Психология детей 6 7 лет мальчику. Воспитание шестилетнего мальчика
Дети 7 лет - это ребята, которые находятся в старшем дошкольном или в младшем школьном возрасте. Это значит, что в их психологии и физиологии обязательно в скором времени произойдут изменения. Многим родителям покажется удивительной, но это не значит, что это плохо. Просто будьте готовы к тому, что ребенок переходит на новый этап в своем развитии.
Этот возраст характеризуется тем, что малыш активен, открыт всему новому и оптимистично настроен к жизни в обществе. Он старается узнать все больше и больше информации, подружиться со всеми окружающими людьми. Параллельно с этим он овладевает навыками коммуникации, которые будут необходимы ему в школе.
Кроме того, возрастные особенности ребенка 6-7 лет бывают и физиологические. Они не менее важны, чем психологические.
Физиологические особенности дошкольников
Физиология - это изменение в строении организма во время взросления человека. У ребенка 6-7 лет можно выделить такие особенности:
- Тело пропорционально увеличивается.
- Рост колеблется в основном в пределах 113-122 см.
- Вес составляет 21-25 кг.
- Развиваются все нервные процессы в организме.
- Подвижность нервных процессов слабая. Например, девочка 7 лет еще не может быстро ответить мальчику, который оскорбил ее в садике, она, как правило, обижается и уходит или начинает плакать.
- Дыхательная система развита слабо, присутствует сильная нужда в кислороде.
- Сердечная мышца становится значительно толще. Также учащается сердцебиение, но оно не совсем ритмичное.
- Мышцы ребенка становятся больше и плотнее. Малыш становится сильнее. Однако мышечная система, как правило, развита неравномерно, поэтому в жизни ребенка должны присутствовать физические нагрузки.
- Работа органов чувств развивается стремительно, этому способствует постоянное обучение.
Взрослые и дети должны все время взаимодействовать. Родители должны принимать активное участие в развитии ребенка. Следите за состоянием здоровья и поведением малыша, чтобы вовремя заметить возможные нарушения. Заботливые и внимательные родители обычно предотвращают всевозможные проблемы, а если этого сделать не удается, заболевания быстро вылечиваются.
Не пренебрегайте также и словами ребенка. Если он хочет вам что-то сказать, выслушайте его. Часто дети сами сообщают, что они чувствуют дискомфорт. Эта информация помогает быстро устранить проблему из жизни семьи. Своевременно водите ребенка к доктору на осмотр, это является хорошей профилактикой всевозможных болезней.
Что происходит с психическим состоянием дошкольника
Дети 7 лет активно познают окружающий мир. Обычно в поведении малыша такого возраста можно заметить некоторые особенности:
- Он охотно воспринимает новые правила, о которых ему сообщили в школе. Ребенок открыт к общению со сверстниками и учителями.
- Ребенок способен рассматривать любую проблему не только со своей стороны. Постепенно он привыкает учитывать точку зрения окружающих.
- Ребенок понимает признаки многих предметов и может их анализировать. Например, мальчик 7 лет понимает, что перестанет работать, если погрузить ее в воду, а камень, который он бросит, может разбить стекло. В связи с этим дети становятся более осторожными.
- Ребенок начинает понимать, что в жизни присутствуют не только игры. Активно развивается познавательный процесс. Но в то же время малышу трудно долго концентрироваться на одной задаче, особенно если он не считает ее интересной.
- Малыш эмоционально и физически полностью готов к школе. Он способен на 30-45 минут сконцентрироваться на одной задаче. Кроме того, в стремлении узнать что-то новое дошкольник превосходит любого взрослого человека.
- Будьте внимательны, поскольку ребенок очень чувствителен к мнению окружающих людей. Девочка 7 лет, например, будет считать себя некрасивой, если об этом ей сообщил одноклассник. Важно объяснить ребенку, что не всегда слова окружающих верны, чтобы он не сформировал для себя свой неправильный образ.
Также стоит обратить внимание, что возрастные психологические особенности детей 6-7 лет не заканчиваются на общих положениях. Существуют и другие факторы, указывающие на то, что ребенок развивается в соответствии со своим возрастом.
Математические особенности детей старшего дошкольного возраста
Возрастные особенности ребенка 6-7 лет предполагают, что малыш:
- Способен складывать и вычитать числа.
- Может решать простейшие задачки и разбирать несложные головоломки.
- Способен правильно определять направление движения.
- Умеет считать хотя бы до 10.
- Правильно определяет, какое число больше, какое - меньше.
- Правильно определяет форму предметов. Знает, как выглядят простые геометрические фигуры.
- Знает простейшие математические знаки.
- Решает задачи в одно действие, может составлять такие задачи самостоятельно.
- Способен назвать в обратном порядке.
Наряду с такими математическими способностями у ребенка должно быть развито мышление.
Возрастные особенности ребенка 6-7 лет: логическое мышление
Возрастные особенности старших дошкольников проявляются и в логическом мышлении:
- Ребенок должен уметь выявлять закономерность и дополнять ряд предметов, следуя логике.
- Малыш способен найти лишний предмет, признак или число из предложенного ряда.
- Ребенок должен уметь составлять простые рассказы на основе предложенных картинок. Кроме того, он должен самостоятельно придумывать концовку различных историй.
- Дошкольник должен уметь объединять предметы в группы на основе общих признаков.
Математические способности не всегда определяют уровень развития ребенка. Также важно учитывать и другие составляющие в его мышлении. В частности, обратите внимание на развитие речи.
Речь старшего дошкольника
Возрастные особенности ребенка 6-7 лет проявляются и в его речи:
- Малыш должен уметь называть свое имя, фамилию, город, в котором он живет. Также он должен знать те же сведения о своих родителях.
- Ребенок должен знать наизусть свой домашний адрес и номер телефона.
- Взрослые и дети должны общаться, не чувствуя дискомфорта. Речь ребенка должна быть связной и слаженной, чтобы родители могли беспрепятственно его понять.
- Ребенок должен уметь интонационно окрашивать свои мысли.
- Малыш должен знать, когда ему рассказывают что-то, когда задают вопрос, когда требуют выполнения какой-либо задачи.
- Ребенок способен вести дискуссию и вступать в споры, задавать вопросы и формулировать собственные требования.
- Кроме диалога, малыш должен владеть и монологом.
- Ребенок должен знать большое количество стихотворений наизусть. Кроме того, желательно, чтобы он умел рассказывать их с выражением.
Полноценное развитие речи дошкольника невозможно без познания окружающего мира.
Познание окружающего мира
Возрастные особенности ребенка 6-7 лет обязательно должны сказываться на его стремлении познать окружающий мир. Он должен знать, как называются предметы, которые его окружают, кем ему приходятся люди, с которыми он живет и общается, как зовут домашних животных.
То есть малыш должен полностью ориентироваться в окружающей обстановке и адекватно оценивать ее. Дошкольник, который развивается гармонично, всегда осознает свое положение в обществе и ведет себя в соответствии с ним.
Поведение дошкольника в быту
Малыш, будучи частью общества, должен уметь:
- Звонить по телефону.
- Самостоятельно пришить пуговицу или зашить небольшую дыру.
- Культурно вести себя за столом.
- Соблюдать элементарные правила личной гигиены.
- Самостоятельно надевать верхнюю одежду, застегивать молнию и пуговицы, завязывать шнурки.
- Следить за чистотой своей одежды и обуви, за состоянием прически и ногтей.
- Распознавать знаки, которые подает светофор. То есть он должен быть компетентным в элементарных правилах дорожного движения.
- Понимать систему календаря. Он должен уметь определять месяц, день недели, число и время на часах.
Существенным фактором в развитии дошкольника является самооценка.
Самооценка ребенка
Самооценка - это важный показатель, говорящий о правильности развития дошкольника. Особенности этого критерия таковы:
- Ребенок должен стремиться соответствовать ожиданиям взрослых.
- Его самооценка в разных сферах жизни может значительно отличаться.
- Адекватность самооценки отсутствует. Она в значительной мере зависит от мнения окружающих.
Однако ребенок не должен стремиться выполнять все требования взрослых людей.
Произвольные особенности
Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно принимать решения. Это значит, что его поведение не всегда будет предсказуемым.
Для ребенка важно, чтобы вы:
- Подобрали для него школу, подходящую его типу личности.
- Не отдавали его в школу, если он не готов к этому.
- Оставляли ему время на игры и увлечения.
- Адекватно оценивали его готовность к школе.
- Не угнетали его самооценку гневными комментариями. Поймите, что малыш воспринимает все близко к сердцу.
- Научили его самостоятельно оценивать себя и результаты своей деятельности.
- Понимали, что успехи и неудачи малыша - это временные факторы. Не воспринимайте их на свой счет и не огорчайте ребенка критикой.
Таким образом, особенности ребенка старшего дошкольного возраста выражаются в его психологии и физиологии. Поэтому следите за изменениями в поведении малыша, чтобы предугадать возможные проблемы и вовремя справиться с ними.
В возрасте от 6 до 9 лет мальчишки вступают в первый период этапа подросткового взросления. Именно сейчас родителям предстоит познакомиться с «прелестями» срывов и внезапной смены настроения. Именно сейчас у вашего ребенка начинается важный период : становления характера, формирования взглядов на жизнь, самоопределения границ понятий «что такое хорошо» и «что такое плохо». Раньше малыш многое делал потому, что «так мама сказала», иногда не задумываясь о том, чего же по-настоящему хочет он сам. Теперь все изменится, и это будет не просто для всех.
Главное для родителей в этот период - запастись терпением и выдержкой , научиться понимать своего маленького бунтаря, постараться дискутировать и находить общие точки соприкосновения. Конечно, взрослым будет сложно свыкнуться с мыслью, что теперь сыну необходимо предоставить больше свободы , возможности выбирать, решать какие-то вопросы, учитывать его мнение, спрашивать согласия, но этому стоит учиться, ведь вам предстоит , а это - достойная задача, ради которой стоит постараться.
Важные новшества
В возрасте от 6 до 9 лет мальчику важно чувствовать свою уникальность и значимость : он хочет (характерно для первоклассников), в спорте, силе, беге, лучше остальных ездить на велосипеде, круче одноклассников разбираться в технике. Это только кажется, чтобыть мальчишкой легко и весело. На самом деле конкуренция в мальчишеском обществе достаточно сильная. Хочет он того или нет, ребенку придется отвечать на вопросы "кто сильнее?" или "кто быстрее?", и быть в этом случае самым лучшим - важно, ведь коллективы безжалостны к слабым тихоням и неумехам.
Задача родителей : направить желание ребенка в положительное русло, занять, заинтересовать, обучить и обязательно помочь поверить, что все получится.
Именно в этом возрасте мальчик становится максимально ориентированным на мужскую линию поведения : начинает играть в шумные игры, интересоваться оружием, спортом, подражать шпионам, героям кино и TV.
Важно : обеспечить ребенку внимание и поддержку со стороны мужской половины своей семьи, сыну важно почувствовать, что его приняли на равных, что он такой же, как и все мужчины.
Однако интерес к отцу и желание проводить с ним больше времени не означает, что мама отходит в жизни ребенка на второй план. В этом возрасте, как и всегда, мальчикам просто необходимо знать и быть уверенным в том, что мама его любит, всегда готова прийти на помощь , и на нее можно положиться.
Принимаем индивидуальность
Психологи заметили, что родители больше оказывают воспитательное давление на мальчика, чем на девочку, зачастую стараясь насильно привить ребенку правильные, на их взгляд, нормы мужественности, заставляя сына бегать, плавать, заниматься борьбой, лазать по деревьям.
Мама-форум ч анка под ником Malenkaya рассказывает : «Очень сложно было доказать мужу, а особенно его папе, что наш сын не хочет заниматься хоккеем и карате, а больше любит ходить на танцы! Чего я только не наслушалась от них, и даже от окружающих коллег-мужчин, которым я вдруг рассказывала, что сын увлеченно танцует в паре с девочкой! Даже то, что ребенку это действительно удавалось, и он за два года занятий стал победителем нескольких танцевальных соревнований, не стало для родных важным аргументом. Муж упорно пытается заинтересовать Кирилла футболом, а сын, чтобы не расстраивать папу, вздыхая, отбывает повинность и ходит с ним летом играть в мяч во дворе».
Дорогие папы, пожалуйста, не забывайте о том, что вашему сыну очень важно чувствовать ваше признание и любовь . Причем эти чувства должны быть безусловными: любите сына таким, какой он есть , не требуйте от него стать таким, каким вы хотите его видеть.
Также папам действительно важно проводить с ребенком достаточное количество времени , приходить вовремя домой, чтобы успеть погулять с сыном, поиграть и подурачиться. Именно эти простые моменты счастья будут поддерживать и согревать его в трудные минуты, когда вас, возможно, не окажется рядом, но внутренняя сила и уверенность в себе, коей вы в избытке наградите ребенка, обязательно поможет маленькому человеку сделать правильный выбор и найти свой путь.
Игры для мальчиков
Конечно, никто не будет спорить, что игра - важный аспект развития ребенка . В какие же игры играют мальчишки 6-9 лет и как они это делают.
Игры мальчиков в этом возрасте:
- активные и длительные : чтобы в этом убедиться, попробуйте зайти на переменке или после уроков в младшую школу и сами все увидите;
- требующие от участников достаточного количества сил, умения и ловкости : чтобы бегать друг за другом в процессе поиска «суперсекретной» информации или с целью поймать Тараса, выступающего сегодня в роли страшного «автобота», необходим достаточный запас энергии;
- редко прекращаются из-за ссор : в отличие от девочек, мальчики не тратят время отведенное на игру зря, выясняя отношения друг с другом. Конечно, они спорят друг с другом, более того, делают это с упоением и удовольствием, но быстро, рационально и по делу - они же будущие мужчины.
Интересный нюанс : мальчишки редко включаются в игру, если ее правила изначально им не интересны, они выстраивают их вместе до тех пор, пока с ними не будут согласны все участники.
А теперь подумайте, насколько увлекательным для семилетнего мальчишки является процесс мытья посуды? Абсолютная скука, правда. А разве захочется обговаривать что-то с папой, если сын постоянно слышит от него до боли знакомую фразу: «Делай, как я сказал, я лучше знаю!»
Давайте объявим домашние дела увлекательным квестом по поиску и уничтожению грязи, а в вопросе планирования первым делом выслушаем точку зрения ребенка и постараемся максимально учесть его предложения.
UAUA . info гарантирует - такое сотрудничество с ребенком научит взрослых и детей быть более гибкими и толерантными, а сын вырастет понимающим и коммуникабельным человеком.
Эмоции - в студию!
Многие родители, а особенно папы, в воспитании мальчиков придерживаются мнения, что с мальчишками надо поменьше «сюсюкаться», а не то ничего хорошего из него не вырастет.
Утверждение, с которым можно поспорить, но мы не будем пытаться переделывать взрослых людей, а предложим послушать мнение специалиста.
Мнение психолога Натальи Подоляк «Постарайтесь не забывать о том, что если взрослый человек, родитель, закрывает внутри себя свои эмоции, этому же он учит и своих детей. Ребенок в возрасте 6-9 лет пока не умеет полностью контролировать свои эмоции, его психологическое состояние еще не стойкое, и зависит от многих факторов, в том числе физиологических. Пытаясь сдерживать эмоции, быть серьезным и реагировать на происходящее «как папа», ребенок берет на себя непосильную задачу, с которой не в силах справиться. Право на эмоции и их выражение есть у каждого человека, вне зависимости от его половой принадлежности, поэтому не стоит лишать мальчика возможности поплакать, если он обижен или у него плохое настроение, не ограничивайте свое желание обнять и поцеловать ребенка, принимайте с пониманием его личность».
Чтобы не ограничивать ребенка в выражении собственных эмоций, предлагаем папам внести в общение с мальчиком эмоции в «мужском стиле» :
- больше обнимать сына - по-мужски, но без ограничений;
- ребенок сделал что-то хорошее, и вы горды им - горячо пожмите мальчишке руку (как делают все мужчины) и с улыбкой и от всей души скажите сыну приятные слова;
- - обычное «ты молодец» или «красиво сделано» полученное от любимого папы и щедро сдобренное искренними эмоциями сделает его счастливым;
- вместе с сыном пойте песни из любимых мультфильмов или энергично танцуйте под зажигательные мелодии - пусть это будет неуклюже и не в ноты, зато открыто и очень непосредственно (к тому же вас никто не увидит);
- разговаривайте - в наше динамичное время «дефицит исповеди» одна из самых распространенных проблем, как у детей, так и у взрослых. Если у сына возникли проблемы, и он пришел с ними к взрослым - радуйтесь, пока именно вы являетесь авторитетом для своего ребенка. Важно внимательно выслушать, разобраться в ситуации и искренне попытаться помочь, дать понятный совет, и напомнить что вы - всегда рядом, а не отмахнуться от «смехотворных» детских проблем, как обычно сидя «в обнимку» с телевизором или компьютером;
- читайте и мастерите - мужчина, который вместе с сыном читает журнал «Популярная механика» и тут же пытается смастерить с ним «летающую тарелку» из подручных средств - на правильном пути;
- занимайтесь спортом совместно - замечательный выход, если выбранный вид спорта одинаково приемлем и интересен как для отца, как и сына. Осилить хоккей, чтобы составить сыну компанию, проблематично? Становитесь на ролики - в этом виде спорта нет возрастных ограничений! Для любителей более традиционных видов спорта предлагаем велосипедные прогулки;
- привлекайте сына к мужским делам - если вы задумали сделать уборку на балконе, предложите сыну присоединиться. А там, перебирая с нетерпением ждущие тепла ролики, скейт и велосипеды, раскладывая по местам шурупы и болты, проверяя заряд аккумулятора на недавно приобретенном лобзике, вам обязательно найдется, о чем поговорить по душам, а также без нравоучений расскажите о том, как используется тот или иной инструмент. Попробуйте вместе смастерить элементарные полочки - переведите теорию в практику. А мама будет очень рада тому, что балкон перестанет напоминать городскую свалку и там наконец-то появится место для ее вазонов с цветами.
Причины кризиса 6-7 лет у детей. Как вести себя с ребенком 6-7 лет?
Через кризис 6-7 лет у детей проходит подавляющее большинство родителей. Что же делать с ребенком в такой ситуации и как себя с ним правильно вести, чтобы не травмировать психику? Сейчас узнаем!
Ваш ребенок просто стал немного старше, потеряв ту свою непосредственную импульсивность, которая выражалась в одном лишь единственном слове «хочу». Сейчас же он начинает понимать и уже осмысливать свое поведение, поступки и даже реакции.
Конечно же, это «хочу» еще во многом проявляется в семь лет, но уже с толикой опаски. Например, взял ваш ребенок конфету без спроса и его реакция, быстрее её съесть (вымыв руки и перепачканный рот), чтобы мама не узнала.
А, каким хорошим был тот момент, когда вы своего ребенка с такой легкостью понимали, предугадывали его поступки и действия. Сейчас же у вашего малыша появилась своя внутренняя жизнь, в которую он пока не знает, кого можно впускать. И от этого еще тяжелее становится родителям.
Ребенок начинает учиться контролировать свое поведение, эмоции, иногда манипулируя чувствами близких. Например, если ребенку не хочется куда-то идти или ехать он просто напросто придумывает осмысленные отговорки (ножки болят идти, животик болит и т.д.). Либо же убежав и спрятавшись, или уткнувшись носом в подушку, он может «досыта» нареветься от обиды и придти уже к вам в нормальном состоянии, а вы лишь догадывайтесь, что он плакал, по следам от слез на щеках.
Малыш начинает все обобщать и делать выводы в свой адрес о том, какой он (добрый, негодный, «помощница» и т.д.). Ребенок собирает одним разом всю память в «кулак», вспоминая все моменты своей жизни, и здесь уже делает оценку «своего Я» и отношения к нему окружающих людей.
Пример: мальчик играл с другими мальчишками во дворе в футбол, но его брали всегда только для того, чтобы посмеяться над ним из-за его неуклюжести, плотного телосложения («Медведь» идет). Сначала на это он не обращал внимания, но со временем у него начал проявляться внутренний характер и он «на отрез» отказался играть в футбол, а также начал искать что-то наиболее для него подходящее, где уж точно не высмеют.
В возрасте 6-7 лет ребенок также начинает различать, где правда, а где простой вымысел. Многие, конечно, еще продолжают верить в Деда Мороза, но не все уже верят в Бабу Ягу и в то, что Серый волк придет и заберет их, если они не будут спать.
Наступает такой момент (кризис 6-7 лет), когда ребенок просто, как бы очнувшись от мира детства, видит окружающий его мир взрослых, в котором все, всё знают и всё умеют. И ему сразу хочется стать взрослым, по-своему понимая, что это наиболее выгодный вариант, чем быть просто малышом. Начинается смена старых стереотипов на новые и происходит как бы ломка (кризис 7 лет у детей), то есть начинается процесс познания окружающего мира и требования получения новых знаний.
У ребенка в 6-7 лет, а иногда и раньше появляется желание вести себя не так как прежде, как привычно, а по-другому, по-своему, по-новому и в этом не нужно ему мешать, а надо лишь быть рядом, помогать, поддерживать и защищать, вместе с ним преодолевая кризис 6-7 лет.
Как вести себя с ребенком 6-7 лет?
Итак, как же при наступлении кризиса 6-7 лет вести себя с детьми их родителям? Это довольно таки актуальный вопрос в любое время. Лев Семенович Выготский неоднократно подчеркивал в своей периодизации, что в это время возрастные особенности ребенка изменяются, за счет чего происходит смена как внутренней, так и внешней его жизни.
У дошкольника в период кризиса 7 лет начинает проявляться негативное неадекватное поведение, родители же в ответ на такие проявления начинают вести себя более требовательно, напористо и настойчиво, что приводит к созданию еще большего конфликтного состояния. Такие методы воспитания (ставить в угол и т.д.) уже можно считать устаревшими. Самое главное – это найти взаимопонимание с вашим ребенком. А, как это и сделать?
В первую очередь нужно понять причины кризиса 7 лет у детей, и то, что ваш ребенок подрос, вести себя как «маленький» он уже не собирается, потому что он наконец-то стал «большим». Если ваш малыш проявляет инициативу, либо самостоятельность в чем-то, то вы, в свою очередь проявляйте немного терпения, не реагируйте сразу на все свысока и негативно. Помните, малыш старается, даже если в результате испорчена ваша любимая скатерть, ваза или что-то другое – не спешите ругать его.
Строгий контроль всех действий и поступков вашего «солнышка» или же наоборот их игнорирование и вседозволенность – это не верный подход. Вам, обязательно нужно приучать ребенка к ответственности, нельзя все «спускать с рук», иначе это может привести вас к нервному срыву.
Пусть ребенок прочувствует сам, как это быть ответственным и самостоятельным. Например, после нескольких криков «Иди кушать», ваш ребенок наконец-то соизволил явиться, ваши действия должны быть следующими: скажите, что еда уже остыла и чтобы покушать, нужно все подогреть, а как это сделать вы не знаете. И, спокойно уходите, не слушая ничего, но контролировать, пусть даже издалека, все-таки нужно.
За каждый совершенный проступок, есть свое наказание. А, уж каким оно будет решать вам. Но не перегибайте палку!
Не мешайте ребенку, если он спокойно и увлеченно что-то делает (даже если при этом присутствует пыхтение или сопение), он же не просит вас о помощи, значит она ему, не нужна. Дайте вашему малышу возможность повзрослеть самостоятельно, но при этом всегда находитесь рядом.
Вот еще один пример: вы вместе копили деньги в копилке, в его (её) день рождения разбили это хранилище, достали оттуда сбережения, подсчитали – «Ага! Здесь хватает денег только на мороженое или на шоколадку (куклу, конструктор и т.п.)» – говорите Вы. «Тебе нужно самому (ой) выбрать, что же купить сейчас в магазине» и отдаете деньги. Ваш ребенок, немного, конечно, растерявшись, все же сделает свой выбор, и уж поверьте, этот выбор он запомнит надолго.
В общей сложности, кризис 7 лет – это состояние психологического дискомфорта, так как ваш ребенок уже готовится к началу «взрослой», школьной жизни, а это новые знания, люди, взгляды, интересы.
Главное найти взаимопонимание, т.к. в этом возрасте ваш малыш особенно остро нуждается в поддержке, любви и нежности. Делитесь с ним своими трудностями и переживаниями, он услышит и проникнется (не хочет ложиться спать, скажите ему, что вы так устали и очень хотите спать, а его компания была бы кстати, конечно может быть он и не сразу пойдет спать, но кричать уж на него не придется).
Дайте, возможность ему заботиться о вас, проявлять чуткость и внимательность, пусть даже совсем маленькую долю, но со временем, эта забота воспитает в вашем ребенке самые лучшие качества (доброта, сострадание, отзывчивость, чуткость, нежность и т.д.). Через кризис 6-7 лет приходится проходить практически всем родителям. Поэтому остается пожелать вам терпения и чуткости.
У кого, как не у папы, нужно учиться мужественности. Малыш, осознав только свою принадлежность к мужскому полу, с малых лет начинает копировать поведение отца. Привычки, манера общения, одежда, прическа – все это ребенок впитывает как губка, поэтому папе маленького сынишки нужно быть особенно аккуратным, чтобы ребенок не перенял отрицательные стороны его поведения. Отцу может только казаться, что ссора с мамой проходит между ними двумя. На самом деле малыш наблюдает и запоминает все на подсознательном уровне.
- Второе правило для мамы -воспитывайте у сына уважительное отношение к отцу.
Даже если отец не много времени уделяет ребенку, все равно говорить о папе нужно уважительно: «Вот придет папа и починит машинку», «Папа придет и нам поможет» … В противном случае критика папы может вылиться в то, что ребенок будет копировать его поведение в подростковом возрасте и взрослой жизни.
- И еще одно важное правило - прививайте сыну уважительное отношение к женскому полу.
Это особенно актуально, если малыш уже пошел в школу, ведь в классе он будет учиться совместно с девочками, а возможно, даже сидеть с какой-нибудь из них за одной партой. Сын должен понимать, что девочку нужно защищать и помогать ей. Подобная линия поведения прививает малышу мужественность.
Как воспитать мальчика правильно
Мальчики, в отличие от девочек, менее усидчивы и послушны. В попытках самоутвердиться они устраивают драки, шалости, капризничают. Если ситуацию выпустить из-под контроля, в более старшем возрасте проблемы могут усугубиться – ребенок может начать курить, хамить.Чтобы не допустить этого, мать и отец должны принимать равное участие в воспитании мальчика 6-7 лет. Причем важно понять, что материнская и отцовская любовь имеют разный характер, поэтому нужно соблюдать баланс.
Рассмотрим на примерах.
В семье, где мама принимает решения, а папа остается безучастным в силу того, что его инициативы подавляются, сын вырастет бесхарактерным, и во взрослой жизни в лучшем случае будет целиком зависеть от жены, в худшем – не сможет оторваться от маминой юбки. Поэтому важно, чтобы отец тоже имел вес в семье, и ребенок это видел.
А вот обратная ситуация.
В семье слишком властный отец. Ребенок, подавленный излишней отцовской строгостью, может вырасти неуверенным в себе человеком или копировать во взрослой жизни поведение отца, т.е. проявлять агрессию в собственной семье.
Еще один пример.
Ребенок слишком окружен опекой мамы. Несомненно, мальчик тоже нуждается в любви и заботе. Но некоторые мамы перегибают палку, до 40 лет беспокоясь о том, поел ли сын, надел ли шапку. В итоге мальчик вырастает слабым и безвольным человеком, не способным нести ответственность за свою жизнь. Давайте сыну больше свободы и с малых лет учите принимать решения самостоятельно.
Воспитывая мальчика 6-7 лет, придерживайтесь золотой середины, доверия, уважения каждого члена семьи и теплых отношений.
Процесс воспитания ребенка в такой атмосфере будет протекать гораздо проще, и гораздо легче можно будет управлять поведением сына.
Несмотря на важную роль отца в воспитании мальчика 6-7 лет, мама, воспитывающая малыша одна, тоже может сделать из него настоящего мужчину. Пусть такой малыш побольше общается с добрым соседом, которому вы доверяете, с дедушкой, с папой сына вашей подруги или спортивным тренером. Способов приобщения ребенка к мужскому миру не мало.
Помните, главное в психологии воспитания мальчика 6-7 лет – хороший пример для подражания. Хотите вырастить умного малыша, читайте с ним книжки. Пусть малыш видит, как папа читает газеты, интересуется техникой – ребенок тоже к этому приобщится. Хотите, чтобы ребенок рос аккуратным, поддерживайте порядок в доме, показывает своим примером, как складывать одежду. В общем, помните, что ребенок замечает все и за всем наблюдает.
А о том, как правильно воспитывать девочку вы узнаете в нашей статье
На вебинаре «Точка кипения. Конфликты в семье» рассказывает о том, как
молодым родителям справляться с конфликтами в семье, помогает увидеть
семейные ссоры с разнообразных сторон и выбрать для своей конкретной
ситуации самое подходящее решение.
По сложности протекания кризис у детей 6-7 лет может сравниться разве что с подростковым кризисом. В этом возрасте заканчивается беззаботная дошкольная жизнь малыша, он приобретает новый статус – первоклассника. Во многом кризис детей 6-7 лет обусловлен навалившимися на них обязанностями, с грузом которых маленькие ученики не всегда могут справиться без помощи родителей.
С чем связан кризис семилетнего возраста у детей
Примерно в семилетием возрасте родители сталкиваются с определенным кризисом личности, связанным с тем, что малышу нужно идти в школу. Здесь начинается новый период в жизни ребенка - младший . Родители, конечно же, весьма обеспокоены тем, насколько их чадо готово к тому, чтобы пойти в школу, справится ли с усвоением программы, как его примет новый коллектив.
В силу возрастной психологии справиться с кризисом у ребенка 7-ми лет можно только при комплексном подходе. Иногда требуется привлечение специалистов. Большинство родителей полагают, что наиболее важными моментами обучения в школе являются умение делать то, что говорят, сдерживать свои эмоции, выслушивать указания и т. д.
На первый взгляд может показаться, что ребенок постепенно достигает требуемого уровня психического развития. Действительно, о кризисе 6-летнего возраста звучат упоминания намного реже, так как в этот период малыш имеет относительно стабильную систему взаимоотношений с родителями, другими членами семьи и сверстниками. Данные отношения регламентируются при помощи целого ряда норм и требований. Ребенок выполняет ряд определенных обязанностей, например, соблюдает режим дня, помогает родителям по хозяйству и пр., кроме того, у него имеется определенное количество свободного времени.
Однако через некоторое время родители сталкиваются с одной очень важной проблемой - их чадо становится непослушным, раздражительным, все чаще капризничает. Кризис 7 лет ребенка проявляется регулярными конфликтами с взрослыми, младший школьник игнорирует те обязанности, которые раньше выполнял чуть ли не с удовольствием.
Родители замечают, что их ребенок перестал с ними взаимодействовать и никак не реагирует на напоминания, связанные с отходом ко сну, временем приема пищи и т. п. Позже он начинает спорить, прекословить, в значительной степени нарушать установленный режим дня, капризничать.
Стоит отметить, что в этот период жизни у ребенка наблюдается довольно серьезная стрессовая ситуация, связанная с тем, что социальная ситуация малыша резко меняется. Она приходит на смену отношениям между ребенком и родителями, виды деятельности младшего школьника заменяются новыми. Такой переход часто проходит довольно болезненно, он обычно сопровождается упрямством, различными негативными проявлениями. На данном этапе родители приходят в определенное замешательство - если ребенок перестает их слушать, не соблюдает ряд элементарных правил, то, как же он будет слушать учителя, когда пойдет в школу?
Психология кризиса детского возраста в 6-7 лет
Однако если рассматривать сложившуюся ситуацию с точки зрения психологии, то в кризисе у ребенка 7 лет ничего удивительного нет. Это вполне закономерный этап развития его личности, когда он переживает один из важнейших периодов своей жизни. Психологическое пространство образовавшегося кризиса представляет собой ту самую область, где ребенок начинает пробовать свои формирующиеся способности.
Дело в том, что прежде чем понять, каково это - действовать по определенным правилам, ребенок сначала должен осознать эти правила, выделить их из сложившейся жизненной ситуации. Именно это и служит причиной кризиса и непонимания между ним и его родителями. Дети постепенно выделяют те правила, которые были установлены для них, и первая их реакция - нарушение, что является вполне закономерным явлением.
А как понять, что у детей 7 лет начался кризис на физиологическом уровне? Молодой организм проходит активную стадию биологического созревания. К этому возрасту окончательно формируются лобные отделы больших полушарий головного мозга. Благодаря этому ребенок приобретает способность целенаправленного и произвольного поведения, он оказывается в состоянии планировать свои дальнейшие действия.
В этом же возрасте увеличивается подвижность нервных процессов, однако по-прежнему ключевыми являются процессы возбуждения, именно из-за них малыш непоседлив, его эмоциональная возбудимость находится на повышенном уровне. На развитие кризиса ребенка в 7 лет воздействует целый ряд окружающих неблагоприятных факторов. Психика малыша начинает по-новому реагировать на разного рода вредные внешние раздражители. К примеру, если малышу плохо, то у него возникают психомоторные возбуждения, заикания или тики. В младшем школьном возрасте у многих детей повышена общая эмоциональная возбудимость, регулярно появляются симптомы и синдромы страхов, он начинает чаще, чем раньше, проявлять агрессию.
Близость школьной скамьи также провоцирует кризис ребенка 7-го года жизни, и это связано с образованием внутренней позиции будущего первоклассника. В этом возрасте ребенок постепенно утрачивает свою детскую непосредственность. В более младшем возрасте его поведение является относительно понятным для окружающих его людей, в первую очередь для родителей. Когда у него начинается кризис семилетнего возраста, даже посторонний наблюдатель сможет заметить, что малыш лишился своей наивности и непосредственности в поведении. В общении с окружающими людьми, как со сверстниками, так и со старшими, тоже происходят определенные изменения. Его действия, начиная с этого возраста, объяснить не так легко.
Утрата непосредственности связывается с тем, что в поведение ребенка начинает вклиниваться интеллектуальная составляющая. В некоторых случаях поступки кажутся искусственными или натянутыми, они не всегда четко проявляются. Поэтому наиболее существенная черта кризисной ситуации этого возраста - разведение внешней и внутренней стороны личности, из-за которой возникает большое количество разного рода переживаний.
В этом возрасте он впервые пробует обобщить те эмоции, которые происходят внутри него. Если ситуация повторялась с ним неоднократно, то малыш в состоянии осмыслить ее и сделать вывод, как относиться к самому себе, своим успехам и положению. Он может примерно представлять себе, как отреагируют окружающие на тот или иной его поступок. Однако у переживаний есть и другая сторона - зачастую они вступают в конфликт друг с другом, что, в конечном счете, приводит к возникновению внутренней напряженности. Это не может не сказаться на психике ребенка.
Стоит отметить, что переживания ребенка в 6-7 лет имеют целый ряд своих особенностей. Они приобретают конкретный смысл, т. е. ребенок становится способен понять, какого рода переживания происходят в его душе - радуется он, огорчается, сердится и пр.
Очень часто бывает, что переживания ребенка связаны с тем, что он впервые в жизни сталкивается с новыми трудными или неприятными ситуациями, из которых ему приходится искать выход. Однако обобщение переживаний является одним из ключевых моментов для того, чтобы малыш смог преодолеть кризис семилетнего возраста.
Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, он постепенно начинает осознавать свои возможности, в его голове начинают формироваться такие жизненно важные понятия, как самолюбие и самооценка. Они в значительной степени отличаются от того, что происходило с ним раньше. Ребенок младшего возраста очень любит себя, однако самолюбия (если его воспринимать в качестве обобщенного отношения к своей личности) и самооценки в нем не наблюдается.
Кризис развития ребенка 7-го года жизни: первый раз в первый класс
Помимо этого, кризис семилетнего возраста у детей психологами связывается с формированием нового для ребенка системного образования - внутренней позиции первоклассника. Возникает оно не ежеминутно, а начинает закладываться в психике малыша, начиная приблизительно с пяти лет. Дети постепенно осознают, что в ближайшее время им придется идти в школу, многие из них ждут этого момента как праздника, для них более привлекательными становятся серьезные дела, которые уже выбиваются из игрового процесса. Поэтому зачастую ребенок на этой стадии начинает нарушать сложившийся распорядок дня в детском саду, общество младших дошкольников становится для него в тягость. Он начинает понимать, что ему необходимы новые знания. Таким образом, возникает потребность в учении, которая может реализоваться после того, как малыш первый раз отправится в первый класс.
Иногда ситуация начинает развиваться в другом ключе. Детский кризис 7 лет может развиться и в том случае если дети под влиянием определенных обстоятельств не оказываются на школьной скамье, однако их позиция школьника к этому моменту полностью сформировалась. У детей возникает желание пойти в школу, они стремятся занять новое положение в обществе, обыкновенная дошкольная деятельность перестает их удовлетворять. Ребенок в этом возрасте стремится, чтобы его новая социальная позиция была признана окружающими. Он начинает протестовать против того, что родители относятся к нему как к маленькому. При этом совершенно не важно, где это происходит - на улице, среди незнакомых людей, или же дома, когда рядом только близкие люди. Подобный протест может выражаться в самых разных формах.
Само собой разумеется, что кризис семилетнего возраста формируется не ежеминутно, поэтому психологи выделяют сразу несколько этапов становления позиции будущего школьника. Прежде всего, они отмечают, что ближе к семи содам дети начинают положительно воспринимать школу, Даже несмотря на то, что основные содержательные моменты учебного процесса остаются для них загадкой. По большому счету, такая позиция ребенка остается еще дошкольной, он ее попросту переносит на школьную почву. Ребенок стремится пойти в школу, однако не собирается менять свой привычный образ жизни. В его сознании формируется позитивный образ этого учебного заведения за счет внешних атрибутов: ему становится интересно, есть ли там определенная форма одежды, как будут оценены его успехи, как придется там себя вести.
Следующий этап развития позитивной позиции будущего ученика по отношению к школе представляет собой возникновение ориентации на действительность учебного заведения, в частности, на ее содержательные моменты. Однако, прежде всего ребенок обращает внимание не столько на сам обучающий процесс, сколько на социализацию в коллективе.
Последний этап, связанный с формированием кризиса 7-летнего возраста, представляет собой непосредственное возникновение позиции ребенка, когда у него уже формируются социальная направленность и окончательная ориентация на ключевые составляющие жизни в самой школе. Однако, как правило, школьник полностью осознает это только ближе к началу третьего класса начальной школы.
Кризис младшего школьника и мотивы первоклассника
Кризис младшего школьника во многом провоцируется активным развитием мотивационной сферы, когда у него появляются новые мотивы совершить или не совершить тот или иной поступок. Здесь ключевую роль играют мотивы, которые могут побудить будущего первоклассника отправиться в школу:
- познавательная деятельность, выражающаяся в учебном процессе;
- мотивы, направленные на появление новых знакомств, кроме того, они связаны с принятием как данности того, что учиться необходимо;
- ребенок стремится занять новое положение в отношениях с окружающими его людьми, т. е. он, по большому счету, переходит из одной социальной группы (дошкольники) в новую (учащиеся средней школы);
- мотивы, которые имеют внешнюю направленность, ведь ребенку приходится так или иначе подчиняться требованиям, предъявляемым ему взрослыми людьми; V игровой мотив, переносимый в его сознании в новую сферу, которая теперь представляет собой учебу;
- соревновательный мотив, базирующийся на получении более высокой оценки по сравнению с другими учащимися класса.
Чтобы подробно изучить все мотивы, которые движут поведением ребенка, можно воспользоваться одним хорошо проверенным психологическим методом. Предложите малышу небольшой рассказ, где каждый из героев по-своему объясняет свое желание идти или не идти в школу. При этом ребенок должен будет выбрать одну из предложенных версий. Как говорят детские психологи, дети в возрасте около шести лет имеют высокую побудительную силу игрового мотива, который зачастую сочетается с социальным или позиционным мотивом. В обучающих условиях (если 6-летний ребенок уже посещает школу) данный мотив постепенно отходит на второй план, а ему на смену приходят позиционный и познавательный. Этот процесс идет значительно медленнее, чем у шестилетнего ребенка, который пока не ходит в школу.
Эти данные говорят о том, что отдавать ребенка в школу до тех пор, пока он не достигнет определенного возраста, не следует. Так называемы1 «кризис первого класса» может весьма негативно сказаться на его развитии.
Психологи заметили, что между дошкольным и младшим школьным возрастом ребенок резко меняет свою самооценку. До достижения шести-семи лет он воспринимает себя исключительно положительно, причем это совершенно не зависит от того, в какой сфере он себя оценивает. Психологи наглядно демонстрируют проявление кризиса детского возраста в 6-7 лет при помощи простейшего упражнения под названием «Лесенка». Ребенку предлагают определить свои навыки и умения и поставить их на определенную ступень лестницы в зависимости от того, как он оценивает себя. Дети до шести лет всегда ставят себя на самую верхнюю ступень и определяют свое развитие как наиболее высокое.
Перед поступлением в школу ответы ребенка начинают резко изменяться. Во многом кризис первоклассника связан с тем, что он начинает разграничивать Я-реальное (тот человек, каким он является на самом деле в настоящий момент) и Я-идеальное (кем бы он хотел стать или какими навыками овладеть). Самооценка растущей личности становится более адекватной, малыш не собирается больше располагать себя на самой высокой ступени, однако уровень притязаний, который диктуется ему со стороны идеального Я, остается очень высоким.
В этом же возрасте очень сильно меняется отношение ребенка к взрослым. Примерно к семи годам дети постепенно начинают отличать свое поведение при общении с близкими людьми и прочими взрослыми, пусть даже и посторонними. Если спросить шестилетнего ребенка, о чем с ним может заговорить посторонний человек, то он ответит, что он предложит поиграть, позовет куда-нибудь. Получается, что дети в шестилетнем возрасте воспринимают чужих взрослых людей как приятелей или же, как близких. Но буквально через пару месяцев после того, как ребенку исполняется шесть лет, он может предложить сразу несколько вариантов относительно общения с посторонним человеком, рассказать, чего именно он ждет от обращения чужого. Например, дети зачастую говорят, что посторонний может попробовать узнать их адрес, имя и телефон. Они начинают постепенно различать разницу общения между близкими и чужими людьми.
В возрасте семи лет начинают формироваться произвольная умственная деятельность и поведение. Именно в этом возрасте ребенок становится способен воспринимать и удерживать ряд определенных правил, причем их значимость существенно возрастает. Все эти способности появляются в связи с тем, что в сознании ребенка возникает довольно сложная цепочка понятий.
Статья прочитана 21 665 раз(a).