстниками, малыш стремится продемонстрировать свои умения и достижения другим людям. Он хочет соревноваться в своих навыках со сверстниками, хотя еще не вполне готов к таким играм, т. к. не умеет проигрывать.
Задача родителей в этот период — поддержать стремление ребенка к подвижным играм, общению с другими детьми и обеспечить условия для физического развития ребенка (например,).
Хотя игровая деятельность является естественной для ребенка дошкольного возраста, дети в возрасте 3-4 лет еще не в состоянии самостоятельно придумывать игры и воплощать их в жизнь. Им необходима помощь взрослого, чтобы:
- накопить опыт конкретных игр,
- научиться соблюдать правила во время игры,
- приобрести определенные навыки (ловить мяч, спрыгивать с высоты и т. д.),
- чередовать периоды активных нагрузок и отдыха.
Психологи рекомендуют выстраивать режим дня ребенка таким образом, чтобы у него был минимум 1 час неструктурированной физической активности (ребенок самостоятельно бегает, прыгает) и 1 час структурированной физической нагрузки (игры, физкультминутки, различные комплексы упражнений), которую обеспечивает взрослый.
Подвижные игры для детей 3 — 4 лет на улице
«Медведь»
Дети считаются и выбирают, кто будет медведем. По двум противоположным сторонам площадки чертят линии: за одной линией – берлога медведя, за другой – дом детей. Середина площадки – опушка леса. Дети выходят из своего домика и идут на опушку собирать ягоды со словами:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит,
Все на нас рычит.
На слове «рычит» медведь выбегает из своей берлоги и ловит детей. Дети убегают в свой домик. Игра повторяется. Когда медведь поймает 2 – 3 детей, медведя меняют.
Полоса препятствий
Ваш ребенок уже уверенно катается на трехколесном велосипеде или самокате? Отлично, пора совершенствовать его навыки управления новым транспортным средством. Соорудите полосу препятствий из пластиковых бутылок, деревянных брусков и игрушек, которые ребенок должен объехать. Рядом с препятствием нарисуйте стрелочку, в какую сторону поворачивать, чтобы малыш тренировался объезжать предметы с разных сторон. вы найдете в этой статье.
После успешного прохождения всех препятствий вручите победителю приз.
Классики
Популярная игра, которая отрабатывает меткость и ловкость. Ребенок 3 – 4 лет еще не умеет уверенно прыгать на одной ноге, поэтому кидаем биту, прыгаем на двух ногах, забираем биту и возвращаемся. Тот, у кого бита попала на линию или вылетела за пределы классиков, пропускает ход.
Поиски игрушек
Рисуете на асфальте табличку на 4 – 6 ячеек, в зависимости от количества игрушек, и в каждой ячейке схематично изображаете то, что нужно найти. Малыш закрывает глаза и вы быстро прячете игрушки на площадке. Ребенок ищет предметы и раскладывает их по соответствующим ячейкам. Если детей несколько, то чертим несколько табличек. В конце игры проверяем соответствие рисунка и игрушки.
«Сардины в банке» или прятки наоборот
Предложите ребенку сыграть в прятки наоборот. Ведущий прячется, а остальные пытаются его отыскать. Когда кто-то находит ведущего, то присоединяется к нему и они вдвоем сидят в тайнике. Под конец в тайник набивается столько человек, что они находятся там как «сардины в банке» — отсюда и название. Последний, кто находит тайник, становится ведущим.
«Кот и мыши»
Если на есть лесенки для лазания, то можно поиграть в такую игру. Дети – «мышки» располагаются на 2 – 3-ей ступеньке лесенки – это мышиные домики. Кот (взрослый) дремлет в углу площадки. Мыши спускаются, бегают, кружатся. Взрослый говорит:
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите!
Вот проснется Васька кот,
Разобьет ваш хоровод!
На слове «хоровод» мыши бегут обратно на лесенку, а кот их ловит. Ловить можно только до черты, которую проводят за 2 шага до лесенки. Тот, кого поймали, становится котом.
Поезд
Дети выстраиваются паровозиком и начинают движение, приговаривая «чух-чух-чух». Взрослый исполняет роль «регулировщика». Он называет загорающиеся цвета семафора, ставит шлагбаум, отдает команды — «поворот направо», «поворот налево», «быстро», «медленно» и т.д. В этой игре нужно периодически менять «паровоз» — первого игрока, который отвечает за правильную трактовку команд регулировщика, чтобы каждый мог потренироваться в и ориентации на местности.
Лягушка и цапля
На асфальте рисуем большое озеро с неровными краями и кочками. Один игрок – лягушка сидит в озере. Он может перемещаться только по воде. Второй игрок – цапля перемещается только по суше (по берегу и кочкам). Задача цапли поймать лягушку, которая скачет по всему озеру. Если лягушку поймали, то она становится цаплей.
Африканская река
На асфальте рисуем реку (2 линии) или кладем 2 шнура. В реке водятся крокодилы, а на берегу может подстерегать опасность – лев. Ребенок – зебра, которая пришла на водопой. Мама говорит, какая опасность её подстерегает: если крокодил, то надо выпрыгнуть от него на берег, если лев – то наоборот, спрятаться от него в воде. Когда малыш усвоит правила, можно пробовать его запутать, говоря подряд одну и ту же команду.
Паук
Чертим круг диаметром 2 метра – это паутина. В середине сидит паук (один игрок), а вокруг паутины летают и бегают мелкие насекомые (от 1 до 5 игроков). Они дразнят паука, близко подходя к кругу, протягивают руки, но стараются увильнуть от паука, который бегает по краю паутины, стараясь поймать жертву. Если паук поймал другого игрока, то они меняются местами.
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Цветные «наперегонки»
Рисуем линию старта. Считалкой определяем игрока, который первым загадывает цвет. Этот игрок называет цвет, и оба бегут к любым предметам нужного цвета и возвращаются обратно. Кто прибежал первым на линию старта, тот загадывает следующий цвет.
Не забывайте про такие веселые игры на улице как:
- догонялки,
- запуск воздушного змея,
и ваши прогулки будут наполнены физической активностью, положительными эмоциями и радостью от совместного времяпрепровождения.
— это отличная возможность для подвижных игр с детками 3-4 лет, которую вы сможете реализовать в ближайшее время, воспользовавшись идеями игр из статьи.
Подвижные игры с детьми 3 — 4 лет дома
Собери урожай
Ставим 5 кубиков друг за другом на расстоянии 1 метр. Перед кубиками ставим корзину, а за ними кладем овощи и фрукты (игрушечные или настоящие). Задача ребенка собрать урожай, перепрыгивая через кубики с высоко поднятыми коленями. За 1 раз можно принести только 1 продукт.
Времена года
Предварительно обсудите с ребенком, какие времена года он знает и их признаки. Во время игры один игрок называет время года, а второй показывает пантомиму «Что люди делают в это время года». Например, зимой – играют в снежки, катаются на санках, коньках; весной – нюхают цветы, идут на парад, вскапывают огород; летом – плавают в реке, играют в песке, загорают; осенью – выкапывают и срывают урожай, гребут листья граблями и т.д.
Дорожка домой
Рисуем дорожку шириной 40-50 см. (или кладем по бокам 2 веревки). Скажите, что малыш-лошадка, которая ускакала далеко от своей деревни и ей пора домой. Но дорога к дому предстоит трудная, нужно слушать внимательно и правильно выполнять все движения. Мама говорит:
- Ровная дорожка – идем шагом;
- Кочки, ухабы – прыгаем на 2 ногах;
- В ямку «бух» — приседаем на корточки.
Можно говорить команды вразнобой или использовать потешку для игры:
Ехал мальчик маленький
На лошадке серенькой.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам.
В ямку «Бух!»
Достань перышко
Натягиваем веревку на 10 см выше поднятых вверх рук ребенка. Привязываем там несколько перышек (настоящих или из бумаги). Просим малыша оттолкнуться 2 ногами и подпрыгнуть так высоко, чтобы 2 руками дотронуться до перышка.
Перышки можно заменить липкими стикерами с веселыми и грустными рожицами. Тогда задача малыша – собрать как можно больше стикеров со смайликами.
Вы можете расширить игру и поиграть в салки с условием. Если игрок дотрагивается до перышка, то его нельзя осалить в течение 3 счетов. Если висят стикеры, то только смайлик дает такое преимущество.
Солнечный зайчик
Подходит для игры дома и на улице, где много разноцветных предметов. Малыш – солнечный зайчик, который может изменять свой цвет. Если он попадает на свой цвет, то становится невидимым. Мама говорит: «Лиса ищет розового зайчика». Малыш должен подбежать к предмету розового цвета и прикоснуться к нему. Если ребенок не находит предмет нужного цвета, то лиса замечает зайчика, старается догнать его и съесть.
Хитрый лис
Охотник хочет поймать лиса, который притаился в своей норе. Игрок – лис отворачивается, чтобы не видеть охотника. Охотник бесшумно подкрадывается к нему сзади, чтобы хлопнуть по спине – это означает, что лис пойман. Лис может в любой момент повернуться и тогда охотнику нужно замереть, чтобы остаться незамеченным. Если охотник пошевелился, то лис его замечает и игра начинается заново. Если лиса поймали, то игроки меняются местами.
И еще несколько простых идей для организации подвижных игр с детьми дома:
- Танцы. Для этого достаточно включить любую веселую мелодию и . Не оставайтесь в стороне, показывайте движения, а малыш их будет повторять. Так вы сможете регулировать сложность выполняемых па, да и сами разомнетесь. Добавьте ленты или шарфы, и ваши танцы станут еще интересней.
- Полоса препятствий. Устройте дома полосу препятствий из диванных подушек, стульев, массажной дорожки, веревки, натянутой на высоте 30 см над полом и отправляйтесь в увлекательное путешествие
- Бой. Устройте бой мягкими кубиками или мягкими игрушками. Задача одного игрока попасть, а другого увернуться. Веселье вам гарантировано.
- Фонарик. Поиграйте с фонариком. Направляйте свет от фонаря на стену или пол, а ребенок пусть ловит «солнечного зайчика» руками или ногами.
- Шарады. По очереди с ребенком показывайте различных животных: как двигается, какие звуки издает. Кто больше животных отгадает?
- Заморозить фигуру. Это вариация известной игры «Море волнуется раз…». Под музыку или песенку ребенок бегает по комнате, а когда музыка замолкает, ребенок должен застыть в фигуре животного, птицы, рыбы, цветка и.т.д. (тема фигуры обсуждается заранее). Ведущий отгадывает, кого же изобразил игрок, а потом меняются местами.
А вот физкультминутка, с помощью которой вы сможете разнообразить деятельность малыша, если он всерьез увлекся малоподвижными играми:
Веселых игр и гармоничного развития вашему малышу!
А в какие подвижные игры играете вы с ребенком дома и на улице? Расскажите в комментариях!
Игры в помещении могут быть также веселыми и познавательными, особенно, когда погода на улице не жалует. Вашему вниманию предлагаются совместные игры с ребенком, благодаря которым ребенок будет развиваться, познавать окружающий мир, и которые помогут мамам занять ребенка, когда запас собственных игр уже исчерпан.
Фото © Active Garden
Раскрась руку
Помогите ребенку познакомиться со своим телом, сделав книжку-раскраску с его собственными частями тела. Начните с кисти руки. Положите руку на лист бумаги и обведите карандашом. Предложите ребенку раскрасить рисунок фломастерами или восковыми мелками. Предложите также добавить к рисунку любые детали: кольца, ногти, лак, браслеты и т.д.
Следуй за наклейками
Эта игра — вариант охоты за сокровищами, который научит ребенка идти по следам. А куда они приведут — зависит от вас!.. Для этого нам понадобятся наклейки. Большое количество недорогих наклеек можно купить в магазине .
Придумайте путь, по которому будет следовать ребенок дома или во дворе. Поместите наклейки на виду через каждые 30 см по пути следования. В конце пути положите награду. Объясните ребенку, что нужно искать знаки-стикеры,которые приведут его к награде. Не забудьте поздравить, когда он отыщет сокровище.
Чтобы усложнить условия, каждый раз располагайте наклейки подальше друг от друга. Пусть и ребенок сам сделает для вас путь из наклеек.
При определении маршрута избегайте слишком высоких мест, на которые ребенку пришлось бы залезать, и предметов.
Подходит — не подходит
Научите ребенка подбирать соответствующие предметы, а потом посмотрите, сможет ли он устроить такую же игру для вас.
Подберите несколько пар предметов, которые подходят друг к другу, но не одинаковы: ботинок и носок, карандаш и бумага, вилка и тарелка, мыло и мочалка, зубная паста и щетка и т.д. (все предметы должны быть безопасны для ребенка). Разделите предметы и разложите в 2 кучки. Возьмите предмет из одной кучки и покажите ребенку, пусть он выберет из другой кучки соответствующий ему предмет. Отложите подобранную пару в сторону и выберите следующий предмет. Продолжайте, пока ребенок не соберет все пары.
Обсудите с ребенком, почему эти предметы подходят друг к другу и чем они отличаются. Предложите ребенку самому подобрать пары предметов и поиграть с вами.
Чудесная рука
Применив воображение, ваш ребенок может создать удивительные вещи из контура собственной руки.
Обведите кисть руки ребенка на нескольких листах бумаги. предложите ребенку раскрасить контуры руки, превратив их во что угодно: петушка, восход солнца, дикобраза, смешное чудовище и т.д. Посмотрите, сколько разных вариантов рисунка может придумать ребенок.
Можно обвести ступню и посмотреть, что ребенок может сделать с этим контуром.
Сделай книжку
Предложите ребенку придумать историю и самому сделать книжку, совсем как настоящие.
Вырежьте 8-10 рисунков из детских журналов или книжек с картинками (каких не жалко). Наклейте картинки на бумагу (по одной на страницу), оставив внизу место для текста истории. Пусть ребенок выберет первый рисунок, затем второй и т.д., пока все картинки не будут сложены в стопку. Положите сверху читсый лист бумаги и скрепите степлером все страницы.
Пусть ваш малыш, глядя на первую страницу с картинкой, начнет рассказывать историю, которая каким-то образом связана с рисунком. Запишите это под картинкой. Переверните страницу, и дайте ребенку продолжить рассказ. Продолжайте до последней картинки. Предложите ребенку прдумать название и напишите его на обложке. Прочитайте рассказ вместе.
Как вариант: можно предложить ребенку сначала сочинить рассказ (сказку) и записать ее. Затем предложить нарисовать к ней картинки.
Кукла — Я
Ребенку обязательно понравится бумажная кукла, которая будет похожа на него самого. А может ему захочется поиграть и с куклами, представляющими других членов семьи.
Купите набор бумажных кукол, подходящие вашему ребенку по возрасту и полу. Вырежьте голову из фотографии вашего ребенка и приклейте к голове бумажной куклы. Если ребенок захочет, сделайте и кукол с лицами других членов семьи.
Так ребенок во время игры может устроить представление с бумажными куклами и рассказать историю о жизни семьи.
Маленькая часть
Сможет ли малыш отгадать скрытый предмет, когда выглядывает его небольшая часть?
Подберите несколько предметов и положите их в бумажный пакет или коробку. Засуньте в пакет (коробку) руку с куском ткани и достаньте один из предметов, держа его все время накрытым. Положите накрытый предмет между вами и ребенком.. Осторожно приоткройте маленькую часть предмета. Предложите ребенку угадать. Продолжайте приоткрывать все больше и больше, пока ребенок не угадает. Повторите то же самое с другими предметами из пакета (коробки).
Чтобы ребенку было легче догадаться, можете показать ребенку все предметы, прежде чем убрать их в пакет (коробку). Чтобы усложнить игру, используйте вместо предметов только изображение.
Танец с шарфами
Просто удивительн, как пара шарфов способна проявить творческие способности ребенка и улучшить общие моторные навыки.
Привяжите один конец каждого шарфа к палочкам. Включите какую-нибудь музыку. Пусть ребенок возьмет по палочке в каждую руку и начнет размахивать шарфами.
Когда у ребенка получится двигать руками под музыку, предложите ему потанцевать, чтобы шарфы двигались еще лучше. Пусть ребенок придумает свой танец с шарфами. Возьмите сами одну палочку с шарфом и потанцуйте с ребенком вместе. ожете попробовать сплетать шарфы во время танца и посмотрите, что получится.
Прыг-скок
Ваш ребенок должен внимательно выслушать простые инструкции, чтобы не перепутать действия, когда вы будете подавать ему команды.
Встаньте на просторном месте, чтобы ничег не мешало ребенку выполнять ваши команды. Дайте одну из команд — прыгнуть на месте, в сторону или на одной ноге, проследите, чтобы он правильно выполнял ее. Дайте другую команду и проследите, чтобы он изменил вои действия. Продолжайте давать команды ве быстрее и быстрее, пока ве не закончится смехом. Сыграйте еще раз, добавив команды посложнее, например: танцуй, кружись и т.д.
Сыграйте в игру во время прогулки: давайте команды ходить по-разному, например, медленно, быстро, задом наперед, боком, маленькими шажками, гигантскими шагами, прыжками и т.д.
Определи на ощупь
Научите ребенка использовать осязание для исследования окружающей среды. Пусть он создает мысленные образы вещей, которые осязает.
Подберите несколько различных на ощупь и по форме предметов (мягкая игрушка, мочалка, чашка, печенье, мячик и т.д.) и сложите их в коробку. завяжите ребенку газа или попросите его закрыть их. Достаньте один из предметов из коробки и положите в руку ребенка. Попросите его тщательно ощупать предмет и угадать, что это такое. если ему сложно догадаться — дайте подсказку.
Чтобы ребенку было легче, покажите ему предметы, прежде чем завязывать глаза, и далее следуйте вышеприведенным инструкциям.
Что произошло?
Научите ребенка предугадывать события и решать проблемы прежде, чем он столкнется с ними в реальной жизни. Пусть поиск решения станет веселым занятием.
выберите историю, события в которой ребенок может предугадать и начните читать ее. Прочитав немного, спросите ребенка, что по его мнению, произойдет дальше. Переверните страницу, прочитайте историю дальше и выясните, правильно ли догадался ребенок. Продолжайте, пока не дойдете до конца.
Вместо книжки с картинками возьмите иллюстрации из журналов и придумывайте по ним истории. Начните с вопроса: «Что здесь происходит?»
Чего не хватает?
Ребенок с удовольствием будет угадывать, чего не хватает, особенно, если вы подберете интересные для него предметы.
Разложите предметы перед ребенком. После того, как он их изучит, назовите все их вслух по очереди.Накройте предметы и вспомните их названия. Уберите один предмет так, чтобы ребенок не видел, и откройте оставшиеся предметы. Спросите: «Чего не хватает?». Играйте так с остальными предметами.
Чтобы усложнить игру, можно использовать большее количество предметов, подобрать сходны друг с другом предметы или пропустить пункт с обзором названий. Чтобы ребенку было легче, уменьшите число предметов или назовите их несколько раз.
Чья одежда?
Ребенок в возрасте 2-3 лет еще учится отличать мальчиков от девочек, женщин от мужчин, и эта игра поможет ему в этом.
Вырежьте из журналов изображения мужчин, женщин, мальчиков и девочек. Затем вырежьте изображения предметов для мужчин, женщин, мальчиков и девочек.Разложите изображения людей, рядом положите изображения одежды. Возьмите первое изображение предметов одежды и дайте его ребенку. Спросите, кому подходит эта одежда, и пусть он приложит ее к соответствующему бумажному человечку. Продолжайте, пока не разложите всю вырезанную одежду.
Эти игры подходят для детей 3-3,5 лет. Учитывайте также индивидуальные особенности своего ребенка.