Занятие "как мы отдыхаем". Перспективный план бесед для детей младшей группы
Беседа с родителями по проведению выходного дня
Данный материал будет полезен воспитателям и специалистам дошкольной образовательной организации, учителям начальных классов, родителям. Педагоги могут использовать материалы для проведения консультаций с родителями. Содержание консультации в интересной и доступной форме рассказывает родителям о том, как можно организовать досуг детей, сделать его разнообразным, интересным и полезным.
Цель:
повышение педагогической грамотности родителей в области организации досуга, игровой и продуктивной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Дать представление об основных игровых приемах организации досуга детей.
2. Представить цель и назначение игровой и продуктивной деятельности для интеллектуального и личностного развития детей.
3. Показать варианты совместной деятельности детей и родителей.
Выходной день все мы ждем с нетерпением. Можно восстановить силы, заняться домашними делами, посетить друзей и близких. Но когда выходные и праздничные дни следуют один за другим, а все планы реализованы, порядком надоедает сидеть у окна, или у телевизора…
А так ли всё плохо?! А может... Может взять и устроить себе праздник. Праздник общения со своим ребёнком. Занятие это и приятное, и полезное. Время, проведённое с вами, любимыми родителями, доставит ребёнку не только удовольствие, но и станет благоприятным для его интеллектуального и творческого развития. Поиграйте с вашим малышом в игры.
«Виртуальная прогулка»
Сидя у окошка, можно путешествовать вслед за проехавшей машиной. А, если ещё и знать страну, в которой она произведена, то можно заглянуть в её прошлое. Итак…
«Разноцветная прогулка»
Трудно удержать ребёнка дома, а на дворе ветер и стужа. Погуляйте по квартире. «Да это же не интересно!» - скажете вы. А вы организуйте увлекательную прогулку. Например, поставьте условие, что передвигаться по комнате можно только по предметам красного цвета, или держась за предметы жёлтого цвета. Это разовьёт внимание, будет способствовать творческому развитию малыша. Вот увидите, какие условия поставит вам ребенок! Например, типа перелёта по комнате через предметы синего цвета, или пропрыгать на одной ножке по предметам красно-коричневого цвета, держась попеременно то за жёлтый, то за малиновый предмет.
«А что было бы, если…»
Ваш ребёнок устроил вам концерт из-за того, что нельзя погулять. Попробуйте вместе с ним порассуждать, а что было бы, если бы вы вышли на улицу в проливной дождь, ураган, лютый мороз... Что может произойти с вами, с вашим домом, с вашей улицей, с городом, с планетой…
Классификация
Все игрушки надоели, книжки перечитаны с десяток раз, а малыш всё требует и требует к себе внимания. Или вот ещё как бывает. Пора собирать игрушки, книжки, вещи, а ребёнок капризничает – не хочет прибираться. Предложите ему разложить вещи по группам, которые, кстати, выберет сам ребёнок (животные, птицы, фрукты, транспорт, посуда…). Приборка пройдёт интереснее и быстрее, а, главное, с пользой для развития ребёнка.
«Что из чего?»
Можно предыдущую игру дополнить исследованием материала, из которого изготовлены наши вещи. Игрушечное яблоко, например, из меха. Машинка – из металла. Важно правильно называть детям материал, из которого изготовлены эти предметы. Польза здесь тройная: приучаем к порядку, развиваем мышление, способствуем сенсорному развитию (ребёнок набирается тактильных ощущений).
Сравнение
Продолжение предыдущих игр. Предметы (2-3), попавшие ребёнку в руку, можно сравнить, т. е. отметить, чем они похожи и чем отличаются. Интересные сравнения получаются, если предметы разительно отличаются друг от друга. Например, баночка от йогурта и кукла. Что между ними общего? Да сколько угодно сходств! Например, то, что баночка похожа на туловище или юбочку куклы, ту и другую купили в магазине. Придумайте сходство покруче!
«Старьевщики»
Начался любимый мамин/бабушкин сериал, а дети расшумелись. Отправьте их на поиски «старинных сокровищ». Это может быть всё, что угодно – от перчатки и папиного инструмента до баночки творожка или пакетика с чаем. Напишите детям список вещей из 20-25 предметов (или нарисуйте), дайте по пластиковому пакету (или корзинке). По стартовому сигналу все бросаются бегать по дому, чтобы скорее собрать весь «комплект», а вы преспокойно смотрите сериал. Игра развивает наблюдательность, координацию движений, совершенствует мгновенные рефлексы. Можно с помощью этой игры обогатить словарь детей, например, предложить найти предметы, название которых дети не знают (миска, косынка, конь (шахматный), бисквит…).
Разбей по действиям
Очень часто мы ругаем детей за провинности. Разбил чашку – наказание. Сорвал с гардины штору – в угол. Порвал книжку – какой позор! А что, если однажды поступить иначе. Сесть с ребёнком и прокрутить в памяти все события, прошедшие до момента «аварии». Такое установление последовательность событий поможет ребёнку сконцентрироваться, научиться сосредотачиваться на своих действиях и поступках, контролировать своё поведение.
Вот и выглянули первые лучики солнышка. Пока мы играли в доме, дорожки подсохли, утих ветер. Пора нашим «олимпийцам» на свежий воздух. Вперёд! Играть в снежки, лепить снежную бабу, строить шалаш из веточек! Удивлены? Дело в том, что ещё древние учёные говорили, что рука тренирует мозг. Чем больше ребёнок работает ручками, тем умнее и сообразительнее он становится. Ловкие ручки – залог успешного овладения письмом. С этой же целью позвольте ребёнку вдоволь наиграться с камешками, веточками, ледышками, песком и палочками. Это своеобразный массаж рук и ног, способствующий укреплению мускулатуры. Если боитесь грязи, применяйте для массажа орешки и горох.
Уважаемые мамы и папы!
Безусловно, эти игры понравятся вам и вашим детям. А главное, они сделают отдых по-настоящему радостным и богатым яркими впечатлениями.
ЗАНЯТИЕ
«Как мы отдыхаем»
Цели: сформировать представление у детей понятия «отдых», его необходимости для человека, ознакомить с моделями позитивного отдыха.
Оборудование: игрушка.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Вводное слово.
Ребята, сколько дней в неделе? (7 дней.)
Назовите их.
В какие дни недели взрослые идут на работу, а дети в школу, детский сад? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.) Эти дни называются рабочими.
А как называются суббота и воскресенье? (Выходные дни.) Вы любите выходные дни? (Любим.) Все любят выходные дни, потому что люди отдыхают после напряженной трудовой недели. Сегодня мы с вами узнаем, как отдыхают люди.
3.Основная часть.
Устное сочинение «Отдых в семье».
Расскажите, как вы в вашей семье отдыхаете? (Рассказы детей).
Беседа «Отдых – что это такое?»
Отдыхом можно назвать занятия спортом, поход в лес, на реку, в цирк, в парк. Когда у человека есть свое любимое занятие (рисование, игра в компьютер, в хоккей, в футбол, вязание, вышивание, чтение книг) - это очень хорошо. Занимаясь любимым делом, человек отдыхает.
Игра «Мое любимое дело»
Игроки по очереди передают игрушку и рассказывают о своем любимом деле.
Какие любимые занятия есть у ваших родителей? (Рассказы детей)
Ребята, а зачем людям нужен отдых? (Разные ответы детей)
Практическое задание «Опыты»
А теперь давайте поиграем. Вы любите бегать, прыгать, двигаться, скакать? (Да, любим.) Хорошо, по команде вы начнете делать движения, которые я вам скажу. Итак, начали.
Прыгать на одной ноге! (Дети прыгают, пока не устанут или не остановятся.)
Ребята, а почему вы остановились, не продолжаете прыгать? (Мы устали.)
Поднимать левую и правую руку по очереди! (Дети выполняют движения, пока не начнут останавливаться.)
Почему вы остановились? Вы опять устали? Вы хотите отдохнуть? (Да!)
Правильно, человек обязательно должен отдыхать, так уж устроен наш организм. Когда человек отдыхает, он восстанавливает свои силы. Все люди: и взрослые, и дети - отдыхают по несколько раз в день.
Беседа «Отдых ».
Ребята, подумайте, когда вы отдыхаете в центре? (Между занятиями, после обеда спим, на прогулке отдыхаем, вечером играем в любимые игры.)
И взрослым, и детям полезно менять свои занятия. Если ты долго сидишь, рисуешь или пишешь, что у тебя устает? (Рука, спина, шея.) Если ты долго будешь сидеть на корточках, строить дом, что у тебя устанет? (Спина, ноги.) Если ты долго будешь решать математические задачки, что у тебя устанет? (Голова.)
А можно догадаться, глядя на человека, что он устал? Вы это можете определить? Как? (Настроение плохое, сил нет, голова болит, глаза закрываются и т. д.).
Самый главный отдых для взрослых и детей - это сон.
А в школе дети отдыхают? (Да, на перемене, в выходные дни, на каникулах.)
А взрослые отдыхают? (В выходные, праздничные дни, в отпуске.)
Отдыхают все: и птицы, и рыбы, и насекомые, и животные. Как? (Ответы детей).
Это интересно.
Вот несколько любопытных фактов о том, как спят животные. Коты в среднем спят 13–14 часов днем, а ночью бродят по дому. Дело в том, что в дикой природе они, как правило, охотятся по ночам. Большие кошки, такие как тигры, тоже могут подолгу спать. Королям джунглей совсем не нужно быть постоянно начеку, чтобы защитить себя. Дельфины могут дремать таким образом, что только одна половина их мозга будет оставаться во сне. Так в одном полушарии могут наблюдаться волны медленного сна, в то время как другая половина будет бодрствовать. Лошади и коровы могут спать стоя, но не могут видеть сны, пока не лягут. Жирафы могут обходиться без сна неделями. Чтобы спрятаться от хищников, африканские гвинейские бабуины спят на корточках, на верхушках деревьев. Летучие мыши спят вверх ногами по нескольким причинам. Во-первых, так они будут менее заметной добычей. Кроме того, это позволяет им сразу взлететь в случае опасности. Дело в том, что это идеальная позиция для взлета. В отличие от птиц, летучие мыши не могут отправиться в воздух с земли. Они недостаточно сильны для создания необходимой скорости взлета. Хотя считается, что муравьи никогда не спят, исследования на огненных муравьях показали, что в течение дня у муравьев возникало примерно по 253 эпизода сна, каждый из которых длился примерно 1,1 минуту.
Но человек отдыхает по-особенному. В свободное время он находит себе интересное дело по душе.
Составление рассказа по сюжетным картинкам «Интересные дела в свободное время».
Ребята, давайте подумаем, чем интересным можно заниматься в свободное время в центре? (Ответы детей).
Итог занятия
Если когда-то кому-то станет грустно, скучно, то найдите себе - дело по душе и для отдыха. Например, сделайте подарок своей семье, не в честь праздника, а просто так, чтобы порадовать близких. (Предлагается нарисовать вазу с цветами или сделать аппликацию «Букет»).
методическая разработка
Конспект коррекционно-развивающего занятия
«Мой самый счастливый день»
Цель коррекционного занятия:
способствовать формированию адекватной
самооценки и позитивного мироощущения.
Задачи коррекционных занятий:
формирование позитивного восприятия себя;
снижение эмоциональной напряжённости ребенка;
самопознание и самоосознание своего "Я";
формирование нравственных представлений;
приобретение навыков релаксации, саморегуляции и самоконтроля.
Адресат:
младший школьный возраст.
Форма проведения:
групповая.
Структура занятия:
1. Установление контакта: беседа «Как я провел выходные»;
2. Ввод в тему занятия: беседа «Мой самый счастливый день…»;
3. Коррекционная часть: графическая беседа «Радости и огорчения»;
Рисунок «Самый счастливый день»;
4. Завершающая часть: упражнение «Яочень хороший ».
Организационные условия проведения коррекционных занятий:
кабинет,
соответствующий требованиям организации психологических занятий в
детском саду.
Материалы:
плотный лист бумаги А4, цветные карандаши, краски.
Методы и техники, используемые в программе:
беседа, рисуночная арт-
терапия, методика незаконченные предложения.
Ответственные
: педагог-психолог Яковлева А.С.
Ход занятия.
Беседа «Как я провел выходные».
Цель: создание доверительной атмосферы в начале занятия. Не
несущая глубокой смысловой нагрузки фраза, позволяет
положительно начать беседу.
2.
Упражнение «Мой самый счастливый день…»
Беседа на тему «Мой самый счастливый день»- вводное
упражнение к основной части занятия, также помогает получить
порцию положительных эмоций, и хорошего настроения.
Упражнение имеет и диагностический характер. Все желающие
могут высказаться.
3. Графическая беседа
«Радости и огорчения».
Процедура проведения:
1. Изображается вдоль листа линия – «дорога жизни» ребенка от рождения до
настоящего момента. На ней ребенок выделяет интервалы важные для него.
2. Выделяются два пространства – над и под линией; предлагается вспомнить
и прокомментировать те или иные жизненные события: сверху связанные с
радостными событиями, внизу периоды, окрашенные грустными событиями.
3. Раскрасить дорогу жизни любыми цветами.
Результаты беседы позволяют выявить меру устойчивости и типичности
переживаний ребенка, степень благополучия (в субъективной оценке
мироощущения) на протяжении всех периодов его жизни.
4. Рисунок «Самый счастливый день»
Рисование на тему "Мой самый счастливый день" способствует
невербальному выражению переживаний, о которых не каждый ребёнок не
может рассказать.
Инструкция: «Нарисуй свой самый счастливый день в жизни. Подумай, какие
чувства ты испытывал в этот день, чем он тебе запомнился?
Анализ высказываний, содержания и цветовые решения ребенка, дает
возможность отчасти диагностировать уровень притязания ребенка (что надо
ребенку для счастья).
5.
У
пражнение «Я очень хороший».
Инструкция: ребенку предлагается встать на стул и уверенно произнести
фразу: «Я очень хороший!»
Упражнение помогает получить порцию одобрения, и хорошего настроения.
Упражнение имеет и диагностический характер.
Список использованной литературы:
1. Вестник практической психологии образования №3 (20) июль-сентябрь
2009 год.
2. Т.Б. Андрущенко «Диагностические пробы в психологическом
консультировании»; 2002 год.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 «Берёзка»
Проект «Выходного дня»
Бакижанова Б.А.- воспитатель,
Локтионова Н.А.-воспитатель 1 кв. категории
г. Радужный
Информационная карта проекта
I Тип проекта:
- по доминирующему методу - информационный;
- по характеру содержания - включает ребенка и его семью;
- по характеру участия ребенка - исполнитель;
- по количеству участников - индивидуальный;
- по продолжительности: краткосрочный.
II Участники проекта: ребенок, родители (законные представители), воспитатели.
III Проблема:
Семья основной институт социализации ребенка. Это первый институт, формирующий и закладывающий морально-нравственный фундамент ребенка. Поведение ребенка, его морально-нравственные принципы формируются семьей. В современных условиях родители (законные представители) заняты обеспечением материальной стороной жизни ребенка. Постоянная нехватка времени, возникающие вопросы по воспитанию и взаимодействию с ребенком, все это побудило к созданию проекта «Выходного дня». В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие ребенка, родителя (законного представителя), педагога, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направленно на повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) т. е. сообщение родителям (законным представителям) воспитанника знаний, формирование у них педагогических умений и навыков, рефлексивного отношения к себе как к воспитывающим взрослым.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) разрешает сложившиеся противоречия между имеющимся воспитательным потенциалом семьи и его не достаточным использованием.
V Цель проекта:
Объединить усилия родителей (законных представителей) и педагогов по воспитанию ребенка, привлечь родителей к активному участию в жизни своего ребенка, использовать семейные выходные как важный аспект воспитания и развития речи ребенка.
Задачи проекта:
- Формировать у родителей (законных представителей) интерес к совместному отдыху с ребенком в выходной день;
- Познакомить родителей (законных представителей) с формами проведения выходного дня;
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
- Побуждать родителей (законных представителей) и ребенка отражать свои впечатления от совместного отдыха средствами продуктивной деятельности;
- Повышать творческую активность родителей (законных представителей) и ребенка;
- Использовать мини-газету, как средство развития речи ребенка в детском саду.
«Мини газеты выходного дня» помогает ребенку закреплять представления о социальных явлениях, активизирует эмоции, память, стимулирует развитие речи и собственной активности.
В него собирают: фотографии, записывают краткую информацию об интересно проведенных выходных днях.
Благодаря этому, у ребенка появляется потребность рассказать о прожитом, что способствует развитию его речи.
Ребенок, рассматривая мини газету, показывает воспитателям и другим детям фотографии, рассказывает о своих событиях, узнает себя на фотографиях.
V Планируемые результаты проекта:
- У ребенка формируются представления о социальных явлениях, о значимости семьи в жизни каждого человека, активизируются эмоции, память, развивается речь.
- Формируется активность и заинтересованность родителей (законных представителей) в воспитании и развитии детей.
- Устанавливаются эмоционально близкие отношения ребенка и родителей (законных представителей) в процессе совместной деятельности.
План реализации проекта
Работа с ребенком
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождения», «Магазин».
- Рассматривание фотографий о семье, об отдыхе.
- Дидактические игры.
- Рассматривание «Мини газеты выходного дня» с воспитателями и детьми в группе.
- Рассказ ребенка по мини газете о проведенных выходных днях.
Работа с родителями (законными представителями)
- Беседа с родителями по теме «Проект «Выходного дня».
- Консультация на тему «Игра, как средство воспитания дошкольников»
- Памятка для родителей «Говорю с ребенком... на языке игры»
I Подготовительный этап - создание проблемной ситуации
Незнайка рассказывает ребенку о том, что на него обиделась игра, потому что он играл не правильно, и игра пропала. Просит помощи у ребенка вернуть игру. Педагог спрашивает ребенка: поможет ли он Незнайке? Любит ли он играть? Для чего нужны игры? Можно ли обойтись без них? Почему? Предлагает пофантазировать, что было бы если все игры исчезли? После обсуждения ситуации, воспитатель подводит итог: существует много игр, но необходимо знать, как в них играть. Педагог предлагает ребенку вместе собрать эту неизвестную и интересную информацию.
II Основной этап - непосредственная работа с ребенком, во время которого максимально раскрываются возможности ребенка. Воспитатель в соответствии с планом проекта, организует его работу в различных центрах совместно с другими детьми.
В группе организуем различные игры, в ходе которых закрепляем правила. Проводим беседы об истории возникновения игр и разъясняем правила.
Рассматривая мини газету, ребенок показывает другим детям и воспитателям фотографии, рассказывает о своих событиях, узнает себя на фотографиях. Благодаря этому, у ребенка появляется потребность рассказать о прожитом, что способствует развитию его речи.
III Заключительный этап - итоги проекта.
Изготовление мини газеты «Выходного дня».
Беседы «Как я провел выходные дни», «Самый лучший выходной».
Документы для скачивания: