Новорожденный ребенок. Физическое развитие детей грудного возраста
Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности
1. Физическое развитие новорожденного.
2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.
1. Физическое развитие новорожденного
Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.
Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.
Кризис новорожденности ‑ промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.
Социальная ситуация . Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.
Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.
Таблица - Рефлексы новорожденного
Название рефлекса |
Описание |
Время исчезновения |
Рефлекс Моро |
Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки. |
Обычно после 4 го месяца. |
Шейно-тонический рефлекс |
Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика. |
4-го месяца. |
Рефлекс шагания |
Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу. |
или 3- го месяца |
Рефлекс опоры |
Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него. | |
Хватательный рефлекс кисти. |
Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче. | |
Рефлекс Бабкина |
При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза. |
После 4-го |
Хватательный рефлекс стопы. |
Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы. |
После 9 го гомесяца |
Рефлекс Бабинс |
Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев. |
После 6 го |
Рефлекс «поиска груди» |
Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок. |
После 3 го или 4 –го месяца |
льный рефлекс |
Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения. | |
Плавательный рефлекс |
Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз. |
После 6-го |
Рефлекс «с глаз на шею» |
Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад. |
После 5-го месяца |
вый рефлекс |
Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении. |
Сохраняется в течение жизни |
Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.
Таблица - Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы
Раздражители |
Рефлексы |
1. Действие яркого света 2. Шлепок по переносице 3. Хлопок руками возле головы ребенка 4. Поворот головы ребенка направо 5. Разведение локтей в сторону 6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка 7. Нажатие пальцем на подошву ребенка 8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке 9. Укол булавкой подошвы 10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка |
1. Глаза закрываются 2. Глаза закрываются 3. Глаза закрываются 4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается 5. Руки быстро сгибаются 6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются 7. Пальцы ног сжимаются 8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются 9. Колено и стопа сгибаются 10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги. |
Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.
Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.
Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.
Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов - роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.
Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.
Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.
Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.
Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.
Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).
Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.
Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.
Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.
Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.
Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.
Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).
Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.
Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].
Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.
Физиологические состояния новорожденных
Оставлен Bardin птн, 24/06/2011 - 09:46
Период новорожденности - это период адаптации ребенка к условиям внеутробной жизни, длительность которого составляет 28 дней с момента рождения.
После появления на свет условия жизни ребенка радикально изменяются, он сразу попадает в другую окружающую среду, где значительно понижена температура (по сравнению с внутриматочной), появляются зрительные, звуковые и другие раздражители. Ребенку необходимо приспособиться к новому типу дыхания и способу получения питательных веществ, что сопровождается изменениями практически во всех системах организма.
Состояния, реакции, отражающие процесс приспособления к родам, новым условиям жизни, называют переходными (пограничными, транзиторными или физиологическими) состояниями новорожденного. Для них характерно появление в родах или после рождения, затем проходят. Пограничными эти состояния называются не только потому, что они возникают на границе двух периодов жизни (внеутробного и внутриутробного), но и потому, что обычно физиологичные для новорожденных, они при определенных условиях (некомфортные условия внешней среды после рождения, дефекты ухода) могут приобретать патологические черты. Например, дети с низкой массой при рождении более чувствительны к перепадам температуры окружающей среды, что может стать причиной большой потери массы тела и развития патологических состояний.
К пограничным состояниям новорожденных детей относят:
1.Синдром «только что родившегося ребенка» связан с выбросом большого количества гормонов в процессе родов в организме ребенка и обилием внешних и внутренних раздражителей. Сразу после рождения ребенок делает глубокий вдох, громко кричит и принимает характерную сгибательную позу. В течение 5–10 минут после рождения он активен, ищет сосок и энергично сосет, если приложить его к груди. Спустя некоторое время малыш успокаивается и засыпает.
2. Изменения кожных покровов отмечаются практически у всех новорожденных детей на 1-й неделе жизни:
Простая эритема - краснота кожи, проявляющаяся после удаления первородной смазки, наиболее яркая на 2-е сутки после рождения, полностью исчезает к концу 1-й недели жизни.
Шелушение кожных покровов - возникает на 3–5 день жизни, чаще бывает на животе, груди. Особенно обильное шелушение отмечается у переношенных детей. Лечения это состояние не требует, однако участки шелушения лучше после купания смазывать увлажняющим детским кремом или косметическим молочком.
Токсическая эритема - пятнистая сыпь с серовато-желтыми уплотнениями в центре, которая располагается чаще всего на разгибательных поверхностях конечностей вокруг суставов, на груди. Самочувствие малышей при этом не нарушено, температура тела нормальная. В течение 1–3 дней могут появляться новые высыпания, через 2–3 дня сыпь исчезает. Лечения обычно не требуется, но при обильной токсической эритеме рекомендуется дополнительное питье, иногда врач назначает антигистаминные (противоаллергические препараты).
3. Потеря первоначальной массы тела при рождении возникает вследствие голодания из-за дефицита молока в первые дни установления лактации. Максимальная убыль массы тела обычно отмечается на 3–4 день жизни и составляет у здоровых новорожденных от 3 до 10% веса при рождении. У недоношенных детей первоначальная потеря массы тела зависит от соответствующего показателя при рождении и восстанавливается лишь ко 2–3 неделе жизни, причем сроки восстановления веса тела находятся в прямой зависимости от зрелости ребенка. Восстановление массы тела у доношенных новорожденных обычно наступает к 6–7 дню жизни у 60–70% детей, к 10-му - у 75–85% и ко 2-й неделе жизни у всех здоровых доношенных детей. Залогом хорошей прибавки веса у новорожденного ребенка является раннее прикладывание к груди, свободный режим вскармливания. Потеря более 10% массы тела при рождении может привести к ухудшению состояния ребенка. В этом случае в индивидуальном порядке врач решает вопрос о дополнительном выпаивании ребенка или докармливании смесью.
4. Физиологическая желтуха кожных покровов определяется повышением уровня билирубина в крови и отмечается у 60–70% детей. Билирубин в небольшом количестве содержится в крови у каждого взрослого и ребенка, однако в период новорожденности уровень этого вещества может повышаться, и связано это с особенностями новорожденного ребенка:
Повышенное образование билирубина происходит при распаде эритроцитов - красных кровяных телец, в которых содержится основной переносчик кислорода в организме - гемоглобин. Внутриутробно в эритроцитах ребенка содержится так называемый фетальный гемоглобин, отличающийся по своей структуре от гемоглобина взрослого. После рождения начинается активный процесс распада эритроцитов с фетальным гемоглобином и синтез эритроцитов с гемоглобином взрослого.
Незрелые ферменты печени новорожденного не справляются с большим количеством билирубина.
Транзиторная желтуха кожных покровов появляется на 2–3 день жизни ребенка, достигает максимума на 3–4 день, исчезает к концу первой недели. Однако появление желтухи в первый день жизни или интенсивное желтое окрашивание кожи являются тревожным признаком и требуют проведения дополнительного обследования.
5. Нарушения теплового баланса возникают у новорожденных вследствие несовершенства процессов регуляции и нестабильности температуры окружающей среды. Новорожденные легко перегреваются и охлаждаются при некомфортных для них внешних условиях. Основными особенностями процесса теплорегуляции у у младенцев являются:
Способность детей легко терять тепло при некомфортных условиях (снижение температуры окружающей среды, мокрые пеленки);
Сниженная способность отдавать тепло при повышении температуры окружающей среды (например, при перекутывании ребенка, расположении кроватки в непосредственной близости от батареи отопления или под прямыми солнечными лучами).
Все это приводит к тому, что в первые 30 минут после рождения у ребенка начинается процесс снижения температуры тела. Для профилактики переохлаждения сразу после появления из родовых путей малыша укутывают в стерильную пеленку, осторожно вытирают и помещают на подогреваемый пеленальный столик. Учитывая перечисленные выше особенности новорожденных детей, необходимо поддерживать комфортную температуру окружающей среды (для доношенного ребенка это 20–22 °). При этом необходимо избегать возможного перегревания. Так как очень редко, у 1% родившихся детей, на 3–5 сутки может развиваться временная гипертермия - повышение температуры тела до 38–39 °.
6. Гормональный криз новорожденных связан в основном с действием гормонов мамы на ребенка и встречается у доношенных новорожденных. У недоношенных детей данные состояния бывают достаточно редко. Половой криз включает несколько состояний:
Нагрубание молочных желез, которое начинается на 3–4 день жизни, достигает максимума на 7–8 день и затем постепенно уменьшается. Иногда из молочной железы отмечаются выделения молочно-белого цвета, которые по составу приближаются к молозиву матери. Увеличение молочных желез встречается у большинства девочек и у половины мальчиков. Это состояние не требует лечения, однако в ряде случаев - при выраженном нагрубании - педиатр рекомендует применять специальные компрессы. Кроме того, родителям можно порекомендовать накладывать на грудь ребенка специальную мягкую повязку, которая предотвратит возможное дополнительное травмирование одеждой кожи молочной железы. Ни в коем случае нельзя выдавливать у ребенка секрет молочных желез из-за опасности нагноения.
Десквамативный вульвовагинит - обильные слизистые выделения серовато-белого цвета из половой щели, появляющиеся у 60–70% девочек в первые три дня жизни. Выделения бывают 1–3 дня и затем постепенно исчезают. Характер влагалищных выделений также может быть кровянистым - это не повод для беспокойства. Такое состояние терапии не требует.
Милиа - беловато-желтые узелки размером 1–2 мм, возвышающиеся над уровнем кожи, локализующиеся чаще на крыльях носа и переносице, в области лба, подбородка. Это сальные железы с обильным секретом и закупоренными протоками. Встречаются у 40% новорожденных и не требуют лечения.
Водянка оболочек яичек (гидроцеле) - встречается у 5–10% мальчиков, проходит без лечения в период новорожденности.
7. Переходные изменения стула - расстройства стула, наблюдающиеся у всех новорожденных на первой неделе жизни. В первые 1–2 дня у всех новорожденных детей отходит первородный стул (меконий) -густая вязкая масса темно-зеленого цвета. Отсутствие мекония может быть признаком серьезного заболевания, например, кишечной непроходимости, что требует дополнительного обследования и лечения. На 3–4 день жизни, появляется переходный стул - негомогенный по консистенции и окраске (комочки, слизь, участки темно-зеленого цвета чередуются с зеленоватыми и желтыми). К концу первой недели жизни стул у большинства новорожденных детей устанавливается в виде желтой кашицы.
В этом обзоре мы перечислили основные состояния, которые могут наблюдаться в период новорожденности. На самом деле их значительно больше. Как видите, маленький организм новорожденного ребенка - очень сложный. Именно поэтому наблюдением и лечением младенцев занимаются специальные врачи - неонатологи. Каждый день из 28 дней неонатального периода - это целый этап. Происходит адаптация ребенка к новым условиям жизни, что отражается в изменении многих органов и систем организма. В этот период жизни ребенок как никогда нуждается во внимательном и тщательном наблюдении сначала врачей и медсестер родильного дома, а затем личного педиатра на дому.
"Физиология и патология периода новорожденности. Основные синдромы адаптации" Неонатальный период - от рожденья до 28 дня жизни. 1-6 день - ранний неонатальный. Первые 30 мин- ранняя кардиореспираторная адаптация Первые 5 минут синдром только что рождённого ребёнка 7-28 день поздний неонатальный. Пограничный период Критерии живорожденности. Пульсация пуповины Сердечные сокрацения Самостоятельные дыхания Мышечные сокращения Группы детей. Недоношенные дети - менее 37 недель. Доношенные 38-42 недели. Переношенные дети 42 недели. Факторы влияющие на здоровья новорожденного. Возраст родителей (генетические заболевания) После 35 лет и до 18 лет Разница в возросте родителей Отец намного старше.. Соматичекие заболевания матери. (гипертония, анемия, хр заб сердца, органов дыхания, почек) Вредные внешние воздействия Вирусно-бактер заболевания матери во время беременности. 1. Патология беременности. Первичная и вторичная плацентарная недостаточности. 2. Гестоз 3. Угроза прерывания беременности. Зрелость - состояние, характеризующееся готовностью органов и систем к обеспечению внеутробной жизни. Функциональная зрелость. Морфологическая зрелость. Морфологические критерия зрелости. Пропорции тела и его размеры Степень развития хрящей (форма и твёрдость ушной раковины) Рсположение пупочного кольца. Состояние грудных желёз (диаметр и выраженность сосков и ареол) Позрачность кожи. Состояние ногтей Складки на подошве (первые после 30 нед) Волосяной покров (распространённость, лануго) Состояние гениталий. Фунуциональные критерии зрелости. Крик. (звучноть, эмоциональность) Поза (флексии, полуфлексии) Физиологические рефлексы.(транзиторные рефлексы, координация сосания, глотания, дыхания) Мышечный тонус Зрелость всех органов и систем. Недоношеные дети. Менее 37 нед. или на 37Степени недоношенности. 1. 35-37 недели 2. 32-34 недели 3. 29-31 недели 4. 28 или меньше (24) Морфологические признаки недоношенности. Кожа тонкая багрово-красная Нет ПЖК Податливые кости черепа Швы и роднички открыты Хрящи мягкие Яички не опущенные в мошонку Большие половые губы не прикрывают малые Ногтевые пластины не прикрывают ногтевое ложе Функциональные признаки недоношенного ребёнка. Трудности самостоятельного дыхания. Незрелость сосательных и глотательных рефлексов Мышечная гипотония Сниженная двигательная активность Плохо держит тепло. Более длительная и выраженная желтуха. Более выраженна потеря массы тела. Пупочное кольцо несомкнуто. Маловесные дети. Весовое соответствие сроку гестации ЗВУР - доношеные и переношенные с низкой массой- недоношенные с меньшей массой тела ЗВУР: 1. Гипопластическому типу. 2. По гипотрофическомутипу 3. По диспластическому типу. Социально-биологические факторы риска, ведущие к ЗВУР. Низкий социальный и образовательный уровень матери. Юный возраст матери Профессиональные вредности. Экологические условия. Материнские факторы риска ведущие к ЗВУР. Хронические заболевания сердца, лёгких и почек Дефицит питания Вредные привычки Патология репродуктивной сферы. Патологии беременности. Плацентарные факторы риска, ведущие к ЗВУР Малая масса Аномалия расположения и строения плаценты Плацентит Инфаркты плаценты Кальциноз и фиброз плаценты. Плодовые факторы риска, ведущие к ЗВУР. Многоплодная беременность Хромосомные и геномные мутации Врождённые пороки развития. Генерализованные внутриутробные инфекции. (Цитомегаловирус, хламидиоз, микоплазмоз) Пограничные состояни периода новорожденности. Простая эритема (физиологический катар кожи) Физиологическое шелушение кожи Токсическая эритема. Физиологическая желтуха (гипербиллирубинемия) Смена гемоглобина, несовершенная функция печени. Конец вторых, начало 3 суток - проходят к 10 суткам. Физиологическая убыль массы. Дегидратация связанная с дыханием. Половой криз. Транзиторная олигурия, мочекислый инфаркт почек. Дисбактериоз и катар кишечника. Нарушение теплового баланса. Гипервентиляция лёгких. Перестройка кровообращения. Полицитемия, гиперволемия Гиперфункция надпочечников, гипофиза, щитовидной железы Гипофункция паращитовидных желёз Катаболическая направленность обмена Ацидоз |
Недоношенный ребёнок- ребёнок, родившийся при сроке менее 37 полных недель, то есть до 260 дня беременности.
Определение недоношенности только по весу и росту нельзя считать абсолютно правильным, особенно когда продолжительность беременности трудно установить. Данный способ классификации используется для стандартизации лечения и наблюдения, для нужд статистики. Встречаются дети, рожденные с большим весом и ростом, но с явными признаками незрелости, которая характерна для недоношенных детей. В практике, помимо этого, необходимо учитывать более широкий спектр позиций для оценки действительного возраста ребёнка.
Общепризнано, что физическое развитие является информативным показателем уровня здоровья населения.
Существует прямая корреляция между заболеваемостью и смертностью детей и массой их тела. Чем меньше масса тела ребёнка, тем в большей степени он подвержен инфекционным заболеваниям, чаще страдает анемией и нарушениями психического и моторного развития. Значительное превышение показателей физического развития относительно нормы также неблагоприятно влияет на организм ребёнка и может быть проявлением тяжёлых эндокринных, генетических расстройств; такие дети также чаще болеют. В большинстве случаев отклонение от нормального темпа увеличения длины и массы тела является первым признаком заболеваний. Необходимо проанализировать подобную ситуацию и обследовать ребёнка.
Таким образом, физическое развитие является одной из главных характеристик здоровья, за которым требуется особый контроль в критические периоды жизни, и особенно на первом году жизни, когда происходит наиболее интенсивный рост и развитие ребёнка.
До сих пор в оценке физического развития нет единого подхода. В последние годы всё шире используют нормативные таблицы и графические кривые, которые позволяют унифицировать методику оценки важнейших антропометрических показателей.
Определение физического развития и методы его оценки
Физическое развитие
- это совокупность антропометрических показателей, которые характеризуют здоровье организма, его выносливость и сопротивляемость.
К антропометрическим показателям относят массу и длину тела, окружность головы и груди. При обследовании ребёнка обязательным считается измерение массы тела, длины тела и окружности головы. Параметр окружности груди имеет второстепенное значение. Измерение окружности груди целесообразно проводить только у особой группы детей с избыточным приростом окружности головы, сопоставлять их между собой и оценивать в динамике.
Под термином «физическое развитие» понимается процесс увеличения длины тела, массы, развития отдельных частей тела и биологического созревания ребёнка в различные периоды времени.
В настоящее время для оценки физического развития рекомендуют использовать центильный метод. Он прост в работе, так как исключает необходимость расчётов. Центильные таблицы (графики) позволяют сравнить индивидуальные антропометрические показатели со стандартными - табличными (графическими), получаемыми при массовых обследованиях (по 100 человек каждого возраста). Данные 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97-го обследуемого вносят в таблицы, в которых по вертикали откладывают показатели массы тела (или длины тела, или окружности головы, или окружности груди), а по горизонтали - возраст ребёнка. В табл. и на рис. сохраняют указанный порядок - его называют процент, или перцентиль, или просто центиль (обозначается символом Р: Р25, Р75 и т.д.).
Таблица. Оценка антропометрических показателей ребёнка с помощью центильных графиков
Таким образом, если антропометрический показатель ребёнка между кривыми Р25 - Р50 - Р75, то это соответствует средней норме для данного возраста, если между кривыми Р25 - Р10 и Р75 - Р90, то ниже и выше средней нормы, но всё-таки в пределах нормальных колебаний. Величины антропометрических показателей ниже Р10 и выше Р90 следует рассматривать как низкие и высокие.
Кривая физического развития при нормальном развитии ребёнка должна быть достаточно плавной и равномерно прибывающей, поэтому любое изменение (особенно резкое замедление), скорее всего, обусловлено каким-то неблагополучием. Это может быть соматическое заболевание, нарушение питания или психосоциальные проблемы. Однако у ребёнка может быть и достаточно большой диапазон колебаний нормальных ежемесячных изменений параметров.
Физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному и тому же центильному интервалу. Большая разница в центильных показателях, когда они находятся в пределах разных интервалов, свидетельствует о негармоничном развитии ребёнка.
Например, отдельно каждый антропометрический показатель может соответствовать норме: масса тела соответствует 25 центилям, длина тела соответствует 50-75 центилям. Однако разрыв в значении этих показателей более одного интервала. В таком случае физическое развитие ребёнка следует считать соответствующим возрасту (средним показателям), но негармоничным - дефицит массы тела относительно длины тела (роста).
Если ребёнок доношенный, здоровый, то в 28 дней жизни (1 мес) его физическое развитие можно определять, используя центильные графики. Оценка недоношенных детей производится по иным графикам физического развития, в соответствии с их гестационным возрастом, и не может быть проведена по графикам для доношенных детей.
Оценка физического развития может быть статичной и мониторинговой.
Статичная оценка
. Фиксируются данные антропометрических измерений в конкретный момент времени. Например, во время визита матери с ребёнком к медицинскому работнику можно измерить массу и длину тела, окружность головы ребёнка, определить центильные значения и соответствие их между собой. Это позволит приблизительно судить о норме или отклонениях от нормы в физическом развитии данного ребёнка в текущий момент времени. Эта оценка имеет относительное значение.
Мониторинговая оценка
. Определение показателей массы тела, длины тела, окружности головы и их соответствия в динамике, т.е. за оп- ределённый промежуток времени. Это позволяет оценить физическое развитие и его гармоничность в процессе роста ребёнка. Данные мониторинга являются более важной характеристикой развития, нежели статичные показатели. Оценка антропометрических показателей в результате мониторинга имеет абсолютное диагностическое значение при определении нормы или патологии физического развития ребёнка.
Например, при статичной оценке все показатели могут соответствовать норме. Однако при мониторинге может быть выявлено постоянное снижение значений показателей, центильная кривая может иметь отрицательную динамику (снижаться), что говорит о возможном неблагополучии и необходимости обязательного специального обследования ребёнка.
Измерение антропометрических показателей
Массу тела определяют путём взвешивания новорождённого.
В настоящее время широко используются электронные медицинские весы. Весы устанавливаются на неподвижной поверхности и включаются в сеть. Для проверки весов следует нажать рукой, с небольшим усилием в центр лотка - на индикаторе высветятся показания, соответствующие усилию руки; отпустить лоток - на индикаторе появятся нули. Далее медицинская сестра должна вымыть и просушить руки, положить пелёнку на лоток весов - на индикаторе высветится её вес. Сбросить вес пелёнки в память весов, нажав кнопку «Т» - на индикаторе появятся нули. После этого приступить к взвешиванию ребёнка: раздеть его, уложить на лоток. Через некоторое время на индикаторе высветится значение массы тела ребенка, которое фиксируется на дисплее в течение 30-40 с. После этого снять ребёнка с весов (весы автоматически устанавливаются на ноль).
Если взвешивание производится на механических весах, то при подготовке к процедуре взвешивания ребёнка проводится проверка регулировки весов (при закрытом затворе гири устанавливаются на ноль; открывают затвор и уравновешивают весы вращением противовеса). При взвешивании ребёнка весы уравновешиваются передвижением гирь, определяющих килограммы и граммы веса.
Рост измеряют в сантиметрах, от макушки до пяток, в положении ребёнка на спине с выпрямленными по возможности в коленных суставах ногами и согнутыми под прямым углом стопами на ростомере или на пеленальном столике с сантиметровой лентой.
Горизонтальный ростомер устанавливается на ровной устойчивой поверхности шкалой «к себе». Медицинская сестра моет и высушивает руки, стелет на ростомер пелёнку, укладывает на неё ребенка головой к неподвижной планке. Ноги малыша выпрямляет легким нажатием на колени, придвигает к стопам подвижную планку ростомера.
При определении окружности головы сантиметровая лента проходит через надбровные дуги и затылочный бугор, окружности груди - под нижними углами лопаток и нижней третью ареолы грудных желёз.
Оценка физического развития при рождении ребёнка
Оценка физического развития новорождённых в момент рождения включает
:
- определение массы тела, длины тела, окружности головы и груди, пропорциональности телосложения и сопоставление их с показателями, соответствующими/долженствующими гестационному возрасту (ГВ) ребёнка;
- зрелость новорождённого оценивают по совокупности клинико-функциональных показателей. Оценка морфофункциональной зрелости может быть произведена только в течение первых 7 дней жизни, по специальным таблицам зрелости; включает в себя оценку состояния кожных покровов, развития волосяного покрова, молочных желез и половых органов, формы ушных раковин, положения тела и позы ребёнка.
Гестационным возрастом (ГВ) ребёнка считают срок беременности, при котором он родился.
В настоящее время живорождённым считается ребёнок, родившийся при сроке беременности не менее 28 нед, соответственно этому ГВ определяют начиная с 28-й недели беременности. При переходе России на учёт живорождения с 22-й недели беременности ГВ будут исчислять с этого срока беременности. Таким образом, при недоношенной беременности ГВ будет равен 22-37нед.
При оценке физического развития ребёнка при его рождении в центильных графиках по вертикали откладывают показатели массы тела, длины тела, окружности головы или груди ребёнка, а по горизонтали - его ГВ.
Наряду с отдельными параметрами физического развития оценивается пропорциональность телосложения ребёнка, т.е. соотношение отдельных частей тела. Особенностями внешних пропорций ребёнка при рождении являются
:
- относительно большая голова с преобладанием мозгового отдела над лицевым;
- короткая шея;
- укороченная грудная клетка, суженная в верхней и расширенная в нижней половине;
- длинный выступающий живот;
- относительно короткие нижние конечности.
Чем меньше ГВ ребёнка, тем очевиднее эти особенности телосложения.
На основании дифференцированной оценки состояния физического развития новорождённых выделяют следующие клинические формы нарушения роста и развития:
- дети с большой массой тела;
- дети с малой массой тела (с врождённой/внутриутробной или пренатальной гипотрофией);
- дети с задержкой внутриутробного развития (ЗВУР) - маленькие относительно срока гестации.
Как правило, дети с крупной массой тела при рождении - это дети с массой более 4000 г.
Врождённая (внутриутробная) гипотрофия - это острое или хроническое нарушение питания плода, сопровождающееся отставанием физического развития, нарушением функционального состояния ЦНС, метаболическими расстройствами и сниженной иммунологической реактивностью. Внутриутробная гипотрофия может быть самостоятельной патологией и может сопровождать различные заболевания плода и новорождённого. Дети с внутриутробной гипотрофией могут быть недоношенными, доношенными и переношенными.
Дети с ЗВУР (маленькие к сроку гестации) - это дети, не соответствующие по физическому развитию гестационному возрасту.
Первоначальная потеря массы тела - явление, которое наблюдается у всех новорождённых сразу после рождения. Это связано с вытеснением жидкости из дыхательных путей при становлении лёгочного типа дыхания, испарением околоплодных вод с кожи, потерей «первородного стула» - мекония. В норме ребёнок может безболезненно для себя потерять не более 10% массы тела. Лучше - около 5%. Чтобы ребёнок как можно меньше потерял в весе, необходимо, чтобы
он с первых минут жизни находился около мамы и по первому требованию его прикладывали к груди. Пусть маме кажется, что у неё нет молока, однако ребёнку важны даже несколько капель молозива для получения необходимой энергии и формирования правильного обмена веществ. Если ребёнок теряет больше 10% первоначальной массы тела, необходимо искать причину - болезнь, неправильное или недостаточное питание. Однако в любом случае требуются лечебные мероприятия.
Оценка должна быть проведена в роддоме и при первом посещении новорождённого медработником на дому.
Оценка физического развития новорождённого в течение первого месяца жизни
В возрасте месяца проводится очередная оценка физического развития с использованием центильных графиков, основанная на величине изменений антропометрических данных.
В таблицах представлены диапазоны колебаний массы тела, длины тела и окружности головы доношенных детей, которые совпадают с диапазоном 25-75 центилей и считаются нормальными.
Таблица Масса тела
К нарушениям физического развития ребёнка на первом месяце жизни относят постнатальную (приобретённую) гипотрофию - дефицит массы тела относительно длины тела и постнатальную паратрофию - превышение массы над длиной тела.
Постнатальная гипотрофия может быть
:
- первичная - как правило, алиментарная гипотрофия, вызванная дефицитом молока у матери или нерациональным искусственным вскармливанием младенца, а также состояниями непереносимости молока вследствие ферментопатии;
- вторичная - развивается вследствие острых и хронических заболеваний ребёнка, врождённых пороков развития (пилоростеноз, стеноз кишечника), иммунодефицитных заболеваний, тяжёлой патологии ЦНС.
Важными клиническими признаками гипотрофии являются симптомы пониженного питания
:
- истончение подкожного жирового слоя;
- уменьшение толщины кожной складки, окружности бедра и плеча;
- снижение тургора тканей;
- увеличение количества кожных складок на конечностях, шее, появление их на лице, ягодицах, вокруг суставов;
- чёткие очертания рёбер и других костных выступов. Симптомы пониженного питания обусловливают отчётливые
диспропорции в телосложении у новорождённых: дети выглядят худыми, длинными, с относительно большой головой.
Характерным для детей с внутриутробной гипотрофией является снижение неспецифических факторов защиты, что обусловливает высокую частоту у них инфекционно-воспалительных заболеваний.
При недостаточной прибавке массы тела на первом месяце жизни, при отсутствии угрожающих симптомов в виде постоянных, нарастающих по частоте и объёму срыгиваний и рвот необходимо провести консультацию по вскармливанию, проверить, правильно ли мать прикладывает ребёнка к груди и эффективность сосания.
Оценка окружности и формы головы
Измерение окружности головы у ребёнка первого года жизни имеет особое значение. В первое полугодие средняя прибавка окружности головы составляет 1-1,5 см. Показатели окружности головы также должны оцениваться по центильным таблицам.
Окружность головы у новорождённого превышает окружность грудной клетки на 1-2 см. Увеличение разницы, особенно стойкое, заставляет заподозрить развитие гидроцефалии. Увеличение окружности головы не может быть единственным признаком гидроцефалии. В этом случае обычно есть и другие признаки, свойственные для данной патологии.
Если же окружность головы меньше окружности грудной клетки, то необходимо исключить микроцефалию.
Голова может быть разной формы, что не является патологией, а лишь особенностью ребёнка.
Консультирование при нарушении физического развития
Недостаточная прибавка или снижение массы тела относительно возраста может свидетельствовать об острой инфекционной, хирургической патологии (пилоростеноз). При отсутствии этих заболеваний следует провести консультирование матери по питанию.
При чрезмерной прибавке веса необходимо исключить эндокринную патологию, в частности гипергликемию и гипотиреоз. При их отсутствии паратрофию считают конституциональной, т.е. ребёнку не показано ограничение питательных веществ, уменьшение кратности и продолжительности грудных кормлений и т.д.
Детям с конституциональной паратрофией требуются:
- контроль уровня гемоглобина и профилактика анемии;
- контроль уровня кальция и профилактика витамин D-зависимого рахита.
Сестринский уход за новорожденным в амбулаторно-поликлинических условиях.Под ред. Д.И. Зелинской. 2010г.
Есть несколько основных показателей, на которые обращают внимания врачи при ежемесячном осмотре грудничка. Это:
- Длина тела или рост
- Масса тела или вес
- Окружность головы
- Окружность груди.
Особенности роста
После того, как малыш родился, у него происходит замедление показателей роста. Только иногда можно наблюдать скачки в прибавке длины тела. Еще одной особенностью можно считать то, что нижние части тела растут быстрее верхних. Как пример, стопы вырастают больше и быстрее, нежели голени и так далее. Это все влияет на общие пропорции тела грудничка.Также особенностью можно считать то, что маленькие дети растут быстрее старших. Так ребенок в 2 месяца вырастет на 3-5 см, а в 7 месяцев на 1-2 см.
Первый год жизни – самый активный по росту всех показателей.
Особенности набора веса
Что касается веса, то он растет по тому же принципу, что и длина тела. Так меньший ребенок будет прибавлять больше, нежели малыш постарше.Для того чтобы понимать достаточно ли набирает вес грудничок, можно воспользоваться формулами.
В первые 6 месяцев – это:
- Вес при рождении + 800*n – где n – месяц после рождения малыша.
- Вес при рождении + то, что прибавили в первые полгода + 400*(n-6) – где n – возраст в месяцах.
Как меняется окружность головы?
Физическое развитие можно проследить за тем, как меняется окружность головы малыша. Она не только отображает общее развитие ребенка, но и дает возможность сразу определить, как развиваются кости черепа и есть ли такие заболевания, как микро- и гидроцефалия.Грудничок рождается с окружностью головы 34-36 см. В первые несколько лет она активно растет, после этого значительно замедляются процессы ее роста.
Касательно показателей окружности также есть много таблиц с примерными цифрами согласно возрасту грудничка.
Как изменяется окружность груди?
Окружность груди показывает, насколько хорошо развивается грудная клетка. Так при рождении ребенка она составляет 32-34 см. Она немного меньше, чем окружность головы, но в 4 месяца они становятся одинаковыми. А в последующие месяцы окружность груди значительно начинает превышать показатели головы.Как видите, каждый показатель рассказывает врачам, правильно ли происходит физическое развитие детей грудного возраста . Поэтому необходимо вовремя реагировать на малейшие отклонения от нормы.
Развитие новорожденного ребенка – процесс поэтапный: сначала совершенствуются врожденные рефлексы, затем вырабатываются условные. Темпы развития у всех детей различны – и касательно двигательных навыков, и касательно сообразительности. Поэтому не стоит бить тревогу, если малыш позже сел, позже начал ползать, позже пошел. Но забывать и о помощи родителей в стимуляции развития малыша тоже не следует.
Раннее физиологическое развитие новорожденного малыша (с видео)
Существует формула нормального развития малыша первого года жизни: 2-6-12 - в 2 месяца ребенок уверенно удерживает голову в вертикальном положении, в 6 месяцев - сидит, в 12 месяцев - ходит.
К моменту рождения развитие головного мозга ребенка не закончено! Именно формирование движений (двигательной активности) отражает ход созревания центральной нервной системы. Итак, движение - это ведущий стимулятор роста, развития и формирования детского организма. Ребенок испытывает большую потребность в движении, это универсальная особенность и обязательное условие нормального развития любого растущего организма. При этом у малыша, если он длительно болеет, появляются не только симптомы заболевания, но и признаки отклонения в росте и развитии из-за вынужденного (в связи с болезнью) ограничения двигательной активности. Именно поэтому роль физкультуры в физическом развитии новорожденного трудно переоценить, а любые осознанные действия родителей в этом направлении принесут пользу. Подразумевается адекватное физическое воспитание ребенка, когда родители совместно с педиатром способны оценить темпы развития малыша и знают приемы, при помощи которых можно провести коррекцию тех или иных нарушений, если таковые имеются.
Движения малыша совершенствуются поэтапно, начиная от рефлексов (безусловные рефлексы), с которыми он рождается, и заканчивая сложными произвольными движениями, которые формируются в процессе созревания центральной нервной системы, обеспечивающей интегральную деятельность мозга.
Кроме поэтапности (2-6-12 месяцев) существует и такая особенность развития новорожденных, как последовательность становления двигательных навыков ребенка: малыш не сможет самостоятельно сидеть до тех пор, пока не сформируются устойчивое положение головы в вертикальном положении и способность выпрямлять спинку. И сложность заключается в том, что между этапами развития новорожденных нет четкой грани: приобретая новые навыки, малыш продолжает совершенствовать уже приобретенные.
Двигательные навыки развиваются сверху вниз: от головы сначала к верхним и только потом к нижним конечностям. Накопление двигательного опыта (устойчивый стереотип движений) зависит от активных (собственных!) движений малыша.
Физиологическое развитие движений у новорожденного ребенка первого года жизни - это показатель того, как идет созревание его центральной нервной системы. Но не только. Это еще (в немалой степени) свидетельство вашего влияния (влияние внешней среды, взрослых, значимых для малыша людей, ухаживающих за ним).
Разумеется, каждый новорожденный ребенок имеет свои особенности развития человек, собственную программу развития, которая по-научному называется его генофондом, или наследственными факторами. Однако той же наукой установлено, что дефицит раздражителей (зрительных, слуховых, кожных) приведет к отставанию развития любого малыша, даже если он родился с генами гения.
Здесь нет никакой сложности: нервная система по своему строению иерархична (к примеру, есть спинной мозг, а есть кора головного мозга, куда стекается вся информация), и все отделы нервной системы (центральные и периферические) связаны между собой. В каждый период развития новорожденного кора головного мозга «чувствует» себя нормально, когда получает достаточно много информации, которую анализирует, чтобы потом «составить» новые программы. Эту информацию «собирают» нервы на периферии организма, а специальные нервные волокна (в составе спинного мозга) проводят эту информацию «наверх», к голове (афферентная импульсация). Созданная новая программа в период раннего развития новорожденного также проходит по специальным нервным волокнам теперь уже «вниз» (эфферентная импульсация), к органам-исполнителям. Каждое звено этой сложной цепочки должно быть полноценным, иначе вся цепочка перестает работать нормально, тогда и формирование функции задерживается.
И еще одна сложность заключается в том, что нормальное развитие ребенка весьма вариабельно (из-за той же наследственности и факторов внешней среды). Именно поэтому педиатры ориентируются не только на те навыки, которые должны быть у малыша на основных этапах развития новорожденного (с момента появления на свет до одного месяца, 1-3 месяца, 3-6 месяцев, 6-9 месяцев, 9-12 месяцев), но и отслеживают, как проходит угасание (редукция) безусловных рефлексов (тех, с которыми малыш родился). Именно поэтому нужно не только иметь представление о характеристике рефлексов новорожденного, но и уметь их вызывать.
На видео «Развитие новорожденных» показаны основные этапы совершенствования физических навыков малыша:
Характеристика врожденных физиологических рефлексов новорожденных детей
Какие рефлексы новорожденных называют безусловными и какими признаками они характеризуются?
Сосательный рефлекс возникает при раздражении полости рта ребенка, сохраняется в течение всего первого года жизни и выявляется при первом кормлении.
Хоботковый рефлекс: если быстро и легко (одним пальцем) ударить по губам новорожденного, он вытянет губки хоботком. Этот рефлексу у новорожденных детей к трем месяцам должен угаснуть. Если этого не произошло, то велика вероятность поражения центральной нервной системы.
Поисковый рефлекс: если перед кормлением погладить (не прикасаясь к губам малыша) в области угла рта, то ребенок повернет голову в сторону раздражения. Выявляется этот безусловный рефлекс у новорожденных только до 4-месячного возраста, так как к этому времени малыш начинает видеть грудь матери (бутылочку с молоком) и реагирует общим оживлением (реакция на зрительный раздражитель).
Рефлекс Бабкина: если перед кормлением надавить большими пальцами на ладонь новорожденного, он откроет ротик и приблизит голову к груди. Выявляется рефлекс до 3-месячного возраста. Появление этого врожденного рефлекса у новорожденных педиатры считают прогностически значимым для детей, родившихся с родовой травмой: чем раньше этот рефлекс начинает вызываться, тем больше шансов на выздоровление.
Защитный рефлекс: новорожденный ребенок с первых мгновений жизни поворачивает голову в сторону, если положить его на живот. При родовой травме этого безусловного рефлекса у новорожденного ребенка может не быть.
Рефлекс опоры и автоматической походки: малыша нужно взять под мышки и, удерживая в вертикальном положении, поставить на ровную поверхность. Как только ребенок касается опоры, его туловище выпрямляется, и он стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Если вы при этом немного наклоните его вперед, он сделает мелкие шаги (без движения рук). Это шаговый рефлекс, который считается нормальным только до 1,5 месяцев (ребенок «разучивается» ходить до года). При вялых парезах ног этот физиологический рефлекс у новорожденных вызывается слабо, а при спастических ножки малыша будут перекрещиваться. Если автоматическая походка вызывается и после 1,5 месяцев - высока вероятность травмы ЦНС (центральной нервной системы).
Рефлекс ползания: уже с 3-го дня жизни новорожденный, если положить его на живот или спинку, начинает совершать движения, похожие на ползание (спонтанное ползание). Развитие этого рефлекса у новорожденного сродни автоматической походке: по-настоящему ползать малыш начнет позднее. Чтобы усилить такое ползание, можно к подошвам ребенка приложить свою ладонь. Рефлекс после 4 месяцев вызываться не должен.
Хватательный рефлекс: если мягко коснуться ладошек малыша пальцами, в ответ ребенок схватывает и удерживает ваши пальцы. И чем сильнее вы будете высвобождаться, тем крепче он должен хвататься. В норме, если потянуть ребенка вверх так, чтобы поднять над опорой, он удерживает свой вес. Такое же «хватание» малыш осуществляет и пальцами ног: он сжимает пальцы при касании к подошвам. Если же не просто коснуться, а сделать штриховые движения по наружному краю стопы от пятки к пальцам, то в ответ 2-5-й пальцы разойдутся веером (рефлекс Бабинского). Этот один из основных рефлексов у новорожденных оценивается до 4 месяцев.
Рефлекс объятия: нужно создать у малыша ощущение падения, для этого попытаться откинуть его на подушку из положения полулежа. Ребенок при этом раскидывает руки в стороны и разжимает кулачки. Вызывается до 5 месяцев.
Рефлекс Таланта: если положить новорожденного на бок и провести по линиям вдоль позвоночника от шеи к копчику, он выгибает спинку дугой. Рефлекс появляется уже с 5-го дня жизни и исчезает к 4 месяцам. При поражении спинного мозга рефлекс Таланта не вызывается.
Проверка рефлексов новорожденного ребенка
Для проверки рефлексов новорожденных на следующий день после того, как мама с малышом будут выписаны из родильного дома, на дом приходит участковый педиатр. Ребенка осматривают на пеленальном столике (поверхность не должна прогибаться), при естественном освещении, раздевая и касаясь его теплыми чистыми руками без маникюра, украшений и часов. Желательно при этом надевать и маску.
Первое, на что следует обратить внимание, - это на симметричность положения тела. Голова ребенка должна лежать прямо, не запрокидываясь и не сдвигаясь ни в одну сторону. Если видя, что ребенок склоняет голову к плечу, родители пытаются выровнять ее положение, но безрезультатно, следует сказать об этом педиатру.
Существует методика проверки симметрии тела новорожденного: малыша кладут на спинку и мысленно проводят линию сверху вниз через нос, подбородок, пупок, лобок. Эта линия должна быть прямой. Затем выкладывают малыша на живот и мысленно проводят линию от середины затылка до межъягодичной складки. Если ребенок здоров, то в положении на животе он держит голову по средней линии и свободно поворачивает ее в обе стороны.
Следующий важный момент - глаза. Если поднести малыша к окну, то можно увидеть, что склеры глаз желтоватые - после рождения (в течение 21 дня) это считается вариантом нормы. Теперь обратите внимание на движение глазных яблок. Если глазные яблоки совершают быстро повторяющиеся движения (нистагм), то вероятность поражения головного мозга велика.
Оценку формы черепа новорожденного и ее коррекцию в старину умели делать повитухи. Роды тогда принимали в бане, разогретого младенца правили тут же, буквально вылепливая осторожными массажными движениями правильную форму черепа. Нужно ли говорить, как это важно? Нужно: припадки, параличи, вегетососудистая дистония, обмороки - это далеко не полный перечень того, что связано с неправильной формой черепа. Да вот толку от такого разговора мало: наука эта потеряна, никто из сегодняшних акушеров правкой черепа новорожденных не занимается (даже если и умеют) - могут и с работы уволить!
Но кое-что знать все же нужно. У новорожденного ребенка кости черепа отстоят друг от друга, а в местах, где смыкаются несколько костей, образуются так называемые роднички: большой - между лобной и теменной костями, малый - между теменной и затылочной. К моменту рождения остается открытым, как правило, только большой родничок: он имеет размеры 2×3 см и постепенно закрывается к году. По темпам закрытия большого родничка судят о состоянии костной системы малыша, а если родничок выбухает или напряжен, то это признак повышения внутричерепного давления (родовая травма).
Статья прочитана 2 067 раз(a).
Дети – цветы жизни. Но чтобы «цветы» бурно росли, необходим правильный за ними уход. Разберем нормы физического развития новорожденного ребенка и правильный за ним уход.
Новорожденными называют детей в первые 28 дней жизни. Это, пожалуй, один из самых важных жизненных периодов детского возраста. После выхода из тела мамы ребенок находится в состоянии сильного стресса. Условия внешнего мира для него совершенно новые. Он впервые учится самостоятельно дышать воздухом и питаться молоком матери. Хотя плод в утробе уже открывает глаза, во внешнем мире он впервые сталкивается с дневным светом. Его кожа начинает ощущать перепады температур. Ну а главное, ребенок ощущает отрыв от матери на энергетическом уровне.
Как помочь ребенку в адаптации к внешнему миру в первые дни жизни?
Во-первых, сразу же после родов необходимо положить ребенка роженице на грудь. Это позволит не так резко ощущать малышу отделение от матери. Новорожденный привык слышать сердцебиение мамы, поэтому в положении на груди он будет его ощущать. Плюс к этому, температура кожи человека 36 градусов, а воздуха в родильной палате около 25 градусов. Температура околоплодных вод примерно 37 градусов. Поэтому раннее прикладывание к груди ребенка чрезвычайно важно. Единственным противопоказанием к этому является тяжелое состояние роженицы, в таком случае рекомендовано прикладывание ребенка к груди отца малыша. Кесарево сечение с применением местной анестезии не является запретом к выкладыванию новорожденного на грудь мамы.
Во-вторых, если роженица в стабильном состоянии, необходимо сразу приучить ребенка к соску. Таким образом у малыша сработает инстинкт и он начнет активно сосать, что позволит ему не чувствовать себя отделенным.
В-третьих, в раннем неонатальном периоде (первые 7 суток после рождения) необходимо создать условия для совместного пребывания мамы и малыша. Новорожденный в это время учится сосуществовать с внешними условиями пребывания в этом мире, и постоянное наличие мамы рядом, помогают избежать лишнего стресса для малыша.
Каковы нормальные физические показатели у новорожденного?
Нормальная масса тела ребенка при рождении 3200 — 3500 гр. у девочек и 3500 – 3800 гр. у мальчиков с длиной тела 50 – 52 см.
В результате родового стресса и периода адаптации к новым условиям жизни в норме за первые трое суток ребенок теряет 6 – 8% грамм от массы тела при рождении. Но к 7 суткам масса тела ребенка должна восстановиться до показателей массы тела при рождении. К концу первого месяца жизни новорожденный малыш должен весить – n + 600 (где n масса тела при рождении). Длина тела ребенка в первый месяц увеличивается на 3 см.
Особенности ухода за малышом в первые 28 дней
Одним из важных условий для новорожденного является – создание правильного теплового режима. Учитывая, что холодовых рецепторов у ребенка первого месяца жизни намного больше, чем у взрослого, вероятность переохлаждения очень велика. Для этого необходимо соблюдать правильную температуру воздуха в помещении (не ниже 22 градусов) и достаточное количество одежды. Для последнего существует правило «слоев»:
- Летом – один слой одежды (ползунки, распашонка и легкая шапочка)
- Весной и осенью – два слоя (ползунки, распашонка, комбинезон, шапочка)
- Зимой – три слоя (боди, распашонка, ползунки, теплый комбинезон, теплая шапочка)
Обрати внимание, что во все времена года наличие шапочки является обязательным. У ребенка объем головы к его длине тела составляет почти 70 %. Соответственно, теплоотдача через поверхность головы очень высока.
В первые дни после рождения у новорожденных преобладают симптомы торможения головного мозга. А значит, не пугайся, если первые 3 – 5 дней твой малыш будет спать 20 – 22 часа в сутки. В конце первой недели у детей появляется голодное возбуждение, и ребенок уже будет просыпаться при чувстве голода, а также прикладывая его к груди, у него появляется «роющий» рефлекс (малыш лицом пытается найти сосок).
В почках новорожденного наблюдаются своеобразные преобразования, что характеризуется очень малым количеством или даже отсутствием мочи в первые 2-3 дня у малыша. Поэтому не переживай, если увидишь в первые дни сухой памперс у ребенка.